Святитель николай японский

Николай Японский: житие православного самурая — Православный журнал «Фома»

16 февраля — день памяти святителя Николая Японского. Будущий Святитель родился в 1836 году в Смоленской губернии.

В 60-х годах XIX века  в российском государстве возникла идея о развитии православной миссии в Японии. Получивший к тому времени духовное образование, Иван Касаткин, так звали святителя в миру, решил посвятить себя этому служению.

Принеся монашеские обеты он отправился служить в церкви при русскому консульстве в городе Хакодате.

Групповая фотография участников Всеяпонского Православного Собора 1882 г.В центре сидит св. равноап. Николай Японский

Обратите внимание

К проповеди  среди японцев святитель  готовился с настоящим восточным упорством — в течение 8 лет — изучал японский язык, быт, культуру этой страны.

После этого он возглавил Русскую Духовную Миссию, открывшуюся в столичном Токио.

Здесь был построен православный храм, открылась духовное училище, началось издание местного «Церковного вестника», переводились книги, был создан богословский словарь. Службы и преподавание велись на японском языке.

Труднейшим периодом в жизни святителя стала Русско-японская война 1905 года – святитель, преданный своей японской пастве, не мог не болеть за русских солдат, помогая пленным.

За полвека миссионерской работы святителя Николая, в Японской Православной Церкви было образовано 266 общин, окормлявших 33 017 православных японцев. В составе епархии был 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Сегодня автономная Японская Православная Церковь — это три епархии, включающие в себя 150 приходов, на которых служит 40 священнослужителей. Все это — наследие святителя Николая.

10 фактов о святителе  Николае Японском

1) Что бы добираться до семинарии губернского города Смоленска, будущему святому пришлось пройти пешком более 150 верст. Иван Касаткин был из духовного сословия,  и был воспитан с верой в то, что должен обязательно следовать пути его отца-священника.

2) Дорога до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь святитель проехал в кибитке. «Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе и все обновится…», — вспоминал святитель в своих дневниках.

Артёмова Мария, 13 лет

3) Проповедь христианства в Японии долгое время каралось смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство, как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», —  рассказывал архиепископ Николай.

Артёмова Мария, 13 лет 

Важно

4) Во время занятий японским языком отдыха просили учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга – столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком.

5) Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу. Однажды отец Николай зашел в буддийский храм, гостя стали усаживать, но ни одного стула рядом не оказалось. Тогда ему вежливо предложили сесть на жертвенник, к великому удивлению растерявшегося миссионера.

6) Первого японца отец Николай, несмотря на угрозу смерти, крестил уже через 4 года своего служения. Им стал бывший жрец синтоистского храма.

Тот всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха Николая, встречаясь с ним в доме консула, и святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?». Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии».

«А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабе был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем.

Рисунок Ксении Козловой, 13 лет. “Бедные японцы молятся перед иконой св. Николая Японского”

7) Поучая, святитель говорил об очень простых вещах, но всегда зажигал сердца.

Земледелец, учитель, воин, купец –   все они необходимы для человечества, — говорил епископ —  всем им быть повелел Господь.

Пусть они трудятся в сознании этого, тогда одним исполнением своего служения получат Царство Небесное. Был внимателен к людям, посещал дома, терпеливо и часто подолгу беседовал с язычниками.

8) В течении 30 лет, каждый день, ровно в шесть часов вечера входил в келью отца Николая  его постоянный сотрудник по переводам  Накаи-сан. Он садился рядом с епископом на низенький табурет и начинал писать под диктовку переводы духовных книг на японский язык. Работа продолжалась четыре часа. Откладывалась она только в дни вечерних богослужений и праздников.

Совет

9). Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905. Рискуя жизнью он остался с Японской Православной Церковью.

Будучи сам горячим патриотом России, епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для Японии, поэтому он настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей страны.

Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору.  Но сам во время войны в общественном богослужении не участвовал —  не мог молиться о победе Японии над его отечеством.

Рисунок Ксении Козловой, 13 лет

10) С юбилеем служения владыку Николая поздравлял сам губернатор Токио. Владыка согласился торжественно отпраздновать юбилей служения в Японии, зная, что праздник привлечет внимание многих, и это послужит большему распространению Веры Христовой.

Источник: https://foma.ru/nikolaj-yaponskij-zhitie-pravoslavnogo-samuraya.html

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (†1912)

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский — третий русский святой за всю историю христианства в России, прославленный в лике равноапостольных — после святых князей Ольги и Владимира. Основал и был первым иерархом Православной Церкви в Японии.

Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. Достаточно было сказать одно слово «Николай» и буквально каждый рикша в Токио сразу знал, куда нужно было доставить гостя. О нем писали, что знать о нем как можно более подробно — долг всякого русского человека, потому что такие люди, как архиепископ Николай, — гордость и украшение своей страны.

Святой равноапостольный Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии в семье бедного диакона Димитрия Ивановича Касаткина. Мать умерла, когда мальчику было пять лет. Святитель очень любил своего отца, благодарно вспоминал его и до самой смерти родителя посылал ему часть своего жалованья.

Блестяще окончив Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию, он в 1857 году в числе лучших учеников был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию на казённый кошт (содержание).

В 1860 году, случайно прочитав приглашение занять место настоятеля домовой церкви при русском консульстве в Хакодатэ в Японии, он, 26-летний юноша, совершенно неожиданно для себя решает отправиться в Японию для проповеди христианства.

Тогда же в 1860 году в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла он был пострижен в монашество с именем Николай. «Я много мечтал о своей Японии, — вспоминал он позднее. — Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая меня с букетом в руках.

Вот пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится».

По дороге в Японию святитель зазимовал в Сибири, где состоялась его встреча с прославленным миссионером — архиепископом Иннокентием (впоследствии митрополитом Московским, апостолом Америки и Сибири), который ласково принял его и благословил. Видя бедную рясу иеромонаха, епископ Иннокентий купил хороший бархат и сам выкроил из него рясу отцу Николаю. Также он возложил на отца Николая наперсный бронзовый крест, полученный за участие в Крымской кампании.

2 июля 1861 года иеромонах Николай прибыл в Хакодатэ (о.Хоккайдо). Но начать миссионерскую деятельность молодому иноку было чрезвычайно трудно. С одной стороны его одолевали сомнения в правильности избранного пути.

Обратите внимание

Мысли о семейной жизни и о возвращении в Россию неотступно преследовали его. «Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы.

Все три врага: мир, плоть и диавол — со всей силою восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повергнуть меня в первом же темном, узком месте».

С другой стороны и политическая обстановка была довольно острой. Позднее святитель вспоминал: “Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи”. Исповедание христианской религии было запрещено под страхом смертной казни.

Святитель Николай стал изучать японский, по его выражению «варварский язык, положительно труднейший на свете, так как он состоит из двух: природного японского и китайского, перемешанных между собою, но отнюдь не слившихся в один».

Он занимался по 14 часов в сутки, посещал литературные собрания и языческие храмы и через восемь лет упорных трудов достиг того, что стал как бы природным японцем, отлично знающим историю и всю японскую литературу, как древнюю, так и новую, основательно изучив буддизм, синтоизм и конфуцианство.

Понемногу святитель Божий стал сеять семена христианского учения. Первым обращенным в православие японцем стал бывший самурай и жрец Такума Савабе (1835-1913), превосходный фехтовальщик, член тайного общества, враждебного к иностранцам. Однажды он зашел к святителю, чтобы, высказать свое презрение и ненависть к христианской вере.

Однако через неделю таких бесед Савабе сделался в душе своей христианином, затем принял православие, получив в святом Крещении имя Павла. На Савабе тут же обрушились тяжкие испытания. Его жена сошла с ума и через несколько месяцев в припадке болезни сожгла собственный дом. Тогда же он был заключен темницу.

Но испытания лишь укрепили ревность Павла, и в 1875 году он был рукоположен в священника.

Иерей Павел Савабе

Спустя год Савабе привел к отцу Николаю своего друга, врача Сакаи. Еще через год к ним присоединился врач Урано. Много позже, при крещении (отец Николай не спешил с ним, давая своим ученикам возможность лучше усвоить истины новой веры), они получили имена апостолов: Павел, Иаков, Иоанн.

Вдохновленный успехом проповеди, а также учитывая позитивные перемены в политической жизни страны, отец Николай решает ходатайствовать перед Святейшим Синодом об открытии в Японии Русской духовной православной миссии.

В апреле 1870 года распоряжением Святейшего Синода в Японии была открыта православная миссиия в составе начальника, трех иеромонахов и причетника.

Иеромонах Николай был назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита.

Важно

Церковь Христова, основанная тайно в Хакодатэ, стала расти и крепнуть по всей Японии. Начали строиться храмы, совершаться богослужения, устраиваться публичные диспуты и собеседования, образовываться христианские общины, открываться школы и семинарии. В признание заслуг архимандрита Николая Святейший Синод 30 марта 1880 года в Петербурге рукоположил его в епископа Японского.

Оставив хакодатскую церковь на прибывшего из России иеромонаха Анатолия (Тихай), 4 февраля 1872 года Святитель Николай перебрался в Токио.

Посреди японской столицы на холме Суругадай, который был куплен Россией для Русской миссии, возвели кафедральный Воскресенский собор, который получил в народе имя Сейдоо-Никорай (храм Николай).

Рядом располагались духовная семинария, женское училище, миссионерское управление, типография, жилище архиепископа и ближайших его помощников. К этому времени в Японии уже насчитывалось 216 православных общин, а число обращенных в христианство приближалось к 19 тысячам.

Главным делом святителя, начатым еще в Хакодате, был перевод на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. Тридцать лет с великим усердием святитель Николай трудился над переводом. Это была кропотливейшая работа.

За 4-5 часов работы ему удавалось перевести не более 15 стихов.

Им переведены почти весь Ветхий Завет, весь Новый Завет, весь круг богослужебных книг, а также Православное вероисповедание” святителя Димитрия Ростовского, катехизис, “Краткая Священная история” и многое другое.

Читайте также:  Преподобный леонид устьнедумский

Библия на японском

Из бывших студентов семинарии составился целый коллектив переводчиков, работавших над переводом не только русской богословской, но и русской художественной литературы. Святитель писал: «Пусть переводят и читают.

Узнав русскую литературу, узнав Пушкина, Лермонтова, графа Толстых, Достоевского, нельзя не полюбить России.» Кроме того святитель устроил прекрасную православную библиотеку.

Одних европейских книг в ней насчитывалось свыше 12 тысяч названий (на английском, французском, немецком языках, но более всего на русском).

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский

По свидетельству японцев-христиан преосвященный Николай служил живым образом миссионерского самоотвержения. Все свои материальные средства он отдавал на нужды Церкви, покрывая тем самым недостатки в содержании школ, редакций, проповедников.

Он не отказывался жертвовать на постройку новых молитвенных домов и на случайные нужды бедных христиан, на обеспечение бедных семейств после пожаров и землетрясений, столь частых в Японии.

При этом сам владыка не имел подчас самого простого и необходимого: например, дома его можно было увидеть одетым, подобно какому-нибудь пустыннику, в грубый, местами заплатанный подрясник, а на улице идущим пешком с тростью в руке.

Совет

Почти полвека апостольского служения в Японии, святитель Николай подвергался преследованиям и клеветам, его даже называли русским шпионом.

Русско-японская война стала для отца Николая самым скорбным и тяжелым периодом — это была вражда между его родиной и той страной, которой он отдал все свои силы. Он не забыл первой и не отрекся от последней, оставшись со своей паствой в Японии.

Русско-японская война 1904-1905гг

Однако в общественных богослужениях он участия не принимал, так как согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого свт.

Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией: «Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством.

Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране.» Прекратив всяческую переписку с Россией, он всецело посвятил себя переводческой работе.

С согласия японского правительства святитель образовал Общество духовного утешения военнопленных, для окормления которых им были отобраны пять священников, владевших русским языком.

Каждого пленного, прибывшего в Японию (общее их число достигало 73 тысяч), японская церковь благословила серебряным крестиком. Пленные снабжались иконами и книгами, им помогали материально.

В местах погребения наших воинов при содействии святителя сооружались храмы и памятники.

Редкий такт и мудрость, проявленные святителем Николаем в годы войны, еще более повысили его престиж в глазах не только японского народа, но и правительства и самого императора.

Обратите внимание

В 1911 году 50-летие его апостольского служения было оценено как споспешествовавшее развитию цивилизации в Японии.

К этому времени было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

Нервное напряжение и переутомление обострили сердечную астму, которой страдал владыка. Силы его стали быстро таять.

В январе 1912 года владыку поместили в госпиталь, где он 3 февраля, на 76 году жизни, мирно отошел ко Господу. Отпевание, проходившее в соборе Воскресения Христова, совершалось главным образом, по-японски.

Среди прочих венков выделялся венок от императора Японии — этой чести иностранцы удостаивались исключительно редко.

Его могила и теперь остается в Японии святыней народной и общецерковной, а сам святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенный предстатель пред Господом.

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский

Тропарь, глас 4
Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественного Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальной Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак, глас 4
Странника и пришельца прият тя страна Японская, равноапостольне святителю Николае, в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, обаче теплоту и свет Христов источая, прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, имже раздая благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, о ней же ныне молися, и тебе бо сынове ея и дщери взывают: радуйся пастырю добрый наш.

СВЕТ НЕВЕЧЕРНИЙ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА. Святитель Николай Японский

Оригинальное название: Свет невечерний восходящего солнца. Святитель Николай Японский
Год выпуска: 2005
Жанр: Документальный, исторический
Выпущено: Россия
Режиссер: Анастасия Сарычева
Продолжительность: 00:52:48

Фильм о Святителе Николае Японском – архиепископе Николае (Касаткине), совершивший великий подвиг несения проповеди о Христе на Японских островах.

С самого рождения Господь вел Ивана Касаткина к семинарской скамье и монашескому постригу, а затем – к великому апостольскому служению в стране с тысячелетней языческой культурой, в которой, тем не менее, к началу XX века появились пароходы и паровозы, сильная армия и флот.

Нужно было не только изучить язык и культуру этого народа, нужно было понять и полюбить всей душою этих людей. Так полюбить, чтобы проповедь о Христе Распятом коснулась и их сердец. С помощью Божьей это свершилось.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (967) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/02/09/svyatoj-ravnoapostolnyj-nikolaj/

Николай Японский | Храм Николая Японского г. Минска

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!
ハリスとス復活!(ХАРИСУТОСУ ФУККАЦУ!) 実に復活!(ДЗИЦУ НИ ФУККАЦУ!)

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Токийский и всея Японии

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Токийский и всея Японии

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, в миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в c. Егорье-на-Березе Бельского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом.

В пять лет он потерял мать. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Святитель Николай так описывает начальный момент своего миссионерского пути: «Проходя как-то по академическим комнатам, я совершенно машинально остановил свой взор на лежавшем листе белой бумаги, где прочитал: “Не пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля церкви в Хакодате и приступить к проповеди Православия в указанной стране”. А что, не поехать ли мне, – и в этот день за всенощной я уже принадлежал Японии».

Важно

24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил пострижение Ивана Касаткина в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня — в престольный праздник академического храма — в сан иеромонаха.

2 июля 1861 года он ступил на японскую землю. Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи».

На протяжении семи лет своей жизни в Хакодате Николай Японский, кроме японской истории и восточных религий, изучал японский и китайский языки и к 1868 году успешно освоил оба. Глубокое знание языков дало ему возможность часто беседовать с местными богословами и основательно познакомиться с догматами буддизма.

Первым обращенным в православие японцем стал Такума Савабе, бывший самурай из княжества Тоса на острове Сикоку, жрец синтоистской кумирни в Хакодате, член тайного общества, целью которого было изгнание всех иностранцев из Японии. Следуя кодексу самурайской чести он считал, что убивать слабого врага недостойно воина.

Достоинство победы определяется боевым равенством либо превосходством врага. С целью подготовки сильных противников, он будучи прекрасным фехтовальщиком, нанялся в этом качестве в русское консульство, где часто встречался с отцом Николаем, своим духовным антагонистом и носителем чуждого ему Православия.

Именно «духовное равенство» определило коварный замысел Савабе. В одну из ночей 1865 года перед отцом Николаем появился вооруженный мечом самурай. Жрец пришел в русское консульство с явным намерением убить проповедника, но тот не показал страха перед смертью, а просто попросил объяснить мотивы ненависти.

Савабе ответил на это: «Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью больше всего повредишь Японии». Однако следующий вопрос иеромонаха смутил его: «А ты разве уже знаком с моим учением?».

Дав отрицательный ответ и убедившись в силе и безбоязненности собеседника, японец разрешил ему продолжить: «А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушав его? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай да узнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй нас отсюда.

Совет

Тогда ты будешь справедлив». Он не убил Николая в ту ночь, а напротив, долго беседовал с ним о Пути, и о том, Кто однажды Сказал о Себе: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14:6).

Заинтересовавшись предметом первого разговора в течение трех лет Савабе посещал отца Николая, желая постигнуть тайны удивившего его христианского учения, богатого неземной мудростью. Затем к Савабе присоединились его друзья – врачи Сакаи Токурэй и Урано Дайдзо.

В мае 1868 года все трое были тайно крещены в православной вере в кабинете отца Николая. Таким образом было положено начало Японской Православной Церкви. В конце 1869 года он приехал в Санкт-Петербург и представил Святейшему Синоду записку о необходимости основания в Японии Русской духовной миссии.

К этому времени паства отца Николая насчитывала около двадцати верующих.

В январе 1870 года Святейший Синод своим определением постановил: «Образовать для проповеди слова Божия между японскими язычниками особую Российскую духовную миссию, состоящую из начальника, трех сотрудников-миссионеров (иеромонахов) и причетника». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Миссии.

В 1871–1873 гг. в Японии происходили гонения на христиан, проповедь запрещалась. Однако именно тогда отец Николай активно занялся вопросом обеспечения Миссии Богослужебной и катехизической литературой, без которой нельзя было надеяться на успешную проповедь в будующем.

Так, возвратившись из России в Хакодате в 1871 году, он привез с собой литографическую машину. С помощью студентов местной катехизаторской школы архимандрит Николай печатал на ней свои лекции, молитвенники и иные материалы. Это была первая христианская литература в Японии. Иконы также производились литографическим способом.

Однако в 1872 году школа при церкви в Хакодате была закрыта, а типография арестована. Отец Николай перенес миссионерский центр в Токио. Опеку над хакодатской паствой из его рук принял иеромонах Анатолий (Тихай). В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в центре Токио церкви и катехизаторской школы на 50 человек.

В 1873 году последовала отмена указов, запрещающих проповедь христианства, и с этого времени отец Николай получил возможность продолжать свое дело открыто.

В 1874 году в Токио отец Николай основал катехизаторскую школу или школу проповедников. Окончившие курс посылались во все концы Японии и проповедовали в самых отдаленных уголках. В 1875 году открыта семинария с семилетней программой обучения, куда принимались лица от 14 до 60 лет. Первым ректором семинарии был сам архиепископ Николай.

В 1874 г., получив извещение о возможности приезда епископа Камчатского Павла (Попова) в Хакодате, отец Николай Японский  пригласил на совещание всю Церковь, чтобы сделать выбор при избрании лиц для рукоположения.

Обратите внимание

12 июля 1875 года владыко Павел рукоположил в священный сан рекомендованных архимандритом Николаем кандидатов из первых православных японцев. Павел Савабе рукополагался в иерея, а его друг Иоанн Сакаи – во диакона. Для отца Николая этот день стал настоящим праздником.

Читайте также:  Собор воскресения христова в арзамасе, россия, нижегородская область, город арзамас

Первый Собор Японской Православной Церкви, состоявшийся в 1874 г., заложил принцип соборного избрания, который до сих пор является ее организующей силой.

Во второй половины 1877 года Миссией стал издаваться журнал «Церковный вестник» («Кеоквай-Хосци»), с 15 декабря 1880 года два раза в месяц стал выходить официальный орган Миссии «Православный вестник» («Сэйкё симпо»), печатавшийся частично на японском, частично на русском языках. Издавались другие периодические издания, а также духовно-нравственные книги и брошюры. Переводились и публиковались почти все православные литургические книги. Благодаря активной словесной и печатной работе к 1878 году в Японии насчитывалось уже 4 115 христиан.

Владыка Николай и Павел Накаи

Первый перевод Евангелия на японский язык был осуществлен святителем Николаем и его постоянным помощником Павлом Накаи в 1889 году по китайскому тексту Нового Завета Американского Библейского общества 1852 года.

Эта работа была написана одними китайскими иероглифами в стиле канбун со знаками кунтэн, при этом рядом с иероглифами подписывалось фонетическое чтение — японское восприятие соответствующего китайского звучания.

Все имена собственные передавались японской азбукой согласно славянскому Евангелию, а не Вульгате и Библии короля Иакова, как в исходном американском переводе.

Этот первый православный Новый Завет на японском языке был издан двумя книгами: большого формата для Богослужебного пользования и малого формата для чтения мирянами. В целом переводами, в т.ч. Богослужебной литературы, Николай Японский и Павел Накаи занимались ежедневно в течении около тридцати лет.

К работе над ними владыка Николай относился очень кропотливо и осторожно. «Я делаю перевод не для ученого исследования, а для церковного употребления и назидания верующих. Главная цель у нас – при возможной точности перевода – хрустальная ясность мысли» – писал владыка Николай митрополиту Макарию Невскому 30 ноября 1906 года.

30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась епископская хиротония архимандрита Николая.

Важно

Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: принялся за новый перевод Богослужебных книг, составил на японском языке особый православный Богословский словарь, в марте 1884 г. начал строительство собора Воскресения Христова в Токио.

8 марта 1891 года состоялось торжественное освящение Воскресенского собора, ставшее важнейшим событием в жизни японских православных христиан. Каждый посетитель Токио непременно посещал Воскресенский собор, за которым с того времени твердо закрепилось название: «Никорай-до» – «храм Николая».

10 мая 1903 года владыко Николай освятил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в древней японской столице Киото, которую сам называл Японской Москвой. В июле 1910 года был освящен храм в честь Покровов Пресвятой Богородицы в городе Осака.

Иеромонах Андроник Никольский пишет о владыке Николае в 1898 году: «Владыку здесь, конечно, вся Япония знает, конечно не лично, а просто как “Никорая”, так как он один ведь здесь и положил начало, и вел до сих пор это дело.

Владыка сам заведует всем хозяйством миссийским, во все вникает, все знает… И как это у него на все хватает сил и времени! Он весь воплощенная энергия и живой интерес ко всему.

И обо всем-то он говорит живо, с воодушевлением, как о своем родном деле, и главное слово его и взгляд на все преисполнены самой живой целостной веры в дело и в Церковь Православную как единственно истинную хранительницу дара Христова Евангелия».

Святитель Николай Японский

Большие испытания выпали на долю святителя и его паствы в период русско-японской войны 1904 – 1905 годов.

В 1903 году владыка Николай выступил на Соборе Японской Православной Церкви, на котором напутствовал свою паству: «Хотя вы, японцы, и приняли православную веру от России, но, несмотря на это, когда будет объявлена война с ней, то она – неприятельница ваша, сражаться с которой ваш долг….

Воевать с врагами не значит ненавидеть их, а только защищать свое Отечество». Вскоре на территории Японии стали появляться русские военнопленные, заботу о которых всецело взяла на себя Миссия.

Для окормления военнопленных владыка Николай посылал в лагеря самых лучших японских священников, хорошо владевших русским языком. Японскими христианами было создано «Православное товарищество духовного утешения военнопленных».

Над могилами погибших русских солдат и матросов, нашедших местом упокоения японскую землю, владыка Николай стал воздвигать памятники и храмы, собирая пожертвования и в России, и в Японии. Деятельность епископа Николая во время войны была по достоинству оценена церковным священноначалием: он был возведен в сан архиепископа и ему усвоен титул «Японского». Владыка Николай был награжден орденом Святого Александра Невского.

Совет

В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю. К тому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33 017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.

3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай Японский мирно отошел ко Господу.

9 февраля была совершена литургия, которую возглавил епископ Сергий (Тихомиров) в сослужении начальника Корейской духовной миссии архимандрита Павла (Ивановского) и 9 иереев-японцев, при пении студентов миссийских школ, после чего состоялось прощание с владыкой Николаем. Отпевание совершалось по-японски.

Верхом почета, какой воздала Япония своему просветителю, было то, что сам правящий японский монарх прислал на гроб владыки великолепный и громадный венок из живых цветов. Сам император Японии увенчал победными цветами главу святителя Божия. Похоронен святитель Николай в Токио на кладбище Янака.

10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял акт о прославлении святителя в лике равноапостольного. Его Память совершается в день кончины 3/16 февраля, а также в день Памяти Собора Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).

Литература:

  1. Игумен Валериан (Головченко). Путь воина и Царство Божие. На правах рукописи.
  2. Саблина, Э.Б. 150 лет Православия в Японии. История Православной Церкви и ее основатель Святитель Николай. – М., СПб., 2006. – 525 с.
  3. Святитель Николай Японский в воспоминаниях современников / сост. Г.Е. Бесстремянная. – М. : Свято-Троицкая Лавра, 2012. – 528 с.
  4. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание, дневники 1870–1911 гг. – СПб.: Библиополис, 2007. – 760 с.
  5. Святитель Николай Японский. Видна Божия воля просветить Японию: сб. писем / ред.-сост. Г.Г. Гуличкина. – М., 2009. – 336 с.

———————

Тропарь первый Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальней Троице / о всем твоем стаде // и о всем мире.

Тропарь второй Равноапостольному Николаю Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне, / служителю Христов верный и Богомудрый, / цевнице избранная Божественнаго Духа, / сосуде преизливающийся любве Христовы, / Японския земли просветителю, / святый Николае, иерарше равноапостольне, / молися Живоначальной Троице // о всем твоем стаде и о всем мире.

Кондак первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская, / равноапостольне святителю Николае, / в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго, / обаче теплоту и свет Христов источая, / прелагал еси враги твоя в сыны духовныя, / имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову, / о ней же ныне молися, / и тебе бо сынове ея и дщери взывают: // радуйся, пастырю добрый наш.

Кондак второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи, / возмездил еси Боголепно /, труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. // Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Источник: http://n-do.by/ndo

Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский

Святой Николай, желая просветить народ Японии светом веры Христовой, всего себя посвятил этому служению, за что в 1970 году был причислен к лику равноапостольных.

В самом начале своего миссионерского служения он мог умереть от рук синтоистского жреца, бывшего самурая, но вера, мудрость, внимание и любовь святителя Николая привели и этого человека, а также еще 20 000 японцев, которых он крестил за время своего служения, ко Христу.

Родился будущий просветитель Японии 1 августа 1836 года. Его родители, Дмитрий Иванович и Ксения Алексеевна Касаткины, назвали сына Иваном. Жила семья в Бельском уезде Смоленской губернии, где сейчас находится село Береза. Отец Вани служил простым сельским дьяконом. Маму мальчик потерял в раннем возрасте. Своему отцу Иван будет помогать до конца его жизни.

Крайняя бедность не помешала Ване получить духовное образование. Вначале он учился в Вельском духовном училище, после — в Смоленской духовной семинарии, расстояние до которой в 150 верст от родного села преодолевал пешком.

Обратите внимание

Успешная учеба в семинарии позволила юноше продолжить обучение в Петербургской духовной академии. В 1860 году он заметил висевшее в академии объявление о том, что приглашается настоятель церкви при посольстве в японском городе Хакодате.

В тот момент духовную академию возглавлял преосвященный Нектарий, которому его ученик с волнением в душе рассказал о своем желании отравиться в Японию, но не белым священником, а монахом.

Епископа Нектария впечатлило намерение ученика, и владыка уведомил митрополита о желании Ивана Касаткина. Это решение стало для Ивана судьбоносным.

Вчерашнего студента постригли в монашество с именем Николай 21 июня 1860 года, через восемь дней рукоположили в иеродиакона, а на следующий день — в иеромонаха.

Монах Николай (Касаткин) начал свое служение в Японии в смутное для этой страны время. По сути, в период с 1862-го по 1868 год Япония находилась в состоянии гражданской войны. К европейцам, в том числе к русским, здесь испытывали неприязнь. Миссионерство в таких условиях было опасным.

Чтобы понять, возможна ли проповедь Евангелия среди населения Японии, нужно было проникнуться духом этого восточного народа, и молодой монах все свое время посвятил изучению языка и культуры японского народа, а также распространенного на этих землях синтоизма, буддизма и конфуцианства, в чем достиг больших успехов.

Первым учеником отца Николая Касаткина оказался синтоистский жрец, бывший самурай по имени Такума Савабе. На жизнь Савабе зарабатывал уроками фехтовального мастерства, которому обучал также сына русского консула в Хакодате И. А. Гошкевича.

Савабе питал ненависть ко всем иностранцам, а проповедь иеромонаха Николая, по его мнению, больше всего могла навредить Японии. Тогда отец Николай спросил Савабе, почему, ничего не зная о вере во Христа, он судит так о ней? Вопрос смутил японца.

Важно

За вопросом последовали беседы, в которых принимали участие и друзья Савабе — врач Сакаи Ацунори и врач Урано. Слово русского монаха глубоко запало в души этих людей, и они уже сами стали проводить беседы о Христе среди своего окружения. С этих людей началась Православная Церковь в Японии.

Втроем они тайно крестились в кабинете святителя в 1868 году: Савабе с именем Павел, Сакаи с именем Иоанн, а Урано с именем Иаков.

Для продолжения начатого в Японии дела возникла необходимость в организации здесь Русской духовной миссии. Решение вопросов, связанных с открытием миссии, побуждает иеромонаха в 1870 году вернуться на некоторое время в Россию.

Чтобы открыть миссию, необходимо было заручиться ходатайством Святейшего Синода и получить постановление у императора Александра II. Вопросы решились положительно.

Во главе миссии поставлен был сам Николай Касаткин, возведенный в сан архимандрита, а в качестве помощников призваны три иеромонаха-миссионера и причетник.

Святитель Николай возвратился в Хакодату в марте 1871 года, а в скором времени, когда в Японии упразднили запрет на миссионерскую деятельность, вместе с Русской духовной миссией переехал в Токио, где продолжил заниматься переводческой деятельностью. Переводы богослужебных текстов и Священного Писания оставались основным делом православного миссионера.

Читайте также:  Мученик фока вертоградарь синопский

В Токио епископ Николай основал семинарию, выпускники которой также занимались переводами на японский. Переводились как богословская литература, так и произведения русских писателей и поэтов. Книги святитель Николай называл главным способом проповеди среди японцев, которые так любят чтение.

При центре духовной миссии заработала библиотека, мальчики и девочки получали образование в открытой здесь начальной школе, также были организованы детский приют, катехизаторское училище и семинария, издавался журнал, а в 1891 году в Токио торжественно освятили кафедральный собор Воскресения Христова.

Совет

Особый такт архимандрит Николай проявил в период русско-японской войны 1904─1905 годов. Ради своей паствы владыка решает не покидать Японию, но, будучи сыном России, перестает участвовать в общественных богослужениях, во время которых православные японцы молились о победе в данной войне.

Свою паству владыка благословил на исполнение необходимого долга перед Отечеством, но напомнил, что все люди, несмотря на то, чью землю они защищают, не должны забывать об отечестве небесном, ведь все мы являемся детьми Отца Небесного.

Он призывал «исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит…» и просил всех усиленно молиться Господу о восстановлении нарушенного мира.

Чтобы оказать духовную помощь русским военнопленным, которых доставляли в Японию, отец Николай испросил разрешение у правительства об организации специального Общества духовного утешения военнопленных. А письма, с которыми владыке разрешили обращаться к попавшим в плен, являлись для этих людей большой поддержкой.

Личность святителя и его поступки вызывали чувство глубокого уважения у японцев. В 1911 году прошли торжества по случаю 50-летия пребывания архиепископа Николая Касаткина в Японии. Членами Японской Православной Церкви на тот момент были 33 017 православных мирян. Самому владыке Николаю исполнилось 75 лет. К этой дате святитель завершил перевод на японский текстов Священного Писания.

Святитель Николай сравнивал годы своего служения в Японии с пахотой. Об этом он написал в одном из писем незадолго до своей кончины. Свою жизнь он положил на ниву Христа и говорил о себе как об иссохшей сохе христианина, труды которой хотя бы несколько позволили очиститься душе.

16 февраля 1912 года архиепископ Токийский и всея Японии Николай отошел ко Господу. Этот день установлен Церковью как день памяти святого Николая Японского.

День памяти: 16 февраля (3 февраля по старому стилю)

Вадим Янчук

Приобрести икону святителя Николая Японского (или другие святыни) >>

Заказать икону святителя Николая Японского в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен святителю Николаю Японскому (или другие требы) >>

Паломничество к святителю Николаю Японскому >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/svyatoj-svyatitel-nikolaj-yaponskij/

Читать

Житие и подвиги святого равноапостольного Николая Японского на протяжении многих десятилетий вызывают особый благоговейный интерес у верующих людей, являя пример ревностного служения Господу и народу Божию.

Со времени прославления в лике святых Архиепископа Николая (Касаткина) в 1970 году прошло уже немало лет.

Для многих русских людей история их соотечественника, отправившегося в середине XIX века ради проповеди евангелия и насаждения православной веры в далекую Японию, стала уверением в том, что апостольское служение не является уделом только самого раннего периода церковной истории.

Обратите внимание

Ведь каждый, кто вслед за апостолом Петром способен обратиться ко Господу со словами: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19, 27), уже осознает, что и он причастен к великому служению, которое совершает Церковь во все времена от сошествия Духа Святого на учеников Христовых в день Святой Пятидесятницы до последнего дня в истории человечества.

Вслед за своими предшественниками святителями Стефаном Пермским, Иннокентием Московским, преподобным Германом Аляскинским, преодолев огромные даже по нашим современным меркам расстояния, святой равноапостольный Николай оказался в далекой стране, чуждой и даже враждебной христианству.

Гражданские законы Японии еще до конца XIX века грозили всякому, изменившему отеческим верованиям — язычеству и Буддизму, — смертной казнью.

Древняя культура страны, формировавшаяся на протяжении многих веков в полной изоляции не только от христианской Европы, но и от соседних с нею стран Дальнего Востока, казалось, не могла допустить проникновения в нее православной веры.

Японский язык, столь сложным для усвоения иностранцами, со множеством его диалектов стоял в качестве непреодолимой преграды между проповедником из далекой России и представителями коренного населения. Политическое, экономическое, а затем и военное противостояние конца XIX — начала XX века между Россией и Японией усугубили все эти сложности.

Именно в таких условиях начал свое служение, покинув родные пределы в 1860 году, новый апостол Японии. А по прошествии чуть более полувека, когда святой равноапостольный Николай, совершив свое земное служение, отошел ко Господу, было осуществлено, казалось бы, невозможное.

К этому времени 32 тысячи православных уроженцев Страны восходящего солнца были объединены в 265 церковных общин и духовно окормлялись 41–м священником, православные соборы в Токио и Киото, множество небольших православных церквей былик тому времени построены на японской земле. Православие перестало восприниматься японцами как чуждое национальной традиции явление. С великим почтением стали относиться представители всех сословий японского общества к основателю Русской Духовной Миссии в их стране.

Важно

Несомненно, эти плоды апостольского служения святого Николая заставляют всех нас особым почтением и вниманием относиться к его дневниковым записям, сохранившимся в архиве Святейшего Синода, находящемся сегодня в РГИА (СПб).

С 1979 года изучением и подготовкой к печати дневников святого равноапостольного Николая занимается известный японский ученый–русист и историк российско–японских отношений профессор Кэнноскэ Накамура. Первое издание дневников святителя увидело свет в 1994 году в издательстве университета Хоккайдо.

Это второе издание дневников русского апостола Японии, предпринимаемое на его родине, также стало возможным благодаря кропотливому труду профессора Кенноскэ Накамура и его японских и российских коллег.

Думаю, что такое полное издание дневников святого равноапостольного Николая Японского, содержащее исключительное по своему значению свидетельство его великого служения Богу и людям, обогатит церковную сокровищницу и, произведя глубокое благотворное действие на многих наших современников, Будет способствовать их духовному совершенствованию и усвоению ими православной традиции.

Посещая Японию для поставления в 2000 году нового Предстоятеля Японской Православной Церкви Митрополита Даниила, Мы воочию убедились в апостольских трудах святителя Николая. О них свидетельствуют храмы, построенные его трудами, и в первую очередь кафедральный сокор в Токио, а также в Киото, Хакодате.

Но главное свидетельство его подвигов — это православные японцы, которые сохраняют живую память о святителе Николае и глубочайшую любовь к его памяти.

Мы убедились, что просветительское и миссионерское дело, которое осуществил на островах Японии святитель Николай, живо, и его равноапостольский труд создал Православную Церковь Японии, сохраняющую традиции, напевы и Богослужения Русской Православной Церкви в Стране восходящего солнца на японском языке.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

АЛЕКСИЙ II

Призываю Божие Благословение на издание Полных дневников святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, осуществленное Благодаря значительным усилиям профессора Кэнноскэ Накамура.

Благодаря этим дневникам мы постигаем ту любовь и те миссионерские труды на поле проповеди святого Православия в Японии, которые совершил святой Николай.

Совет

Возношу Господу молитвы о том, чтобы труды святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского не остались втуне, но побуждали нас еще бережнее хранить дух Православия.

Архиепископ Токийский и митрополит всея Японии

ДАНИИЛ

Издание настоящей книги осуществлено при поддержке Фонда Ниппон

Publication of this book was supported by Grant–in–Aid from the Nippon Foundation

Под редакцией Кэнноскэ Накамура

Дневники святого Николая Японского: в 5 т./Сост. К. Накамура. Т. 1, — СПб.: Гиперион, 2004. — 464 с.

© К. Накамура, сост. текста, коммент., вступ. ст., 2004

© А. Конечный, сост. указателей, 2004

© К. Кумпан, сост. указателей, 2004

© РГИА, 2004

© Издательство «Гиперион». 2004

ISBN 5–89332–090–5

ISBN 5–89332–091–3 (I т.)

Российский государственный исторический архив (РГИА) — главный исторический архив Российской Федерации и один из крупнейших архивов мира. Указом Президента России от 6 ноября 1993 г. РГИА включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В настоящее время в РГИА находится более 6,5 млн единиц хранения (в составе 1368 фондов). РГИА хранит документы высших и центральных государственных учреждений Российской Империи XIX — нач. XX вв. (по Синодальному ведомству также за XVIII в.), общественных и частных учреждений и организаций и личного происхождения за этот же период.

Материалы РГИА отражают историю государственного строя и управления России, судоустройства и судопроизводства, внутренней политики, экономики, народного образования, науки, культуры и быта, религии, а также историю российских городов и населенных пунктов и отдельных родов, семейств и лиц, проживающих в Российской Империи, и многие другие вопросы отечественной и всемирной истории.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=223772&p=1

Святитель Николай Японский: история в картинках — Журнал ФОМА в Украине

16 февраля — день памяти равноапостольного Николая Японского.

ФОМА

Иван Касаткин родился в 1836 году, он был сыном сельского диакона из Смоленской губернии.

Семья испытывала такую нужду, что для того чтобы попасть в Смоленскую семинарию, Ване Касаткину пришлось пройти пешком до Смоленска более 150 верст. Но духовное образование он все-таки получил.

И не только в семинарии, но и в Санкт-Петербургской духовной академии, где он за год до окончания курса принял постриг с именем Николай.

Обратите внимание

А после окончания академии был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем церкви при русском консульстве в Хакодатэ на острове Хоккайдо, где в 1861 году и началось его служение.

В то время в Японии под страхом смертной казни было запрещено распространять христианство. Около 8 лет иеромонах Николай изучал японский язык, историю, культуру, литературу и обычаи народа Японии.

Первый японец, обращенный им в Православие, — Такума Савабэ — сначала хотел его убить. Бывший самурай, жрец главного в Хакодатэ синтоистского храма, Такума считал, что все чужестранцы должны быть выдворены из Японии, а христианство — запрещено, так как оно может разрушить дух японской нации.

«Справедливо ли осуждать то, чего не знаешь?» — спросил у него иеромонах Николай. Савабэ согласился его послушать. А спустя некоторое время иеромонах Николай уже покрестил Савабэ и нарек его Павлом. Павел Савабэ вскоре станет и первым японцем, принявшим священный сан.

Постепенно число учеников иеромонаха Николая росло. Крещение принимали уже десятки его последователей. В 1873 году запрет на проповедь христианства в Японии был снят. Архимандрит Николай стал во главе учрежденной его стараниями Японской православной миссии и переехал в Токио.

По всей Японии появляются православные храмы. В Токио строится кафедральный собор Воскресения Христова. К этому времени число японских православных священников достигло тридцати человек, верующих — шести тысяч, а сам отец Николай стал епископом.

Владыка Николай открыл семинарию, несколько катехизаторских училищ, начальные школы для мальчиков и девочек, приют и библиотеку. Вместе со своим помощником ученым Павлом (Накаи Цугумаро) владыка перевел на японский язык Библию и богослужебные книги.

Святитель умер 16 февраля 1912 года. Император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах Токио. К этому времени в Японии было более 33 тысяч православных христиан, 43 священника и более 100 храмов. В 1970-м году святой равноапостольный Николай Японский был канонизирован Русской Православной Церковью. Его память празднуется 16 февраля.

Рисунки Артема Безменова

ФОМА

Японский крест святителя Николая

Николай Японский: житие православного самурая

Источник: http://foma.in.ua/articles/faith/holy/svyatitel-nikolaj-yaponskij-istoriya-v-kartinkakh

Ссылка на основную публикацию