Икона божией матери галатская, россия, город москва, государственная третьяковская галерея

Москва. Церковь Тихона Амафунтского у Арбатских ворот

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  27 июня 2015

Первую, северную половину этого московского храма с двумя престолами, освящёнными во имя Тихона и святого Николая, возвели в годы царствования Софьи, в 1689 году.

Храм XVII века в архитектурном плане представлял собой пятикупольное здание церкви с приделом, трапезной и шатровой колокольней. Распластанная бочка, сдвинутая относительно оси храма, оригинально завершала трапезную таким интереснейшим элементом русской архитектуры.

Колокольня была поставлена на фигурных столпах, а её шатер опирался на изящные восьмигранные колонны. Витая главка венчала северный придел, а с противостоящим зданием он был соединён арочным переходом.

Обратите внимание

В просвете этой арки вдалеке видны были башни Московского Кремля и колокольня Ивана Великого.

Южную половину церкви достроили только в 1756 году. В ней был устроен престол во имя Воскресения Словущего. Со всех сторон церковь Тихона с прилегающим большим погостом была окружена мелкими домами причта. После Отечественной войны 1812 года церковь подверглась капитальной перестройке.

В 1813 году при церкви построили новую колокольню, а приделы переосвятили. Этот храм, выполненный в стиле ампир, в то время был расположен перед башней Белого города и представлял собой два симметричных, почти одинаковых объёма. Одной из святынь храма был список Галатской иконы Пресвятой Богородицы.

Он продолжительное время находился на хранении именно в этой церкви.

После закрытия Тихоновской церкви икона хранилась в Антирелигиозном музее искусств на территории Донского монастыря, в настоящее время она находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

В 1929 году церковь Тихона закрыли, а в 1933-1934 годы она подверглась необычному, кощунственному разрушению.

Прямо в храме устроили небольшой бетонный завод, а стены церкви тут же в камнедробилке перерабатывали на щебень, который использовался как материал для производства бетона для строительства первой линии метро.

После полного уничтожения здания церкви, почти на том самом месте, где она стояла, была построена станция «Арбатская» Филёвской линии Московского метрополитена. Часовню, которую в 1990-х годах построили на месте, где некогда стояла церковь Тихона, почему-то назвали именем церкви Бориса и Глеба.

http://www.apartment.ru/Article/48793506.html

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  27 ноября 2016

Тихона, епископа Амафунтского, святителя, у Арбатских ворот церковь (уничтожена).

Впервые упомянута в документах за 1620 г. и до середины XVII в. именовалась «церковь великого Чудотворца Николы, да в деревянном приделе Тихон Чудотворец». В пожар 1629 г.

Важно

Тихоновский придел сгорел, а каменный Николаевский храм уцелел, и вскоре к нему с южной стороны пристроили главную каменную церковь святителя Тихона Амафунтского, а Николаевский храм стал его приделом.

Новая каменная церковь была освящена в 1690 г. патриархом Адрианом.

В 1756 г. живший в здешнем приходе граф Г.И. Головкин пристроил к стене старого храма новый придел – в честь Воскресения Словущего. Храм был украшен лепниной известным скульптором Г.Т. Замараевым. В конце XVIII в. возвели каменную колокольню с двумя палатами. В 1792 г.

были разобраны монументальные Арбатские ворота Белого города, и Тихоновский храм оказался на новой площади. Самой поздней пристройкой стала каменная паперть, ведущая в главный храм (1862 год). Годом раньше разобрали второй этаж над Николаевским приделом, где находилась домовая церковь канцлера Головкина.

Внешне храм состоял из двух, как бы отдельных церквей, что было весьма необычно для Москвы.

В нижних ярусах всех трех ампирных иконостасов и в особых киотах на стенах находились древние иконы, некоторые из которых относили к XVI веку.

Два образа почитались чудотворными – святителя Тихона Амафунтского в виде складня и большой иконы Божией Матери «Утоли моя печали» – точный список, сделанныйвскоре по явлении чудотворной иконы в Воскресенском монастыре города Шклова. Специально для последней иконы в Тихоновской церкви в 1817 г.

был устроен придел иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Среди почитаемых икон была и храмовая – святителя Николая с клеймами царских иконописцев XVI века.

Совет

В местном ряду иконостаса находилась византийского письма Галатская икона Божией Матери конца XVI – начала XVII века, привезенная из малоазийского города Пергии (Турция). Богоматерь и Богомладенец изображены на ней со скипетром и державой в руках, в одеянии византийских царей и с коронами на головах.

Тихоновская церковь у Арбатских ворот была известна богомольцам и своим крестным ходом. Ежегодно 8 ноября после литургии он отправлялся на Арбатскую площадь, и здесь перед чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери и другими иконами и хоругвями из близлежащих храмов совершалось молебствие по случаю избавления москвичей от холеры.

Расположение храма на площади предрешило его судьбу в годы советской власти. В 1931 г. снесли соседнюю Борисоглебскую церковь, а два года спустя разобрали и Тихвинский храм, построив рядом со старинным церковным местом вестибюль станции метро «Арбатская». Древняя Галатская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее.

Михаил Вострышев “Москва православная. Все храмы и часовни”.

http://rutlib.com/book/21735/p/19

Источник: http://sobory.ru/article/?object=34975

Грузинская икона Божией Матери

Грузинская икона Божией Матери воистину легендарна: помнит она и налеты черемисов-язычников на только что рожденный монастырь, и страшный пожар 1689 года, уничтоживший все монастырские строения, и жестокие гонения эпохи революции.

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями.

Через 3 года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить.

Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь, что на реке Пинеге, близ Архангельска.

Первоначально обитель была названа Черногорской, потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы.

Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через 4 года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию. Он передал святыню монахам Красногорской обители, где специально для нее строит церковь и снабжает её необходимой утварью и книгами.

Обратите внимание

Икона оказалась чудотворной. Монах обители – слепой и глухой Питирим после молитв перед этим образом обретает зрение и начинает слышать. В 1658 году патриарх Никон, в свою бытность митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от образа Грузинской Божией Матери и установил ему празднование 22 августа.

Слава о Грузинской иконе доходила до самых дальних уделов Русской земли. В царствование Алексея Михайловича крестные ходы с чудотворным образом проходили не только по главным городам России – Москве, Устюгу, Вологде, Переяславлю-Залесскому и др., но доходили даже до реки Лены в Сибири.

Сохранилось свидетельство, что в 1698 году было постановлено каждый год приносить святую икону в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

В селе Ключареве, Корчевского уезда, Тверской епархии Грузинская икона Божьей матери удивительным образом помогла избавиться от червя, напавшего на засеянные поля. Во время крестного хода с образом пошел сильнейший дождь, вызвавший червя из земли, а налетевшие откуда ни возьмись в огромном количестве птицы склевали его.

Подлинник Грузинской иконы Божьей Матери до наших дней, к сожалению, не сохранился.

Руины Красногорского монастыря на реке Пинеге, Архангельская область

В 20-х годах прошлого века с закрытием Красногорского монастыря икона исчезла, чтобы ненадолго появиться в 1946 году, когда монастырь вновь открылся. Тогда архангельский епископ Леонтий сообщил в Московскую патриархию, что икона участвовала в крестном ходе в Архангельске.

Есть сведения, что до конца 50-х годов она находилась в Третьяковской галерее. Однако ревизия 1964 года, проведенная в фондах галереи, не обнаружила образа. Либо он был похищен, либо продан советским правительством за границу.

Факты такой продажи музейных ценностей имели место в советской истории.

В Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 г., выполненный Кириллом Улановым – изографом кремлевской Оружейной палаты совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит: «написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». В иконе находятся 4 мощевика.

Точный мерный список иконы, 1707 год

С иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными. Три из них находятся в Москве.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (Церковь Грузинской Богоматери) (Никитников переулок, 3)

В Храме Троицы Живоначальной в Никитниках находится список 1654 года, сделанный предположительно Симоном Ушаковым – «первоклассным изографом царской школы».

Важно

В тот год в Москве свирепствовала эпидемия моровой язвы и как раз в это время из Красногорского монастыря была привезена Грузинская икона Божьей Матери для “поновления живописи и наложения новой ризы”. Икона была поставлена в Троицкой церкви в Никитниках.

Список с нее заказал серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов после того, как после молебствования с этой иконой перед тяжело больным сыном тот исцелился.

Другой чудотворный список ранее принадлежал Алексеевскому женскому монастырю, расположенному на месте нынешнего храма Христа Спасителя.

Алексеевский женский монастырь на месте нынешнего Храма Христа Спасителя

Его обретение датируется также 1654 годом и связано все с той же эпидемией язвы. Монахиня монастыря, вспомнив о чудотворной Грузинской иконе, находившейся в это время в Москве, хотела попросить ее об исцелении.

И вот в ночь ей было видение неизвестного монаха, сказавшего: «Зачем вы печалитесь о том, что не можете принести к себе Грузинскую икону Божией Матери? У вас в монастыре, в пещере, есть точно такая же икона, отыщите ее – и увидите на себе милость Божию.

Через эту икону будет исцеление не только вам, но и многим другим людям». Сестры монашки после долгих поисков увидели в церковной ризнице встроенный в стену шкаф, похожий на пещеру, где и обнаружился святой образ. После молебна перед ним болящая выздоровела, а вскоре чума в Москве сошла на нет.

По повелению царя Алексея Михайловича удивительную икону украсили драгоценным окладом. Ныне список находится в Храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Церковь Воскресения Христова (в Сокольниках)

Икона Грузинской Божией Матери в Храме Воскресения Христова в Сокольниках

В память избавления от чумы в 1654 г. было дополнительно установлено празднование иконе 15 августа.

Третий список находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудеса от этой иконы снискали ей благочестивое почитание как в простом народе, так и среди высочайших особ.

Совет

Так Государыня Императрица Анна Иоанновна вызывала икону в Санкт-Петербург, где она по Высочайшему распоряжению была украшена дорогим окладом с изобилием драгоценных камней.

Также икона пользовалась почитанием у Государя Императора Александра Первого, который, посещая Москву, неоднократно молился перед ней, и, однажды узнав о том, что икона была ограблена, приказал поставить для охраны святого образа солдата-ветерана.

Во время гонений начала XX века храм Покрова Божией Матери на Воронцовом поле был разрушен, с иконы были сняты все драгоценности, а сам образ был перенесен в храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Яузе. В настоящее время этот святой образ находится в храме святителя Мартина Исповедника, что на ул. Солженицина, в приделе Грузинской иконы Божией Матери.

Вид на Храм святителя Мартина Исповедника

Храм святого Мартина исповедника в Москве
(ул. Александра Солженицына,бывшая Б.Коммунистическая, д.15., м.”Таганская” или “Марксистская”)

Читайте также:  Молитва в день нового года

В храме

Образ Грузинской иконы Божией Матери в Храме святителя Мартина исповедника приобрел новую ризу в престольный праздник 4 сентября 2009 года

Еще один очень чтимый список с Грузинского образа хранится в Раифском Богородицком мужском монастыре Казанской епархии.

Здесь еще до 1670 года была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, в которую митрополит Лаврентий заказал одному из лучших казанских иконописцев точную копию с чудотворной иконы.

Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление.

Раифский Богородицкий монастырь

Раифский монастырь

В 1689 году в Раифской обители произошло огромное несчастье – пожар. Не все священные предметы и вещи удалось вынести из храмов и келий. К великому счастью, чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена.

Лишившись пристанища, некоторые из иноков ушли в другие монастыри, а некоторые остались жить на пепелище.

Обратите внимание

Увидев такую преданность вере в Промысл Божий, митрополит Казанский Адриан решил восстановить обитель, но сделать уже в камне – наподобие московского Воскресенского монастыря (Нового Иерусалима).

В храме

Чудотворная Грузинская икона Божией Матери в Раифском монастыре

Список второй половины XVII в. (Раифский Богородицкий монастырь)

Список, находящийся ныне в Раифском монастыре, – самый древний из известных.

По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия (“Путеводительница”).

Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери и относится к типу Одигитрия. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повёрнутая обнажённой подошвой наружу. Иконография Грузинской иконы имеет аналоги среди других Грузинских иконописных памятников X—XVI веков и особо была распространена в Кахети.

Народная молва приписывает чудотворному образу Грузинской Пресвятой Богородицы особую благодать исцелять от многих неизлечимых болезней, например, от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных заболеваний, освобождать одержимых нечистыми духами, а также помогать женщинам, страдающим бесплодием.

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4-й
Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пусьтыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону , еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обительнашу и вся страны Христианския от всех навет вражиих, и спаси душа наши, яко милосердная заступница рода Христианского.

Кондак, глас 8
Тебе, избранней от всех родов Божией Матери, / благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твоя, // да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Источник: https://religiya.temaretik.com/933333581119621121/gruzinskaya-ikona-bozhiej-materi/

30 самых знаменитых икон России

Эти иконы защищали Россию веками. Они останавливали армии, исцеляли больных и спасали от пожаров.

По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу.

Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.

Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора.  За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.

Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.

Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он  хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.

Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.

Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.

Важно

Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.

Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.

Иверская икона в IX  веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.

В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.

Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.

На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.

До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.

Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.

Совет

По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».

В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.

Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.

Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.

Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.

Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.

Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.

Обратите внимание

С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в  Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.

Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.

Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.

На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.

Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.

Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.

Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.

Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.

Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.

С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.

Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.

Икона была написана в конце  XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.

Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.

Важно

Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но  впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.

Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.

Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.

Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.

Икона Богоматерь Одигитрия была написана Дионисием в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре в Московском кремле, но сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.

Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.

Самое знаменитое и самое раннее изображение Сергия Радонежского  – это не икона, а покров. Он был вышит в 1420-е годы, и сейчас находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Икона Апостолы Петр и Павел была написана в Новгороде в XI веке и, с большой вероятностью, является самым древним из  русских произведений станковой живописи. Трижды за свою историю икона покидала Новгород, но всегда возвращалась назад.

Сейчас образ находится в Новгородском музее-заповеднике в Великом Новгороде.

Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада.

Иконе можно поклониться в Успенском соборе в московском Кремле.

Совет

Устюжское Благовещение – одна из немногих сохранившихся икон домонгольского периода. Она была написана в начале XII века в Великом Новгороде, а перевезена в Москву – в середине XVI века.

Последние 85 лет икона хранится в Государственной Третьяковской Галерее.

Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная.

Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения. На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.

Источник: https://russian7.ru/post/30-samykh-znamenitykh-ikon-rossii/

Хранители памяти. Государственная Третьяковская галерея. Владимирская икона Божией Матери. Часть 1

На эту неделю приходится один из дней памяти Владимирской иконы Божией Матери. Эта великая святыня не раз защищала русские земли от нашествия врагов.

Сейчас она хранится в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, куда мы и отправились.

И этот выпуск нашей программы – об удивительном чудотворном образе, привезенном некогда на Русь из Константинополя, – Владимирской иконе Божией Матери.

Читайте также:  Крещенская и «богоявленская» вода — разная?

– Я стою возле Владимирской иконы Божией Матери – величайшей святыни всего православного мира. На этой неделе празднуется один из дней памяти чудотворного образа. О нем – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Мы находимся около алтаря храма святителя Николая в Толмачах, в самом сердце Москвы, недалеко от Кремля, в Замоскворечье. В этой церкви хранится, наверное, самая ценная святыня нашего Отечества и одна из самых главных святынь всего православного мира – Владимирская икона Божией Матери.

Я бы даже сказала, что это святыня не только православного мира, но вообще мира христианского, поскольку списки с Владимирской иконы, ее копии и фотографические изображения мы можем найти и в православных, и в католических храмах по всему миру.

Велика слава этого чудесного чудотворного образа, с которым неразрывно связана история нашей Родины, описанная в многочисленных летописных свидетельствах, а также сказаниях, посвященных судьбе иконы.

Предание считает Владимирскую икону написанной евангелистом Лукой, и даже говорилось, что она была создана при жизни Богоматери (правда, предания были более позднего времени, записанные в литературных источниках XVI века).

И качество, достоинство иконы было оценено Самой Матерью Божией.

Это церковное предание, которое и в Средние века и сейчас придает особое значение замечательному образу, который одновременно является не только православной святыней, но одним из самых совершенных произведений средневекового искусства, искусства иконописания.

Приняв Крещение, Русь получает вместе с этим от своих учителей-византийцев способность и умение писать иконы. История древнерусского искусства, неразрывно связанная с историей византийской культуры, берет свое начало с момента принятия Русью христианства.

Но, наверное, самой значимой и самой главной для всей русской иконописи и истории русского искусства (не только духовной и православной культуры), станет наша Владимирская икона Божией Матери.

Обратите внимание

Почему я говорю «наша»? Потому что с 1930 года она находится в Третьяковской галерее, куда попала из реставрационных мастерских.

Каков же ее путь от храма до храма: от Константинополя, где была в начале XII века написана эта икона, до храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее? В 1155 году о Владимирской иконе Божией Матери впервые упоминается сразу в двух самых древних русских летописях: Лаврентьевской и Ипатьевской.

Там сообщается о том, что князь Андрей Боголюбский, который был сыном Юрия Долгорукова, правящего в Киеве, без согласия своего отца вывозит из Киева икону Богоматери «Умиление», а икона эта, как следует из текстов, прибыла из Царьграда на едином корабле с иконой Пирогощей.

То есть в начале XII века это были первые великие святыни, которые двинулись из Царьграда (Константинополя) в Киев.

Андрей Боголюбский, мечтая создать свой собственный город, не уступающий Киеву и Константинополю как политический, художественный, православный и культурный центр, везет с собой эту великую икону греческого письма, и каждый ее «шаг» сопровождается чудесами, которые были записаны.

Князь привозит икону сначала в Боголюбово, в свои владения, а потом, в 60-е годы, строит специально для нее грандиозный Успенский собор в городе Владимире. Тот самый собор, который впоследствии будет расписан Андреем Рублевым. Тот храм, для которого будет создан удивительный иконостас (его часть тоже хранится в Третьяковской галерее).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире был построен специально для этой иконы, этому она получила название «Владимирская».

Подлинное название иконы – это «Умиление» по-русски или «Елеуса» («Ласкающая») по-гречески. Этот образ при Андрее Боголюбском пользовался невероятным почитанием. И после смерти князя, когда начался бунт во Владимире, только вынос этой иконы Божией Матери помог усмирить волнение людей. Икона тогда, вероятно, претерпела изменения.

Важно

Какие? Мы сейчас смотрим на нее, и знаем списки с нее (XVI и XVIII века), и понимаем, что она по своему размеру и формату не очень похожа на древние византийские домонгольские иконы. Вы видите, у нее очень вытянутые пропорции. С чем это связано? Это, несомненно, связано с изменениями и той ролью, которую этот образ осуществлял на протяжении столетий.

Были надставлены поля, то есть изменены пропорции, была опилена рукоятка.

В результате исследований удалось выяснить, что у иконы (кстати, это видно на многих иконах более позднего времени, где изображен вынос Владимирской иконы Богородицы) была рукоятка с боковыми надставками, которые помогали выносить ее во время торжественных событий, но было это нечасто.

Я сразу хочу сказать, что представление о том, что доступ к Владимирской иконе был постоянным, ошибочно. В XVI веке и в более поздние времена ее выносили всего несколько раз в год.

Она занимала разные места в храме (во Владимире, впоследствии в Москве), и с этим связаны ее функция и особенность.

Итак, у иконы была рукоятка, она была покрыта драгоценным окладом, вероятно, первый оклад был сделан по заказу князя Андрей Боголюбского. Почему мы об этом говорим? Дело в том, что когда проводились исследования этой иконы, то уже в наше время реставраторы обнаружили совершенно невероятное.

При помощи послойного рентгенографирования, которое было сфокусировано на каждой стороне, удалось выявить следы гвоздиков от окладов. И стало понятно, что было несколько окладов на лицевой и оборотной стороне, и там, где сейчас располагается, видимо, начиная с XV века, изображение Престола уготованного был необыкновенный образ.

Судя по гвоздикам, это образ святителя и, скорее всего, это был образ святителя Николая.

Вот такое сложное исследование было проведено сотрудниками Третьяковской галереи, которое позволило уточнить жизнь, которой жила икона.

Совет

То есть она была двухсторонняя (Богоматерь и святитель Николай), но это было очень недолго.

Видимо, когда с иконы в 1238 году во время нашествия Батыя «одраша» (содрали) драгоценный оклад, тогда пострадала и оборотная сторона, где был образ святителя Николая, то есть это была билатеральная, двуосвященная икона.

С 1238 года, когда так страшно поступили с иконой, до конца XIV века мы практически ничего не знаем, и о ее судьбе можно только догадываться. И только лишь с конца XIV века вновь возникает история жизни Владимирского образа, но она связана уже в первую очередь с Москвой.

После 1380 года, после Куликовской битвы, ровно через два года страшное нашествие царевича Тохтамыша разорило Москву. И потом уже войска хромого Темира Аксака или по-нашему Тамерлана (помните картину «Апофеоз войны» Верещагина?), угрожавшие всей Европе, двинулись к Москве, которая была слаба.

Тогда было принято решение об обращении за благодатной помощью к Владимирской иконе Божией Матери, и ее перенесли из Владимира в Москву.

И тут начинаются те чудеса и события, которые описаны в разных литературных источниках, в том числе в повести о Темире Аксаке. Там как раз говорится о том, что неожиданно войска завоевателей повернули вспять, и чудесным заступничеством Божией Матери Москва была спасена.

Момент встречи Владимирской иконы Богоматери отражен в топонимике Москвы. Улица Сретенка и знаменитый Сретенский монастырь – это место, где москвичи встретили Владимирскую икону, после чего она неоднократно совершала поездки из Москвы во Владимир, из Владимира в Москву.

И только в конце XV века заняла свое место в Успенском соборе Московского Кремля.

Я обращаю ваше внимание, что Успенский собор Московского Кремля был построен по аналогии с Успенским собором во Владимире. Я имею в виду размеры, облицовку белым камнем, аркатурно-колончатый пояс, хотя конструктивная система была другая.

Именно в этот собор, который повторял Успенский владимирский, и была окончательно перенесена наша святыня, перед которой венчались на царство цари, перед которой поставлялись патриархи и которая, как мы с вами знаем, не покидала Москву (кроме наполеоновского нашествия).

– Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ о чудотворной Владимирской иконе Божией Матери, а сегодня время нашего эфира подошло к концу.

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Людмила Моисеева

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati-gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya-vladimirskaya-ikona-bozhiey-materi-chast-1

Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) – центр экспозиции «Шедевры Византии», которая недавно открылась в Третьяковской галерее. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника.

На нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела».

«Правмир» отправился в путешествие по выставке вместе с византологом Алексеем Лидовым, директором Научного центра восточнохристианской культуры, заведующим отделом Института мировой культуры МГУ, академиком Российской академии художеств.

Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.

Алексей Лидов

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников.

Обратите внимание

О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками.

Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала.

Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.

Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.

Воскрешение Лазаря (XII век)

Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря».

Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах.

За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Важно

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.

Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)

Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.

Читайте также:  Икона божией матери дивногорская-сицилийская, россия, воронежская область, лискинский район, село дивногорье, дивногорский успенский монастырь

Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера.

Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.

Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.

На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.

Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова.

Совет

Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство.

В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.

Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку.

Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии.

Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).

Автор иконы подчеркивает мысль о Христе, который претерпел страдания, но именно через эти страдания поразил искусителя в голову и одержал победу над смертью.

Рельефная икона святого Георгия (середина XIII века)

Рельефные иконы, которые непривычны для нас, в Византии хорошо известны. Кстати, в рельефе довольно часто изображался именно святой Георгий.

Византийские иконы делались из золота и серебра, и их было довольно много (об этом мы знаем из дошедших до нас описей византийских монастырей).

Несколько таких замечательных икон сохранились, и их можно увидеть в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции, куда они попали в качестве трофеев Четвертого крестового похода.

Обратите внимание

Деревянные рельефные иконы – попытка заменить драгоценности более экономичными материалами. В дереве привлекала и возможность чувственной осязаемости скульптурного образа.

Хотя в Византии скульптура как иконная техника была не очень распространена, надо помнить, что улицы Константинополя до разорения его крестоносцами в XIII веке были уставлены античными статуями.

И скульптурные образы были у византийцев, что называется, «в крови».

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». Он вносит в икону очень важное временное измерение, напоминая о грядущем Втором пришествии.

В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой.

Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей.

По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.

Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

В нижней левой части, у ног святого Георгия – женская фигурка в богатом, но очень строгом облачении, которая в молитве припадает к стопам святого.

Важно

Это и есть неизвестная нам заказчица этой иконы, по всей видимости соименная одной из двух святых жен, изображенных на обороте иконы (одна подписана именем «Марина», вторая мученица в царских одеяниях является изображением святой Екатерины или святой Ирины).

Святой Георгий – покровитель воинов, и, учитывая это, можно предположить, что заказанная неизвестной женой икона – обетный образ с молитвой о муже, который в это очень неспокойное время где-то сражается и нуждается в самом непосредственном покровительстве главного воина из чина мучеников.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами.

К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи.

Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось.

Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме.

Совет

Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета.

И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении.

Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип.

Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Обратите внимание

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской.

Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела».

Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году.

Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.

Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее.

Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески.

Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.

Важно

В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент

Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы.

До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери.

В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.

Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.

Источник: https://www.pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon-radi-kotoryih-stoit-idti-v-tretyakovku/

Ссылка на основную публикацию