Икона божией матери александрийская

Икона Божией Матери Александрийская

На­зва­ние ико­ны про­ис­хо­дит от еги­пет­ско­го го­ро­да Алек­сан­дрии – од­но­го из цен­тров ран­не­го хри­сти­ан­ства. Све­де­ний об этом об­ра­зе со­хра­ни­лось немно­го, и со­хра­нив­ша­я­ся ин­фор­ма­ция про­ти­во­ре­чи­ва.

В кни­ге свя­то­го но­во­му­че­ни­ка Ев­ге­ния По­се­ля­ни­на пи­шет­ся: «По изо­бра­же­нию на ста­рин­ных гра­вю­рах ико­на пред­став­ля­ет из се­бя по­яс­ной об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Бо­гом­ла­ден­цем, Ко­то­ро­го Она под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой».

Фра­за «под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой» раз­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми вос­при­ни­ма­ет­ся неод­но­знач­но. Од­ни счи­та­ют, что под­чёр­ки­ва­ние это­го фак­та пред­по­ла­га­ет рас­по­ло­же­ние Бо­гом­ла­ден­ца сле­ва от Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Обратите внимание

Дру­гие до­пус­ка­ют, что Он вполне мог вос­се­дать и на пра­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы.

Сто­рон­ни­ки пер­во­го утвер­жде­ния вы­дви­га­ют вер­сию, что по­до­би­ем Алек­сан­дрий­ско­го об­ра­за мо­жет быть дру­гая пра­во­слав­ная еги­пет­ская свя­ты­ня – ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри VI ве­ка из Си­най­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Ека­те­ри­ны.

На этом об­ра­зе ред­кой ико­но­гра­фии Бо­гом­ла­де­нец си­дит на ле­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы и Она под­дер­жи­ва­ет его пра­вой ру­кой ха­рак­тер­ным, как бы обе­ре­га­ю­щим же­стом.

Ико­на вы­пол­не­на ме­то­дом эн­ка­у­сти­ки – тех­ни­ки жи­во­пи­си, в ко­то­рой свя­зу­ю­щим ве­ще­ством кра­сок яв­ля­ет­ся воск, жи­во­пись вы­пол­ня­ет­ся крас­ка­ми в рас­плав­лен­ном ви­де. На­хо­дит­ся об­раз в Му­зее ис­кусств име­ни Бог­да­на и Вар­ва­ры Ха­нен­ко, Ки­ев.

Спра­вед­ли­во­сти ра­ди, сто­ит от­ме­тить, что пред­по­ло­же­ние иден­тич­но­сти двух икон ос­но­ва­но лишь на умо­за­клю­че­ни­ях и ни­ка­ки­ми фак­та­ми не под­твер­жде­но.

Су­ще­ству­ет и дру­гое, бо­лее кон­крет­ное опи­са­ние ико­ны: «На Алек­сан­дрий­ской иконе Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Её пра­вой ру­ке (дексио­кра­ту­са). Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой – дер­жит сви­ток.»[1]

Опи­са­нию из «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии» со­от­вет­ству­ет ико­на под на­зва­ни­ем Алек­сан­дрий­ская – од­на из 120 клейм ико­ны «Бо­го­ма­терь Неча­ян­ная Ра­дость со 120 чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми Бо­го­ма­те­ри» из церк­ви Со­ро­ка му­че­ни­ков на Но­воспас­ской пло­ща­ди в Москве, ко­то­рая ныне на­хо­дит­ся в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее.

На ос­но­ва­нии этих двух опи­са­ний (из кни­ги Е. По­се­ля­ни­на и «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии») мож­но сде­лать два вы­во­да: ли­бо это раз­лич­ное опи­са­ние од­но­го и то­го же об­ра­за, ли­бо су­ще­ству­ет два со­вер­шен­но раз­ных по ико­но­гра­фии об­ра­за под на­зва­ни­ем «Бо­го­ма­терь Алек­сан­дрий­ская».

[1] «Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия» http://www.pravenc.ru/text/64454.html.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-aleksandrijskaja

Православная Александрийская Икона

Одной из древних почитаемых святынь признана православными верующими старинная икона Александрийская Божья Матерь. Сведений про этот образ почти не сохранилось, известно лишь, что название иконы происходит от египетского города Александрии. Изображение имеется только на поздних гравюрах и иконах.

Данная святыня представляет собой поясное изображение Божьей Матери с Богомладенцем, которого Она поддерживает правой рукой. Младенец правой рукой благословляет, а в левой — держит свиток. Икона выполнена методом энкаустики, в котором главным связующим веществом красок является воск.

Эта святая икона сегодня находится в Киевском музее искусств Богдана и Варвары Ханенко.

Важно

Древнему описанию соответствует аналогичная чудотворная икона Александрийская — одна из 120 клейм иконы Богоматери Нечаянная Радость со 120 чудотворными иконами Богородицы из церкви Сорока мучеников в Москве, которая находится в Государственной Третьяковской галерее.

Историки на сегодняшний день не могут найти точного ответа на вопрос, принадлежат ли эти описания к одному образу или это два совершенно разных иконографических образа Александрийской Богородицы. День памяти христианской Александрийской иконы отмечается 14 сентября.

Коллекционеры разных стран считают долгом пополнить свои коллекции древними списками с этого замечательного образа.

Мастера иконописи предлагают разные варианты этой иконы, выполненные классическими способами написания и варианты прикладного искусства, среди которых, иконы Екатерины Александрийской с использование шелкографии, иконы, вышитые бисером. Купить икону Кирилла Александрийского в современном варианте можно в церковных лавках и интернет-магазинах.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Александрийская Икона, вышитая бисером

Древний образ Александрийской Богородицы, несмотря на свою редкость, пользуется популярностью среди христиан ввиду своего замечательного религиозного сюжета.

Икона Александрийская, вышитая бисером станет замечательным подарком для христиан, которые считают икону не только произведением православного искусства, но и духовной ценностью.

Бисерная икона отличается уникальной красотой, яркими красочными цветовыми решениями и очень оригинальным оформлением ювелирными материалами или драгоценными камнями. Такой подарок станет достойным дополнением к тем святым образам, которые украшают домашний иконостас каждого верующего.

Источник: https://www.sudba.info/pravoslavnaya-aleksandrijskaya-ikona/

Тропарь Иконе Божией Матери Черниговская-Гефсиманская

Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан, /понеже инаго упования не имамы разве Тебе, /Всенепорочная Владычице моя. Госпоже Богородице, /Мати Христа Бога моего. /Темже помилуй и избави мя от всех зол моих /и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего, /да помилует окаянную душу мою, /и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всеблаженная» или «Памакариста»

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Всеблаженная”

День памяти: 1 / 14 Сентября

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Всеблаженная”, или “Памакариста”, прислана в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение граду Казани после кражи и утраты Казанской иконы Божией Матери. Эта икона – точный список с находившейся в

Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери, единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе от различных разграблений.

Тропарь, глас 4

Александрийская икона Божией Матери

Торжество́ дне́сь пра́зднуем све́тлое,/ се́ бо предлежи́т, о Всеблаже́нная, ико́на Твоя́ Всечестна́я,/ к не́йже любо́вию се́рдца вси́ приходя́ще, Влады́чице,/ покланя́емся и те́пло Тебе́ вопие́м:// изба́ви на́с от бе́д и обстоя́ний.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Празднование 1 / 14 сентября.

Исторических сведений об этой иконе, как и указаний на то, почему она – «Александрийская» – не сохранилось; время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), а также на аналогичной иконе XIX в. из монастыря Симонопетра на Афоне.

На Александрийской иконе Богоматерь представлена с младенцем, сидящим на Ее правой руке (дексиократуса), младенец благословляет правой рукой, в левой – держит свиток.

Августовская икона Божией Матери.

День памяти: 14 сентября

Августовская икона Божией Матери

Августовская икона Пресвятой Богородицы — почитаемая в Русской церкви икона, написанная в память её явления в 1914 году русским солдатам на Северо-Западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской Империи (ныне на территории Восточной Польши, Белостокское воеводство.).

Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу. По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября (20 на 21 сентября по-нашему) они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом на одной её руке, а другая рука указывала на запад.

Одними из них были кирасиры Его Величества (Царскосельского) полка, расположившиеся в нескольких километрах к востоку от города Мариамполя[217], другими – донские казаки, стоявшие в лесном массиве. По свидетельству очевидцев, все солдаты и офицеры во время явления Божией Матери встали на колени и молились.

Дело в том, что в начале сентября наши войска в обозначенном районе в ходе боев несли большие потери и отступали к реке Неману. Ни о какой победе наших войск в то время, не шло и речи. Весть о чудесном явлении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по войскам и укрепила их боевой дух.

Вскоре, через две недели русские войска пошли в наступление и 20 сентября / 3 октября одержали победу под городом Августов. Поэтому, по истечению некоторого времени, явление Божией Матери стало ассоциироваться с победой наших войск под городом Августов, а чудо явления получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление».

Это сообщение было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках. С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Написана икона была по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в 1916 году и, соответственно, до 1917 года не успела распространиться в большом количестве списков.

Кроме того, после революции списки этой иконы уничтожались с особой озлобленностью. Икона Божией Матери «Августовская победа» является одной из самых редких и самых таинственных икон Божией Матери. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение:»….

Совет

благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…» 17 апреля 2008 года по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 1 (14) сентября.

Новое празднование приурочено к 1/14 сентября – дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на северо-западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, в районе города Августова Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши).

Это чудесное событие произошло на второй месяц войны, получило широкую огласку в церковной и светской печати и вызвало большое воодушевление в войсках и в тылу. В разных губерниях России было создано немало икон с изображением указанного явления Пресвятой Богородицы. Написание большинства икон относится к 1915–1916 годам.

В те же годы в различных городах России неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки, печатались плакаты, изготовлялись пасхальные яйца, иллюстрировавшие чудесное явление Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов.

Они распространялись широко по стране, в том числе среди солдат и офицеров действующей армии. С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде.

В результате 31 марта 1916 года после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с северо-западного фронта, Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

В настоящее время различные списки Августовской иконы Пресвятой Богородицы почитаются в храмах на территории России, Белоруссии, Молдавии и Украины.

Источник: https://cyberpedia.su/9×15161.html

Александрийская икона Божией Матери

Избранные иконы Третьяковской галереи.
Византийские иконы Синая.
Чудотворная икона Божией
Матери «Всецарица».

Чтимый список с древней чудотворной иконы, специально изготовленный в Ватопедском монастыре и привезенный в Россию, находится в Московском Новоспасском мужском монастыре.

Перед ним ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением.

Чудотворная икона

«Неупиваемая Чаша».
Чудотворные иконы «Неупиваемая Чаша» находятся в Серпухове во Владычном женском монастыре и Высоцком мужском монастыре.Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы – оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии   Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы   Акафисты иконам Богородицы
  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

    Название иконы происходит от египетского города Александрии – одного из центров раннего христианства. Сведений об этом образе сохранилось немного, и сохранившаяся информация противоречива.

    Читайте также:  Троицкий собор троице-сергиевой лавры, россия, московская область, город сергиев посад

    В книге святого новомученика Евгения Поселянина пишется: «По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой».

    Фраза «поддерживает правой рукой» разными исследователями воспринимается неоднозначно. Одни считают, что подчёркивание этого факта предполагает расположение Богомладенца слева от Божией Матери.

    Другие допускают, что Он вполне мог восседать и на правой руке Богородицы.

    Обратите внимание

    Сторонники первого утверждения выдвигают версию, что подобием Александрийского образа может быть другая православная египетская святыня – икона Божией Матери VI века из Синайского монастыря святой Екатерины. На этом образе редкой иконографии Богомладенец сидит на левой руке Богородицы и Она поддерживает его правой рукой характерным, как бы оберегающим жестом.

    Икона выполнена в методом энкаустики – техники живописи, в которой связующим веществом красок является воск, живопись выполняется красками в расплавленном виде. Находится образ в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев. Справедливости ради, стоит отметить, что предположение идентичности двух икон основано лишь на умозаключениях и никакими фактами не подтверждено.

    Существует и другое, более конкретное описание иконы: «На Александрийской иконе Богоматерь представлена с Младенцем, сидящим на Её правой руке (дексиократуса). Младенец благословляет правой рукой, в левой – держит свиток.»

    Описанию из «Православной энциклопедии» соответствует икона под названием Александрийская – одна из 120 клейм иконы «Богоматерь Нечаянная Радость со 120 чудотворными иконами Богоматери» из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве, которая ныне находится в Государственной Третьяковской галерее.

    На основании этих двух описаний (из книги Е. Поселянина и «Православной энциклопедии») можно сделать два вывода: либо это различное описание одного и того же образа, либо существует два совершенно разных по иконографии образа под названием «Богоматерь Александрийская».

    День празднования: 14 сентября (1 сентября по старому стилю).

    В началоАлександрийская икона Божией Матери.Александрийская икона Божией Матери.

      А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

    В начало

    Достопримечательности Костромы Что посмотреть в Санкт-Петербурге

    Боголюбская икона
    Божией Матери. Боголюбская (древнее название Боголюбивая) икона Божией Матери — одна из первых написанных на Руси икон.

    Святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске

    икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему в ночном видении.

    Иерусалимская икона Божией Матери.

    «Избавительница от бед»
    икона Божией Матери. Афон Святая Гора Библия Годеново Грехи человека Дом из бруса Заказать иконостас Закон Божий Книги оптом Лекарства Ленинграда справочник Монастыри Киева Путешествия Следственная практика Строим дом из бруса Уголовная практика Храмы Киева Христианину Энциклопедия жизни

    ©  2009-2018  •  При копировании материалов активная ссылка на страницы сайта обязательна. Все права на находящиеся на сайте материалы принадлежат правообладателям. Если Вы обнаружили на сайте материалы, которые нарушают Ваши авторские права, прошу немедленно собщить об этом по e-mail [email protected]Путешествия по Святым местам

    наверх

    Источник: https://readtiger.com/www.vidania.ru/icony/icon_aleksandriiskaya.html

    Святая Екатерина Александрийская

    Святую Екатерину Александрийскую называют «Невестой Христа». Ради любви к Нему она отреклась от языческой веры и земных благ, а потом приняла мученическую смерть. В борьбе с идолопоклонниками Екатерина руководствовалась логикой и смогла самых премудрых философов своего времени убедить в истинности учения о Едином Боге.

    Сегодня великомученица почитается как Небесная Покровительница наук и образования. По всему миру университеты называются именем этой Святой, а христиане молятся ей, чтобы испросить помощи в учении.

    Празднование в честь Святой Екатерины совершается 1 раз в год – 7 декабря (24 ноября по старому стилю). В этот же день почитают Святую Августу, Порфирия Стратилата и 200 воинов, которые вместе с Екатериной приняли мученическую смерть за веру во Христа.

    Всенародную любовь Великомученица Екатерина заслужила ещё в имперский период России: недаром две великие императрицы нашей страны – Екатерина I и Екатерина II – при крещении в православную веру принимали имя Святой.

    Именно Петербург стал первым городом страны, где были возведены храмы в честь Екатерины.

    Важно

    Одна из древних почитаемых икон Святой пребывает в Исаакиевском Соборе, а другая, также чтимая, но современная (1988 год) – в церкви Святой Екатерины в селе Мурино Ленинградской области.

    В Москве помолиться перед чудотворной иконой Великомученицы можно в храме Святой Екатерины на Всполье. Здесь же пребывает ковчег с частицей её мощей. Ещё одна реликвия, связанная со Святой – камень с горы Синай и кольцо Екатерины – бережно хранятся в Храме Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве.

    Монастырь Святой Екатерины на горе Синай

    Гора Синай (которую также величают Божией Горой Хорив) является одним из важнейших мест паломничества христиан со всего мира.

    Согласно церковному преданию, именно здесь два великих пророка – Моисей и Илия – получили божественное откровение, составившее суть Священного Писания.

    Здесь же находится знаменитая Неопалимая купина и старейший христианский монастырь мира – монастырь Святой Екатерины.

    Его история началась в 330 году нашей эры, когда указом Святой Елены (матери Константина Великого) у подножия Синайской горы был возведен небольшой храм. Спустя два века император Юстиниан продолжил дело, начатое Еленой.

    У храма появились стены, 12 колон и красивые мозаики. Строительство заняло 10 лет, и с тех пор монастырь не менял своего облика. Примечательно, что изначально эта обитель была устроена в честь Божией Матери и называлась «монастырь Преображения».

    Екатерининским его стали величать лишь с середины VI столетия.

    Просуществовав более 17 веков, он никогда не разрушался и не прекращал своей работы. Примечательно, что даже в эпоху мусульманских завоеваний этой территории обитель оставалась под надёжной защитой.

    Существует предание, в котором говорится, что сам пророк Мухаммед поручил арабским воинам оберегать монастырь и его монахов.

    Совет

    Позже охрану этому святому месту предоставляли крестоносцы, армия туров и даже Наполеон.

    Так как за всю историю своего существования монастырь Святой Екатерины не был разорен, в нём сохранились древнейшие святыни христианского мира. В их числе ценные иконы, обширная библиотека и мощи Великомученицы Екатерины.

    Русский императорский двор также поддерживал эту обитель: в 1860 году Александр II подарил монастырю драгоценную раку для мощей Екатерины, а чуть позже прислал 9 колоколов.

    Оба дара пребывают в обители по сей день, причём благовест колоколов звучит во все церковные праздники и перед началом Божественной литургии.

    Мощи Святой Екатерины

    Именно с обретением мощей Святой Екатерины связано переименование обители у подножия синайских гор.

    В середине VI веке монахи из монастыря Преображения, ведомые Божественным провидением, поднялись на высочайшую гору Египта, которая устремляется к небу на 2692 метра над уровнем моря.

    Там они обнаружили нетленные останки прекрасной женщины. По необычному обручальному кольцу монахи определили, что этой девой является ни кто иная, как Святая Екатерина.

    С великими почестями были перенесены мощи Великомученицы в монастырь Преображения. Со временем от них начали случаться многочисленные исцеления, потянулась толпа паломников со всех уголков света.

    Немногим позже обитель Преображения была переименована в монастырь Святой Екатерины. Гора же, на которой было найдено тело «Христовой Невесты» также стала зваться «горой Екатерины».

    Сегодня на её вершине возвышается небольшая часовня, которую возвели монахи монастыря на пожертвования, присланные царем Иоанном IV Грозным.

    Во времена земной жизни Екатерина прославилась, как мудрая и умная девушка. Сегодня ей молятся во всех вопросах, так или иначе, связанных с образованием. Школьники, студенты и аспиранты испрашивают у Великомученицы помощи в постижении наук, а педагоги – сил для достойного исполнения своего просветительского долга.

    Обратите внимание

    Помимо учёности, Екатерина вызывала всеобщее восхищение логическим складом ума. Поэтому её небесной поддержки сегодня нередко испрашивают люди, в чьей работе рациональное суждение является определяющим – прокуроры, судьи, юристы и адвокаты.

    Кроме этого в своих молитвах к Святой могут обращаться юные девушки, мечтающие о замужестве, и женщины, желающие забеременеть, благополучно выносить и родить дитя.

    Добродетельми, яко лучами солнечными,просветила еси неверныя мудре цы.

    И, якоже пресветлая луна ходящим в нощи, неверия тьму отгнала еси и царицу уверила еси, вкупе же и мучите ля обличила еси, Богозванная невесто, блаженная Екатерино, желанием вос текла еси в Небесный чертог к прекрасному Жениху, Христу, и от Него царс ким венцем венчалася еси: Емуже, со Ан гелы предстоящи, за ны молися, творящия пречестную память твою.

    Народная молитва

    Дева прекраснейшая, мудрая, пречудная, святая великомученица Екатерина! Всю эллинскую мудрость совершенно изучивши, ораторское искусство и философию, и врачебную науку хорошо узнав, просвещения большего ты возжелала, уверовав же во Христа, в видении узрела Предвечного Младенца на руках Его Пречистой Матери, даровавшего тебе перстень бессмертного обручения с ним. Лютые затем муки претерпев, тяжкие удары и жестокие раны, и мрак темничный, и членов раздробление на колесах, силою Христовою ты от всего этого исцелена была. На казнь же идя, так молилась ты, великомученица преславная: «Господи, Иисусе Христе! Тех, елицы призовут мною всесвятое имя Твое, исполнит во благих прощение всего, еже на потребу им, да от всех воспевается величие Твое во веки». Женам, мучимым болезнями рождения и на помощь тебя призывающим, заступление являя ты, Екатерина святая; поэтому и иных с любовью и благоговением молящихся тебе, и с верою теплою, и слезами от всего сердца прибегающих к тебе жен, не отринь, поспеши им на помощь и освободи их от трудных родов, чтобы родивши детей, оне в страхе Божием воспитывали их, благодаря тебя, Екатерина преславная, за помощь, явленную им, и славя за тебя Бога, со всем домом их. Аминь.

    Екатерина жила в Александрии (от того её и зовут Александрийская) во второй половине III века нашей эры. Она была родом из знатной и богатой семьи, родители дали дочери великолепное образование.

    Юная Екатерина поражала всех своим острым умом, любознательностью и невероятной мудростью. Она была начитана, хорошо разбиралась в науках, знала труды греческих и римских философов.

    Но кроме этого, девушка обладала удивительной красотой, а потому к ней не переставали свататься самые знатные юноши Александрии и других городов.

    Родители Екатерины мечтали об удачном замужестве дочери – хотели, чтобы она сохранила и ещё больше приумножила семейное состояние.

    Однако девушка на все предложения руки и сердца отвечала, что отдастся в жёны лишь тому, кто превзойдёт её по красоте, уму и мудрости. Семья Екатерины была языческая, однако её мать тайно исповедовала христианство.

    Именно она и посоветовала дочери поговорить с премудрым старцем, обитавшем в пустыни, чтобы испросить у него совета для дальнейшей жизни.

    Екатерина пришла к старцу и рассказала о себе, поведала о том, что родители жаждут её скорейшего замужества, и что сама она ищет особенного мужа. Старец был умён, а кроме того он был христианином.

    Важно

    Выслушав девушку внимательно, он дал ей ответ: «Я знаю жениха, который во всем превосходит тебя. Нет ему подобного».

    Затем отшельник вручил Екатерине образ со светлым ликом Пречистой Божией Матери и пообещал, что Она поможет девушке увидеть суженого.

    Читайте также:  Икона божией матери владимирская ростовская, россия, город ростов великий, государственный музей-заповедник ростовский кремль

    В ту же ночь Екатерине привиделся дивный сон. В ярком сиянии предстала перед ней красивейшая и благороднейшая из женщин, на руках которой сидел прекрасный отрок. Однако как бы Екатерина не пыталась вглядеться в лицо этого юноши, он всё время отворачивался от неё.

    Тогда Божия Мать (а это была именно Она) молвила своему Божественному сыну (а на Её руках был именно Христос): «Не презирай Твоего создания, скажи ей, что она должна сделать, чтобы увидеть Твой светлый лик».

    Внимая материнским мольбам, Господь смилостивился: «Пусть она вернется к старцу и узнает от него».

    Это видение поразило Екатерину до глубины души. Едва дождавшись первой зари, она направилась в пустыню, чтобы снова встретиться с отшельником. Девушка склонила перед ним колени и попросила растолковать виденный ею сон.

    Старец рассказал ей о христианском учении и Едином Боге, о Царствии Небесном и мучительных страданиях грешников. Доброе сердце Екатерины сразу откликнулось на благую повесть, а её рациональный ум осознал превосходство и истинность христианства над язычеством.

    Девушка раскрыла своё сердце навстречу Богу, приняла крещение и ощутила радость, неведомую ей прежде.

    Совет

    Накануне ночи Екатерина усердно молилась Всевышнему и Пречистой Деве, благодаря Их за открывшийся ей свет. Когда же она легла спать, то вновь стала свидетельницей дивного видения. Как и прежде, к ней пришла Божия Матерь со своим Сыном. Теперь же Он не прятал лица, а ласково смотрел на неё. Христос надел Екатерине на палец кольцо и промолвил: «Не знай жениха земного».

    Девушка поняла, что с этого самого мгновения во веки веков она обручена с Ним. Сердце Екатерины наполнилось светлым ликованием. Проснувшись утром, она обнаружила кольцо на пальце. С того момента жизнь девушки переменилась. Светские забавы ей стали не интересны, Екатерина проводила дни в молитвах, вела себя скромно и милостиво.

    Всё её бытие свелось к одной единственной цели – жить ради Христа и веры в Него.

    В конце III века в Александрию приехал Максимиан – яростный гонитель и убийца христиан. Для укрепления идолопоклонничества в этих землях он повелел устроить большой языческий праздник с массовыми гуляниями и жертвоприношениями. Весть о предстоящем событии разлетелась по всем городам Египта, в Александрию начали стекаться поклонники ритуальных зрелищ и веселья.

    Екатерина печалилась, что правитель вместо того, чтобы просвещать народ о Царствии Небесном, лишь ещё больше запутывает людей, толкая их к грехам.

    Когда же город наполнился пьяными криками и воплями умирающих животных, сердце «Христовой невесты» не выдержало.

    Она пришла в языческое капище, где уже собралась толпа народ а, и присутствовал сам Максимиан и, не пряча глаз, дерзко ему сказала: «Не стыдно ли тебе, царь, молиться мерзким идолам! Познай истинного Бога, безначального и бесконечного!».

    Жестокий правитель разгневался смелостью Екатерины и повелел заточить её в темницу. В том же время он был пленен красотой и умом девушки, а потому решил привлечь её к язычеству не силой, а уговорами.

    Максимиан собрал в своём дворце 50 самых просвещенных философов того времени и заставил их схлестнуться с Екатериной в интеллектуальном поединке.

    Обратите внимание

    Чтобы услышать спор между праведной христианкой и идолопоклонниками собрался весь городской народ.

    Накануне спора Екатерину посетил Архангел Михаил . Он утешил девушку и поведал ей о том, что во время беседы с философами доводы её будут настолько убедительны и правдивы, что не только учёные мужи, но и многие из слушателей уверятся во Христе и примут Крещение. В главную залу царского дворца, где должен был состояться спор, Екатерина шла со спокойным сердцем.

    Первым выступил философ, который привел в пример греческого поэта и мудреца Гомера. Он напомнил присутствующим строки из Илиады и Одиссеи, где описывались языческие боги, но не было ни одного упоминания о Христе.

    Екатерина же заметила, что многие поступки так называемых богов, рассказанные в эпосе Гомера, нельзя назвать ни милосердными, ни человеколюбивыми, ни справедливыми. В то время как божественное провидение должно быть светочем добра.

    Далее она процитировала сивилл – мудрых языческих оракулов, перед знаниями которых преклонялся весь идолопоклоннический мир: «Во времена позднейшие придет на эту землю Некий, и примет на себя Он нашу плоть греха … Но позавидуют Ему неверующие люди, и будет Он повешен на высоком месте как злодей среди злодеев…». Эти пророчества, напомнила Екатерина, начертаны в книгах, которые с трепетом хранились в капищах Аполлона и Зевса.

    Философ не нашёл слов, чтобы ответить мудрой девушке. Молчал и присутствующий народ. Тогда Максимиан приказал вступить в спор следующему мудрецу. Но никто из ученых мужей не осмелился защищать язычество, потому как каждый после откровенного выступления Екатерины узрел свет истинной веры.

    Обезумев от гнева, Максимиан распорядился развести огромный костёр и предать его пламени всех 50 философов. Услышав злую волю своего правителя, они пали на колени перед Екатериной и стали просить её о том, чтобы она помолилась за их души перед Господом Богом.

    Девушка же принялась их утешать, говоря о том, что человек, открывшийся подлинной вере и изгнавший из себя тьму заблуждений, всегда будет желанным гостем в Царствии Небесном.

    Проиграв интеллектуальный поединок, коварный Максимиан решил увещевать Екатерину богатством. Он пообещал ей все блага мира и предложил стать его женой, лишь бы она отреклась от Христа и совершила жертвоприношение языческим богам. Но праведная христианка даже не стала слушать жестокого правителя.

    Важно

    Однако внезапно ему пришлось отлучиться ненадолго из Александрии по государственным делам. Пока Максимиан отсутствовал, к Екатерине пришла его супруга Августа. Она много слышала о премудрости девушки и хотела лично повидать её.

    Краткая беседа с Екатериной переменила жизнь Августы: императорская жена уверовала во Христа и приняла Крещение. За своей госпожой на пути к истинной вере последовал и Порфирий Стратилат – великий военачальник и ближайший друг Максимиана.

    Тогда же Христу присягнули и 200 воинов Порфирия.

    Вернувшись в Александрию, Максимиан вновь вызвал к себе Екатерину. На этот раз он не пытался убедить её в своей правоте словом, а приказал подвергнуть девушку жестоким мукам.

    По велению правителя принесли колёса с острыми зубьями, и начали ими драть тело несчастной христиански.

    Однако лишь железо коснулось плоти Екатерины, невидимая сила сошла с небес и сокрушила орудие пыток, а девушка осталась абсолютно невредимой.

    Узнав о том, какую страшную расправу над Екатериной учинил её супруг, Августа прибежала к нему. Она пыталась отговорить Максимиана от задуманной жестокости, а когда поняла, что сердце его глухо, то во всеуслышание исповедала христианство.

    То же самое сделал и Порфирий Стратилат и 200 его воинов. Одержимый лютой злобой, правитель приказал немедля предать смерти и свою супругу, и военачальника, и воинов и саму Екатерину.

    Святая была умерщвлена через отсечение головы 24 ноября 304 года.

    Перед смертью Екатерина горячо молилась Богу о том, чтобы её мертвое тело было сокрыто от мучителей, и они не смогли надругаться над ним.

    Совет

    Предание гласит, что просьба эта была исполнена – точно сами Ангелы подхватили бездыханную девушку и перенесли её на вершину великой горы Синай.

    Впоследствии у подножия этой горы был возведен храм, а за ним и монастырь Святой Екатерины. Как и 17 столетий назад, он остаётся одной из наиболее чтимых святынь христианского мира.

    Источник: https://www.ikonu.ru/catalog/ikony_na_zakaz/ikony_svyatykh_imennye/svyataya_ekaterina_aleksandriyskaya/

    Икона божией матери одигитрия корсунская-ефесская в судьбах россии

    КОРСУНСКАЯ (ТОРОПЕЦКАЯ) ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    22 октября Церковь празднует память иконы Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская. В 2010 году вышла в свет книга, посвященная иконе с акафистом, благословленным к печати Издательским Советом РПЦ № ОБК-Р/98-03 от 07 марта 2008 г. Текст акафиста размещен на нашем сайте.

    В настоящее время автором сайта А. Трофимовым подготовлен к изданию новый, значительно дополненный и исправленный текст книги с названием «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская в судьбах России». Предлагаем вниманию читателей краткий отрывок из вступительной статьи к новому изданию.

    Просим тех, кто имеет такую возможность, оказать материальную помощь для издания книги.

    ВСТУПЛЕНИЕ

    «Отныне будут ублажать Меня все роды»
    (Песнь Богородицы. Лк. 1, 48)

    «Человек! Прейди умом твоим все творения и смотри: может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях?.. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой». Святой Прокл, Патриарх Константинопольский (V век).

    Похвальное слово Пресвятой Богородице.

    ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) АКАФИСТ. ОБЛОЖКА

    Уже в течение двух тысячелетий непрерывно восходит от земли к Небу молитвенный вопль души человеческой к Матери Божией.

    Заботясь о детях Своих, Пресвятая Богородица избрала иконы средством постоянного и близкого общения с людьми.

    «Живопись так же истинна, как писание в книгах, и Божественная благодать почиет на ней, потому что свято то, что она изображает»,– писал св. Симеон Солунский об иконах.

    По неизреченной любви к людям Божия Матерь явила миру много ликов Своих, но к некоторым из них Она благоволила особо. Так дарованы были человечеству чудотворные иконы Божией Матери, которые имеют особое значение в судьбах мира. Одному из этих ликов – Корсунской иконе Пресвятой Богородицы посвящена книга.

    Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать несколько Ее изображений еще в дни земной Своей жизни. Прп.

    Иоанн Дамаскин в послании к Феофилу пишет: «Святой апостол и евангелист Лука, тогда как Пресвятая Матерь Божия жила еще в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Ее Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали Ее и в последующие роды.

    Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: “Отныне ублажат Меня все роды. Благодать и сила Рождшегося от Меня с сим образом да будет”». Великое творческое слово «да будет» воистину низвело благодать через образы Пречистой Матери – благодать, которая во всей силе ощущается в мире и по сей день.

    Предание о том, что апостол и евангелист Лука написал первые изображения Божией Матери, передается в богослужебных текстах, посвященных празднованию некоторых икон Богоматери. В одной из стихир на вечерне службы Владимирской иконе повторяются слова, переданные прп.

    Иоанном: Божия Матерь, увидев написанный апостолом Лукой образ, «песнь воспела еси: “се отныне ублажат Мя вси роди”. И на ту зрящи глаголала еси со властию: “с сим образом благодать Моя и сила”».

    Обратите внимание

    На утрени, в первой песне канона мы слышим: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих».

    Этими текстами Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих спискам икон, как воспроизводяшим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.

    Это обетование, естественно, распространяется с тех пор и на все верно исполненные образы Девы Марии, поскольку своим прототипом они имеют иконы, созданные святым апостолом Лукой. Образ становится особой реальностью, которая не тождественна ни небесному, ни земному бытию, но является таинственным средоточием небесного в земном и земного в небесном.

    Читайте также:  Салат из сельдерея с яблоком

    Предание приписывает кисти святого апостола Луки от 3 до 40 икон Божией Матери. Среди них Владимирская, Влахернская, Милостивая, Киккская, Ченстоховская, Тихвинская, Смоленская, Филермская, Корсунская.

    Конечно, все эти иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой.

    Авторство святого Евангелиста Луки здесь следует понимать в том смысле, что иконы эти являются списками с икон, писанных когда-то самим Евангелистом и сохранившими дух первообраза.

    ***

    ЧУДОТВОРНАЯ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ХРАМЕ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО

    Пресвятая Богородица, благодаря Своей исключительной близости к Богу, имеет особое дерзновение Матери ходатайствовать перед Ним.

    «Ты не можешь быть не услышанной,– обращается к Ней святой Герман, Патриарх Константинопольский,– так как слушает Тебя “Иже над всеми и чрез всех и во всех Бог”, слушает как истинную и непорочную Матерь Свою… и с Сыновней любовью Он подает то, что Ты ищешь у Него, и исполняет Божественной силой то, что Ты просишь у Него».

    Матерь Божия почитается, подобно Христу, как объемлющая Собою, содержащая в Себе таинственно весь род человеческий во Христе, всех, входящих в Тело Христово – Церковь через веру, участие в Таинствах. Становится понятным, почему Она разделяет с Сыном Своим и Богом, Господом нашим Иисусом Христом, власть спасения людей.

    Важно

    Только к Ней одной Православная Церковь обращается, как и ко Христу, прошением «спаси нас!», тогда как к ангелам или святым взывают – «молите Бога о нас!».

    Она – Царица небес и земли, честнейшая Херувим и славнейшая, без сравнения, Серафим не только в силу Своих личных качеств, но и как Матерь воплотившегося Бога – Спасителя и Царя мира, Творца всех, в том числе и ангельских сущностей. Возрастает Ее непосредственное участие в судьбах Церкви и мира.

    Это происходит не за счет умаления почитания Господа Иисуса Христа, а в связи с особенной Ее любовью к Сыну Своему! Матерь Божия чтится потому, что Она – Путеводительница ко Христу, Заступница усердная рода христианского.

    Образ Богородицы таинственно отождествлялся с образом Церкви.

    Течение церковного года связано с богородичными праздниками таким образом, что события жизни Пресвятой Девы – это и ступени развития церковного организма в его мистической целостности, и ступени развития каждого члена Церкви, живущего в ее ритмах.

    Начало церковного года освящается празднованием Рождества Пресвятой Богородицы и заканчивается празднованием Ее Успения, которое приводит Церковь к переживанию иного, Божественного бытия; смерть переживается как рождение в этом бытии.

    Издревле в православном иконостасе (образ торжествующей Небесной Церкви святых) по обеим сторонам царских врат, ведущих в алтарь и означающих вход в Царство Небесное, помещаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы.

    Смысл такого расположения ясен: Христос немыслим без Церкви Своей, Матерью и олицетворением Которой является Его Пречистая Матерь. Она – «Исток Церкви» (о. Павел Флоренский), ибо Сама была одушевленным храмом Божества.

    В духовном смысле они и обусловливают единство Церкви, ее святость и неповрежденность никакими событиями земной истории, ибо ее не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).

    Совет

    Поэтому всё в Церкви, прежде всего спасение людей, совершается при посредстве Богородицы. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16). Богоматерь – олицетворение этой любви, вместилище Божественной Премудрости.

    В свою очередь, канонический образ (икона) Самой Богоматери есть совокупный образ Церкви, Божественной любви и Премудрости, образ Царства Божия и грядущих вечных благ.

    Образ (икона) – основополагающее начало Церкви, явление и главное свидетельство истины.

    Чудотворных икон Богородицы в Православной Церкви очень много. Они отличаются друг от друга композиционным построением изображений Девы Марии и Богомладенца и отдельными символическими деталями.

    Эти особенности выявляют разные свойства, стороны или грани Матери Божией как образа Церкви.

    Можно выделить несколько основных типов иконографического канона прославленных образов Богоматери, составляющих основу дальнейших вариаций в других иконах.

    Большинство известных икон Божией Матери с Младенцем Христом относятся к трем типам изображения: Одигитрия (Путеводительница), Оранта (Предстоящая) и Елеуса (Милующая)…

    ***

    Почитание икон божией матери

    Всенародное почитание икон Богоматери имеет многовековой духовный опыт реального общения с Царицей Небесной через Ее святые иконы. Подобно тому, как малые ручейки рождают великие реки, личный опыт каждого русского православного человека питает это общенациональное чувство.

    Домом Богородицы издревле называлась Русь-Россия, воздававшая Богоматери славу устами своих лучших проповедников и песнопевцев.

    Участие Божией Матери в истории Русской Церкви и Русского государства, Ее благодеяния православному народу всегда были связаны большей частью с Ее чудотворными иконами.

    ПРОТОКОЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ С РАЗРЕШЕНИЕМ НА ИЗДАНИЕ АКАФИСТА

    Любовь и благоговение к иконам стали отличительной чертой духовной жизни русского народа со времен утверждения христианства на Руси.

    Обратите внимание

    Живое ощущение иконы как святыни выразилось в том, что они стали первейшей необходимостью не только жизни церковной, но и повседневной. Иконы вошли во все дома, освятили их. Общественная и личная, семейная жизнь были неразрывно связаны с храмом, с иконой, поручались их защите.

    Нередко важнейшие события в жизни страны, отдельных княжеств, городов отмечались, строительством храмов, установлением праздников в честь чудотворных икон. Летописи наряду с событиями общенационального значения говорят о постройке и украшении храмов, о написании, поновлении и перенесении икон.

    Весь народный быт, в частности земледельческий календарь, был связан с днями церковных праздников. Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни, от рождения и до самой кончины.

    Невозможно перечислить чудеса и знамения, которыми прославлена Русская земля через святые иконы Богородицы.

    Посредством Ее чудотворных икон отдельные города, края и все русские земли в целом многократно получали избавления от вражеских нашествий, стихийных бедствий, губительных эпидемий.

    Списки чтимых Русской Православной Церковью икон Богородицы насчитывают более шестисот чудотворных образов.

    Все это красноречиво свидетельствует о незыблемой вере русских православных людей в обилие благодати, щедро изливаемой на Русскую землю Царицей Небесной посредством Ее святых икон. Причиной такого обилия, с одной стороны, несомненно, является особое произволение Самой Богородицы о судьбах нашего Отечества. С другой стороны, оно есть результат той всенародной благоговейной любви, которой окружены в России иконы Богоматери.

    Русский народ во все времена реально ощущал близость Божией Матери, любовь Ее к детям Своим.

    Важно

    С особой убежденностью эта вера в участие Пресвятой Богородицы в земной жизни звучит в словах тропаря празднику Успения: «во Успении мира не оставила еси Богородице!» В житии блаженного Андрея, удостоившегося видения Покрова Божией Матери во Влахернском храме, говорится, что когда Ангел водил блаженного по райским обителям, святой Андрей спросил его, почему не видно Той, Которую более всех ему хочется увидеть, И сказал Ангел: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Ее здесь нет. Она сошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных». И в акафисте Успению воспевается: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».

    ***

    Наш рассказ – о милостях Божией Матери, явленных через великую святыню Православия – икону Одигитрию Корсунскую (Ефесскую).

    РЕЦЕНЗИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ НА АКАФИСТ КОРСУНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    Эта икона принесла на Русь благодать великого и славного града Ефеса, освященного молитвами Пречистой Матери Господа, святых апостолов Иоанна Богослова, Павла, Луки, Тимофея, святой равноапостольной Марии Магдалины, святых отцов и учителей Церкви Христовой. Это образ, в котором с необычайной полнотой раскрывается идея Божественного величия. Царица Небесная шествует, Она несет в мир бесценное Сокровище – Господа Эммануила. Все изображение Богоматери с Младенцем покрыто золотым ассистом. Лики Богоматери и Спасителя кротки и ясны; они озарены согласным стремлением излить милость, помочь, наставить и вывести на светлую стезю. Это выражение было подмечено еще в древности и тонко схвачено удивительно верным наименованием – «Одигитрия», то есть Путеводительница.

    Путь, по которому Одигитрия – Путеводительница ведет все народы – единение во Христе. Этим путем Божия Матерь вела и ведет народы Руси-России к выполнению того, что возложено на них Божественным Промыслом.

    Одной из главных задач на этом пути является утверждение Православия, понимание народами Земли, что без Христа-Спасителя, без Божией Матери невозможно спасение каждого отдельного человека и восстановление того состояния человечества, которое было до грехопадения.

    Через чудотворные образы Свои Матерь Божия по молитвам верующих православных христиан многократно даровала защиту от вражеских нашествий, защиту от духов злобы, даровала ограждение домов, людей, стран и народов от действия сил темноты. Явлением силы от икон Своих Матерь Божия часто вразумляла иноверцев. Это не значит, что Она любит их меньше, но через знамения Божия Матерь указывала на благодатность Православной веры, на истинность ее.

    Икона Божией Матери «Одигитрия Ефесская», получившая по месту своего последнего местонахождения название «Торопецкой», остается и до наших дней одним из самых загадочных творений древних мастеров. Образ Одигитрии из Торопца отличается своей неповторимой судьбой.

    Ни одна из многочисленных прославленных икон Божией Матери не имела столько наименований, возникших в разные периоды почитания и в разных местах пребывания этой святыни. Она известна православным людям под именами: «Ефесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царьградская», «Торопецкая», и датируется в пределах четырнадцати столетий – от I-го до XIV-го.

    Древнерусская традиция закрепила за иконой наименование «Корсунская»,– так мы и будем называть ее в дальнейшем.

    Совет

    Икона имеет особое значение для духовной истории нашей отчизны, поскольку речь идет об одном из первых чудотворных образов Пресвятой Богородицы, принесенных из Византии на Русь вслед за иконами Одигитрией Смоленской (1046 г.

    ) «Богоматери Владимирской» и «Пирогощей» (начало XII в.). Множество столетий верующие русские люди, осеняя себя крестным знамением, обращали молитвы к ней свои молитвы.

    Корсунская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу первых изображений Божией Матери, написанных святым апостолом и евангелистом Лукою.

    Одигитрия Ефесская прошла через всю христианскую историю свой особый путь, и этот путь совершенно не случаен.

    Сама Божия Матерь направляла Свой чудотворный лик через города и земли, которые стали великими центрами распространения и утверждения истинной веры, и, наконец, определила для него место в небольшом русском городе Торопце.

    Письменные источники не сохранили свидетельств о чудесах и знамениях от Ефесской иконы во времена до появления ее в Торопце. Поэтому повествование о судьбе чудотворного образа будет не совсем обычным.

    Вместе с читателями мы попытаемся понять, почему Божия Матерь благословила Своим образом именно эти города, откроем для себя пока неведомые страницы их истории,– и тогда, быть может, увидим, что́ означает возвращение в лоно Русской Православной Церкви ее великой святыни.

    Итак, пройдем вслед за иконой пройденный ею путь: Ефес – Царьград (Константинополь) – Херсонес (Корсунь) – Полоцк (прп. Евфросиния Полоцкая) – Торо́пец (св. князь Александр Невский, свт.

    Тихон, Патриарх Московский и всея России) – Санкт-Петербург (ГРМ) – Княжье Озеро (храм св. благоверного князя Александра Невского).

    И надеемся, что конечным пунктом этого ряда снова станет древний и чудный русский град Торо́пец.

    Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=6553

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector