Икона божией матери домницкая, украина, черниговская область, менский район, село домница, домницкий мужской монастырь, церковь великомученицы параскевы

Домница. Рождества Богородицы, мужской монастырь

Домницкий Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь основан в начале 60-х годов XVII века пустынником отцом Климентием. Он был из монахов, возрождавших Черниговскую кафедру после польского нашествия.

Приблизительно в 1658 году отец Климентий срубил первую келию в глухом сосновом бору.
Так возник уединенный скит, который в 1662 году разорили татары Крымской орды.

Странствующий монах Дионисий возродил пустынножительство в домницких лесах в 1663 — 1664 годах.

Обратите внимание

Первая половина XVII столетия — времена борьбы Православия с католицизмом. Часть Черниговщины принадлежала Польше. Православные подвергались гонениям со стороны Унии.

В это суровое время на черниговской земле в 1680 году явила Знамение благости и покровительства Пресвятая Богородица через свой чудотворный Образ в лесной глуши, отдаленной от врагов православия. На том месте построили тесовую часовню.

Предание гласит, что слепой девочке по имени Домна во сне было сказано пойти в лес и найти икону Божией Матери. После усердных поисков она обрела указанный Образ и получила исцеление.

В 1683 – 1685 годах иноки перенесли келии скита к месту явления чудотворного Образа Божией Матери.

Свое название монастырь получил от реки Домница, протекавшей среди сплошного леса, где явилась чудотворная икона на дереве, пень от которого до 1798 года находился в алтаре церкви святой Параскевы.

В 1693 году архиепископ Черниговский Святитель Феодосий Углицкий благословил строительство нового монастыря с корпусом келий и собором Рождества Богородицы.

Работы велись старательством бывшего гетмана Малороссийского Ивана Мазепы. Следуя его примеру, гетман Иван Скоропадский строит новую часовню для чудотворной иконы Богородицы Домницкой, а позже и храм Преображения Господня с братской трапезной.

В 1694 году был составлен монастырский Синодик, который «сочинися за благословением ясне в Богу Преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского».

Важно

По благословению Святителя Феодосия было учреждено празднование иконы Богородицы Домницкой в десятую пятницу после Святой Пасхи.

В 1714 году на средства сталинского сотника Иосифа Сычевского построена церковь святой Параскевы, которая уцелела и действует в наши дни.

В 1786 году по Указу императрицы Екатерины ІІ об отдаче в казенное ведомство монастырских имений в Малороссии Домницкая обитель была переведена в третий класс с передачей ее в государственную казну.

В1800 — 1808 годах монастырь процветал. На средства генерального судьи А. Я. Безбородько
построены собор Рождества Богородицы (1806 г.), корпус братских келий, надбрамный двухярусный колокол, ограда.

В 1846 году на средства княжны Параскевы Прозоровской построена Петро-Павловская церковь.

В Домницкой обители действовали храмы:

1) собор Рождества Богородицы,

2) Спасо-Преображенскнй,

3) Свято-Параскевиевский,

4) Свято-Варваринский,

5) Свято-Николаевский,

6) кладбищенская церковь.

В 1846 году на месте кладбищенской церкви была построена каменная — Петро-Павловская.

В монастыре тепло принимали паломников. Детей-сирот монахи брали на полное содержание до их совершеннолетия.

В 1922 году безбожные власти пытались разграбить и храмы Домницкого монастыря. Но монахам, укрываясь в подземных галереях, удалось спасти ценности, особенно родную святыню — чудотворную Домницкую икону Божией Матери.

В 1925 г. обитель была закрыта.

Совет

В 1928 году на ее подворье расположилась Домницкая коммуна, преобразованная в 1931 году в сельскохозяйственную артель имени Первого Мая.

С 1932 года Свято-Параскевиевская церковь действовала как приходской храм. После закрытия этого прихода в 1936 году началось разрушение храмов. До фундамента уничтожили Петро-Павловскую церковь. На стройматериалы разобрали свод центрального купола Свято-Рождественского собора, а его колоннадами вымостили греблю в селе Николаевка.

Осенью 1941 года открыли женский монастырь, который назвали по единственно уцелевшему храму — Свято-Параскевиевским. В 1952 году Свято-Параскевневскую Домницкую женскую обитель закрыли.

В 1992 году приходской общине Домницкого монастыря был передан трапезный храм святой великомученицы Параскевы.

10 февраля 1995 года состоялась регистрация обители.

Преподобный Лаврентий Черниговский предсказывал, что Домницкую обитель откроют, но она будет мужской, большой и благолепной, что храмы восстанут из руин и будут сиять, как и в былые времена.

В 2011 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан монастырю, в котором сей час и ведуться реставрационные работы.

Источник: сайт Черниговской епархии сайт Черниговской епархии

Источник: http://sobory.ru/article/?object=26599

Путеводитель по Чернигово-Сиверщине

Домницкий монастырь расположен в 60 километрах северо-восточнее Чернигова. Монахи в этих местах селились еще задолго до основания монастыря, и связано это было с наступлением католической Польши на права православных. Вот и бежали православные в глухие леса, надёжно прятавшие их от поляков, а там рубили церкви и скиты, основывали монастыри.

С устройством Домницкого монастыря связана легенда о чудесном случае на берегу реки Домницы. По преданию, слепой девочке во сне было видение, чтобы шла она зимнею стужей в лес. Мать была против, но видение повторилось, и морозным днём мать с дочкой собрались в дорогу. В сосновом бору они заблудились, потеряли друг друга.

И вдруг беспомощному слепому ребёнку послышался глас: «Гряди по мне!» Девочка чуть слышно онемевшими от мороза губами прошептала: «Я слепая и не знаю, куда идти». «Подними голову и увидишь». Девочка послушалась и тотчас чудесно прозрела. И увидела высоко на сосне икону, от которой исходило сияние. По месту обретения икона получила название Пресвятой Богородицы Домницкой.

Обратите внимание

Поместили её в церкви близлежащего городка Березна. Однако дважды чудесным образом икона вновь возвращалась на свое место. И тогда в глухом лесу на месте обретения иконы была построена деревянная часовня. А в 1693 году гетман Иван Мазепа начал здесь строительство монастыря.

Возвели тёсовый собор Рождества Пресвятой Богородицы, а на месте прежней часовни построили деревянную церковь, посвящённую великомученице Параскеве. Святая Параскева признается покровительницей полей и скота, целительницею различных человеческих недугов и покровительницей браков. В алтаре этой церкви до 1798 года находился пень от дерева, на котором чудесным образом была обретена икона.

В 1771 году в Березне свирепствовала чума, погибли 623 человека (каждый восьмой житель), и горожане крестным ходом пошли к Домницкому монастырю. Взяв чудотворную икону, они обнесли ее по улицам своего города, совершая торжественные молебны с коленопреклонением. Чума с того дня прекратилась. Второе возрождение монастыря относится к концу XVIII столетия.

На возвышенном месте рядом со старым деревянным монастырём граф Илья Андреевич Безбородко заложил каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Для строительства использовался кирпич из уже закрытого к этому времени Макошинского Николаевского монастыря. Новый монастырь обнесли каменною стеной, а на его территории возвели каменные кельи для настоятеля и братии.

Осенью 1806 года собор Рождества Пресвятой Богородицы, вмещающий 1500 человек, освятили. А через год торжественно, при большом стечении гостей освятили новую однокупольную трапезную церковь святой вмчц. Параскевы. Над южными входными воротами возвели двухъярусную звонницу, перестроенную из старой Николаевской церкви.

Считается, что автором этих построек в стиле классицизма был известный итальянский архитектор Джакомо Кваренги, построивший до этого по заказу Екатерины II ряд церквей вокруг Царского Села.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы был похоронен сын Ильи Андреевича Безбородко – Андрей Ильич. Ещё в середине XX в. внутри храма можно было увидеть мраморную доску с церковнославянской вязью: «Действительный камергер и кавалер граф Андрей Ильич Безбородко родился в 1783 г. декабря 5 д.

Читайте также:  Именины, они же день ангела

Находясь за границей в войне с французами и командуя I Полтавским регулярным конно-козачьим полком, скончался в местечке Зирках герцогства Варшавского 1814 г. 22 июня, перевезен и погребен здесь того же года ноября 10 д.».

В середине XIX века на средства княжны Прасковьи Петровны Прозоровской на месте старого деревянного монастыря был построен каменный храм Петра и Павла. После смерти княжны её погребли внутри храма перед иконостасом, рядом с отцом – графом Петром Александровичем Прозоровским. До революции монастырь представал во всей своей красе.

Важно

Среди соснового бора величественно проглядывал главный монастырский храм Рождества Пресвятой Богородицы. Внимание богомольцев привлекала главная святыня монастыря – чудотворная икона Домницкой Богоматери, находящаяся в особом киоте при главном иконостасе, против правого клироса.

Серебряные жетончики с изображениями больных частей тела ясно свидетельствовали, что молитвы притекающих к ней за помощью не останутся напрасными и вселяют веру, что будут услышаны. А в 1925 году монастырь закрыли, церкви разграбили и сбили с куполов кресты. В монастыре устроили сельскохозяйственную коммуну.

В это же время исчезла чудотворная икона Пресвятой Богородицы Домницкой. А перед войной в храме св. великомученицы Параскевы открыли интернат для умственно отсталых детей. В войну пьяные полицаи расстреляли 90 детей из этого интерната и восьмерых стариков.

В 1941 году немцы, надеясь привлечь на свою сторону верующих, открыли женский Свято-Параскеевский монастырь, который просуществовал до 1952 года. После его закрытия древняя обитель окончательно пришла в упадок. От храма Петра и Павла остался только фундамент.

Потом в стенах бывшего монастыря открылся госпиталь для больных туберкулезом фронтовиков. Когда под госпиталь перестраивали храм Рождества Пресвятой Богородицы, строители вскрыли могилу Андрея Ильича Безбородко. Среди останков графа нашли золотое сердце, наполненное вином.

О находке сообщили в районный отдел КГБ. Дальнейшие её следы теряются в этом ведомстве.

Позже здесь открыли лечебно-трудовой профилакторий для больных алкоголизмом. Профилакторий сменила зона, на месте старых монашеских келий построили бараки. Храм св.вмчц. Параскевы превратили в тюремную столовую и клуб. На месте обретения чудотворной иконы натянули большой экран для просмотра кинофильмов.

Но усилиями истинных подвижников, монастырь возрождается. В 1995 году Украинской Православной Церкви (МП) вернули здание церкви святой мученицы Параскевы и барак, перестроенный насельниками монастыря в братский корпус. Главный храм Рождества Пресвятой Богородицы пока остался на территории зоны.

Совет

В монастыре нет колокольни, прежняя осталась на территории зоны. Сейчас в этом белом трехэтажном здании с высокой черной трубой размещены котельная и мастерская для заключенных. Долго еще предстоит обустраивать монастырь, но монашеский быт понемногу налаживается.

Метрах в 500 от Домницкого монастыря находится источник, который в народе почитается целебным. А рядом растут два 300-летних кряжистых дуба – немые свидетели непростой монастырской истории.

Все возвращается на круги своя.

И обязательно придет время, когда тюремная зона уйдет в прошлое, а главный храм обители – Рождества Пресвятой Богородицы – будет восстановлен, вновь освящен и откроет двери для прихожан.

Тогда вернется на свое место и чудотворная икона Домницкой Божией Матери. По пересказам, она хранится где-то в женском монастыре и вернется, когда монастырь будет полностью восстановлен.

Источник: http://siver.org.ua/?p=273

Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь | Офіційний сайт Чернігівської єпархії

Адрес: 15663, Черниговская область, Менский район, село Домница.

Телефон:  +38(046) 444-67-21.

Наместник: Архимандрит Варфоломей (Ромашко).

Домницкий Свято-Рождества Богородицы мужской монастырь основан в начале 60-х годов XVII века пустынником отцом Климентием. Он был одним из монахов, которые принимали участие в возрождении Черниговской кафедры после польского нашествия.

Приблизительно в 1658 году отец Климентий поставил первую келию в глухом сосновом бору. Так возник уединенный скит, который в 1662 году разорили татары Крымской орды. Странствующий монах Дионисий возродил пустынножительство в Домницких лесах в 1663-1664 годах.

В первой половине XVII столетия во времена борьбы православия с католицизмом, часть Черниговщины принадлежала Польше. Православные подвергались гонениям со стороны униатов. В это суровое время на черниговской земле в 1680 году явила знамение благости, и покровительства Пресвятая Богородица через свой чудотворный Образ в лесной глуши, отдаленной от врагов православия.

На том месте построили часовню. Предание гласит, что слепой девочке по имени Домна во сне было сказано пойти в лес и найти икону Божией Матери. После усердных поисков она обрела указанный Образ и получила исцеление.

В 1683 — 1685 годах иноки перенесли келии скита к месту явления чудотворного Образа Божией Матери. Свое название монастырь получил от реки Домница, протекавшей среди сплошного леса, где явилась чудотворная икона на дереве, пень от которого до 1798 года находился в алтаре церкви святой Параскевы.

В 1693 году архиепископ Черниговский, святитель Феодосий Углицкий благословил строительство нового монастыря с жилым корпусом и собором Рождества Пресвятой Богородицы.

Работы велись старательством гетмана Ивана Мазепы. Следуя его примеру, гетман Иван Скоропадский строит новую часовню для чудотворной иконы Богородицы Домницкой, а позже и храм Преображения Господня с братской трапезной.

В 1694 году был составлен монастырский синодик, который «сочинися за благословением ясне в Богу Преосвященного Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского». По благословению святителя Феодосия было учреждено празднование иконы Богородицы Домницкой в десятую пятницу после Святой Пасхи.

В 1714 году на средства сотника Иосифа Сычевского была построена церковь святой Параскевы, которая уцелела и действует в наши дни.

После спасения жителей г. Березного от «чумных поветрий» в 1738 и 1771 годах «благодарные жители положили обет каждый год 22 сентября отправляться Крестным ходом в обитель Богоматери для прославления Ея».

Обратите внимание

В 1868 году молитвенное обращение к Царице Небесной перед её Домницкой иконой спасло от засухи жителей г. Березного и окрестных сел, а летом 1871 года от ежедневных пожаров в г. Березном, позже — от нашествия саранчи.

Исцеления от чудотворного Образа Божией Матери совершаются и в наши дни.

В 1786 году по указу императрицы Екатерины ІІ об отдаче в казенное ведомство монастырских имений в Малороссии, Домницкая обитель была переведена в третий класс с передачей ее в ведение государственной казны. В 1800 — 1808 годах монастырь процветал.

На средства генерального судьи А. Я. Безбородько построены собор Рождества Богородицы (1806г.), корпус братских келий, надбрамная двухярусная колокольня и ограда. В 1846 году на средства княжны Параскевы Прозоровской построена Петро-Павловская церковь.

В Домницкой обители действовали: собор Рождества Богородицы, Спасо-Преображенскнй, Свято-Параскевиевский, Свято-Варваринский, Свято-Николаевский храмы и кладбищенская церковь. В 1846 году на месте кладбищенской церкви была построена каменная — Петро-Павловская. В монастыре всегда тепло принимали паломников. Детей-сирот монахи брали на полное содержание до их совершеннолетия.

В 1922 году безбожная власть пыталась разграбить и храмы Домницкого монастыря. Но монахам, укрываясь в подземных галереях, удалось спасти ценности, особенно родную святыню — чудотворную Домницкую икону Божией Матери. В 1925 г. обитель была закрыта.

В 1928 году на ее подворье расположилась Домницкая коммуна, преобразованная в 1931 году в сельскохозяйственную артель имени Первого Мая. С 1932 года церковь святой Параскевы действовала как приходской храм. После закрытия этого прихода в 1936 году началось разрушение храмов. До фундамента уничтожили Петро-Павловскую церковь.

Читайте также:  Величание пресвятой богородице - каноны и молитвы богородице

На стройматериалы разобрали свод центрального купола собора Рождества Пресвятой Боггородицы, а его колоннадами вымостили греблю в селе Николаевка.

Осенью 1941 года открыли женский монастырь, который назвали по единственно уцелевшему храму — Свято-Параскевиевским. В нем подвизались 35 сестер во главе с игуменией Агнией (Ланько), которая была духовным чадом Иоанна Кронштадтского. Жизнь сестер проходила в тяжелых испытаниях.

Важно

В то время священниками были: архимандрит Нестор — друг ныне святого преподобного Лаврентия, схиархимандрита Черниговского, с которым он ходил в Иерусалим и на Гору Афон; игумен Моисей Глушко. Сестры работали в лесничестве, посадили около 50 гектаров леса. Домницкая женская община сложилась из духовных чад батюшки Лаврентия Проскуры.

В 1952 году Свято-Параскевневскую Домницкую женскую обитель закрыли.

В 1992 году приходской общине Домницкого монастыря был передан трапезный храм святой великомученицы Параскевы. 10 февраля 1995 года состоялась регистрация обители.

Преподобный Лаврентий Черниговский предсказывал, что Домницкую обитель откроют, она станет большой и благолепной, что храмы восстанут из руин и будут сиять, как и в былые времена, но она будет мужской.

В 2011 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан монастырю, в котором на данный момент практически закончены реставрационные работы и поставлен новый иконостас освященный митрополитом Черниговским и Новгород-Северским Амвросием в 2017 году.

Обитель и сейчас радушно принимает паломников. К сожалению, условий для проживания на данный момент нет, но всех приходящие имею возможность потрапезничать.

По вопросам поломничества обращаться к наместнику обители архимандриту Варфоломею (Ромашко) по номеру: +38097 606 51 89.

Источник: http://orthodox.com.ua/eparxiya/monastyri/svyato-rozhdestva-bogorodichnyj-domnickij-muzhskoj-monastyr

Почти детективная история или За что «посадили» церковь?

Приходилось ли вам когда-нибудь осматривать вполне себе светский храм в сопровождении не экскурсовода или местного жителя, а тюремного охранника? А у меня (о, ужосcс!) теперь такой опыт есть ))).

Но всегда говорила и говорю, что удивительное – рядом. А мы зачастую просто не знаем о нем.

Совет

И кто бы мог предположить, что совершенно случайная поездка на Черниговщину обернется самым настоящим приключением?

Как-то так получается сейчас, что периодически выпадает возможность съездить в Россию. Автомобильное путешествие по нынешним временам бюджетнее железнодорожного. Кроме того, путешествуя на автомобиле, можно позволить себе роскошь попутно подкинуть друзей в самую глубь севера Черниговщины.

Вот так и получилось, что июньским вечером в самый канун Троицы мы оказались на лесной дороге примерно в 60 км от Чернигова. И вдруг увидели купол храма… за колючей проволокой. 

Ну да, подумала я, бывают же и в тюрьмах церкви. А то, что в сосновом лесу в удивительно красивом месте находится колония для «высокопоставленных» зеков – это уже ранее упоминалось в разговоре. Ну, думаю, дай пойду сфотографирую, что ли. Когда еще такое чудо увидишь.

Но поскольку впереди нас ждала еще дорога в Мену, потом ночевка в Седневе в эко-отеле на коннной фереме, а назавтра – ранний выезд на границу, с учетом состояния автодорог в стране вообще и глухих проселочных дорог на Черниговщине в частности ясно было, что рассусоливать особо некогда.

Договорившись со своими о том, что они с машиной подождут меня чуть в сторонке впереди, в поисках удачного ракурса брожу вокруг бетонного забора. Щелкнула пару раз фотоаппаратом:

и вдруг за спиной слышу: «Гражданочка! А вы знаете, что тут фотографировать нельзя? Это режимный объект». Поворачиваюсь  и вижу одетого в камуфляж паренька с весьма суровым выражением лица.

Начинаю жалобно белькотіти:  мол, мы-то сами не местные, издалËка, вот увидели, дай думаю сфотографирую, красиво же, а это церковь, а она действующая, а правда, что тут колония, а сколько народу сидит, ну да, я знаю, что нельзя, но я ж безо всякого злого умысла, а еще я пишу на туристическом портале иногда, а может я про вашу церковь напишу, можно?… Т.е. понимаете, да, по мере выдачи мной текста лицо паренька мягчеет, он даже начинает слегка улыбаться и выносит вердикт: «А, так вы корреспондент! Ну так давайте я сейчас отца Варфоломея попрошу, он вас в храм проведет и все там покажет». Вот вы на моем месте, как бы куда не торопились, что бы сделали? Ну вот и я поступила, как нормальная: скоренько согласилась.

Почти дружески уже болтая, зашагали рядом по лесной тропинке. Попутно выяснилось, что церковь теперь не тюремная, а светская. Хоть и находится на территории колонии. Но об этом ниже.  Парнишка еще куда-то позвонил (еще подумала: дал отбой на вышку, мол, не шпиенка я, но скорее всего звонил батюшке, предупредить о визите «корреспондетки» )))).

Обратите внимание

Надо было видеть лица моих попутчиков, когда мы с ним вышли из-за поворота (встретив перед этим, гхм, двоих заключенных в сопровождении  вооруженного «калашом» конвоира). Как потом мне это описывали: «Все, – думаем. – Повязали девку!». Подходить и объяснять им происходящее было некогда: опасалась, а вдруг паренек передумает.

Поэтому издалека кричу, что мы идем в храм, и я быстро.

Подходим к огромным кованым воротам с кодовым замком. Вокруг – сосновый бор и тот же бетонный забор, обнесенный «колючкой». Заперто. «Ну, пойдемте все же к отцу Варфоломею!». Прошли еще 20 метров –  и увидели другую церковь. 

Парнишка что-то пробормотал и исчез. А я осталась одна.

В церковном дворе наше появление вызвало легкий ажиотаж. Все время кто-то выходил на крыльцо, очевидно, посмотреть на «корреспондентку». И я, в дорожном льняном платьишке выше колен, с непокрытой головой и фотиком на шее, чувствовала себя несколько неловко.

Однако раздумывать и смущаться некогда. Фотографирую снаружи:

Церковь Параскевы Пятницы

Надо сказать, что от всего происходящего я прямо немного потеряла ощущение реальности… Поэтому и не всегда соображала, что я ж собственно как бы «на работе» и надо фотографировать-фотографировать-фотографировать. А когда вспоминала об этом, то не всегда удачно выстраивала кадр.

Но говорю же, я – барышня, воспитанная в крепко патриархальных устоях, и мне вот здорово мешало то, что и без платка я в церкви, и голыми коленками «блыскаю»… Короче, хоть кроме меня внутри церкви никого больше не было, я даже не посмела там особо расхаживать. А робко стоя в уголке, сфотографировала пару общих планов и все.

Ну и собственно поэтому пропустила главное: внутри церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы находится копия (оригинал утерян) чудотворной иконы Домницкой иконы Божьей Матери. В старину икону хранили в этой церкви в тепле с ноября до Пасхи. А в храме Рождества Пресвятой Богородицы (том самом, который сейчас «в тюрьме») икона находилась все остальное время.

Читайте также:  Преподобная кира и марина берийские (македонские)

Когда в сопровождении моего «конвоира» из какого-то домика вышел мужик с бородой в серой футболке и спортивных брюках, я даже не сразу сообразила, что это и есть священник. А потом, когда дошло – от волнения растерялась, и даже не попросила благословения. А отец Варфоломей оказался простым и милым. Как-то сам собой завязался разговор, я перестала смушшшаться и тихонько клацала фотиком: 

Интересно, что Википедия при запросе о селе Домница Менского района Черниговской области выдает совершенно фантастические цифры: площадь -0,01 кв.км (!), население – 7 (семь!) человек, плотность населения – 700 человек на квадратный километр. О как! Теперь понимаете, да, в каком дивном месте находится Рождества Пресвятой Богородицы Домницкий мужской монастырь?

Важно

Подробности о его истории узнала частично на обратной дороге от сопровождавшего нас приятеля. А бОльшую часть почерпнула, вестимо, из необозримых просторов интернетовских. Монастырь был основан, на минуточку, гетьманом Мазепой в XVII веке на месте явления чудотворной иконы.

Источники расходятся во мнении: то ли Домной звали слепую девочку, которой и явилась икона, после чего та прозрела. То ли икону нашли высоко на дереве на берегу реки Домницы. Но как бы там ни было, Мазепа построил здесь деревянный монастырь, а позже его перестроили в камне.

Кирпич на строительстве, кстати, был использован из другого, закрытого уже к тому времени монастыря. А со временем рядом был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы:

Всех построек на территории Домницкого монастыря было немало: и собор Рождества Пресвятой Богородицы (это его  купол мы увидели с дороги), и храм Петра и Павла (его снесли в советское время), и трапезный храм (т.е.

церковь Параскевы Пятницы), и перестроенный в двухъярусную колокольню храм святого Николая (сейчас в ней расположены служебные кабинеты колонии и котельная), и келии для братии, и домик настоятеля… Увы, в наше время побывать можно только в бывшей трапезной и в самом соборе.

В 20-х годах прошлого века, на заре пролетарской эры, монастырь был закрыт и разграблен. На его территории сначала была организована Домницкая коммуна, потом сельхозартель. В 30-х годах здесь открыли интернат для детей-инвалидов. Во время Второй мировой детей расстреляли немцы.

Но возродили монастырь! Женский монастырь действовал до 1952 г. Позднее его упразднили и на территории монастыря открылся тубдиспансер. А со временем монастырский комплекс перепрофилировали в спецучреждение, то бишь в колонию, действующую и сегодня.

В «тюремные» времена в трапезном храме была столовая для сотрудников тюрьмы. Где по вечерам для них крутили кино. Не самого пристойного и выдержанного в духе решений партии и правительства содержания L.

А в соборе размещались мастерские, в которых зеки физическим трудом искупали свою вину перед советским социалистическим обществом )))..

Совет

Но, как говорится, по настоянию общественности в 90-х годах прошлого века, т.е. почти 25 лет назад, приходской общине была передана церковь Параскевы Пятницы и барак.

С чего собственно и началась «вторая» жизнь Домницкого монастыря. Барак монахи перестроили в братский корпус. Но  собор Рождества Пресвятой Богородицы так и остается на территории колонии.

Хоть и доступен для прихожан. И вот это невероятно и удивительно.

И вот когда мы туда пришли… Даже не могу передать словами чувства, испытанные мной, когда мы вошли и увидели это:

Вот даже сейчас мурашки бегут. Чистая Италия, не? Хотя чему тут удивляться. Вроде как проект собора Рождества Пресвятой Богородицы разработал Кваренги, тот самый, который построил Смольный в Питере.

Несмотря на то, что внутри еще не закончены отделочные работы и неубрано, ясно, что к празднику (намеченному вроде на 4 июля, это день почитания иконы Домницкой Божьей матери ) все будет как надо.

Пока я восхищенно цокала языком и делала стотыщпиццотое фото купола, 

батюшка очень здОрово рассказывал, как его белили. Пришли две мастерицы: постарше и помоложе. Высота строительных лесов 25 м. 

Молодая сразу сказала, что ни «в жисть» не полезет на такую высоту. А та, что постарше, согласилась. «І ми її як на колисці туди-сюди катали, а вона мастила!”.

Отец Варфоломей, конечно, ужасно гордится делом рук своих, Потому что, как поведела мне позже одна из прихожанок, именно он был инициатором вызволения храма из тюремного «заточения”. Он писал письма во всевозможные пенитенциарные «верхние» кабинеты, добиваясь передачи храма местной общине.

Обратите внимание

И когда это случилось, тюремные служащие открыто говорили ему, что, мол, ничего у него не получится, потому что для реставрации такой махины нужно огромное количество денег. Но все нашлось само собой: и люди, и деньги… На реставрацию храма деньги зарабатывали и монахи: прямо перед собором построена и действует лесопилка. Слышали бы вы, как о.

Варфоломей  рассказывал о том, какой будет в храме иконостас, и какое кадило заказано где-то там, где эти самые кадила производят…

Потрясающая акустика в соборе. Да, скорее всего, эффект такой еще и потому, что храм   пуст. Но когда в ответ на мои восторги батюшка, просто не сходя с места, густым таким сочным басом затянул какую-то церковную песнь, а стоящие справа от меня старушки-прихожанки тоненькими голосами торопливо, но слаженно завторили ему «алилуйя-алилуйя-алилуйя…», и к куполу вдруг ринулась МУЗЫКА…

Ну, я не знаю, как это все описать и передать. Но это правда было просто чудо какое-то. Самое настоящее чудеснейшее чудо :-)))

Не хотелось уходить… И странно было, выйдя во двор, 

увидеть снова тюремный антураж: 

И грустно как-то стало оттого, что ведь совсем рядом монастырь с Черниговом, а не возят сюда экскурсантов. «Шо ж эт такое?» – все сокрушалась я всю дорогу.

– «Ведь это просто уникальное место! А совсем не на слуху…».

Поэтому, если вдруг вы будете на Черниговщине и захотите сами взглянуть на все, то сдаю «явки»: Адрес: Украина, Черниговская область, Менский район, с. Домница; телефон: (04644) 4–67–21.

Еще очень жаль, что в вихре всех этих событий я так и не узнала, как же зовут моего добровольного провожатого. Он как-то незаметно исчез. А я даже руку ему не пожала на прощанье, и не поблагодарила как следует 🙁

Ну а о том, какую чудесную бабцю я фотографировала в черниговском селе, как она сказала, «на лыкачки» (т.е.

Важно

чтоб пугать этой фоткой всех, вот ведь ЧЮ, а?!), и как на Черниговщине с тобой говорят на совершенно незнакомом тебе украинском языке, и как мы не доехали до конной фермы, а фешенебельнейшим отелем после дальней дороги оказался пионЭрлагерь «Сказка» в Мене – это уже совсем другая история 🙂

Источник: https://www.turpravda.ua/ua/chernigov/blog-165727.html

Ссылка на основную публикацию