Церковь кирилла, архиепископа тамбовского, и луки, архиепископа, россия, город тамбов

Пребывание в Тамбове ковчега с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского

15-18 ноября в городе Тамбове пребывал ковчежец с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского.

15 ноября в 17.00 на Соборной площади у Спасо-Преображенского кафедрального собора города Тамбова состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского. Во встрече святыни приняли участие ректор, преподаватели и студенты семинарии.

Торжественная встреча ковчега с частицей мощей священноисповедника Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского

Мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого) принесены на Тамбовскую землю по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сотрудниками Фонда Андрея Первозванного.
Святитель Лука является одним из сугубо почитаемых святых ХХ века.

В годы Великой Отечественной войны одновременно с несением архиерейского служения в Русской Православной Церкви он осуществлял врачебную практику в военных госпиталях в качестве хирурга. В 1944 году архиепископ Лука был назначен управляющим Тамбовской епархией, где также продолжал лечить раненых солдат до своего назначения на Симферопольскую кафедру в 1946 году.

Святитель Лука много помогал людям как врач, во время его земной жизни верующие обращались к нему за помощью в различных болезнях.

Второй день пребывания в городе Тамбове ковчега с частицей мощей священноисповедника Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского

Третий день пребывания в городе Тамбове ковчега с частицей мощей священноисповедника Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского

Обратите внимание

Святыня пребывала в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова до 18 ноября 2018 года. Все желающие имели возможность приложиться к мощам святителя Луки (Войно-Ясенецкого).  В течение всего времени пребывания в Тамбове святыни преподаватели семинарии в священном сане и студенты участвовали в совершении богослужений.

18 ноября в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Тамбова в сослужении духовенства храмов города ректором семинарии митрополитом Феодосием была совершена Божественная литургия и молебен. По окончании богослужения Его Высокопреосвященство возглавил проводы ковчега с частицей мощей святителя Луки.

Торжественные проводы  ковчега с частицей мощей священноисповедника Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского

Источник: http://www.seminaria-tmb.ru/2018/11/19/prebyvanie-v-tambove-kovchega-s-chastitsej-moshhej-svyatitelya-luki-arhiepiskopa-simferopolskogo-i-krymskogo/

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в Тамбове

11 июня – день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который в 1944–1946 годах был управляющим Тамбовской епархией, служил в Покровском соборе и работал хирургом в военных госпиталях города. Священник В.Ф. Лисюнин собрал воспоминания очевидцев и опубликовал их в ряде статей и книге-монографии.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Покровский храм. Фото 1940-х годов

Л.П. Абрамова:

«Владыку Луку как сейчас… помню, ему купили квартирку, комнатку маленькую… на ул. Комсомольской. А у нас был псаломщик…, который водил владыку Луку… к храму. И вот помню, владыка Лука идёт, полный…, высокий, а псаломщик маленький… ведёт… за руку. Бедная церковь была, только… открылась, возможностей мало было. А за речкой там жил человек один – Миша; у него была лошадь и тарантасик.

И вот стали тарантасик… владыке Луке подавать… к дому и стали перевозить. А народу стало ходить… много. А потом купили небольшой домик на ул. Августа Бебеля, здесь устроили епархию… небольшую, и он там тоже был. И когда в храм приходил, то, бывало, по два часа делал проповеди…, а тут же и писали за ним две женщины…

У меня были проповеди, от руки записанные, да все просили: «Дай мне, дай мне» – всё раздала, никто не вернул. И очень много за проповеди хулы на него было – не так сказал, мол. Здесь ведь, между прочим, и среди своих священников были враги. Хотя, когда он приехал, многие наши священники были в Сибири; потом их отпустили…

А уж хор-то какой был, как пел под управлением Сергея Алексеевича Богомолова! Ещё до войны, когда я училась в школе, он у нас музыку преподавал, а затем в Покровский храм работать пошёл. Когда, бывало, в Покровский храм заходишь, с левой стороны все стояли… богатые люди. Там, в верхнем храме, более затемнённое место было, меньше было возможности рассмотреть, кто стоит.

До открытия храма здесь было общежитие завода «Комсомолец». Вначале верхний храм освободили, а в нижнем храме первое время ещё оставалось общежитие… В нижнем храме тогда был сделан первый деревянный иконостас. Миша, был такой мастер по дереву, и другие мастера. Народу много ходило – церковь ведь одна была. Перед началом службы многие выходили встречать владыку Луку.

После встречи много людей набивалось. Весь народ стоит так, и пошевелиться не может. Только потом, когда владыка Лука уехал из Тамбова, народ уже много просил, и тогда сделали сбоку, где окно было, боковой вход…»

Дом № 9 на ул. Комсомольской в Тамбове, в котором в 1944-1946 гг. жил архиепископ Лука. Фото 2007 года
Фото дома 2012 года
О.В. Зимина:

«Службы Владыки были долгие. Всё исполнялось… Владыка не считался со своим изношенным здоровьем, а народ, видя его ревность, умилялся и безропотно терпел все тяжести. Домой владыка шёл пешком вдоль берега Цны в сопровождении верующих до Комсомольской улицы, где жил. К Литургии Владыка прибывал до чтения часов; читались они при нём. Облачали его всегда на кафедре.

Часы читали большей частью монахини, их тогда было немало. Службы его чинные, спокойные, слёзные. Нет той службы, когда бы служил владыка и не плакал. Плакал во время своего облачения, когда хор умилительно пел «Да возрадуется душа твоя о Господе». Крупные, они быстро катились из-под его очков, заливая всё лицо; словом, вся служба на слезах.

Такое молитвенное настроение никак не могло не передаваться людям… От такого благодатного тепла невольно смягчались сердца и лились слёзы… После службы он всегда благословлял, сидя рядом со священником, подпускающим ко кресту. Будучи серьёзным, иногда даже немного суровым, в этот момент на лице его всегда царила нежная улыбка.

Важно

Он смотрел каждому в глаза, и казалось нам, что он нас так же безгранично любит, как любим мы его…»

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Фото середины 1940-х годов

В.А. Кученкова (краевед, писатель):

«Это был 1944 год, когда владыка Лука только приехал; электричества тогда в храме ещё не было. Была послепасхальная неделя. Мы чуть-чуть опоздали, служба уже была в нижнем храме, и было темно, а свечи у стен горели возле киотов, и блики от свечей так качались на стенах и на иконах – всё это для меня было необыкновенным, всё это меня тогда поразило.

Народу было много, но не скажу, что храм был полностью заполнен, но тишина была в храме потрясающая. Святитель Лука в этот момент стоял в храме, потом он проповедь говорил достаточно долго, и все его слушали. Не шевеления никакого, как будто люди замерли. Потом моя знакомая, с которой я пришла, хорошо знала владыку Луку. Она – интеллигентка из прошлых.

Она к нему подошла и они о чём-то долго говорили друг с другом. Но народ не расходился, народ, как стоял во время службы и во время проповеди, так и стоял. Но в это время святитель Лука в центре храма уже сел на огромную скамейку; в середине этой скамейки такая узкая дыра была, чтоб можно было удобно переставлять эту скамейку.

Я тогда маленькая была, и для меня скамейка эта казалась очень большой. Когда проповедь владыка Лука уже прочитал и сел на эту скамейку, люди к нему подходить стали.

После того, как он переговорил достаточно долго с женщиной, которая и привела меня в храм, она сказала ему: «Владыка, благослови эту сиротку!» На улице меня, в общем-то звали сироткой, – многие знали, что я с двух лет вне семьи жила. И вот святитель Лука свою, как мне тогда показалось, здоровую ладонь с расправленными пальцами на голову положил.

И я только помню, что он сказал мне: «Расти и учись». Потом он прочитал молитву, потом он ещё что-то говорил мне. И я вот под таким впечатлением таращила на него глаза с раскрытым ртом. Впечатление для меня было потрясающее тогда.

И самое интересное в другом ещё – когда я решила принять крещение, потому что в детстве меня не крестили родители, а тетушка вообще боялась говорить о церкви, то я захотела принять крещение в Скорбященской церкви. Но всё так сложилось, что я оказалась в Покровской церкви, где и крестил меня отец Иоанн Кубинец. Это был 1992 или 1993 год, накануне издания моей книги «Святыни Тамбовской епархии».

Архиепископ Лука и священнослужители в Покровском соборе города Тамбова. 1944-1946 годы
А.П. Кулевцова (работала медсестрой военного госпиталя при 62-й танковой бригаде генерала Вахмистрова):

«Я повезла раненых в госпиталь, который располагался в здании 6-й школы, там находился владыка Лука.

Постучав в его кабинет, я извинилась и зашла, а он дремал, сидя в своём кресле; спал он очень чутко, поэтому сразу встрепенулся и спросил: «Я слушаю, что случилось?» Посмотрев документы, он тут же приказал нести больных в операционную… Прежде чем делать операцию, владыка Лука всегда подходил к раненому, молился над ним, и только тогда начинал оперировать… Все восхищались его операциями, потому что проводил их удачно. Ставя диагноз, он сразу определял, сможет ли человек выжить после операции, поэтому-то не всем приходящим давал согласие на операцию».

Н.С. Чаплыгин (участник Великой Отечественной войны, капитан 1-го ранга):

«Когда нас везли с фронта в тыл, то в городе Мичуринске три эшелона с ранеными были направлены на юг, а наши два эшелона было решено отправить в Тамбов. Раненые из этих эшелонов возмутились. Помню, что я лежал с ранением в вагоне и слышал крики и ругань.

Совет

Из-за этого раненые бойцы задержали отправку поезда на несколько часов. Они восстали, собрали митинг и не хотели подчиняться.

Только после того, как им сказали, что в Тамбове есть выдающийся врач-хирург, который всех исцеляет, тогда народ успокоился и поехал в Тамбов…

Лука был немногословным, но обращался со вниманием. Подойдёт, погладит по плечу или по голове и спросит: «Ну как Вы, голубчик? Всё ли хорошо?» Мы не имели нужной одежды, и когда приходилось выходить на воздух, то ничего, кроме подштанников, майки и халата, на нас не было.

Однажды весной, когда мы вышли из госпиталя на улице Пионерской посмотреть на Цну, то неожиданно увидели архиепископа Луку в окружении толпы. Несмотря на наш жалкий вид и свою занятость, Лука подошёл и стал спрашивать о самочувствии раненых. Он немного рассказал нам о реке Цне, о городе Тамбове, о котором приезжие бойцы знали немногое.

Дважды мы встречались с ним на Набережной и, когда провожали его, он рассказывал нам про Крым и главы из Библии. Меня приезжала проведать сестра, она была монахиней. А я до встречи с Лукой вообще был безбожником; мы с ней из-за этого не ладили – я не хотел её видеть. Но после операции и общения с Лукой я смягчился; мы встретились с ней и примирились.

Думаю, что она виделась с Лукой, так как в Тамбове жила целую неделю в ожидании встречи со мной. Можно сказать, что после встречи с Лукой я стал верующим православным человеком.

…у меня после ранения шесть или восемь рёбер были перебиты. В Тамбов привезли меня через месяц после ранения, и рана уже затягивалась. Но большими шприцами вытаскивали гнойные остатки. Осколки попали в лёгкое с правой стороны и в лопатку.

Было опасно делать операцию и извлекать осколки; достаточно было и одного осколка, чтобы попасть на тот свет, а у меня их было три, и я был жив. Во многом благодаря тому, что до войны я трудился, работал на технике прицепщиком тракториста, здоровый был – «бугай»! Благодаря этому я три осколка и перенёс…

Перед операцией вначале он один раз пришёл, посмотрел, потом два дня не являлся, потом привезли его, меня на операционный стол повезли, и он сделал операцию, он готовился к операции. Гениальность Луки была в том, что спереди не стал трогать рёбра, чтобы не разрушить костный каркас. Операцию сделал сбоку, обрезая рёбра.

Так он придумал магниты; он один осколок из раны вытащил магнитом, потом стал рассекать, второй вытащил, а третий остался. Операция часов пять длилась, потому-то рёбра нужно было отпиливать или откусывать, да ещё и не хватило наркоза, и… медсестра Вера Тимофеевна просила, чтобы я матом не ругался.

Обратите внимание

Многие фронтовики во время операций ругались, а Лука не терпел этого, у него начинали руки дрожать. Как мне сказали, я выругался только одним словом, и он потребовал, чтоб успокоили, и в этот момент сказал, чтобы ему скальпель в руки не давать…

Мне после госпиталя давали инвалидность и не пускали на фронт; я хотел сбежать… Лука, когда узнал об этом, потребовал, чтоб меня привезли к нему. Он сказал: «Дайте ему хотя бы вторую группу, так как у него нет по сути правого лёгкого – это тяжелее ранения, когда нет ноги». Но я не поехал к нему, а сбежал на фронт.

Читайте также:  Церковь георгия победоносца во владимире, россия, город владимир

А потом, когда я ещё раз вернулся после фронта, то профессор Лука уже ушёл от нас и стал главным консультантом эвакогоспиталей, а только в городе их было 24, а по области – около 50-ти.

Перед кинотеатром «Модерн», одноэтажное кафе, – там находился он как главный хирург-консультант, а потом там, где гостиница обкома была… Никогда не забуду, как один раз после операции он пришёл в палату. Его сопровождала сестра моей жены Вера Тимофеевна Елагина… Она курила, поэтому всегда имела при себе папиросы.

Старшая операционная сестра спереди стояла, а Вера Тимофеевна – сзади. Он приходит на второй день после операции проведать меня, специально приехал. (Он ещё был главным хирургом, а потом его сделали главным хирургом области.) Пришёл в палату с крестом. Я поднялся, он дал поцеловать крест.

Потом спрашивает меня ни с того – ни с сего: «Куришь?» А я не знал, что ответить. На фронте я не курил постоянно, но иногда, по обстановке, или в детстве было, ребята вот хулиганьё на улице – закуришь, ну что мы там курили – листья от семечек. Ни денег, ни табака не было.

Я подумал, подумал и ещё ничего не успел сказать, а он старшей медсестре говорит: «Дай ему папиросу!» Она курящая была – сразу зажгла папиросу. Он забрал у неё папиросу и сразу мне в рот сунул. Как только я взял, он закрыл мне его. Рука у него мощнейшая была, закрыл ей мне рот. Я смотрю – из раны выходит столп плотного дыма.

«Видишь?», – спрашивает меня Лука. «Вижу!», – отвечаю ему. «Через неделю, через две – на том свете будешь, или бросишь – будешь жить. Понятно?», – бескомпромиссно заявил он и сразу ушёл. Потом мне рассказывали, что он интересовался о моём здоровье и спрашивал, не курю ли я? Я и до этого почти не курил, а с той поры вообще не пью и не курю».

Источник: Лисюнин В.Ф., свящ. Факты и свидетельства очевидцев о тамбовском периоде жизни святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) // Тамбовская старина, 2013. Вып. 3.

Улица Комсомольская в Тамбове (дом, где жил святитель, – зеленого цвета на фоне новостроек).
Фото 19 апреля 2013 года

Источник: https://marina-klimkova.livejournal.com/346718.html

Церковь Кирилла, архиепископа Тамбовского, и Луки, архиепископа Крымского, при Епархиальном доме

например:

работа в Церковь Кирилла, архиепископа Тамбовского, и Луки, архиепископа Крымского, при Епархиальном доме

Вакансии… Читать отзыв Задать вопрос о работе

Свежие отзывыДобрый доктор Алекс МалининВ Добром докторе вставлял имплант, хочу отметить добросовестную и ответственную работу врачей. Перед процедурой проводили диагностику и было несколько этапов. Сейчас я доволен то , что получил.КонтактыРоссия Тамбовская область Тамбов улица Набережная, 80

Церковь Кирилла, архиепископа Тамбовского, и Луки, архиепископа Крымского, при Епархиальном доме

Церковь Кирилла, архиепископа Тамбовского, и Луки, архиепископа Крымского, при Епархиальном домеРоссия Тамбовская область Тамбов улица Набережная, 80Е-mail:

Официальный сайт:

Телефон: показать телефонФакс:

Для добавления новой вакансии или редактирования уже существующей, включая место работы, уровень заработной платы и бонусы, надо перейдите по ссылке в нижнем меню. Текущие вакансии актуальны на февраль 2019 Адрес: Россия Тамбовская область Тамбов улица Набережная, 80Телефон: смотретьКомпания работает в отрасли “Церкви, соборы и храмы” и отвечает запросам потребителей в данной сфере актуальных на февраль 2019 г.Для построения схемы проезда до организации следует использовать расстояние до ближайших городов: БАКУ 302 км, Дербент 383 км, Избербаш 444 км, Каспийск 458 км, МАХАЧКАЛА 465 км, Буйнакск 481 км.Список работающих компаний в данном направлении:

Телефон отдела кадров Церковь Кирилла, архиепископа Тамбовского, и Луки, архиепископа Крымского, при Епархиальном доме

По вопросам трудоустройства в регионе Россия Тамбовская область Тамбов улица Набережная, 80 следует обращаться по телефону отдела кадров или по указанным телефонам

Информация о категории “Церкви, соборы и храмы”: Время проведения служб богослужений. Адреса и телефоны. Расписание служб. Запись на венчание. Расписание богослужений.
Ссылка на Википедию и соцсети:
Напишите свой отзыв, полезный для посетителей сайта. Расскажите о работе данной организации, поделитесь впечатлениями.

Добавить новый отзыв

Важно! Для придания большей важности отзыву поделитесь им в соцсетях.Задайте вопрос связанный с работой

Церковь Кирилла, архиепископа Тамбовского, и Луки, архиепископа Крымского, при Епархиальном доме на карте Яндекс.

Источник: http://TorgoviyCity.ru/catalog/59/1885/tserkov-kirilla-arkhiepiskopa-tambovskogo-i-luki-arkhiepiskopa-krymskogo-pri-eparkhialnom-dome/

Святому Луке от «любимой тамбовской паствы» / Музеи

Ещё музеи и выставки в регионах и религиозные биографииХудожник анатомии и богопознания
В Тамбове открывают первый мемориальный дом-музей архиепископа Луки

В Тамбове официально объявлено о создании народного музея Архиепископа Луки. Знаменитый хирург, ученый и богослов пробыл здесь около двух с половиной лет, но именно этот период многие считают самым продуктивным в его жизни. ©

Ещё о святом Луке (Войно-Ясенецком)

Архиепископ Лука (Валентин Войно-Ясенецкий). Середина 1940-х годов / Фото из архива Тамбовской Епархии

После долгого периода лагерей Луке в Тамбове официально разрешили оперировать и проводить службы в храмах. Живя здесь, он начал работу по возрождению Тамбовской церкви и получил Сталинскую премию первой степени за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии».«Русская Планета» узнала, где разместится новый музей и какие экспонаты пополнят его фонды.

— Мы ведем эту работу уже 15 лет, — рассказывает главный научный сотрудник тамбовского областного краеведческого музея Галина Абрамова. ― Когда делали первую выставку, с большим трудом собрали экспонаты. Но, что поразительно ― чем дальше, тем больше вещей находится.

Как только было объявлено о создании музея, люди сами стали к нам приходить, приносить вещи из семейных архивов, спрашивать, куда сдать деньги. В некоторых семьях до сих пор сохранились фотографии и книги, подаренные святителем Лукой. Экспонатов накопилось уже довольно много. Мы даже не вели подсчет.

Важно

Хотя, когда в августе 1944 года святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) приехал в Тамбов, ему пришлось начинать здесь с нуля. С 1923 по 1943 год он провел в лагерях, где ему запрещалось врачевать и служить.

Но он все равно делал это ― по легендам, оперировал перочинным ножом, зашивая место разреза человеческим волосом.

Не так давно мы готовили к списанию хозяйственный архив 70-летней давности и обнаружили 24 документа, связанных с периодом жизни святителя Луки в Тамбове. На протяжении 2,5 лет музей передал архиепископу более 600 предметов из закрытых в 20-е годы тамбовских храмов и монастырей. По сути это будет первый полноценный музей архиепископа Луки.

Есть небольшие мемориальные комнаты под Красноярском, где святитель отбывал последнюю ссылку, и в Симферополе в Троицком храме, где хранятся его мощи. А в Тамбове сохранился дом, в котором он жил на Комсомольской, 9. Сюда стекались люди. Ведь не все могли прийти в церковь ― к нему обращались партработники, педагоги, учителя. Сейчас главное ― расселить этот дом.

Власти ведут переговоры с семьями, которые там живут, они готовы выехать. Этот дом станет центром большой мемориальной территории, в которую войдет и Покровский собор, который святитель Лука возрождал, и здания вокруг ― бывшие госпитали, в которых он оперировал. Мы хотим сделать это как можно быстрее. Будущий год ― 140-летие со дня рождения архиепископа Луки.

Дом № 9 на ул.

Комсомольской, в котором с 1944 по 1946 годы жил архиепископ Лука

«Голубушка, как ваши руки мне помогли»— И как священник, и как хирург Лука привнес сюда совсем другое отношение к людям. Когда архиепископ приехал в Тамбов, времена были тяжелые, военные, люди ожесточились. В таких ситуациях, как правило, проявляются крайние человеческие свойства ― как высоты духа, так и его темные глубины. По воспоминаниям медсестер, их предупредили, что в Тамбов прибыл ссыльный профессор и просили быть с ним поосторожней. Но когда Лука провел первую операцию, он поцеловал руки своей медицинской сестре и сказал: «Голубушка, как ваши руки мне помогли». Медсестры были ошарашены. Они не привыкли к такому обращению. Военные врачи были грубыми, суровыми, могли и инструментом хирургическим швырнуть. А он очень заботился о своих медсестрах, помогал деньгами, доставал теплую одежду.Ученый-энциклопедист, интеллектуал, богослов, здесь в Тамбове Лука начинает писать трактат «Дух, душа и тело». Но даже в этой работе он проявляет себя как врач. Например, о сердце пишет и с точки зрения медицинской, и с точки зрения богословской: «Сердце ― это орган богопознания». Лука был еще и талантливым живописцем. Он вообще-то хотел стать художником, но стал мужицким врачом, понимая, что надо людям помогать ― такие настроения были в интеллигенции в конце XIX века. Он сам проиллюстрировал «Очерки гнойной хирургии». Лука говорил: «Я стал художником в области анатомии и хирургии». А какая у него была точность! Коллеги-хирурги вспоминали, что давали ему пачку бумаги и просили одним движением скальпеля рассечь 136 листов. И он рассекал ровно 136.

«Симе Акимушкиной на долгую память»

— У нас есть уникальные фотографии, которые святитель Лука дарил тамбовчанам. После работы в госпиталях и службы в храме святитель Лука возвращался домой и встречал там огромное количество посетителей. Лука очень мучился тем, что не может принять всех пациентов, но он был прекрасным диагностом и понимал, кому нужно оказать помощь в первую очередь. И вот в толпе он увидел девушку Серафиму Акимушкину. В детстве у нее была травма, которая привела к гнойному заболеванию суставов и костей. Врачи ничем не могли ей помочь. Девушка ходила на костылях. Лука осмотрел ее и сказал, что нужно делать операцию. После операции Серафима стала его крестницей и духовной дочерью. Когда в 1946 году Лука уезжал из Тамбова, она была уже здорова и ходила без костылей. Он оставил ей две фотографии. На одной надпись: «Симе Акимушкиной хорошей девушке на молитвенную память», а на второй: «Стала крепкой нога твоя, Сима, иди же не хромай по пути Христову и поминай меня, излечившего тебя».

Покровский храм в 1940-е годы. Фото из архива Тамбовской Епархии

Откупился пайком и встретил жену в операционной— Вот еще одна история. У нас лежит нательный крестик, ждет своего места в музее. Профессор должен был провести операцию в военном госпитале, а старшая хирургическая медсестра отлучилась покормить больную дочку. За ней прибежал посыльный и сказал, что ее срочно вызывают к тяжело раненому. Медсестра прибегает и видит на операционном столе своего мужа ― офицера советской армии. Выяснилось, что его, раненого, везли в эвакпоезде через Мичуринск. Там он пришел в себя, узнал, где находится и откупился офицерским пайком, чтобы в Тамбов попасть. Но пока добрался, рана открылась, началось кровотечение. И вот по судьбоносному стечению обстоятельств они встретились с женой в операционной. Операция прошла успешно. После архиепископ спросил, крещена ли их дочь. Но офицер, человек партийный, крестить дочку отказался. Тогда Лука подарил им этот крестик со словами: «Настанет время, и она примет святое Крещение». И дочь действительно его приняла уже в начале 90-х годов, став взрослым человеком. Крестик в семье сохранился. Не так давно эта женщина ушла из жизни. Перед смертью она сняла с себя крестик, сказав: «Я его с собой не возьму, здесь он вам будет нужнее».

Террорист и английский шпион

— Лука всегда писал в письмах и статьях: «Любимая тамбовская паства». Как только он приехал в Тамбов, сразу же выступил с обращением: «Давайте все вместе примемся за великое трудное дело возрождения церкви тамбовской». Когда вошел в Покровский храм на свою первую проповедь, отметил царящие там мерзость и запустение. Архиепископ взялся за возрождение собора. Его богослужения всегда собирали очень много людей. Настолько было тесно, что детей передавали вверху по рукам. Святитель очень заботился о детях. Значительную часть сталинской премии, которую он получил в 1946 году за монографию «Очерки гнойной хирургии», Лука раздал, как сейчас сказали бы, на адресную помощь. Детишки, которых бабушки и мамы водили на службы, позже делились своими воспоминаниями. Многие из них запомнили его руки, которыми он благословлял их ― мощные, крупные с длинными пальцами.Что касается взаимоотношений с властью, по-видимому, это был такой прагматичный подход. Власти понимали, что в этот страшный период людям нужна духовная и нравственная опора и пошли на такую вот «оттепель», некий ренессанс взаимоотношений государства и церкви. Эти два с половиной года были как бы его «звездным часом». Было признание и общественное, и даже государственное после долгих лет ссылок. Как только началась Великая Отечественная война, он обратился к правительству с просьбой использовать его как хирурга. Но разрешили ему это только в 1943 году. А после отъезда из Тамбова все это опять сошло на нет. В Крыму он начал слепнуть, оперировать уже не мог, а возглавить кафедру в мединституте ему не разрешили. Кстати сказать, святитель был реабилитирован относительно недавно ― только в 2000 году, в этом же году причислен к Лику святых.

Текст и фото: Екатерина Жмырова
«Русская планета», Тамбов, 2 июля 2016

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1871473.html

Тамбовский ренессанс

11 июня – День памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, знаменитого хирурга, профессора, лауреата Сталинской премии. Канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Исцеление тела и души

Тамбов в жизни святителя Луки Войно-Ясенецкого является очень важным и знаковым городом. Именно здесь он был рукоположен в архиереи и состоялся как ученый. Но для самого Тамбова присутствие святителя Луки гораздо более значимо, ведь меньше чем за три года архиепископ Лука смог возродить Тамбовскую епархию. Жители Тамбова хранят о нем светлую память.

Я приехал в Тамбов в канун светлого праздника Пасхи. В Спасо-Преображенском кафедральном соборе идет утренняя служба. Народ постоянно прибывает, а в самом храме уже негде яблоку упасть. Собор стоит почти на самом берегу узенькой речушки Цны. Это самый древний православный собор в Тамбовской области и первый каменный храм, возведенный в Тамбове.

Его строительство начал еще епископ Тамбовский Питирим в 1694 г. на том месте, где раньше стояла деревянная Спасо-Преображенская церковь. Строительство закончилось лишь в 1783 г. В начале ХХ в. в этом храме побывали российский император Николай II, княгиня Елизавета Федоровна, святой праведник Иоанн Кронштадтский.

Именно здесь сегодня хранятся мощи святителя Питирима, к которым постоянно приходят приложиться тамбовчане и гости города.

«Тем, что мощи святителя Питирима возвращены верующим, мы обязаны святителю Луке. Он долго просил о том, чтобы мощи передали из запасников краеведческого музея», – рассказывает проректор Тамбовской духовной семинарии иерей Виктор Лисюнин.

В те годы, когда владыка Лука жил в Тамбове, он активно ратовал и за возвращение Спасо-Преображенского собора, в котором располагался краеведческий музей.

И хотя обещание открыть собор владыка получил от уполномоченного по делам Церкви Карпова, но тамбовский председатель облисполкома Козырьков и первый секретарь обкома партии Волков наотрез отказались исполнить его.

Чтобы вернуть этот храм, верующим пришлось сильно потрудиться.

Дом в Тамбове, в котором жил архиепископ Лука

Во дворе храма уже выстроились люди, чтобы освятить пасхальные куличи и яйца. С минуты на минуту сюда должен приехать епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

В воздухе повисла тишина, которую нарушают только отзвуки хора, доносящиеся из храма. И вот появляется владыка Феодосий.

Совет

Ему помогают облачиться, он обходит всех собравшихся, окропляет их святой водой и входит в храм, чтобы провести службу.

Когда служба заканчивается и прихожане выстраиваются в очередь к мощам святителя Питирима, я подхожу к отцу Виктору Лисюнину. Этот молодой и активный священник будет мне помогать все то время, которое я проведу в городе.

Первым делом мы отправляемся в Музейно-выставочный центр Тамбовской области, где в годы Великой Отечественной войны располагался эвакуационный госпиталь №5355. Именно здесь архиепископ Лука был ведущим специалистом и консультантом по хирургии.

На протяжении 1944 г. он провел здесь ряд научных лекций по гнойной хирургии для врачей из разных госпиталей.

В экспозиции центра представлен скульптурный портрет известного хирурга и священнослужителя, его личные вещи, научные труды и другие интересные документы.

Заслуженный медработник 2-й городской больницы имени архиепископа Луки Людмила Семеновна Лесных рассказывает об одной из первых операций, сделанных владыкой Лукой сразу по приезде в Тамбов: «Когда прибывали раненые в Тамбов, то мы, медсестры, не поднимая головы, их принимали, обмывали, оперировали, бинтовали.

В то время приезжало очень много профессуры из Москвы, начальство заранее предупреждало: «Смотрите, чтобы было все в порядке!» Если предстояла операция с каким­нибудь известным врачом, то ассистировать направляли лучших медсестер. Так было и с владыкой Лукой.

Когда он приехал, из управления эвакогоспиталями пришло распоряжение направить наиболее опытных медсестер, чтобы перед приезжим профессором показаться с лучшей стороны.

Личные вещи святителя Луки в Музейно-выставочном комплексе2

Обратите внимание

Мы вместе со второй медсестрой подготовили операционный стол и инструменты. Вдруг открывается дверь, и входит доктор с седой бородой. Запомнились сразу его добрые глаза.

Он вошел в операционную, сам перекрестился и перекрестил нас всех, обращаясь со словами: «Ну что, голубушки, у вас все готово?» Мы были в волнении, зная, что должны были показаться с хорошей стороны приезжему профессору, но его мягкий и тихий голос как-то сразу успокоил и настроил на доверительное расположение во время операции.

В то время мы не были привычны к тому, что в операционной была полная тишина, как это было при Луке. Наши врачи были несдержанны во время операции, часто ругались, могли не только грубо сказать, поторопить, но и инструмент бросить, если что не так.

Эту операцию Луке помогали провести кроме нас, двух медсестер, еще два врача­ассистента. Как сейчас помню, операция была полостная, вскрывалась полость живота. Было тяжелое ранение с поражением печени и кишечника.

После операции, когда мы сняли перчатки, владыка Лука вновь всех благословил, перекрестив рукой, и, уходя, подошел к нам, медсестрам. «До свидания, спасибо, голубушки. Ваши руки очень хорошо помогают!» – сказав эти слова, он поцеловал наши руки. Для нас это было так неожиданно, не от каждого доктора, да еще в такое время, медсестрам оказывалось почтение».

В среде медицинских работников про святителя Луку говорили, что он, лишь прикоснувшись к человеку, мог поставить точный диагноз и сразу определить, нужна ли операция. «Он как будто через кожу чувствовал плоть и кости человека.

А из всех больных, которые выстраивались в очередь на прием к святителю, он сразу определял самых нуждающихся», – рассказывает отец Виктор. Те, кого владыка оперировал, быстро шли на поправку, а многие атеисты становились верующими.

Александра Емельяновна Кашеварова вспоминает, как владыка Лука помог ее сестре получить не только исцеление, но и найти дорогу к храму.

Важно

«У моей сестры Серафимы Емельяновны Акимушкиной с трехлетнего возраста сильно болело колено правой ноги, она много лечилась, но ничто не помогало, встал вопрос об ампутации ноги. В 1946 г. мне удалось попасть на прием к владыке Луке.

Он, выйдя из своего кабинета, несмотря на то, что было много больных, нуждающихся в операции, поглядев на всех, сразу указал, кому будет делать операцию. Среди них была и моя сестра.

Архиепископ Лука и священнослужители в Покровском соборе города Тамбова

Для того чтобы договориться о конкретном времени и месте проведения операции, мне пришлось ходить к владыке домой на Комсомольскую улицу.

Владыка Лука посоветовал договориться о проведении операции в железнодорожной больнице, так как там были лучшие условия, как он сказал, это была более чистая больница, чем остальные… Сергей Николаевич Глагольев, главный врач больницы, дал свое разрешение на проведение операции…

Операция была зимой. Владыка Лука оперировал правую коленку сестры, снимал чашечку, все очищал от нагноения, после этого была отпилена кость на 3 см. Операция прошла удачно. Оказалось, что вместо туберкулеза кости, от которого сестру лечили все врачи, владыкой Лукой был определен диагноз – остеомиелит кости.

На второй день у сестры появилась небольшая опухоль, ассистировавший при операции врач обследовал ее и неожиданно заявил, что опухоль якобы появилась в результате халатности профессора Войно-Ясенецкого. Он заявлял, что с бороды владыки во время операции упал волос, который был зашит в колене.

Своим видом этот врач показывал неприязнь к владыке, но, несмотря на это, сестра вскоре встала на ноги и в этом же году поступила в педагогический институт».

После операции Серафима Емельяновна приходила к владыке, который сказал ей: «Я тебя лечил, а теперь учить буду», – и дал две свои фотографии, на одной из которых написал: «Стала крепкой нога твоя, Сима. Иди же, не хромая, по пути Христову и поминай меня, исцелившего тебя. Архиепископ Лука. 19 мая 1946 г.».

Профессор Алексей Александрович Слетков, бывший проректор по учебной части ТГУ им. Г.Р. Державина, в свою очередь вспоминает об архиепископе Луке: «Я тоже, как и многие из тамбовчан, обязан ему своей жизнью.

Совет

Мой отец прибыл в Тамбов тяжелораненым, на грани жизни и смерти. Если бы владыка Лука не сделал ему операцию, я бы не появился на свет. В те военные годы отец, будучи в госпитале, повстречал мою мать. Создалась семья. Голод не позволял им родить ребенка.

Опять под угрозой оказалась моя жизнь, и вновь Божьим промыслом на помощь пришел архиепископ Лука. Накануне самого моего рождения ему была вручена Государственная премия, которую владыка поделил между нуждающимися жителями города. Мои родители попали в эти списки.

Таким образом, я появился на свет, дважды обязанный архиепископу Луке».

Возрождение Тамбовской епархии

Пребывание святителя Луки на тамбовской земле примечательно не только его врачебной деятельностью. За неполные три года, с февраля 1944 г. по май 1946-го, он был символом объединения людей, государства и Церкви.

«До приезда владыки в Тамбове был сильный упадок веры.

Верующие люди были, по сути, диссидентами и не ходили в церковь, потому что боялись гонений со стороны советской власти», – рассказывает отец Виктор, когда мы стоим в тени Покровского собора, возрожденного владыкой.

«Пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовестить вам слова Божии. Примите мои утешения, мои бедные, голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди слова Божия. Храмы наши разрушены, они в пепле, угле и развалинах.

Вы счастливы, что имеете хоть небольшой, бедный, но все же храм. Он грязен, загажен, темен, но зато в сердцах наших горит свет Христов. Давайте сюда живописцев, художников.

Пусть они пишут иконы! Нам нужен труд для восстановления уничтоженного, ибо храмы должны вновь восстановиться, и вера засияет новым пламенем… Примемся все, сильные и слабые, бедные и богатые, ученые и неученые, за великое и трудное дело – восстановление Церкви Тамбовской и жизни ее…» – с такими словами обратился к прихожанам Покровского собора во время первой своей проповеди святитель Лука 26 февраля 1944 г.

Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий

Сам факт произнесения первой проповеди святителя Луки именно в Покровском соборе глубоко символичен. Храм был открыт для служения, прерванного в период послереволюционных гонений на Церковь и Православие. «Вероотступничество повернулось годинами бед, войн, революций, а в 1943 г.

решалась сама судьба России: быть или не быть некогда великому государству. Угроза всеобщей гибели укротила непомерную гордыню и привела к убеждению, что без единения нет спасения.

Именно в этот момент русский человек вновь пришел в лоно Православной Церкви искать защиты под Святым ее Покровом», – рассказывает отец Виктор.

Обратите внимание

Фактически с открытием пока еще единственной Покровской церкви начинает действовать и Тамбовская епархия. Положение было таково, что все необходимо было начинать заново.

Для нормального совершения служб архиепископ не мог сначала иметь даже достойного облачения, которое было прислано ему лишь перед Великим постом. Необходимо отметить, что призыв владыки Луки был всячески поддержан прихожанами церкви.

Из домов люди несли иконы и остатки богослужебного облачения, которое они забирали из своих приходских церквей при их закрытии.

Очевидцы вспоминают, что «как только церковь открыли, и была первая Пасха, огромное количество народа шло по улице с пасхальными узлами – несли свои куличи освятить в церковь. Один рабочий вышел на улицу и с радостью, указывая на людей, сказал: «Вот, смотрите, все сами идут, никто их не гонит. Вновь вера вернулась!»

Все отмечают, что богослужения, совершаемые архиепископом Лукой, отличались высокой духовностью и молитвенностью. За богослужениями он часто говорил проповеди. По свидетельствам очевидцев, они были «то мягкими, утешительными, доходившими до сознания простых людей, то резкими, обличающими порой всю неправду настоящего времени».

Серьезные, искренне верующие люди ценили ту редкую возможность, данную им от Господа в лице святителя Луки, услышать многознающего архипастыря.

Его проповеди записывала в храме учительница английского языка, очень преданная архиепископу Луке, Наталья Михайловна Федорова, потом другая прихожанка – машинистка – перепечатывала проповеди на папиросной бумаге и раздавала верующим. Всего в Тамбове было записано 77 проповедей.

Не могло родиться такое богатое богословское наследие без вдумчивого частого чтения. Многие отмечали, что владыка с книгой начинал день, с книгой да с молитвой и кончал.

Памятник святителю Луке на территории городской больницы №2 имени святителя

И сейчас у потомков некоторых прихожан тех лет можно увидеть книги с лаконично очерченным оттиском личной круглой докторской печати архиепископа, на которой в центре стояли инициалы «В.Ф.

» (Валентин Феликсович), а по краю шла надпись: «Доктор медицины Ясенецкий-Войно».

Проповеди владыки, его слова и рассуждения, часто даже по простым житейским вопросам, устно или письменно передавались среди прихожан.

Важно

В Покровском соборе со времен архиепископа Луки сложилась традиция, когда алтарницами и ризничными церкви были монахини, некоторые из них имели еще до революции монашеский постриг, другие же архиерейским или архимандритским чином получили постриг после войны.

Добрая память о монахине Пелагее, инокинях Марфе и Мавре, которые были ризничными собора, сохраняется и сейчас в виде тех рукоделий, которые они оставили после себя, создавая напрестольные и священнические облачения.

Вышивки растительного орнамента, элементы бисероплетения или небольшие лики Ангелов и иконные изображения святых для плащаниц выполнялись с любовью их руками. Часто послушания по алтарю в Покровском соборе передавались по наследству от монахини к монахине. В 2001 г.

умерла последняя монашествующая алтарница Покровского собора матушка Сусанна (в миру Серафима Яковлевна Комарова), которая, будучи еще девочкой, всегда присутствовала на богослужениях владыки Луки и вместе с другими прихожанами провожала его до дома.

В мае 1946 г. архиепископ Лука уехал из Тамбова в Симферополь, но его отъезд не означал полного разрыва с тамбовской паствой. Не раз еще владыка поздравлял тамбовчан в телеграммах на торжественные и юбилейные праздники.

Да и паства тамбовская не забывала своего владыку, многие из прихожан Покровского собора состояли в многолетней переписке с архипастырем вплоть до его кончины в 1961 г. У многих прихожан Покровского собора сохранились фотографии архиепископа Луки, привезенные из Симферополя.

Чтобы получить такое благословение из рук самого владыки, людям приходилось ехать в Симферополь, часто под видом отдыха в Крым. Таким образом ездили многие прихожане – учителя и врачи, чтобы их не улучили в видимых связях со своим любимым архиереем.

Традиция фотографировать владыку Луку, распространять его снимки, рукописные и машинописные проповеди была, с одной стороны, своеобразным протестом сложившемуся режиму.

Совет

В то же время это было показателем активности веры, которую, несмотря даже на времена Н.С.

 Хрущева, когда отношение власти к Церкви ужесточилось, люди не теряли, а преумножали благодаря таким светлым личностям, как архиепископ Лука.

Живую память о владыке Луке, прожившем в Тамбове менее трех лет, бережно сохраняют вот уже несколько поколений. Хранят эту память в Тамбове традиционно проводимые здесь медицинские и исторические конференции, памятник архиепископу-хирургу, название городской больницы №2 имени архиепископа Луки, именная премия, учрежденная Тамбовской епархией 7 июня 1995 г.

для поощрения врачей и медсестер, а также именная стипендия для студентов Тамбовского базового медицинского колледжа.

В городе сохранены многие мемориальные места, связанные с общественным и архипастырским служением святителя Луки на Тамбовской земле: дом №9 по улице Комсомольской, где жил владыка; школы №6 и №7, где до революции располагались храмы в честь преподобного Серафима и святителя Питирима, а во время войны были эвакуационные госпитали, где владыка консультировал и оперировал; корпус областной больницы, где некогда располагался храм, а во время войны архиепископ Лука принимал больных. Ныне на центральном здании областной больницы красуется памятная мраморная плита с изображением святителя, освященная в 2002 г.

Знаковым местом архипастырского подвига святителя Луки на Тамбовской земле является, конечно же, Покровский собор, который был возрожден владыкой и который целых 50 лет оставался главным кафедральным собором епархии и единственным храмом в Тамбове. Неподалеку от него теперь красуется здание Тамбовского епархиального управления.

Источник: http://pokrov.pro/tambovskij-renessans/

Правящий архиерей

Родился 26 января 1961 года в р.п. Пичаево Тамбовской области, в семье священника. По окончании средней школы и службы в армии в 1981 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1984 году по первому разряду. В том же году стал студентом Московской духовной академии.

В январе 1985 года Священноначалием Русской Православной Церкви был направлен в Чехословакию на православный богословский факультет университета в Прешове, где получил высшее богословское образование, окончив факультет в 1988 году с ученой степенью «магистр богословия» за сочинение на кафедре церковной истории на тему: «Крещение Руси».

Летом 1985 года в составе группы, представлявшей духовные школы Русской Православной Церкви, участвовал в работе Международного молодежного лагеря «Агапе-5», проходившего в Чехословакии и организованного в рамках Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 22 августа 1987 года в Троицком соборе Московского Свято-Данилова монастыря митрополитом Минским и Белорусским Филаретом, Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ныне митрополит Минский и Слуцкий, Партиарший Экзарх всея Белоруссии), пострижен в монашество с наречением имени Феодосий – в память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

Обратите внимание

28 августа 1987 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, в Москве, епископом Каширским Феофаном, викарием Московской епархии, заместителем Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ныне архиепископ Берлинский и Германский), рукоположен во иеродиакона.

6 сентября 1987 года Блаженнейшим митрополитом Пражским и всей Чехословакии Дорофеем удостоен награды Чехословацкой Православной Церкви – ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия  III степени.

1 января 1988 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена назначен исполнять диаконское служение на Подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах, в Чехословакии.

Весной 1988 года на православном богословском факультете в Прешове (Чехословакия) принимал участие в работе Международной конференции, проведенной «Синдесмосом» совместно со Всемирной федерацией христианских студентов (ВФХС).

В марте 1988 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден Патриаршей грамотой.

В июне 1988 года был участником торжеств, проводившихся Русской Православной Церковью, по случаю исторического юбилея – 1000-летия Крещения Руси.

12 июля 1988 года в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах епископом Подольским Владимиром, викарием Московской епархии, настоятелем Подворья (ныне митрополит Ташкентский и Среднеазиатский), рукоположен во иеромонаха.

В июле 1988 года Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом назначен на должность клирика Петропавловского храма Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах.

Важно

10 января 1989 года к празднику Рождества Христова Указом Святейшего Патриарха Пимена награжден наперсным крестом.

С декабря 1989 года по август 1990 года находился в Федеративной Республике Германии, где в Институте по связям с Восточными Церквами в городе Регенсбурге изучал немецкий язык. В рамках программы обучения посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Люксембург, Бельгию, Голландию, Италию.

В середине мая 1990 года в Тутцинге (ФРГ) в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в Международном симпозиуме «Церкви в контексте многообразия культур. На пути в третье тысячелетие».

В августе 1990 года назначен на должность референта в сектор зарубежных учреждений Русской Православной Церкви Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

В августе 1990 года стал насельником Московского Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря.

В 1991 году назначен заведующим сектором зарубежных учреждений Русской Православной Церкви в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

В марте 1991 года в составе паломнической делегации во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II посетил Святую Землю.

В августе 1991 года в составе паломнической группы, представлявшей монастыри Русской Православной Церкви, посетил Румынию, Болгарию, Грецию и Святую Гору Афон.

Совет

В 1992 году по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви посетил Тунис с целью изучения возможности открытия в этой стране прихода Московского Патриархата.

В 1992 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II к празднику Пасхи Христовой удостоен сана игумена. Возведен в сан игумена в Московском Даниловом монастыре Председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

26 апреля 1993 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

22 мая 1993 года Блаженнейшим Патриархом Святаго града Иерусалима и всея Палестины Диодором I возведен в сан архимандрита.

В феврале 1996 года Блаженнейшим Патриархом Святаго града Иерусалима и всея Палестины Диодором I удостоен награды Иерусалимской Православной Церкви – ордена Святого Креста.

В мае 1996 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

В июне 1997 года к 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом святого благоверного князя Владимира III степени.

К юбилею 2000-летия Рождества Христова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден правом ношения второго креста с украшениями.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 11 августа 2000 года награжден государственной наградой Российской Федерации – орденом Дружбы.

В декабре 2001 года Блаженнейшим митрополитом Чешских земель и Словакии Николаем удостоен награды Чехословацкой Православной Церкви – ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени.

Определением Священного Синода 12 марта 2002 года викарием Нижегородской и Арзамасской епархии, епископом Ветлужским, благословлено стать архимандриту Феодосию (Васневу), начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Обратите внимание

21 апреля 2002 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, в Храме Христа Спасителя в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феодосия (Васнева) во епископа Ветлужского.

Хиротонию совершили: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты: Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; архиепископы: Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений, Верейский Евгений; епископы: Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх, Брянский и Севский Феофилакт.

11 октября 2002 года Указом Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Ветлужский Феодосий, викарий Нижегородской епархии, был назначен временно Управляющим Нижегородской и Тамбовской епархиями.

26 декабря 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви епископ Ветлужский Феодосий, временно Управляющий Нижегородской и Тамбовской епархиями, назначен Управляющим Тамбовской и Мичуринской епархией.

20 апреля 2005 года Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви назначен ректором Тамбовской духовной семинарии.

В 2006 году в составе делегации Русской Православной Церкви сопровождал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во время визита Его Святейшества в Латвию.

В 2006 году Главой Латвийской Православной Церкви митрополитом Рижским и всея Латвии Александром был награжден орденом святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, III степени.

С 2006 года является членом Общественной палаты Тамбовской области.

25 января 2008 года Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина награжден государственной наградой Российской Федерации – орденом Почета.

Важно

27 июня 2008 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден памятной медалью Русской Православной Церкви «1020-летие Крещения Руси».

28 июля 2008 года Главой Украинской Православной Церкви митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром награжден памятной медалью Украинской Православной Церкви «1020-летие Крещения Руси».

8 октября 2008 года Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени.

24 марта 2010 года в Московской духовной академии состоялась защита епископом Феодосием диссертации на тему: «Тамбовская духовная семинария в период реформ духовно-учебных заведений в 1860-1870 годов».

7 июня 2010 года решением Ученого совета Московской духовной академии епископу Феодосию была присуждена ученая степень «кандидат богословия» за вышеуказанное сочинение. Решение было утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Летом 2010 года епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был награжден памятной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

», памятным знаком и благодарственным письмом за активное участие в проведении юбилейных торжественных мероприятий, в сооружении и освящении в городах и районах области памятников, увековечивших имена воинов-тамбовчан, погибших в годы войны.

В январе 2011 года в связи с 50-летним юбилеем со дня рождения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского II степени.

В апреле 2011 года Президентом России Д.А. Медведевым епископу Тамбовскому и Мичуринскому Феодосию объявлена благодарность.

Совет

16 мая 2011 года Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин вручил епископу Феодосию в связи с 50-летием высшую награду Тамбовского региона – медаль «За заслуги перед Тамбовской областью».

26 декабря 2012 года в связи с созданием Тамбовской митрополии Преосвященнейший владыка Феодосий изменил титул на Тамбовский и Рассказовский.

30 декабря 2012 года присвоено звание «ПОЧЕТНОГО СТРОИТЕЛЯ РОССИИ» с вручением нагрудного знака.

3 января 2013 года Владыка возведён в сан митрополита Тамбовского и Рассказовского.

Неоднократно участвовал в конференциях Международного форума «Диалог цивилизаций», проходивших в Греции, Чехии, на Кубе.

Исполняя различные послушания Священноначалия Русской Православной Церкви, посетил Египет, Турцию, Иорданию, Италию, Польшу, Словакию.

Удостоен наград многих региональных и федеральных общественных организаций и благотворительных фондов.

Информация взята с  официального сайта Тамбовской епархии

Источник: http://troica-tmb.ru/o_hrame/arxierej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector