Церковь иконы божией матери боголюбская в пышлицах

Михаило-Архангельский храм, с. Пышлицы

Настоятель: Протоиерей Андрей Журавлев

Электронная почта: 79151171718@yandex.ru

Телефон: 8(915)-117-17-18

Адрес храма: 140763 Моск. обл. Шатурский р-он, с. Пышлицы, Михаило-Архангельский храм.

Сайт храма: http://arhangel-hram.cerkov.ru/

Часы работы храма и расписание богослужений:

  • храм открыт во время совершения богослужений;
  • богослужения совершаются в  субботу и воскресенье, в двунадесятые и великие праздники, а также дни памяти чтимых икон Пресвятой Богородицы и святых;
  • богослужение в СУББОТУ : 7.40- исповедь, 8.00-утреня,часы, Божественная Литургия, молебен, лития об усопших; 15:40- исповедь, 16:00 — всенощное бдение;
  • богослужение в ВОСКРЕСЕНЬЕ: 8:00 — часы, Божественная Литургия.

По воскресениям в 11.00 — воскресная школа для всех желающих.

История возникновения нашего села едва просматривается в глубине веков. Мы не будем погружаться в них, ибо это уже сделал до нас археолог Л.И. Пимакин. В 1939 -1940 годах недалеко от села он производил раскопки. Были обнаружены следы русского селения XI-XIII веков.

Возможно, оно и стало тем зерном, из которого впоследствии выросли и село Архангельское, и расположенная рядом деревня Пышлицы. Это, конечно, не лишенное оснований, но все же предположение. Зато мы совершенно точно знаем, что в начале XVII века наше село носило имя Костино.

В ту пору во Владимирском уезде (=области), куда входила и наша Приозёрная Ялмать, начинается перепись населённых пунктов. Эта работа, которую возглавил Вас. Кропоткин, продолжалась одиннадцать лет. Её итогом стала знаменитая писцовая Владимирская книга В.Кропоткина 1637-1648гг.

Обратите внимание

Отрывок из этой книги, имеющий самое прямое отношение к истории нашего села, мы и предлагаем вашему вниманию.

«За Львом Никифоровым сыном Матюшкиным — в поместье по Государеве Цареве и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руссии ввозной грамоте, за приписью дьяка Неупокой Кокошкина, в 7135 (1627) году, что он выменял у новгородца Ивана Лизунова в Тереховской кромине сельцо, что была деревня Костино на суходоле.

А в нём — двор его помещиков, да бобылей двор Гришка Дмитриев да Ивашко Бессонов сын, прозвище Маланьин. Двор Ивашко Дементьев.

Пашни паханые и с отъезжею пашнею, что на Бабье Гришине, середние земли, двадцать одна четверть с осьминою, да перелогу две чети, да лесом поросло четыре чети в поле, а в дву по тому ж; сена около поль двадцать копён, да около Бабье Гришина, по болоту, на Чертеже, пятнадцать копён». (Писцовая Владимирская книга В.Кропоткина, л.424).

В исторической науке существует правило: отсчёт истории населённого пункта начинается с первого письменного упоминания о нём. Так, Москва упомянута в летописи под 1147 годом, хотя основана значительно раньше, но именно этот год считается годом её основания.

Костино тоже стояло до переписи, но раз оно впервые отмечено в 1627 году, эту дату, до нахождения документов с более ранней датировкой, мы пока будем считать годом основания нашего села. Из приводимого документа мы узнаём, что первым из известных нам владельцев д. Костино был новгородец Иван Лизунов.

Лев Никифорович Матюшкин — новый хозяин деревни, и его потомки владели деревней без малого два века. В 1732 г. по благословению Священного Синода в д. Костино была построена церковь в честь Михаила Архангела.

На Руси издавна повелось: как бы ни называлось село, идущие в храм богомольцы поминали имя святого, в честь которого была построена церковь, а не название селения. Так и в нашем случае: шли не в Костино, а к Михаилу Архангелу, и село стало называться не Костино, а Архангел, или Архангельское.

Сначала в разговоре, а затем это название переходит на бумагу и становится официальным. В документах мы встречаем обе формы: и с. Архангел, и с. Архангельское. В 1770-1790гг. проводилось генеральное межевание Рязанской губернии. В «Экономических примечаниях к планам генерального межевания Рязанской губернии» читаем: «Село Архангельское с деревнями: Филимакиной, Чисомой и Афремковою (Ефремово) — Григория Афанасьева сына Матюшкина с выделанною церковною землёю (47 дворов, 243 мужчин, 240 женщин) — село на суходоле, а деревни Филимакина, Чисома по обе стороны озёр безымянных; Афремова при озере безымянном. В селе две церкви безымянные: 1-ая архистратига Михаила (Архангела — Н.Ч.), 2-ая трёх святителей — Василия великого, Григория богослова, Иоанна Златоустаго. Дом господский, деревянный же, при нём два сада, один из них регулярный, а другой плодовитый. Церковная земля на суходоле; земля иловатая, хлеб и покосы средственны; лес дровяной, крестьяне на оброке» (ф.1355, оп.1, д.1212, л.63 об.). Из этого документа следует, что с 1770г. по 1784 год селом Архангельское владел Г.А.Матюшкин. Из других документов мы узнаём, что «село Архангельское — вотчина генерал-поручика Николая и девицы Катерины Лаврентьевых Шетнёвых досталось им после деда её Матюшкина». Другие деревни Матюшкина также достались им.

Во второй половине XVIII в. в селе была построена Никольская церковь. Шло время, старая Архангельская церковь приходила в ветхость, а новая Никольская в 1784 г. сильно пострадала от пожара.

По этим причинам помещик Шетнев обращается к Владимирскому преосвященному Виктору с просьбой о дозволении вместо двух построить одну деревянную церковь в честь Архангела Михаила с приделом в честь великомученицы Екатерины. Благословенная грамота на построение храма была дана 13 сентября 1784 г. В мае 1788 г.

помещик Петр Васильевич Лопухин просит Рязанского преосвященного о разрешении перенести иконы из старых в новую церковь. Разрешение было дано, и 10 октября того же года церковь была освящена.

Важно

За четыре года, с 1784-й по 1788-й, происходят два важных события. Шетнёва Екатерина Лаврентьевна выходит замуж за генерал-поручикаа П.В. Лопухина. Среди ее приданого числилось и с. Архангельское. П.В. Лопухин происходил из того же древнего боярского рода, что и жена Петра I Евдокия Федоровна Лопухина.

Так, получив нового хозяина, наше село «породнилось» с Петром I.

Важно отметить и другую подробность: Шетнёв обращается во Владимирскую епархию, а Лопухин — уже в Рязанскую, так как, по новому административному делению 1778 года, Ялмать из Владимирского уезда (=области) перешла во вновь образованный Егорьевский уезд (=район) Рязанской губернии, то в упомянутые 4 года и наша церковь была передана из Владимирской в Рязанскую епархию. В Егорьевский уезд вошла и наша Архангельская волость  в составе 22 селений. В 1812г. новой хозяйкой нашего села значится камергерша Александра Петровна Жеребцова. По ревизии 1858 г. в селе Архангельском числилось 16 дворов с 93 жителями, и принадлежало оно графине Ольге Александровне Орловой. В 1852 г. священник Ф.И. Волынский открыл в селе школу и 20 лет преподавал в ней. В газете «Вестник Рязанской епархии» был назван одним из достойнейших священнослужителей Рязанской епархии. У Федора Ивановича были сыновья : Федор и Александр — священники, Петр — учитель, Алексей — военный врач.

Чудом сохранился альбом Александра Федоровича Волынского, четыре дочери которого из шести учились в Рязанском епархиальном училище.

Волынский Федор Иванович

Дом Волынских в с. Архангельское (Пышлицы)

Семья Волынских

В 1862 г. начинаются работы по благоустройству церкви: тесовая кровля заменяется железной, взамен старой строится новая колокольня, а в 1881 г. стены внутри Архангельской церкви покрываются живописными изображениями.

На средства крестьян строится Архангельское земское училище, и 20 сентября 1863 г. (ст.ст.) в нём начинаются занятия. Вскоре в нём уже имеются три класса (по-тогдашнему — отделения), в которых занимаются 60 учащихся.

Мы не знаем имён первых учителей, но достоверно известно, что с 1885 г. в нём преподавала Е.Н. Суханова.

Это училище было одним из первых в Егорьевском уезде, и в 2013 году мы отметили 150-летие Архангельской — Пышлицкой школы.

Конец XIX — начало XX века в России отмечены стремительным подъёмом как в духовной, так и в материальной сфере. Именно в это время Архангельское становится богатым торговым селом. На престольный праздник, в Михайлов день, в селе проходила ярмарка. На неё съезжались купцы из Егорьевска, Спас-Клепиков, Дмитровского Погоста.

Совет

Торги и веселье продолжались целый день. Непременной составляющей этих праздников были карусели. Эта традиция ярмарок, прерванная в годы гражданской войны, продолжилась в годы НЭПа. До сих пор благодарная память сохранилась о  купцах С.М.Колосове, Пучкове, Шмелеве, стоят до сих пор в селе их добротные строения.

Старожилы с особой благодарностью вспоминают Степана Михайловича Колосова: он ежегодно для ребятишек всего села устраивал Рождественскую ёлку.

Накануне Первой мировой войны решили построить каменный храм с приделами в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы и во имя апостола Иоанна Богослова, который стараниями купца Стефана Колосова был практически закончен к 1917 г. Здание старого деревянного Архангельского храма при этом сохранялось.

После революции строительство нового храма прекратилось, и позже, в 1930-е гг., его разобрали на нужды местного совхоза. Приблизительно в эти же годы разобрали и деревянный Архангельский храм -колокольня была снесена, а в здании храма до конца 50-х годов располагался сельский клуб.

Коммунистам очень не нравилось «священное», как они считали, название села. И вот появляется Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 июня 1939 г., согласно которому село Архангел (так в документе) переименовано в с. Пышлицы. Сейчас на месте храма  гаражи и хозяйственные постройки местных жителей.

Последним священником в ней был о. Василий (Миротворцев). Он был арестован в октябре 1937г., по приговору суда получил 10 лет исправительных трудовых лагерей.

  • Пётр Герасимов (1777-1793 гг.)
  • Никита Иванов (1794-1809 гг.)
  • Никита Михайлов (1810-1817 гг.)
  • Яков Иванович Процеров (1817-1841 гг.)
  • Иоаким Михайлович Надеждин (1841-1867 гг.)
  • Михаил Иванович Гусев (1867-1882 гг.)
  • Иван Алексеевич Чельцов (1882-1885 гг.)
  • Александр Феодорович Волынский (1885-1908 гг.)
  • Николай Михайлович Перехвальский (1908-1930 гг.)
  • священник Василий Андреевич Миротворцев (1930-1937 гг.)
  • протоиерей Владимир Копёнкин (2000-2001 гг.)
  • протоиерей Рафаил Бармушкин (2001-2004 гг.)
  • протоиерей Василий Зайцев (2004-2009 гг.)
  • игумен Амвросий (Абросимов) (2009 — 2016гг.)
  • священник Сергий Куликов (2016 — н/вр.)

В начале 2000-х гг. начался процесс возрождения богослужений в селе и воссоздания Архангельской церкви.

22 сентября 2000 года был зарегистрирован приход Архангельской церкви села Пышлицы. В качестве помещения для церкви был выбран бывший дом купца С. А. Колосова. В 2001 году в отремонтированном молитвенном доме отслужили первую Божественную литургию. Весной 2004 года над храмом поставлен купол с крестом.

1 марта 2013 года церковь сгорела.

Во второй половине 2013 года при активной поддержке главы администрации Шатурского муниципального района Андрея Келлера и главы поселения Пышлицы Виктора Макарова, а также усилиями настоятеля храма игумена Амвросия (Абросимова) началось строительство нового храма, и 15 февраля 2014 года состоялась первая Божественная Литургия в новопостроенной Архангельской церкви.

Источник: http://shatblago.ru/2017/07/07/mixailo-arxangelskij-xram-s-pyshlicy/

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери Боголюбская / Православие.Ru

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской

Икона Божией Матери БоголюбскаяНыне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон.

Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Написан этот образ в 1157 году.

Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву).

Обратите внимание

Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Читайте также:  Преподобномученик тихон (кречков), архимандрит

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной.

Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой.

Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

Князь Андрей БоголюбскийКнязь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.

Важно

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше.

Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния.

Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).

Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г.

удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

Совет

Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места.

Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Варварские ворота Московского Кремля, Боголюбская часовня (уничтожены большевиками)    

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке».

На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы.

Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе.

Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.

Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

Обратите внимание

В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

Боголюбский монастырь    

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1:

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас.

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.

Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

Совет

О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.ru/1887.html

Боголюбская икона Божией Матери

Портал «Слово»

К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери.

В 1157 году святой благоверный великий князь Суздальский Андрей Юрьевич Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород и направился на свою родину, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях.

Важно

Святому князю сопутствовала чудотворная икона Владимирской Божией Матери. 18 июня по ст.ст., примерно в десяти верстах от Владимира,   повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места.

Во время усердной уединенной молитвы в походном шатре князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить церковь и основать монастырь в честь Ее Рождества.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Пресвятой Богородицы такой, как Она явилась ему – стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держала свиток с молитвой к Своему Сыну, да благословит Он место сие, Ею избранное, что и отражено в созданном образе.

Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших князю Андрею в его путешествии: Спасителя, Владимирской иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила.

Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пресвятой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою, по имени города, возникшего рядом с этим богоизбранным местом.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, и только один Боголюбский образ Божией Матери остался невредимым.

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние росли век от века.

В XV столетии великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной иконы в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля, а в 1680 году благочестивый царь Федор Алексеевич Романов приложил к иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры (эпидемия 1771 года во Владимире).

Совет

Примечательно, что в самом начале своего существования чудотворный образ целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове рядом с другой великой чудотворной иконой –   Владимирской Божией Матерью. Оба знаменитых образа Пречистой Богородицы стали своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Иконография

Боголюбский образ восходит к типу известной константинопольской иконы «Богоматери Агиосоритиссы» («Просительницы», «Заступницы»), которая находилась в Халкопратийском храме и потому именовалась также и «Богоматерью Халкопратийской». В отличие от святыни Влахернского храма «Оранты» она была иконой «обетной».

На иконах этого типа нередко помещали в верхнем правом углу изображение благословляющего Христа, а внизу писали фигуру припадающего к стопам Божией Матери заказчика иконы. Характерно, что на позднейших списках с Боголюбского образа часто изображали фигуру склонившегося перед Пречистой князя Андрея.

Читайте также:  Святитель иоанн тобольский

В росписях храмов изображение «Агиосоритиссы» располагали в качестве парного образу «Христа Милосердого», на западных гранях столпов, фланкирующих алтарную нишу.

Стиль

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков впервые констатировал факт, что Боголюбская икона, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению».

Его слова имели вес, и 1918 году были предприняты первые пробные раскрытия иконы. В 1956 году чудотворный образ был передан из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И.

Э. Грабаря).

Только к 1970-му удалось завершить работу и дойти до первоначальной надписи на свитке, который, как и изображение Спасителя в правом верхнем углу, был дописан не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») приписан   уже в XVIII столетии.

Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове.

Обратите внимание

Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками.

Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское княжение[1].

Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка.

На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте.

Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета.

Чтимые чудотворные списки с иконы

Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы.

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке».

Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.

Важно

Чудотворениями, прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, прославилась Угличская Боголюбивая Матерь Божия в 1654 году (храм во имя царевича Димитрия), Московская, Тульская, Козловская и Елатемская (Тамбовская губерния) в 1711 году, Зимаровская (с. Зимарово близ Раненбурга Рязанской губернии) и Юрьевская (с. Юрьевское Боровского уезда) в 1831 году, Тарусская в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконе (а вслед за ней и всем чудотворным спискам с нее) было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (1 июля по н. ст.).

Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, / Неискусномужная Дево, Богородице Марие! / Моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междуусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас.

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.

Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

Совет

О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

[1] См. С.И. Масленицын Живопись Владимиро-Суздальской Руси 1157-1238 годы. – М.: «Изобразительное искусство», 1998.

Источник: https://www.pravmir.ru/bogolyubskaya-ikony-bozhiej-materi/

Молебен Боголюбской иконе Божией Матери в с. Борисово

Молебен в память чудесного избавления от смерча села Борисово, а также крестного хода, установленного в ознаменование этого события, состоится в воскресенье, 1 июля,на праздник Боголюбской иконы Божией Матери.

Боголюбская икона Божией Матери — почитаемая Русской Православной Церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о чудесном явлении ему Богородицы. Икона относится к числу древнейших домонгольских икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.

16 (29) июня 1904 года разрушительный вихрь пронесся с юга на север над восточной частью Москвы и ближайшего Подмосковья, сметая все на своем пути.

Тогда сильно пострадали или были полностью уничтожены многие селения вокруг, однако Борисову вреда смерч не причинил.

В благодарность за избавление по инициативе борисовских старообрядцев в 1911 году был установлен большой двухдневный крестный ход в село Борисово из храмов Рогожского кладбища. Этот крестный ход совершался ежегодно в конце июня вплоть до середины 1920-х годов.

Молебен будет совершен на месте, где находился старообрядческий Троицкий храм бывшего села Борисова — на территории парка Борисовские пруды (район Орехово-Борисово Северное, ул. Городянка).

Проезд до автобусной остановки «Борисовский проезд» от станций метро Коломенская (авт. 291, 299), Каширская (авт. 275, 275к), Орехово (авт. 275, 275к, 711, 758), Домодедовская (авт.275, 275к, 758), Красногвардейская (авт.

711, 291), Шипиловская (711, 291); от платформы Москворечье (авт. 275, 291, 299). Далее пешком от автобусной остановки 300 метров прямо по ул. Городянка до поворота направо со шлагбаумом — здесь на углу стоял борисовский старообрядческий храм.

Обратите внимание

Возглавит молебен иерей Никола Бобков. Начало молебна в 15:00.

Это уже второй молебен на месте борисовского храма. 27 мая этого года в первый раз за много лет помолились на престольный праздник Троицы бывшие жители села Борисово, их потомки, а также старообрядцы, проживающие в окрестных районах (и не только).

По всем вопросам можно обращаться к иерею Николе Бобкову + 7 985 050 54 00, а также члену Борисовской общины Софье Волковой: + 7 916 488 33 83, sofyavolk@yandex.ru.

4156

Источник: http://ruvera.ru/news/moleben_v_borisove

Девять чудотворных списков с Боголюбской иконы Богородицы

1 июля празднуется Боголюбская икона Богородицы.Боголюбская икона Божией Матери — почитаемая Русской Православной Церковью икона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.Боголюбская икона известна своими  чудотворными списками (копиями).

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ская-Мос­ков­ская бы­ла на­пи­са­на в 1157 го­ду и на­хо­ди­лась рань­ше в Москве на Со­ля­ной пло­ща­ди, над Вар­вар­ски­ми во­ро­та­ми Ки­тай-го­ро­да. Чу­до­твор­ный об­раз про­сла­вил­ся ис­це­ле­ни­я­ми во вре­мя сви­реп­ство­вав­шей чу­мы в 1771 го­ду.

С это­го вре­ме­ни ико­на ста­ла осо­бо по­чи­тать­ся ве­ру­ю­щим на­ро­дом, и еже­год­но 18 июня пе­ред чу­до­твор­ным об­ра­зом со­вер­ша­лись мо­леб­ны. В ка­нун празд­ни­ка на три дня ико­на спус­ка­лась со сте­ны и пе­ре­но­си­лась в осо­бый ша­тер, ку­да сте­ка­лись мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие для мо­лит­вен­но­го по­кло­не­ния об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри.

По ис­те­че­нии трех дней ико­ну опять под­ни­ма­ли над во­ро­та­ми, где она оста­ва­лась до 1  июля сле­ду­ю­ще­го го­да.

Осо­бен­но­стью ико­ны яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние на ней, кро­ме Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, пред­сто­я­щих свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их: свя­ти­те­лей Пет­ра, Алек­сия, Ио­ны и Филип­па, мит­ро­по­ли­тов Мос­ков­ских, бла­жен­ных Ва­си­лия и Мак­си­ма, пре­по­доб­ной Па­рас­ке­вы, свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, апо­сто­ла Пет­ра, Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия, апо­сто­ла Си­мео­на, срод­ни­ка Гос­под­ня, му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы и пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Ев­до­кии.

Эту икону особо почитал Пётр Первый..

Зимаровская икона

На­зва­на ико­на по на­име­но­ва­нию се­ла Зи­ма­ро­во Ря­зан­ской об­ла­сти. Пред­став­ля­ет со­бой спи­сок (ко­пию) вла­ди­мир­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, од­ной из древ­ней­ших чу­до­твор­ных икон Рос­сии.

Ико­на, по древ­не­му пре­да­нию, сто­я­ла на во­ро­тах го­ро­да Прон­ска. По­сле на­ше­ствия та­тар в XIII ве­ке ико­на бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той в ку­стах неда­ле­ко от го­ро­да.

Важно

При при­став­ле­нии од­ной по­ло­ви­ны к дру­гой обе ча­сти ее чу­дес­ным об­ра­зом мгно­вен­но со­еди­ни­лись, но од­на по­ло­ви­на её так и оста­лась немно­го вы­ше дру­гой.

На ме­сте чу­дес­но­го со­бы­тия был по­стро­ен храм Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Так как ико­на бы­ла най­де­на в день Бла­го­ве­ще­ния, су­ще­ству­ет ещё один мест­но­чти­мый празд­ник иконе Бо­го­люб­ской-Зи­ма­ров­ской, со­вер­ша­е­мый в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния 7 ап­ре­ля (25 мар­та по ста­ро­му сти­лю).

До 1771 го­да об этой иконе ни­че­го не бы­ло из­вест­но, неиз­вест­но так­же, ко­гда и ка­ким об­ра­зом она ста­ла од­ной из до­маш­них свя­тынь зи­ма­ров­ско­го по­ме­щи­ка Ло­пу­хи­на, жив­ше­го в Москве на Пре­чи­стен­ской ули­це. В 1771 го­ду эта ико­на про­сла­ви­лась необы­чай­ным об­ра­зом.

К Ло­пу­хи­ну при­шёл боль­ной жи­тель Моск­вы и про­сил поз­во­ле­ния от­слу­жить мо­ле­бен пред Бо­го­люб­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Хо­зя­ин сму­тил­ся. В ком­на­тах у него не ока­за­лось та­кой ико­ны. Боль­ной на­стой­чи­во утвер­ждал, что та­кая ико­на есть у него в до­ме и что он ви­дел её во сне.

Боль­но­му доз­во­ле­но бы­ло ис­кать ико­ну по все­му до­му. И вот по­сле дол­гих по­ис­ков об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был най­ден на чер­да­ке сре­ди хла­ма. Боль­ной сра­зу узнал ви­ден­ную им во сне ико­ну. Ико­ну очи­сти­ли от пы­ли и пред ней от­слу­жи­ли мо­ле­бен. Боль­ной тот­час вы­здо­ро­вел.

Весть об этом чу­де тут же раз­нес­лась по всей Москве, и бо­ля­щие ста­ли сте­кать­ся в дом Ло­пу­хи­на.

Пе­ред кон­чи­ной (око­ло 1780 го­да) вла­де­лец ико­ны за­ве­щал от­пра­вить её на свою ро­ди­ну, где она на­хо­дит­ся и по сей день в Бо­го­люб­ском хра­ме се­ла Зи­ма­ро­во Но­во­де­ре­вен­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти.

Чти­мый спи­сок (ко­пия) чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Бо­ри­со­глеб­ском со­бо­ре го­ро­да Ря­за­ни.

Совет

В Ге­ор­ги­ев­ском хра­ме се­ла Го­ро­ди­ще Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти чтит­ся ещё один спи­сок Зи­ма­ров­ской Бо­го­люб­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, про­сла­вив­ший­ся чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми уже в со­вет­ское вре­мя.

Угличская икона
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ская-Уг­лич­ская про­сла­ви­лась чу­дес­ным пре­кра­ще­ни­ем мо­ро­вой яз­вы в 1654 го­ду. Во вре­мя смер­то­нос­ной эпи­де­мии по­сад­ский жи­тель Уг­ли­ча Афа­на­сий Ку­стов шел по го­род­ско­му зем­ля­но­му ва­лу и, по­рав­няв­шись с хра­мом в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Ди­мит­рия Уг­лич­ско­го, уви­дел трех от­ро­ков, ко­то­рых при­нял за де­тей во­е­во­ды, жив­ше­го неда­ле­ко от хра­ма. Од­на­ко один из них ве­лел Афа­на­сию объ­явить в го­род­ском со­бра­нии, чтобы жи­те­ли го­ро­да мо­ли­лись Гос­по­ду Бо­гу и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри и при­зы­ва­ли в по­мощь свя­тых чу­до­твор­цев Ди­мит­рия ца­ре­ви­ча и Ро­ма­на Уг­лич­ско­го. Жи­те­ли го­ро­да немед­лен­но со­бра­лись в храм бла­го­вер­но­го Ди­мит­рия ца­ре­ви­ча, со­вер­ши­ли мо­леб­ное пе­ние пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ской, и мо­ро­вая яз­ва тот­час пре­кра­ти­лась.Юрьевская икона

Читайте также:  Храм богоявления господня «спас-на-водах», россия, город санкт-петербург, кронштадтский район

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ская-Юрьев­ская бы­ла пе­ре­да­на им­пе­ра­то­ром Пет­ром I столь­ни­ку Бо­ри­су Ми­ро­но­ви­чу Ба­ту­ри­ну.

Во вто­рой по­ло­вине XVIII ве­ка она при­над­ле­жа­ла по­ме­щи­кам За­гряж­ским, и в 1771 го­ду по мо­лит­вам к чу­до­твор­но­му об­ра­зу бы­ла от­вра­ще­на мо­ро­вая яз­ва.

Пе­ре­хо­дя по на­след­ству, ико­на в 1838 го­ду по­сту­пи­ла в при­ход­ский храм се­ла Юрьев­ско­го, Бо­ров­ско­го уез­да, Ка­луж­ской гу­бер­нии и по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Юрьев­ской.

В 1848 го­ду за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри юрьев­ские при­хо­жане бы­ли спа­се­ны от хо­ле­ры, в 1848 – 1853 гг. по мо­лит­вам к чу­до­твор­но­му об­ра­зу пре­кра­ти­лась хо­ле­ра в Ма­ло­я­ро­слав­це и Бо­ров­ске.

Во вре­мя сви­реп­ство­вав­шей бо­лез­ни умер­ла од­на жен­щи­на, но по мо­лит­вам уби­то­го го­рем су­пру­га пе­ред Бо­го­люб­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри она вос­крес­ла.

В па­мять о чу­дес­ной по­мо­щи Бо­жи­ей Ма­те­ри в Бо­ров­ске и Ма­ло­я­ро­слав­це еже­год­но со­вер­ша­лись крест­ные хо­ды с Юрьев­ской чу­до­твор­ной ико­ною.

Ши­ро­ко из­вест­ны и дру­гие спис­ки с чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ской, про­сла­вив­ши­е­ся в раз­ное вре­мя по ми­ло­сер­дию Ца­ри­цы Небес­ной.

Обратите внимание

Сре­ди чти­мых спис­ков осо­бую из­вест­ность по­лу­чи­ли Туль­ская (1771), Коз­лов­ская (1771), Та­рус­ская (1848 и 1870), Усман­ская (1831), Ела­тем­ская (1771).

Зна­ме­на­тель­но, что как под­лин­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ской, так и спис­ки с нее про­сла­ви­лись ис­це­ле­ни­я­ми во вре­мя сви­реп­ство­вав­ших бо­лез­ней, осо­бен­но чу­мы и хо­ле­ры.

Тульская икона
описание не найденоКозловская икона
В го­ро­де Коз­лов в 1771 г. во вре­мя вспыш­ки чу­мы Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца яви­ла свой об­раз. На вра­тах го­род­ской усадь­бы, на­хо­див­шей в ме­сте, где те­перь воз­вы­ша­ет­ся Бо­го­люб­ский ка­фед­раль­ный со­бор, Бо­го­ро­ди­ца яви­ла свой чу­до­твор­ный об­раз, на­зван­ный впо­след­ствии Бо­го­люб­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Коз­лов­ской». Го­род чу­дес­ным об­ра­зом был из­бав­лен от чу­мы и хо­ле­ры.Елатемская икона

Усманская икона
Описание не найдено

Тарусяне издревле почитали Боголюбскую Богородицу, помогавшую им во время эпидемий .

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/192808.html

Храм Боголюбской иконы Божией Матери

pushkino_2009

рам был построен в честь знаменательного исторического и духовного события, в честь , написанной в память явления Пресвятой Богородицы святому благоверному

     Князь Андрей, возвращаясь из Киева в Ростов, однажды ночью удостаивается явления Пресвятой Богородицы. Это событие определяет всю его дальнейшую жизнь и ход русской истории, которая назовет его первым некоронованным царем.

остроили храм накануне грядущих потрясений всей России. До нынешнего храма на том месте стоял более древний и ветхий храм. Поэтому новый начали строить в 1906 году рядом со старым, который впоследствии разобрали. Закончили строительство накануне Первой Мировой Войны.

      Была еще и деревянная церковь в честь святителя Николая Угодника, построенная в 1871 году.

     Рядом стоял дом причта, хозяйственные постройки, святой колодец, часовня и кладбище. Все это именовалось Николо-Боголюбским комплексом. Новый храм Боголюбской иконы Божией Матери строился на средства знаменитого лесопромышленника М.С. Шарикова. В строительстве использовались последние достижения научно-технического прогресса того времени.

     Освящал храм епископ Дмитровский Трифон в сослужении протоиерея храма Христа Спасителя Маркова и в сопровождении Московского церковного хора Васильева.

     В церкви впоследствии служили и известные протоиереи: Л. Лебедев, Н. Ильинский, Н. Крылов, А. Крылов и многие другие. На клиросе церкви пел даже сам Федор Шаляпин. Много других известных писателей, поэтов, музыкантов, художников, ученых, врачей молилось в этом храме.

     3а годы советской власти весь комплекс был полностью разрушен, а Боголюбский храм в 1936 году закрыт, сняты кресты и купол. Сначала храм «переоборудовали» под клуб, но люди туда не ходили. Потом с начала войны здесь был военкомат, а в 1942 году из церкви сделали хлебозавод, который принес наибольший вред зданию.

Важно

     Хлебозавод настолько видоизменил внешний и внутренний вид церкви, что ни внутри, ни снаружи нельзя было догадаться, что когда-то это был храм.

     По свидетельству работников пекарни, более 30 лет постоянно пытались закрасить , написанную на внутреннем своде храма. Но икона, закрашенная в понедельник, вновь проступала из-под слоя краски во вторник. И тогда в 1977 году ее вырубили вместе с кирпичами…

ервые службы до полного освобождения церковного помещения начались еще в июне 1992 года на поляне возле храма. С того времени начались постоянные богослужения

     Возрождение храма началось в 1993 году, когда неимоверными усилиями удалось закрыть хлебозавод, который, кстати говоря, уже много лет как не отвечал никаким ни техническим, ни санитарным нормам производства хлебоизделий.

     За короткие сроки удалось восстановить основное помещение разрушенного храма, в котором не было даже части стены. К Пасхе 1997 года храм приобрел уже полностью законченный вид: позолоченный иконостас, удивительной красоты фрески, мраморный пол…

     В 1999 году началось восстановление колокольни, которое продолжается и до сей поры.

В восстановленной колокольне предполагается освятить два новых придела: в честь пророка Божия Илии (память 2 августа) и святого благоверного (память 17 июля), этот день теперь стал также поминовением царских мучеников св. царя Николая и его семьи. На втором этаже колокольни будут также размещены православная библиотека и воскресная школа.

     24 августа 2000 г., в день отдания праздника Преображения Господня, в Боголюбской Церкви свершилось чудо: восемь икон в один момент обновились.

Одни из них были совершенно темными и трудно было на них что-нибудь различить, а стали яркими, отчетливыми. На Казанской иконе Божией Матери засияла позолота, которой вообще не было видно.

Совет

Другие иконы были в «удовлетворительном» состоянии, но стали еще ярче, отчетливее, контрастнее.

Затем в течение недели на некоторых обновившихся иконах стало появляться миро с очень сильным благоуханием. На одних иконах оно как бы просачивалось через краску, а на других висело капельками. Потом мироточение прекратилось, а затем вновь возобновилось. И вот уже второй год миро появляется то на одной, то на другой иконе.

     В сущности, это не первое чудо в Боголюбской Церкви. Еще осенью 1994 года обновилась икона святителя Николая Чудотворца.

Она была пожертвована в Храм и имела абсолютно темный цвет, и никакого изображения не было видно. Через некоторое время на иконе открылись глаза святого.

По ним уже можно было определить, что это святитель Николай Угодник. Затем проявилось лицо (лик) великого святого. Потом постепенно очистилась вся икона.

     Была пожертвована в Храм БОГОЛЮБСКАЯ икона Божией Матери небольших размеров. Она на протяжении семи лет время от времени источает очень приятное благоухание. Несколько дней, а иногда даже недель, есть запах и потом исчезает на какое-то время.

Адрес: 141200, Московская область, город Пушкино,

ул. Боголюбская, 20

Телефон: (095) 993-37-82 , (09653) 3-53-13

Проезд из Москвы: С Ярославского вокзала до станции «Пушкино» (минут 40-50) , далее идти к Москве
по левой стороне вдоль железной дороги 10-12 минут.

http://bogolub.narod.ru/history1.htm

* * *

      Храм Боголюбской иконы Божией Матери насчитывает свою историю с 1906 года, когда рядом с храмом в честь благоверного князя Андрея Боголюбского, построенного в 1870 году, был построен каменный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери.     В 1914 году был построен деревянный храм в честь Святителя Николая примерно в том месте, где сейчас находятся гаражи. Ансамбль получил наименование Николо-Боголюбского комплекса. На его территории находились дом причта, святой источник и захоронения.     О каменном, ныне восстановленном, храме сохранилось очень мало сведений и фотографий. А вот деревянный Никольский храм, построенный в 1914 году, почему-то на фотографии обозначен как Боголюбский. Это дало пищу для всевозможных неправильных выводов.     Каменный Боголюбский храм был построен в 1906 году, а деревянный Никольский – в 1914. После революции Никольский храм возили на выставку в Париж. Затем по возвращении, из него сделали общежитие. Вскоре после этого храм сгорел.     Храм Боголюбской иконы Божией Матери был очень популярен. После революции его посещал и совершал неоднократно богослужения Святейший Патриарх Тихон. Многие другие известные церковные деятели и иерархи молились в нем. Бывали часто в Церкви и другие известные люди, писатели, поэты, композиторы. На клиросе Боголюбского храма пел сам Шаляпин.     В 1936 году каменный храм закрыли. Через два года после закрытия храма отправили в ссылку последнего священника Боголюбской церкви протоиерея Николая Дегтярева. Оттуда он уже не вернулся. Здание церкви использовали под клуб, затем -под военкомат. С 1942 года в помещении церкви разместился хлебозавод. За время его деятельности в храме происходило много чудес. Например, когда было принято решение закрасить все фрески, то икона Боголюбской Божией Матери прошла через краску. Ее опять закрасили. Она вновь проявилась. С ней вели борьбу с 1942 года по 1977 год. Об этом явлении рассказывали очень многие сотрудники, кто тогда там работал. В 1977 году сбили всю штукатурку и на эпоксидный клей положили пластмассовую плитку.     С 1990 года начался процесс открытия храма. Он был довольно длительным и болезненным. 27 февраля 1990 года на заднем дворе хлебозавода состоялся первый молебен. Его совершил благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек в сослужении многих представителей духовенства и большого количества верующих. С этого момента во дворе хлебозавода совершались нерегулярные молебны. Процесс административно-юридического открытия храма был вялотекущим и практически бесперспективным.     1 июня 1992 года процесс очень резко активизировался. Начались регулярные богослужения. 1 сентября 1992 года было получено Постановление Главы администрации Пушкинского района, а 15 февраля 1993 года было получено Постановление Главы администрации Московской области «О передаче здания памятника архитектуры церкви Боголюбской иконы Божией Матери в г. Пушкино».17 апреля 1993 года на Пасху состоялось первое богослужение, правда, не в самом храме, а в пристроенном к нему цехе экспедиции. В основном здании все еще функционировал хлебозавод. Это мирное сосуществование продолжалось некоторое время до полного освобождения хлебозаводом помещения храма.     После этого последовал длительный, сложный и тяжелый процесс восстановления храма. Пока основное здание восстанавливалось, богослужения совершались в цехе экспедиции. Степень разрушенности храма была велика. По левой стороне стен не было, вместо них были огромные газовые печи. Во многих других стенах были пробиты двери и ворота в другие цеха. А эти цеха вокруг храма были пристроены по всему периметру. Само помещение храма было разбито на два этажа. Даже на три, так как вход в барабан купола тоже был закрыт плитами перекрытия.

     Очень важной вехой в процессе восстановления была установка купола и креста на церкви 17 октября 1995 года.

Казалось, сам диавол упорно мешал этому и противился: машины ломались, телефоны выходили из строя, проблемы возникали буквально на пустом месте и из ничего. Это была целая эпопея.

Обратите внимание

Но как только купол и крест были поставлены, во всей округе стало как-то легче. Это отмечали не только верующие, но и неверующие. Это говорили и люди других конфессий.

     Весной 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия начался процесс строительства колокольни. Начало тоже было очень трудное.

Тоже что-то сопротивлялось, ломалась техника, и возникало море проблем, но не в той степени, как с куполом и крестом. Только лишь 2 августа 1999 года на праздник пророка Ильи удалось заложить первый камень.

И наконец 30 ноября 2004 года на колокольне были установлены купола и кресты.

http://agios.itkm.ru/3878

Это первая служба на территории будущей Боголюбской церкви. 27 ноября 1990 года. В то время это ещё был хлебозавод..

Источник: https://pushkino-2009.livejournal.com/19588.html

Ссылка на основную публикацию