Икона божией матери девпетуровская, россия, город тамбов, спасо-преображенский собор

Спасо-Преображенский кафедральный собор Тамбова

Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор Тамбовской епархии Русской православной церкви.

Это первый каменный храм Тамбова и старейший православный собор Тамбовской области.

Рядом с храмом обелиск павшим в Великой Отечественной войне и труженникам тыла.

Перед собором расположен памятник епископу тамбовскому Питириму.

Строительство каменного собора на месте деревянной Спасо-Преображенской церкви началось в 1694 году епископом тамбовским Питиримом, но было окончено только в 1783 году на средства тамбовского купца Матвея Бородина.

Обратите внимание

В октябре 1809 году епископ Феофил Раев предложил Тамбовской Духовной консистории, чтобы она вменила соборянам в непременную обязанность постройку новой колокольни на месте приходящей в ветхость деревянной.

Начат был сбор средств.

В 1811 году заложена каменная колокольня.

В 1817 году (по другим сведениям — в 1812 г.) в десяти ярусах от собора вместо старой завершено возведение каменной колокольни «о трёх ярусах, с палаткою и фонарём» высотою 42,5 м.

В начале двадцатого века собор посещали император Николай Второй (7 (20) декабря 1914 г.), великая княгиня Елизавета Фёдоровна, святой праведный Иоанн Кронштадский.

С 1929 года в здании собора размещался Тамбовский областной краеведческий музей.

В 1931—1932 гг. разобрана соборная колокольня.

Постановлением Облисполкома № 309 от 14 мая 1974 г. взят под охрану государства, как памятник местного значения.

18 августа 1991 года Тамбовский областной совет народных депутатов принял решение № 196 «О передаче бывшего Спасо-Преображенского собора в пользование верующим». 4 августа 1993 г. поднят крест на главный купол. 6 августа архиепископ Евгений освятил престол нижнего храма.

8 августа 1993 года в собор возвращены мощи небесного покровителя города и земли Тамбовской святого Питирима (в нижнем храме), а также святыни: фелонь святителя, подаренная царём Алексеем Михайловичем.

В 1993 году кафедральный собор возвращён Тамбовской епархии. Передача была окончательно завершена во время первого визита Патриарха Алексия Второго в Тамбов.

  • 16 марта 1994 г. зарегистрирована религиозная община собора.
  • Вечером 9 августа 2002 г. Патриарх Алексий II совершил всенощное бдение в соборе. 10 августа, в день памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского, совершил Божественную литургию и возглавил праздничный крестный ход. В дар кафедральному собору Патриарх передал аналойный образ Преображения Господня.
  • 18 мая 2011 г. совершен Крестный ход и освящен крест на месте воссоздания колокольни

Сейчас колокольня воссоздана и действует.

А теперь давайте зайдём внутрь собора.

Поднимемся по лестнице на второй этаж собора.

Мне повезло. Сегодня тут служба в честь православного праздника — Преображения Господня или Яблочного Спаса.

Очень проникновенно звучали голоса певчих.

Я заслушался!

Вошёл внутрь храма на второй этаж где проходила служба.

Старался фотографировать незаметно чтобы не разражать верующих.

На стенах храма фрески описывающие подвижническую деятельность Питирима.

На 21 году жизни Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим.

Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.

Вскоре братия монастыря избрали его игуменом.

Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причём сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов.

Важно

Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор Патриарха Иоакима пал на архимандрита Питирима, которого он знал и ценил.

Однако в Тамбов епископ Питирим отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве епископ Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края.

Тамбовская епархия была образована в 1682 году.

Епархию населяли в основном язычники: мордва, черемисы, мещера.

На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства, а также старообрядцы.

Среди населения было немало ссыльных из центральной России и беглых преступников.

Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

Церковная жизнь в епархии шла вяло. Существовавшие храмы были очень бедны и нуждались в самом необходимом. Даже кафедральный собор поражал своей бедностью. Монастырская жизнь в епархии также находилась в упадке. Монастырей было немного, и они были не благоустроены.

Такова была епархия, вверенная епископу Питириму.

Епископ Питирим особое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей.

На месте ветхого деревянного храма в Тамбове епископ Питирим начал строить двухэтажный каменный данный кафедральный собор с приделом во имя святителя Николая.

Епископ Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Тем не менее, строительство собора не было окончен при жизни епископа Питирима.

За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми.

Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим.

Причём в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счёт благотворителей и своих собственных.

Совет

Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте.

На 50-м году жизни епископ Питирим сильно заболел и, чувствуя физическую слабость, уже готовился к отшествию в вечность. В этот момент он обратился с пламенной молитвой к Богу, прося Его не здравия и продления жизни, к которой он никогда не имел привязанности, а об оставлении грехов и даровании вечной жизни в Царстве Небесном.

По молитве преподобного в облаке явился Спаситель, в левой руке державший Евангелие, а правою благословлявший с облака молившегося епископа. Об этом замечательном событии поведал хранитель тайн епископа Питирима, постоянно бывший при нём благочестивый старец Василий. После смерти преосвященного Питирима это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.

Это чудесное событие возвратило к жизни епископа Питирима, тяжёлая болезнь оставила его, и он ещё прожил около трёх лет.

В этот период он усиленно занялся строительством каменного кафедрального собора, но чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая.

В этом соборе он завещал и похоронить себя.

Кончина епископа Питирима последовала 28 июля 1698 года, в день празднования особо чтимой им чудотворной иконы Божией Матери Смоленской.

При вскрытии мощей в 1919–1920 годы было объявлено, что они фальсифицированы.

Мощи святителя Питирима, изъятые после революции, возвращены Церкви в 1988 году и теперь почивают в кафедральном соборе Тамбова.

Если пройти дальше по соборной территории то на берегу Цны можно увидеть вот такую интересную часовню.

Внутри фигура Питирима и святой источник. Святая вода льётся прямо из рук подвижника.

Вид от часовни на реку Цну живописен.

Посмотрите как доставляется святая вода верующим в Тамбове.

Зимой видимо эти чаны с водой из источника тянут как сани.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Проболжение о монастырях и храмах Тамбова следует.

Следующая остановка — красивейший Вознесенский тамбовский женский монастырь.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/tambov/temples/29087/responses/4435

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий возглавил встречу Казанской Вышенской иконы Божией Матери и совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова

27 мая 2017 года на Соборной площади города Тамбова состоялась торжественная встреча чудотворного образа Казанской Вышенской иконы Божией Матери, по традиции принесенной из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской митрополии.

Торжество возглавил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Во встрече святыни приняли участие духовенство, монашествующие, прихожане кафедрального собора и храмов Тамбова и области.

Читайте также:  Софийский собор в вологде, россия, город вологда

Благовещенский храм города Котовска представлял его настоятель священник Иоанн Масягин.

После встречи чудотворного образа Вышенской иконы Божией Матери Его Высокопреосвященство совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Тамбовской епархии.

За богослужением молились настоятельница Вознесенского женского монастыря города Тамбова игумения Тавифа (Ковылова) с насельницами обители и др.

По окончании Литургии перед чудотворной иконой Божией Матери был совершен молебен.

По завершении богослужения митрополит Феодосий обратился к прихожанам с архипастырским словом.

Его Высокопреосвященство поздравил всех с праздником Вознесения Господня и призвал провести дни до Святой Пятидесятницы в атмосфере молитвы и духовного бодрствования по примеру апостолов, ожидавших сошествия Святого Духа, который до скончания века будет пребывать в Святой Церкви.

Обратите внимание

Господь, придя на землю, предпринял все необходимое для спасения людей: Он оставил Святое Евангелие и указал нам единственно верный путь, ступая по которому мы в жизни будущего века удостоимся пребывать в обителях Царя Небесного.

Потому так важно каждому человеку всем сердцем воспринять спасительное учение Нового Завета и неукоснительно следовать заповедям Христовым, рассматривая каждый свой поступок и каждую мысль сквозь призму вечной жизни.

Тогда и наше земное существование наполнится глубоким смыслом, а все приобретенные душевные качества будут должным образом оценены в День Страшного Суда.
Пример достойного подражания жизненного пути мы обретаем в Царице Небесной, явившей образ кротости и смирения, но вместе с тем духовной силы и решимости следовать Божьей воле.

Своим ответом Ангелу-благовестителю: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему», — она проявила несомненную преданность Богу, которую мы тоже призваны иметь в своей душе, дабы она соделалась храмом Духа Святого. В заключение проповеди его Высокопреосвященство подчеркнул, что сегодня, встречая образ Казанской Вышенской иконы Божией Матери, доставленный по традиции в пределы Тамбовской епархии, мы ощутили духовную поддержку и милость Царицы Небесной, и призвал верующих с благоговением припадать к чудотворному образу, испрашивая исцеления и помощи в благих делах.

По окончании проповеди уроженец Тамбовской земли иеродиакон Амфилохий от имени благочестивой православной семьи передал в дар Спасо-Преображенскому кафедральному собору икону Божией Матери «Девпетуровская», написанную на Святой Горе Афон.

Митрополит Феодосий поблагодарил отца Амфилохия и в ответном слове вспомнил о своем посещении Афонских монастырей в 1991 году и подчеркнул тесную духовную связь Тамбовской земли со Святой Горой, где подвизался прославленный ныне в лике святых Силуан Афонский. В минувшем году в пределы Тамбовской епархии была принесена честная глава святого, а в настоящее время на Афоне пребывает группа паломников из нашей области.

Казанская Вышенская икона Божией Матери пробудет в Тамбове до 6 июля 2017 года.

Ежедневно перед Вышенской иконой Пресвятой Богородицы духовенством Тамбовской епархии будет совершаться молебен с акафистным пением.

(25)

Источник: http://blagovet68.cerkov.ru/2017/05/27/mitropolit-tambovskij-i-rasskazovskij-feodosij-vozglavil-vstrechu-kazanskoj-vyshenskoj-ikony-bozhiej-materi-i-sovershil-bozhestvennuyu-liturgiyu-v-spaso-preobrazhenskom-kafedralnom-sobore-goroda-tambo/

Пребывание святынь Введенского Толгского женского монастыря Ярославской митрополии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова

14 сентября перед Божественной литургией Высокопреосвященнейший митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, ректор Тамбовской духовной семинарии встретил святыни Введенского Толгского женского монастыря Ярославской митрополии на Соборной площади города Тамбова.

Святыни были доставлены игуменией Варварой и сестрами Толгской святой обители. Для поклонения в нижнем Благовещенском храме Спасо-Преображенского кафедрального собора будут расположены:

  1. Величайшая святыня православного мира – частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа. Честная Риза Господа нашего Иисуса Христа была перенесена в Москву в 1625 году из Персии. От Ризы было отделено четыре частицы, одну из которых Царь Алексей Михайлович и Патриарх Московский и всея Руси Иосиф подарили в Ярославль, братьям Скрипиным. В 1920-е годы, в момент изъятия церковных ценностей, был утерян и серебренный ковчег с частицей Ризы. По милости Божией, в 2003 году частица Ризы была чудесно найдена в фондах Ярославского музея и передана Церкви. По благословению Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла она пребывает в Толгском монастыре.
  2. Список с иконы Божией Матери «Толгская». Толгская икона Пресвятой Богородицы явилась 8 августа 1314 года Ростовскому святителю Прохору (в схиме Трифону). Объезжая епархию, святитель посетил белозерские пределы. и отправился оттуда вниз по рекам Шексне и Волге к Ярославлю. При наступлении ночи была сделана остановка в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги напротив впадения в нее р. Толги. В полночь, когда все спали, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому протянулся мост. Взяв жезл, святитель перешел на другой берег и, приблизившись к огненному столпу, увидел в нем икону Пресвятой Богородиц. Как только об этом узнали жители Ярославля они построили церковь, а святитель освятил ее в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы,  перенес туда икону и  установил празднование в день ее явления. Позже святитель Прохор устроил при этой церкви Толгский монастырь.
  3. Икона с частицей святых мощей святителя Игнатия (Брянчанинова). Святитель Игнатий (Брянчанинов)(5 февраля 1807 — 30 апреля 1867), яркий богослов и проповедник, автор многочисленных духовных трудов. Личность святителя настолько уникальна, что обращает на себя внимание многочисленных исследователей. О нем сказано, что по истинной глубокой вере и влиянию на души людские его творчества, святителя Игнатия можно назвать другим Иоанном Златоустом. Такие личности даруются Богом один раз в тысячелетие. Вся его жизнь – это хвала Богу. Каждый шаг, каждое деяние, каждое слово – все проникнуто любовью ко Христу. Эта любовь утверждается в исполнении Заповедей Божиих. Благодать Святаго Духа, всегда обитавшая в смиренном сердце святителя, живительными струями изливается в наши сердца из его творений. Труды Святителя вызывают неизменный интерес у современных читателей, интересующихся вопросами духовной жизни

Святыни будут пребывать в Тамбове по 5 октября 2014 года.

Перед святынями ежедневно будут совершаться молебны с чтением акафистов Иисусу Сладчайшему, Матери Божией, святителю Игнатию (Брянчанинову).

Запись опубликована в рубрике Новости епархии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://www.seminaria-tmb.ru/2014/09/14/prebyvanie-svyatyn-vvedenskogo-tolgskogo-zhenskogo-monastyrya-yaroslavskoj-mitropolii-v-spaso-preobrazhenskom-kafedralnom-sobore-g-tambova/

Тамбов. Кафедральный собор Спаса Преображения

История главного храма Тамбова начинается со строительства Тамбовского кремля – 1636 году. В 1677 году главная церковь Тамбова была преобразована соборную. С открытием епархии в 1682 году Спасо-Преображенский собор становится кафедральным.

Возведение каменного собора было задумано и начато вторым епископом Тамбовским Питиримом. Постройка собора, несмотря на его массивность и трёхаршинную толщину стен, шла достаточно быстро. Каменная кладка проводилась из самых лучших материалов. По первоначальному плану предполагалось строительство одноэтажного храма.

Но после выкладки стен епископ Питирим вдруг пожелал сделать храм двухэтажным. По его распоряжению в нижней части храма пробили окна, свели своды над алтарём и устроили лестницы в верхний этаж. Закончить начатое строительство епископ Питирим не успел – его похоронили в склепе у южной стены в приделе Николая Чудотворца.

Важно

Через 18 лет надстройка и колокольня при соборе пришли в полную ветхость. И в 1783 году тамбовский купец Матвей Бородин взялся за достройку собора. Он намеревался полностью отделать верхнюю летнюю церковь и установить в ней трёхъярусный иконостас. Расстройство торговых дел изменило планы строителя.

Читайте также:  Собор святой недели, болгария, город софия, площадь святой недели

Ремонт и установку иконостаса в верхней церкви осуществил в 1801 году другой благотворитель – купец Матвей Малин.

К середине XIX столетия в храме стала ощущаться теснота, поэтому лестницы в верхнюю церковь, на четверть сокращавшие помещения собора, были разобраны в 1841–1842 годах, а с западной стороны по плану С.А. Березнеговского была пристроена двухэтажная паперть, в которой расположились новые лестничные пролёты. К этому времени весь Спасо-Преображенский собор требовал крупного капитального ремонта.

Он был начат в 1843 году и продолжался вплоть до 1849 года. В верхнем храме были выровнены и оштукатурены стены и своды, у подкупольных столбов поставлены резные капители коринфского ордера, окрашены и расписаны стены по мотивам Нового и Ветхого Заветов. В процессе ремонта были заменены и выкрашены полы и установлены новые оконные рамы.

Лучшими московскими мастерами был изготовлен новый иконостас для верхней церкви. Украшением иконостаса были шесть местных икон, написанных академическим учеником Мухановым. По свидетельству современников, эти иконы местного ряда были дороже всего иконостаса. В нижней церкви был установлен новый деревянный резной иконостас в стиле рококо.

В том же стиле были выполнены резные украшения по карнизу и фризу. Иконостас и резьба карнизов были позолочены.

В 1811 году была заложена каменная колокольня. Освящение колокольни в трудный для России 1812 год было глубоко символичным. К 60 годам XIX столетия колокольня была оштукатурена, побелена известковым раствором, покрыта железом и украшена позолоченными звёздами.

В 1879 году был утверждён план строительства двух флигелей при соборной церкви. Они располагались с южной и северной сторон от храма и завершали архитектурную композицию. Невысокие одноэтажные каменные постройки подчёркивали грандиозность Спасо-Преображенского собора.

Совет

Кафедральный собор был хранителем и главных тамбовских святынь. Один из них – чудотворная икона Казанской Богоматери. Из богатейшей коллекции храмовых икон выделяется Распятье Спасителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Икона эта была написана Тамбовским епископом Питиримом.

На иконе за распятием в дальней перспективе был изображён город с крепостными башнями, церковью и домами.

Описание тамбовских крепостных построек XVII века, по заключению местных историографов, соответствовало панораме города, изображённого на иконе – караульная башня, проезжие ворота, за ними одноглавая церковь с шатровым верхом, высокая колокольня и дом с зелённой кровлей.

С 1918 года Преображенский собор находился в ведении одной из церковных общин. По решению местных властей он был закрыт в1930 году.

В октябре 1931 года щебнем от разобранной колокольни были засыпаны ямы и выбоины в скверах. На месте одного из флигелей был построен типовой дом послевоенной архитектуры.

Долгое время в здании бывшего кафедрального собора был расположен краеведческий музей. Ныне собор возвращён верующим.

Источник: http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp123/rabot/01/spas.htm

Строительство каменного собора Спаса Преображения начато в 1694 году епископом тамбовским Питиримом взамен деревянной Спасо-Преображенской церкви 1636-1660-х годов постройки.

Обратите внимание

Собор был достроен лишь в 1783 году на средства местного купца Матвея Бородина, а в 1811-1817 годах на средства прихожан и благотворителей была сооружена новая каменная отдельно стоящая трехъярусная колокольня высотой 42,5 м. С приходом советской власти собор был закрыт и переоборудован в Краеведческий музей.

В 1931-1932 годах величавая соборная колокольня была разобрана на щебень для засыпки ям и выбоин городских скверов. Верующим соборный храм возвращен в 1991 году, в нем начаты восстановительные работы.

В настоящее время пятиглавый Кафедральный Собор Спаса Преображения с воссозданной колокольней действует, является духовным центром и главным украшением города, а также памятником истории и архитектуры Федерального значения.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ihibm-iliym-ibiem-i-m-iu-mni-igi-m-i-i-ibmnib-i-m-ili-igm.html

Судьба тамбовского Спасо-Преображенского храма была неразрывно связана с судьбой самого города. Задача Тамбова, основанного на границе степей и леса, состояла в защите русской земли от кочевников, а храм являлся символом преображения необжитого дикого края… Церковь заложили одновременно с крепостью. Произошло это в 1636 году.

Место было выбрано на высоком берегу, там, где сливаются две реки – Цна и Студенец. Двухэтажный храм срубили из брёвен достаточно быстро – всего за три месяца. В 1677 году статус Преображенской церкви изменился: она стала соборной, превратившись в место совместного служения священников нескольких храмов, а также в центр церковного округа.

В штате собора числились протоирей, два священника, дьякон, дьячок и пономарь. Интересно, что все священнослужители Преображенского собора считались, как бы мы сейчас сказали, госслужащими. Они получали государево жалованье (46 рублей в год и дополнительно чуть больше рубля на воск), имели свою пашню и сенные покосы.

Ещё через пять лет, когда была создана Тамбовская епархия, Преображенская церковь стала кафедральной. Эпохальные перемены в жизни Преображенского собора начались с назначением нового Тамбовского епископа Питирима. Собор к тому времени находился в плачевном состоянии и не соответствовал кафедральному. Решено было не ремонтировать старый храм, а возвести новый. Причём из камня.

Такое решение владыки было обусловлено множеством факторов. Во-первых, Питирим был родом из Вязьмы, а там, в окрестностях Смоленска, испокон веку строили из камня – статус западного форпоста обязывал. Кроме того, в 1677 году в самом Смоленске началось строительство каменного Успенского собора.

Важно

И епископ, вероятно, захотел, чтобы на южных рубежах страны тоже имелся бы храм, сопоставимый с тем, что возводился на западных границах. А тамбовский собор ничем не отличался внешне от обыкновенных деревянных храмов, даже утвари и облачений толком не было…

На первый взгляд, между двумя храмами не так много сходства. Уже “на второй взгляд” понимаешь, что общего гораздо больше, чем казалось.

“На третий взгляд” – снова вопрос: почему же тогда они выглядят так по-разному? Самый простой и очевидный ответ – потому что тамбовский храм строили больше века, и его архитектурный замысел постоянно менялся – окажется… неправильным.

Дело в том, что у собора Смоленска тоже была непростая судьба, его тоже строили долго и по разным проектам. Сходства действительно очень много: и тот и другой храмы двухэтажные, верхние этажи двухсветовые, причём окна второго света и в Смоленске, и в Тамбове круглые (в Смоленском Успенском соборе они побольше, но это не суть).

Не говоря уже о цветовом решении и принципиальной схеме декора – фактически, до карниза второго этажа оба храма – это вариации на тему одного и того же здания! Так-то оно так, но… и вот тут начинается “третий взгляд”. Посмотрим на членение северных и южных фасадов двух соборов. В Смоленске деление трёхчастное.

А в Тамбове? Всё верно, простенков между лопатками четыре… Означает ли это, что тамбовский собор – в плане прямоугольник, а смоленский куб? Тоже нет, оба в плане прямоугольные…

В чём же дело? Обратите внимание на апсиды: у Успенского собора они очень сильно развиты, прямо над ними поставлены боковые юго-восточная и северо-восточная главы. А что в Тамбове? Полукружия апсид едва-едва выступают за плоскость восточной стены храма.

Читайте также:  Пасхальные яйца из марципана

Так вот откуда взялось четырёхскатное членение! Просто тот объём, который в Смоленске был отдан под апсиды, в Тамбове “инкорпорирован” в прямоугольник основного тела храма и соответствующим образом зафиксирован внешне”лишней” лопаткой. Апсиды Преображенского собора трактованы по-другому. Алтарная часть “утоплена” в основном объёме. Над ней точно так же, как и в Смоленске, установлены боковые главы. Глядя на завершение собора, то мы видим, что низ – барочный, а верх – классический. Если это не “высокий классицизм” столиц, то по крайней мере его добротная провинциальная трактовка.

Завершение сооружено на доброе столетие позже основания – во времена Питирима такие колонны (пусть даже только с намёком на ордер) и ротонды под купол ещё не делали. С западной стороны к собору пристроена двухэтажная паперть – одно из последних “приобретений” Преображенского собора – построена была в 1839-1840 годах усилиями соборного протоирея Павла Булгакова.

Совет

Уже современники констатировали – пристройка неудачна. И правда, паперть – чистый функционал, по объёму едва ли не превосходящий храм, – выглядит несколько чужеродно. Зато размеры пристройки позволили разместить в ней лестницу на второй этаж. Но в 1905 году стала тесной и эта паперть, её пришлось ещё раз перестраивать. Рядом с собором возвышается стройная колокольня.

Если сравнить со старинными фотографиями, то бросается в глаза, что колокольню собору не “восстановили”, а на самом деле “выстроили заново”. Была она четырёхъярусной, стала пятиярусной, причём каждый ярус ещё и как-то “постройнел”, стал более развит по вертикали. И сама колокольня, естественно стала выше.

Можно долго спорить о том, следовало ли восстановить сооружение “как было” и исказил ли новодел облик храма, но с точки зрения пропорций новая колокольня выглядит более соразмерной собору. В соборный комплекс входит часовня, поставленная к югу от храма.

Возведена она уже в наше время и в отсутствие колокольни исполняла её функции: нижний ярус звона ХIХ века, то, что выше, надстроено в последние годы. Обширный шестистолпный храм с тем лишь отличием, что в нижнем этаже Преображенского собора столпы всё-таки остаются столпами, а в верхнем – дань новой моде! – превращены в могучие колонны.

Алтарная преграда выдвинута резко вперёд, к центральной части сооружения, она скрывает за собой восточную пару столпов и даже несколько отступает от них; соответственно, алтарная часть собора на самом деле куда больше, чем это кажется при взгляде снаружи.

Верхний храм оформлен торжественно и с большим вкусом. После низких потолков паперти, восхищающих росписями плафонов (центральное изображение – Отрок Иисус во храме), основной объём кажется невероятно просторным, сильно развитым вверх.

На самом деле потолки здесь выше не намного – метра на три-четыре, но общая организация внутрихрамового пространства, декоративное оформление интерьеров и, наконец, большая световая ротонда создают ощущение, что “воздуха” в помещении гораздо больше.

Светло-охристый колер, доминирующий в окраске интерьеров, и интенсивное естественное освещение делают всё вокруг каким-то невесомым; даже мощные колонны выглядят гораздо легче, чем они есть на самом деле.

Обратите внимание

Иконостас “западного” типа: вместо традиционных для России нескольких рядов икон во всю стену – невысокая алтарная преграда; причём второй, верхний его ярус располагается на уровне второго ряда окон, таким образом визуально стены чётко делятся надвое. Этот эффект поддерживает и стенопись, тоже организованная в два яруса; расписаны и потолки. Нижний храм, напротив, тесен и компактен.

Здесь нет росписей, стены и потолок просто побелены, в простенках располагаются иконы; центральный придел представляет собой подобие узкого “коридора”, визуально ограниченного опорными столпами и завершённого одноярусным иконостасом. Севернее и южнее рядов опорных столпов примыкают два придела, никак специально от центрального не отделённые.

Они оформлены в том же вкусе – лаконично и просто, но богаче освещены естественным светом благодаря рядам окон. В нижнем храме покоятся мощи святителя Питирима. Если сосчитать все многочисленные переделки с момента закладки собора, то окажется, что его облик формировался на протяжении ни много ни мало 211 лет, с 1694 года, когда в землю лёг первый камень, по 1905-й, когда в последний раз была перестроена трапезная. И это ещё не считая ремонта 1913-1914 годов, когда собор был впервые в своей истории оштукатурен!

Журнал “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №185, 2016 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=07965

Спасо-Преображенский собор в Тамбове

Ветер: северо-западный, 9 м/с

днемночью
Февраль +1 °C -9 °C
Март +5 °C -5 °C
Апрель +15 °C +3 °C
Май +26 °C +12 °C
Июнь +29 °C +15 °C
Июль +35 °C +17 °C

Фото с wikipedia.org [CC BY-SA 3.0]

Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор Тамбовской епархии Русской православной церкви. Первый каменный храм Тамбова и старейший православный собор Тамбовской области.

История

Строительство каменного собора на месте деревянной Спасо-Преображенской церкви началось в 1694 году епископом тамбовским Питиримом, но было окончено только в 1783 году на средства тамбовского купца Матвея Бородина.

В октябре 1809 году епископ Феофил (Раев) предложил Тамбовской Духовной консистории, чтобы она вменила соборянам в непременную обязанность постройку новой колокольни на месте приходящей в ветхость деревянной. Начат сбор средств.

В 1811 году заложена каменная колокольня.

В 1817 году (по другим сведениям — в 1812 г.) в десяти саженях от собора вместо старой завершено возведение каменной колокольни «о трёх ярусах, с палаткою и фонарём» высотою 42,5 м.

В начале XX века собор посещали император Николай II (7 (20) декабря 1914 г.), великая княгиня Елизавета Фёдоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

С 1929 года в здании собора размещался Тамбовский областной краеведческий музей.

В 1931—1932 гг. разобрана соборная колокольня.

Постановлением Облисполкома № 309 от 14 мая 1974 г. взят под охрану государства, как памятник местного значения.

18 августа 1991 года Тамбовский областной совет народных депутатов принял решение № 196 «О передаче бывшего Спасо-Преображенского собора в пользование верующим». 4 августа 1993 г. поднят крест на главный купол. 6 августа архиепископ Евгений освятил престол нижнего храма.

Важно

8 августа 1993 года в собор возвращены мощи небесного покровителя города и земли Тамбовской святого Питирима (в нижнем храме), а также святыни: фелонь святителя, подаренная царём Алексеем Михайловичем.

В 1993 году кафедральный собор возвращён Тамбовской епархии. Предача была окончательно завершена во время первого визита Патриарха Алексия II в Тамбов.

  • 16 марта 1994 г. зарегистрирована религиозная община собора.
  • Вечером 9 августа 2002 г. Патриарх Алексий II совершил всенощное бдение в соборе. 10 августа, в день памяти святителя Питирима, епископа Тамбовского, совершил Божественную литургию и возглавил праздничный крестный ход. В дар кафедральному собору Патриарх передал аналойный образ Преображения Господня.
  • 18 мая 2011 г. совершен Крестный ход и освящен крест на месте воссоздания колокольни.

Сейчас колокольня воссоздана и действует.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/tambovskaya-oblast/tambov/spaso-preobrazhenskiy-sobor

Ссылка на основную публикацию