Церковь серафима саровского при подворье дивеевского монастыря, россия, город москва

Церковь Собора Дивеевских святых. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

История

В 1909 году потомственным москвичом храмоздателем Спасо-Преображенского собора Дивеевского монастыря Фёдором Васильевичем Долгинцевым для Московского подворья был куплен участок земли с постройками по адресу проспект Мира, д. 20.

В 1911—1912 годах по проекту архитектора Петра Харко здание было перестроено и в нём устроена часовня преподобного Серафима Саровского. Часовня была украшена изображением преподобного Серафима и увенчана куполом с тремя главами.

Строящаяся церковь Собора Дивеевских святых Nickolas Titkov, CC BY-SA 2.0

В 1914—1915 годах в глубине двора был выстроен трехэтажный каменный жилой корпус для сестер монастыря, который к нашему времени не сохранился. На подворье постоянно жили 12 сестер.

В 1929 году подворье было закрыто, а здание значительно перестроено.

Строящаяся церковь Собора Дивеевских святых Nickolas Titkov, CC BY-SA 2.0

Возрождение

Строительство Московского подворья Дивеевского монастыря началось в конце 1990-х годов.

25 июля 2002 года был издан указ Алексия II о возрождении Патриаршего подворья Дивеевского монастыря. В связи с невозможностью передачи подворью его исторического здания было благословлено строительство нового здания на участке между домами 22 и 24 по проспекту Мира. К 2004 году проект был готов и проходил процедуры согласования.

В 2005 году Правительство Москвы выделило участок для строительства зданий Патриаршего подворья по утверждённому проекту. В этом же году на территории строительства была устроена временная часовня для совершения молебнов и чтения псалтири, стали приниматься поминовения для Серафимо-Дивеевского монастыря.

Церковь собора Дивеевских святых Другие города, Public Domain

16 мая 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II на московском подворье Дивеевского монастыря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма-часовни в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. Праздник отмечается 27 июня, на следующий день после празднования дня памяти основательницы Дивеевского монастыря матушки Александры.

Автор проекта стал Александр Шипков — заслуженный архитектор Российской Федерации, член Союз архитекторов России с 1962 года, академик международной организации «Северный Форум».

Обратите внимание

В ноябре 2008 года начались работы над трёхярусным иконостасом. В июле 2009 года велись работы по созданию мозаичных икон для размещения на внешней стороне стен.

В ночь с 1 на 2 февраля на временном антиминсе архиепископ Георгий совершил первую Божественную литургию. 5 февраля 2011 года архиепископ Георгий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершил чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме еще продолжались.

Церковь Собора Дивеевских святых Другие города, Public Domain

18 июня 2011 года архиепископ Георгий освятил часовню в честь преподобного Серафима Саровского, находящуюся во внутренних покоях на втором этаже.

24 сентября митрополит Георгий совершил чин освящения колоколов, которые уже были подняты на колокольню подворья.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/39643-cerkov-sobora-diveevskix-svyatyx/

Патриаршее подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в г. Москве

18 ноября митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию на подворье.

Главе Нижегородской митрополии сослужили клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Дивеевской обители игумения Сергия (Конкова), настоятельница нижегородского Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу), настоятельница арзамасского Свято-Николаевского монастыря игумения Филарета (Шевченко).

Продолжить чтение

7 октября митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил параклис Божией Матери и Божественную литургию на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых.

Продолжить чтение

25 августа митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве. Богослужение состоялось в храме в честь Собора Дивеевских святых.

Продолжить чтение

30 июля на подворье под председательством полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича прошло заседание Попечительского совета по возрождению исторического облика Саровской и Дивеевской обителей.

В заседании участвовали заместитель министра финансов России Андрей Иванов, глава Нижегородской области Глеб Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, директор по развитию ПСР Госкорпорации «Росатом» Сергей Обозов.

Продолжить чтение

3 июня в Москве на Ваганьковском кладбище митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил заупокойную литию на могиле архидиакона Константина Розова.

Единственный в истории Церкви великий архидиакон был уроженцем села Жданово Пильнинского района Нижегородской области (Лысковская епархия). 30 мая исполнилось 95 лет со дня его кончины.

Брат архидиакона Константина Розова – священномученик Николай Розов.

Продолжить чтение

1 июня на подворье состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

Важно

Заседание возглавил председатель комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В десятом (в нынешнем составе комиссии) заседании участвовали 17 ее членов.

Они рассмотрели проект документа «Положение о монашеских постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях».

Продолжить чтение

2 апреля, в Великий Понедельник Страстной седмицы, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров.

Главе Нижегородской митрополии сослужили клирики Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница монастыря игумения Сергия (Конкова) и сестры обители.

Продолжить чтение

19 марта состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Заседание возглавил председатель комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В заседании участвовали 15 членов комиссии.

Продолжить чтение

25 января на подворье совершена архиерейская Божественная литургия с участием митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.

Главе Нижегородской митрополии сослужили старший священник Дивеевской обители протоиерей Игорь Покровский и другие представители духовенства Нижегородской епархии. На богослужении вместе с прихожанами молились настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) и сестры обители.

По окончании литургии игумения Сергия выразила митрополиту Георгию благодарность за визит, совершенное богослужение и архипастырскую заботу о монастыре и его подворьях. Настоятельница обители преподнесла владыке заздравную просфору.

Продолжить чтение

Совет

3 декабря вечером Владыка Георгий возглавил всенощное бдение под праздник Введение во храм Пресвятой Владычице нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Продолжить чтение

Источник: http://ppdm.moseparh.ru/

Патриаршее подворье Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве Подворье епархиального женского монастыря

9 декабря 1909 года  Нижегородский архиепископ Назарий подал прошение Высокопреосвященнейшему Владыке Владимиру Митрополиту Московскому и Коломенскому о возможности на жертвуемом участке разрешить настоятельнице Дивеевского монастыря игумении Александре построить часовню.

19 октября 1911 года состоялось заседание Священного Синода, который постановил: согласно ходатайству Преосвященного Нижегородского, разрешить настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря на поступающем в собственность монастыря земельном участке в г.

Москве на 1ой Мещанской улице построить часовню, но с тем условием, чтобы  часовня была 13 ½ аршин в ширину, 15 ½ аршин в длину и 9 аршин в высоту; все доходы от часовни, когда таковая будет сооружена, имееют безраздельно принадлежать Серафимо-Дивееевскому монастырю; виду того, что Нижегородское Епархиальное Начальство ожидает значительных материальных выгод для Дивеевского монастыря от содержания своего священника при предполагаемой к постройке часовне в имении Долгинцева, дать согласие настоятельнице Дивеевского монастыря, с законного разрешения Нижегородского Епархиального Начальства, иметь при часовне своего священника, с тем, чтобы он во время своего проживания в Москве, для отправления богослужения в часовне Дивеевского монастыря, считался принадлежащим к Нижегородской епархии и проживал в Москве на положении и правах иноепархиального священника, и 4/ чтобы настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря никогда не возбуждала пред Московским епархиальным Начальством ходатайства о преобразовании часовни в церковь. Все капитальные работы завершились 12 июня 1912 года. Стенная роспись внутри часовни и иконы были выполнены палехским художником Л.И. Париловым и сестрами обители. Устроен 4-ярусный иконостас, художественно исполненный В.Р. Чубаровым. В иконостасе помещен старейший из списков чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», бывшей келейной у преподобного Серафима Саровского. Икона эта украшена дорогой ризой с жемчугом и драгоценными камнями. На южной стене находится изображение преподобного Серафима, молящагося на камне. Камень очень искусно сделан из кусков того громадного камня, на котором молился преподобный в Сарове. Перед изображением помещены лампады, а в особом шкафу за стеклом находится драгоценная святыня: епитрахиль преподобного Серафима из разноцветной шелковой ткани с шелковым галуном и крестами и его поручи из красноватого цвета шелковой материи, шитыя разноцветным шелком. Здесь-же помещена кожаная рукавичка с правой руки, которую надевал преподобный Серафим при работе. Освящение часовни состоялось 19 июля 1912года преосвященным Анастасием, епископом Серпуховским в 3 часа дня. В честь этого события из храма мчч. Адриана и Наталии в часовню пришел крестный ход, а народу было столько, что он занял всю дорогу. Владыке на освящении сослужили клирики Адриановской церкви, Марфо-Марьинской обители, церкви Воскресения Словущаго в Кадашах.  Пел хор Дивеевских монахинь под управлением рясофорной  послушницы Веры Чичаговой. В праздничные дни в часовне служились всенощные, а в будни утром и вечером — молебны преподобному Серафиму (вечером — с акафистом нараспев). По субботам служились панихиды по благотворителям обители. В остальное время читалась Псалтирь. а подворье жили двенадцать сестер. Известны имена шести из них: Анна Павловна Волкова (схимонахиня Антония), Надежда Феодоровна Халомазова (схимонахиня Анфия), Параскева Семеновна Лобанова (инокиня Параскева), Параскева Лысякова, Анна Бобкова.

Одним из священников часовни был иерей Николай Недумов. С 1916г. по 1918г здесь служил иерей Валериан Успенский, сын протодиакона Дивеевского монастыря Евлампия Успенского. А с 1919г. до февраля1923г. — служил иерей Стефан Марков. В последствии он стал настоятелем Знаменской церкви в Переяславской слободе и благочинным Мещанского округа. Скончался в декабре 1954года. Похоронен на Пятницком кладбище. Недалеко от Дивеевского подворья на Сухаревской площади в храме Троицы в Листах служил автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополит Серафим (Чичагов).

 

В 1919 или в 1920 году Дивеевское подворье посетил Патриарх Тихон. Он подъехал на извозчике, зашел в часовню, помолился, приложился к камешку преподобного, пошутил с сестрами и поехал к себе, на Троицкое подворье, куда часто приходили сестры.

В послереволюционные годы жизнь на Дивеевском подворье не была тихой. В следствии принятия протокола о проведении кампании по изъятию церковных ценностей  в помощь голодающим 23 апреля 1922 года в часовне было изъято большое количество церковной утвари. А 2 февраля 1923 году часовню закрыли, и все имущество было передано Троицкому подворью.

С августа 1923г. по август 1929г. часовня находилась под обновленцами. Первым заведующим часовни был митр. Евдоким (Мещерский), бывший управляющий Нижегородской епархией.

С сентября 1922 года в келейном корпусе поселился бессменный ответственный секретарь Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) Евгений Александрович Тучков с женой и чрезвычайно религиозной старшей сестрой, которая воспитывала его в детстве и которую он уважительно называл «мамашей».

Однажды на подворье к Тучкову пришел местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр (Полянский). Дожидаясь приема, он увидел, как монахини пилят дрова, с огромным трудом справляясь с тяжелой пилой. Тогда святитель, подоткнув полы рясы, сам распилил эти дрова, не обращая внимания на смущенные протесты.

После закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря в 1927 году некоторые сестры из Дивеева перебрались в Москву, на подворье, и там образовали рукодельную мастерскую. Стеганые дивеевскими мастерицами одеяла очень ценились и считались самыми лучшими.

Читайте также:  О благословении на брак - о семье и браке

Подворье было закрыто  в 1929 году по просьбе соседнего института слепых, отдано ему под мастерские, а затем часовенное оформление сломано и пристроен второй этаж. В 1980 годах здесь были конторские помещения. В 1994 году здесь находилась контора «Гермес-финанс».

Трехэтажный жилой каменный корпус, построенный во дворе, и хозяйственные строения, принадлежавшие подворью, разрушили и на их месте в 1983 году построили здание префектуры Северо-восточного административного округа.

Обратите внимание

С 1994 года начались переговоры с Московской мэрией о возвращении подворья Серафимо-Дивеевского монастыря. Историческое место вернуть не удалось.

Осенью 2002 года был решен вопрос о выделении земельного участка рядом с бывшим Дивеевским подворье.

Фасады подворья спроектированы архитектором О.Р. Протоповичем в неорусском стиле с элементами стиля «модерн», характерного для зданий, построенных в этой части проспекта Мира.

16 мая 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия на московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения закладного камня в основании строящегося домового храма-часовни.

В середине ноября 2008 года часовня московского подворья была увенчана золотыми куполами. А в конце 2010года на подворье стали приезжать сестры для постоянного проживания. 5 февраля 2011года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием был совершен чин малого освящения престола, и с этого дня на подворье совершаются ежедневные богослужения.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/patriarshee-podvore-svyato-troitskogo-serafimo-diveevskogo-zhenskogo-monastyrya-v-moskve/

Как называются церкви и храмы в Дивеево: подробный обзор монастырского комплекса

Дивеево – не только духовный центр православия, это жемчужина православной русской культуры. И когда глядишь на великолепие Дивеевских храмов и церквей, проникаешься величием этой красоты.

Храмов в Дивеево много: от маленьких домовых церквей в служебных зданиях монастыря, куда закрыт вход мирским людям, до величественных соборов, вмещающих  под свои своды до 5 000 людей. И у каждой церкви своя история, своя архитектура, своя особая атмосфера, настраивающая на молитву. Приходя в эти храмы невозможно остаться равнодушным.

Казанская церковь

В то время, когда матушка Александра, послушавшись слова Матери Божией бывшего ей в ведении, пришла в село Дивеево, там была лишь деревянная церковь во имя архидиакона Стефана.

Матушка пристроила к ней теплые пределы во имя Казанской иконы Божией Матери и в честь святителя Николая.

Но вскоре ей было новое видение, и после горячих молитв матушка Александра приступила к строительству новой каменной Казанской церкви, а старую, но еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово.

Важно

Строительство Казанской церкви началось в 1773 году, и матушка Александра лично принимала участие во всех работах. А когда каменную церковь закончили, она привезла точный список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Благодаря матушкиным хлопотам из Москвы был доставлен колокол в 76,5 пудов и разная церковная утварь. В 1780 г новая каменная церковь была освящена.

Центральный престол Казанского храма был посвящен Казанской иконе Богородицы. Левый предел был освящен в честь святителя Николая, а правый оставался какое-то время безымянным. И когда матушка Александра молилась о вразумлении то услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана».

На момент строительства Казанская церковь не принадлежала монастырю и сестры обители часто называли ее приходской, но батюшка Серафим запрещал им так говорить. И предсказывал, что Казанская церковь со временем станет теплым монастырским собором.

Годы послереволюционных гонений не пощадили Казанскую церковь. В 1940 году храм превратили в склад, были разрушены купол и колокольня.

Интересно, что предсказание батюшки Серафима исполнилось именно в наши дни. В 1992 году светские власти отдали Казанскую церковь возрождающейся Дивеевской обители. В 2003 году начались восстановительные работы, и уже осенью этого же года состоялось торжественное водружение креста на вновь отстроенную колокольню.

К счастью, часть внутренней росписи Казанской церкви сохранилась до наших дней и ее сумели отреставрировать. Но появились и новые живописные композиции, воспевающие историю Дивеевской обители в красках.

Освящение главного престола было совершено 31 июля 2004 года.

На данный момент в храме покоятся мощи Дивеевских блаженных и святые останки преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.

В Казанской церкви идут церковные службы (расписание необходимо уточнять в монастыре), на которое могут попасть все желающие. Если же богослужения нет, храм открыт с 8 до 17 часов для поклонения мощам.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в Казанскую церковь. Получалось, что алтарь церкви Рождества Богородицы оказался на месте паперти Казанского храма.

При жизни батюшка Серафим говорил о таком решении вот что: «Паперть эта достояна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна (мирское имя схимонахини Александры), стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее».

Строительство новой церкви возглавил Михаил Васильевич Мантуров, помещик, который будучи глубоко верующим человеком и учеником Серафима Саровского, не только непосредственно следил за работами, но жертвовал личные средства для этого.

Совет

Летом 1829 года церковь была построена, но не отделана внутри. Тем не менее, батюшка Серафим заповедал освятить ее непременно в праздник Преображения Господня, что и было выполнено в то же лето. Преподобный Серафим заповедал сестрам возжечь перед образом Спасителя в церкви Рождества Христова неугасимую свечу, что и было исполнено.

Неугасимая свеча горела в Рождественской церкви до самого закрытия монастыря. После долгих лет безбожной власти, когда храмы находились в запустении, Дивеевская обитель  была снова открыта. И тогда, в 1992 году в тогда еще полуразрушенном храме была вновь зажжена неугасимая свеча. А в 1993 году повторно освятили и сам храм Рождества Христова.

Доступ мирянам и экскурсиям в эту церковь закрыт.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит много чудесных историй, порой не сразу понятных людям, далеким от глубокой духовной жизни. Почему нужно было поступать так, а не иначе?

Но случайностей в духовном мире не бывает, даже то, каких людей Господь избирает на то, или иное служение говорит о многом.

Михаил Васильевич Мантуров, помещик, возглавлявший строительство Рождественских храмов в Дивеево, был настолько глубоко и искренне верующим, что с благоговением выполнял все, что указывал батюшка Серафим.

Призвал как-то батюшка Михаила Васильевича и говорит: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви –то у нас с тобой и нет! А Царица –то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобой под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…».

Пришлось сделать подкоп, и он как раз пришелся по мерке, данной Михаилу Васильевичу батюшкой Серафимом. Чтобы удержать пологий свод потолка, требовалось поставить четыре каменных столба, о чем Михаил Васильевич и доложил батюшке.

Отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столпа – четверо мощей….

Обратите внимание

Четыре столба – ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Церковь была освящена в 1830 году, в праздник Рождества Богородицы. Повторно ее освящали в 1992 году, после возобновления монастырской жизни в Серафимо-Дивеевской обители.

В храме Рождества Богородицы горит неугасимая лампада, и день и ночь читается не усыпаемая псалтырь.

Здесь же находятся мощи первоначальницы обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены. Лежат они в основании тех самых столбов. Доступ к мощам открыт ежедневно с 8 до 17 часов.

Колокольня

Долгое время в Дивеевском монастыре была простая звонница. А в 1893 году началось строительство колокольни по проекту архитектора А.К. Никитина.

Но вскоре обнаружился опасный наклон, и приостановили строительство. Но тщательно все исследовав, утвердили, что наклон колокольни вреда не принесет.

Достроенная колокольня имеет пят ярусов. Высота ее с кровлей и крестом – 70, 3 м. На ней были установлены часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

В советское время колокольню приспособили под телевизионный ретранслятор и гараж. На данный момент она полностью восстановлена.

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины была устроена 1902 году в восточной части игуменского корпуса. Это старинное, двухэтажное здание голубого цвета слева от колокольни, как до революции, так и сейчас, служило административным корпусом.

В 1903 году Государь Император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима. В Дивеево по его просьбе была отслужена Литургия в храме св. равноапостольной Марии Магдалины.

После закрытия монастыря в 1927 году церковь подверглась разорению. После долгих лет запустения, в 1996 году сестры вновь открытой Дивеевской обители привели в порядок фасад Игуменского корпуса. На купол церкви водрузили крест.

Троицкий собор

Строительство Троицкого собора было, пожалуй, самым чудесным.

Еще при своей жизни батюшка Серафим благословил Елену Васильевну Мантурову купить участок земли, а ее брату Михаилу Васильевичу, уже построившему Рождественские церкви, завещал ее хранить, несмотря ни на что.

На земле этой следовало возвести пятиглавый собор, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»

Закладка собора состоялась на заповеданном батюшкой Серафимом месте в 1848 году, но само строительство началось лишь 1865. Средств было мало, так что пришлось на монастырской земле построить небольшой завод, и делать свой кирпич.

Важно

Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве. И многие находят сходства Троицкого собора в Дивеево со знаменитым Московским храмом.

Во время строительства Троицкого собора в Дивеево было множество чудес. Зимой, когда храм был заколочен и пуст, внутри слышались звуки строящихся работ. Временам, вечерами и ночью над собором видели необыкновенный свет. А в 1875 году Преосвященным Иоаникием был освящен неотделанный внутри собор.

В 1880 году был освящен правый нижний предел в честь иконы Богородицы «Умиления». Верхний правый придел  во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, и верхний левый в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи  освятили 1884 году.

Левый нижний предел оставляли неосвященным 28 лет! И сразу после прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, 4 августа 1903 года предел был освящен в честь преподобного.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и скончался батюшка Серафим. В наши дни в соборе находится копия этой иконы, тоже чудотворная, написанная вначале XX.

В 1927 году вместе с разгоном монастыря закрыли и Троицкий собор. А в октябре 1889 года этот храм был передан церковной общине. В 1990 году над собором водрузили крест, и в это время в чистом небе сияла радуга.

Начиная с 1991 года, Богослужение в Троицком соборе совершается ежедневно. В этом же 1991 году в собор были перенесены вновь обретенные мощи батюшки Серафима, где они и покоятся ныне.

Читайте также:  Преподобный паисий галичский

Здесь же находятся и личные вещи святого старца, бережно сохраненные сестрами старого монастыря до наших дней и переданные в дар обители при ее повторном открытии.

Троицкий собор открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского

Справа от Троицкого и Преображенского соборов распложено здание желтого цвета – трапезные монастыря с храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского. В старое время пищу разносили по корпусам, но батюшка Серафим пророчески говорил о будущей трапезе, хотя в его время там было сельское кладбище.

В конце XIX века началось строительство каменной трапезной. В восточной части здания находился храм, в западной части размещалась кухня, а сам трапезный зал вмещал 1600 человек.

В советское время здесь было все разорено, а само здание поделили между клубом, кинотеатром и библиотекой. Возвращали трапезный корпус монастырю частями, начиная с 1997 года и заканчивая 2000.

Совет

Восстановительные работы приходилось тоже вести частями, но милостью Божией в ноябре 2000 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским, был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Ныне трапезный корпус используется по назначению и здесь располагается несколько трапезных: сестринская, гостевая, рабочая.

В храме службы служатся редко и присутствуют на них только монашествующие.

Преображенский собор

Строительство нового собора предсказывал батюшка Серафим, и даже место определил: на одной линии с Троицким собором в конце Канавки. Но, из-за начавшейся в монастыре смуты, возникшей из-за Ивана Тихонова Толстошеева, рвавшегося к власти после кончины преподобного Серафима, строительство отложилось.

Новый собор заложили лишь в 1907 году. Расписывали его сестры монастыря, но благоустройство внутреннего убранства так и не успели завершить до революции. Все тяжелые безбожные годы новый собор простоял не освященным и поруганным: там был тир и гараж.

Когда в 1991 году вновь открыли Серафимо-Дивеевский монастырь, собор стали реставрировать, а в 1998 году его освятили.

Преображенский собор имеет пять пределов. Главный в честь праздника Преображения Господня, правый нижний – в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил. Левый нижний в честь всех святых. Верхние пределы: правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Службы в Преображенском храме идут ежедневно.

С 8.00 до 17.00 (зимой до 16.00) часов здесь разливают масло от мощей преподобного Серафима, а в зимние время раздают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.

Храмы в ограде Канавки

Когда верующие благоговейно совершают моление на Канавке и их взору престает тихая и ухоженная монастырская территория, утопающая в цветах, то многие испытывают радость. И невольно взоры обращаются к красивым зданиям внутри ограды, над крышей которых видны маленькие купола. Не раз приходилось слышать от паломников вопрос: что там за церкви?

Огромное желтое относительно новое здание является монастырской больницей с домой церковью в честь  иконы Божией Матери «Целительница». Храм был освящен в 2008 году.

Удивительна внутренняя роспись церкви: она выполнена московскими художниками Максимом и Ириной Мироновыми на евангельские сюжеты. Но помимо них живописные истории повествуют о современных исцелениях на мощах батюшки Серафима, Канавке и источниках.

Храм могут посещать только монахини и медперсонал больницы.

Другое интересное бело-голубое здание – корпус старой монастырской богадельни. Здесь, в 1861 году для стареньких монахинь была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Обратите внимание

В 1927 году в Скорбященской церкви состоялась последняя перед закрытием монастыря литургия. Впоследствии храм был разрушен, а кельи использовались вместо квартир. После передачи здания монастырю, в 2003 году началась его реконструкция. Восстановленный храм был освящен в 2006 году.

По четвергам в церкви  «Всех скорбящих Радость» служиться Литургия, за которой причащаются старенькие и больные монахини, которые не могут самостоятельно добираться до центральных соборов. Здесь же совершаются постриги в монашество и отпевания усопших сестер. Доступ мирским людям, за исключением медперсонала, в домовую церковь богадельни закрыт.

В конце святой Канавки находится деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Она была восстановлена по сохранившейся до наших дней фотографии. Сейчас, как и в позапрошлом веке в ней раздают сухарики батюшки Серафима. Их можно получить с 8.00 до 17.00 часов в летнее время. В зимнее время сухарики выдают в Преображенском соборе.

Благовещенский собор

Этого храма до революции на территории монастыря не было, решение о его возведение было принято в наше время, а закладка произошла 26 апреля 2012 года в конце Святой Канавки.

Строительство храма велось достаточно быстро, на данный момент он закончен, и хотя внутренняя отделка еще не завершена, освящен предел в честь Праздника Успения Божией Матери. Всего в Благовещенском соборе планируется сделать восемь пределов.

Примечательно, что поучаствовать в строительстве этого величественного собора могли все желающие. Есть такая старая традиция – пожертвования на «именной кирпичик».

При покупке «кирпичика» выдавался билет (стоимость была разная, доступная всем категориям), где указывалось, что это «именной кирпичик», и в графе записывалось имя покупателя или его родственников (можно было покупать билеты в подарок).

Имя, на которое приобретался «кирпичик» вносилось в специальную тетрадь.

Возможно, кто-то бы отнеся к этой традиции с недоверием, но автор статьи, как и многие местные жители лично видели целые поддоны кирпичей (еще даже не разгруженные с подставок) подписанные черным строительным маркером. На каждом кирпичике красовалось чье-то имя. Так эти проименнованые кирпичи и шли на возведение стен.

Сейчас, когда строительство собора завершено, можно приобрести билеты, вырученные средства с которых пойдут на внутреннюю отделку храма.

Казанская церковь на Казанском источнике

С нее возобновилась церковная жизнь в Дивеево. Это старое деревянное здание имеет непосредственное отношение к истории монастыря. До революции оно было свечной мастерской. Впоследствии его разобрали и перенесли на окраину села.

В 1989 году к срубу была пристроена алтарная часть, внутри соорудил иконостас и освятили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До открытия Троицкого собора здесь совершались богослужения по выходным дням и праздникам.

В наши дни в Казанской церкви на источнике служат в престольный праздник и на день памяти иконы «Живоносный источник» с крестным ходом на Казанский источник.

До появления в Дивеево приходского храма в Казанской церкви также совершались таинства венчания и крещения, потому что в монастырских храмах по уставу этого делать не положено.

Важно

Сейчас и эти таинства совершаются в церкви крайне редко, но до сих пор здесь отпевают усопших работников монастыря (мирских людей).

Если человек, работавший в монастыре, был одинок, или его семья бедствует, все расходы по отпеванию берет на себя монастырь.

Татьяна Страхова

Источник: http://mydiveevo.ru/kak-nazyvayutsya-tserkvi-i-hramy-v-diveevo-podrobnyj-obzor-monastyrskogo-kompleksa/

На московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению Саровской пустыни и Дивеевской обители / Новости / Патриархия.ru

26 марта 2017 г. 15:25

25 марта 2017 года на Патриаршем подворье Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Москве состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению исторического облика Успенской Саровской пустыни и Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Совещание возглавил полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

В состав Совета вошли: , глава Нижегородской митрополии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий — сопредседатель Попечительского совета; помощник Президента России Андрей Белоусов; заместитель министра финансов Российской Федерации Андрей Иванов; наместник Успенского мужского монастыря ― Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков); настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова); генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев; губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и другие.

Открывая заседание, Михаил Бабич, в частности, отметил: «Сохранение богатого духовного наследия ― это один из наших основных приоритетов. Сегодня многое делается, чтобы привести в первозданный вид храмы, часовни и монастыри, разрушенные в период борьбы с Русской Православной Церковью.

Однако существует ряд вопросов, где одними усилиями Нижегородской епархии трудно решить весь спектр проблем. Попечительский совет призван объединить усилия различных структур для полного восстановления Саровской и Дивеевской обителей и возвращения им утраченного исторического облика».

Представитель Президента также добавил, что Нижегородская земля всегда была и остается одним из крупнейших духовных центров России и всего православного мира: на территории Нижегородской области расположено более 900 храмов и 25 монастырей, . По словам М. Бабича, а паломничество в Дивеево, как отметил М. Бабич, «совершается не только из всех регионов нашей страны, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья».

По окончании заседания Попечительского совета настоятельница Дивевской обители игумения Сергия (Конкова) и наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков) отметили важность этого мероприятия.

Игумения Сергия заявила, что дальнейшая работа по возрождению обителей выходит на новый уровень: Попечительский совет возглавил представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, а в его состав вошли представители разных отраслей и государственных ведомств.

«Для нас это, конечно, неизреченная милость Божия и Царицы Небесной, Начальницы нашей святой обители.

Совет

Мы благодарны людям, которые согласились принять участие в работе этого Попечительского совета, и будем за них сугубо молиться, чтобы Господь ниспослал им Свою милость и чтобы все задуманное претворялось в жизнь», ― сказала игумения Сергия.

Игумен Никон (Ивашков) напомнил, что основательнице Дивеевской обители нижегородской дворянке Агафье Семеновне Мельгуновой на пути в Саровскую пустынь явилась Пресвятая Богородица, указавшая на Дивеево как на Свой Четвертый удел на земле. «Понятно, что между этими двумя монастырями существует неразрывная связь, ― заметил отец Никон. ― Мы как единое целое, и покровитель у нас общий ― преподобный Серафим Саровский».

Игумен монастыря отметил одну из основных проблем Саровской обители: сквозное автомобильноое движение через территорию монастыря. По его мнению, нынешнее заседание вселило уверенность, что строительство объездного моста пойдет быстрее и вскоре появится возможность огородить монастырь по периметру. По словам наместника, это окажет положительное влияние на жизнь обители.

«Слава Богу, и жители города Сарова с пониманием к относятся к нашим проблемам, и городские власти, и региональные, и федеральные, ― отметил игумен Никон.

― Но потребовались дополнительные усилия, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был создан Попечительский совет, с помощью которого, я надеюсь, наш монастырский комплекс будет восстановлен во всей его былой красоте».

Следующее заседание Попечительского совета, намеченное на май нынешнего года, возможно пройдет в Дивеевской обители на Саровской земле.  

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/4843351.html

Дивеевский монастырь

Адрес обители: Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с.Дивеево. Координаты: Latitude: 55.0399 и Longitude: 43.2463 Телефоны: монастырской канцелярии 8(83134)30015 и паломнического центра 8(83134)43445. Центр – здание в два этажа напротив западных ворот рядом с Казанским собором. В нем можно получить консультацию по поводу ночлега, питания и др. вопросам.

Село Дивеево, расположенное в южной части Нижегородской области, уже два столетия остается местом паломничества для множества людей. Их цель – посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, одного из четырех мест, находящихся под особым покровительством Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Мученик аникита, фотий и другие

Считается, что каждый день она осеняет обитель своим присутствием и ночь, проведенная в ней, подарит благословение Божьей Матери.

Как добраться до Дивеево

На автомобиле из Москвы: — М-7 по направлению на Владимир, через Муром, Навашино и Кулебаки. Расстояние около 500км. — М-7 через Владимир на Нижний Новгород, далее через г. Арзамас (весь путь почти 600км).

На поезде: 

— из Москвы (Казанский вокзал) до ст.Арзамас-2. Поезда ежедневные. — до Арзамас-2 идут поезда из разных городов, от Казани до Улан-Уде. Междугородние автобусы или поезд до Нижнего Новгорода. Далее 180 км рейсовыми автобусами от городского автовокзала (ул. Лядова, тел. справочной 8831433-55-98) до с.Дивеево. Расписание автобуса: понедельник-пятница 6.30, 14.25, 15.25. Суббота-воскресенье 7.00, 14.25, 15.25. Автобусом или поездом до Арзамаса (ст. Арзамас-2), далее 65 км рейсовым автобусом от автовокзала (тел. 8314741814) с 5.30 до 17.30. Можно воспользоваться такси или вечерним монастырским автобусом, прибывающим на ж/д вокзал Арзамас-2 в 20.30. От вокзала Арзамас-1 прямых маршрутов в Дивеево нет. Не стоит включать в свой маршрут Саров, самый близкий из городов остается закрытым.

От некоторых храмов в разных городах несколько раз в год отправляются организованные группы паломников, к которым можно присоединиться.

Где остановиться

В этом выбор путешественника ограничен только финансовыми возможностями – от съема комнаты в частном секторе села и монастырской гостиницы до номеров отелей (примерно от 2тыс.руб.) и гостевых домов (1500-3000), которых много в Дивеево.

Аренда дома или просторных апартаментов обойдется в несколько раз дороже. В недалеко расположенной «Дивеевской слободе» (гостиничном комплексе) кроме проживания с питанием предлагают баню, бильярд и охраняемую парковку. Комплекс составляют стилизованные под старину красивые бревенчатые дома.

Предложения о сдаче недорогого жилья можно посмотреть на ВК, группа «Дивное Дивеево».

Чтобы попасть в монастырскую гостиницу следует заранее обратиться в монастырский паломнический центр. Пребывание в ней и питание оплачивается трудом – так называемым послушанием.

Паломники-трудники выполняют порученную работу, от помощи на кухне, в коренном цеху (чистка овощей), в трапезных до уборки храмов, территории, ухода за садом и Святой Канавкой.

Многих привлекает возможность оказать посильную помощь обители.

Дивеевский «общепит»

В селе несложно выбрать заведение с подходящим меню для разных вкусов и бюджета. Наибольшее разнообразие ждет посетителей ресторана и кафе в «Дивеевской слободе». В «Охотничьем домике» подают запеченных кур, поросят и даже баранов, целиком зажаренных на вертеле.

Есть там и традиционные шашлыки. В ресторане «Малиновый звон» и «Раздолье» имеется отдельное детское меню, специально для маленьких гостей. Цены там не ниже столичных. В «Пельменной» специализируются на традиционных блюдах русской домашней кухни.

Обратите внимание

Кроме обязательных вареников и пельменей разных сортов можно заказать супы, разные блюда из рыбы и мяса. Есть в меню много постных блюд. В гостевых домах постояльцам предлагаются завтраки, а по желанию и трехразовое питание.

В некоторых есть общая кухня, где можно приготовить что-то «на скорую руку», закупив продукты в сельском «Магните» и на рынке.

В кафе, блинной и чайной, расположенных в обители, меню более скромное, да и посетителей всегда много.

Полезные советы

Дресс-код Вход на территорию монастыря разрешен только в строгой одежде (для женщин платок, длинная юбка, для мужчин – брюки, рубашка). Декольте, шорты, мини-юбки не допускаются, женщины в брюках тоже. Если в вашем багаже не оказалось подходящих вещей, то их можно приобрести в лавках у монастыря. Для маленьких девочек исключений не делают, платок обязателен.

Разрешение на фотосъемку

Его можно получить в паломническом центре и в самом монастыре (свечная лавка, где записывают требы). Там же выдают талоны на бесплатный обед в трапезной.

Послушание

Если в монастыре к вам обратились с просьбой выполнить поручение, а по каким-то причинам вы к этому не готовы, то отказ будет принят абсолютно нормально. Любая помощь в работе принимается с благодарностью. Считается, что за труды на благо монастыря преподобный Серафим обязательно вознаграждает.

Парковка

Она имеется рядом с монастырем. Если на стоянке не оказалось свободных мест, можно оставить автомобиль рядом с ближайшими домами. Их жители оказывают такую услугу за скромное вознаграждение.

Из истории обители

Небольшое село, появившееся в середине VI века, своим названием обязано мурзе Дивею, своему первому хозяину. Эти земли были пожалованием Ивана Грозного и дополняли княжеский титул. Через них проходили пути паломников, шедших к святым местам. Через два столетия в селении выстроят небольшую бревенчатую церковь (Св.

Николая Чудотворца), место посещаемое странниками. Обитель будет основана позже, примерно в 1760 годах овдовевшей помещицей Агафьей Семеновной Мельгуновой. Кончина супруга оттолкнет ее от мирских радостей и приведет к принятию пострига.

Монахиня Александра соберет оставленное ей имущество, чтобы заложить в Дивеево церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Один из приделов храма был освящен во имя первомученика архидьякона Стефана, другой – Николая Чудотворца. Сохранились слова Серафима Саровского предрекавшего храму великую судьбу.

Помещица Жданова пожертвует обширный участок рядом с церковью для строительства обители. Маленькая монашеская община сначала состояла из матушки Александры и всего четырех послушниц.Она получила название в честь Казанской Божьей Матери. Монахини соблюдали всю строгость Саровского устава.

Через несколько лет Серафим Саровский даст свое благословение на создание Мельничной общины. Через 16 лет их объединят в Серафимо-Дивеевскую общину. Монастырский статус будет дан в 1861 году, руководство доверено матушке Марии (Е.А.Ушаковой). Монастырь процветал и в 1917 году в нем постоянно жили почти 1500 послушниц и более 260 монахинь.

Но начавшаяся революция едва не уничтожила обитель – через два года на территории организуют трудовую артель. Но монастырь просуществует до 1927 года. Знаменитую на всю Россию Казанскую церковь закроют спустя десять лет.

Вернуться к жизни Свято-Дивеевскому монастырю удастся лишь в конце восьмидесятых годов. Еще одно важное событие произойдет летом 1991 – перенесение мощей Серафима Саровского долгое время считавшихся утраченными.

Святые места Дивеевской обители

Первым обычно называют один из двух соборов – Троицы Живоначальной
Его строительство было начато в 1848, закончено в 1875 году. Автором проекта храма был А.И. Резанов, ученик создателя русско-византийского стиля храмового зодчества К.А.Тона.

Хотя собор закладывали после кончины преподобного, но сбылось его предсказание, сделанное монахиням о грандиозности и великолепии будущего храма. Он превзошел Саровскую обитель. Колокольню из пяти ярусов пристроили позже (конец XIX – начало XX вв.).  Паломники стремятся побывать там из-за раки с мощами Св.

Серафима Саровского. К ним всегда стоит очередь, особенно длинная в праздничные дни и по выходным.
Приложиться к святым мощам: как правильно
Нужно подойти к раке, сделать два поклона перекрестившись, затем приложиться и, поклонившись, отойти.

Важно

Принесенные для освящения на мощах иконы, а так же четки, крестики, пояса «Живый в помощи» передаются стоящей рядом монахине. Она прикладывает их к раке.

Спасо-Преображенский собор
Он был построен позже, уже в 1916 году. Бурные события тех лет не позволили освятить новый храм, в нем не проводилось богослужений. Его использовали сначала как стрелковый тир, затем гараж и склад.

Прекрасное здание постепенно ветшало, пока не было передано обители. Освящение состоялось только в начале девяностых годов. С того времени это действующий храм, в котором можно побывать на службе.

В нем сохраняются два ковчега с мощами (блаженной Паши (Параскевы) Саровской и преподобной Марфы Дивеевской).

Казанская Какими величественными не казались бы соборы, но история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря началась со скромной церкви иконы Казанской Божьей матери.

В 1773-1779 годах шло строительство большого трехпрестольного храма заменившего маленькую деревянную церковь. Один из его пределов был зимним, два других – летними. За ходом работ присматривала и первая настоятельница — матушка Александра.

Именно ей удалось тогда выкопать первый из источников.

Преподобный Серафим благословил пристройку еще двух церквей (Рождества Богородицы и Рождества Христова) при храме. В церкви Рождества Христова, освященной вновь уже в 1991, можно видеть старинные фрески, прекрасно сохранившиеся до нашего времени.

Святая Канавка Уникальной святыней Дивеевского монастыря считают Святую Канавку, вырытую монахинями по завету преподобного Серафима. Он открыл свое видение в ноябре 1823 года – Богородица указала ему место для будущего монастыря. Обитель должна быть обязательно окружена земляным валом, канавой и насыпать его должны монахини.

Совет

Закончить долгую работу удалось перед смертью старца в 1833. Канавка, проложенная по пути Пресвятой Богородицы, обегала обитель, очерчивая семиугольник и как бы отделяя его от мирской суеты.

Но через несколько лет после кончины преподобного отношение к Канавке стало почти пренебрежительным – перестали поддерживать в чистоте, ходили и ездили через нее, часть строений возводилось снаружи. Только через двадцать лет вспомнили о словах и заветах Святого Серафима, и Канавка была очищена. Ежевечерне по ней проходили молящиеся сестры.

А слава о необыкновенном месте разошлась по стране. Даже растущая тут трава считалась чудотворной, исцеляющей хвори. Осень1927 года стала роковой для святой обители – монахинь вышлют по поселениям и лагерям, а здания займут под разные цели. После закрытия монастыря Канавка была засыпана, через нее были проложены трубы коммуникаций.

Восстанавливать ее первозданный вид начали лишь летом 1997 года. Благоустройство завершилось к июлю 2006 года. Сегодня, как и столетия назад, люди проходят по Канавке, читая сто пятьдесят раз молитву «Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою..». По преданию, просьба молящегося обязательно будет услышана.

В церковной лавке продается «Богородичное правило» — небольшая книжечка с этой молитвой.

Пустынька Блаженной Параскевы (Паши) Саровской Дом, превращенный в музей — одно их мест, посетить которые интересно любителям отечественной истории. Блаженная Паша (мирское имя Ирина Ивановна) вела отшельническую жизнь, погрузившись в молитвы и благочестивые труды на благо обители.

Родившаяся в крестьянской семье и много пережившая, она получила благословение старца Серафима и прожила сначала в вырытой ею пещере, а затем в маленьком домике-келье в Дивеево более 30 лет. Ей приписывали необычную способность предвидеть будущее. Могилу блаженной Параскевы можно увидеть у Троицкого собора.

Музей совсем небольшой, всего три маленьких зала. Один из них полностью посвящен жизни Серафима Саровского. Кроме сохранившихся старых фото и документов тут хранится вышитый руками последней российской царицы Александры Федоровны покров. Этот дар предназначался для украшения ковчега с мощами святого.

Обратите внимание

Здесь же посетители увидят точно воссозданный фрагмент кельи преподобного. Мебель в ней некогда сделана самим старцем. Другой зал оформлен так, как было при его блаженной хозяйке – со всей обстановкой, куклами, столом с чайным прибором и собранием старинных икон.

В третьем коллекция монашеской одежды, праздничный наряд Прасковьи Ивановны, портреты, фотографии и много личных вещей игумений — основательниц монастыря и его попечителей. В пустыньке монахини читают неусыпаемую Псалтирь, как это было до революции.

Источник: http://lions-guides.ru/Nizhny-Novgorod-region/article/Diveevo-monastery

Ссылка на основную публикацию