Церковь воскресения словущего на успенском вражке, россия, город москва

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва

В переулке Брюсова, который расположен между двумя улицами Никитской и Тверской, когда то, в XVI веке был очень глубокий и длинный овраг. Неподалеку от него стоял небольшой деревянный храм. Храм стоял уже очень давно и был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Впоследствии эта местность получило название “Успенского вражка”, т.е. оврага. Это место стало одним из самых древних в “Белом городе” Москвы.
Храм был посвящен святому празднику Воскресения Словущего.

В Иерусалиме в 335 году был восстановлен храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), этому и был посвящен праздник.

Обратите внимание

Храм Гроба Господня, как гласит история, был построен на месте реальных событий, которые произошли с Иисусом и его воскрешением, поэтому в других городах и странах запрещалось давать такое же название. Допускалось только давать название храмам в честь самого праздника.

Первое свидетельство об этом храме появилось только в 1548 году. В большом московском пожаре этот небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел 10 апреля в 1629 году. Через 6 лет (1634 г.) был заново отстроен на том же месте уже каменный храм, который существует и по сей день.

Два века в храме не было никаких изменений и перестроек, но в 1816 – 1820 гг. были перестроены и оборудованы колокольня и трапезная.Русский царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Патриархом Филаретом, который вернулся из польского плена.

В честь этого события в 1620 году был построен еще один деревянный храм, рядом с уже опоминавшимся, и назван был храмом пророка Елисея.Храм Елисея был заново перестроен в каменный в 1636 году, и в таком состоянии он простоял до XIX века. Есть несколько версий о том, как проходило освящение храма.

Одни источники говорят о том, что его престол был перенесен в Воскресенский храм, ведь Москва тогда только восстанавливалась после войны с Наполеоном в 1812 году. Другие говорят о перенесении престола в соседний храм Воскресения Словущего.

Вскоре храм решили сделать более современным. Для этого были сделаны килевидные обрамления для окон, все было выдержано в русском стиле. Приглашенный в 1897 году архитектор А.Ф. Мейснер, по проекту заменил верхние ярусы колокольни на новые. Они были псевдоклассических форм, и это придало храму совсем другой, новый вид.

На улице Неждановой в 1930 году проживало очень много артистов и известных людей. И только по их многочисленным просьбам и прошениям власти не закрыли храм, но колокола сняли.Несколько лет в храме были реставрационные работы(1963-1964гг., 1979г., 1982 – 1986гг.).

Главной реликвией и святыней в храме является чудотворная икона Божией Матери “Взыскание погибших”.Слава иконы разнесена на многие километры, каждый день люди приезжают к этой святыне, в надежде получить помощь. Чудотворная икона помогает пьющим, больным и запутавшимся людям. Многие приезжают с просьбами о счастливом браке, хорошей 

работе, исцелении детей и родственников. Царица Небесная помогает всем искренне просившим о помощи. Об этом рассказывают люди, которые несут ей дары в знак благодарности. Серебряная риза иконы полностью увешена крестиками, кольцами, цепочками и медальонами. С утра до вечера ее посещают верующие, которые уже получили помощь и которые в ней нуждаются.

Важно

Есть еще несколько немаловажных и редких святынь в этом храме. Образ княгини Анны Кашинской, которая хранит частичку ее мощей.

Так же почитают в храме образы Божией Матери “Утоли моя печали”, Знаменской, Боголюбский, Коневский, Страстной, Иверский, Смоленский и Казанский акафистный. Еще существуют образы чудотворцев святых Дамиана и Космы, мученика Трифона и 

великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Саввы Сторожевского.

Икона святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца с частицей его мощей, является редкой московской святыней. Самой древней иконой храма с конца XVI века – образ Николы Можайского.

Храм, существующий с XVII века, был открыт и проводил службы во все времена. Этот небольшой пункт очень примечательный для нашего времени.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/khramy/305-khrama-voskreseniya-slovushchego-na-uspenskom-vrazhke

Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

Небольшой и скромный храм Воскресения Словущего на Успенском вражке православные христиане называют намоленным местом между Тверской и Никитской в центре Москвы. В помещении храма чувствуется умиротворение и покой.

История

Первоначально церковь была возведена в середине шестнадцатого столетия из дерева, а после пожара в Москве в конце шестнадцатого столетия построили из камня. Позже пристроили трапезную и реконструировали колокольню. Архитектура церкви представляет стиль российского классицизма.

Совсем необычное название храма. Церковь была посвящена погребению Христа в Иерусалиме и имели право называться храмы Гроба Господня только в Иерусалиме.

Другие строения называли в честь события погребения Христа «Воскресение Словущего». На месте Брюсовского переулка проходил большой овраг, и находилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Поэтому место получило название «Успенский вражок».

Стиль бесстолпного однокупольного строения «уличанской» церкви. Стены заканчиваются полукруглыми закомарами, простые оконные наличники, строгий карниз. Идеальные пропорции говорят о том, что зодчий был опытным мастером.  В конце девятнадцатого столетия по проекту зодчего Мейснера верхние этажи заменили псевдоклассическими формами. Такой вид храма можно наблюдать в настоящее время.

В период репрессий коммунистической партии православный собор не прекращал своей деятельности. Люди это называли «Божий промысел». Однако существует другая теория.

Брюсовский переулок был местом, где жила московская богема музыканты, художники, артисты. Именно их участие не дало снести православное творение с земли. Многие приписывают заслугу в этом деле актеру и режиссеру Станиславскому.

Однако репрессии здание испытало, с него сняли и уничтожили исторические колокола.

Храм находится рядом с Домом композиторов и художников. Церковь посещали певец Иван Козловский, актер Иннокентий Смоктуновский, оперная певица Антонина Нежданова.

Святыни

Церковь Воскресения Словущего — место нахождения почитаемых в христианском мире икон «Взыскание погибших» и иконы св. Спиридона Тримифунтского, которого христиане считают покровителем в трудовой деятельности и жилищных вопросах. К нему обращаются с молитвами при болезнях, а также путешествующие люди для удачи в пути.

Обязательно к прочтению:  Храм Пресвятой Богородицы Федосьино

Икону Богоматери «Взыскание погибших» называют «жемчужиной православных Москвы». К ней обращаются с молитвами при заболеваниях, алкоголизме, просят удачного брака и счастья.

Добраться до центра столицы не трудно из любой части города. Необходимо доехать на метро до станции «Охотный ряд » или «Площадь Революции».

Адрес храма на Успенском вражке: пер. Брюсовский — 15/2.

Расписание богослужений храма на Успенском вражке

Проводятся самые различные богослужения, уточнить подробнее какие именно можно при входе в дом Божий или же на сайте храма. Вот к примеру расписание на октябрь 2017 года:

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/xram-voskreseniya-slovushhego-na-uspenskom-vrazhke/

Достопримечательности и святыни Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Что ни говори, столичная жизнь несомненно накладывает свой отпечаток на внешний облик и уклад московских храмов. Пышные, помпезные, парадные – список подобных эпитетов можно продолжать бесконечно. И все замечательно, так и должно быть, но все-таки иногда излишне показная вычурность утомляет, особенно когда измученное постоянной суетой сердце жаждет углубленности и молитвенного покоя.

Неужели за этим жителю столицы придется ехать в дальние скиты? К счастью, в этом нет нужды. В самом сердце Москвы притаился скромный старинный храм. К нему еще не проложена вытоптанная тысячами кед туристическая тропа, а его прихожане по традиции – тихие, культурные люди.

Стоит лишь немного свернуть с шумной Тверской – и вы прямо перед входом в храм Воскресения Словущего!

Где находится храм?

По масштабам Москвы храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке расположился в самом центре: в четырех кварталах от Красной площади, вокруг – сплошь посольства и министерства, в трех шагах – Дома композиторов и художников, да и до Консерватории рукой подать. В близлежащих кварталах испокон веков проживала московская интеллигенция.

  • Вот и адрес храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке звучит достаточно престижно: переулок Брюсов, д. 15/2.
  • С вопросами по поводу расписания богослужений, а также другими вопросами общего характера можно обращаться по номеру: +7 (495) 629-6616.

Как добраться до храма?

  1. Проблем с тем, чтоб добраться до храма, у вас возникнуть не должно. Просто-напросто доезжайте до одной из центральных станций метрополитена.

  2. Ближайшее метро к храму Воскресения Словущего на Успенском Вражке – «Охотный ряд» (Сокольническая линия), «Пушкинская» (Таганско-Краснопресненская линия), «Тверская» (Замоскворецкая линия).
  3. Оттуда прогуляйтесь по живописной Тверской улице до Брюсова переулка.

Расписание богослужений

Как правило, службы идут в храме по установленному порядку, хотя возможны изменения, вносимые великими и двунадесятыми праздниками.

Понедельник 08:0018:00 Утреня и Литургия;Вечерня, Утреня
Вторник 09:0018:00 Литургия;Вечерня, Молебен и акафист святителю Спиридону
Среда 08:0018:00 Утреня и Литургия;Вечерня
Четверг 08:0018:00 Утреня, Литургия;Вечерня и Водосвятный молебен
Пятница 08:0018:00 Утреня и Литургия;Вечерня, Молебен и акафист Господу Иисусу Сладчайшему
Суббота 08:0018:00 Утреня и Литургия;Всенощное Бдение
Воскресенье 07:0010:0018:00 Ранняя Литургия;Поздняя Литургия;Вечерня, Водосвятный молебен и акафист пред иконой «Взыскание погибших»
Читайте также:  Мученик платон анкирский

Важно! Накануне великих праздников совершается Всенощное Бдение.

История, достопримечательности и реликвии храма

  • Храм на Успенском Вражке относится к древним московским церквям, пережившим за века своего существования и наполеоновское нашествие, и период иконоборчества, и другие многочисленные испытания. Примечательно, что храм ни на один день не прекратил своего служения: его двери были открыты для прихожан даже в 1930-е годы.
  • Из-за своего местоположения храм был всегда посещаем представителями творческих профессий. Здесь возносили свои молитвы актер Иннокентий Смоктуновский, режиссер Константин Станиславский, артист оперы Иван Козловский и другие. Во многом благодаря их вмешательству храм сохранил свою деятельность даже при советской власти.Знаете ли вы, что означает название храма? Воскресение Словущее – праздник, отмечаемый в православном календаре 26 сентября в честь обновления храма Христова в Иерусалиме, свершившегося в 335 году. Термин «словущее» по отношению к Воскресению означает «так называемое» и призван отличать этот праздник от истинного Воскресения Христова, то есть Пасхи.
  • Здание храма – небольшое, характерное для посадской церкви XVII века. Декорирован храм очень скромно, совсем не вычурно и без претензии: ниши в стенах, полуколонны, строгий карниз – все это заставляет не столько любоваться архитектурными решениями, сколько вспомнить о главном предназначении этого сакрального места. В храме три придела: главный освящен в честь собственно Воскресения Словущего, южный назван именем пророка Елисея, а северный – Николая Чудотворца.
  • Главной святыней храма считается икона Божией Матери, носящая имя «Взыскание погибших». Прихожане идут к ней как к последнему прибежищу в бедах и невзгодах, а молодые москвичи традиционного молятся перед ней о счастье в браке. Кстати, перед этой чтимой иконой, правда в другом храме, в 1912 году приняли таинство венчания поэтесса Марина Цветаева и офицер Белой армии Сергей Эфрон. Также весьма почитаем образ святого Спиридона с мощами, прославившийся своими целительными свойствами. Среди других чтимых святынь – образ Николы Можайского (древнейшая икона храма, датируемая концом XVI столетия), образы святых Елисея, Илии-пророка и других святых угодников.

Фото храма Воскресения Словущего

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке.
Патриаршее богослужение в храме на Успенском Вражке.

Брюсов переулок, храм и памятник Мстиславу Ростроповичу.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке — видео

Интересные истории о храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке вам расскажет автор этого видео. Приятного просмотра!

Даже искушенные туристы часто пробегают мимо храма на Успенском Вражке, привлеченные более крикливыми московскими достопримечательностями. Они опрометчиво забывают о том, что именно в таких небольших церквушках до сих пор живет дух старой, настоящей Москвы, который не купить ни на одной распродаже!

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/xram-voskreseniya-slovushhego-na-uspenskom-vrazhke.html

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке Москва

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке удивителен своей историей.

Это – единственная церковь во всей западной части московского Белого города (Занеглименъе), которая никогда не закрывалась. В начале XVII века храм был деревянным.

В камне его начали возводить после сильнейшего пожара 1629 года. Тогда на Успенском Вражке деревянные жилые дома и окрестные храмы выгорели дотла.

История храма Воскресения Словущего

Восстанавливать сгоревшие храмы решили уже в камне. Согласно документам, уже через пять лет строительство Храма Воскресения Словущего завершили. Патриарху Иоасафу I направили прошение благословить освящение двух престолов (второй был посвящен великомученице Параскеве Пятнице).

По соседству с храмом Воскресения Словущего находилась еще одна церковь – во имя Пророка Елисея. В свое время ее возвели в память о знаменательном событии – встрече царя Михаила Феодоровича со своим отцом, Патриархом Филаретом, возвращавшимся домой из польского плена. В 1636 году деревянную постройку заменили каменной, которая простояла вплоть до середины XIX века.

В 1773 году случился очередной пожар – и кровля храма Воскресения Словущего «сгорела без остатку». Однако восстановить здание удалось достаточно быстро: уже в начале XIX столетия церковь снова значилась самостоятельной. Более того, в нее вскоре перенесли святыни из упраздненного храма Пророка Елисея.

Совет

Храм Воскресения Словущего сильно пострадал от французского нашествия в 1812 году. Так что после окончания Отечественной войны церкви потребовался серьезный ремонт. Заодно перестроили трапезную и колокольню.

Таким образом, старинный храм получил «обрамление» в стиле классицизма. Во второй половине XIX века решили растесать окна.

А в 1897 году появилась необходимость перестроить колокольню — благотворители подарили храму необычайно большой колокол весом 372 пуда (более 6 тонн!).

После революции по всей округе закрывались, уничтожались церкви и монастыри. Людям приходилось посещать вместо своих родных приходских храмов те, что еще оставались открытыми. В какое-то время Воскресенская церковь осталась единственной на огромном пространстве от Гоголевского бульвара до Кулишек. Сюда несли святыни, которые удавалось спасти.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке власти также пытались закрыть, но у них ничего не вышло. На защиту встали деятели культуры. И большевики пошли навстречу – они лишь распорядились снять колокола, изъяли в 1922 году семь пудов серебра и фунт жемчуга, и на этом оставили церковь в покое.

В середине 1960-х годов, а также в самом конце 1970-х в храме Воскресения Словущего прошли серьезные реставрационные работы.

Архитектура храма

С архитектурной точки зрения храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке представляет собой одноглавый бесстолпный четверик – форма, характерная для московских посадских храмов XVII века.

Воскресенская церковь дает превосходное представление о посадском храме XVII века. Ее наружное убранство достаточно скромно, несмотря на то что семнадцатое столетие было эпохой архитектурного узорочья и всевозможных зодческих излишеств.

Из декора – по углам – пилястры с полуколоннами, карниз с геометрическим орнаментом.

Внутри Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Внутри храм Воскресения Словущего четко разделяется на две части: собственно храм – объем XVII века – и широкая трапезная, отделенная от основной части узким проходом. В трапезной два придела, левый освящен во имя святого Николая Чудотворца, правый – во имя святого Пророка Елисея. Интерьеры центрального престола недавно подверглись комплексной и тщательной реставрации.

Своды и стены обильно покрыты масляной росписью; их композиционная основа – стенопись второй половины XIX века, но после этого краски, разумеется, неоднократно поновлялись. Кроме этого, свод украшен лепным и живописным орнаментом, относящимся, судя по стилистике, к 1870-1880 годам.

Сохранению уникальных интерьеров способствовало несколько факторов.

Обратите внимание

Во-первых, храм никогда не закрывался; во-вторых,
помогли две реставрации в советское время (1963-1964 и 1979 годы), а также своевременный ремонт после случайного пожара.

В-третьих, важна повседневная забота прихожан о своем храме. И финальным аккордом стала реставрация основного объема, успешно завершившаяся в 2018 году.

Приделы трапезной в плане полуовальные, перекрытые сферическими сводами. Стены и потолки богато расписаны в стилистике позапрошлого столетия.

К XIX веку, по оценкам специалистов, относятся и иконостасы приделов. Это невысокие двух-трехъярусные алтарные преграды, обладающие одной интересной деталью: их выполнили угловыми. То есть, иконостасы не ограничиваются боковыми приделами, а «заворачивают за угол» и продолжаются в проходе между трапезной и основным объемом. Это создает удивительный эффект «сплошного иконостаса».

Богослужения в храме

Расписание богослужений лучше уточнять на официальном сайте храма или по телефону.

Контакты

  • Адрес: 125009, г. Москва, Брюсов пер., 15/2
  • Телефон: +7 (495) 629-6616 (по общим вопросам), +7 (915) 218-7199 (дежурный священник)
  • Официальный сайт: www.vslov.ru
  • Электронная почта: vslovushego@yandex.ru

Как добраться самостоятельно

На метро до станций «Охотный ряд», «Пушкинская» или «Тверская», далее пешком по Тверской улице до Брюсова переулка.

Расположение храма Воскресения Словущего на карте Москвы

Источник: http://posmotrim.by/article/hram-voskreseniya-slovushego-na-uspenskom-vrazhke.html

Церковь Воскресения на Успенском вражке — здание в стиле классицизм | Узнай Москву

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня.

Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей.

Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро.

Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции.

Читайте также:  Преподобный нил сорский

На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Важно

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор.

Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион».

Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Источник: https://um.mos.ru/houses/5293/

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Фото: NVO

Адрес: Брюсов переулок, д. 15/2

Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то и не мог быть повторен в других местах. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет», то есть называется Воскресением.

В Москве существует несколько храмов, освященных в честь этого праздника. И один из них находится в Брюсовом переулке между Тверской и Большой Никитской улицами.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке построили в первой половине XVII века, однако предшественница ее упоминается еще в 1548 году, во времена Ивана Грозного.

Название на Успенском вражке происходит от слова «овраг», который, надо полагать, здесь существовал (и видимо – немалый), и от деревянной Успенская церкви, которая, сосбственно, и дала название и этой местности и самому оврагу.

А сам переулок назван в честь московского генерал-губернатора Якова Александровича Брюса, коего, говорят, весьма любила императрица Екатерина Вторая.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке – церковь со счастливой судьбой: ее никогда не закрывали. Именно поэтому в ней сохранился старинное внутреннее убранство, которое включает в себя и несколько старинных и весьма почитаемых икон.

Одна из них – икона Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, где Божия Матерь изображена с непокрытой главой – это символ того, что она отдала свой покров для спасения грешников.

По старинному московскому обычаю перед этой иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни.

Не зря, скажем, перед этой иконой в 1912 году венчались Сергей Эфрон с поэтессой Мариной Цветаевой.

Другие особо почитаемые святыни храма – чтимый образ Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ преподобного Саввы Сторожевского.

Контакты: храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке

Адрес: Брюсов переулок, д. 15/2

Как проехать:
От ст. метро “Тверская”, “Пушкинская”, тролл. 12, 20.

Адрес сайта: http://vslov.ru/

Схема проезда:

(8

Источник: https://radiovera.ru/xram-voskreseniya-slovushhego-na-uspenskom-vrazhke.html

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.

Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского

Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.

Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.

Совет

О том, какой необыкновенный это был подвижник, можно прочитать здесь: Спиридон Тримифунтский Чудотворец: жизнь и чудеса.

Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?

Храм, который не закрывался в советское время

Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.

Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.

Храм рядом с Тверской улицей

Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.

Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.

Храм Воскресения Словущего: как добраться

Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.

(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)

Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.

Источник: http://uznavay.pro/hram-voskreseniya-slovushego-v-bryusovom-pereulke/

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке: описание, история и расписание богослужений :

В Брюсовом переулке – одном из уютных уголков Старой Москвы – находится церковь, носящая удивительное название, смысл которого понятен далеко не всем – Воскресение Словущего.

Тем не менее объясняется оно весьма просто: именно так на церковно-славянском языке звучит выражение «Славящаяся Воскресной».

Посвящена она великому событию в истории христианства – освящению равноапостольными Анной и Константином Иерусалимского храма Воскресения Христова, состоявшемуся в 325 году на месте крестных мук Спасителя. Обратимся мысленно к ее истории.

Деревянная предшественница нынешнего храма

Первое упоминание об этом храме относится к середине XVI века.

В то время он представлял собой небольшую деревянную церковку, освященную в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова, и построенную на Успенском Вражке – так назывался овраг, вблизи которого еще с незапамятных времен стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Ее изображение можно увидеть на Петровом плане Москвы, датированном 1596-1598 гг.

Деревянная церковь – предшественница нынешнего храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, – простояла до 1629 года, после чего закончила свою жизнь в огне большого московского пожара – традиционного бедствия тех давних времен. Вместе с ней сгорели и все остальные находившиеся в этом районе постройки, включая дома горожан.

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Церковь, прославляющая великий праздник

По поводу названия церкви, построенной в Брюсовом переулке, о котором уже шла речь выше, добавим одну подробность.

Дело в том, что в связи с важностью освящения в 325 году храма, возведенного в Иерусалиме на месте Воскресения Христова, только он получил право именоваться этим событием.

Остальные же все (в том числе и наш московский), именуются лишь «Словущими», то есть «прославляющими». Кроме того, важно отметить, что все они посвящены не самому этому важнейшему событию, а лишь празднику, отмечаемому в его честь.

В годы богоборческого режима

Московским старожилам известно, что в течение всех десятилетий тотального атеизма, ставшего за годы советской власти важным аспектом государственной политики, и связанной с ним антирелигиозной борьбы церковь Воскресения Словущего входила в число тех немногих храмов, что не прекращали свою деятельность. Не менялось в Брюсовом переулке и расписание богослужений, поскольку весь их годовой и суточный цикл совершался в соответствии с церковными канонами.

Читайте также:  Святитель иоанн тобольский

У многих вызывает удивление, что в столице коммунистического государства, буквально в двух шагах от Кремля, где заседало его правительство, все эти годы действовала церковь, которая, в соответствии с пропагандистскими клише того времени, являлась не чем иным, как «очагом мракобесия». Невольно возникает вопрос: что сберегло от разрушения храм в Брюсовом переулке, когда многие московские святыни были варварски взорваны или переоборудованы для хозяйственных нужд?

Чье заступничество спасло храм?

Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение.

Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии.

Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.

Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С.

Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов.

Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.

Умолкшие, и вновь ожившие колокола

Тем не менее антирелигиозные кампании советских времен не обошли стороной и храм в Брюсовом переулке.

Расписание его богослужений все эти годы продолжало извещать прихожан о том, что они проводятся в полном объеме (и это, безусловно, отрадный факт), однако призывавший на них благовест умолк на долгие годы.

Обратите внимание

По распоряжению городских властей уникальные колокола, помнившие еще Ивана Грозного, были сняты и отправлены в переплавку. С тех пор церковная колокольня, утратив свое основное предназначение, стала чисто декоративным элементом.

Праздничный перезвон вновь огласил Брюсов переулок лишь в феврале 2008 года, когда на его колокольню был торжественно поднят главный колокол, незадолго до этого освященный, и нареченный «Архангелом Михаилом». С тех пор его голос можно услышать во дни всех канонических православных праздников.

Святыни храма

Как и большинство российских храмов, церковь Воскресения Словущего имеет свои уникальные святыни, слава которых разошлась по всему православному миру. Прежде всего, это чудотворный образ святителя Спиридона Тримифунтского, во дни своей земной жизни (270-348) прославившегося благотворительной деятельностью.

После причисления к лику святых, состоявшегося через два века после его блаженной кончины, он традиционно считается покровителем всех бедных и обездоленных. Существует поверье, что адресованные к нему молитвы помогают снискать заступничество Божьей Матери и обрести душевные силы во всех жизненных испытаниях.

Еще одной храмовой святыней является богородичная икона «Взыскание погибших», написанная в XVIII веке и получившая известность многими явленными через нее чудесами.

В старинных церковных книгах имеется немало записей, свидетельствующих об исцелениях больных, совершившихся по вознесенным перед ней молитвам.

Благодаря этим чудесам храм в Брюсовом переулке на протяжении многих веков являлся местом массового паломничества не только москвичей, но и богомольцев, приезжавших из самых отдаленных районов страны.

Архитектурные особенности храма

Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.

О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным.

Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя.

В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Источник: https://www.syl.ru/article/396890/hram-voskreseniya-slovuschego-v-bryusovom-pereulke-opisanie-istoriya-i-raspisanie-bogoslujeniy

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм.

Почти два века храм простоял без изменений, в 1816–1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1882 год Николай Найденов (1834-1905), Public Domain

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века.

Важно

При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский.

По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году.

Вид со стороны Брюсова переулка Lightvortex, GNU 1.2

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле.

В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

В XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963–1964 годах, 1979 году и 1982–1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

Овраг

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Воскресение Словущего

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного во всём мире как Храм Гроба Господня) в 335 году.

Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли якобы иметь такое же название.

Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Но редкие случаи возведения Храмов Воскресения Христова всё же имеют место.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — вот и все архитектурные детали его убранства.

Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке Elisa.rolle, CC BY-SA 3.0

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816–1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/43121-xram-voskreseniya-slovushhego-na-uspenskom-vrazhke/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector