Церковь спаса преображения на ильине улице, россия, город великий новгород

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгород

О начале истории каменной церкви Спаса Преображения мы знаем совершенно точно, на сей счет сохранилось летописное свидетельство:

Кто строил храм, неизвестно, но совершенно очевидно, что строители ориентировались на возведенную тринадцатью годами раньше церковь Феодора Стратилата на Ручью. Спасская церковь по своим плану и композиции повторяет Феодоровскую.

Обратите внимание

О первоначальном внешнем облике церкви Спаса на Ильине, до позднейших переделок, мы можем получить представление по иконам, посвященным чуду от иконы Божией Матери «Знамение» во время осады Новгорода суздальцами в 1170 году.

Судя по всему, строители обошлись без обмазки внешних стен, так что структура кладки из грубого кирпича и камня тогда была хорошо видна.

Уникальные фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине

В 1374 году, по окончании строительства храма Спаса Преображения, его стены изнутри покрыли тонким слоем светлой обмазки, но в таком «скудном» виде церковь простояла недолго.

Уже спустя четыре года она была расписана, и эта роспись (точнее, ее сохранившиеся фрагменты) сегодня превратила храм в величайший памятник мировой культуры.

Потому что уникальные спасские фрески создал не кто иной, как знаменитый Феофан Грек, один из учителей преподобного Андрея Рублева. Опыт росписи церкви Спаса на Ильине был его первым таким опытом на новой родине. И опытом, надо сказать, блестящим.

В этих фресках проявились все особенности творческого метода Феофана: единство замысла, ограниченность, почти монохромность цветовой гаммы, обобщенность форм и образов, выразительный, обычно короткий, мазок, виртуозное владение так называемыми «пробелами».

«Окраинная» история церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

К XVIII веку Новгород, давно переживший свою великую эпоху, превратился в провинциальное захолустье, попав как бы на обочину российской жизни. «Окраинную» судьбу города разделили его древние храмы — в том числе и церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

В благоукрашенном виде церковь Спаса на Ильине простояла, скорее всего, недолго. Спустя семь лет после выполнения росписи храма, в 1385 году, случился страшный пожар. Летописец отмечает по этому поводу:

Спасскую церковь на Ильине улице этот пожар не миновал.

В 1391 году в Новгород прибыл митрополит Киприан, занявший московскую кафедру, его со свитою торжественно встретили именно в Спасо-Преображенской церкви, а уже отсюда проводили в Софийский собор. Кажется, эта традиция встречи московских первосвятителей сохранялась довольно долго.

Важно

Следующее достоверное известие датируется 1562 годом, когда в Новгороде разразился ужасный мор — «велие смертоносие».

Несмотря на постоянные поновления и перестройки, Спасо-Преображенский храм на Ильине улице к 1880-м годам пришел в совершеннейшую ветхость: осыпалась штукатурка, на прихожан из арок падали кирпичи.

В 1885 году его закрыли для богослужений. Речь шла даже о разборке церкви. Однако, к счастью, деньги на ремонт нашлись.

Храм, согласно тогдашним отчетам, «благоукрасили» и в сентябре 1889 года заново освятили.

Спасская церковь в Советское время

В советские годы богослужения в Спасской церкви, разумеется, прекратились, она подверглась музеефекации. В 1936 году — в видах возвращения ей первоначального облика — были снесены позднейшие трапезная (теплая церковь) и колокольня.

В годы Великой Отечественной войны храм чудом избежал гибели. Он находился на передовой и подвергался артиллерийскому обстрелу.

На фотографии 1944 года, сделанной после освобождения Новгорода от немцев, видно, что кровля церкви разрушена, стены покрыты трещинами, а юго-западный угол здания вообще почти отвалился от основного объема. В таком виде Спасский храм вступил в свою новейшую историю.

Источник: http://posmotrim.by/article/cerkov-spasa-preobrazheniya-na-iline-ulice-novgorod.html

Церковь Спаса на Ильине улице с фресками Феофана Грека

sergeyurich
     Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 5.

Церковь Спаса на Ильине улице и ее фрески
    Несомненно, одним из главных шедевров новгородского зодчества является небольшая церковь Спаса Преображения, построенная в 1374 году на одной из главных улиц средневекового города – Ильине улице.
    Найти эту церковь несложно.

Перейдите пешеходный мост через Волхов, что ведет от Детинца на Торговую сторону Новгорода, а дальше никуда не сворачивая, идите все время прямо мимо Ярослава дворища (оно будет с правой стороны), перейдите через Большую Московскую улицу, и вскоре вы увидите купол церкви Спаса на Ильине.

    Я понимаю, что пройти мимо Ярославова дворища очень трудно, поскольку на этом месте сосредоточено такое количество архиектурных шедевров, что аж дух заходится.

Но я советую все же сначала дойти до Спасской церкви, потом осмотреть расположенный рядом с ней Знаменский собор (о нем будет отдельный рассказ), на обратном пути полюбоваться видами Детинца (они с пешеходного моста просто замечательные), а Ярославову дворищу посвятить отдельное время (поверьте, оно того стоит!).

    Ильина улица в средневековом Новгороде была одной из важнейших на Торговой стороне. Но поскольку она была целиком застроена деревянными домами, от ее древнего облика почти ничего не сохранилось. Скажу прямо, сейчас она выглядит более чем уныло.    Но не в ней дело, а в той самой церкви, которая находится в самом ее конце.

    По преданию, на месте, где с 1374 года находится церковь Спаса Преображения, была деревянная церковь с тем же названием. Именно в ней в XII веке хранилась знаменитая икона, являвшеяся одной из главных святынь Новгорода “Знамение Богоматери”:

    После того как эта икона спасла новгородцев от нашествия суздальских войск под руководством князя Мстислава Андреевича в 1170 году (надеюсь, подробности всем известны: стрелы суздальцев, попавшие в икону и т. д.),
для нее специально был сооружен храм (церковь Знамения Богородицы, а впоследствии – на месте этой не сохранившейся церкви – Знаменский собор).

    Построенная на деньги жителей Ильинской улицы, новая каменная церковь (икона “Знамение” снова была возвращена в нее в 1560 году), была необычайно почитаемой в Новгороде.

  Ее отличительная черта – изящество архитектурных элементов, акцентирующих стены, барабан,аспиду. Впервые здесь разработана декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных пятилопастной бровкой. К ранее применявшимся украшениям добавлены встроенные каменные кресты причудливых форм.

    Церковь Спаса Преображения знаменита не только красотой своей архитектуры. Она является хранительницей уникальных фресок. Летопись сообщает: “В лето 1378 года подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а мастер подписал гречинин Феофан”.

    Феофан Грек – выдающийся византийский художник XIV века, произведения которого сохранились только в России, ставшей его второй родиной. Иконы его кисти можно видеть в Благовещенском соборе Московского кремля и Третьяковке, а его монументальную живопись – только в церкви Спаса на Ильине улице.

    Мы постарались сфотографировать все фрески Феофана Грека.

    Вот они:  “Фрески отличаются суровой и даже мрачной одухотворенностью. В них нет ничего благостного, умиляющего. Феофан возвышает искусство над обыденной жизнью. Он наделяет образы святых сильными чувствами, несоизмеримыми с эмоциональным душевным складом простого человека.
    Его Спас не жертва и не защитник обездоленных, а грозный судия. В нем нет желания творить добро или вселять надежду. Гневно взирая с небесных высот на землю, он готовится свершить приговор над погрязшим в грехе родом человеческим. Это открытое осуждение земной жизни, не достойной ни жалости, ни прощения.
   В убеленных сединами ветхозаветных праотцах и пророках мы читаем историю незапамятного прошлого, когда существовали характеры, способные противостоять злу и насилию исключительно силой духа и верой в истинного бога”. (Г. И. Вздорнов – исследователь творчества Феофана Грека).
  Если не испугались, то читайте дальше.    Нужно иметь в виду, что попасть внутрь церкви получится, если знать некоторые особенности ее посещения.  То, что в понедельник и вторник она закрыта, это еще ничего. Как и то, что в последний четверг каждого месяца – санитарный день. Но самое неприятное то, что можно оказаться перед запертыми дверьми и в другие дни. Если на улице идет дождь или снег, то церковь будет закрыта из-за повышенной влажности воздуха.    Это, разумеется, правильно, фрески Феофана Грека должны защищаться всеми возможными способами, а какой-нибудь стопроцентной защиты от не самого устойчивого российского климата пока еще не придумано.
  Кстати, время посещения тоже ограничено, имейте это в виду: церковь открыта с 11.00  до 17.00. Она, к счастью, является музеем, а не действующим храмом (иначе я просто не представляю себе, как было бы возможно сохранять фрески). Входной билет стоит 100 рублей. Фотографировать можно.

Сергей Воробьев.

Источник: https://architectstyle.livejournal.com/31693.html

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

?Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2015-12-11 03:10:00Николай Подосокорский
philologist
2015-12-11 03:10:00Categories:

  • искусство
  • история
  • россия

Оригинал взят у gorbutovich в Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
Фильмы из гигапикселей и переписка интеллектуалов начала XV века об искусстве

“В 70-х годах XIV века в Новгороде появился выдающийся живописец – приехавший из Константинополя Феофан Грек. Он был одним из тех великих византийских эмигрантов, к числу которых принадлежал и критянин Доменико Теотокопули, прославленный Эль Греко. Нищавшая Византия была уже не в состоянии обеспечить работой своих многочисленных художников. К тому же политическая и идейная обстановка все менее благоприятствовала подъему византийского искусства, вступившего со второй половины XIV века в полосу кризиса.” [В.Н.Лазарев] [1] Только эмигрант Эль Греко (1541-1614) жил на два века позже Феофана, когда земли Византии уже больше ста лет были под турками. А на время Феофана пришелся закат Империи.

Феофан Грек. 1378 г. Фрагмент фрески «Пантократор» в куполе. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Кадр фильма из архива сайта Культура.рф.Единственная из сохранившихся на русской почве монументальных работ Феофана — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Основными источниками по начальному периоду истории церкви и ее росписей являются Новгородские летописи и письмо московского писателя Епифания Премудрого игумену тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу, около 1415 г. Вот это письмо в современном переводе:

Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу.

Ты видел некогда церковь Софийскую царьградскую, представленную в моей книге — Евангелии, именуемом по-гречески Тетроевангелием, на нашем же русском языке — Четвероблаговестием. Город же этот был написан в нашей книге вот каким образом.

Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем.2.
Лик Христа. Феофан Грек. 1378 г.

Деталь фрески «Пантократор». Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Скуфья купола – Христос Пантократор погрудно, в медальоне.

Совет

Вокруг медальона надпись: Г[оспод]и из небеси на землю призри оуслышати въздыханья окованых и разрешити с[ы]ны оумершьвеных: да проповедаеть имя Г[оспод]не в Сионе (Пс. СI-20-22).В Москве же им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, святого Михаила и еще одна.

В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, написав его подробно и красочно; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им неведомою и необычайною росписью, а в каменной церкви святого Благовещения он также написал «Корень Иессеев» и «Апокалипсис».3.
Троица. Феофан Грек. 1378 г.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр. Полулюнета восточной стены: Гостеприимство Авраама (фигура Авраама, в левой части внизу – утрачена).

Читайте также:  Преподобный никита, кирилл, никифор, климент, исаакий алфановы(сокольницкие)

Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы; казалось, что кто-то иной писал, руками писал, выполняя изображение, на ногах неустанно стоял, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту.4.
Центральный ангел. Деталь фрески «Троица» в камере на хорах. Восточная стена придела Св. Троицы. Изображение воспроизводится по изданию: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М.: Искусство, 1987. Source.Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить.5.
Серафим. Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Фреска в куполе. Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. Source. Купол, склоны свода – фронтально фигуры архангелов Михаила, Гавриила, Уриила и Рафаила. На архангелах одежды, украшенные лорами, в руках лабарумы и большие сферы. На сферах буквы: Х, Θ, Д, С. Между архангелами располагаются два серафима и два херувима.Сколько бы с ним кто ни беседовал — много ли, или мало, — не мог не подивиться его разуму, его притчам и его искусному изложению. Когда я увидел, что он меня любит и мною не пренебрегает, то я к дерзости присоединил бесстыдство и попросил его: «Прошу у твоего мудролюбия, чтобы ты красками написал мне изображение великой этой церкви, святой Софии в Царьграде, которую воздвиг великий царь Юстиниан, в своем старании уподобившись премудрому Соломону. Некоторые говорили, что достоинство и величина ее подобны Московскому Кремлю, — таковы ее окружность и основание, когда обходишь вокруг. Если странник войдет в нее и пожелает ходить без проводника, то заблудится и не сможет выйти, сколь бы мудрым ни казался он, из-за множества столпов и околостолпий, спусков и подъемов, проходов и переходов, и различных палат и церквей, лестниц и хранилищ, гробниц, многоразличных преград и приделов, окон, проходов и дверей, входов и выходов, и столпов каменных. Упомянутого Юстиниана напиши мне сидящего на коне и держащего в правой своей руке медное яблоко, которое, как говорят, такой величины и размера, что в него можно влить два с половиной ведра воды. И это все вышесказанное изобрази на книжном листе, чтобы я положил это в начале книги и, вспоминая твое творение и на такой храм взирая, мнил бы себя в Царьграде стоящим».6.
Столпник Симеон старший. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия. Source. Северная камера на хорах (Троицкий придел), верхний регистр, южная стена: Симеон Столпник; Симеон Дивногорец, Алипий Столпник.Он же, мудрец, мудро и ответил мне. «Невозможно, — молвил он, — ни тебе того получить, ни мне написать, но, впрочем, по твоему настоянию, я малую часть ее напишу тебе, и это не часть, а сотая доля, от множества малость; но и по этому малому изображению, нами написанному, остальное ты представишь и уразумеешь». Сказав это, он смело взял кисть и лист и быстро написал изображение храма, наподобие церкви, находящейся в Царьграде, и дал его мне.7.
Столпник Алипий. Деталь фрески «Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий». Изображение воспроизводится по изданию: Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М.: Искусство, 1983. Source.

От того листа была великая польза и прочим московским иконописцам, ибо многие перерисовали его себе, соревнуясь друг с другом и перенимая друг у друга. После всех решился и я, как изограф, написать его в четырех видах и поместил этот храм в своей книге в четырех местах: 1) в начале книги, в Евангелии от Матфея, — где столп Юстиниана и образ евангелиста Матфея; 2) храм в начале Евангелия от Марка; 3) перед началом Евангелия от Луки и 4) перед началом Евангелия от Иоанна; четыре храма и четырех евангелистов написал. Их-то ты и видел, когда я, устрашась более всех, бежал от Едигея в Тверь, у тебя нашел покой и тебе поведал мою печаль и показал все книги, которые остались у меня от бегства и разорения. Тогда ты и видел изображение храма этого и через шесть лет в прошлую зиму напомнил мне о нем по своей доброте. Об этом довольно. Аминь. “

Это один из немногих литературных памятников начала XV в. (после 1413 г.), раскрываюших взгляды современников на изобразительное искусство. Автор письма — Епифаний Премудрый — выдающийся писатель конца XIV — начала XV в., возможно, владевший и искусством живописца. Его адресат — Кирилл Тверской, — видимо, представлял Епифанию Премудрому убежище во время набега хана Едигея на Москву (1408). Β письме содержатся ценные сведения ο творческой биографии и художественной манере византийского живописца Феофана Грека, работавшего на Руси в XIV — начале XV в. и бывшего старшим современником знаменитого русского художника Андрея Рублева.Письмо печатается по единственному известному списку второй половины XVII в. (РНБ, Соловецкое собрание, № 1474—15, лл. 130-132).

Подготовка текста, перевод и комментарии О. А. Белобровой [2]

Каменная церковь Спаса Преображения на Ильине «поставлена» в 1374 г. (НПЛ. С. 372) на месте деревянной, 1103 г., где хранилась главная святыня и покровительница города – икона «Богоматерь Знамение», благодаря чудесному заступничеству которой, согласно «Сказанию о чуде от иконы «Знамение»», новгородцы победили суздальскую рать. В тот же год церковь освятили: «…и святиша ю архиепископь новгородчкый Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ святыя Софея» (НIЛ).В 1378 г. церковь была расписана: «В лето 6886 [1378] подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении князя Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексии Великаго Новаграда и Пскова» (НIIIЛ. С. 243). Это известие является вольной копией ктиторской надписи, имевшейся некогда в храме и затем погибшей. (М.К. Каргер, стр. 565-568).Заказчик росписи (и, вероятно, инициатор строительства самой церкви) – новгородский боярин Василий Данилович Машков (фамилия указана в Новгородской IV летописи: ПСРЛ, Т. IV. С. 294), возможно – сын посадника Славенского конца, Данилы (1327-1328) и брат славенских посадников Федора и Михаила Даниловичей (последний: в 1372-1392 гг.), стоявших во второй половине XIV в. у кормила политической жизни боярской республики.

Два фильма о фресках Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, снятые на основе фотографий в супервысоком разрешении.

Часть 1:

Источник: https://philologist.livejournal.com/8058633.html

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

нет комментариев, добавить первый

Режим работы

Церковь Спаса была выстроена в 1374 году, а в 1378 году расписана фресками. Из летописного известия о «подписании» храма Спаса известно, что храм был расписан «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы». Весьма вероятно, что уличане-ильинцы были и строителями церкви Спаса.

Церковь Спаса является одним из наиболее выдающихся памятников новгородского зодчества ХIV века. По своему архитектурному облику она, вместе с выстроенной несколько раньше церковью Федора Стратилата, знаменовала завершение длительного процесса формирования нового направления в новгородском зодчестве, начавшегося еще в конце ХIII века.

Уже зодчий церкви Федора Стратилата сумел найти простые и ясные решения, ставшие надолго классическими для дальнейшего развития новгородского зодчества. Зодчий церкви Спаса на Ильине, опираясь на формы и пропорции, найденные зодчим церкви Федора Стратилата, пошел значительно дальше по пути развития декора фасадов здания.

Стены, барабан и апсида церкви Спаса явно перегружены разнообразными декоративными мотивами, хотя конструктивная основа здания по-прежнему остается ясной и простой. В средней части южного фасада при последней реставрации храма обнаружена и восстановлена очень интересная пятичастная композиция из трех окон и двух узких ниш между ними.

Вся композиция увенчана декоративной пятилопастной бровкой. 

Церковь Спаса, как и церковь Федора Стратилата, в древности имела трехлопастное завершение фасадов, сочетавшееся с многолопастной декоративной аркой. Как в большинстве других построек ХIV века, трехлопастное завершение фасадов было выражением сочетания среднего коробового и угловых полукоробовых сводов.

Интерьер церкви Спаса повторяет давно уже разработанное решение, для которого характерно выделение северо-западной и юго-западной угловых камер на полатях-хорах в качестве замкнутого придела и помещения хозяйственного назначения, соединенных между собой деревянным переходом-балконом, на который снизу ведет лестница, расположенная в толще западной стены.

Роспись церкви Спаса на Ильине была расчищена из-под побелки и частично из-под штукатурки в 1913, 1918, 1920 – 1921, 1936 и 1968 годах. Среди памятников монументальной новгородской живописи роспись Спаса на Ильине занимает совершенно исключительное место.

Обратите внимание

Созданная знаменитым византийским художником Феофаном Греком, она отличается необыкновенной виртуозностью исполнения, большой свободой в обращении с иконографическими традициями, безудержной смелостью в композиционных исканиях.

Стенопись Спаса на Ильине производит впечатление своими неповторимыми и незабываемыми по выразительности характеристиками различных  персонажей (столпники, Макарий  Египетский, пророки и праотцы), исполненных смелой, молниеносно, но безошибочно работающей рукой.

Изощренная отточенность формы поразительно сочетается со своеобразной эскизностью.

По монументальности и декоративной широте письма фрески Спаса на Ильине не имеют равных в искусстве ХIV века, конкурируя в этом отношении с фигурами пророков из купольной росписи Софии.

Стенопись Спаса на Ильине, подобно фрескам Федора Стратилата, монохромна, но это своеобразное цветовое решение, построенное на различных оттенках красно-коричневых тонов, доведено в росписи Спаса до неповторимой виртуозности.

Характерной особенностью манеры Феофана является энергичный, чрезвычайно выразительный, обычно короткий мазок и своеобразная живописная моделировка.

При помощи резких, пастозно (густо) положенных белильных мазков мастер моделирует форму лица, рук и ног, имеющих всегда красно-коричневую основу. По этой основе художник прокладывает первоначальные высветления, на которые наносит «движки» белильных мазков.

Четкий и острый темно-коричневый рисунок, оконтуривающий основные формы, отличает роспись Спаса от живописной цветовой лепки других новгородских фресок второй половины ХIV века.

Важно

Манера Феофана не знает детализации. Он оперирует предельно обобщенной формой. Более или менее сложная форма создается при помощи двух-трех эскизно положенных мазков.

Вместо детальной разделки волос, столь характерной для росписи предшествующей поры, Феофан наделяет свои фигуры шапкой всклокоченных нерасчлененных волос, исполненных в широкой декоративной манере (св. Акакий). Пределом обобщенности живописной трактовки является фигура обнаженного пустынника Макария, тело которого сплошь покрыто белыми волосами.

Волосы, свисающие с головы, седая борода и волосы, покрывающие тело, сливаются в одно белое пятно, которое прорезывается красно-коричневым острым лицом и эскизно, но предельно мастерски написанными руками.

Живопись Феофана плоскостная и условная. Созданные им грозные фигуры святых, подобно фантастическим призракам выделяющиеся на ровном одноцветном фоне стены, не имеют ни реального объема, ни материальной тяжести.

Художник не стремится к реалистической трактовке формы, хотя его искусство пронизано подчас исключительно острым наблюдением природы.

Внутренняя динамика, психологическая напряженность и необычайная острота характеристик росписи Спаса не знают себе равных.

Феофану Греку принадлежит поистине выдающаяся роль в развитии новгородской монументальной живописи.

Читайте также:  Церковь двенадцати апостолов в московском кремле, россия, город москва, кремль, соборная площадь

Интереснейшим документом для характеристики мастера является письмо Епифания к его другу Кириллу Тверскому. Письмо это – восторженный панегирик Феофану. Епифаний сам был выдающимся писателем своего времени, искушенным в науках и искусстве – тем значительнее в его устах звучит оценка творчества Феофана.

Епифаний называет Феофана «книги изографом нарочитым [известным] и живописцем изящным во иконописцах». Но, по словам Епифания, Феофан не только блестящий мастер, но и «преславный мудрок, зело философ хитр». Беседуя с ним, нельзя было «не почудитися разуму его и притчам его и хитростному строению».

К встречам с мастером стремились образованные современники.

Совет

Особенно поразил Епифания метод работы Феофана. Когда он рисовал или писал, никто не видел его «на образцы когда взирающе», как это делали другие иконописцы, которые, неумеренно пользуясь образцами, «очима мещуще семо и овамо» (то есть постоянно заглядывали на образец, с которого писали).

В отличие от них, Феофан, по словам Епифания, создавая свои бессмертные образы, «ногама без покоя стояша, языком же беседуя с приходящими глаголаша, а умом дальняя и разумная обгадываша». Казалось, что кто-то другой в это время писал его руками.

Велико было обаяние личности крупнейшего художника, если Епифаний Премудрый, сам человек незаурядный, отзывался о нем в таких восторженных выражениях. Личность Феофана невольно вызывает в памяти великих художников Возрождения.

Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не полностью. Наилучшая по сохранности часть росписи сосредоточена в северо-западной камере на хорах и в куполе церкви. Фрагменты росписи сохранились также в алтаре и в средней части храма.

Источник: https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/spasa-preobrazheniya/

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

История храма

Файл:Znamenie ikona noth.jpgИкона Богоматери Знамение Новгородская. XII век с поновлениями позднего времени.

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова).

Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».

Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова).

Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году.

После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Архитектура

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием.

Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение.

В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Обратите внимание

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами.

Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел.

Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших.

Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания.

Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии.

В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.

Фрески Феофана Грека

О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем.

Важно

О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

Иконографическая программа

  • Полностью сохранилась роспись купола и барабана.

В зените купола в медальоне изображён Спас Вседержитель.

Вокруг медальона идет надпись со словами из Псалтири: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных и разрешити сыны умершвенных, да проповедает имя Господне в Сионе (Пс.,101:20-21)».

Христа окружают ангельские силы: четыре архангела, представленные в рост, и четыре херувима и серафима. Архангелы одеты в лоратные облачения. Они держат в руках жезлы-мерила и зерцала. Серафимы и Херувимы изображены шестикрылыми. Эта иконографическая схема традиционна для Новгорода.

Она восходит к росписи Софийского собора и с небольшими отличиями встречается во всех новгородских храмах того времени, таких как церковь Успения на Волотовом поле, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Спаса на Ковалёве и других.

Под ангелами в барабане изображены праотцы: Адам, Авель, Ной, Сиф, Мелхиседек — царь Салимский, священник Всевышнего, Енох, а также пророк Илия и Иоанн Предтеча. Здесь роспись Спасской церкви отличается от большинства других храмов, где в барабане чаще всего изображались пророки.

В основном пространстве храма сохранились только очень небольшие фрагменты фресок (хотя возможно, что обнаружены ещё не все сохранившиеся фрагменты).

  • В алтарной апсиде сохранились фрагменты Евхаристии (апостолы, подходящие к центру композиции, где был Христос), под ней ряд святителей, а на гранях лопаток по бокам от апсиды очень незначительные фрагменты — остатки цикла Страстей Господних. Внизу уцелели декоративные полотенца и фрагмент фигуры Спаса на престоле, изображённого на горнем месте.

Цикл страстей Христовых так же сохранился в алтарной росписи церкви Фёдора Стратилата на Ручью, фрески которой, вероятно, созданы под влиянием феофановской росписи.

  • От росписей подкупольного креста почти ничего не сохранилось. Здесь традиционно располагались двунадесятые праздники. На юго-восточном столбе справа от алтаря сохранилась фигура Богоматери из Благовещения. В люнете южной стены фрагменты Рождества Христова, а на примыкающем своде — фрагменты Крещения и Сретения. Остатки других композиций не позволяют точно их идентифицировать. Ниже них на стенах располагались огромные фигуры мучеников и воинов. В самом нижнем регистре, на стенах под хорами сохранились изображения святых жён и мучениц. В диаконнике — фигуры некоторых святителей. Некоторые изображения святых жён отличаются меньшим мастерством исполнения, что свидетельствует об участии в росписи учеников Феофана.

Интересной деталью были летящие ангелы с трубами, изображённые в верхних частях столбов. Видимо, их было четверо (хорошо сохранилась фигура над Богоматерью из Благовещения). Они могли означать четыре стороны света или быть вестниками часа Страшного суда.

Фрески Троицкого придела на хорах. Св. Троица.Святая Троица. Фреска восточной стены придела Св. Троицы. 1378 год.Фрески Троицкого придела на хорах. Столпники.Столпник. Фреска Троицкого придела.

  • Хорошо сохранились фрески в Троицком приделе на хорах в северо-западном углу храма.

Придел служил частной молельней, принадлежавшей, скорее всего, заказчику храма боярину Василию Даниловичу.

Подобные небольшие приделы, удобные для уединенной молитвы, часто делались в новгородских церквях этого времени.

На восточной алтарной стене придела сверху на асимметричной поверхности, срезанной полуцилиндрическим сводом, изображено явление Троицы Аврааму. Под ним сохранилась фигура одного из святителей, изображённых в момент богослужения с развёрнутыми свитками.

Троица представлена фронтально. Ангелы симметрично сидят за столом. Средний из них заметно выделен масштабом и величественной позой. Внизу были изображены Авраам и Сарра, подносящие Гостям пищу. Сохранилась только фигура Сарры.

Совет

На стенах придела изображён ряд преподобных и столпников — святых, через строжайшую аскезу достигших богообщения. Именно поэтому они — всецело посвятившие себя молитве — предстоят вблизи образа Бога.

Над входной дверью придела располагается изображение Богоматери Знамение, помещённое в сияние из двух скрещённых ромбов. Рядом стоит архангел Гавриил с мерилом и зерцалом в руках.

Помимо того, что икона «Знамение» была чтимой новгородской святыней, это изображение Богоматери вместе с фигурой стоящего рядом архангела напоминает о Благовещении — моменте воплощения в мире Сына Божия Иисуса Христа.

Здесь, как и в Троице, показано явление Бога, но не в символическом видении, а Бога воплотившегося и ставшего человеком.

С этим связаны и образы аскетов, желавших через молитву достигнуть обо́жения — реального общения с Богом и преображения Его Божественным светом.

Стиль росписи и его духовные основы

Преподобный Макарий Египетский. Фреска Троицкого придела.

Феофан Грек создал собственную, очень необычную, манеру письма.

Она входит в особое экспрессивное направление стиля византийской живописи XIV века, ярко проявившееся в Новгороде (церкви Успения на Волотове поле и Фёдора Стратилата на Ручью).

Феофан не был его создателем (фрески Волотова — 1363 год -предшествуют ему), но пользуясь его приёмами, создал сильнейшие образы в православном искусстве.

Экспрессивный стиль второй половины XIV века, происхождение которого связывают с Константинополем, характеризуется свободной, раскованной манерой рисунка, его особой подвижностью, иногда эскизностью. Художники, прекрасно владея восходящими к античности навыками рисунка, отказываются от классической гармонии и покоя, предпочитая максимальную выразительность композиций, поз, жестов и образов.

Обратите внимание

По сравнению с фресками Волотова Феофан Грек любит все же более статичные и очень крупные фигуры. Его образы обладают титанической мощью. Но он так же отказывается от сложной проработки формы, подчёркивая быстрый, но выразительный рисунок. Это не только тёмные контуры, но и активные световые блики — движки. Свет, создаваемый обильно положенными белилами, играет важнейшую роль в живописи Феофана.

Читайте также:  Мученица александра федоровна романова

Даниил столпник. Фреска Троицкого придела.

Световая проработка формы в иконописи Византии всегда имела внутренний смысл. Это был символ Божественного Света, пронизывающего человека и весь мир.

Для искусства XIV века, в связи со спорами о Фаворском свете и распространением исихазма, тема света, понимаемого символически, становится одной из главных.

Покрывая одежды святых сияющими полосами белил, подчёркивая лики и руки меткими белильными мазками, Феофан несомненно показывает исихастское видение мира, изображая его преображённым и обо́женным.

Вся роспись храма в целом, о воздействии которой можно представить теперь только отдалённо, показывала не развитие Евангельской истории, а картину преображения Божественной силой всего мира, к созерцанию которой призывался пришедший в храм зритель. Венчающая всё роспись купола, содержит центральный образ ансамбля — изображение Христа Пантократора, содержащего в Своей деснице мир.

В росписи Троицкого придела Феофан создаёт ряд образов святых, полностью погруженных в себя (то, что византийцы называли «внутренним человеком»).

Результатом этого погружения, безмолвия (то есть исихии) является богообщение и просвещение всего человека исходящим от Бога нетварным Светом.

В этом заключается основное образное содержание росписи Троицкого придела, свидетельствующее о сильном воздействии богословия и духовной практики исихазма на церковное искусство.

Вопрос колорита

Церковь на дореволюционной открытке

Роспись выполнена в сдержанных цветовых оттенках. Некоторые её части практически монохромны. Вопрос о сохранности первоначальных цветов живописи в этом храме (а также в церкви Фёдора Стратилата на Ручью) является спорным в науке.

Сложилось мнение о утрате первоначальной многоцветности вследствие воздействия пожаров, терзавших древнерусские города. Например, фрагменты росписи, открытые в нижних, раскопанных исследователями, частях алтаря отличаются более яркими и разнообразными цветами.

Важно

Противоположного мнения, что современный цвет фресок близок к авторскому, придерживается реставратор В. Д. Сарабьянов. Хотя фрески и понесли некоторые цветовые утраты, их лаконичный колорит является авторским замыслом.

Подобный приём встречается и в некоторых других памятниках византийского искусства, в особенности экспрессивного стиля.

Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви

В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии.

Возникшее её почитание, отмеченное строительством придела в честь Смоленской иконы Богоматери (Смоленская икона относится к иконографическому типу Одигитрии и исторически носит такое название), было вызвано прекращением эпидемии холеры, вскоре прекратившейся после открытия изображения. Фреска сохраняется на фасаде и в настоящее время.

На южном фасаде, в его восточном прясле, находится изображение Богоматери «Знамение». Оно могло быть создано около 1700 года, когда расписывался соседний Знаменский собор. Возможно, роспись сделана на месте древнейшей фрески.

История реставрации фресок Феофана Грека

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVII—XVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в 1910—1912 гг.

Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года. Начал раскрытие П. И. Юкин, наиболее значительная работа проделана Ю. А. Олсуфьевым. Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста.

В барабане купола был устроен немецкий наблюдательный пункт. Это привело к повреждению живописи вокруг окон, потемнению в некоторых местах грунта (из-за устройства печи). В послевоенные годы роспись была укреплена и промыта от копоти под руководством Н. П. Сычева. Была проведена архитектурная реставрация храма (автор проекта — Л. М.

 Шуляк), храму вернули древние формы с сохранением щипцовой восьмискатной кровли XVI—XVII вв. Раскопки в алтаре проводил М. К. Каргер. В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Батхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи.

Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/novgorodskaya-oblast/velikiy-novgorod/cerkov-spasa-preobrazheniya-na-iline-ulice

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице – Великий Новгород, Россия



Путешественник, приезжающий в Великий Новгород, преследует одну цель — посетить древнерусские памятники культуры и архитектуры. Одним из таких мест для посещения, безусловно, является Церковь Спаса Преображения, ведь только в ней сохранилась монументальная живопись византийца — Феофана Грека…

Построили Церковь Спаса в 74 году XIV века на том же месте, где раньше стояла одноимённая деревянная церковь 1103 года постройки.

Именно в ней хранилась покровительница и главная святыня города — икона «Знамение», лишь благодаря чудесному вмешательству которой жители Великого Новгорода одолели суздальскую рать, пришедшую под стены города в 69 году XII века. Сегодня эта икона находится в Софийском соборе.

После того как деревянная Церковь Спаса сгорела, жители с Ильинской улицы стали собирать средства на возведение каменной церкви. Судя по богатому внешнему виду строения, у них были для этого серьёзные причины.

Совет

Среди различных украшений выделяется обилие крестов, которые могли быть связаны с поминовением горожан сложивших голову в 72 году XIV века, когда войско под предводительством тверского князя Михаила Александровича (1333-1399) разгромило Торжок.

Если Церковь Спаса Преображение была построена, на деньги собранные народом, то роспись заказал знатный и боголюбивый боярин Василий Данилович Машков. За свои средства он захотел только лучшее.

Поэтому и позвал для работы иноземного художника Феофана, который был в то время уже довольно известен.

Василий Данилович не прогадал с выбором художника, мало сказать, что Феофан был гений, он ещё и прославил своего заказчика в веках, пусть и косвенно.

Среди исторических памятников монументальной живописи роспись церкви Спаса Преображения находится на совершенно исключительном месте. Именно роспись Спасо-Преображенского храма была первой известной работой Феофана Грека на русской земле.

Стенопись Феофана отличается необыкновенной искусностью исполнения, безудержной свободой в работе с традициями иконографии и большой смелостью при композиционных исканиях.

Роспись церкви производит незабываемое впечатление неповторимостью и выразительностью различных персонажей (Макарий Египетский, столпники, праотцы и пророки).

Стенопись Спасо-Преображенской церкви моногамна, однако такие, довольно своеобразные цветовые решения, построенные на различных тонах красно-коричневых оттенков, доведены до невероятной виртуозности.

Роспись церкви Спаса сохранилась далеко не вся. Лучше всего дошла до нашего времени часть росписи, которая сосредоточена в куполе храма и на хорах северо-западной части церкви.

Незначительные фрагменты можно увидеть также под хорами в западной камере и в алтаре.

Изначально у церкви имелся притвор со звонницей в два пролёта. В начале XIX века притвор перестроили, в результате чего появилась многоярусная колокольня. В 85 году XIX века, в связи с угрожающим состоянием, церковь Спаса Преображения была закрыта для богослужения.

Обратите внимание

С 1885-1887 годы произвели капитальный ремонт исторического памятника. В 36 году XX века западную пристройку и колокольню разобрали. Роспись храма очистили от побелки и в некоторых местах от штукатурки в 1913, 1918, с 1920 по 1921 год и в 1936 году.

Памятник крестовокупольный, в плане квадратный, одноапсидный, четырёхстолпный, одноглавый и с восьмискатным покрытием.

Представляет интерес впервые использованная композиция в три окна и двумя узкими нишами между ними, которая венчается декоративной «бровкой» с пятью лопастями. Барабан украшен сложным каменным кружевом. У церкви три входа, западный из которых служил притвором.

 

Великий Новгород, ул. Илина дом 26. Смотреть на карте под номером 8Координаты:Широта: 58°31′4.04″N (58.517789)

Долгота: 31°17′44.4″E (31.295666)

Вход в церковь платный

Карта Великого Новгорода

Другие достопримечательности Великого Новгорода

Новгородский Кремль

Источник: http://RedHit.ru/articles/151/59

Достопримечательности и святыни церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Посещая Великий Новгород, который, без сомнения, сам является городом-музеем, обязательно следует уделить внимание одному объекту. Это Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, архитектор которой так и остался неизвестным для потомков.

Уникальность этой церкви в ее фресках, автором которых является выдающийся художник и иконописец Феофан Грек, учитель самого Андрея Рублева. Удивительно то, что, несмотря на все исторические испытания, до наших дней дошли работы великого мастера, причем в таком количестве.

Этот рассказ об этой церкви, ее истории и современности.

Где находится

  • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице находится по адресу: Новгородская область, город Великий Новгород, улица Ильина 26.
  • Телефон +78162773738.

Доехать до Церкви Спаса Преображения можно на городском автобусе. Подойдут маршруты №№ 2, 13, 12, 17 и 16, выйти следует на остановке «Улица Ильина»

Посещение

  1. Церковь Спаса Преображения открыта для посещения ежедневно, кроме понедельника, вторника и последнего четверга месяца, с 11 до 17 часов.
  2. Входной билет обойдется в 100 рублей, а для студентов и учащихся – 50 рублей, кроме того, до 16 лет дети могут бесплатно посетить музейную экспозицию.
  3. При выпадении осадков церковь закрыта для посетителей.

История создания

До постройки Церкви Спаса Преображения на ее месте стояла деревянная, носившая наименование Знаменской. К сожалению, история не донесла до наших дней имя автора постройки, но, благодаря летописным сведениям, точно известен год начала строительства. Случилось это в 1374 году.

Судьбоносную роль в истории церкви сыграло то, что для его росписи был приглашен знаменитый живописец из Константинополя Феофан Грек. Он оформил внутреннее убранство храма своими уникальными фресками, ставшими отличительной чертой Церкви Спаса Преображения.

Некоторые из этих фресок сохранились до наших дней, а особую ценность им придает тот факт, что это единственные дошедшие до нас подобные работы великого мастера.

Как и многие культовые постройки того времени, Церковь Спаса Преображения ждала нелегкая судьба. Достоверно известно, что уже в 1385 году храм сильно пострадал от пожара. К 1391 году он, по всей видимости, был уже восстановлен, т.к. имеются свидетельства о встрече в нем московского митрополита.

После XVI века нет более-менее достоверных данных о судьбе церкви. Известно, что к 80-м годам XIX века она пришла в совершенный упадок, а в 1885 году здесь были прекращены богослужения. К счастью, горожане не остались безучастны к судьбе Церкви Спаса Преображения, и были собраны средства на ее восстановление. И уже в 1889 году храм был вновь освящен.

После революции, как и большинство храмов, Церковь Спаса Преображения была закрыта для богослужений, ее превратили в музей, а часть пристроек разрушили. На протяжение Великой Отечественной войны церковь находилась в эпицентре активных боевых действий, а в ней была установлена артиллерийская батарея захватчиков.

После войны церковь неоднократно реставрировалась, проводились работы по восстановлению уникальных фресок. Сейчас в ней открыт музей.

Фото Церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Вид на Церковь Спаса Преображения с юго-восточной стороны.

Фрагмент сохранившейся до наших дней знаменитой фрески «Троица».
Роспись внутренней стороны купола Церкви Спаса Преображения.

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на видео

Славный город Новгород Великий богат храмами, и для духовного обогащения вы, наверняка, найдете и более привлекательные церкви и храмы в России.

Но для культурного просвещения Церковь Спаса Преображения рекомендую посетить обязательно.

В ней есть нечто, что тонкой нитью связывает нас с ушедшей эпохой, когда росписи на стене храма значили для людей, их наносивших и их созерцающих нечто большее, чем просто изображения.

У меня после посещения внутри осталось ощущение, что тебе позволили прикоснуться к тайне, но не дали ее до конца разгадать. А у вас какие эмоции были после посещения Церкви Спаса Преображения, прошу делиться в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/novgorod/spasa-preobrazheniya-na-iline-ulice.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector