Церковь девяти мучеников кизических, россия, город москва

Елена Лебедева. Московская церковь Девяти мучеников Кизических / Православие.Ru

Храм Девяти мучеников Кизических в Девятинском переулкеВо имя св. Девяти мучеников Кизических в старой Москве было освящено два храма. Один – приходской, стоял на Пресне, в патриаршей слободе близ Новинского бульвара, ныне вновь действующий.

Другой, домовый, находился в усадьбе Орловых на Большой Никитской, где ныне работает издательство МГУ. Церковь Девяти мучеников на Пресне, давшая название местного Девятинского переулка, интересна тем, что была основана последним русским патриархом петровского времени, Адрианом незадолго до его смерти.

Основание и посвящение церкви было связано с событиями в его жизни.

Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива.

Население Кизика было большей частью языческим, так как из-за гонений многие христиане покинули город, а оставшиеся скрывали свою веру. Это огорчало приверженцев Христа. Девять мучеников, оказавшиеся в Кизике из разных областей, были убежденными христианами и ревностно исповедовали истинную религию, обличая язычество.

По приказу местного правителя проповедников заточили в темницу и пытками заставляли отречься от Христа, обещая взамен свободу. Ничего не добившись, власти приговорили их к смертной казни, которая состоялась около 284–292 г.г. – всем мученикам отсекли головы и похоронили близ города.

Обратите внимание

Их звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. И только при императоре св. Константине Великом, признавшем христианство государственной религией Римской империи, нетленные тела девяти мучеников упокоили в новоустроенном, посвященном им храме. От их святых мощей верующие получали исцеление тел и разума.  

По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. В1686 году, когда бывший архимандрит кремлевского Чудова монастыря Адриан был поставлен митрополитом Казани и приехал в вверенный ему город, там началась эпидемия тяжелой болезни, косившая людей тысячами и прозванной в документах тех лет «горячкой».

Митрополит Адриан дал свой первый обет – если эпидемия оставит город, он устроит местную обитель во имя Девяти мучеников Кизических. Эпидемия внезапно кончилась, и Адриан исполнил обет. Он основал под Казанью Девятинский монастырь, а с Востока были торжественно привезены в него частицы святых мощей мучеников. И после поставления патриархом Адриан продолжал обустраивать обитель.

Он заказал царскому иконописцу Петру Золотому, ученику Симона Ушакова написать образ Девяти мучеников, а святителю Димитрию Ростовскому – составить им церковную службу. А в 1696 году самого патриарха Адриана вдруг разбил паралич. Оказавшись на пороге смерти, он стал горячо молиться святым мученикам об исцелении и вновь дал обет выстроить им храм – теперь в Москве.

И снова получил просимое, прожив еще несколько лет.

Исцелившись, патриарх начал немедленно исполнять свой обет. Место для нового храма он выбрал на Пресне близ своего любимого Новинского монастыря, упраздненного в XVIII столетии.

Этот монастырь был домовым митрополичьим, а потом патриаршим, – его основал еще в первой половине XV века митрополит Фотий в живописном местечке близ устья реки Пресни, где она впадала в Москву-реку. В далекие времена здесь проходила древняя Волоцкая дорога в Новгород.

У дороги раскинулось село Кудрино, принадлежавшее участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Донского. Вдова князя пожаловала новому монастырю обширные угодья, и его владениями стали будущие Патриаршии пруды на Козихе, где была устроена Патриаршая Козья слобода (см. 8 августа).

А на Пресне образовалась другая патриаршая слобода, где разводили дорогие породы рыб, хранили хлеб и вели огромное огородное хозяйство – отсюда явилось старомосковское прозвание Девятинской церкви – «что на Кочерыжке». Вокруг монастыря со временем устроилась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники.

Важно

Ее приходская церковь была освящена во имя св. Иисуса Навина, отчего и могло явиться название местности Новинское, но это наименее вероятно. Имя местности, возможно, произошло от ее характера – новых, только что осваиваемых окраинных земель, «выселок», или от местного села Новинки, с тем же происхождением его названия.

Новинский монастырь мог иметь и значение сторожи, ибо еще в XVIII веке его по старой памяти называли «осадным».

Здесь же находился патриарший житный двор, для которого в конце XVII столетия, незадолго до построения Девятинской церкви, патриарху передали бывшее владение опального князя В.В.

Голицына (теперь часть этой территории занимает комплекс Американского посольства). Тут же расположились монастырские конюшенные дворы, оставшиеся в названии Конюшковских переулков.

Новая красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь   уже в 1698 году и строилась патриаршими служителями по личному указу Петра I, очень уважавшего патриарха Адриана.

Деревянная петровская церковь сгорела при Анне Иоанновне и была   выстроена каменной в 1735 году, в общих чертах обретя свой современный вид. Именно в то время появился ее первый придел во имя св. Архангела Михаила, а спустя сто лет – второй придел во имя св.

мученицы Варвары, освященный по именинам Варвары Челищевой и Варвары Нерской, на чьи средства была выстроена новая трапезная с приделом. В середине XIX века появилась и колокольня.

В тот же 1698 год, когда была выстроена первая деревянная церковь, Петр вернулся из Великого посольства и сразу же навестил больного патриарха. Адриана даже называли «наперсником царя», настолько близкими были их отношения.

Петр часто бывал у патриарха, принимал щедрые угощения наливными яблоками, вином, медом, отправляясь в Азовский поход и в Европу, получал благословение образами Владимирской Богоматери, Успения и Спаса, писал ему с дороги письма и, более того, советовался о реформах.

Вернувшись из Европы, Петр получил благословение патриарха на реформу образования в России и создание школ для борьбы с невежеством, в том числе и для священнослужителей, что преследовало цель повысить их образовательный уровень и расширить кругозор.

А в Девятинской церкви Петр любил слушать замечательных патриарших певчих.

Совет

Адриану не довелось дожить до эпохи петровских реформ – он умер в 1700 году, застав лишь их начало.

Современники говорили, что неслучайно Петр устроил новую русскую столицу после смерти патриарха, который непременно уговорил бы государя не делать этого и не создавать главный город России без московских святынь.

После кончины Адриана царь отменил патриаршество, но оставил патриарших певчих в церкви Девяти мучеников, а потом перевез их с собой в Петербург. И в том же столетии бывший патриарший храм стал приходским.

Ему достался замечательный приход. Самым знаменитым прихожанином много лет был А.С. Грибоедов. В 1801 году мать писателя купила здесь маленький деревянный домик у своего брата – говорили, что он и стал прототипом Фамусова.

Ныне дом точно восстановлен в камне и стоит на углу Большого Девятинского переулка (№1/17). Здесь Грибоедов жил, когда учился в Благородном пансионе, а потом в Московском университете, и в церкви Девяти мучеников родные писателя служили молебен перед его уходом в ополчение.

Как говорят исследователи, именно церковные книги Девятинского храма являются ныне единственным источником биографии поэта до 1812 года. В этой же церкви отпевали мать Грибоедова и похоронили ее на близлежащем Ваганьковском кладбище.

Приезжая в Москву, Грибоедов останавливался в этом доме, – как и в свой последний приезд в 1828 году. Из фамильного владения дом ушел после гибели поэта.

А в середине XIX века прихожанином Девятинского храма стал русский композитор А.Алябьев, автор романсов «Соловей» и «Нищая». На Новинском бульваре, 7 стоял дом его жены, где Алябьев жил тайно, когда ему было запрещено проживать в столицах, и умер здесь в 1851 году.

Позднее поблизости от храма жили и Федор Шаляпин, и А.Н. Толстой, причем великий певец расположился в собственном особняке на Новинском бульваре, 25, а знаменитый писатель – в элегантном доме Щербатова на Новинском, 11.

Обратите внимание

Этот причудливый дом был построен в аналогичное с нашей эпохой время строительной лихорадки дореволюционной капиталистической Москвы, когда возводили во множестве на любой вкус и лад доходные дома для сдачи квартир в наем.

Князь Сергей Щербатов решил выстроить нечто новое: собственный особняк и доходный дом, объединенные в один комплекс, который хотел завещать городу для создания музей частных коллекций. У входа стояли непременные каменные львы, а также подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом».

Дом Щербатова получил премию на конкурсе городских фасадов, хотя его построил никому тогда не известный, но талантливый архитектор А. Таманян. Квартиры в нем были крайне удобными, – архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья, и неудивительно, что одну из них перед I Мировой войной занял Алексей Толстой.

    

Только в XIX веке появилось название Новинского бульвара, устроенного на месте древнего Земляного вала. После того, как средневековое укрепление срыли за ненадобностью, на его отрезках стали разбивать бульвары, а часть решили застроить домами с обязательными палисадниками, отчего и произошло имя Садового кольца.

После пожара 1812 года из Петербурга был прислан «регулярный» план устроить в Москве кольцевую зеленую улицу для гуляния и назвать ее Садовой. Однако протяженность ее составила 15 км, что создало огромную трудность для образования церковных приходов и полицейских участков.

Тогда улицу разбили на 29 самостоятельных улиц-отрезков, для обозначения которых к общему имени Садовая прибавляли местное название: Садово-Кудринская, Садово-Спасская и т.д.

На тех участках кольца, где палисадники появились позже, остались старые названия от бывшего Земляного вала, как Крымский вал, или от прежних бульваров, как Зубовский и Новинский. В старину «под Новинском», рядом с монастырем проходили самые обширные народные гуляния.

Произошли они от традиции всемосковских празднований Рождества, Масленицы, Пасхи, но считается, что в новом виде завел их Петр I для «полирования» народа.

Важно

Ставились торговые палатки со всякими гостинцами, карусели, качели, театральные балаганы для развлекательных представлений актеров и акробатов, и целых «батальных» пантомим, вроде демонстрации эпизодов из Крымской войны. Там же выставлялись на обозрение восковые фигуры «диких людей» и даже «пойманная» в Атлантическом океане сирена. Билетик стоил 10–20 копеек и составлял заработок   выступающих в балагане. На Новинском лихое московское купечество устраивало катание на тройках.  

После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена. По сведениям, здание храма перешло в ведение ЧК, и там, возможно, совершались расстрелы по приговорам. Потом там разместились какие-то учреждения, вроде Гипробытпрома, но уцелевшее старинное здание поставили на государственную охрану и в 1970-е годы отреставрировали, – даже поставили кресты на главах.

https://www.youtube.com/watch?v=3J-uxfVIYfE

А в конце 1920-х годов у храма появился новый сосед – экспериментальный «коммунальный дом» (или «дом переходного типа»), явленный в эпоху утопистских экспериментов по созданию коммунистического обобществленного жилья «будущего», в соответствии с идеологическим постулатом марксизма о ликвидации семьи и брака при коммунизме.

Читайте также:  Мученики сергий и вакх

Чтобы облегчить гражданам переход от индивидуального жилища к обобществленному, был предложен проект «дома переходного типа».

В отличие от дома-коммуны с полным обобществлением быта, в нем еще предполагались изолированные квартиры («ячейки для семьи»), которые сочетались с «коммунальным центром» – общественным помещением, где предполагалось питание и проведение активного досуга.

«Ячейки для семьи» были соединены длинной лентой общего коридора – архитекторы таких домов отказывались от изолированных лестничных клеток и предлагали размещение множества квартир на одном этаже, поэтому эти дома были необычайно длинными.

Коридор был местом общественного пребывания – в   хорошую погоду его раздвижные окна открывались, и он превращался в террасу, где ставились столы и стулья для отдыха.

Кроме того, этот коридор связывал отдельные квартиры и их жильцов не только между собой, но и с коммунальным центром, – там была общественная столовая, читальня, детская. Квартиры делились на несколько категорий, от просторных трехкомнатных, рассчитанных на многочисленные семьи, с кухней и ванной, до малометражных с душевой кабиной и «кухонным элементом», для быстрого домашнего приготовления пищи. В условиях жесточайшего жилищного кризиса, который свирепствовал тогда в советской России, эти квартиры казались раем.    

Такой дом и был построен в 1928 году на Новинском бульваре, 25а, архитектором М. Гинзбургом, одним из теоретиков «революционного» советского конструктивизма и идеологов домов переходного типа.

Грязно-бежевого цвета, с выбитыми окнами и треснувшей повсюду штукатуркой, ныне большей частью выселенный, дом поражает своим удивительным убожеством. «Лента жилых ячеек …

Совет

в виде длинного однообразного объема с ритмически повторяющимися элементами», как замечательно описывают его искусствоведы, резко противостоит всей традиции жилища старой Москвы и является подлинным историческим символом своей эпохи.

Еще с одним творением Михаила Гинзбурга, правда, не столь выразительным, как коммунальный дом, можно ознакомиться на Малой Бронной, где он построил жилой дом для служащих Госстраха. А коммуна Трехгорной мануфактуры заняла в те же годы и бывший дом князя Щербатова.

Девятинский храм был возвращен верующим в 1992 году. Через несколько месяцев он попал под обстрел во время октябрьских событий 1993 года, но снова уцелел чудесным образом. А в 1994 году его настоятелем стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова. Не столь давно случилось важнейшее событие в новой истории Девятинского храма.

В декабре 2000 года в нем более суток находилась кровоточащая икона Спаса, явленная незадолго до того в селе Державино Оренбургской области. Кровь точилась из-под нимба, покрывая Лик Спасителя.

Икону на несколько дней привезли в Москву, и около храма пришлось расставить заграждения, дабы избежать давки – столько верующих пришли поклониться святому чуду и приложиться к образу.

Вторая церковь во имя Девяти мучеников находилась в усадьбе Орловых на Б. Никитской. Интересно, что и эта домовая церковь была освящена во второй половине XVIII столетия по тому же поверию – в связи с эпидемией чумы, охватившей Москву в 1771 году. Усадьба тогда принадлежала графу В.Г.

Орлову, а его старший брат участвовал в подавлении московских волнений и организации борьбы с эпидемией. Октябрьская революция покончила с домовыми церквями в Москве, и от Девятинского храма ныне осталось лишь помещение в историческом доме, построенном, кстати, Матвеем Казаковым.

В мае 1934 года именно в этом здании впервые открылся исторический факультет МГУ, ныне располагающийся в 1-м Гуманитарном корпусе на Воробьевых горах. Сейчас он торжественно празднует свой 70-летний юбилей.

Источник: https://pravoslavie.ru/129.html

9 мучеников Кизических: житие, икона, молитва

12 мая – день памяти 9 мучеников Кизических. Чем прославили свою земную жизнь эти святые? В Малой Азии, на берегу Дарданельского пролива, отделяющего Азию от Европы, существовал древний город Кизик. Христианство в нем начало распространяться после проповедей святого апостола Павла, и он был уже освящен светом христианства.

Но многие, опасаясь гонений, держали свою веру в тайне. Игемоны, посланные для того, чтобы принуждать всех к язычеству, подвергали непокорных пыткам и мучениям. В III веке христианство в этом городе попиралось и преследовалось, потому что в городе процветало язычество. Многие христиане бежали и скитались по горам и пустыням.

Житие 9 мучеников Кизических

Истинные, глубоко верующие христиане не желали отказываться от своей веры во Христа. Под страхом смерти они проповедовали Слово Божие, чтобы утвердить христианство в этом языческом регионе. Были такими проповедниками и будущие мученики Кизические.

Они были молодыми и пожилыми, исходили из разных городов, занимались разными ремеслами, среди них были воины и клирики, они занимали разное положение в обществе, но всех их объединила горячая вера во Христа.

Обратите внимание

Они громко славили Господа и без страха обличали язычество и идолов, за что были схвачены, долго и жестоко мучимы, но даже за обещание свободы они не отреклись от своей веры. Своим мучителям они продолжали говорить о суетности идолопоклонства и укоряли их в нечестии.

9 мучеников Кизических смиренно склонили головы пред мечом своих мучителей. Их погребли недалеко от города. Они остались тверды в своей вере, как гора Сион.

Когда христианство все же победило язычество, во время правления Константина Великого, в 324 году, христиане обрели нетленные мощи 9 мучеников Кизических, чтобы упокоить их во храме. Этот храм был построен в память об их подвиге за веру во Христа.

Мощи 9 мучеников Кизических излучали удивительную благодатную силу, благодаря которой исцелялись тяжелобольные, душевнобольные обретали разум, а последние язычники – веру.

Один известный в городе муж, страдавший водянкой, исцелился от всех болезней, прикоснувшись к раке святых 9 мучеников Кизических. Благочестие процветало в Кизике.

9 мучеников Кизических покровительствуют всем, кто обращается к ним с верой и молитвой.

Они заботились не только о том, чтобы спастись самим, но и явили великую любовь к ближнему, пытаясь рассказать, что Господь создал человека для вечной радости, для наследия Царствия Небесного.

Поэтому обращаться к 9 мученикам Кизическим в молитве можно каждому, ведь они заботились и при жизни о знакомых и незнакомых людях, пытаясь донести до них Свет Христов.

Спустя некоторое время воцарился нечестивый Юлиан Отступник, некоторые из оставшихся язычников отправились к нему, чтобы сказать, будто христиане разорили их храмы и разбили жертвенники.

Важно

Юлиан повелел восстановить языческие храмы и идолы и заключить христианского епископа Елевсия. Он боялся трогать христианские храмы, потому что христианское население в те дни было уже многочисленным.

Когда же император Юлиан погиб, епископа Елевсия освободили и в Кизике снова воссиял свет веры Христовой.

Читайте также – Святыми не рождаются

Молитва 9 мученикам Кизическим

Читайте также – Свидетели вечной жизни

Икона 9 мучеников Кизических

Храм Святых 9 мучеников Кизических

Храм 9 мучеников Кизических в Москве относится к Центральному благочинию Московской городской епархии. Большой Девятинский переулок, где расположена церковь, получил от нее свое название.

Первый, еще деревянный храм, возвели по обету Патриарха Адриана.

В годы богоборчества храм передали женской тюрьме и на его территории совершались смертные казни через расстрел, поэтому его стали называть “расстрельным” храмом.

В 1992 году храм 9 мучеников Кизических вновь передали Русской Православной Церкви.

Читайте также

Источник: https://www.pravmir.ru/9-muchenikov-kizicheskih/

Церковь Девяти мучеников Кизических в Москве

В Москве на Краснопресненской набережной возведен изящный внутри и снаружи храм, необычного для города посвящения. Он возведен в честь Девяти мучеников Кизических, которые в III веке погибли за веру от рук язычников в Азиатском городе Кизике.

История храма

Первое здание церкви было построено в 1698 году, благодаря патриарху Адриану, который глубоко почитал святых мучеников и верил в их способность к исцелению тел человеческих.

Другие известные храмы Москвы:

Владыка был парализован и по случаю своей немощи пообещал возвести храм Девяти мучеников Кизических в Москве, что и воплотил в жизнь после своего чудесного выздоровления. К деревянному зданию, которое погибло во время пожара в 1736 году, вскоре начали пристраивать каменный храм, возведение которого закончилось в 1738 году.

Храм Девяти мучеников Кизических в Москве

Строительство здания спонсировал купец Андрей Семенов. Здание трапезной при храме появилось лишь в 1838 году, в ней возвели придел святой великомученице Варваре. Все это время церковь простояла без колокольного звона, высокую утонченную колокольню пристроили в 1844 году.

Интересно! Колокольня церкви была построена в стиле ампир. Это отличает ее от стиля всей постройки, поэтому имеет интерес у историков, архитекторов и просто путешественников, интересующихся тем временем.

В послереволюционное время многие церкви были закрыты, а имущество и святое убранство «конфисковано» в пользу государства. Грабеж не обошел храм Девяти мучеников в Москве, он был варварски разграблен и закрыт.

Икону святых мучеников сохранили, так как верующие прихожане успели перенести святыню в церковь Рождества Иоанна Предтечи в Москве.

Потом в здании находились многочисленные государственные учреждения. В некоторой документации можно найти записи о совершенных расстрелах в здании церкви.

В 1992 году здание вернули православной церкви. В 1994 году во главу прихода пришел священник Антоний Серов.

Внимание! Девятинский храм находится рядов с мэрией и Белым домом, поэтому в октябре 1993 года приход попал под обстрел, до сих пор можно найти следы от тех пуль в стенах. С высоты колокольни работал снайпер, который оставил там жестокую надпись «я убил пять человек и очень рад этому», которую навсегда замазали толстым слоем штукатурки.

Современное состояние святыни

В сегодняшнее время ведутся реставрационные работы. Недавно было закончено частичное восстановление росписи XIX века, сейчас ее можно посмотреть любому желающему.

Церковь Девяти Мучеников Кизических

На сегодняшний момент убранство храма и его внешний вид выглядит лаконично и закончено. Прихожан в церкви всегда очень много, в храме можно исповедоваться, причаститься, собороваться, крестить детей и взрослых, венчаться.

Внутри прихода ведется активная общественная жизнь:

  • При храме работает семейная воскресная школа, которая открыта для детей вместе с родителями. Основание учебного учреждения приходится на 1996 год. В школе даются уроки Закона Божьего, старославянского языка, решаются семейные проблемы, налаживается межличностное общение между родителями и детьми, мужем и женой.
  • Проводятся патриотические занятия по истории России, которые очень любят слушатели и проявляют заметный интерес. Педагоги школы пишут собственные сценарии Рождественских и Пасхальных праздников, в которых принимают участия ученики приходской школы и воспитанники подопечного детского сада. Уже 14 лет действует вечернее отделение воскресной школы для взрослых, которые хотят изучать Православие, как религию, через богословие.
  • На территории прихода с 2010 года открыт православный Девятинский клуб, куда входят все желающие прихожане храма. Двери сообщества открыты для новых людей любого возраста. В обществе царит доверительная атмосфера, люди трудятся и вместе отдыхают, помогают морально друг другу в трудных психологических ситуациях. Члены клуба участвуют в паломнических поездках, посещают общественные мероприятия города, занимаются творчеством и спортом, помогают остальным прихожанам, обустраивают храм к праздникам. В объединение входит большое количество молодежи.
  • Клуб трезвости был основан протоиереем Антонием Серовым, настоятелем прихода для оказания поддержки людям, в семьях которых имеется алкогольная или наркотическая зависимость или они зависимы сами, но хотят избавиться от пагубной привычки. Общество открывает свои двери для духовных бесед и помощи.

Существует поверье, что покровители храма мученики Кизические помогают тем, кто ищет работу, многие люди обращались к ним с молитвой и святые помогли.

Святыни храма

Еще до строительства московского храма Девяти мучеников патриарх Адриан приехал в Казань, где в это время бушевала смертельная эпидемия. Он стал молиться кизическим святым за спасение человечества и просил их остановить распространение смерти.

После дал обет построить в Казани монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, что и сделал впоследствии. Произошло чудо, на следующий день не было зарегистрировано ни одного нового заражения, и эпидемия стала отступать.

Читайте также:  Пюхтицкий успенский монастырь, эстония, уезд ида-вирумаа, волость иллука, деревня куремяэ

Икона Девяти Мучеников Кизических

До конца своей жизни патриарх был предан святым покровителям и в 1698 году он преподнес икону святых Девяти мучеников Кизических, написанную рукой царского иконописца, на освящение Девятинского храма.

Читайте о других православных святых:

В стенах храма находится частичка мощей святых покровителей Кизических и великомученицы Варвары. Поклониться мощам и попросить у святых помощи приходит большое количество людей, каждый со своей проблемой, но помощь приходит всем.

Духовенство

Многие прихожане отмечают особенную доброту и уважительное отношение служителей церкви к любому прихожанину, пришедшему на службу.

Духовенство храма многочисленное, многие служат в нем еще с 90-х годов:

  • с 1997 года настоятель — Серов Антоний Георгиевич, участвует в реставрационных работах и в жизни молодежного клуба;
  • с 1990 года пресвитер протоиерей Коньков Игорь Дмитриевич;
  • с 2003 года пресвитер протоиерей Валюженич Димитрий Валерьевич;
  • с 2004 года пресвитер иерей Соколов Владимир Михайлович;
  • с 2006 года пресвитер иерей Петраков Александр Владимирович;
  • с 2010 года диакон Чинаев Николай Борисович;
  • с 2014 года диакон Насанов Виталий Вагифович.

Контакты и расписание богослужений

Контактный телефон — 8 (495) 605-76-61.Посетить храм можно ежедневно по адресу: Москва, Большой Девятинский переулок, дом 15.

Богослужения проводятся ежедневно в 8:00 и в 17/18:00, подробное расписание можно просмотреть на официальном сайте прихода — http://www.kizik.ru/.

Совет

Клуб трезвости работает в среду каждую неделю, контактный телефон клуба — 8 (909) 692 98 01.

Престольный праздник Девяти мучеников Кизических — 29 апреля/12 мая.Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-devyati-muchenikov-kizicheskih-v-moskve.html

Храм Святых Девяти Мучеников Кизических

Этот храм, по сравнению с остальными храмами нашей страны, обладает необычным посвящением девяти святым мученикам, которых казнили за Веру в Малой Азии, в городе Кизике, в конце 3 века.

В России, в казанском Кизическом монастыре, находилась часть святых мощей убиенных. Кизический монастырь был основан Патриархом Андрианом.

Патриарх Андриан глубоко почитал этих святых и верил в их целительский дар, дарованный за мучения при жизни. Видимо эти причины подтолкнули его к тому, что когда самого Андриана схватил паралич, он дал обет построить в Москве храм в честь девяти казненных в Кизике. Со временем патриарх поборол свою болезнь и стал воплощать в жизнь данный ему обет.

В итоге в 1698 году по указу императора Петра I был возведен деревянный храм, в котором частенько бывал и сам Петр, который наслаждался певчими патриархами храма.

В 1738 году закончилось возведение пристройки еще одного храма к деревянному, только уже каменный, который так же возводили в честь этих мучеников. Храм был построен на средства купца Андрея Семенова.

Возведение каменного храма, который стоит на этом месте, и по сей день, началось в 1732 году.

Однако в 1736 деревянная церковь была полностью уничтожена пожаром, в то время она находилась в правлении Анны Иоановны.

В 1838 году в храме построили новую трапезную с приделом  во имя Великомученицы Варвары. Именно на средства Варвары Нерской и Варвары Чащиной были произведены вышеперечисленные реконструкции. Через 6 лет к храму пристроили колокольню, состоящую из трех ярусов, в эти времена храм постоянно обновлялся.

После смерти патриарха храм существовал, но вскоре в 1929 году его закрыли. Сначала храм передали женской тюрьме, которая находилась вблизи храма, после его передали ОГПУ.

Обратите внимание

Теперь в здании храма приводили в силу приговоры высшей меры наказания, то есть расстреливали. Именно благодаря этому факту среди местных жителей храм называли «расстрельным храмом». После этого храм занимало еще несколько учреждений.

В 1979 году была выполнена реставрация купола церкви, на него был возвращен крест.

В 1992 году храм наконец-то возвратили верующим Русской православной церкви. В 1993 храм был частично разрушен, так как попал под обстрел, но на данный момент все реставрационные работы закончены и по сей день, в храме совершаются литургии.

В 2004 году в святыню был возвращен образ девяти святых кизических мучеников.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Источник: https://www.msmap.ru/temples/206

Храм Девяти Мучеников Кизических: расписание богослужений и точный адрес церкви

На пути становления христианства истинные его последователи испытывали гонения, притеснения, жестокость со стороны язычников.

Не отказываясь от своей веры, они с радостью принимали страдания и шли на смерть.

Девять христиан в городе Кизик тоже боролись и погибли за Бога, ну, а храм девяти мучеников Кизических существует сейчас и в нашей стране. Кем же были они, чем знаменательна история возникновения обители.

Кто такие Кизические мученики

В Малой Азии на побережье Мраморного моря расположился город Кизик. Именно здесь жили 9 святых мучеников. Город считался языческим, однако после проповедования основ истинной веры устами апостола Павла, пребывавшего на этих землях, христианство здесь получило широкое распространение.

Жестокие запреты, ненавистные речи привели к тому, что многие верующие покидали город, другие же продолжали веровать во Христа, но тайно. К концу третьего века здесь существовала даже церковь, однако для истинных христиан этого было недостаточно, они желали открыто прославлять Господа.

Божьи страдальцы облачали язычников, безбоязненно исповедовали Христа. Среди них были обычные горожане, воины, клирики различных возрастов. Дерзновенные последователи веры вызывали недовольство у язычников, поэтому вскоре их схватили, затем отправили на суд к городскому правителю.

Не желая отрекаться от Христа, они продолжали Его славить. За это оказались в темнице и подверглись тяжким мукам. Все девять человек были приговорены к смерти через усечение и были похоронены на окраине города. Это случилось в период 284-294 годов.

Через некоторое время частью империи стал править Константин Великий, который не прекратил гонения на христиан, но и способствовал прославлению Господа. Тела страдальцев извлекли из земли, они оказались нетленными.

Мощи перенесли в храм девяти Кизических мучеников, то есть, святую обитель, выстроенную в их честь. Здесь происходили чудесные исцеления, изгонялась нечистая сила, к безумным возвращался разум.

Благодаря этим невероятным знамениям многие язычники принимали христианство.

Во времена правления Юлиана Отступника вновь начались смятения язычников, так как их храмы разорялись. Однако правитель приказал не притеснять христиан, чтобы не допустить массового волнения. Все же епископ Елевсий был заключен в темницу, но получил свободу вскоре после смерти Юлиана.

Важно

Кто не помнит адрес храма Кизических мучеников в Москве, но знает, где находится наш «Белый дом» и посольство США, следует отправиться именно туда. Здесь, на Девятинском переулке, между этими двумя зданиями, расположена святая обитель.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/kak-i-kogda-mozhno-popast-v-hram-svyatyh-devyati-muchenikov-kizicheskih.html

Памяти девяти Кизических мучеников

Православные святые убитые за веру Христову в городе Кизик (на территории современной Турции на побережье Мраморного моря). День памяти 12 мая.
Дошли до нас имена девяти мучеников, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон . Город Кизик находился в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива.

Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла. Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь.

Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и девять мучеников . Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики.

Всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры. Все они, независимо друг от друга оказавшись в Кизике, стали безбоязненно обличать нечестие язычников. Правитель города приказал бросить их в темницу и подвергнуть истязаниям. Но свв. мученики были стойки и непреклонны. Тогда все девять были обезглавлены.

Тела их были погребены за городом. При святом императоре  Константине Великом, когда святая Вера восторжествовала в Римской империи, их нетленные мощи были перенесены в храм, построенный в их честь. От  мощей девяти мучеников стали совершаться многие чудеса, особенно исцеления от лихорадки и водянки. На Руси очень чтили и поныне чтут св. мучеников.


Под Казанью в их честь был построен монастырь .Кизический Введенский монастырь (Свято-Введенский мужской монастырь, Кизический мужской монастырь)  — действующий православный мужской монастырь в городе Казани, основанный в 1691 году.

В казанском крае монастырь часто именовался лаврой, возможно это связано с тем, что он был основан самим патриархом.
,
Основатель монастыря митрополит Адриан Казанский, будущий Патриарх Всея Руси.Главной святыней монастыря были мощи св.

мучеников кизических, присланные патриархом Адрианом через два года после основания и хранившиеся в серебряном семифунтовом ковчежце, и чудотворная икона св. мучеников кизических.

Правитель Анемподист направил в дар русскому государю Михаилу Феодоровичу частицы мощей этих девяти мучеников включая локтевую кость одного из мучеников, святого Руфа.

В 1693 г. патриарх Адриан отправил частицы мощей в казанскую Кизическую обитель и в 1694 г. направил грамоту митрополиту Казанскому Маркеллу, предписывая выносить икону мучеников с их мощами в дни встречи Смоленского Седмиезерного образа и вместе с этим образом обносить по храмам и домам города.

Св. мученики кизические почитались как целители от лихорадки, и прибытие их мощей, в честь которых и был назван монастырь, связано с эпидемией лихорадки — «трясавичные болезни», потрясшей казанский край в конце 17 века.

Кизический монастырь был основан на том месте, где в 1654 году, в 3 верстах от города, во время эпидемии моровой язвы (бубонной чумы), казанцы встретили крестный ход с чудотворной Смоленской Седмиеезерной иконой Богородицы из Седмиеезерной пустыни, тогда же для иконы соорудили деревянную часовню.

Совет

Патриарх Адриан через Стефана Сахарова также прислал в монастырь икону Кизической Богородицы, которую владыка Никанор датировал 17 веком по стилю письма. Этот образ относится к тому ряду Богородичных икон, где присутствует тема страданий и искупительной смерти Христа.

Образ написанный на полотне и наклееный на доску древнего выскокохудожественного письма. На Кизической иконе Богородицы, Богоматерь держит Отрока на левой руке, а правую положила на стол со стоящей на нём Чашей.

Младенец как бы в страхе отклоняется от Чаши, иконографически передавая евангельские слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…» .

С кончиной патриарха Адриана ушла эпоха допетровского благочестия. Включение церкви в бюрократический аппарат государства создавало не лучшие условия для расцвета духовной жизни. Так, в 1738 г.

трое кизических монахов были биты плетьми за нарушение «реестра» (установлений относительно поминовения лиц императорского дома, со замысловатыми длинными титулами, которые часто менялись; и чинопоследований в «викториальные и поминальные дни» — тезоименитства и рождение наследников и т. д.

), в 1740 г. за опоздания с присягой новому государю монахи были оштрафованы на огромную по тем временам сумму в 30 руб. Накануне реформы 1764 года братия монастыря состояла из 9 человек: архимандрит, 1 иеромонах, 3 иеродьякона, 4 монаха — всего 9 человек.

Также по обычаю, заведённому Петром Первым, в монастырях селили солдат-инвалидов, за отсутствием специальных заведений подобного рода в России в ту эпоху. В Кизическом монастыре также проживал «на пропитании» 1 отставной солдат, которому выделялось по штату 5 руб. 49 коп.

Читайте также:  Преподобный александр свирский

После реформы 1764 года около половины всех российских монастырей были закрыты, все монастырские земли конфискованы.

Однако монастырь пережил трудные Петровские времена.

С 1873 года монастырь стал резиденцией епископов Чебоксарских, вторых викарных епископов Казанской епархии. Архиерейское попечение безусловно способствовало благоукрашению монастыря. Большое значение для строительства монастыря также играли пожертвования на помин души состоятельных казанцев — кизический некрополь начал складываться с самого основания обители и в XIX веке обилием высокохудожественных надгробий напоминал некрополь Донского монастыря.
К 1917 году монастырю принадлежали: 1) Сенные покосы близ самого монастыря в количестве 7 десятин 499 саж. 2) В Казанском уезде близ родового поместья господ Боратынских с. Каймар при речке Щереде 24 дес. 926 саж. пахотной и сенокосной земли. 3) Мукомольная мельница близ дер. Куземкиной на Светлом озере, Свияжского уезда. 4) Рыбные ловли близ деревни Большие Отары, Казанского уезда, в затоне «Соляная Воложка». 5) Два лесных участка — один в 88 десятин, другой в 59 десятин. 6) 116 дес. 1200 саж. пахотной земли в Лаишевском уезде при дер. Тавели-Ходяшевой. В силу немногочисленности братии эти земли сдавались в аренду.

После революции монастырь был закрыт и разорён. К 1930-м годам разрушена основная часть ансамбля, исчезло с лица земли кладбище — ныне это территория парка химиков. Долгие годы в уцелевших помещениях размещался военкомат.

После переворота 1917 года в монастыре ещё некоторое время жили 9 насельников во главе с иеромонахом Иннокентием (Ковтуном) в качестве дозволенной властями трудовой общины. В ограде монастыря разместили колонию для несовершеннолетних (1918—1921), а с внешней стороны устроили ЗАГС.

23 февраля 1922 Политбюро ЦК РКП(б) издает декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Эхом этого постановления стали события, произошедшие в монастыре 3 году спустя.

В 1929 году вышел секретный циркуляр председателя ОГПУ Г.Ягоды, по которому предписывается массовое закрытие церквей и монастырей по всей стране.

6 ноября 1929-го на заседании Пленума Заречного Райсовета слушали доклад о 12-й годовщине Октября. Праздничную дату решили отметить активным строительством, для чего решили снести две мечети и два храма, в том числе собор Кизического монастыря и церковь в Ягодной слободе, из кирпича которых решили построить баню

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/119961.html

Церковь Девяти мучеников Кизических

Автор own в Октябрь 3, 2017. Опубликовано Достопримечательности, Москва, Россия – Москва

Информация о Церковь Девяти мучеников Кизических в Москве (Россия — Москва) с подробным описанием, картой и фотографиями. Фото: Церковь Девяти мучеников Кизических

Церковь Девяти мучеников Кизических также известна под названием Девятинной.

В 30-е годы ХХ века, когда здание было изъято у церкви, ее называли «расстрельной», так как в здании сначала была расположена женская тюрьма, а затем в нем стали приводить в исполнение самые страшные приговоры. В 30-е годы были расстреляны и священники храма Евгений Корбанов и Михаил Шик.

Обратите внимание

Первый был канонизирован в начале 80-х, а внук второго, скульптор Дмитрий Шик-Шаховской на месте расстрела своего деда построил храм Святых новомучеников и исповедников российских.

В годы советской власти церковь лишилась своих святынь и ценностей, но образ Девяти мучеников Кизических удалось сохранить, и икона вернулась в храм несколько лет назад.

Церковь расположена в Большом Девятинском переулке, который был переименован в честь этого храма, ранее переулков было два, и они назывались Кривым и Безымянным. Церковь была построена в конце XVII века благодаря стараниям первосвятителя Адриана.

В его бытность митрополитом Казани Адриан построил там обитель, посвященную девяти мученикам из города Кизик. Когда в Казани вспыхнула эпидемия чумы, митрополит обратил свои молитвы к этим мученикам и дал обет построить монастырь в их честь.

На следующий день в городе не оказалось ни одного нового чумного больного, и скоро под Казанью появился монастырь. Через несколько лет Адриан, уже ставший митрополитом Московским, сам оказался поражен жестокой болезнью.

Он снова обратился за помощью к мученикам Кизическим и снова дал обет, теперь уже о сооружении храма в Москве. Митрополит исцелился, и храм был построен в 1698 году рядом с Новинским монастырем.

В начале 30-х годов XVIII века деревянная церковь сгорела, и буквально за два-три года было возведено нынешнее здание из камня. Работы начались в 1732 году, освящение главного престола состоялось спустя шесть лет. Средства на строительство храма пожертвовал купец Андрей Семенов.

В XIX веке на территории прихода жили писатель Александр Грибоедов с матерью и композитор Александр Алябьев.

Здание храма было возвращено РПЦ в 1992 году, в нем были проведены реставрационные работы, в ходе которых удалось открыть и восстановить стенные росписи XIX века.

Источник: http://tudanado.ru/cerkov-devyati-muchenikov-kizicheskix/

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма известен с 1698 года. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1898 году. Главный престол освящён во имя девяти мучеников Кизических, боковые приделы – в честь архангела Михаила и великомученицы Варвары. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году. В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, приходу было передано бывшее здание храма.С 1994 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Крест-мощевик с мощами многих святых Вселенской Церкви. Чудотворная икона Девяти мучеников Кизических

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужения в храме совершаются ежедневно: вечером – начало в 17-00, утром – начало Божественной литургии в 8-00 (в будни). В воскресные дни и Двунадесятые праздники совершаются две Божественные литургии – в 7 и 10 часов утра.

В пятницу вечером на службе акафист Казанской иконе Божией Матери, а в воскресенье вечером на службе акафист Девяти мученикам Кизическим. (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников).

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Антоний Георгиевич СЕРОВ, настоятель. Родился 14 января 1957 года.Образование: Театральное училище (ВУЗ) им. М.С. Щепкина, ВГИК, Московская Духовная Семинария.24 ноября 1989 рукоположен в сан диакона. 3 декабря 1989 рукоположен в сан пресвитера. 13 апреля 1994 году назначен и. о. настоятеля храма.18 ноября 1997 утвержден в должности настоятеля храма.
Протоиерей Игорь Дмитриевич КОНЬКОВ Родился 28 ноября 1941 года.Образование: МВТУ им. Баумана, Московская Духовная Семинария.29 июня 1986 года рукоположен в сан диакона.12 августа 1990 г. рукоположен в сан пресвитера
Протоиерей Димитрий Валерьевич ВАЛЮЖЕНИЧ Родился 3 января 1962 года.Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская Духовная Семинария.10 декабря 1994 года рукоположен в сан диакона. 26 апреля 2003 года рукоположен в сан пресвитера15 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея
Священник Владимир Михайлович СОКОЛОВ Родился 29 ноября 1947 года.Образование: ВГИК, Московская Духовная семинария.19 ноября 1998 года рукоположен в сан диакона.12 сентября 2004 года рукоположен в сан пресвитера
Священник Александр Владимирович ПЕТРАКОВ Родился 29 января 1974 года.Образование: Библиотечный техникум, Московская Духовная Семинария.27 октября 2002 года рукоположен в сан диакона.23 июня 2006 года рукоположен в сан пресвитера
Диакон Николай Борисович ЧИНАЕВ Родился 29 марта 1960 года.Образование: МГУ им. Ломоносова, музыкальное училище им. Октябрьской революции, Московский музыкальный колледж им. Шниттке, в настоящее время учится в Московской Духовной Семинарии.20 июня 2010 года рукоположен в сан диакона
Диакон Виталий Вагифович ГАСАНОВ

СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до ст. метро “Краснопресненская” или «Баррикадная», далее по Конюшковской улице в сторону Дома Правительства (Белого дома). Дойти до красного забора посольства США и идти вдоль него (забор должен быть слева) до светофора. Повернуть налево.

Дойти до развилки. Повернуть направо и идти по дороге до храма.

В приходе храма действует детская и взрослая Воскресные школы, молодёжная организация «Девятинский клуб», певческая народная двухгодичная школа, спортивная молодежная секция, детская изостудия, социальная служба и служба помощи заключенным.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/centroblag/kizik.htm

Девять святых мучеников Кизических | Храм Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных

ДЕВЯТЬ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ КИЗИЧЕСКИХ: ФЕОГНИД, РУФ, АНТИПАТР, ФЕОСТИХ, АРТЕМА, МАГН, ФЕОДОТ, ФАВМАСИЙ И ФИЛИМОН

Девять мучеников Кизических

Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне.

Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников — Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон.

Важно

Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики.

Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению Истинной веры.

Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города.

В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово.

Все девять мучеников были усечены мечом (+ ок. 284 — 292), и тела их погребли близ города.

Когда в 324 году Восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306 — 337; память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела 9-ти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.

От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.

Когда воцарился Юлиан Отступник (361 — 363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы и заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

Совет

В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых.

Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, «ибо, — пишет святитель Димитрий Ростовский (+ 1709; память 21 сентября), автор службы 9-ти мученикам, — этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней». Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/

Источник: http://www.sv-troitsa.ru/devyat-svyatyh-muchenikov-kizicheskih.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector