Церковь воскресения христова в кадашах, россия, город москва

Церковь Воскресения в Кадашах. Часть I

Вот как описывает великолепные виды Москвы известный бытописатель М.Н. Загоскин в своей книге «Москва и москвичи»: «Из окон надворной стороны дома видна внизу, под самою горою, часть города, примыкающая к трем холмам, знаменитым во всей Москве своею трехгорной водою.

Ваш взор, быстро пробежав по кровлям, невольно останавливается на обширном поемном лугу, по которому змеится наша изгибистая Москва-река: прямо за ней чернеются рощи Воробьевых гор, налево подымается колокольня Новодевичьего монастыря, а еще левее, как сквозь туман, мелькают кровли домов и кресты церквей отдаленного Замоскворечья».

Если смотреть на Замоскворечье с Боровицкого или Кремлевского холма или, например, с Большого Каменного моста, то среди крыш домов выделяются золотые купола храма Воскресения Христова в Кадашах и крест уходящей в небо колокольни. Уж очень по-особенному блестят эти купола на фоне невзрачной кровли стоящих рядом домов.

Обратите внимание

Какая-то необъяснимая сила манит обязательно пойти и отыскать эту церковь, посмотреть на нее вблизи. Сделать это не так-то просто! Предстоит еще поплутать в узких лабиринтах Кадашевских переулков и тупиков. Но результат поиска никого не разочарует, едва окажемся мы в дворике храма.

Именно в таких местах можно встретить осколки древней Москвы.

На территории Кадашевской слободы было несколько церквей: Иоакима и Анны, что на Якиманке, Космы и Дамиана, что в Кадашах, и др. Но центром слободы стала церковь Воскресения Христова.

Раньше она называлась «что на Грязех», потому что Кадаши были расположены недалеко от старицы Москвы-реки, которая разливалась каждую весну, принося в слободу грязь. Церковь Воскресения в Кадашах служила основной вертикалью и композиционной доминантой Замоскворечья.

Кроме того, она определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Храм Воскресения Христова в Кадашах имел главенствующее значение в ар¬хитектурно-художественном облике Замоскворечья, что давало ему особую привилегию.

Испокон веков в Москве колокольный звон, призывающий верующих к заутрене, начинался с знаменитой колокольни Ивана – Великого, а остальные московские церкви с замиранием и трепетом ждали первого удара Успенского колокола.

После этого отзывались звоном колокола Страстного, Высоко-Петровского и других крупных монастырей. Ну а следом за ними начинали петь колокола церкви Воскресения в Кадашах, и только потом всех остальных посадских храмов города.

Первое упоминание о храме на этом месте датируется 1493 годом. В 1654 году в Москве свирепствовала чума.

«Но в то время как с запада приходили все вести счастливые, из Москвы давали знать, что здесь свирепствует моровая язва… В начале сентября князь Пронский дал знать царице, что моровое поветрие в Москве усиливается, православных христиан остается немного», – свидетельствует С.М. Соловьев.

Важно

По некоторым данным, от чумы погибло две трети москвичей. Отразилось это и на жителях Кадашевской слободы. Удивительно, как быстро кадашевцы справились со столь серьезной бедой, ведь уже спустя три года после трагедии, в 1657 году, они перестроили деревянную церковь.

Спустя еще тридцать лет своими силами и средствами жители Кадашевской слободы возвели новое архитектурное чудо. Имя архитектора каменного храма Воскресения в Кадашах затерялось в лабиринтах истории. Предполагают, что им был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей.

В 1970-х годах историком архитектуры и реставратором Галиной Владимировной Алферовой был создан труд «Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации», посвященный не только самой церкви Воскресения, но и всей Кадашевской слободе. Алферова по крупицам собирала в архивах информацию о Кадашах.

Галина Владимировна сделала неоспоримые, убедительные выводы о причине появления уникального архитектурного творения в Замоскворечье: «Столь высокохудожественный архитектурный памятник в Кадашевской слободе возник не случайно, а явился воплощением художественной идеи, как художественный образ, вобравший в себя творческие искания, раздумья и противоречия гениального автора, сына своего времени. Нельзя не подивиться вкусу зодчего и заказчиков – ткачей Кадашевской слободы, которые поднялись в своих стремлениях на столь высокий уровень художественного чувства, эстетических воззрений и неповторимого идеала красоты!»

Храм двумя этажами делится на два яруса: нижний – не¬затейливо-строгий – и верхний – более торжественный. Это два мира – дольний и горний. Как на русских иконах, чем выше изображаемое, тем оно больше, величественнее, так и в храме– чем выше, тем красивее, изящнее, царственнее.

Архитектор, как и древний иконописец, хотел, чтобы внимание акцентировалось на том, что наверху, поэтому нижняя часть храма проста и незамысловата: из украшений здесь только неброские оконные наличники. Но чем выше мы поднимаем взор, тем богаче становятся украшения.

Возле куполов узор делается совсем витиеватым со множеством сквозных участков, созда¬ющих сложную композицию рисунка.

При строительстве церкви Воскресения произошел синтез архитектурных стилей – традиционного русского и барочного, отличающегося декоративностью, возвышенностью, изяществом.

Барочные детали храма – это в первую очередь белокаменная резьба в виде изогнутых гребней – знаменитых «петушиных гребешков», как их прозвали в народе. Наружные белокаменные украшения стен и колонн выполнены в виде побега виноградной лозы – одного из самых распространенных символов христианства.

Для сравнения можно вспомнить иконографический тип «Христос Лоза Истинная». «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» – говорится в Евангелии.

Совет

Архитектор В.И. Баженов, проектировавший соседний храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, часто приходил в церковь Воскресения Христова в Кадашах и называл ее «зданием, обладающим «приятством» в том числе и из-за декоративности ее форм.

Пять восьмериков завершаются пятью луковичными куполами, которые образуют сложную композиционную группу. Каждая из глав церкви как будто тянется вверх.

Один из восьмериков расположен значительно выше четырех других, поэтому кажется, будто боковые купола пытаются дотянуться до центрального, уходящего крестом в самое небо, и возникает ощущение роста глав и церкви в целом.

Таким образом, вся архитектоника здания направлена на создание эффекта устремления церкви ввысь – к небесам. То же самое можно сказать и о системе декора. Украшения словно поднимаются по стенам, что делает церковь торжественной.

«Объемы как бы теряют свою массивность, свойственную архитектуре середины XVII века, возникает зрительное впечатление, будто бы здание построено из тонких стенок. Композиция памятника создана так, что в нижних частях доминирует стена (значение ее постепенно ослабевает по мере движения вверх), а в верхней части главенствует декор.

Так зодчий добивается впечатления, что памятник движется, живет, растет, «расцветает», – замечает Алферова.

Стены церкви были выкрашены суриком, и на красно-оран¬жевом фоне золотые главы, смотревшиеся то на фоне неба, то на фоне стены центрального барабана, поражали блеском и великолепием. Швы между кирпичами на стенах храма были раскрашены голубцом. Казалось, что все здание окутано легкой голубоватой дымкой.

Небо как бы спустилось на землю. Невозможно было просто зайти в храм – сначала нужно было обойти его почти кругом и весь оглядеть снаружи. В церкви Воскресения зодчий воплотил принцип единства экстерьера и интерьера.

Даже рисунок декора главного входа в церковь был практически идентичен рисунку деревянных украшений иконостаса внутри.

Обратите внимание

Входящий в церковь поражался ее внутренней и внешней целостности. Внутри, как и снаружи, взгляд устремлялся вверх. На второй этаж вели целых три лестницы, поэтому невольно хотелось подняться.

Наверху прихожан встречал огромный, ярко освещенный позолоченный иконостас, написанный мастерами Оружейной палаты – учениками Симона Ушакова. Особенную художественную ценность представляли деревянные столбики, отделявшие иконы друг от друга. Они были сделаны из цельного дерева, а внутри – пустые.

Резьба представляла собой плетение виноградной лозы, как и на стенах снаружи. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные части были покрашены в голубой цвет.

Не менее великолепна была роспись стен церкви, выполненная придворными живописцами. К сожалению, роспись была утрачена во время пожара 1812 года, и ее заменили в середине XIX века.

Этот своеобразный эффект яркости, красочности, праздничности, контрастирующей с простотой первого этажа и трапезной, поражал всех присутствующих в храме. Старинный иконостас пострадал от наполеоновских варваров и во время советских гонений на церковь.

Если вы хотите иметь представление об иконостасе церкви Воскресения, то можете отправиться в Донской монастырь: в соборе в честь Донской иконы Божией Матери один из иконостасов сделан по образцу Воскресенского.

В 1695 году три лестницы, ведущие на второй этаж, были убраны, и была построена высокая (более сорока трех метров) шестиярусная колокольня, которую в народе прозвали «большой московской свечой». Стройная, грациозная, взмывающая ввысь, она до сих пор является одним из главных высотных ориентиров Замоскворечья.

Композиция церкви значительно изменилась, она приняла типичный вид «корабля». «Движение вверх как бы замедлилось, и все сооружение несколько отяжелело. Его первоначальный образ существенно изменился, хотя здание и не потеряло своей художественной выразительности», – пишет Алферова об изменениях конца XVII века.

Важно

Нижний ярус колокольни и церковь объединила галерея, на которую можно было попасть только по специальной лестнице. Колокольня храма Воскресения по форме похожа на угловую Беклемишевскую башню Кремля. Быть может, архитекторами подразумевалась еще одна ось от Кремля через колокольню.

С сорокаметровой высоты «большой московской свечи» Кремль и Замоскворечье были видны как на ладони. Главный колокол храма, весивший более четырехсот пудов, был отлит в 1750 году тем же мастером, который спустя несколько лет создаст знаменитый Успенский колокол колокольни Ивана Великого.

В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К.К. Сараджиев.

Два колокола Воскресенской церкви общим весом в пятьсот пятьдесят девять пудов находятся сейчас в Большом театре, куда они были переданы на временное пользование в 1938 году. В 1812 году церковь была разграблена. Французы похитили большую часть ценностей, дорогой утвари и икон.

В Тихвинском приделе нижнего храма была устроена конюшня. Уходя из Москвы, французы подожгли храм, но чудесным образом огонь потух и не дошел до иконостаса.

В результате реставрационных работ XIX века облик храма изменился: исчез круговой ход вокруг верхней церкви, лестницы по обеим сторонам колокольни разобрали и построили крытые паперти с полукупольным завершением.

Источник: https://moscowsteps.com/tserkov-voskreseniya-v-kadashah-1

Храм Воскресения Христова в Кадашах в Москве: история и местоположение церкви

У москвичей и жителей ближнего Подмосковья, а также у гостей столицы есть уникальная возможность посетить храм Воскресения Христова в Кадашах.

Это действующий Божий дом, расположен он в центре Москвы и пользуется большой популярностью среди прихожан.

Не смотря на то, что церковь является памятником архитектуры федерального значения, при нем издается журнал, есть детский учебный центр и даже музей.

История храма

Храм Воскресения Христова за годы своего существования пережил немало разных событий: как хороших, так и не очень. Однако, не смотря на сложную историческую судьбу, церковь продолжает радовать своих прихожан и в настоящее время.

Возведение и основание

На месте, где сейчас стоит Воскресенский храм, в стародавние времена была деревянная церковь, о которой есть запись в грамоте московского воеводы Ивана Великого.

Грамота эта датирована 1493 годом, но вплоть до 1625 года упоминаний об этой церкви нет.

Церковь называлась «Воскресения, что на Грязех» из-за своего местоположения: рядом были болотистые берега Москвы-реки, которая славилась своими разливами по весне.

С 1625 года храм Воскресения Христова начинает регулярно упоминаться в Патриарших окладных книгах. В то время Божий дом был все еще деревянным, но в 1657 году на его месте было установлено каменное сооружение. В новом виде церковь простояла всего лишь 30 лет, и в 1687 году началось очередное строительство.

Читайте также:  Молитвы о воспитании детей в христианском благочестии

Теперь, по замыслу зодчих, Божий дом должен был иметь 2 этажа и 5 глав. Предыдущее строение было решено демонтировать не полностью, а южную апсиду и часть угла четверика оставить и вмонтировать в строящееся церковное здание.

Строительство велось на пожертвования купцов Добрыниных: отца Кондрата Марковича и его сына Лонгина Кондратовича. Купцы эти проживали в Кадашевской слободе и от всего сердца радели за постройку нового храма.

Совет

Кто был архитектором и руководил постройкой храма сказать трудно: на настоящее время имя этого человека утеряно. Историки предполагают, что им мог быть иеромонах Сергей Турчанинов, который также родился в Кадашах.

Возведение храма Воскресения Христова продолжалось 8 лет. В 1695 году строительство было завершено и Патриарх Адриан освятил церковь. Сразу же по окончании освящения он провел в стенах нового храма первую службу — Божественную Литургию.

Историческая судьба

Во времена нашествия Наполеона на Москву церковь была разграблена.

Французские солдаты забрали все, что могли унести:

  • дорогая церковная утварь;
  • иконы;
  • другие ценности, которые им попались на глаза.

На первом этаже храма ими была устроена конюшня — там держали лошадей французской конницы.

Когда пришло время отступать от Москвы, французы решили сжечь церковь. Огонь должен был завершить кощунство захватчиков и навсегда уничтожить храм.

Однако случилось Чудо, и разбушевавшийся было пожар внезапно прекратился: пламя огня потухло, не достигнув иконостаса. Правда, пожар все же нанес серьезный ущерб старинной росписи, которая украшала стены храма.

Церковь, однако, выдержала нашествие вражеских полчищ. Сразу же после бегства французской армии из Москвы начались работы по восстановлению храма.

Новые тяжелые времена для церкви Вознесения в Кадашах начались в 1934 году — церковь закрыли, а ее помещения были отданы под всевозможные государственные учреждения.

За годы советской власти на территории церкви располагался архив КГБ, спортивный клуб фабрики по производству колбасных изделий.

Различные производственные предприятия базировались на церковной территории, а на первом этаже дома Божия хотели даже организовать столярную мастерскую.

Обратите внимание

В 1964 году церковное здание отдали реставрационному центру. Казалось бы, что трудные времена для храма закончились, ведь в его стены въехало учреждение, которому положено беречь и охранять памятники культуры.

Но не тут-то было! Реставраторы не собирались бережно относиться к отданному им зданию — нет, наоборот, с тех пор на бывшей церковной территории начали возводиться различные хозяйственные постройки и складские помещения.

В самой церкви даже работала химическая лаборатория, имеющая в своем арсенале рентгеновское оборудование.

Все это безобразие продолжалось до начала 1990-х годов, когда был образован новый церковный приход.

Настоятелем храма тогда стал протоиерей и профессор Александр Салтыков, известный своими выступлениями по поводу восстановления храма Воскресения Христова в Кадашах.

Прихожане самостоятельно убрали мусор с церковного двора, вывезли промышленные отходы. Но рано было праздновать победу — Божий дом все еще принадлежал всероссийскому реставрационному центру.

Реставраторы выделили для нужд верующих один из пределов храма. Людям приходилось получать одноразовый пропуск, чтобы иметь возможность попасть на церковную территорию.

Но тем помещением, где проходили службы, продолжали пользоваться и работники реставрационного центра.

Поэтому чуть позже протоиерей Александр Салтыков освятил один из сараев: таким образом каретный сарай стал Церковью Святого Иова Почаевского.

Прихожанам было очень больно видеть, как безжалостно относятся к дому Божию реставраторы.

Важно

Верующие люди, вынужденные проводить церковные службы в ветхом сарае, обращались во всевозможные инстанции, чтобы христианскую реликвию передали в пользование общины. Но все их просьбы не имели результата.

Тогда доведенные до отчаяния прихожане решились на радикальный шаг: они заперли ворота и обнесли колючей проволокой церковную территорию, тем самым преградив дорогу работника реставрационного центра.

После этого президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение о передаче церковных площадей общине. По этому случаю был отслужен молебен, в церковных залах заново установили иконы. Общими усилиями прихожане навели в храме порядок.

Но беда, как известно, не ходит в одиночку.

Примерно в то же время, как Божий дом обрел своего настоятеля и собственный приход, одна компания умудрилась приватизировать некоторые постройки, находящиеся на храмовой территории.

В 2000-х годах на месте приватизированных зданий задумывалось построить несколько жилых домов и развлекательный центр. Это означало, что будут снесены исторические объекты, издавна принадлежащие храму.

Такое положение вещей возмутило общественность, а особенно жителей Кадашей.

Верующие люди снова встали на защиту своей церкви: они баррикадировали входы в здания, которые собирались сносить, и не боялись вступать в рукопашную с грозными ЧОПовцами.

И вновь прихожане одержали победу: Воскресенская церковь получила статус архитектурного памятника федерального значения. Были определены границы церковной территории, где запрещались любые строительные работы.

Пристройка колокольни

В 1695 году к храму была пристроена колокольня. Для этого были демонтированы 3 лестницы, которые вели на второй этаж. Колокольня получилась высокая — 6 ярусов сооружения устремились ввысь на более чем 43 метра. За свою высоту и стройность колокольня Воскресенской церкви получила в народе название «Большая московская свеча».

В 1750 году был отлит и установлен на колокольню главный колокол весом в 6,5 тонн. Над этим колоколом трудился известный мастер Константин Слизов. В настоящее время данный колокол находится в Большом театре и используется в опере «Борис Годунов».

Реставрации здания

Первые реставрационные работы проводились в храме в 1830-е годы. В 1848 году старый иконостас церкви обрел новую позолоту. В том же году художник П.Н. Щепетов обновил роспись стен дома Божия.

Работы по реставрации церкви продолжались до 1863 года. За это время кое-что изменилось в обустройстве храма.

Например, вместо лестниц, расположенных по обе стороны колокольни, были построены 2 паперти с крышами в виде полукупола.

Совет

Также ветхие стены галерей было решено демонтировать и построить вместо них новые, но при этом увеличить ширину на 3,2 метра. Коснулась переделка и апсид — они были переложены заново.

Следующий хозяйственный ремонт был произведен в церкви в конце XIX — начале XX веков и длился он 10 лет. На этот раз были полностью отремонтированы дымоходы печей первого этажа церкви, ведь к ним не прикасались более века! В закрытых папертях церкви убрали старые деревянные лестницы и на их месте возвели новые, каменные.

В XX веке была проведена частичная реставрация дома Божия в Кадашах. Занималась ее в течение 20 лет Гали Владимировна Алферова, которая в советское время была архитектором и реставратором, занималась изучением истории русской архитектуры и древним градостроительством. Силами Гали Владимировны был восстановлен исторический вид храма Воскресения Христова.

Современное положение

В настоящее время в храме помимо проведения различных богослужений функционирует самый настоящий музей «Кадашевская слобода».

В нем представлены древние печатные церковные книги, старинная утварь, есть большая коллекция нательных крестов. При музее организованы всевозможные мастер-классы для детей на разные тематики.

Музей открыт как для группового посещения, так и для индивидуального ознакомления.

С 1996 года церковным приходом издается журнал «Мир Божий». Помогает работать над журналом Общество Ревнителей Православной Культуры. Благословил на издание данного журнала Патриарх Всея Руси Алексий II.

Также известны «Кадашевские чтения» — регулярные общественные конференции, на которых изучается история развития христианской культуры российского народа. Впервые проведение «Кадашевских чтений» благословил в 2007 году Святейший Патриарх Алексий II, а в настоящее время «чтения» получили благословение от Патриарха Кирилла.

К сожалению, в условиях современной реальности дом Божий иногда испытывает трудности материального плана. Например, совсем недавно на официальном сайте было опубликовано обращение ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь оплатить счета за свет и тепло. Каждый желающий внести посильную помощь может найти реквизиты счетов, перейдя в специальный раздел сайта «Помочь храму».

Архитектура и убранство сооружения

Кадашевский храм Воскресения Христова является одним из самых красивых сооружений Москвы. Его архитектурный облик и внутреннее оформление не оставят равнодушным даже самого невпечатлительного посетителя.

Внешний вид

Церковь в Кадашах в Москве имеет 2 этажа. На первом этаже расположена теплая часть храма. Она визуально выглядит шире, чем второй этаж. Это вызвано тем, что вокруг первого этажа расположены обходные галереи, над которыми, ко всему прочему, устроены открытые террасы (гульбища).

Храм имеет компактно собранное традиционное пятиглавие, которое лишь не намного ниже очень гармонично пристроенной к церкви колокольни. 43-метровая «Большая московская свеча» изумительно дополняет архитектурный ансамбль и делает внешний облик церкви одновременно строгим, торжественным и праздничным.

Внутреннее оформление

В настоящее время Воскресенский храм изнутри оформлен несколько иначе, чем это было в момент его постройки. Стилистика выдержана в духе XIX века, к этому же времени относится и частично восстановленная стенная и потолочная роспись в некоторых залах. Весь церковный интерьер соблюден в теплых успокаивающих пастельных тонах.

Церковь Вознесения в Кадашах славилась своим старинным иконостасом. Долгое время этот иконостас считался потерянным, пока не были обнаружены почти сотня его фрагментов, над которыми сейчас усиленно работают реставраторы. Возможно, что в скором времени посетители дома Божия смогут насладиться видом знаменитого иконостаса.

Как проходят богослужения

В зимний период богослужения проводятся в теплой церковной части на первом этаже. Когда же приходят теплые дни, то службы переносятся в «летний» зал на второй этаж дома Божия.

По будням в 8.00 утра начинается Божественная Литургия. В воскресные дни и праздники эта служба совершается на час позже — в 9.00.

Важно помнить, что Божественная Литургия состоит из 3-х частей:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

На проскомидии могут присутствовать все желающие, на литургии оглашенных — люди крещеные и готовящиеся принять крещение. На литургию верных допускаются только окрестившиеся.

Как добраться до церкви

Воскресенская церковь находится по адресу: город Москва, 2-й Кадашевский переулок, дом 7.

Доехать до церкви можно на метро (станция Третьяковская) и далее дойти пешком (610 метров). На схеме ниже показан возможный маршрут от станции метро до церкви.

Кроме метро можно воспользоваться автобусом М5: выйти на остановке «3-й Кадашевский переулок» и пройти к церкви согласно ниже приведенной схеме.

Церковь в Кадашах в Москве за свою многовековую историю перенесла много бед и несчастий. Но стены его крепки, как крепка вера его многочисленных прихожан.

Видео о реставрации храма

В этом видео рассказывается о реставрационных работах и археологических находках, обнаруженных на территории христианской реликвии. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/moskva-mo/hram-voskreseniya-v-kadashah.html

Храм Воскресения Христова в Кадашах Москва

Село Кадашево известно с начала XVI века. По крайней мере, впервые оно упоминается в завещании Ивана III, составленном в 1504 году.

Центром Кадашевской слободы был храм Воскресения Христова. В грамоте московского воеводы Ивана Юрьевича Патрикеева (датируется 1493 годом), он называется «церковью Воскресения, что на Грязех». Почему «на Грязех»? Да просто потому, что местность была достаточно болотистой, ее сильно размывало во время весенних разливов Москвы-реки. Неслучайно по соседству возник топоним — «Болотная площадь».

Обратите внимание

Та церковь была деревянной, ее считают древнейшей в Замоскворечье — регулярные записи о ней начали встречаться с 1625 года. А через четверть века на смену деревянной церкви возвели каменный храм. Но простоял он недолго.

Читайте также:  Преподобный роман сладкопевец

Спустя двадцать лет два местных купца — Кондрат Маркович Добрынин с сыном Лонгином — затеяли строительство нового, грандиозного храма. Двухэтажного, с пятью главами в стиле изящного и ажурного московского барокко. При этом в новый храм «инкорпорировали» подклет и часть стен прежнего.

Согласно первоначальному проекту, с южного, западного и северного фасадов к порталам вели широкие лестницы. Кроме того, храм кругом опоясывала галерея-гульбище.

Чуть позже к Воскресенской церкви пристроили колокольню. Шатровую, 43-метровую звонницу местные жители вскоре окрестили «Кадашевской свечой».

Одной из реликвий колокольни Воскресенской церкви был его главный колокол. Он весил 400 пудов (шесть с половиной тонн).

Его отлил в 1750 году мастер Константин Михайлович Слизов, «автор» Большого Успенского колокола на колокольне Ивана Великого. После революции он исчез, а сейчас, говорят, находится в Большом театре.

По некоторым данным, его звучание используют в постановках, несмотря на просьбы вернуть его на законное место…

После 1812 года

Во время Отечественной войны 1812 года французы, хозяйничавшие в Москве, варварски разграбили Кадашевскую церковь, устроили в ней конюшню. Многие фрески оказались попорчены. Уходя, «просвещенные» европейцы подожгли храм — в результате сильно пострадала колокольня.

До реставрации руки дошли только через пятнадцать лет. Сами работы заняли еще три десятилетия. Стены заново росписали. Иконостас вновь покрыли позолотой. Известно, что входившие в Воскресенскую церковь поражались, в первую очередь, красотой ее иконостаса, он стал прообразом иконостаса, что был установлен в соборе Донского монастыря.

После революции

Прихожане изо всех сил защищали храм Воскресения Христова, однако власти все равно его закрыли.

Большая часть икон после революции была утрачена, а те, что удалось спасти, сейчас находятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея усадьбы «Останкино».

После закрытия в храме сначала разместили архив НКВД, потом — спортклуб колбасной фабрики. Во второй половине 1960-х годов бывшее церковное здание отдали под мастерские Научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, вопреки предложению некоторых специалистов предоставить его Третьяковке под экспозицию древнерусской живописи.

Возрождение храма Воскресения Христова в Кадашах

Храма Воскресения Христова в Кадашах вернули Церкви только в декабре 2006 года. Началась долгая и кропотливая реставрация — храм находился в аварийном состоянии.

Казалось бы, теперь дело только за восстановлением Воскресенского храма. Но замоскворецкие земли слишком привлекательны для предпринимателей и застройщиков. Они постоянно посягают на этот район, стремятся возвести квартал «Пять столиц», который полностью уничтожит весь исторический дух этого места.

Источник: http://posmotrim.by/article/hram-voskreseniya-hristova-v-kadashah.html

Храм Воскресения Христова в Кадашах в городе Москва

Храм Воскресения Христова в Кадашах — православный храм в Москве, расположен напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой. Построен в 1687—1695 годы. Является памятником архитектуры федерального значения.

Первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году. В грамоте, адресованной сыновьям, князь Иван Патрикеев скрупулезно обозначил свои владения, указав, что принадлежало ему на тот момент село за рекою, за лугом, у Воскресения, а жили там его же, князя, крепостные крестьяне. В 1504 году великий князь Иван III говорит уже об этой местности как о селе Кадашеве.

In old Moscow — Marc Haegeman Photography//For Ballet Lovers Only @ Flickr

Впервые о деревянной церкви упоминается в грамоте 1493 года московского воеводы — князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям. В ней церковь именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме.

Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных ученых, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Важно

Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало около 30 лет. В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы — купцов Кодрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.

В 1695 году три лестницы были разобраны, и с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Храм построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом.

Резьбой по белому камню отдекорированы наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. В храме четыре алтаря. Главный престол — Воскресения Христова, в честь которого и назван весь храм.

Стены храма были расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным.

DSC_4448 — akk_rus @ Flickr

В описях упоминается о серебряном, вызолоченном окладе для Евангилия главного престола церкви, которое весило около 13 кг и другой дорогой утвари.

В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена.

В тридцатые годы начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1860 года. В 1848 году была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П. Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен.

Совет

В первой половине XIX века были разобраны трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Также были переложены апсиды.

Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра.

Собор — Sergey Nikulin @ Flickr

XX—XXI века

В 1934 году храм был закрыт. В нем располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Г. В. Алферовой и в 1966 году отреставрированное здание храма передали в реставрационный центр ВХНРЦ им. Грабаря.

1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви. Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Храм находится по адресу 2-й Кадашевский пер., 7/14.

Главный колокол храма

Главный колокол храма был отлит в 1750 году и его вес составил 400 пудов (около 6,5 тонн) мастером Константином Михайловичем Слизовым, который также отлил и Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. По некоторым сведениям этот колокол в настоящее время находится в Большом театре и используется в «Борисе Годунове».Шаблон:Источник?

Moscow 02.22.05 14.17 Img0410 — PabsV @ Flickr

Святыни храма

  • Мощи оптинских старцев (икона с мощевиками);
  • Мощи преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского и других святых;
  • Образ святого царя-мученика Николая;
  • Почаевская икона Божией Матери;
  • Икона преподобного Иова, игумена Почаевского;
  • Икона святых Новомучеников и Исповедников Российских;
  • Тихвинская икона Божией Матери.

Примечания

Шаблон:Примечания

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Hram-Voskreseniya-Hristova-v-Kadashah-2124

«Город на память». 159. Храм Воскресения Христова в Кадашах

21 января 2015 года
Фотопроект «Город на память». 159. Храм Воскресения Христова в Кадашах

Храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе, в старину называвшийся жемчужиной Замоскворечья, сохранился до наших дней. В советский период он был закрыт, но с 1992 года в храм вернулась церковная жизнь, позднее при приходе появился краеведческий музей.

В 2009-2010 годах Кадаши стали местом противостояния строительной компании и общественности: возведение комплекса «Пять столиц» угрожало сохранности исторических построек, охраняемых государством. Тогда протесты горожан привели к приостановлению сноса и пересмотру плана застройки в Кадашевском тупике.

Но уже при новых городских властях вновь обсуждается вопрос застройки Кадашей.

1882 год: https://pastvu.com/p/5141

Первое упоминание о деревянной церкви обнаружено в грамоте московского воеводы, князя Ивана Юрьевича Патрикеева, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу.

С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме. В 1657 году было возведено первое каменное здание, но уже в 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Он построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом.

Резьбой по белому камню украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. Стены храма расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным.

Предположительно, архитектором был Сергей Турчанинов, а строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы — купцов Добрыниных.

Обратите внимание

В 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня высотой 43 метра, она получила в народе название «свеча». Воскресенский храм с древних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол весил 400 пудов (около 6,5 тонн), он был отлит в 1750 году известным мастером Константином Слизовым и славился удивительно мягким и бархатистым звоном.

Первоначальная покраска церкви была иная — стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой.

В 1812 году храм был разграблен, ценности расхищены, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. После изгнания французских оккупантов началось восстановление, продолжавшееся до 1863 года.

В 1848 году было решено вновь расписать храм, так как прежняя потемневшая живопись, по мнению клира «древности к искусству не заключает». Выполнил эту работу художник П.Щепетов. Роспись (а также лепная отделка сводов того периода) сохранилась до наших дней.

В советские годы храм был закрыт, а колокола передали в Большой театр, где они и удерживаются до сих пор. Говорят, колокола звонят в «Борисе Годунове». Как резонно заметил старший звонарь Московского Кремля И.Коновалов, почему бы не использовать во время спектакля фонограмму, ведь «они же не выносят на сцену настоящий трон из Оружейной палаты».

По мнению архитекторов, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой.

Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.

Главенство Воскресенского храма было выражено в порядке городского колокольного звона: вслед за первым ударом колокольни Ивана Великого в Кремле начинали звонить колокола этого храма, и только после него вступали в звон все посадские храмы.

Воскресенский храм был центром духовной жизни православной Москвы. В начале ХХ века его настоятелем стал протоиерей Николай Смирнов (1868-1922). Отец Николай подвижнически призывал народ в храм, идя с проповедью в окрестные трактиры, чайные и столовые.

Важно

При отце Николае кадашевский хор славился большим количеством певчих и совершенством исполнения. Настоятель организовал детский приют для бедных детей дошкольного возраста, средства для которого собирала приходская молодежь, открыта богадельня для престарелых женщин.

При храме проводились организованные паломничества по святым местам; в ближние пешие паломничества по окрестностям города иногда ходило до двух тысяч человек. В дальние поездки (Киев, Чернигов, Саров, Дивеево, Соловки, Валаам) отправлялось до тысячи паломников.

Читайте также:  Мученица иулия анкирская (коринфская)

При храме была создана приходская библиотека, открыты Богословские курсы, во время Первой мировой войны организовано два лазарета для раненых воинов, сестричество. В первые послереволюционные годы, во время кампании по изъятию церковных ценностей, настоятель мужественно защищал свой храм.

Исповедуя больного тифом, отец Николай заразился и скончался 15 июня 1922 года. Москва проводила пастыря колокольным звоном и многолюдной похоронной процессией.

Службы продолжались вплоть до закрытия храма в 1934 году. Священники Илья Громогласов и Александр Андреев были арестованы и расстреляны в 1937 году, Гавриил Мелекесский и Василий Воскресенский провели годы в тюрьмах и ссылках.

После закрытия храма в 1934 году иконостас и церковная утварь были разграблены, а в помещениях храма разместились различные учреждения, в том числе архив НКВД и спортивный клуб колбасной фабрики.

Спустя три десятка лет состояние церковных зданий приблизилось к аварийному и Воскресенский храм передали в аренду реставрационному центру ВХНРЦ имени И.Грабаря.

Бригаду реставраторов возглавила архитектор Гали Алфёрова, благодаря её стараниям храм обрёл исторический облик.

Совет

Церковная жизнь начала возрождаться в 1992 году, когда была создана приходская община во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым. Прихожане занялись благоустройством территории и на месте мусорных свалок появились цветники.

Для совершения богослужений переоборудовали бывший каретный сарай, ставший церковью преподобного Иова Почаевского. Позднее под ним соорудили храм-усыпальницу, где покоятся останки иноков из нескольких московских монастырей, останки москвичей, захороненных в XII-XVIII веках, которые в ходе раскопок обнаружили археологи и передали для захоронения.

Во время устройства этой усыпальницы было обнаружено древнее захоронение с полуразрушенным саркофагом из известняка.

От лесных угодий, государевых и монастырских садов не осталось и следа, но одна ботаническая достопримечательность сохранилась за церковью преподобного Иова Почаевского, это реликтовая липа, посаженная протоиереем Василием Воскресенским на рубеже XIX–XX веков.

Говорят, что двери в храм и металлические полы были изготовлены на знаменитых демидовских заводах

Надо упомянуть еще одного человека, который немало сделал для храма. Николай Григорьев, выходец из семьи ярославских крестьян, стал успешным предпринимателем и создал в Москве крупное колбасное производство. Фабричные корпуса примыкали к подворью Воскресенского храма.

Григорьев оказался настоящим меценатом, который заботился о нуждающихся и малоимущих, помогал храмам, на его пожертвования отреставрирован нижний храм, написаны фрески, вызолочена церковная утварь.

После революции 1917 года имущество Григорьева конфисковали, фабрику закрыли, а самого фабриканта сослали под Углич, где он умер от голода.

Кадашевская фабрика Н.Григорьева. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/20614

Обратите внимание

Позднее в колбасных корпусах обосновался Московский экспериментальный консервный завод. В его ассортименте была самая разная продукция, включая миниатюрные упаковки джема для пассажиров Аэрофлота.

Московский экспериментальный консервный завод. 1990 год: https://pastvu.com/p/39923

Московский экспериментальный консервный завод. 1990 год: https://pastvu.com/p/39924

Лишь в 2004 году арендаторы окончательно покинули Воскресенский храм и община смогла начать ремонтные работы. Внутри прихожане увидели поражённые грибком стены и бетонные перегородки, сооружённые в советские годы.

Усилиями прихода внутреннее пространство очищено от всего лишнего, отремонтирована протекающая кровля храма, проржавевшие железные купола заменены на медные, позолочены купола и кресты.

Впереди большая работа по научной реставрации.

1990-2000 гг.: https://pastvu.com/p/216665

При проведении строительных работ осуществлялись археологические раскопки. В 2004 году при храме открылся музей археологических находок, где представлены экспонаты, начиная с XV века (предметы быта горожан, глиняные сосуды, медные монеты «московское пуло» XV–XVI веков, нательные кресты, образцы печных изразцов, белокаменные надгробия).

Музейный комплекс «Кадашевская слобода» включает храм Воскресения Христова в Кадашах 1695 года — памятник архитектуры федерального значения колокольню 1695 года – знаменитую «Кадашевскую свечу» музейную экспозицию, размещенную в исторических зданиях XIX века

художественно-ремесленную мастерскую

Музей получил свое название от ремесленной слободы, которая находилась в Замоскворечье прямо напротив Кремля. Жители этой слободы занимались ткацким производством для нужд царского двора. В XVII веке Кадашевская слобода была одной из самых больших и богатых в Москве. В музее собрана и коллекция предметов церковного обихода: старопечатные книги, облачения, иконы и утварь.

Как вскоре выяснилось, место в непосредственной близости от древнего храма приглянулось девелоперам, собравшимся возвести большой комплекс «Пять столиц» с жилыми, офисными и торговыми помещениями. Строительные работы представляли серьёзную угрозу церкви Воскресения, предполагался снос стены бывшей колбасной фабрики, которая является также стеной церковного флигеля.

Место потенциальной застройки Кадашевской слободы. 1990 год: https://pastvu.com/p/40077

Конфликт между градозащитниками и охраной стройки достиг апогея к июню 2010 года, когда активисты не пропустили на стройплощадку экскаватор. История получила широкий резонанс благодаря вмешательству депутатов и федеральных телеканалов.

Важно

Глава Москомнаследия Александр Кибовский признал, что за два последних десятилетия в центре Москвы построено больше новых зданий, чем за все годы Советской власти. «Исторический центр фактически превратился в полигон амбициозных строительных объектов»,- заявил Кибовский.

Вскоре случились кадровые перестановки в Мэрии и девелоперы умерили свои аппетиты, но только на время.

В январе 2015 года протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма, искусствовед прокомментировал ситуацию:
«Вокруг храма, как памятника архитектуры федерального значения, находится охранная зона.

Кроме того, этот квартал входит в состав заповедной зоны. Согласно законодательству, в охранных зонах разрешается только восстановление утраченных строений, никакого нового капитального строительства не допускается. Это очень хороший закон.

Существует постановление Правительства Москвы о заповедной зоне.

Вопреки федеральному законодательству и собственному московскому постановлению, градостроительная земельная комиссия под председательством господина Собянина 30 октября 2014 года вынесла решение о застройке этого участка в интересах частных инвесторов. Я просто не понимаю, что происходит.

Они собираются добить оставшуюся историческую застройку. В ход идут рассуждения экспертов о незначительности этих строений. А они, как я понимаю, построят что-то очень значительное. Никто не ответил за незаконные сносы 2009-2009 годов. А сейчас они хотят уничтожить и историческое межевание, историческую планировку города хотят стереть.

Для храма это реальная угроза. Здесь хотят построить комплекс из девяти зданий, расположенных столь тесно, что, пожалуй, и пожарная машина не проедет».

С колокольни можно осмотреть окрестности, наверх ведёт узкая винтовая лестница

Официальный сайт: http://www.kadashi.ru/

Кадашевские чтения. Сборник статей конференции. Выпуск 1. — М.: Кадашевская слобода, 2007. — 130 с.
Алфёрова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. — М.: Просвещение, 1974. — 208 с.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Царицыно от Баженова до Лужкова…

Источник: https://rblogger.ru/2018/11/20/gorod-na-pamyat-159-hram-voskreseniya-hristova-v-kadashah/

Московский воскресенский храм в кадашах — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Московский Воскресенский храм в Кадашах, 27 августа 2011. Фото Сычева А.П. с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Воскресения Христова, в Кадашах Москворецкого благочиния Московской епархии

Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.

Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким, освящал патриарх Адриан в 1695 г.

Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г.

Совет

была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо.

Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители.

Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору.

Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в.

Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове.

Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.

Вид на храм Воскресения Христова в Кадашах со стороны 1-го Кадашевского пер., фото 1882 г. из альбома Найденова

В начале XX в. настоятелем Воскресенской церкви становится священник Николай Смирнов (1868 — 1922), прозванный в народе «кадашевским».

Он заслужил особую любовь православной Москвы своей неутомимой и многообразной пастырской деятельностью. При нем было устроено сестричество, открыты богадельня, детский приют, а во время 1-й мировой войны два лазарета для раненых.

Особую известность он получил за организацию многочисленных паломничеств к Российским святыням, в которых принимали участие до двух тысяч человек.

Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. Иконы храма в большинстве утрачены, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».

Обратите внимание

После закрытия в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.

В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей.

6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым.

Для совершения богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп.

Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого.

Особым почитанием в храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня.

Лишь в 1996 г. после невероятных усилий приходу было разрешено войти в Воскресенский храм для совершения богослужений.

Важно

Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.

Совместными усилиями прихода с Обществом ревнителей православной культуры издается журнал «Мир Божий» посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей «Кадашевская слобода», ведутся занятия в Воскресной школе. Проводятся ежегодные Кадашевские чтения, посвященные архитектурному наследию столицы.

Настоятели

Использованные материалы

[1]  Воскресенский Николай Александрович, краткая справка священнослужителей на сайте «Храмы России», http://temples.ru/clerics.php?ClericID=947

[2]  Отчество батюшки взято из очерка «Отец Николай Смирнов (Кадашевский)». Книга «Воспоминаний» епископа Арсения (Жадановского), с подписью: Надежда Шульц; с сокращениями и искажениями текста впервые опубликован: Московский журнал, 1993, № 12, с. 30-31.

[3]  Первая дата — назначен временным настоятелем, 30 сентября общим собранием прихожан избран настоятелем. Вторая дата — дата ареста.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/22743.html

Ссылка на основную публикацию