Икона божией матери белыничская

Икона Божией Матери «Белыничская»

Икона Божией Матери «Белыничская»

Белыничская икона Матери Божией в Снове, XVII в.

Белыничская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии чудотворной. Существуют два различных предания — православное и католическое, повествующие об истории иконы. Православное предание имеет две версии.

Одна из версий говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма, ушли, спасаясь, в леса. Свой долгий путь они завершили на возвышенности у реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь св. Ильи Пророка и мужской монастырь.

Уже в первую ночь на выбранном месте от иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие ночи, ставшие от исходящего света белыми. В память об этом чуде местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи (Белыночи) Позже икона была похищена монахами-кармелитами.

Обратите внимание

По другой версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского Кутеинского монастыря и передана в кармелитский монастырь. Костел и монастырь католического монашеского ордена кармелитов обутых был основан Львом Сапегой — великим канцлером литовским в 1622 г. Считают, что фундация была знаком благодарности Богу за победу в 1618 г.

над войсками московского царя. Обе версии католического предания говорят, что икона явилась в кармелитском Белыничском монастыре чудесным образом. По одной версии икона была нарисована Ангелом на оконной ставне. По другой — икону написал пилигрим-живописец во время пения монахами литании Божией Матери.

Живописец завершил свою работу к моменту скончания пения. Живописцем был Ангел.

Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634—1635 гг. неизвестным художником.

Белыничская икона Матери Божией.

Вид иконы

Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава (тот же символ), правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г.

Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной воте с текстом на латинском язьке — «Павел Иванович Сапега Канцлер Великий. На память чуд. иконы чистейшей Марии Девы Белыничской 8 декабря 1665 г.». На воте перед Богоматерью с младенцем, у которых отсутствовали символы царской власти, был изображен коленопреклоненный Павел Сапега.

Икона относится к одному из наиболее ранних иконографических типов — Одигитрия (Путеводительннца). На иконах этого типа Богоматерь — трон и престол Вседержителя — символ победительной крепости и силы Церкви. В то же время Одигитрия — хранительница и наставница рода человеческого на его пути к Богу. Во время русско-польской войны, в 1655 г.

, кармелиты перевезли икону в укрепленное местечко — Ляховичи, которое долгое время потом находилось в осаде войск царя Алексея Михайловича. Осада Ляхович была снята после победы польско-литовских войск под Полонкой 2 июля 1660 г.

Освобождение Ляхович было приписано командиром крепости Михаилом Юрицким чудесной силе Белыничской иконы Богоматери, перед которой был исполнен благодарственный гимн «Te Deum» («Тебя, Бога хвалим»). Комиссии Виленского епископа в 1755 г.

было предъявлено 9 изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание ее ангелом; 2) осада ляховичской крепости; 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг. Икона находилась в Ляховичах до 1760 г. В 1760 г. икону торжественно перенесли в Белыничи во вновь построенный костел.

Еще во время нахождения чудотворного образа в Ляховичах епископ Виленский Михаил Зенькович получил в 1754 г. разрешение и буллу папы римского Бенедикта XIV на коронацию иконы. Золотые короны с гербами Сапег и Огинских были изготовлены на средства этих магнатских родов. Торжественная коронация иконы состоялась 20 сентября 1761 г.

Важно

Для проведения праздника перед домом Огинских построили беседка с триумфальными воротами, куда была помещена икона. Коронацию по поручению епископа Зеньковича совершил епископ смоленский Ежи Николай Гильзен. Проповедь произнес известный доминиканский проповедник — Вавжинец Овлочимский. После возложения корон икона была перенесена в храм. Праздник продолжался целую неделю.

В нем принимали участие жители Шклова, Мстиславля, Орши, Витебска. Коронация расширила славу чудотворной Белыничской иконы Девы Марии. В монастырь в праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной Богоматери, св. Ильи и Рождества Богородицы шли многочисленные группы паломников из Головчина, Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Белевич, Княжич.

После первого раздела Речи Посполитой (1773 г.) Белыничи вошли в Российскую империю. Восстание 1830 г. послужило поводом к закрытию в 1832 г. только в Могилевской губернии 23 католических монастырей, в том числе и в Белыничах. Костел был передан дисоцезиальному духовенству. После польского восстания 1863—1864 гг.

многие оставшиеся действующими костелы были закрыты и переданы православной церкви. В 1876 г. состоялась передача Белыничского костела с чудотворной иконой Русской Православной церкви. Считают, что последний приходской священник ксендз Люциан Годлевский спрятал оригинал и оставил в костёле копию.

Икона была перенесена в местечко Белыничи (Белые Ночи) Могилёвской губернии, в церковь создаваемого православного мужского Свято-Никольского монастыря. 12 апреля 1876 г. в Белыничах при громадном стечении богомольцев-белорусов была совершена первая Божественная литургия. По месту нахождения в народе и закрепилось название иконы.

После революции Белыничский монастырь был закрыт, чудотворная икона пропала. После революции Белыничский монастырь был закрыт, чудотворная икона пропала. Существует версия, что чудотворная икона была спрятана местным священником в подземелье. По другой версии, образ хранился в местном отделе государственной безопасности и в начале войны был вывезен в неизвестном направлении вместе с другими ценностями. Вполне возможно, что он хранится в каком-либо музейном запаснике. В настоящее время в построенном в городке Белыничи храме в честь Белыничской иконы Божией Матери находится чтимый список (копия) древней иконы.

Белыничская икона БогоМатери прославилась многими чудесами и пользовалась таким почетом у православных богомольцев, что они, отпрашиваясь в Киев, прежде всего посещали монастырь в Белыничах.

Празднование

Празднование в честь иконы Белыничской было установлено 12/25 апреля, в день совершения первой Божественной литургии в восстановленном Николаевском монастыре, в 1876 г.

Глубоко укоренившийся среди населения белорусских земель культ чудотворной Белыничской иконы нашел отражение в созданных многочисленных живописных копиях, эстампах, которые бережно хранятся в христианских храмах.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Белыничская» молятся об облегчении и исцелении своих недугов и об утешении в скорби.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Белыничская»

Совет

О Всемилостивая Госпоже Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды земными и небесными ублажаемая! Припадаем, покланяемся Тебе и смиренно молим Тя: воззри милостиво на предстоящия пред святым образом Твоим чудотворным, и приими молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, и к Твоему образу пение возсылаемое со умилением, яко Тебе Самой ту сущей, послушающей и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Ты, именуемая Всех скорбящих Радость, услыши нас, скорбных. Ты, называемая Утоли моя печали, утоли нашу печаль. Ты, купино неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага. Ты, взыскание погибших, не попусти нам погибнути в бездне грехов наших. Ты, Одигитрие, укажи нам правый путь ко спасению. Ты, неувядаемый цвете чистоты, даждь нам помощь, немощным плотскою страстию, и уцеломудри нас. Ты, боголюбивая скоропослушнице, услыши в час сей молитву нашу. Ты, Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, Ты, наша Мати и надеждо, облегчи скорбь нашу, немощным здравие даруй, разслабленных и недужных исцели и от одра болезни возстави. От бесных бесы отгони, обидимых от бед избави, вдов защити, грешныя прости, прокаженныя очисти, слепым зрение даруй, старость поддержи, юныя настави, малыя дети помилуй, неплодны от неплодства разреши, в семействах мир утверди, путешествующим спутешествуй, православным христианам на враги победу и одоление даруй, ереси и расколы изкорени, отпадшия от благочестивыя веры на путь правый обрати, страну нашу миром огради, земли плодородие даруй, всех же нас от внезапныя смерти сохрани и всякия многоразличныя страсти уврачуй, вся бо возможеши ходатайством к Сыну Твоему Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Дево Богородице, не престани молитися о нас, недостойных, к пречистому образу Твоему со умилением припадающих и со страхом и любовию на сей взирающих, яко живей Ти сущей. Услыши нас, Владычице, на Тя по Бозе едину надежду имущих. Прежде отшедшия отцы и Матери, братию и сестры наша упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание.

Читайте также:  Мученица иулия карфагенская (корсиканская)
Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечней жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Надеждо наша, даруй нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да в будущем веце сподобимся вси купно со всеми святыми безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Белыничская икона Матери Божией.

Православные Церковные Праздники.

Владимирская икона Божьей Матери – 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
Боголюбская икона Божьей Матери – 1 июля.
Феодоровская икона Божией Матери – 27 марта, 29 августа.
Казанская икона Богоматери – 4 ноября, 21 июля.
Муромская чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» – 22 ноября.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – 18 мая.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник» – пятница Светлой Седмицы.
Иверская икона Пресвятой Богородицы – вторник Светлой Седмицы, 25 февраля, 13 апреля, 6 мая, 26 октября
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» – 16 апреля, 13 января.
Почаевская икона Божией Матери – Пятница Светлой Седмицы, 5 августа, 21 сентября.

Икона Божией Матери «Избавительница» – 17 апреля, 17 октября.

Молитвы Пресвятой Богородице.

Русская икона.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/svjatye/g/31-1-0-926

Белыничская икона божией матери

[Белыновицкая] (празд. 12 апр.), по преданию, нашедшему отражение в Акафисте Б. и. (икос 2), образ был принесен иноками предположительно в XIII в. в мест. Белыничи (совр. пос. Белыничи Могилёвской обл.

, Беларусь) и поставлен в Илиинском храме, где чудесным образом просиял во время всенощного бдения. В 1596 г., после подписания Брестской унии, храм во имя прор. Илии был обращен в униатский, а затем разрушен.

Сведения о появлении Б. и. в Белыничском кармелитском мон-ре, основанном в 1624 г. канцлером Великого княжества Литовского Львом Сапегой, относятся к 1634 г. По преданию, монахи безуспешно пытались найти в окрестных местах художника, способного написать икону Божией Матери.

Отчаявшись, они обратились с молитвой к Богу, и вслед за тем в мон-ре появился ангел в образе юноши-паломника, к-рый назвал себя художником и, пока монахи пели молитву Богородице, написал на доске лики Богоматери и Младенца Христа несказанной красоты. Он же предсказал, что вскоре Богородица сама украсит себя одеждами, и уже в 1635 г.

Кристоф Завиша прислал для иконы ризу и серебряную корону, а Казимир Лев Сапега – «золотые украшения».

Белыническая икона Божией Матери. (Церковь в пос. Белыничи Могилёвской обл.)
Белыническая икона Божией Матери. (Церковь в пос. Белыничи Могилёвской обл.)

Еще в кон. XIX в. в Могилёве сохранялись рукописные сказания о появлении и чудесах от Б. и. (в основном об исцелениях во 2-й пол. XVII в.). В 1655 г. Б. и.

была перевезена в Ляховичскую крепость, и пребывание ее там, по мнению современников, позволило выдержать трехмесячную осаду войск царя Алексея Михайловича. Сказание о чудесном появлении образа и спасении Ляховичской крепости было напечатано отдельной брошюрой накануне коронации иконы. После окончания войны 1654-1667 гг. (по др.

сведениям, в сер. XVIII в.) икона была возвращена в Белыничский мон-рь. В 1755 г. комиссия, присланная Виленским еп. Михаилом Зеньковичем, изучив записи, к-рые велись с 1706 г., о чудесах, происшедших от иконы, и осмотрев имевшиеся в мон-ре их изображения, признала Б. и. чудотворной. 20 июля 1761 г. еп.

Михаил Зенькович совершил торжественную коронацию иконы, возложив на нее венцы, заказанные Огинским и Сапегами и освященные в Риме папой Бенедиктом XIV. Икона крестным ходом была перенесена в новый костел Белыничского мон-ря, ставшего местом паломничества и пышных религ.

Обратите внимание

торжеств, прежде всего на празднование Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной иконы Божией Матери, Рождества Богородицы, прор. Илии.

12 апр. 1876 г. монахи-кармелиты по распоряжению гражданских властей были удалены из мон-ря, а здания переданы правосл. духовенству. Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский муж. мон-рь. Б. и. осталась в храме, привлекая в год до 10 тыс.

паломников (очевидно, в это время возникла версия о происхождении иконы из одного из оршанских правосл. мон-рей). После закрытия церкви в 30-е гг. XX в. икона, по нек-рым сведениям, была передана в Могилёвский областной музей, однако дальнейшая ее судьба неизвестна (считается пропавшей в 1941 вместе с др. ценностями музея). Из копий Б. и.

, распространенных в храмах на востоке Беларуси в кон. XIX – нач. ХХ в., после 1917 г. сохранились только 2.

Иконография образа принадлежит к типу Одигитрии: Богоматерь представлена по пояс, фронтально, голова слегка повернута к Младенцу, левой рукой Она поддерживает сидящего Младенца, в правой – удлиненный декоративный скипетр.

Голова Младенца в узорчатой королевской короне чуть откинута, правая рука в благословляющем жесте, в левой – держава. Такую же корону (бо́льших размеров) над головой Богоматери с обеих сторон поддерживают парящие ангелы.

Цвета одежд протографа неизвестны, мафорий, вероятно, был сине-зеленый.

Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Б. и.: 1) написание ее ангелом, 2) осада ляховичской крепости, 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг. Известно 8 гравюр с иконы, старейшая из к-рых, сер.

XVIII в., принадлежит И. Лабингеру (Львов). Наиболее ранним списком является предположительно Тарейковская местночтимая икона Божией Матери (Музей древнебелорус. культуры АН Беларуси), к-рая могла быть написана в сер. XVII в., во время пребывания Б. и.

в Ляховичах.

Лит.: Informacja krótka, de origine Obrazu M. N. Białynickiej wielkimi Cudami słynącego, którego ze wyszla juz Bulla z Dekretem Najwyzszej Stolicy Apostolskiej, w krótkim czasie ma nastąpic Koronacja. B. m., [1756]; Waclaw X. O cudownym obrazie M. B. w Białyniczach. Krakуw, 1899; Wolyniak (Gizycki J. M.) Z przeszłosci karmelitów na Litwie v Rusi. Kraków, 1918. Cz. 2. S. 79; Белыничская чудотворная икона Божией Матери // ЦВед. 1889. С. 689; Василий (Жудро), иером. Белыничская чудотворная икона Богоматери. Могилев, 1905; Сказание о земной жизни Богоматери, 1904. С. 265; Поселянин. Богоматерь. С. 238-239.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/77972.html

Белыничская икона Божией Матери – Нью-Йоркское благочиние

Белыничская икона Божией Матери – это белорусская святыня, почитаемая как православными христианами, так и христианами других конфессий, в частности католиками и униатами.

О происхождение чудотворного образа и даты его появления в Белыничах (ныне городской поселок в Могилевской области) существует несколько преданий. Согласно одного из них, которого придерживаются православные верующие, появление иконы относится к первой половине XIII века и связано с нападением татаро-монгольских войск на Киев.

Тогда, в 1240 году, чтобы уберечь святыни Киево-Печерской Лавры от захватчиков, монахи везли иконы подальше от Киева. Они остановились на ночлег в здешних местах. Один из монахов ночью проснулся от сильного свечения, которое шло от иконы Божией Матери. Как раз название Белыничи связано с чудесным светом среди ночи (Белыничи — белые ночи).

Лаврские монахи поняли, что это благословение Пресвятой Богородицы и икона должна остаться в этих местах.

Важно

Там, где ночевали монахи, был построен храм, куда и поставили икону. С того времени православные верующие всегда шли к Белыничской иконе Богоматери, чтобы поклониться ей и попросить помощи. Была даже традиция, что перед тем как посетить Киево-Печерскую Лавру, паломники должны были поклониться чудотворному образу.

Дальнейшая история святыни такова. В 1655 году, во время русско-польской войны, икону похитили монахи-кармелиты и перевезли в крепость в Ляховичи. Через 5 лет икона вернулась в Белыничи, правда уже в новый костел. Тем не менее, чудотворный образ притягивал к себе бесчисленное количество паломников всех христианских конфессий.

В 1761 году в Белыничах состоялась коронация иконы. Меценатами торжеств выступили тогдашние хозяева города — великий литовский маршал Игнатий Огинский, его жена Елена — представители древнего рода Радзивиллов.

Читайте также:  Собор успения богородицы костромского кремля, россия, город кострома, костромской кремль

В 1876 году Рождество-Богородицкий костел в Белыничах, в котором находилась, отошел к православным верующим, а от образа по-прежнему продолжали происходить чудеса, помогавшие людям в бедах и в просьбах.

В 1930 году Белыничский райком партии ликвидировал Рождество-Богородичную церковь, а чудотворная Белыничская икона была переслана в Могилев, где находилась рядом с другой белорусской святыней — крестом Евфросинии Полоцкой.

Обе святыни исчезли вместе в начале Великой Отечественной войны. Многочисленные попытки их отыскать, в том числе и в странах дальнего зарубежья, на сегодняшний день успеха не принесли.

Несмотря на это, чудотворную икону до сих пор особо почитают в Восточной Беларуси. Это почитание отразилось во многих живописных списках данного образа.

В 1990 году в центре Белыничей был построен каменный храм в честь местной святыни. В 2002 году изображение Белыничского образа помещено на городском гербе.

Празднование в честь иконы совершается 25 апреля.

Белыничская икона Божией Матери обновлено: Ноябрь 17, 2016 автором: maximus

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/chudotvornye-ikony/belynichskaya-ikona-bozhiej-materi/

Белыничская икона Божией Матери

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Белыничская икона Божией Матери

Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.

1. Версии о происхождении иконы

Существуют два различных предания — православное и католическое, повествующие об истории иконы. Православное предание имеет две версии. Одна из версий говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма, ушли, спасаясь, в леса.

Свой долгий путь они завершили на возвышенности у реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь св. Ильи Пророка и мужской монастырь. Уже в первую ночь на выбранном месте от иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие ночи, ставшие от исходящего света белыми.

Совет

В память об этом чуде местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи (Белыночи) Позже икона была похищена монахами-кармелитами[1].

По другой версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского Кутеинского монастыря и передана в кармелитский монастырь. Костел и монастырь католического монашеского ордена кармелитов обутых был основан Львом Сапегой — великим канцлером литовским в 1622 г. Считают, что фундация была знаком благодарности Богу за победу в 1618 г. над войсками московского царя.

Обе версии католического предания говорят, что икона явилась в кармелитском Белыничском монастыре чудесным образом. По одной версии икона была нарисована Ангелом на оконной ставне. По другой — икону написал пилигрим-живописец во время пения монахами литании Божией Матери. Живописец завершил свою работу к моменту скончания пения. Живописцем был Ангел.

Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634—1635 гг. неизвестным художником.

2. Вид иконы

Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава (тот же символ), правая — поднята в благословляющем жесте. Возможно, скипетр и держава появились на иконе после ее поновления перед коронацией в 1761 г.

Сделать такое предположение позволяют сведения о хранившейся в монастыре серебряной воте с текстом на латинском язьке — «Павел Иванович Сапега Канцлер Великий. На память чуд. иконы чистейшей Марии Девы Белыничской 8 декабря 1665 г.».

На воте перед Богоматерью с младенцем, у которых отсутствовали символы царской власти, был изображен коленопреклоненный Павел Сапега.

Икона относится к одному из наиболее ранних иконографических типов — Одигитрия (Путеводительннца). На иконах этого типа Богоматерь — трон и престол Вседержителя — символ победительной крепости и силы Церкви. В то же время Одигитрия — хранительница и наставница рода человеческого на его пути к Богу.

3. История

Во время войны Речи Посполитой с Московским государством кармелиты в 1655 г. перевезли икону в укрепленное местечко — Ляховичи, которое долгое время потом находилось в осаде войск царя Алексея Михайловича.

Осада Ляхович была снята после победы польско-литовских войск под Полонкой 2 июля 1660 г.

Обратите внимание

Освобождение Ляховнч было приписано командиром крепости Михаилом Юрицким чудесной силе Белыничской иконы Богоматери, перед которой был исполнен благодарственный гимн «Te Deum» («Тебя, Бога хвалим»)[2].

Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Белыничской иконы: 1) написание ее ангелом; 2) осада ляховичской крепости; 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг.

Икона находилась в Ляховичах до 1760 г. В 1760 г. икону торжественно перенесли в Белыничи во вновь построенный костел. Еще во время нахождения чудотворного образа в Ляховичах епископ Виленский Михаил Зенькович получил в 1754 г. разрешение и буллу папы римского Бенедикта XIV на коронацию иконы. Золотые короны с гербами Сапег и Огинских были изготовлены на средства этих магнатских родов.

Торжественная коронация иконы состоялась 20 сентября 1761 г. Для проведения праздника перед домом Огинских построили беседка с триумфальными воротами, куда была помещена икона. Коронацию по поручению епископа Зеньковича совершил епископ смоленский Ежи Николай Гильзен. Проповедь произнес известный доминиканский проповедник — Вавжинец Овлочимский.

После возложения корон икона была перенесена в храм. Праздник продолжался целую неделю. В нем принимали участие жители Шклова, Мстиславля, Орши, Витебска.

Коронация расширила славу чудотворной Белыничской иконы Девы Марии. В монастырь в праздники Вознесения Господня, Сошествия Св. Духа, Шкаплерной Богоматери, св. Ильи и Рождества Богородицы шли многочисленные группы паломников из Головчина, Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Белевич, Княжич.

После первого раздела Речи Посполитой (1773 г.) Белыничи вошли в Российскую империю. Восстание 1831 г. послужило поводом к закрытию в 1832 г. только в Могилевской губернии 23 католических монастырей, в том числе и в Белыничах. Костел был передан дисоцезиальному духовенству. После польского восстания 1863—1864 гг.

многие оставшиеся действующими костелы были закрыты и переданы православной церкви. В 1876 г. состоялась передача Белыничского костела с чудотворной иконой Русской Православной церкви. Считают, что последний приходской священник ксендз Люциан Годлевский спрятал оригинал и оставил в костеле копию.

Важно

Оригинал же, — пишет ксендз Тадеуш Крагель (Белосток), — по предположению некоторых находится в Воле-Гутовской.

Глубоко укоренившийся среди населения белорусских земель культ чудотворной Белыничской иконы нашел отражение в созданных многочисленных живописных копиях, эстампах, которые бережно хранятся в христианских храмах. Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся об исцелении от недугов, об утешении в скорби.

Праздник иконы ― 12 апреля.

Список литературы:

  1. [Василий (Жудро), иером. Белыничская чудотворная икона Богоматери. Могилев, 1905]
  2. [Wolyniak (Gizycki J. M.) Z przeszłosci karmelitów na Litwie v Rusi. Kraków, 1918. Cz. 2. S. 79]

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Белыничская_икона_Божией_Матери

Источник: https://works.doklad.ru/view/vvNF2NUN06M.html

Белыничская икона Божией Матери

День празднования: 25 апреля (12 апреля по старому стилю).

Белыничская икона — очень древний образ, прославившийся многими чудесами. Предание рассказывает, что эта чтимая икона сначала находилась в белорусском православном храме, но во время унии она была отнята у православных католиками и поставлена в костёле. Впрочем, и после этого чудотворная икона Богородицы была почитаема православными.

По церковному преданию Белыничская икона Божией Матери была принесена в XIII веке благочестивыми иноками в местечко Белыничи и помещена в Свято-Ильинском храме, где во время всенощного бдения от образа Царицы Небесной чудесным образом воссиял яркий свет.

Это чудо нашло отражение во 2-м икосе Акафиста Белыничской иконе: Разумети хотяще дивное чудо, како от святыя Твоея иконы исхождаху светящияся лучи, боголюбивии иноцы, принесше святый образ Твой в страну нашу и поставивше в церкви пророка Илии, егда от пресветлых лучей сих в нощи бысть светло аки во дни, со страхом и трепетом совершаху всенощное моление пред святою Твоею иконою и укрепляхуся надеждою на милосердие Божие. После заключения Брестской унии (1596 г.) Илиинский храм перешел к католикам, а спустя некоторое время был разрушен.

Затем чудотворная икона пребывала в костеле Белыничского кармелитского монастыря, основанного в 1624 году литовским гетманом Львом Сапегой на берегу реки Друти, в 45 верстах от Могилева. Икона почиталась как католиками, так и православными. В 1832 году монастырь был упразднен, и костел действовал как приходский храм.

В 1876 году он был передан православным с восстановлением монастыря. 12 апреля того же года в храме была совершена первая Божественная литургия на освященном православным епископом престоле в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский мужской монастырь.

Белыничская икона осталась в храме, на поклонение ей ежегодно притекало до 10 тыс. паломников. В Могилевской епархии считалось правилом прежде чем идти в Киево-Печерскую лавру или Почаево, приложиться к Белыничской святыне.

Читайте также:  Икона божией матери «успение» псково-печерская, россия, псковская область, успенский пещерный храм псково-печерского монастыря

Несмотря на древность иконы, высокое искусство сохранило в изображении лика необычайную свежесть красок; обилие благодати, изливавшееся от иконы, по молитве веры, наполняло радостью сердца православных.

В 1925 году монастырь был закрыт. Существуют сведения, что чудотворная икона была передана в Могилевский краеведческий музей. Затем следы ее затерялись и она считается пропавшей в 1941 году в месте с другими музейными ценностями, в числе которых был и Крест святой Евфросинии Полоцкой. Существует версия, что чудотворная икона была спрятана местным священником в подземелье.

По другой версии, образ хранился в местном отделе государственной безопасности и в начале войны был вывезен в неизвестном направлении вместе с другими ценностями. Вполне возможно, что он хранится в каком-либо музейном запаснике. В настоящее время в построенном в городке Белыничи храме в честь Белыничской иконы Божией Матери находится чтимый список (копия) древней иконы.

Иконография образа относится к типу Одигитрии – глава Богородицы слегка повернута к Богомладенцу, Который правой рукой благословляет, а в левой держит державу. В правой руке Божией Матери – удлиненный декоративный скипетр. На главах Божественного Младенца и Пресвятой Богородицы – узорчатые королевские короны.

Белыничская икона Божией Матери является общей святыней христианского мира.

Источник: http://dream-garden.org/?p=5196

Белыничская икона Божией Матери

Образы Божией Матери всегда выручали людей в трудные минуты и защищали от неприятностей. Из данной статьи вы сможете узнать о чудотворных свойствах Белыничской иконы Богоматери.

Еще на Руси христиане верили в то, что образы Богоматери действительно могут творить чудеса. И в современном мире верующие продолжают почитать удивительные иконы Божией Матери и возносят молитвы святой защитнице. Эксперты сайта dailyhoro.ru расскажут вам о чудотворных свойствах Белыничской иконы Девы Марии.

История Белыничской иконы Богоматери

Еще в 1655 году Белыничская икона Богоматери была перевезена в тихое место под названием Ляховичи, где хранилась она на протяжении многих лет. В то же время епископ Виленский Михаил Зенькович получил разрешение на коронацию иконы, которая состоялась 20 сентября 1761 года. После этого образ Богоматери получил огромную славу и стал одним из самых почитаемых для христиан.

В 1876 году икона была передана Русской православной церкви. Существует версия, что один из священнослужителей решил спрятать икону, а на всеобщее обозрение выставить лишь копию. Несмотря на это, после революции образ пропал, а его местонахождение по-прежнему остается неизвестным.

На данный момент в храмах верующие могут увидеть только копии Белыничской иконы Девы Марии.

Описание образа

Икона относится к одному из старейших иконографических типов — Одигитрия. На иконе изображена Богоматерь с Младенцем Христом на левой руке. В правой руке Дева Мария держит скипетр, символизирующий царскую власть. В левой руке Сын Божий держит державу, а правую поднимает в благословляющем жесте.

Согласно одной из версий, скипетр в руке Божией Матери появился только после коронации. У Младенца символ царской власти также отсутствовал.

О чем молятся перед образом Божией Матери

Известно, что Белыничская икона Богоматери выручала людей в самый тяжелые времена. В настоящее время верующие по-прежнему обращаются за помощью к Деве Марии с молитвами:

  • о помощи в трудные минуты;
  • об исцелении от недугов;
  • об утешении в скорби;
  • об укреплении веры;
  • о защите в опасных ситуациях.

Молитва, произнесенная перед образом Божией Матери, должна быть искренней, только в этом случае Дева Мария услышит вас и откликнется на ваши просьбы.

Где находится Белыничская икона

Местонахождение оригинала иконы Богоматери по-прежнему остается неизвестно. Однако копии по сей день хранятся во многих храмах России. Самая известная из них находится в белорусском городе Белыничи, в храме, построенном в честь чудотворного образа.

Молитва перед иконой

«О великая заступница Богоматерь! Услышь же просьбы мои да помоги мне в минуты трудные. Защити меня от врагов и безбожников, посягающих на жизнь мою, даруй веру тем, кто не верит в Спасителя нашего.

Заступись за меня перед Господом Богом во время суда да попроси Его о прощении грехов моих. Славим тебя, Божия Матерь, и надеемся на помощью твою. Аминь».

Дата празднования иконы

Ежегодно 25 апреля верующие могут вознести молитвы перед чудотворным образом Белыничской Богоматери, а также поприсутствовать на богослужениях, которые проводятся в честь иконы.

Для человека нет ничего дороже, чем его близкие люди. Чтобы в семье всегда царили спокойствие и порядок, обратитесь за помощью к Господу Богу, а поможет вам в этом чудотворная молитва. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Источник: https://pokemongogid.ru/ikony/belynichskaja-ikona-bozhiej-materi.html

Белыничская икона Божией Матери

День памяти: 12 / 25 Апреля

Белыничская икона Божией Матери

 Белыничская икона Божией Матери первоначально находилась в одном из православных храмов Могилевской области. Православное предание имеет две версии.

Одна из версий говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма, ушли, спасаясь, в леса. Свой долгий путь они завершили на возвышенности у реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь св.

Ильи Пророка и мужской монастырь. Уже в первую ночь на выбранном месте от иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие ночи, ставшие от исходящего света белыми. В память об этом чуде местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи (Белыночи).

Совет

По другой версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского Кутеинского монастыря[166] и передана в кармелитский монастырь.

После заключения унии (1596) икона перешла к католикам и была поставлена в костеле Белыничского католического монастыря, основанного в 1622 – 1624 годах великим Литовским гетманом Львом Сапегой на берегу реки Друти, в 45 верстах (48,006 км.) от Могилева. Икона почиталась как католиками, так и православными. В 1832 году монастырь был упразднен, и костел действовал как приходский храм.

В 1876 году он был передан православным с восстановлением монастыря. 12 / 25 апреля того же года в том храме была совершена первая Божественная литургия на освященном православным епископом престоле в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Белыничская икона Божией Матери является общей святыней христианского мира.

Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский мужской монастырь. Белыничская икона Пресвятой Богородицы осталась в храме, привлекая в год до 10 тыс. паломников (очевидно, в это время возникла версия о происхождении иконы из одного из оршанских православных монастырей).

Здесь был учрежден православный мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1920 года монастырь был закрыт, а в 30 годы с его главного храма был снесен купол. В 1941-1945 гг. в нем был кинотеатр. В 1953 г. храм взорван, к 2002 г. сохранилась лишь часть лестничной галереи с фрагментами фресок[167].

После закрытия монастыря и его храмов в 30-е гг. XX в. икона, по некоторым сведениям, была передана в Могилёвский областной музей, однако дальнейшая ее судьба неизвестна (считается пропавшей в 1941 вместе с другими ценностями музея). Из списков Белыничкой иконы., распространенных в храмах на востоке Беларуси в кон.

XIX – начале ХХ в., после 1917 г. сохранились только 2[168].

Святитель Василий исповедник, епископ Парийский

День памяти: 12 / 25 Апреля

Преподобный Василий исповедник, епископ Парийский, жил в VIII веке. Он был избран на епископскую кафедру жителями города Парии[169], входящую в ведение митрополита Кизического[170], почитавшими святителя как

Три cвятителя: Николай Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Исповедник

истинного пастыря стада Христова.

Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении (“Неправедный свиток” Собора 754 года, созванного при Константине Копрониме (741 – 775)). Святитель избегал всякого общения с еретиками и не допускал их в свою епархию. За свою ревность он претерпел многие гонения, голод и нищету.

До конца своей жизни святитель Василий был верен православному исповеданию. При содействии прп. Василия началась церковная карьера будущего патриарха Константинопольского Игнатия, которого он поставил в чтеца, затем во диакона и, наконец, во иерея. Скончался в первой трети IX века.

Источник: https://studopedia.net/6_53855_belinichskaya-ikona-bozhiey-materi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector