Церковь иконы божией матери всех скорбящих радость в александро-невской лавре

Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость 1786г

С 1783 г. арх. И. Е. Старов разрабатывает план-реконструкцию северной левобережной стороны монастырской территории.

Надвратная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» 1786г. Сьёмка 16 июля 2011г

Полуциркульные дуги невысоких каменных стен охватывают вновь организованную площадь, замыкающую Невский проспект.

Обратите внимание

В западное крыло Старов встроил одноэтажное здание богадельни. В центре кольца над проездом архитектор воздвиг каменную Надвратную церковь, освященную во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», решенную в формах раннего классицизма.

Главный фасад украшен пилястрами римско-дорического ордера. Алтарный выступ восточного фасада уравновешен таким же выступом на западном, в котором размещены лестницы, ведущие в церковный зал. Здание увенчивает невысокий купол.

Надвратная церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» 1786г. Сьёмка 16 июля 2011г

Церковь была освящена в 1786 г. В 1806 г. стены храма расписаны. В 1860 г. произведен капитальный ремонт арх. М. А. Щуруповым.

В 1904 году в церкви во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход.

В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года.

Постройка Надвратной церкви велась одновременно с возведением Троицкого собора Лавры.

Тип надвратной церкви был разработан еще в древнерусской архитектуре, однако, Старов интерпретировал его в соотвествии с нормами классицизма.

Важно

Согласно им, зодчий в основе композиции использовал принцип симметрии. Алтарный полукруглый выступ на восточном торцевом фасаде (абсида) повторяется и на западном фасаде (там расположена лестница, ведущая в церковный зал прямо над проездом).

В объемной композиции Старов применил купол на невысоком барабане, несомненно обогативший силуэт церкви.

В сущности же зодчий вновь (как, например, в Таврическом дворце) обращается к теме Пантеона: мы видим сочетания четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола, но вместо параллепипеда портика (как в античном оригинале) Старов использует плоский фасад, украшенный 4 пилястрами римско-дорического ордера и расчлененный 4 окнами прямоугольной формы.

Впрочем, фасад увенчан треугольным фронтоном, как и у античного прототипа. В Надвратной церкви Старов сумел избежать как слепого подражания оригиналу, так и самокопирования.

В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима.

Церковь закрыта в октябре 1931 г. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры, однако 30 апреля 1993 г. церковь возвращена епархии.

В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви была освящена часовня во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Источник: http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=149

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Предметный указатель / Церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ „ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ“ (надвратная) в Александро-Невской Свято-Троицкой лавре

  • Надвратная церковь Божией Матери “Всех скорбящих радости”

Рубрикатор / Святыни Петербурга/Монастыри/Александро-Невская Свято-Троицкая лавра
Обращенная к Неве двухъярусная колокольня со шпицем „на мазанковых воротах“ упомянута в монастыре в 1725 году. На ней находились часы со звоном.

Позже, в 1753–1754, „над воротами к Невской перспективе“, была возведена новая колокольня – из дерева, на которую перенесли колокола и часы с разобранной старой. В 1783 по проекту И. Е. Старова на площади началась постройка каменных святых ворот, оформленных дорическими пилястрами и увенчанных низким куполом.

В них, на втором этаже, 15 июля 1786 была освящена приходская церковь, иконы для которой были, по преданию, взяты из домового храма кн. Г. А. Потемкина. В 1806 стены церкви были расписаны, в 1860 она отремонтирована под смотрением М. А. Щурупова. По указу Синода в этой церкви 12 января 1904 был открыт латышский приход, во главе которого стал о. Адам Симо.

Совет

Первая в Петербурге латышская вечерня прозвучала в конце 1892 в Покровском храме на Боровой улице (см. приходскую церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Епархиального братства Пресвятой Богородицы), а с 1894 службы для православных латышей шли в Мало-Коломенской церкви (см. приходскую церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА, Мало-Коломенскую Михаила Архангела).

Церковь закрыта в октябре 1931. Долгое время в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. 15 апреля 1994 здание было возвращено епархии, в 2001 внизу, в книжной лавке, устроена часовня. История лавры изложена в статье АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЛАВРА.Архивные источникиРГИА. Ф. 218. Ра. 4. Д. 58; Ф. 815. Оп. 14. Д. 77, 758; Ф. 1287. Оп. 40. Д. 388.

ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 1. Д. 2354; Ф. 513. Оп. 141. Д. 277.ЦГАЛИ СПб. Ф. 32. Оп. 1. Д. 37. Л. 47.Литетратурные источникиКраткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1809.Павлов А. М. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры… СПб., 1842.ОИАХ. 1868-1869. С. 72; 1871-1872. С. 55.Покровский П. Ф. К столетию Свято-Троицкого собора… СПб., 1890.

Сперанский А. И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897.Живописное обозрение русских святых мест. Александро-Невская лавра. Вып. 3 [4-е изд.] Одесса, 1904.ЛМХ. Вып. 1. С. 3-19.Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра. 1713-1913. СПб., 1913. Репр. воспр. текста изд. 1913 г. СПб., 2001. Т. 1-2.Русское искусство XVIII в.: Материалы и исслед. М., 1963. С. 139-156.ПАЛ. С.

40-49.Кючарианц Д. А. Иван Старов. Л., 1982. С. 68-92.Кудрявцев А. И., Шкода Г. М. Александро-Невская лавра. Л., 1986.ПКНО. 1988. М., 1989. С. 485-497.ИК. С. 135-215.Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 10-23.ПЧ 98-99. СПб., 1999. С. 549-551, 594-597.ПериодикаРП. 1885. № 10. С. 74-77; 1899. № 40. С. 687; 1913. С. 536-542.ЦВ. 1890. № 36. С. 1196-1197; 1918. № 2. С.

96, 102; № 5. С. 104.ХЧ. 1891. № 11-12. С. 337-353.ПрЦВ. 1891. № 41. С. 1425-1426.ВПГ. 1897. № 68; 1908. № 156.ЖМП. 1957. № 10. С. 13-18.

СПбЕВ. 1990. Вып. 1. С. 38-39; 1995. Вып. 14. С. 60; 1996. Вып 16. С. 8; 2000. Вып. 23. С. 32-35, 49-58, 61-70.

Авторы

Кобак Александр Валерьевич
Антонов Виктор Васильевич

Персоны

Симо Адам
Старов Иван Егорович
Щурупов Михаил Арефьевич

Адреса

Александра Невского пл./Санкт-Петербург, д. 1

Предметный указатель

Церковь ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Епархиального братства Пресвятой Богородицы
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЛАВРА
Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА (Мало-Коломенская Михаила Архангела)
Александро-Невская лавра
Синод
Городской скульптуры музей
Государственный музей городской скульптуры
Упоминается в статьях (3)

  • Надвратная церковь Божией Матери “Всех скорбящих радости”
hidden

Александро-Невская лавраАЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (пл. Александра Невского, 1), муж. монастырь во имя Пресвятой Троицы и св. Александра Невского. Осн. в 1710 царем Петром I при впадении р
Источник: Энциклопедический словарь Петербурга
hidden

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЛАВРАЖивописно расположенная в конце Невского проспекта лавра была центром духовной жизни Петербурга, средоточием благочестия и благотворительности, резиденцией митрополита. Здесь в серебряной раке покоились святые мощи благ. вел. кн
Источник: Святыни Петербурга
hidden

БОРИСОГЛЕБСКОЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВОУчреждено по инициативе настоятеля надвратной Церкви Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Александро-Невской лавре прот. Петра Алексеевича Горизонтова для оказания вспомоществования нуждающимся в приходе
Источник: Благотворительность в России

Источник: http://www.encspb.ru/object/2855719501?lc=ru

Петербург. Церковь, часовня и дом причта иконы Божьей матери Всех Скорбящих Радости

?babs71 (babs71) wrote,
2009-04-01 11:19:00babs71
babs71
2009-04-01 11:19:00Category:Не так давно я цитировал в одном из своих постов строку из стихотворения Анны Ахматовой “Паровик идет до Скорбящей”. «Скорбящая» – это церковь во имя иконы «Богородицы Всех Скорбящих Радости» в селении Стеклянного завода. А поскольку я на днях совершил прогулку в этих местах, думаю, самое время рассказать поподробнее об этой церкви, с которой связана интересная страница истории Петербурга.

На Шлиссельбургском тракте уже со второй половины XVIII века стояла скромная часовня со Скорбященской иконой, найденной на берегу Невы и подаренной купцом С. И. Матвеевым. В 1870 обветшавшая часовня была заменена новой, тоже деревянной, а 23 июля 1888 случилось чудо, сделавшее это место весьма почитаемым в народе. Во время грозы молния зажгла часовню. От ее удара из кружки для пожертвований, стоявшей рядом, на икону упали полукопейки – „грошики“. Они прочно прилипли к иконе, которая одновременно чудесным образом обновилась. С тех пор икона стала считаться чудотворной. Этот день вошел в церковный календарь и отмечался в позднейшем храме крестным ходом и акафистом, а сама эта икона Божией Матери „Всех скорбящих радости“ стала называться „с грошиками“. Уже на следующий день после чуда к погоревшей часовне начали стекаться богомольцы и служить в ней молебны. Почтил это место своим посещением и император Александр III. В 1891, собрав 41 тыс. руб., прихожане Борисоглебской церкви попросили разрешения возвести отдельный храм. Для возведения каменного храма Кабинет Его Императорского Величества “уступил” участок земли в 580 кв. саженей. Архитекторы А. И. фон Гоген и А. В. Иванов бесплатно составили проект церкви в русском стиле и 12 июня 1894 митрополит Палладий заложил шатровый храм с колокольней. Уже через год черновые работы были завершены. 9 июня 1896 г. на храм были подняты кресты, а в 1897 году его начали расписывать. Двухпридельный, на высоком цоколе, с крестами из стекла, храм был рассчитан на 1200 человек и посвящен памяти Александра III. Главный придел освятил 2 августа 1898 епископ Ямбургский Вениамин, а о. Иоанн Кронштадтский 3 декабря того же года – придел святого Николая и пророка Илии. Всего на постройку было в народе собрано 167 тыс. руб.

По рисунку Иванова И. П. Платонов вырезал из дуба иконостасы, иконы для которых написали члены Общества вспоможения художникам. Первоначальную роспись С. И. Садикова в 1913 заменили „рублевской“, исполненной С. Т. Шелковым по эскизам А. П. Аплаксина, под наблюдением признанных знатоков древнерусского искусства Н. В. Покровского и В. В. Суслова. Эта роспись больше соответствовала внешнему виду храма, выдержанного в красочном стиле XVII века. Запрестольный образ в нем был копией известного киевского изображения „Божией Матери с Предвечным Младенцем“ работы В. М. Васнецова.В 1900-1904 году напротив церкви был выстроен дом причта (пр. Обуховской обороны, 33).

Его автор – архитектор Г.Г. фон Голи.

Чудотворный образ стоял сперва в одном из приделов церкви. А 11 июня 1907 для него рядом с церковью была заложена большая часовня на 600 человек (пр. Обуховской обороны, 24), которую 20 декабря 1909 освятил епископ Нарвский Никандр.

Автором этого здания, также построенного в стиле русских церквей XVII века, стал все тот же архитектор фон Гоген.

Изящное здание облицовано снаружи светлым кирпичом.
 Фасад его украшают мозаики, созданные В. А. Фроловым.

На центральной мозаике изображена та самая икона с грошиками, поддерживаемая двумя ангелами:

Гранитное крыльцо у входа в часовню украшено изящными перилами:
Внутри часовня была очень богато отделана (так что неудивительно, что стоила ее постройка почти 100 тысяч рублей – вполне соизмеримо с ценой большого храма).

Ее стены покрывал черный с белыми прожилками мрамор, из него же были сделаны четыре колонны, державшие свод. 

Икона в золотой раме и драгоценной ризе с 700 бриллиантами высилась на пьедестале из лабрадора, под бронзовой сенью, где горели 60 лампад разного размера и рисунка.
В советские времена не повезло ни церкви, ни часовне. Церковь была закрыта 26 ноября 1932 и через год снесена. Чудотворная икона, ризу с которой сняли в 1922 при „изъятии церковных ценностей“, была изъята. К счастью, в конце 40-х годов ее вернули верующим и сейчас она находится в Троицкой церкви, более известной как «Кулич и пасха».Часовня с 1932 по 1938 продолжала функционировать как обновленческая церковь, но в 1938-м году закрыли и ее. К счастью, здание было передано Володарскому районному штабу МПВО, что и спасло часовню от сноса (впрочем, она лишилась шатрового верха).
Часовня возвращена верующим в 1991, и в ней с конца следующего года возобновились богослужения. Она считается подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря под Волховом.

Читайте также:  Мученица ирина египетская

Позади часовни находится могила Матренушки-Босоножки (в миру Матрона Петровна Мыльникова).Она родилась в крестьянской семье в Костромской губернии, во время русско-турецкой войны 1877-78 была сестрой милосердия, а после гибели мужа на войне в течение 33 лет странствовала босой по святым местам России и Востока. С начала 1880-х гг. она проживала в Петербурге, с 1895 – в келье у Скорбященской церкви. В 1880-х гг.. и весьма почиталась в нашем городе как блаженная старица.

Источник: https://babs71.livejournal.com/227254.html

«Матерь Божия старается все скорби растворять в радости» | Церковь святых апостолов Петра и Павла | Сайт Храма святых апостолов петра и павла в парголово санкт-петербург

24 сентября 2014

«Матерь Божия старается все скорби растворять в радости»

Митрополит Варсонофий освятил надвратный Скорбященский храм Александро-Невской лавры

Чин великого освящения надвратной церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершил 23 сентября в Александро-Невской лавре митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Священноархимандрит в сослужении наместника епископа Кронштадтского Назария, секретаря епархиального управления протоиерея Сергия Куксевича, ключаря церкви иеромонаха Макария (Денисова) и братии монастыря возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме.

За богослужением владыка Варсонофий рукоположил диакона храма святых апостолов Петра и Павла в Парголово Сергия Чечаничева во пресвитера к тому же храму, иподиакона Антония Марущака во диакона Александро-Невской лавры.

Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с праздничным событием и обратился к ним с архипастырским словом.

«Как вы знаете, с самого начала истории монашества во всех православных монастырях почитание Божией Матери было очень высоко.

Обратите внимание

А кто бывал на Афоне, знает сказания о том, как Божия Матерь много помогала монашествующим в той или иной обители, защищая от различных внутренних проблем и внешних опасностей.

На Руси монашествующие издревле усердно почитали Пресвятую Богородицу, возводили в Ее честь храмы, скиты, приделы и часовни.

Вот и здесь, в нашей главной монашеской обители, есть храм в честь Пресвятой Богородицы, ибо и здесь Ее любят и чтут, как и Она любит монашествующих — тех, кто посвящает жизнь Богу, Ее Сыну. Монахи совершают длительные бдения в честь Божией Матери: поют и читают акафисты, совершают прославления. И как они Ее горячо любят, так и Она еще больше любит монахов», — сказал владыка.

«Но не только монахов любит Матерь Божия, а и весь человеческий род. Вот почему все православные христиане стараются приходить в Ее праздники в храмы, молиться Ей и просить Ее помощи.

Матерь Божия слышит все наши молитвы, Она приносит их к Престолу Своего Сына, и Господь слушает Свою Матерь. Ведь как Матерь Божия любит Господа, Сына Своего, так и Господь любит Свою Матерь.

Именно эта взаимная любовь совершает чудеса, с которыми мы постоянно сталкиваемся», — подчеркнул архиерей.

Он напомнил, что образ «Всех скорбящих Радость» сначала был обретен в Москве, а потом перенесен в Санкт-Петербург. Здесь было написано много его списков, потому что многие хотели помолиться перед ним.

«А Матерь Божия старается все скорби растворять в радости. Подобно погоде, когда дождь сменяется солнцем, — так скорбь сменяется радостью», — отметил митрополит Варсонофий.

По его словам, к Божией Матери надо приходить, не только в дни скорби, но и в моменты радости. И благодарить: «Матерь Божия, как все у меня хорошо, все получается, все идет прекрасно».

«Благодарить надо за то, что Она помогает нам в жизни. Ведь Она не только несет на руках Своего Сына, Богомладенца, как изображается на иконах. Она готова и каждого из нас нести на Своих руках. Только самое главное — надо хотеть быть на этих руках. Тогда Матерь Божия возьмет и понесет нас и принесет туда, куда нужно, а именно — ко спасению нашей души», — напутствовал верующих владыка.

Он выразил глубокую благодарность епископу Назарию за труды по воссозданию храма. «Он такой нежный, приятный, здесь легко молиться.

Важно

Я думаю, это будет любимый храм нашей обители, мы будем сюда приходить и возносить молитвы перед образом Пресвятой Богородицы. Благодарю и всю братию за понесенные труды, благотворителей и благоукрасителей, кто постарался, совершая это благое дело.

Желаю вам помощи Царицы Небесной в трудах и заботах о вечном спасении», — завершил свое слово правящий архиерей.

Надвратная церковь открыта после реставрации летом этого года. В ответном слове епископ Кронштадтский Назарий рассказал о восстановлении храма. Он был возвращен лавре в 1994 году, но работы в нем длились два десятка лет.

В советские годы храм, и без того малого размера, был поделен на три этажа, его занимали учреждения. Владыка отметил: «Мы хотели воссоздать храм по всем законам архитектуры того времени, когда его строили.

Многие люди ходили и не знали, что здесь храм, думали — просто красивое навершие, а другие сожалели об утраченной церкви. И вот, недаром этот храм станет радостью всем скорбящим.

Надеюсь, что этот храм, находящийся вне обители, станет местом, где будут приносит клятву верности любящие друг друга люди, молодожены» (по традиции, таинство венчания в монастырях не совершается, но надвратный храм находится вне монастырского каре).

Первый проект мансардной надвратной церкви — святых ворот Лавры — в конце XVIII века разработал архитектор Иван Старов (он же был автором главного храма Лавры — Свято-Троицкого собора), но ни один из его чертежей не сохранился, остались только дореволюционные фотографии.

Главный реставратор надвратной церкви Дмитрий Мироненко рассказал, что в ходе работ без импровизации не обошлось — иконостас церкви и до революции был «неродной», привезенный, «поэтому мы решили спроектировать новый, который бы перекликался с иконостасом Свято-Троицкого собора.

Во многом участвовал и подавал нам идеи владыка Назарий».

«Мы все время помнили, что здесь люди будут венчаться, — добавил Дмитрий Геннадьевич. — Нам хотелось расписать храм празднично, светло, чисто, потому что роспись — это тоже проповедь, проповедь о том, как надо жить — радостно, в чистоте, святости. Очень хотелось, чтобы молодые люди, пришедшие сюда, захотели стать такими, как этот храм».

Источник:  http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit/?id=58715#ad-image-0

Источник: http://petr-pavel.ru/novosti/mater-bozhiya-staraetsya-vse-skorbi-rastvoryat-v-radosti.html

Часовня Божией Матери Всех Скорбящих Радости

В конце 19 века на этом месте на берегу Невы красовалась церковь во имя Иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте (арх. А.И. фон Гоген).

Построили ее рядом с часовней, в которой хранилась святыня с необычной историей – образ Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте. Её в благодарность за чудесное спасение купец С.И. Матвеев пожертвовал часовне, рядом с которой его прибило к берегу Невы во время бури.

Вот что рассказывает сайт http://palmernw.ru:
«23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния.

Она нанесла часовне значительные повреждения – часовня обгорела, пострадали некоторые иконы, но вот с образом Божией Матери произошли необычайные изменения.

Тёмная от времени икона просветлела, а на поверхность иконы пристали медные грошики из кружки для пожертвований, которая стояла возле иконы…

Из описания иконы протоиереем С.С. Наркевичем:

“Икона эта в высоту имеет 9 5/8 вершков и в ширину 7 1/2 вершков. Написана она далеко не художником, простого суздальского письма, но глаза изображены до того прекрасно, что кажутся живыми. На темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою.

Совет

Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Руки Богоматери распростерты – без Божественного младенца; левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя.

Голова Божией Матери покрыта белым покрывалом с золотистым сиянием. Верхняя одежда на Ней темно-синего цвета, а нижняя – темно-красного, сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских дерев.

Направо, под свитком с надписью “нагим одеяние”, ангел прикрывает трех обнаженных до пояса женщин, а ниже другой ангел утешает седого старика и мужа средних лет, стоящих на коленях у ног Богоматери.

По левую от Нее руку, под свитком с надписью “больным исцеление”, изображен третий ангел, указывающий руками на Владычицу двум больным мужам и женщине, а внизу их четвертый ангел побуждает молиться Богоматери и Спасителю двух коленопреклоненных больных, мужа средних лет и юношу, возбуждая в них упование на помощь свыше.

…читать дальше (2215 символов) >>

Адрес: пр. Обуховской обороны, д. 24.

Как проехать: добраться до метро “Площадь Александра Невского” и прогуляться по интересным местам .

Источник: http://www.etovidel.net/sights/city/saint-petersburg/id/chasovnia_skorbiashej_bojiej_materi_

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра — ныне действующий мужской монастырь, а также центр русской духовной жизни на Монастырском острове. Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.

Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.

На фото: Северные (Благовещенские) или Консисторские ворота

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.

На фото: Консистория и кладбищенская контора.

Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову. От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I. Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители.

После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю — Свято-Троицкий Александро-Невский.

В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: «Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь».

На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу — партикулярные, то есть частные.

Фрагмент административного здания, ворота Никольского кладбища.

Обратите внимание

Разработать проект монастыря была поручено Доменико Трезини, а контроль за строительством — Христофу Конрату. В 1712 году появились первые деревянные строения: была заложена деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода.

В марте следующего года церковь освятили и первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий.

Для удобной связи с Адмиралтейской частью Санкт-Петербурга от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах монахи прорубили просеку, ставшую впоследствии частью Невского проспекта.

На фото: Ризничные ворота Никольского кладбища.

Петр I задумывал монастырь не только как религиозное заведение. Он планировал устроить в монастыре также приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных и госпиталь. Правда, это намерение так и не было реализовано.

Зато в 1720 при монастыре открылась типография, а на следующий год — школа, которая впоследствии преобразовалась в семинарию, а позднее — в Духовную академию.

Её выпускниками в разное время стали стали такие выдающиеся люди как композитор Пётр Турчанинов и святой Иоанн Кронштадтский.

Читайте также:  Молитвы об исцелении от пьянства и других зависимостей - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

На фото: Духовская церковь, алтарная часть, за церковью виден Свято-Троицкий собор

К 1715 году архитектором Трезини были подготовлены чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I. Кстати, одну из своих гравюр художник Зурабов изготовил, используя в качестве модели проект Трезини.

В 1717 году приступили к строительным работам. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.

На фото: Троицкий собор, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (сегодня — некрополь XVIII века), при котором в 1717 году построили каменную церковь Святого Лазаря. На следующий год в ней была похоронена сестра Петра I Наталья. Впоследствии на Лазаревском кладбище было захоронено много выдающихся граждан России: Шереметев, Старов, Ломоносов, Уваров, Фонвизин, Козловский, Воронихин и другие.

На фото: Корпус духовной семинарии

Важно

После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру, который по приказу Петра I составил новый проект главного монастырского храма. По пректу Трезини главный фасад собора смотрел на Неву, а вход предполагался на восточной стороне.

Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь — на востоке. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители.

После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.

На фото : Феодоровский корпус

В 1717-1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини был построен каменный храм. Сегодня — это самая старая постройка на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже.

К этому торжественному событию приурочили и перенос мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Это был незабываемый день для жителей Санкт-Петербурга. Мощи перевозились со всей торжественностью и пышностью.

Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.

На фото: юго-восточная башня — Библиотека и древнехранилище

В 1724 году при монастыре был разбит сад и построены оранжереи, просеку от Новгородского тракта обсадили берёзами. Напротив Благовещенской церкви появился наплавной, а позже — подъёмный мост. К 1725 году закончили работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.

На фото: Митрополичий корпус, восточный фасад.

Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года. К этому времени стены главного собора были выведены до карниза. Вообще, его строительство то прекращалось, то вновь возобновлялось. Начинал его строить Т. Швертфегер.

Совет

После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Земцов, П. Еропкин. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования.

Его, по повелению императрицы Елисаветы Петровны от 29 марта 1753, разобрали до фундамента. Разборку закончили к августу 1755 года.

На фото: Федоровская церковь . НА первом этаже церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором — во имя князя Фёдора Святославовича.

Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини. До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода.

Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё-равно фундамент был сделан «с добрым порядком». В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста.

Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.

На фото: Северо-Западная башня — Ризница.

Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса успели покрыть пильными досками и покрасить в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса.

Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом.

С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.

на фото: Набережная Монастырки, Просфорный корпус и Северо-Западная башня

В 1756-1758 годах в западной части монастыря был построен Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта частенько называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах.

Однако, врядли это соответствует истине. Исходя из других документов Расторгуев являлся учеником архитектора, в обязанности которого входило копирование проектной документации.

Самостоятельным проектированием никогда не занимался, и умер в возрасте 38 лет в том же чине.

На фото: Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов появились к 1762 году. Немного позднее к западному фасаду Благовещенской церкви пристроили двухэтажный павильон.

Обратите внимание

Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.

Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором — во имя Фёдора Святославовича.

На фото: Церковь Лазаря Четверодневного.

Спустя более чем полвека с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет.

Для решения этой проблемы он попросил: «…на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки». Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.

На фото: в здании духовной семинарии.

Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект собора был разработан архитектором И. Е. Старовым и в феврале 1776 представлен Екатерине II.

Проект был одобрен и 30 августа 1778 года в присутствии императрицы торжественно был заложен первый камень в фундамент Свято-Троицкого собора. Строительство было закончено через 12 лет и 30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора.

Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского. Надо заметить, что после Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался ремонту и никогда не менял внутренний облик. Скульптурным убранством храма занимался Ф. И. Шубин.

Наиболее ценными картинами храма являются «Образ Благовещения Пресвятой Богородицы» Рафаэля Менгса, «Спаситель Благословляющий» Антониса ван Дейка, «Воскресение Христово» Питера Пауля Рубенса.

На фото: Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

Важно

Въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» были построены по проекту Старова в 1783-1785 годах. Кроме того, Старов перепланировал площадь перед лаврой — площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до сих пор.

18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры, наивысший статус монастыря.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки. Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором — церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

На фото: Никольское кладбище и церковь.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище — Никольское. В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И.

Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.

На фото: Некрополь 18 века (Лазаревское кладбище)

На фото: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в лавре

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. Александро-Невская Лавра была центром столичной духовной власти и местом частых паломничеств царской фамилии.

Здесь нередко совершались торжественные богослужения в присутствии августейших особ, и поэтому все монастырские строения и храмы отличались пышностью и великолепием. Монастырские кладбища были самыми привилегированными в Петербурге.

Совет

Русские императоры часто вносили богатые вклады, среди них — золотые священные сосуды, подаренные Екатериной II вскоре после освящения собора, четыре драгоценных престольных Евангелия XVII века, золотой крест, выполненный в 1660 г.

для Кириллова монастыря, и даже образ «Моление о чаше», присланный в дар от папы Пия IV Екатерине II. Среди наиболее драгоценных предметов, хранившихся в ризнице монастыря, была корона св. Александра Невского, «сделанная наподобие архиерейской шапки из белых горностаев и пунцового бархата».

В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма (Казанский собор), а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры.

С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения.

Тихвинская церковь Ново-Лазоревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён Церкви 5 апреля 1956 года.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор в 1989 году. В здании бывшей Тихвинской церкви разместили выставочный зал Музей городской скульптуры.

Окончательная передача всех зданий Лавры епархии состоялась 18 апреля 2000. Вместе с возрождением монастыря и литургической жизни в Лавре идет активное возрождение ремесел, которыми всегда занимались православные христиане: иконописная мастерская, краснодеревщики, ювелирная мастерская, мастерская христианской оловянной миниатюры.

Читайте также:  Пророк аггей

Все кладбища (Лазаревское (Некрополь XVIII века), Тихвинское (Некрополь мастеров искусств), Никольское, Внутреннее кладбище (Коммунистическая площадка)) Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры (основан в 1932 году).

Источник: http://www.russian-travels.ru/?p=339

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра находится в центре Санкт-Петербурга, органично вписавшись в городской ландшафт, который сформировался в течение длительного времени после строительства.

Свято-Троицкий собор — соборный храм Александро-Нвеской лавры в Санкт-Петербурге. В 1744 г. разобранный «до подошвы» из-за проседания и трещины, построен, фактически, заново, по проекту, утвержденному императрицей Екатериной II. Сегодня — собрание святынь, символ незыблемости русского православия.

Во имя князя александра

Едва ли можно с точностью подсчитать, сколько в мире культовых сооружений в честь Александра Невского, но Лавра — одно из старейших и самое величественное.

Александро-Невская лавра (полное название — Свято-Троицкая Александро-Невская лавра) — памятник архитектуры мирового значения в Санкт-Петербурге и действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии.

Располагается в конце Невского проспекта, между площадью Александра Невского и Обводным каналом, при впадении реки Монастырки в Неву.

Он был основан как «монастырь Живоначальные Троицы и Святого Благоверного великого князя Александра Невского» указом царя Петра I в память святого князя Александра Невского в устье Чёрной речки, сегодня именуемой Монастыркой.

Обратите внимание

Принято считать, что монастырь основан в память о Невской битве 1240 г., в которой новгородская рать под командованием князя Александра Ярославина разгромила вторгшееся на Русь шведское войско.

Тогда же Александр Ярославин за победу и личную храбрость получил почетное прозвище «Невский».

Но битва, как принято считать, произошла не в устье Чёрной речки, а в устье реки Ижоры — несколько десятков километров выше по Неве.

Вероятнее всего, предания объединили эту битву с другой, произошедшей неподалеку от местонахождения Лавры в 1301 г. Тогда новгородцы под предводительством князя Андрея — сына Александра — также разгромили шведов.

Царь Петр выбрал место для монастыря весной 1704 г., но строительство началось спустя несколько лет. Мешали как сплошные болота и густые леса, так и война со шведами за господство в устье Невы. В июне 1710 г. шведы сдали крепость Выборг, Санкт-Петербургу уже ничто не угрожало, и в июле 1710 г. царь указал, где «непременно на том месте быть Монастырю».

Точный день и месяц начала работ неизвестны, но официальной датой основания монастыря считают дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г.

«при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом». Церковь простояла до 1787 г.

и была разобрана, а пока вокруг нее появлялись новые и новые деревянные монастырские постройки, куда устремились из города богомольцы.

Царь Петр I видел монастырь как место служения монашества миру, как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение, правда, большинство этих планов не были осуществлены. В 1720 г.

Важно

в Александро- Невском монастыре появилась типография, куда по царскому указу был передан из Санкт-Петербургской типографии «стан церковной печати с 7 мастеровыми». В 1721 г. была основана школа при монастыре, в нее принимали всех без учета рода и звания. В 1726 г.

на основе школы была создана Славяно-греко-латинская семинария, где давали серьезное по тем временам общее и богословское образование и которая в XIX в. была преобразована в Санкт- Петербургскую духовную академию.

В 1723 г. в Александро-Невский монастырь из Владимирского Рождественского монастыря были торжественно перенесены мощи благоверного князя Александра Невского в каменную Благовещенскую Александро-Невскую церковь.

В 1797 г. указом императора Павла I монастырь был переименован в Лавру. При советской власти с 1922 г. в Лавре были закрыты все церкви, монастырь упразднен.

Во время блокады Ленинграда бомбежки и артобстрелы нанесли архитектурному комплексу Лавры значительные повреждения. В 1956 г. Русской православной церкви был возвращен Троицкий собор, с 1987 г.

открыта Никольская (кладбищенская) церковь.

Официальная дата возрождения монастыря — 1996 г.

Через тернии — к лавре

Строительство такого большого и сложного архитектурного комплекса, как Александро-Невская лавра, продлилось десятки лет и столкнулось с множеством препятствий.

Изначально создание обители было задумано Петром I именно как главного монастыря новой столицы — Санкт- Петербурга, как церковной твердыни для охранения и распространения христианской веры и культуры, как новый духовный центр страны, противостоящий богатой православными древностями Москве.

Строительство каменных сооружений монастыря началось с 1717 г. по проекту архитектора Доменико Трезини, утвержденному Петром I, заодно поставившим «надзирать» за стройкой самое доверенное лицо — Александра Меншикова.

Строительство шло медленно: архитектор Трезини спроектировал главный вход в собор со стороны Невы — с востока, где по церковным канонам должен стоять алтарь. Проект пришлось пересматривать, Трезини отошел от строительства монастыря, достраивали уже другие архитекторы.

Совет

Здание двойной Благовещенской Апександро-Невской церкви — первое по времени каменное сооружение ансамбля — один из самых характерных памятников петербургской архитектуры начала XVIII в.

Строительство центральной соборной церкви началось еще при жизни Петра I, в мае 1722 г. после кончины императора Петра I строительство замедлилось, руководили им зачастую случайные люди. Только после воцарения императрицы Елизаветы Петровны, с конца 1741 г., начался новый период в строительстве монастыря.

В настоящее время Свято-Троицкая Александро-Невская лавра представляет собой огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами.

Несмотря на значительные переделки первоначального проекта, частую смену архитекторов и надзирающих за строительством, ансамбль Лавры — органичное сочетание русского барокко XVIII в.

(живописный размах галерей, высокие кровли) с формами раннего классицизма конца XVIII в.

На территории Лавры постоянно ведутся реставрационные работы.

В центре ансамбля — Свято-Троицкий собор. Первоначально выстроенное здание оказалось непрочным, в 1750-х гг. его разобрали и заново построили в 1774- 1790 гг.

В 1790 г. сюда были перенесены мощи Св. Александра Невского, а над ними установлена серебряная рака, изготовленная в 1750 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны. В настоящее время рака находится в Государственном Эрмитаже.

Барельефы на фасадах и скульптуры апостолов и пророков внутри собора выполнены по образцам выдающегося скульптора XVIII в. Федота Шубина (1740— 1805 гг.), росписи выполнены по эскизам Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.), в мраморном иконостасе и на стенах — живописные полотна работы знаменитых художников Иоганна Меттенлейтера и Григория Угрюмова.

Обратите внимание

Со дня своего освящения Александро-Невский монастырь (а впоследствии и Лавра) стал первой по значению усыпальницей России, где погребены особы императорской фамилии, духовные лица, выдающиеся государственные деятели, полководцы. Некрополь Александро-Невской лавры располагается по обе стороны дороги, что ведет от ворот к Лавре и состоит из Лазаревского и Тихвинского кладбищ.

Здесь похоронены ученый и поэт Михаил Ломоносов, полководец Александр Суворов, историк Николай Карамзин, баснописец Иван Крылов, композиторы Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский, писатели Фёдор Достоевский и Денис Фонвизин. Над их могилами установлены надгробия, выполненные скульпторами с мировой славой — Иваном Мартосом, Михаилом Козловским, Фёдором Гордеевым.

ДОСТОПРИМЕЧА­ТЕЛЬНОСТИ АЛЕК­САНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

Комплекс зданий Алек­сандро-Невской лавры:

■ Церковь Праведного Лазаря Четверодневного(1835-1836 гг.).

■ Духовской корпус (1820-1822 гг.).

■ Благовещен­ская Александро-Невская церковь (1724 г.).

■ Церковь Сошествия Святого Духа (1725 г.).

■ Фёдоровская цер­ковь (1840-1842 гг.).

■ Фёдоров­ский корпус (1840-1842 гг.).

■ Семинарский (Южный) корпус (1756-1761 гг.).

■ Библиотеч­ная (Юго-Западная) башня (1756-1761  гг.).

■ Митрополи­чий корпус (1756-1764 гг., перестройка середины XIX в.).

■ Северо-Западная башня (Риз­ничная, 1761-1771 гг.).

■ Се­верный (Просфорный) корпус (1761-1771 гг.).

■ Надвратная церковь иконы Божией Мате­ри «Всех Скорбящих Радость» (1786 г.).

■ Здание бывшей богадельни (1783-1789 гг).

■ Соборная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы (Свято-Троицкий со­бор, 1778-1790 гг).

■ Комплекс зданий бывших амбаров (середина XIX в.).

■ Церковь Святителя Николая Чудотвор­ца (1868-1871 гг).

■ Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1869 г.).

■ Исидоров­ская церковь (1890-1891  гг.).

■ Библиотечный корпус (конец XIX в.).

Реликвии:

■ Мощи Св. Алек­сандра Невского.

■ Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница» (Свято-Троицкий собор).

Памятники:

■ Надгробия на Тихвинском и Лазарев­ском кладбищах, 2000 лет от Рождества Христова (2001  г).

■ За Веру Христову пострадавшим (2005 г).

■ По­клонный Крест в Митрополи­чьем саду (2013 г.).

Интересные факты

■ Жители Санкт-Петербурга по-своему называют Александро-Невскую лавру. В разные времена ее именовали просто Невской лаврой, Александровым храмом или еще короче — Александром, иногда ласкательно — Алексашкой, а то и Собором Парижской Богоматери — за внешнее сходство Троицкого собора с собором Парижской Богоматери в столице Франции.

■ Главными праздниками Александро-Невской лавры являются День Святой Троицы, праздник Покрова Пресвятой Богородицы (14октября), праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» (22 ноября), день преставления благоверного князя Александра Невского (6 декабря), а также дни первого (12 сентября 1724 г.) и второго перенесения его мощей (3 июня 1989 г.).

■ Упоминание о Чёрной реке, ныне именуемой Монастыркой, содержатся еще в летописях, датируемых 1500 г. В 1829 г. был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части, северная тогда же и стала называться Монастыркой. Сменилось и направление течения реки: она устремилась в обратную сторону, вытекая из Невы и впадая в Обводный канал.

■ Первым членом братства Александро-Невского монастыря стал архимандрит Феодосий (Яновский), в 1712 г. назначенный настоятелем в монастырь, когда в нем еще не было ни одного монаха. Архимандрит Феодосий составил списки, а царским и сенатским указами были собраны монахи из монастырей почти всех епархий. Впоследствии монахи монастыря служили на флоте, многие сами стали архимандритами.

■ В разное время храмы Александра Невского были воздвигнуты в разных городах и странах: в России — кафедральный собор в Краснодаре (1872 г., разрушен в 1932 г., восстановлен в 2006 г.), церкви в селах Верхняя Шурма (1900-1909 гг.), Ускат (2006 г.), Яшкуль (освящена в 1893 г., восстанавливается) и Кичменгский Городок (1895 г.

), часовня Александра Невского при Музее современного искусства в Москве (2009 г., не действует), в Словакии (Прешов, 1950 г.), Грузии (Тбилиси, 1864 г.), КНР (Ухань, 1893 г.) и Болгарии (София, 1924 г.).

■ За периоде 1712 по 2014 г. в Александре-Невской лавре сменилось около ста архимандритов и наместников.

■ Со дня освящения Троицкий собор Александро-Невской лавры являлся капитульным (орденским) храмом ордена Святого Александра Невского. Задуманный Петром I как воинская награда, после кончины императора орден жаловался и гражданским лицам. В 1942 г.

в СССР был учрежден свой орден Александра Невского, им награждался командный состав Красной Армии. В 2010 г. утвержден статут и описание нового ордена Александра Невского Российской Федерации — внешне являющегося копией дореволюционного.

Таким образом, орден Александра Невского стал единственной наградой, существовавшей с некоторыми изменениями в наградных системах Российской империи, СССР и Российской Федерации.

Общие сведения

Местонахождение: центр, г. Санкт-Петербург, Россия. Статус: действующая лав­ра — мужской православный монастырь. Первое упоминание: 1710 г. Дата основания: 1713 г. Дата возрождения: 1996 г. Язык: русский.

Религия:православие.

ЦИФРЫ

Храмы:  15 (включая домовые церкви). Корпуса: 6. Библиотека:  1. Кладбища: 4 — Лазаревское (0,7 га), Никольское (8 га), Тихвинское (1,4 га) и Казачье.

Высота колокольни: 47 м.

КЛИМАТ

Переходный от умеренно континентального к умеренно морскому. Средняя температура января: -5,5°С. Средняя температура июля: +18,8°С. Среднегодовое количество осадков: 660 мм.

Относительная влажность воздуха: 75-80%.

Источник: http://MirChudes.net/architecture/1368-aleksandro-nevskaya-lavra.html

Ссылка на основную публикацию