Храм вознесения господня на гороховом поле, россия, город москва

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Фото: NVO

Адрес: ул. Радио, д. 2, стр. 1

Сегодня мы рассказываем о Церкви Вознесения Господня. И, по московскому обычаю, добавление к имени – на Гороховом поле. Иной раз такую вот привязку к местности ученым приходится долго расшифровывать.

Но в нашем случае все предельно понятно: когда для царского двора сеяли здесь горох – продукт по тем старым временам весьма важный – достаточно познакомиться с множеством блюд из него, гороха, приготовляемых.

Считается, что первая церковь стояла здесь во времена правления первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.

Обратите внимание

Позже в этих местах, на правом берегу Яузы, возникла и расцвела Немецкая слобода. Для ясности отметим, что на Руси слово «немец» происходило от слова «немой», то есть тот, кто не умеет говорить по-русски – вне зависимости от национальности.

Позже Немецкую слободу упразднили, и в этих местах полюбила селиться русская знать.
Первую – маленькую – каменную церковь Вознесения (взамен сгоревшей деревянной) возвел в качестве домового храма граф Головкин. Потом имением владел граф Разумовский, церковь изрядно обновивший и расширивший.

В 1769 году домовую церковь Вознесения Господня сделали приходской. Но население здешнее так росло, что очень быстро встал вопрос о перестройке церкви “по случаю невместимости”.

Старую церковь снесли и на ее месте построили новую. Считается, что строил ее знаменитый архитектор Матвей Федорович Казаков.

И хотя этому нет документальных подтверждений, полагают, что ряд архитектурных особенностей об авторстве Казакова говорит однозначно.

Кстати, впоследствии, уже в советское время, улицу Гороховую в честь 200-летия архитектора переименовали в улицу Казакова.

Среди прочего, считается также, что немалые деньги дал на строительство храма потомок знаменитого уральского заводчика Никита Акинфиевич Демидов.

И еще одна интересная особенность. Строился храм из кирпича, который остался после упразднения и сноса Моисеевского монастыря, что стоял в центре Москвы.

Отчего, как говорят многие, в церкви, выстроенной при явном западноевропейском влиянии, до сих пор чувствуется особый монастырский дух. 
Придел же, освященный в в честь Святого Пророка Боговидца Моисея, является единственным в Москве.

 
Вознесенская улица, традиционно получившая название свое по имени храма, была в 1929 году переименована в улицу Радио в честь первой радиостанции, здесь построенной.

Контакты: храма Вознесения Господня на Гороховом поле

Адрес: ул. Радио, д. 2, стр. 1

Как проехать:
От м. «Курская», автобус 78, трамвай 24; м. «Бауманская», далее любым трамваем; от м. «Красные ворота», троллейбус 24.

Адрес сайта: http://www.hram1788.ru/05

Схема проезда:

(2

Источник: https://radiovera.ru/cerkov-vozneseniya-gospodnya-na-goroxovom-pole.html

Московский вознесенский храм на гороховом поле – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Московский Вознесенский храм на Гороховом поле. Фото с сайта Центрального и Южного викариатств города Москвы

Московский храм в честь Вознесения Господня, на Гороховом поле (Московская епархия)

По древнему московскому преданию, храм существовал здесь с начала XVII века. Название местности, где расположен храм, произошло от расположенного здесь Казенного горохового поля.

Сначала местность называлась просто “полем”, или “Басманным полем”, и в первый раз в 1718 году названа “Гороховым полем”. Его пересекали две тропинки, которые позже стали улицами Вознесенской (Радио) и Гороховой (Казакова).

На пересечении этих улиц и была построена церковь Вознесения Господня.

Владельцем этих земель был граф Гавриил Иванович Головкин.

В 1731 году, будучи в чине государственного канцлера и тайного советника, живя здесь со своими детьми и внуками пожелал по старости своих лет иметь при своем доме домовую церковь и подал о том прошение на имя Императрицы Анны Иоановны. Разрешение было получено и почти через два года в 1733 году деревянная церковь была построена и освящена.

Важно

В 1737 году случился большой пожар. Сгорел дом графа Головкина и сильно пострадала церковь. На месте сгоревшей деревянной церкви был построен однопрестольный приусадебный кирпичный храм, который был домовой церковью канцлера, а позже графа Кирилла Григорьевича Разумовского. В тот период её называли церковью в “Разумовском саду”.

В 1743 году усадьба стала принадлежать графу Алексею Григорьевичу Разумовскому, который, заботясь об устройстве своего дома, не забывал Вознесенской при его доме церкви и священнослужителей ее.

В 1748 году, как видно из протоколов Московской духовной консистории, случился пожар в доме графа и “в каменной его Сиятельства церкви Вознесения Господня внутри пол также и на церкви кровли выгорели”.

На основании резолюции Святейшего Синода и митрополита Платона церковь была восстановлена и вновь освящена.

Ко второй половине XVIII в. Гороховое поле уже не стало в собственном смысле полем. Вся местность поля стала застраиваться русскими знатными и именитыми людьми. Здесь сгруппировалась вся знать XVIII века: Салтыковы, Головины, Шереметьевы, Долгорукие. С уверенностью можно сказать, что ни в одной из окрестностей Москвы не было столько “загородных дворцов”, сколько в Гороховской местности.

В 1769 году Разумовского домовая каменная церковь Вознесения Господня была переименована из домовой в приходскую. Нет сомнения, что такое изменение произошло не без желания местных жителей и изволения самого графа. В первой метрической книге (1769-1771 гг.) написано, что церковь Вознесения изначально стояла между главным домом графа и бывшими прудами.

С 1769 году население прилежащих мест увеличилось и церковь перестала вмещать молящихся. В 1771 г. встал вопрос о ее перестройке “по случаю невместимости”.

Священник Петр Андреев и приходские люди обратились к митрополиту Платону с прошением о пожаловании земли под новую церковь. На прошение наложена Платоном резолюция “…

на новое место церковь перенести, передачу земли оформить законным порядком под строительство церкви и домов священнослужителей”. Под строительство церкви было выделено и навсегда передано 2144 кв.сажень земли.

Стоявшая на главной аллее парка Разумовского дворца старая церковь была снесена. Между частью дворца Разумовского у реки Чечоры, выходящей на улицу, и главным домом приютились дворики причта церкви, севернее была сама церковь Вознесения Господня. Река Чечора, на берегу которой находился храм, в начале XX века была заключена в трубу, вдоль которой расположился Елизаветинский переулок.

Новый храм возводили недалеко от старой церкви. В 1787 году была выделена земля, лежащая на улице, ведущей к Дворцовому мосту. «В 25 мая 1788 года, в день праздника Вознесения Господня, совершена была торжественная закладка новой Вознесенской церкви.

Совет

Считается, что церковь Вознесения была построена знаменитым архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя не найдены документальные свидетельства тому.

Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят несколько архитектурных форм, свойственных стилю, например ротонда, где расположен главный придел.

Она увенчана невысоким ступенчатым куполом, над которым возвышается легкий фонарик. Эти детали Казаков очень любил и повторял в других строениях.

При строительстве были добавлены два придела. Существует устное предание, что посвящение правого придела святителю Николаю Чудотворцу было пожеланием основного вкладчика средств в строительство храма – Николая Никитича Демидова.

Придел пророка Моисея Боговидца был возведен в память о церкви Моисеевского монастыря, который был расположен на Моисеевской площади между Охотным рядом и Тверской улицей.

Это единственный придел в честь святого пророка Боговидца Моисея в Москве.

Читайте также:  Спасский собор андроникова монастыря, россия, город москва

Колокольня прямоугольной формы была построена вместе с храмом из кирпича. Колоколов было десять.

Церковь Вознесения Господня, что на Гороховом поле, на ул. Вознесенской, в Москве. 1882 год. Из альбома Н. А. Найденова

2 мая 1793 году года построенный храм был освящен митрополитом Платоном (Левшиным).

Храм обновлялся в 1872 году.

В 1933 году храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно.

В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина.

В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры.

Обратите внимание

С 1973 года храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка», здание постоянно сотрясалось от работающих типографских машин.

В 1987 году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

Храм был передан Русской Православной Церкви постановлением правительства Москвы за № 622 от 11 августа 1992 года. Однако храм не был доконца освобожден арендателями.

Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики “Упаковка” – от всякого рода мусора.

Первый водосвятный молебен в приделе пророка Боговидца Моисея был совершен 19 января 1993 года, в праздник Крещения Господня. В первую Божественную Литургию 13 февраля протоиереем Василием Головановым был освящен малым иерейским чином придел пророка Моисея Боговидца.

Святые

  • сщмч. Петр Конардов (1870 – 1937), свящ., служил в храме в 1930-х

Святыни

Настоятели

  • Пётр Андреев (1775 – 1823)
  • Василий Голованов (с 1991)

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13673512.html

Москва. Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле

Статью добавил(а): Юлия,  22 декабря 2005

Земля, на которой в 1790-1793 гг. архитектор М.Ф. Казаков построил церковь Вознесения Господня, в начале XVIII в. принадлежала канцлеру Головкину. После конфискации усадьба Головкина перешла во владение графа А.Г.

Разумовского, который и заказал архитектору строительство на месте старой деревянной церкви новой каменной. Главный престол освящен в честь Вознесения Господня, приделы – во имя святого Николая Мирликийского и пророка Божия Моисея Боговидца. Звонница храма имела 10 колоколов.

В храме находилась особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери строго греческого письма, украшенная финифтью. В настоящее время иконы в храме нет.

Храм был закрыт в 1933 г. В здании находилось бомбоубежище, потом выставочный зал театра им. Гоголя.

Статью добавил(а): Аксюхин А.А.,  19 марта 2010

Церковь построена в 1793 году графом А.К. Разумовским на его земле и считалась его домовою церковью. По преданиям эта церковь была только возобновлена, создана же еще во времена царя Михаила Феодоровича.

Храм отличается хорошею архитектурой, внутри украшен довольно богато. В храме два придела: Св. Николая Чудотворца и Пророка Моисея.

Важно

В праздник Вознесения в начале прошлого столетия здесь бывало шумное народное гуляние, более же богатая публика гуляла в этот день в дворовом саду графа Разумовского.

Источник: Кандратьев И.К. Седая старина Москвы. – М.: Цитадель-трейд: Вече, 2006.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  7 октября 2016

Вознесения Господня на Гороховом поле церковь

Церковь была расположена в живописной местности на высоком берегу протекавшего здесь ручья Кукуй, впадавшего в Яузу. Земли эти, примыкающие к Немецкой слободе, в XVIII веке славились богатыми загородными усадьбами московской знати. В 1743 г. усадьба от опальных Головкиных перешла к графу А.Г. Разумовскому.

Храм постепенно из усадебного стал приходским. Поскольку число прихожан постоянно увеличивалось, в 1771 г. возник вопрос о его перестройке «по случаю невместимости». Новая церковь строилась на средства прихожан; крупный вклад пожертвовал заводчик и меценат Н.Н. Демидов.

На землях Разумовского, неподалеку от прежней церкви, 25 мая 1788 г. заложили новую Вознесенскую церковь, освященную 2 мая 1793 г. Главный престол храма – Вознесения Господня; приделы в трапезной – пророка Моисея и Николая Чудотворца. В храм были перенесены многие церковные святыни из упразденного и разобранного в 1789 г.

собора Моисеевского монастыря, располагавшегося на месте современной Манежной площади.

Храм Вознесения Господня – один из самых монументальных памятников Москвы периода зрелого классицизма. Высочайшее качество его архитектуры позволяло многим исследователям относить его к творчеству М.Ф. Казакова, однако документальных подтверждений этому не найдено.

Традиционная трехчастная композиция соединяет величественную ротонду с низкой и широкой трапезной и трехъярусной колокольней. Фасады представляют собой прекрасный образец архитектурной пластики, где каждая деталь совершенна. Храм украшают коринфские колонны и пилястры, треугольные и полуциркулярные фронтончики.

И в наши дни храм Вознесения Господня остается выразительной высотной доминантой района и замыкает перспективы нескольких улиц и переулков. В интерьере особое впечатление оставляет пространство ротонды, залитое светом трех ярусов окон. Вокруг церковного ансамбля сохранилась ограда, выстроенная в 1805 г. по проекту архитектора И.Д. Жукова.

Совет

Она также представляет большую художественную ценность как яркий образец малых архитектурных форм зрелого классицизма. Здание поновляли в 1872 г.

Храм закрыли в 1933 или в 1935 г. и передали под клуб Аэродинамического института. Впоследствии в нем находились слесарная мастерская, склады, а с 1980 г. – типография. В 1960-е гг. здание внешне отреставрировали.

Нужно отметить, что, несмотря на варварское использование, основной объем храма и его архитектурные детали на фасадах сохранились достаточно хорошо, и сейчас завершено их восстановление. Внутреннее же убранство почти полностью утрачено, сохранились лишь лепные карнизы.

Богослужения возобновились в 1993 г. Восстановлена декоративная лепнина и часть стенописи.

Современные чтимые святыни храма: иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Державная», образ святителя Николая Чудотворца, мощевик с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, праведного Симеона Боговидца, святителя Андрея Критского и других святых.

http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-11-moskva-p_333.html

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02188

Москва.история храма вознесения господня на гороховом поле

Проходя дом графа Разумовского, вы в нескольких шагах на перекрестке видите хорошей архитектуры церковь Вознесения Господня, украшенную снаружи под карнизом изображениями Апостолов довольно искусной кистью, внутри Храм сей убран великолепно и со вкусом. Оный построен в 1793 году, и как известно, на земле графа Разумовского; не надлежит однако полагать, что храм сей вновь на сем месте выстроен, ибо летописи упоминают о храме здесь бывшем ещё в царствование Царя Михаила Федоровича.

/Из книги “Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского” М., 1831 г./

История храма Вознесения Господня на Гороховом поле

По древнему московскому преданию Храм существовал здесь с начала XVII века, со времени царя Михаила Федоровича Романова.

Читайте также:  Собор успения богородицы костромского кремля, россия, город кострома, костромской кремль

Название местности, где расположен Храм, произошло от расположенного здесь Казенного горохового поля.

Обратите внимание

Сначала местность называлась просто “полем”, или “Басманным полем”, и в первый раз в 1718 году названа “Гороховым полем”.

Его пересекали две тропинки, которые позже стали улицами Вознесенской (Радио) и Гороховой (Казакова). На пересечении этих улиц и была построена церковь Вознесения Господня на Гороховом поле.

Владельцем этих земель был граф Гавриил Иванович Головкин.

В 1731 году, будучи в чине Государственного канцлера, тайного советника, разных орденов кавалера и графа, живя здесь со своими детьми и внуками пожелал по старости своих лет иметь при своем доме (домовую) церковь и подал о том прошение на имя Императрицы Анны Иоановны. Разрешение было получено и почти через два года в 1733 г. деревянная церковь была построена и освящена.

В 1737 году случился большой пожар. Сгорел дом графа Головкина и сильно пострадала церковь. На месте сгоревшей деревянной церкви был построен однопрестольный приусадебный кирпичный храм – который был домовой церковью канцлера, а позже графа Кирилла Григорьевича Разумовского. В тот период её называли церковью в “Разумовском саду”.

В 1743 г. усадьба стала принадлежать графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Граф А.Г. Разумовский, заботясь об устройстве своего дома, не забывал Вознесенской при его доме церкви и священнослужителей ее. В 1748 г.

, как видно из протоколов Московской Духовной консистории, случился пожар в доме графа и “в каменной его Сиятельства церкви Вознесения Господня внутри пол также и на церкви кровли выгорели”.

На основании резолюции Святейшего Синода и митрополита Платона церковь была восстановлена и вновь освящена.

Ко второй половине XVIII в. Гороховое поле уже не стало в собственном смысле полем. Вся местность поля стала застраиваться русскими знатными и именитыми людьми. Здесь сгруппировалась вся знать XVIII в.

И красивая местность украсилась и красивыми дворцами именитых людей Салтыковых, Головиных, Шереметьевых, Долгоруких.

С уверенностью можно сказать, что ни в одной из окрестностей Москвы не было столько “загородных дворцов”, сколько в Гороховской местности.

Важно

В 1769 г. Разумовского домовая каменная церковь Вознесения Господня была переименована из домовой в приходскую. Нет сомнения, что такое изменение произошло не без желания местных жителей и изволения самого графа. В первой метрической книге (1769-1771 гг.) написано, что церковь Вознесения изначально стояла между главным домом графа и бывшими прудами.

С 1769 г. население прилежащих мест увеличилось и церковь перестала вмещать молящихся. В 1771 г.

встал вопрос о ее перестройке “по случаю невместимости” Священник Петр Андреев и приходские люди обратились к митрополиту Платону с прошением о пожаловании земли под новую церковь.

На прошение наложена Платоном резолюция “…на новое место церковь перенести, передачу земли оформить законным порядком под строительство церкви и домов священнослужителей”. Под строительство церкви было выделено и навсегда передано 2144 кв.сажень земли.

Стоявшая на главной аллее парка Разумовского дворца старая церковь была снесена. Между частью дворца Разумовского у реки Чечоры, выходящей на улицу, и главным домом приютились дворики причта церкви, севернее была сама церковь Вознесения Господня. Река Чечора, на берегу которой находился храм, в начале ХХ века была заключена в трубу, вдоль которой расположился Елизаветинский переулок.

Считается, что церковь Вознесения была построена знаменитым архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя не найдены документальные свидетельства тому.

Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят несколько архитектурных форм, свойственных стилю, например ротонда, где расположен главный придел. Она увенчана невысоким ступенчатым куполом, над которым возвышается легкий фонарик. Эти детали Козаков очень любил и повторял в других строениях (Церковь митрополита Филиппа в Москве и др.).

По проекту М.Ф. Казакова в Москве построено свыше 100 зданий. Для графа Разумовского он построил в 1800-1802 гг. Великолепный дом (№18). Казаков во многом определил архитектурный облик Москвы XVIII и начала XIX веков.

Совет

Именно поэтому в 1939 году улица Гороховая была переименована в улицу Казакова в честь 200-летия зодчего.

Вознесенская улица, получившая название по исконно московской традиции – по названию церкви, была переименована в улицу Радио в 1929 году в связи с радиофикацией города и радиостанцией, построенной на ней.

Существует устное предание, что посвящение правого придела Святителю Николаю Чудотворцу было пожеланием основного вкладчика средств в строительство храма – Николая Никитича Демидова, тем более, что церковь, посвященная покровителю его отца – Никите Мученику уже была поблизости на Старой Басманной улице.

Духовная и материальная помощь митрополита Платона и именитого прихожанина Николая Демидова, а также молитвы и каждодневные старания священника Петра Андреева определили успех и относительно быстрое возведение храма.

Об этом и записано в клировых ведомостях церкви, что «церковь построена тщанием священника Петра Андреева на сборную от доброхотных дателей сумму и при особом вспомоществовании прихожанина господина Николая Никитича Демидова и других прихожан».

Священник храма отец Пётр за свои высокие добрые качества и особенную ревность ко вновь строящемуся храму Вознесения Господня пользовался особенным вниманием и любовью митрополита Платона.

Священник Пётр Андреев – строитель храма священствовал в 1775 – 1823 гг. почти 50 лет. К сожалению, не удалось найти свидетельства о нем, но плоды его деятельности очевидны. Именно его молитвами успешно реализован огромный проект по строительству храма.

Колокольня прямоугольной формы была построена вместе с храмом из кирпича. Колоколов было десять. На большом была надпись «Придите ко Мне вси страждующии и обременении и Аз упокою вы, иго Мое благо и бремя Мое легко есть…» отлит сей колокол мая 12 в царствование Государя Императора Александра III.

Придел Пророка Моисея Боговидца был возведен в память о церкви Моисеевского монастыря, который был расположен на Моисеевской площади между Охотным рядом и Тверской улицей, в 1789 г. упраздненного в числе прочих Манифестом Императрицы Екатерины II от 12.02.1764 г.

Обратите внимание

Кирпич, прочие строительные материалы и многие церковные предметы были перенесены в строящийся храм Вознесения Господня на Гороховом поле в 1789 году.

Это единственный придел в честь Святого Пророка Боговидца Моисея в Москве.

Чудотворная икона Пророка – одна из самых почитаемых икон храма. В московскую церковь её привезли из далекой Сибири. Так была увековечена память об упраздненном Моисеевском монастыре на Манежной площади, из кирпичей которого возведен Вознесенский храм. Прихожане считают, что в нём до сих пор живёт особый монастырский дух.

В Моисеевском женском монастыре была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами по обе стороны Алтаря – во имя пророка Моисея Боговидца и Святителя Николая Чудотворца. Упразднение их определило посвящение приделов в новом Вознесенском храме, тем более, что на камнях разобранной церкви он возрастал.

Начало строительства затягивалось, у прихожан не было денег, и только, когда им согласился помочь Николай Никитич Демидов, а церковные власти отдали материалы из-под разобранного Моисеевского монастыря, строительство началось.

Возводили её недалеко от старой церкви. В 1787 году была выделена земля, лежащия на улице, ведущей к Дворцовому мосту. «В 1788 года мая 25 числа в день славного нашего настоящего и будущего приходского праздника Вознесения Господня совершена была торжественная закладка новой Вознесенской церкви» – как сказано в сборной книге.

Закладка названа «торжественной», потому что проводил её Митрополит Платон в присутствии знатных, великих особ и приходских людей.

Читайте также:  Угличский кремль, россия, город углич, кремль

Храм с Главным престолом Вознесения Господня, приделы в трапезной – Пророка Моисея и Святителя Николая Чудотворца (был обновлён в 1872 г.).

В 1793 году мая 2 числа совершено было освящение Вознесенской церкви митрополитом Платоном в присутствии знатных персон – как записал об этом один из очевидцев великого события.

Важно

Митрополит Платон (Левшин) был очень известным человеком в Москве. Его называли «вторым Златоустом», «московским Апостолом», потому что он был замечательным, ярким проповедником во времена Государей Екатерины II, Павла I, Александра I.

В 1797 году митрополит Платон подарил большого формата Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе с собственной ручной надписью «…сию книгу Евангелия даю вкладом в церковь Вознесения Господня, что в Москве на Гороховом поле священнику Петру, Смиренный Платон митрополит Московский, 1797 ноября 18 Вифания…».

В храме в более поздние времена служил дьяконом и потом священником известный собиратель архивных документов по истории московских церквей Гавриил Иванович Холмогоров. Работы велись вместе с его братом Василием Ивановичем под руководством историка Забелина Ивана Егоровича.

Гавриил Иванович Холмогоров жил недалеко от храма на Вознесенской ул., д.2/8, но дом его не сохранился.

При советской власти в 1933 году Храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно.

В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина.

В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры.

С 1973 года памятник-храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка» и оно постоянно сотрясалось от работающих типографских машин.

Совет

В 1987 году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

После почти 70-летнего забвения храм был передан с большими трудностями Русской Православной Церкви в 1992 г. Постановлением правительства Москвы за № 622 от 11.08.1992 г.

Однако храм не был до конца освобожден арендаторами. Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики “Упаковка” – от всякого рода мусора.

Первый водосвятный молебен в приделе пророка Боговидца Моисея был совершен в праздник Святого Крещения 19 января 1993 года. В первую Божественную Литургию 13 февраля придел Пророка Боговидца Моисея был освящен малым иерейским чином Протоиереем Василием Головановым, направленным в качестве настоятеля на служение и восстановление храма в конце 1992 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II.

Святынями Храма являются: Крест-мощевик с частицами мощей Свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, прав. Симеона Богоприимца и других угодников Божиих; имеются частицы: Гроба Господня, Животворящего Креста Господня, Гроба Богоматери; иконы – Богоматери «Нечаянная радость» и «Державная», Св. Пророка Боговидца Моисея.

В ноябре 1998 года хранителем Олегом Ивановичем Бельченко в церковь был передан Образ Св. Царя Мученика Страстотерпца Николая II.

Настоятель храма, приняв икону благоверного Царя Мученика, прочитал Акафисты Божией Матери Державной и Государю Св. Царю Страстотерпцу.

Икона Государя обильно мироточила, храм наполнился благоуханием.

Протоиерей Василий Голованов был уверен, что мироточивый образ Царя оказался в храме Вознесения на Гороховом поле не случайность, а событийность.

Обратите внимание

Есть устные свидетельства очевидцев, что на второй этаж священнического дома, расположенного ранее среди других приходских построек правее храма, вела дубовая с широкими ступенями «Золотая царская лестница». По ней сам Государь Николай Александрович хаживал.

Не мог Государь не посетить и существующую возле храма женскую богадельню. Неоднократно входил и в сам Храм (Вознесения Господня), где в иконостасе Никольского придела располагалась икона Фёдоровской Божией Матери, покровительница Дома Романовых.

Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на рапорте настоятеля Храма о факте мироточения образа Государя Страстотерпца Николая II была начертана резолюция: «Мироточение святых икон мы рассматриваем как проявление милости Божией к нам в это трудное время, в котором мы живём».

В настоящее время ведутся ремонтно-реставрационные работы на фасаде храма (реставрация и восстановление фресок). 

Источник :http://hram1788.ru/05

Источник: http://RussianPulse.ru/continentalist/2018/03/18/1698990-nbsp

Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле

27.06.06/Добавлено редакцией/0

  • Показать объект на карте
  • Показать похожие объекты
  • Дата постройки: 1788-1793 гг.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Казаков М.Ф., 1905: Жуков И. Д. (ограда)
  • Адрес: Радио ул., 2, стр.1
  • Координаты: 37°40′18.09″E; 55°45′50.50″N

Распечатать информацию об объекте

Храм, известный со времен царя Михаила Романова (XVII век), построен на пересечении тропинок казенного горохового поля, позднее превратившихся в улицы – улицу Радио (бывшая Вознесенская), Казакова (бывшая Гороховая) и переулок Томакова.

Владелец этих земель граф Г.И. Головкин в 1731 году получил разрешение на постройку домовой церкви, и в 1733 году был возведен и освящен деревянный храм. Позже, когда усадьба перешла во владение графа А.Г.

Разумовского, новый хозяин начал строительство каменной церкви на месте старого деревянного храма, пострадавшего от пожара 1737 года. С 1769 года домовая церковь графа А.Г. Разумовского стала приходской.

Это послужило толчком для прошения о перестройки церкви, так как количество прихожан превысило ее размеры.

Под строительство церкви было выделено и навсегда передано 2144 кв.сажень земли. Старую церковь снесли, а на берегу реки Чечоры, в XX веке заключенную в трубу, чуть дальше от места прежней церкви, по проекту архитектора М.Ф. Казакова возвели храм. Авторство проекта Казакова не подтвержено документально, но архитектурный стиль храма говорит в пользу знаменитого зодчего.

Здание храма, выполненное в стиле раннего московского классицизма, состоит из главного престола Вознесения Господня, двух приделов – во имя свт. Николая Мирликийского и во имя Божия Моисея Боговидца и звонницы в десять колоколов.

Среди известных прихожан – актер Павел Мочалов, крещенный в этой церкви. В этом же храме крестил своего сына Михаила С.Л. Пушкин – дядя поэта. Известно, что Вознесенскую церковь посещал император Николай II.

При советской власти храм долго оставался действующим и был закрыт в 1933 г.

В разные годы в церкви располагались слесарная мастерская, общежитие, типография, склады, производственные цеха и выставочный зал, а во время Великой Отечественной войны – бомбоубежище, затем зал театра им. Гоголя. После реставрации в 1960-х годах помещение заняла типография производственного объединения “Упаковка”, позже храм передали Государственному хору Московской областной филармонии.

Важно

В 1992 году церковь Вознесения Господня на Гороховом поле была возвращена в ведомство РПЦ и отреставрирована. В настоящее время действующая.

Заказать экскурсию по этому объектуЯ здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объектаДобавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений

Источник: http://www.intomoscow.ru/cerkov-vozneseniya-gospodnya-na-gorohovom-pole.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector