Храм вознесения господня у никитских ворот, россия, город москва

Храм Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот

Страна: Россия
Город: Москва
Английское название: Ascension Church in Watchmen
Дополнительная информация: Россия, г. Москва, ул. Б. Никитская, 36

О существовании деревянного храма на этом месте упоминается ещё в 1619 году, а каменную постройку возвели ещё в 1685-1689 гг. Дошедший до нас храм был построен под руководством архитекторов О.И. Бове и Ф.М. Шестакова в 1798-1816 гг. В дальнейшем была пристроена каменная трапезная и колокольня.

Это монументальное здание отличается лаконичной отделкой, а портики и капители колонн — изумительной лепниной. Цилиндрический барабан с полусферическим куполом венчает этот храм. Во внутреннем убранстве можно обратить внимание на потрясающие иконостасы, изготовленные в 1840 году архитектором М.Д.

Быковским. Этот прекрасный храм в XIX столетии был приходом столичной интеллигенции: здесь венчался А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова, отпевали актрису М.Н. Ермолову. За два дня до своей кончины патриарх Тихон совершил последнюю службу. Храм Вознесения Господня известен своей акустикой: даже Ф.

Обратите внимание

Шаляпин пел здесь на венчании своей дочери. К сожалению, в 1931 году храм был закрыт и в помещениях храма находились производственные мастерские, лаборатории энергетического института, и даже концертный зал.

Только 23 сентября 1990 году было проведены первое богослужение и крестный ход к храму «Большое Вознесение».

В настоящее время проводятся регулярные богослужения, функционирует воскресная школа и библиотека.

    Страна: РоссияГород: Санкт-ПетербургКраткое описание: 1-й Волковский мост проходит через речку Волковку в городе Санкт-Петербурге и очень похож внешне на остальные Волковские мосты, кованые перильные ограждения имеютСтрана: РоссияГород: Санкт-ПетербургКраткое описание: 1-й Елагин мост более крупный и протяженный, чем 2-й и 3-й мосты. Он соединяет Елагин остров с Каменным в районе Старого Театра. Самый первый наплавной мост на этом мес�Страна: РоссияГород: Санкт-ПетербургКраткое описание: В 1720 году был прорыт канал между рекой Мойкой и Невой, в последствии его назвали Зимней канавкой. Через канал проходили несколько мостов, в том числе и в створе Боль�

    Страна: АвстрияГород: Санкт-Антон-ам-АрльбергСтрана: АвстрияГород: ЛехСтрана: АвстрияГород: Лех

Источник: http://101travel.ru/dostoprimechatelnosti/xram-vozneseniya-gospodnya-v-storozhah-u-nikitskih-vorot/

«Всевидящее Око Господне» Храма Большое Вознесение

?Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
2014-12-03 17:00:00Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri
2014-12-03 17:00:00Categories:

  • история
  • литература

Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» находилась на этом месте с XV века.

Каменный Вознесенский храм появился здесь по приказу матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, вместо той самой деревянной церкви в 1685-1689 годах.

Московская молва утверждает, что именно здесь в 1774 году был заключен тайный брак между Григорием Александровичем Потемкиным и императрицей Екатериной II.

Валентин Саввич Пикуль в романе «Фаворит» прямо об этом пишет. «Венчание происходило в храме Вознесения на Большой Никитской улице в Москве. И теперь понятны бесконечные хлопоты Потемкина, который, призвав на помощь гениального архитектора Баженова, хотел перестроить церковь в величественный собор.

Смерть помешала князю Таврическому закончить сооружение, храм достраивали его потомки — уже при Николае I».

А Ольга Елисеева в ЖЗЛке «Потемкин», пишет следующее.

«В церкви у Пречистенских ворот, примыкавшей к дворцу, были помещены красноречивые иконы-портреты с изображением великомученицы Екатерины и Григория, просветителя Армении.

В церковь Большого Вознесения пожертвованы серебряные свадебные венцы с небольшими эмалевыми портретами наших героев». Наши герои, это, естественно, Екатерина II и ее фаворит князь Григорий Александрович Потемкин.

Строительство церкви началось с трапезной в 1798 году, уже по проекту архитектора Матвея Казакова. Во время московского пожара 1812 года здание трапезной горело и было завершено и освящено только к 1816 году.Именно в трапезной Церкви Большого Вознесения 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Кстати.

Митрополит Филарет Дроздов, канонизированный масон, настоятель Новоспасского монастыря, настоял, чтобы Александр Сергеевич венчался не там, где он задумал – в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына, а в Церкви Большого Вознесения. И Пушкин к нему прислушался. Этому событию посвящена памятная доска на стене храма. Но об этом ниже.

Потрясающий парадный портрет Князя Сергея Михайловича Голицына кисти Василия Андреевича Тропинина висит в Музее Тропинина и московских художников его времени на Ордынке. И эта история про Филарета на табличке к портрету есть.

В том же 1831 году Николай I распорядился возобновить работы по постройке Вознесенского храма.

«Велено окончить церковь Большого Вознесения, что у Никитских ворот, — писал московский почт-директор Александр Яковлевич Булгаков брату. — Тут был дом князя Потемкина, он оставил сумму на построение этой церкви по плану, также им начертанному, с тем чтобы наследники его все это исполнили…

Государь приказал волю покойного исполнить, церковь кончить и наследников понудить внести всякому, что следовать будет… Я, чаю Браницкой, Литше и всем Голицыным, Высоцкому придется развязывать кошельки».

Сегодняшний облик церковь обрела только в 1848 году. В ее строительстве участвовали архитекторы Федор Михайлович Шестаков, Осип Иванович Бове, Михаил Доримедонтович Быковский и Афанасий Григорьевич Григорьев.Помимо «Всевидящего Ока», снаружи можно разглядеть и иные символы.

Важно

Медальоны с головками херувимов и восьмиугольными звездами или октаграммами. Медальоны с лампадой на фоне раскрытой книги и чашей на фоне раскрытой книги.

В «Войне и Мире» есть строки, упоминающие лампаду и раскрытую книгу при вступлении Пьера Безухова в братство.

«Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами.

Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу».

У входа в трапезную есть любопытная деталь. Две колонны. Яхин, что можно перевести как «утвержденный Богом». И Боаз, соответственно, «утвержденный силой». Или «Господь утвердит и в нем сила». В масонстве Яхин и Боаз это «врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны Храма Иерусалимского».

В романе Дэна Брауна «Утраченный символ» у плохого парня Захария Соломона  «…крупное тело было гладко выбрито.

Сперва Малах посмотрел на свои ступни, татуированные чешуей и когтями ястреба, затем перевел взгляд на мускулистые ноги, расписанные в виде резных колонн – левая со спиральными бороздами, правая с вертикальными. «Боаз и Яхин».

Возвращаемся к памятной доске по случаю венчания Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Две колонны, перевернутое солнце и два перевернутых свадебных голубя.

«Я был масон кишиневской ложи, то есть той, за которую уничтожили в России все ложи» писал Александр Сергеевич Пушкин в 20-х числах января 1826 года из села Михайловское Василию Андреевичу Жуковскому.

Александр Сергеевич Пушкин был посвящен в масоны 4 мая (по старому стилю) 1821 года в Кишиневе в ложе «Овидий». Об этом Пушкин так написал в «Кишиневском дневнике»: 4 мая был я принят в масоны.

Князь Петр Андреевич Вяземский, создавая в своем имении Остафьево музей, поместил туда белую перчатку, сопроводив ее особой запиской: «…Перчатка моя; другая перчатка была брошена в гроб его (Александра Сергеевича Пушкина) Жуковским».

На втором ярусе колокольни прослеживается тема двух колонн. На фризе второго яруса колокольни тамплиерские кресты в круге, а на входных дверях колокольни тамплиерские кресты в венке. Такие же кресты есть на чугунной ограде Скорбященской церкви на Большой Ордынке и на архитраве портика Храма Святителя Николая в Котельниках.

Источник: https://leonovvaleri.livejournal.com/10048.html

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма Вознесения Господня у Никитских ворот известен с 1619 года. Возведение современного здания Вознесенской церкви началось в 1798 году с привлечением известного зодчего Матвея Казакова. Строительство храма прервала Отечественная война 1812 года. В 1827 году архитектор Ф.Шестаков внес изменения в проект храма. Архитектор О.И. Бове в восполнил проект Ф.Шестакова. Современное здание храма было построено в 1836 году. Великое освящение храма совершено святетелем Филаретом 19 сентября 1848 года. В храме было устроено пять престолов: главный – Вознесения Господня и придельные – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Мирликийского. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а здание храма закрыто и передано в народное хозяйство в 1931 году. В 1990 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. 20 мая 1999 года, в праздник Вознесения Господня, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был совершен чин Великого освящения храма. 20 мая 2004 года, на праздник Вознесения Господня, состоялось освящение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II новой колокольни.В настоящее время в храме «Большое Вознесение» продолжаются реставрационно-восстановительные работы.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Чтимые иконы: Иверской Божией Матери, великомученика Пантелеимона, святителя Николая Мирликийского. Ковчег с туфелькой от мощей святителя Спиридона Тримифунтского

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужение совершается ежедневно. Начало Божественной Литургии – в 9.00 часов, Вечерни и Утрени – в 18.00 часов. В праздничные и воскресные дни Божественная Литургия совершается в 7.00 и 10.

00 часов утра, накануне Всенощное бдение – в 18.00 часов. По вторникам за вечерним богослужением читается акафист Владимирской иконе Божией Матери, по четвергам – свт. Николаю Мирликийскому, по воскресеньям – Спасителю.

ДУХОВЕНСТВО

Протопресвитер Владимир Иванович ДИВАКОВ, настоятель. Родился 14 июня 1937 года.Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.18 ноября 1962 г. – рукоположен в сан диакона. 19 декабря 1963 г. – рукоположен в сан пресвитера. 31 августа 1990 г. – назначен настоятелем храма. 10 мая 1991 г. – назначен благочинным храмов Центрального благочиния г. Москвы.1 апреля 2009 г. – назначен Секретарем Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве.
Протоиерей Владислав Александрович ЦЫПИН. Родился 22 января 1947 года.Образование: Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова; Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия, магистр богословия, доктор церковной истории.4 декабря 1985 г. – рукоположен в сан диакона.15 февраля 1986 г. – рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Борис Николаевич ДАВЫДОВ. Родился 1 февраля 1964 года.Образование: Московская Духовная Семинария.9 августа 1991 г. – рукоположен в сан диакона.28 июля 1993 г. – рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Дмитрий Иванович БЕРДНИКОВ Родился 28 июля 1972 года.Образование: Московская Духовная Семинария.30 апреля 1997 г. – рукоположен в сан диакона.1 февраля 1998 г. – рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Александр Львович ПТИЦЫН Родился 15 ноября 1965 года.Образование: Московская Духовная Семинария.06 ноября 1994 г. — рукоположен в сан диакона.20 марта 1999 г. – рукоположен в сан пресвитера.
Протодиакон Дмитрий Юрьевич КАЗАНЦЕВ. Родился 8 апреля 1968 года.Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.8 сентября 1991 г. – рукоположен в сан диакона.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/centroblag/b.voznesen.htm

Завершена реставрация храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

В столице завершилась масштабная реставрация ансамбля Высоко-Петровского монастыря и храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот. Итоги работ осмотрели Сергей Собянин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Игорь Щеголев.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также отметил большой объем реставрационных работ, которые ведутся в столице, в частности на старейших памятниках, в православных храмах.

Сергей Собянин поздравил Патриарха Кирилла с прошедшим днем рождения, пожелав от имени москвичей счастья, здоровья и успехов.

«Вашим трудами городу возвращаются такие храмы — памятники архитектуры, это подарок всем москвичам и вам тоже за ваши труды», — добавил Мэр Москвы.

Новая жизнь храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот

Храм «Большое Вознесение» является объектом культурного наследия федерального значения. Его общая площадь составляет 2,3 тысячи квадратных метров.

В 2017–2018 годах в храме прошла серьезная реставрация. Она стала завершающим этапом в возрождении московской святыни.

За два года специалисты восстановили живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма. Также на стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части укрепили слой штукатурки и удалили копоть, обновили украшения из лепнины и искусственного мрамора. Рабочие отремонтировали кровлю, и теперь внутреннему убранству церкви не грозят потопы.

«Сейчас настенная живопись полностью восстановлена. Она выглядит так, как она выглядела в XIX веке», — рассказал Сергей Филатов, заместитель директора по научной и реставрационной работе Государственного научно-исследовательского института реставрации, автор проекта реставрации живописи.

В конце XVII века недалеко от нее был расположен загородный дворец и двор второй жены царя Алексея Михайловича Романова — Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Предполагается, что в 1670 году на месте сгоревшего деревянного здания она начала строить новое, каменное, которое было завершено в 1680-х годах.

В XVIII веке в приходе храма Вознесения находился дом Александра Васильевича Потемкина — отца князя Григория Потемкина-Таврического.

В 1780-е годы Григорий Потемкин решил перестроить Вознесенскую церковь и воздвигнуть на принадлежавшем ему участке «храм новый, великолепный» высотой не менее 60 метров. Его предполагали назвать церковью лейб-гвардии Преображенского полка, так как неподалеку находился полковой двор.

Первым архитектором храма стал Василий Баженов. После смерти князя Потемкина в 1791 году за строительство взялся генерал-майор Николай Высоцкий, который привлек другого известного зодчего того времени — Матвея Казакова.

Возведение новой Вознесенской церкви началось весной 1798 года. Согласно проекту, здание должно было стать помпезным собором с высокой колокольней, галереей и скульптурами по фасаду.

Однако строительство продвигалось медленно. К 1812 году была построена и отделана только трапезная. Здание самого храма не было возведено даже наполовину — были готовы лишь фундамент и цоколь, установлены базы для колонн.

А в пожаре 1812 года постройка и вовсе сгорела вместе с чертежами Матвея Казакова.

Обратите внимание

Снова возводить церковь решено было на том же месте. Трапезную отделали довольно быстро, и уже в 1816 году в ней стали проводить церковные службы.

На сохранившихся чертежах есть подписи архитекторов Федора Шестакова, Николая Козловского, Афанасия Григорьева. Также к проекту приложил руку русский зодчий Осип Бове, который оживил суровый вид здания ионическими портиками с колоннами.

По различным причинам строительство храма затянулось на несколько десятилетий. Точка была поставлена только в 1840 году. К этому времени были закончены не только строительные работы, но и роспись храма, выполненная артелью итальянских художников.

Иконостасы были сделаны по проектам архитектора Михаила Быковского. Старая же церковь Вознесения была разобрана, а вот колокольня, стоявшая на месте нынешнего сквера, у памятника писателю Алексею Толстому, снесена не была и просуществовала вплоть до 1930-х годов.

В храме «Большое Вознесение» происходили многие знаковые события истории Москвы. Пожалуй, самое яркое из них — венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой 18 февраля 1831 года в еще недостроенном здании. Много лет спустя, в 1999 году, к 200-летию со дня рождения поэта вблизи храма в память об этом событии был установлен фонтан-ротонда «Наталья и Александр».

В 1920 году здесь же состоялось венчание дочери Федора Шаляпина и сам артист исполнял здесь праздничные песнопения.

В путеводителях по Москве XIX века неизменно указывалось, что храм Вознесения Господня у Никитских Ворот пользовался особой популярностью у московской интеллигенции, жившей в центре города.

Постепенно установилась традиция отпевать в этом храме прославленных представителей московского театрального мира.

Важно

В частности, в последний путь здесь провожали Михаила Щепкина и Марию Ермолову.

Это здание стало свидетелем событий 1917 года. По свидетельствам очевидцев, на площади Никитские Ворота, прямо у стен храма, шли особенно тяжелые бои между юнкерами, защищавшими Временное правительство, и большевиками. 13 ноября 1917 года в храме прошло отпевание юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев.

В 1925 году здесь отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон.

А окончательно храм был закрыт осенью 1931 года. Серебряные венцы, которыми венчали Александра Пушкина и Наталью Гончарову, передали в Государственную оружейную палату. Все остальное убранство храма погибло. Живопись на сводах была уничтожена или замазана.

В 1937 году снесли шатровую колокольню XVII века и на ее месте разбили сквер. Сам храм был частично перестроен: сделали второй этаж, в стенах пробили новые окна, снесли фронтоны над колоннами. Одно время в нем размещался гараж, и в стене у главного алтаря пробили ворота для въезда машин.

В 1960-е годы в храм переехала лаборатория по изучению высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского, которая покинула здание храма только в 1987 году.

Но и после верующим храм был передан не сразу, какое-то время здесь собирались открыть культурный центр с концертным залом. Только в 1990 году по просьбам москвичей храм вернули Русской православной церкви, а группы добровольцев начали его восстанавливать.

23 сентября 1990 года был совершен чин малого освящения церкви, положивший начало ежедневным богослужениям.

20 мая 1999 года, в праздник Вознесения Господня, чин великого освящения совершил Патриарх Алексий II.

Совет

В 2002–2004 годах на обнаруженном фундаменте колокольни была построена новая, 61-метровая. Ее проект разработали на основе чертежей проекта Федора Шестакова. Также в нулевых отреставрировали фасады храма.

В 2012 году были проведены работы по устройству пандуса и лестницы со стороны улицы Малая Никитская, укреплена кирпичная кладка сводов и стен трапезной, а также семь столбов ограды. А в 2015 году Правительство Москвы провело благоустройство Большой и Малой Никитских улиц.

Реставрация ансамбля Высоко-Петровского монастыря

В Москве практически завершен очередной этап реставрации храмов Высоко-Петровского монастыря — архитектурного ансамбля, расположенного на улице Петровке. Он также является объектом культурного наследия федерального значения.

В его состав входит 12 строений. В 2016–2018 годах проводились работы по реставрации четырех из них.

Колокольня с надвратной церковью — одна из архитектурных доминант улицы Петровки. В 2016–2017 годах здесь была проведена реставрация фасадов, архитектурно-лепного декора, покрытий полов верхних ярусов, гульбища и интерьеров, межъярусных лестниц.

Отремонтирована глава (проведена промывка позолоченных поверхностей). Укреплена кирпичная кладка стен, сводов, проездной арки и стилобата. Выполнено устройство системы водостока.

Отреставрированы белокаменный цоколь и кровля.

Выполнено устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием водометов и пинаклей, а также устройство отмостки, оконных и дверных заполнений, витражного блока, белокаменных и деревянных полов.

Церковь Петра Митрополита — один из старейших храмов Москвы, построенный по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового).

В 2017–2018 годах выполнены работы по реставрации кровли и фасадов церкви с укреплением кирпичной кладки, устройству белокаменных полов и отмостки, реставрации фундамента, ступеней крыльца, живописи.

В 2016 году проведены работы по реставрации надвратной церкви Пахомия: ее фасадов, белокаменных стен (стилобата), цоколя, декора и крыльца, ограждения гульбища, интерьеров, а также выполнено устройство полов и системы водостока, воссозданы оконные и дверные заполнения, отремонтирована и отреставрирована крыша.

Сейчас ведутся работы в Сергиевской трапезной. Здесь реставрируют фасады четверика и апсиды (включая белокаменный декор), конструкций крыши четверика, глав и так далее. Окончание работ намечено на 2019 год.

Обратите внимание

Финансирование работ осуществлялось в рамках программы субсидий Правительства Москвы религиозным организациям на реставрацию памятников архитектуры.

Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших в столице. Его основание связано с именем митрополита Киевского и всея Руси Петра, перенесшего митрополичью кафедру из Владимира в Москву.

К слову, по имени монастыря свои названия получили улица Петровка и Петровские ворота в стене Белого города.

Строителями и благодетелями обители были князь Иван Калита, великие князья Дмитрий Донской и Василий III, царь Алексей Михайлович, Петр I и его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, святитель Филарет Московский.

В 2015 году отмечалось 700-летие обители. А первый каменный храм во имя святителя и чудотворца Петра Митрополита появился в ансамбле в начале XVI века. Он был построен на месте одноименного деревянного храма по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового).

В 1611 году монастырь послужил форпостом обороны кремля первому народному ополчению.

Основная часть современного архитектурного комплекса Высоко-Петровского монастыря была сооружена в XVII–XVIII веках.

С 1684 по 1704 год вокруг церкви Петра Митрополита на центральном (церковном) дворе сложился выразительный ансамбль стилистически однородных монументальных каменных построек, включающий Боголюбский собор с родовой усыпальницей Нарышкиных, трапезную церковь преподобного Сергия Радонежского, святые ворота с надвратной церковью Покрова Богородицы и высокой ярусной звонницей. В соседстве с ними на территории центрального двора сохранялись древний некрополь и несколько старых каменных и деревянных построек.

Капитальная перестройка монастыря осуществлялась по инициативе царицы Натальи Кирилловны, урожденной Нарышкиной, при личном участии Петра I и по его указам.

В 1680–1690-е годах на западной границе южного двора по линии Петровской улицы возвели протяженное и нарядно декорированное двухэтажное здание Нарышкинских палат. Новые элементы появлялись в ансамбле монастыря и в середине XVIII столетия.

Это и жилой комплекс с двухэтажным настоятельским домом, и два новых храма: церковь во имя Толгской иконы Божией Матери и церковь Святого Пахомия над Задними воротами.

Важно

В 1830–1840-х годах большинство внецерковных помещений монастырского ансамбля сдавались в аренду. В Нарышкинских палатах расположились духовное училище, книжный магазин и библиотека. Монастырь был крупнейшим просветительским центром, его настоятелями назначались ректоры Московской и других духовных академий.

В 1918 году Высоко-Петровский монастырь был упразднен, но его храмы стали центром подпольных монашеских общин, в которые входили выдающиеся люди ХХ века — ученые, литераторы, врачи. В 1926 году закрыли последнюю — Боголюбскую — церковь.

В 1929-м здания передали в ведение Государственного исторического музея на правах филиала, но фактически его территорией и помещениями распоряжался город. В исторических зданиях расположились советские учреждения и коммунальные квартиры. На территории церковного двора строили сараи и гаражи.

А после Великой Отечественной войны в одном из храмов была организована репетиционная база ансамбля «Березка».

Постепенное возрождение Высоко-Петровского монастыря продолжалось более полувека.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь, здесь начали проводить богослужения. 10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Реставрация памятников религиозного назначения

Правительство Москвы продолжает реализацию программы реставрации памятников религиозного назначения. С 2011 года в городе проводились работы по 85 храмам:

— по 33 объектам — за счет средств государственной программы «Культура Москвы»;

— по 52 объектам — за счет городской программы субсидий, выделяемых Правительством Москвы религиозным организациям.

Завершена реставрация 54 храмов. Среди них в 2018 году:

— ансамбль Новоспасского монастыря — трапезная палата XVI–XVII веков с церковью Покрова 1670–1678 годов;

— ансамбль Высоко-Петровского монастыря конца XVII — XVIII века — церковь Петра Митрополита;

— ансамбль Рождественского монастыря начала XVI века, XVII–XVIII веков и начала XIX века — собор, 1501–1505 годы;

— храм «Большое Вознесение», 1848 год, архитектор Афанасий Григорьев;

— храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»), конец XVI — начало XVII века;

— церковь Людовика, 1830 год, архитектор Доменико Жилярди;

— выявленный объект культурного наследия «Комплекс богаделен на Петербургском шоссе» Императорского человеколюбивого общества;

— церковь Владимирская, 1672 год;

— ансамбль Рождественского монастыря, начало XVI века, XVII–XVIII веков и начало XIX века;

— склеп Лобановых — Ростовских 1676–1677 годов (усыпальница);

— ансамбль Ивановского монастыря XVI–XIX веков, 1860–1879 годов, архитектор Михаил Быковский;

— корпус больничный с храмом преподобной Елисаветы.

Реставрация объектов культурного наследия в Москве

С 2011 года в столице отреставрировано 1160 объектов культурного наследия, в том числе:

— 488 памятников за счет городского бюджета;

— 257 памятников за счет МИД России, Минкультуры России и других федеральных органов исполнительной власти;

— 395 памятников за счет частных инвесторов и меценатов.

В результате число подобных объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 5,3 раза — с 1325 в 2010 году до 248 в 2018 году (с 39 до шести процентов).

В числе знаковых объектов, реставрацию которых завершили в 2018 году:

— Спасская и Троицкая башни Московского Кремля;

— Старый государев двор — палаты бояр Романовых (улица Варварка, дом 10, строение 1);

— павильоны «Космос» и «Колхозный дом культуры» на ВДНХ;

— фонтан «Золотой колос» на ВДНХ;

— главный вход в ЦПКиО имени Максима Горького;

— дом, в котором жила и работала Вера Мухина, выдающийся советский скульптор (Пречистенский переулок, дом 5а);

— дом Радищева XIX века по адресу: Большой Афанасьевский переулок, дом 9;

— чугунный павильон трамвайной остановки XIX века (Красностуденческий проезд, дом 17);

— комплекс доходных домов архитектора Клавдия Розенкампфа — доходный дом, середина XIX века, 1911 год (Настасьинский переулок, дом 8, строение 1);

— читальный зал № 3 Российской государственной библиотеки (улица Воздвиженка, дом 3/5, строение 2);

— здание Литературного института имени Максима Горького (Тверской бульвар, дом 25, строение 6);

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой "смоленская"

— беседка «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»;

— дом-паровоз Министерства путей сообщения (Новая Басманная улица, дом 2/1, строение 1);

— шефский дом в комплексе Хамовнических казарм (Комсомольский проспект, дом 13).

Источник: https://viralife.ru/zavershena-restavratsiya-hrama-bolshoe-voznesenie-u-nikitskih-vorot/

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот

Храм Большого Вознесения у Никитских ворот один из самых знаменитых исторических памятников Москвы.

Первая деревянная постройка храма возникла в Москве приблизительно в конце 16 века, а первое упоминание в древнерусских летописях относится к 1619 году.

Название «Большое Вознесение» храм получил в противовес «Малому Вознесению» — более древнему храму, расположенному неподалеку.

В 1629 году в очередном московском пожаре  деревянный храм сгорел. Прихожанами церкви и священнослужителями предпринимались попытки восстановить его, однако до 1680-х гг. храм так и не был открыт. Ситуация изменилась, когда за восстановление храма взялась известная благотворительница царица Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра I).

Благодаря ей в 1685 году Храм Большое Вознесение был впервые построен из камня, и с тех пор он стал приобретать все большее значение в истории Москвы.

Храм находился напротив царского двора Натальи Кирилловны, поэтому она не пожалела средств на строительство, в результате был возведен величественный пятиглавый шатровый храм в лучших древнерусских традициях.

Совет

Спустя почти сто лет рядом с храмом расположился двор одного из фаворитов Екатерины Великой — князя Г. А. Потемкина-Таврического, командующего Преображенским полком. По одной из версий в Храме Большого Вознесения в 1774 произошло тайное венчание Екатерины Великой с Г. А.

Потемкиным, в результате чего князь пообещал воздвигнуть новый храм на месте старого, сделав его собором Преображенского полка.

Приготовления к реконструкции храма начались, однако последовавшая череда событий не позволила завершить строительство в кратчайшие сроки — возведение храма растянулось на десятилетия, в связи с чем в народе говорили о мистическом характере происходивших событий.

Для строительства нового храма вначале был приглашен известный московский архитектор Василий Баженов. Но не успел он приступить к работе, как произошла первая перипетия — в 1791 году умер князь Г. А. Потемкин. Но, тем не менее, князь завещал после смерти во что бы то не стало продолжать строительство и выделил для этого средства.

Спустя несколько лет после смерти князя произошло второе событие приостановившее реализацию проекта — скончался сам архитектор В. Баженов. Продолжить строительство было поручено другому архитектору — Матвею Казакову. В 1812 году в связи с началом Великой Отечественной войны строительство снова было прервано, а спустя несколько месяцев умер М.

Казаков. В 1827 году строительство храма вновь было возобновлено, в этот раз за дело взялись архитекторы Ф. Шестаков и О. Бове. Строительство продолжалось до конца 1840-х годов. Они возвели исполинский собор в стиле московского барокко, за образец был взят Преображенский собор в Санкт-Петербурге.

В 1848 году строительство продолжавшееся более полувека было закончено, однако, главный архитектор нового храма Большого Вознесения Ф. Шестаков за несколько месяцев до окончания строительных работ скоропостижно скончался, поэтому заканчивал строительство другой специалист в области церковной архитектуры А. Г. Григорьев.

Таким образом, по меньшей мере 5 архитекторов принимали участие в строительстве нового московского храма.

Храм Большого Вознесения всегда был местом паломничества московской интеллигенции и знати, что во многом объясняется его местоположением на Большой Никитской улице, где проживали самые именитые горожане. Неудивительно, что именно в этом храме в 1831 году выдающийся русский поэт А. С. Пушкин венчался с Н. Гончаровой.

Обратите внимание

С историей Храма Большого Вознесения так или иначе связаны и другие известные фамилии: в 1863 году здесь отпевали актера М. С. Щепкина, в 1925 году за два дня до своей смерти Патриарх Московский и Всея Руси Тихон совершил свое последнее богослужение, в 1928 году здесь прощались с актрисой М. Н. Ермоловой и т. д.

В советское время, а именно в 1931 году, храм был закрыт. Все ценное имущество храма было частично конфисковано, частично уничтожено. В 1937 году была снесена колокольня, от полного сноса храм спасла память об А. С. Пушкине.

После закрытия в помещениях храма  располагались склады тары и лаборатория НИИ им. Кржижановского. В конце 1980-х гг. была произведена реставрация зданий, предназначенная первоначально для устройства там концертного зала.

Однако в 1990 году Храм Большое Вознесение был передан Русской Православной Церкви, и в том же году начались первые богослужения.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2012/06/12/hram-bolshogo-vozneseniya-u-nikitskih-vorot/

Храм Вознесения Господня. Москва

Величественный храм Вознесения Господня, который в Москве называют Большим Вознесением, украшает площадь Никитских ворот.

Запись относится к месту:
Москва

Храм Вознесения Господня построен на месте, издавна использовавшемся для православных богослужений. Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», впервые упоминающаяся в летописях XV века, сгорела в 1629 году. Возможно, название «в сторожах» связано с предпольным деревянным укреплением на опасном западном направлении — острогом.

В 1685—1689 годах царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалёку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами Владимирской иконы Божией Матери и Святителя Николая — чуть западнее ныне стоящего.

В XVIII веке участок перешёл в собственность князя Г. А. Потёмкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г. А. Потёмкина с Екатериной Великой.

Во всяком случае, именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более крупной каменной церкви.

Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова.

Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело и было завершено в 1816 году.

В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 года состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой.

К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым. В 1830 году О. И.

Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании. Иконостасы выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским.

Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

Хотя официально храм назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», в народе широко распространилось название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более старой церкви, построенной в 1634 году, которая официально называлась «Церковью Вознесения Господня на Никитской в Белом городе».

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объем (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: иконы Владимирской Божией Матери и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости».

Важно

Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову. 5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение — хиротонию епископа Сергия Никольского — Патриарх Московский и всея России Тихон.

В 1931 году церковь была закрыта. В 1937 году снесена колокольня XVII века. Хотя здание было оставлено как памятник пушкинской эпохи, многое из убранства церкви было утрачено.

До 1987 года в помещении церкви размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал.

В 1987—1990 годах прошла реставрация храма, после чего он был передан Московской Патриархии.

Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 года; в 1999 году, на праздник Вознесения Господня, храм был освящен архиерейским чином.

В 2002—2004 годах с западной стороны храма была заново построена колокольня (архитектор-реставратор Олег Игоревич Журин), которая была освящена Патриархом Алексием II 20 мая 2004 года.

3 мая 2009 года в Большом Вознесении была обнаружена пропажа икон XIX века: образа Господа Вседержителя и Боголюбского образа Божией Матери. Поиск ведет Московский угрозыск и УВД по Центральному округу.

Автор панорамы и ещё нескольких фотографий интерьера храма — Рита Федина

Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=316

Храм Вознесения Господня в Сторожах

121095, ул. Б. Никитская, 36.

Схема проезда:

Контакты:

121095, ул. Б. Никитская, 36
+7 499 690-59-36.

Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»).

Когда-то, еще в 15-м веке, стояла здесь деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах», сгоревшая в 1629 году.
И где-то году в 1689-м царица Наталья Кирилловна Нарышкина (мать Петра Первого), чей двор находился неподалёку, построила каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах».

В XVIII веке участок этот стал собственностью светлейшего князя и фаворита Екатерины II Григория Александровича Потёмкина.
Существует версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялось тайное венчание Потёмкина с Екатериной Великой. И вроде бы после венчания дал светлейший князь обет построить на этом месте взамен существующего новую церковь.

Так или нет, но известно, что Потемкин заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой каменной церкви. Храм среди прочего задумывался еще и как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был Потемкин-Таврический. Для возведения большого собора князь выделил часть территории своей усадьбы, находившейся рядом с церковью.

Совет

Имя архитектора, делавшего первоначальный эскиз здания, неизвестно. Однако строить начали с трапезной по проекту Матвея Казакова.

Строили очень долго, вплоть до войны 12-го года, когда недостроенное здание полностью выгорело и долго восстанавливалось.

И продолжало строиться стараниями известных архитекторов – приложили свои таланты Шестаков, Бове, Быковский и Григорьев. Полностью строительство завершили лишь в 1848 году.

Храм официально назывался «Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами», но в народе бытовало название «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения», которая стоит ныне на Большой Никитской, 18.

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основа его – прямоугольный объём (четверик), который завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом.

Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Говорят, что на венчании своей дочери, в церкви пел сам Федор Иванович Шаляпин.

И последний факт. Здесь в 1831 году в еще недостроенной церкви венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Николаевна Гончарова.

Церковь Вознесения Господня “Большое Вознесение” в Сторожах.
Улица Большая Никитская, 36

(2

Источник: https://radiovera.ru/27112.html

Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот в Москве

Церковь Вознесения Господня, расположенная недалеко от Никитских ворот в Москве, в народе именуется — «Большое Вознесение».

Дело в том, что на Большой Никитской улице, сооружен одноименный Вознесенский храм, называемый «Малое Вознесение», и чтобы их не путать, ввели эти дополнительные названия. Местность, на которой расположена церковь, берет свое название от Никитского женского монастыря. Он был расположен рядом с Московским Университетом.

Архитектура храма выполнена в стиле классицизма. Хотя нынешнее здание было построено в начале девятнадцатого века, его история начинается задолго до правления Петра Великого. Решение о строительстве храма приняла Наталья Петровна Нарышкина во второй половине семнадцатого века.

Царица приказала построить новую каменную церковь напротив ее двора. Двор царицы был расположен на том самом месте, где сейчас находиться Столовый переулок. Сто лет спустя, когда страной правила Екатерина Великая, рядом с храмом был размещен двор князя Г.А. Потемкина-Таврического, любимца императрицы.

Обратите внимание

Именно он задумал превратить церковь в собор и назвать его в честь Преображенского полка, которым он в то время командовал. Строительство происходило под начальством Василия Баженова, знаменитого архитектора, который возводил дворец Пашкова на улице Моховой.

Строительство церкви Большого Вознесения сопровождалось различными мистическими происшествиями. Во-первых, возникла острая необходимость построить более царственное и свободное здание, т.к. фундамент нарышкинской церкви пришел в негодность и мог в любой момент разрушиться. Во-вторых, архитектор и генерал вскоре скончались.

Как и библейский царь Давид, Потемкин приложил все усилия для возведения храма, но так его и не увидел. Смерть настигла его в 1791 году, а спустя несколько лет, в Петербурге «отдал богу душу» Баженов. Продолжить работу над проектом поручили Матвею Казакову. Но, в 1812 году началась Отечественная война, и строительство пришлось остановить. Казаков умер в тот же год.

Читайте также:  Собор успения богородицы в успенском желтиковом монастыре, россия, тверская область, село борихино, улица борихинская

Возведение храма закончилось лишь в 1945 году архитекторами И. Козловским и А. Григорьевым.

Церковь Вознесения Господня в жизни исторических личностей

Церковь Вознесения Господня во все времена был в почете у интеллигенции. С ней была связана судьба многих великих людей России. Имя Потемкина, часто упоминается в легендах об истории храма. Здесь хранились брачные венцы Екатерины Великой и князя Потемкина.

Хотя венчание происходило в другом храме, было принято решение разместить их именно здесь. В притворе строящегося храма венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, которая жила на Большой Никитской улице. Церемония состоялась 18 февраля 1831 года.

Здесь отпевали великого писателя М.С.Щепкина, который умер в 1863, а 13 ноября 1917 у здания храма, вся Москва оплакивала юнкеров, павших в сражении у Никитских ворот.

В 1920 году, здесь обвенчалась со своим будущим мужем Марина Шаляпина, а ее отец известный во всем мире певец Федор Шаляпин, сам читал стихи под сводом храма.

В церкви Вознесения отпевали Марию Ермолову, которая первая удостоилась звания «Народной артистки СССР». Панихида началась рано утром и продолжалась до позднего вечера, после чего гроб с ее телом был перенесен в Малый театр. Дом-музей Ермоловой расположен рядом, на Тверском бульваре.

Храм был закрыт в 1931 году. Хотя память о Пушкине смогла уберечь здание от сноса, все же оно существенно пострадало. Ценное имущество разграбили. Внутреннее убранство было полностью уничтожено, а иконы сожжены. Была снесена и величественная колокольня. На ее месте разбили сквер и установили памятник А.Н.

Толстому, который провел последние годы жизни в доме на Спиридоновке, расположенного напротив церкви. Недавно было принято решение о восстановлении колокольни.

Многие годы здание храма занимали всевозможные учреждения. Потом было выдвинуто предложение обустроить здесь концертный зал, в связи с превосходной акустикой.

Важно

Но этого так и не произошло, в 90-х годах «Большое Вознесение» было передано под руководство Православной Церкви.

Источник: http://www.panotours.ru/katalog/churches/zerkov-vozneseniya-u-nikitskih-vorot.html

Протоиерей Владимир Диваков: Церковь «Большое Вознесение» — центр духовной жизни интеллигенции / Интервью / Патриархия.ru

26 марта 2007 г. 13:41

Протоиерей Владимир Диваков — заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный церквей Центрального округа города Москвы, настоятель храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение). Почти вся его жизнь посвящена служению Церкви.

За свою 45-летнюю священническую деятельность отец Владимир награжден орденами благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобного Сергия Радонежского II и III степеней, равноапостольного князя Владимира II и III степеней, государственными орденами Дружбы и Почета.

В ноябре прошлого года протоиерей Владимир Диваков в числе других священнослужителей за выдающийся вклад в духовное возрождение России стал лауреатом национальной премии «Человек года — 2006».

— Отец Владимир, расскажите о себе, в какой семье Вы воспитывались? Как пришли к священническому служению?

— Я родился в 1937 году в Москве в светской семье. Мама работала учителем в начальной школе, а папа был офицером. В первые месяцы Великой Отечественной войны он погиб под Вязьмой. Меня и младшего брата воспитывала мама. Она, как и ее родители, была глубоко верующим человеком и с малых лет водила нас в храм.

Я был крещен в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове. С детства помогал и прислуживал там же. И уже тогда для себя решил, что стану священнослужителем, но понимал — это произойдет не скоро. Я окончил школу и три курса Электромеханического техникума.

В 1957 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию, за тем продолжил обучение в Московской духовной академии, окончил ее в звании кандидата богословия. Служил в разных московских храмах. Настоятелем пресненского храма в честь Вознесения Господня у Никитских ворот (Большое Вознесение) стал в 1990 году.
Мой младший брат тоже священник.

Сейчас он настоятель (ключарь) Берлинского собора. Сын также выбрал эту дорогу и преподает в Московской духовной семинарии.

— Много ли на Пресне храмов?

— Для меня, как настоятеля храма, который находится в Пресненском районе, и как для благочинного храмов Центрального округа, Пресня — это не какое-то географическое название Москвы, а центр религиозной жизни города. Пятнадцать лет назад в районе было всего три православных храма, а во всей Москве — 45.

В начале 90-х годов началось восстановление утраченных православных святынь, которые всегда притягивали верующих. Нелегко шло их восстановление, многие храмы были серьезно разрушены. Сейчас только в Центральном округе действует 238 храмов, из них 14 — в Пресненском районе.

Совет

Они наполнили жизнь Пресни не только духовным содержанием, но стали и архитектурным украшением района. Я бы не сказал, что на сегодня все храмы полностью отреставрированы. Десять лет шла реконструкция храма Николая Святителя на Трех горах, который находился в полу разрушенном состоянии.

Сначала там располагался Дом культуры Павлика Морозова, затем в здании намеревались разместить цех Трехгорной мануфактуры. Помещение ничем не напоминало храм. Другой пресненский храм — Иоанна Богослова на Тверском бульваре вообще был в аварийном состоянии.

В целом святыни восстановлены, но многое еще предстоит сделать для того, чтобы полностью воссоздать их внутреннее убранство и вернуть им прежний вид.

— Расскажите о храме «Большое Вознесение», его истории.

— «Большое Вознесение» — это главный храм района. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 году, в 1685-1689 годах он был заменен каменным. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был построен в 1798-1816 (трапезная) и в 1827-1840 годах (основная часть храма). Главный храм возводился по проекту известных архитекторов того времени О.И.

Бове и Ф.М. Шестакова с сохранением колокольни каменного храма XVII века. В XIX-XX веках храм «Большое Вознесение», обладавший прекрасной акустикой, стал приходом московской интеллигенции. С ним связано много исторических событий. Здесь венчался А.С. Пушкин, отпевали М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову. В этом храме Святейший Патриарх Тихон совершил свою последнюю службу.

В 1931 году храм закрыли, колокольню разрушили, в помещении сначала размещался производственный цех, затем концертный зал. Казалось, духовные нити, связывающие передовых и образованных людей того времени, прервались.

Но когда 23 сентября 1990 года здесь возобновились богослужения, храм «Большое Вознесение» вновь стал средоточием духовной жизни московской интеллигенции.

Восстановление храма проходило не просто. Внешне он выглядел благоприятно, но внутри было страшное зрелище. Вместо полов зияли глубокие провалы, имелось множество ненужных пристроек, проемов, которые пришлось ломать, вычищать и заново реставрировать. В музее Щусева сохранились некоторые фотографии внутреннего убранства храма. И по ним мы восстанавливали его.

Провели очень сложные и дорогостоящие работы — резьбу по дереву, золочение, написание икон, роспись сводов. Интересно, что когда мы стали расчищать своды, а расчищать приходилось скальпелем по дециметру, то под 8-10 слоями краски обнаружили остатки прежней росписи. Сейчас эта живопись открыта. И мы ни сколько не жалеем, что положили столько сил, чтобы ее восстановить.

Обратите внимание

У нас была возможность на что-то равняться и продолжать работу в том же стиле. Префектура Центрального округа и управа Пресненского района оказали значительную помощь в благоустройстве территории вокруг храма, где появились уютный сквер, фонтан. Власти округа и района также помогли восстановить колокольню, которая, по словам мэра Москвы Ю.М.

Лужкова, стала доминантой площади и завершила архитектурный облик храма.

— Много ли в районе верующих? Кто сегодня Ваши прихожане? Есть ли среди них молодежь? Приходят ли в храм известные люди?

— Верующих в храмах, я считаю, собирается достаточно. Хотя центр города не столь населенный, как новые районы. Но по праздникам многие люди из отдаленных районов приезжают к нам. Много приходит в храм интеллигенции, известных людей — артисты, деятели науки, политики и другие узнаваемые лица. Они ведут себя как обычные миряне, ничем не выделяются, не подчеркивают свою значимость.

Приходит и молодежь. Я бы сказал, сейчас поколение сменилось. Раньше в храмах, в основном, бабушки были. Это поколение ушло. В свое время нас предупреждали, что, мол, храмы наполняют бабушки, они уйдут — и никто не будет ходить. Храмы будут пустые. Но этого не случилось. Храмы все равно наполняются людьми, в том числе и молодыми. Они крестят своих детей, венчаются, принимают причастие.

— А бывает, что неверующие люди, будучи уже в зрелом возрасте, все же приходят к вере в Бога?

— Таких примеров немало. Недавно пришел 60-летний мужчина и попросил его окрестить. Сказал, что работал на телевидении, делал репортажи на православные темы, но сам все откладывал принять крещение. Был и такой случай.

На Пасху пришел в храм пожилой человек — ветеран войны с множеством наград и попросил его крестить. Ему поясняют: надо подождать, сейчас Пасха, а он говорит, что ему было видение, и креститься надо именно сегодня.

Его окрестили.

— Нашли ли в Православной Церкви свое место такие современные технические новшества, как сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и другое?

— Конечно, сотовые телефоны проникли везде. Есть они и у священнослужителей. Никто не воспрещает ими пользоваться. Единственное, во время службы мы просим прихожан выключать свои телефоны. Разумеется, используются компьютеры и другая современная техника. Без нее сейчас немыслимо ведение документации.

Сейчас приходы стали использовать Интернет. Сайт — эффективный способ донести информацию до тех из прихожан, кому это удобно. На них помещаются расписание богослужений, анонсы приходских мероприятий, новости, рассказы о праздниках, странички для детей. Есть разделы, ориентированные на более широкую аудиторию. Сюда входят публикации духовенства, рубрики «Вопросы и ответы» и др.

Домовой храм святой мученицы Татьяны при МГУ им. М.В. Ломоносова — пионер в этом отношении. Не так давно был создан официальный портал Русской Православной Церкви. На Пресне, например, собственный сайт есть у храма Святителя Николая на Трех Горах в Нововаганьковском переулке. Однако не стоит забывать, что никакие технологии не заменят личного, живого участия в церковном богослужении.

— Считает ли Церковь вредным для души ребенка компьютерные игры? На что лучше обратить внимание родителям, чтобы компьютер приносил для детской души больше пользы и меньше вреда?

— Мне кажется, чем меньше ребенок будет проводить время за компьютером, тем лучше. И чем позже дети садятся за компьютер, тем полезнее для них. Это все-таки виртуальный мир, а не настоящий.

Кроме того, ребенку нужно двигаться, нужны физические упражнения, да и просто гулять и дышать свежим воздухом.

Если мы будем воспитать детей так, чтобы они проводили время в виртуальном мире, отучались самостоятельно и творчески работать, мыслить, то вырастим людей пассивных, бездуховных.

—Сейчас в школах вводятся уроки православной культуры. Зачем они нужны?

— Истоки русской культуры лежат в Православии. Именно оно формировало духовность, историю, самобытность нашей страны. Россия всегда была многонациональной страной. И люди терпимо относились друг к другу, к разным религиям. И это тоже заложено в православной культуре.

Во многих городах России предмет «Православная культура» изучается с удовольствием, об этом говорят даже сами ребята, в том же Татарстане или Мордовии. Я знаю людей иудейской национальности, которые говорят: почему бы нам не изучать этот предмет, если мы живем в России и хотим знать российскую культуру и историю.

Важно

Однако в Москве существует некоторое противостояние тому, чтобы в городских школах вводился этот предмет. Есть люди, которые, не вникнув в суть дела, считают уроки православной культуры законом Божьим. Но это не закон Божий, это, прежде всего, история и культура нашей страны.

Кстати, Святейший Патриарх на одном из Епархиальных собраний этой теме посвятил целую главу своего доклада. Думаю, все трудности и противоречия все лее будут преодолены, и уроки Православия появятся и в московских школах, пусть даже на факультативной основе.

— Отец Владимир, как Вы относитесь к проекту «Пишем вместе историю Пресни», в рамках которого, например, вышла книга по истории Пресненского района, проводится много различных мероприятий, встреч?

— Я рад, что у редакции вашей газеты такая благородная цель. Вы занимаетесь не только информационным, но и духовным просвещением жителей района и москвичей в целом.

И то, что вы пытаетесь написать историю своей «малой родины» — это благое дело, особенно для подрастающего поколения. Хотелось бы пожелать вам дальнейшего преуспевания в этом.

Чтобы ваша аудитория расширялась, потому что такие темы располагают людей к вашей газете.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/215430.html

Ссылка на основную публикацию