Церковь михаила архангела (смоленск), россия, город смоленск, улица большая краснофлотская

Домонгольские церкви Смоленска

pamsik…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие.

Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!
…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.
… Мы начали осмотр с первой – Петропавловской.

Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).…Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие.

Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 – значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели!

…В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.

Обратите внимание

Петропавловская церковь.Мы начали осмотр с первой – Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Интересно, что на церковной территории располагаются два храма – один белый и нарядный, с крылечками и колокольней, другой – темно-невзрачно-кирпичный. Мы сразу кинулись к белому.

Оббежали его почти кругом, пощёлкали фотоаппаратом и про себя удивились, что внутри почему-то находится туристическая, хоть и паломническая, компания. Честно говоря, буквально отбивались от назойливой мухи-мысли «ну, и что особенного в этой вашей домонгольской церкви».

Мы уже буквально направились к выходу, как краем глаза увидели несколько человек, заходящих в невзрачную и скромную соседнюю церковь. И тут нас пробило – так вот же она!Вот как бывает. И эта церковь Петра и Павла подарила нам очень сильные ощущения. Совсем нельзя назвать её красивой. Она лаконична, строга и сдержанна до предела.

Но в её пропорциях, линиях, окнах-амбразурах, шершавом кирпиче, гладких полукруглых маковках, общем облике – таится такая сила, и такая энергетика, что от неё невозможно оторвать глаз.Внутри – ощущения такие же – сильные и уютные. Не хочется уходить. Она не отпускает.

Внутри церковь маленькая, мне запомнилась слева красивая икона Богоматери в окладе из золотых металлических виноградных листьев. Мы зашли в храм видимо перед началом службы, уже подтягивался народ, поэтому экскурсию свою мы быстро завершили, было неудобно стоять с круглыми глазами и открытыми ртами.

Но снаружи я фотографировала её бесконечно, плюс ко всем своим архитектурным и историческим достоинствам она была окружена бушующими цветущими пионами.Тот белый храм, на который мы обратили внимание сначала – это церковь св. Варвары, причем она сама находится на третьем этаже, а две лестницы-крылечка, оказывается, ведут к колокольне.

По поводу месторасположения, которое называют неудачным, а именно – современно-безликие почти неокультуренные окрестности в виде грязного рынка, такого же автовокзала, трамвайных и ж/д путей в придачу, я хочу сказать, что это не церковь неудачно расположена, а все эти объекты её окружающие.А храм то стоит на правильном месте. Раньше (до 18 века) ведь возводили церкви только на особых сильных местах – энергетических точках или перекрёстках невидимых знергийных линий.

Церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела (Свирская).

Обе эти церкви находятся уже на Левобережье, вдоль Днепра, достаточно недалеко друг от друга. Церковь Иоанна Богослова или «На овражке» (ул. Б.Краснофлотская) мы только посмотрели из машины – проехали мимо. Раньше она была почти двойником Петропавловской по силуэту, а в 18в. сильно до неузнаваемости перестроена.

Важно

Но, если бы позволяло время, несмотря на отсутствие архитектурно-визуального удовольствия, зайти в неё стоит – только ради того, чтобы почувствовать, как начинает звенеть голова. Я уже писала – эти храмы стоят в сильных местах.

Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).

Опять же мы были подготовлены отзывами, которые в один голос называли её «красавицей» и «живой историей». Но первое впечатление было у нас не таким.Мы обошли её кругом, выбрали место, чтобы взгляд обнимал её всю и стали вербализовать свои ощущения. «Это что-то византийское, или похоже на греческую архитектуру», – неуверенно сказала я.

«Представляю, как бы она органично смотрелась в Средневековье где-нибудь в Прибалтике», – резюмировал муж.Храм, действительно, напоминал больше про-готический замок-башню, но никак не православную да ещё домонгольскую церковь. Он очень высокий, даже грандиозно высокий, к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русского менталитета.

Мы озадаченно вошли внутрь и там, на стене увидели фотографию церкви в своём истинном первоначальном виде (это фотореконструкция) – и всё сразу поняли. Она перестроена! А какая была! Скаты крыш были мягко-волнистыми, и если использовать поэтические сравнения, то можно сказать, что церковь была похожа на распускающийся цветок или как будто она выходила из расступающихся морских волн.В 18в.

над ней провели экзекуцию, называемую реставрацией.Морские волны крыш заменили на плоские треугольники, что-то пристроили, что-то перестроили, заложили окна в барабане (барабан – это шея, на которой держится маковка-купол).

А ведь древние строители специально в своём 12 веке додумались и создали именно такое освещение храма: из 8 огромных, узких и длинных окошек на барабане внутрь буквально лился солнечный свет, причем так особенно – контрастно и верхняя часть храма была настолько пронизана светом, что создавалось ощущение её приближенности к небу, а все остальные части здания «приземлялись».

Как удавалось древним мастерам добиваться такой удивительной гармонии в построении пространства – загадка до сих пор и для нашего сверхинтеллектуального времени.Когда находишься внутри этой церкви, то испытываешь невероятные ощущения.

Я уже писала, что храм очень высокий, а, находясь внутри и в центре, благодаря особому определённому арочному делению пространства, оказываешься в таком подкупольном «колодце», в котором – тебя просто уносит ввысь, вверх. Там огромная высота, а главное, арки по бокам как будто сдавливают и ужимают воздух вокруг тебя со всех сторон, и возникает чувство ощущения себя в воздушном узком «тоннеле» устремленном вверх.

Фото взято у Ирины il_ducess

Такие храмы как церковь Михаила Архангела в Смоленске – редчайшая редкость. Подобные фрагментарно есть ещё в Старой Рязани, в Полоцке, Великом Новгороде, Старой Ладоге, Владимире, Суздале.Смотришь на этот храм и сразу думаешь, а какая у неё история? Кто построил? Почему здесь?Попытаюсь ответить на эти вопросы.Когда, готовясь к поездке, я читала предварительно-общеознакомительную инфу про Смоленск, помню, меня поразили 3 вещи – то, что Смоленск стоит на Днепре; то, что в городе сохранились «домонгольские церкви»; и то, что именно здесь в Смоленске, оказывается, был убит князь Глеб. (Борис и Глеб – это сыновья Киевского князя Владимира Красное солнышко и греческой царевны Анны Порфирородной).Почему я сейчас говорю об этом? Из-за места. Пытаюсь найти ответы на вопросы.

1) «Почему здесь?» и «Кто построил?».

Оказывается на этом участке берега Днепра, где стоят церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела – раньше было древнее Урочище Смядынь (лесной массив и бухта) – по имени речки-притока, впадавшей в Днепр.

Совет

Это место Смядынь по каким-то причинам было облюбовано смоленскими князьями – генеалогическая ветка, которых идёт от Владимира Мономаха: Мономах – … – его внук Ростислав Мстиславович (первый поселился на Смядыни) – его сын Роман Ростиславович (построил церковь Иоанна Богослова) – его сын Давид Романович (построил церковь Михаила Архангела).

Так Смядынь превратилось в специально ограждённую «княжескую местность». Князья активно застраивали её красивыми «княжьими» храмами – для себя.

2) «Какая история места?»

«В лето 1013 года от Рождества Христова» Смоленск принял крещение. Через 2 года, здесь, на речке Смядыни был убит муромский молодой князь Глеб (братьев Бориса и Глеба всегда изображают вместе, то едущими на лошадках, то стоящими в рост, но всегда с мечами и в горностаевых шапочках). Его выманили с суши на речную ладью и зарезали. На этом месте люди стали видеть мерцающий свет зажжённых неведомо кем свечей. Через несколько лет прах Глеба перевезли в Вышгород (близ Киева). А смоляне вырыли на берегу Смядыни Глебовский колодец, вода которого считалась чудотворной и целебной. Сюда стали тысячами приходить православные.В 12 веке рядом здесь (с колодцем) был возведён фамильный княжеский «вотч» – Борисоглебский монастырь (сейчас развалины, потому что древнейшие постройки взорвали ещё в Смутное время войска смоленского воеводы Михаила Шеина, а потом кирпич и камень из руин дорастаскали для парка Блонье и новой Московской дороги).В сер.19в. над Глебовским колодцем возвели шатёр-каплицу с золочёным крестом – таким образом, выразил свою признательность воде один муромский купец, исцеливший здесь больные ноги. В годы Революции каплицу, конечно же, целой не оставили – разрушили до основанья. А в 1991 место убиения святого Глеба отметили каменным крестом с памятной надписью (Все это находится – на улице Борисоглебской).

P.S. И ещё, листая Смоленский этнографический альбом со старыми фотографиями города, я случайно увидела фотоснимок 19 века и удивилась – оказывается свежескошенный луг, окружающий церковь Михаила Архангела, по которому мы активно бегали в поисках наиболее удачной точки для очередного кадра, не что иное, как старинное кладбище.

И ещё. Меня это поразило. На территории рядом с домонгольской церковью 12 века построен домик – церковный притч в виде суперсовременного коттеджика. Вот сюда опять бы притащить того японца из Юнеско – чтобы добить его окончательно. Ну это ж надо додуматься – рядом с уникальной постройкой сгородить новомодный современный дом. Я понимаю, что домик-притч, наверное, нужный и ценный, и денег, наверное, меценаты какие-нибудь отстегнули, но всё-таки надо головой думать, а не другим местом, неужели не существует других проектов – глаза не смотрят на этот вопиющий диссонанс. Про пластиковые двери в самом древнем домонгольском храме я так и быть уже промолчу.

Читайте также:  Преподобная олимпиада арзамасская и киевская (стригалёва)

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:

Смоленск. Успенский собор. Музей водки и ресторан «Смоленская крепость»
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»
Хмелита. Дом семьи Грибоедовых
Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева

Посты по русским городам:

Масонский Ярославль
Ярославский «Кремль» и «Слово о полку Игореве»
Ярославль или город Медведь? Прогулка по Стрелке
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Александровский Кремль. История Короля Пик
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Вологодский Кремль …и Либерея Ивана Грозного
Вологда и Николай Рубцов
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Кострома. Ипатьевский монастырь
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
Муром. Окский сад или древнее Городище
Прогулка по Твери. Загадочные страницы тверской истории – Афанасий Никитин
Тверь. Гостиница «Оснабрюк». Памятник Пушкину на набережной /ч.1
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Вознесенская деревянная церковь
Путеводитель по Торжку

Источник: https://ru-travel.livejournal.com/29447268.html

Смоленск

Смоленск – один из древнейших городов России, он упоминается в летописях с середины IX века. Сегодня это крупный промышленный, культурный и туристический центр нашей страны, привлекающий путешественников старинной крепостью, красивыми соборами и многочисленными музеями.

Достопримечательности

Смоленская крепость – одно из самых массивных оборонительных сооружений Древней Руси, создателем которого был архитектор Федор Конь.

В момент своего появления (1596-1602 годы) эта цитадель была самой большой в государстве. Площадь крепости равнялась 2,7 гектара, протяженность стены составляла 6,5 км.

Она имела 38 башен, находящихся на расстоянии около 150 метров друг от друга. Высота стен колебалась от 13 до 19 метров, ширина – от 5,2 до 6 метров.

Смоленская крепость сохранилась не полностью. Из 38 башен уцелело 18. Стены остались не везде. Цитадель Смоленска несколько отличается от подобных сооружений в других русских городах. Стены огораживают не привычный глазу кремль, а довольно большую территорию, внутри которой находятся современные улицы и здания.

Башни Смоленского кремля сложены из красного кирпича и имеют различную форму – прямоугольную, круглую, многогранную. Некоторые из них разместили у себя какие-либо учреждения.

Сохранившиеся крепостные башни:

  • Пятницкая;
  • Фроловская (Днепровские ворота) – в ней сейчас размещается Смоленская православная гимназия;
  • Волкова (Семеновская);
  • Костыревская (Красная);
  • Веселуха (Лучинская);
  • Позднякова (Роговка);
  • Орел (Городецкая);
  • Авраамиевская;
  • Заалтарная (Белуха);
  • Воронина;
  • Долгочевская;
  • Зимбулка;
  • Никольские ворота – сейчас в них располагается Городской центр связи и информации;
  • Маховая (Моховая) – в ней сейчас размещается детский туристический центр и музей этнографии и краеведения “Смоленские украсы”;
  • Донец;
  • Громовая (Тупинская) – в ней размещается филиал Смоленского музея-заповедника;
  • Бублейка;
  • Копытенские ворота.

Храмы

В центре Смоленска находится Соборный холм , на котором расположено несколько храмов. В том числе и главный храм города – Успенский собор.

Свято-Успенский собор – главная церковь Смоленска и кафедральный собор Смоленско-Калининградской епархии. Расположен он в историческом центре города, на Соборной горе. Храм в основном был построен в 1677 году, но полностью закончен лишь в 1772 году.

Он был поставлен в память об обороне Смоленска от поляков в 1609-1611 годах. Во время этой обороны погибла ранее стоящая на этом месте церковь, построенная еще в 1101 году. Современный Успенский собор сооружен в стиле барокко. Храм двухъярусный, четырехстолпный, с пятью главами.

Собор имеет два престола: в честь Успения Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии. До Великой отечественной войны здесь хранилась Смоленская икона Божьей Матери, но после войны она пропала. Сейчас в соборе хранится список этой иконы. Адрес: г.

Смоленск, Соборная гора.

Другие храмы, стоящие на Соборной горе:

  • Богоявленский собор (1781-787 годы);
  • Благовещенская церковь (1779 год);
  • Церковь Иоанна Предтечи (XVIII век);
  • Архиерейские палаты и входящие в их комплекс церкви Двенадцати Апостолов и Кирилла и Мефодия (вторая половина XVIII века).

Смоленск богат храмами, и перечислять все не имеет смысла. Но о домонгольских церквях, построенных в XII веке, сказать стоит, так как их в России осталось не так много.

В Смоленске находится три домонгольских храма:

  • Церковь Петра и Павла на Городянке (г. Смоленск, ул. Кашена, д. 20);
  • Церковь Иоанна Богослова на Варяжках (г. Смоленск, ул. Дзержинского);
  • Церковь Михаила Архангела на Пристани (г. Смоленск, ул. Б. Краснофлотская).

Монастыри

Авраамиев мужской монастырь – один из самых древних монастырей Смоленска. Он был основан еще в начале XIII века епископом Игнатием. Первым настоятелем был отец Авраамий.

В 1611 году, во время польского захвата Смоленска, обитель была закрыта, в ее стенах разместился католический монастырь. С 1658 года снова православный. В 1917 году он был упразднен, возрожден в 2002 году. Сейчас постепенно восстанавливается.

Главный храм монастыря – собор Спаса Преображения 1755 года. Адрес: г. Смоленск, ул. Маршала Жукова, д. 22. Тел.: +7 (4812) 389-876.

Спасо-Вознесенский женский монастырь был основан по одним данным в 1515 году, по другим – в 1630-м. Если верна вторая, более распространенная версия, то вначале монастырь был католическим и принадлежал ордену иезуитов – Смоленск тогда входил в состав Речи Посполитой. В 1665 году он стал православным.

Храмы монастыря:

  • Вознесенский собор (конец XVII – начало XVIII века);
  • Церковь Екатерины (конец XVII – начало XVIII века) – это придел Вознесенского собора, в котором сейчас совершаются богослужения;
  • Церковь Ахтырской иконы Божьей Матери (1830 год) – надвратная.

В настоящее время в монастыре совершаются богослужения, при нем существуют швейная и иконописная мастерские.Адрес: г. Смоленск, ул. Коненкова, д. 9. Тел.: +7 (4812) 350-569.

Свято-Троицкий мужской монастырь изначально принадлежал базалианскому католическому ордену. Но после перехода Смоленска к России, в 1669 году, он был преобразован в православный. В 1672-1675 годах здесь был построен Троицкий собор. Вторая церковь обители – церковь Зачатия Анны (1767 год). Адрес: г. Смоленск, ул. Большая Советская, д. 9.

Музеи

Смоленский государственный музей-заповедник – главный музей города, объединяющий под своим началом двенадцать филиалов в Смоленске и четыре в области.

В состав музея-заповедника входят: Исторический музей – это зал, где проходят выставки, посвященные истории и общественной жизни города, и действуют постоянные экспозиции “Древнейшая история Смоленской земли (100 тыс. лет назад – нач. IX в. н.э.

)” и “Смоленск в составе Древнерусского государства в IX – нач. XIII в.)”. Адрес: г. Смоленск, ул. Ленина, д. 8. Тел.: +7 (4812) 383-862. Режим работы: 10:00-18:00, пятница 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше).

Выходной день – понедельник, санитарный день – последний четверг месяца.

Художественная галерея – это музей, где можно увидеть картины как отечественных, так и зарубежных мастеров. Здесь представлены работы И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, В.А. Серова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, А.Н. Бенуа и многих других. Адрес: г. Смоленск, ул.

Коммунистическая, д. 4. Тел.: +7 (4812) 380-695. Режим работы: 10:00-18:00, четверг 11:00-19:00, пятница 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше). Выходной день – понедельник, санитарный день – последний вторник месяца.

По четвергам с 6 июня по 29 августа режим работы музея с 10:00 до 19:00.

Музей “Смоленщина в годы Великой Отечественной войны” хранит документы, фотографии, карты той поры. Также здесь демонстрируется военная техника, средства связи и многое другое. Адрес: г. Смоленск, ул. Дзержинского, д. 4а. Тел.: +7 (4812) 383-119. Режим работы: в настоящее время музей закрыт на ремонт.

Музей “Смоленск – щит России” (башня Громовая) размещается в Громовой башне – одной из 18 сохранившихся башен Смоленской крепости. Здесь можно увидеть вооружение минувших лет – оружие, доспехи и другое. Адрес: г. Смоленск, ул.

Октябрьской революции, д. 3. Тел.: +7 (4812) 384-173. Режим работы: 10:00-18:00, пятница – 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше). Выходной день – понедельник, санитарный день – последний вторник месяца.

По четвергам с 6 июня по 29 августа режим работы музея с 10:00 до 19:00.

Музей скульптуры С.Т. Коненкова представляет работы знаменитого российского скульптора, уроженца Смоленской губернии. Адрес: г. Смоленск, ул. Маяковского, д. 7. Тел.: +7 (4812) 382-029. Режим работы: ежедневно 10:00-18:00, пятница 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше). Выходной день – понедельник, санитарный день – последняя среда месяца.

Музей-квартира “А.Т. Твардовский в Смоленске” – это квартира, где начиная с 1943 года жили родители писателя. Здесь сохранены интерьеры, в которых жила семья. Есть комната, посвященная Твардовскому. Адрес: г.

Обратите внимание

Смоленск, Запольный переулок, д. 4, кв. 26. Тел.: +7 (4812) 382-796. Режим работы: ежедневно 10:00-18:00, пятница 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше).

Выходной день – понедельник, санитарный день – последний четверг месяца.

Музей “Городская кузница XVII века” расположен в домике того времени. Здесь и правда находилась кузница.

В доме воссозданы условия работы кузнеца XVII века, можно увидеть процесс производства металлических изделий и сами получившиеся предметы. Адрес: г. Смоленск, ул. Ленина, д. 10а. Тел.: +7 (4812) 383-862.

Режим работы: ежедневно 10:00-18:00, пятница 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше). Выходной день – понедельник, санитарный день – последний четверг месяца.

Читайте также:  Преподобный исаакий далматский

Музей “Смоленский лен” показывает старинные ткацкие станки, образцы льняных тканей и многое другое. Также здесь можно узнать, как именно ткали в старину, и даже самому попробовать овладеть ремеслом. Адрес: г. Смоленск, ул.

Маршала Жукова, б/н, Никольская башня Смоленской крепостной стены. Тел.: +7 (4812) 381-611. Режим работы: ежедневно 10:00-18:00, пятница 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше).

Выходной день – понедельник, санитарный день – последняя среда месяца.

Музей “В мире сказки” – это детский музей, экскурсии по которому проходят в театрализованной форме с включением юных посетителей в происходящее. Основные персонажи музея – герои сказок.

Также здесь представлена детская одежда прошлых веков, игрушки и многое другое. Адрес: г. Смоленск, ул. Ленина, д. 15. Тел.: +7 (4812) 382-226. Режим работы: ежедневно 10:00-18:00, пятница 10:00-17:00 (касса закрывается на 30 минут раньше).

Выходной день – понедельник, санитарный день – последний четверг месяца.

Музей природы и экологии был открыт в Смоленске в 1948 году. Здесь можно узнать о жизни птиц и зверей Смоленщины. В связи с ремонтом в экспозиционных залах с 13 мая 2013 года музей закрыт для посещения.

Молодежный центр-музей имени адмирала Нахимова представляет материалы, связанные с работой смоленских военных моряков.

Здесь можно увидеть морскую форму разных лет, модели военной техники, портреты моряков и многое другое. Адрес: г. Смоленск, ул. Большая Советская, д. 29/1. Тел.: +7 (4812) 380-917.

Режим работы: вторник-пятница 9:00-18:00, касса до 17:30, суббота 9:00-17:00, касса до 16:30. Выходные дни: воскресенье, понедельник.

Музей русской водки был открыт в Смоленске в 2003 году компанией ОАО “Бахус”.

Здесь можно узнать историю водки, услышать рассказ о развитии водочного производства на Смоленской земле, а также отведать фирменный напиток. При музее есть ресторан, дегустационный зал и магазин. Адрес: г. Смоленск, ул.

Важно

Студенческая, д. 4, Пятницкая башня. Тел.: +7 (4812) 381-382. Режим работы: 12:00-24:00. Выходные дни – понедельник и воскресенье.

“Смоленские украсы” – музей этнографии и краеведения, созданный в 1993 году при детском центре творчества. Адрес: г. Смоленск, площадь Смирнова, Маховая башня. Тел.: +7 (4812) 383-933. Режим работы: 10:00-17:30, пятница 10:00-16:00. Выходной день – понедельник.

Парки и памятники

В сквере Памяти Героев в историческом центре Смоленска расположены:

  • Памятник “Благодарная Россия героям 1812 года”, заложенный 6 августа 1912 года в 100-летнюю годовщину победы над армией императора Наполеона и открытый в сентябре 1913 года.
  • Памятный знак в честь партизан Отечественной войны 1812 года (1987 год).
  • Аллея Героев Отечественной войны 1812 года с бюстами фельдмаршалу М. И. Кутузову, генералам М. Б. Барклаю-де-Толли, П. И. Багратиону, Н. Н. Раевскому, Д. С. Дохтурову, Д. П. Неверовскому, Е. И. Оленину.
  • Аллея Городов-Героев, открытая в сквере Памяти Героев 24 сентября 2006 года.
  • Бюст Михаила Алексеевича Егорова – Героя Советского Союза, водрузившего Знамя Победы над Рейхстагом.
  • Вечный огонь, зажженный от огня с Могилы Неизвестного Солдата 28 сентября 1968 года, в дни празднования 25-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков.
  • В этом же парке в здании бывшего Городского народного училища памяти 1812 года расположен музей “Смоленщина в годы Великой Отечественной войны”.

Парк культуры и отдыха “Лопатинский сад” – любимое место отдыха смолян и гостей города. В нем расположены:

  • Королевский бастион – земляное пятиугольное укрепление, возведенное после взятия Смоленска в 1611 году войсками польского короля Сигизмунда Третьего.
  • Памятник Софийскому полку, торжественно открытый 5 августа 1912 года в честь Софийского полка, участвовавшего в боях за Смоленск 4-5 августа 1812 года.
  • Памятник “Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года” (установлен в 1841 году).
  • Памятник на могиле Скалона – генерала русской армии, этнического француза, погибшего в Смоленском сражении 5 августа 1812 года.

Городской сад “Блонье” с установленным в нем памятником основоположнику русской классической музыки Михаилу Ивановичу Глинке (открыт 20 мая 1885 года).

Помимо вышеназванного, в Смоленске достойны вашего внимания памятники фельдмаршалу М. И. Кутузову, зодчему Федору Коню, поэту А. Т. Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину, скульптору М. О. Микешину, партизану-герою В. Т. Куриленко, В. И. Ленину.

Праздники и фестивали в Смоленске

Начиная с 2008 года в апреле на сцене Смоленского драматического театра им. А.С. Грибоедова проходит Международный театральный фестиваль-биеннале “Смоленский ковчег” . В 2012 году в “Смоленском ковчеге” принимали участие театральные коллективы из России, Белоруссии, Украины, Польши и Швеции.

В середине мая по нечетным годам город Смоленск принимает у себя Всероссийский конкурс исполнителей народной песни “Голоса России” . В конкурсе принимают участие лучшие исполнители и ансамбли народной песни из различных регионов России.

В конце мая – начале июня любители классической музыки могут посетить Всероссийский музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки – один из главных российских форумов классической музыки.

Традиционно фестиваль открывается в последнюю пятницу мая концертом известного симфонического оркестра и солистов и заканчивается в первое воскресенье июня гала-концертом на родине великого русского композитора в селе Новоспасском.

9-10 августа – празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрии” – одной из главных святынь Православной церкви. В рамках торжества, которое ежегодно посещают сотни паломников, на Соборном холме проводится крестный ход и театрализованное представление на евангельские темы.

Фестиваль исторической реконструкции “Гнездово” проводится в середине августа. Посетители смогут увидеть реконструкцию военно-полевого лагеря IX-XI вв., стать свидетелями индивидуальных турниров, массовых сражений и множества иных увлекательных зрелищ.

В августе-сентябре смолян и гостей нашего города приветствуют участники Всероссийского кинофестиваля актеров-режиссеров “Золотой Феникс” . Главная цель кинофестиваля

Источник: http://vv-travel.ru/garticle/smolensk

Свирская церковь на Краснофлотской. Храм Михаила Архангела в Смоленске — «Readovka.ru»

Алексей Костылев 24.04.2014, 09:39

«Такое же несть в полунощной стране»

На окраине старого Смоленска, там, где Большая Краснофлотская улица делает поворот от Днепра, высится очень необычная постройка. Сложенное из плинфы здание ступенями возносится к небу на весьма большую высоту. Это — классический представитель полоцко-смоленской школы домонгольской архитектуры, храм Михаила Архангела, иначе именуемый Свирской церковью.

Первоначальный облик храма

Скорее всего, в древности храм носил посвящение Чуда Архангела Михаила, и лишь в позднее время был освящен в честь самого Архангела. Название «Свирская» у церкви тоже появилось в поздние времена.

Храм был построен между 1180 и 1197 годом по заказу весьма деятельного смоленского князя Давида Ростиславовича, участника событий, описанных в «Слове о полку Игореве» еще до того, как он получил смоленский стол.

Совет

Церковь стоит в загородной резиденции князя. Это, кстати, дает представление о масштабах XII века — от Свирской церкви до смоленского Кремля можно дойти пешком за 20 минут. Собственно говоря, первое упоминание о храме в летописи (одна из древнейших — Ипатьевская летопись) относится к смерти Давида Ростиславича.

«Сам бо (князь — АП) сяков обычай имееть — по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена».

Как видите, речь сразу же идет о красоте храма. И действительно, для того времени храм был совсем уж необычайным.

Четырехстолпный храм симметрично окруженный тремя притворами и апсидами с четвертой стороны, ступенчато поднимался вверх на 35 метров.

Что-то похожее к тому времени, было, пожалуй, только в Полоцке — в Спасском соборе Евфросиньевского монастыря. Неудивительно, что здание считалось чудом — слишком далеко ушли смоленские зодчие от византийских канонов.

Кстати, двумя десятилетиями позже еще один храм, сохранившийся до сих пор, был выстроен смоленскими зодчими. Это — Пятницкая церковь на торгу в Новгороде 1207 года.

Дальнейшая судьба храма остается неясной. Скорее всего, он обветшал, ремонтировался во время польского завоевания Смоленска, потом снова ремонтировался… В XX веке настало время реставрации.

Храмом занимался великий реставратор Петр Барановский. Он обустроил кровли храма.

Другой выдающийся реставратор и историк архитектуры, Сергей Подъяпольский, с 1978 года занимался научной реставрацией фасадов и интерьеров храма. К сожалению, в церкви почти не осталось фресок.

Удивительно, но большинство фрагментов домонгольской живописи Смоленска было обнаружено… во время раскопок несохранившихся храмов. Теперь эти фрагменты хранятся в Эрмитаже.

Обратите внимание

А Михайловская церковь и поныне стоит, сейчас она возвращена Русской православной церкви, что, в общем, к счастью, не сказывается на ее сохранности.

Источник

Источник: https://readovka.ru/news/1887

Золотой век земли смоленской. Храм Петра и Павла. Церковь Михаила Архангела

Эпоху XII — начала XIII века часто называют «золотым веком» Смоленского края. Не то чтобы тогда не было богатых и бедных, болезней и смертей, а кругом царили гармония и всеобщее счастье.

Бурное развитие культуры, образования, степень влияния смоленских князей на политику молодого государства и даже великокняжеский престол — все вместе это и определяло процветание Смоленской земли.Рассказ о сохранившихся памятниках домонгольского зодчества Смоленска.

На этот раз речь пойдет о храме Петра и Павла и церкви Архангела Михаила.

Храм Петра и Павла

Точная дата постройки храма Петра и Павла, расположенного на правом берегу Днепра, неизвестна, как и его судьба на протяжении первых пяти столетий. В XVII веке, в польскую эпоху в нем находилась резиденция униатского архиепископа Льва Кревза-Ржевусского. Сам храм был превращен в костел, а с запада от него — пристроены двухэтажные палаты.

После 1654 года в храме вновь стали проходить православные службы. К палатам была пристроена шатровая колокольня. Столетие спустя над дворцом выстроили третий этаж, в котором разместилась придельная церковь Святой Варвары.

«Так замечательный памятник XII века, храм Петра и Павла, включился в чуждый ему архитектурный комплекс, в котором он занял явно подчиненное место — он был ниже и меньше дворцового корпуса», — пишут исследователи.

Перестройка коснулась и самой церкви — значительно был поднят пол над древним уровнем, вместо древних окон появились новые, широкие. В конце XVIII столетия с северной стороны к храму пристроили придел Нила Столбенского. Он просуществовал недолго и был разобран из-за намокавшей северной стены.

В начале XIX века у храма разобрали древнюю главу, в конце того же столетия были окрашены стены церкви, что объединило его с более поздними постройками. Церковь окончательно вписалась в окружавшую ее архитектуру и именно поэтому долго не привлекала внимания ученых.

Только в предвоенные годы начались научные исследования этого памятника. А при подготовке к празднованию 1100-летия Смоленска (в 1962–1963 годах) прошли реставрационные работы под руководством выдающегося ученого Петра Барановского. Тогда был удален третий этаж палат, отделен от них храм, а ему возвращен первоначальный облик.

Читайте также:  Преподобный пафнутий боровский

Исследования показали, что время постройки церкви относится к середине XII века, времени княжения Ростислава. Проводившиеся же позднее раскопки позволили выяснить, что уже на последнем этапе строительства в XII веке вокруг храма возвели несколько пристроек.

Возможно, к моменту окончания возведения приделов и галереи храм выглядел именно так, как на одном из вариантов реконструкции.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Архангела Михаила расположена в так называемой «княжеской местности» — на западной окраине современного города близ улицы Большой Краснофлотской. Первое летописное упоминание о данном храме относится к 1197 году. На основании этого упоминания хронологические рамки возведения церкви относятся к историческому периоду между 1180 и 1197 годами.

Это был княжеский храм, возведенный князем Давидом Ростиславовичем. Собственно, первое летописное упоминание храма связано с его смертью. Храм был поврежден во время осады Смоленска 1634 года, после чего в середине XVII века церковь перестроили. В 1713 году состоялось ее переосвящение, ремонтные работы и перестройка неоднократно проводились в конце XVIII века и трижды — в XVIII столетии.

Архитектурные детали XIX века были удалены в 1963 году, когда по проекту Петра Барановского началась реконструкция храма. В 1976–1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века и реставрацией отдельных деталей XVIII века.

* При подготовке материала использована информация из книги Н. Воронина, П. Раппопорта «Зодчество Смоленска XII—XIII вв.»

Источник: https://drygoi-smolensk.ru/history/zolotoy-vek-zemli-smolenskoy-hram-petra-i-pavla-tserkov-mihaila-arhangela_9679/

Церковь Михаила Архангела в Смоленске

Ветер: северо-западный, 8 м/с

днемночью
Февраль +1 °C -8 °C
Март +7 °C -4 °C
Апрель +13 °C +3 °C
Май +22 °C +10 °C
Июнь +25 °C +13 °C
Июль +29 °C +15 °C

Церковь Михаила Архангела (Свирская) — каменный столпообразный храм XII века в честь Архангела Михаила. Находится в Смоленске.

История

Церковь построена по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора.

Летопись сообщает о её богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при церкви существовал монастырь.

В 1611 году православный приход был обращён в католический. Для православного богослужения восстановлен в первом десятилетии XVIII века при митрополите Сильвестре (Крайском).

В 1733 году к церкви был пристроен теплый придел.

Важно

В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия, человека Божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра I из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на Смядынь) совершался крестный ход.

Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.

Современное состояние

В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е.

 Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.

) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века (восстановление хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства).

Богослужение возобновлено в 1991 году. Ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма митрополит Кирилл освятил 21 ноября 1999 года.

См. также

  • Архитектура Смоленского княжества

Источник: https://tropki.ru/rossiya/smolenskaya-oblast/smolensk/cerkov-mihaila-arhangela-v-smolenske

Смоленск. Церковь на Большой Краснофлотской улице

Остатки древней постройки на западной окраине Смоленска, примерно в 200 м от церкви архангела Михаила, отмечали уже с середины XIX в. К началу XX в. эти руины полностью исчезли под землей. В 1973 г. здесь были проведены археологические раскопки (П. А.

Раппопорт). Они показали, что древнее здание целиком разобрано и от него остались лишь фундаментные рвы. Более того, даже рвы сохранились только под тротуаром улицы, т. е.

в полосе шириной от 3 до 4 м, поскольку на остальной площади их уничтожили при понижении мостовой.

[adsense]
Совет

Раскопками были выявлены фундаментные рвы южной трети небольшой церкви: южной стены и части западной, южной апсиды, простенка между южной и центральной апсидами, заканчивающегося юго-восточным столбом, а также юго-западного столба.

Южная апсида снаружи прямолинейна, а изнутри прорисована в виде очень пологой кривой. Судя по небольшому отрезку стенки фундаментного рва, представляющему собой наружный край южной стены центральной апсиды; эта апсида также не имела полукруглой формы.

Юго-восточный столб несомненно отделялся проходом от апсид, и церковь была, таким образом, четырехстолпной. Общая схема плана церкви восстанавливается достаточно уверенно (табл. 13). Храм в длину достигал, вероятно, 13 м.

Толщина стен около 1 м, величина подкупольного пространства вдоль церкви 3.5 м, азимут 80°.

На основании найденного куска рухнувшей стены можно судить о технике кладки. Стены были исполнены из кирпичей размером 3.5—4.2X19—20.5Х Х27.5—28.5 см. Найдены кирпичи с полукруглым торцом для выкладки тонких полуколонок.

На торцах кирпичей имеются довольно многочисленные знаки, а в одном случае — клеймо на постелистой стороне. Раствор прочный, с включением крупных кусочков битых кирпичей, углей, шлака. Фундамент был сложен насухо из булыжников различного размера. Глубина его 1—1.

1 м: он прорезает культурный слой XII в. и доходит внизу до черного предматерикового слоя. Раскопками раскрыт хорошо сохранившийся кусок пола, вымощенный кирпичами. Кроме того, найдены обломки поливных керамических плиток, в том числе фигурных.

Судя по фрагментам штукатурки со следами фресковой живописи, храм был расписан.

Схема плана храма и его строительная техника позволяют датировать памятник концом XII — началом XIII в., а формат кирпичей указывает более узкую дату — 80—90-е гг. XII с. Встречающиеся в литературе сопоставления рассматриваемого храма с упоминаемым в летописи собором Козьмодемьянского монастыря ошибочны.

Воронин Н. Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска…, с. 280-286.

Источник: https://arheologija.ru/smolensk-tserkov-na-bolshoy-krasnoflotskoy-ulitse/

Свирская церковь Михаила Архангела (г. Смоленск) — ПроСтранствия — Радио Вера — Елицы

На западной окраине Смоленска, на высоком холме над Днепром, стоит церковь Михаила Архангела – самая древняя в городе. В двенадцатом веке она украшала богатый двор князя Давида Ростиславича. Кажется, храм весь устремлен к небу.

Это впечатление не случайно – именно такого эффекта стремились добиться древние архитекторы, придав церкви непривычную для византийской традиции столпообразную форму и подчеркнув ее готическими архитектурными элементами. Новое веяние пришло из Полоцкого княжества, откуда на Смоленщину были приглашены строительных дел мастера.

Можно сказать, что с возведения Михайло-Архангельской церкви здесь, в верховье Днепра, начался новый период церковного зодчества.

Обратите внимание

Изначально храм был устроен так, что свет в него проникал, главным образом, через высокие просторные окна барабана, на котором держится единственный купол. Поток света, щедро льющийся сверху, подчеркивал богатое внутреннее убранство.

Стены, своды, оконные откосы были полностью расписаны фресками – об этом говорят чудом уцелевшие фрагментарные остатки древней росписи.

Иконы, как свидетельствует летопись, отличались не только особой техникой письма, но и щедро украшенными окладами – обилие золота, серебра, драгоценных камней и жемчуга поражало воображение.

В начале семнадцатого века Смоленск взяли поляки, при них храм Михаила Архангела какое-то время был католическим. После освобождения города церковь уже не могла похвастаться прежним великолепием. На память об этом печальном периоде на хорах осталось специальное отделение для оргАна и пробитые в стене отверстия для распространения звука.

Во время войны с Наполеоном совсем недалеко от Михайло-Архангельского храма расположились вражеские батареи, пушечные ядра долетали до церковных стен, оставляя на них следы, сохранившиеся до наших дней. Церковь была варварски разграблена. После войны средств на ее восстановление взять было неоткуда, и долгое время она находилась в плачевном состоянии – так, окна были затянуты рыбачьими сетями.

В конце девятнадцатого века храм был восстановлен, но революция, а затем Вторая мировая война оставили на нем очередной печальный след.

В семидесятых годах прошлого столетия реставраторы постарались вернуть древнему зданию прежнее величие. Ожил многострадальный храм в начале девяностых – здесь вновь стали совершаться богослужения.

Говорят, во время службы под древними сводами чувствуешь себя по-особенному.

В Смоленск из Москвы, кроме прямого поезда, идут многие составы белорусского направления. Михайло-Архангельская церковь находится, можно сказать, в шаговой доступности от железнодорожного вокзала.

Важно

Сначала нужно пройти по мосту через Днепр к улице Дзержинского – уже отсюда храм предстанет перед вами во всем своем величии.

Останется еще пройтись минут двадцать по Большой Краснофлотской – и вы у цели!

Источник: https://elitsy.ru/communities/103056/612740/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector