Упаковка от святыни

Правила хранения православных икон

Наверняка хотя бы раз в жизни каждый православный христианин задавался вопросом, как правильно хранить иконы.

Имея дома свой иконостас, хочется сохранить образы в хорошем состоянии и, возможно, передать их своим детям.

В храмах тоже вопрос сохранности стоит остро — большой поток людей, копоть свечей и перепады температур могут негативно сказываться на изображениях. Попробуем разобраться, как же сохранить в надлежащем виде святыни.

Свод правил от специалистов Свято-Тихоновского гуманитарного университета

На кафедре реставрации Свято-Тихоновского гуманитарного университета были разработаны специальные правила хранения икон. Они подходят как для храмовых святынь, так и для тех, которые используются дома.

Речь идет об образах, которые написаны красками на холсте, дереве или других материалах — именно они наиболее подвержены порче.

Типографские изображения, напечатанные на принтерах, в меньшей степени нуждаются в особых условиях хранения.

Из всего перечня правил можно выделить основные:

  1. По возможности образа лучше держать в специальных киотах из стекла, которые будут защищать изображение от негативных внешних факторов.
  2. Если икона написана на деревянной основе, то ее нельзя хранить в помещениях, где есть древесный жук-точильщик.
  3. Не стоит вешать или ставить образ возле источника тепла (батарея, печь), поскольку от высокой температуры древесина пересохнет и деформируется.
  4. Следует избегать сквозняков и попадания прямого солнечного света непосредственно на изображение.
  5. Пыль и незначительные загрязнения нужно не вытирать тряпкой, а аккуратно стряхивать специальной кистью.
  6. Хранить иконы нужно в помещении с оптимальными параметрами воздуха (температура 18-22 градуса, влажность 50-65 %).
  7. Не стоит вытирать или намазывать поверхность образа какими-либо веществами или составами (в том числе и освященными), так как они могут вступить в химическую реакцию с красками и испортить изображение.
  8. При наличии большого подсвечника с множеством свечей икону следует разместить как можно дальше от огня.
  9. Если планируется отдавать образ на реставрацию, то лучше всего уложить его горизонтально изображением вверх и исключить механический контакт (например, положить в коробку).
  10. Любые реставрационные работы должны проводиться только профессионально обученными специалистами, имеющими документальное подтверждение своего образования.

Соблюдение таких достаточно простых и логичных правил поможет сохранить православные святыни на долгие годы без потери качества краски и яркости изображенных святых ликов.

Красный угол в современной квартире

Другие особенности хранения икон

Основные правила сохранности икон направлены на устранение чисто физических негативных факторов, могущих привести к порче изображения. Однако святая икона — это не просто картина, предмет искусства или украшение. Прежде всего, это большая святыня. И главное правило хранения иконы, как святыни — это благоговение.

Совершенно недопустимо складывать иконы вместе с книгами, журналами, картинами или вообще какими-либо другими предметами.

Важно. Святые лики — носители образов Господа, Пресвятой Богородицы, святых мучеников и подвижников благочестия. Глядя на них, наш ум призван возвышаться к первообразу.

Если в домашнем иконостасе появились лишние иконы, которые некуда повесить, или оказалось два одинаковых образа — можно найти отдельное место для хранения святынь.

Это может быть ящик стола, полка, где не будет лежать больше ничего лишнего.

Хорошо, если святые изображения не пылятся в столе, а находятся у верующих людей. Поэтому всегда предпочтительнее подарить лишнюю икону верующему христианину, чем хранить ее у себя. Исключением могут быть старинные родовые образа, которые передаются по наследству как семейная реликвия.

Многие изображения святых сегодня расцениваются как произведения искусства и могут иметь значительную ценность как финансовую, так и художественно-историческую. Тем не менее, не следует забывать, что перед образом нужно прежде всего молиться.

Обратите внимание

Небольшие иконки, напечатанные на бумаге или пластике, очень удобно хранить в молитвословах. Достаточно просто прикрепить образок на страницу с молитвой тому, кто изображен. В таком случае, читая эту молитву, образ всегда будет перед глазами и проще будет вознести свой ум к Богу.

Что же касается храмов, то в большинстве из них оборудованы специальные помещения для хранения икон, которые не используются постоянно в богослужениях. Эти образа могут выноситься на аналой в дни особых праздников или на молебны по просьбе прихожан. Те же лики, которые постоянно висят на стенах храма, чаще всего закрываются стеклом.

Прикладываясь к святому изображению, спрятанному за стеклом, многие думают, что лишаются благодати, поскольку не касаются непосредственно изображения. Такой подход чужд христианству, поскольку благодать исходит не от доски с краской как таковой, а от Господа нашего Иисуса Христа, святых. И разве может обыкновенное стекло стать препятствием для благодати всемогущего Бога?

Еще одной благочестивой традицией является украшение иконостасов вышитыми рушниками или красивой тканью. Особенно часто такое встречается дома у верующих людей пожилого возраста. Действительно, покрывало из ткани убережет лик от пыли и копоти от свечей и облегчит уход за святыней.

Благоговейное отношение к изображению святого лика — это, прежде всего, молитва. Можно завесить весь дом самыми красивыми иконами, но если перед ними не читают искреннюю сердечную молитву, то это совершенно бессмысленно.

Посмотрите видео о месте для икон

Янв 17, 2019 13:47Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/hranenie-pravoslavnyh-ikon.html

О благочестии внешнем и внутреннем | православный саров

16 мая 2011 года

Люди часто спрашивают, куда девать упаковки от сухариков (с иконой прп. Серафима), бутылки и пузырьки от освященного масла, пластиковые пакеты с изображением храмов, ветки вербы, пришедшие в негодность иконы и духовную литературу?

– Опытному христианину его благочестие подскажет, как правильно поступить, а неопытные правильно делают, что спрашивают.

Предметы, которые соприкасались с чем-то освященным или печатная продукция, которая содержит священные изображения или слова, требуют благоговейного отношения и особой утилизации. В церкви Всех Святых есть специальная печь для сжигания таких предметов. Но не надо думать, что уничтожать их можно только в церкви.

Св. апостол Петр пишет, обращаясь к обычным христианам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9). Это означает, что и миряне вправе пользоваться освященными предметами и их утилизовать при помощи 4-х стихий: огня, воздуха, воды и земли.

Органику (веточки вербы, крошки от просфор или куличей, маленькие иконы, печатные издания, исповедальные записки, в которых упоминается имя Божие и т.д.) сжигают, скорлупу от пасхальных яиц тоже нужно хотя бы обжечь. Все это можно делать на своем огороде, в определенном месте. А главное, – с благочестивым настроением.

Нельзя при этом иметь в виду получение какой-либо практической пользы. Газеты с изображением икон, словами молитв не используют в хозяйственных целях. Их сжигают, но не как топливо, например, для мангала с шашлыками, а из благочестия. Потом золу нужно закопать в землю, где разложение будет завершено.

Некоторые добавляют золу в горшки с комнатными растениями, это тоже непопираемое место. А крупные иконы, даже бумажные, лучше приносить в храм.

Пластик и стекло (пакеты, бутылки) не подлежат огню, их промывают водой, с которой уже обращаются как с освященной, например, выливают в цветы или другое непопираемое место. После чего пластик и стекло можно выкинуть.

Как быть с нецерковной продукцией, на которой изображены храмы, например, с этикетками на бутылках с напитками или упаковками от постного майонеза?

– Это, конечно, издевательство над христианами. Надо стараться не приобретать такое. Кстати, сейчас на упаковках часто изображают храмы без крестов. Такие картинки можно выбрасывать, ничего страшного. Главное, не выкидывать изображение креста. Если на пакете фотография храма с крестом, то перед выбрасыванием вырезают крест, который можно сжечь.

У одних людей нет благоговейного отношения к святыне, у других наоборот, благоговения много, но не хватает рассуждения, и они готовы завалить храм своим бытовым мусором. Есть ли четкие правила, как в каком случае поступать?

– Здесь невозможно сформулировать четкие правила. Смысл в том, чтобы христианин не оставался равнодушным, чтобы у него всегда как-то проявлялось благочестие к святыне.

А благочестие – это выражение религиозного чувства человека, его любви к Богу. И, с другой стороны, оно как лакмусовая бумажка показывает духовное состояние человека в данный момент. Поэтому благочестие нельзя формализовать.

Важно

Оно придет в свое время, если человек будет стараться узнавать веру и жить по заповедям.

Благочестие – это результат жизненного пути, нет смысла выражать его в сверхдолжных формулировках. Тем более что падшему человеку проще направить все силы именно на это внешнее делание. Чтобы показаться если не перед другими, то перед собой.

Доказать самому себе, что «я уже настоящий христианин», вместо того, чтобы постараться увидеть свои недостатки, приобрести кротость и желание поучиться у других. Благочестие к святыне – великая вещь.

Помня о своих грехах, нужно рассуждать: «Хотя бы в этом я сделаю то, что должен».

Сейчас у людей скапливается слишком много икон. Их дарят знакомые, священники раздают в благословение. В итоге, иконы уже не помещаются в Красном углу, непонятно куда их девать.

– Это – больная тема. Тот случай, когда предпочтительней меньше, да лучше. По моему убеждению, у иконы должна быть и материальная ценность. Вспомните, как раньше бабушки украшали иконы. Их было немного, но это были главные иконы, и они стояли на своем месте. Сейчас пришла дешевая и доступная красочная полиграфия, и некоторые стали относиться к иконам, как к ширпотребу.

Неправильно, когда в комнате, где живет молодая семья, дети пинают мяч, а рядом на булавочках вкривь и вкось висят иконы.

Или когда на полке – множество икон, а самая главная – образ Спасителя – маленькая и неприметная. Она должна быть смысловым центром Красного угла. Хорошо, когда в каждом доме или комнате есть святое место.

Православным христианам пора выработать качественно новое отношение к иконе.

На большой земле среди православной молодежи популярны футболки с христианской символикой, высказываниями из Священного Писания (например, определение любви по апостолу Павлу). Это рассматривается как форма миссионерства. Как вы относитесь к такому явлению?

– Я пока такой моды не видел и поэтому не очень представляю. Но лично я бы выбрал другую форму проповеди. Согласно нашей русской православной традиции, ко Христу идут, не тиражируя слова про любовь, а когда люди видят в тебе эту любовь. В преподобном Серафиме все видели любовь и шли к нему тысячами.

Кроме того, существует опасность, что человек наденет на себя такую «православную» футболку, и вдруг поведет себя как-то неправильно. У него на груди написаны слова про любовь, а он, допустим, поругается с кем-то. Получится несоответствие, и вместо миссионерской проповеди – соблазн и искушение.

Думаю, что нам нужно держаться не за индустрию внешнего, а за реальный опыт Церкви. Чувство благоговения перед святыней – очень личное чувство, его тиражировать невозможно. Есть соблазн таким внешним проявлением благочестия показать себя лучше, чем ты есть. Православие учит смиряться, потому что человек в любой момент может показать свое истинное лицо, которое далеко от совершенства.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Источник: http://pravsarov.su/content/publication/82/960/1365.html

Православная периодика и полиграфия: что сжигать, а что — выбрасывать?

Великий пост ведет нас к Великому Празднику. Пасхальные открытки, листовки, послания, врученные и отправленные, после всех поздравлений останутся у нас большой стопкой бумаг. И добавятся к уже накопившейся стопке открыток рождественских…

Как поступать с полиграфической продукцией православного содержания — не только открытками, но и газетами, брошюрами? А еще — с черновиками текстов с цитатами из Евангелия, конвертами с изображениями икон, да даже упаковками от шоколада с видами Киево-Печерской Лавры…

Подобные вопросы мы адресовали дежурному викарию Киевской Митрополии, которым в тот день оказался наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.

***

Поздравьте лучше лично

– Владыка, ведь и Вы тоже получаете к праздникам множество поздравительных открыток, на которых изображены ангелы и святые, конверты с иконами Богородицы. Как правильно поступить с такой продукцией, ведь складывать и хранить всё это не всегда есть возможность?

– Во-первых, намного лучше, на мой взгляд, поздравлять с праздником родственников, друзей и знакомых лично. Если есть возможность, прийти в гости, если они далеко, то позвонить, связаться по скайпу. Всё-таки открытка — это некое поверхностное отношение к поздравлению, а суть в том, чтобы поговорить с человеком лично. Ведь ничто не заменит настоящего живого теплого слова.

Если же вы решили поздравлять открыткой или другим письменным образом, то, конечно же, было бы хорошо написать на красивом бланке или выбрать открытку, не имеющую никаких иконописных или иконографических изображений, чтобы потом у человека не было мучений, куда ее девать.

Как поступать с православной полиграфией?

По церковным правилам, священные изображения, которые пришли в негодность или не могут уже использоваться для молитвы, утилизируются методом сжигания. В макулатуру их лучше не сдавать, тем более, нельзя выбрасывать в обычный бытовой мусор. Лучше какое-то время их где-то хранить и раз в год сжигать — на даче или на природе.

Совет

Все-таки икона – это свидетельство о Боговоплощении, это тот образ, взирая на который, мы умом восходим к первообразу – тому, кто изображен. Когда иконы стали изготовлять полиграфическим способом, их высокое значение несколько утратилось.

Читайте также:  Псково-печерский монастырь, россия, псковская область, город печоры

Это уже не тот священный предмет, который находится дома на особом месте, перед которым предстоят в благоговейной молитве. Икона перешла в разряд какого-то фетиша и сувенирных изделий.

Это не хорошо и не правильно, и поэтому, в частности, лучше избегать использования иконописных изображений на открытках.

Не «коллекционируйте» просфорки

– Можно ли приносить полиграфическую продукцию для сжигания в храмы?

– Лучше не обременять приходские храмы своими проблемами.

У нас в монастыре, например, некоторые несознательные люди оставляют заплесневевшие просфорки. Просфора нужна для того, чтобы вкушать ее по окончании Божественной литургии. Брать домой ее допустимо только в том случае, если вы ее разрежете и будете хранить в сосуде, где она не испортится. Но хранить не бесконечно, а определенный период времени, вкушая каждое утро натощак со святой водой.

Тем более недопустимо коллекционирование просфорок из различных святых мест. Как мы знаем, у многих православных христиан, особенно у неофитов, дома собраны целые выставки: «это просфорки из Почаева, это — из Троице-Сергиевой Лавры, а вот это мне привезли из Дивеево».

Повторюсь: просфора – это священный хлеб, который предназначен для вкушения, а никак не для коллекционирования и длительного хранения.

То же касается и многочисленных других «святынь»: камушков, веточек, песочка, маслица и т.д. Мне кажется, лучше избегать привозить из паломничества вещи, которые будут хламиться, загромождать квартиру, в итоге – ничего не добавлять душе человеческой.

Господь сказал в Евангелии: «Сыне, даждь ми свое сердце». В первую очередь, Богу нужен дух сокрушен, сердце сокрушенно… Нужны наши молитвы, наши добрые дела. Вот это действительно то, что Господь приемлет и с любовью лобзает.

А православный фетишизм нужно стараться искоренять из нашей жизни.

Священные тексты нельзя утилизировать. А в остальном – смотреть по ситуации

– Что делать со старыми православными газетами, распечатками религиозных текстов из интернета? Их можно сдавать в макулатуру или тоже сжигать?

– Это уже начинается некое «отцеживание комара», иудаизм православного обряда…

Сейчас практически в любой газете могут встретиться цитаты из Священного Писания. Не станете же вы высматривать, где именно находится священный текст…

Нужно понимать, что есть Священное Писание, как средоточие текстов, предназначенных для того, чтобы человек назидался, приближался к Богу через знание Закона Божия, через стремление исполнения его. Пришедший в негодность напечатанный евангельский текст, конечно же, нельзя утилизировать обычным путем.

Обратите внимание

Но перерывать бумаги в поисках возможных цитат – тоже не совсем правильно. Все должно быть разумно.

– Макулатура – это ведь некий элемент сохранения окружающей среды. Что плохого в том, чтобы сдавать туда православные газеты и черновики?

– Сохранение среды, забота об экологии — это с одной стороны. Но почему мы избегаем выбрасывать в мусор церковные вещи? Потому что так они попадают в загрязненные, нечистые места, валяются там, попираются.

Сданные в макулатуру бумажные изделия, в том числе, православного содержания, используются впоследствии в самых различных формах — вплоть до туалетной бумаги. Если вас не смущает, что то, что вы несете сдавать в макулатуру, окажется потом в виде рулонов в туалетных комнатах, тогда смело несите.

Еще раз повторюсь, главное — это благоговейное отношение к святыне, к священным изображениям и иконам. Перед иконами нужно молиться, тексты нужно со вниманием читать. Вот об этом нужно в первую очередь радеть и беспокоиться.

Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnaya-periodika-i-poligrafiya-chto-szhigat-a-chto-vybrasyvat/

Святыня ли на этикетке? | Милосердие.ru

На сайте Иркутской епархии Русской православной церкви было опубликовано письмо протоиерея Вячеслава Пушкарева с призывом к верующим бойкотировать товары, на упаковках и этикетках которых используются православные символы.

Отец Вячеслав высказался также и против использования религиозной символики на деньгах. Процитированное в столичных СМИ письмо наделало много шуму. Не грядет ли перековка мелких монет? Не вторгается ли Церковь в общекультурное пространство с цензорскими намерениями? Предлагаем вам прочитать статью Елены ЯКОВЛЕВОЙ, опубликованную в «Российской газете»:

— Это, конечно, не официальная позиция Церкви, а мнение, предлагаемое на обсуждение верующих, — прокомментировал письмо иркутского священника о. Владимир Вигилянский. — Всего лишь письмо священника на сайт, как своего рода «письмо в газету», подписанное: «с уважением, такой-то».

По мнению о.

Владимира Вигилянского, в медийном и торговом обороте встречаются возмутительные использования изображений святынь, но Церковь на это, как правило, смотрит как на дело совести и культуры людей: «Если газеты печатают карикатуры на религиозные темы, что говорить о копейке». Он подчеркивает, что Церковь никогда не вела речь о цензуре, только об оскорблении религиозных чувств, нуждающихся в защите и защищаемых законом.

Известный богослов диакон Андрей Кураев считает, что конкретные поводы для протеста против кощунственного использования изображений святых есть. Но расширять его до «никто, кроме нас, не имеет права использовать изображение наших храмов, икон и святынь» — это уж слишком серьезно.

Например, изображение храмов и ликов святых на деньгах — традиция отнюдь не советская, а гораздо более древняя.

— Не надо в каждой этикетке видеть икону, — пояснил он суть проблемы, — Если мы идем по городу и переходим перекресток, это не значит, что мы топчем крест. А когда солдаты в годы Отечественной войны стреляли по немецким самолетам с крестами, это не означает, что они были кощунниками.

И Александр Невский во время Ледового побоища вряд ли видел святыню в шлемах и щитах крестоносцев. Надо различать икону и просто изображение. Изображение становится иконой, когда человек молится перед ним и своим молитвенным обращением к тому, кому молится, устанавливает связь между образом и первообразом.

И тут Церкви надо выбрать одно из двух — или мы хотим донести свое слово до максимального количества людей, и тогда умножается число носителей священных знаков, текстов или изображений, которые могут обращаться с ними, как с обычной бумажкой. Или, напротив, мы считаем, что мир — источник скверны и надо защитить наши святыни от кощунственного соприкосновения.

Такое мнение неоднократно в истории Церкви возникало, но каждый раз оно считалось болезненным искажением, поскольку все-таки ведет к самоизоляции.

По мнению о.

Андрея, если нет сознательного кощунства, не надо обвинять людей и выставлять запреты.

— Помню, как еще Минсвязи Советского Союза впервые обратилось к Патриарху с предложением печатать марки с изображением храмов и икон. Честно говоря, меня это поначалу покоробило, представил себе, как на лик Христа будет ставиться штемпель… А сегодня бросается в глаза китчевость рекламы, например, молдавских вин. Все эти «Исповеди грешницы» — это чудовищная пошлость.

Если церковная символика используется как бренд для придания товарного веса вещам и явлениям, которые заведомо существуют вопреки христианскому миропониманию — ночным клубам, казино, блудилищам, неподобающим товарам, то происходит профанация религиозного символа, и это уже попахивает кощунством, — считает поэт и писатель Олеся Николаева, автор книги «Поцелуй Иуды», разбирающей литературный «бренд Иуды» от Леонида Андреева до Борхеса и Булгакова: «Но на книгах такие символы возможны. Условие — они не должны профанироваться».

Она напомнила, что несмотря на разрастающуюся на Западе эксплуатацию религиозных символов, католическая церковь устраивала протестные акции против использования «Тайной вечери» Леонардо да Винчи в телерекламе машины, в сюжете которой «апостол советовал выбрать, кажется, «фольксваген».

Важно

Тема границ церковного и светского отношения к миру сегодня очень актуальна. Но обеим сторонам полезно бы вспомнить, что это не только поле запретов или неограниченной свободы. Что кроме «можно или нельзя?» есть еще такое измерение для человеческого выбора, как «стоит или не стоит это делать?».

Елена ЯКОВЛЕВА, «Российская газета»

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/svyatynya-li-na-etiketke/

Что делать с продукцией, на которой изображена церковная символика?

Сегодня  в результате чрезмерного использования церковной символики  на этикетках, обертках и другой продукции Божественные имена, иконы, изображения часто оказываются в мусорной корзине и в других непотребных местах.

Так, например, у нас в Николаевской области символом края, помещенным на гербе, является архиерейская митра Святителя Николая Чудотворца – покровителя Николаевщины. С одной стороны,это замечательно. Но часто данную символику используют в бытовых целях. Так, например, у нас есть газета, где в качестве логотипа на каждой странице, как деталь герба, пропечатана святительская митра.

Газета не церковная – в основномсветского содержания. Митра напечатана мелко, не каждый ее увидит. В итоге газета оказывается в мусорных баках и отхожих местах, на ней режут колбасу, бросают на пол. Также у нас в области продается минеральная вода. На бутылке невыразительно и неярко нарисован храм с куполами и крестами.

Больно видеть, как эти бутылки валяются в мусорных баках или на улицах.

Но массовое попрание святынь происходит в Рождество Христово и на Пасху. Одно время, помню, продавались наклейки на крашанки с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Наклейки сами по себе были очень неудобными:клеились по диаметру яйца, и чтобы его после освящения скушать, нужно было с силой разодрать наклейку, а фактически икону! Затем эти изуродованные попранные образы часто выбрасывали.

И много еще дней  после Пасхи обрывки икон в изорванном виде ветер носил по улицам.

Мне кажется, нам нужно очень осторожно относиться к использованию церковной символики и не применять ее в бытовых целях.

Если она напечатана на этикетке бутылки со святой водой – это одно. Если с простой водичкой – зачем там изображение храма или иконы? Зачем нам икона Пресвятой Богородицы на яйце? Ведь предназначение иконы –стоять в красном углу дома рядом с зажженной лампадкой, но никак не на продукте питания.

Совет

В результате использования предмета не по назначению человек попадает в своеобразную психологическую ловушку: в церковном плане предмет не является святыней, но в бытовых делах его также использовать нельзя. Получается бесполезное приобретение.

Я уже не говорю о грехе попрания святыни, когда человек данную продукцию выбрасывает в мусорную корзину.

Но что делать, когда на наши бедные головы благодаря распространению и упрощению полиграфических технологий обрушивается вал бутылочек, открыток, этикеток с церковной символикой?

Подобные предметы подлежат сожжению. Можно их приносить в храм, где есть специальные печи, или сжигать у себя дома в каком-нибудь чистом месте на травке.

И, конечно же, в первую очередь хочется обратиться к изготовителям данной продукции. Подумайте, прежде чем напечатать изображение храма или иконы на этикетке. Ведь вместо благого дела можно совершить святотатство.

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/chto-delat-s-produkciey-na-kotoroy-izobrazhena-cerkovnaya-simvolika

Диак. Павел Сержантов. Не бросайте святыню птицам! / Православие.Ru

    

Этим летом в нашем довольно тихом подъезде произошло одно происшествие. Иначе я назвать это не могу, не хочу и права не имею.

Однажды летним утром я выглянул за окно. Хорошо на улице, солнышко сияет, небо чистое, высокое. Оглянулся по сторонам, и внимание мое привлекла крыша над дверью в подъезд. Ее хорошо видно из окна.

Она была достаточно чистой, и потому на ровном асфальтовом фоне ее четко-пречетко обозначились два желтоватых пятна. По своим очертаниям и размеру два пятна были знакомы до боли.

Очертания церковной просфорки.

«Вот это да! Просфоры на крыше!» – я не хотел верить своим глазам. Дело, к сожалению, привычное: люди всё подряд из окон выбрасывают: окурки, фантики, всякий мелкий мусор. Но чтобы просфорки… первый раз сталкиваюсь. Что делать? Лезть на крышу – проверить положение дел?

Если мне не показалось и это вправду святыня с Литургии просто так валяется, то надо ее от поругания уберечь. Значит – лезть, хотя и староват я для этого занятия. Над крышей расположено, как и следовало ожидать, окно с лестницы. Через него можно подобраться к тем желтоватым пятнышкам, которые я увидел.

Обратите внимание

Поставил я левую ногу на крышку находящегося рядом мусоропровода, правое колено упер в подоконник. Окошко какое-то малогабаритное у нас, не приспособлено, чтобы через него взрослые дяди пролезали.

Ну да ладно. Левую ногу подтянул на крышу, два шага – и я у цели.

Что же вижу? Действительно, лежат просфорки. Точь-в-точь такие, как у нас в храме на службах. Твердые уже, будто каменные. Сильно плесенью подернулись.

Вот в чем причина! Значит, пришел человек из церкви с просфорами, полежали они какое-то время, потом «зацвели». Кушать плесневелое он не захотел. Подумал, как лучше поступить. Решил отдать голубям да воробьям.

Так многие хлеб заплесневелый бросают птицам. Вот и упала церковная святыня из окошка на крышу над дверью в подъезд.

Слез я потихоньку с крыши, положил просфорки в полиэтиленовый пакет и приготовил их на сожжение. Есть же обычный способ решить проблему, когда произошло что-то недолжное: была в доме святыня, да не уследили за ней.

Можно аккуратно срезать заплесневелые части, сжечь это, а остальную часть просфор размочить в воде и потребить. И перед Богом покаяться: «Прости, Господи, не уберег я Твою святыню».

Никак не стоило бросать просфоры на крышу.

Кстати, чтобы просфоры не плесневели, воцерковленные прихожане их разрезают на ломтики и высушивают. Каждый день по кусочку просфоры принимают со святой водой. В засушенном виде они могут храниться долго – без опасности заплесневеть.

Важно

Что такое просфора? Нет в Церкви большей святыни, чем на Литургии. Православные христиане приносят на Литургию просфорный хлеб и вино.

Часть приношения становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Спасителя, Которыми мы за Литургией причащаемся. А часть приношения возвращается нам из алтаря в виде просфор с уже «вынутыми» частичками.

Перед началом Литургии священник «вынимает» частицы из просфор и одновременно поминает нас, совершивших хлебное приношение, по именам.

Мы вкушаем просфоры, сознавая, что это не просто ритуальная пища, освященная обычаем. Это духовная пища с Божественной Литургии. Ее принимать могут только православные христиане.

Никакие другие люди, даже самые прекрасные и благонамеренные, – не могут. Не говоря уже про животных и птиц. Очень плохо, если голуби будут клевать просфоры. Просфоры не обычный хлеб, а великая христианская святыня.

Давайте это помнить и не отдавать святыню на профанацию.

Источник: https://pravoslavie.ru/73146.html

Обмирщение отношения к святыням — ОдигитриЯ

Нет, здесь нет ошибки — сегодня происходит именно обмирщение, то есть обмирщение и умерщвление всего святого, истинного, ведущего к Небу.

Со второй половины восьмидесятых годов, то есть более тридцати лет тому назад, в СССР, а потом в России началось возрождение так называемой бытовой религиозности. Вот только к тому времени уже почти не осталось тех, кто мог бы подсказать новообращенным атеистам, как правильно относиться к православным святыням — к священным изображениям, к кресту, к самим иконам.

Да, об этом всегда можно узнать у священников, прочитать в Законе Божием, но… Ни для кого не секрет, что людей, называющих себя православными, несоизмеримо больше, чем тех, кто, действительно, ими являются — кто постоянно ходит в храм, исповедуется и причащается.

Совет

Кто за ответом на  волнующие вопросы, особенно касающиеся религиозных традиций,  обращается к служителю церкви.

Далеко не каждый из неофитов когда-либо задумывался над тем, что за более чем тысячелетнюю историю русского Православия возникли правила, которых строго придерживались все верующие люди. Речь даже не о том, в какой именно угол нужно вешать иконы, хотя и это важно и имеет символический смысл. Речь именно об отношении к святыням, о понимании того, что это, вообще, такое — святыня.

Как известно, Бог поругаем не бывает. Господь все наши поступки, даже неблаговидные, обращает нам на пользу. Вот и фильм «Матильда», вызвавший такой широкий общественный резонанс, послужил, в итоге, нам во благо.

Потому что  заставил по-другому взглянуть на многие явления, казавшиеся ранее незначительными.

А самое главное, благодаря ему (именно благодаря!) мы можем, наконец, оглянувшись на десятилетия, прошедшие со времени возрождения массовой православной культуры, оценить то значение, которое имеют для нас сегодня религиозные ценности.

Начнем, пожалуй, с самого главного — с сакральных символов, к коим относятся храм, крест, иконы.

Изображение храма сегодня можно увидеть везде — на магнитах на холодильник, на конфетных обертках, на рекламных проспектах, на коврах, даже на полотенцах. Это не вызывает ни у кого отрицательных эмоций, потому что считается вполне естественным.

Храм из сакрального религиозного символа постепенно сделался для нас просто символом всего русского. На фотографиях или картинах  современных художников  сельские и урбанистические пейзажи частенько оживляют золотые маковки церквей.

Причем изображенные таким образом храмы уже не воспринимаются как Дом Божий. Это всего лишь красивое архитектурное сооружение, как, например, часовня Святителя Николая у нас в Новосибирске, являющаяся одним из символов города.

Обратите внимание

Почему-то массовое тиражирование изображения часовни не вызывает у новосибирцев и гостей столицы Сибири большого желания непременно зайти в нее и помолиться святителю и чудотворцу Николаю — небесному покровителю бывшего Новониколаевска. Ну есть она и есть, и Бог с ней, как говорится.

Ее узнаваемый образ для многих стал просто кичевым элементом массовой культуры, не более того. Такое отношение нередко встречается и к другим, широко известным по открыткам и сувенирам соборам и храмам России.

Но, может, хотя бы крест Христов и иконы еще не потеряли своего первоначального сакрального значения? Может, перед ними люди еще испытывают священный трепет? Да, когда эти символы христианства мы видим в тех местах, где им и положено быть — в храме Божием или в красном углу в квартире. Но сегодня их можно встретить не только там.

…Рядом с нашим троллейбусом на светофоре резко затормозила серебристая «тойота». От толчка перед лобовым стеклом закачалось висящее на шнурке массивное распятие.

Наверное, водитель верит, что оно хранит его в пути, да, скорее всего, так оно и есть, вот только… Почему-то сжалось сердце при виде мерно раскачивающегося на Кресте Спасителя.

Что-то внутри восставало против этого — чего? — не кощунства, конечно же, у водителя, подвесившего крест над приборной доской, скорее всего, и мысли не было кощунствовать. Но чего-то такого, что не укладывается в понятие благоговейного отношения к святыне.

На месте распятия мог бы висеть и какой-нибудь амулет, и плюшевая собачка, и специальный автомобильный ароматизатор воздуха — да все, что угодно. И они смотрелись бы здесь гораздо более естественно, чем этот, самый главный христианский символ — крест с Распятым на нем за людские грехи Богом.

Я люблю заниматься рукоделием, поэтому, естественно, захожу в соответствующие магазины — как обычные, так и виртуальные. Особое мое внимание — к вышивке.

Сколько же там принтов с изображениями икон Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца! От самых разных производителей, начиная с известнейшего Софрино и заканчивая каким-нибудь никому не ведомым ООО «Чего-то там рукодельное».

Важно

При этом зачастую мастерицам предлагается вышить не только облачение священных образов, но и их лики.

На сайтах и в группах, посвященных вышивке, мне неоднократно встречались результаты этого: перекошенные изображения, отражающие весь небольшой опыт рукодельниц в вышивании человеческих лиц, уж не говорю — святых ликов. Я как-то не выдержала и поинтересовалась у очередной вышивальщицы, а брала ли она благословение у батюшки на изготовление иконы? Оказывается, ей это даже в голову не приходило, ведь «бог в душе», да и вообще, «ну и что, что это святые?»…

Обмирщвление… Подспудный, разрушительный процесс по уничтожению самого понятия святыня. Грубое, бесцеремонное принижение Небесного, вечного, — до уровня земного, тленного.  Непостижимого — до понятного всем и каждому. Возвышающего ум и душу — до примитивно-пошлого плотского…

Не стоит думать, что «Матильда» — это первый опыт в насильственном лишении образов православных святых их духовной составляющей.

До нее были «безобидные» веселые мультфильмы  «Князь Владимир и Тугарин змей», «Алеша Попович», где их создатели максимально эффективно постарались разрушить в детском сознании восприятие равноапостольного великого князя Владимира именно как святого правителя, крестившего языческую Русь. А Алеши, сына поповского, — как былинного богатыря, сражающегося за православную землю Русскую. Да много еще что было.

Например, была постановка пьесы современного драматурга Вадима Леванова «Ксения Петербургская. История любви» — не та, что в «Александринке», на которую режиссер Валерий Фокин брал благословение в церкви, а другая, новосибирская. О ней режиссер театра «Старый дом» Тимур Насиров сказал: «это яркая, динамичная игровая пьеса… Несмотря на название, в ней нет религии, православия…».

В 2013 году на XXVI театральном фестивале «Парадиз» этот спектакль получил премию.  То, что в нем «нет православия», было расценено жюри как его достоинство — ведь зато в нем есть Любовь. На сайте http://tayga.

info/111725 3 марта 2013 года была размещена статья, посвященная премьере «Ксении…», в которой приведены слова режиссера: «Мы пытались как-то на себя примерить, через что нужно пройти, чтобы быть в мире с собой и с миром, то есть стать святым.

Совет

Потому что пьеса заканчивается, когда она стала святой, потому что нас не интересует Ксения как святая, нас интересует, как она дошла или, по крайней мере, по какой дороге пошла».

Рассуждение не только не воцерковленного, но даже и близко не православного человека о попытке таких же, как он, мирских артистов  «примерить на себя» великий подвиг Ксении Петербургской в обретении ею святости, звучит, конечно, сильно.

Особенно, если учесть, что сам спектакль «яркий и игровой», да к тому же, по ходу пьесы не раз со сцены раздается ненормативная лексика.

Где уж тут думать о духовности, о Божией благодати, преобразующей душу рабы Его блаженной Ксении…

А вскоре, тоже в Новосибирске, состоялась премьера оперы Вагнера «Тангейзер», поставленная молодым «продвинутым» режиссером Тимофеем Кулябиным. Громкий скандал, разгоревшийся по этому поводу, «прославил» наш город даже за границей. Нет нужды снова описывать, в чем он заключался.

Можно лишь процитировать фразу из соответствующего «Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела», где сказано, что 20 и 22 декабря 2014 года на сцене ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета» этим показом «было выражено явное неуважение к обществу и оскорбление религиозных чувств верующих». Режиссер, как водится, не понял, в чем именно заключалось проявление этого неуважения. Ведь объяснить мирскому человеку, что такое святыня, тем более, Кем является для христианина Образ Спасителя, невозможно. Это все равно что космонавту попытаться объяснить малому ребенку, что такое космос.

Не хочется пророчествовать, но что-то мне подсказывает, что «Матильда» на каком-нибудь из ближайших кинофестивалей может получить премию — «за режиссуру», или «игру актеров», неважно, за что именно, главное, ее должны отметить наградой. Как отметили нашу местную «Ксению…», как отметили «Тангейзера» — премией Национальной газеты «Музыкальное обозрение» в 2014-м и Независимой премией зрительских симпатий «Звезда театрала» в 2015-м годах.

Конечно, можно долго рассуждать о том, что все эти, заведомо антиправославные, проекты, — неспроста. Что ныне покойный Збигнев Бжезинский некогда прямо говорил о том,  что после разрушения СССР у США остался один враг — русское Православие.

Но что толку в этих разговорах, если везде — начиная с киосков, торгующих газетами, до магазинов канцтоваров, — на прилавках по соседству в лучшем случае с «Burda Moden», в худшем — с какими-нибудь «Откровениями ангелов» или «Звенящими кедрами», лежат жития святых или их небрежно отпечатанные где-нибудь в Китае иконы.

Обратите внимание

Если нередко святые образы (Евангелие в красках!) можно купить в виде тех же магнитов на холодильник.

Читайте также:  Церковь димитрия царевича "на крови", россия, город углич, кремль

 Если на полном серьезе начинающим рукоделам и рукодельницам предлагается, к примеру, смастерить крест или, на худой конец, ангела — в технике квиллинг, из бумажных полосок, либо из фоамирана. Либо вышить «Деву Марию с ангелочками». Либо наклеить на деревянную шкатулку декупажную карту с изображением Тайной Вечери.

Мы сами, в своих душах опустили Небо на землю. Сами, в своем сердце втоптали его в земную грязь. Сами перестали отличать высокое от низкого, заменив эти два противоположных понятия универсальной горизонтальной проекцией на все случаи жизни.

Сами, без подсказок агентов Госдепа отказались от благоговейного почитания святынь, забыв, что сакральные символы нашей веры в Господа Иисуса Христа не могут быть предметами ярмарочной торговли.

Не могут быть брелоками, поздравительными открытками, не могут быть «яркими декоративными элементами домашнего интерьера».

Это не значит, конечно, что надо все религиозные символы изъять из повседневной жизни, — к примеру, все изображения храмов. Нет, конечно, это требование звучало бы, как минимум, глупо.

Но при этом необходимо ясно дать понять тем, кто берется их тиражировать, что это — не только красивые архитектурные сооружения, символы российских городов, построенные в таком-то веке в таком-то стиле таким-то архитектором. Но что они, самое главное,  имеют религиозное значение.

Что там отправляются службы, туда ходят люди, чтобы помолиться или покаяться. Что это, в конце концов, не офис конкретной религиозной организации, но Дом Бога Живаго.

Важно

Необходимо вновь и вновь объяснять людям, что иконы существуют для того, чтобы перед ними молиться. Что для их создания мало научиться правильно держать в руке иголку и вышивать крестиком или гладью.

Что еще не так давно для изготовления икон надо было не просто брать благословение священника, но и подготавливать себя, свою душу многодневным постом и сердечной молитвой.

Да и вообще, скажите пожалуйста, зачем нужно продавать принты со святыми ликами в обычных магазинах, мирским людям? Если не ошибаюсь, раньше, до революции, в России было немало изображений с сюжетами на библейские темы, в том числе и для вышивания. Так почему бы сейчас не возродить ту давнюю традицию?

Возможно, я не права, но мне кажется, что для того, чтобы у деятелей светской культуры не было соблазна создавать что-либо, оскорбляющее чувства верующих, прежде всего мы сами, на своем, бытовом уровне не должны оскорблять религиозные святыни неблагоговейным к ним отношением.

Пенять другим на их неправоту проще, но, как сказал Господь, «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.

7, 3-5).  Добавить к сказанным Спасителем словам мне больше нечего.

Источник: Русская народная линия

Источник: http://www.odigitria.by/2017/11/01/obmirshhenie-otnosheniya-k-svyatynyam-tendenciya-poslednego-vremeni/

Вопросы священнику: Что делать с освященной едой, которая испортилась?

На вопросы читателей журнала ФОМА отвечает секретарь Епархиального Совета, руководитель Информационного отдела Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов.

«В Цветной Триоди при соответствующих молитвах указано «Вестно же буди: яко сицевый, мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение.

Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иереа предложенными молитвами в снедь благословено будет… … вне церкве, или в притворе, молитвою благословити…».

Речь идет о благословении, а не об освящении? Но благословляться, в том числе священником, может и любая иная трапеза (стол)? Что-же все остатки еды следует закапывать или выбрасывать в речку? И что делать с обертками, пакетиками и упаковками? Можно ли мыть посуду (и где — в речке?), на которой лежала творожная пасха? Или следует использовать только бумажные тарелки, которую потом сжигать? У меня нет приусадебного участка, за выбрасывание чего-то в реку в большом городе могут и оштрафовать, а в храме берут для сожжения только испортившиеся просфоры. Получается, что из благочестивых соображений мне не следует «освящать» куличи, пасхальные яйца и т.п.?»

Христос Воскресе!

Действительно, следует различать святыню, как то: артос, антидор, просфоры и пищу, которую в определенне праздники Церковь благословляет для вкушения — творожные пасхи, куличи и яйца на Пасху, начатки первый урожай или сбор) меда, овощей и фруктов.

Если к святыне наше отношение должно быть крайне благоговейным, так что ни одной крошки не должно быть утеряно, то к благословленной еде такое требование не столь категорично.

Да, недопустимо разбрасывать и потом попирать ногами то, что благословлено Церковью, но нет обязательного требования яичную скорлупу или огрызки яблок утилизировать, подобно заплесневевшим просфорам.

Однако тот факт, что какая-то традиция не является обязательной, еще не делает ее недопустимой в церковной практике Если кто-то не видит ничего страшного. чтобы выбросить яичную скорлупу благословленных яиц в мусоропровод, тогда почему ему так не поступать?

Совет

С другой стороны, если человек хочет отнестись с благоговением ко всему,что было принесено в храм, тогда ничто не мешает ему при очередной поездке за город (а это для жителя мегаполиса просто необходимо для здоровья) взять остатки благословленной еды и выбросить ее в реку или положить под куст. Без полиэтилена или другой упаковки эти остатки не принесут вреда природе. Не стоит осуждать ни один из вариантов, следуя совету апостола: «ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает» (Рим. 14:3).

Источник: http://kp-eparhya.blogspot.com/2015/04/blog-post_16.html

Что привезти из Дивеево в подарок: советы паломникам

При кажущейся простоте тема сувениров и подарков в паломнических поездках приобретает славу спорной. Действительно, если мы едем за духовным опытом, нужны ли материальные доказательства? Не будут ли они очередным суетным способом отвлечь внимание от главного? Давайте разбираться вместе.

Приобретение духовного опыта

Испокон веков главной целью всех паломничеств, в которые когда-либо отправлялись люди, было поклонение святыням и приобретение навыка молитвы. В былые времена такие путешествия растягивались на дни, недели и даже месяцы.

Сосредоточенность на цели, ежедневная молитва, и трудности пути давали человеку, рискнувшему отправится в паломничество , колоссальный опыт, который впоследствии всю жизнь паломника освещал. А принесенные из монастырей святыни трепетно оберегались и хранились как семейная реликвия.

Времена изменились, появление транспорта сократило расстояния, а современный мир предъявляет к человечеству иные требования.

И мы стоим на развилке, когда с одной стороны можно легко купить билет и доехать почти до любого места в кратчайшие сроки и с комфортом, с другой – отрешится полностью от суеты в месте назначения, порой бывает очень сложно.

А если еще и время пребывания ограничено, то уставший мозг лихорадочно начинает задавать вопросы: куда сходить? Что купить? Что увезти с собой?

Но сколько бы у вас не было времени помните, паломническая поездка отличается от экскурсионной самой целью. Если вы едите в монастырь, или на источник, вы, прежде всего, должны сосредоточиться на молитве, поклониться местным святыням, прочувствовать духовую радость. Мир и покой.

Дивеево поистине святая земля, Четвертый удел Богородицы. И поклонившись мощам святого преподобного Серафима Саровского, вы можете увезти с собой масло, освященное на его мощах.

Когда пройдете с молитвой Канавку, не забудьте взять домой немного землицы (землю с Канавки можно брать в определенном месте). На святых источниках налейте в бутылочку целебную водичку.

Возьмите сухарики, освященные в чугунке батюшки серафима.

Что купить в подарок?

Если вы хотите сделать подарок тем, кто давно старается вести серьезную духовную жизнь, от сувениров лучше воздержаться.

Выберите в подарок хорошую духовную книгу, икону или поделитесь святынями. Можно также подарить подсвечник для возжжения свечей на домашней молитве, ладан; четки для молитвы, сплетенные сестрами монастыря; женщинам – головной платок.

Если же вы не знаете, насколько человек серьезно относится к православной вере, или  у вас среди друзей существует традиция – привозить друг другу из поездок сувениры – то выбор ваш будет не прост.

Обратите внимание

В Серафимо-Дивеевском монастыре большой ассортимент сувенирной продукции. Но надо помнить, что в отличие от светских сувениров, отношение к вещам, где есть изображение икон, храма и креста должно быть особенным. Именно поэтому не утихают споры в среде православных.

Сувенир не икона, но изображение святых образов на нем ставит его как бы в особый ряд. Так из посуды, на которой есть образы святых или евангельские надписи нельзя есть. Но если кружку, можно использовать хотя бы для святой воды (исключительно для нее), то с сувенирными тарелками все сложнее: есть из них нельзя.

И все что остается, так это поставить такую тарелку на полочку на кухне или в гостиной.

То же самое можно сказать о вазочках, сувенирных монетах, значках и магнитах. Они могут быть украшением вашего дома и напоминать о поездке к святым местам, но их не всегда можно будет использовать как обычные сувениры. Даже выкинуть разбившуюся вещицу с изображением иконы или креста – нельзя. Ибо тогда будет грех поругания образа Божия.

Сломанные сувениры с церковной символикой и старые церковные календари с изображением икон, надо будет отдавать в церковь с просьбой позаботиться о достойном «уничтожении» пришедших в негодность вещей. В храмах есть особые печи, где сжигаются бумажные и деревянные обломки икон, старые календари и журналы.

Пепел после сжигания тоже хоронится по-особому.

Вспоминайте об этом каждый раз, когда у вас будет искушение приобрести красивую, но бесполезную вещицу из сувенирной продукции.

Камушки, с изображенным на них образом батюшки Серафима

Как ни странно, но традиция изображать на камушках образ молящегося на камне батюшки Серафима, или (но реже) икону Богородицы «Умиление», имеет под собой исторические корни.

В 1854 году ученик и почитатель преподобного Серафима Саровского Н.А.Мотовилов передал в дар императору Николаю I копию иконы Божией Матери «Умиление» и сколки камня, на котором молился святой Серафим Саровский. На сколках был изображен сам старец, молящийся на камне.

Важно

В Дивеевском монастыре также хранился один из осколков того знаменитого камня, и на нем тоже была маленькая живописная картина на эту же тему.

Неудивительно, что традиция возродилась в наши дни, и в частных сувенирных лавках вы можете встретить такие разрисованные камушки. Но надо помнить о двух вещах.

  •  Во-первых, ничего общего с тем знаменитым камнем продаваемые камушки не имеют. Тот валун, на котором батюшка Серафим подвизался 1000 дней и ночей в ночной молитве, имел после кончины старца целебную силу. За что и был расколот на множество сколков и растащен по всей России, как по монастырям, так и по простым семьям. И ничего от него не осталось. Так что то, что мы видим сегодня, всего лишь традиция.
  •  Во-вторых, как было уже описано выше, относиться к такому сувениру придется по-особому: к изображениям святых, написанных не на иконах, все равно приходится проявлять благоговение.  И лучше такой камушек хранить около иконок, рассматривая при воспоминаниях о поездке.
  • В–третьих, постарайтесь узнать, кто расписывал камушки. Есть люди, которые, несмотря на коммерческую составляющую от продажи расписанных камушек, относятся к этому делу с уважением. Камушки набирают в тех местах, где вода святых родников вливается в реку, а саму роспись начинают после предварительной молитвы.

В заключение хочется сказать, что если в паломнической поездке вы будете помнить о главном – о поклонении святым местам и молиться, то и ум ваш метаться не будет. И Божие вразумление придет неожиданно, и вы с легкостью приобретете те подарки и сувениры, которые необходимы именно вам.

Татьяна Страхова

Источник: http://mydiveevo.ru/chto-privezti-iz-diveevo-v-podarok-sovety-palomnikam/

Ссылка на основную публикацию