Церковь иоанна богослова (кострома), россия, город кострома

Храм Иоанна Богослова Кострома

В начале XX века осуществляется ряд серьезных переделок церковного здания. Так, вместо маленьких приделов — Никольского и Феодоровского, устроили два больших (в 1960-е годы во время реставрации их разобрали).

Одновременно трапезную, соединявшую четверик с колокольней, решили снести, а на ее месте возвести зимнюю церковь. Тогда же перестроили и вход на колокольню, пробили дымоход, что, к сожалению, уничтожило наличники на западной стене четверика. Переделки коснулись и южного крыльца.

Там появилась новая пристройка, а вместо фронтона — аттик.

После революции

После Октябрьской революции храм еще долго не закрывался. В самые тяжелые для страны годы в нем продолжались службы и совершались таинства. Так продолжалось вплоть до 1949 года. Тогда Богословскую церковь все же закрыли, а в помещении бывшего храма устроили склад.

Лишь когда в 1958 году Ипатьевский монастырь превратили в музей, музейные работники обратили внимание и на Богословскую церковь. Ее решили тоже сделать экспонатом и разработали проект реставрации. Правда, в самой реставрации не сильно преуспели — до середины 1990-х (!) храм простоял в лесах.

Запланированное восстановление фресок так и не началось. Иконостас зиял пустыми рамами — часть образов (а также уникальные царские врата) забрали в музейные фонды, а часть попросту растащили.

Обратите внимание

Резьба иконостаса и опорных колонн была разломана и разбита. Все стекла выбиты, а решетки срезаны. В таком плачевном состоянии храм законсервировался почти на три десятилетия.

Здание никем не охранялось.

Немного об иконостасе

От старинного убранства в Богословском храме сохранилось старинное тело иконостаса — рамы, в которые некогда были вставлены святые образа. Этот иконостас был «нового устройства».

Делали его в конце XIX века, а вот иконы в нем стояли древние — лики верхнего яруса писались в XVIII веке, а в местном ряду стояли иконы XVI-XVIII веков.

Ученые проанализировали их стиль и пришли к выводу, что местный ряд вполне мог принадлежать кисти знаменитого изографа Гурия Никитина.

Возрождение приходской жизни

Лишь в начале 1990-х годов храм Иоанна Богослова вернули Церкви. Возрождать приходскую жизнь взялись монахи общины Ипатьевского мужского монастыря.

Всего за несколько лет удалось укрепить старые фрески, восстановить иконостас, заменить электрическое отопление на газовое.

Долгое время Богословская церковь числилась подворьем Ипатьевского монастыря. Но в ноябре 2005 года отделили храм от обители. Церковь Иоанна Богослова стала самостоятельным приходом.

В 2017 году Богословской церкви исполнилось 330 лет. И хотя восстановительные работы еще не завершены, прихожане не сомневаются: святой покровитель храма молится Господу, как в свое время молился и плакал вместе с Божией Матерью у подножия Креста.

Ограда храма Иоанна Богослова

На первый взгляд ограда Богословской церкви — обычная. Каменные столбы да металлическая решетка, ковали которую кузнецы-костромичи.

Однако, если приглядеться, то можно заметить: у ограды не четыре стены — стороны, как бывает обычно, а три. Просто одна из сторон закруглена и, таким образом, является одновременно северной и восточной частью ограды.

Там расположены две входные башни. Еще одна входная арка сделана в западной стене.

Важно

Что же касается южного фрагмента стены, то там лишь маленькая калитка. Она ведет от амбулатории, которая в свое время принадлежала Александровскому Православному братству, бывшему при храме, непосредственно на церковную территорию.

Источник: http://posmotrim.by/article/hram-ioanna-bogoslova-kostroma.html

Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе – настенная роспись костромских мастеров

Адрес: Россия, Кострома, ул. Евгения Осетрова, 4
Начало строительства: 1681 год
Окончание строительства: 1687 год
Координаты: 57°46'46.0″N 40°53'30.0″E
Основные достопримечательности: росписи внутри храма, иконостас, чугунные полы
Объект культурного наследия Российской Федерации

Приезжающие в Кострому путешественники отмечают храмовый комплекс Иоанна Богослова как один из лучших архитектурных памятников старинного города. И особенно поражают его настенные росписи.

Они удивительны по красоте и мастерству исполнения! Фресками покрыт практически весь объем храма – купола, своды и стены.

Для паломников и туристов эти старинные росписи – яркий пример преемственности традиций костромской школы монументальной живописи.

История церкви

Как это часто бывало, на месте каменного храма изначально стояла деревянная церковь. До кирпичного храма Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе были выстроены две деревянных церкви, и первое упоминание о них относят к 1562 году.

Большой по размеру шатровый храм был посвящен Иоанну Богослову. Богослужения в нем проводили только летом. А рядом стояла маленькая «клетская» церковь Святителя Николая, используемая для церковных надобностей в холодное время года.

Вид на Святыми воротами с оградой на фоне церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе

Ипатьевскую слободу в те времена населяли «монастырские люди» — каменщики, изографы, кузнецы и плотники, обслуживающие нужды обители.

Монастырь обкладывал их большими оброками, люди жили бедно, и мастера вынуждены были уходить на заработки в другие русские города и даже за пределы губернии.

Известно, что артели костромских художников расписывали храмы по всей России, а силами умелых местных строителей возводились церкви в Москве, Ярославле, Переславле-Рязанском и Новгороде.

В 1680 году во время большого пожара оба деревянных храма сгорели. На следующий год приходская община и Ипатьевский монастырь, благодаря усилиям архимандрита Феодосия, собрали необходимые средства и начали работы по возведению новой каменной церкви.

Строительство получило благословение Патриарха Иоакима и заняло 6 лет. Все было сделано силами местных мастеров, и в 1687 году храм с небольшой трапезной освятил настоятель Ипатьевской обители.

В начале XVIII века церковь решили перестроить. К объему трапезной добавили теплый придел Николая Чудотворца. Так была увековечена память о старом деревянном Никольском храме. Кроме того, с южной стороны к зданию пристроили крыльцо.

Позднее, в 1780-х годах, возвели еще один придел – с юга от трапезной. Его освятили в честь Федоровской иконы Богоматери.

А в 60-х годах XVIII века церковь окружили каменной оградой со Святыми воротами, которая была сделана в модном в те времена стиле барокко.

Совет

Иоанно-Богословская церковь всегда пользовалась в городе большим уважением и любовью прихожан. Об этом свидетельствует тот факт, что очень многие состоятельные и знаменитые костромичи были похоронены в ней самой и на церковном кладбище.

Вид на храмовую колокольню

В 20-е годы прошлого века новые власти переименовали Ипатьевскую слободу в Трудовую. И в 1931 году Трудовая слобода вошла в состав города Костромы.

В те годы государство вело активную борьбу против религии, но Иоанно-Богословская церковь долгое время оставалась действующей.

Однако, в 1949 году богослужения в ней прекратили, а культовое здание отдали в ведение городского историко-архитектурного музея, располагавшегося на территории Ипатьевской обители.

Из-за недостатка средств долгое время не могли приступить к реставрации храма, и поэтому в 1950-е годы он выглядел очень запущенным.

В 60-е годы костромские мастера-реставраторы, под началом архитекторов Иосифа Шефтелевича Шевелева и Леонида Сергеевича Васильева, переделали трапезную, придав ей первоначальный вид, задуманный зодчими.

Читайте также:  Преображение господне, двунадесятый

Они также обновили покрытие церковных главок и отреставрировали крыльцо. А в 70-е годы усилиями известного в городе архитектора Калерии Густавовны Тороп реставраторы восстановили храмовую ограду и ворота.

Верующие смогли вернуться в храм только в 1992 году. И до того времени, пока музей занимал всю монастырскую территорию, в церкви велись службы для монашеской общины. В это время слободе вернули ее историческое название.

Обратите внимание

А насельники монастыря вместе с прихожанами занялись ремонтно-восстановительными работами. Было приведено в надлежащий вид церковное кладбище, и обустроены могилы известных костромичей. По мере нахождения средства велась и реставрация самой церкви.

А с 2005 года храм вновь стал приходским.

Архитектура и внутреннее убранство

Красивая двухстолпная церковь построена из кирпича с известковой обмазкой. Внешне она чем-то похожа на Троицкий собор Ипатьевского монастыря, который появился в Костроме на 35 лет раньше.

Храм имеет мощный четверик, три алтарных абсиды и пять главок, купола которых, как и на монастырском соборе, чуть приплюснуты.

Боковые главки размещены на глухих барабанах, а центральная, самая большая по размеру, стоит на световом.

Вид на трапезную и колокольню церкви

С западной стороны к храму примыкает трапезная, а за ней – высокая шатровая колокольня – вертикальная доминанта всего храмового ансамбля. Трапезную несколько раз реконструировали. Последний раз это произошло в начале XX века.

К тому времени помещение не вмещало всех приходящих на церковную службу, и поэтому объемы трапезной сильно расширили, реконструировав здание в популярном тогда псевдорусском стиле.

Руководил этими работами гражданский архитектор города Иван Васильевич Брюханов.

Нужно отметить, что оформление фасадов храма довольно скупое. Однако, отдельные детали, словно в противовес, выделяются богатством декора.

Это широкие лопатки на углах здания, выразительные ложные закомары, а также оконные наличники, сделанные в традициях пышного узорочья. Очень красив и декор храмовой колокольни. Арочные проемы яруса звона окружают круглые колонки и ниши.

А в высоком шатре в четыре ряда проделаны слуховые отверстия. Кроме того, колокольню украшают полицветные изразцы и маленькая главка.

Настенные росписи, занимающие все внутреннее пространство церкви, – одна из главных ее достопримечательностей.

И это не случайно, ведь выполняли их известные изографы Ипатьевской слободы, которых в те времена старались пригласить для написания фресок в храмах других городов.

Важно

О том, что росписи делались местными мастерами, говорит и тот факт, что фрески Иоанно-Богословского храма очень похожи на настенные росписи Троицкого собора.

Известно, что большая часть фресок была создана в летние месяцы 1735 года костромской артелью под руководством известного изографа Федора Логинова. Имена художников, работавших здесь, перечислены на живописном клейме, которое расположено на северной стене здания. Позднее, в 1880-х годах старинные фрески подновляли.

В главном куполе, под световой главой помещена композиция, посвященная Иисусу Христу, а на восточном своде – Троице Новозаветной. С западной стороны изографы изобразили сюжет о Страданиях Христа. С севера и юга в полный рост написаны Двенадцать апостолов и сцены из их жизнеописаний.

Церковь Иоанна Богослова с трапезной

Стены храма в четыре ряда расписаны евангельскими сюжетами, и снизу имеют живописный декоративный орнамент.

Огромный объем выполненной работы и профессионализм изографов говорят в пользу того, что артель Федора Логинова работала очень слаженно, и каждый из костромских мастеров досконально знал свое дело.

В молодые годы Логинов работал под руководством известнейшего русского иконописца Гурия Никитина, что говорит о преемственности традиций русской школы настенной живописи.

Большой интерес представляет храмовый иконостас. Его тело сделано в конце XIX века. Но на иконостасе размещено немало икон более раннего письма, начиная с XVI века. Большая часть старинных образов сейчас экспонируется в коллекциях городского историко-архитектурного музея. В церкви сохранились также сделанные в XVIII веке чугунные полы.

Современное состояние храма и режим посещения

Храм действующий, и в нем проходят регулярные богослужения. Он имеет статус памятника культуры и истории федерального значения, и внутрь церкви могут попасть все желающие. Реставрация настенных росписей здесь пока продолжается.

Как доехать

Храм расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Писателя Евгения Осетрова.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская.

По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому.

Иоанно-Богословская церковь расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет улица Писателя Евгения Осетрова.

Шатер колокольни с маленькой главкой

Совет

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа.

Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа.

Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу к храму можно подъехать на автобусе № 14, а также маршрутных автобусах № 4, 8, 11, 14, 38 (до остановки «Ипатьевская слобода»).

Рейтинг достопримечательности

Церковь Иоанна Богослова в Костроме на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/767-tserkov-ioanna-bogoslova-v-ipatevskoj-slobode

Церковь Иоанна Богослова

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЦЕРКВИ. КОСТРОМСКОЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ В ИПАТЬЕВСКОЙ СЛОБОДЕ.

Аннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство.

Каждый из русских храмов, кроме своего духовного, культурного, архитектурного назначения и особенностей, является свидетелем истории.

И не так важно, стоит ли он в городе или в деревне, на острове или на проезжей дороге, является приходским или в монастырским – его история неразрывно связана с историей как той местности, где он находится, так и с историей всей Русской земли. Историей ее народа, его самсознания, его пути к которому он движется.

Я расскажу историю одного храма. Историю, во многом типичную для многих других храмов России, поэтому она выглядит универсальной, и каждый найдет в ней историю своего храма, своей семьи, себя… Историю, в которой отобразилась вся Россия.

Рядом с ансамблем Ипатьевского монастыря, с его горящими на солнце золотом куполами Троицкого собора и словно лампадами, над гладью реки Костромы стоящими башнями, наше внимание привлекает стоящий рядом величественный, и вместе с тем, прекрасный своими стройными формами храм во имя святого апостола Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь — один из древнейших храмов Костромы, одна из жемчужин в короне ее духовных и исторических древностей. Изящное пятиглавие и стройный шатер колокольни, в контрасте с монументальным завершением Троицкого собора, дополняет панораму т. н. заречной части города.

Читайте также:  Усекновение главы иоанна предтечи, великий

По данным записей клировых ведомостей церковь была возведена в 1681-1686 годах, на месте сгоревших в 1681 году двух деревянных храмов – зимнего и летнего – в честь св. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца.

Построена по типичной для XVII века архитектурной схеме: «каменная, одноэтажная, с трапезной, колокольней..» При церкви находилось кладбище – место упокоения жителей монастырской слободы. Оно было огорожено обширной деревянной оградой.

Обратите внимание

О древности прихода сообщает грамота святителя митрополита Московского Макария, выданная на строительство деревянных церквей, воздвигнутых по его благословению в 1562 г.

Данные о наличии на месте строительства церкви подтверждала надпись на храмовой иконе находившейся в местном ряду иконостаса — «св. ап. Иоанн Богослов в житии». Икона была перенесена, согласно описи 1701 г. из « старобывшия церкви» (ныне утеряна)1.

В слободе, которая образовалась вокруг Ипатьевского монастыря и издревле называлась Ипатьевской (по названию монастыря), или Богословской (по названию слободской церкви), жили потомственные монастырские ремесленники – каменщики и плотники, иконописцы и кузнецы, обслуживающие нужды монастыря.

О состоянии взаимоотношений монастырских людей с монастырским начальством в Переписной книге 1701 г.

записано, что жители слободы « от монастырских оброков оскудели и в конец разорились», «пашни у них и сенных покосов и никаких угодей нет, кормятца работою своею и ремеслом, отходя к Москве и иныя городы»2.

От оскудения уходили «ипатские каменщики» на заработки в другие города и строили храмы в Новгороде, в Переяславле-Рязанском, по всей России. Конечно же, желали они и в родной слободе воздвигнуть каменный храм. Тому способствовал случай. Деревянные храмы сгорели.

Вместо сгоревших храмов, на средства жителей слободы и окрестных деревень, а так же при денежной помощи наместников монастыря, руками слобожан был построен свой каменный храм.

О завершении строительства церкви на иконостасе главного придела некогда была надпись: «Та церковь божия Иоанна Богослова совершися в нынешнем 195(1686) году при державе государех царех и великих князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни Софьи Алексеевны..

, тщанием и радением Ипатова монастыря архимандрита Феодосия. Совершил и освятил церковь божию Иоанна Богослова в нынешнем 195 году декабря в 11 день»3.

Важно

В дальнейшем церковь неоднократно перестраивалась. В 1706 г., с северной стороны трапезной был пристроена каменная паперть с приделом в честь свт. Николая, а в 1780 г., с южной стороны — придел в честь Федоровской иконы Божией Матери.

В 1901-1904 годах первоначальная маленькая трапезная, соединявшая четверик и колокольню была снесена, а на ее месте возводено большое помещение для зимней церкви. В 1735 г., интерьер церкви был украшен фресками (поновлены в 1885г.

), выполненными артелью костромских изографов. На северной стене главного придела в клейме сохранилась надпись: «Града Костромы, трудившиеся изографы поп Федор Логвинов с детьми Матвеем, Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном…» и др.

Имя Федора Логвинова упоминается так же и в числе изографов, расписавших Троицкий собор Ипатьевского монастыря.

Посвящение церкви апостолу и евангелисту Иоанну Богослову отобразилось в стенных композициях «Деяний апостолов». Отдельные циклы – повествуют о житии и чудесах свт. Николая Чудотворца и прп. Алексия, Человека Божия, небесного покровителя царя Алексея Михайловича.

В композиции росписей включены сцены из акафиста Божией Матери и «Страстей». Редкий для костромских храмов иконостас поражает нас царскими вратами XYIII века с барочным балдахином и резными фигурами апостолов. К сожалению, до наших дней оригинальный иконостас не сохранился — после закрытия храма в 1949 г.

, часть икон «разошлась» по костромским храмам, часть «бесследно исчезла»4. По описанию костромских исследователей, в частности доктора искусствоведения В. Г. Брюсовой – «живопись икон – образец тончайшего миниатюрного письма, отдельные детали различимы лишь в лупу.

Иконы написаны по золоту с золотой пробелкой на одеждах. Рисунок икон исполнен…изящества…»5 Ограда вокруг церкви выстроена в 1765-1766 гг. С северной и восточной стороны в ней есть ворота, завершенные барочными кровлями с фигурными главами.

С большим мастерством выполнен изящный рисунок металлической решетки с завершениями отдельных элементов в виде языков пламени. Западная часть ограды возведена в 1811г.

С церковью Иоанна Богослова связаны имена многих лиц духовного звания и знатных костромичей, прихожан церкви – на солее церкви похоронен костромской епископ Евгений (Романов, управлявший Костромской Епархией 1800-1811), в приделе свт.

Совет

Николая похоронен викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов 1819-1905), бывший последние годы своей жизни председателем костромского отделения императорского Палестинского Общества, чье мраморное надгробие до сих пор хранится в церкви.

На церковном кладбище Иоанно-Богословской церкви нашел свое упокоение профессор Московской Духовной Академии протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797-1854), философ-метафизик, родившийся в Костроме и окончивший Костромскую духовную семинарию.

Там же, в родовой усыпальнице, покоится тело основателя и руководителя Александровского православного братства Иллария Ефимовича Беляева (+1903) . На кладбище до наших дней сохранились могилы, на которых значатся имена протоиереев и регентов Успенского собора Костромы, костромских ученых, меценатов, именитых купцов, которые были членами братства.

Страницы истории становления и развития Александровского братства, неразрывно связанного с Иоанно-Богословским храмом, под духовным окормлением которого оно находилось со дня своего основания и до наших дней, повествуют о его славном прошлом.

16 сентября 1879 г., одноименное братство при церкви Иоанна Богослова было преобразовано в Александровское православное братство, «имевшее целью отметить благотворительными заведениями те местности Костромского края, которые были исторически связаны с пребыванием в них Михаила Федоровича Романова, во время избрания его на царство, а так же с народной памятью о подвиге Ивана Сусанина»6.

Свои задачи братство определило и как: «попечение о благоустройстве и благолепии приходских церквей, сохранение в них древностей; содержании в порядке, чистоте и исправности приходских кладбищ; попечение о нуждах и благосостоянии приходских причтов; о распространении истинного религиозно-нравственного просвещения; о приходских училищах и учреждении при них библиотек; об учреждении ремесленных училищ, лечебниц, больниц, богаделен»7. Члены-сотрудники братства, оказывали содействие задачам его своими средствами. На эти средства к 1913 г. в Костромской губернии были основаны 7 школ, 4 учебных мастерских с общежитиями при них, 2 амбулаторные лечебницы, богадельня, учебная сельскохозяйственная ферма, всего 19 просветительско-благотворительных заведений. Первым делом братство отремонтировало здание Иоанно- Богословской церкви и обустроило приходское кладбище. Примером благотворительности, достойным подражания, может служить деятельность братчика, инженера-механика М.С. Шестинского, владельца механического завода в Костроме. При заводе он устроил столярно-токарные мастерские, в которых ежегодно бесплатно обучал 35 учеников. Вот пример для нынешних фабрикантов и заводчиков! Материально братство помогало и духовенству Иоанно-Богословской церкви, штат которой состоял из 2 священников и диакона. В приходе имелось пять часовен: четыре в приходских деревнях и одна – между Богословской слободой и селением Святым (в настоящее время д. Некрасовское), на месте битвы костромичей под предводительством Василия Ярославича с монголо-татрским отрядом (ок. 1262 г.).

Читайте также:  Церковь рождества богородицы в путинках, россия, город москва

Несмотря на революционное и послереволюционное лихолетье, на гонение религии и тяжелые годы войны, на закрытие рядом стоящего Ипатьевского монастыря и превращение его помещений в квартиры для работников ткацких фабрик, церковь Иоанна Богослова выстояла. Выстояла благодаря твердости веры, упорству и решимости местного населения защитить свою святыню.

21 сентября 1930 г. между религиозной общиной церкви и властями было заключено соглашение-договор о бесплатном пользовании религиозной общиной церковного здания. 6 января 1944г. община получила удостоверение о регистрации ее Советом по делам Русской Православной Церкви.

Обратите внимание

Опись имущества церкви позволяет судить, что в ней, и после всех изъятий и экспроприаций сохранилось еще немало ценных церковных предметов: 189 икон, 6 хоругвей, 8 паникадил, Евангелия 1762, 1760, 1751, 1677, 1784, 1872 гг., 3 напрестольных креста, 72 священнических облачения, 41 диаконское8.

Сегодня многие предметы церковной утвари, иконы, книги из Богословской церкви мы можем увидеть в Церковно-археологическом музее Ипатьевского монастыря9.

Из архивных документов Уполномоченного по делам религий по Костромской области, узнаем, что в 1944 г. и до апреля 1945 г. настоятелем церкви был протоиерей Николай Петрович Невский, с 1932 по 1939 гг. находившийся в ссылке за свои религиозные убеждения (в1945 г. настоятель церкви в Николо-Бережках, в 1947г.

церкви Воскресения на Дебре в Костроме, с 16.07.1948г. по 5.03. 1949 г. служил снова в церкви Иоанна Богослова, в 1949г. арестован)10.

Судя по документам, где-то с этого времени наблюдается действия властей ведущие к закрытию храма – раздоры в церковной общине, ежегодная, а то и полугодовая смена священства – священник Александр Федорович Сокольский, например, вообще, служил в храме с 1.04. 1948 по 16.07. 1948 (3,5месяца)11. Запрет на проведение ремонтов12.

Наконец, как результат – решение исполкома костромского горсовета за № 187 от 14. 04. 1949 г. « О расторжении договора на пользование церковным зданием церкви Иоанна Богослова за р. Костромой».

В представленном документе указывается причина расторжения договора, которая стандартна для того времени: «община имущество не бережет, капремонта здания не производила, крыша течет, отопление нарушено, стены бывают сырыми и от этого разрушаются»13. В связи с вышеизложенным исполком за подписью председателя горсовета П.

Смирнова принимает решение: « договор расторгнуть и церковное имущество из общины верующих изъять»14. Это решение подтверждает и решение Совета по делам Русской Православной Церкви от 20.05. 1949 г. за №1405 «О закрытии церкви и расторжении договора с верующими и снятии церкви с регистрации»15. Настоятеля церкви, священника Дмитрия Лобанова, 8.07.49 г. лишают регистрации, якобы за неуплату личных налогов, службы в храме прекращаются16.

Важно

Вообще подобное явление закрытия церкви было делом распространенным. Закрытие проходили повсеместно и происходили как в результате действий властей, так и являлись следствием внутренних конфликтов в общине17. Закрытие церкви явилось следствием антирелигиозной компании 1949-1950 гг.

спровоцированной проектами постановлений ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды» и «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний» развернутых в контексте борьбы партийных чиновников за власть18. За 1949 год в РСФСР было закрыто около 600 храмов.19.

Партийный товарищей явно смущало количество открытых в Костроме церквей. В тот период, кроме Богословской церкви, действовали еще четыре храма. Аналогичная ситуация и мотивировка по закрытию церквей в том случае, когда в городе (селе), находилось более двух храмов, в те времена действовала повсеместно20.

Можно сказать, что Богословской церкви еще «повезло». Ее не продали в какую-либо организацию (было и такое), а передали в ведение облмузея21.

Несмотря на все протесты общины, письма в высокие инстанции, просьбы и обращения к Председателю Верховного Совета СССР Н.М. Швернику, в Совет по делам Русской Православной Церкви, Московскую патриархию, результат оставался прежним – власти не желали менять свое решение, мотивируя это тем, что « в г.

Костроме имеется значительное количество церквей, обеспечивающих религиозные потребности верующих». В письме к Председателю Верховного совета СССР Н.М. Швернику, люди, надеясь быть услышанными, пытались доказать всю несостоятельность обвинений в «запущенности церкви»: «храм отремонтирован в 1948-49 гг.

, крыша починена, труба восстановлена, печи работают исправно, храм в текущем году побелен, заготовлен материал для ремонта ограды»22.

В обращении к Председателю Совета министров тов. И. В. Сталину за подписью 431 человека, прихожане пишут: «Дорогой и любимый наш тов. Сталин! Только Вы, можете нас, старушек, успокоить в нашей просьбе…мы просим, старики и старушки открыть нам нашу церковь, в которой мы молимся за наших сынов, погибших в тяжелую войну.

Мы будем молиться о Вашем здоровье так же, как молились до закрытия нашей церкви»23. Все тщетно. Ходатайство отправляют на усмотрение местной власти. Решением исполкома облсовета просьба отклоняется. Имущество церкви расходится по действующим храмам и музеям.

Совет

Храм поступает в ведение Костромского облмузея, в ведении которого находится и комплекс сооружений Ипатьевского монастыря. В 1958 г., вместе с монастырскими сооружениями он входит в состав республиканского историко-архитектурного музея-заповедника.

1963 год для храма ознаменовался началом реставрационных работ, при которых приделы Федоровский и Никольский, примыкавшие с южной и северной стороны, были разобраны. Восстановлена была западная стенка крыльца, которая была сооружена при перестройке трапезной в 1902 г.

, вскрыт для прокладки отопления, изумительный по красоте, скомпонованный из фигурных плит, чугунный пол (плиты были складирован около церкви). При реставрации с верхнего яруса колокольни исчезли зеленые поливные изразцы в виде сказочных птиц — грифонов.

С приостановлением реставрационных работ, отсутствием финансирования, с бесхозностью и течением неумолимого времени храм действительно начинает иметь запущенный вид. Лишь туристы, посещавшие комплекс Ипатьевского монастыря превращенного в музей, да местные мальчишки посещали его. На кладбище, правда, приходили люди поклониться праху своих родных, особенно, как было принято в те времена, на Пасху.

Источник: http://sazonow.ru/khramy-i-monastyri/292-cerkov-ioanna-bogoslova

Ссылка на основную публикацию