Церковь рождества богородицы в путинках, россия, город москва

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках — последний шатровый каменный храм в истории русской архитектуры.

Запись относится к месту:
Москва

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и закончена в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге). В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.

Обратите внимание

В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей.

В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с шатром, близким по внешнему виду к остальным шатрам. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век.

В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря, а в 1935 году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен отец Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.

Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.

Большой вклад в восстановление храма оказал Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.

Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А.

Абдулова.

Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=269

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках является уникальным памятником архитектуры XVII века, это один из последних шатровых храмов, построенных на Руси. Церковь Рождества Богородицы в Путинках словно одета в каменное кружево и, конечно, служит настоящим украшением Малой Дмитровки, старинной улицы в центре Москвы.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в историческом центре столицы. Она находится в том месте, рядом с которым когда-то стояли Тверские ворота Белого города (Тверские ворота являлись частью московской крепостной стены, разрушенной при Екатерине II).

Из истории

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот.

Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы.

Важно

Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими».

Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром.

Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке.

В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян.

В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года.

Краткое описание

Церковь Рождества Богородицы на Малой Дмитровке выделяется прежде всего своими небольшими декоративными шатрами. Они венчают не только основной объем храма, но и его придел, и восьмигранную колокольню.

Причем, мастера при оформлении шатров проявили большую фантазию — каждый шатер имеет свое декоративное убранство, а венчают их голубые главки, поставленные на небольшие барабаны.

Основания барабанов и шатров опоясывают узорчатые кокошники.

Глядя на уникальное сооружение, Вы заметите, что его стены почти полностью покрыты замысловатой каменной резьбой.

Основной объем опоясан ложными закомарами с килевидными завершениями (в русской архитектуре закомара — это полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, повторяющее очертание свода). Под закомарами сооружен декоративный фриз — красочная композиция в виде горизонтальной полосы.

Особенно примечательно украшение шатра придела. Под его барабаном устроено три ряда кокошников. Звонница кажется ажурной, благодаря проемам в ярусе звона, так называемым «слухам».

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – это один из красивейших старинных храмов, посвященных важному православному празднику, который отмечается 21 сентября (по новому стилю). Возрождение храма связано с именем актера Александра Абдулова.

С конца 80-х годов Александр Абдулов со своими друзьями проводил во дворе Московского государственного театра имени Ленинского комсомола благотворительный фестиваль “Задворки”, все средства от которого шли на реставрацию храма.

Совет

И в итоге церковь Рождества Богородицы в Путинках (расположена рядом с Ленкомом) была полностью восстановлена. Здесь же в январе 2008 года состоялось отпевание одного из самых ярких, талантливых и красивых актеров российского кино.

Источник: https://www.msk-guide.ru/tzerkov_rozhdestva_bogoroditzi_v_putinkah.htm

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках Москва

Первый храм на месте нынешней Рождество-Богородицкой церкви появился еще в 1625 году. Стоял он в окраинной слободе Путинки, располагавшейся за Тверскими воротами Белого города.

Это был деревянный трехшатровый храм, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Называли его по-разному: церковью на Старом посольском дворе, храмом за Тверскими воротами, церковью на земле Новой слободы… Увы, ее век также оказался недолгим — она погибла в пожаре 1648 года.

Читайте также:  Пророк самуил

Горожане обратились царю Алексею Михайловичу с просьбой посодействовать построению новой, теперь уже каменной, церкви. Чтобы в будущем обезопасить ее от огня, они хотели освятить церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», считавшейся защитницей от огненных бедствий.

Самодержец благосклонно отнесся к ходатайству и приказал выдать из казны на строительство 300 рублей, а вместе с деньгами еще и «каменных запасов», то есть стройматериалы.

В результате на месте сгоревшей церкви выросло здание, возведенное из специально формованного кирпича. Материал был очень дорогим, однако опасность пожаров перевесила все доводы в пользу большей экономии.

В память о сгоревшем храме его решили посвятить Рождеству Пресвятой Богородицы. А иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» посвятили отдельный придел.

Сам придел украсили горкой кокошников, а завершению придали вид небольшого шатра на барабане. Его особое значение старались подчеркнуть пышностью убранства. Здесь имелись и сложные карнизы с фигурными валиками, и килевидные наличники, и стрельчатые кокошника, и нечто вроде ожерелья у основания шатра. Строительные работы завершились в 1652 году. Тогда же храм освятили.

Каменная Рождество-Богородицкая церковь удивительным образом пережила все испытания, выпавшие на долю Москвы за последние века. Она уцелела даже в те дни, когда всю первопрестольную охватило пламя. А от разрушения в советское время ее спасло настоящее чудо

Рождество-Богородицкому храму в Путинках суждено было войти в историю как одному из последних шатровых храмов в истории Руси. После изгнания Патриарха Никона его запрет на строительство шатровых церквей отменят, но бал тогда уже править будет новый стиль — так называемое «московское барокко».

После пожара 1812 года

Удивительным образом Рождество-Богородицкий храм пережил пожар Москвы 1812 года. Находившиеся рядом с ним усадьбы сгорели дотла.

В соседний Страстной монастырь ворвались французы, расселились в монашеских кельях, разграбили монастырское имущество, устроили в обители магазин. Сам Наполеон ехал к Кремлю по Тверской и не мог не заметить Богородицкого храма.

Но церковь уцелела — в ней только на две недели прекратились службы. Как здесь не вспомнить про икону Божией Матери «Неопалимая Купина»…

Чудо 1941 года

После Октябрьской революции стоящая в самом центре города церковь не могла не мозолить глаза адептам новой атеистической власти. В 1929 году власти закрыли храмы на территории расположенного неподалеку Высоко-Петровского монастыря. В конце 1930-х годов Рождество-Богородицкий храм закрыли.

Существует легенда, согласно которой 22 июня 1941 года его должны были взорвать. Если она достоверна, то церковь мистическим образом спасло начало Великой Отечественной войны.

В тот день было явно не до подрыва храма, а в годы тяжких испытаний для страны отношение властей к Церкви изменилось к лучшему.

Сегодня Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках​ стоит в ряду самых красивых православных храмов Москвы.

Источник: http://posmotrim.by/article/hram-rozhdestva-bogorodicy-moskva.html

Церковь Рождества Богородицы в Путинках или Последний шатровый храм в стиле «русского узорочья»

Всего 9 фото

Эту удивительную церковь в начале улицы Малая Дмитровка невозможно не заметить, как и невозможно не насладиться ее чувственной красотой. Этот храм примечателен, прежде всего, тем, что является, фактически, одним из последних шатровых храмов, построенных в России из-за запрета их строительства Патриархом Никоном в 1653 году.

Одновременно он является первым на Руси храмом с престолом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Шатровый стиль храмов меня чрезвычайно интересует и вдохновляет, поскольку, по моему мнению, именно в этой типологии храмового строительства воплощается самый возвышенный и устремленный в небеса духовный порыв русской души.

Такие храмы дают ей возможность воспарить над суетой, а нам ощутить свой внутренний порыв соединиться с Богом.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках построена в самом ярком проявлении, так называемого стиля «русского узорочья», когда храмы и терема характеризовались затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Обратите внимание

В архитектуре русского узорочья прежняя конструктивная роль шатра утрачивается полностью. Шатер становится одним из многих элементов декора.

Не удивительно, что всего через год после завершения строительства церкви вышел патриарший указ, положивший конец «богохульному узорочью».

Однако — об истории церкви и событиях, связанных с ее возведением.

В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен отец Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит. Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.08.

Фото снято в 2010 г. со стороны двора «Дома Шехтеля»

Большой вклад в восстановление храма оказал известный актер Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им.

Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.

Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.

09.

Источники:

Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Портал «Храмы России».

Олег Стародубцев. Шатровое зодчество. Портал «Русская народная линия».

© Vladimir d’Ar

Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/74740.html

Елена Лебедева. Храмы Рождества Пресвятой Богородицы / Православие.Ru

Церковь Рождества Богородицы в Путинках    

Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки.

Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из красивейших и древнейших церквей, освященных в честь этого праздника, сохранившихся в Москве.

В древности здесь располагалось урочище «Путинки»: здесь, у Тверских ворот Белого города, расходились два пути — на города Дмитров и Тверь. Здесь находился тогда Путевой двор для послов и гонцов, к которому вели путинки — по-московски кривые улочки и переулки.

Другая версия объясняет название Путинки от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них маленькими московскими домиками, лежавшие в приходе этой церкви представляли собой «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Важно

Первоначально, здесь стояла трехшатровая деревянная церковь, построенная в 1625 году. В 1648 году она сгорела, и прихожане храма, через Иерусалимского патриарха, остановившегося в ту пору в Москве, попросили царя выделить сумму на постройку каменной церкви.

Ее придел впервые на Руси был освящен в честь иконы Божией Матери Неопалимая Купина, оберегающей от пожаров и потому столь значимой для москвичей. Эта церковь — последняя в Москве постройка шатрового зодчества до знаменитого указа патриарха Никона.

Тогда он запретил возведение шатровых церквей и потребовал повсеместного перехода к строительству крестово-купольных храмов. Этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.

В том же XVII веке в Москве за Земляным городом близ Зубовской площади возвели церковь с главным престолом, освященным в честь иконы Неопалимой Купины, давшей название переулку — Неопалимовский.

Название иконы произошло от видения Моисеем горящего куста терновника — купины — охваченного пламенем и не сгоравшего, символизировавшего приснодевство Пресвятой Богородицы.

Поэтому Богоматерь изображена на иконе окруженной пламенем.

И хотя по легенде возведение этой церкви не было связано с основным бедствием старого деревянного города — многочисленными московскими пожарами, у чудотворной иконы молились и искали спасения именно от огня, не раз бушевавшего в Москве и оставлявшего горожан погорельцами.

Читайте также:  Молитвы на поминальной трапезе

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите.

Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список.

Совет

С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня.

Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.)

Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует.

В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот.

Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили.

История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов.

В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы.

А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

Дом Голицыных передавался из поколения в поколение. Когда владельцем стал М.М.Голицын-сын, Екатерина II обратилась к нему с просьбой найти ей в Москве хороший и удобный дом.

Обратите внимание

Только что был заключен Кючук-Кайнарджийский мир в русско-турецкой войне, и императрица собиралась в Москву на празднества по этому случаю. В Кремле же она не любила останавливаться, считая его для себя плохо приспособленным.

Голицын немедленно предложил государыне свой собственный дом.

И тогда архитектора Матвея Казакова пригласили перестраивать голицынский особняк в Пречистенский дворец. Постройка была готова к Новому году, в декабре 1774 года. Стены скромной усадьбы помнят блестящую свиту Екатерины Великой — императрица приехала в Москву с двором и сыном Павлом I.

Однако она осталась недовольна жильем: было тесно и печки плохо отапливали помещение. Соседство с Колымажным двором и конюшнями создавали не самый свежий воздух, люди замерзали немилосердно, и очень путаны были коридоры.

«Прошло два часа, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет», — жаловалась Екатерина в одном из писем, называя свой дворец «торжеством путаницы».

Потом деревянные постройки этого дворца были перенесены на Воробьевы горы и там сгорели.

По легенде, в Рождественской церкви дома Голицыных хранились две иконы, подаренные (или оставленные здесь) Екатериной II в память о своем браке с князем Потемкиным, видимо, венчальные. Вероятно, что эта легенда и осталась в московской памяти связанной с пребыванием в голицынском дворце самой Екатерины. Или думали, что она оставила хозяевам царский подарок за гостеприимность.

В 1779 году Голицыны вновь вернулись в свой особняк на Волхонке. Когда хозяином стал С.М.Голицын, попечитель Московского учебного округа, он открыл здесь аристократический салон. Его посещал Пушкин и однажды в начале лета 1830 года танцевал здесь на балу.

Пушкин в то время уже был помолвлен с Натальей Гончаровой, и есть свидетельство о том, что он собирался венчаться с ней именно здесь. Во-первых, говорят историки, в домовой церкви оплата была меньше, что было выгодно стесненному в средствах Пушкину.

Важно

Во-вторых, внимание великосветского общества к свадьбе было бы не таким пристальным.

И тем не менее разрешения на брак в домой церкви Голицыных дано не было. Есть версия, что венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, тем более лицам, не имеющим к ним никакого отношения, «с улицы», просто запрещалось. И бракосочетание состоялось в приходской церкви невесты.

Во второй половине XIX века здесь жил другой С.М. Голицын, владелец картинной галереи, старинной библиотеки и коллекции древностей. Все это собрал его отец, мечтавший об открытии собственного музея, но не успевший осуществить свое желание до смерти.

В память об отце на первом этаже своего особняка в 1865 году Голицын открыл музей, который называли «московским Эрмитажем». Здесь были представлены такие редкости, как вазы из слоновой кости, принадлежавшие Марии Антуанетте, книги из библиотеки маркизы Помпадур, картины Рафаэля, Рубенса, Пуссена, мраморные канделябры из Помпеи. А посетителей встречал швейцар в мундире лейб-гусара.

Музей был открытым для общественности, однако сохранились любопытные свидетельства о том, как происходил осмотр. По желанию хозяина полюбоваться его коллекцией могли лишь те, кто приходил на воскресную службу в его домовую Рождественскую церковь. По окончании все шли в княжескую столовую на воскресный чай, на котором присутствовал хозяин, а оттуда уже в музей.

Однако всего лишь через двадцать лет после открытия музея Голицын, охладевший к делам по его содержанию, продал свою коллекцию с аукциона. Большую ее часть за 800 тысяч рублей выкупил петербургский Эрмитаж. Примечательно, что все сокровища голицынского музея остались на родине.

В 1877 году Голицын сдал первый этаж своего дома под квартиры. Музейные залы были перестроены под меблированные комнаты для сдачи в наем, а после перестройки левого флигеля в 1892 году здесь они получили название «Княжий двор». В голицынском особняке открылась комфортабельная московская гостиница.

В октябре 1877 года в этом доме поселился А.Н. Островский, который провел здесь последние годы своей жизни.

Когода писатель оформлял договор о найме, смотритель дома серьезно стал объяснять его жене, что перед тем, как сдать квартиру, он всегда собирает справки о нравственных качествах будущего квартиранта.

Совет

Островский в шутку решил сообщить ему «некоторые из своих достоинств — что я не пьяница, не буян, не заведу в квартире азартной игры или танцкласса».

В этом доме из-под пера Островского вышли «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Сердце не камень». В гости к нему часто приходили друзья — И.С. Тургенев, Д.В. Григорович, П.И. Чайковский. В этом же доме на Волхонке жили М.И. Чайковский, В.И. Суриков, Б.Н. Чичерин, И.С. Аксаков, который здесь скончался.

В 1902 году Рождественская церковь обновлялась. Один из лучших московских архитекторов того времени, К.М. Быковский отделал ее в готическом стиле, а иконостас — в полуклассическом.

Этот год стал последним в истории пребывания Рождественской церкви домовым храмом Голицыных.

В следующем 1903 году дом был куплен Московским художественным обществом и потом стал принадлежать различным учреждениям. Достаточно упомянуть о Московском городском народном университете им. А.Л.

Шанявского, который работал здесь в 1909-1911 г.г. до переезда в собственное здание на Миусской площади.

Читайте также:  Собор рождества христова в александрове, россия, владимирская область, город александров

В советское время бывшую усадьбу Голицыных заняла Коммунистическая Академия под руководством историка М.Н. Покровского. Тогда была закрыта Рождественская церковь, а ее иконостас был разобран и передан в церковь села Алексеевского.

В настоящее время здесь находится научное учреждение — Институт философии Академии наук.

Обратите внимание

Московский Рождественский женский монастырь. Церковь Иоанна Златоуста. Фото 1882 г.    

В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского.

Великолепный собор Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1501-1505 годах — это один из древнейших храмов Москвы. Стройную колокольню возвел в 1835 году архитектор Н.И.

Козловский — одна богатая москвичка пожертвовала на нее свои средства в память о рано умершем любимом сыне.

В этом монастыре в 1525 году была насильно пострижена в монахини Соломония Сабурова, супруга великого князя Василия III. Они прожили 20 лет, но их брак оказался бездетным, а князь хотел иметь наследника престола. Он задумал жениться вновь — развод тогда был запрещен, и Соломонию уговаривали добровольно уйти в монастырь, но она сопротивлялась.

Тогда ее постригли насильно в Рождественском монастыре. По старинной московской легенде этому предшествовало видение великим князем Василием птичьего гнезда на дереве, когда он расплакался о своей бездетности. «Государь! — сказали ему бояре: — Неплодную смоковницу посекают и удаляют из винограда.

» Когда он обратился за благословением на развод к греческим патриархам, иерусалимский предстоятель, Марк, предостерегал его: «Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают».

Русские решили обойтись без помощи иноземцев и предложили Соломонии добровольно постричься в монастырь. Когда же она отказалась, ее постригли насильно. Тогда, по легенде, она прокляла будущий брак великого князя и предрекла: «Бог видит и отмстит моему гонителю!» От нового брака Василия III и Елены Глинской родился будущий царь Иван Грозный.

По преданию, в минуту его рождения, 25 августа 1530 года, в 7 часов вечера, один за другим последовали три раската грома при ослепительной вспышке молнии.

Соломония же, постриженная под именем Софьи, пробыла монахиней более 17 лет и умерла в 1542 году. Есть страшное предание о том, что якобы только что постриженная супруга великого князя оказалась от него беременной «к ужасу и раскаянию» ее бывшего мужа.

Важно

Она родила сына, назвала его Георгием и воспитывала его с мечтою о мести: «В свое время явится он в могуществе и славе».

С его именем связаны все легенды о знаменитом разбойнике Кудеяре, который то наводил на Москву крымского хана во время правления Ивана Грозного, то будто бы, напротив, спасал жизнь своего царственного брата.

Этот монастырь был не разграблен во время наполеоновского нашествия, хотя французы заходили в него. По легенде, они хотели сорвать богатый оклад с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Один из солдат бросился к образу, но тут же сильно поранился и больше не мог сдвинуться с места. Пораженные этим, остальные захватчики побежали вон из монастыря.

Угол кирпичной монастырской стены на бульваре художник В.Г. Перов изобразил в картине «Тройка».

Источник: https://pravoslavie.ru/24031.html

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649г. и закончена в 1652г.

Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625г.

Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров.

После пожара деревянной церкви здесь был выстроен великолепный трехшатровый каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, на который из государевой казны была выделена очень большая по тем временам сумма в 800 рублей и прислан кирпич для строительства.

Средства выделялись постепенно: сначала по просьбе прихожан и ходатайству Иерусалимского Патриарха Паисия из казны выдали 300 рублей, потом, когда денег не хватило, добавили еще бóльшую сумму – 400 рублей, и напоследок, под конец работ, были отпущены еще 100 рублей.

Остальные средства собирались прихожанами.

Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню.

Первоначально был построен только основной объем с тремя шатрами – небольшое прямоугольное в плане здание с маленькой трапезной, северным приделом Иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (также увенчанным шатром) и шатровой колокольней.

Совет

Необычно в композиции храма то, что здание рассчитано на обзор со всех четырех сторон; даже апсиды практически скрыты в прямоугольнике и почти не выдаются наружу. Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон.

Самая заметная часть – шатры – непохожи один на другой, строители проявили в их декоре богатейшую фантазию и изобретательность. Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера.

Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой. Сами барабаны основного объема опоясаны аркатурой с остроконечными завершениями. Маленькие барабанчики под главками также опоясаны кокошниками.

По краю основной объем украшен рядом ложных закомар с килевидными завершениями, а под закомарами проведен широкий резной фриз. Еще более замечателен декор шатра на приделе. Его световой барабан ýже, чем сам шатер, основание которого как бы вынесено за пределы барабана, прорезанного к тому же узкими высокими оконцами, а под барабаном высится «огненная» горка кокошников в три яруса.

Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.

На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.

После завершения строительства храма, в 1653г., патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве.

После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935г. В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нем устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». В 1990г. было принято решение о передаче храма верующим.

Сейчас храм полностью отреставрирован, при нем открыта воскресная школа.

Обратите внимание

Стройное изящное храмовое здание, видное от самого начала Малой Дмитровки, необычайно хорошо смотрится, хотя теперь и не со всех четырех сторон, как было первоначально, и является лучшим украшением одной из старинных улиц исторического центра Москвы.

Источник: https://kelohouse.ru/khram-rozhdestva-presviatoi-bogoroditcy-v-putinkakh.html

Ссылка на основную публикацию