Церковь сретения владимирской иконы божией матери во владимире, россия, город владимир

Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери

У Сретенской церкви по улице Ломоносова, 17а, — удивительная история. Церковь расположена на территории бывшей Солдатской слободы и неподалеку от современного Военного городка.

Отсюда ее второе народное название «Солдатская». Появилась она здесь в XVIII веке, в нынешнем виде построена в XIX столетии.

Но происхождение церкви гораздо более древнее — из XII века, из времен Андрея Боголюбского! И совсем из другого места — с берега Клязьмы.

Обратите внимание

По преданию, было так: в 1164 году на берегу Клязьмы, на месте встречи знаменитой иконы Владимирской Богоматери, князь Андрея Боголюбский повелел заложить деревянную церковь Сретения. В 1238 году во время ордынского нашествия церковь была разорена.

После этого несколько веков нигде не упоминалась, вплоть до XVII века. Может быть, разрушена, а возможно, так и там и стояла, то подновляясь, то ветшая. С 1645 года ее упоминания снова появляются. Тогда Сретенская церковь была в ведении Успенского собора.

Тем временем на северо-западной окраине древнего Владимира сложились сначала Стрелецкая, а затем и Солдатская слобода. Тамошним обитателям не хватало церкви. До Казанской церкви в Ямской слободе было далековато.

И в 1784 году жители Солдатской слободы обратились к епископу Владимирскому и Муромскому Виктору с просьбой: перенести ним в слободу из города ветхую деревянную Христорождественскую церковь. Но епископ решил по-другому.

Он велел перенести в Солдатскую слободу деревянную Сретенскую церковь, у которой осталось очень мало прихожан – всего три двора. Так древнейший храм оказался в гораздо более «молодом» и густонаселенном районе и обрел новую жизнь. Стал «Солдатским»!

«Переехало» и название — Сретения Владимирской иконы Божией Матери, или просто – Сретения. Хотя место встречи иконы было не здесь, древнее посвящение прижилось. Многие верующие так и считают, что этой обычной приходской церковке – 850 лет! Хотя кирпичное задние церкви было построено в 1807 году. То есть это уже, как минимум, третья «версия» древнего храма времен Андрея Боголюбского.

Возле здания холодной церкви построили теплую. Краеведы отмечают, что по описи имущества от 1809 года, Сретенская церковь не отличалась ни богатством, ни роскошью. Однако к революции 1917 года здание храма заметно расширилось. Церковь обзавелась еще в 1875 году солидным 100-пудовым главным колоколом – почти на полторы тонны! Под его густой звон верующие и дождались революции.

В 1922 году большевики изъяли церкви серебряную церковную утварь общим весом 26 килограммов. Но прихожане не сдавались, и даже в 1923 году зарегистрировали общину при храме численностью почти в 150 человек.

Интересно, что до самого последнего дня в храме продолжал служить старенький священник отец Михаил Беляев, ставший настоятелем еще в 1888 году. Рассказывают, что отважный батюшка держался до последнего. В конце 30-х годов Сретенскую церковь в бывшей Солдатской слободе все-таки закрыли.

Важно

Окончательную точку поставил 16 января 1940 года Верховный Совет РСФСР, утвердив постановление Ивановского облисполкома о закрытии Сретенской церкви и передаче здания церкви Владимирскому горсовету (Владимир тогда входил в Ивановскую область). На тот момент Сретенская предпоследняя действующая церковь во Владимире. Оставалась только Князь-Владимирская на кладбище.

Краевед А.Ершов, изучивший историю закрытия храмов во Владимире, цитирует один из отчетов: «Передача Стретинской [так в тексте] церкви… для использования под хозяйственные цели произведена в силу крайне затруднительного положения со складским хозяйством у военведа». Вот так сказалась близость храма к Военному городку.

Но в 1992 году, когда власть в стране существенно сменилась, точка в судьбе Сретенской церкви с древними корнями превратилась в многоточие! Она вновь начала действовать, после того, как побыла и складом, и деревообрабатывающим предприятием.

Похожее

Источник: https://provladimir.ru/2014/01/30/cerkov-sreteniya-vladimirskoj-ikony-bozhiej-materi/

Владимирская Икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.

Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева.

Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство.

Совет

После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул.

Сретенка) , Тамерлан дремал в своем походном шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения.

Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Чудесное избавление Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле (встреча Владимирской иконы Пресвятой Богородицы)

Во второй раз Богородица спасла нашу страну от разорения в 1451 году , когда к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города.

Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили.

Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году (празднуется 6 июля). После громкой победы на Куликовом поле в 1380 году русские княжества еще целое столетие находились в ордынской зависимости, и только события осени 1480 года решительно изменили ситуацию.

Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата . Два войска сошлись на реке Угре: войска стояли на разных берегах – так называемое «стояние на Угре» – и ждали повода для атаки.

Обратите внимание

В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки.

Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.

Стояние на р.Угре 11 ноября 1480 года

«Стояние на Угре» положило конец монголо-татарскому игу. Россия окончательно освободилась от выплаты дани. С этого времени можно говорить об окончательной ликвидации каких бы то ни было форм политической зависимости Москвы от Орды.

Стояние на Угре

В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты.

Ордынское войско сожгло город Алексин (в Тульской области) и уничтожило его население, однако поход окончился провалом.

В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё.

Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи.

Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена.

Ливонский хронист сообщал, что: «… магистр Бернд фон дер Борх был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав».

В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат летом 1480 года выступил с основными силами.

Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.

Великий князь Иван III прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери – заступница и спасительница Руси от войск Тамерлана в 1395 году.

Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории, ожидая помощи от Казимира IV, но так её и не дождались. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию (на ю-з совр. Украины).

Важно

Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру.

Узнав об этих намерениях, Иван III отправил войска к берегу реки Угры.

8 октября 1480 года войска встретились на берегах Угры. Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была успешно отбита. Указанное историческое событие происходило в районе 5-километрового участка реки Угры.

Перейти здесь границу Московского великого княжества татарской коннице было невозможно – Ока имела ширину 400 м при глубине до 10-14 м. Других бродов на участке между Калугой и Тарусой не было. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии.

12 октября 1480 года ордынцы отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки.

Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван III пошёл на переговоры, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу.

Вся Москва молилась своей Заступнице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска, уповая на помощь Матери Божией.

Великий князь получил пламенное послание от своего духовника, в котором тот призывал Ивана III последовать примеру прежде бывших князей: «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван III выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами (дружинниками). В результате, князь Василий Ноздроватый со своим войском разгромил и ограбил столицу Большой Орды Сарай и другие татарские улусы и вернулся с большой добычей.

Читайте также:  Собор воскресения христова в арзамасе, россия, нижегородская область, город арзамас

28 октября 1480 года Князь Иван III приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать.

Совет

Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, и решив, что русские заманивают их в засаду, не стал преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. А 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало слишком простое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака, а в 1502 году сама Орда прекратила своё существование.

С тех пор подмосковную реку Угру стали называть «поясом Богородицы» .

«Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало полностью независимым. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.

Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери . Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:

8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году .

6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году .

3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву .

Празднество же 3 июня установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея .

Нашествие крымских татар

Обратите внимание

Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыю Москвы – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы.

Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.

Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею.

Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.”Третьяковская”, М. Толмачевский пер., 9).

Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее

Музей-храм Святителя Николая в Толмачах

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.

Престол уготованный . Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»

Престол уготованный (греч. Этимасия ) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:

  • церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы);
  • закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.5:1);
  • орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом;
  • голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда).

Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон. Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к ней же ныне мы притекающе и молящеся, Тебе взываем сице: о, пречудная Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наши, яко Милосерд.

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Источник: https://religiya.temaretik.com/830330505487714721/vladimirskaya-ikona-bozhiej-/

Сретение Владимірской иконы Божией Матери :: Издательство Русская Идея

26.08.1395 (8.09). – Сретение Владимірской иконы Божией Матери

Владимірская икона Божией Матери в истории России

Владимірская икона Божией Матери – величайшая святыня нашей Церкви и нашего народа. Она написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». Вышиною образ чуть более одного метра, шириною около 70 см.

Оклад на нем золотой, древней греческой работы, осыпанный драгоценными камнями, высокой цены; на полях его вычеканены 12 Господских праздников.

В 1131 г. икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу (†1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого св. Андрей Боголюбский в 1155 г.

принес икону во Владимір и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимірской. В 1395 г. икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимір и Москву.

Празднование Владимірской иконе Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимірской иконы при перенесении ее из Владиміра в Москву для заступничества от нашествия Тамерлана (Тимура).

Важно

В 1395 г. свирепый хан Тамерлан вступил в пределы России, приведя народ в ужас. Разорив рязанскую землю и направляясь к Москве, он приблизился к берегам Дона.

Великий Князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

Москвичи, устрашенные слухами о несметных силах Тамерлана, молились усердно об избавлении от нашествия иноплеменников и постились; митрополит почти не выходил из церкви. Великий Князь, не надеясь на свои силы, просил прислать св. Владимірскую икону Божией Матери.

После литургии и молебна во Владиміре праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Безчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!”.

Летописцы засвидетельствовали, что в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ своим полкам идти обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимірской иконы Пресвятой Богородицы.

Совет

Впоследствии Владимірская икона не раз являла свое заступничество русскому народу в различных бедствиях и войнах. Спасительницей столицы проявила себя чудотворная икона и в 1408 г. (набег ордынского хана Едигея), и в 1451 г., когда к Москве подступил царевич Мазовша с огромным войском ногайского хана. Татары уже зажгли посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и золота.

Недавно изданный учебник для вузов сообщает, что в 1451 г. Москва «чудом не была захвачена». Правда, каким чудом, не уточняет. А летописи описывают, как во время пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города, а московские воины и ополченцы бились с татарами до ночи, ожидая на следующий день нового приступа.

Но утром под стенами врагов не оказалось. Летописец повествует, что они услышали необычайный шум и “вообразили, что это Великий Князь идет на них со своим войском”. Сам же Великий Князь, у которого войско было немногочисленно, да и стояло далеко, после ухода татар, как сообщает предание, плакал перед Владимірской иконой…

Эту победу русские люди также отнесли к заступничеству Богоматери.

В летопись чудес от Владимірской иконы вписало и “Великое стояние на Угре”. Когда Иван III разорвал ханскую басму и отказался платить дань Орде, 1480 г. на Москву устремились полчища хана Ахмата.

Дойдя до реки Угры (между Тульской и Калужской областями), войско хана сосредоточилось в ожидании благоприятного момента для атаки. На противоположном берегу Угры выстроились русские войска.

В передних рядах воины держали икону Владимірской Божией Матери.

Происходили отдельные стычки, было небольшое сражение в нижнем течении, но основные части обоих войск – и русского, и татарского – по-прежнему занимали свои позиции на разных берегах. Долго и напряженно стороны ждали решающей битвы; но никто из противников не хотел нападать первым, переходя через реку.

Русские чуть отошли от реки, давая татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Русское войско остановилось, а татарское продолжало отдаляться. И вдруг грозные ордынские всадники помчались прочь без оглядки, паникуя и словно бы трепеща от страха, хотя никто на них не нападал, никто не преследовал.

Русскими воинами это событие было истолковано как явное выражение нового покровительства Владычицы Небесной Земле Русской. Благодарные соотечественники после стояния на Угре назвали это место “поясом Богоматери”. «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, – писал летописец.

– Нет! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь ныне спас Россию».

В 1521 г. святая икона защитила Москву от нашествия Мухаммад-Гирея.

Обратите внимание

В Смутное время начала XVII в. русский народ также прибег к помощи чудотворной Владимірской иконы Богородицы и Она не оставила нас в беде. Когда Русское царство по нашим грехам захватил самозванец Лжедмитрий I, он задумал низложить первого русского Патриарха Иова (1605).

Читайте также:  Преподобный иоанн прозорливый, ликопольский

Клевреты самозванца ворвались во храм Успения, где Патриарх совершал литургию, и стали рвать с него святительские одежды.

Тогда Патриарх снял с себя панагию, положил ее к образу Владимірской Богоматери и сказал при всех: «Здесь, пред этою святою иконою я был удостоен сана архиерейского и 19 лет хранил целость веры; ныне вижу бедствие Церкви, торжество обмана и ереси: Мати Божия, спаси Православие».

Матерь Божия спасла Православие; не прошло и года после воцарения самозванца, как Шуйский пред этою же самою иконою испрашивал небесной помощи на дело свержения самозванца и, приложась к иконе, приступил к сему делу.

Во время 19-месячного пребывания Кремля в руках поляков и литовцев, не уважавших святыни, икону Богоматери хранил от поругания плененный архиепископ Галасунский Арсений. Когда князь Димитрий Пожарский взял Кремль, Арсений с этою иконою вышел навстречу его войскам. Русские, не надеявшееся увидать ее, с радостными слезами смотрели на святыню, и каждый старался к ней прикоснуться.

Пред этою чудотворною святынею на Руси стали избирать предстоятелей Церкви. При избрании святителей в пелене в киот жребии, запечатанные Царем, и после молебна митрополит вынимал их; потом Царь, распечатав вынутый жребий, объявлял всему собору имя избранного.

Пред этою иконою накануне помазания на царство русских Царей совершалась всенощная Воскресению Христову и Пречистой Богоматери – чудотворной Ее иконе Владимірской. На другой день, прибыв в собор, Царь становился пред Владимірской Иконой Богоматери, и Ей пели молебен.

Пред самым помазанием царь прежде всего прикладывался к чудотворной иконе Владимірской. В продолжение всей своей жизни русские Цари особенно почитали святую икону Богоматери Владимірской.

Царь Михаил Феодорович не пропускал службы в праздники, установленные в честь иконы Владимірской; а Царь Алексей Михайлович почти всегда бывал в крестных ходах в честь иконы Богоматери Владимірской.

В 1812 г. при нашествии Наполеона на Россию, 26 августа в день Бородинской битвы, в праздник Сретения Владимірской Богоматери, св. икона Владимірская была обнесена вокруг Белого города, Китай-города и стен кремлевских.

1 сентября, когда неприятельские войска подходили к Москве и ее было решено временно сдать, икону перенесли во Владимір. Жители города встретили свою святую икону с великой радостью и каждый день носили ее по городу с крестным ходом.

Важно

Из Владиміра икона отправилась в Муром, а после бегства врагов, 20 октября, вернулась в Москву. Китай-город был освящен крестным ходом. В 1813 г.

в неделю Ваий по восстановлении Успенского собора Владимірскую икону торжественно перенесли в него из Сретенского монастыря и поставили там, где и прежде стояла, – у царских врат на левой стороне.

Велико было почитание Владимірской иконы, и велико было количество списков, которые писались с нее.

Много чудес совершали в России Владимірские иконы Божией Матери: они не горели в огне (Владимірская-Ростовская), от них слышался голос (Владимірская-Флорищевская), они останавливали эпидемии моровой язвы и исцеляли больных (Владимірская-Оранская, Красногорская и Владимірская, написанная святителем Петром), они неведомой силой отбрасывали от себя нарушавших волю Господню (Владимірская-Красногорская).

Во время Великой (Первой міровой) войны Владимірская икона по распоряжению Государя Николая II была привезена к нему в ставку. С военной точки зрения предстоявшая в 1917 г. неминуемая победа Русской армии была очевидна.

Но предательская Февральская революция с изменническим требованием даже большинства генералитета об отречении Государя лишила армию и государство Божией помощи. Святая икона была свидетельницей последних дней Русской православной монархии.

В те страшные великопостные дни Помазанник Божий молился в Ставке, прося о вразумлении, перед этой величайшей русской святыней – Владимiрской иконой. И поступил так, как ему продиктовал внутренний голос совести.

После революции чудотворная икона, написанная св. апостолом Лукой, была помещена в Третьяковскую галерею, ныне она в специально открытом для нее храме на территории галереи. В великие престольные праздники святыня появляется в Успенском соборе Кремля.

Совет

Нельзя не отметить и реакцию святыни на недавнее историческое событие осенью 1993 г. – государственный переворот Ельцина, запретившего и затем провокационно расстрелявшего главный законодательный орган страны. В эти дни Владимірская икона была принесена из Третьяковской галереи в Богоявленский собор Кремля.

Накануне расстрела парламента, 3 октября, патриарх Алексий II в присутствии мэра Лужкова и других ельцинистов, участников государственного переворота, «коленопреклоненно молился перед иконой о спасении России».

Как позже об этом написал Алексий II в предисловии к книге о переговорах сторон в этом госперевороте, «православные москвичи молились в Богоявленском Патриаршем соборе перед великой святыней земли русской – чудотворной Владимірской иконой Божией Матери.

Не раз в истории России по молитвам перед этой иконой наша страна получала от Божией Матери избавление от военных опасностей и других великих бедствий. Убежден, что и в этот раз, несмотря на свершившуюся трагедию, Русь была спасена Пречистой Девой» (“Тишайшие переговоры”, М., 1993).

После молебна обнаружилось заметное ухудшение состояния чудотворной иконы, а после расстрела парламента, сопротивлявшегося “реформам” Ельцина-Гайдара-Чубайса, разграбление и разрушение России пошло полным ходом…

Использован материал:
http://www.russia-hc.ru/rus/religion/icons/iconchud/vladim/vladim_5.cfm

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимірской

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25090802Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25090802

Сретенская церковь

Своим появлением Сретенская церковь во Владимире обязана святому благоверному князю Андрею Боголюбскому, на счету которого числится около 30 храмов, построенных за время княжения. 

Имя Андрея Боголюбского прославлено в веках не только благодаря княжескому происхождению и глубокому благочестию, которым отличался сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха, но и благодаря ратным подвигам и сильному правлению, во время которого Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и стало сильнейшим на Руси.

Церковь-кочевница

В 1160 году произошло событие, знаменательное не только для славного города Владимира, новой столицы княжества, но и всей православной Руси.

Обратите внимание

В этот год состоялось торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери, написанной евангелистом Лукой, из резиденции князя – города Боголюбова – в Успенский собор города Владимира.

Встречали икону, с тех пор прозванную Владимирской, как водится, всем миром, при участии духовенства и первых лиц города, торжественно и с большими почестями. А на месте встречи (сретения), на берегу реки Клязьмы, по велению князя была построена деревянная церковь во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской.

https://www.youtube.com/watch?v=pQQcC9qqvjU

Менее чем через 100 лет с этого торжественного момента случилось историческое событие, которое могло бы стереть саму память о нем, вместе с его символом – церковью. К счастью, этого не произошло, и Сретенский храм дошел до наших дней, но уже в ином обличии.

В 1238 году во время разорения города Владимира монгольским войском во главе с ханом Батыем, в числе прочих была сожжена и Сретенская церковь.

Следующее упоминание о ней в источниках относится лишь к 1656 году. Судя по всему, все это время церковь стояла разрушенной, и не восстанавливалась.

Известно, что со времени возобновления в 1656 году, храм многократно перестраивался, в частности, в 1674 году, и по прежнему был приписан к Успенскому собору. С 1710 года церковь стала самостоятельной, и богослужения в ней проводил уже «свой» священник.

Очередной этап событий в истории храма связан с заселением в городе в начале XVIII века Солдатской слободы. За неимением в этой местности своей церкви, ее жителям приходилось посещать Петропавловский и Казанский храмы, расположенные в Ямской слободе.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1778 году почти вся Ямская слобода не выгорела при пожаре, и вместе с ней – обе деревянные церкви.

После пожара было решено перенести слободу дальше от города и строить новую церковь уже там, и жители Солдатской слободы снова остались без храма.

В 1784 году они обратились к епископу Владимирскому и Муромскому Виктору с просьбой перенести из города в слободу ветхий деревянный Христорождественский храм.

Важно

Епископ удовлетворил просьбу жителей, но повелел перенести Сретенскую церковь с берегов Клязьмы, которая почти не имела прихожан. В 1785 году церковь была разобрана и поставлена уже на новом месте – в Солдатской слободе.

А на берегу реки Клязьмы появилась памятная часовня-столбик.

В начале XIX века, когда во Владимире вовсю велось каменное строительство и все храмы города были обновлены в камне, Сретенская церковь продолжала оставаться деревянной.

Тогда, в 1805 году, священник церкви Степан Иванов, церковный староста Захар Гаврилов и прихожане храма направили в духовную консисторию прошение о начале сбора средств на строительство церкви в камне.

В том же году епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт выдал грамоту с разрешением на постройку нового храма.

Строительство каменной церкви во имя Сретения иконы Пресвятой Богородицы Владимирской завершилось в 1807 году, а в 1809 году к ней была пристроена колокольня со шпилем.

Особенности архитектурного строения

Сретенская церковь построена в стиле классицизма с элементами барокко и повторяет в архитектурном плане трехчастную схему, характерную для большинства приходских церквей XVIII-XIX века.

Основной объем храма представляет собой бесстолпный двусветный четверик, крытый металлической восьмискатной кровлей. Композиция увенчана двойным барабаном с небольшой главой луковичной формы.

С восточной стороны к основному объему примыкает одночастная полукруглая апсида, а с западной – прямоугольная трапезная и колокольня. Колокольня состоит из широкого четверика в основании и низкого – в центре, над которым находится один ярус колоколов. Венчает звонницу кровля сферической формы со шпилем.

Совет

Примечательно, что в 1875 году на колокольне был установлен колокол, весом в 100 пудов (1,6 т). Всего колоколов в досоветский период было четыре.

Церковь имеет три престола: Владимирской иконы Божией Матери, Сретения Господня и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм после революции 1917 года

Возможно, именно некоторая «неприметность», которую можно отметить по событиям предыдущих лет, помогла Сретенской церкви и после революции.
Первое «нашествие» на святыню произошло в 1922 году и обошлось изъятием серебряной церковной утвари. Для проведения богослужений с этих пор необходимо было получать разрешение, тем не менее, их удавалось проводить регулярно.

Вторая попытка закрыть храм была предпринята в 1930 году. Причем настаивали на этом сами жители города, а конкретно – Солдатской слободы и Красного городка. На этот раз прихожане отстояли церковь, написав жалобу во ВЦИК. Но снова были понесены потери – с церкви были сняты колокола.

На третий раз советская власть восторжествовала и, несмотря на отчаянную борьбу и самоотверженность прихожан и батюшки М.С. Беляева (служившего в церкви с 1888 г.), указом от 29 апреля 1937 года Сретенская церковь была закрыта. В советское время она служила мебельным складом и даже, каким-то образом, деревообрабатывающим предприятием.

Храм был открыт вновь в 1992 году. Тогда же состоялось первое богослужение.

В настоящее время церковь отреставрирована, в ней построены два новых иконостаса и выполнена фресковая роспись по образцу московской школы древнерусской живописи. В 1998 году был освящен главный престол храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Церковь является памятником архитектуры местного значения.

Адрес: г. Владимир, ул. Ломоносова, 17а 

Фотогалерея Владимира

Источник: http://v-puty.com/vybor-napravleniya/rossiya/vladimir/dostoprimechatelnosti-vladimira/853-sretenskaya-tserkov.html

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Пресвятой Богородицы

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.

Икона Владимирской Божией Матери. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Обратите внимание

Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство.

Читайте также:  Преподобный паисий святогорец

После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре.

Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.

Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.

), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.).

В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.

Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.

Ин. кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской. глас 8

Источник: Православный церковный календарь8 Сентября 2015

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/sretenie-vladimirskoy-ikony-presvyatoy-bogoroditsy

Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери

В пятницу 8 сентября 2017 года Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, по молитвам к которой в XIV веке удалось спасти Москву от нашествия хана Тамерлана.

В 1395 году к Москве приближался непобедимый и беспощадный среднеазиатский вождь Тимур-Тамерлан с огромной армией.

Чтобы представить себе весь ужас сложившейся ситуации не только для Москвы, но и для всей России, стоит вспомнить, что великий завоеватель не проиграл в своей жизни ни одной битвы, а его армия тогда была, без сомнения, самой сильной в мире.

6 июля 1480 года в Москву из древнего города Владимира была привезена самая почитаемая на Руси икона Пресвятой Богородицы. Доставить святыню в столицу повелел сам Великий князь Иван III, когда с востока подступала огромная орда во главе с ханом Ахматом.

Московское же княжество к тому времени было слабым, только-только встающим на ноги данником татарского хана Тохтамыша. Конечно же, ни о каком реальном сопротивлении войскам Тамерлана не могло быть и речи.

Важно

Вопрос стоял не только о судьбе Москвы, но и о будущем всего русского государства.

Митрополит Киприан послал во Владимир посольство за главной святыней Руси — чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, а молодой князь Василий I мужественно вышел со своим небольшим войском навстречу непобедимому неприятелю.

Тамерлан был к этому времени в 100 километрах от Москвы. Его войска только что сожгли Рязань и Елец и отдыхали на бегах Оки. Тамерлан спал в своем шатре перед незначительным боем с русской дружиной и трехдневным конным походом на Москву. И вдруг ему приснился сон…

Согласно летописям, перед ним предстала облеченная во свет величественная Жена и грозно повелела оставить московские земли.

Это произошло как раз в то время, когда на месте нынешнего Сретенского монастыря москвичи и встретили («сретенье» по-славянски встреча) Владимирскую икону Божией Матери и опустились перед ней с молитвой на колени.

Проснувшись, Тамерлан срочно созвал своих советников, и те растолковали ему, что величественная Жена — это Заступница христиан, Пресвятая Богородица.

Наутро Тамерлан повернул свои полки на юг и, разоряя все на своем пути, направился к столице Золотой Орды городу Сараю, который разгромил с особой яростью. При этом в битве недалеко от нынешнего Саратова он уничтожил войска хана Тохтамыша, чем, кстати, нанес смертельный удар Золотой Орде, вассалом и данником которой более двух столетий была Русь.

До сих пор историки недоумевают и строят всевозможные гипотезы, почему Тамерлан принял решение уйти без добычи, находясь рядом с практически беззащитной Москвой. Русское государство было спасено, и с тех пор каждый год 8 сентября по новому стилю Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери, чествуя Пресвятую Богородицу, избавившую Русь от разграбления и гибели.

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/news/cerkov-prazdnuet-sretenie-vladimir/

Церковь Сретения Иконы Божией Матери Владимирская в Владимире

-> 0.62 км

график, работы 07:00, 19:30, улица Студеная Гора, 1а, Владимир, Владимир

-> 0.63 км

улица Студеная Гора, 1А, Владимир, Владимир

-> 0.98 км

-> 1.08 км

улица Чайковского, 1А, Владимир, Владимир

-> 1.09 км

улица Гоголя, 12, Владимир, Владимир

-> 1.14 км

Летнеперевозинская улица, 2, Владимир, Владимир

-> 1.15 км

Летнеперевозинская улица, 2, Владимир, Владимир

-> 1.33 км

Княгининская улица, 8, Владимир, Владимир

-> 1.34 км

Вознесенская улица, 14А, Владимир, Владимир

-> 1.35 км

-> 1.37 км

улица Козлов тупик, 8а, Владимир, Владимир

-> 1.38 км

улица Козлов тупик, 8, Владимир, Владимир

-> 1.38 км

Спасская улица, 12, Владимир, Владимир

-> 1.39 км

улица Козлов тупик, 8, Владимир, Владимир

-> 1.4 км

улица Княг. монастырь, 37А, Владимир, Владимир

-> 1.45 км

улица Княг. монастырь, 37А, Владимир, Владимир

-> 1.52 км

Георгиевская улица, 3, Владимир, Владимир

-> 1.66 км

улица Токарева, 8А, Владимир, Владимир

-> 1.83 км

улица Горького, 5, Владимир, Владимир

-> 1.84 км

улица Горького, 5, Владимир, Владимир

-> 1.95 км

улица Горького, 4б, Владимир, Владимир

-> 1.95 км

улица Большая Московская улица, 56, Владимир, Владимир

-> 1.95 км

улица Большая Московская улица, 56, Владимир, Владимир

-> 1.96 км

улица Большая Московская улица, 56, Владимир, Владимир

-> 1.96 км

улица Большая Московская улица, 56, Владимир, Владимир

-> 1.98 км

улица Музейная, 8, Владимир, Владимир

-> 2.09 км

улица Большая Московская улица, 60, Владимир, Владимир

-> 2.27 км

улица Большая Московская улица, 68, Владимир, Владимир

-> 2.35 км

улица Большая Московская улица, 68, Владимир, Владимир

-> 2.36 км

Коммунальный спуск, 70, Владимир, Владимир

-> 2.37 км

ул. Московская, 106 А, Владимир, Владимир

-> 2.37 км

Коммунальный спуск, 70, Владимир, Владимир

-> 2.91 км

-> 2.94 км

улица Большая Московская улица, 106, Владимир, Владимир

-> 2.96 км

-> 2.96 км

улица Большая Московская улица, 104, Владимир, Владимир

-> 3.4 км

Большая Нижегородская улица, 34Б, Владимир, Владимир

-> 4.11 км

улица Лермонтова, 26Г, Владимир, Владимир

-> 4.62 км

Судогодское шоссе, 19А, Владимир, Владимир

-> 4.65 км

Судогодское шоссе, 33А, Владимир, Владимир

-> 4.83 км

-> 5.59 км

-> 5.75 км

улица Вороновой, 2, Сновицы, Владимир

-> 5.79 км

Загородный проезд, 4, Владимир, Владимир

-> 5.8 км

Красносельская улица, 93, Владимир, Владимир

-> 5.8 км

Красносельская улица, 93, Владимир, Владимир

-> 7.16 км

улица Минина, 10, Владимир, Владимир

-> 7.81 км

-> 7.92 км

-> 10.66 км

улица Преображенская, 28, Горицы, Владимир

-> 11.29 км

Ноябрьская улица, 151А, Владимир, Владимир

-> 12.54 км

-> 13.28 км

-> 13.3 км

Р74, 52, Новоалександрово, Владимир

-> 13.76 км

-> 14.14 км

-> 15.23 км

Р74, 7, Кутуково, Владимир

Источник: http://votezde.org/d-34001-cerkov-sreteniya-ikonu-bozghiey-materi-vladimirskaya.html

Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери

8 сентября. ПРАВМИР. Православные празднуют Сретение Владимирской иконы Божией Матери.

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.

Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою “Матерь Божия, спаси землю русскую”. В Москве икону встретили 26 августа: “весь град изыде противну иконы на сретение ее”… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре.

Совет

Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла “лучезарная Жена”. Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. “Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских”, – сказали гадальщики непобедимому хану.

“И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы”…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх.

Он парализовал и физическую силу, и волю татар.

Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля.

  Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение “светозарной Жены, осенявшей храм”… Вскоре пожар утих.

Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

Обратите внимание

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России – икона Владимирской Божьей Матери – была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и “земных” предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки “несметные войска русские” и с ужасом сообщили об этом хану.

Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: “Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы”. Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил.

Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

Источник: https://www.pravmir.ru/sretenie-vladimirskoj-ikony-bozhiej-materi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector