Евхаристия (причащение)

Таинство Евхаристии (Причастия)

Таинство Евхаристии.

 Установление таинства Евхаристии. Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф.

26, 26-28),«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»(Лк. 22, 19-20).

В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном, которые были произнесены в капернаумской синагоге (Ин. 6, 51, 53-56).

Евхаристия как таинство. Евхаристия есть таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную. Веществом таинства являются хлеб и вино.

С VI века, со времени Юстиниана I Великого, добавляется также некоторое количество теплой воды. Чинопоследование таинства Евхаристии — вся Литургия, которая является единым и неразделимым священнодействием.

Обратите внимание

В самой Литургии особое место занимает Евхаристический канон, а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза — призывание Духа Святого на Церковь, т. е. на евхаристическое собрание и на предложенные Дары.

Эпиклезу нельзя вырывать из всего чинопоследования, и она с точки зрения православного учения о таинствах не является тайносовершительной формулой в ее латинском понимании.

Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Прежде чем говорить о том, как святые отцы понимали Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии, рассмотрим, как понимается Преложение в католицизме и протестантизме. Католики для обозначения того изменения, которое происходит со Св.

Дарами в таинстве Евхаристии, используют термин «пресуществление» (латинское «transsubstantiatio», буквально — «изменение по сущности»). В принципе это слово не содержит в себе ничего криминального, оно, например, используется в Послании Восточных Патриархов о Православной вере.

В актах Тридентского собора говорится: «Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина — в сущность Его Крови». При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными, но лишь по видимости; они сохраняются только как внешние случайные признаки (акциденции).

Следствием такого учения является вполне естественное желание дематериализовать сами евхаристические Дары, поэтому на Западе вместо обычного квасного хлеба используются хлебы пресные, так называемые «хостии», или «облатки». «Хостия» — латинское слово, буквально обозначающее «жертвенное животное».

Католики-миряне обычно причащаются под одним видом, поскольку использование квасного хлеба и допущение к чаше мирян опасно для концепции транссубстанциации, ибо совершенно очевидно, что и хлеб, и вино в таинстве Евхаристии сохраняют свои существенные свойства, а не только случайные и видимые признаки.

 Протестантизм отверг учение о пресуществлении, и протестанты рассматривают хлеб и вино только как символ, образ и залог духовного причастия. Христос присутствует в Евхаристии не Своей телесной сущностью, пребывающей на небесах, но лишь животворящей силой, которая преподается тем, кто приступает к причастию с верой.

Впрочем, некоторые ранние протестанты, например Лютер, настаивали на реальности присутствия Тела Христова в Евхаристии. Для свв. отцов, для Предания Восточной Церкви подобного рода рассудочные схемы совершенно чужды. Свв. отцы никогда не стремились величайшее таинство выразить посредством схоластических дефиниций. У свв. отцов мы встречаем различные евхаристические концепции.

Важно

Некоторые отцы Церкви учили о преложении, — как усвоении евхаристического хлеба и вина человечеством Слова, как их восприятии в Ипостась Бога Слова. Такое учение мы встречаем у свщмч. Иринея Лионского, у свт. Григория Нисского, у св. Иоанна Дамаскина, у прп. Максима Исповедника. Выразить эту тайну святые отцы попытались посредством образов.

Так, у многих отцов встречается образ раскаленного меча или сабли: когда железо нагревается, то оно становится единым с огнем таким образом, что можно жечь железом и резать огнем. Однако при этом ни огонь ни железо не теряют своих существенных свойств. Другие Отцы учили о преложении как о новом Боговоплощении, например блж. Феодорит Киррский.

Эти евхаристические концепции воспроизводятся современными православными авторами. Так, Х. Яннарас пишет: «В церковной Евхаристии происходит то же, что и при сошествии Святого Духа на Богородицу — тварь становится сопричастной нетварному, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. То есть евхаристические дары восприемлются в единство Ипостаси, нераздельно и неслиянно соединяются с Божеством Христа и с Его человечеством». Многие из древних отцов Церкви даже подчеркивают, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют свои природные качества.

По крайней мере до Х века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил о иллюзорности евхаристических видов. Впервые мысль о транссубстанциации возникает на Западе не ранее XI столетия. Отсутствие таких идей у свв. отцов эпохи Вселенских Соборов можно доказать следующим образом.

Если бы существовало мнение, что евхаристические Дары теряют свои существенные свойства вследствие преложения, то это было бы удобнейшим аргументом против православных в руках монофизитов. Однако ни один монофизитский автор никогда таким аргументом не воспользовался. Идея транссубстанциации была для монофизитов такой же чуждой, как и для православных.

В отличие от западных схоластов, свв. отцы никогда не противопоставляли евхаристические Дары и прославленное человечество Господа Иисуса Христа как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновывать. Единство у отцов усматривается в причастности Св. Даров и человечества Спасителя единому способу существования, т. е.

единство здесь мыслится не на природном, а на ипостасном уровне. Св. Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию, в таинстве преображается не природа людей и вещей, а образ существования их природы.

У католиков вследствие учения о пресуществлении неизбежно деформируется само восприятие таинства Евхаристии, оно превращается в сверхъестественное, по существу магическое средство для присвоения индивидуумом сверхъестественного спасения.

Совет

Плоды евхаристического приобщения понимаются здесь как сверхъестественная добавка к природе человека, которой он оправдывается и спасается. О последствиях неправильного учения о таинстве Евхаристии и пресуществлении Св. Даров для всего строя жизни римского католицизма X.

Яннарас говорит следующим образом: «Евхаристия здесь не изменяет способа существования человека, не преображает его из индивидуального в церковно-тринитарный. Потому и Церковь не отождествляется с Евхаристией и Царством, но сводится к институциональной оправе для присвоения индивидуумом сверхъестественного пресуществления. Так римский католицизм вводит и поддерживает индивидуалистическую религиозность, а также отделение Церкви от мирян, сведение ее к чисто административной иерархии, что в корне противоречит апостольской истине и церковному опыту».

Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах.Господь Иисус Христос в евхаристических Дарах присутствует всем Своим существом, т. е. и телом, и душою человечества, и Божеством. Весь Христос присутствует в каждой части евхаристических Даров. В молитве на раздробление Св.

Агнца говорится: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый», — потому что разделение евхаристического хлеба и вина ни в коей мере не предполагает разделения Самого Христа. Причащаясь любой, даже самой малой частицы Св. Даров, человек принимает в себя всего Христа, соединяется с Ним.

Один и тот же Христос пребывает во всех храмах верных. По освящении и преложении Дары суть одно и то же с Телом, сущим на небесах. Евхаристический хлеб и вино становятся Телом и Кровью навсегда.

 Так как Христу подобает единое нераздельное Божеское поклонение, а Святые Дары находятся в отношении Божеского Лица Спасителя в таком же отношении, что и Его человечество, то Святым Дарам мы должны воздавать ту же честь, какой обязаны Самому Господу Иисусу Христу.

Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. Евхаристия – это не есть повторение Крестной Жертвы, а принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, «всегда ядомых и николиже иждиваемых».

Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну Жертву, но тем не менее, и различаются. В отличие от Голгофской Жертвы, Евхаристия есть Жертва бескровная и бесстрастная, т. к. Христос, «…воскреснув из мертвых, уже не умирает…» (Рим. 6, 9).

Евхаристия, будучи бескровной и бесстрастной, совершается в воспоминание страданий и смерти Христа. Совершителем Евхаристии является Сам Христос. Согласно литургической молитве, Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый.

Но, в отличие от жертвы Голгофской, Евхаристическую Жертву Господь приносит не непосредственно, а через священнослужителя. Существует богословская проблема, которая помогает лучше понять соотношение между Евхаристией и Голгофской Жертвой: это вопрос о месте жертвоприношения Иисуса Христа как Первосвященника Нового Завета.

Учение Церкви о Христе как о Первосвященнике и учение о Крестной Жертве основано главным образом на Евр. Согласно этому Посланию, Жертва Христова, как однократная, отличается от многократных жертв Ветхого Завета и состоит в принесении Его Крови. Исторически место приношения жертвы Христовой — это, несомненно, Голгофа, но в Евр.

Обратите внимание

8, 1-3; 9, 24 утверждается, что Христос принес Свою Жертву не на Голгофе, а в небесной скинии. По этому поводу интересные мысли содержатся в книге епископа Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение» (изд. Имкапресс, 1992 г., стр. 270). Еп. Кассиан пишет: «В каждом жертвоприношении надо различать две стороны — заклание и приношение.

Дело священника есть приношение, а не заклание (Лев. 1, 5). Иисус был заклан на Голгофе, но Свою кровь, как Священник, Он принес в небесной скинии. Приношение предполагает заклание. Учение ап. Павла к Евреям не упраздняет Голгофу, но первосвященническое служение Христа, на котором оно полагает ударение, относит не к Голгофе, а к небесной скинии.

Оба момента тесно связаны: смерть Христа на Кресте совершилась в определенной точке пространства и в определенный момент времени. Голгофа относится к истории, небесная скиния — вне времени и вне пространства. Только условно можно говорить о небесной скинии как о «месте» Христовой жертвы.

Но временное и вневременное дано в Послании к Евреям с нерасторжимым единством». Еп. Кассиан продолжает: «В нашем сослужении небесному Первосвященнику, сослужении не только чаемом, но и данном, мы участвуем в Его жертвоприношении. Это соучастие и совершается в Евхаристии. Жертва Христова единая и неповторимая.

Но в Евхаристической трапезе Господь призвал нас к разделению Его страстей. Это — смысл установительных слов (Мф. 26, 26-28). Та же сопряженность, которая существует между смертью Христовой на Голгофе во времени и Его жертвой в небесной скинии вне времени, должна быть утверждаема между жертвоприношением на небе и многократным совершением Евхаристии на земных престолах. Речь идет не о повторении единой жертвы Христовой, а о множественном ее преломлении в жизни Церкви во времени» (там же, с. 272).

Евхаристия как Жертва. 1) Евхаристия есть Жертва благодарения, представляющая собой прославление и благодарение Бога за все великие дела Божии, в том числе Творение, Промышление о мире и человеке и Искупление.

2) Жертва умилостивительная. О самих Теле и Крови в молитве Евхаристического канона сказано как о Теле ломимом и Крови, изливаемой во оставление грехов. Евхаристическая Жертва всегда приносилась в память и оставление грехов как живущих, так и умерших христиан. Поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию, т. к. очищает от грехов.

3) Жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе — всех живых, усопших, святых. Эта сторона Евхаристической Жертвы наиболее полно раскрывается в чинопоследовании проскомидии.

4) Жертва просительная, т.к. она совершается «о всех и за вся» — о всех, требующих Божественной помощи.

Выводы литургического характера. а) Причащение Святых Христовых Тайн должно совершаться под двумя видами (Мф. 26, 27, 1 Кор 11, 27).

б) Причащение должно совершаться от единого хлеба (1 Кор 11, 23).

Важно

Должен быть единый Хлеб, который прелагается в Евхаристической Жертве, потом причащают от этого единого Хлеба, который предварительно раздробляется, так же как и Христос на Тайной Вечере, взяв один хлеб, преломил его и раздал Своим ученикам. У католиков и протестантов существует практика причащения от многих хлебов, когда заготавливается большое количество хостий и они все вместе предлагаются на престоле.

Читайте также:  Храм бессребреников космы и дамиана (благовещения) в шубине, россия, город москва

в) Евхаристия должна совершаться на квасном хлебе, поскольку все евангелисты говорят именно о квасном хлебе. В греческом языке очень четко различаются термины «άρτος», что означает хлеб квасной, и слово «άζιμον», что означает хлеб пресный, опреснок.

Все евангелисты и ап. Павел (1 Кор 11), говоря о Евхаристии, употребляют именно слово «άρτος». Древняя Церковь не знала причащения пресным хлебом, эта практика возникает на Западе достаточно поздно и закрепляется благодаря учению о пресуществлении.

Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости причащения сказано в Ин. (6, 53-54). Спасительные плоды или действия причащения суть:

— теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56).

— возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57).

— залог будущего воскресения и вечной жизни«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин. 6, 58). Но это справедливо только по отношению к тем, кто приступает к причащению достойно; недостойным причащение приносит большое осуждение (1 Кор. 11, 29).

Материал подготовлен на основе лекций Иерей Олег Давыденков. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ПСТБИ. М. 1997.

Источник: http://xn--80aaelcctm1cdig2dxhg.xn--p1ai/tainstvo-evxaristii-prichastiya/

Евхаристия

Церковные обряды сами по себе интересны. В них подчас скрыты действительные знания самосовершенствования человека на его пути к спасению. Вот почему меня и заинтересовало это явление. Возможно, за ним стоит нечто, что может помочь человеку на его духовном пути.

На чём это таинство основано, для чего оно необходимо, что в нём такого тайного? Сейчас мы становимся свидетелями и, порой, участниками интересных событий. Нам раскрываются глубинные, сокровенные знания.

И так ли уж важно уделять внимание чему-то ещё, кроме сказанного уже в такой полноте понимания духовного вопроса? Я не знаю. Главное, чтобы не во вред.

Есть такой обряд Евхаристия. В церковных таинствах он является одним из самых главных. Как церковь определяет это таинство? Все материалы взяты с тематических сайтов, зачастую дословно без какого-либо изменения.

Евхаристия (буквально “благодарение”) — величайшее христианское таинство, в котором хлеб и вино прилагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной.

Это таинство имеет название Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. А если учесть, что Грааль зачастую воспринимают как чашу, то здесь сознание вполне готово довершить работу «проникновения» в Святые истины.

Совет

Таинство святого Причащения установил Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. А как мне помнится, именно на Тайной вечере Христос передал Грааль, который и поныне связывают с чашей.

В церковном обряде Евхаристии осуществляется то, к чему призваны христиане — единению с Господом, Богообщению.  Евхаристия есть приобщение к любви Господней.

Само слово “Евхари́стия” происходит от греческого слова εὐ-χᾰριστία — благодарение, благодарность, признательность. Оно слилось образованием двух других греческих слов εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь, уважение.

Вопросы Святого причастия изложены в Евангелии от Матфея, Марка, Луки; в Первом послании апостола Павла Коринфянам. Поэтому ссылки на первоисточники делать по тексту не буду. Их довольно просто найти.

Вот таково значение церковного обряда Евхаристии, которая так трактуется самими христианами. Теперь хочется остановиться на самом таинстве, как оно происходит.

Таинство Евхаристии является, прежде всего, самой важной частью Божественной Литургии, когда происходит освящение Даров — хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Вино при этом разбавляется водой. Его не просто разбавляют водой, но водой освящённой.

И освящённая вода вместе с питием оказывает на человека своё воздействие. Но именно на его материальное тело.

Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) — принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне её. Словом, Причастие обозначается как принятие Святых Даров — то есть евхаристических Тела и Крови Христа.

Обратите внимание

Кроме того, Церковь предписывает верующим готовить себя к Таинству Святого Причащения особым образом, эта подготовка сама по себе интересна и важна. Здесь делается акцент на совершении домашних и церковных молитв, соблюдение поста и совершения покаяния.

Отдельно предписывается, как верующему вести себя, как следить за своим настроением.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами Души желать соединения с Ним.

Из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Евхаристия составляет основу главного церковного богослужения — Божественной Литургии. Евхаристией на Литургии знаменуются все церковные праздники. Опять же таки хочется отметить, что сама же Литургия подчас понимается как совместное употребление пищи.

При этом Богослужении происходит сначала освящение Святых Даров, а потом причащение верующих ими. Первая часть, а именно освящение хлеба и вина, понятна, об этом можно более подробно прочитать в соответствующих источниках. А вот Причащение само по себе интересно.

Здесь и совершается, по мнению христиан, Богоединение путём материального употребления в пищу хлеба и вина.

Несколько слов про хлеб и вино — эти природные дары Бога, которые Церковь в благодарном ответе возносит к Нему и вновь принимает уже в совершенно ином качестве — как Тело и Кровь Христа. Действительно, хлебу и вину в еврейской священной символике придавалось особое значение.

Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям:

Евангелии от Иоанна:

Важно

(Согласно церковным канонам виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие).

Словно сок наполняет виноградную лозу спелой влагой, так и кровь человека наполняет его жизнию. Как здесь не вспомнить Мировое дерево.

Предлагая нам эти Дары, Церковь одновременно задаёт вопрос: “Насколько ты готов свободно вознести благодарность Господу за данное тебе? Готов ли пользоваться тем, что послал тебе Господь и не просить большего, ибо дано тебе по нужде твоей?” Будь благодарен за посланное.

Так ведь и сказано в 10-ой заповеди: “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его; ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего”. Здесь важным есть то, что молящиеся не просят ничего у Господа, но искренне благодарят Его за посланное.

Церковь всегда учит благодарить Бога, ибо всё от него.

А теперь давайте представим себе Храм. Церковь наполнена прихожанами. Христиане стоят на Богослужении в особом молитвенном состоянии, раскрыты для Благодати Божественной. Все, без преувеличения, стремятся к единению с Господом.

И вот им предлагают вкусить Хлеб, который, по утверждению священников, есть Тело Христово, и испить Вина, которое есть Кровь Христова. Конечно, невозможно остаться в стороне и не принять участия в таком полезном для человека событии.

И всё бы прекрасно в этом обряде, если бы не одно но… Как можно, употребляя материальные хлеб и вино, телом своим материальным соединиться с Господом? Разве сможет человек материальный войти в Царство Господнее, просто съев хлеба и отпив вина? Ведь Господь наш есть дух (Евангелие от Матфея). Сможем ли мы, образно, стучась к нему своим материальным, Богообъединиться?

Да, можно сказать, что хлеб и вино освящены, в них сошёл Дух Святой. Факт наличия святой воды, освященной в Церкви, отрицать беспредельно глупо. Но мир материальный и Мир Духовный всё-таки разделены.

Я сейчас сознательно упрощаю проблематику вопроса. Но даже при более вдумчивом и серьезном подходе всё равно вопросы эти и другие не потеряют актуальности.

Совет

Так что же получается, обряд Евхаристии есть суть сплошная подмена и просто ничего не значащий? Нет, это также неверно, как и мои вопросы людьми верующими признаются неправильными. Толкование, как ни говори — разное. Да, вопрос подмены — он остается, но в этом обряде много полезного для души и ищущего человека.

Давайте снова вернёмся в Церковь. Ещё раз обратим внимание на то, что верующие стоят в приятном, молитвенном, благостном состоянии. Никто у Господа ничего не просит, но только благодарит (что важно, на мой взгляд).

Внутри у каждого царит мир и спокойствие. К Причастию верующие готовились заблаговременно, исполняя предписанное Церковью.

А разве не с контроля над мыслями должен начинать свою духовную работу каждый человек, разве не должен он прийти к своему внутреннему примирению с самим с собой?

Человек — создание дуальное. В нём сочетается духовное и материальное начало. Чему человек будет уделять своё внимание в жизни, тем он и станет. Опять давайте обратимся к книге Анастасии Новых “Сэнсэй-I”:

Если мы идем к единению с Богом, то не должны ли мы это делать, живя именно по законам мира духовного? Единение с Богом для человека возможно именно с помощью Души своей, данной ему Господом. Развивая свою духовную составляющую, возводя Храм Души своей, Человек идёт по пути своего спасения, Богоединения.

Убежден, что единение Человека с Богом и Миром Духовным возможно только его Духовной, энергетической составляющей, в развитии которой есть истинный смысл жизни Человека. Он возводит внутри себя чистый сияющий Храм Души своей, следит за чистотой в нём, контролируя свои мысли и отслеживая своё внутреннее состояние.

В каждом дне, в каждой своей мысли следит за тем, к чему стремится он.

Давайте снова обратимся к Первому посланию апостола Павла Коринфянам:

Обратите внимание

Основными инструментами своего внутреннего, духовного развития, возведения Храма Души своей издревле являются духовные практики и медитации. В первую очередь это конечно же духовная практика “Цветок Лотос”, которая очень подробно описана в книгах Анастасии Новых.  Для меня также значительную роль сыграла медитация на поддержание своего Ка. Она проста, но довольно эффективна.

Молитвами, духовными практиками и медитациями Человек возводит внутри себя прекрасный мир, который и называют Храмом Души Его. Он в чистоте своих помыслов и деяний хранит блеск и сверкание своего творения.

В таком Храме будет приятно поселиться Духу Святому и идти вместе с ним по пути, избранному Человеком. А ведь любая дорога с добрым попутчиком — полдороги. Человек исполняется Духом Святым изнутри, как говорят, стяжает его.

В христианской науке вопрос стяжания Духа Святого хорошо освещен Серафимом Саровским. Приведу отрывок из его учения:

Дух Святой — Он и есть Кровь Господня. Как кровь в теле материальном несёт всем его частям необходимый набор жизненных веществ, так и Дух Святой несёт Боголюбцу всё необходимое для преодоления пути его спасения.

Он как заботливый опекун всегда готов поднести чашу с питием к губам страждущего. Лишь бы он испил. И я согласен с тем, что глупо отталкивать руку, которая подносит тебе ковш с прохладной, ключевой водой. Особенно тогда, когда так хочется пить.

Особенно тогда, когда времени осталось так мало.

Вот в чём суть в моём понимании этого таинства. Хотя какое оно таинство? Это, скорее, скрытое от иных очей интимное общение Человека с Господом. О нём можно долго говорить и спорить. Можно выявлять подмены в церковных обрядах.

Читайте также:  Храм вознесения господня у никитских ворот, россия, город москва

Но если Вы спросите меня, хожу ли я в церковь, то спокойно отвечу: “Да, хожу”. Я так же, как многие другие, совершаю молитвы и участвую в церковных обрядах. Что я там делаю? Просто раскрываюсь в чувстве радости и бесконечности.

Это часть моей жизни, которую мне теперь необходимо прожить в радости и внутреннем покое.

Важно

Есть церковные таинства, которые содержат в себе театральные действия. Это верно. Также как и то, что мне, простому обывателю, хочется осознать факт своего спасения прямо сейчас, вот только через порожечек невысокий надо переступить.

 Как велико при этом желание  переложить ответственность за своё спасение на плечи других, просто приняв участие в красочном действии. И истинный смысл церковных обрядов уже утрачивается. А его просто надо понять, поработать над собой.

Много ли людей придут в Храм за спасением, если им сказать о том, что это результат их истинного желания, устремления? То, что есть внутри тебя, — к тому ты и стремишься.

Я не стремлюсь тут к полемике. У меня есть своя задача. Всё дело в свободе выбора. Но раз уж я выбрал для себя такой путь, то и по нему надо идти в гармонии с окружающими, искать точки соприкосновения, единения на истинной основе, и в первую очередь с Богом.

Источник: https://allatravesti.com/evharistiya

Евхаристия, Причащение, Вечеря

В богослужебную практику христиан, согласно учению Библии, должна входить также евхаристия (греч.

ευχαριστία — благодарение), представляющая собой причащение хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа.

В современном православном христианстве, в частности, евхаристия является основополагающей составляющей ежедневной литургии и ее центром. Давайте посмотрим, как Новый Завет описывает евхаристию.

Этот обряд был установлен Самим Иисусом на Вечери перед распятием (поэтому иногда евхаристия называется Вечеря):

«И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою … И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:17-19, см. также Мф. 26:26-28, Марк. 14:22-24, Ин. 13:1-17).

Далее в тексте Нового Завета евхаристия упоминается несколько раз и описана всегда по-разному:

«Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42).

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел … преломив хлеб и вкусив, беседовал … до рассвета» (Деян. 20:7,11).

В послании к Коринфянам апостол Павел объяснил смысл евхаристии:

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10:16).

Слово «приобщение» в оригинале представлено греческим словом κοινωνια, обозначающим взаимоотношение, соучастие, общность, общение, связь. Далее в этом же послании Павел добавил:

«Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:26).

Слово «возвещаете» – греческое καταγγελλετε переводится объявлять, сообщать, доносить, проповедовать. Таким образом, христиане, следуя за наставлением Иисуса: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лук. 22:19, 1 Кор.

Совет

11:24), совершая евхаристию (в переводе – благодарение), вспоминали и благодарили Иисуса, символически приобщались к Нему и возвещали Его спасительную жертву за каждого из них. При этом, Новый Завет не показывает нам, что христиане соблюдали хоть какой-то общепринятый ритуал проведения евхаристии.

В первом из приведенных выше случаев (см. выше Деян. 2:42) речь идет о вновь обращенных верующих, которые постоянно учились у апостолов и вместе с ними преломляли хлеб. Во втором (см. выше Деян.

2:46) рассказано о том, что первые христиане каждый день собирались в Иерусалимском храме для изучения Писания (Иерусалимский храм того времени представлял из себя не только непосредствено святилище, но целый комплекс строений, где хранились приносимые людьми дары – сокровища (см. Ин. 8:20), продавались жертвенные животные (см.

Ин. 2:14) и изучалось Писание (см. Мф. 26:55), а затем по домам принимали Вечерю, вспоминая о Христе и Его миссии. В третьем случае (см. выше Деян. 20:7,11) описано собрание христиан, на котором были беседа с Павлом и преломление хлеба.

Тот факт, что в общинах первых христиан обряд Евхаристия не представлял из себя сложного литургического действия подтверждают авторитетные богословы. Вот что об этом писал доктор богословия, профессор Московской Духовной Академии А. П. Голубцов (1860–1911 гг.) в своем труде «Из чтений по церковной археологии и литургике» (гл. «Места молитвенных собраний христиан I–III веков»):

«Что же касается до совершения Евхаристии, то это не было вначале какое-нибудь сложное литургическое действие с широкой обрядовой обстановкой; в своей первоначальной форме это было простое с внешней стороны, но таинственное с внутренней преломление Хлеба и благословение Чаши, совершавшиеся с известными молитвами предстоятелем собрания».

Видимо из-за простоты в принятии евхаристии, некоторые первые христиане вскоре стали забывать на Вечерях глубокий смысл этого действа. За это их обличал апостол Павел: «Вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (1 Кор. 11:20).

Павел предупреждал, что верующие, принимающие причащение, не задумываясь о смысле обряда, делают его себе в наказание: «Да испытывает же себя человек… Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Будучи … судимы, наказываемся от Господа» (1 Кор. 11:28-30,32).

Внимание! Анализируя вышеприведенные тексты Библии, можно сделать вывод: евхаристии должны сопутствовать только глубокий самоанализ, воспоминание и размышление о заместительной жертве Христа.

Между тем популярное христианство превратило евхаристию в длительную литургию, назвав ее при этом великим церковным таинством.

Чтобы иметь право получить причащение, например, православный христианин должен обязательно (за небольшими исключениями) выдержать трехдневный пост (видимо, так православие понимает фразу «испытывает … себя человек», см. выше 1 Кор. 11:28), а затем исповедаться в своих грехах священнику. Хотя как мы заметили выше (1 Кор.

1:29,30,32), Бог Сердцеведец не нуждается в сторонней помощи и Сам видит тех, кто достойно, а кто нет принимает участие в Вечери Господней. Очевидно, что благодаря установленным иерархами канонам, верующие стали накрепко привязаны к государственной церкви, ведь без исповеди они не могли получить библейского спасительного причащения.

Обратите внимание

Мы видим, сколько новаций привнесла со временем эта церковь (впрочем, как и другие исторические церкви) в Вечерю Иисуса. Стоит отметить, что история знает массу злоупотреблений служителями «таинством» исповеди.

Кроме этого, православная и католическая конфессии стали утверждать, что в процессе таинства евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные тело и кровь Христовы, не изменяя при этом своих физических свойств.

Хоть речь идет не о буквальном изменении хлеба и вина, но все равно выходит, что верующий, принимая причащение, в некотором смысле становится каннибалом. Конечно, никакого превращения вина в кровь, а хлеба в кусочек мышцы Иисуса, даже образно, не происходит. Да, Иисус сравнивал хлеб со Своим Телом, а вино с Кровью (см. Лук. 22:19,20, Ин.

6:35,48,54), однако это было лишь метафорой, что хорошо видно из контекста. Он также называл Себя лозой (см. Ин. 15:5), дверью (см. Ин. 10:7,9), светом (см. Ин. 8:12), путем, истиной и жизнью (см. Ин.

14:6), хоть физически ими не был… На самом деле, как мы увидели, апостолы не делали никакой тайны для христиан из причащения и не устраивали из него сложного церемониального действа. Как видно из приведенных выше текстов, первые христиане хлеб называли хлебом, а вино – вином (см. выше Деян 2:42,46, Деян. 20:7,11, 1 Кор. 10:16, 1 Кор. 11:26, см.

также 1 Кор. 10:17,21, 1 Кор. 11:23,27,28), они служили лишь символами Тела и Крови Христа, вкушая которые верующие должны были вспоминать страдания за них Иисуса на Голгофе, чтобы не утерять благодарность Господу за принесенную Им жертву. Отсюда и название обряда – евхаристия – благодарение.

Если задуматься, ежедневное причащение Крови и Тела Христа православными христианами и католиками вместо обыкновенных вина и хлеба, как бы заставляет Иисуса умирать за них каждый день заново, чтобы отдавать им Свои Тело и Кровь. Однако Библия говорит, что Иисус умер лишь один раз на кресте:

«Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он …, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:10,12).

Источник: http://apologetica.ru/kniga/4-6.html

Сергей Милов – Таинство Евхаристии (Святое Причащение)

Здесь можно скачать бесплатно “Сергей Милов – Таинство Евхаристии (Святое Причащение)” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Благовест»32e5da99-0af4-11e3-99cb-002590591dd6, год 2011.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Таинство Евхаристии (Святое Причащение)” читать бесплатно онлайн.

В данном издании рассказывается о Таинстве Евхаристии: приводится догматическое обоснование его существования в Церкви (на основе текстов Священного Писания и Священного Предания), история установления данного Таинства и чин его проведения; также помещены высказывания святых отцов Православной Церкви, касающиеся Таинства Евхаристии.Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Таинство Евхаристии

(Святое Причащение)

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-105-0475)

© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Важно

Начиная любой разговор о христианской религии, и в частности о Православии, мы рано или поздно подходим к вопросу о месте Таинств в жизни христианской Церкви. Мы пытаемся понять их значение в жизни Церкви в целом и в жизни каждого христианина в отдельности.

Затрагивая же тему Таинств, мы в обязательном порядке подходим к рассмотрению самого главного, самого центрального Таинства всей христианской Церкви – Таинства Евхаристии или Св. Причастия Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Именно данное Таинство должно интересовать каждого христианина прежде всего, т. к.

именно оно является тем краеугольным камнем, с которого собственно и начинается история Христианской Церкви. К сожалению, в наше время не каждый человек, считающий себя православным христианином, имеет четкое и ясное представление обо всех аспектах Таинства Евхаристии, начиная с его символики и заканчивая его сакральным значением.

Именно поэтому так важно как можно более подробно изучить все моменты, касающиеся темы Таинства Евхаристии в жизни Церкви.

В данной работе как можно более полно будет раскрыта тема Таинства Евхаристии. Будут затронуты такие важные вопросы, как догматическое обоснование существования в Церкви Таинства Евхаристии (на основе текстов Священного Писания и Св.

 Предания), история установления данного Таинства и чин его проведения, также приводятся высказывания ряда святых отцов Православной Церкви, касающиеся Таинства Евхаристии.

Рассмотрение всех этих вопросов призвано помочь каждому христианину более цельно и осознанно отнестись к данному Таинству, ведь отношение к нему должно быть предельно серьезным, а вот невнимание к данному Таинству может привести к тяжелым духовным последствиям.

Об этом нам вполне четко свидетельствует апостол Павел, который предупреждает всех христиан: …всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Совет

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11: 26–29). Такое грозное предупреждение должно навести человека на серьезные размышления о Таинстве Св. Причастия. Для того чтобы лучше осознать место Таинства Евхаристии в системе таинств христианской Церкви, а также для раскрытия сотериологического (спасительного) значения данного Таинства в жизни каждого христианина и предлагается данная работа.

Читайте также:  Молитва вдовы об усопшем супруге

Стоит также отметить, что данная работа будет интересна и полезна не только людям, интересующимся христианским вероучением, но и самим христианам, т. к. не все аспекты Таинства Евхаристии в полной мере понятны и известны большому числу людей, считающих себя верующими. Знание как можно большей информации о Таинстве Таинств должно помочь человеку на его пути к Господу Богу.

Начиная с самых первых дней своего существования Христианская Церковь основывает свое учение на двух главных источниках – Священном Писании и Священном Предании.

Священное Писание (Библия) донесло до нас повеления Божии, слова нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, и Его ближайших учеников, а Священное Предание сохранило нам то учение, которое вырабатывали святые отцы и учители Церкви, основываясь на повелениях Иисуса Христа после Его Вознесения в Царствие Небесное.

Таким образом, все главные догматы Церкви, все Таинства, все основные вероучительные моменты – все это основано на непосредственном Божественном Откровении и словах Господа Иисуса Христа. Главным же образом это относится к центральному христианскому Таинству – Евхаристии.

Это Таинство, являясь краеугольным камнем всего христианства, имеет самое яркое обоснование своего существования в Священном Писании. Ведь именно оно призвано помочь человечеству соприкоснуться со своим Спасителем и вводит нас в Царствие Божие.

Именно это Таинство являет собой реальный факт человеческого спасения от плена грехов и смерти, основанное на крестной смерти и Воскресении нашего Спасителя. Однако, прежде чем перейти к текстам Священного Писания, касающихся установления Таинства Евхаристии, попытаемся понять саму сущность данного Таинства Церкви.

Само слово «Евхаристия» (ευχαριστια) в переводе с греческого означает – благодарение. Это связано с двумя основными смыслами, вкладываемыми Церковью в данное Таинство.

С одной стороны, верующие, участвующие в Евхаристии, благодарят Самого Иисуса Христа, Который предал Себя на смерть за грехи всего человечества, в частности отдав Свое Тело и Кровь в жертву миру.

С другой стороны, непосредственное благоговейное участие в данном Таинстве – это уже само по себе проявление благодарственных чувств всей Церкви к тому Таинству, которое оставил Своим ученикам Господь Иисус Христос.

Обратите внимание

Таким образом, Таинство Евхаристии – это главное христианское священнодействие, в котором Господь жертвует Свою Плоть и Кровь верующим в Него, а люди принимают эту жертву и соединяются посредством этой жертвы с Самим Господом.

В результате такого сакраментального (таинственного) соединения человек получает реальную возможность достичь состояния обожения, т. е. стать образом и подобием Божием в полном смысле этого слова. По определению святителя Филарета (Дроздова): «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для вечной жизни»[1]. Более же подробно о символике и духовной стороне Таинства Евхаристии будет сказано в соответствующей части данной работы.

Теперь рассмотрим тексты Священного Писания, касающиеся установления данного Таинства, более подробно.

Сразу же отметим тот факт, что еще до непосредственного установления данного Таинства на Тайной Вечере Господь Иисус Христос обетовал его в беседе, которую Он провел с народом по случаю насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами.

Об этом нам подробно сообщает апостол Иоанн Богослов: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6: 51–57). Однако в тот момент слова Господа не поняли не только простые люди. Даже святые апостолы были в недоумении.

Лишь впоследствии они осознают сущность данных слов Иисуса Христа. Протоиерей Николай Малиновский поясняет данные слова Господа так: «В этих словах Иисус Христос представляет плоть Свою, человечество Свое, с одной стороны, как искупительную жертву за мир, с другой, – как пищу, дающую верующим живот вечный.

Важно

Слова Господа были выше понимания иудеев, которые стали спорить между собою…»[2] Для иудейского народа данные слова звучали, как страшное кощунство, ведь по их вере кровь являлась пристанищем живой человеческой души, а плоть – дом души. Слова Господа Иисуса Христа иудеи восприняли буквально, еще не осознавая их подлинного смысла.

Именно поэтому в Евангелии мы видим такую реакцию иудеев на слова Господа о ядении и питии Его Тела и Крови. При этом еще раз повторим, что данные слова Господа еще не являлись установлением Таинства, а лишь предуготовляли его. Что же говорит нам Священное Писание об установлении данного Таинства?

Непосредственно об установлении Таинства Евхаристии нам сообщают три евангелиста – Матфей, Лука и Марк. Уже один этот факт отчетливо свидетельствует нам о том, что данное событие подтверждается исторически, а значит абсолютно достоверно.

Четвертый евангелист – апостол Иоанн Богослов – в своем Евангелии не говорит конкретно об установлении данного Таинства, но при этом подробно описывает всю Тайную Вечерю в целом, на которой собственно и произошло установление Евхаристии.

Апостол Иоанн в своем Евангелии просто сделал акцент на других действиях и словах Господа Иисуса Христа, а вот упоминать об установлении Таинства Евхаристии не стал, т. к. до него об этом сказали уже три евангелиста (по Преданию апостол Иоанн Богослов писал свое Евангелие последним из евангелистов).

Еще одну версию такого освящения данного события апостолами сообщает протопресвитер Михаил Помазанский: «Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна, – само установление Таинства излагается у трех евангелистов-синоптиков – Матфея, Марка и Луки…»[3] Таким образом, о.

Михаил указывает на то обстоятельство, что апостол Иоанн указывает именно на обетование Господа о будущем Таинстве, а евангелисты-синоптики уже рассказывают нам о непосредственном установлении данного Таинства. Учитывая важность данных свидетельств, приведем их все в полном объеме.

Источник: https://www.libfox.ru/632618-sergey-milov-tainstvo-evharistii-svyatoe-prichashchenie.html

Таинство Причащения (Евхаристия)

Страница 1 из 7

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхарúстии (греч. благодарение), почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение, или Евхаристия.

Причащение (Причастие, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом в той степени, в какой он подготовлен к этому.

Чем лучше верующий человек подготовит себя к личной встрече с Богом, тем благодатнее она будет.

Совет

Образ этого соединения непостижим для рационального восприятия, как непредставима тайна преложения хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь Христову:

(“Послание восточных патриархов”).

В святых тайнах христос присутствует всецело

Для верующих факт действительного преложения хлеба и вина, принесенных на Литургию, в Тело и Кровь Христову несомненен. В том же “Послании восточных патриархов” говорится о Таинстве Евхаристии следующее:

Богослужение Таинства – Литургия

Богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется Литургией (греч. литóс – общественный и эргон – служба). Если в других общественных богослужениях (утрени, вечерни, часов) Господь Иисус Христос присутствует только Своей благодатью, на Литургии Он присутствует всецело Своими Пречистыми Телом и Кровью.

Плоды Таинства

Причащение – главнейшее из христианских Таинств, установленное самим Господом Иисусом Христом. Как уже упоминалось, это Таинство является центральным не только в Евангельских повествованиях (Ин. 6; 51-58, Мф. 26; 26-28, Мр. 14; 22-24, Лк. 22; 19, 20 и 1 Кор.

11; 23-25), но и в Православной сотериологии (учение о Спасении). К Таинству Причащения в Православной Церкви допускаются все ее члены, после того как приготовятся к нему постом и покаянием.

Православная Церковь преподает Таинство и младенцам (причащая их одной Кровью Иисуса Христа).

Спасительные плоды достойного Причащения Святых Тайн следующие.

  1. Теснейшее соединение с Господом (Ин. 6; 55-56). Причащение, по учению Церкви, делает причастников “стелесниками” Иисуса Христа, христоносцами, участниками Божественного естества.
  2. Возрастание в духовной жизни (Ин. 6; 57). Причастие оживляет душу, освящает ее, делает человека твердым в подвигах добра.
  3. Залог всеобщего Воскресения и блаженной вечной жизни (Ин. 6; 58).

Но недостойно приступающим к Таинству Причащение приносит большее осуждение: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11; 29).

Православная Церковь учит, что Тело и Кровь Христовы – это умилостивительная Жертва, приносимая Богу за живых и умерших.

Это та же Жертва, что была принесена Господом на Голгофском Кресте, различаемая лишь по образу и обстоятельствам Жертвоприношения.

Отличие в том, что Господь Своим Жертвоприношением на Кресте искупил весь род человеческий, а Евхаристическая жертва усвояет это искупление конкретному человеку, прибегающему к ней.

Свойства Евхаристической жертвы

Крестная жертва, будучи венцом всех ветхозаветных жертв (но в тоже время являясь для них и первообразом), обнимает собою все их виды: хвалебно-благодарственные, умилостивительные за всех живых и умерших и просительные.

  1. Хвалебно-благодарственная жертва. Само название Евхаристии означает в переводе с греческого “благодарение”. Священное Писание свидетельствует о том, что при установлении Таинства Евхаристии Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все (Мф. 26; 26, 21). За каждой Литургией звучат хвалебно-благодарственные молитвословия: “Достойно и праведно покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…” и “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…”. В Постановлениях апостольских (глава 8) звучат следующие слова: “Приносим Тебе, Царю и Богу, хлеб и чашу сию, благодаря Тебя чрез Него за то, что Ты сподобил нас предстать пред Тобою и священнодействовать Тебе”.
  2. Умилостивительная жертва. Эта жертва имеет силу преклонять к нам милость Божью. Когда она приносится, поминаются не только живые, но и умершие, причем не только те, за которых мы молимся, но и те, в молитвах которых мы нуждаемся.
  3. Просительная жертва. Она очень близка по своей форме к жертве умилостивительной, поскольку, призывая милость Божью, мы храним уверенность в том, что Господь исполнит наши прошения “во благо”.

История установления Таинства Причащения

Евхаристия получила свое начало во дни, предшествующие Голгофской Жертве Спасителя, незадолго до Его Распятия. Первое Таинство Евхаристии было совершено самим Иисусом Христом в Сионской горнице, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками-апостолами.

Корень Литургии – повторение этой вечери, о которой Христом было сказано: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22; 19).

Составить представление о том, каким был первоначальный чин Литургии можно, рассмотрев обряды еврейской пасхальной вечери, так как внешне Тайная Вечеря была ей практически идентична.

Предыдущая – Следующая >>

Источник: https://www.saint-george.ru/info/10-sacraments/50-tainstvo-prichascheniya.html

Ссылка на основную публикацию