Церковь двенадцати апостолов в московском кремле, россия, город москва, кремль, соборная площадь

Елена Лебедева. Cобор Двенадцати Апостолов в Кремле / Православие.Ru

Фото из книги Н.А. НайденоваЕдинственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским.

Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом.

Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.

Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа.

И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.

Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм.

Обратите внимание

Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484–1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор – уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.

После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной   домовой церковью.

Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства.

А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.

Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской.

Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя.

Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.

В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию.

Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры.

После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм.

Важно

Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, – белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.

Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин.

И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его.

С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.

Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.

И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.

Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление   церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св.

Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне – будущий Двенадцати Апостолов – был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских – Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона.

Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.

В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом.

А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного.

Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.

Совет

Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.

И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.

Источник: https://pravoslavie.ru/161.html

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45'05.0″N 37°37'02.4″E

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля. Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь.

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения. В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения.

А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов.

Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов. Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

Читайте также:  Преподобный серафим саровский

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный.

Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой.

А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

Обратите внимание

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов.

Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену.

Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения.

Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов.

Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора. А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма.

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений.

Важно

Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично.

А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I – государя Алексея Михайловича.

А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I – царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым.

В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья.

Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат.

Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

Все предметы, которые можно увидеть внутри Патриаршего дворца и собора, это подлинные вещи царского, боярского и патриаршего обихода.

Они дают возможность легко представить средневековую столицу России и ее Кремль, и почувствовать дух той эпохи.

Экскурсия в этот уникальный музей позволяет прикоснуться к одному из поворотных моментов российской истории – XVII веку, который внес много нового в культуру и традиции нашей страны.

Соборы Московского Кремля

Рейтинг достопримечательности

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/658-patriarshij-dvorets-i-sobor-dvenadtsati-apostolov-moskovskogo-kremlya

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

0 3663

Фото Патриаршего дворца и собора Двенадцати апостолов Московского Кремля

Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца – резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Совет

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения – Антип Константинов и Бажен Огурцов.

Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова.

К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова.

Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря  более широким оконным проемам.

Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Обратите внимание

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I – государь Алексей Михайлович.

Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого – царевич Алексей.

В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами – столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата.

В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе – знаменитыми мастерами того времени – Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация.

Важно

Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе – подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Читайте также:  Пророк михей

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/patriarshij-dvorec-i-sobor-dvenadcati-apostolov-moskovskogo-kremlya/

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов в Москве

еще фотографии →

Патриаршие палаты – один из памятников истории и архитектуры, построенных на Соборной площади. Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка.

По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов.

В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов – Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы, а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения.

На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов).

Совет

Архитектура Мироварни уникальна – зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

В 1690 годах со стороны Соборной площади к зданию была пристроена открытая галерея, ведущая к церкви от жилых помещений.

Однако, Петр Первый в 1721 году упразднил патриаршество.  Высшим государственным органом церковно-административной власти стал Святейший Синод. По сути, церковь утратила свою независимость и контролировалась императором. При новых хозяевах строение перестраивалось и потеряло свой первоначальный вид.

Обратите внимание

Историческое здание сильно пострадало во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. В 1918 году Святейший Синод был ликвидирован, а его полномочия были переданы патриарху.

Интересно, что архитектура храма и внутренние интерьеры были воссозданы в советское время. Так, вторая проездная арка была открыта в 1920 году, а открытая галерея – два года спустя. Белокаменные полы во дворце и керамическую плитку на полу восстановили в 1950 году. Также в 1950-1960- х годах восстановлены многие архитектурные элементы и значительная часть древних росписей.

В настоящее время в историческом здании находится музей прикладного искусства. Здесь представлены подлинные предметы царского и патриаршего быта, в музейное собрание вошла и патриаршая ризница – одно из древнейших хранилищ произведений искусства.

Вы увидите редкие подписные иконы XVII века и ювелирные украшения, старинную мебель и книги, осмотрите коллекцию русского художественного шитья конца XVI–XVII веков. Среди интересных экспонатов – часы, подаренные Ивану Грозному.

Одни из них карманные в виде книжки, другие – большие настольные.

Посетить Патриаршие палаты будет интересно всем, кто любит историю и интересуется  декоративным искусством.

Режим работы и стоимость билетов в Патриаршие палаты Московского Кремля

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов можно посетить по единому билету на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади.

Источник: https://www.msk-guide.ru/patriarshie_palati.htm

Московский храм двенадцати апостолов – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Московский храм Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле

Московский храм во имя Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле с придельным домовым храмом апостола Филиппа Московской епархии

Храм расположен на Соборной площади Кремля, к северу от Успенского собора. Со своей восточной стороны храм галереей соединен с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. Проезд – до станции м. “Александровский сад”, “Боровицкая”.

В 1566-1568 годах на митрополичьем дворе на этом месте была построена церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Она также имела придел апостола Филиппа и, как считают, была построена митрополитом Филиппом, прежде Соловецким игуменом.

В середине XVII века царь Алексей Михайлович подарил патриарху Никону пустовавший Царе-Борисов двор, примыкавший к Патриаршему двору.

Важно

Территория Патриаршего двора таким образом увеличилась, и взамен храма Соловецких чудотворцев в период с 1652 по 1656 год был построен нынешний внушительный храм, первоначально освящённый во имя апостола Филиппа. Строительные работы производились русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым.

Место разобранной церкви заняли паперть нового храма и вновь образованные сени, ведущие в каменные кельи Никона, пристроенные с севера. Проезд на Передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

В 1681 году храм был переосвящён во имя Двенадцати апостолов, а на третьем этаже патриаршего дома при кельях патриарха был устроен домовый храм во имя апостола Филиппа.

С 1721 года храм был в ведении Синодальной конторы и много раз перестраивался. В 1722 году архитектор И. П. Зарудный под главами собора устроил ризницу и установил новый иконостас. Со второй половины XVIII века в Крестовой палате Патриаршего двора находилась мироварня, а само миро хранилось в алтаре церкви Двенадцати апостолов.

В 1917 году собор Двенадцати апостолов и храм апостола Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля сторонниками большевиков – было разбито большое Святое Распятие, патриаршая ризница превращена в груду мусора, пострадало Евангелие 1115 года.

В 1918 году храмы были закрыты и включены в состав Музеев Московского Кремля. Второй этаж Патриаршего дома, включая собор, Трапезную, Крестовую и другие палаты заняла экспозиция кремлевского Музея прикладного искусства и быта России XVII века.

Начиная с 1920-х годов проводилась реставрация.

От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Смежная с ней столовая палата сильно перестроена. Патриаршая ризница частично разорена, распылена по другим музеям.

Совет

Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII века был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря. Ныне весь второй этаж Патриаршего дома, включая храм, трапезную, Крестовую и другие палаты занимает экспозиция музея прикладного искусства и быта России XVII в.

Храм апостола Филиппа разорен: остался лишь алтарь, находящийся с южной стороны палат.

В начале 1990-х годов храм Двенадцати апостолов был передан Русской Православной Церкви, после чего раз в год, на престольный праздник, там стала совершаться Божественная литургия. Доступ в храм ныне – по приглашениям. В остальное время церковь действует как музей. Церковь апостола Филиппа ныне числится её приделом.

Архитектура

Храм представляет собой четырехстолпное крестово-купольное здание на высоком подклете, прорезанном двумя аркадами для проезда с Соборной площади на внутренний Патриарший двор. Построен по образцам владимиро-суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура.

Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса служат обрамлениями оконных проёмов и объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами, а также и с Успенским собором. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировке которого применены изразцы.

Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII века.

Зал Крестовой (Мироваренной) палаты (14 x 20 м) Патриаршего двора перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что было выдающимся техническим новшеством для своего времени.

Духовенство

Настоятели

Священики

  • Арсений (упом. 1914) иером.
  • Варсонофий (упом. 1914) иером.
  • Савва (упом. 1914) иером.

Диаконы

  • Евстратий (упом. 1914) иерод.
  • Антоний (упом. 1914) иерод.

Святыни

В 1917 году в описании святынь храма упоминаются:

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3220.html

Собор Двенадцати Апостолов в московском Кремле

СОБОР «ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ» И ПАТРИАРШИЕ ПАЛАТЫ

С северной стороны Успенского собора расположено древнее здание Патриаршего дворца. Оно включает в себя две домовые церкви — «Двенадцать апостолов» и «Апостола Филиппа», Крестовую, или Мироварную, палату, личные покои патриарха и монашеские кельи.

Первый двор главы русской церкви в Кремле был основан в XIV в. и находился у Боровицких ворот. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции.

В связи с этим митрополит Петр решил переехать из Владимира, где тогда жили митрополиты, в Москву. Этим актом подчеркивалась главенствующая роль Москвы в делах русской православной церкви. Несколько позднее митрополичий двор от Боровицких ворот был перенесен на северо-западную сторону Успенского собора и стал постепенно обстраиваться. В 1450 г.

при митрополите Ионе на дворе была заложена «палата каменная» и при ней церковь Ризположения.

В 1473 г. двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре был восстановлен.

Читайте также:  Святитель савва ii сербский

В период польско-шляхетской интервенции в начале XVII в. митрополичий, а затем патриарший двор, не уступавший в роскоши царскому дворцу, был разграблен, а в 1626 г. окончательно опустошен пожаром. Спустя несколько лет патриарший двор снова стал обстраиваться.

При патриархе Никоне в 1656 г. было построено новое, сохранившееся до нас здание Патриаршего дворца с церковью «Двенадцать апостолов», занявшее часть двора Бориса Годунова. Строителями его были кремлевские мастера Давыд Охлебинин, Антип Константинов и А, Макеев.

Обратите внимание

Четырехэтажное здание дворца и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества.

Среди множества помещений Патриаршего дворца выделяется Крестовая палата, получившая позднее название Мироварной. Это огромный зал площадью 280 кв. м, перекрытый одним сомкнутым сводом.

Павел Алеппский, посетивший палату в XVII в., писал: «Зал поражает своей необыкновенной величиной, длиной и шириной, особенно удивителен обширный свод без подпор посередине».

Приемный зал патриарха имел такое же важное значение, как Грановитая палата в царском дворце. В Крестовой палате патриархи принимали царей и иноземных послов. Здесь же проходили заседания церковных соборов и устраивались торжественные обеды.

С 1763 г. в палате варили миро. С этой целью здесь была устроена специальная печь, сохранившаяся до наших дней.

Собор «Двенадцать апостолов», сооруженный на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, первоначально назывался церковью Апостола Филиппа. После пожара 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников.

Парадный въезд на патриарший двор находился со стороны Соборной площади и осуществлялся через две сквозные арки, расположенные под храмом.

С северной стороны к собору примыкает живописная открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Патриаршем дворце и соборе «Двенадцать апостолов» была проведена значительная работа по исследованию и восстановлению древних архитектурных форм.

Реставрационные работы, начатые в 1918 г., с перерывами продолжаются и по сей день. В 1920 г. была открыта вторая, неизвестная до того времени, проездная арка под собором, а в 1922 г.

освобождена от поздних застроек галерея с северной стороны.

В 1955—1957 гг. в Патриаршем дворце были проведены работы по реставрации помещений второго этажа; в ряде комнат, в том числе и Мироварной палате, восстановлена настенная роспись, выполненная в духе стенописи Ярославских палат XVII в. В настоящее время одновременно с некоторыми строительными работами у дворца проводятся археологические исследования культурного слоя.

Важно

В настоящее время в Патриарших палатах и в соборе «Двенадцать апостолов» открыт Музей прикладного искусства и быта XVII в. В нем собраны самые разнообразные предметы— посуда, оружие, ткани, шитье, книги, украшения и др., созданные трудом русских и иностранных мастеров, вложивших в свои изделия народный гений и богатую творческую фантазию.

В соборе «Двенадцать апостолов» по сохранившимся древним изразцам восстановлен изразцовый пол, реставрированы настенная живопись, относящаяся к XIX в., и иконостас.

Последний представляет собой образец художественной резьбы по дереву второй половины XVII в. Он выполнен русскими мастерами в стиле русского барокко.

Этот иконостас перенесен в собор «Двенадцать апостолов» в начале XX в. из церкви кремлевского Вознесенского монастыря.

В наши дни Патриарший дворец представляет большой интерес как образец древнерусской национальной архитектуры и быта и строительной техники XVII в.

Миро — благовонное вещество, приготовлявшееся из масел, вина, воды и ароматических растений. Применялось в христианских церковных обрядах.

Источник: http://kreml-msk.ru/sobor-apostolov.html

Патриарший дворец и церковь 12 апостолов

По приказанию патриарха Иоакима Филипповская церковь перестраивается, заново расписывается, снабжается новым полом и иконостасом и становится церковью Двенадцати апостолов.

1666

Состоялся Большой Московский собор, судивший Никона. В Соборе участвовали все русские епископы и известные представители духовенства, а также восточные патриархи.

Собор окончательно утвердил церковную реформу и осудил старообрядцев, при этом изверг из сана патриарха Никона как неугодного царю Алексею Михайловичу.

Интересная деталь: когда Никона судили в Крестовой палате Патриаршего дворца, в вину ему вменялось в том числе и то, что эту самую палату и этот самый дворец он, Никон, выстроил выше царских палат.

1658

Патриаршие палаты приобрели вид, который сохраняли в общих чертах до отмены патриаршества. На первом этаже сидели дьяки, ведавшие обширным хозяйством патриарха. На втором этаже находилась церковь апостола Филиппа с трапезной, а также несколько палат.

Третий этаж занимали покои самого патриарха и келейная церковь.

Что касается Филипповской церкви, то поставлена она была над проездом во внутренний двор Патриаршего дворца, а внешне была отчасти похожа на Успенский собор — то же пятиглавие, те же колончатые пояски.

1655

Выстроены новые палаты и церковь, но отделка заняла еще три года.

Строили лучшие немецкие мастера, расписывали лучшие мастера русские во главе с царскими изографами: Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым и Федором Козловым. Оригинальная роспись, впрочем, не дошла до нас.

Существенно расширена Крестовая палата — приемный зал патриарха. Она теперь стала огромным бесстолпным залом площадью в 280 квадратных метров, что поражало, кстати, иностранцев.

1652

Царь Алексей Михайлович дарит патриарху Никону, своему «другу собинному», старый годуновский «Царе-Борисов» двор, который примыкал к Патриаршему двору с севера. Никон разбирает стоявшие там старые палаты и церковь Соловецких чудотворцев.

1643

Начался этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

1620-ые

Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви. В результате дальнейшего строительства Патриарший дворец не уступал по обширности царскому, с которым всегда был связан крытыми переходами.

1626

Патриарший двор сгорел во время очередного общегородского пожара.

Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/cathedral-square/12-apostoles/

Соборная площадь Московского Кремля

На территории Московского Кремля находятся первоклассные исторические памятники русской архитектуры и зодчества, которые строились и реставрировались на протяжении веков.

Два монастыря и 29 храмов находились на территории Кремля в 1917 году, благодаря которым Москва и получила третье имя – “Златоглавая”.

Белокаменная и Златоглавая, эти имена всегда будут ассоциироваться с именем Москва.

Московский Кремль – это одна из важных достопримечательностей Москвы и музейный комплекс, в который вошли:- Успенский собор;- Благовещенский собор;- Грановитая палата;- Архангельский собор;- Колокольня Ивана Великого;- Теремной дворец;- Потешный дворец;- Патриарший дворец и собор Двенадцати Апостолов;- Царь пушка и Царь колокол;- Церковь Ризположения;- Арсенал;- здание Сената;- Большой Кремлевский дворец;- Оружейная палата;

– Государственный Кремлевский дворец;

Соборная площадь Московского Кремля
Центральное место в Кремле занимает Соборная площадь, здесь находится самое большое количество великих сооружений русского зодчества – Архангельский собор, Благовещенский собор, Успенский собор, церковь Ризположения, Грановитая и Патриаршие палаты, а так же, колокольня Ивана Великого. Все они входят в музейный комплекс Кремля и являются музеями, где можно увидеть древнерусские произведения живописи и искусства.

На Соборной площади проводились коронации и венчание на царство императоров, проходили праздничные шествия и похоронные процессии. На протяжении 500 лет, созданный храмовый ансамбль площади поражает всех своей грандиозностью и красотой.

Успенский собор, 1475-1479 годы, был построен самым первым, и все остальные постройки в Кремле ориентировались относительно Успенского собора.

Совет

На протяжении четырехсот лет Успенский собор оставался главным храмом Российского Государства.

В соборе хранится одна из реликвий, орудие казни Иисуса Христа – Гвоздь Господень, и находятся 19 гробниц Митрополитов и Патриархов Москвы.

Благовещенский собор, 1484-1889 годы. При Иване Грозном, в 1564 году собор был перестроен и стал девятиглавым. Кровля и главы были позолочены и придавали собору парадный и живописный вид. В соборе проводились венчания и крещение детей царской семьи.

Иконы и росписи в соборе принадлежат великим мастерам русской иконописи – Андрею Рублеву, Феофану Греку и Прохору из Городца.

Архангельский собор, 1505-1508 годы, расположился напротив Благовещенского храма, и стал усыпальницей великих царей и князей Москвы. В Архангельском соборе погребены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Михаил Скопин-Шуйский, Владимир Храбрый, Михаил и Алексей Романовы.

При реставрации 1955 года, были найдены старинные росписи, условные изображения портретов царей и князей, которые проходит историей Российского государства от князя Владимира киевского до Ивана Грозного. В росписях стен прослеживаются сюжеты героических побед Русских воинов над иноземцами.

Главной достопримечательностью собора можно назвать храмовый образ иконописи – “Архангел Михаил с деяниями”.

Церковь Ризположения, 1484-1485 годы, построена псковскими мастерами и была до 1655 года домовым храмом. После была соединена с хоромами цариц и передана великокняжескому дворцу.

Колокольня Ивана Великого, состоит из колокольни Ивана Великого, 1505-1508 годы, Филаретовой пристройки и Успенской звонницы, которые были построены в период с 1505 по 1815 годы. Общее число колоколов на трех сооружениях составляет 21 колокол.

Грановитая палата, 1487-1491 годы, была построена для проведения торжественных приемов, и задумывалась в качестве тронного зала во дворце Ивана III. Ее площадь составляет 495 кв.м., а свое название получила в честь отесанным четырехгранным блокам, которыми облицован главный восточный фасад. И в наши дни Грановитая палата остается представительским залом.

Патриаршие палаты, 1653-1655 годы, были построены для патриарха Никона. Здесь проходили заседания Священного Собора и пиры в честь высоких гостей.

Соборная площадь Московского Кремля – это уникальное историческое место и достопримечательность древнерусского зодчества.

Источник: https://npo-otdyh.ru/moskow/sobornaya-ploshchad

Ссылка на основную публикацию