Церковь илии пророка в ярославле, россия, город ярославль

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка уникальнейший и очень старый православный храм Ярославля.

Согласно «Сказанию о построении града Ярославля», самую первую в городе церковь во имя Илии Пророка заложил Ярослав Мудрый. Легендарный поединок князя с медведицей — покровительницей живших на этих землях племен — произошел как раз в Ильин день. Одолев зверя:

Средства на строительство храма Илии Пророка выделили состоятельные купцы — братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Имея достаточно денег, они решили возвести церковь, что называется, «для себя», на своем собственном подворье.

Строительство началось в 1647 году, а закончилось через три года, о чем гласит надпись справа от входа в храм:

Ильинская церковь Ярославля получилась величественной и нарядной. Мы привыкли видеть ее белоснежной, но изначально ее не белили — она оставалось красной, расписанной яркими «травами», ее кокошники и наличники покрасили синей, охристой и зеленой красками, а купола покрыли зеленой черепицей.

Храм Илии Пророка стал центром радиально-кольцевой планировки Ярославля по генеральному плану 1778 года. Тогда же, в XVIII веке, купола церкви перекрыли ставшими к тому времени «фирменными» ярославскими чешуйками. Несколько раз на протяжении следующего столетия росписи внутри церкви поновляли, но, тем не менее, храм постепенно ветшал, и к концу XIX века встал вопрос о его реставрации

Великолепная Ильинская церковь пришла в упадок из-за малочисленности прихода: к началу двадцатого столетия он насчитывал всего 16 дворов. А все завещанные братьями Скрипиными на содержание Ильинского храма торговые места к тому времени давно отошли к городу.

Первая научная реставрация храма

Летом 1894 года Вахромеев обратился к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану (Рудневу) с просьбой разрешить проведение ремонтных работ в храме Илии Пророка, план одобрили все инстанции, включая императора и Святейший Синод, и Иван Александрович принялся за дело. Все работы исполнены весьма добротно с полным сохранением древнего рисунка. На все работы употреблено до 40 тысяч рублей, многое со времен того грандиозного ремонта сохранилось в храме до наших дней!

Антирелигиозный музей в церкви Илии Пророка в Ярослвле

После революции храм Илии Пророка передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1922 году церковь поставили на учет в губернском Историческом музее, присвоив ей высшую категорию ценности, и открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. Церковь стала частью отдела древнерусского искусства. Это спасло храм от уничтожения, а ведь снести его порывались.

Не прошло и десяти лет, как храму нашли очень странное, на первый взгляд, применение. Союз воинствующих безбожников, активно действовавший в СССР в довоенные годы, решил использовать помещение церкви Илии Пророка под.

.. антирелигиозный музей. На поверку же это оказалось не такой уж плохой идеей, ибо во вновь организованный музей стали свозить предметы церковного обихода из других храмов, в нем собрали большую коллекцию колоколов.

В храме Илии Пророка установили уникальный экспонат — маятник Фуко. Увидев это приспособление в Исаакиевском соборе, директор Ярославского антирелигиозного музея захотел повторить этот опыт в Ярославле.

Храм Илии Пророка после войны

В послевоенные годы церковь Илии Пророка использовалась для хранения фондов Ярославского краеведческого музея. Когда в 1955 году власти задумали открыть храм для посетителей, оказалось, что уникальные иконы и фрески находятся в плачевном состоянии: везде грязь, плесень и паутина.

В храме Илии Пророка пришлось промывать стены, укреплять красочные слои… То же самое сделали в приделах и в галерее, восстановили черепицу на кровле, заново позолотили кресты и отремонтировали решетку вокруг храма. После этого церковь стала самостоятельным музейным объектом.

Источник: http://posmotrim.by/article/cerkov-ilii-proroka-v-yaroslavle.html

Ярославль, церковь Ильи Пророка: история, описание, фото :

Множество уникальных достопримечательностей может показать своим гостям красивейший город Золотого кольца, старинный исконно русский Ярославль.

Церковь Ильи Пророка входит в число немногих сохранивших свой первозданный внешний вид, хотя с момента ее основания прошло без малого четыре века.

Эта церковь интересна историей своего создания, архитектурой, а более всего внутренним убранством и росписями, которые делают ее жемчужиной российского церковного зодчества и живописи.

Месторасположение

Практически в центре города возведена церковь Ильи Пророка (Ярославль). Адрес у нее такой: площадь Советская, дом №7. Доехать сюда с ж. д. вокзала можно на маршрутке №99. До 1918-го года площадь Советская именовалась Ильинской, так как здесь располагалась Ильинская церковь.

Начиная с 1878 года городские власти начали проводить реконструкцию Ярославля. В этот период были спрямлены или убраны небольшие кривые улочки и тупики, в результате чего церковь получилась в самом центре бывшей торговой площади, переименованной в Ильинскую. Теперь от нее расходились, подобно лучам, несколько городских улиц. В настоящий момент это улицы Кирова, Советская и Нахимсона.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль), история ее создателей

Раньше люди верили в Бога искренне, всей душой. Те, кому позволяли средства, почитали за высшее благо часть своих сбережений отдать на строительство храмов Господних.

Так, в 17-м веке братья Скрипины Вонифатий и Аникей (Иоаникей), перебравшиеся в Ярославль из Новгорода после того, как его захватил Иван Грозный, возвели церковь Ильи Пророка, как они говорили, для спасения своих душ и душ родителей.

Скрипины были весьма состоятельными купцами. Они занимались перепродажей пушнины и драгоценных каменьев, скупая товар у сибирских старателей и охотников за копейки. Этот бизнес приносил огромные прибыли. Кроме того, они торговали церковной утварью. Скрипины, как и все очень богатые люди, пользовались большим уважением.

Обратите внимание

Иоаникей несколько лет был земским старостой, даже имел престижный и важный чин гостя государева. Жили братья в одном дворе, все дела вели сообща. По странному стечению обстоятельств умерли они тоже примерно в одно время – Иоаникей в 1660 году, а Вонифатий в 1661-м.

Наследников после себя братья Скрипины не оставили, но благодаря созданной их стараниями великолепной церкви память о них пережила века.

Место для строительства церкви

В мае 1647 года Скрипины начали возведение храма, название которому дали не случайно. В Ярославле очень почитался пророк Илья. К нему нужно было обращаться только с чистой душой, иначе он ни в чем не помогал. Считается, что, именно когда отмечался день этого святого (2 августа), был заложен Ярославль.

Церковь Ильи Пророка братья решили возвести в своем дворе, там, где в прежние годы были две деревянные церквушки. Одна – во имя Ильи Пророка, была неотапливаемой (как говорили, холодной), другая – Покрова Богоматери – отапливаемой (или теплой).

Все горожане, и очень религиозные Скрипины в том числе, верили, что это место святое, потому что в 1612 году, когда по улице проносили икону Спаса, прозрел слепой, лишь только шествие поравнялось с тем местом, где стояла холодная церковь Ильи Пророка.

Жили Скрипины в центральной части Ярославля, на улице Пробойной, возле торговой площади, позже ставшей Ильинской.

История строительства

Целых три года строилась церковь Ильи Пророка в Ярославле. 17 век характерен тем, что для возведения храмов уже брали не дерево, а более прочный и долговечный кирпич.

Этот материал использовали и Скрипины, благодаря чему церковь Ильи Пророка уцелела после великого пожара 1658 года, опустошившего пол-Ярославля.

Кирпич клали красный и сначала его не белили, но сейчас обязательно покрывают белой краской.

Важно

Сперва церковь состояла из пятиглавого храма Ильи Пророка, окруженного двухъярусной галереей, и двух приделов – теплого Покровского, где шли службы, и покровителей семейного очага Самона, Авива и Гурия. В подклете этого придела была семейная усыпальница Скрипиных, здесь похоронены братья Иоаникей и Вонифатий, его жена Иулита, пережившая мужа на 21 год, третий брат Иван Скрипин и его сын Илларион.

Всей душой желая облагодетельствовать свой любимый Ярославль, церковь Ильи Пророка Скрипины возводили, не жалея ни средств, ни сил.

Братья сами руководили строительными работами, поставляли всю необходимую утварь, включая парчовые ткани, иконы, колокола, которые они вылили на собственные деньги. Иулита нашла для церкви художников.

Она пригласила известных в те времена живописцев Силу Савина, Дмитрия Семенова, Гурия Никитина, Федора Игнатьева.

Почему возвели третий придел

Когда строительство церкви подходило к концу, патриарх Иосиф, получивший разрешение царя – батюшки Алексея Михайловича – подарил братьям Скрипиным частицу ризы Христа.

Эта бесценная реликвия, несомненно, сделала более значимым небольшой по тем временам городок Ярославль.

Церковь Ильи Пророка благодаря драгоценному подарку приняла такой внешний вид, которым все мы можем сейчас любоваться.

Ризу Христа в 1625 году вручил патриарху Филарету посол грузинского шаха Аббаса. Она считалась священной и хранилась в Москве в Успенском соборе.

В 17-м веке было принято отделять от нее небольшие фрагменты и посылать в дар особо отличившимся людям. Позже эта практика была запрещена. Для братьев Скрипиных стало величайшим событием в их жизни получение фрагмента ризы.

Они специально для хранения реликвии достроили третий придел, который назвали Ризоположенческим.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль): описание

Эта церковь возведена по византийскому образцу храмового строительства. В плане она имеет вид креста, внутри установлены 4 столба-опоры, соединенные подпружными арками. Столбы делят храм на несколько нефов, пересечение которых определяет, где располагать купола.

Они всегда открыты внутрь залов и находятся на специальных круглых основаниях, именуемых световыми (то есть с окошками) барабанами, украшенными кокошниками.

Совет

В храме Ильи Пророка, возведенном в крестово-купольном стиле, купола были заменены на луковки, символизирующие пламя свечи. Всего их пять – один высокий в центре и четыре чуть пониже по бокам. Это символизирует Иисуса Христа с четырьмя евангелистами. Цвет луковиц зеленый.

Это тоже имеет значение и говорит о том, что храм посвящается Святой Троице. Луковки, как и все покрытие церкви, выполнены из железа.

Галереи окружают храм с трех сторон. С каждой имеется по очень красивому крыльцу на арках. Крыльцо с западной стороны является центральным входом в храм.

Здание церкви Ильи Пророка стоит на так называемом подклете, представляющим собой подвал, где хранят церковную утварь.

Колокольня

С северо-западной стороны к храму примыкает колокольня. Благодаря тому, что в 17-м веке строилась церковь Ильи Пророка (Ярославль), стиль для возведения ее колокольни и Ризоположенческого придела мастера использовали шатровый. В 18-м веке строительство церквей в этом стиле было запрещено как не соответствующее церковным канонам.

Дизайн колокольни прост и строг, без лишних деталей. Снаружи можно видеть ребра (лопатки) в местах установки опор. Всего их 8, поэтому тип здания называют восьмерик. Стены колокольни завершает один ярус звона, имеющий 8 окошек.

Каждое окружено арочными проемами. Над этим ярусом расположено два ряда «слухов» – специальных отверстий для лучшего резонанса звона. «Слухи» представляют собой оконца, украшенные наличниками.

Венчает белоснежный шатер зеленая луковка с крестом.

Ризоположенческий придел

Эта часть церкви имеет форму куба, с каждой стороны которого сделаны окошки с наличниками, а по углам красивые кокошники. Сверху куба построен восьмерик, также украшенный окошками с наличниками. На нем возведен изящный шатер, все восемь граней которого имеют параллельные выступы, придающие ему особую архитектурную легкость.

Внутри стены придела украшены многочисленными росписями, повествующими об истории драгоценной реликвии – Ризы Христа, фрагмент которой здесь хранится. Кроме росписей, во всех приделах и в храме имеются роскошные паникадила, самое большое весом около 170 кг, а меньшие весом почти 80 кг каждое.

Внутренний интерьер

Безмерно восхищают своим великолепием фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. В центральном зале они выполнены в 6 ярусов. Самый нижний – орнаментальный, но и он сказочно красив. Во втором ярусе можно видеть сцены из жизни ученика пророка Ильи, святого Елисея.

Особенно выделяются фрески, где изображена жатва, рождение младенца, который практически сразу умер, а святой Елисей его воскресил. Третий ярус посвящен житию и славным делам (врачеванию, помощи, общению с народом) самого пророка Ильи.

В четвертом ярусе можно созерцать сцены из жития апостолов, также занимающихся богоугодными делами. Два последних яруса художники посвятили сценам из Евангелия.

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле создавались на протяжении нескольких десятилетий. Так, росписи галерей были завершены к 1716 году. Здесь также много бытовых сцен с участием святых, помогающих простым людям.

Все художественные работы сохранены в первозданном виде. На протяжении столетий они лишь слегка реставрировались.

Особенно часто это приходилось делать в теплом Покровском приделе из-за разницы температур внутри и снаружи здания.

Кроме фресок, интерьер внутри церкви необычайно украшает и дополняет резьба по дереву, окаймляющая царские врата, использующаяся для создания иконостасов и надпрестольной сени. Рассказывая о церкви Ильи Пророка, нельзя не упомянуть и мастера-живописца Федора Зубова, который писал здесь многие образы святых после пожара 1658 года.

Иконостасы

Пять великолепно выполненных иконостасов имеет церковь Ильи Пророка (Ярославль). Фото демонстрирует, как выглядит центральный. Он включает более 100 икон, созданных в разное время и расположенных в несколько ярусов.

Сначала этот иконостас имел вид 4 брусьев, покрытых серебристой краской и украшенных цветочным орнаментом. На брусьях располагались иконы. Примерно в 1696 году мастер Илья Якимов по предписанию духовенства сделал новый иконостас, которым мы любуемся до сих пор. Его стиль – московское борокко.

Читайте также:  Церковь святителя николая в йоэнсуу, финляндия, город йоэнсуу (joensuu)

Здесь имеется шесть ярусов с выступающими резными карнизами. Колонки между иконами также резные. Они выполнены из дерева, но так искусно, что кажется, будто настоящие виноградные лозы вьются и тянутся вверх. В центральный иконостас помещены иконы, которые передали церкви братья Скрипины.

Они имели богатые оклады, инкрустированные жемчугами и драгоценными каменьями.

Обратите внимание

Иконостас, расположенный в приделе Варлаама Хутынского, намного проще, без красивой резьбы на царских вратах и колоннах, ограждающих иконы.

Иконостас в Покровском приделе сначала сооружался по такому же принципу, как и центральный, то есть был на брусьях (тябловый). В дальнейшем его переделали на барочный. То же касается и иконостаса в приделе Самона, Авивы и Гурия.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям.

Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка.

Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский.

Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года.

Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

Источник: https://www.syl.ru/article/299026/yaroslavl-tserkov-ili-proroka-istoriya-opisanie-foto

Церковь Ильи Пророка Ярославль

  • История возведения
  • Архитектура
  • Внутреннее убранство

Церковь Ильи Пророка в Ярославле представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, который в свою очередь является настоящим украшением русского зодчества. Это уникальное место обожают посещать туристы и поломники.

Церковь Пророка Ильи в Ярославле самобытное историческое здание со своей уникальной историей. Храм был создан еще в далеком семнадцатом веке. Его стены украшены лучшими работами мастеров Ярославской школы живописи.

Сама церковь располагается в центре Ярославля, на большой и шумной Ильинской площади.  Ее видно даже издалека, настолько она величественна и красива. Жители города по праву считают ее одним из главных исторических памятников Ярославля.

Хотя сам Ярославль весьма богат на памятники истории и архитектуры.

История создания храма

Церковь Пророка Ильи по легенде была самой первой церковью в городе Ярославль. Есть даже интересное литературное произведение тех лет под названием «Сказание о построении града Ярославского», в котором довольно подробно ведется летопись того временного периода.  Вообще семнадцатый век был богат на разнообразные исторические события.

Вспомнить хотя бы период правления Иоанна Грозного с его системой опричнины и начало Смутного времени. Тогда намечался и существенный церковный раскол.  Церковь Ильи Пророка была создана на месте двух деревянных старинных храмов, возведенных по приказу князя Ярослава Мудрого в честь его легендарной победе над медведем.

К слову сказать, благодаря этой победе и оказался медведь на гербе Ярославля.

Строительство церкви было начато в 1647 году на месте церкви Покрова Богоматери и церкви Ильи Пророка. Здание постепенно возводилось на денежные средства купцов Скрипиных, которые в то время считались одними из самых богатых и влиятельных купцов на Руси.

Строительство велось относительно недолго благодаря посильной помощи купцов Скрипкиных и по завершению строительного процесса братья Скрипины были одарены частицой ризы Иисуса Христа, которую им вручил патриарх Иосиф в честь этого знаменательного события. Церковь Ильи Пророка перенесла даже и серьезный пожар в далеком 1658 году.

Она обгорела снаружи, но не пострадала при этом внутри. Особенную роль играет роспись стен церкви, выполненная в лучших традициях ярославской школы иконописи. Роспись осуществляли известные на то время художники из Костромы Сила Савин и Гурий Никитин. Работали художники со своими мастерами и подмастерьями.

Пятнадцать человек расписывали стены церкви Ильи Пророка чуть более трех месяцев. И то что вышло из под пера великих мастеров по-настоящему поражало воображение простого обывателя.

Архитектура церкви

Отдельно стоит сказать и об архитектурных особенностях этого замечательного здания. В семнадцатом веке фасады церквей были скуповатые, гладкие и белые. Но художники из Костромы расписали фасады яркими цветами и образами святых.

К сожалению, сейчас эта уникальная роспись утрачена. Реставраторам удалось лишь сохранить старинную побелку самого здания.

Но внешне церковь практически не изменилась, даже издалека можно заметить сверкающую и переливающуюся зеленую черепицу на главах храма.

Важно

Примерно в 1778 году Ярославль получил регулярный план застройки города. Церковь Пророка Ильи стала одним из центров радиально-кольцевой планировки Ярославля. Вокруг церкви расположилась Ильинская площадь, которая сейчас называется привычно Советской.

А вот рядом с церковью Ильи Пророка имеются еще и административные здания города Ярославля. Ограда вокруг храма была создана в 1896 году. Многие жители и туристы отмечают, что она отлично гармонирует с остальным церковным ансамблем. Ограда была спроектирована по наброску академика Павлинова.

Еще до революции церковь ремонтировалась на денежные средства И.А. Вахрамеева, который в то время являлся главой города Ярославля. Несмотря на революционные волнения и приход советской власти церковь Ильи Пророка выстояла.

В 1920 году она была передана Ярославскому музею-заповеднику, и именно благодаря этому ее удалось фактически чудом уберечь от сноса. Позднее в здании проводились разнообразные реставрационные работы.

Внутреннее убранство церкви Пророка Ильи в Ярославле

Церковь Ильи Пророка является многообъемным храмом, стоящим прямо  на четырех столпах. Есть шатровая колокольня и шатровые приделы, соединенные галереей. Особенно радует роспись на стенах здания, она содержит в себе много бытовых сцен, каждая деталь прорисована с особым умением и любовью.

На росписные стены храма можно любоваться буквально бесконечно. В храме есть уникальный резной и позолоченный иконостас. На нем расположены древнейшие произведения иконописи. Если обратить свой взор на фронтон западного крыльца храма, то можно увидеть замечательную композицию «Распятие».

Эта композиция тщательно обновлялась при каждой реставрации храма.

Церковь Ильи Пророка стоит на подклете. Зеленые главы храма увенчаны золотыми крестами, которые видно даже издалека.  Нельзя не сказать  и о главном кресте храма, который был выкован из высококачественного железа.

Это изделие является выдающимся произведением ковалей города Ярославля.

Работа настолько уникальная, шедевральная, что не верится тому, что в начале семнадцатого века возможным было применение подобных технологий художественной ковки.

 Вся церковь состоит из приделов и галерей. Искусствоведы отмечают, что особой самобытностью и красотой отличается галерея, которая соединяет колокольню прямиком до придела Положения риз. Большая светлая колокольня покрыта прочной черепицей, созданной по старинным эскизам русских мастеров.

Посещение церкви Ильи Пророка входит в обязательную программу тура по Золотому Кольцу России, ведь это еще и исторический памятник России, настоящее наследие семнадцатого века. Храм является одной из визитных карточек Ярославля, и сложно представить этот великий русский город без церкви Ильи Пророка.

В церкви проходят службы, этот храм действующий на сегодняшний момент.

Адрес: Советская площадь 7

Источник: http://yaroslavl-tur.ru/sobory-i-tserkvi/49-tserkov-ili-proroka-yaroslavl

Церковь Ильи Пророка

Адрес: Советская площадь, 7.
Телефон: (4852) 32-92-40.
Время работы: с 10:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной – среда.
Как добраться: от площади Ярославль-Главный до Красной площади, маршрутка №99.

Храмы и церкви – неизменные спутники древних городов.

В те времена для людей дорога к сакральным сооружениям была самой важной – в них совершались различные таинства и обряды, освящаемые духом нравственной чистоты.

Древний Ярославль по их количеству и красоте не уступает многим европейским городам, церковь же Ильи Пророка красотой своей архитектуры может поспорить с самыми знаменитыми храмовыми памятниками Запада.

История создания церкви Ильи Пророка

Красивейшая церковь считается самым первым православным объектом Ярославля, как гласит древнее сказание, заложена она ещё Ярославом Мудрым в честь дня Святого Ильи – 2 августа, когда якобы великий князь сумел победить в поединке медведя – животное, изображение которого присутствует на гербе города.

Конечно, за много веков сооружение претерпело много изменений, собственно, от первоначального варианта здания давно ничего нет. В том виде, какой её видят все сейчас, она была заложена в 1647 году и строилась целых три года по инициативе и за счет богатых ярославских купцов – братьев Скрипиных.

В день открытия нового здания храма братья получили в дар от патриарха частицу ризы Христа, в честь чего был пристроен придел, получивший название Ризоположенский.

Совет

История церкви интересна и тем, что она выстояла во время пожара в городе в 1658 году: внутри неё всё сохранилось – современники сочли этот факт проявлением Божьей помощи, а сам храм Ильи после этого стал самым популярным у прихожан в Ярославле.

Сейчас горожане и приезжие охотно посещают красивое белоснежное здание с пятью куполами ярко-зеленого цвета, с ажурной колокольней и тремя приделами – оно расположено в центре города, за кованой оградой, выполненной по проекту академика Павлинова. Этот величайший памятник русского храмового зодчества неоднократно бережно реставрировался – как внутри, так и снаружи – опытными талантливыми художниками-реставраторами.

Внутренний интерьер церкви

Стены центрального зала, поражающие красотой и величием росписи, разделены на шесть ярусов. Все ярусы, кроме самого нижнего – орнаментального, покрыты тематическими фресками с библейскими сюжетами.

Они выполнены великолепными мастерами-художниками из Костромы в 1680 году и являются подлинными шедеврами настенной церковной живописи.

Второй ярус посвящен житию святого Елисея – ученика Ильи Пророка, фрески изображают сцены мирного труда самаритян на жатве, чудесного воскрешения пророком Елисеем мертвого ребенка, родившегося на хлебном поле и сразу умершего.

Росписи 3-го яруса рассказывают о жизни самого Святого: исцеление больных, помощь бедным, общение пророка Ильи с простыми смертными и учениками. Фрески 4-го яруса изображают сцены из жизни святых Апостолов, творящих добрые дела. 5-й и 6-й ярусы расписаны евангельскими сюжетами, причем в их изображении художники старались внести элементы мирской жизни – в виде различных бытовых деталей.

Иконостасы Ильинского храма

Самым роскошным и величественным является Центральный иконостас, состоящий из шести ярусов и выполненный в стиле пышного барокко: горизонтальные и вертикальные ряды между сотней икон украшены рельефной витиеватой позолоченной резьбой в виде виноградной лозы. Коллекция икон, созданных разными мастерами за многие годы, выполнена в одном стилистическом ключе: в светлых – как бы льющих свет – тонах, с тщательно выписанными и строго пропорциональными фигурами персонажей.

Иконостас придела Варлаама

Он отличается скромной простотой, лишенной пышности и вычурности, но покоряющей взор своими иконами, написанными в духе Строгановской живописи: “Благовещенье”, “Благоразумный разбойник”, изображения четырёх евангелистов – являются истинными произведениями иконописного искусства.

Покровский иконостас

Покровский иконостас трехъярусный, украшенный барельефной резьбой с золоченым покрытием, где иконы расположены на фоне, раскрашенном яркими сочными тонами. Верхние ярусы изображают сюжеты двунадесятых праздников, придающих общему виду необыкновенную жизнерадостность.

Всего же в храме пять иконостасов – каждый из них являет собой чудное зрелище, от которого трудно отвести взгляд, впрочем, как и от всего объекта православного зодчества, именуемого Церковью Ильи Пророка.

Это сакральное сооружение – один из прекрасных памятников христианской веры, бережно сохраняемый потомками!

Источник: http://lions-guides.ru/yaroslavl-region/interesting-places-of-yaroslavl/church-of-elija

Церковь Ильи-Пророка (Ярославль)

Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.

Внешний вид церкви Ильи-Пророка.

Изначально церковь Ильи Пророка (1647-1650) была построена на территории усадьбы храмоздателей – богатых купцов (гостей) Скрипининых. Центром архитектурного ансамбля одной из центральных площадей города она стала только в 18 веке.

Церковь Ильи Пророка в общей панораме города.

Источник: http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=68997

Первоначально церковь Ильи Пророка осталась небеленой, с красными стенами, швы между кирпичами были чуть притушены тонким слоем красной охры.

Декоративные элементы всех частей храма – кокошники барабанов, ширинки, наличники окон были окрашены темперными красками охристого, зеленого и синего цветов.

Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников, «все это составляло вид монастыря».

Художественные работы в церкви Ильи Пророка велись на протяжении второй половины XVII – начала XVIII вв. В конце XVII века были сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко.

Иконостас церкви Ильи-Пророка.

В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров.

Росписи теплого придела.

Обратите внимание

В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы – Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.

Читайте также:  Церковь феодора стратилата на ручью, россия, город великий новгород

Галерея храма.

Вход в основной храм из галереи

Архитектурный облик церкви Ильи Пророка сохранился без больших изменений. Первые перестройки коснулись завершения центрального храма. Церковь Ильи Пророка, подобно другим ранним ярославским храмам, имела позакомарное покрытие, оно было декоративным, а не конструктивным.

В конце XVII – первой половине XVIII вв. эту форму заменили четырехскатной тесовой кровлей.

Цетральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни – зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет.

На фото под крышей видны полукруглые закомары – архитектурные элементы, повторяющие форму сводов.

Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю.

Северный придел храма

Источник: http://sobory.ru/photo/?photo=43222

Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изенена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами и кирпичная глава.

Южный (Покровский) придел

Источник: http://sobory.ru/photo/?photo=33069

Интерьер Ильинского храма тоже сохранился практически без изменений.

Интерьер Ильинского Храма

Подновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

Интерьер Покровского придела.

Система отопления там неоднократно менялась, нарушался температурно-влажностный режим, что приводило к разрушению живописи.

В 1830 году свод и стены предела были прописаны темперными красками, а декоративный пояс – масляными. Первоначальная штукатурка с живописью в местах отставания от кирпичной кладки была сбита и заменена новой.

Важно

На протяжении XIX столетия несколько раз покровские росписи подвергались тем или иным подновлениям.

На фото хорошо виден декоративный пояс (внизу).

Церковь Ильи Пророка к концу XIX века находилась в запущенном состоянии. В начале ХХ столетия в ней были проведены большие реставрационные и ремонтные работы. В ходе реставрации деревянные рамы в окнах заменили железными,

Окна церкви Ильи-Пророка.

деревянную площадку у входа в церковь заменили мраморной,

Крыльцо церкви.

наружные деревянные двери заменили железными решетчатыми со вставными стеклами.

Двери церкви.

Все полы (и деревянные, и чугунный в летней церкви) были заменены полами из огнеупорного кирпича.

На фото видны кирпичные полы.

Одно из главных сокровищ храма Ильи-Пророка – так называемые моленные места. Это своеобразные соединения надпрестольной сени и трона. Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Молельные места.

В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Реконструкция царского места Ивана Грозного в Историческом Музее.

Источник: http://leromas.my1.ru/photo/168-0-5361-3

Места состоят из двух частей — квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках.

Молельное место

Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок и херувимов.

Шатер молельного места.

Источник: https://alienordis.livejournal.com/12242.html

Церковь Илии Пророка В Ярославле

Россия в колокольчиках

У многих галерейщиков есть колокольчики с изображением яросалвской церкви Илии Пророка.

Церковь эта – выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия. Он хранит память о таланте многих лучших мастеров своего времени – зодчих, художников, кузнецов, резчиков по дереву, серебренников, изразечников. По своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон храм принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия.

Церковь была построена в 1647-1650 годах на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Илья Пророк был особо почитаем ярославцами, ведь считалось, что город был основан в праздник именно этого святого.

Совет

Храм был хорошо виден из разных частей города и потому был выбран в 1778 центром новой городской планировки.

Церковь Ильи Пророка Коллекция Л.Францек

Композиция храма сложная: с одной стороны к нему примыкает четырехъярусная шатровая колокольня, с другой – небольшой шатровый придел, состоящий из нескольких ярусов кокошников.

Для хранения присланной из Москвы частицы ризы Христовой к одной из галерей был пристроен новый придел.

Таким образом композиция уравновешена по принципу коромысла: спереди храм воспринимается как симметричный, но в каждом новом ракурсе силуэт его меняется до неузнаваемости.

Церковь Илии Пророка В Ярославле

В Ильинскую церковь поднимаешься по двухъярусной закрытой галерее, которая великолепно расписана. Но когда попадаешь внутрь храма, то просто немеешь от открывшейся красоты. Декоративное убранство необыкновенно богато.

Здесь можно видеть интереснейшие образцы деревянной резьбы XVI-XVII веков: царские врата, иконостасы, а также особые места для царя Алексея и патриарха Никона. Практически все иконы древние. Роспись интерьеров выполнена в 1680 году ярославскими мастерами под руководством двух костромичей: Гурия Никитина и Силы Савина.

Поражает в этих фресках радостное, светлое настроение, ощущение полноты жизни, необычайная чистота и яркость колорита. Фрески Ильинской церкви считаются лучшим стенописным ансамблем XVII века и одним из высших достижений древнерусского искусства.

Таким его делает особая многоцветная, «ковровая» техника живописи, заполнившая все внутреннее пространство храма, которая носит удивительно декоративный характер. Галереи, приделы, крыльца украшены резным кирпичом, изразцами и белокаменными деталями. Наружные стены покрыты яркой полихромной росписью.

Собор Ильи Пророка. Коллекция О.Поповой

Собор Ильи Пророка. Коллекция А.Барановой

Собор Ильи Пророка. Коллекция А.Барановой

Обратите внимание

В 1898-1904 годах в церкви Ильи Пророка были проведены большие ремонтно-реставрационные работы. С 1920 года храм открыт как музей.

В настоящее время этот памятник воспринимается как главный символ Ярославля.

Лариса Францек

Источники: www.yarmp.yar.ru

www.sobory.ru

Источник: http://www.showbell.ru/goroda/?st=yaroslavl4

Достопримечательность Церковь Ильи Пророка (Ильинская церковь) в Ярославле

Церковь Ильи Пророка — это великолепный памятник старины и самая известная достопримечательность Ярославля. Пожалуй, её можно назвать даже визитной карточкой города.

По тому культурно-историческому значению, которое имеет этот храм для областного центра, его можно сравнить с Собором Парижской Богоматери в Париже или Сикстинской капеллой в Ватикане. Лёгкая, стремящаяся ввысь, и одновременно монументальная церковь, словно магнит притягивает восхищённые взгляды.

Любуясь этим произведением рук человеческих, остаётся только догадываться, каким неземным талантом нужно обладать, чтобы создать такой шедевр.

Дата возведения храма известна доподлинно. Он был построен в 1647-1650-х годах на месте первых деревянных церквей, созданных ещё при Ярославле Мудром при заложении самого города. Средства на постройку выделили одни из самых богатых ярославских купцов братья Скрипины.

Они занимались поставками «мягкого золота» — мехов и драгоценных камней к царскому двору. В те времена считалось нормой жертвовать немалую часть заработанных средств на богоугодные дела — постройку храмов, написание икон. За свои заслуги Скрипины удостоились чести стать государевыми гостями.

Этот высокий статус позволял им посещать царский двор, а также проводить многие торговые операции.

В исторических документах есть свидетельства, что Скрипины лично участвовали в строительных работах. Для их проведения они пригласили лучших мастеров того времени. Зодчие сделали храм удивительно большим. На тот момент по величине его превосходил, пожалуй, только Успенский собор. Несколько позже появилась ещё одна церковь, обошедшая его по размерам.

Важно

Это был храм Иоанна Предтечи в Толчковой слободе. На сегодняшний день церковь Ильи Пророка считается одним из самых крупных памятников архитектуры. Совершенно простое основное здание имеет классическое для ярославской школы устройство. Оно четырёхстолпное, крестовокупольное с подклетом и тремя выпуклыми апсидами.

Пять куполов на широких световых барабанах гармонично его завершают.

К храму пристроено пять приделов и высокая шатровая колокольня.

  • Один из приделов, тёплая церковь для зимних богослужений, посвящена празднику Покрова Богородицы.
  • Северный придел в честь Гурия, Самона и Авива служил для Скрипиных домовой церковью.
  • Придел Варлаама Хутынского был построен в память о самом почитаемом новгородском святом. И это неслучайно: ведь предки Скрипиных происходили из Великого Новгорода.
  • Ризоположенский придел появился специально для хранения частицы ризы Христа — ценнейшей христианской реликвии. Она была получена Скрипиными от патриарха Иосифа в дар за их богоугодные дела.

Во имя исторической справедливости стоит сказать, что до XVIII века фасады храма выглядели иначе. Они были выложены красным кирпичом и расписаны яркими цветами и травами — голубыми, зелёными, жёлтыми. Белоснежный образ они приобрели значительно позже.

Помимо архитектурной ценности церковь Ильи Пророка обладает и художественной. Дело в том, что внутри храм украшен уникальной фресковой росписью, которая практически в первозданном варианте сохранилась до наших дней.

Она уцелела даже во время грандиозных пожаров. Авторы уникальных фресок — выдающиеся русские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. Их артель расписывала храмы в Московском и Ростовском кремле, а также многие соборы Костромы.

Кисти мастеров свойственна лёгкость и в то же время какая-то особая глубина, которая в полной мере отражается в созданных ими сюжетах на библейские темы. Даже сцены со страшного суда исполнены необыкновенно гармонично. Репродукции многих росписей из собора (к примеру, известная «Жатва») включены в учебники по истории мировой живописи.

Необычайно богато были украшены иконостасы, по праву относящиеся к числу выдающихся произведений христианского искусства.

В XVIII веке храм сделали центром главной городской площади, которая получила название Ильинской. На ней располагались административные здания городских властей. В конце XVIII — начале XIX века церковь отреставрировали.

Средства на это выделил местный предприниматель И.А. Вахромеев. В 1896 году вокруг архитектурного ансамбля появилась новая ограда. Она была выполнена по эскизу хранителя Оружейной палаты, известного русского искусствоведа А. М.

Павлинова.

Совет

Советский период обернулся для святыни новыми испытаниями. Приход при ней закрылся. А здание храма передали Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В 1930-е годы развернулась дискуссия о сносе данного памятника. Только благодаря самоотверженности сотрудников общества его удалось отстоять. В ответ Союз воинствующих безбожников разместил там свою приёмную.

Сегодня храм имеет статус музея, но в летний период в нём проходят службы. Также с мая по сентябрь здесь проводятся экскурсии для туристов. А вот зимой полюбоваться им можно только снаружи, так как на это время церковь закрыта для посетителей.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/40

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Действующая православная церковь Ильи Пророка Ярославской и Ростовской епархии, выстроенная в самом центре старинного города Ярославль в середине XVII столетия. Удивительный памятник русского зодчества и живописи, являющийся объектом культурного наследия России и входящий в состав музея-заповедника города.

История Ильинского храма с XVII по XIX века

Центр древнего Ярославля, включенный в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, украшает белокаменный храм Ильи Пророка – одна из главных достопримечательностей города, старинное архитектурное сооружение с многовековой историей.

Живописный пятиглавый, богато декорированный Ильинский храм с приделами, трапезной и колокольней появился в Ярославле во II половине XVII столетия благодаря стараниям именитых ярославских купцов – братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

Потомки высланных Иоанном Грозным новгородцев, осевшие в Ярославле, смогли наладить купеческие связи не только с Москвой, но и со странами Западной Европы, ведя успешную торговлю пушниной, жемчугом, церковной утварью.

Братья поставляли товары к государеву и патриаршему дворам, и платили большие по тем временам торговые пошлины (от одной тысячи рублей в год и больше).

А личное знакомство с первыми самодержцами из рода Романовых – Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем послужило тому, что с 1646 по 1650 годы Иоанникию Скрипину был пожалован высокий и почетный титул члена привилегированной купеческой гильдии – государева гостя. Честь невиданная, учитывая, что на то время во всей России таким титулом были отмечены всего около 30 человек.

Братья Скрипины – владельцы большого дома в центральной части городского посада, занимающего часть очень оживленной улицы Пробойная, вблизи городского рынка, в 1647 году начали возведение нового храма в честь Ильи Пророка.

Обратите внимание

И место для него выбрали подходящее – рядом с подворьем Скрипиных, на месте двух старинных деревянных церквей – летней (холодной) Ильи Пророка и зимней (теплой) Покрова Пресвятой Богородицы.

Хотя дата строительства церквей достоверно неизвестна, одна из них, Ильинская, упоминается в исторических хрониках за 1612 год. Тогда во время нахождения в Ярославле Второго народного ополчения Минина и Пожарского возле церкви Ильи Пророка произошло чудесное исцеление от иконы Спасителя местного слепого.

Предание гласит, что деревянная Ильинская церковь была выстроена предположительно на месте настоящей Ильинско-Тихоновской церкви в год основания города Ярославом Мудрым в честь его битвы с медведем, закончившейся победой князя.

Вонифатий и Иоанникий Скрипины – религиозные и боголюбивые, вложили много сил и средств для возведения Ильинского храма, и можно без преувеличения сказать, что он стал их любимым творением.

Весь период строительства здания (с мая 1647 года по июнь 1650 года) братья не только лично контролировали весь процесс постройки, которым занимались ярославские мастера, но и очень скрупулезно подбирали живописцев для оформления интерьеров.

Спустя три года усадьба Скрипиных украсилась великолепным, богато украшенным росписями, резными иконостасами, иконами в драгоценных окладах храмом, который и был торжественно освящен. А дату начала и завершения работ увековечили в надписи славянской вязью на белокаменной плите, расположенной справа от входа в храм.

Читайте также:  Рождество христово, двунадесятый

Трепетное отношение братьев к возведению своего детища не осталось незамеченным.

На последнем этапе строительства патриарх Московский и Всея Руси Иосиф с позволения царя Алексея Михайловича Романова одарил создателей храма редчайшей православной святыней – частичкой ризы Иисуса Христа, для которой, в ознаменование столь важного события не только для Скрипиных, но и для всего города, был сооружен шатровый Ризоположенский придел.

Для украшения интерьеров Ильинского храма и его приделов братья Скрипины пригласили самых известных живописцев из разных городов. Это характеризует их как людей образованных и творческих, знающих толк не только в торговле. Также братья пожертвовали храму большое количество домашних икон, много лет собираемых ими для домашнего моления. Несколько икон XVI столетия украсили центральный иконостас, остальные иконы выполняли артели мастеров из Ярославля и Костромы. Большое количество икон Ильинского храма были украшены очень богато – одеты в золотые и серебряные оклады и обильно усыпаны драгоценными камнями, жемчугом.

Благодаря «Книге церковного строения», которую братья лично заполняли с самого начала строительства Ильинского храма, можно представить себе, насколько он был значимым для Скрипиных. Кроме описания строительных работ в книге перечислены иконы, созданные ярославскими мастерами с указанием фамилий изографов.

Есть перечень икон «домашнего моления», опись церковной утвари, златотканых облачений священнослужителей, пелен и покров из бархата и атласа. А также описание тяблового дубового иконостаса и двух золотых крестов-мощевиков, один из которых, украшенный алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами, находился на иконе Спаса Нерукотворного.

Важно

Центральный храм освещали четыре медных паникадила – большое весом 160 кг и три поменьше – по 80 кг, а на храмовой колокольне красовались десять колоколов, весом от 400 кг до 1,7 т. Храм опоясывала каменная ограда с примкнувшими к ней каменными домами священника и дьякона, и деревянным домом причетников.

Скрипины позаботились не только об обустройстве храма, но и о его дальнейшем безбедном существовании, отписав во владение несколько торговых лавок и палат. Местом своего упокоения братья выбрали храмовую домовую церковь – придел святых мучеников Гурия, Самона и Авива с устроенной в подклети усыпальницей. К сожалению, род братьев угас.

В 1660 году, не оставив наследников, умер Иоанникий, в 1661 году – Вонифатий. Работы по украшению интерьеров продолжила жена Вонифатия – Иулита Скрипина.

Незадолго до своей смерти, в 1680 году она заказала росписи центрального храма, которые выполнили мастера из Костромы под началом известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина и художники ярославской артели под руководством Дмитрия Семенова. В конце XVII столетия земской староста Иван Мякушкин пожертвовал средства для новых резных иконостасов центрального храма и Покровского придела.

В 1697 году артель ярославских мастеров под началом Федора Федорова украсила стенописью Покровский придел, а в начале XVIII столетия – остальные приделы и галереи.

В 1778 году в обустраивающемся Ярославле утвердили план застройки, благодаря чему Ильинский храм оказался в центре городского посада, и вокруг него была создана Ильинская площадь (сейчас Советская) с множеством административных зданий. В течение XIX столетия Ильинский храм претерпел некоторые изменения во внешнем облике и интерьерах.

Изначально позакомарное покрытие храма заменили тесовой четырехскатной кровлей. Остов центральной главы покрыли белым железом, а боковые главы, главы приделов и колокольни – ярко-зеленой черепицей.

В 1807 году в южном Покровском приделе растесали и увеличили проемы окон, перекрыли крышу железом, за ненадобностью разобрали две кирпичные фронтонные стены и кирпичную главу, а также с 1839 года по 1871 год пять раз поновляли росписи. Спустя полвека, в 1857 году все главы основного четверика покрыли железом и выкрасили их в зеленый цвет.

Совет

Кокошники северного придела Гурия, Самона и Авива заменили четырехскатной кровлей. В 1896 году вокруг храма появилась новая кованая ограда, выполненная по чертежу русского архитектора, реставратора и археолога А. М. Павлинова.

К началу XX столетия приход храма был небольшим и бедным – в 16 дворах проживало всего 29 особ мужского пола и 23 особы женского пола, и на ремонт денег катастрофически не хватало. Да и отписанные Скрипиными торговые лавки отошли в городскую казну еще в XVIII веке, поэтому в XX столетие Ильинский храм вступил в полном запустении, царившем во всех помещениях.

Поэтому по инициативе и на пожертвования городского головы, статского советника, известного в городе крупного промышленника и мецената И. А. Вахрамеева в 1898–1904 годах в Ильинской церкви был проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ. К слову, Иван Александрович опекался обустройством всего города, но к Ильинскому храму у него было особое трепетное отношение.

Так, в 1880-х годах, узнав, что старинная надпрестольная деревянная резная сень XVII столетия находится в крайне плачевном состоянии, он пожертвовал большую сумму денег на ее реставрацию. Благодаря И. А. Вахрамееву уникальный памятник резьбы по дереву сохранился до наших дней в первоначальном виде.

В ходе ремонтно-реставрационных работ, продолжавшихся в течение шести лет и проводившихся инженерами, архитекторами и живописцами из Москвы, Ярославля, Ростова, был укреплен фундамент западной и северной галереи, заделаны трещины в стенах, кровля и главы храма покрыты новыми листами железа. А также позолочены кресты на главах, заменены деревянные оконные рамы и входные двери железными, поштукатурены и побелены стены снаружи. Интерьеры храма в результате реставрационных работ также преобразились. Специалисты поновили стенопись, очистили от копоти и пыли иконы, вызолотили иконостас и паникадила, заменили прогнившие деревянные полы лещадными, ко всем иконам сделали новые лампады, престол и жертвенник облачили в новые одежды. На все работы было потрачено в общей сложности около 60 тысяч рублей. Церковь Ильи Пророка стала первым храмом Ярославля и одним из первых храмов России, восстановительно-реставрационные работы в котором проводились настолько масштабно и на таком достаточно высоком техническом уровне.

Судьба храма в советский и постсоветский периоды

Ильинская церковь не избежала участи сотен храмов России, которым новая рабоче-крестьянская власть уготовила разрушение и забвение.

В декабре 1920 года ликвидационной комиссией был подписан акт о закрытии церкви Ильи Пророка, а чрезвычайная губернская комиссия постановила передать ее, как имеющую исключительную историческую и архитектурную ценность, Ярославскому историческому музею.

Уже в начале 1921 года была проведена опись всего имущества храма, в мае 1922 года его, как историко-архитектурный объект поставили на учет и присвоили высшую категорию, а иконам, богослужебным книгам, серебряной утвари, колоколам означили статус музейных экспонатов.

Правда, почти всю серебряную церковную утварь и ковчеги с хранящимися в них частичками ризы Спасителя вскоре изъяли, но сам храм, приписанный к отделу древнерусского искусства как памятник живописи и архитектуры, открыли для посетителей.

Обратите внимание

До начала 1930-х годов все желающие могли ознакомиться с экспозициями икон, лицевого шитья, собраниями тканей, церковной утвари, располагавшимися в центральном храме и его приделах.

В 1931–1932 годах над Ильинской церковью нависла реальная угроза уничтожения – ее чуть не сравняли с землей по требованию «пролетарской общественности», но благодаря усилиям сотрудников сектора архитектуры православную святыню удалось отстоять. В конце 1930-х годов в храме без малого три года располагался губернский антирелигиозный музей. Именно в этот период в Ильинской церкви тогдашним руководителем музея В. М. Ковалевым был установлен маятник Фуко, ставший третьим по счету маятником в Советском Союзе вслед за аналогичными, установленными ранее в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Свердловске (Екатеринбурге).

В годы фашистского нашествия и в послевоенный период в помещениях храма сберегались фонды музея. Начиная со II половины минувшего столетия в храме, приделах и галереях трижды (в 1955–1956, 1960, 1983 годах) проводились реставрационные работы. Восстановление коснулось как внешних, так и внутренних объемов.

Были очищены от пыли, паутины и плесени старинные иконостасы, окна, поновлены иконы и стенопись, заделаны трещины, восстановлена черепичная крыша Ризоположенского придела и глав колокольни, заново позолочены кресты на главах. После первого этапа восстановительных работ в 1956 году Ильинский храм как отдельный музейный объект открылся для посетителей.

А в 1989 году после очередной реставрации был освящен главный храмовый престол в честь Ильи Пророка. С тех пор в дни больших церковных праздников в теплое время года в Ильинском храме служатся торжественные литургии. С 1990 года продолжаются работы по укреплению фресковой живописи главного храма мастерами из Ярославля.

Ильинский храм и сейчас находится в ведении Ярославского исторического музея, поэтому его экспозиции для посетителей открыты с мая по октябрь включительно.

Архитектура и интерьеры Ильинского храма

Церковь Ильи Пророка – яркий образец ранних ярославских храмов. Белокаменный крестово-купольный соборного типа храм на подклети с восточной стороны украшен тремя алтарными апсидами, окружен с северной и западной сторон двухъярусными галереями, оформленными крыльцами, с расположенными вдоль стен расписными каменными скамьями.

Западное крыльцо галереи, двухмаршевое, с тремя просторными площадками, освещаемое четырьмя большими окнами, в старину являлось парадным входом в храм и преддверием Покровского и Ризоположенского приделов. Крыльцом с северной стороны галереи, освещенной тремя окнами, пользовались только в будние дни.

Над световыми барабанами, богато декорированными кокошниками и аркатурно-колончатым поясом, высятся пять массивных глав, покрытых черепицей и увенчанных позолоченными крестами. Храм трехпридельный, пятипрестольный. Приделы посвящены какому-либо святому или святым, имевшим большое значение для братьев Скрипиных. Центральный храм освящен в честь святого пророка Ильи.

Важно

В дьяконнике алтаря храма располагается небольшой престол в честь основателя новгородского Спасо-Преображенского мужского монастыря Варлаама Хутынского. Самый красивый – Ризоположенский придел с одноименным престолом, выстроенный позднее, чем все остальные сооружения церкви для хранения уникальной православной святыни – частицы ризы Иисуса Христа.

Есть еще небольшой придел во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива с престолом этих святых и теплый придел Покрова Пресвятой Богородицы с престолом в ее честь и трапезной.

Ильинскую церковь выстроили из красного кирпича, и до начала XVIII столетия ее стены были покрыты рисунками зеленого, охристого, синего цветов, что в сочетании с красным фоном создавало атмосферу невероятной праздничности и торжественности. После церковь стали белить известью с добавлением охры. С северо-западной стороны к храму примыкает высокая колокольня с глухим нижним ярусом.

В ярусе звона колокольня украшена арочками с килевидными завершениями, в шатровой части – рядами «слухов» с фигурными наличниками, которые, оттеняя строгий нижний ярус, придают легкость, ажурность и изящность всему строению.

Западная галерея соединена с нарядным Ризоположенским приделом, по своим архитектурным особенностям, подобным колокольне, но с прорезанными и украшенными наличниками окнами в нижней части. В восьмерике, покоящемся на четырехугольном основании, также прорезаны окна, а верх украшен двумя рядами кокошников, плавно переходящими в высокий шатер.

Окна, расположенные в нижней части придела и восьмерика, создают общую пирамидальную композицию, прекрасно гармонирующую с центральным храмом и галереями. С северной стороны к храму примыкает домовая церковь Скрипиных – придел святых мучеников Гурия, Самона и Авива с родовой усыпальницей в подклети.

В плане храм небольшой, башенного типа с тремя рядами постепенно сужающихся к верху кокошников и небольшой главкой. Северную стену украшают три окна и одно окно расположено в алтарной апсиде. Расписывали придел в одно время с Ризоположенским приделом и галереями – в начале XVIII столетия.

Совсем крошечный Валаамский придел, расположенный в дьяконнике храма, разделен на алтарную часть и помещение для молящихся. Расписывали его те же мастера, которые украшали стены центрального храма в 1680 году. Южный фасад храма украшает теплый Покровский придел с двумя апсидами и трапезной.

Совет

В зимнее время в нем единственном проходили богослужения, поэтому система отопления неоднократно переделывалась, отчего страдала стенопись. В этом достаточно большом престольном храме семь больших окон, три из которых расположены в алтаре. Расписан храм в 1697 году ярославским изографом Федором Федоровым.

Все строения прекрасно гармонируют между собой, и, несмотря на некоторую ассиметричность, создают живописную композицию. Особый колорит придают ансамблю оформленные узорами галереи, приделы и колокольня. Своей нарядностью здания обязаны декоративным элементам, которые не поскупились привнести во внешний облик храма зодчие.

Это и фигурные наличники, и всевозможные арочки, квадратные углубления, украшенные резными белокаменными вставками с изображенными на них сказочными зверями и птицами – крылатыми львами, двуглавыми орлами, райскими птицами. Стенопись Ильинского храма выполнена ярославскими и костромскими мастерами в XVII столетии, использовавшими для оформления стен и сводов храма технику фресковой и темперной живописи. Картины и сюжеты на библейскую тематику, выполненные мастерами в ярких и насыщенных красках, несомненно, стали одним из ярких образцов русского искусства.

Интерьеры храма богаты не только изумительной фресковой живописью. Помимо икон, большинство из которых датируется XVII столетием, сохранились уникальные образцы деревянного зодчества – надпрестольная сень с моленными местами (тронами), по преданию, сделанные специально для царя Алексея и Московского патриарха Никона, иконостасы, царские врата, запрестольный крест, подсвечники, фигурные резные львы от подножья моленных мест.

Живописная церковь Ильи Пророка в Ярославле, без преувеличения, является жемчужиной русского храмового зодчества и в настоящее время выглядит очень торжественно, величественно и нарядно.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-ili-proroka-yaroslavl

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector