Церковь николая чудотворца в муроме

Николо-Набережная церковь

Николо-Набережная церковь (иногда ее называют также церковью Николы Мокрого) расположена на высоком берегу Оки. На эту заметную ярко-желтую церковь открывается красивейший вид не только с самой реки, но из городского Окского парка. На Береговой (Мережной) улице Мурома раньше проживали торговцы и рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.

Храм расположен на месте деревянной церкви XVI в., которая, по преданию, стояла вблизи деревянного дворца Ивана Грозного. Новая церковь строилась в 1700-1717 гг. вопреки запрету Петра I на каменное строительство. Средства для храма выделил московский священник Д.

Христофоров, который таким образом увековечил память своего отца, священника, служившего еще в деревянной Никольской церкви.

Обратите внимание

Изначально Николо-Набережная церковь была совсем небольшой – в один объем. Стены четверика оформлены просто и изящно: под карнизом здание опоясывает ряд декоративных арок вместо закомар и резной тонкий фриз. Высокие барабаны пятиглавия (центральный – световой) у оснований украшены циркульными кокошниками.

Купола очень близки к шлемовидной форме и отличаются от выраженных луковиц Благовещенской, Троиц­кой и других церквей Мурома. Несмотря на общие композиционные черты с храмами Мурома второй половины XVII в.

, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали «петровского» барокко: пучки колонок под общей капителью по углам здания, наличники окон из таких же колонок, с «разорванными» фронтонами вверху.  

Колокольня и широкая трапезная были пристроены только в XIX в. Силуэт симметрично примыкающей к основному объему приземистой трапезной, соединенной с колокольней, несколько облегчается рядом небольших, вытянутых по вертикали окон с полукружиями вверху наличников.

 Под крышей стены трапезной украшает карниз с квадратными ширинками. Двухъярусная восьмигранная колокольня (восьмерик на четверике) увенчана одной главкой. Под карнизом колокольню опоясывает ряд круглых окон. Ярус звона оформлен арками, стилизованными под ложные закомары основного объема.

Довольно грубо и безвкусно оформлен колоннами вход в церковь с западной стороны. 

В конце XVII в. в Никольской  церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были встроены изображения двенадцати сивилл – пророчиц, предсказавших рождение Христа, – написанные местным художником А.И. Казанцевым.

До революции в церкви находилась икона Николая Чудотворца XIV в., единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу истории Муромского княжества. Сейчас образ хранится в Муромском музее.

Лик этой иконы, считавшейся чудотворной, притягивает суровой выразительностью и самоуглубленностью.

В Николо-Набережной церкви крестили Владимира Козьмича Зворыкина – изобретателя современного телевидения.

У подножия горы, под храмом находится Никольский родник – самый почитаемый в народе. По преданию, у родника несколько раз являлся сам Николай Чудотворец, а вода обладает целебной силой. Считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма. Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Богоматери «Живоносный источник».

Важно

В 1992 г. пострадавшая от времени и запустения Николо-Набережная церковь была возвращена верующим и отреставрирована. Сейчас в обновленном храме проходят службы, а его яркий силуэт украшает высокий берег реки Оки.

Адрес Николо-Набережной церкви: г.Муром, ул. Плеханова, 27а
Телефон: +7 (49234) 3-12-33

Источник: https://www.tourism33.ru/guide/places/murom/nikolo-naberezhnaya-tcerkov/

Книга Чудес матушки Иулиании

В муромском Никола-Набережном храме хранятся чудотворная икона и мощи святой Иулиании. Дни ее памяти – 10/23 августа и 2/15 января.

В «Житие святой праведной Иулиании Милостивой (Лазаревской) Чудотворицы» сообщается о многих исцелениях по молитве матушки Иулиании. И в наше время праведная Иулиания продолжает творить чудеса. Свидетельство тому – записи в Книге Чудес, что ведется в Никола-Набережном храме в Муроме. Поклониться чудотворной иконе и мощам матушки Иулиании приезжают верующие со всей страны.

От Ивана Грозного до наших дней

Церковь Святителя Николая Чудотворца, названная по своему местоположению Прибрежной, находится в самом центре древнего русского города Мурома на живописном берегу реки Оки. Она по праву считается одним из древнейших приходских храмов города.

История Никола-Набережного храма в Муроме ведет начало от церкви Ильи Пророка. На его месте в XVI веке построили деревянную церковь Николая Чудотворца. В народе ее называли «Никола Мокрые ноги», потому как в разлив реки Оки вода подбиралась к самому храму. Сейчас таких разливов нет, но название сохранилось.

Первоначальное основание этой церкви приписывается царю Ивану IV и связано с пребыванием его в Муроме во время похода на Казань. По показанию Сотной книги 1574 г., напротив этой церкви был государев двор.

Отсюда же отправлялась рыба и порох из Мурома в Москву, к царскому двору. Здесь же ждали вызова на службу ратные воины, готовые защитить берег от врагов.

Посвятили новую церковь Николаю Чудотворцу неслучайно – он покровительствовал торговцам, каких много было по берегу Оки.

Святая праведная Иулиания Лазаревская

Рядом с Никольским храмом находилась деревянная звонница с шестью колоколами.

В 1700 г. вместо ветхой деревянной церкви решили возвести новый добротный кирпичный храм. Есть сведения, что строительство велось на средства московского священника Дмитрия Христофорова. По всей видимости, он был сыном иерея Христофора, который служил в муромской церкви. Строился храм долго – 17 лет.

В 1714 г. в храме устроили новый иконостас. Под руководством художника Казанцева в Муромском Благовещенском монастыре написали иконы для иконостаса с изображением шести сивилл – древних пророчиц, предсказавших рождение Иисуса Христа. Сейчас фрагменты этого иконостаса находятся в краеведческом музее Мурома.

Столетие спустя, в 1803 г., устроили трапезную и придел в честь Пришествия Святаго Духа. Потом на средства прихожан возвели придел в честь святого Власия, покровителя стад, и колокольню.

После революции и до лета 1940 г. Никольская церковь находилась в ведении общины верующих.

Совет

К ХХ веку в храме появились святыни: украшенная драгоценными камнями икона Богородицы и чудотворная икона Николая Мирликийского.

Но почти все церковное серебро было расхищено, повреждена ограда и колокольня. Храм был отнесен к памятникам архитектуры второй категории, что спасло его от полного уничтожения. С 1940 г. и до 1991 г. в храме устраивали лыжную базу, склад зерновых, птичник.

Арендаторы менялись несколько раз, одно время здание принадлежало музею. Целое десятилетие храм стоял открытый и пустой. Наконец в 1991 г. его передали Владимирской епархии.

Первый настоятель храма протоиерей Петр рьяно взялся за дело восстановления, однако почти сразу в храме случился пожар, очень много сгорело, но уцелела икона Святителя Николая Чудотворца.

Муромский храм Николы набережного, старинная открытка

В 1993 г. из Воронежа привезли новые колокола и водрузили на звонницу. Тогда же храму передали мощи Святой праведной Иулиании.

Настоятель храма протоиерей Сергий Горячев, когда ему исполнилось 15 лет, впервые пришел именно сюда. В 17 лет он поступил в Троице-Сергиеву Лавру. Затем пришел в храм Николы-Мокрого псаломщиком, красил его, потом служил в соседнем храме. Когда отсюда батюшка ушел на покой, его поставили настоятелем.

При отце Сергии в 2005 г. возле святого целебного источника у храма поставили и освятили часовню. По преданию, именно отсюда епископ рязанский Василий отплывал вверх по Оке из Мурома в старую Рязань.

Жизнеописание святой Иулиании

Матушка Иулиания – одна из русских православных женщин-святых. Родилась она в 1535 г. в семье Иустина Недюрева, ключника при дворе царя Иоанна Васильевича. Когда было ей шесть лет, умерла ее матушка Стефанида Лукина, родом из Мурома. По смерти жены отец отдал Иулианию на воспитание бабушке Анастасии в Муром.

Книга чудес святой Иулиании.

Бабушка воспитывала внучку в благоверии и чистоте, сама была боголюбива и нищелюбива, подавала милостыню, подолгу молилась, соблюдала посты, мало спала и много трудилась. Когда же минуло Иулиании 12 лет, умерла бабушка, и девочка перешла жить к своей тетке Наталии, у которой своих было восемь дочерей и один сын.

В 16 лет Иулианию выдали замуж. Супруг ей достался знатный, богатый и добродетельный – дворянин Георгий Осорьин из села Лазарево. Муж ее подолгу находился на царской службе. И вот однажды проснулась Иулиания ночью, чтобы помолиться. Мужа дома не было. И бес напустил на нее, молодую и неискушенную, страху, чтобы легла она в постель и уснула вместо молитвы.

Обратите внимание

Сон ей был страшный, и прямо во сне начала она молить Богородицу и Николая Угодника о защите и помощи. И явился к ней Святой Николай, разогнал бесов и обещал по завету Бога охранять ее. Иулиания проснулась и увидела Святого Николая наяву, как будто он уходил из покоев ее. Побежала за ним, а он тотчас стал невидимым.

Дверь была заперта, и уверовала Иулиания в чудо.

Много раз просила она у мужа отпустить ее в монастырь, но тот не соглашался, призывал любить Бога в миру и вести жизнь праведную. Родила она мужу десять сыновей и трех дочерей.После трагической смерти двух сыновей Иулиания стала снова проситься отпустить ее в монастырь.

Но муж ответил на это, что она должна воспитать и вырастить остальных детей. Всю жизнь Иулиания забывала себя ради близких, поэтому и на этот раз согласилась. Днем и вечером она занималась хозяйством, а ночами молилась, делая множество поклонов, сократив сон до двух-трех часов.

Иулиания спала на голых бревнах, одежды теплой зимой не носила, изнуряла свое тело ради спасения души. Так прожили они десять лет.

После смерти мужа Иулиания стала молиться пуще прежнего, спала по два часа за ночь, рукодельничала да пекла хлеб для нищих и убогих, а сама дошла до крайней бедности, отказывая себе во всем.Во время голода при царе Борисе Годунове Иулиания не переставала помогать людям и пекла для них хлеб, приготовленный из лебеды и коры деревьев.

Читайте также:  Часовня иверской иконы божией матери у воскресенских ворот, россия, город москва

У мощей святой Иулиании

Перед смертью она призналась, что давно желала ангельского образа, но «не сподобилась ради грехов своих». Присутствовавшие при кончине видели, как вокруг головы ее появилось сияние в виде золотого венца «яко же на иконах пишется». Умерла она 2/15 января 1604 г., и с тех пор в этот день чтят память святой праведной Иулиании Чудотворицы.

Похоронили ее у церкви Святого Лазаря в селе Лазаревское. Над гробом Иулиании поставили теплую церковь архистратига Михаила.

Через десять лет умер сын Иулиании Георгий, и когда стали его хоронить, обнаружили гроб Иулиании целым и невредимым, а как открыли его – увидели, что полон он мира благовонного. Наполнили сосуд тем миром, отвезли в Муром в соборную церковь.

Важно

А Иулиания явилась своей дочери Феодосии, бывшей в девичьем монастыре в Муроме, и велела вынуть себя из земли. Подняли ее гроб над землей. И пошел от него песок чудотворный.

Многие от того мира и песка обрели здоровье и силу. Так, Иеремий Червев из Мурома обтер своих жену и дочь песком от гроба Иулиании и зажили на руках и ногах у них многочисленные раны. А христианка Фекла, приложившись к раке со святыми мощами, обрела разум. Иосиф из Пансыревой деревни был нем, а дали ему воды от мощей святой Иулиании – и он начал разговаривать ясно.

Род святой Иулиании не угас, ее потомки оставили свой след в истории России. Один из них, Георгий Михайлович Осоргин, был расстрелян на Соловках — это описано у Солженицына в «Архипелаге ГУЛАГ». В Париже живет Николай Михайлович Осоргин — профессор Православного богословского института, регент Сергиевского подворья, основанного его дедом, автор ряда книг.

Спасла от огня и бомбы

Иулиания стала местночтимой муромской святой в 1649 г. Мощи ее долгое время находились в музее, так же, как мощи Петра и Февронии и благоверных князей Константина, Михаила и Федора. Теперь же мощи праведной Иулиании хранятся в Никола-Набережном храме. Здесь же находится еще одна святыня – икона Иулиании милостивой, которую написали ее потомки и привезли в Муром из Парижа.

Запись из Книги чудес святой Иулиании

Возле раки с мощами Иулиании почти всегда стоят живые цветы. А несколько лет назад случилось, что накануне Пасхи не было у церкви денег, чтобы купить красивый букет белых лилий и белых роз и поставить их чудотворице.

Священник молился, чтобы помог ему Господь обрести, собрать деньги на цветы для милостивой Иулиании. Но вот Пасха близка, а денег нет. Посчитал он тогда со служителями, во сколько обойдется букет, и решили, что деньги выделить надо.

И как раз в этот момент подходит к ним прихожанин и протягивает деньги, а сам и говорит: «Из моей спальни хорошо виден ваш храм. Несколько дней назад во сне я слышал голос, который велел мне отнести в храм деньги. Но мне все некогда было, дела, хотя сам переживал и мучился.

А вот сегодня утром встал и решил исполнить волю Божию. Вот, возьмите, пожалуйста». И что самое удивительное – сумма оказалась ровно такой, какую решили за минуту до этого выделить на цветы.

Этот случай среди прочих записан в Книге Чудес, хранящейся в церкви. «Описание чудес, совершающихся по молитвам святой и праведной Иулиании» – так называется толстая тетрадь в черном переплете.

Начата она по благословению настоятеля Никола-Набережного храма протоиерея Николая Стройкова в 1997 г. В тетради прихожане и паломники оставляли свои записи.

Совет

Люди описывали свое исцеление, чудесное спасение, помощь, благодарили святую, просили помощи и заступничества, рассказывали случаи, которые произошли с ними, сообщали, как после предыдущего поклонения святой наладилась у них жизнь.

Среди многочисленных записей об исцелении больной ноги или поясницы есть и совсем удивительные. Вот молодая мать благодарит матушку Иулианию, что даровала ей дочку после долгих лет ожидания и лечения. Другая женщина поклоняется святой, что помогла ей выносить ребенка.

А вот паломница из Челябинска пишет, как был ей сон, а в нем незнакомая церковь и стол в ней без скатерти. И было ей видение сшить ту скатерть. Много месяцев откладывала она дело, не умея ни шить, ни вышивать.

Но вот по делам приехала в Муром, и как увидела храм Николы-Набережного, вспомнила сон свой, узнала церковь, купила ткань, брала уроки вышивания, и через полгода прислала из Челябинска бандеролью вышитую скатерть.

Паломник пишет, как в дороге перевернулся и сгорел их автобус. Люди выжили, сумка его сгорела дотла, а икона в этой сумке осталась цела и невредима.

А вот и вовсе удивительный случай, который описал клирик храма Святителя Николая в подмосковном Бирюлеве иерей Константин Кобелев 11 декабря 2008 г.: «В 2006 г. по дороге из Дивеева проезжали Муром. Время было неурочное, храм был закрыт, никого не было. Спутники мои остались в машине, а я решил, что хотя бы вокруг храма обойду.

Когда я был у святого алтаря, с южной стороны, неожиданно услышал дивное пение. Высокий женский голос пел. «Значит, это меня матушка Иулиания зовет», – подумал я тогда. 30 ноября 2008 г. в нашем храме Святителя Николая в Бирюлеве был совершен теракт. Пострадала только одна наша прихожанка Анна, которая три раза плеснула на бомбу святой водой.

Бомба чудом не разорвалась, только сработал взрыватель, повредив Анне лицо».

Еще одна интересная запись, которую сделала муромлянка по рассказу паломницы из Белоруссии. У нее сильно болел внук, не мог ходить. Врачи от него отказались, и только мать и бабушка продолжали лечение и молились. И однажды приснилось ей, что помочь сможет святая Иулиания.

Обратите внимание

О такой святой она не слышала никогда, стала спрашивать у знакомых, те тоже не знают. И вот отправившись в поездку по святым местам, оказалась в Муроме и неожиданно для себя нашла здесь икону и мощи святой Иулиании, молилась, плакала, речь ее постоянно переходила с русской на белорусскую.

И уехала она в полной уверенности, что внук ее начнет ходить. А обретение веры – это ли не главное чудо?

Роман Павлов

Источник: http://pokrov.pro/kniga-chudes-matushki-iulianii/

Николо-Набережная церковь в Муроме

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, улица Плеханова, 27А
Начало строительства: 1700 год
Окончание строительства: 1717 год
Святыни: мощи святого Иулиании Лазаревской
Координаты: 55°34'55.5″N 42°03'38.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В историческом центре Мурома, на высоком берегу Оки возвышается церковь Николы Набережного. Её золотые купола и ярко-жёлтый фасад видны не только со стороны реки, но и из городского Окского сада.

В соответствии с древней традицией Никольская церковь построена у воды, поскольку св. Николай Чудотворец обладал властью над водной стихией, молитвой останавливая бури и волны. В народе Николая почитают как спасителя утопающих, покровителя плавающих и путешествующих. Также Николо-Набережную церковь называют Храмом Николы Мокрого или Храмом Николы на Водах.

В дни весеннего половодья вода почти подступает к стенам храма, и тогда жители Мурома говорят: «У Николы ноги мокрые». Строительство первой деревянной церкви во имя св. Николая Чудотворца приписывают Ивану Грозному, который побывал в Муроме накануне похода на Казань.

В середине XVI века против Храма Николы Мокрого стоял двор государев, а на нём — княжеские хоромы, горницы и повалуши. Как «строение государево», Николо-Набережная церковь пользовалась высочайшими милостями. Так, царь Михаил Фёдорович (1596 — 1645) пожаловал ей рыболовные и бортнические угодья, богатые мёдом и пчелиным воском.

Сгорел ли деревянный Никольский храм или пришёл в ветхость, неизвестно. В 1710-х годах московский священник Дмитрий Христофоров начал возводить каменный храм в память о своём отце, служившем в Николо-Набережной церкви.

В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство, а в 1714 году в новой церкви установили резной золочёный иконостас, в котором наряду с другими иконами поместили изображения сивилл (пророчиц), выполненные известным муромским иконописцем А. И. Казанцевым. До революции в церкви находилась древняя икона «Николай Чудотворец», датируемая XIV веком. Сегодня этот чудотворный образ хранится в Муромском историко-художественном музее.

Архитектура и приделы Николо-Набережной церкви

Николо-Набережная церковь являет собой редкий пример «петровского барокко» в провинции. Своими чёткими линиями, сдержанным декором по жёлтому фону и круглыми окнами в верхнем ярусе звонницы она напоминает московские храмы раннепетровской эпохи.

Барабаны глав украшены арками и увенчаны куполами шлемовидной формы. Под общей капителью по углам здания установлены пучки колонок; из этих же колонок выполнены наличники окон на резных консолях. Колокольня имеет не шатровое, а купольное завершение.

В 1803 году к основному зданию церкви пристроили каменную трапезную, а в ней создали придел Сошествия Святого Духа.

В 1847 году появился ещё один придел в честь святого Власия — покровителя животных, так как в числе благодетелей церкви были купцы Суздальцевы-Ушаковы, торгующие скотом. На Руси к священномученику Власию обращались за помощью, если вдруг заболеет лошадь, или заблудится телёнок.

Святыни Николо-Набережной церкви

В годы советской власти Храм Николы был закрыт, но в 1991 году в нём возобновились богослужения. Паломники приходят сюда, чтобы поклониться мощам святой Иулиании Муромской, прославившейся благочестивой жизнью и поддержкой нищих. Во время страшного голода при Борисе Годунове, когда наблюдались случаи людоедства, Иулиания продала всё своё имущество для покупки хлеба голодающим.

Мощам этой святой нужно молиться, если болеют младенцы. У подножия холма, на котором стоит Николо-Набережная церковь, бьёт Никольский родник. По легенде, у этого источника несколько раз являлся сам Николай Чудотворец, поэтому его вода считается целебной. Рядом с храмом Николы Мокрого, в овраге находится часовня Богоматери «Живоносный Источник».

Читайте также:  Молитвы на благословение скоромных блюд во время праздников

Рейтинг достопримечательности

Николо-Набережная церковь в Муроме на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/308-nikolo-naberezhnaya-tserkov

Николо-Набережная церковь в Муроме. К мощам Иулиании Лазаревской

Последним храмом, который планируем посетить в Муроме, становится Николо-Набережная церковь, расположенная на высоком берегу Оки. Здесь находятся чудотворные мощи святой праведной Иулиании Лазаревской.

4 августа, воскресенье. 3 день. После посещения двух муромских монастырей: Свято-Благовещенского мужского и Свято-Троицкого женского, немного задерживаемся возле памятника Петру и Февронии и еще раз любуемся панорамными видами на многочисленные купола и кресты соборов.

На берегу Волги

Далее решаем спуститься к церкви Николы Набережного. Она находится совсем рядом с этими монастырями, хотя отсюда совсем не видна. Но найти ее оказалось несложно: просто нужно от площади с памятником Петру и Февронии идти по улице вниз к Оке около 200 метров.

Когда дорога упирается в забор, нужно резко повернуть направо и опять вниз. И вот тут перед глазами открывается потрясающей красоты храм Святителя Николая Чудотворца.

Его также называют Николо-Набережный или Никола-Мокрый.

Если обойти строение справа и спуститься по металлической лестнице вниз, то можно увидеть источник и купальню. Водичка имеет ярко-выраженный привкус железа. А для желающих купаться нужно позаботиться о том, чтобы заранее взять в храме ключи от купальни.

Мы были здесь накануне вечером, когда храм (а, соответственно, и купальня) уже были закрыты. А в это воскресное утро в церкви шла служба, и времени дожидаться ее окончания, чтобы искупаться у нас уже не было.

В храме на литургии было достаточно много народа. Мы очень аккуратно прошли в левую часть, где находится рака с мощами Иулиании Муромской.

Историческое прошлое

Еще немного истории о храме во имя святителя Николая Чудотворца в городе Муром. По-другому эту церковь называют «Никола Набережный» или «Никола Мокрый». Эти названия образовались из-за местоположения храма. Он стоит на берегу Оки. Во время высоких паводков окская вода доходит до самых стен храма.

Строилась церковь в 1700-1714 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова. До каменной церкви на этом месте стоял деревянный храм, в котором служил его отец.

Рассказывая о «Николе Мокром», всегда не забывают упомянуть интересную особенность: храм возводили тогда, когда Петр I запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга. То есть само появление в Муроме Никольской каменной церкви в ту эпоху было событием исключительным.

Важно

В 1714 году был устроен иконостас, в 1715 году написаны святые иконы, в 1716 году был вызолочен иконостас, а в 1717 году храм был освящен по благословению Преосвященного Стефана, митрополита Рязанского.

Этот каменный храм сохранился до настоящего времени в своем первоначальном виде. Он пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна в храме в два света. Его архитектура весьма близка к архитектуре других муромских церквей, построенных в 17 столетии.

В 1803 году к этому храму пристроена трапеза: в ней был устроен престол в честь Сошествия святого Духа на апостолов. Престол освящен в это наименование в память прежде бывшей деревянной церкви в честь Сошествия святого Духа, которая стояла ниже Никольской церкви на берегу реки Оки.

В 1847 году трапеза расширена и в ней устроен другой придел в честь священномученика Власия. Прихожане Никольской церкви прежде занимались торговлей скотом, посему и пожелали устроить храм в честь святого Власия, считающегося покровителем стад.

Святыни Никольского храма

В Николо-Набережной церкви сохранилось немало древних икон. Из них особенно почитается прихожанами икона Святителя Николая Чудотворца. Местными жителями она считается чудотворной. Обращает на себя внимание резные изображения Николая Чудотворца Можайского. Митра на нем серебряная, вызолоченная, украшена стразами, риза серебряная.

По ценности украшений обращает на себя внимание икона Знамение Пресвятой Богородицы. Риза на ней серебряная вызолоченная, украшена древними камнями.

Церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1991 году передана Владимирской епархии. Ныне храм знаменит тем, что в нем покоятся мощи святой праведной Иулиании Лазаревской (или Муромской).

Вот и закончилось наше путешествие по муромской земле. Посетив все запланированные святыни и достопримечательности, можно возвращаться домой. Тем более, что впереди нас ждет загадочный природный гейзер-фонтан, который мы почему-то не смогли найти по пути в Муром. Интересно, а есть ли он вообще? Посмотрим…

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Если вы окажетесь в Муроме, обязательно воспользуйтесь необычными экскурсиями от творческих жителей этого города. Вы сможете узнать очень много всего интересного!

Храмы

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/tserkov-nikoly-naberezhnogo-iulianija-murom/

Николо-Набережная церковь

Едут поклониться их мощам и испросить благословения на супружество, но есть в Муроме ещё одна замечательная церковь, заслуживающая внимания.

Речь идёт о храме Николая Чудотворца, иногда его называют храмом Николы Мокрого из-за того, что во время разлива воды реки Оки, на берегу которой он стоит, доходят до самых его стен, правда, такого уже давно не случалось.

Этот храм привлечёт внимание людей, даже далёких от религии, своим необычным местоположением, внешним видом, историей.

Совет

Никольский храм носит название святого Николая Чудотворца, которого очень любит русский народ, он выделяется среди других городских церквей, имеющих преимущественно белый цвет, своими ярко-жёлтыми стенами.

Если обратиться к истории, то можно установить, что появление деревянной постройки на этом месте относится ещё ко второй в половине 16 века – временам Ивана Грозного, в дальнейшем эта церковь не была обделена вниманием других российских государей.

Тогда в ней располагалась два придела: Космы и Дамиана, Феодора Стратилата.

В описях того периода можно найти подробные описания этого места, внутреннего церковного убранства, близлежащих дворов, так, из них можно узнать, что недалеко находилось церковное кладбище.

Во времена Петра I действовал запрет на строительство каменных церквей, но его обошли, и в 1700 году вместо деревянной постройки на берегу Оки появился каменный пятиглавый храм с алтарём, имеющим три полукруглых выступа. Его архитектором был священник из Москвы Дмитрий Христофоров, который посвятил построенную церковь своему отцу, бывшему священником здесь же.

Храм по праву можно отнести к зданиям, построенным в стиле московского барокко, его венчает колокольня с круглыми окнами и шлемовидными по форме куполами. В принципе архитектура храма имеет много схожих черт с другими храмовыми постройками Мурома.

В 1714 году Никольская церковь обзавелась иконостасом, в котором выделялась икона Николая Чудотворца, пребывавшая в храме до Революции 1917 года, а потом оказавшаяся в местном музее. 1717 год ознаменовался для храма появлением иконы, созданной художником Александром Казанцевым. На ней изображены двенадцать сивилл, предсказавших рождение Иисуса Христа.

В 1803 году к церкви была пристроена трапезная с приделом в честь Сошествия Святого Духа, а в 1847 году площадь трапезной решили увеличить, так появился новый придел – во имя священномученика Власия, покровителя скота. Такой выбор был не случаен – среди создателей храма были торговцы скотом.

Советская власть пощадила храм Николы Мокрого – его не разрушили, а только лишь закрыли в 1940 году.

С начала 1950 гг. около десяти лет здесь размещалась птицефабрика, а с 60-х гг. – городской музей, предполагалось, что в нём будет размещена экспозиция деревянной скульптуры. Вплоть до начала 90-х гг. храм стоял пустым, а затем был передан местной епархии.

В наши дни храм привлекает жителей и многочисленных гостей города: в нём много икон, заслуживающих внимания, а, кроме того, здесь покоятся мощи святой Иулиании Лазаревской. Они были возвращены в Никольскую церковь в 1993 году.

Обратите внимание

Иулиания Лазаревская (Ульяна Осорьина) жила в Муроме в 16 веке, она не прославилась какими-то героическими подвигами, а просто все излишки своего имущества отдавала бедным и убогим.

Явив образ христианской благочестивой жизни, о его жизни написал её сын – Каллистрат Осорьин.

ул. Плеханова, 27А, Муром, Владимирская обл., 602267
8 (492) 343-12-33

В Муромский храм Николая Чудотворца можно попасть и сухопутным, и водным путём. Также рядом с храмом находится источник Николая Угодника, вода из которого обладает чудесным вкусом и целебными свойствами.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Churches/hram-nikoly-mokrogo-v-murome/

Николо-Набережная церковь в Муроме

Николо-Набережная церковь (или церковь Николы Мокрого) — православный храм Муромской епархии Русской православной церкви, находящийся в городе Муроме, Владимирской области.

Церковь расположена на высоком берегу реки Оки. Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец.

Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

История

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…».

В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г.

Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Христофоре.

В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас.

В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

В 1803 году к храму была пристроена трапезная с приделом Сошествия Святого Духа. В 1847 году появился новый придел в честь священномученика Власия — покровителя животных, так как в числе храмоздателей были купцы Суздальцевы-Ушаковы, занимавшиеся торговлей скотом.

Читайте также:  Собор новомучеников и исповедников церкви русской, малый/средний

Церковь была закрыта в 1940 году. В 1950—1960-х годах в храме размещалась птицефабрика. В конце 1960-х годов Николо-Набережную церковь передали городскому музею, который предполагал создать в ней экспозицию, посвященную реке Оке и выставку деревянной скульптуры (на тот период вся коллекция хранилась в храме). В последующие годы храм пустовал.

В 1991 году церковь была передана Владимиро-Суздальской епархии Русской православной церкви для возобновления в ней богослужебной жизни. 9 июля 1993 года в храм были перенесены мощи св. праведной Иулиании Лазаревской, ставшие главной святыней храма.

До революции в церкви находилась икона XIV века почитаемая в городе чудотворной — образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею.

Архитектурные особенности

Никольский храм представляет собой пример местной интерпретации «московского барокко». Это направление отразилось прежде всего в декоре храма, тогда как сам тип пятиглавой постройки вполне традиционен. Необычно лишь завершение колокольни — не шатровое, а купольное, с круглыми окнами.

За всё время своего существования храм не подвергался перестройкам из-за бедности прихода. Резной иконостас церкви сохранялся в первозданном виде вплоть до 1960-х годов.

Церковь в народной традиции

Церковь Николая Чудотворца поставлена в соответствии с древней традицией строить Никольские храмы у воды, поскольку свт. Николай Чудотворец почитался в народе как спаситель утопающих, покровитель плавающих и путешествующих.

В период весеннего паводка, когда воды разлившейся Оки подступают к самому холму, на котором стоит храм, муромляне говорят: «У Николы ноги мокрые».

Источник: https://tropki.ru/rossiya/vladimirskaya-oblast/murom/nikolo-naberezhnaya-tserkov

Иконы св. Николая Чудотворца из Мурома

Т. М. Мосунова (Москва)

ИКОНЫ СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ИЗ МУРОМА

В 2005 г. в обновленной экспозиции Муромского историко-художественного музея появились две отреставрированные иконы св. Николая Чудотворца второй половины XVI в., одна из Николо-Зарядской1 (Вкл. XVIII. Рис. 1), вторая из Козьмодемьянской2 (Вкл. XVIII. Рис. 2) церквей.

Даже беглого взгляда до-статочно, чтобы понять – иконы написаны если не одним живописцем, то (более осторожно) вышли из одной мастерской.3 Вличном письме много общего: прямой нос, изогнутые брови, завитки волос и бороды, форма ушей.

Черные кресты омофора с серединой, окрашенной аурипигментом, покровенная рука, держащая Евангелие с округлым корешком и одинаковым узором на крышке, узкий нимб повторяются на обеих иконах.

Важно

Колера фонов с большим количеством связующего состоят из одних и тех же пигментов, меловой ноздреватый левкас в обоих случаях загрязнен солями железа (анализ ведущего научного сотрудника ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря М. Г. Кононович). Красные надписи с высотой букв 4,5 см, размер головы святого на иконах совпадает – 39 х 26 см.

Высота фигур одинакова, а ширина разная, на более узкой доске изображение не уместилось в среднике и заходит на поля. Можно предположить, что первой была написана икона из Николо-Зарядской церкви, где рисунок свободно расположен в пространстве средника, во втором случае был использован готовый картон или, как сейчас говорят, калька.

Для этого иконописца характерно первую пропись («раскрышку») делать крупными мазками колером с большим количеством связующего, что хорошо видно и на фоне, и в санкире. На микрошлифе, выполненным научным сотрудником ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря В. И.

Барсуковой с иконы из Козьмодемьянской церкви, в санкире легкий уголь всплыл и находится в верхней части слоя, что обычно происходит при высыхании жидкой краски.

На этом легко написанном санкире лежит плотное вохрение, в котором много аурипигмента и киновари.

На иконах есть незначительные различия: на первой иконе украшенные цветными камушками ворот и крышка Евангелия, на второй обводка нимба непривычно синего цвета ­(по определению М. Г. Кононович смесь индиго с черным пигментом).

В Муромском музее находится икона св. Николая Чудотворца сер. XVI в. также из Козьмодемьян- ской церкви.4 В каталоге «Иконы Мурома» авторы статьи А. С. Преображенский и О. А. Сухова предположили, что образ мог быть написан муромским мастером, хорошо знакомым со столичным искусством.

Там же они сравнивают ее с иконой из села Неверково Ростовской области. Иконы очень похожи, особенно зелено-голубоватые фоны, положение рук и Евангелия, изображение одежд.

Совет

Высокий профессионализм создателей этих икон позволяет ощутить разницу в сути, в образе – напряженность ростовской и мягкость и изящество московской иконы постдионисиевского периода. Скорее всего, царь Иван IV прислал эту икону вместе с другими (например, с иконой «Козьма и Демьян»)5 для украшения, построенного по его повелению в сер. XVI в.

Козьмодемьянского храма.6 Вполне вероятно, что муромский иконописец на иконе для Николо-Зарядской церкви писал мазками зеленый фон, голубовато-зеленую опушь, кресты на омофоре, камушки на горловине и крышке Евангелия, вспоминая царскую икону.

Считается, что вторая икона св. Николая Чудотворца, как и московский образ, происходит из Козьмодемьянской церкви. В Писцовой книге Мурома 1636 г. говорится, что эта церковь принадлежала девичьему монастырю.

Там же была деревянная церковь великомученицы Екатерины, где находился «образ великого Николая Чудотворца на празелени».

Узкие пропорции иконных досок характерны для деревянных храмов, поэтому можно допустить, что более узкая икона была написана для церкви св. Екатерины.

Икона «Богоматерь с избранными святыми»7 (Вкл. XVIII. Рис. 3) попала в музей из церкви Успения ХVIII в. Написанная во второй половине ХVI в., техникой исполнения она напоминает иконы св.

Николая Чудотворца: желтый колер фона с большим количеством связующего – видны кистевые мазки с неравномерным распределением пигментов, красные надписи, зеленые нимбы святых повторяют цвет фонов икон св. Николая, также узкие золотые нимбы обведены синей с белой линией.

Для ликов избранных святых характерны приподнятые брови, блики в глазах, плотное вохрение от скул до подбородка, узкие переносицы, вохрениеушей, сливающееся с вохрением лба. Такие же своеобразные приемы письма обнаруживаются на иконе «О Тебе радуется»8 (Вкл. XVIII. Рис. 4) из Николо-Зарядской церкви.

Обратите внимание

Тип лика один, причем плотное желтоватоевохрение, явно с присутствием аурипигмента, лежит на лессировочном слое санкиря, как на иконах св. Николая. Широкий лоб, рисунок волос, бровей, седых волос у переносицы – все это встречается на ликах всех четырех икон.

Один и тот же растительный орнамент, выполненный аурипигментом или белилами, используется на иконах св. Николая (крышка Евангелия) и на изображении одежд иконы «О Тебе радуется». На всех иконахаурипигментная штриховка, заменяющая золотой ассист, идет по коричневому колеру, в который подмешан аурипигмент.

Сфера на иконе «О Тебе радуется» очерчена знакомой синей с белым полосой, желто-зеленый с красной надписью фон такой же, как на иконах св. Николая. Ослабление зеленого оттенка в фоне могло произойти после поновительских щелочных промывок.

Музейная икона из Троицкого монастыря с миниатюрным изображением праздников «Рождество Христово», «Успение», «Богоявление», «Явление ангелов женам мироносицам»9 (Вкл. XVIII. Рис. 5) на первый взгляд не похожа на исследуемые иконы.

Но тип ликов, техника личного письма с неравномерным тоном санкиря и решительными мазками плотного, желтоватого вохрения легко укладывается в характерную особенность творчества нашего иконописца.

Голубой с белым цвет обводки мандорлы из клейма «Успение» встречался на его иконах,10 разработка крыш палат напоминает крыши и купола иконы «О Тебе радуется».

Все пять икон написаны на липовых досках. Две иконы поменьше – четырехчастная и «Богоматерь с избранными святыми» – на одной доске без шпонок, а три остальных только на двух досках, скрепленных двумя шпонками и склеенных в шпон т. н. «гусем».

Перед нами пять икон муромского иконописца второй половины ХVI в.

Общий подход к подготовке доски, широкая «раскрышка» жидкой краской, затем разработка изображения плотными колерами, любовь к аурипигменту, который используется как в чистом виде, так и в смесях, повторяющийся растительный орнамент и узнаваемый тип ликов. Крепкий, уверенный мастер, работающий как в миниатюре, так и выполняющий крупные церковные заказы.

Важно

Скорее всего, в Муроме в ХVI в. жил не один иконописец. Муромский исследователь В. Я. Чернышов11 отыскал имя иконника Евдокима, работавшего в конце ХVI в. Его род записан в синодик Богородицкого собора. Предположим, что он был в приходе собора и работал там, тогда его мастерская могла находиться в кремле. При раскопках на территории кремля в 1998 г.

археологи из Археологической службы Муромского историко-художественного музея во втором горизонте, который датируется от Х до ХIII вв., обнаружили кусочек минерала аурипигмента. Эту желтую краску иконописцы использовали с древнейших времен, заменяя ею дорогое золото, придавая блеск охрам.

Возможно, с первых построенных в Муроме церквей в кремле работала иконописная мастерская.

Ссылки:

1 Сухова О. А. и др. Иконы Мурома. – М., 2004. – Кат. 8. 

2 Сухова О. А. История и культура Мурома в IX- XVI веках // Там же. – С. 13. 

3 Там же. – Кат. 8. Авторы статьи А. С. Преображенский и А. А. Сиротинская не исключают, что обе иконы созданы в одной муромской мастерской.

4 Там же. – Кат. 5.

5 Там же. – Кат. 2.

6 Сенчурова Т. Е. Храмы и монастыри, упоминающиеся в каталоге // Там же. – С. 371.

7 Там же. – Кат. 6.

8 Там же. – С. 15.

9 Там же. – Кат. 11.

10 Там же. Авторы А. С. Преображенский и Е. К. Тюрина считают, что синий цвет иконы близок синему тону на иконе «О тебе радуется».

11 Чернышев В. Я. Муромские иконописцы XVII-XVIII вв. // Уваровские чтения – III. – Муром, 2001. – С. 200.

Источник: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vi/ikony-sv-nikolaya-chudotvorca

Ссылка на основную публикацию