Церковь филиппа, митрополита московского, в мещанской слободе, россия, город москва

Церковь Филиппа Митрополита — стиль барокко | Узнай Москву

Первый храм во имя митрополита Филиппа (Колычева), открыто выступившего против политики террора Ивана Грозного. Сегодня это не только память о значительнейшем духовном деятеле России, но и уникальный памятник архитектуры XVIII в.

В июле 1652 г. мощи митрополита Филиппа были привезены из Соловецкого монастыря, где он погиб, в Москву для общецерковного прославления в Успенском соборе. Во главе процессии находился митрополит Новгородский Никон, в том же месяце ставший патриархом. В Мещанской слободе мощи были встречены крестным ходом с участием царя и духовенства.

На этом месте поначалу была установлена часовня с памятным крестом, а в 1677 г. поставлена деревянная церковь во имя святителя Филиппа. В 1691 г. она была заменена каменным зданием в стиле «барокко». Но и эта постройка со временем обветшала, грозя обрушиться. Митрополиту Московский Платон дал разрешение на возведение нового здания. Работы продолжались в течение 1777–1788 гг.

Трапезная и колокольня остались от 1750–1752 гг.

Обратите внимание

Об архитекторе ведутся дискуссии, но наиболее вероятным автором проекта считается М.Ф. Казаков. Официально работами руководил С.А. Карин. Храм был создан по канонам классицизма и богато украшен: изначально существовал план размещения при нем подворья митрополита Платона.

Барочная колокольня и почти лишенная декора трапезная контрастируют с ротондой основной части храма, украшенной наличниками, медальонами, четырехколонными ионическими портиками с лепниной и пилястровым портиком на алтарной апсиде с востока.

Ротонда завершается куполом поменьше, прорезанным крупными окнами, купол же  увенчан фонарем, напоминающим парковую беседку. Похожее завершение Казаков применил в церкви Вознесения Господня на Гороховом поле.

Не менее примечательна церковь изнутри: в западной половине ротонды расставлены полукругом колонны ионического большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого коринфского ордера. Хоры при этом расположены на колоннах дорического ордера.

Архитектор словно хотел использовать все возможные варианты классицистического декора, применявшиеся в ту эпоху в православных храмах. Купол изнутри украшен тонко проработанными кессонами. Впечатление от масштабности церкви изнутри еще более усиливается с помощью многочисленных декоративных деталей.

Около 1939 г. богослужения здесь прекратились. Окружающая застройка и церковные дома почти полностью были снесены при строительстве с/к «Олимпийский». Однако самому храму относительно повезло: здание сохранило не только внешний облик, но и практически полностью внутреннее убранство.

В нем находился архив Госстандарта, из-за чего увидеть уникальные церковные интерьеры было невозможно. Ситуация изменилась в 1991 г., когда в храме возобновились богослужения. В 1994 г.

при нем было создано Сибирское подворье, для которого построены часовня в честь просветителей Сибирских земель и два корпуса — все в стилистике Филипповского храма. Церковь сегодня открыта для всех желающих.

Источник: https://um.mos.ru/houses/7352/

Елена Лебедева. Московские церкви святителя Филиппа / Православие.Ru

Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram.codis.ruСамая известная в Москве церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, находится на Проспекте мира, близ спорткомплекса «Олимпийский».

Ранее эта улица называлась 1-й Мещанской, а в 1957 году получила современное название в память VI Всемирного фестиваля молодежи, праздника мира.

Как известно, церковь построена на месте торжественной (или покаянной) встречи в Москве св.

мощей митрополита Филиппа, перенесенных в стольный град из Соловецкого монастыря в июле 1652 году. Само место было очень символичным для этого события.

В глубокой древности, у самых истоков московской истории здесь, лесом проходила проезжая дорога из Владимира в Киев, по которой на великое княжение ехал сам князь Юрий Долгорукий, Тогда-то, в 1156 году он и повелел поставить в Москве на Бору небольшое деревянное укрепление — острожец, позднее названный Кремлем.

Важно

А где-то здесь поблизости лежало одно из сел боярина Кучки. Местность эта, по-видимому, одна из древнейших в Москве. Недаром именно здесь появилась и самая древняя ныне в Москве (за пределами Кремля) церковь во имя св. Трифона появилась именно в этой местности.

А в XIV веке здесь пролегла главная дорога в Троице-Сергиеву Лавру, отчего она и называлась Троицкой. И уже в старину Троицкая дорога стала очень многолюдным и бойким местом.

По ней богомольцы и ездили и часто ходили из Москвы пешком.

Богомольный люд делился на несколько категорий: «черный народ» -деревенские жители, крестьяне; «красный» — торговые люди, богатые, городские; и «белый» — «господа».

В 1395 году по этой же дороге из Владимира в Москву пронесли Владимирскую икону Божией Матери в ожидании нашествия Тамерлана — на месте ее встречи у границ города москвичи основали Сретенский монастырь.

В XVI веке, по печальному совпадению, эта же дорога вела и в Александровскую слободу, опричную резиденцию Ивана Грозного. Однако Троицкая дорога тогда вела и на Север, в Соловецкий монастырь, тесно связанный с жизнью святителя Филиппа. С того же столетия по этой дороге возили товары иностранцы и русские купцы в город Архангельск, основанный в 1584 году.

А в 1613 году у Сретенских ворот духовенство, народ и стрелецкие полки встречали прибывшего по этой же дороге из Костромы Михаила Федоровича Романова.

В 1671 году из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица, когда здесь возникли слободы мещан.

Так назывались переселенцы из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 году: городские жители, или как тогда говорили, посадские люди, ремесленники и торговцы там носили звание мещан от польского «място», «место» — «город».

Поселили их за Сретенскими воротами — будущими Сухаревскими, где им даже пожаловали свободные пахотные земли от дворцовой Напрудной слободы, на берегу москворецкого притока, речки Самотеки.

Эти мещанские слободы, приписанные к царскому дворцу, были обособлены от остальных московских поселений. Они самостоятельно управлялись своими выборными лицами, которых лично возглавлял назначенный царский наместник.

Всего было 4 старых мещанских слобод, и все они вошли в историю Москвы под именами соответствующих 4-х Мещанских улиц: после революции 2-я Мещанская стала улицей Гиляровского, 3-я Мещанская — улицей Щепкина, а 4-я так и осталась просто Мещанской улицей.

Совет

И здесь, у Троицкого тракта, в июле 1652 года встречали мощи мученика святителя Филиппа, митрополита Московского. Его роль в русской истории имела огромное значение.

Святитель Филипп, митрополит Московский. Икона XX века (Из Трапезного Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры). Источник: www.days.ruСвятитель Филипп родился в 1507 году в знатной и старинной боярской семье Колычевых и был наречен Феодором.

30-лет от роду он постригся в Соловецкий монастырь под именем Филипп и уже через 9 лет, в 1546 году стал его игуменом.

А затем последовали долгие уговоры царя принять сан митрополита Московского — патриаршества тогда еще не было. И в 1566 году св. Филипп согласился.

Есть версия, что в том же году своего восшествия на митрополичью кафедру св. Филипп основал близ Кремля в Москве в Китай-городе знаменитую Никольскую церковь «Красный звон» с приделом во имя св. Зосимы Соловецкого — в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители.

И есть версия, больше похожая на легенду, что главный престол этой церкви был изначально Зосимовским, а когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который переименовали в честь св. Николая Чудотворца.

А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, устроил в церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Годом раньше поставления Филиппа московским митрополитом, в 1565 году вышел царский указ об учреждении опричнины, и митрополит Московский решил противостоять царю в его многочисленных казнях, пытках, и прочих злодеяниях, вредивших и людям, и государству Российскому. В 1568 году на богослужении в Успенском соборе Филипп открыто отказался благословить Ивана Грозного, смиренно подошедшего к нему.

Читайте также:  Церковь николая чудотворца на острове беринга, россия, камчатский край, остров беринга, село никольское

И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли.

Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова — главный опричник задушил его подушкой.

Обратите внимание

И в Отроческом монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя — всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь.

А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря «собинный друг» царя, Никон, будущий патриарх.

С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица. Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений.

Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. Св. мощи митрополита Филиппа были положены в раке именно на том месте, где в 1568 году его схватили опричники.

А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест — поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться «часовня у Креста».

Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком.

А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру.

Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская (в советское время Рижская). Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала — таможенной границы Москвы 1742 года.

И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру.

А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. А в начале 1710 году XVIII века в ней устроили придел во имя Алексея, человека Божия.

Церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе. Фото с сайта hram.codis.ruВо второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней.

Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г.г. Иногда, впрочем, называют имена архитектора М.Ф.Карпова и Семена Карина — того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесеной стены Белого города, Тверского. А по мнению академика И.

Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов.

Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона. И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской.

Важно

В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А.Ч.Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре.

Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала «Москва-Волга» этот водопровод стал не нужен.

А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую — по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. (До революции он назывался Виндовским.)

К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, — по находившейся там редакции популярного журнала «Безбожник». Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес.

Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры. И только с 1991 года в ней начались богослужения.

Еще одна московская церковь во имя св. Филиппа была освящена как домовая в знаменитой усадьбе графини Соллогуб на Поварской улице. В Москве она известна в основном как «дом Ростовых», где Лев Толстой «поселил» героев эпопеи «Война и Мир».

Менее известно другое: эта легендарная усадьба, построенная в 1802 году для князя А.Н.Долгорукого, впоследствии перешла от его семьи к баронам Боде-Колычевым — потомкам святителя Филиппа Колычева.

Они и пристроили в 1856 году к усадьбе небольшую домовую церковь во имя святителя, и собрали в нее ценные древние иконы.

Совет

Потом усадьба вновь сменила своих владельцев и до самой революции принадлежала графине Соллогуб.

Церковь была закрыта вскоре после революции в 1918-1920 годах, когда в усадьбе разместился сначала дом искусств, где работала жившая по соседству в Борисоглебском переулке Марина Цветаева, потом литературный институт, а потом с 1932 года — резиденция Союза писателей СССР. Главка с крестом была сломана, а здание бывшей церкви вошло в состав основного сооружения.

Источник: https://pravoslavie.ru/85.html

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе известен с 1652 года. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1788 году. Архитектор М.Ф. Казаков. Главный престол освящен в честь святителя Филиппа. Южный придел – в честь преподобного Алексия, человека Божия. Северный придел – в честь преподобного Сергия Радонежского. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1939 году. В 1991 году приход был возрожден, получил юридическую регистрацию и приходу возвращено здание храма.16 июля 1992 года храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Деревянное распятие Иисуса Христа, ковчег с мощами многих святых, Смоленская икона Божией Матери, Абалацкая икона Божией Матери. Икона мученицы Людмилы Чешской с мощами

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В воскресные дни и в престольные праздники Свт. Филиппа литургия в 10 часов. Накануне всенощное бдение в 17 часов. В воскресенье вечером в 16 часов совершается вечерня с акафистом Свт. Филиппу, прп. Сергию, св. Алексию человеку Божию (попеременно) Великим постом – акафист Страстям Христовым.

В остальные дни недели ( кроме понедельника, если нет великого праздника) богослужение совершается в 9 час. – Утреня, литургия. По пятницам в 17 час. – вечерня с акафистом попеременно – Иверской иконе Божией Матери и иконе Богородицы «Троеручица», Абалацкой ик. Божией Матери, (кроме дней В.

Читайте также:  Святитель константин киевский, митрополит

Поста и Великих праздников).

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Иоанн Петрович ЗАРЕЦКИЙ, настоятель. Родился 15 февраля 1951 года.Образование: Московская Духовная Академия и Аспирантура при МДА.7 октября 1984 г. рукоположен в сан диакона. 28 октября 1984 г. рукоположен в сан пресвитера.30 декабря 2006 г. назначен настоятелем храма.
Протоиерей Александр Александрович ТАРАКАНОВ. Родился 30 января 1971 года.Образование: Санкт-Петербургская Духовная Академия, Кандидат богословия.9 марта 2002 года рукоположен в сан диакона.11 июня 2006 года рукоположен в сан пресвитера.
Иерей Игорь Владимирович ФИЛОНЕНКО. Родился 27 марта 1965 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.31 марта 2001 года рукоположен в сан диакона.21 июля 2005 года рукоположен в сан пресвитера.
Диакон Олег Витальевич ЕЛИСЕЕВ. Родился 4 июня 1982 года.Образование: Московская Духовная Семинария и Московская Духовная Академия.25 февраля 2007 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до станции метро «Проспект Мира» кольцевой или радиальной. Выйдя с кольцевой станции спуститься в переход, в переходе повернуть налево и далее идти прямо.

Выйдя с радиальной станции, повернуть направо, пройти 10 м. и ещё повернуть правее и дальше идти прямо.

В приходе храма действует детская Воскресная школа, взрослая Воскресная школа, молодёжная группа «Филипповцы», пункт оказания помощи бездомным.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/sretenskoe/st-philipp-church.htm

Читать онлайн Церковь Святителя Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Данное издание по истории храма святителя Филиппа Митрополита в Мещанской слободе, было выпущено в текущем 2016 году на основе буклета 2006 года и дополнено с учетом произошедших за это время событий и найденных архивных данных.

Буклет знакомит читателя не только с историей церкви от её постройки в XVIII веке до возрождения в наши дни, но с историей прилегающих к храму окрестностей.

Буклет издан для продажи в приходе церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе, где желающие его могут приобрести.

Церковь Святителя Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе

За последние несколько лет в России и в Мире произошли большие изменения. Россия, вопреки всем прогнозам недоброжелателей медленно, но уверенно занимает свое подобающее место в мире, как великая держава, без которой ни одна мировая проблема решена быть не может.

Это открыто признает большинство ведущих, промышленно и экономически развитых стран.

Россия наконец-таки возвращается на свое законное место в Мире, которое она занимала 1000 лет тому назад, поскольку никакие 1000-летние попытки разрушить Россию не привели недругов к успеху.

Близится столетняя дата, когда в памятном 1917 году большевистским мятежом была предпринята попытка разрушения духовного величия России и Москвы.

В наше время на монеты России возвращается ее старый Герб – двуглавый орел с гордо поднятыми вверх крыльями.

Это можно расценивать как знак возврата России на ее законное место в Мире, несмотря на активное сопротивление мирового глобального правительства.

Нынешнее руководство России признает, что история России написана в интересах западной цивилизации, с целью принижения российской духовности и культуры, чтобы народ России постоянно чувствовал ущербность.

Для разрушения этих 1000-летних стереотипов руководством России была принята новая историческая концепция, по которой Россия – это самодостаточная древняя цивилизация, такая же по древности, как цивилизации Индии, Китая, Персии, Сирии, Южной Америки.

Для подтверждения концепции по всей территории России ныне активно проводятся археологические исследования, уточняющие возраст нашей цивилизации. Раскопки проводятся с привлечением ученых со всего мира, желающих убедиться в подлинности найденных артефактов.

Уже никто в Мире не оспаривает факт, что первоапостол Андрей Первозванный прошел с апостольской миссией, проповедуя Христово учение, всю Древнюю Русь с юга на север, и с севера на юг.

Обратите внимание

Поэтому отправным возрастом Москвы, (которая издревле была центром древнего северного торгового пути), сегодня принято считать 2000 лет.

А обнародованные новые результаты раскопок в Подмосковье и в Москве показали, что возраст столицы России исчисляется десятками тысяч лет.

Впервые в Россию с Афона в 2013 году была привезена духовная реликвия славян-староверов – Крест апостола Андрея Первозванного. Крестным ходом и на самолете святыня совершила путь с запада на восток и с севера на юг России.

Святыня была выставлена в храме Христа Спасителя в Москве для поклонения, поскольку именно через столицу России проходил путь первоапостола славян. После этого знаменательного события, состоялась встреча на Кубе Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска.

Впервые за 1000 лет между католиками и православными были подписаны документы о взаимном сотрудничестве и признании незыблемости традиционных христианских ценностей, которые должны стать основой дальнейшего развития нынешней цивилизации.

Сегодня при Мэре Сергее Семеновиче Собянине Москве и Подмосковью возвращается статус мирового православного центра России. Столица с каждым годом становится краше, благоустраиваются площади, древние улицы и переулки, реконструируются памятники церковного и гражданского зодчества. Москву стремится посетить с каждым годом возрастающее число паломников и туристов со всей России и Мира.

Одним из популярнейших московских памятников церковной архитектуры является храм святителя Филиппа Митрополита Московского.

Он находится в известном историческом месте Москвы, которое и по сей день называется Мещанской слободой.

Важно

Мещанские слободы возникли в районе древнего села Напрудное и были частью местности за Земляным городом Москвы, о чем интересующийся читатель может узнать из предлагаемого повествования.

Название «слобода» первоначально означало селение свободных незакрепощенных поселян, стрельцов, отставных солдат, ямщиков, селившихся близ почтовых трактов. Затем это были поселения за чертой города таких же служилых торговых людей или ремесленников.

При царе Михаиле Федоровиче вокруг новых слобод, возникших вокруг Китай-города и Белого города, был кольцом насыпан Земляной вал (на месте нынешнего Садового кольца), откуда вновь включенные в крепостную ограду части Москвы получили название Земляного города. По сути, это была граница Москвы того времени с административно-территориальным делением на «Кремль», «Китай-город», «Белый город» и «Земляной город».

Малонаселенная тогда местность за Земляным валом, вблизи Сретенских ворот стала интенсивно заселяться, когда после окончания Смутного времени из оккупированных Польшей русских городов сюда стали перебираться посадские люди (горожане) – ремесленники и торговцы, называвшиеся мещанами от слова «место» – город. Постепенно здесь возникли четыре Мещанские слободы, ставшие позже четырьмя Мещанскими улицами. Эти слободы были приписаны к царскому дворцу, поэтому судились и управлялись своими выборными лицами, с царским наместником во главе.

При царе Алексее Михайловиче, московские стрельцы, составлявшие его регулярную армию, стали расселяться особыми слободами вдоль Земляного вала, вблизи больших дорог. В мирное время, помимо сторожевой службы, стрельцы занимались торговлей и разными ремеслами.

Такая стрелецкая слобода возникла в районе Сретенки, близ Сретенских ворот, куда приходила старинная дорога, ведущая из Переславля-Залесского в Ростов Великий, Суздаль, Кострому, Владимир-на-Клязьме.

Часть этой дороги проходила из Москвы в Сергиев Посад и называлась Царской паломнической дорогой, по которой русские цари веками совершали пешее паломничество в Троице-Сергиеву Лавру.

Стрелецкая слобода оставила память о себе в Сухаревой башне, названной по имени стрелецкого полковника Лаврентия Сухарева. Позже башня была перестроена в своего рода триумфальные ворота. Ворота первоначально увенчивались двумя шатрами, а башня была воздвигнута позднее, в 1698–1701 годах.

Затем над воротами был надстроен второй этаж, где разместилась математическая и мореходная школа, так называемая «навигация», в 1715 году переведенная в северную столицу. Строителем Сухаревой башни был М. И. Чоглоков. Жители Мещанских слобод полюбили Сухареву башню, ее называли невестой Ивана Великого и сестрой Меньшиковой башни.

Читайте также:  Праведный феодор ушаков

Вокруг башни шумел Сухаревский торг – рынок-базар.

При императоре Петре I Земляной вал начали уничтожать. Тогда стала массовым явлением скупка мелких дворов под обширные усадьбы. Стены Белого города были снесены в 1760–1770 годах, а Земляной вал был окончательно срыт и на его месте устроен проезд после 1812 года.

Совет

При этом излишняя площадь от широкого проезда передавалась домовладельцам для устройства палисадников (отсюда название «Садовое кольцо»).

К этому времени в Белом городе и Китай-городе уже было запрещено деревянное строительство и те, кто не мог строить каменные дома, перебирались за Земляной город, границы которого были обозначены новым земляным насыпным кольцом-Камер-Коллежским валом.

При Екатерине II произошло генеральное размежевание земель, то есть были установлены твердые границы различных владений в Москве, что привело к ликвидации всяких «оброчных» земель, стрелецких, дворцовых, конюшенных, монастырских и других.

Источник: https://dom-knig.com/read_241494-1

Храмы моего города. Храм Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе

г. Москва, ул. Гиляровского, д. 35.
Ближайшая станция метро “Проспект мира”.

Схема проезда к храму Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе:

Контакты:

129090 г. Москва, ул. Гиляровского, д. 35
+ 7 (495) 681-05-39
E-mail: st-philipp-church@yandex.ru

Адрес сайта: http://st-philipp-church.prihod.ru/

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе появилась не просто так, но в честь и на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа – их переносили из Соловецкого монастыря в Москву.

Трагическую историю жизни, борьбы и кончины митрополита Филиппа, пожалуй, стоит затронуть хотя бы вкратце. Звали его Федор Степанович Колычев, и происходил он из древнейшего дворянского рода.

И, как мне представляется, жизнь его – следствие весьма необычного воспитания. С одной стороны, отец воспитывал его настоящим воином, а мать – учила грамоте по Священному писанию.

Итогом же стало явление миру несгибаемого борца и в то же время – настоящего христианского праведника. И вот это сочетание погубило его как человека, но после смерти высоко вознесло как настоящего русского святого.

Выступавший против зверств опричнины, Митрополит Филипп погиб от рук Малюты Скуратова, ближайшего сподвижника Ивана Грозного.

Судьба и сам Бог просто обрекли его на святость.
Поэтому 9 июля 1652 года мощи Митрополита Филиппа привезли из Соловецкого монастыря в Москву и помещены в Успенский собор Кремля. Сначала на месте встречи мощей водрузили крест а в 1677-м году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа.

Видимо, строили быстро и в ущерб качеству, потому что уже спустя 12 лет эту церковь разобрали и в 1691-м году на ее месте поставили новую, каменную. Спустя чуть более полувека ее перестроили и возвели колокольню.

Обратите внимание

А в 1777 году по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова начались работы по капитальной перестройке каменного здания, которые длились целых 10 лет. Долго, конечно, но зато и получилась красивейшая церковь-ротонда, которая по праву считается одним из лучших образцов московского классицизма. И которая, к счастью, именно в этом виде и дожила до наших дней.

Ее закрывали, но при всем том она находилась под государственной охраной, поэтому пострадала не сильно. Сохранился даже иконостас, некоторые иконы и богатейшая лепнина.
Вернули ее законному владельцу лишь в 1991 году.

А ныне это не просто храм, но еще и Сибирское подворье, которое задумывалось как символ единения московских и Сибирских земель.

Церковь Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе
Ул. Гиляровского, 35. метро «Проспект Мира».

(2

Источник: https://dev.radiovera.ru/hramyi-moego-goroda-hram-filippa-mitropolita-moskovskogo-v-meshhanskoy-slobode.html

Описание Храма святого Филиппа Московского в Мещанской слободе в г. Москва | Православные паломничества

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе — православный храм Сретенского благочиния Московской епархии. Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. После перестройки в конце XVIII века является одним из лучших образцов московского классицизма.

Расположена в Центральном административном округе Москвы (улица Гиляровского, 35). Главный престол освящён в честь святителя Филиппа, приделы Алексия человека Божия и преподобного Сергия Радонежского.

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа, привезённые митрополитом Никоном с Соловков были торжественно встречены в Мещанской слободе крестным ходом с участием царя и церковных иерархов и перенесены в Успенский собор Кремля.

На месте их встречи в древней каменной часовне установили деревянный крест, а в 1677 году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа.

В 1689 году церковь обветшала и была разобрана, а в 1691 году построена вновь из камня.

В 1710 году был освящён придел во имя Алексия человека Божия, который в 1750-1752 годы был перестроен в трапезную церковь. В этот же период была построена церковная колокольня. В 1777 году настоятель церкви Максим Дионисиев писал московскому митрополиту Платону:

Генваря 20 дня 1777 года, поданным Вашему Высокопреосвященству от нас прошением представлено об означенной нашей приходской церкви убогих местах, а особливо в святом алтаре от самого почти фундамента, даже до свода оказались немалые расседины, кои время от времени умножаются, наводя крайнюю опасность.

Важно

и что по счиненному с общаго нашего согласия архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым осмотру, повреждение оной церкви оказалось от слабого фундамента, отчего по мнению ево, архитектора, необходимо следует настоящую церковь со старым алтарем, исключая трапезу и имеющийся при оной придел, всю до фундамента разобрать и вновь постороить. И ныне поспешествующу Божию благополучию и Вашему архипастырскому благословению, собрано и приуготовлено, как материалов, так и наличных денег всего более пяти тысяч рублев. Того ради, Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря, покорнейше просим вышеозначенную нашу приходскую церквь разобрать и оную понову возобновить.

Реконструкция церкви была начата в 1777 году, проект разработал Матвей Казаков, руководство работами осуществлял архитектор С. А. Карин. Работы велись 10 лет.

Планировалось в Мещанской слободе возвести подворье митрополита Платона и Филипповскую церковь хотели сделать домовой церковью митрополита, но проект не был реализован и построенный величественный храм остался приходской церковью. Освящение церкви после реконструкции состоялось в 1788 году.

В 1827 году к трапезной был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке рядом с храмом возвели дома для его церковнослужителей. В 1889 году на средства купца Н. Ф.Степанова при Филипповской церкви построили богадельню.

В 1896 году при церкви была открыта церковно-приходская школа.

Кроме неё в приходе Филипповской церкви работал Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище (в них должности учителей Закона Божия исполняли клирики Филипповской церкви).

Церковь была закрыта 1939 году. В конце 1940-х годов на месте домов священнослужителей построили школу, а позднее при строительстве спорткомплекса «Олимпийского» были снесены остальные здания ансамбля церкви за исключением самого храма, который отдали под госучреждение.

В 1991 году здание церкви было возвращено Русской православной церкви. 16 июля 1992 года патриарх Алексий II совершил освящение храма, начались восстановительные работы. В 1994 году при храме началось строительство Сибирского подворья.

К 1997 году были построены: часовня в честь просветителей Сибирских земель (преподобного Германа Аляскинского, святителей Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского, Иннокентия Московского), представительский и паломнический корпуса.

Совет

Матвей Казаков при реконструкции церкви пристроил церковь-ротонду к трапезной и колокольне 1750-1752 годов. Ротонда украшена наличниками, фризом и четырёхколонными ионическими портиками с лепниной.

Венчает ротонду лёгкий купол-фонарик. Интерьер церкви в западной части украшают поставленные полукругом колонны большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера.

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/hram-sv-philippa-v-mechanskoy-slobode.htm

Ссылка на основную публикацию