Церковь феодора стратилата на ручью, россия, город великий новгород

«53 новгородских храма»: церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород)

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице — единственный древний храм, сохранившийся до наших дней в Неревском конце Новгорода в пределах вала Окольного города.

Храм расположен на Софийской стороне у перекрестка улиц Стратилатовской и Новолучанской. В древности мимо церкви проходили улицы Щиркова и Розважа, которые шли параллельно от Волхова в сторону вала Окольного города.

История церкви восходит к далекому домонгольскому времени. В основе ее лежит один из наиболее древних храмов Новгорода, четвертый по времени заложения после Софийского собора (1045 г.), церкви Благовещения на Городище (1103 г.), Никольского собора на Ярославовом Дворище (1113 г.).

Однако этот памятник, не имеющий древней живописи и к тому же значительно перестроенный в более позднее время, до последних десятилетий не привлекал особого внимания исследователей. Его история, особенно начального периода, до сих пор изобилует белыми пятнами.

Обратите внимание

О времени основания церкви и ее заказчике кратко сообщает Новгородская первая летопись под 6623 (1115) годом. В этой самой ранней летописной записи не названо место, где был возведен храм, и не говорится, был ли он каменным или деревянным. В более поздних летописях под тем же 1115 годом Федоровская церковь указана каменной и обозначено ее месторасположение.

Кем был основатель храма, Воигость, неизвестно. Имя «Воигость» состоит из двух слов – «вой» и «гость», которые в древнерусском языке обозначали «воин» и «гость», «чужеземец», «купец». Можно предположить, что заказчик, носивший такое имя, был выходцем из рода, который имел отношение к ратному делу. Неслучайно церковь была посвящена мученику Федору Тирону.

Древнейший храм Федора Тирона не простоял и двух столетий — в конце XIII века он был построен заново.

Летописец не сообщает, какому великомученику Федору — воину-новобранцу Тирону или военачальнику Стратилату — был посвящен новый храм, но, вероятнее всего, с этого времени он стал носить имя Федора Стратилата. Церковь Федора Стратилата конца XIII века вновь перестраивается в середине XVI столетия.

Именно с тех времен церковь приобрела архитектурные формы, в основном дошедшие до нашего времени.

Церковь Федора Стратилата, как и большинство новгородских храмов, очень сильно пострадала в годы шведской оккупации Новгорода 1611-1617 годов. После шведов Федоровская церковь долгое время стояла в запустении.

Только во второй половине XVII века Софийская сторона стала постепенно возрождаться. В Неревском конце на многих улицах поселились стрельцы.

Тогда на этой обживаемой территории возникла необходимость в приходском храме.

В 1804 году с запада к храму была пристроена четырехъярусная каменная колокольня. До этого времени возле храма стояла простая деревянная звонница, устроенная на двух столбах. В XVIII-XIX веках церковь Федора Стратилата пополняется реликвиями и различными предметами церковного убранства.

Важно

В годы советской власти церковь Федора Стратилата разделила судьбу большинства храмов. Точный год ее закрытия пока не выяснен. Известно, что в 1924 году церковь была еще действующей. Скорее всего, закрытие произошло в 1933 году.

Имеются архивные сведения, что в 1934 году были переданы акционерному обществу «Интурист» для продажи за валюту целые комплексы вещей, происходивших из многих новгородских церквей и монастырей, в том числе и из ликвидированной к этому времени церкви Федора Стратилата.

В трагическом 1937 году в числе приговоренных к расстрелу священнослужителей был и священник церкви Федора Стратилата Дмитрий Георгиевич Семенов.

Во время Великой Отечественной Войны церковь Федора Стратилата, в отличие от большинства новгородских памятников архитектуры, пострадала незначительно. В послевоенные годы она использовалась как складское помещение.

В 1955 году 26 православных новгородцев сделала попытку убедить власти в необходимости открытия для богослужений церкви Федора Стратилата на Софийской стороне.

Через митрополита Ленинградского и Новгородского Григория верующие обратились к патриарху Алексию и гражданским властям с просьбой о передаче в их пользование храма Федора Стратилата.

Однако решением Новгородского облисполкома в просьбе было отказано.

Только в 1991-2002 году были проведены реставрационные работы, которые по разным причинам затянулись более чем на 10 лет, причем храм претерпел за это время два пожара, перебои с финансированием, смену заказчиков и научных руководителей.

С 1992 года после ухода из жизни исследователя и научного руководителя реставрации храма Г.М. Штендера работы велись под руководством В.А. Дружинина. После 70-летнего забвения церковь Федора Стратилата на Софийской стороне, отреставрированная на средства государства, вновь возвращена верующим.

Совет

19 декабря 2002 года архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм.

При церкви действует воскресная школа и театральная студия «Стратилат». По воскресным дням совершается Литургия с сурдопереводом для глухих и слабослышащих прихожан.

Настоятель храма — протоиерей Сергий Золотарев.

Клирик — священник Роман Пушкарев.

Отец Сергий, в Великом Новгороде есть два храма Федора Стратилата. Чем объясняется популярность этого святого в нашем городе?

— Скорее, можно говорить не о популярности в Новгороде, а о популярности на Руси, как, впрочем, и в Греции. Дело в том, что оба святых Федора, Федор Стратилат и Федор Тирон, были покровителями воинов, поскольку для князя воинская доблесть была почитаема в первую очередь.

В Византии Федор Стратилат был покровителем высшего сословия. Он, в первую очередь, не просто воин, а воин-мученик. Таким образом на Руси была преемственность с Византией, почитание воина-мученика, воина Христова.

Что касается того, почему именно Федор, а не Георгий Победоносец, тоже покровитель воинов, то это связано с родом Мономаховичей. По одной из их линий в крещальных именах был популярен Федор. Кстати, в те времена были, условно говоря, языческие, родные имена, и вторые — христианские.

Так, у крестившего Русь святого равноапостольного князя Владимира крещальное имя было Василий. А у Ярослава Мудрого – Георгий.

В новгородском Кремле есть церковь святого Андрея Стратилата. Этот святой тоже покровитель воинов?

— Да, «стратилат» означает главнокомандующий, полководец. Вместе с тем же Андреем Стратилатом или Саввой Стратилатом пострадало за Христа много мучеников солдат, уверовавших в истинного Бога взирая на подвиг своего командира.

Я думаю, наш храм не был изначально освящен в память Федора Стратилата. По всей видимости, храм был посвящен или обоим Федорам сразу или, возможно, Федору Тирону. Древняя летопись не указывает посвящения, а просто говорит «храм святому Федору».

Возможно, это был Федор Тирон, потому что в правом приделе у нас сохранились остатки престола, который был вторым престолом Федора Тирона. А в Новгородском государственном музее-заповеднике хранится парная икона из храма Федора Стратилата на Ручью, где изображены Федор Стратилат и Федор Тирон.

В Византии можно было встретить просто храмы святых Федоров.

Какие святые особенно почитаются в нашей стране?

— Думаю, самый почитаемый во всем христианском мире святой — это святитель Николай Чудотворец. Причем почитается он не только среди православных и католиков, но даже среди консервативных протестантов.

Многие русские святые обрели всероссийское почитание после возвышения Москвы и объединения вокруг нее других русских разрозненных земель. Например, Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году.

По всей России почитаются святая блаженная Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы, Серафим Саровский, Пантелеимон Целитель. А дальше все зависит от местности. Недаром нижние ряды иконостаса отличаются друг от друга иконами местных святых.

Но в молитвах мы в первую очередь должны обращаться к Богу?

— Да, мы должны понимать, что любая наша молитва должна быть всегда обращена к Богу. Например, когда совершается вход с Евангелием во время Литургии, поется так называемый входной стих. Так вот это молитвословие обращено к Богу, но прославляется тот или иной аспект, связанный с празднуемым событием – Христос Воскресший, Христос Преобразившийся или Прославляемый в Своих святых.

Обратите внимание

Можно сказать, что в порядке молитв существует определенная иерархия. Молимся сначала Богу, затем Божьей Матери, а потом святым. Святые своим личным подвигом достигли уподобления Богу настолько, насколько это возможно для сотворенного создания, осуществили замысел Божий о себе.

Мы прославляем их как наших помощников, друзей, но не как каких-то особых небожителей, героев или богов. Это нужно понимать. Даже в молебне какому-либо святому мы сначала поем песнопения Христу, затем Богородице и чествуемому святому.

Читайте также:  Собор преподобных оптинских старцев, малый/средний

Такой же порядок мы видим и в чине наших вечерних и утренних домашних молитв.

Как мы можем понять, что наша молитва услышана? Стоит ли верить в знаки, сны?

— Бог всегда слышит наши молитвы, но искать каких-то особых знаков не надо. Мы обращаемся к Богу как нашему Отцу. Давайте проведем аналогию. Все мы чьи-то дети, а многие из нас уже сами являются родителями. Все мы любим своих детей и желаем им блага.

Когда наш ребенок что-то просит, мы даем ему просимое, но, может быть, не сразу или не в той мере, не в той форме, в какой он хочет. Например, если ребенок голоден и просит сладкое, но не полезное, то мы отвечаем на его просьбу, но даем ему более полезную пищу.

Потребность в голоде мы насыщаем, но не тем способом, как просит ребенок. Ребенок может быть недоволен, но ведь мы ведь понимаем, что действуем ради его же блага. Так же и Бог слышит наши молитвы, но либо не отвечает на них, либо отвечает позже. Рано или поздно обстоятельства жизни выстроятся так, что ответ придет.

А искать какие-то знаки в случайных встречах, или, там, сочетаниях цифр в номерах автомобилей – бессмысленное занятие. Бессмысленное и опасное: обязательно обманемся.

Святые наставники говорили, что сны могут быть от Бога, но бывает это очень редко. Не у каждого из нас в жизни случаются такие экстраординарные обстоятельства, чтобы Богу необходимо было воздействовать на нас через сон.

Бог может воздействовать на нас по-разному. Вспомним историю про пророка, у которого ослица заговорила, когда он не хотел слушать волю Божию. Через сон и слова людей тоже можно узнать волю Божию, но бывает это редко.

Сны могут быть и от темных сил, когда мы предаемся страстям и отходим от Бога. Это нередко касается людей, которые вели духовную жизнь, а потом порыв ослабел, и они отошли от Бога.

Важно

Наконец, сны могут быть просто отражением наших мыслей, повседневных событий. Психология может лучше объяснить это. Это очень зыбкая почва и не нужно на эти вещи обращать внимание.

Если это сон от Бога, и мы решимся не принять его, в любом случае Бог найдет множество способов донести до человека Свою волю, не только через сон.

Как человеку стать более терпеливым и смиренным в своих просьбах?

— Если мы просим терпения, то мы сами в этой просьбе должны высказывать терпеливость в ожидании ответа. Если человек просит смирения, то Господь создаст такие обстоятельства в его жизни, где он может проявить свое смирение.

Так, у одного из Оптинских старцев есть рассказ из жизни его духовного чада – один человек просил благословения взять себе слугу, а через какое-то время просил благословения прогнать его. Тот оказался дерзким и непослушным. Старец сказал ему – терпи. Ты думал, ты такой смиренный, тихий, а Господь послал человека, который раскрыл твою внутреннюю суть.

Ведь из сосуда выплеснется только то, что в нем есть. Толкнешь человека на улице, и сразу увидишь, что у него внутри и что он тебе скажет.

У Бога о каждом из нас есть замысел. Святые отцы называли этот замысел «логосом» в значении смысла, смысла нашей жизни. Мы все отличаемся друг от друга, и не только внешностью, не только характерами — у каждого есть свои таланты, дарования. Мы можем отчасти понять, в чем замысел Божий о нас, раскрывая в себе эти дары.

Ведь, если у кого-то нет музыкального слуха, то вряд ли он станет великим композитором. И, наоборот, если кто-то музыкально одарен, может не стоит прогуливать занятия в музыкальной школе? Не обязательно талант ограничивается только художественными дарованиями. Талант – это вообще некий дар, вспомните притчу о талантах.

С каждого из нас спросится, как мы реализовали то, что нам даровано. Замысел Божий о нас – это то, какими Господь нас предвидит, хочет нас видеть, а значит, реализация того, что в нас заложено. Цель – достичь Царства Божия – у нас одна, но путь туда у каждого свой. И сравнивать, кто лучше, кто хуже, нельзя.

Когда мы говорим о нашем пути в вечность, лучшее для нас – это то, что Бог замыслил о нас.

В молитве мы просим «Отче наш, … да будет воля Твоя».

Совет

В жизни мы часто стоим на развилке дорог, как Иван Царевич в сказке, и просим Господа помочь выбрать именно наш путь и поставить «духовные шлагбаумы» на ненужных нам путях, чтобы нам не плутать и развить дар Божий в нас.

Повторюсь, Воля Божия о нас – это лучшее для нас, лучшее из того, что могло бы быть выбрано, прожито нами. И именно этот путь Господь избирает для нашего спасения.

Люди сотворены свободными, но злоупотребление свободой приводит ко злу. Это видно на примере первых людей Адама и Евы, которые реализовали свой дар свободы, принеся в мир зло и страдание. Присутствие зла в мире обусловлено наличием свободной воли разумных существ.

Такие понятия как судьба, предопределение не существуют?

— Христианство отрицает такие понятия. Да, мы не являемся полностью свободными, ведь абсолютная свобода предполагает полную независимость от всего, но мы не выбирали, когда, где и кем родиться. По самому началу своего бытия мы уже несвободны.

Часто под понятием свободы у нас понимается свобода выбора. Но это свобода выбирать из предложенного нам. Например, можно подойти к киоску и выбрать один сорт алкогольного напитка или другой. Это вроде бы свобода выбора, но по сути, это только иллюзия свободы.

Предполагается, что мы всё равно что-то выберем, и причем, из предложенного. А если любой выбор будет потаканием греху? Подлинной свободой окажется в данном случае – отказаться от выбора вообще, не выбирать никакой алкогольный напиток.

Это совершенно другой уровень свободы.

Есть свобода действовать в соответствии со своей природой и свобода делать все, что угодно. Многие атеисты пытались подловить верующих – раз ваш Бог всемогущ, то может ли Он сделать то-то и то-то, например, умереть? Вопрос глуп.

Если вместо «Бог» поставить «Абсолютное Бытие», мы увидим внутреннее противоречие – как Бытие может перестать быть? Всемогущество ведь не означает осуществление любого бреда, который может прийти нам в голову, например, сделать круглый квадрат.

Мы можем выбрать путь осуществления замысла Божия о нас, но часто на этом пути промахиваемся мимо цели. Cлово «грех», по-гречески «амартия», и означает «промах». Слово «покаяние» — «метанойя» — которое многие из нас понимают просто как раскаяние, на самом деле это означает буквально «перемену ума», «возвращение» к цели, с которой мы сбились.

Обратите внимание

И единственное предопределение, о котором можно говорить — это предопределение ко спасению. Апостол Павел говорит нам о том, что Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Когда мы осуществляем волю Божию о нас, мы реализуемся во всей полноте.

Отказываясь от следования своему предназначению, мы получаем иллюзию свободы и идем по пути небытия.

Вспомним притчу о блудном сыне. Пока он был с отцом, он считал себя несвободным, взял свою часть наследства, всё прокутил, даже питался из свиного корыта, а затем «пришел в себя» и вернулся с покаянием. Это пример того, что подлинная жизнь, подлинная свобода – наша жизнь в Боге и с Богом.

На самой заре христианства было создано произведение «Учение двенадцати апостолов». Многие ученые датируют его первым веком нашей эры.

Красной нитью сквозь этот трактат проходит учение о двух путях – жизни и добра, смерти и зла. Бог не предопределяет каждый шаг в жизни человека, а результат следования по какому-либо пути.

Читайте также:  Последование по исходе души от тела

Путь зла ведет к гибели, а путь добра — к полноте вечной Жизни в мире и любви.

При подготовке материала использован справочник-путеводитель 2013 года «Новгородская митрополия» и материалы с сайта http://wikimapia.org

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

Фото Максима Озерцова

Источник: https://53news.ru/novosti/16404-53-novgorodskikh-khrama-tserkov-feodora-stratilata-na-shchirkove-ulitse-velikij-novgorod.html

Церковь Феодора Стратилата на ручью

Церковь Федора Стратилата на Ручью (1361 год) является классическим памятником новгородского зодчества второй половины XIV века. В 1360 году посадник из Новгорода Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь. В следующем году церковь была закончена.

Церковь Федора Стратилата представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку как и все храмы первой половины XIV века. Однако по сравнению с ними церковь Федора Стратилата является более законченным, зрелым художественным произведением.

Внешний облик храма был наиболее существенным новшеством. До недавнего времени фасады храма завершались щипцами с многолопастной ползучей аркой под каждым щипцом.

Исследование верхних частей церкви во время восстановления ее после войны привело к выводу о первоначальном трехлопастном завершении храма. Многолопастная арка па фасадах была всего лишь декоративным убранством.

Трехлопастное завершение церкви Федора Стратилата было восстановлено.

На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде располагается немало декоративных элементов. Барабан декорирован поясками трехугольных впадинок, различных нишек, арочек, а апсида украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками.

Окопные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения. Некоторые ниши на фасадах были украшены фресковыми изображениями. Памятник близок к церкви Спаса-Преображения по своим архитектурному строению. Его фасады так же декорированы нишами, арками, впадинками и крестами.

С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, датируемые XVII веком.

Важно

В целом необходимо добавить, что церковь Федора Стратилата — это выдающийся памятник, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства.

Исходя из старых пространственных решений, в то же время внеся ряд новых черт, зодчий Федора Стратилата придал новый характер внешнему и внутреннему оформлению здания и открыл новую для новгородской архитектуры тенденцию к декоративности, не нарушая при этом конструктивной логичности фасада.

Источник: https://kelohouse.ru/dom269.html

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде

Ветер: северо-западный, 6 м/с

днемночью
Февраль +1 °C -7 °C
Март +5 °C -4 °C
Апрель +12 °C +2 °C
Май +20 °C +9 °C
Июнь +24 °C +13 °C
Июль +30 °C +16 °C

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 [1105] как Плотницкий. Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей.

Архитектура

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фёдоровский ручей с церковью Фёдора Стратилата на дореволюционном фотоЦерковь Фёдора Стратилата на серебряной монете достоинством 3 рубля из серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО»

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

В настоящее время церковь является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения.

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер.Примеры:

  • «Не шуметь, ходите тихо»
  • «Пойду бобром возле реки» (пять раз)
  • «А се поют на полатях у святого Покрова»
  • «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

Источник: https://tropki.ru/rossiya/novgorodskaya-oblast/velikiy-novgorod/tserkov-fyodora-stratilata-na-ruchyu

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью в деталях устроен довольно необычно, что сообщает храму своеобразную уникальность.

Строитель церкви максимально придвинул «несущие» столпы к стенам, стараясь высвободить как можно больше площади для молящихся. При этом ориентация наоса оказалась как бы «поперечной», он вытянулся по оси «север — юг», что в крестово-купольном храме выглядит странно, тем более что в нашем случае квадрат храма на самом деле слегка вытянут как раз в продольном направлении, с запада на восток.

Ранее, когда церковь была действующей, этот эффект проявлялся еще ярче, так как восточный рукав креста был скрыт высоким иконостасом, а с запада тоже имелась визуальная преграда, суживающая подкупольное пространство, — в качестве таковой выступала алтарная стена расположенного на хорах Покровского придела, которая вместе с участками западной стены поперечного нефа образовывала единую плоскость.

Автор Феодоровского храма как будто сознательно «разбивал» пространство нижнего яруса на отдельные помещения, связанные друг с другом лишь проходами, — это больше касается, разумеется, пространства под хорами, сформированного по «зальному» принципу.

При таком построении освещения, даваемого узкими окнами-бойницами, не хватало; известно, что в XVII столетии освещать помещение скудному солнечному свету помогали девять светильников; столь разветвленной «световой схемы» в других новгородских храмах не имелось.

Слева от собственно алтаря находится жертвенник, справа — диаконник.

Оба они соединены с наосом арочными проходами, но если жертвенник не имеет отдельного перекрытия, то диаконник представляет собой довольно низкое помещение с коробовым сводом.

Уменьшение диаконника по высоте позволило устроить над ним, в юго-восточном углу храма, небольшой придел на хорах, который был освящен во имя небесного патрона заказчика церкви — святого Симеона Столпника Дивногорца.

На хоры ведет лестница, расположенная в северо-западном углу. Обширные хоры церкви Феодора Стратилата на Ручью покоятся — в отличие от большинства новгородских храмов, где в качестве пола полатей использовался деревянный настил, — на каменных сводах нижнего яруса.

Совет

В Симеонов придел над диаконником из центральной части хор можно было попасть по деревянному переходу, вытянувшемуся вдоль южной стены храма.

Гораздо необычнее был устроен Покровский придел в центре хор — такое его расположение можно считать уникальным, от подкупольного пространства его отделяла довольно высокая, почти в три метра, каменная преграда.

Если попытаться мысленно реконструировать весь интерьер Феодоровского храма таким, каким он был в первые столетия его существования, — со всеми этими перегородками, прекрасными иконостасами, переходами, малыми изолированными помещениями, то поневоле признаешь— выглядела тогда церковь внушительно. Да еще со стенами, сплошь расписанными замечательными фресками!

Над фресками церкви Феодора Стратилата на Ручью явно работали несколько изографов. Один из них расписывал купол храма и совершенно очевидным образом копировал манеру Феофана Грека.

Рука второго мастера опознается во фресках верхнего регистра декорации наоса; стилистика этих изображений наиболее близка стилистике волотовской росписи — настолько, что можно предположить участие волотовского мастера в украшении Феодоровского храма и составление именно им иконографической программы росписи. Оставаясь в рамках концепции исихазма, художник уходит от повышенной экспрессии и «сиюминутности» духовного озарения — в сторону большей камерности, интимности и, если можно так выразиться, ранимости.

Читайте также:  Усекновение главы иоанна предтечи, великий

Наконец, третий мастер наверняка вышел из волотовской школы, но он пишет несколько суше, графичнее, живопись в его фресках как бы отступает на второй план — при том, что «идеологически» его творения звучат вполне в унисон с художественным ощущением его учителя.

И это есть воспринятое Русью духовное завещание Византии, которой вскоре было суждено исчезнуть с карты мира. Все это очень близко кругу преподобного Сергия Радонежского, сложившемуся около этого времени.

И из этого же корня выросло великое искусство преподобного Андрея Рублева.

Источник: http://posmotrim.by/article/cerkov-feodora-stratilata-novgorod.html

Исторический ликбез. Храм «Федора Стратилата» на Щиркове улице

Сегодняшнюю запись в рубрику «Исторический ликбез» я решил посвятить церкви «Федора Стратилата» на Щиркове улице. Это одна из новгородских церквей, в названии которой встречается слово «Стратилат».

Есть еще церковь «Федора Стратилата» на Ручью и «Андрея Стратилата», которая находится в юго-восточной части Кремля. Об этих памятниках архитектуры я надеюсь рассказать в отдельных статьях… Но давайте начнем с начала.

И узнаем, кто же такой «Стратилат». 

Стратилат — слово греческое. В Византийской империи так называли высокопоставленного  военного чиновника, занимающего должность одного из главнокомандующих, иногда совмещая управление некоторой частью империи. В греческих текстах стратилатами также называли и римских легатов, а иногда и римских пропреторов и даже римских проконсулов.

Святой Федор (Феодор) Стратилат это христианский святой, почитаемый в лике великомученика. Он почитается как покровитель православного воинства. По приказу римского императора Флавия Галерия Валерия Лициниана Лициния Феодор Стратилат принял мученическую смерть. Перед этим прожив достаточно интересную жизнь..

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в овраге на пустынном поле не далеко от города.

Раз в день он выбирался оттуда в поисках пищи: человека или зверя. Лишь насытившись, змей возвращался в своё логово. Феодор решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве.

Феодор уснул, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Которая предостерегла его об опасности.

Обратите внимание

А эта христианка Евсевия была не так проста. У нее в доме (согласно легенде) были погребены мощи другого христианского великомученика, Феодора Тирона. Этих святых иногда изображают вместе, а иногда даже путают.

По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами. Если «Стратилат» значит «военачальник», то «Тирон» можно перевести как «новобранец». Почему я на этом так подробно останавливаюсь? Читайте дальше, будет понятно.

И надеюсь, интересно. Но продолжим о Феодоре Стратилате.

Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство.

Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Император принял приглашение, и прибыл в город с восемью тысячами воинов. Ими было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим.

На следующее утро обман был раскрыт. Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. На допросе Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император велел казнить непокорного.

Феодора Стратилата подвергли многодневным пыткам, «он был высечен, его жгли огнем и рвали железными когтями». Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору «пришел Ангел и воин стал невредим».

 В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Феодор Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь.

Важно

Он был «усечен мечом» 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня. Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Очевидно, что Феодор Стратилат был весьма почитаемым христианским святым в Новгороде. Чем еще объяснить постройку сразу двух церквей, посвященных этому великомученику?

Но перейдем к самому Храму. Церковь Федора Стратилата на Щиркове улице — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (с 1992 года). Она расположена на перекрестке улиц Стратилатовской и Новолучанской. Да, Стратилатовской. В честь кого названа улица? Догадайтесь с трех раз…

Согласно Новгородской первой летописи (1016-1330 годов), в 1115 г. «заложил Воигость церковь святого Федора Тирона апреля в 28».

В других новгородских летописях церковь Федора Тирона названа каменной и обозначено ее местоположение: «среди Щирковы улицы и Розважи в Земляном валу». Обратите внимание: не «Феодора Стратилата» а «Феодора Триона».

Именно этому святому великомученику изначально был посвящен храм! Ну а кем был заказчик строительства Воигость, мы не знаем…

В 1292 году Новгородская первая летопись сообщает о новом строительстве церкви после ее разрушения: «Святого Феодора церковь почаша здати, которая порушилась». Через два года новая церковь была закончена, сдана в эксплуатацию и освящена Владыкой Климентом. Известна даже точная дата. 18 октября 1294 года. Обратите внимание: храм все еще называется «Феодора Тирона».

Впервые храм был назван «Федор Стратилат» в «Семисоборной росписи Новгорода Великого», которая представляет собой перечень 162 престольных посвящений всех новгородских церквей и их приделов с распределением по семи соборным округам (в черте Окольного города). Составление росписи датируется 1466-1508 годами. Как получилось, что церковь «Феодора Триона» стала храмом «Федора Стратилата»? Почему храм был переосвящен именем другого великомученика? Не известно. Но факт есть факт. Церковь стала называться иначе.

Совет

В 1546 году, согласно Новгородской четвертой летописи, церковь была освящена заново, после пристройки приделов. Двух приделов, Ипатия и… Феодора Триона. В память о первоначальном освящении храма.

В период шведской оккупации 1611-1617 годов храм сильно пострадал. По Описи 1617 года, церковь «от немецких людей разорена, кровля ободрана и паперти обозжены, и стены поразбиты.. А колокола два взяли немцы».

После шведов церковь «Федора Стратилата» долго не восстанавливалась. 65 лет церковь стояла в запустении, не было средств на реставрацию.

Только в 1682-1688 годах церковь была восстановлена, богослужения в ней возобновлены. В 1710, 1783, 1804 и 1836 годах храм перестраивался.

В конце XIX века в церкви «Федора Стратилата» появился новый придел, Владимирской Богоматери. На месте упраздненного придела Феодора Триона.

Церковь «Федора Стратилата» долго была действующей. Она была закрыта только в 1930 году. В период Великой Отечественной войны почти не пострадала. После войны в церкви «Федора Стратилата» находился склад. Старая советская традиция, да… Но уже с 1974 года в храме начались исследования, раскопки, реставрационные работы.

Окончательно памятник был реставрирован в 1991-2002 гг. (до 1992 г. рук. Г.М. Штендер, с 1992 — В.А. Дру­жинин): по натурным следам восстановлено палаточное завершение стен, оконные и дверные проемы, деревянные крыльца, лемеховое по­крытие глав, раскрыто большинство закладных крестов, проведено инженерное укрепление (Л.Н. Храпко).

Силами Новгородского епархиального управления выполнено приспособле­ние под действующий храм.

Обратите внимание

Надо сказать, что храму повезло. Единственным несчастливым периодом для него была шведская оккупация. После которой бури и катаклизмы обошли стороной церковь «Федора Стратилата» на Щиркове улице. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать памятник в целости и сохранности.

Полностью в моем блоге. Несколько статей серии «исторический ликбез» доступно по ссылке

Источник: https://vnnews.ru/blogs/25378-istoricheskiie-likbez-xram-fedora-stratilata-na-shirkove-ulice.html

Ссылка на основную публикацию