Святые первоверховные апостолы Петр и Павел: день памяти
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел – два столпа веры, два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор.
Когда чтят память святых первоверховных апостолов Петра и Павла?
12 июля Церковь празднует Память первоверховных апостолов Петра и Павла. Подошел к концу Петров пост, который готовил христиан к этому дню.
Зачастую в Церкви праздниками становятся события, которые в мирском понимании скорее трагичны, а не радостны (например, усекновение главы Иоанна Предтечи).
Вот и сегодня тот день, когда, по преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.
Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества.
Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20).
«Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).
История апостолов Петра и Павла
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.).
Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии.
Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2Пет.1:14-15).
С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться».
Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св.
апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть.
Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин.21:18-19).
Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 г. в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».
О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8).
Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят.
Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х.
Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.
Первые упоминания о празднике восходят к IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла.
Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла.
Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно».
Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной.
Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи.
Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви.
Иконы апостолов Петра и Павла
Читайте также
Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура
Статьи
Петров день — 12 июля
Святые апостолы Петр и Павел: 12 июля
Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью
Апостолы Петр и Павел: два непохожих апостола
Память апостолов Петра и Павла — что поется на службе
Знаете, какие у рыбаков руки?
Трудиться, как Петр и Павел
Петр, друг ли ты Мне? О людях практичных и не очень
Новые Петры и Павлы — это мы?
Как проходил бы спор Петра и Павла сегодня?
Что бы сказали апостолы, увидев сегодняшних православных?
Проповеди
Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя – проповедь митрополита Антония Сурожского
Петров день – проповедь протоиерея Димитрия Смирнова
«Прогнать тьму и озарить землю светом слова Божия» – проповедь схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в московском храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове 12 июля 2012 года
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова в день Апостолов Петра и Павла 12 июля 2012 года
Источник: https://www.pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervoverxovnyx-apostolov-petra-i-pavla-istoriya-ikony-propovedi-stati-video/
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке св. равноапостольным Константином Великим в Риме и Константинополе были воздвигнуты посвященные им храмы.
Апостол Петр
Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы(из колена Неффалимова) и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме.
Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда являл особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом. Господь назвал его Петром (Камень). Он первый исповедовал Учителя Христом, то есть Мессией.
Он вместе с Иоанном и Иаковом стал свидетелем самых поразительных проявлений Божественной природы Спасителя – при воскрешении дочери Иаира и Преображении на горе Фавор. Те же очевидцы Фаворской славы видели в Гефсиманском саду Его тоску – крайнее проявление Его человеческой природы.
Уступая слабости, апостолы заснули в то время, когда Учитель молился до кровавого пота. Но когда пришли слуги первосвященника и взяли Иисуса, Петр выхватил меч и одному из них отсек ухо. Он был искренне уверен, что никогда не откажется от Учителя.
Свое троекратное отречение апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушие и плакал горько.
После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Петр стал главой общины, состоявшей примерно из 120 человек. Они собирались в горнице и молились в ожидании сошествия Святого Духа. Петр предложил по жребию выбрать апостола вместо предателя Иуды, и тогда был избран Матфий.
Сразу после сошествия Святого Духа апостол Петр произнес сильную речь перед народом и обратил ко Христу 3000 душ. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев.
Духовная сила, исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15).
Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 г. по Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный.
Известно, что он проповедовал Евангелие иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство) по берегам Средиземного моря, в Антиохии, в Малой Азии, потом ― в Египте, где рукоположилМарка в первого епископа Александрийской церкви. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Потом он перешел в Греци
ю (Ахаию) и проповедовал в Коринфе. Побывав с проповедью в Испании, Карфагене, Египте, Риме, апостол Петр приехал в Британию.
Он прожил здесь долгое время, обратив многие народы к вере Христовой. В Британии святому Апостолу Петру было явление ангела, который сказал: «Петр! приблизилось время твоего отшествия из этой жизни.
Тебе должно идти в Рим, где, претерпевши крестную смерть, ты получишь достойное воздаяние от Христа Господа».
Он прибыл в Рим и поставил там епископом Климента. И многие в Риме благородные и знатные мужи и жены просвещались верою и святым крещением, что возбудило гнев императора Нерона.
Христиане просили апостола – ради пользы многих – удалиться из Рима. Апостол против воли отправился в путь.
Когда же он был у городских ворот, то увидел идущего ему навстречу в город Господа Иисуса Христа: – Куда идешь, Господи? – Иду в Рим, чтобы снова претерпеть распятие, – ответил ему Господь и стал невидим.
Апостол возвратился, был взят воинами и осужден на смерть. Святой Петр просил, чтобы его распяли вниз головой: по смирению он не хотел уподобляться Христу в образе распятия, желая под ноги Егопреклонить свою голову. Так 29 июня (12 июля) 67 г. по Р. Х.
завершил земной путь великий апостол Господень святой Петр.
Ученик его, святой Климент, испросив тело апостола, снял его со креста, спрятал и, созвав оставшихся верных и святителей, похоронил с честью; также предали честному погребению тела и пострадавших с ним Иродиона, Олимпа и прочих верных.
Апостол Павел
Святой Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Савл имел права римского гражданина.
В Тарсе он получил свое первое воспитание, потом учился в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости.
Здесь же молодой Савл изучил искусство делать палатки, что потом помогло ему сохранять материальную независимость, зарабатывая на пропитание собственным трудом. Молодой Савл проявил себя ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой.
Он приходился сродником святому первомученику Стефану и (вероятно вместе с ним) послан был родителями в Иерусалим для изучения Моисеева закона. Товарищем по учению и другом его был Варнава, ставший потом Апостолом Христовым.
А когда святой Стефан был побиваем камнями от иудеев, Савл не только не сожалел о родной ему крови, невинно проливаемой, но и одобрял убийство и сторожил одежды иудеев, поражавших Стефана. А затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» ― Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
И Савл узнал голос своего Бога, потому что сердце его было чистым, хотя разум заблуждался. Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел.
С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. Иудеи же решили убить его, но святой Павел был вовремя предупрежден и бежал из города, спустившись по стене в корзине. Затем он отправился в Аравию, к востоку от Иордана (см.: Гал. 1: 17), и провел там два года в отшельничестве, посте и молитве, приготовляясь к апостольским трудам.
Затем он снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами.
Из-за покушения эллинистов убитьего, он отправился в свой родной г. Тарс.
Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привез помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима ― по повелению Духа Святого ― Павел вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл именуется уже Павлом.
За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.
В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие.
Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии.
В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой.
Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна.
Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему).
Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.
В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом – при сменившем его проконсуле Фесте.
Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал.
В Риме апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам, Колоссянам, Ефесянам и к Филимону, а также к Евреям.
Апостол мог говорить: «Я умер для Закона, чтобы жить для Бога», и возвещать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 19, 20). Действительно, Господь многократно являлся ему в видениях и откровениях. Однажды апостол даже был восхищен до третьего неба и там слышал неизреченные слова, которые прежде него не слышал никто из людей (2. Кор. 12: 1–4).
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток.
Некоторое время он жил на острове Крит и рукоположил Тита в епископы Критской церкви. Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви. По-видимому, в это время он рукоположил Тимофея в епископы для Ефеса.
Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею.
Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании.
Обозревая свой путь, апостол пишет: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся?» (2Кор.11:23-29).
После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти.
Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу.
За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.
После девятимесячного заключения он, как римский гражданин, был усечен мечом недалеко от Рима в 67 году по Р. X., в 12 год царствования Нерона.
Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом.
Их память празднуется в один день. Св. Петр был погребен на Ватиканском холме, а св. Павел – близ Остийской дороги недалеко от Рима.
По преданию римской церкви, главы обоих апостолов хранятся в Латеранском соборе в Риме.
По материалам сайтов: «Православный календарь», pravoslavie.ru., pravmir.ru/ikonografiya-svyatyx-apostolov-petra-i-pavla-mozaiki-freski-ikony-skulptura/
Тропарь святым Апостолам Петру и Павлу, глас 4:
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость
Фрески и иконы свв. Петра и Павла
Андрей Рублев. Ап. Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва
Энкаустическая икона. Св. Ап. Петр. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция
Источник: http://rbvlg.ru/article/day-of-the-holy-apostles-peter-and-paul/
Православный праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля 2019 года
Это торжество отмечается 12 июля и знаменует окончание Петрова поста, который берет начало через одну неделю после Дня Пресвятой Троицы. Апостолов Петра и Павла начали почитать сразу после их мученической смерти за веру в Единого Бога.
Первый прославился твердостью характера и воли, а второй — великим умом, направленным в русло религиозности. Церковь видит в учениках Христа божественное предназначение: Петр сперва отвергал Господа, но покаялся, а Павел сопротивлялся христианской проповеди, но после уверовал в Троицу.
История празднования
Церковный календарь создан таким образом, чтобы православный верующий смог узреть преображение человеческой души, которая одолевает индивидуальные страсти. К тому же торжества демонстрируют, что людской род обязательно спасется от власти демонических сил.
- Легенда гласит, что эти два апостола, проповедующие христианское учение, приняли мученическую смерть в один день — 29 июня (ст. ст.). Казнь Петра предшествовала убиению Павла, о чем сообщает в своих книгах Блаженный Августин.
- Празднование часто связывают с событием перенесения мощей этих апостолов в Рим в 258 г. Вскоре содержание торжества стало утрачиваться и 29 июня (ст. ст.) начали рассматривать как день общего мученичества святых учеников Христа.
- В 324 г. в Риме и Константинополе воздвигли храмы, освященные в честь Петра и Павла. С этого момента праздник приобрел особенный религиозный статус и стал считаться великим торжеством. Священнослужители проводили божественные Литургии и напоминали прихожанам о подвиге апостолов во имя христианства.
- Этот церковный праздник прижился на Руси сразу после её Крещения. Первая икона с ликами святых учеников Христа была завезена в страну великим князем Владимиром. Позже образ подарили Софийскому собору в Новгороде.Апостолы Петр и Павел
Апостолы представляют два полюса церковной деятельности, они исповедуют истинное знание не только на территории Израиля, но и всей земли. Думая о святых, каждый представляет их величие, духовное геройство. Верующие вдохновляются подвигами, но думают, что до них очень далеко.
Однако стоит помнить: Петр и Павел — люди со своими слабостями, и когда-то совершали ошибки. Они проявили человеческую хрупкость, о чем повествует Священное Писание, но смогли переосмыслить мировоззрение и вступить на путь бескорыстного служения Всевышнему. Православный человек должен помнить: сила Божья совершается в немощи, но через отказ от нечестивого поклонения богатству и страстям.
На заметку! Последние дни своей жизни ученики Христа провели вместе в темнице, где сумели крестить тюремных стражей.
Сегодня на месте заключения построена святая капелла, потому что здесь чудесным образом забил источник с целебной водой, когда ученики Христа были в заключении.
На казнь святых проповедников повели вдвоем, но их пути разошлись на Остийской дороге. Петр принял смерть на Ватиканском холме, а Павел — в Риме, на Сальвийских водах.
Церковные обряды и смысл праздника
В православии торжество причислено к разряду великих и приравнено к двунадесятым (посвященным событиям из жизни Христа и Богородицы), ему предшествует Петров пост. Стихеры для богослужений писали в VII-VIII веках, их авторами были: патриарх Константинополя Герман, святитель Иоанн Дамаский, преподобный Козьма Маюмский и другие гимнографы.
12 июля Православная церковь отмечает День святых апостолов Петра и Павла
Многие верующие стремятся 12 июля посетить соборы и поучаствовать в божественных служениях, они исповедуются, причащаются и поют акафисты. Священники, проводящие ритуалы, облачаются в одежды белых или желтых оттенков.
- Часть молитвенных песнопений обращена одновременно к двум апостолам. Здесь прославляется Всемогущество Бога, который одарил Петра твердостью нрава, а Павла — великим разумом, обоих же — умением истинно проповедовать и отгонять ложь безбожия. Церковь называет апостолов своими учителями.
- В стихире к Петру поется о том, что Христос исправил его троекратное отречение от Бога. Апостол утвердился во Всеведении Отца и признался Ему в великой любви. Мессия же повелел Петру стать пастырем христианского народа и просить Бога о помиловании грешников.
- В стихире к Павлу прославляется его мужество и терпение ради Спасителя. Воспевающие верующие просят святого молиться за всё человечество.
- В канун торжества читаются паремии, на утренях поются каноны, обращенные к святым ученикам Божьего Сына.
Церковь называет святителей первоверховными, потому что они более других потрудились в распространении знания о сошествии Мессии. Петр нес благую весть в землях иудейских, а Павел — среди язычников. К тому же православие утверждает, что глава только один, и это есть Христос, а апостолы являются только служителями.
В день памяти Петра и Павла мы вспоминаем их мученическую смерть и переход в истинную жизнь рядом с Творцом. Эти ученики являются настоящими светочами религии, благодаря им христианство разошлось по всей земле.
В крещеной Руси строили храмы в честь апостолов. Самый древний, построенный князьями и освященный епископом Симеоном, располагается в Смоленске. Церковь выполнена в традициях Византии и Киева. Несколько церквей располагаются в Великом Новгороде, Кожевниках, на Славне, Брянске и Пскове.
На заметку! День почитания не является частью Петрова поста, но степень строгости в еде на 12 июля только послабляется. Церковь предписывает отказаться в постный период от употребления мяса и молочной продукции, а также рыбы — в среду и пятницу. Вино разрешено только в субботний день и воскресенье. В зависимости от даты торжества Пасхи Петров пост может идти от 8 до 42 суток.
Народные традиции
12 июля почитается как день рыбаков, потому что к этому ремеслу был причастен Петр. Эта дата открывает летнюю рыболовную пору и заканчивает весеннюю. В храме ставятся свечи на хороший улов, который прокормит население.
- 12 июля считали началом покоса травы и верили, что апостолы сохранять засеянные хлебом площади от стихий и паразитов.
- Деревенская молодёжь накануне торжества отправлялась в поля, чтобы провести здесь ночь и встретить рассвет. Предполагали, что в этот день солнце светит особенными переливами и невероятно веселит взоры.
- В некоторых селениях традиционно умывались «петровой» водицей и пили хмельные напитки. Устраивались хороводы, гуляния и танцы.
- Крестьяне очень строго соблюдали Петров пост. Перед торжеством же готовили праздничные блюда.
Иконография апостолов
Традиция изображать этих святителей на Русь пришла из Византии. Отечественные мастера соблюдали методику, но добавляли в искусство новые элементы.
- В ранней иконографии апостолы изображались вместе и фронтально, лицами друг к другу. Это символизировало создание Церкви Нового Завета. Первые изображения обыкновенно связывали с темой утверждения христианского учения на земле.Апостолы Петр и Павел
- На иконе Петр простирал правую руку в молитвенном жесте, а в левой деснице он держал свиток. В руках Павла верующие наблюдают книгу — традиционный атрибут мудреца, это напоминает нам о его 14 святых посланиях.
- Фигуры христовых учеников выглядят стройными, но вызывают чувство монументальной устойчивости перед человеческими страстями. Силуэты (за счет плащей) расширяются книзу, а их положение рассредоточено по вертикали в середине полотна. Ноги их практически касаются ковчега, а нимбы дотрагиваются верхнего края иконы. На одном уровне с их головами располагается небесный полукруг с ликом Спасителя, что символизирует непомерную близость учеников к Богу.
Краткое житие апостолов
До встречи со Спасителем апостол Петр носил имя Симон. Он был бедным и необразованным рыбаком, у него была жена и дети, на пропитание семьи этот человек зарабатывал ежедневным тяжелым трудом.
В душе Петра жило семя пламенной веры в Творца и страх перед деяниями Господа. Поэтому бывший рыбак бросил прежнюю жизнь и, по первому слову Спасителя, отправился за ним ради человеческого исцеления.
До того как Иисус встретил апостола Павла, тот носил имя Савл и происходил из богатого рода. Он имел римское гражданство, обучался у знаменитого и уважаемого Гамалила, а также являлся фарисеем — исполнителем иудейского закона.
Савл получил великолепное образование и был прекрасно ознакомлен с культурой античности. Он обладал властью преследовать христиан и предавать их на казнь. Однако всё это он совершал из-за пламенной любви к Всевышнему, поэтому он с легкостью присоединился к Христу и стал проповедовать истинное знание.
Петр и Павел с божественным рвением несли благую весть о сошествии Мессии. Народ почитал их с неимоверной силой, наравне с Христом.
Вскоре Петра заключили в темницу, а иудеи избили его камнями, но святой ученик Иисуса радовался, что претерпел страдания ради Спасителя.
Император Нерон приказал казнить апостола на кресте, после того как последний обратил в христианство двух его жен.
Павел неустанно проповедовал Евангелие и написал 14 посланий, которые подтверждают Вселенский авторитет христианской Церкви. Он обращал людей к истинному знанию с помощью мудрости и красноречия, чем вызвал ненависть иудеев, желавших его кончины. Апостол творил чудеса исцеления и воскрешения, но был приговорен к смерти через отрубание головы.
Важно! День памяти апостолов Петра и Павла является чрезвычайно почитаемым торжеством.
Верующие вспоминают твердость духа первого и божественную мудрость второго. Покинув тела в один день, они пострадали за веру в Своего Учителя. Подвиг святых призван вселить мужество в сердца обыкновенных мирян.
Видео о святых первоверховных апостолах Петр и Павел
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-svyatyh-apostolov-petra-i-pavla.html
12 июля – день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов.
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел
Святой апостол Петр — старший брат апостола Андрея Первозванного— до своей апостольской деятельности был рыбаком, имел жену и двоих детей и назывался Симоном. Он был простым, некнижным, бедным и богобоязненным, как говорит о нем святитель Иоанн Златоуст.
«Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит «камень» (Петр)»,— так сказал Господь, когда Андрей привел к Нему своего брата Петра (Ин. 1,42). И хотя Петр сразу возгорелся пылкой любовью к Господу, Спаситель не тотчас призвал его на апостольское служение, но когда окрепли в нем вера и решимость.
Вскоре Господь Сам посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки (Мк. 1,29— 31). Из трех избранных Своих учеников Господь удостоил святого Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе (Мф. 17, 1—9; Лк. 9, 28—36), Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Лк.
8, 41 — 56), Своего Божественного молитвенного бдения в Гефсиманском саду (Мф. 26, 37—41). Апостол Петр был настолько горячо предан Господу Иисусу Христу в своем служении, что Господь чаще, чем другим, попускал ему обнаруживать свои человеческие немощи, назидая этим и других учеников, забывающих слова: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5).
Так, например, святой Петр был единственным из учеников, который, узнав Господа Иисуса Христа, шедшего по морю, пошел навстречу Ему по воде, но, вдруг усомнившись в Божественной помощи своего Учителя, стал тонуть, однако был спасен Господом, упрекнувшим его в маловерии (Мф. 14, 28—31).
Святой апостол Петр был и тем единственным из учеников, кто на вопрос Господа, за кого они почитают Его, ответил сразу: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Апостол Петр был единственным из защищавших Господа от пришедших предать Учителя на страдание и смерть. Он был и единственным учеником, при искушении трижды отрекшимся от Христа.
Однако Господь, приняв слезное покаяние Своего ученика, удостоил его первым из апостолов лицезреть Себя Воскресшего (Лк. 24, 34). Троекратное свое отречение святой Петр окончательно изгладил своим троекратным исповеданием любви к Спасителю (Ин. 21, 15 —17). Господь Иисус Христос восстановил его в апостольском достоинстве, доверив пасти Своих словесных овец.
По сошествии Святого Духа на апостолов, Который вдохнул в них Божественную силу свято жить и проповедовать, действовать и управлять в Церкви, любовь апостола Петра к Господу возвысилась настолько, что не замедлила проявиться в его горячем исповедничестве, в совершенных чудотворениях именем Христовым, в его радости претерпеть любые скорби, гонения и лишения, в его готовности принять крестную смерть за Учителя. Преследуемый синедрионом, апостол Петр безбоязненно, с великим дерзновением проповедовал Христа Воскресшего перед лицом тех, кто распял Его и запрещал о Нем проповедовать (Деян. 4, 13 — 20; 5, 27—32). Сила слова апостола Петра была столь могущественна, что краткая его проповедь обращала ко Христу тысячи людей (Деян. 2, 41; 4, 4). Его исповедание Христовой веры сопровождалось чудесными знамениями. По его слову обличаемые в преступлении испускали дух (Деян. 5, 5 —10), а мертвые воскресали (Деян. 9,40), хромые начинали ходить (Деян. 3, 1 — 8), расслабленные исцелялись (Деян. 9, 32 — 34), больные получали благодатную помощь даже от прикосновения к его тени (Деян. 5, 15).
Святой Петр был апостолом преимущественно для иудеев, хотя во время своих апостольских путешествий приводил к вере и язычников, за что и был гоним и подвергнут многократному тюремному заключению.
Во время своего третьего пребывания в темнице он был чудесным образом освобожден из нее Ангелом Господним, который отворил пред ним тюремные двери, снял оковы и провел мимо спавших охранников (Деян.
12, 7—10).
В своих апостольских путешествиях (церковные историки насчитывают их шесть), которые святой Петр совершал из Иерусалима, он благовествовал в Самарии и Иудее, Галилее и Кесарии, Сирии и Антиохии, Финикии и Каппадокии, Галатии и Понте, Вифинии и Трое, Вавилоне и Риме, Британии и Греции.
В Кесарии Палестинской святой Петр первым из учеников Христовых отверз двери веры язычникам, крестив римского сотника Корнилия и его близких (Деян. 10).
На всем протяжении своего проповеднического пути святой апостол Петр рукополагал в епископы и пресвитеры наиболее верных из своих учеников, поучал народ премудрости Божией, исцелял больных, изгонял нечистых духов из одержимых.
В Риме, последнем месте своего пребывания, апостол Петр святым благовествованием умножал число христиан и укреплял их в вере, поражал врагов и обличал обманщиков. По многим свидетельствам и преданиям, находясь в Риме, святой апостол изобличил Симона волхва, выдававшего себя за Христа, и обратил в веру Христову двух наложниц императора Нерона.
Известны два Соборных послания апостола Петра, относящихся соответственно к 63 и 67 годам.
Апостол увещевает новообращенных христиан не смущаться клеветами, угрозами и преследованиями, призывает ни в чем не отступать в угоду язычникам от чистоты христианской жизни; обличает лжепророков и лжеучителей, отменяющих все нравственные устои ввиду ложно понятой христианской свободы и отрицающих Божественную Сущность Спасителя.
В Риме апостол Петр был предвозвещен Самим Господом о скорой кончине (2 Петр. 1,14).
По повелению императора Нерона, жаждавшего отомстить апостолу за погибель своего друга Симона волхва и за обращение ко Христу любимых жен, святой апостол Петр в 67 году, предположительно 29 июня, был распят.
Перед мученической кончиной, считая себя недостойным принять такую же казнь, какой подвергся его любимый Учитель, апостол Петр просил мучителей распять его головой вниз, желая даже во время смерти преклонить свою голову Господу.
Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего, апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев.
Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам.
Он одобрил убиение архидиакона Стефана (134; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян.
26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1—2).
Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла.
Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь.
Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13—18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.
В Дамаске он три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития. В этом городе жил один из 70 учеников Христовых, святой апостол Анания (память 1 октября). Господь в видении открыл ему все случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение (Деян. 9, 10—12).
Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался, по выражению святителя Иоанна Златоуста, из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом.
Святой апостол Павел стал горячо проповедовать в синагогах Дамаска о том, что Христос есть воистину Сын Божий. Иудеи, знавшие его как гонителя христиан, теперь воспылали к нему гневом и ненавистью и решили его убить.
Однако христиане спасли апостола Павла: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15).
Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия.
Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Намфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях.
Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42—44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8).
Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян.
20, 9—12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2—4).
В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти.
«От иудеев,— пишет он,— пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской.
Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24—27).
Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян.
28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11 —18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19,13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян.
20, 37—38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).
По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть.
Другие источники указывают, что причиной казни апостола Павла послужил факт обращения им в христианство главного императорского виночерпия.
По некоторым данным, день смерти апостола Павла совпадает с днем смерти апостола Петра, по другим — она произошла ровно через год после распятия апостола Петра. Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе.
Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «…празднование им не может утаиться ни в одной части мира».
Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов… Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил.
Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев.
Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».
Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Молитвы
Тропарь первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 4
Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак первоверховным апостолам Петру и Павлу, глас 2
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.
Величание первоверховным апостолам Петру и Павлу
Велича́ем вас,/ апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле,/ весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия// и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.
Источник: https://pravlife.org/ru/content/12-iyulya-den-pamyati-slavnyh-i-vsehvalnyh-pervoverhovnyh-apostolov-petra-i-pavla
Апостолы Петр и Павел. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла :
В календаре Православной церкви нет таких дней, на которые не выпадала бы память того или иного святого.
Но церковные праздники предполагают свою иерархию значимости, и одни из них являются более важными, чем другие. В первую очередь это Пасха, двунадесятые и великие праздники.
В число последних входит и день 12 июля – Петра и Павла, первоверховных апостолов. О нем, а также о самих этих людях, мы и поговорим ниже.
День святых первоверховных апостолов
День Петра и Павла знаменует собой окончание первого из двойки многодневных постов, приходящихся на летние месяцы. Называется он в народе Петровским. Второй пост – Успенский, и он приходится на август. Но нам интересен сейчас именно первый, который предваряет празднование 12 июля.
Петра и Павла, чествуемых в этот день православной церковью, вспоминают все верующие. Это и неудивительно, ведь именно благодаря им, согласно официальной церковной истории, христианство является таким, какое оно есть.
И пост, который предшествует этому празднику, призван помочь достойно подготовиться к чествованию памяти двух столпов церкви.
Однако события, которые лежат в основе этого праздника, по человеческим меркам отнюдь не радостные, а очень даже трагические. А именно: это насильственная смерть, которую приняли Петр и Павел в столице Римской империи.
Однако, с точки зрения христианского вероучения, мученическая кончина ради Христовой истины является лучшей из возможных смертей.
Она гарантирует прощение грехов, поскольку является свидетельством веры и надежды, и вслед за такой несправедливой кончиной праведник наследует вечную жизнь и райское блаженство.
Поэтому в духовном преломлении смерть праведных людей в христианстве является событием хотя и скорбным, но одновременно и праздничным по самой своей сути. А переход в мир иной двух авторитетнейших людей во всей христианской церкви не мог не стать великим торжеством во всей церкви.
Дата праздника
На самом деле отмечается день этих апостолов 29 июня. Однако из-за тринадцатидневного отставания юлианского календаря по гражданскому григорианскому стилю день Петра и Павла приходится на 12 июля.
В католической церкви, кстати, которая придерживается в своей традиции григорианского стиля, чествование этих двух мужей приходится на положенное им 29 число месяца июня.
Если быть до конца честным, то так же обстоят дела и в большинстве православных автокефальных церквей, которые некоторое время назад синхронизировали церковный календарь и гражданский.
Русская православная церковь в этом смысле составляет исключение вместе с Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Польской церквями. Все они, а также монашеская республика Афон и ряд отдельных приходов и монастырей по всему миру продолжают выстраивать свою богослужебную жизнь и отмечать церковные праздники по юлианскому календарю.
Об апостолах Петре и Павле
Первоверховные апостолы Петр и Павел были личностями очень разными, совершенно непохожими друг на друга. Различия между ними касались и характера, и темперамента, и образа мыслей, и даже занимаемой церковной позиции, если считать новозаветное повествование достоверным историческим источником.
Согласно библейскому тексту, было время, когда два апостола были не в ладах друг с другом, и между ними наблюдалось некоторое напряжение, если не сказать ссоры. Конфликтовали между собой и их последователи, которые говорили о себе: «я Павлов» и «я Кифин». Тем не менее в славе своей они оказались едины.
Немало этому поспособствовал их авторитет в христианских кругах. Еще одна причина – это смерть, которую Петр и Павел встретили в один день, если, конечно, верить легендам, имеющим хождение в церкви. Согласно им, случилось это событие во время понтификата императора Нерона, где-то в 67 году после Рождества Христова.
Теперь стоит поговорить о каждом из этих людей подробнее.
Апостол Петр
Под маской человека, которого весь мир знает как апостола Петра, скрывается простой галилейский крестьянин по имени Симон.
Проживал Симон на берегу Тивериадского озера, называемого также Галилейским морем, и зарабатывал на жизнь тем, что занимался рыболовным промыслом вместе со своим братом, известным ныне как апостол Андрей Первозванный. Образования Симон никакого не имел, отличался горячностью нрава, импульсивностью и эмоциональностью.
В своих суждениях был несколько неуклюж, консервативен, воинственен и гибким умом не отличался. Но именно он, как повествует Евангелие, был избран Иисусом Христом, чтобы продолжать на земле дело своего учителя, когда того не станет.
Избрание Симона главой апостолов
Евангелие описывает, как это произошло. Началось все с того, что об Иисусе в народных массах стали ходить различные слухи, происходящие от попыток людей разобраться в том, кто же он такой. Некоторые считали, что он новый пророк. Другие говорили, что просто мошенник.
Третьи доходили до того, что утверждали даже, что под Иисусом скрывается пророк Илия, который много веков назад был взят, согласно библейским сказаниям, на небо живым, то есть вместе с телом. И вот сам Иисус решил поинтересоваться у своих учеников, что думают на этот счет они.
Апостолы же, отвечая, лишь пересказывали, что думают другие люди. И только ревностный и горячий Петр от лица всех апостолов заявил своему учителю, что исповедует его Христом, сыном Живого Бога. В ответ на это Христос обещал, что Симон станет тем камнем, на котором будет созиждена христианская церковь.
И еще, что в руки Симона будут даны ключи от рая и от ада, а также власть прощать и оставлять грехи и творить суд. Тогда же Симон, кстати говоря, и стал Петром, потому что «Петр» по-гречески означает «камень». И до того дня это слово не использовалось как имя собственное.
Ввиду всего этого сей апостол стал именоваться в церковной традиции первоверховным. И именно поэтому икона Петра и Павла изображает Петра с ключами в руках. После смерти Христа Симон возглавил церковь и совет апостолов. Но тут на его роль и степень власти католики и православные смотрят по-разному.
Если католическая церковь считает этого апостола и его преемников на престоле (Римских Пап) реальными наместниками Христа на земле, то в православной традиции первоверховному апостолу отводится роль первого среди равных, а верховная власть присваивается Вселенскому собору.
Апостол Павел
Теперь поговорим о человеке, известном в истории как апостол Павел. Как и все остальные апостолы Иисуса, он был израильтянином. Еврейское его имя – Савл. Родился Савл в киликийском городе под названием Тарс и с детства имел статус римского гражданина. Семья его была состоятельной, знатной, принадлежавшей к аристократическому роду.
Исповедание их было фарисейским, то есть максимально строгим и требовательным в иудейской религии. Религиозный закон Савл знал отлично, потому что, согласно его же собственным признаниям в письмах, он обучался у авторитетного мудреца того времени по имени Гамалиил. Вместе с религиозным воспитанием он получил и очень неплохое светское образование.
Все это обеспечило ему хорошую карьеру и вес при дворе иерусалимского первосвященника. Пользуясь своим влиянием, он развязал настоящую охоту на христиан, повсюду разыскивая их и отправляя в тюрьму.
Со временем он распространил свое влияние и за пределами Иудеи и, заручившись всеми необходимыми документами и разрешениями со стороны верховного иудейского судилища – синедриона, отправился на поиски верующих во Христа в Дамаск.
Обращение Павла
По пути в Дамаск, как сам он пишет, Савл пережил чудесное обращение.
Внезапно его и всех его спутников осиял сверхъестественный свет с неба, и божественный голос вопросил его: «Савл, почему ты преследуешь меня?» Смущенный и напуганный, он только лишь спросил: «Кто ты, господин?» И голос ответствовал: «Я – Иисус, которого ты преследуешь».
Далее ему было велено отправляться в дом одного из христиан, после чего принять крещение. С этого момента и до той минуты, когда его окрестили, Савл был слеп. После крещения он проявил себя как ревностный проповедник учения Иисуса и его стали называть греческим именем Павел.
Первоначально христиане боялись принять Павла в свои ряды, так как, зная о его репутации, думали, что его обращение – это только лишь хитрая уловка. И только в Иерусалиме Петр с другими апостолами ввели его в христианское собрание и приняли как своего.
Всю дальнейшую жизнь он посвятил себя апостольским, проповедническим трудам. Трудился он так ревностно, так самоотверженно, что, в конце концов, стяжал себе, как и наместник Христа – Петр, звание первоверховного апостола. И это несмотря на то, что при жизни Иисуса он его не знал, не видел и не входил в перечень двенадцати ближайших учеников.
Святые Петр и Павел: история праздника
Проповедуя по миру христианское учение, эти два апостола редко пересекались в одном месте. Некоторые исследователи даже полагают, что со временем апостолы Петр и Павел настолько разошлись в своих взглядах, что не признавали законности авторитета и легитимности церковных общин друг друга.
Другие не столь категоричны и радикальны в своих оценках, тем не менее разность этих двух людей очевидна. Но нас больше всего сейчас волнует то, что их объединяет. Известно, что их совместная память праздновалась уже в IV веке, о чем сообщают некоторые древнецерковные календари. А вот что было до того, нам, к сожалению, ничего не известно.
Существующее же предание излагает ход событий так, как описано ниже.
Смерть Петра
Апостол Петр прибыл в Рим где-то около 67 года и стал там заниматься обращением местных иудеев и язычников в христианство. Поднявшаяся волна сопротивления привела в конце концов к тому, что император Нерон решил казнить апостола. Приказ властителя был приведен в исполнение 29 июня.
По распространенному преданию, в этот же день был убит и апостол Павел. О том, залогом какого торжества станут две эти казни, жестокий тиран вряд ли имел представление. Однако казнили их не в одном месте и различными способами.
Дело в том, что, несмотря на свой огромный авторитет в тогда еще маргинальном течении, известном как христианство, Петр перед лицом закона был обычным еврейским крестьянином. Поэтому его и казнили, как преступника из простолюдинов, то есть через распятие на кресте.
Правда, нужно сказать, что распяли его по собственному желанию не как обычно, а вниз головой. Этим он хотел подчеркнуть, что не достоин умереть, как Иисус Христос, потому что, когда того судили во дворе первосвященника, Петр трижды отрекся от него.
Смерть Павла
Что касается Павла, то он был римским гражданином, а потому по закону его могли казнить единственным способом, быстрым и безболезненным – обезглавливанием. Павел принял смерть от меча в Риме, но вот когда он туда попал и сколько там пробыл, ничего неизвестно.
Предание только сохранило упоминание о местечке на Остийской дороге, в котором святые Петр и Павел в последний раз встретились и простились в день своей смерти. Возможно, в этом действительно есть какая-то доля исторической истины.
Как бы там ни было, сегодня на этом месте располагается храм Петра и Павла, призванный напомнить о их трагической судьбе.
Разоблачение легенды
Несмотря на всю красоту вышеизложенной легенды, мы должны констатировать, что она в значительной своей части выдумана народом. Петр и Павел умерли в разные дни, а отмечание их якобы общей кончины 29 июня (12 июля) связано с совсем другим событием.
А именно с тем, что в означенный день в 258 году состоялось торжественное перенесение останков этих апостолов. В церковной жизни такие события также являются торжественными и затем входят в календарь как праздники.
Но в данном случае самостоятельную ценность праздника перенесения мощей затмила легенда об их якобы общей смерти, и со временем в сознании народных масс утвердилось убеждение, что 29 июня празднуется именно мученическая кончина, которую приняли апостолы Петр и Павел в Риме.
И в память об этом практически в каждом христианском городе имеется храм Петра и Павла. Россия в этом смысле не является исключением. Ниже мы перечислим наиболее знаменитые Петропавловские церкви в России.
Храмы Петра и Павла в России
Во-первых, необходимо вспомнить собор Петра и Павла, расположенный в Петергофе. Это огромный, очень красивый храм, построенный в 1894-1905 годах. Также заслуживает упоминания Петропавловская церковь в Казани, которая начинает свою историю с деревянной церквушки, возведенной в 1565 году.
Перестройка в камне была проведена при непосредственном участии императора Петра Великого в 1720-х годах. Последний из храмов, которые мы отметим, это собор Петра и Павла в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Здание это также связано с градостроительной компанией упомянутого императора, однако достроено было уже после его смерти.
Почитание апостолов
В церковной среде широко почитаются личности этих двух апостолов. За исключением протестантов, их чтят и католики, и православные. Петр и Павел представляют собой олицетворение подвига проповедничества и мученичества одновременно.
И их авторитет выше любого другого святого, за исключением разве что Богоматери. Идеи первоверховной апостольской власти нашли свое выражение в церковном богослужении. Кроме того, их ярко описывает акафист Петру и Павлу. Последний, правда, не является частью официального храмового культа.
Но акафист Петру и Павлу часто верующие читаю по домам, а особенно 12 июля.
Источник: https://www.syl.ru/article/206262/new_apostolyi-petr-i-pavel-den-svyatyih-pervoverhovnyih-apostolov-petra-i-pavla