Церковь иоанна лествичника с колокольней ивана великого, россия, город москва, кремль

Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого в Москве

Колокольня Ивана Великого входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля вместе с церковью Святого Иоанна Лествичника, расположенной в основании, образуя собой единую церковь-колокольню.

Храм относится к знаменитым памятникам древнерусского зодчества, наряду с Успенским собором. После надстройки в 1600 г., колокольня являлась самым высоким зданием России вплоть до начала XVIII века.

Высота колокольни 81 м.

История

В 1329г. Иван Калита заложил здесь церковь Иоанна Лествичника «под колоколы» в честь рождения у него сына, Иоанна.

Иоанн Лествичник – религиозный византийский писатель VII в. Главным делом его жизни стал знаменитый труд “Лествица райская, Скрижали духовные” (оригинальное название др.греч. «Κλῖμαξ».), где был образно представлен путь человека к Богу, 

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству:

  • Ступени 1-4. Борьба с мирской суетой: беспристрастность, странничество
  • Ступени 5-7. Скорби на пути к истинному блаженству: покаяние, память о смерти
  • Ступени 8-17. Борьба с пороками: молчание, правдивость, отсутствие уныния и лености, борьба с чревоугодием, целомудрие
  • Ступени 18-26. Преодоление преград в аскетической жизни: отсутствие гордыни, кротость, простота и незлобие, смиренномудрие
  • Ступени 27-29. Душевный мир: молитва, бесстрастие
  • Ступень 30. Вершина пути — союз трёх главных добродетелей: вера, надежда и любовь.

Кремлевская колокольня, устроенная в самом сердце Москвы, стала архитектурно-символическим образом Лествицы, символизируя восхождение к небесам.

Здание было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах «под колоколы» Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей. Церковь задумывалась как одна общая звонница для кремлевских соборов.

 В 1505 году во время общей перестройки Кремля приглашенными итальянскими мастерами колокольня с церковью были разобраны, на этом месте итальянский архитектор по прозвищу Бон Фрязин, выстроил новую колокольню высотой в два яруса, также с церковью в основании столпа. Строительство было приурочено памяти об умершем в тот год Иване III и закончено в 1508 году.

Обратите внимание

Крылатая фраза «во всю Ивановскую» появилась именно благодаря колокольне Ивана Великого. В старину рядом с ним находилась Ивановская площадь, на которой озвучивались царские указы и приводились в исполнение приговоры. Высокая каменная колокольня казалась чудом, ничего подобного на Руси не было. 

В 1532 году другой итальянский архитектор Петрок Малый, ученик и подмастерье знаменитого Аристотеля Фиораванти, пристроил к этой колокольне Успенскую звонницу с колоколами – среднюю часть современного ансамбля Ивана Великого. В Успенской звоннице тоже была устроена церковь.

В 1600 году Борис Годунов приказал надстроить на колокольне еще один ярус, и ее высота достигла 81 метра. 

В 1620-х годах по инициативе патриарха Филарета была построена третья, крайняя часть кремлевской звонницы – так называемая Филаретова звонница, с зеленым черепичным шатром.

Есть историческое предположение, что она была сооружена просто как красивая лестница для подъема на Успенскую звонницу, взамен прежней, стоявшей отдельно.

 В ее возведении участвовал знаменитый русский зодчий Бажен Огурцов – автор зеленых черепичных шатров над кремлевскими башнями и установления кремлевских курантов.

Главная кремлевская колокольня была самым высоким сооружением Москвы до возведения храма Христа Спасителя, в городе запрещалось строить здания выше Ивана Великого. 

В праздники по удару колокола Ивана Великого начинали звон колокола во всех московских церквях.

Важно

Колокольный звон на Руси сопровождал все великие торжества, знаменовал печальные и радостные события, созывал православный народ на церковную службу, а тех, кто не мог придти в храм – побуждал к внутренней молитве.

В середине XIX века мастер А.Завьялов отлил Большой Успенский колокол – самый большой из всех кремлевских колоколов, и ныне находящийся на звоннице.

В 1734-35 гг. московскими литейщиками Иваном и Михаилом Моториными для Успенской звонницы был отлит Царь-колокол, но так и не был установлен, т.к. треснул во время пожара. 

В 1812 г. отступавшие из Москвы наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 г. их восстановил архитектор Д. Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX в.

После революции церковь св. Иоанна Лествичника в кремлевской колокольне была закрыта, и ее помещение использовалось под различные хозяйственные и административные нужды.

После смерти Сталина Кремль открыли для посещения, а в первом этаже звонницы стали проводить выставки. В настоящее время на первом этаже Успенской звонницы так же действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея.

Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению.

На колокольне Ивана Великого и звоннице установлен 21 колокол.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/moskva/cerkov-ioanna-lestvichnika-s-kolokolney-ivana-velikogo

Колокольня Ивана Великого: кто построил, высота, архитектор, краткое описание церкви Иоанна Лествичника в московском Кремле, интересные факты о храме

Колокольня Ивана Великого занимает особое место в списке шедевров мирового и русского зодчества и считается одним из главных украшений Москвы.

Ее история полна мистических тайн, которые исследователи не могут разгадать и по сей день.

История колокольни

История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.

Церковь Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.

Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.

Совет

Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры — всего пять на пять метров.

Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.

Возведение и основание колокольни

Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.

Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.

Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.

Автором следующего проекта, изменившего облик храма в 1540 году, был также итальянец — Петрок Малой. Им была построена прямоугольная звонница на северной стороне здания.

В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. Высота колокольни Ивана Великого в Москве — 81 метр.

Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.

Историческая судьба

Храму довелось пройти через множество испытаний.

Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:

  1. Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
  2. Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
  3. Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
  4. Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.

Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.

Успенская звонница и Филаретовская пристройка

В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.

Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.

С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.

Обратите внимание

Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.

Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.

Послевоенная реставрация

Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.

Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.

Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.

Современное положение

В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.

Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.

Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.

Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.

Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.

На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.

Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Действующие колокола

Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:

  1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
  2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
  3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
  4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
  5. Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
  6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
  7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
  8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
  9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Важно

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Возможности посещения колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В музее, расположенном внутри Успенской звонницы, собраны старинные артефакты, иллюстрирующие архитектурную историю Кремля.

В этой коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек.

В выставочном зале размещаются передвижные экспозиции.

Стоимость билета в 2018 году — 250 рублей.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Читайте также:  Молитвы об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Видео о прошлом и настоящем колокольни

В этом видео вы можете ознакомиться с прошлым и настоящим знаменитого объекта. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/moskva-mo/kolokolnya-ivana-velikogo.html

Колокольня «Иван Великий»

В центре Кремля стоит устремленный ввысь златоглавый столп колокольни «Иван Великий» с двумя звонницами, примыкающими с севера. Название колокольни говорит о том, что в ней находилась церковь св. Иоанна Лествичника (или Ивана Святого), а также о том, что колокольня была самой высокой в Москве.

История «Ивана Великого» началась в 1329 году, когда при Иване Калите в Кремле была построена небольшая церковь св. Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник — святой, живший в VI веке, достиг духовного совершенства путем строгого поста и молитвы в течение 40 лет отшельничества.

Он изложил свой духовный опыт в виде поучения под названием «Лествица» (лестница). В 1505-1508 годах обветшавший храм сменила возведенная итальянским зодчим Боном Фрязиным по заказу Ивана III столпообразная колокольня высотой около 60 м.

В ее основании со стенами толщиной целых пять метров на оставшейся площади размером всего 25 кв. м разместили прежнюю церковь.

Имя архитектора верхней части колокольни, надстроенной в 1600 году, неизвестно.

Борис Годунов, ставший царем в 1598 году, пожелал увеличить высоту колокольни. По мысли царя Бориса, надстроенный столп «Ивана Великого» должен был способствовать возвеличиванию новой династии Годуновых.

У затеянного Годуновым строительства была и еще одна причина. В Москве тогда свирепствовал голод, и царь решил дать народу заработок и отвлечь его от смуты.

Надстройка с ложными, закрашенными черной краской, узкими окнами выше красивого ожерелья кокошников третьего яруса увеличила высоту колокольни до 81 метра, и в просторечии она получила второе название — «Годунов столп».

Под куполом появилась длинная надпись в три ряда с именами и титулами Бориса Годунова, его сына Федора и датой надстройки колокольни. С воцарением Михаила Федоровича надпись залепили (в прошлом Романовы сильно пострадали от годуновских репрессий). Спустя сто лет по велению Петра I ее расчистили.

Совет

В народе ходила легенда, что крест на колокольне будто бы сделан из чистого золота. В 1812 году Наполеон велел снять крест. Предание говорит о том, что французский император хотел поставить его над куполом Дома инвалидов в Париже.

Однако крест сорвался с веревок и с грохотом разбился. Оказалось, что он был обложен медными пластинами, покрытыми позолотой.

Новый крест был установлен в 1813 году и составлен из нескольких железных полос, обитых медными позолоченными листами.

В XVI—XVII веках на Ивановской площади у колокольни «Ивана Великого» стояли здания приказов — государственных учреждений. Здесь громогласно читали царские указы, отчего и произошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Примерно до середины XVII века возле колокольни стояла так называемая Ивановская палатка — прообраз первой нотариальной конторы.

В ней сидели писцы, которые за плату составляли для просителей челобитные. На площади также производились наказания плетьми (обычно за взяточничество, казнокрадство или обман). Тут же выставляли на позор воров, вешая им па шею краденые вещи и продукты (не только кошельки, но, например, и соленую рыбу). С 1685 года наказывать стали на Красной площади.

В течение долгого времени колокольня служила и главной дозорной вышкой Кремля, а позднее — пожарной каланчой. В 1896 году во время коронации императора Николая II на колокольне была устроена электрическая иллюминация. Наподобие горящей свечи «Иван Великий» возвышался над городом.

До революции 1917 года колокольня была открыта для посещения. Вход в нее одновременно являлся и входом в церковь. Над ним в прямоугольном каменном киоте, ныне пустом, находилась икона св. Иоанна Лествичника.

Обратите внимание

Наверху были две смотровые площадки: одна — на среднем ярусе, над нижней звонницей, другая — над верхней. Чтобы добраться до самого верха колокольни, следовало преодолеть 329 ступеней. Упорство вознаграждалось великолепным видом на Москву и окрестности.

В ясную погоду как на ладони видны были даже местности, находящиеся в 40 км от Кремля.

Успенская звонница

В 1532 году возле Ивановской колокольни итальянский архитектор Петрок Малой, строитель стен Китай-города, начал возведение церкви Воскресения, позже переименованной в храм Рождества Христова.

Затем эту церковь перестроили в звонницу для больших колоколов, ныне известную как Успенская — по названию главного Успенского колокола.

На первом этаже Успенской звонницы до революции 1917 года располагались квартиры сторожей и звонарей, а сейчас устроен выставочный зал музеев Кремля со сменной экспозицией.

На третьем ярусе звонницы когда-то находился престол церкви Рождества Христова. А в XIX — начале XX века здесь размещалась церковь св. Николы Гостунского. Ее перенесли сюда в 1817 году, после сноса старинного Никольского храма, стоявшего на Ивановской площади.

Дьяконом того храма служил Иван Федоров — родоначальник книгопечатания в России. В церкви хранилась частица мощей св. Николая Чудотворца и древняя икона святителя Николая, для которой при великом князе Василии III был построен сам храм.

Икону доставили в Кремль в 1506 году из села Гостуни под Калугой, где она прославилась многочисленными чудотворениями. Местонахождение этих святынь в настоящее время неизвестно.

В храме сохранялся старинный обычай приходить с дочерьми «к святителю Николаю» перед свадьбой, чтобы устроить замужество. Обычай этот основан на предании, что Николай Чудотворец помог одному обедневшему отцу выдать замуж трех дочерей, бросив каждой в окно по узелку с золотом. Церковь была действующей до 1917 года.

Высокая каменная лестница, которая снаружи ведет к входу в храм, сначала была построена при Иване Грозном в 1552 году. Позже она была разобрана архитектором Матвеем Казаковым по требованию Павла I для строительства здесь кордегардий. В 1852 году лестницу восстановил «в древнерусском вкусе» Константин Тон, автор храма Христа Спасителя. Проход на лестницу в настоящее время закрыт.

Филаретовская пристройка

Здание, расположенное рядом с Успенской звонницей и перекрытое шатровой кровлей, называется Филаретовской пристройкой, по имени патриарха Филарета.

В 1624 году патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова, вернувшись из польского плена, на радостях повелел возвести эту пристройку.

Повеление было исполнено русским архитектором Баженом Огурцовым и, вероятно, англичанином Джоном Талером, строителем Царицыных палат в Теремном дворце.

В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню «Иван Великий».

Важно

При этом звонница и пристройка разрушились, но большие фрагменты уцелели и были впоследствии
использованы при восстановлении в 1815 году группой архитекторов, в числе которых были Дементий (Доменико) Жилярди, Алоизий (Луиджи) Руска, Иван Еготов.

Интересно,что сама колокольня, сложенная из кирпича, а в цоколе и фундаменте — из белокаменных блоков, устояла, дав трещину вверху. Учитывая, что глубина фундамента колокольни составляет лишь пять метров, это говорит о мастерстве ее строителей и архитекторов.

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны).

Он был отлитв 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи.

На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен.

Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов.

После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,
был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола знаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский.

Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода.

В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавил
изображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

Совет

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича.

Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св.

князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/kolokolnya-ivan-velikij

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля является центром архитектурного ансамбля Соборной площади. Звонница образует единую композицию вместе с Филаретовской пристройкой и церковью. До начала 20 в.

башня являлась самым высоким зданием в столице. Сооружение выполняло ряд важных функций. Его использовали как дозорную вышку и пожарную каланчу. В настоящее время колокольня является туристическим объектом.

Церковь святого Иоанна Лествичника

Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.

Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской.

На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую».

В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».

История строительства Колокольни

Для руководства постройкой, невиданного на Руси по высоте сооружения, были приглашены иностранные зодчие. Проект возглавил выходец с Аппенинского полуострова, архитектор Бон Фрязин. Работы продолжались 3 года (1505-1508 гг.).

Чтобы обеспечить надежное крепление башни, Фрязин распорядился вбить в ее основание дубовые сваи. Древесина дуба под воздействием грунтовых вод приобретает колоссальную прочность и надежно удерживает все строение.

При этом глубина фундамента составляет не более 4,3-4,5 метров.

Кроме того, архитектор умело использовал и другие способы стабилизации сооружения:

  • металлические скрепы внутри стен из кирпича;
  • добавление яиц в связывающий раствор;
  • толстые стены нижнего яруса (до 5 м).

Изначально план предусматривал создание 2-ярусного здания. Однако в 1532 г. архитектурный ансамбль решили расширить, за счет Воскресенской церкви и колокольни.

Ведение строительных работ было поручено итальянцу Петру Франческо Анибале, известному на Руси под прозванием Петрок Малой Фрязин. Он дополнил башню третьим ярусом, на котором установили гигантский колокол весом ок. 1,5 т.

У великана было собственное имя «Благовестник». Для подъема внутри стен проделали лестницу.

Полная высота башни составила 81 м. Она приобрела стратегическое значение, поскольку с верхней площадки далеко просматривались окрестности столицы (на расстояние 30-40 км).

Чтобы обзор не закрывался, по повелению Бориса Годунова, было запрещено возводить в Москве здания превышающие колокольню Ивана Великого. Верхнюю декоративную надстройку опоясали золоченые буквы.

Надпись гласит о том, что работы по благоустройству храма велись согласно приказу Бориса Годунова и его сына Федора.

Обратите внимание

Первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович, распорядился переделать Воскресенскую церковь в Успенскую звонницу. К храму также пристроили флигель, который стали называть по имени патриарха Филарета.

Читайте также:  Рождество пресвятой богородицы, двунадесятый

В завершенном варианте архитектурный ансамбль объединяет 3 части:

  • 8-гранную башнеобразную колокольню
  • церковь со звонницей в псковско-новгородском стиле
  • флигель с шатровым навершием

Несмотря на свою высоту, колокольня визуально кажется легкой и стройной. Подобный эффект достигается за счет постепенного сужения ярусов. Верхняя часть завершается округлым барабаном, над которым возвышается луковичный позолоченный купол. В качестве декоративных архитектурных элементов выступают каменные кокошники с псевдооконными проемами.

При постройке здания использовались разные строительные материалы:

  • белый обтесанный камень – фундамент и цоколь
  • красный кирпич — основная часть сооружения

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

После взятия российской столицы наполеоновскими войсками, в колокольне разместилась штаб-квартира генерала Лористона. При отступлении, французы заминировали и взорвали Кремль. Полностью разрушенными оказались Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Колокольня осталась стоять на месте, но по верхнему ярусу прошла огромная трещина.

Позолоченный крест на вершине купола Ивана Великого, москвичи считали символом царской власти. Потому Бонапарт приказал снять его.

Когда французские солдаты выяснили, что в основе изделия медный сплав, а не драгоценные металлы, то бросили остатки у стен Успенского собора.

На месте свергнутого креста был воздвигнут новый, выполненный из железа и покрытый позолоченными медными пластинами. Его верхнюю перекладину украсила надпись «Царь Славы».

Послевоенные восстановительные работы возглавил швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Он руководствовался проектом, составленным зодчим Луиджи Руски. При ремонте использовали белый облицовочный камень, на вершине звонниц видоизменили декор. Главным новшеством стала перестановка купола Успенской звонницы в западную часть крыши.

Колокольня во время Великой Отечественной войны

Сразу после начала военных действий летом 1941 года в здании был организован командный пункт для воинского отделения, расположенного на территории Кремля. Он действовал с июня по сентябрь 1941 г. Для налаживания бесперебойного сообщения внутри Царь — Колокола, у подножия звонницы, был оборудован узел связи.

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

В начале 21 в. для реконструкции архитектурного ансамбля были задействованы специалисты компании «Реставратор-М». В ходе проведения работ они обнаружили фрагменты старинного пола (18 в.). По его образцу было положено новое покрытие.

Метод фрагментарной реставрации использовался также для сбережения подлинного вида внутристенной лестницы, дверного проема, декоративных элементов (розетки, карнизы, импосты) внутри помещения. Проведенные работы позволили оставить в неприкосновенности и продемонстрировать посетителям оригинальные образцы древнерусского зодчества.

О колоколах

В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.

Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:

  • медь
  • олово
  • серебро
  • золото

Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.

Успенский колокол

Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.

Колокол Ревун

Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.

Семисотный колокол

Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.

Другие колокола

В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:

  • зазвонные – дискант
  • красные
  • благовестные – бас

Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:

  1. На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
  2. На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
  3. На верхнем – Безымянные (3 шт.).

После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.

Музеи колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В нем собраны старинные артефакты, с помощью которых наглядно представлена история обустройства Московского Кремля. В музейной коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек на территории столичного детинца.

Выставочный зал служит местом для размещения передвижных экспозиций. Здесь демонстрировались подборки на темы:

  • «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
  • «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
  • «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I»
  • «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей.

Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года.

Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

Время работы и стоимость билетов

Музей и смотровая площадка на верхнем ярусе башни доступны для посещения исключительно в теплое время года (май-сентябрь). Состав группы не должен превышать 10 чел. Дети до 14 лет не пропускаются. Сеансы проводятся ежедневно строго по времени. Выходной день- четверг. Билеты продаются в кассе возле Кутафьей башни за 45 мин до начала экскурсии. Цена билета 250 руб.

Где находится Колокольня и как до нее добраться

Объект расположен по адресу: Соборная площадь, Кремль, Москва. Туристам рекомендуется выбирать метро для того, чтобы приехать на ближайшие к Кремлю станции:

  • Сокольническая линия – «Библиотека им. Ленина», «Охотный Ряд»
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — «Боровицкая»
  • Арбатско-Покровская линия -«Площадь Революции»
  • Филёвская линия — «Александровский Сад»

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте

Источник: https://GuruMustSee.ru/kolokolnya-ivana-velikogo-moskovskogo-kremlya/

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля – средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Бон Фрязин
Высота: 81 м.
Координаты: 55°45'03.3″N 37°37'05.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Колокольня Ивана Великого, местом расположения которой является Московский Кремль, имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника. Храм является очень древним памятником архитектуры – как и Успенский собор, его история насчитывает более чем 500 лет.

Колокольня Ивана Великого является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющая все его строения в единый ансамбль.

История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?

История церкви-колокольни Ивана Великого официально начинается с 1329 года, когда на месте сегодняшнего храма была построена церковь Ивана Лествичника с характерным названием «под Колокол».

Вид колокольни с Ивановской площади

Эта церковь простояла недолго – аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви.

Постройка новой церкви была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году.

Москвичи диву буквально диву давались – таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.

Важно

В 1600 году Борисом Годуновым церковь Ивана Великого была основательно модернизирована – к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую».

Так вот, пошло оно именно из этих мест – рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской.

Вот на этой-то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных.

Вид колокольни с Соборной площади

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня.

В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница.

В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением – пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня.

Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Россия немало натерпелась во время захватнической наполеоновской агрессии 1812 года. И именно в это непростое время были разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка. Одним из немногих строений, уцелевших в то время, была колокольня с «Благовестником».

Вид колокольни от Успенского собора

Точно известно, что французы с неё похитили купольный крест, который до сих пор так и не найден. В настоящее время на колокольне имеется другой крест – железный, восьмиконечной формы с орнаментальным покрытием в виде медных позолоченных листов. На верхней перекладине креста вырезана надпись «Царь Славы».

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французскими вандалами, были вновь отстроены только через 7 лет после окончания войны – в 1819 году. Автором проекта был назначен швейцарский архитектор, работавший в то время в Москве, Доминико Жилярди.

О колоколах на колокольне ивана великого

Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние – уже в 20-м веке.

Успенский колокол – самый большой из действующих колоколов во всем мире

На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них – Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы – 65 тонн 320 килограмм.

Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым.

Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик – чистоте тона и силе звука.

Колокол Ревун

Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского – в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.

Семисотный колокол

В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого – Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.

Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.

И остальные.

Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:

  • 1. Лебедь
  • 2. Медведь (вседневный колокол)
  • 3. Широкий
  • 4. Новгородский
  • 5. Ростовский
  • 6. Слободский

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

Купола колокольни

  • 1. Новый (переименован из Успенского);
  • 2. Немчин
  • 3. Безымянный
  • 4. Даниловский
  • 5. Глухой
  • 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
  • 7. Марьинский

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля.

Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира.

Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века.

Вид колокольни от Благовещенского собора

Также музей оснащён современной техникой – приглашенным на экскурсию показывают исторические памятники Кремлёвского архитектурного ансамбля прямо в зале. А смотровая площадка позволит насладиться открывающимся и захватывающим дух видом на Кремль с высоты птичьего полета.

Соборы Московского Кремля

Рейтинг достопримечательности

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/578-kolokolnya-ivana-velikogo-moskovskogo-kremlya

Колокольня Иван Великий

Одно из грандиознейших строений Московского Кремля – действующая колокольня с церковью Иоанна Лествичника в первом ярусе, до начала XVIII столетия являющаяся самым высоким строением Москвы и объединяющая в один архитектурный ансамбль все храмы Кремля. Памятник мировой архитектуры XVI столетия.

История строительства колокольни

Самую высокую часть Кремля занимает Соборная площадь – важный исторический центр столицы России, привлекательная для москвичей и многочисленных гостей города множеством памятников древнерусского зодчества, архитектурной доминантой которой является колокольня «Иван Великий».

Читайте также:  Мученица александра федоровна романова

Состоящая из трех восьмигранных столпов, поставленных друг на друга и сужающихся кверху, с открытыми галереями, в арочных проемах которых расположены разного размера колокола, украшенная кокошниками, узкими ложными окнами в верхней ее части, резной трехъярусной надписью и золотистой главой с крестом; в XVI столетии она считалась самой высокой постройкой Москвы.

На месте будущей колокольни в 1329 году московский князь Иоанн I Данилович Калита выстроил церковь «под колокола», освященную во имя святого Иоанна Лествичника – небесного покровителя недавно родившегося княжича.

Как свидетельствуют результаты раскопок, проведенных на рубеже XIX–XX столетий, изначально Иоанновский храм имел вид восьмигранника, крестообразного внутри и с арками под колокола, проделанными во втором ярусе.

В начале XVI столетия потомок Иоанна Калиты – московский князь Иоанн III Васильевич занялся обустройством Кремля, для чего выписал из Италии группу архитекторов, заданием которых стала масштабная реконструкция существующих и возведение новых зданий.

Церковь Иоанна Лествичника «под колокола» разобрали до основания, и немного далее к востоку от нее итальянский зодчий, настоящее имя которого неизвестно, а по документам XVI века записанного как Бон Фрязин, в 1505 году начал строительство трехъярусной колокольни, первый ярус которой заняла церковь во имя Иоанна Лествичника.

Свое название церковь получила в память о Иване III, умершем осенью 1505 года. Первый и второй ярусы колокольни имели форму вытянутых столпов в форме восьмигранников с открытыми галереями для звонниц, третий ярус, завершавшийся небольшой главкой, имел одну небольшую галерею звонниц для малых колоколов.

Для укрепления столпа колокольни зодчий заложил в стены первого яруса металлические балки, а в раствор добавлял яичный желток. Строение Бона Фрязина не отличалось архитектурными изысками. Единственной отделкой стал ряд декоративных арок, опирающихся на колонны, которыми итальянец украсил первый ярус колокольни.

Работы были завершены в 1508 году и без малого тридцать лет колокольня Ивана Великого возвышалась над главной площадью Кремля, не отягощенная никакими пристройками.

Совет

В 1532 году другому зодчему-итальянцу – Петроку Малому было поручено возведение звонницы для новых колоколов, в том числе для огромного колокола «Благовест», вес которого превышал тысячу пудов. Прямоугольную звонницу с церковью Вознесения Господня решено было пристраивать с северной стороны колокольни Ивана Великого.

Завершилось строительство в 1543 году, уже после того, как Петрок Малый покинул пределы Московии. В 1552 году московские зодчие пристроили к звоннице наружную лестницу, чтобы можно было попасть в Вознесенскую церковь, располагавшуюся на третьем ярусе звонницы.

Правда, в годы царствования императора Павла I лестницу разобрали, но уже в 1852 году в древнерусском стиле ее воссоздал архитектор Константин Тон.

В 1555 году храм Вознесения переосвятили в Рождественский по устроенному в нем престолу Рождества Христова. В середине XVII столетия звонницу стали именовать Успенской по названию находящегося в ней самого большого колокола – Успенского.

В 1817 году церковь снова сменила название и стала храмом святого Николы Гостунского, перенесенным в звонницу после сноса Никольского храма. До революционных событий 1917 года в нижнем этаже Успенской звонницы жили звонари и сторожа. В настоящее время в этих помещениях устроены выставочные залы музеев Кремля.

Кстати, в XVI–XVII столетиях на площади у колокольни «Иван Великий», названной Ивановской, располагались здания государственных учреждений – приказных палат и контор – аналогов современных министерств.

Именно на Ивановской площади приказчики громко зачитывали населению указы и распоряжения государя, откуда и пошло выражение «кричать во всю Ивановскую».

Вплоть до середины XVII столетия возле колокольни Ивана Великого размещались Ивановские палатки – модель древнерусской нотариальной конторы, в которых писцы за определенную плату составляли челобитные. Ивановская площадь также служила местом публичных наказаний плетьми за воровство, обман или взяточничество. К слову, ворам на шею вешали украденные продукты и оставляли в таком позорном виде на некоторое время в назидание горожанам.

В 1598 году на Московский трон взошел новый правитель – Борис Годунов. По его замыслу, дабы упрочить и увековечить зарождающуюся новую династию русских царей – Годуновых, в 1600 году к колокольне Ивана Великого пристроили полноценный третий ярус, бывший до этого небольшой открытой галереей.

Обратите внимание

Работы проводились под руководством русского архитектора Семена Федоровича Коня. После реконструкции колокольня превратилась в самое высокое здание Москвы. С 81-метровой высоты открывался отличный вид на город и окрестности с дальностью обозрения до 30 километров вокруг.

Зодчий Семен Конь украсил основание главы трехъярусной, разделенной витыми белокаменными валиками надписью, гласящей, что во второй год правления династии Годуновых возведен и освящен храм-колокольня.

Основание барабана позолоченного купола опоясал ряд килевидных декоративных закомар, соединивший его с восьмигранным третьим ярусом. В народе колокольня получила название «Годунова столпа».

Надпись, сделанная по указу царя Бориса, очень смущала взошедшего на престол Михаила Федоровича Романова, род которого в свое время был у Годунова в опале, поэтому по распоряжению нового государя ее уничтожили, и только в годы царствования Петра I восстановили.

Величественное зрелище представляла колокольня Ивана Великого для жителей и иностранных гостей города – на фундаменте, покоящемся на свайном основании в форме восьмигранника и уходящем вглубь всего на пять метров, возвышался кирпичный столп на цоколе из белого камня, устремленный ввысь, арочные проемы для колоколов которого, надпись огромными золотыми буквами на синем фоне под основанием барабана, позолоченная глава – все это производило неизгладимое впечатление. Чтобы звонари могли быстро добраться до колоколов, расположенных на всех трех ярусах колокольни, в стенах строения были устроены лестницы. В первом ярусе – каменная с 83 ступенями; во втором – винтовая со 149 ступенями; в третьем – 97-ступенчатая металлическая лестница, ведущая до самого купола. А все горожане, желающие насладиться великолепными видами Москвы, должны были преодолеть в общей сложности 329 ступеней. Свое значение самого высокого здания Кремля колокольня Ивана Великого утратила в 1883 году, когда по проекту архитектора Константина Тона был возведен храм Христа Спасителя.

В 1624 году по распоряжению патриарха Московского Филарета русским архитектором Баженом Огурцовым к северной стене звонницы была пристроена еще одна колокольня с шатровым завершением, получившая название Филаретовской пристройки. Она завершила общий композиционный вид колокольни Ивана Великого.

В середине XVIII столетия рядом с Ивановской колокольней находилась пристройка, в которой располагалось губернское казначейство и палатка для хранения разной церковной утвари Успенского собора. Второй ярус колокольни использовали для размещения бочек с водой для фонтанов, действующих в дни больших праздников.

До 1807 года колокольня «Иван Великий» выполняла и функцию пожарной каланчи, в ее верхнем ярусе находилась смотровая площадка с часовыми для быстрого выявления очагов возгораний в городе.

Осенью 1812 года наполеоновская армия, вошедшая в Москву, занялась грабежом.

В числе прочих зданий Кремля пострадала и колокольня, в нижнем ярусе которой располагался штаб генерала Жака Лористона и телеграф. Наполеон, поверивший народной легенде, будто крест на колокольне сделан из чистого золота, приказал снять его. Веревки, удерживающие тяжелый крест, не выдержали и лопнули.

Он с грохотом упал и стало понятно, что кроме позолоты, покрывающей медные пластины, ничего ценного в нем нет. Уже в следующем, 1813 году на колокольню водрузили новый крест, состоящий из железных полос, покрытых медными листами с позолотой, на верхней перекладине которого выгравированы слова «Царь Славы».

При отступлении французы заложили бочки с порохом под колокольню Ивана Великого и ее пристройки – звонницу и Филаретовскую пристройку.

Важно

Уничтоженные взрывами пристройки в 1814–1815 годах по проекту архитекторов-реставраторов Ивана Еготова и Луиджи Руска восстановила группа московских мастеров под руководством русского архитектора швейцарского происхождения Дементия (Доменико) Жилярди. В 1890-х годах архитектор Сергей Родионов провел реставрацию уникального памятника XVI столетия.

В 1913 году колокольню «Иван Великий» иллюминировали только входившими в обиход электрическими лампочками. Три с половиной тысячи «маленьких солнц» опоясали колокольню, Успенскую звонницу и Филаретовскую пристройку от основания до купола.

Яркий блестящий свет, исходивший от засветившихся зданий, не мог оставить равнодушными жителей столицы. После такого грандиозного светового представления многие москвичи стали подавать прошения на имя генерал-губернатора об освещении своих домов.

А первой московской улицей с установленными на ней электрическими фонарями стала Тверская.

До смены власти в 1917 году в колокольню, вход в которую был одновременно и входом в церковь, мог войти любой желающий и полюбоваться великолепным видом на Москву с устроенных в среднем ярусе двух смотровых площадок.

Колокола

Колокольня «Иван Великий» является колокольней для всех Кремлевских соборов – Архангельского, Успенского и Благовещенского, которые не имеют своих звонниц. Еще в XVIII столетии митрополитом Платоном был учрежден негласный порядок, согласно которому колокольный звон по Москве начинался только после первого удара большого Успенского колокола.

Общее количество колоколов, размещенных на колокольне Ивана Великого – 21, они разделяются на три диапазона звучания – басовые (благовестные), уровня человеческого голоса (красные) и высокие дискантные (зазвонные). Одновременное звучание всех колоколов называется перезвоном, трансформировавшееся со временем в слова «трезвон», «трезвонить».

Все колокола различаются по назначению и размерам. Самый большой колокол – праздничный, который благовестит только в дни самых больших церковных праздников или важных государственных событий.

Совет

Таким колоколом является Успенский колокол весом более 65 тон, отлитый в 1817–1819 годах колокольным мастером Завьяловым и пушечным мастером Русиновым вместо разбитого в 1812 году колокола. Кроме Успенского колокола в звоннице находятся еще два колокола – Реут, весом около 33 тон и Семисотный, ранее называвшийся Вседневным, весом около 14 тон.

Интересный факт: у колокола Реут, отлитого в 1622 году мастером А. Чоховым по указу царя Михаила Федоровича, во время взрыва французами Филаретовской пристройки в 1812 году отбились уши, но их приделали так хорошо, что звучание его не изменилось даже на полтона.

Еще есть воскресные колокола, полиелейные, звучание которых приходится на апостольские и святительские праздники; вседневные и зазвонные. Колокола, отлитые в память о каком-либо важном событии или имеющие особенное звучание, носят собственные имена, такие как: Ревун, Татарин, Благовест, Вседневный, Воскресный, Корсунский и многие другие.

В первом ярусе колокольни «Иван Великий» расположены шесть колоколов: Лебедь, Медведь, Новгородский, Ростовский, Слободской и Широкий. История отливки некоторых из них дошла до наших дней.

  • Колокол Широкий, весом 4800 кг отлили в 1679 году колокольных дел мастера Яков и Василий Леонтьевы.

    Такое название колокол получил благодаря своим размерам – его двухметровый диаметр больше высоты, что для русских колоколов нехарактерно. Еще одной особенностью колокола является рельефная надпись, занимающая два ряда верхней части колокола, буквы которой отделены друг от друга точками.

    У Широкого очень мелодичное густое звучание, еще долго плывущее в воздухе после завершения звона.

  • Колокола Лебедь и Медведь перелиты мастером Семеном Можжухиным в 1775 году из старых. Лебедь был изначально отлит в 1532 году немцем Н. Оберакером и являлся благовестным колоколом Василия III, а Медведь получил жизнь в 1571 году благодаря мастеру И.

    Афанасьеву, отлившему его для Новгорода. Вес каждого из них чуть больше 7 тонн. При переливке колоколов Семен Можжухин оставил на них старые надписи с указанием года и мастеров, выполнивших их.

  • Колокол Новгородский, изначально отлитый как благовестный колокол новгородского Софийского собора в 1555 году, перелит в 1730 году мастером И. Моториным.

    Колокол украшен орнаментом с изображениями апостолов Петра и Павла, держащих в руках рукопись с видами Санкт-Петербургской Петропавловской крепости.

  • Слободской колокол, весом более 5 тонн перелит из старого в 1641 году.
  • Ростовский колокол, весом свыше 3 тонн изначально отливался мастером Ф.

    Андреевым для Белогостинского монастыря Ростовской губернии в 1687 году.

На втором ярусе колокольни подвешены девять колоколов, вес которых колеблется от полутонны до 3,5 тонн:

  • колокол Новый, ранее носивший название Успенского, отлит мастером Ф.

    Моториным в Москве в 1679 году;

  • колокол Немчин, получивший свое название благодаря западноевропейскому мастеру, отлившему его в 1550 году;
  • Безымянный колокол, название которого говорит само за себя;
  • Даниловский колокол, отлитый в 1678 году мастером Ф.

    Моториным получил свое название по изображенному на нем святому Даниилу Московскому с шестикрылыми серафимами;

  • колокол Глухой отлит мастерами А. Чоховым и И. Максимовым в 1621 году;
  • колокол Корсунский перелит из старого мастером Н.

    Ивановым в 1554 году;

  • колокол Мариинский с изображением святой Марии Египетской, отлит в 1668 году неизвестными мастерами на помин души бояр Морозовых.

Вместе с этими колоколами второй ярус украшают еще два малых колокола с чистым мелодичным звуком – «зазвонных», вес каждого из которых не превышает 200 кг.

 В верхнем ярусе находятся три безымянных колокола, вес самого большого из них чуть больше тонны. Отлиты они в 1621, 1647 и 1687 годах. Начало XX столетия принесло России много потрясений, одним из которых стал декрет рабоче-крестьянской власти об отделении церкви от государства. Закрывались храмы, репрессировались священнослужители. В 1918 году с колокольни Ивана Великого в последний раз прозвучал перезвон колоколов. И только в 1992 году, спустя 71 год безмолвия пять колоколов второго яруса снова зазвучали, благовестив Светлое Христово Воскресение. А через три года, в 1995 году в праздничном перезвоне звучали уже 20 колоколов Ивановской колокольни.

В настоящее время все пригодные для звона колокола используются в праздничных богослужениях соборов Кремля, и над Москвой, как и сотни лет назад, раздается малиновый перезвон колоколов главной колокольни России, получившей свое название – «Иван Великий», по праву.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/kolokolnya-ivan-velikii

Ссылка на основную публикацию