Церковь вознесения господня в коломенском, россия, город москва, парк «коломенское»

Церковь Вознесения в Коломенском

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому.

Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником.

Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени.

Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское.

Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Обратите внимание

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений.

Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею.

По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа.

Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й.

Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы.

По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

Важно

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Источник: https://www.culture.ru/institutes/7825/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Русский Парфенон

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — шедевр мировой архитектуры, один из первых каменных шатровых храмов в России.

Запись относится к месту:
Москва

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.

Возведена в Коломенском в 1529—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III. Возможно, храм был возведён в честь рождения сына великого князя, будущего царя Ивана Грозного.

До того, как исследования В. В. Кавельмахера в 1990-е годы показали более раннюю дату церкви Троицы в Александровской слободе (1510-е годы), Церковь Вознесения в Коломенском считалась первым каменным шатровым храмом на Руси.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. По-видимому, оно было богатым, ведь церковь предназначалась для царской семьи. Вероятно, в церкви была роспись, о чём говорят сведения выполненном в XVII веке обновлении «стенного письма» и иконостаса.

Пол церкви менялся, по крайней мере, дважды. При строительстве он был выложен красными и чёрными керамическими треугольными плитками, в XVII веке его заменили кирпичным полом, а в XIX веке появилась однотонная квадратная керамическая плитка.

Галереи церкви, по-видимому, сохранили свою первоначальную форму, изменяя только покрытие.

Во время исследований 1996-1997 годов на южном крыльце было обнаружено место звонницы церкви Вознесения, просуществовавшей до середины XVI века. При ремонте галерей в XVIII веке над каменным троном («царским местом») XVI века была сделана сень.

Совет

По сторонам трона в это время существовала настенная живопись с образами Вселенских святых и Московских чудотворцев. При очередном ремонте в 30-ые годы XIX века к сени над «царским местом» была добавлена килевидная бочка и двуглавый орёл.

Роспись вокруг трона осталась нетронутой, но только до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте появились цинковые доски с масляной живописью.

В конце XIX и начале XX века было выполнено обновление наружных стен церкви, затронувшие восьмерик, шатёр, части карнизов, капителей, парапеты галерей и другие детали внешнего убранства. В ходе работ восстанавливались «утраченные» части кладки стен и шатра, как считалось в то время, в соответствии с первоначальным обликом храма.

В ходе разных переделок церковь утратила белокаменные резные порталы. Большая часть северного портала, разрушенного одним из первых (возможно, в XVII веке), была обнаружена в ходе реставрации 1930-ых годов. Это позволило восстановить северный и воссоздать по его подобию южный порталы Церкви Вознесения.

###Страница 2

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь Вознесения Господня выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест.

Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами.

На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги.

На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Водонапорная башня и дьяковские ворота в ней (1675г.)

Обратите внимание

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.).

В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

Церковь Вознесения Господня входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Георгиевская колокольня является редким памятником архитектуры второй четверти XVI века, первоначально она служила колокольней церкви Вознесения Господня в Коломенском.

В XVII веке к колокольне была пристроена деревянная трапезная, а в её нижнем помещении находился алтарь церкви Святого Георгия. В 1929 году архитектор-реставратор П.Д.

Барановский, создатель музея «Коломенское», возвратил колокольне первоначальный вид. В 2004 году была проведена научная реставрация памятника.

Колокольня с другого ракурса

Слева-направо – водонапорная башня, Георгиевская колокольня, Церковь Вознесения Господня

Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=268

Церковь Вознесения в Коломенском

еще фотографии →

На высоком берегу Москвы-реки Вы увидите устремленное в небо и необычайно гармоничное сооружение – это церковь Вознесения в Коломенском. Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III.

Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения — краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы – вимперги.

Важно

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

Читайте также:  Преподобный иоанн рыльский

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня – это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения в 2019 г

  • В летний период (с 1 апреля по 29 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и субботы, с 10:00 до 18:00
    • По субботам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник — выходной день
  • В зимний период (с 30 сентября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник — выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения в 2019 г

  • Для взрослых — 150 руб.
  • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете в 2019 г

  • Для взрослых — 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_21287.htm

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

История

Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

Особенности архитектуры

В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.

Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей.

Совет

Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом.

Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к.

церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов.

Обратите внимание

Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

Богослужения в храме

Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

Экспозиция храма

После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям.

Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного.

Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское».

Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков.

Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

Как добраться

Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

На метро следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15–20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

Важно

Используйте наземный транспорт, чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Панорама храма Вознесения в Коломенском

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11848

Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Часть 1

Всего 78 фотоСегодня речь пойдет о Церкви Вознесения Господня в Коломенском. О таких известных и знакомых исторических объектах всегда писать затруднительно, поскольку только ленивый не выкладывал в сети об этом храме свои впечатления и фотографии.

Этот ленивый, наверное, я и есть, поскольку, бывал бесчисленное количество раз в Коломенском и, столько же раз снимал эту удивительную церковь, используя разнообразное фотооборудование, в разное время года и, так и не удосужился написать о Вознесенской церкви.

Этот рассказ будет отличаться от других тем, что в нем будут использованы снимки этой возвышенной и фееричной церкви, сделанные мной в самое разное время, с разных ракурсов, что позволит мне потешить своё сознание тем, что я смогу использовать для раскрытия образа Вознесенской церкви достаточное количество накопленного визуального материала.

Тем более, мы будем осматривать этот шедевр не только со стороны, но и окажемся внутри Храма Вознесения (во второй части), что был возведен не только индивидуально для царской семьи, но и как символ Москвы – столицы «Третьего Рима» всего Христианского Мира.

Традиционные сведения будут использованы из замечательного очерка Елены Лебедевой об истории и архитектуре церкви Вознесения Господня в Коломенском. Это тот самый случай, когда уже лучше не скажешь, ну, а мои личные впечатления и некоторые пояснения и соображения по ходу, — я выделю курсивом.

02.Впервые село Коломенское упоминается в 1339 году в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Калиты, которую он составил перед очередной поездкой в Орду (никто не знал тогда, с чем князь вернется обратно и вернется ли вообще). В то время Коломенское уже числилось «за государем», то есть значилось вотчинным родовым владением московских князей. Это было поистине райское местечко с заливными лугами и живописными окрестностями, где и расположилась на несколько столетий великокняжеская, а потом и царская летняя резиденция. В том же XIV веке был выстроен первый деревянный княжеский дворец с фасадом, обращенным к Москве-реке.03.

Князь Димитрий Донской останавливался в Коломенском на отдых с войском, возвращаясь с Куликовской битвы: в этом месте ликующие москвичи встречали его с почетом, хлебом-солью, «медами и соболями».

По легенде, он же тогда и основал здесь благодарственную деревянную церковь во имя святого Георгия Победоносца – покровителя княжеского рода и русского воинства, подле которой захоронили умерших на возвратном пути воинов, раненных на Куликовом поле.

По другой версии, эту церковь заложили в честь радостной встречи князя-победителя.

Само же село Коломенское тогда было еще незначительным по размерам и его роли в истории.

Считается, что эта самая — первая в Коломенском деревянная церковь была построена на месте нынешней колокольни, а уже каменный храм во имя святого Георгия Победоносца — вы видите на фото справа.

04.

Передние ворота Государева двора в Коломенском.

05.

Сытный двор.

06.Особо полюбил это место Иван III и устроил в нем постоянную резиденцию. И только со времени правления Василия III, любившего здесь «жива́ть» и сыгравшего исключительную роль в судьбе Коломенского, село переживает начало своего расцвета.07.Августейшие жильцы Коломенского и стали заказчиками его церквей. Особенность Коломенского в том, что его памятники нельзя рассматривать в отдельности. Только все вместе они образуют исторический феномен Коломенского, хранящего много загадок и тайн, запечатлевшего самые судьбоносные и драматические события русской истории.08.Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Обычно считается, что был первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Однако, к настоящему времени установлено, что первым шатровым храмом на Руси была все же Троицкая (Покровская) церковь в Александровской слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В.В. Кавельмахера, а затем С.В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы — к 1510-м гг. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. В результате новых исследований, создателем ансамбля Александровой слободы, по всей видимости, следует считать итальянца Алевиза Нового.09.Храм Вознесения поражает грандиозностью и при этом возвышенностью и гармоничностью своих устремленных в небо форм. Церковь Вознесения в Коломенском поставлена свободно, отдельно от дворца и является своеобразным храмом-монументом. Благодаря особой конструкции с пристенными пилонами зодчему удалось придать храму необыкновенно вытянутые пропорции, в результате получилось здание с необычной «летящей» архитектурой. Употребив привычные для себя ренессансные элементы в отделке храма, архитектор стилизовал некоторые детали в духе готики. Вероятно, таким образом, он хотел придать храму больше связи с традиционной русской архитектурой, в которой итальянцы примечали сходные с готикой черты.10.Ренессансные пилястры и карнизы сочетаются здесь с готическими вымпергами и килевидными московскими кокошниками. Формы церкви Вознесения совершенно закончены, тонко продуманы. Четверик храма имеет правильную квадратную форму с выступами по всем сторонам, придающими ему крестообразность. У храма нет алтарной апсиды.11.

Читайте также:  Преподобный петр и феврония муромские

Кокошники создают красивый ступенчатый переход к восьмерику. Вознесенская церковь производит неизгладимое впечатление своим внешним видом, при этом интерьер её чрезвычайно мал, так как не предназначался для многолюдного богослужения. Как и во всех храмах XVI века шатер здесь открыт в интерьер, придавая узкому пространству храма невероятную высоту.

12.13.14.
В звоннице башни размещаются колокола часового боя. Над арками входа помещается Органная палата, в которой в XVII в. находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Передних ворот.76.77.78.Далее, во второй части, мы исследуем внутренние пространства Церкви Вознесения Господня в Коломенском, узнаем еще кое-какие детали истории храма и его роль в обретении известной Державной иконы Божьей Матери непосредственно перед революцией.Источники:Елена Лебедева. Церковь Вознесения Господня в Коломенском. 2006.Николай Муратов. Царское место в Церкви Вознесения Господня в Коломенском. К вопросу о его изначальном смысле и назначении.Википедия.© Vladimir d’Ar

Часть вторая

Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/73344.html

Церковь Вознесения Господня (Коломенское)

Церковь Вознесения Господня в Коломенском – первый на Руси каменный шатровый храм, возведённый в подмосковном Коломенском в 30-х годах XVI века.

Шедевр мировой архитектуры, в 1994 году включённый ЮНЕСКО в список объектов мирового культурного наследия.

Совет

В настоящее время является действующей православной церковью Даниловского благочиния Московской епархии и памятником архитектуры федерального значения. 

Из истории строительства

Бывшее подмосковное село Коломенское, в настоящее время являющееся музеем-заповедником, богато многими архитектурными памятниками, особое место среди которых занимает Вознесенская церковь – первое и главное строение бывшего Государева двора.

Первое письменное упоминание о храме содержится в Лицевом летописном своде, в котором церковь упомянута как освящённая в 1532 году в честь Вознесения Господня. Если верить устной легенде, то храм был заложен в 1528 году московским князем Василием III для молитв о чадородии.

Стоит упомянуть, что у женатого вторым браком на Елене Глинской князя к концу 1520-х годов наследников не было – первая его жена (Соломония Сабурова) была бездетной, из-за чего после двадцати лет супружества была сослана в монастырь.

Поэтому на появление наследников во втором браке князь Василий III очень надеялся, для чего они вместе с княгиней часто посещали монастыри и молились о даровании им сына.

В XVI столетии существовала практика возведения так называемых моленных церквей, строившихся с одной целью – вымолить у Бога рождение детей. Видимо, с этой целью по указу князя в Коломенском в 1528 году и было начато строительство храма.

Неизвестно, что именно повлияло на осуществление мечты князя и его супруги, но факт остаётся фактом – в августе 1530 года в теремном дворце Коломенского у великокняжеской четы родился долгожданный первенец, крещённый Иоанном (в будущем – царь Иоанн IV Грозный).

И первой церемонией государственного уровня, при которой присутствовал двухлетний княжич, было освящение в 1532 году Вознесенской церкви в Коломенском.

Князь Василий III после освящения московским митрополитом Даниилом храма пожаловал в его ризницу драгоценные церковные сосуды, иконы в дорогих окладах и устроил трёхдневный пир, о котором сохранились упоминания в летописях.

Обратите внимание

Долгое время оставался открытым вопрос об архитекторе, чей каменный шедевр и сегодня поражает взгляд совершенством пропорций, оригинальностью воплощения, обилием декоративных деталей, характерных для архитектуры Возрождения.

Историки, сопоставив информацию об известных событиях тех лет, пришли к выводу, что Вознесенский храм строил итальянский мастер Петрок Малой (Пьетро Аннибале), прибывший в Москву в 1528 году вместе с другими архитекторами в составе делегации из Рима. 

Вознесенский храм Петрока Малого стал невиданным до тех пор строением.

Возведённый на высоком правом берегу Москва-реки, рядом с чудодейственным водным ключом, на высоком массивном подклете трёхметровой толщины, 62-метровый храм для своего времени оказался самым высоким архитектурным сооружением на просторах тогдашнего Московского княжества.

А его кирпичное конусообразное (шатровое) навершие, богато декорированное белокаменными тягами в виде бриллиантовых рустов и увенчанное восьмигранным барабаном с маленьким куполом с крестом, на целое столетие (до запрета строительства шатровых церквей патриархом Никоном) определило направление русского церковного зодчества. 

Место для возведения храма было выбрано на склоне речной террасы, хорошо просматривавшемся как со стороны реки, так и с противоположного берега. Подготовительные работы включили в себя устройство котлована, который укрепили сваями и уложили в него мощный фундамент из скреплённых специальным раствором блоков известняка.

Уже на подготовленный фундамент поставили массивный четверик, завершив его тройными кокошниками и высоким восьмериком, декорировали стены четверика глухими треугольными арками, а фасады восьмерика – пилястрами и пристенными пилонами.

Со всех сторон храм опоясала открытая двухъярусная галерея с тремя внешними крыльцами-всходами, причём столбы второго яруса галереи были украшены белокаменными резными капителями. Эта галерея наряду с шатровым навершием храма стала новшеством в церковном зодчестве тогдашнего Московского княжества. Естественное освещение храма достигнуто за счёт необычно расположенных окон.

В четверике они находятся не традиционно на фасадах, а в угловых выступах, в восьмерике  в противоположных гранях шатра крестообразно, а грани без окон оформлены нишами. В шатровом навершии окна расположены по сторонам света.

Важно

 Центр восточного фасада галереи архитектор акцентировал каменным троном, оформленным высокой спинкой с каннелюрой, полуциркульным, заполненным дубовыми ветвями перекрытием (конхой), боковыми филёнками с растительным орнаментом. Об этом троне сохранилось множество преданий.

Так, считается, что с этого возвышения князь Василий III после богослужений раздавал милостыню, но многие историки склоняются к версии о том, что это сооружение является некой трёхмерной иконой «Престол уготованный» и символизирует Второе пришествие Христа и Страшный суд. Ещё одна версия приписывает появление трона рождению у князя наследника.

Уже во время строительства храма выяснилось, что княгиня ждёт ребёнка, поэтому в августе 1530 года, когда княжич Иоанн уже родился, у восточного фасада для него обустроили «царское место», установив его на овальное белокаменное основание. Внутреннее пространство церкви, несмотря на её внушительный внешний объём, было рассчитано только на нахождение в ней княжеской семьи.

Являясь домовым храмом церковь достаточно мала (внутренние размеры – 8,5х8,5 метров), хотя её высота достигает 42 метров. Западная стена храма, по древней традиции, была оформлена хорами, на которых во времена Василия III находились «государевы певчие дьяки».

Сведений об интерьере Вознесенского храма того периода не сохранилось, видимо, все бумаги и чертежи со временем были утеряны как и сведения о княжеском тереме тех лет. Но его наличие не подлежит сомнению, ведь именно с теремом соединялись крытыми переходами домовые храмы.Известно, что первоначально пол в храме был выстлан треугольными керамическими плитками серого и белого цветов в форме конвертов, которые при проводимых в 1570-е годы ремонтных работах были частично утрачены, а частично переложены тыльной стороной вверх. Возможно, тогда же в иконостасе храма появились новые Царские врата, сохранившиеся до наших дней. 

Дальнейшая судьба храма

В XVII столетии в Вознесенской церкви был проведен ремонт, в результате которого мастера поновили иконы в иконостасе и фрески на восточном фасаде храма. Фресковая живопись на фасадах храма сохранялась до 1884 года, когда стены оббили цинковыми листами и нанесли на них масляную живопись.

 

Следующий ремонт храма состоялся, видимо, в 1766–1767 годах, когда по указу императрицы Екатерины II князем П. В. Макуловым был разобран и выстроен наново деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Вознесенский храм в то время лишился резных белокаменных капителей с колонн второго яруса галерей, а вместо них появились парапеты с ширинками.

Тогда же рисунок пола храма и папертей переделали под «ёлочку». 

Благоустройство Вознесенской церкви продолжилось в XIX столетии. Так, в 1836 году «царское место» оградили кованой решёткой, над ним поместили бочкообразную сень с гипсовым изображением орла, гипсовыми деталями украсили и парапет.

Руководивший в 1866–1867 годах ремонтом Вознесенской церкви архитектор Николай Александрович Шохин видоизменил южную грань восьмерика, сделав в ней дверь, разобрал каменный шатёр, заменив его более плоской, прикреплённой к железному каркасу металлической конструкцией и установил новый иконостас с иконами, перевезённый из одной из церквей московского Вознесенского женского монастыря (первый тябловый иконостас располагался между южным и северным порталом, а иконостас Н. А. Шохина занял пространство между пилястрами).

Изначально покрытые тёсом крыши папертей в 1873 году следующий архитектор Фёдор Никитич Кольбе заменил брусом и досками из разобранного в 1872 году дворца Александра I. Им же на папертях были настелены новые полы и переделаны крыши. 

Совет

Следующий комплекс ремонтно-реставрационных работ проводился в Вознесенском храме уже в начале XX столетия. В 1914–1916 годах новым большемерным кирпичом был облицован шатёр и проведены исследовательские работы – обмер и фотографирование храма, археологическая разведка прилегающей к нему территории. 

Вознесенский храм в советское время и в наши дни

Во время бурных революционных событий 1917 года в Коломенском произошло судьбоносное для всех прихожан событие – в подклете Вознесенской церкви чудесным образом была обретена икона Божьей Матери «Державная», предположительно, находившаяся в иконостасе, принесённом из Вознесенской женской обители в середине XIX столетия. После обретения икону отреставрировали и долгие десятилетия она хранилась в запасниках Государственного исторического музея. В 1990 году образ Пресвятой Богородицы был торжественно установлен в церкви Казанской иконы Божьей Матери, входящей в комплекс строений Коломенского. 

В 1923 году, когда загородная царская усадьба Коломенское была перепрофилирована в музей, в Вознесенской церкви богослужения прекратились.

 1994 год стал судьбоносным для Вознесенской церкви – она получила статус Патриаршего подворья и была внесена ЮНЕСКО в перечень памятников истории и архитектуры мирового значения. Наново храм был освящён в декабре 2000 года и с тех пор в летнее время в нём совершаются богослужения.

В 2007 году после капитальной реставрации для посетителей был открыт подклетный ярус, в котором в настоящее время действует стационарная выставка «Тайны Вознесенского храма».

В первом зале представлены уникальные древние экспонаты – белокаменные детали церкви, датируемые XVI веком (обнаружены во время одного из археологических исследований церкви в 1980-х годах), а на фото– и медийной выставке второго зала рассказывается о судьбе и реставрациях церкви в период с конца XIX до начала XXI столетия. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-vozneseniya-gospodnya-kolomenskoe

Описание и архитектура храма Вознесения Господне в Коломенском

Molitva.Guru > Храмы > Описание и архитектура храма Вознесения Господне в Коломенском

Читайте также:  Шамординский монастырь, россия, калужская область, козельский район, п/о каменка

На берегу Москва реки в музее-заповеднике Коломенское находится чудо средневекового зодчества: церковь Вознесения Господнего.

Храм строили 4 года. С 1528 по 1532. Как говорит молва, его воздвигли в честь рождения сына Василия III Ивана Грозного.

Но это скорее вымысел, учитывая то, что Иван Грозный родился в 1530 году, ведь такой по масштабам проект за два года завершить было проблематично.

Обратите внимание

Скорее всего, Василий заложил постройку ещё в 1528 году, как дань богу, чтобы господь послал ему долгожданного наследника. Ведь долгое время царь с супругой оставались бездетной парой, что во времена самодержавия и преемственности власти было большой проблемой.

В сентябре 1532 года состоялось её освящение, в этой церемонии участвовало всё царствующее семейство — сам великий князь Василий III, его молодая жена Елена Глинская и младенец Иоан.

Кто построил храм

Имя талантливого зодчего строившего храм установить до сих пор не получилось. Можно предположить, что архитектором являлся итальянец. Большинство историков считает, что церковь построил малоизвестный в то время зодчий Петро Аннибале.

В России он имел много имён — Петрок Малой, Пётр Фрязин. И приглашение его Василием III в Москву в 1528 году делает эту версию самой убедительной. Именно фамилия Фрязин убедила многих в том, что это некий псковский зодчий, построивший в Первопрестольной множество шедевров архитектуры. На самом деле это прозвище.

Таким образом именовали всех итальянцев на Руси.

Характеристика стиля и особенности постройки

Постройка — просто набор из нескольких архитектурных стилей. Здесь есть и пилястры с капителями в стиле Раннего Возрождения, и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понять, какой архитектурной стилистики придерживался архитектор сложно.

Среди элементов эпохи Ренессанса можно выделить следующие:

  • ордер;
  • порталы с прямыми архитравны ми перекрытиями проёмов;
  • прорисовка готических вимпергов.

Высота храма башни целых 62 метра. По меркам тех времён это был впечатляющий показатель. Постройка являлась самым высоким православным сооружением. А за счёт летящей архитектоники создается ощущение, что здание парит над землёй.

Внутренних опор у здания нет, как и привычной алтарной апсиды. Она установлена на подклети, окружённой гульбищем, и хотя толщина стен от 2 до 4 метров, внешне церковь выглядит очень лёгкой.

С восточной стороны уцелел каменный трон. Ножки сделаны в виде львиных лап, а подлокотники украшены затейливыми арабесками.

Отсюда московские правители любовались необъятной ширью, открывающейся за Москвой рекой.

Внутреннее пространство здания не велико, ведь он был домашним княжеским храмом. Здесь могли молиться только члены государевой семьи и самые близкие, доверенные слуги.

Храм возводился, как летний, неотапливаемый. Здесь никогда не было печи или какого-либо отопления. Таким он и остаётся по сей день. Храм Вознесения считается первым шатровым храмом из камня. Кроме того, церковь имела функцию сторожевой башни.

В толще одной из стен находится узкая лестница, ведущая вверх прямо к шатру. Там есть специальная смотровая площадка, используемая для подачи сигналов. Если находящийся там дозорный видел подозрительные движения, перемещения войск, то тотчас же загорался огонь.

Ночью это было яркое пламя. Днём сигнал подавали дымом.

Интересные факты

Постепенно, с утратой села Коломенского официального статуса действующей царской резиденции, храм утратил статус «домовый» и стал приходским. Это была летняя церковь, где служили от Пасхи до Покрова. А в советское время здесь проходили концерты духовной и классической музыки, если она была интересна с исторической точки зрения. Сейчас храм ожил: здесь совершаются богослужения.

В нижней части храма расположена композиция, посвящённая истории и реставрации церкви. С улицы посетитель попадает в западную палатку.

Это помещение возникло в XVII веке, когда пространство между опорными столпами обходной галереи было заложены кирпичом.

Важно

Здесь можно познакомиться с некоторыми конструктивными особенностями храма и материалами, использованными при его строительстве, а также старыми фотографиями.

Следующее помещение — церковный подклет или подцерковье. Толщина стен здесь достигает пяти метров. Обычно за ними хранили самое ценное. Возможно, там когда-то находилась казна Ивана Грозного.

Внутренний объём храма открыт на 42 метра, чтобы и внутри создавалось ощущение вознесения. Убранство того времени не сохранилось, лишь форма галерей имеет первоначальный вид. Как здесь всё выглядело в далёком 1532 году, остаётся только догадываться, но по заверению историков обстановка была красочной и богатой. И это неудивительно, ведь храм был молельным домом для царской семьи.

Самое интересное, что по легенде, где-то в храме находится великая библиотека Ивана Грозного, доставшаяся ему в наследство от византийской бабушки.

Изменения после ремонтов и реставраций

На протяжении существования строение были произведены следующие изменения:

  • перевёрнуты другой стороной плитки пола;
  • обновлены иконы и роспись;
  • сделан другой кирпичный парапет;
  • сняты белокаменные капители со столбов галерей;
  • с южной стороны сделан проём и вмонтирована дверь;
  • перелицованы другим кирпичом стены подклета.

Это только малая часть ремонтных работ. За свою историю здание претерпело значительные преобразования.

С 1994 года объект входит в список всемирного наследия Юнеско и охраняется этой организацией. Это указывает на то, что даже мировое культурное сообщество высоко ценит это архитектурное сооружение.

Церковь Вознесения является неоспоримым шедевром мирового зодчества. Даже спустя столетия, она не перестаёт удивлять своей совершенной гармонией и прекрасной энергетикой, которой пропитано всё вокруг.

Церковь Вознесения Господня

Источник: https://molitva.guru/hramy/opisanie-i-arhitektura-hrama-vozneseniya-gospodne-v-kolomenskom.html

Достопримечательности и святыни церкви Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском под Москвой является уникальным архитектурным и историческим памятником. Ее история уходит корнями в далекий XVI век и неразрывно связана с удивительной историей самого Коломенского.

Церковь очень красива и необычна и настолько же многогранна, как многолико село Коломенское.

Подробнее о достопримечательностях и святынях церкви Вознесения в Коломенском, а также об интересных и полезных фактах, связанных с ней, вы можете узнать, прочитав мой рассказ.

Церковь является лишь малой частью (хоть и очень яркой) архитектурного ансамбля Коломенского.

Где находится церковь Вознесения?

  • Эта удивительная церковь расположилась в Москве, на высоком холме правого берега Москвы-реки, в пос. Коломенском по адресу: просп. Андропова, 39.
  • Контактный телефон: +7(499)7828917.

Вы легко можете добраться до Вознесенской церкви из любого уголка Москвы, воспользовавшись метро.
Ближайшая к церкви станция метро – «Коломенская».

От нее до храма вы доберетесь за 15-20 минут пешей прогулки.

Особенности посещения церкви Вознесения

Знаете ли вы? В наше время Вознесенская церковь является одновременно и частью Коломенского музея-заповедника и патриаршего подворья.

  1. Церковная деятельность здесь была восстановлена в 1994 году, спустя 2 года после этого церковь была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Музейная экспозиция работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, по субботам – с 11:00 до 19:00. По понедельникам она закрыта.
  3. Билеты можно приобрести в музейных кассах с 10:00 до 17:30 (в субботу с 11:00 до 18:30), а также на сайте Коломенского музея.

Расписание богослужений

Богослужения в церкви проводятся очень редко – в основном, по случаю больших праздников. Четкого расписания нет. Если вы хотите попасть на церковную службу в Вознесенской церкви, советую заранее узнать о таковой по указанному выше телефону либо у администрации Коломенского музея.

Где можно остановиться рядом с церковью?

Дворцовое село Коломенское ныне является частью города Москвы. Для осмотра Вознесенской церкви вы можете остановиться в любой гостинице или хостеле российской столицы.

История создания церкви Вознесения в Коломенском

Знаете ли вы? Согласно легенде начало строительства этой церкви произошло по случаю рождения Ивана Грозного, хотя никаких документальных подтверждений этому найдено не было.

Церковь Вознесения была построена в 1532 году, она стала первой каменной шатровой церковью в России. Многие факты указывают на то, что в ее строительстве принимали участие архитекторы из Италии.
Много веков церковь простояла практически нетронутой.

Во времена Советской власти она, как и большинство других строений дворцового села Коломенское, была «вручена» музею-заповеднику, образованному здесь в 1928 году.

С 1994 года здесь снова начали проводить богослужения, а в 2007 году была полностью завершена длительная реставрация храма, после чего он вновь засиял в своей первозданной красоте.

Архитектура и достопримечательности церкви

Церковь Вознесения является уникальным архитектурным шедевром XVI века.

Знаете ли вы? Она стала не только первой шатровой каменной церковью, но считается также, что и вообще первой шатровой церковью в России. Предполагают, что даже деревянные шатровые храмы начали строить уже после Коломенской церкви.

Строение очень красивое. Этот белокаменный изящный храм устремляется вверх, к свету, своим восьмигранным шатром, высота которого достигает 41 метра.
Архитектура церкви богато украшена как снаружи, так и внутри.

Несмотря на всю изящность и торжество, храм имеет довольно небольшие размеры (его главный зал ограничивается 8,5 на 8,5 метров). Это объясняется тем, что церковь строилась как «домашняя» для семьи правителя, и большие размеры были ей ни к чему.

В архитектуре Вознесенской церкви легко заметить много элементов итальянской эпохи ренессанса, что, собственно, и стало причиной предположения об участии итальянских мастеров в ее строительстве.

Ныне вы можете полюбоваться не только архитектурными, но и культурно-историческими достопримечательностями церкви, т. к. в ее стенах расположились увлекательные музейные экспозиции.

Вы сможете увидеть:

  • Старинный тябловый иконостас;
  • Царские врата, которые являются точной копией врат XVI века;
  • Царские врата XIX века;
  • Выставку «Тайны церкви Вознесения», работающую постоянно в церковной подклети.

Важно! Дворцовое подмосковное село Коломенское имеет древнюю и богатую историю, которая отображена во многих его строениях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Очень советую не ограничиваться осмотром Вознесенской церкви, но посетить также и другие ценные объекты в Коломенском.

Святыни Вознесенской церкви

Главной церковной реликвией является икона Богородицы Державная, чудесным образом обнаруженная в подклети церкви в 1917 году в день отречения от престола Николая II.
С этим связана удивительная история.

В феврале 1917 года крестьянке, проживавшей в соседнем селе, приснилось 2 чудесных сна, которые направили ее искать икону в Коломенской церкви. Придя в храм и рассказав свою историю священнику, крестьянка получила поддержку в лице батюшки.

Они вместе спустились в церковный подклет, где нашли самую большую, старую и почерневшую от пыли икону (как и снилось женщине). А когда они ее осторожно обмыли, им открылся Державный образ Божьей Матери. С тех пор икона хранилась в храме и часто мигрировала в соседние селения, т. к.

Совет

многие хотели прикоснуться к чудотворному образу. С этой иконой связано немало историй об исцелении и чудесах.

Знаете ли вы? Коломенское издревле также славилось обилием чудотворных источников с целебной водой. Один из них располагается рядом с Вознесенской церковью, он называется «Кадочкой».

Видео — Церковь Вознесения в Коломенском

Вознесенская церковь – действительно невероятное место. И своей красотой, и необычайной архитектурой, и чистой, светлой атмосферой она вызывает желание вновь попасть сюда. Находясь внутри нее, чувствуешь, будто время замирает, хочется пребывать здесь бесконечно долго.

А бывали ли вы в этом удивительном храме и что при этом чувствовали?

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom.html

Ссылка на основную публикацию