Церковь сошествия святого духа в шкини, россия, московская область, село шкинь

Свято-Духовский храм села Шкинь — Свято-Духовский храм села Шкинь

Адрес: Московская область, Коломенский район, с. Шкинь, ул. Центральная, д. 48.

Храмовые праздники: День Св.Духа (на 51-й день по Пасхе), Архангела, Михаила (21 ноября), свт. Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря).

Настоятель: священник Иоанн Алексеевич Новиков

Электронная почта: 7143879@mail.ru

Телефон: +7 (496) 617-31-17

Святыни: Ковчег с башмачком Свт. Спиридона еп. Тримифунтского чудотворца. Ковчег с частицей мощей Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских чудотворца. Ковчег с частицами мощей: апостолов Петра и Павла, свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских чудотворца, свт. Игнатия Брянчанинова, свт.ГригорияПаламы, Свт. Редемптусаеп. Ферентского, прп. Евфросина Палестинского, прп.

Элизбара кн. Ксанского, мч. Шалвы кн. Ксанского, мч. Бидзина кн. Ксанского, мч. Модеста Римского, прп.Авраамия Ростовского, прп. Зосимы Александровского, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, мчч. Вифлеемских младенцев,мч. Параскевы Римской, камень с горы Голгофы.

Ковчег с частицами камней со святых мест: камень помазания, камень от лестницы судилища во дворе Каиафы, камень из «Пещеры апокалипсиса» о. Патмосмон.

Обратите внимание

Иоанна Богослова, камень с Гефсимании БМ гроба, камень от входа в пещеру гроба Господня открыт Ангелом перед Воскресением Иисуса Христа, камень из темницы Спасителя из Иерусалима, камень с горы Синай( Слеза Моисея), камень от гроба св. Лазаря четырехдневного г. Вифания. Ковчег с частицами: колонны бичевания Спасителя, вервие Спасителя и Хитона Спасителя.

1 Икона Сошествия Святого Духа на Апостолов. 2 Икона Архангела Михаила. 3 Икона Святителя Феодосия Черниговского. 4 Икона Преподобного Серафима Саровского чудотворца. 5 Икона Возложение тернового венца на Спасителя. 6 Икона Свт. Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца.

7 Икона Свт. Спиридона Тримифунтского.

Как добраться

От Москвы электропоездом с Казанского вокзала до станции «Коломна», далее автобусом № 1, или пешком до автостанции «Старая Коломна»,далее автобусом № 25 до конечной остановки «Шкинь».
От Москвы от автовокзала «Котельники» автобусом № 460 до остановки«Площадь двух революций» (г. Коломна), далее пешком до автостанции «Старая Коломна», далее автобусом № 25 до конечной остановки «Шкинь».

Историческая справка

Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых, а в их имении была деревянная церковь. В 1795—1800 гг. с помощью благотворителей Г.И.Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь.

Исследователи полагают, что проект для церкви делал Родион Казаков, храм строили под наблюдением И.А.Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов.

Главный престол в честь Сошествия Святого Духарасполагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, были престолы Архистратига Михаила и свт. Николая. Время от времени храм украшали и обновляли. Особую роль в благоукрашении храма сыграл блаж. Даниил Коломенский (1825—1884 гг.). Блаженному охотно жертвовали милостыню.

Целые горы медных монет юродивый отдавал в шкиньский храм. На пожертвованные деньги отремонтировали звонницу, отлили большой колокол, храм расписали заново.

Блаженный Даниил похоронен у алтаря храма. Духовный наставник и друг блаженного, настоятель Свято-Духовской церкви священник Гавриил Воскресенский, бессменно возглавлял приход в течение 50 лет.Богослужения прекратились в 1930-х гг., но до 1960-х гг. храм не трогали.Потом храм разорили, а здание использовали как склад. До 1991 г.

Важно

церковь была в запустении, пока чудесным образом ситуация не изменилась. Жительнице с. Шкинь, Серафиме Ивиной, во сне явился преподобный Серафим Саровский и повелел ей обрести икону с его изображением. Вскоре был обретен большой благолепный образ, скрытый на чердаке одного из шкиньских домов.С этого момента началось возрождение свято-духовской общины. В апреле 1996 г.

в Никольском пределе стали проводить регулярные богослужения. В 2003 г. в день празднования 100-летнего юбилея прославления преп. Серафима Саровского состоялся крестный ход по Коломенской земле с иконой преподобного. В эти же дни состоялась первая литургия в главном пределе сошествия Святаго Духа.5 июня 2017 г.

, в день Святого Духа, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Свято-Духовского храма.

Читать дальше

Источник: http://shkin.blagokolomna.ru/

Шкинь. Прошлое в настоящем

От Рязанской трассы вправо уходит узкая асфальтированная дорога. Она неторопливо бежит через поля, окаймлённые почти на линии горизонта редколесьем, в сопровождении голубой ленты реки Северка….

Начало июня 2012 года. Стоя на перроне станции Куровская замечаю, что подают какую-то уж слишком длинную электричку. Ей оказался отмытый снаружи и начищенный изнутри ЭД4М-0230 в ярославских цветах с 11 вагонами. Для этих краёв это было как-то странновато, учитывая, что все эти кольцевые «паровозики» Куровской ходили в шести-(иногда в четырёх- (ЭМ2-005)) вагонном исполнении.

    Ну, поскольку я впервые поехал тогда от Куровской до О.-Зуево, то вполне можно было расслабится, попить пивка и подумать на тему непонятных странностей. Впрочем, именно тогда и встал вопрос посетить Ратмирово и ….

2012 год. Конец июня. Нужная секция уходила в 9:32 утра от Воскресенска. В 10:06 я должен был уже сойти на платформе с названием Шкинь. Но, обо всём по порядку.

    Воскресенск встретил меня напрочь забитым товарными путевым развитием. По громкой связи объявляют опоздание Жилёвской минимум на 30 минут. Ну, ничего, есть время фотографировать. Для начала великолепная тройка во главе с ЭД4М-0197. Компанию ей составили ВЛ11-м-322Б и ВЛ10-к-1032.

      Позади них ЧМуха с бортовым 2034 занята вагонами, а ВЛ11 думает, ехать ли ему дальше.

От высокой Егорьевской платформы по расписанию отправляется ЭР2К-1184.

После неё на волю выпускают ВЛ10-у-595, которого мы потом опередили в Непецино.

А после него, спустя примерно 15 минут, лавируя по стрелкам, подъезжает и мой «электровозик». Вот и всё, обратной дороги нет. Ещё пока прохладный воздух солнечного утра благодатно действует на окружающее пространство. Вокруг хорошая атмосфера.
За окном проносятся красивые пейзажи утренней природы за ночь отдохнувшей от вчерашней жары.
Вскоре доехали до Шкини. Прошипев сжатым воздухом, двери с нужной стороны не открылись. Интересное путешествие, особенно когда непонятно какие двери закрылись и ты поехал дальше. Оказывается, что высадка шла с другой стороны. Ну да ладно, кое-как выбрался таки. Начинаю осматривать окрестности. Платформа здесь иная, не как везде, впрочем, как и любое другое место на кольце по-своему другое.
Тут опять же можно поспорить, но некогда. Тишину окружающей природы нарушил ВЛ11-м-304Б и уехал восвояси.
Пора уже и перестать слоняться по путям. Дорога ныне предстоит не близкая. План, вернее его первая часть, была такова:

А в общей сложности предстояло преодолеть около 11 километров. Из провианта в запасе было несколько бутербродов и два литра холодного кофе. Не упускаю возможность сфотографировать панораму окрестностей с железной дороги.

6 октября 2013 года. После продолжительных дождей и вечно пасмурной погоды наконец выдался теплый яркий солнечный день. Будучи еще в городе я наблюдал, как огромная тучища пасмурной влажности сваливает в область. Солнце начинает свой путь по чистому небу, и лишь редкие облака не намного загораживают светило.

Думать нечего. Быстро собираюсь, завожу сердце своего железного коня, и вот уже солнце мирно заглядывает через лобовое стекло в автомобиль своим ярким лучом. Дорога течёт своим чередом, вскоре показался указатель, значит направо – на Шкинь.

Невероятно красивые места. Поля пересекают полосы леса, а за ними снова поля и всё это в ярком теплом свете. Дорога здесь нынче поизносилась. Колеса то и дело натыкаются на «стиральную доску», которую тут сделали проезжающие гусеничные трактора, а прямо при подъезде к БМО из-под носа ушла жилёвская секция из Непецино. Перед переездом на БМО встал товарняк.

Решаю немного зависнуть тут и поснимать. Время шло, но из Непецино так ничего и не ехало.
Проведя здесь около часа решил поехать в Шкинь и поснимать там. Проезжаю поселение Индустрия.
А на подъезде к платформе Шкинь внезапно появился БТСник с наливным да и был таков. Ну, ничего, ещё что-нибудь поедет. И поехало. Так, что снимать против солнца неудобно. Снова БТС и снова с наливным. А после него мёртвая тишина.
Один из путей поменяли недавно.
Ну, вот не давалась мне движуха сегодня.
Неподалёку на земле стоит одинокое расписание. На этот раз им не стали оклеивать столб. Электричек в нем поубавилось.
Осматриваю открывшиеся с железной дороги виды. Вдалеке виднеется грандиозный по своей красоте Храм сошествия Святого Духа на апостолов (на карте обозначен: «1»).

Посещение этой святыни и станет первым пунктом моего путешествия.

Проведя здесь ещё немного времени, еду в Шкинь. У природы осень. Контраст разных красок радует глаз.
И даже столбосятина не мешает созерцать осенний лес.
Вдалеке послышался шум.
В село рядом с одноименной платформой проходит асфальтированная дорога, которая, пройдя под тоннелем, что обозначен знаком на фото выше, выходит в поля на противоположной стороне железной дороги.
А мне в Шкинь по асфальту до поворота в село. Те же самые коровники, но уже год спустя, все ещё стоят в непонятно-неопределённом состоянии.
Июнь 2012 г. Ну, что ж. Пройдя вдоль путей, я вышел вот на такую асфальтированную дорогу. На фото вдалеке виден ограничитель высоты – это и есть въезд в выше упомянутый тоннель. Идти к нему от платформы надо вдоль путей в сторону Яганово 700 метров. Отсюда и начинается путешествие в край полей, в край, где когда-то построили грандиозные Храмы, которые стоят и по сей день.
В поле растёт картошка, что очень обнадёживает. Приятно видеть это. Тем более в наше время. Подмосковные поля либо заброшены, либо отданы под застройку, а это не всегда хорошо. Конечно, людям надо где-нибудь жить, но им также надо и есть. А тут пусть и небольшой, но уголок жизни.
По дороге стоят те самые старые коровники. С ними не понятно, есть ли в них жизнь, или нет.
Выяснять не нужно и прохожу мимо, запечатлев раритеты «не всевидящем око».

В одном рассказе я уже писал, что каждое место кольца имеет свой неповторимый образ, атмосферу, достопримечательности. Интересы участников сообщества, конечно, тоже варьируются, но объединяет нас всех одно – БМО. Поэтому я и считаю нужным рассказывать и об этой эпастасье кольца. И вот тут необходимо углубиться в историю.

[1] Шкинь. Есть такое село в Непецинском сельском поселении Коломенского района Московской области. Село находится на берегу реки Северка, напротив деревни Борисово, расположенной на противоположном берегу. Село Шкинь относительно небольшое по размеру, в нём одна улица.
[2] Село Шкинь на реке Северка известно с XV века, когда оно было по завещанию оставлено Василием Темным, великим князем Московским, своей жене Марии Ярославне. При Иване III село снова стало великокняжеским.

Читайте также:  Церковь иоанна богослова (кострома), россия, город кострома

Село было значительным и торговым, по документам в начале XVIII в. в нём стояла церковь Архистратига Божия Михаила. В XVIII в. селом владел инженер-генерал-поручик Илья Александрович Бибиков (1698-1784), один из учёнейших генералов того времени.

Бибиковы — семейство историческое, много сделавшее для России и русской культуры. Сын стольника Александра Борисовича Бибикова, Илья Александрович получил хорошее образование, и в 1715 г.

начал службу по инженерной части под начальством генерал-фельдцейхмейстера графа Якова Вилимовича Брюса, относившегося к нему с большим расположением. В 1749 г. И.А. Бибиков произведён в генерал-майоры.

Когда едешь вдоль р. Северки по дороге из Непецино, то уже издалека виден храм села Шкинь. Великолепное зрелище: храм, во всём подобный собору Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Здесь граница Коломенского района.

В Прусы, в Сапроново, где стояла деревянная Знаменская церковь, разрушенная в советское время, в Городню и другие селения ведут только просёлки.

Кто же построил  среди полей огромный храм? Заказчиком строительства был генерал-майор Гавриил Ильич Бибиков (1746-1803), сын инженер-генерал-поручика Ильи Александровича Бибикова (ум. 1784), начальника Тульского оружейного завода, в чьём владении находилось село.

Гавриил Ильич Бибиков — московский меценат, построивший дворцы в Москве и подмосковном Гребневе, имел свой театр. На концерты его крепостного оркестра, которым руководил крепостной дирижёр и композитор Даниил Кашин, собиралась вся Москва.

Вместо обветшавшего деревянного, в 1794 г. на средства Гавриила Ильича Бибикова началось строительство ныне существующего каменного храма.
Оно шло медленно, к 1800 г. были освящены приделы Архангела Михаила и Святителя Николая Мирликийского.

Такой человек, как Гавриил Ильич, мог доверить возведение храма только опытному архитектору. Вероятно, это был один из лучших учеников М.Ф. Казакова Родион Родионович Казаков (1758-1803), построивший в Москве около трёх десятков зданий.

Строительство велось под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова, в то время работавшего в Шкини.

Храм был расписан в начале и середине XIX в.

Иконостас и большая часть лепного убранства погибли в советское время после закрытия и разорения храма в 1930-х гг., и приспособления под склад в 1960-х гг.

Часть проёмов была растёсана для въезда тракторов. После Гавриила Ильича селом владел его сын Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792-1870).
 Д.Г. Бибиков умер 22 февраля 1870 г. и погребён в Александро-Невской Лавре. Его жена Софья Сергеевна получила, вместе с сестрой Елизаветой Сипягиной, от матери большое состояние, часть колоссальных мясниковских богатств, легших в основу бибиковского состояния.
У Бибиковых было пятеро детей: Сергей, Дмитрий, Николай (умер в детстве), Софья (с 1855 г. замужем за графом Дмитрием Андреевичем Толстым) и Зоя (умерла в юности).
У южной стены алтаря — могила блаженного Даниила (1825-1884).
Он родился в с. Лыково, а умер в Коломне, похоронен у стен Святодуховской церкви согласно его завещанию. В последние годы своей жизни блаженный собирал средства на ремонт храма с. Шкинь.
Он прославился при жизни как праведник и Христа ради юродивый. Многие чудотворения происходили как при его жизни, так и после смерти.
Во 2-й половине XIX в. в Свято-Духовской церкви около 50 лет служил священник Гавриил Воскресенский. Это ему помогал блаженный Даниил в ремонте храма.

В 1906 г. священником церкви с. Шкинь стал Михаил Михайлович Остроумов (36 лет), сын священника Коломенского уезда. С 1905 г. церковным старостой был крестьянин с. Шкинь Дмитрий Иванович Трушкин (53-х лет), жалованье получал от крестьянского общества.

В советское время церковь была закрыта. Большой колокол с северной колокольни храма был сброшен.
Проём звона был расширен, чтобы пропустить сбрасываемый колокол, который, падая, отбил белокаменный карниз храма.
Церковь долго оставалась без службы после ареста священника, но всё было цело.
Местная жительница рассказывала, что растаскивать церковь начали после войны, все ходил и в лохмотьях, носить было нечего, таскали, стыдясь, по-тихоньку. В 1960-х гг. церковь снаружи была целой.
В наше время разоренный храм возвращён верующим, началось его восстановление.
В 1991 г. на чердаке одного из домов села был обретён большой образ преподобного Серафима Саровского.
Сам преподобный, явившись во сне жительнице села Серафиме Ивиной, указал, где находится икона. В 2003 г., к 100-летию его прославления, был совершён крестный ход с иконой преподобного по всей коломенской земле.
В 1996 г. в храме с. Шкинь начались регулярные богослужения в приделе Святителя Николая Мирликийского.

Совет

От усадьбы Бибиковых ничего не осталось. Красивый дом против церкви построен в начале XX в. и принадлежал купцу Квасову.

В 1852 г. в с. Шкинь было 99 дворов, в которых проживали 348 крестьян и 405 крестьянок.

Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны»[2].

Июнь 2012 года. На улице установилась духота. Небо закрыло густой облачностью. Храм в Шкини был осмотрен, а времени до секции на Воскресенск не прошло и половины.

На карте была обозначена ещё одна достопримечательность. Ею была церковь Илии Пророка (на карте: 2), что находится в селе Пруссы.
Ведёт туда грунтовая дорога, которая уходит влево от храма в Шкини. Перейдя мост через Северку, начинаю подниматься в гору. Идти стало несколько тяжелее.

Сказывалась духота раскалённого воздуха и отсутствие даже малейшего дуновения ветра. И чем выше поднималась дорога, тем красивее становились окружающие пейзажи. На БМО встал товарняк, да так и стоял прямо до моего возвращения на платформу.
Вот и въезд в село.

Пройдя ещё около километра, вижу пруд. А вскоре и сама церковь показалась.

[3] Некоторые учёные утверждают, что «прусы» в Коломенском и Мытищинском районах Подмосковья — этнотопонимы, то есть названия, указывающие границы расселения в древности балтского народа прусов.

  Вероятно, церковь Ильи Пророка построена в 1550-х — начале 1560-х гг.

В писцовой книге 1577-1578 гг. записано: «В Похрянском же стану владыки Коломенского купля у Ивана да у Фёдора Васильевича да у Петра Никитича Шереметевых: с. Прус, под ним пруд,
а в селе церковь Пророка Илии каменна, а другая церковь Вход в Иерусалим, древяна, верх, обвалилась».
В 1575-1576 гг. село было куплено коломенским епископом Давидом у бояр Шереметевых (написанное в книге «купля у Ивана» означает — у воеводы Ивана Васильевича Шереметева, в 1577 г. убитого при осаде Ревеля).

В Прусах находилась загородная резиденция коломенского епископа, позднее перенесённая в с. Подлипки. Село было во владении Коломенских епископов до секуляризации церковных имений в 1764 г. Потом оно стало экономическим.

В конце XVII в. церковь была перестроена, закомарные окончания четверика были заменены на прямой карниз.

В конце XVIII — начале XIX в. к Ильинской церкви пристроили кирпичную трапезную. Колокольня была деревянной. Её построили в 1861 г.

В 1872 г. в трапезе устроен тёплый придел Преподобного Сергия Радонежского. В 1885 г. епархиальное начальство запретило служить в церкви «до приведения её в безопасный вид».
Чертежи необходимых исправлений выполнил академик Игнатий Павлович Залесский (1850-1909).

Он окончил Императорскую академию художеств в 1879 г. и получил звание классного художника архитектуры 1-й степени.
В 1887 г. храм был возобновлён и укреплён. В 1892 г. пристроена трапезная, колокольня деревянная. В 1891 г. сооружена каменная ограда. Церковная школа с 1905 г.

помещалась в собственном доме, на её содержание отпускалось Кирилло-Мефодиевским братством 330 рублей.
Приход был бедный. Церковной пахотной земли — около десятины. В 1828 г. священником здесь был Феодор Львович Гиацинтов.
В селе было 40 дворов, в которых жили 158 крестьян и 162 крестьянки. В конце XIX в.

Обратите внимание

церковным старостой Ильинского храма был крестьянин Я.С. Балашов, с 1915 г. стал крестьянин Алексей Хрулёв. В 1882 г. к церкви рукоположен во священника Александр Васильевич Мошков (в 1916 г. ему было 72 года).

В 1916 г. псаломщиком в храме с. Прусы был Пётр Владимирович Покровский (42 года).

В советское время (до 1960 г.) была разобрана трапезная Ильинской церкви. Древний храм стоял без крыши, окон и дверей.

В наше время идёт его реставрация.

Первоисточник: книга протоиерея Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны»[3].

Июнь 2012 года. Вот и закончилась экскурсия. Но не путешествие, оно продолжается. Предстоит преодолеть не короткий обратный путь. Духота начала спадать – подул небольшой долгожданный ветер.

Немного перекусив на берегу пруда, с неохотой начинаю движение в сторону Шкини, попутно фотографируя открывающиеся виды. На полях растёт уже кукуруза.
И какая то непонятная трава.
Впереди с холма открывается вид на Шкинь и БМО, где на Воскресенск до сих пор стоит товарняк.
2013 год.

Как и год назад, и это путешествие подошло к концу. Стоит ли говорить, что оно прошло легче, но и было короче и, в прочем, как я уже говорил, менее запоминающимся….
… но всё же запоминающимся. Краски осени и тот единственный солнечный день, которого все так ждали. Пора бы уже покинуть этот край.

Жизнь тут идёт своей необъяснимой тропой, и кажется, что тут ничего не изменилось. Хотя, что такое год для тех спокойных сельских мест, где жизнь еще настоящую не поглотила суета цивилизации. Вот и дом купца Квасова стоит все в том же состоянии,…

….

а на автобусной остановке висит прошлогоднее расписание.

Источники:

[1] Википедия

[2] http://церкви-коломны.рф/Shkin-Cerkov-Soshestviya-Svyatogo-Duha.htm

[3] http://церкви-коломны.рф /Prussi-Cerkov-Ilii-Proroka.htm

Источник: https://shef89.livejournal.com/5315.html

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов

На приходском сайте церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов в селе Шкинь есть кадр из будущего: как должен выглядеть Свято-Духовский храм после завершения реставрации. Апофеоз классицизма в классической же цветовой гамме — сочетание желтого и белого, для пущего соответствия прототипу: Троицкому собору Александро-Невской лавры.

И это может стать концом шкиньской легенды. Не поймите неправильно: конечно, любой дом должен содержаться в красоте и порядке, и уж тем более дом Божий. Сейчас храм мучается, это почти физически ощутимо.

Читайте также:  Церковь николая чудотворца в муроме

Восстановительные работы ведутся аж с 1996 года, средств у маленького прихода на такую громаду категорически не хватает. Но легенды — штука хрупкая. Харизма Духовской церкви — в ее размерах, необычной форме и контрасте с окружающим пейзажем, и реставрация этого не изменит. Изменится ощущение.

Если совсем утрировать, сейчас храм с обнаженной кирпичной кладкой напоминает христианского мученика с содранной кожей: красные кирпичные стены и «кости» белых колонн.

Зрелище трагическое (а легенды любят драматизм), но важно другое: это подлинные шрамы времени, срез многострадальной русской истории, символ пережитых мучений, если угодно. И все эти трагические смыслы неизбежно испарятся после ремонта и реставрации, как бывало уже не раз.

Виртуальная реконструкция храма Святого Духа в селе Шкинь
Источник: приходской сайт

Слишком часто отреставрированные храмы выглядят неуместным новоделом, даже в городах. А в селе Шкинь представить эту махину, лоснящуюся свежей краской, вообще не получается. Несмотря на многовековую историю села, исторической атмосферы тут не осталось никакой. Хотя, возможно, кирпичная палатка-сельпо напротив южного фасада устыдится и тоже обзаведется портиком с колоннами.

К тому же вынужденные цвета храма, красный и белый, придают классической церкви интересный барочный вид и заставляют вспомнить ее «сводную сестру», красно-белую церковь Гребневской иконы Божией Матери в подмосковном Гребнево.

Важно

Церкви были построены по заказу владельца обоих имений, Гавриила Ильича Бибикова, и вполне вероятно, одним архитектором — загадочным Иваном Ветровым (a.k.a.

Иоганн Веттер, Ветер, Веттерн — то ли русский, то ли немец, то ли один человек, то ли два, исследователи архитектуры так и не пришли к единому мнению).

В отличие от шкиньской Духовской, Гребневская церковь прекрасно отреставрирована, ее окружает усадебный парк и сохранившиеся усадебные постройки. Но, возвращаясь к вопросу о легендах и магии места: упоминаний о Гребневской церкви — кстати, еще более необычной, чем шкиньская, — в интернете в три раза меньше, чем о Духовской.

https://www.youtube.com/watch?v=lD3OiEep158

Все вышесказанное — вовсе не призыв прекратить реставрацию. Скорее сообщение для любителей диковин и эстетики «заброшенного»: спешите увидеть храм в его нынешнем состоянии.

Впрочем, судя по темпам работ, зрелищем грандиозных руин можно будет «наслаждаться» еще несколько лет… А если хотите помочь восстановлению Духовской церкви, позвоните настоятелю Олегу Горбачеву по телефону 8 (905) 714-38-79.

Духовскую церковь часто сравнивают с «Титаником», невесть как потерпевшим кораблекрушение на реке Северке. Контраст с современным пейзажем действительно мощный и завораживает в первую очередь. Но некоторые детективно-исторические изыскания дают больше поводов для удивления, чем лежащая на поверхности интернета информация.

Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов в маленьком подмосковном селе — единственный аналог (но не копия) грандиозного Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Даже несведущий в архитектуре наблюдатель заметит главное сходство — оба храма однокупольные, форма купола — полусфера на массивном барабане, главный вход оформлен двумя двухъярусными колокольнями. Стиль — классицизм.

Если углубляться в детали — оба храма сочетают базиликальную форму с крестово-купольной и в плане представляют собой латинский крест.

Санкт-Петербург. Троицкий собор Александро-Невской лавры. Архитектор И.Е.Старов
Источник: Фотобанк Лори

Но есть и столь же заметные отличия: храм в Шкини, конечно, меньше петербургского, зато его пропорции кажутся более гармоничными, а его декор — более «богатым».

Совет

Например, колонны — в петербургском соборе шестиколонный портик украшает только главный вход (западный фасад), а в шкиньской церкви колонны имеются со всех сторон: четыре на западе между колокольнями, по четыре с севера и юга — они поддерживают высокие портики с фронтонами; и еще 8 колонн окружают полукруглый алтарный выступ с восточной стороны.

Но необычность шкиньской церкви не в колоннах, а в колокольнях. Все путеводители считают нужным заметить, что Свято-Духовская церковь «относится к редкому в России типу двухколоколенных храмов».

Определение «редкий» нуждается в пояснении: на всей огромной территории Российской империи было построено меньше сотни храмов с двумя колокольнями, а в современной России осталось и того меньше.

Троицкий собор в Петербурге был из них самым-самым первым (к 1722 году относится первая попытка строительства, закончившаяся неудачей, а нынешний собор был возведен в период 1778–1786). В 1776 году проект авторства И.Е.Старова утвердила лично Екатерина II. Это положило начало короткой моде на строительство двухколоколенных храмов, чуждых православной архитектурной традиции.

Первым «подражателем» был, по всей видимости, фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский — имеется в виду Троицкая церковь в его подмосковном имении Троицкое-Кайнарджи 1778 года постройки.

Неудивительно, что двухколоколенных храмов так мало: их возводили в своих владениях люди не просто богатые, а представители «элиты», принадлежавшие к высшему столичному свету и чувствительные к придворным веяниям.

Таким был и Гавриил Ильич Бибиков (1747-1803), генерал-майор, красавец, богач, представитель знатного рода Бибиковых, брат Василия Бибикова (участника дворцового переворота Екатерины II, драматурга и тайного советника) и Александра Бибикова, крупного полководца екатерининских времен, одного из главных участников подавления Пугачевского восстания. Сестра Гавриила, Екатерина Бибикова, была женой М.И.Голенищева-Кутузова, будущего победителя Наполеона.

Высокий статус владельцев села Шкинь в XVIII-XIX веках объясняет «необъяснимое» — появление в подмосковной глубинке столь грандиозного сооружения как Духовская церковь. Потому что иных материальных свидетельств богатства села и его владельцев здесь не сохранилось.

Обратите внимание

Первый деревянный храм на этом месте был сооружен еще в XV веке (поэтому часто в справочниках Духовская церковь датируется XV-XIX веками). Нынешний храм строился в 1794-1798 годах (освящен в 1800-м), то есть со времени строительства первого в России двухколоколенного храма, Троицкого собора в Петербурге, прошло уже два десятка лет.

За 20 лет по всей Российской империи появилось несколько десятков вариаций на тему храма с двумя колокольнями. Почему в качестве проектного прототипа для Духовской церкви в Шкини был выбран именно «оригинал», Троицкий собор, — науке доподлинно неизвестно, как неизвестно и имя шкиньского архитектора.

Наиболее вероятным кандидатом представляется тот самый Иоганн Веттер/Иван Ветров, в 1786-1791 годах уже построивший для Бибикова церковь в Гребнево.

Украшение храма продолжалось и после окончания строительства. Немалую роль в этом сыграл не только новый хозяин села, сын Гавриила Бибикова Дмитрий, но и «человек из низов» — юродивый Данилушка Васильев, или местночтимый блаженный Даниил (1825-1884), который посвятил многие годы жизни сбору пожертвований на Духовскую церковь. Именно его могила находится около южного фасада храма.

К слову, о могилах. Рядом с храмом валяются (иного выражения не подберешь) несколько богатых надгробий XIX века, но чьи они — уже трудно разобрать. Зато точно известно, где похоронен Дмитрий Гаврилович Бибиков (1791–1870).

Он был одним из крупнейших государственных деятелей России XIX века — герой Отечественной войны 1812 года (тогда ему было всего 20 лет), генерал-адъютант, генерал от инфантерии, участник турецкой кампании, московский вице-губернатор, директор департамента внешней торговли, министр внутренних дел России, борец с коррупцией и почему-то со старообрядцами. Но в связи с Духовской церковью интересно почти незамеченное «рондо» семейной истории: Дмитрий Бибиков был похоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Троицким собором, прототипом церкви в шкиньском имении Бибиковых.

После Октябрьской революции Духовскую церковь довольно долго не трогали. Закрыли ее только в середине 1930-х годов, сбросили колокола, повредив одну из башен-колоколен. Вопреки распространенному мнению, у государства не было масштабной программы по сносу церквей — из соображений чистого прагматизма.

Большие крепкие здания обычно лишали признаков храма и приспосабливали под хозяйственные или житейские нужды. В 1960-е годы это случилось и с Духовской церковью — здесь устроили склад ядохимикатов.

Богатое внутреннее убранство растащили после войны, тогда же были утрачены росписи и иконостас, растесаны проемы для проезда крупной техники.

Богослужения в церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов возобновились в 1990-х, а с 1996 года стали регулярными. В это же время начались работы по восстановлению церкви, которые ведутся до сих пор. Отреставрирован купол, покрыта крыша, застеклены окна. Осенью 2012 года велись работы по восстановлению куполов на башнях-колокольнях и ремонт основания церкви.

Помочь восстановлению Духовской церкви можно молитвами, но и материальная помощь совсем не помешает — как деньгами, так и своими руками. Телефоны церкви: 8 (905) 714-38-79, московский номер (495) 656-09-39.

Важно

Службы в церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов совершаются по субботам (Всенощное бдение) и воскресениям (Божественная литургия), а также по Двунадесятым и Великим праздникам и в дни чтимых икон.

Композиционно здание состоит из летнего храма и теплой («зимней») трапезной. В летнем храме находится главный престол в честь Сошествия Святого Духа, в теплой церкви — еще два престола: во имя Архистратига Михаила и во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Главная святыня Духовской церкви, икона преподобного Серафима Саровского, была обретена чудесным образом уже в наши дни, в 1991 году. Легенда об обретении иконы звучит так (цит.

по информации на сайте церкви): «Одной жительнице села Шкинь, благочестивой христианке по имени Серафима, явился во сне чудный старец. Лицо его святилось необыкновенной радостью, а от него самого исходила Божия благодать.

Он сказал Серафиме, чтобы она нашла женщину по имени Мария, у которой на чердаке находится икона, некогда принадлежавшая шкиньской церкви. На вопрос, кто он и как его зовут, старец ответил: «Меня зовут убогий Серафим». Встав утром рано, пошла Серафима в обход окрестных сёл.

Не один день ушел на поиски, но все же после долгих хождений — как и предсказал старец — на чердаке одного старого сельского дома, хозяйку которого звали Мария, икона была, наконец, обретена».

На этом история не закончилась. В ночь на 28 января 2008 года икона преподобного Серафима и еще десяток икон были похищены из Свято-Духовского храма группой воров, много лет грабивших подмосковные церкви.

Обычно в таких случаях со святынями можно попрощаться навсегда, но произошло маленькое (или большое) чудо: уже через полтора месяца работники Коломенского УВД задержали преступную группу, а 21 марта три из украденных икон вернулись на свои места.

В их числе — особо значимая для храма икона Серафима Саровского.

Источник: http://strana.ru/places/21263726/info

Село Шкинь, Московская область

Краткая информация о Шкинеь

Шкинь в Википедии

Шкинь — село в Коломенском городском округе Московской области. Население — 79 чел. (2010). Село находится правом на берегу реки Северки, напротив деревни Борисово, расположенной на противоположном берегу. Село Шкинь относительно небольшое по размеру, в нём одна улица — Центральная.

Село Шкинь связано с центром сельского поселения селом Непецино асфальтированной дорогой, протяжённостью 9 км. Между сёлами имеется автобусное сообщение. Также имеется железнодорожное сообщение — к югу от села проходит Большое кольцо МЖД, платформа Шкинь.

Читайте также:  Об ослаблении вечных мук умерших без покаяния

В селе находится церковь Сошествия Святого Духа (полное название — Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов). Эту церковь также называют Святодуховская церковь, Духовская церковь и Духосошественская церковь. Ранее село относилось к Коломенскому уезду Московской губернии. Село Шкинь принадлежало помещику, генерал-майору Г. И.

Совет

 Бибикову, который также владел и другим подмосковным имением Гребнево. Первые упоминания о селе Шкинь относятся к XV веку. Традиционное исповедание жителей села — православное христианство.

Подробнее »

Шкинь на карте

Расстояние до районного центра: Коломна: (20 км.)

Расстояние до областного центра: Москва (83 км.)

Расстояние до столицы: Москва (83 км.)

Расстояния до аэропортов: Внуково(89 км.) , Домодедово(44 км.) , Шереметьево(109 км.) , Быково(54 км.)

Ближайшие населенные пункты

Гостиницы в ближайших населенных пунктах

Фотографии Шкини

Были в Шкинеь и сделали снимки города и интересных мест? Разместите их! Многие посетители нашего сайта делают фото в своих поездках. Публикуйте свои фото из Шкини и из других городов! Отмечайте если Вы тоже видели эти места! Теперь появилась возможность добавления с мобильной версии сайта, что намного облегчает перенос фото из Шкини со смартфонов на сайт!

Сувениры из Шкини

Были в Шкинеь и привезли сувениры? Покажите их всем! Магнитики на холодильник, тарелки, вымпелы, кружки и все что Вы привозите с собой из командировок и поездок в Шкинь! Размещайте и отмечайте если у вас уже есть такие ! Разместите их фото! С мобильной версии сайта это сделать намного проще и перенос фото магнитиков из Шкини со смартфонов на сайт будет удобнее!

Последние отзывы

Нам интересно Ваше мнение о селе Шкинь. Есть ли интересные достопримечательности в этом селе? Что делать вечером в селе? Есть ли места куда можно сходить? Напишите о транспорте в селе. Легко ли добраться до нужного места? Опишите отношение к приезжим?

Последние вопросы

Если у Вас есть вопросы по данному населенному пункту или Вы ищите людей из деревни Мокрецы, проживающих в нем, Вы можете задать задать соответсвующий вопрос. Надеемся, что наши пользователи помогут Вам с ответами.

Уже 85586 сделали это Указать место на карте

Источник: https://www.komandirovka.ru/cities/shkin/

Шкинь Посмотреть на карте

Страна Россия
Субъект федерации Московская область
Муниципальный район Коломенский
Сельское поселение Непецинское
Часовой пояс UTC+4
Почтовый индекс 140474
Автомобильный код 50, 90, 150, 190
Координаты Координаты: 55°11′32″ с. ш. 38°29′21″ в. д. / 55.192222° с. ш. 38.489167° в. д. (G) (O) (Я)55°11′32″ с. ш. 38°29′21″ в. д. / 55.192222° с. ш. 38.489167° в. д. (G) (O) (Я)
Код ОКАТО 46 222 819 012
Население 112 человек (2005)
Первое упоминание XV век

Шкинь — село в Непецинском сельском поселении Коломенского района Московской области

Село находится правом на берегу реки Северки, напротив деревни Борисово, расположенной на противоположном берегу. Село Шкинь небольшое по размеру, в нём только одна улица — Новая.

Село Шкинь связано с центром сельского поселения селом Непецино асфальтированной дорогой, протяжённостью 9 км. Между сёлами имеется автобусное сообщение. Также имеется железнодорожное сообщение с Москвой — до станции Шкинь ходят электрички ..

Обратите внимание

В селе находится церковь Сошествия Святого Духа (полное название — Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов). Эту церковь также называют Святодуховская церковь, Духовская церковь и Духосошественская церковь. Церковь является действующей православной церковью а также памятником архитектуры XV—XVIII веков и достопримечательностью села.

Дореволюционный дом в село Шкинь

Церковь

Современное состояние

В настоящий момент церковь принадлежит Русской православной церкви и соответственно является действующей православной церквью.

В новом периоде первое богослужение было совершено 7 апреля 1996 года в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Службы в церкви совершаются каждую субботу — Всенощное бдение и каждое воскресенье — Божественные литургии. Также богослужения дополнительно проводятся в дни Великих и Двунадесятых праздников и в дни чтимых икон.

История

Церковь была заложена в XV веке, полностью достроена в конце XVIII века — в период между 1794 и 1798 годами. Церковь выстроена на средства владельца имения Г. И. Бибикова. Авторство церкви приписывается Р. Р. Казакову. Открыта церковь в 1800 году. Церковь была закрыта в 1936 году, снова открыта в 1992, в настоящий момент ремонтируется.

Описание

Церковь из себя представляет двухколоколенный храм. С точки зрения архитектуры эта церковь является типичным образцом московского классицизма. К церкви имеются пристройки — Михаило-Архангельский и Никольский приделы, в которых расположена трапезная храма.

Свято-Духовская церковь в настоящий момент является единственным аналогом Троицкого собора, принадлежащего Александро-Невской лавре города Санкт-Петербурга. В настоящий момент не всё из отделки сохранилось — ранее храм имел более богатое убранство и был красивее, чем сейчас.

Рядом с церковью находится могила Д. И. Васильева (умер в 1884 году) — юродивого Данилушки, память которого чтят в селе.

Люди, связаные с деревней

  • Г. И. Бибиков — бывший владелец деревни.
  • Д. И. Васильев — юродивый Данилушка.
  • Олег Горбачёв — настоятель храма.

История

Ранее село относилось к Коломенскому уезду Московской губернии. Село Шкинь принадлежало помещику, генерал-майору Г. И. Бибикову, который также владел и другим подмосковным имением Гребнево. Первые упоминания о селе Шкинь относятся к XV веку. Традиционное исповедание жителей села — православное христианство.

Источник: http://www.travellers.ru/city-shkin

Шкинь и окрестности…

Наконец-то мы добрались до Шкини! А случилось это 12 июня этого года. Еще в разгар прошлого лета, а может даже и весны, листая один из путеводителей по Подмосковью, наткнулась на фотографию величественного, хотя и нуждающегося в реставрации, храма Сошествия Святого Духа в селе Шкинь. Да и название села заинтересовало…

Заглянула в топонимический словарь Московской области, но ничего конкретного про происхождение и толкование названия «Шкинь» там ничего не нашла. Говорится лишь, что село Шкинь упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича 1461 года.

В последующие времена название писалось и как Щкинское, и как Шкинь, и как Шкинъ. Обилие этих вариантов затрудняет изучение этимологии.

И возможно уже на раннем этапе написание было искажено, так что думайте и гадайте сами… Таким образом, с названием мы разобрались, вернее, поняли, что разобраться в нем не представляется возможным. Однако церковь увидеть всё-таки очень хотелось. Реализовать же это желание удалось лишь год спустя.

Почему так много времени прошло? Да, просто никто не хотел ехать на такое дальнее расстояние ради каких-то развалин. Шкинь эта находится далеко на юго-востоке Московской области, а мы живем в Зеленограде, на северо-западе…

В итоге собрались в путь только 12 июня, пожалуй, самый жаркий день за всё это лето… Конечно, пускаться в путь ради одной церкви было бы не логично, поэтому маршрут наш пополнился соседними усадьбами и храмами. Однако из намеченного удалось посетить лишь половину, поскольку невыносимая жара сделала свое дело.

Первым на нашем пути замаячило село Никитское Раменского района, некогда принадлежавшее А.М. Апраксину, а позже князьям Куракиным. С тех пор сохранилась здесь каменная Владимирская церковь с колокольней.

Важно

Согласно путеводителю рядом с церковью должен был находиться усадебный дом, обращенный к реке, однако он нигде не просматривался, а нашлась только коза.

После долгих поисков удалось всё же обнаружить речку Песоченку, больше походившую на ручей. Через речку был перекинут длинный узкий мостик, его длина свидетельствовала, что речка явно была шире…

На мостике мы столкнулись с местным велосипедистом. Он-то нам и поведал о названии и прежних размерах речки, а так же указал направление, где находится полуразрушенный усадебный дом.

Мы с особым рвением отправились на поиски дома, но путь нам предстоял через высоченную траву, а далее через кусты.

В итоге мы с трудом преодолели траву и запечатлели кусочек дома, проглянувший через кусты, — дальше пройти было невозможно.

Из Никитского мы отправились в Шкинь, и вроде следовали строго по карте и указаниям путеводителя вдоль реки Северки, а обещанный серебристый купол всё не появлялся. Стали закрадываться сомнения… А тут еще какая-то Индустрия. Откуда она только взялась?.. И вот на солнце засверкал купол. А вскоре и весь храм предстал перед нами. Да, масштабы его впечатляют! 

Духовская церковь в селе Шкинь была построена между 1794 и 1798 годами в усадьбе генерал-майора Гавриила Ильича Бибикова (владевшего также усадьбой Гребнево), по его заказу и предположительно по проекту Р.Р. Казакова. Строительные работы велись под наблюдением губернского архитектора И.А. Селехова. Обошли вокруг храма.

Познакомились с местными гусями. Давно я не видела гусей, да и вообще видела ли я их ранее?..

Недалеко от церкви находится каменная постройка, по некоторым источникам, этот дом принадлежал купцу Квасову и был построен в начале XX века.

Совет

Местные же жители утверждают, что это советская постройка. Правда, мнения о назначении этого здания у них расходятся, одни говорят, что тут была школа, другие – это полностью отрицают и уверяют, что это здание клуба и библиотеки.

Путь это останется на их совести… Разморенные палящим солнцем, мы спустились к реке Северке и, расположившись в тени прибрежных ив, устроили пикник. О, свежий воздух и прохладный ветерок!.. Признаюсь, отдых наш затянулся. Так не хотелось покидать столь приятное место и отправляться в путь на раскаленной машине.

Кое-как собравшись с силами, мы отправились дальше. На горизонте маячили черные тучи, предвещавшие дождь и грозу. Куда ехать: дальше или возвращаться домой? Решили – дальше.

Посетили село Мячково с Успенской церковью 1868-1876 годов постройки.

И отправились в Черкизово, где на погосте старки находится церковь Николая Чудотворца, построенная в 1759-1763 годах, и колокольня, ныне зажатые со всех сторон заборами и домами. Как только можно так облеплять храм?..

 

С неба упала парочка капель, и тучи волшебным образом рассеялись.

Из Черкизова мы хотели поехать в Воскресенск, не выезжая на трассу, но сельская дорога сменилась грунтовой, и мы не осмелились дальше продолжать путь.

Правда, здесь мы натолкнулись еще на один храм – деревянную церковь Иконы Божией Матери Валаамской в Бортникове, построенную в 2002 году. Уж больно живописно расположен этот небольшой храм.

 Запечатлев его на память, мы решили возвращаться домой.

Вот так сложилось наше путешествие, возможно, не везде удалось побывать, но основная цель достигнута – Шкинь посещена.

neringa-iris

Источник: http://venividi.ru/node/16114

Ссылка на основную публикацию