Храм великомученика георгия победоносца в грузинах, россия, город москва

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах. 6 часть. — DRIVE2

Всем привет!
Совсем рядом с Музеем-мастерской Зураба Церетели, о которой я рассказывал в предыдущем блоге стоит Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца.Её я не мог пройти мимо по понятным причинам.Чувствуется история из далека.

Она одна из неприметных достопримечательностей Москвы. Ее обходят стороной экскурсионные туры по столице. Даже не все коренные жители города знают, где в Москве находится грузинская церковь. Тем не менее она существует. И это не просто храм, каковых в Москве множество. Это настоящий маленький уголок Грузии.

Кроме того, церковь имеет очень интересную историю. Да и интерьеры ее, как и внешний вид, стоят того, чтобы посетить этот храм.

Обратите внимание

А если вы – человек верующий, то вам будет небезынтересно узнать, что церковь имеет статус патриаршего подворья, которое связано христианскими узами с Серафимо-Знаменским скитом, собором Казанской Иконы Богоматери в деревне Пучково и часовней Девы Марии Иверской.

Теперь пришло время разобраться в причине столь часто встречающихся грузинских наименований улиц в этом районе. Для этого нам необходимо совершить маленький исторический экскурс. В первой четверти восемнадцатого века на Грузию напала Турция. Царь, Вахтанг Леванович Шестой, в 1725 году приехал в Москву просить заступничества у Императора России Петра II. Прибыл грузинский монарх не один.

Его сопровождали не только сыновья Бакар и Георгий, но и многочисленная свита. В 1729 году Петр II пожаловал Вахтангу Левановичу государев двор, который находился на речке Пресне. Потом на месте дворца грузинского царя построил дом купец В. Горбунов. В этом особняке в 70-х годах ХХ века располагалось посольство ФРГ. Сейчас в доме находится мастерская Зураба Церетели.

Ну, а свита грузинского царя селилась неподалеку от своего государя. Так, за несколько лет в Москве образовалась довольно многочисленная диаспора. Настолько большая, что весь этот район на Пресне стал называться просто – «Грузины». Именно поэтому и памятник Шота Руставели был установлен здесь, в Георгиевском сквере.

Но грузинская церковь в Москве появилась, конечно, намного раньше, чем монумент поэту двенадцатого столетия.

Полный размер

Фотография для наглядности из соц.сетей.

Диаспора из Иберии нуждалась в месте для отправления культа. Деньги на строительство храма выделил сын Вахтанга, царевич Георгий. Место в слободе под сакральное сооружение было выбрано не случайно. Ведь там уже ранее стояла православная церквушка, посвященная евангелисту Иоанну. Но храм этот сгорел.

И на его месте грузинская община возвела новую деревянную церковь. Уже в апреле 1750 года храм освятил грузинский архиепископ, живший в России, Иосиф. Церковь эта простояла почти тридцать лет. Но деревянные сооружения слишком часто становятся жертвой огня. Не обошла эта судьба и «Храм на Грузинах».

Община решила отстроить его в камне. Новая грузинская церковь в Москве стала возводиться с осени 1788 года, спустя девять лет после пожара. Ведь понадобилось писать челобитную митрополиту Русской Православной Церкви Платону (Левшину) для получения разрешения построить храм.

В 1870 году была возведена колокольня.

Важно

Службы проходят на церковно-славянском и грузинском языках. На фресках также изображены вселенские святые. Хорошо посещать храм во время литургии.

Тогда можно послушать многоголосное грузинское пение церковного хора. В храме много икон. Это образа Господа Вседержителя, Пресвятой Богородицы, святого Георгия Победоносца.

Грузинская церковь в Москве также содержит частички мощей святых Матрены Московской и Серафима Саровского.

В конце XIX столетия (1895-1899 годах) грузинская церковь в Москве была полностью перестроена. Архитектор В. Сретенский увеличил храм в размерах и придал ему вид византийской базилики. Это новое строение органично примыкало к старой постройке с восточной стороны.

С приходом советской власти для церкви настали трудные времена. В 1922 году из нее вынесли все более-менее ценное. Колокола были сняты, а библиотека расхищена. В 1930 году храм и вовсе закрыли. Колокольня была разобрана, а церковное здание разделили межэтажными перекрытиями.

Все это было сделано для того, чтобы вселить в культовое сооружение электромеханический техникум. Только в 1933 году старую часть вернули верующим. Было достигнуто соглашение Русской и Грузинской Православных Церквей о совместном использовании храма.

В 2015 году техникум выселили и из новой части здания. Но многое из былого великолепия было утрачено.

Полный размер

Могильные плиты XVIII века.

Интерес к святыне и, в целом, к истории грузинского поселения появился совсем недавно, здание было полностью возвращено храму лишь в 2015 году. А археологические раскопки сегодня только набирают обороты. Эти две могильные плиты, которые были найдены на территории зоопарка.

По её словам, их принадлежность еще не установлена, но речь идет о XVIII веке.

Грузинская община вложила и продолжает вкладывать немало средств, чтобы придать оскверненному зданию прежний вид. Сейчас идет полная реставрация старой части храма.

Совет

Официально церковь Святого Георгия принадлежит РПЦ, Московскому патриархату. Но согласно договоренности, в ней проводит богослужения и священник Грузинской Православной Церкви. Также в храме есть трапезная и действует детская воскресная школа.

Грузины в Москве чтят обычаи и хотят, чтобы их дети не забыли традиции предков. Поэтому в школе преподают и язык. Стоит войти под эти своды, чтобы полюбоваться узорчатым аналоем и наиболее чтимой иконой Георгия Победоносца, находящейся в позолоченном киоте справа от алтаря.

Изумляют красивые росписи интерьера. Фрески сделал известный художник Лаша Кинцурашвили, специально приехавший из Грузии. Они переливаются яркими красками.

Полный размер

В 1899 году по проекту архитектора В. Г. Сретенского была построена новая большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, примыкающая к старому зданию храма с востока.

Храм Георгия Победоносца – единственная грузинская церковь в Москве. Однако с грузинскими фамилиями связан еще один храм – Всех Святых во Всехсвятском. Он был построен по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны. До начала XX века в храме проводились церковные обряды на русском и грузинском языках. А около храма находилось грузинское кладбище. Сегодня о связи с Грузией напоминает только настенная роспись, изображающая грузинских святых — Нино, Тамару и Дарью и несколько мемориальных досок в честь представителей грузинских княжеских родов.

Грузинское кладбище не уцелело, но другие захоронения находятся в усыпальнице грузинских царей в Сретенской церкви. Под алтарем Большого собора Донского монастыря покоятся представители царского рода Багратионов. Попасть туда можно только во время церковной службы – утром и вечером.

Представители Русской и Грузинской Православных Церквей освятили усыпальницу. Грузины активно помогали в восстановлении. Кроме того, в усыпальнице можно увидеть иконы в грузинском стиле и даже встретить прихожан-грузин.

Грузинские праздники в храме не отмечаются, но каждый год проводится панихида по умершим.

И закончить знакомство с маленькой Грузией необходимо в трапезной при храме. Она находится в под магазинчиком в здании при входе во дало храма. Вы нигде в Москве не сможете отведать настоящей грузинской кухни как здесь. Это настоящий пир для гурмана. Если все не удастся попробовать, можно взять с собой, как и экзотические пироги и варенья в магазинчике на первом этаже.

На этом пока всё, а я продолжу.Всем спасибо и до встречи.

Источник: https://www.drive2.ru/b/518569816907318207/

Марина Сыревич. Конфеты от преподобного Гавриила / Православие.Ru

Икона преп. Гавриила (Ургебадзе)

Летом 2015 года на портале «Православие.ru» прошла информация, что в храме на Большой Грузинской, 13 выставлены для поклонения личные вещи преподобного Гавриила (Ургебадзе) – мантия и шапочка. Прочитав об этом, я, как и многие, «рванула» на «Баррикадную» и впервые переступила порог грузинского храма в Москве.

Преподобный Гавриил – очень теплый и очень простой святой. Как-то сами собой сложились в голове нужные слова – те, которые от сердца. Утешенная и окрыленная, решила, что надо будет заходить сюда почаще.

Но… извечное «но». Второй раз я переступила порог грузинского храма только через полгода. Вдруг собралась и поехала. Почему – до сих пор не понимаю.

Обратите внимание

Оказалось, что в этот будничный день 27 января был праздник святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Литургия уже закончилась, народу в храме было совсем мало. Но молитва на грузинском языке звучала громко и звонко. Завороженная сначала этим дивным звучанием, я застыла, завороженная еще и увиденным.

У иконы святой Нины, выстроив в ряд своих детей и внуков, грузинская бабушка на грузинском языке читала акафист святой Нине. Не понимая ни одного слова, я просто молча любовалась.

Грузинская бабушка, вскидывая руки к иконе, сначала обращалась непосредственно к святой, а потом поочередно указывала на выстроенных в ряд перед иконой детей и внуков. Перевод был не нужен. Красноречивые порывистые движения грузинской бабушки были очевидны: это плоть от плоти моей и кровь от крови моей, спаси и защити их, святая Нина!

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

«Вот бы мне такую грузинскую бабушку!» – пронеслась шальная мысль в голове.

Что еще влекло меня в грузинский храм, так это икона святой великомученицы Марины. В Москве так много Марин и так мало храмов, где есть икона нашей святой.

Решив, что нужно обязательно найти весомый для себя повод, чтобы вернуться сюда снова, я спросила, бывают ли в храме молебны преподобному Гавриилу. «Каждый вторник в 18:00, если это не канун больших церковных праздников», – прозвучал ответ.

Ближайший вторник выпал на 2 февраля. В Москве повалил снег. Стеной. В порывах ветра снежинки танцевали вниз, вверх и по диагонали. Я сомневалась, стоит ли идти.

Читайте также:  Мученица вера, надежда, любовь и матерь их софия

«Ведь будут еще вторники», – говорила я себе, глядя на фотографию преподобного Гавриила, которую мне подарили в грузинском храме в прошлый раз. Снегопад не прекращался.

«Но ведь в Грузии сейчас столько икон преподобного Гавриила мироточат…» – продолжала я свой внутренний монолог. Собралась и поехала. Из Ясенево на Большую Грузинскую сквозь непрекращающийся снегопад.

Снегопад в Москве к пробкам. А пробки – к опозданиям.

Молебен уже начался. Народу было немного. На низком столике перед иконой преподобного Гавриила стояла большая корзина с красиво уложенными фруктами и большой поднос с конфетами. «Странно… – подумала я. – Фрукты. Вроде не Преображение. Конфеты. Вроде не канон. Зачем тогда?»

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

А потом я думать перестала. Вообще. Вы когда-нибудь слышали, как поют грузинские певчие в храме? Да, это классическое церковное пение.

Но только поют грузины и грузинки! Я даже закрыла глаза, чтобы понять, что чувствую в этот момент в своем сердце.

Важно

Любовь и солнце! И еще – горы! И высокое бескрайнее небо! И улыбки! И добрые внимательные глаза! Когда все друг другу рады! Когда все друг друга любят и уважают!

В какой-то момент весь храм запел вместе с хором. По-грузински. В окружении поющих грузин молчала только я одна.

Почувствовала ли я себя чужой на этом грузинском церковном богослужении? Нет! Да, я не понимала ни одного слова, но я понимала всё! Душой, сердцем, знанием общей церковной традиции! Это были мои братья и сестры! И я была одной из них! Высокопарно? Нет! Что в наши дни может сплотить народы некогда большой и единой страны? Только любовь к Богу! Иисус Христос! Матерь Божия! Церковь и все наши святые! Я никогда не была в Грузии, но теперь я знаю ее душу!

Предназначение корзины с фруктами и подноса с конфетами прояснилось в самом конце молебна. После того, как в завершение молебна каждый прикладывался к иконе преподобного Гавриила и священник помазывал его елеем, всем вручался какой-нибудь фрукт из корзины и конфета с подноса. От преподобного Гавриила! Грузин же не может отпустить так, чтобы ничем не угостить!

И снова у меня начался внутренний беспокойный монолог: «Как бы так попросить, чтобы мне одной дали сразу три конфеты – мне, маме и священнику, которому всегда исповедуюсь? Но чтобы при этом не выглядеть наглой московской “захожанкой”?»

Даже не успела произнести вслух свою мысль-просьбу о трех конфетах, только подумала об этом, а мне уже протягивали одно яблоко и три конфеты! Так бывает!

И еще мне очень хотелось узнать значение одной грузинской фразы, часто звучащей во время молебна. «“Мама Габриэле” – это по-русски “отче Гаврииле”?» – набравшись храбрости, спросила я. Получила утвердительный ответ – и мое сердце растаяло окончательно.

Когда вышла на улицу, стихнувший московский снегопад уже успел превратиться в московскую слякоть по щиколотку. Но это было уже неважно. У меня в кармане лежали две конфеты от преподобного Гавриила – маме и священнику, которому всегда исповедуюсь. Свою конфету я съела еще там, под солнцем Грузии, в московском храме на Большой Грузинской.

Источник: https://pravoslavie.ru/107717.html

Плод веры. Настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Федор Кречетов

Об истории единственного грузинского храма в Москве рассказывает настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Федор Кречетов. В чем особенности богослужения и приходской жизни? Какую роль в жизни грузинского народа играет Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй?

– Как получилось, что Вы стали настоятелем грузинского храма?

– Эта история началась еще в 1996 году.Меня вызвало начальство и объявило: «Отец Феодор,в Грузинах есть храм Великомученика Георгия. Там служит настоятель церкви Иоанна Предтечи на Пресне, он просит себе помощника». И я приехал сюда.

Прихожанин принес мне текст малой ектеньи, написанный русскими буквами, но звучащий по-грузински. Я начал учить, и с этого все началось. Вообще я старался говорить что-то по-грузински, читал Евангелие по-грузински, потому что понимал, что это самое главное, о чем нужно говорить.

Все остальное я тогда еще не знал и говорил плохо, а воскресное Евангелие старался вычитывать (я служил по воскресеньям).

– За двадцать лет служения здесь Вас, наверное, уже принимают за своего?

– Да, я наполовину уже стал грузином (смеется). Это уж точно!

– Почему храм возник именно на этом месте?

– Это было естественно.В начале XVII века, как мы знаем, царская семья и часть населения по возможности переселялись в Россию, поскольку если бы они остались, то, наверное, были бы уничтожены мусульманскими завоевателями.

Совет

Это место было выделено царем специально для грузин,чтобы они здесь селились. Отсюда и название – Грузины. Естественно, переселенцы сразу стали просить себе храм.

Сначала хотели построить домо́вый, но было решено, что это будет приходская церковь.

На этом месте располагался деревянный храм Иоанна Богослова. К сожалению, из-за пожаров такие церкви часто сгорали. С этим храмом произошло то же самое. Первый деревянный храм Великомученика Георгия был построен в 1750 году. Через какое-то время он тоже сгорел, и тогда встал вопрос о постройке каменного храма. В 1800 году была освящена та его часть, в которой мы сейчас находимся.

В начале XX века приход увеличился примерно до двух тысяч человек, и по проекту архитектора Сретенского к храму сделали пристрой с восточной, алтарной, стороны – он был расширен в два раза. При церкви была организована богадельня, велась большая социальная работа. В храме находились святыни, большие ценности, даже хранился крест святой равноапостольной Нины.

В советское время храм был закрыт и передан электромеханическому техникуму им. Красина. До 1992 года он находился в ведении техникума. Затем по распоряжению правительства храм вернули верующим. Однако освободили только одну часть, и лишь в этом году нам отдали вторую, пристроенную, часть.

Она разделена перекрытиями на пять этажей. Конечно, это нанесло колоссальный ущерб зданию, потребуются большие восстановительные работы. Для этого нужно провести исследования, потом сделать проект.На все нужны средства, которых, конечно, у нас мало.

Мы надеемся на поддержку Правительства, но это довольно сложно…

– Как будет использоваться это помещение?

– Это же храм, и иначе он просто не может использоваться! Понятно, что все эти перекрытия надо снимать.Восстанавливать прежний облик – задача на многие годы вперед,но надеемся, что с Божией помощью мы справимся.

– Вы рассказывали, какой большой была община в начале ХХ века. А что можно сказать о ней сейчас?

– В 1996 году, например,народу было немного. В то время сюда стали приходить беженцы из Абхазии. Конечно, горе и беды сплачивают людей, учат молитве. И храм стал для них местом встречи.Очень многие люди находили друг друга, не встречаясь даже в обычной жизни. В наши дни община постепенно увеличивается, растет…

– Это единственный грузинский храм в столице?

– Да, в Москве это единственный храм.Еще есть, я знаю, грузинские приходы в Сочи, Воронеже, Санкт-Петербурге.

– Скажите несколько слов об особенностях богослужения.

– Поскольку в XIX веке Русская и Грузинская Церкви были едины, то,конечно, произошла некоторая унификация.

Отличия есть, но не очень очевидные:чуть-чуть разный порядок каждения; священник читает Евангелие не в алтаре, а на амвоне лицом к народу, чтобы было слышно;в начале литургии в Грузии раскрывают царские врата;используется греческое облачение.Больше свечей зажигается и в алтаре, и в храме.

В Русской Церкви на Шестопсалмии свечи гасят, а здесь – нет,они должны гореть все время, пока идет служба. У нас привыкли по-другому, но иногда именно это кажется более обоснованным.

Остальное касается уже национальных обычаев, традиций. Поскольку Грузинская Церковь небольшая по количеству народа, там все совершается более индивидуально. С другой стороны, все проникнуто родственными связями. Все крестят детей друг у друга, собираются на все большие праздники.

Самая скромная свадьба – это 150 человек, а так – 300, 500, доходит даже до 700. Собираются все родственники, к этому относятся трепетно. На этих праздниках они могут пообщаться за общим столом. Вообще в каком-то смысле наиболее уникальная особенность – это грузинская трапеза.

– Вам было сложно к этому привыкать?

Читайте также:  Иоанновский женский монастырь, россия, саратовская область, хвалынский район, село алексеевка

– Вначале да. Надо почувствовать ритм, порядок. Все имеет смысл, достигается равновесие. Помню, я сам стал замечать, что русские все время спешат.Я тоже сперва спешил, теперь, когда русские пытаются уйти из-за стола, сам говорю: «Куда? Некуда спешить!» – и мы сидим дальше, должны за это выпить и за то (смеется).

– Все очень структурировано…

– Да, структурировано и понятно.Сперва кажется, что все очень долго, а когда проникаешься смыслом, все становится гармоничным, возвышенным, духовным. В каком-то смысле литургия – это тоже братская трапеза. Тем более все это отражено и закреплено в уникальной грузинской культуре.

– Отличаются ли грузинские семьи от русских?

– Конечно, грузинские семьи более традиционны, то есть там более твердая структура семьи, иерархия. Раньше развод был исключением, все старались сохранить брак.

Это существует до сих пор, хотя, к сожалению, из-за воздействия современных тенденций семьи стали некрепкими. Раньше кража невесты, например, совершалась по согласию. У нас тоже есть те, кого украли. К сожалению, они живут не всегда счастливо и хорошо.

Обратите внимание

Все обычаи можно совершать как часть культуры, это особенное переживание, а можно использовать для себя, эгоистично.

– Расскажите о знаменитом грузинском многоголосии.

– Грузинское пение, конечно, в каком-то смысле просто уникальное явление. Оно замечательно. У нас есть мужской хор, многие приходят его послушать, и все очень довольны. Это не всегда получается, потому что некоторые певчие работают в других местах.

– В храм приходят знаменитые исполнители?

– Они, естественно, не поют у нас в хоре, но многие здесь бывали, даже участники проекта «Голос». Все грузины – верующие. Конечно, они приходят в этот единственный грузинский храм, а мы с удовольствием их принимаем, всегда им рады.

– Как сейчас в целом складываются отношения между Грузинской и Русской Церквами?

– Я замечал, что у Грузинской Церкви есть интерес к русской культуре, святым. Сюда приезжают грузинские епископы, священники, просто миряне. Когда была возможность, они ездили чаще. И наоборот:увеличивается поток паломников из России, они стали заново открывать для себя Грузию.

Отношения между Русской и Грузинской Церквами были всегда хорошими, потому что мы – единая христианская Церковь, и очень важно и даже удивительно ощутить своеобразие православия на другой земле.

– Предстоятель Грузинской Церкви Патриарх Илия очень многое сделал для своего народа.

– Да, Патриарх Илия – это, конечно, самый уважаемый человек в Грузии. Он как отец всего грузинского народа. В каком-то смысле он удивительно открыт для всех. В его день рождения, например,любой грузин может зайти и поздравить Патриарха, все несут какие-нибудь подарки.

В каждый великий праздник, в Рождество и Пасху,он обращается в послании ко всему народу. Один раз это послание заняло 17 страниц текста, это была целая программа, в которой он говорил о том, на что грузинам необходимо обратить внимание, какие проблемы перед ними стоят.

Он сказал, что уникальные природные ресурсы –родниковая, минеральная вода – это богатство Грузии. Также Патриарх Илия предупреждал о западном влиянии, наступлении на нравственность. Церковь, конечно, выступает против этого. Мы знаем, что в Грузии тоже пытались устроить гей-парады.

Там очень дружно выступили против и в этот день провели «Праздник семьи».

– Есть еще удивительная традиция, когда Патриарх крестит большое количество детишек из многодетных семей.

– Да, он сказал: я готов быть крестным (конечно, сам лично он уже не может крестить по возрасту – ему 82 года) каждого третьего и последующего детей. Очень многие вдохновились, и у Патриарха сейчас порядка 20 тысяч крестников.

– В последнее время увеличился поток паломников в Грузию. Расскажите о святынях этой замечательной страны.

– Самая главная святыня расположена в городе Мцхета, в соборе Двенадцати апостолов (еще он называется Светицховели, или «Живоносный столп»). В нем скрыт хитон Господень.

Потом, конечно, могила святой равноапостольной Нины в Бодби. Многие русские носят имя святой Нины, там предоставляется возможность посетить это святое место.

Один из древнейших городов на земле – Кутаиси. Какое-то время этот город был столицей, еще до Тбилиси. Там есть знаменитый Гелатский монастырь, который основал царь Давид Строитель.

У нас его называют «Строитель», а более точный перевод – «Возобновитель». Удивительный царь, при котором Грузия имела такую площадь, какой у нее никогда не было – ни до него, ни после. Он объединил страну, усилил ее.

Время его царствования – особое.

Также там находятся многие другие святыни. В Зугдиди хранится риза Пресвятой Богородицы, ее планируют перенести в собор.

– Вы в соавторстве выпустили книгу, посвященную семейным ценностям. Когда Вы стали заниматься вопросами семьи?

– Как говорят, нет ничего случайного. Сперва ко мне обратились, чтобы читать лекции о православии на психологическом факультете, а потом заведующая кафедрой семейной психологии спросила: «Не хотите ли на базе храма организовать беседы и даже тренинги?»Она сама проводила психологические тренинги о том, как выстраивать отношения, как знакомиться.

– В каком храме это было?

– Это было в храме Святителя Митрофания Воронежского на Хуторской, настоятелем которого является протоиерей Димитрий Смирнов. Я там много узнал для себя, многое понял и теперь могу помогать людям находить общий язык.

Важно

Прочитал у одного греческого архиерея, что самая большая проблема современных семей состоит в том, что супруги не умеют разговаривать. Есть законы психологического контакта. Например, контакт возникает, когда мы смотрим друг другу в глаза на достаточно близком расстоянии.

Если жена что-то готовит, а муж смотрит телевизор, они, конечно, могут разговаривать, но никакого общения не происходит, контакта нет, хотя они что-то обсудили. Из-за этого происходит непонимание,они не чувствуют друг друга. Это психологический феномен.

Люди именно так и говорят: каждый погружен сам в себя, и контакта нет.

– Почему некоторые, прожив несколько лет,вдруг понимают, что они совсем разные люди?

– Я пытаюсь узнать, сколько до этого они были знакомы. Существует четыре ситуации, в которых человек должен присматриваться к другому: в семье, на работе, с друзьями и в стрессовой ситуации, в момент неприятностей, испытаний. Можно присмотреться к человеку и увидеть то, что в нем проявляется.

Если ты этого не видел, значит, ты совсем не знаешь его. Говорят, что после свадьбы человек изменился. На самом деле он был всегда таким, просто этого не замечали. Поэтому когда кто-то знакомится, я говорю, чтобы присмотрелись, как он ведет себя в семье, с родителями, братьями, сестрами.

Если нет этой возможности, вы должны понимать, что вы человека еще не знаете, будьте осторожны. Я не говорю, что вы обязательно откажетесь от него, вы просто должны присмотреться, чтобы решить для себя. Сразу будешь знать, к чему надо готовиться, сможешь ты это терпеть или нет, с чем ты согласен, а что не сможешь принять.

Если этого не знают, потом оказывается, что можно было заранее все это решить, а не в последний момент.

– Как Ваши родители сумели воспитать в детях любовь и уважение к семье?

– Мои родители – протоиерей Валериан Кречетов и Наталья Константиновна Опушкина. Моя бабушка была духовной дочерью отца Алексия Мечева. Дедушки мои были священниками.

При нас родители никогда не повышали друг на друга голос. Мама ни на что не жаловалась, все терпела. С другой стороны, я понимаю, что это уникальный пример. Нас так воспитали, поэтому я даже не знаю, как ссориться, у нас не было примера ссор родителей.

– Наверняка бесконфликтность помогает Вам в служении в грузинском храме. Все-таки нельзя забывать о темпераменте прихожан…

– Конечно. Многие говорят: «Батюшка, как Вы можете нас терпеть? Мы удивляемся, завидуем Вам». Я говорю: «Ну что вы?» И потом… я их просто люблю.

– Вы рассказали, как надо выстраивать гармоничные отношения внутри семьи. А как их выстроить между народами русским и грузинским?

– Самое главное – мы понимаем, что никакой настоящей вражды между народами быть не может. Причины в основном кроются в политике. Поэтому нам надо проявить, показать то главное, что в нас есть.

Важно знать свою культуру, любить ее. Конечно, надо быть хорошими христианами, проявить настоящую христианскую любовь, терпение,не отмахиваться от чужих проблем, пытаться вникнуть, встать на место другого.

Я думаю, что мы сможем все преодолеть.

Ведущий: Александр Гатилин
Расшифровка: Екатерина Федотенко

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/plod-very45

Храм грузинской диаспоры в Москве

История московского храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах (Патриаршего подворья) насчитывает более двух с половиной столетий. Новейшая история этого Божьего дома начинается с 1992 года, когда состоялась передача части храма грузинской общине Москвы. 

В то время настоятелем храма был протоиерей Димитрий Самадбегишвили, который для того, чтобы канонически соответствовать своему назначению, перешел из Грузинской Православной Церкви в Русскую. В эти трудные для всех стран бывшего СССР 90-е годы, отец Димитрий вынужденно оставил свой пост.

Читайте также:  Зарядиться благодатью

Грузинский храм принял приход храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне под свое крыло, где тогда находилась единственная сохранившаяся из грузинского храма Москвы икона святого Георгия. Эту икону прихожане унесли перед закрытием храма в 1930 году. Настоятель протоиерей Николай Ситников попросил себе помощника, которым стал тогда еще молодой священник Федор Кречетов.

Совет

В то же время было решено найти священника для окормления грузинской паствы. На это служение был назначен клирик Литовской епархии РПЦ священник Иосиф Зетеишвили. В связи с тем, что отцу Иосифу было трудно совмещать так далеко друг от друга расположенные приходы, то принято было решение, что при храме будет прикомандирован клирик Грузинской Православной Церкви.

Первым таким клириком стал протоиерей Давид Саладзе, который находился в это время в Москве в связи с лечением своего ребенка.

Следующим клириком, прикомандированным к подворью, стал протоиерей Михаил Кондакишвили. В 2000 году произошло знаменательное событие передачи иконы Святого Георгия в грузинский храм Москвы, и после этого состоялся молебен двух Патриархов — Грузинского Илии II и Московского Алексия II.

Затем прикомандированным клириком стал игумен Шио (Муджири), который в это время учился в Свято-Тихоновском богословском институте.

После посвящения игумена Шио в архиерейский сан — прикомандированным клириком стал протоиерей Максим Чантуриа, который в свое время учился в Санкт-Петербургской академии. 20 февраля 2006 года скончался настоятель храма протоиерей Николай Ситников.

Соответственно, храм возглавил его тогдашний помощник, являющийся ныне настоятелем — протоиерей Федор Кречетов.

В 2009 году протоиерея Максима Чантуриа сменил архимандрит Вахтанг (Липартелиани). За это время храм был отштукатурен, расписан молодым грузинским художником Лашей Кинцурашвили, было написано множество новых икон: икона Святой Троицы, икона Всех Святых Грузии, икона апостолов и другие.

Трудами грузинской паствы была проведена масштабная реставрация храма: заменены окна и кровля на крыше храма, отремонтирован алтарь, заменена отопительная система, отстроена новая трапезная и воскресная школа, организована церковная лавка с продажей церковной утвари и кулинарных изделий грузинской кухни. На сегодняшний день именно эта церковная лавка является важным материальным источником, поддерживающим жизнь храма.

1 апреля 2015 года состоялось знаменательное событие в жизни грузинской общины — все еще занимавший основную часть здания храма техникум имени Красина окончательно освободил помещение, и оно было передано Патриаршему подворью. 

«Перспектива использования новой части здания — это восстановление там богослужения, — поделился отец Федор. — Для этого необходимо провести масштабные реставрационные работы.

К сожалению, это весьма затратное мероприятие, а храм не имеет существенного источника финансирования.

Поскольку наш храм является памятником архитектуры, то необходимо провести исследование, по итогам которого разработать проект реставрации, согласовать его с экспертами и соответствующими инстанциями и приступить к его реализации».

Обратите внимание

На сегодняшний день в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах служат: настоятель протоиерей Федор Кречетов; клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Мириан (Шенгелия), который сменил архимандрита Вахтанга, ставшего епископом Никорцминдским; иерей Мирон (Кантеладзе).

Также все эти годы грузинскому приходу оказывает посильную помощь внештатный клирик протоиерей Романоз Зарнадзе. При храме существуют воскресная школа, где обучаются примерно 30 детей; проводится обучение церковному пению и игре на грузинских национальных инструментах.

Также при Подворье существует Молодежное движение, члены которого ежемесячно собираются на библейские чтения и регулярно принимают участие в субботниках на территории церкви.

Подворье имеет связи с Серафимо-Знаменским скитом, который возглавляла игуменья Тамара Марджанишвили (матушка Фамарь), храмом Казанской Иконы Божьей Матери в деревне Пучково, храмом-часовней Иверской Иконы Божьей Матери при общеобразовательном учреждении № 1331 «Молодая Иверия» и др.

Источник: http://kartvelebi.ru/diaspora/gruzinskiy-khram-v-moskve.php

Храм Георгия Победоносца в Грузинах — здание в стиле классицизм | Узнай Москву

Название Большой Грузинской улицы говорит само за себя: некогда в этих краях располагалась обширная слобода выходцев из Закавказья, созданная при покровительстве русского императора и непосредственном участии грузинского царя. И хотя состав населения давно сменился, здесь сохранилась исконная грузинская церковь, прошедшая через многие трудности.

В 1729 году по указу императора Петра II бывшее дворцовое село Воскресенское на Пресне было подарено царю Картли (центральной области Грузии) Вахтангу VI, который переехал в Москву со свитой, насчитывавшей около 3000 человек.

На обустройство новой Грузинской слободы из казны было выделено 10 тысяч рублей, и близ сегодняшней Грузинской площади появился царский дворец.

Однако поначалу собственной церкви здесь не было, грузины посещали соседний храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В 1750 году царевич Георгией Вахтангович основал деревянную церковь во имя своего святого покровителя – Георгия Победоносца. Поначалу она играла роль его домового храма, затем стала приходской.

В 1779 году здание полностью сгорело из-за неправильного топления печи в колокольне.

Новая церковь строилась из камня на протяжении 12 лет (с 1788 по 1800 годы); это здание сохранилось с западной стороны.

Важно

Храм XVIII века был выстроен в стилистике классицизма, в то время наиболее распространенной. Вытянутый с запада на восток, он состоял из двухъярусной колокольни с крыльцом, прямоугольной трапезной, алтарной апсиды и основной части.

Последняя была украшена с севера и с юга пилястровыми портиками и увенчана широким куполом с главой. Помимо главного престола во имя Георгия Победоносца, в трапезной также располагались придел Рождества Христова, существовавший в старой деревянной церкви, и придел святых Петра и Павла.

Последний был создан жившими по соседству князьями Цициановыми.

В 1870‑1872 годах здание было расширено: по проекту архитектора Н.Н. Васильева колокольня увеличена на один ярус, алтари приделов выведены на одну линию с главным престолом.

Но самое большое расширение произошло в 1895‑1899 годах: алтарь старого храма был разобран, а к нему с востока было пристроено обширное здание нового храма в псевдовизантийском стиле (проект архитектора В.Г. Сретенского).

Таким образом храм XVIII века целиком превратился в трапезную, в то время как основная часть была построена заново, восточнее старой постройки. При этом главный иконостас с иконами конца XVIII века был перенесен из прежнего храма в новый.

В 1928 году церковь была закрыта для богослужений, в ней разместился электромеханический техникум.

Здание серьезно было перестроено: старая часть лишилась колокольни и главы, пробиты новые окна и уничтожен декор фасадов, новая часть получила пристройки, утратила крест на куполе, а изнутри разгорожена на этажи.

В 1991 году православная община получила для богослужений старую часть храма XVIII века, которая была отреставрирована и заново расписана грузинскими иконописцами.

Совет

В церкви ведутся богослужения не только на церковнославянском, но и на грузинском языке. Восстановлена глава на куполе, но не воссоздана колокольня. Что же касается постройки конца XIX века, то в ней по-прежнему находится электромеханический техникум, реставрация не проведена.

Источник: https://um.mos.ru/houses/5465/

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

Храм Георгия Победоносца в Грузинах. Фото: NVO

Адрес: Грузинская пл., 13

Тому, кто не очень-то хорошо знаком с историей Москвы, может показаться, например, что название Большой и Малой Грузинской улиц как-то связано с тем, что в идеологической работе в СССР называли «дружбой народов». Кстати, на мой взгляд, весьма правильная идеология. Ну, это к слову.

Да, действительно, на карте Москвы есть улицы, названные в честь городов братских республик – например, Ташкентская, Таллиннская, Киевская.
А вот название Большой и Малой Грузинских улиц связано с местностью под названием Грузины. Впервые место это упоминается в 1714 году. И именно потому, что здесь жили грузины, по тем или иным причинам переселившиеся в Москву.

А в 1729 году стоявшее в этих местах дворцовое село Воскресенское, было подарено грузинскому царю Вахтангу VI, лишенному врагами престола и бежавшему из Грузии под руку русского царя. Причем по историческим свидетельствам его сопровождало до полутора тысяч соплеменников. Вот, собственно и объяснение причин появления в Москве Грузинских улиц.

А как же православным грузинам без храма? Вот потому в 1750 году в Грузинах на средства грузинского царевича Георгия Вахтанговича (кстати, генерал-майора русской армии) и построили Храм Георгия Победоносца в Грузинах (ныне это улица Большая Грузинская, 13).
Место это, как водится, было выбрано не случайно – ранее здесь стояла церковь Иоанна Богослова, увы, погибшая в огне очередного московского пожара.

В 1779 году и Георгиевская церковь сгорела. И тогда на месте деревянной церкви начали строить каменную, которую и освятили в 1800 году. И в течение всего XIX в. церковь св. Георгия средствами прихожан расширялась и благоустраивалась.

Церковь была богатой, в ней хранились православные грузинские реликвии, (в их числе и крест св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии). Была богатая библиотека с книгами на старославянском и грузинском языках.

В 1860-1870 гг. храм расширили и перестроили в стиле ампира, надстроили колокольню, пристроили ризницу.

Обратите внимание

Увы, в 1930 году церковь закрыли, а здание перестроили: разобрали колокольню и главу, сделали межэтажные перекрытия.

В 1993 году древняя часть храма возвратили Церкви и отреставрировали.
Богослужения ведуться на церковно-славянском и грузинском языках.

Контакты: храма Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах

Адрес: Грузинская пл., 13

Как проехать:
от м. «Баррикадная», «Краснопресненская», далее пешком 8-10 минут вдоль ограды зоопарка; автобус 116, троллейбус 35 , остановка «Зоологическая улица».

Схема проезда:

(2

Источник: https://radiovera.ru/cerkov-georgiya-pobedonosca-v-gruzinax.html

Ссылка на основную публикацию