Церковь казанской иконы божией матери (александровская), россия, город санкт-петербург, александровская

Казанская икона божией матери — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Празднование 8 июля, 22 октября; Казанской-Александровской — 27 апреля [1]

Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница.

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, царь Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это — знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским (+ 1174). Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей.

Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики — святые Петр и Стефан.

Обратите внимание

Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием (+1563) и святителем Германом (+1567).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. 28 июня того года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля.

Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием».

Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелецкий сотник Даниил Онучин [2]. Его девятилетней дочери Матроне [3] явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия.

На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, когда о видении сообщили архиепископу Казанскому Иеремии, он благословил духовенство участвовать в поисках иконы.

Когда девочка со своей матерью стали рыть в указанном месте, где ранее стоял сгоревший дом, они и обрели святую икону.

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенёс святой образ в близрасположенный приходской храм Николы Тульского, откуда, после молебна, перенесли его с крестным ходом в Казанский Благовещенский собор — первый православный храм города Казани. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.

Важно

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий патриарх Ермоген, святитель Московский.

Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».

С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» — автограф патриарха Ермогена — целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери 8 июля, в честь её обретения.

Небольшая икона, обретенная девочкой на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

Поход «за Казань»

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (+1584), увенчавшийся присоединением Сибири.

Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Освобождение Москвы в Смутное время

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале XVII столетия иезуиты.

Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия — священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем«. Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой данный митрополитом Казанским Ефремом список с Казанской чудотворной иконы, который в Ярославле передали князю Димитрию.

Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия.

Совет

В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Арсений Элассонский.

Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена«.

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня — Кремль.

Так-как перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед списком Казанской иконы Божией Матери, освобождение столицы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее».

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену.

Читайте также:  Мученик памфил кесарийский

Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве.

Обратите внимание

Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм.

Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

Полтавская битва

В 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки.

В 1721 году царь Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте.

В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

Отечественная война

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие.

В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву.

Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Утрата и списки

До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казани ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. В ночь на 29 июня 1904 года чтимый образ был украден из обители.

Известие потрясло Россию и явилось предзнаменованием предстоящих испытаний. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждения.

Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопросов.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская.

Александровская

27 апреля 1826 года крестьянка деревни Александровки (ныне посёлок Александровская Пушкинского района Санкт-Петербурга) Марфа (или Мария) Екимова объявила священнику церкви Благовещения села Кузьминки отцу Анатолию Игнатьеву о явлении ей прекрасной Женщины, которая велела ей выйти на реку, и взять там икону. Всякий раз ворота избы оказывались растворёнными, хотя никто не проходил. В третью ночь после явления Марфа вышла в раскрытые ворота и увидела необыкновенный свет и в нем спускающийся образ. Икона — список Казанской иконы Божией Матери — остановилась на берегу реки Кузьминки, на лугу за их огородом.

По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным Царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму. По его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежала Александровка.

Перенесённая в церковь икона прославилась многими чудесами. 27 апреля каждого года стало храмовым праздником в честь явления чудотворной иконы.

В этот день совершался крестный ход на речку Кузьминку, на место явления иконы, где совершался молебен с погружением креста в воду речки.

В 1907 году в Александровке в память явления иконы был построен Казанский храм, уничтоженный во время Второй мировой войны и возрожденный в 1997 году. На месте чудесного явления иконы Божией Матери установлен крест [4].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за все́х мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и все́м твор'иши спаст'ися, в держа́вный Тво́й покро́в прибега́ющим.

/ Все́х на́с заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и ско́рбех, и в боле́знех, обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя́, избавле́ния все́х зо́л,/ все́м поле́зная да́руй и вся́ спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты́ бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,/ ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,/ ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:/ источа́ет бо на́м неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,/ предваря́ет на по́мощь и избавля́ет от вели́ких бе́д и зо́л// благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

Величание

Велича́ем Тя́,/ Пресвята́я Де́во,/ и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// все́м, с ве́рою притека́ющим к нему́.

Использованные материалы

  • «Казанская икона Божией Матери», официальный календарь Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2015 год:
    • http://calendar.rop.ru/icons1/jul08-ikona-kazan-yavlenie.html
  • «Казанско-Богородицкий мужской монастырь», официальный сайт Татарстанской митрополии:
    • http://kazan-mitropolia.ru/temples/priories/kazkobogkiymonr/
  • «Казанская икона Божией Матери» по кн. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон [сост. С.

    Снессорева], Ярославль, 1999, публикация на сайте Ростовского-на-Дону Казанского храма:

  • Минея-июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 439, 440, 447:

[1]  Поселянин Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, http://www.sedmitza.ru/lib/text/440287/

[2]  Церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 1560-е годы.

[3]  Так в ст. «Казанская икона Божией Матери» официального календаря Русской Православной Церкви издательства Московской Патриархии на 2015 год, http://calendar.rop.

ru/icons1/jul08-ikona-kazan-yavlenie.html. Согласно ст. «Казанско-Богородицкий мужской монастырь» официального сайта Татарстанской митрополии, http://kazan-mitropolia.

ru/temples/priories/kazkobogkiymonr/ — двенадцатилетней дочери Марфе.

[4]  «Церковь Казанской иконы Божией Матери в пос. Александровская», сайт Все достопримечательности Санкт-Петербурга, http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/hramlenobl/kazan-alex/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/7646.html

История Казанского храма п. Александровская

  1) Как всё начиналось

В начале XIX века  деревня Александровка представляла собой дачную местность с населением свыше 1000 человек. В летнее время число жителей заметно увеличивалось.

Однако верующие люди не имели возможности посещать храм Божий, так как ближайшие храмы –приходской в селе Кузьмине и городские в Царском Селе были достаточно далеки, а во время осеннего и весеннего ненастья практически недоступны.

Для удовлетворения этой потребности   в Александровке было учреждено Братство во имя Пресвятой Богородицы, задача которого состояла в изыскании средств для сооружения в деревне храма в честь Казанской Иконы Божьей Матери и в память чудесного явления сей иконы.

27 апреля 1826 года крестьянка деревни Александровка Марфа Екимова объявила своему духовному отцу, священнику Кузьминской церкви Благовещения отцу Анатолию Игнатьеву о явлении ей в течении трех ночей прекрасной женщины, которая приказывала ей выйти на реку, под гору, и взять там икону.

При этом все домашние свидетельствовали, что видели ворота каждый раз растворенными, но никого из людей не было. В третью ночь после явления Марфа вышла в раскрытые ворота и увидела необыкновенный свет и в нем спускающийся образ, который остановился на берегу реки Кузьминки.

Важно

  По благословению митрополита Серафима явившаяся икона была помещена в Благовещенской церкви и ознаменовалась многими чудесами.

Летом 1892 года протоиерей церкви Вознесения Господня в Санкт-Петербурге и председатель СПб общества трезвости отец Василий Михайловский предложил жителю Александровки и местному дачевладельцу С.В. Лабутову устроить на его даче чайную для царскосельского отдела общества трезвости.

Лабутов был согласен, и в августе того же года в присутствии духовенства и местных властей чайная была освящена и открыта для проведения религиозно-нравственных и духовно-просветительских собраний.  По просьбе эконома благотворительного общества при Вознесенской церкви Н.Ф.Петерсона, С.В.

Лабутин предоставил постройку здания на лето 1894 года призреваемым в приюте благотворительного общества  бедным детям для безвозмездного пребывания.

В конце 1897 года владелец дачи обратился к председателю Санкт-Петербургского епархиального братства епископу Вениамину с прошением о разрешении продолжить в его помещении духовные беседы, чтения и молитвословия.

В начале 1898 года царскосельский отдел братства принял здание в свое распоряжение и в нем начались проводиться регулярные духовные беседы —  местным благочинным, настоятелем царскосельского собора св. Екатерины, протоиереем Афанасием Беляевым и другими священниками округа. Некоторое время в помещении, предоставленном Лабутовым, совершались и службы, причем не только в воскресные и праздничные дни, но и в будние.

 В феврале 1903 года проживающим на даче К. Среневым было подано прошение митрополиту Антонию (Вадковскому) о разрешении сбора средств на постройку церкви.

11 мая 1903 года была созвана крестьянская сходка в присутствии земского начальника  В Ветвеницкого и представителя от причта церкви села Большого Кузьмина священника Силы Смирнова. На сходке также присутствовали некоторые дачевладельцы и дачники.

Крестьянский сход, обсудив вопрос о земле под храм, выразил готовность дать участок в деревне Александровке для постройки деревянного храма. По предложению Н.Ф. Петерсона  летом того же года был разработан проект устава братства по сбору средств на новую церковь.

2) Первый храм

8 декабря 1903 года последовала резолюция митрополита Антония об учреждении устава Братства во имя Пресвятой Богородицы и о разрешении открытия его в деревне Александровке.

Совет

В 1907 году по проекту инженера и архитектора В.В. Николя на участке земли между полотном Санкт-Петербургской Варшавской железной дороги и Императорской веткой сооружается храм. Он был одноэтажный с деревянной обшивкой и резьбой, одноглавый и c шатровой колокольней. 12 апреля 1907 года храм был освещен в честь Казанской иконы Божией Матери.

При церкви была сторожка и учреждения для религиозно-нравственного воспитания: общество трезвости, религиозно-нравственная библиотека, продажа и раздача религиозно-нравственной литературы. Церковный народный хор считался одним из лучших в епархии. Возле церкви возникло кладбище, на котором и до настоящего времени производятся захоронения.

27-ое апреля каждого года является храмовым праздником в честь явления чудотворной иконы. В этот день совершался крестный ход на речку Кузьминку, на место явления иконы, где служился молебен с погружением креста в воду реки. Действующий до 1934 года храм был в последствии уничтожен в результате пожара. Фундамент разобран в 1960 году.

3) Вторая жизнь храма

Новый храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Царском Селе построен безвозмездно Балтийской строительной компанией в течение 1996 – 1997 годов. Небольшая церковь, выстроенная в камне по проекту Е. Л. Светловой, освящена 26 октября 1997 года в день Иверской иконы Божией Матери митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Храм выстроен по проекту, повторяющему план и внешний вид одноименной прежней деревянной церкви. Он  спроектирован в древнерусском стиле бесстолпной крестово-купольной церкви и возведен по схеме «корабля» с колокольней и шатровыми покрытиями главного купола и колокольни.

Пять изящных луковок украшают главный купол, колокольню, алтарную апсиду и два придела (северный и южный). Конструкции и покрытия луковок выполнены по специально разработанной Балтийской Строительной Компанией технологии.

Церковь целиком спроектирована, построена и расписана БСК на свои средства.

   Если снаружи храм выделяется изяществом и великолепием небольших форм, то внутри поражает ощущение простора. Это впечатление со временем усиливается, словно стены храма продолжают бесконечный вдох, устремленный к небесам. Такой эффект достигается за счет того, что северный и южный приделы не огорожены, стены покрыты белой матовой краской, а росписи

 4-х полукруглых панно и плафона купола выполнены в неярких мягких тонах, что создает дополнительное ощущение уюта. Пропорции церкви настолько выверены, что свет из окон барабана-восьмерика чудесным образом заливает пространство перед алтарем.

Указом Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского от 17 декабря 1996 года настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери был назначен протоиерей Борис Kуприянов.

С первых дней образования прихода при церкви Казанской иконы Божией Матери пос.Александровская действует детская воскресная школа, задачей которой является духовное и нравственное воспитание маленьких прихожан.

Первые занятия по благословению настоятеля церкви стали проводиться в 1996 году, когда храм еще только созидался, а богослужения совершались в деревянной часовне. Проводились беседы с детьми о Церкви, о православной вере, о жизни святых угодников Божиих.

Обратите внимание

Тогда же совершались и первые паломнические поездки по храмам Царскосельского благочиния и по другим святым местам.

Через год после освящения нового храма, в октябре 1998 года, в школе начались систематические занятия.

  В дни Святой Пасхи и Рождества Христова ребята готовят праздничные представления для прихожан храма, родителей и воспитанников детского сада пос.Александровская.

Каждое лето в июне в течении 2-х недель при храме действует ежедневный православный лагерь. Отдых и игры сочетаются с выполнением различных послушаний, чтением духовной литературы, занятиями по Закону Божию.

Храм Казанской иконы Божьей Матери — удивительный и редкий пример не просто возрожденной, а новой красоты, возведенной к славе Божией и радости православного мира.

Источник: http://tsarskoeblagochinie.ru/index.php/prikhody/106-istoriya-kazanskogo-khrama-p-aleksandrovskaya

Александровская. Казанская церковь и кладбище

фотоальбом

Станция Александровская Варшавской железной дороги.

27 апреля 1826 года произошло удивительное событие. В этот день крестьянке Александровской слободы Марфе Екимовой явилась на берегу речки Кузьминки икона Казанской Божьей Матери. Митрополит Серафим приказал принести икону в Благо­вещенскую церковь в Кузьминской слободе, к приходу ко­торой принадлежит и деревня Александровка. Место это стало почитаемым у паломников .

С 1898 года в деревне Александровке действовал молитвенный дом1.

22 июля 1903 года в помещении при даче С. В. Лабутова, где с архипастырского благословения проводились молитвенные собрания и духовные беседы, состоялось собрание домовладельцев и дачников, посвя­щенное вопросу о сооружении в Александровской церкви.

Собранию предшествовала обедница и молебен, совершенные священником С. И. Смирновым.

Важно

По окончании богослужения отец Смирнов сообщил собравшимся, что местными крестьянами отведен уже под храм участок земли и что в настоящее время на очереди вопрос об изыскании средств на постройку церкви.

 В ответ на эти слова отца Смирнова присутствовавшие единодушно высказали ре­шение оказать со своей стороны материальную помощь святому делу постройки храма. О таком постановлении собрания был составлен особый акт.

Кружком местных домовладельцев и дачников в составе ротмистра Н. Д. Кононо­ва, И. Ф. Безсонова, Н. Ф. Петерсона, инж. С. М. Лихачева, ст. сов. П. А. Колумбуса, Л. А. Нагорного, И. А. Заезерского, И. И. Утешева и др.

выбран устав братства, глав­ною целью последнего будет изыскание средств для постройки в Александровке храма, создания при этом храме церковно-народного хора и, наконец, оказание разного рода помощи местным обывателям.

2

Во вторник, 27-го апреля 1903 года, в помещении братства, в дер.

Александровке, по шоссе, дача № 27, состоялось духовное торжество; в 7 часов вечера священником отцом Иоанном Лабутовым было совершено освящение вновь преподнесенных братст­ву в дар икон во имя преподобных отцов наших Сергия Радонежского и Серафима Са­ровского, а затем молебствие в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.3

Устав братства в декабре 1903 г. утвердил митрополит Петербургский и Ладожский Антоний. Первоочередной задачей братства значилось изыскание средств и сооружение храма в деревне Александровка в память явления Казанской иконы Божией Матери, бывшего в деревне Александровка 27 апреля 1826 г.3

25 января 1905 года, по случаю первой годовщины Александровского братства во имя Пресвятой Богородицы, что на ст. Алек­сандровская, по Варшавской ж/д, происходило духовное торжество.

В 7 часов вечера, в помещении братства, священник Царскосельского реального училища отец Н. А.

Беляев предложил духовную беседу и затем был совершен чин освящения копии иконы Пресвятой Богородицы Казанской, чудесно явившейся в 1826 году в деревне Александровке, и святых хоругвей. Икона сооружена на средст­ва А. В.

Чистова, а хоругви — Н. А. Русинова. По окончании освящения состоялось молебствие с каноном и многолетием при пении прекрасного хора местных мальчиков. 

Совет

На торжестве присутствовали учредители местного братства члены-благотворите­ли и масса местных богомольцев. Александровское братство, основанное год тому назад, насчитывает в настоящее время до 150 членов. Летом предполагается приступить к постройке собственного не­большого храма, на что, вероятно, отзовутся и придут на помощь благотворители.4

6 мая 1905 года в деревне Александровке состоялось под председатель­ством корабельного инженера П. И. Успашева заседание совета Александровского братства во имя Пресвятой Богородицы, обсудившее текущие дела.

 В заседании был составлен и отпечатан отчет братства за один год его существо­вания.

Главной задачей братство ставит изыскание средств на сооружение в Александ­ровке, этом дачном месте, храма, организуемого местными жителями церковно-при­ходского хора, а также оказание материальной помощи нуждающемуся населению. В числе участников братства состоят многие петербуржцы.

В минувшем отчетном году приход братства выразился в сумме 2981 рубль 9 ко­пеек, таковой же был и расход. В настоящее время в распоряжении братства имеется на сооружение нового храма около 2000 рублей. 5

Участок земли специально для строительства храма был пожертвован из сельскохозяйственных угодий крестьян деревни Редкое Кузьмино по приговору крестьянского схода деревень Редкое Кузьмино и Горки (т. е. Верхнее Кузьмино) от 29 мая 1905 г. На этом сходе и было назначено место для храма.

Местность, в которой расположена церковь находится в непосредственной близости от дороги в Петербург (сейчас Ленинградское шоссе, между деревнями Александрова и Редкое Кузьмино и исторически называлась Клин, так как как её ограничивают река Кузьминка и впадающий в нее ручей, а также две линии железных дорог — Варшавской и Императорской ветки. 

Смету на строительство составил член совета Александровского братства гражданский инженер В.Д. Николя, который являлся автором проекта и руководил строительством.

Обратите внимание

6 июня 1905 года, состоялась здесь торжественная встреча иконы прп. Сергия Радонежского.

Чудотворная икона прекрасной работы преподнесена в дар Александровскому братству во имя Пресвятой Богородицы петербургским отделением Свято-Троицкой Сергиевской лавры. Она освящена на раке с мощами прп. Сергия.

Встреча с крестным ходом. Святая икона была помещена в здании братства, где перед нею было отслужено молебствие.

В Троицын день, перед литургией в Александровке совершили чин освящения ко­локолов и подъем их на звонницу при помещении Александровского братства.

Колоко­ла пожертвованы лицами, сочувствующими сооружению храма в здешней дачной мест­ности. Погода способствовала братскому торжеству.

Масса дачников в пестрых летних костюмах и прибывшие из окрестных деревень крестьяне в течение праздничного дня бойко оживили нашу местность.6

Закладка церкви в 1906 г., освящение — в 1907 г.

Существующее в настоящее время при церкви кладбище возникло после строительства храма и впервые обозначено на плане Гаша 1914 г.

Действовал до 1934 года.

Впоследствии деревянная постройка сгорела, а ее фундамент был разобран в 1960-х годах.

Важно

Современная церковь Казанской иконы Божией Матери (ул. Клин, 2), воссозданная на месте утраченного в 1930-е гг. храма.

 
В 1996-1997 гг. на месте первоначального деревянного здания, был построен новый каменный храм по проекту архитектора Е.Л. Светловой. В воссозданной объёмно-пространственной композиции использованы черты первоначальной постройки: габариты, общее решение плана, восьмигранное шатровое венчание с небольшими главками колокольни и купола.

Источники:

  1. Земля Невская православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник.— СПб.: Лики Рос­сии, 2006.— С. 37.
  2. [К]. К постройке храма II Петербургский листок.— 1903.— 24 июля (6 авгу­ста).—Ns 200.—С. 3.
  3. Александровское братство во имя Пресвятой Богородицы II Биржевые ве­домости.— 1904.— Ns 203.-22 апреля (5 мая).—С. 3.
  4. [Л. К.] Духовное торжество И Петербургский листок.— 1905.— 27 января (9 февраля).—Ns 19.—С. 5.
  5. [С. А.] В Александровском братстве И Петербургский листок,— 1905.— № 115.— 8 (21) мая.— С. 4.
  6. [Местный]. Братское торжество // Петербургский листок.— 1905.— 7 (20) июня.— N° 144.— С. 4.
  7. Семёнова Г.В. История окрестностей Царского Села и Павловска. 1990 г.

Источник: https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/aleksandrovskaja-kazanskaja-cerkov-i-kladbische.html

Собор Казанской иконы Божией Матери, Казанский собор

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери – православный собор Феодосии, который является ее исторической достопримечательностью.

В 1887 году староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Федорович Гейден пожертвовал в пользу Свято-Параскевиевского монастыря свою дачу «Кафа» в Феодосии, с тем, чтобы на этом подворье была построена церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Горожане Феодосии пожертвовали Казанскому подворью участок земли, прилегающий к нему.

6 августа 1891 года был заложен небольшой храм в память о чудесном спасении царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было.

Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь.

22 октября 1891 года церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

В 1907 году вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный собор во имя Казанской иконы Божьей Матери. Строительство велось по проекту феодосийского архитектора Г.Л. Кейля в традициях Русско-Византийского стиля. Освящение его состоялось в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана.

После революции, в 1919 году, Топловский монастырь, его подворье с храмами и другими постройками было разграблено, пропали православные святыни. В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных.

Совет

До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации был открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советских войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба.

На протяжении 10 лет с 1950–1960 годы по инициативе симферопольского и крымского архиепископа и святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью.

В 2004 году по инициативе игуменьи Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря и по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию.

В 2011 году в честь столетия собора в нем была проведена реконструкция, был укреплен фундамент ограды, вымощена внутренняя территория плиткой и постройка пандуса для инвалидов.

В связи с образованием самостоятельной Феодосийско-Керченской епархии, Казанский собор становится кафедральным храмом новой епархии.

Источник: http://www.visitcrimea.guide/gostyam-kryma/chto-posmotret/item/256-sobor-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-kazanskij-sobor

Ссылка на основную публикацию