Церковь толгской иконы божией матери в ростове великом, россия, город ростов великий

Святой блаженный Иоанн Власатый, Ростовский и храм Толгской Богородицы в Ростове Великом

В центре улицы Декабристов (бывш. Ивановская) стоит одноглавая, строгая по облику церковь Толгской Богоматери, чаще называемая храмом Иоанна Милостивого, в честь блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца. Также этот храм  в нашем городе известен как «храм на улице Декабристов».

Благодаря этому народному названию, церковь легко найти, тем более, что она находится недалеко от центра Ростова. Эта каменная церковь была сооружена в 1761 году, на том месте, где ранее находился деревянный храм во имя Иоанна Предтечи с приделом священномученика Власия.

Небольшая приходская церковь, увенчанная одной главкой, со скромной двухъярусной колокольней, была построена на средства жителей прихода Ивановской улицы (в советское время переименована в улицу Декабристов).

Внешнее убранство храма чрезвычайно лаконично – на окнах нет ни наличников, ни резьбы.

Стену скромно украшает лишь простой карниз, разделяющий два яруса окон.

В церкви сохранился иконостас, ровесник самой церкви, иконы для которого писал художник Харков.

Обратите внимание

Свое второе, укоренившееся в народе название, церковь получила от блаженного Иоанна Милостивого, или Иоанна Власатого, мощи которого находятся в храме.

Происхождение и родина его точно неизвестны, известно лишь, что Иоанн пришел в Ростов Великий в 1571 году. Есть версия, что он был родом из Германии.

Блаженный Иоанн всегда носил при себе Псалтирь, причем, Псалтирь на латыни.

Неся подвиг юродства, Иоанн жил в большой нужде.

Иоанн скитался, не имея никакого пристанища, жил при церковных папертях и лишь иногда позволял себе покой, отдыхая в доме у местного священника Петра.

Иоанн ходил в ветхой одежде, имел «власы на главе велики», потому и назывался «власатым». Умер Иоанн в глубокой старости, 3 сентября 1580 г..

При погребении святого произошли знамения и чудеса: грянул гром и ударила молния, от которой загорелись дома и даже церкви.

Прошло немного времени, и люди, почитавшие подвижника, стали приходить к могиле блаженного Иоанна и брать из нее землю. В церкви они заказывали водосвятный молебен Спасителю, Богородице и святому Иоанну Предтече.

Богомольцы пили святую воду, другие иногда смачивали ею свое тело. По своей вере больные получали исцеление, и

блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, прозвание «Милостивый».
Изображения большого количества чудес, записанных в житии блаженного, можно увидеть на иконе над его гробом.Св.Иоанн Власатый, Ростовский чудотворец. Образ XVIII в., с деисусом и житием.

В 1624 году царь Михаил Федорович Романов пожаловал Власьевской церкви ежегодное пожертвование, которое называется «руга». Это было денежное пожертвование за проведение богослужений, а также хлеб, овес, мука и воск.
В начале XVII века многих исцелений сподобился ростовский купец Михаил Гурьев.

Увидев чудеса, произошедшие с ним и со своими родственниками, он велел срубить новую церковь, но так, чтобы гроб блаженного Иоанна помещался уже внутри храма.Рукопись отмечает, что блаженный Иоанн Власатый был похоронен, по завещанию, за алтарем деревянной церкви священномученика Власия. Древнее название храма «Власия в Заровье», известно из исторических документов.

Вместо городских укреплений в глубокой древности Ростов опоясывал только наполненный водой ров. Его незначительные фрагменты еще сохранились. Одна часть населения жила внутри рва, а другая — в «Заровье», на городских посадах.

Впоследствии гробница святого была украшена богатой ракой с чеканными украшениями, а затем резной сенью.

Важно

Мощи святого всегда оставались в земле, под спудом. При гробнице издавна — и по сей день — находится большой кипарисный крест блаженного Иоанна и  Псалтирь, написанная готическим письмом.

Рака с мощами блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца.

Память святого Иоанна отмечается  16 сентября и  25 ноября.
Храм Иоанна Милостивого не закрывался при советской власти, поэтому сохранил свои интерьеры.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/241549.html

Ростов Великий: Спасо-Яковлевский мужской монастырь

Путешествуя самостоятельно по городам Золотого Кольца России, мы неожиданно попали на удивительную экскурсию в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом Ярославской области.

Мужская обитель находится в недалеко от Ростовского Кремля, на берегу озера Неро. Это очень необычный водоем: несмотря на большие размеры, его средняя глубина всего 1.5 метра. Но на дне 20-30 см слой ила, который называется сапропель.

Это отличное удобрение для садов и огородов. Но вот купаться из-за него в озере Неро затруднительно: здесь нет песчаных пляжей.

Даже Петр-1 отказался строить свою потешную флотилию на Неро, хотя изначально планировал именно это место. Написав собственной рукой неблагозвучный отзыв: «А Ростовское озеро — это грязная лужа», он уехал в Переславль, где уже и основал свою флотилию на Плещеевом озере.

Но это уже совсем другая история. Здесь же хочу поделиться своими впечатлениями об одном из старинных монастырей Ростова Великого: Свято-Яковлевском Дмитриевском.

Невероятная история рождения обители

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Совет

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века.

История канонизации митрополита Димитрия

Таким образом, к концу 17 века на территории монастыря стояли каменный Троицкий храм, чуть позже переименованный в Зачатьевский. При нём была колокольня, каменная трапезная и деревянные кельи.

Примерно в это время здесь был похоронен митрополит Димитрий, согласно его завещанию, но вопреки обычаю, по которому такой высокий чин как митрополит должен быть похоронен в кафедральном соборе города.

Это событие имело большое значение для дальнейшей судьбы Ростовского монастыря, так как меняло его статус в глазах сильных мира сего. Очень почитали Димитрия Ростовского царствующие особы, и после его захоронения монастырь вообще стал неприкасаемым. Через 50 лет мощи святителя были обретены нетленными. И произошло это так.

Обратите внимание

Когда при ремонтных работах в храме вскрыли гроб Димитрия, то увидели нетленные мощи его. Тут же стали происходить чудесные исцеления, молва о которых пронеслась по всей России. Дело в том, что до Димитрия более 100 лет не было в России случаев канонизации. Поэтому этот удивительный факт дошёл аж до самой царицы!

Читайте также:  Мученик василий александрин

И она, императрица Елизавета Петровна, преподнесла серебряную раку и одежду из золотой парчи для мощей святого Димитрия. В Ростовском музее хранится реальная книга, в которой описано более 300 удивительных, доказанных врачами, фактов исцеления людей у нетленных мощей святого митрополита Дмитрия.

После революции 1917 года рака с мощами была передана в музей Ростовского Кремля. А в 1991 году святые останки были с крестным ходом возвращены в Яковлевский монастырь. Но пока находятся не в Зачатьевском храме, где были обретены, а в Дмитриевском.

Великая, святая Русь!

Весть о новом святом быстро разлетелась в православном мире. Русские люди свято верят в чудеса. Жители Темерницкой крепости в честь нового святого решили переименовать своё поселение-крепость и назвать её в честь святителя Димитрия Ростовского.

Слобода вокруг этой крепости стала называться Ростовской. А позднее, там возник город Ростов. И чтобы не было путаницы с именами городов, к его названию стали прибавлять «на Дону». Так и возник Ростов-на-Дону. А в центре города стоит памятник святителю Дмитрию.

Вот так и появилось в России два города с одинаковым названием. И что интересно, во втором городе, который расположен на Дону, проживает сейчас более 1 миллиона человек. В то время как в более старинном Ростове Великом — всего чуть более 30 тысяч.

А на территории монастыря продолжалось каменное строительство и обустройство его земель. В начале 20 века восхитительный колокольный звон Яковлевского монастыря создавали 22 колокола. Самый большой из них весил около 13 тонн, и считался одним из трёх самых тяжёлых колоколов Ростова Великого.

Был здесь разбит и великолепный сад с плодовыми деревьями. Для ухода за растениями нанимали садовника, который получал 10 рублей в год! Тогда это были большие деньги…

После революции жизнь в монастыре в корне изменилась

После революции Спасо-Яковлевский монастырь утратил своё особое положение, свою неприкосновенность. В кельях для монахов были обустроены жилые комнаты для рабочих, склады. Здесь же находился Детский дом. Действовал лазарет, при котором жили врачи и служащие учреждения.

Есть даже письменные свидетельства того, что на монастырских землях находилась тюрьма, колония и концлагерь для «заключённых буржуев». За послереволюционный период монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота. Всё перевернулось с ног на голову, но… такое было время!

Но и тут монастырю повезло: его архитектурный ансамбль полностью сохранился, никакая из монастырских построек не была разрушена. И в 80-х годах 20 века он как филиал Ростовского музея стал принимать у себя экскурсионные группы. Но это состояние длилось недолго, и в начале 90-х монастырь вновь стал действующим.

Современная территория монастыря

Величие храма в честь святого Димитрия Ростовского

Большой величественный храм с колоннами в честь Димитрия Ростовского был воздвигнут в 1801 году на средства знаменитого графа Николая Петровича Шереметьева. 55000 рублей стоило само строительство и 10000 — внутреннее убранство.

В настоящее время в храме хранятся святые мощи Димитрия Ростовского, а рядом — чудотворная икона Богородицы «Отрада и Утешение» — это келейная икона святителя.

Удивительна история её написания. Оригинал святыни находится на горе Афон, в Ватопедском монастыре. А здесь художник немного перепутал: и список написан с точностью до наоборот, в зеркальном отражении. Вот такая история!

Важно

В годы советской власти её хранила в своём доме семья одного священника, потом передали её монастырю. Сейчас мощи Дмитрия Ростовского находятся в главном соборе Яковлевсгого монастыря. В правой части от алтаря на возвышении под мраморной сенью  установлена рака, а рядом на стене висит чудотворная икона Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Иконостас храма в честь святителя Димитрия Ростовского имеет форму триумфальной арки. Такие варианты встречаются в Российских церквях достаточно редко.

Кроме огромных икон святителя Иакова и святителя Димитрия здесь находятся ещё и другие святыни: иконы святителю Николаю чудотворцу и первому святому Ярославской земли — святителю Леонтию, жившему в 11 веке. Две эти иконы необычны тем, что выполнены прямо на холсте, у них нет твёрдой основы.

Удивителен пол, выложенный еще дореволюционной плиткой. Даже не верится, что все это могло сохранится в таком качестве более 100 лет!

Очень красиво выписано подкупольное пространство, стены украшены лепниной. Еще одним элементом дворцовой архитектуры служит изящный балкончик, предназначенный для церковного хора.

Нашей небольшой экскурсионной группе было позволено зайти в потайную дверь и подняться по старинной винтовой лестнице, которая находится внутри храмовой стены, почти на самый верх: под купол.

Пройдя сквозь чердачное помещение, мы оказались именно на этом красивом балконе, где раньше и сейчас располагается церковный хор во время Богослужения.

Было немного страшно от такой высоты и близости церковного купола. Но так прекрасно отсюда был виден весь собор. А уж акустика — просто замечательная!

Храм свт Иакова Ростовского и Зачатьевский собор

Эти две церкви располагаются тесно друг к другу. Та, что с зеленым куполом — освящена в честь святителя Иакова Ростовского, ну а собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы находится под 5 куполами: центральным золотым, который окружают 4 синих со звездами.

Храм в честь свт Иакова (основателя монастыря) был построен 1836 году. Его пристроили в притык к северной стене Зачатьевского собора.

Но на самом деле здесь даже 3 церкви! В 1912 году под Яковлевским храмом еще была освящена подземная церковь с элементами некоторых храмов Палестины. Она освящена в честь Воскресения Господня. К сожалению, сейчас не действует из-за проблем с влажностью, потому что находится ниже уровня земли.

Совет

В храме в честь святителя Якова — основателя обители — бережно под спудом хранятся его мощи, а также частица мощей преподобного Авраамия, основателя другого монастыря в городе Ростове — Богоявленского. Интересный факт, что монастырь этот был построен на месте языческого капища.

На месте деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы в 1686 году был построен величественный каменный собор ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, который построил в Ростове Кремль.

Удивителен иконостас Зачатьевского храма — иконы здесь выписаны художниками прямо на каменной стене. Такие иконостасы редко встречаются в России, а вот в Ростове Великом — наоборот.

На одной из стен храма была найдена надпись, оставленная первыми художниками, которые расписывали этот собор. Современных иконописцев очень удивила расшифровка. Оказалось, что росписью собора занималось 6 ярославских художников, которые расписали церковь всего за 2 месяца и 1 неделю.

В церкви находится мраморный постамент на месте, где изначально был похоронен святитель Димитрий Ростовский в 1709 году и где через 42 года после его смерти были обретены его нетленные мощи.

В Зачатьевском храме есть одна конструктивная особенность, которая не встречается ни в одном другом российском храме: арки переброшены со всех сторон: они идут от стен к столпам, между ними, от столпов к иконостасу. То есть получается как бы промежуточный арочный ярус, а своды и потолок находятся еще выше.

А еще нам рассказали оригинальную историю о том, что при проектировании храма Иона Сысоевич забыл, что на этих арках могут находиться люди. Поэтому была прямо в каменной стене собора сооружена лестница, по которой можно было подняться наверх.

Когда в 1913 году в этой церкви побывал император Николай-2, ему было позволено подняться по ней. Обычным людям, в том числе и современным паломникам, такая честь не оказывается.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/rostov-spaso-yakovlevskij-monastyr/

Ростов Великий

 Ярославской земли

Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души.

Читайте также:  Церковь казанской иконы божией матери (александровская), россия, город санкт-петербург, александровская

Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости.

С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.

Обратите внимание

Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.

Вопреки всемповоротам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.

Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость.

Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги».

Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу…»

                                                                  Святыни Толгского монастыря

Обитель прославлена чудотворной Толгской иконой Божией Матери, явленной в 1314 году.

Чудеса от святой иконы, начавшиеся с первого дня ее необыкновенного явления на Толге, продолжались во все время существования обители и прославили святую икону и обитель Толгскую в различных углах земли Русской.

Важно

В настоящее время икона хранится в одностолпной палате Крестовоздвиженского храма, которая открыта для желающих помолиться Матери Божией ежедневно c 6.00 до 20.00. Вход свободный.

Частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа

В монастыре хранится частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа (одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии (Ин. 19:23–24), к которой верующие могут приложиться во время богослужения.

26 мая 1988 года были обретены и перенесены в Толгскую обитель мощи учителя современного монашества, святителя Игнатия Брянчанинова. В осенне-зимнее время они находятся в Крестовоздвиженском храме, в летнее время переносятся в Введенский собор.

Также в Толгской обители хранятся частицы:

Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос;Ризы Пресвятой Богородицы;Туринской плащаницы;Хитона Крестителя Господня Иоанна;

и частицы мощей:

12-ти АпостоловСвт. Николая Чудотворца;Свт. Спиридона Тримифунтского (и его башмачок);Свт. Григория Богослова;Вмч. Варвары;Мучеников младенцев Вифлеемских;Прп. Сергия Радонежского;Св. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана;Благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев;

и иконы с частицами мощей:

Свт. Феодосия Черниговского;Свт. Питирима Тамбовского;Свт. Луки Войно-Ясенецкого;Мч. Иоанна Воина и вмч. Никиты;Мч. Наталии;Свщм. Илариона (Троицкого);Прп. Лаврентия Черниговского;Прп. Варнавы Гефсиманского;Блаж. Матроны Московской;

Блгв. царевича Димитрия Угличского.

                                                                                          Успенский собор

 
Успе́нский собо́р — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль Ростова Великого, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.

Святыни:мощи свт. Леонтия РостовскогоКраткая историческая справка:

Ростов Великий — один из древнейших русских городов. Ростов впервые упомянут в летописи в 862 год как отдаленный форпост Киевской Руси. В домонгольское время Ростов был крупнейшим городом Северо-Восточной Руси, её духовным центром.

Совет

В 1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под названием Москва… Ростов мог бы называться Великим даже только потому, что это родина Преподобного Сергия Радонежского.

Ростов стал местом духовного подвига целого сонма великих святых: от апостола Ростовской земли святителя Леонтия — до «Российского Златоуста» св. Димитрия.

Успенский кафедральный собор в Ростове Великом — первый христианский храм на Северо-Востоке Руси, древнейшая и величайшая святыня Ярославской епархии. История собора берет свое начало в 991 году, во времена Крещения Руси. Храм заново перестраивался четыре раза. Его порог многократно истирался ногами святых — так можно сказать о соборе словами святителя Филарета.

Нынешнему зданию собора скоро исполнится 500 лет. В этих стенах покоятся почти все правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век. Именно под этими сводами звучали боговдохновенные слова святителя Димитрия Ростовского.

В 1913 году здесь молились вместе Государь Николай II и Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон: будущие Царственные мученики с будущим Патриархом.

Успенский собор знаменит своими тысячепудовыми колоколами, которые смотрением Божиим неприкосновенно сохраняются здесь вот уже более 300 лет. Большинство колоколов были отлиты в XVII веке при митрополите Ионе Сысоевиче.

Ростовские звоны по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на Церковь они звучали на грампластинках и во многих кинофильмах. Звоны были возобновлены в виде «концертов колокольной музыки» в 1987 году, а с1991 г.

стали сопровождать церковные службы.

В тридцатых годах собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе как в летнем храме (с мая по октябрь) уже возобновлены, до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко… 

                                                                                                Посещение музея икон

Обратите внимание

Росто́вский кре́мль (Митрополи́чий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

Во время постройки Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, в связи с чем оборонительные сооружения кремля имеют некоторые архитектурные упрощения, которые пришлось бы устранять в случае военной опасности — широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях, линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками и другие. Тем не менее, кремль построен в традициях русского оборонного строительства более раннего периода и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.

Путешествие Всемилостивого Спаса

Город Тутаев теперь живет небогато даже несмотря на то, что сейчас здесь строится немало особняков, а недавно в самом центре вырос целый квартал элитного жилья, который народ незатейливо назвал “Санта-Барбарой”.

Дело в том, что здешний Моторный завод, обанкротился, и как следствие плачевного положения градообразующего предприятия, — социальный пессимизм, уличная преступность и… грязь.

Да-да! Не нами доказано, что отсутствие веры в светлое будущее приводит к полному небрежению правил чистоты места, в котором живешь.

Ну, а что касается особняков — то здесь все ясно без всяких экономических теорий: “обанкротились” ведь простые рабочие, а хозяева наверняка на этой махинации стали еще богаче. Все вышесказанное относится к так называемым “тутаевцам”, людям, переселившимися сюда на очередную великую стройку пятилетки.

Читайте также:  Преподобный никон оптинский

По сути, эти люди — без роду и племени, ведь до того они оставили свои маленькие родины ради грядущего “социалистического рая”. И не они виноваты, что вышел не рай а нечто иное. До конца 60-х годов прошлого века Тутаев был тихим провинциальным городком с многовековой историей.

Назывался он Романовым-Борисоглебском, ибо однажды оба берега Волги объединили единой властью, после чего город Романов, известный с 1283 года, и Борисоглебская Слобода, про которую известно, что в год основания Романова она уже существовала, слились в единый организм.

Важно

Тем не менее, остались коренные “борисоглебцы” и “романовцы”, которых в общем-то беззастенчиво оттерли в дальний угол. Для тех, кто думает, что город Романов произошел от династии царей Романовых, поясню: город основал Угличский князь Роман, принадлежавший к роду Рюриковичей. Романовых тогда даже не было видно на горизонте истории.

Город в свое время прославили романовские породы овец, лука, льна, романовские полушубки и валенки. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева, отличившимся тем, что при попытке разгрома белогвардейского мятежа сей доблестный муж первым вылез из-за бугра, получив за это смертельную пулю.

На Борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и Санта-Барбара в придачу), Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком, со множеством присущих подобным местам мотивов — начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов.

Но кое-что досталось и Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры — Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.

Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в “медицинских показаниях”. Это — намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.

“Оглавный” лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет.

Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем, каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напортив иконы — древняя фреска, изображающая Страшный суд.

Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением “неверных царств”, всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью…

Согласно преданию, автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской Православной Церковью. Св. Дионисий прославился не только тем, что писал иконы: он был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.

Естественен вопрос: для чего писалась такая большая икона? До нас дошли смутные сведения о том, что всемилостивый Спас должен был украшать потолок деревянного храма, который стоял на месте нынешнего Воскресенского собора и являлся частью монастыря.

Из горизонтального в вертикальное и весьма почетное положения она переместилась из-за того, что старая церковь была за ветхостью разобрана. Впоследствии, когда икона уже находилась в каменном соборе, она приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению и он распорядился отвести ее в свой архиерейский дом.

Власть предстоятеля была большой и случилось так, что долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни и наконец в 1793 году они добились своего.

Совет

Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, они решили омыть образ от дорожной пыли в ручье, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. В память этого события для спасителя был сделан драгоценный венец весом в 2 пуда и 10 фунтов.

Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и службы в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистических властях подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?

А случилось вот, что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.

Много раньше того в жизни Борисоглебской слободы был еще один не слишком благостный период. После взятия Казани Иван Грозный лояльных ему татарских мурз с их холуями определил на поселение в Романов и в Борисоглебскую слободу.

Татарам не запрещалось хранить свою веру; они строили вблизи храмов свои дворы, татарчата во время службы бросали в верующих каменья, стреляли в кресты из луков, позорили и лаяли попов, в общем наглели как могли. Но Спасителя трогать и хулить не решались — они боялись Его как черти ладана.

После, кстати, многие из них перекрестились и из “романовских” татар вышел знаменитый княжеский род Юсуповых.

По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он “идет” в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов.

Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили.

Обратите внимание

Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).

Нести Спаса в течение 7 часов — труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, вы вряд ли дождетесь жалоб и сетований. Для людей эта работа — радость.

Вообще для Романова крестный ход со Всемилостивым спасом — большой праздник (на Борисоглебской стороне такого подъема в людях не наблюдается — большинство обывателей наблюдают за экзотическим зрелищем с ленивым удивлением), хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается между прочим несколько сотен человек!) сытным обедом.

Возвращается Спаситель на свое обычное место, напротив Страшного суда, уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.

Всемилостивый Спас, кстати, — не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви находится икона с удивительным названием “Прибавление ума”.

Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ.

Иконописец, сотворив икону, исцелился и после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает “Прибавление ума” и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.

Чудо? Но ведь сколько чудес — значительных и маленьких — происходит в других русских городах и весях!..

Геннадий Михеев.

Фото автора.

Источник: http://palomnikpoezdki.ru/nashi_poezdki/rostov/

Ссылка на основную публикацию