Церковь рождества иоанна предтечи на каменном острове, россия, город санкт-петербург

Храм Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове — Санкт-Петербургская епархия Московского патриархата

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сретение — это праздник встречи Бога с человеком. В тайне совершилось пришествие на землю Христа Спасителя. Лишь очень и очень немногие Духом Святым были посвящены в свершившееся величайшее в истории человечества событие.

Поклонились Богомладенцу водимые звездой язычники — восточные мудрецы, поклонились и понесли свое ведение в далекие страны. Подивились от ангелов полученной вести вифлеемские пастухи, пришли к пещере и узрели в яслях беспомощного младенца.

Полистали священную Библию еврейские законоучители, ища ответ на вопрос: где должно родиться Мессии? И все затихло, не оставив заметного следа в житейских буднях. Мир языческий, да и еврейский, продолжал изнывать под тяжестью проклятия, наведенного на себя человеком презрением воли Божией еще в раю.

Обратите внимание

Даже лучшие представители этого мира понимали и чувствовали свое полное бессилие пред грехом. «Хочу», но «не могу» избежать насилия греховного. И очень немногие жили ожиданием помощи от Бога.

А заря нового времени уже занималась. Шел сороковой день от рождения дарованного миру Спасителя. Подчиняясь древнему закону, младенец мужского пола — первенец, разверзший ложесна матери, приносится в храм как жертва и посвящается Богу.

Так в ветхозаветном храме неведомый миру явился Агнец Нового Завета, Сын Божий и сын Девы, определенный свыше на искупительное служение человечеству. Святое семейство с убогой жертвой предстоит святилищу.

Священник приемлет двух голубиных птенцов за Спасителя мира, а Бог зрит Младенца — жертву живую на руках материнских.

В сретение Младенцу Христу, водимые Духом Божиим, явились в храме ветхозаветные праведники: 360-летний старец Симеон и заматоревшая годами старица — пророчица Анна. Они устремились навстречу долгожданного Основателя и Законодателя Нового Завета. «Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих ».

Радуется и ликует пророчица Анна, прозревая в Нем зарю новой жизни и в ней обновленного человека. Молча, в смиренной сокровенности несла Дева-Мать Своего Младенца в жертву Богу и людям, уже зная, что Он — Агнец Искупления.

И ветхозаветный старец пророчествует, что станет этот Младенец в предмет пререканий между людьми, а Ей Самой острое оружие скорби пронзит душу и сердце.

Все, что происходило в жизни Спасителя, кроме видимого, всегда имело еще и особый смысл, сакраментальный. В храме Божьем встречается человек с Богом. Так было прежде, так будет продолжаться и во всю историю человечества.

Важно

Но в храм человек войдет не ранее, чем почувствует рождение Бога в колыбели своего сердца. А Господь, пришедый спасти погибшее, стучится в наши души Сам, встречая нас на жизненном пути. И как важно нам не только встретить, но и узнать Его, чтобы открыть свое сердце навстречу «Владыке всяческих» .

Старец Симеон жил ожиданием Мессии и носил Его, еще неведомого, в сердце своем. Тем и сподобился милости от Бога встретить Младенца Христа и стать Богоприимцем. Старица Анна после 7-летнего супружества сознательно посвятила всю свою долгую жизнь Богу, служа Ему в храме постом и молитвой.

И она удостоилась радости, узнав в Младенце долгожданного Искупителя мира, встретить Христа Спасителя.

А кто из нас, живущих в Новом Завете, — когда многие обетования Божий уже совершились, а Спаситель милостивым сердцем и оком зрит на нас, — не вспомнит своих встреч с Господом.

Ведь и мы уже опытно познали истинность обещания Спасителя, данного Своим ученикам перед Вознесением: Я с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).

Да, внимательно живущие, могут отметить многие ощутимые встречи со Христом.

Когда мы, внимая себе, стоим на молитве и открываем пред Богом свое сердце, разве не чувствуем тогда Его присутствия, забывая обо всем внешнем? И это не есть ли исполнение Христова обещания: воззовет ко Мне, и услышу его (Пс. 90:15).

А сколько раз, изнемогая в бунтующем житейском море, мы избегали конечной гибели и убийственной сердечной туги и скорби призыванием имени Божия: «Господи, помилуй!» А в сердце нередко звучат слова Господа: призови Меня в день скорби, и избавлю тебя (Пс. 49, 15). И это значит, что с нами Бог и Он внемлет воздыханиям сердечным.

Он не только слышит, но и исполняет прошения наши по слову Своему: просите, и дано будет вам; ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам (Мф. 7: 7).

Совет

Дорогие мои, все это наши встречи с Господом в жизни, наше сретение с Ним. Мы опытно знаем, что Бог всемогущ и нет ничего, что было бы выше Его Божественной силы. А любовь Христова выше человеческого разумения, она готова не только на помощь, но и на прощение грехов и даже нашей неверности.

И вера — знание, которым дышит наша молитва, дает молящимся радость переживать чувство живого общения с Богом. Близок Господь ко всем призывающим Его (Пс. 144:18). А восчувствовав сретение Бога, мы не на руки приемлем Его, но в самое сердце, которое ликует и играет духовной легкостью и теплом.

В храме мы становимся причастниками той благодати, которой все дышит в нем, мы благоговейно чествуем святых, прикладываясь к иконам, и получаем их помощь и предстательство; приемлем благословение через священные обряды и службы; и верующей душой ощущаем прикосновение любящей Божией руки и Его присутствие.

И оживают слова Христа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20).

Каждый праздник мы переживаем с особым оттенком чувств, и это происходит из-за живого общения нашего с Господом. Скорбные чувства Страстной седмицы уступают место ликующей радости Пасхи, и душа сопереживает Христу и реально ощущает свою причастность будущему Воскресению.

Христос и теперь выходит в сретение к людям на Божественной литургии. А в Таинстве причащения мы удостаиваемся не только держать своего Спасителя на руках, но приемлем всем существом, творя сердце свое престолом Богу. В храме мы с Богом пребываем в истине. Душа и сердце ощущают присутствие Божие и Его близость.

А как часто мы встречаемся с Христом при всяком добром деле, во имя Господа совершаемом, и не отдаем себе отчета, и только сердце чувствует тихую отраду, благодарное касание Господа при этой встрече с Ним.

Святой Иоанн Златоуст говорил: «Когда ты в протянутую руку нищего опускаешь свою милостыню, то знай, что рядом с этой рукой незримо есть рука Самого Господа».

Обратите внимание

Не вспомним ли мы, какие волнующие мысли и чувства порождает в душе нашей красота природы Божьего мира. И в эти минуты Великий Творец и Божественный Художник приоткрывает нам Себя. Встречаясь с Ним, сердце наше, душа и ум внемлют беззвучной проповеди о Творце, не менее убедительной, чем словесная.

И оживают для нас слова Псалмопевца: дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил ecu! (Пс. 103:24).

Вот как близок стал Господь к человеку с тех пор, когда произошла первая встреча с Ним — сорокадневным Младенцем в день Сретения Господня, что нельзя перечислить всех возможных с Ним встреч на нашем жизненном пути.

Но, други наши, еще об одной будущей встрече нельзя умолчать, ибо она в жизни каждого из нас непременно будет, — сретение с Господом, когда мы переступим порог земной жизни.

Дай нам Бог приготовиться к этой встрече еще в земной жизни, чтобы в ответ на нашу молитву: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, — услышать благоуветливый глас: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира! (Мф. 25:34).

И даже конец Симеоновой молитвы могли бы мы произнести в тот момент, ибо и наши очи видели и осязали плоды великого подвига Христовой жертвы во спасение всех нас. Яко видесте очи мои спасение Твое, яже уготовал пред лицем всех людий, свет во откровение языков, и славу людий Твоих Израиля.

Праведный Симеон и пророчица Анна, встретившие Господа в Иерусалимском храме на пороге Его служения, вдохновили и нас сегодня подумать о наших встречах со Христом. Эти ветхозаветные праведники жили верой в обетования о грядущем Спасителе, жили среди людей, забывших Бога или исказивших Его Заветы.

Они прошли сквозь скорби потопляемого грехом мира, мучаясь в праведных душах своих. Страдания эти очистили их сердца и украсили внутренней красотой праведности и благочестия.

И мы, воодушевляясь примером жизни ветхозаветных праведников, а наипаче святых православной Церкви, пойдем вослед их, верой, надеждой и любовью в сретение Господа Спасителя нашего, предощущая радость быть с Ним в бесконечной вечности.

Читайте также:  Преподобная ангелина сербская

«Приидем и мы, песньми божественными Христа срящем и приимем Его… Сей есть от Девы рождейся; сей есть от Бога Бог Слово, воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся».
Аминь.

Важно

Архимандрит Иоанн Крестьянкин «По следам Евангельской истории. Избранные проповеди на праздники двунадесятые и от Пасхи до Троицы» — М.:Правило веры, 2014. — 264с

Источник: http://predtecha.spb.ru/

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д.83http://www.predtecha.info/

В XVIII веке Каменный остров был популярным дачным местом. Семейство Пушкиных снимало здесь дачу в 1834 – 1836 годах.

Александру Сергеевичу нравилась небольшая церковь Рождества Иоанна Предтечи, расположенная на берегу Большой Невки. В ней супруги крестили своих детей: Сашеньку, Гришу и Ташу.

Существует предание, согласно которому именно этот храм посетил Пушкин по дороге на свою последнюю дуэль.

Храм при богадельне

С1765 года Каменный остров принадлежал великому князю Павлу Петровичу. Будучи генерал-адмиралом флота, цесаревич повелел построить богадельню для героев-моряков, получивших увечья в битве при Чесме.

В 1776 году Павел выделил личные средства и распорядился рядом с домом для инвалидов построить храм.

Автором проекта стал Юрий Матвеевич Фельтен, архитектор, по чьим чертежам была создана машина для перемещения Гром-камня.

Небольшую церковь из красного неоштукатуренного кирпича в псевдоготическом стиле построили за два года. Освящен храм был уже в июне 1778 года при непосредственном участии Павла. Государь очень любил эту церковь, и сам лично руководил в ней хором.

Став главой Мальтийского ордена, государь передал любимую церковь в управление ордену. С этого времени кавалеры приносили присягу под сводами храма. По распоряжению государя в 1799 году при церкви основали мальтийское кладбище. Император Александр I, пришедший к власти через восемь лет, повелел кладбище закрыть, а останки перенести на Смоленское кладбище.

Внутреннее убранство храма

Одноэтажное здание церкви, увенчанное остроконечной главой, имеет в плане форму креста. На западе к фасаду пристроена колокольня с высоким шпилем.

Среди церковной утвари были уникальные предметы: оправленный в серебро крест из кипариса, принадлежавший Павлу I золотой крест с частицей Животворящего Древа, украшенный драгоценными камнями, янтарный крест, икона святых Андриана и Натальи, которой императрица Екатерина II благословляла сына на бракосочетание, древняя икона Иверской Божией Матери.

В годы советской власти

Церковь закрыли в 1938 году. Часть утвари была передана еще в 1917 году в другие храмы, но большинство бесценных вещей и икон исчезло бесследно. Помещение храма было передано под мастерскую известному российскому и советскому скульптору Игорю Всеволодовичу Крестовскому.

После некоторой реконструкции в 60-хх годах ХХ века в церкви открыли спортивный зал для военных, отдыхавших в санатории, располагавшемся в Каменноостровском дворце.

Возвращение храма верующим

Возвращение церкви верующим началось в 1989 году. После проведения реставрационных работ и освящения в 19991 году в храме возобновились богослужения.

Источник: http://Peterburg.center/maps/cerkov-rozhdestva-ioanna-predtechi.html

История церкви Рождества Иоанна Предтечи

Осенью 1765 года Екатерина II подарила Каменный остров, бывший пригородом Петербурга, своему сыну, наследнику престола, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Возникла необходимость строительства здесь Каменноостровского дворца – летней резиденции наследника престола.

И обязательной при нём домовой церкви, которая и была построена менее чем за два года, – гораздо раньше, чем достроили сам дворец и отделали его интерьеры. Архитектура православной церкви, порой смущающая наших современников своим готическим видом, сохранилась до наших дней почти неизмененной.

Выбор неоготического стиля вполне соответствовал вкусам наследника престола, интересовавшегося западноевропейским культурным наследием, и отвечал вообще архитектурным изыскам петербургского общества эпохи, переходной от барокко к классицизму, в которых часто обращались к “древнему”, “заморскому”, интересному и необычному – от китайских мотивов до древнеримских, итальянских.

Цесаревич Павел Петрович оказался оригинален в выборе художественных форм для своей церкви, – неоготическая стилизация под западноевропейскую средневековую капеллу была с большим изяществом воплощена в постройке выдающимся архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном, в то время директором Академии Художеств. Церковь заложили 17 мая 1776 года и по окончании строительства освятили в память Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1778 года.

Возведена церковь, как писалось в путеводителе по Санкт-Петербургу 1839 года, “собственным иждивением императора Павла I”1 в бытность его еще наследником престола.

Государю угодно было во время своего пребывания на любимом им Каменном острове иметь молитвенный дом для своей особы, а вместе с тем удовлетворить необходимой душевной потребности обывателей Каменного острова, состоявших из придворных служителей, воинских нижних чинов, живших в казармах на сем острове и пансионеров, содержавшихся в Каменноостровском Инвалидном доме на адмиральском жаловании цесаревича”.

Совет

После возведения на Каменном острове дворцового комплекса облик острова значительно изменился.

Из почти неосвоенного пригорода он в течение нескольких десятилетий постепенно превратился в благоустроенное место отдыха петербургской знати.

Чтобы представить себе, как происходило превращение его в красивейший архитектурно-парковый ансамбль, небезынтересно взглянуть на историю Каменного острова со дня основания Санкт-Петербурга.

До императора Павла I владельцев у острова было два: в 1704 году по повелению Петра I первым владельцем стал граф Гаврила Иванович Головкин, бывший при Петре первым российским канцлером, а затем президентом Коллегии Иностранных дел.

На обширном, местами заболоченном, зелёном острове он имел загородный дом, куда, по преданию, приезжал к нему в гости сам Пётр I, посадивший в память этого события молодой дуб в усадьбе своего сподвижника и родственника (Г.И. Головкин приходился троюродным дядей Петру по материнской линии).

При первом канцлере России Каменный остров, однако, всё ещё оставался на большей части своей территории в первозданном состоянии. В густом лесу было пробито лишь несколько просек и проведена дорога вниз по Малой Невке. В таком виде в 1746 году остров был продан жене графа А.П. Бестужева-Рюмина. Канцлер А.П.

Бестужев-Рюмин очень много сделал для благоустройства Каменного острова, потратив на это значительные суммы.

В середине 18-го века здесь была создана великолепная парадная загородная резиденция в стиле барокко и целый комплекс изящных парковых строений и гидротехнических сооружений, устроен дворцовый сад и обширный парк для общественных гуляний. До нашего времени ни одной из этих построек не сохранилось, так как все они были деревянными.

Обратите внимание

После покупки в 1765 году Каменного острова императрицей Екатериной II в подарок своему сыну великому князю Павлу Петровичу здесь впервые началось каменное строительство. Идея перестройки бывшего дворца канцлера для цесаревича не получила своего воплощения, хотя готовились соответствующие чертежи. Но средств у казны не было, так как в 1768-1774 гг. Россия вела войну с Турцией.

Одним из первых каменных зданий на Каменном острове стал возведенный в 1766 году по проекту архитектора Ивана Кербера Инвалидный дом, расположенный вдоль набережной Большой Невки. Он предназначался для престарелых и увечных воинов нижних чинов, находившихся на содержании его высочества наследника престола.

В 1772 году цесаревич Павел Петрович был назначен императрицей Инспектором Российского флота в чине генерал-адмирала. После победоносного для России морского Чесменского сражения несколько десятков одиноких матросов-инвалидов, отдавших свое здоровье за Веру, Царя и Отечество и оставшихся без попечения родных и близких, стали жителями Инвалидного дома, получая здесь лечение и уход.

Инвалиды, среди которых были и награжденные высшими орденами Российского государства, продолжали по мере сил служить отечеству: по охране порядка при императорском Каменноостровском дворце и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Инвалидный дом, столетие которого было торжественно отпраздновано в 1866 году, к сожалению, в целости не сохранился до сегодняшнего дня.

В 1979 году при подготовке к Олимпийским играм он был разобран, и на его фундаменте построен спортивный комплекс.

Отложенная в связи с Русско-Турецкой войной идея перестройки старого деревянного дворца не была возобновлена. Возведение нового каменного для цесаревича, так же как и церкви, было поручено архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену.

Церемония закладки каменноостровской резиденции состоялась через полторы недели после закладки церкви – 28 мая 1776 года.

Важно

К строительству привлекались кроме прочих и служащие Адмиралтейского ведомства, считавшиеся на всём протяжении 18-го века лучшими мастерами, так как им приходилось строить не только корабли, но и порты, производственные и жилые здания.

Основной корпус дворца возвели в 1780 году, а работы по отделке интерьеров велись до 1782 года. Церковь же полностью построили к весне 1778 года, несмотря на разрушительное наводнение осенью 1777 года, после которого понадобилось просушивать строящиеся здания.

Павел уделял большое внимание качеству и быстроте каменноостровского строительства.

Ещё за год до постройки церкви он обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с просьбой заранее определить в новый храм священника, “которого не столько знание, как поведение было хорошо и притом не навлекало бы стыда месту”. Просьба была в точности удовлетворена.

Читайте также:  Мученик евстратий, авксентий, евгений, мардарий и орест севастийские

После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хор, и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в неё из личного владения Павла I.

“Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставших и доселе употребляемых.”

От отделки интерьеров в наши дни ничего не сохранилось, но из описей, сделанных при ремонтах в 19-м веке, известно, что в храме находился “иконостас столярной работы вызолоченный”, был устроен алтарь, поддерживаемый четырьмя колоннами и двумя пилонами, которые были выполнены в дереве, оштукатурены и вызолочены. Этот исторический алтарь в конце 50-х годов советского времени, по-видимому, был перенесён в храм во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, но без сени и серебряных риз на иконах. Имелись четыре изразцовые печи (при Павле I из синих изразцов, заменённых при ремонте в первой половине 19-го века белыми), дубовый наборный пол, готические стрельчатые окна. Стены церкви в одно время были окрашены под мрамор, в другое – оштукатурены в цвете и украшены орнаментом. Балкон на хорах имел ажурную решетку, – единственный элемент внутреннего убранства, сохранившийся до наших дней.

В храме была икона святых пророка Елисея и мучеников Адриана и Наталии, которой Екатерина II благословила великую княгиню Наталию Алексеевну в день бракосочетания с великим князем Павлом Петровичем в 1773 году.

Древняя икона Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле Славы, Иверская икона с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и 12-ти апостолов на полях, крест янтарный, крест кипарисный – оба очень тонкой художественной работы, частица Животворящего Древа Господня, вложенного в серебряную оправу в виде креста, который, по преданию, император Павел I носил на своей груди, а также многие другие иконы и богослужебные сосуды, в окладах из золота, серебра, драгоценных ризах были некогда украшением храма.

При церкви имелась богатая библиотека. В течение 19-го столетия были сделаны ценные пожертвования прихожанами, в частности, на собранные средства в конце 19-го века был заказан “художнику первой степени по архитектуре Николаю Дмитриевичу Прокофьеву …престол из серебра” скульптурной работы. Таким образом, на всём протяжении 19-го века церковь постоянно благоукрашалась.

Совет

По свидетельству книги Пушкарёва “Описание Санкт-Петербурга” празднество храма совершалось в самый день Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня (7 июля по новому стилю). “Торжественных крестных ходов при сей церкви не бывает.

В праздники Богоявления, Преполовения и 1-го августа (14-го по новому стилю) происходит крестное хождение на реку Неву для освящения воды, после чего окропляется внутренность дворца. При сих крестных ходах иногда любили присутствовать частным образом императоры Павел I и Александр I.

Император Павел I иногда прежде торжественного освящения воды при Зимнем Дворце изволил прежде присутствовать при освящении воды в праздник Богоявления на Каменном острове. Почему там была совершаема ранняя обедня и после нее крестный ход на воду в его присутствии.

…Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви… Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы”. Таковы свидетельства современников.

С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается “Негласный комитет”, обсуждаются проекты преобразования России.

Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах.

В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И.

Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.

С историей храма Рождества Иоанна Предтечи связаны судьбы многих выдающихся людей России. В 19-м веке Каменный остров наряду с Елагиным и Крестовским стал престижным дачным местом отдыха петербуржцев.

Начало этому было положено ещё Павлом I, который ввиду необжитости острова и быстрейшего его благоустройства пришёл к мысли давать своим приближённым участки земли в вечное и наследственное пользование под строительство дач.

Причём владелец имел право закреплённый за ним участок, кроме передачи по наследству, продавать, дарить и закладывать (однако, с ведома императора, как собственника земли). Владельцы дач не платили в казну никаких налогов. В 1808 году были введены лишь “шоссейные деньги”, платившиеся владельцам острова и назначавшиеся для поддержания в порядке дорог и мостов.

Обратите внимание

К 1828 году на острове был уже 21 участок с дачами, благоустроенный их владельцами. В первой четверти 19-го века Каменный остров превратился в красивейшее место отдыха, содержавшееся в образцовом порядке. Специальными правилами, введёнными в это время и обязательными для исполнения всеми собственниками дач, поддерживались благопристойность и чистота на протяжении всего 19-го века.

Близкая ко двору петербургская знать и чиновничество, среди которых немало было вершителей судеб Отечества, имея свои летние резиденции на Островах, не могли не посещать близрасположенной церкви, в которой к тому же часто молились царские особы, становившиеся иногда, по сохранившимся архивным данным, восприемниками от купели детей своих приближённых. В церковь ходили молиться Г.Р. Державин, А.В. Суворов, А.С. Пушкин и другие великие люди. Известно, что в ней были крещены старший и младший сыновья А.С.Пушкина, а также младшая дочь поэта Наталья, названная в честь матери и родившаяся летом 1836 года на даче Доливо-Добровольской, где поэт вместе с семьёй провёл два летних сезона -1834 и 1836 гг. На Каменном острове в 1836 году Пушкин создал небольшой “Каменноостровский цикл” стихов, отчасти связанный, как полагают литературоведы, с событиями Страстной недели Великого поста.

В тридцатых – сороковых годах XIX века приход церкви Рождества Иоанна Предтечи был сравнительно невелик и состоял в основном из людей придворного круга и высокопоставленных особ. Но пройдёт совсем немного времени, и храм будет иметь свой территориальный приход из разных сословий, оставаясь всё так же церковью при дворце.

Этому способствовало географическое расширение границ города и заселение района Чёрной речки.

По клировой ведомости церкви Рождества Иоанна Предтечи за 1859 год у храма был уже приход из более чем четырёхсот человек, принадлежащих к разным сословиям и проживающих не только на Каменном острове и Строгановской даче, но и на Чёрной речке и Выборгском шоссе, с которыми территориально связали Каменный остров новые мосты.

В конце XIX века на острове вновь произошли изменения: проложили линию конки, провели водопровод и канализацию. В 1912 году в церкви было устроено электрическое освещение.

После 1917 года церковь Рождества Иоанна Предтечи долгое время продолжала быть действующей. Но с начала 30-х годов готовится ее закрытие, произошедшее в 1937 году.

От неминуемого уничтожения храм спасло решение Отделения охраны памятников Управления по делам искусств при Ленсовете взять его как памятник архитектуры под государственную охрану, что и было сделано постановлением ВЦИК от 20 марта 1935 года.

Важно

Как действующая, церковь была закрыта 13 декабря 1937 года. Здание долгое время использовалось как мастерская скульптора Крестовского, а впоследствии было передано военному санаторию, – в нем был устроен спортивный зал.

Имущество церкви было изъято и исчезло, а во время одного из пожаров была уничтожена стенная роспись и то немногое, что оставалось в храме. Дальнейшая судьба национализированного имущества храма до настоящего времени остаётся неизвестной.

В 1990 году образовалась община верующих христиан, которым руководство военного санатория в лице начальника Михаила Николаевича Симчука пошло навстречу. Молитвами, стараниями общины, в частности её председателя Лукиной Наталии Александровны церковь была передана православным христианам.

В день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1990 года впервые после более чем полувекового перерыва произошло богослужение в храме Рождества Иоанна Предтечи, проложившего путь самому Иисусу Христу призывом народа к покаянию и крестившего Господа в реке Иордан.

Читайте также:  Новомученик мученик петр (троицкий)

Так было угодно Богу, что храм, как и во времена своего создания вблизи Инвалидного дома для моряков-ветеранов, и ныне находится рядом с Военно-морской академией им. Н.Г.

Кузнецова, военным санаторием МО РФ, городским онкологическим диспансером, другими медицинскими учреждениями, располагающимися в бывшем дворце и зданиях Каменного острова и Петроградской стороны.

Поэтому церковь, особо молясь Господу и Божией Матери об исцелении от телесных недугов, не перестаёт возносить ежедневные молитвы к Богу о нашем православном Отечестве.

Церковь открыта каждый день с 9 до 19 часов, в ней ежедневно совершаются утренние и вечерние богослужения. Рядом с храмом находится часовня во имя иконы Божией Матери “Всецарица”. В ней ежедневно, кроме вторника и четверга, в 15 часов служатся молебны пред этой чудотворной иконой.

(По вторникам и четвергам молебны “Всецарице” совершаются в храме, с малым освящением воды и пением акафиста; начало – в 17 часов). Духовенство храма посещает все близко расположенные лечебные учреждения, исповедуя и причащая людей, прикованных болезнью к постели. Многие врачи и медицинский персонал являются прихожанами церкви.

В Институте мозга человека РАН создана и на протяжении нескольких лет ежедневно действует часовня во имя святого Иоанна Предтечи, духовенством храма постоянно окормляются тяжелобольные прикованные к постели люди в городском онкологическом диспансере и других больницах города, а также дети Центра восстановительного лечения “Детская психиатрия”, где также создана православная часовня. Для решения своих духовных проблем приходят в храм военнослужащие и курсанты Военно-морской академии.

Учащиеся и прихожане совершают паломничества к святыням Санкт-Петербургской епархии. Воскресная школа принимает ежегодное участие в епархиальных Рождественских и Пасхальных выставках. Для детей прихода устраиваются Рождественские ёлки и Пасхальные концерты. При храме есть церковный дом и часовня во имя иконы Божией Матери “Всецарица”.

Совет

Милость Божия не оставляет верующих во Христа. Яркое тому свидетельство – возрождающаяся духовная жизнь в церкви. Сотни людей, принимающих в ней таинство крещения, венчания, посещающих действующую при храме воскресную школу для детей и взрослых, находят для себя ответ на извечный вопрос о смысле человеческой жизни.

Источник: http://www.predtecha.info/cerkov/istoriya/

Предтеченская церковь / церковь рождества иоанна предтечи

Историческая, но действующая достопримечательность Каменного острова

Отправляясь в Санкт-Петербург, вас ждет необычайно насыщенная экскурсионная программа.

Ели вы не планируете брать обзорные экскурсии, то обязательно прогуляйтесь по центру города, посмотрите на исторические достопримечательности и обязательно отправляйтесь с пешеходной экскурсией на острова.

 Каменный остров принимает, всех кто желает отдохнуть в красивейшем парке и посетить местный храм. В этом месте находятся царские постройки, в состав которых входит и необычного стиля, церковь Предтеченская.

Санкт – Петербург называют Северная Венеция. Действительно, город находится в окружении каналов и рек. Множество островов уютно расположились по всему городу, у каждого своя история и география. Так же, Санкт-Петербург это город тысячи храмов, которые находятся по всему городу.

Множество исторических событий происходили в городе. Известный факт, Санкт – Петербург в своё время был столицей Российского государства и это наложило отпечаток на его развитие.

 Каменный остров находится между Большой и Малой Невкой. Остров считается одним из самых живописных, на острове нет промышленных  построек.

Остров выбирают для отдыха из-за красивейшего парка и старинных домов, необычной архитектуры.

История возникновения Предтеченской церкви

Во времена постройки первых зданий и улиц Санкт-Петербурга, остров Каменный находился далеко от центра и считался пригородом. Однако Екатерина II, преподнесла в дар этот остров своему наследнику, императору Павлу I.

С этого времени на острове началось бурное строительство. Павел I, в то время ещё наследник престола, начал возводить летнюю резиденцию на острове. При дворце возводилась церковь, которая была построена раньше всех зданий.

Обратите внимание

Она возведена в честь победы в период русско-турецкой войны, русским флотом над турецким.

Необычная архитектура до сих пор смущает некоторых православных. На внешний вид церковь напоминает католический храм. Дело в том, что Павел I увлекался всем западноевропейским, и построил церковь в псевдоготическом стиле. Здание возводилось полностью на средства императора.  Павел I очень часто присутствовал на службе в церкви, заботился о содержании её в благолепии.

Известные люди в Предтеченской церкви

В 19 веке каменный остров становится самым актуальным местом отдыха зажиточных петербуржцев. Остров, и мероприятия на нем, превратили место в достаточно цивилизованное, по тем временам.

Именно здесь молился Кутузов М. И. о своих победах, после назначения его главнокомандующим. Недалеко от церкви, два года подряд снимала дачу чета Пушкиных с детьми.

Они посещали службы, а так же крестили двоих своих детей: Григория и Наталью.

Советский период

После революции все постройки национализированы и отданы под культурные заведения. В бывших царских палатах находились санатории. Как действующий объект, Предтеченская церковь на Каменном острове была закрыта в 1937 г. Недолгий период там обитал скульптор Крестовский, используя помещение под мастерскую.

Потом здание отдали санаторию, и стал действовать спортивный зал. За этот период внутренне убранство пострадало, все иконы, и книги были похищены, от царской роскоши не осталось ни следа. В церкви несколько раз возникал пожар, что уничтожило росписи на стенах.

Предтеченская церковь на Каменном острове современный вид

В 90-х годах церковь возвращена православным христианам. В ней каждый день совершаются службы. В храме можно пройти обряды крещения и венчания. Внутреннее убранство церкви создает атмосферу уюта.

При храме организована воскресная школа для православных детей, для взрослых проводятся беседы. Рядом с церковью находится часовня Всецарица. Это современная постройка.

Там ежедневно, кроме вторника и четверга (в эти дни служба проводится в церкви) служится молебен, посвященный этой иконе.

Важно

Предтеченская церковь на Каменном острове, это то место, которое должны посетить гости Санкт– Петербурга.

Отреставрированный православный, действующий храм на живописном острове, позволит отдохнуть и побывать в Божьем месте.

Источник: https://grand-piter.ru/Dostoprimechatelnosti/Soboru-i-hramu/predtechenskaya-cerkov/

церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

Церковь построена в 1776—1778 годах при инвалидном доме моряков Балтийского флота, архитектор — Ю. М. Фельтен. Затем церковь была передана Мальтийскому ордену, когда император Павел I стал его главой.

В 1799 году при церкви было устроено кладбище мальтийских кавалеров, кавалеры принимали присягу в церкви. После вступления Александра I на императорский престол кладбище было закрыто, захоронения перенесены на Смоленское православное кладбище.

После постройки Каменноостровского дворца церковь была передана ему.

В 1834—1836 годах А. С. Пушкин снимал дачу на Каменном острове. В Иоанновской церкви были крещены трое из его детей. 20 июля, в возрасте одного года, крестили Сашу. 22 мая 1835 года — младшего сына Гришу.

Восприемниками мальчика были друг Пушкина Василий Андреевич Жуковский и Екатерина Ивановна Загряжская. 27 июня 1836 года состоялось таинство крещения младшей дочери Таши (так звали девочку в семье).

Крестными её были Екатерина Ивановна Загряжская и друг поэта композитор Михаил Юрьевич Виельгорский]ъ.

В советское время церковь была разграблена и закрыта 13 декабря 1931 года. Имущество церкви было изъято и исчезло, а во время одного из пожаров была уничтожена стенная роспись и немногое оставшееся убранство.Благодаря усилиям сотрудника Инспекции по охране памятников, архитектора Ю. Ф.

Стравинского, который провёл большую историко-архивную работу, написал историческую справку и сделал несколько сообщений перед архитектурной общественностью, здание церкви было взято в 1935 году под государственную охрану и не было уничтожено. В 1938 году здесь разместилась мастерская скульптора И. В.

Совет

Крестовского, а в 1948 году в здании был оборудован спортзал военного санатория, разместившегося в Каменноостровском дворце.

Здание церкви было возвращено приходу в 1989 году, 14 ноября 1990 в церкви возобновились богослужения.

Архитектура

Иоанновская церковь является ярким примером псевдоготического стиля и издалека по виду напоминает католический костёл. Она представляет собой неоштукатуренное здание из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета.

Над входом возвышается колокольня, состоящая из одного яруса, в котором располагается звонница.

Вместо сплошной стены с имеющимися в ней проёмами для звонниц на колокольне по углам расположены четыре колонны, поддерживающие четырёхгранный шатёр серого цвета, который заменяет купол.

Доминирующим готическим архитектурным элементом церкви являются зарешеченные стрельчатые окна, в такой же форме выполнен козырёк над входом. Возле входа в церковь по бокам на углах имеются треугольные выступы в стене, опускающиеся до земли.

На один из них прикреплена табличка с названием церкви, годом постройки и архитектором. Церковь в плане крестообразная. Внутренние помещения перекрывают сомкнутые стрельчатые готические своды.

Деревянный иконостас также слегка стилизован под готику.

Часовня  

Часовня иконы «Всецарица», имеющая отношение к церкви, расположена на берегу Большой Невки. Изначально нынешнее здание часовни служило вахтой Ушаковского моста, затем оно было передано церкви и перестроено в её стиле.

Обратите внимание

Часовня представляет собой круглое здание из красного кирпича на круглом ступенчатом основании, на стене имеются готические стрельчатые окна, повторяющие формой окна церкви. Стену часовни по всему диаметру украшает расположенный над окнами декоративный фриз, над фризом — архитрав в виде цепи из соединённых между собой волнистых дуг.

Вместо купола у часовни имеется почти плоская крыша серого цвета, по центру которой расположен кирпичный цилиндр, увенчанный луковичной маковкой с крестом.

Источник: https://izi.travel/ru/37e7-cerkov-rozhdestva-ioanna-predtechi-na-kamennom-ostrove/ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector