Икона божией матери казанская богородско-уфимская

Икона Божией Матери Казанская (Богородско-Уфимская)

Вре­мя об­ре­те­ния чу­до­твор­ной Бо­го­род­ско-Уфим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (ко­пия Ка­зан­ской, толь­ко бо­лее тем­ных то­нов) от­но­сит­ся к на­ча­лу XVII ве­ка – вре­ме­ни, ко­гда на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Баш­ки­рии об­ра­зо­вы­ва­лись пер­вые пра­во­слав­ные по­се­ле­ния.

Яви­лась она чу­дес­ным об­ра­зом од­но­му из кре­стьян се­ла Ка­дом­це­ва Уфим­ско­го уез­да в 1621 го­ду за три дня до празд­но­ва­ния Ка­зан­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

По­сле та­ко­го чу­дес­но­го и уди­ви­тель­но­го со­бы­тия се­ло Ка­дом­це­во бы­ло пе­ре­име­но­ва­но в Бо­го­род­ское и под этим на­зва­ни­ем про­су­ще­ство­ва­ло до 1931 го­да.

Обратите внимание

В XVII–XIX ве­ках чу­до­твор­ный об­раз име­но­вал­ся Ка­зан­ским и Бо­го­род­ским, а с на­ча­ла XX ве­ка – Бо­го­род­ским (Уфим­ским).

В 1622 го­ду в се­ле был по­стро­ен пер­вый – де­ре­вян­ный – храм в честь Бо­го­род­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ко­то­ром и пре­бы­ва­ла свя­ты­ня.

В XVIII ве­ке с яв­лен­ной ико­ны был сде­лан спи­сок, обе ико­ны поль­зо­ва­лизь осо­бым по­чи­та­ни­ем сре­ди пра­во­слав­ных: од­на из них бы­ла по­ме­ще­на в мест­ном хра­ме се­ла, а пер­во­об­раз бы­ло ре­ше­но пе­ре­дать для все­на­род­но­го по­чи­та­ния в ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Уфы, ого­во­рив, од­на­ко, что в день, уста­нов­лен­ный для ее по­чи­та­ния – день празд­но­ва­ния Ка­зан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­тая ико­на бу­дет при­но­сить­ся в се­ло для со­вер­ше­ния мо­леб­на в Бо­го­род­ском хра­ме. На ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за с то­го вре­ме­ни стал бить це­леб­ный ис­точ­ник – Бо­го­род­ский род­ник. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло тра­ди­ции еже­год­ных крест­ных хо­дов из го­ро­да Уфы в се­ло Бо­го­род­ское, ко­то­рые со­вер­ша­лись с 1688 го­да (по дру­гим све­де­ни­ям, с 1707 го­да) до на­ча­ла 30-х го­дов XX сто­ле­тия. По мно­го­чис­лен­ным и на­сто­я­тель­ным прось­бам пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих свя­тую Бо­го­род­скую ико­ну но­си­ли и по дру­гим мест­но­стям Уфим­ской епар­хии.

В XVIII ве­ке ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­род­ско-Уфим­ская бы­ла вне­се­на в спис­ки свя­тынь Рос­сий­ской зем­ли.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­род­ско-Уфим­ская по­чи­та­лась как По­кро­ви­тель­ни­ца и За­ступ­ни­ца Уфы и все­го Уфим­ско­го края: она неод­но­крат­но за­щи­ща­ла эту зем­лю от эпи­де­мий хо­ле­ры, го­ло­да, сти­хий­ных бед­ствий, а так­же от на­бе­гов вра­гов и раз­боя.

Имен­но по го­ря­чим мо­лит­вам пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной был спа­сен от за­хва­та и раз­граб­ле­ния бан­да­ми спо­движ­ни­ка Пу­га­че­ва Чи­ки За­ру­би­на го­род Уфа.

По­это­му и 300-лет­ний юби­лей Уфы от­ме­чал­ся в 1874 го­ду 8 июля – в день че­ство­ва­ния Чу­до­твор­ной За­ступ­ни­цы го­ро­да.

В кон­це XIX ве­ка уста­но­ви­лась тра­ди­ция счи­тать го­дом яв­ле­ния ико­ны 1727-й, что не со­от­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти.

Важно

Ар­хив­ные дан­ные, ко­то­рые пол­но­стью со­от­вет­ству­ют и пре­да­нию, из­ло­жен­но­му в «Ска­за­нии о свя­той чу­до­твор­ной иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, по изо­бра­же­нию име­ну­е­мой Ка­зан­скою, а по ме­сту яв­ле­ния Бо­го­род­скою», сви­де­тель­ству­ют о том, что 1727 год – это год про­ве­де­ния вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот и пе­ре­строй­ки пер­вой де­ре­вян­ной церк­ви, со­ору­жен­ной в 1622 го­ду в се­ле Бо­го­род­ском.

В тяж­кие 30-е го­ды XX ве­ка храм, освя­щен­ный в честь Бо­го­род­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, был за­крыт и раз­граб­лен, чу­до­твор­ный об­раз был рек­ви­зи­ро­ван пред­ста­ви­те­ля­ми со­вет­ской вла­сти, а на­зва­ние «Бо­го­род­ско-Уфим­ская ико­на» изъ­ято из об­ще­рос­сий­ско­го спис­ка. В 60-е го­ды про­шло­го сто­ле­тия Бо­го­род­ский род­ник был за­лит бе­то­ном и за­сы­пан мно­го­мет­ро­вым сло­ем пес­ка.

В на­ши дни, ко­гда по­всю­ду вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по­ру­шен­ные и по­ру­ган­ные в го­ды без­бож­ной вла­сти хра­мы и мо­на­сты­ри, воз­вра­ща­ют­ся пра­во­слав­ные свя­ты­ни, воз­об­нов­ля­ет­ся и на­род­ное по­чи­та­ние Бо­го­род­ско-Уфим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. С осе­ни 1990 го­да на­ча­лось вос­ста­нов­ле­ние хра­ма быв­ше­го се­ла Бо­го­род­ско­го (ныне Ка­ли­нин­ский рай­он г. Уфы), воз­рож­ден и це­леб­ный ис­точ­ник – Бо­го­род­ский род­ник.

С 1993 го­да чу­до­твор­ная Ка­зан­ская (Бо­го­род­ско-Уфим­ская) ико­на вновь во­шла в спи­сок чу­до­твор­ных свя­тынь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-bogorodsko-ufimskaja

Казанская, Богородско-Уфимская

Сергеев В.П. прот.

О ВРЕМЕНИ ЯВЛЕНИЯ И ПОЧИТАНИИ БОГОРОДСКО-УФИМСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ

Аннотация: Рассматриваются проблемы одной из древних святынь г.Уфы. На основании архивных материалов уточняется датировка явления иконы, углубляются сведения о традициях почитания. Описывается история «Высочайшего» установления многодневных крестных ходов со святыней.

Ключевые слова: Богородско-Уфимская икона, время явления, крестный ход, традиции почитания

Публикация в материалах НПК: Научное, педагогическое и просветительское наследие М.К. Любавского и актуальные проблемы социально-экономической и политической истории России и ее регионов XVI-XX вв. — Уфа. Издательство БГПУ, 2010. — 328  с. УДК 378, ББК 74.584, Н 40, IBSN 978-5-87978-648-4. 

Утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества совершалось не одним только христианским учением, но и чудесными знамениями [Мк. 16. 20]. Таковую роль в Уфимской губернии выполняли чудотворные иконы.

Одной из самых знаменитых и почитаемых чудотворных икон считалась икона Божией Матери, находившаяся до революции в Уфе в Воскресенском кафедральном соборе. Именовалась она различно: по типу  изображения — Казанской, по месту явления — Богородской, по  расположению — Уфимской.

Излишне говорить о том, что историей этой святыни интересовались практически все Уфимские краеведы: Д.С. Волков, Р.Г. Игнатьев, прот. В.Ф. Владиславлев, свящмуч. Е.В. Еварестов, П.Ф. Ищериков и др. Однако собранные сведения весьма противоречивы, крайне ограничены и зачастую повторяют друг друга.

Оставляя описание самой иконы за рамками нашего доклада, отметим главные проблемы истории чудотворной иконы:

/106/

1) О датировке явления чудотворной иконы.

Мнения краеведов здесь существенно расходятся. Так, на основании данных отвода земли под сельский храм протоиерей Валерий Мохов датирует явление иконы 1621 годом, имея ввиду, что храм был построен в связи с явлением чудотворной иконы [20].

Совет

Читая летопись Казанской церкви Богородского села, находим, что икона явилась во второй половине 17 века [3, с. 2]. В другой летописи — Троицкой церкви города Уфы, где более 160 лет находилась эта святыня, говорится, что икона явилась в 1654 году [2, с. 13].

Однако имеются основания предположить, что явление иконы произошло несколько раньше.

Так по сохранившимся преданиям, которые собирал в середине XIX-ого века настоятель Воскресенского собора г.Уфы протоиерей Владимир Владиславлев[1] икона явилась некой девице еще до построения первого храма в селе, и даже, как отмечает текст, до начала строительства первых дворов.

Место для переселенцев было лишь только выбрано, и люди очевидно еще не решались обосноваться в диком краю [9, с. 31]. Это событие, согласно Богородской летописи, произошло в 1600 году, а село было основано крестьянами воеводы Никиты Годунова [3, с. 4об.].

Таким образом, временем явления иконы можно признать год, близкий к 1600-му, тем более что в отводной книге действительно имеются записи об этом селе за 1604 год [4, с. 91].

Строительство второго храма в 1621 году, скорее всего было связано с каким либо другим чудесным знамением святой иконы, а также и с распространением по всей Казанской епархии почитания другой чудотворной иконы — Казанской. Так например, в это время в 1623 году была построена церковь в честь Казанской иконы в Челноковском монастыре [4, с.86].

Другой вариант обретения иконы, представленный в Богородской летописи [3, с. 3], по своему контексту связан с более поздними временами второй половины 17 века, когда проходила целая череда башкирских восстаний. В пылу которых икона могла исчезнуть и явитьсявновь, как это было, например, с другой чудотворной иконой — Табынской [7, с. 18].

Следует также принять во внимание уровень достоверности имеющихся сведений о явлении чудотворной иконы.

Обратите внимание

Дело в том, что изыскания священника Владиславлева, относятся к периоду, когда материалы о святынях, по правилам Святейшего Синода собирались с особой тщательностью, с приведением к присяге и письменным удостоверением [10, с. 466-468].

Несомненно, что настоятель кафедрального собора, всеми уважаемый за прекрасные проповеди и обширные познания профессор Уфимской семинарии отец Владимир с процессиональной точностью восстановил предание, опираясь на свидетельства большого круга лиц. Богородская же летопись носит черты субъективизма.

Несомненно, что она написана священником, однако не обязанная к публикации летопись могла основываться на более узком круге свидетельств, также ценных, но не такого уровня достоверности. Таким образом, представляется оправданным — предположить более древнее время явления чудотворной иконы — около 1600 года.

2)Об истории становления почитания чудотворной иконы.

Это не менее интересный вопрос. Так одной из ранних форм почитания святыни являлся крестный ход. Об этом явлении имеются сведения уже в 1674 году [4, с. 92], когда уже проходили торжественные процессии с иконой между Уфой и селом Богородским.

  В 1677 году икона по обету связанному со спасением села Богородского в период башкирских восстаний перенесена в Смоленский собор города Уфы [3, с. 2]. Однако жители села поставили условие, что на день своего явления святыня будет приноситься обратно [12, с. 11].

Благодаря этим историческим событиям крестный ход сформировался в виде значительного религиозного праздника проходившего в течение 2-х дней: Из Уфимского собора 21 (н.ст.) июля после литургии начинался крестный ход с чудотворной Богородско-Уфимской иконой.

Торжественное шествие двигалось 18 верст и вечером завершалось всенощным бдением в церкви села Богородского. Затем утром 22-ого

/107/

после литургии, которую обыкновенно возглавлял Архиерей, крестный ход направлялся к часовне на месте явления чудотворной иконы [18, с. 4]. А вечером икону таким же торжественным образом уносили обратно в Уфу [18, с. 4].

Важно

В 18-ом веке почитание иконы разрастается.Чему способствует чудесное спасение села Богородского во время Пугачевского восстания  и самого города Уфы [9, с. 36].

Читайте также:  Собор софии премудрости божией, россия, город великий новгород

Причем в стане повстанцев также знали об Уфимской святыне.

Так на «круге» Чика — главарь осаждавших Уфу войск объявил, что «зароет в землю живым всякого, кто покусится хоть пальцем тронуть церковь, где находилась явленная икона Божией Матери» [5, с. 61].

В 19-ом веке икона становится общеепархиальной святыней. Перед нею зажигается неугасимая лампада [8, с. 10]. А в 1816 году Марфа Жульбина жертвует первую серебряную ризу весом 84 фунта [2, с. 18-19]. В 1841 году освящается новый кафедральный собор, посвященный Воскресению Спасителя, где обретает свое почетное место чудотворная икона в собственном приделе[1, с. 199].

Однако крестный ход проводился не регулярно. Зачастую, это было в виде компромисса между настойчивостью верующих и удобством причта кафедрального собора.      Например, часто упоминается один из таких конфликтов, когда сельский диакон Богородской церкви в пылу споров   [5, с.

 62] якобы убил священника, сопровождавшего икону от собора [5, с. 63]. Впрочем, в селе Богородском этособытие отрицали [3, с. 55]. Имелись даже попытки прекратить совершение крестного хода. Так Уфимский архиерей Августин (Сахаров) запретил крестный ход в 1806  году.

  Однако, после того как он был уволен на покой, крестный ход в 1819 году снова возродился [3, с. 64].

По свидетельству протоиерея Соколова (имя неизвестно), служившего при Уфимском кафедральном соборе, с 1824 года икона Божией Матери многократно была переносима во многие окрестныя деревни и села, и что он сам многократно участвовал. Причем отмечал, что из-за произвола жителей так и не было упорядочено время совершения крестных ходов с чудотворной иконой [19, л. 4].

Наконец в 1826 году по ходатайству Уфимского епископа Феофила (Кожемяченко) крестныйход получает первое Высочайшее утверждение [13, с. 60]. А с 1834 года «во уважение к святыне» крестный ход сопровождается эскортом 12-ти казаков с урядником и офицером Уфимской Казачьей станции и 2-х жандармов под началом унтерофицера [18, с. 3].

Совет

В 1848 году епископ Иоанникий (Образцов) засвидетельствовал совершением благодарственного молебна в соборе перед чудотворной иконой о многочисленных чудесах исцелений и помощи во время эпидемии холеры от святой иконы [1, с. 211].

Прославление иконы быстро разрасталось уже по всему Уфимскому уезду. Но не смотря на это, все еще находились причины для отказа в совершении крестных ходов. Так жителям деревни Муравиной, относящихся к приходу церкви села Шемяк (в 20 верстах от г.Уфы) после двукратного отказа, только на третий удалось получить разрешение от Уфимского епископа Иосифа (Богословского).

Но это событие становится причиной еще большего расширения почитания святыни. Уже по пути следования чудотворной иконы, соборное духовенство вынуждено было посетить 4 попутных деревни совершая богослужения в домах и на полях верующих.

А через 5 дней жители этих деревень настолько «усильно и умиленно на коленях просили не лишить их и впредь сей милости – отпускать к ним чтимую Святую икону Божьей Матери», что владыка Иосиф наконец открывает целое ходатайство к Священному Синоду, и к Оренбургскому и Самарскому Генерал-губернатору о совершении крестных ходов не только в село Богородское, но и во все села и деревни Уфимского уезда. В результате чего появилось новое «Высочайшее соизволение Государя Императора на ежегодное перенесение из Уфимского кафедрального собора иконы Божией Матери, именуемой Богородскою, в сопредельные городу Уфе селения» [19]. Указ не оп-

/108/

ределял точного маршрута и поэтому крестный ход стал распространяться в соседние уезды Уфимской губернии.

Благодарность иконе Божией Матери со стороны верующих была очень велика. Достаточно сказать, что в уже 1858 году на многочисленные пожертвования была не только обновлена серебренная риза, но икона была буквально усыпана алмазами, жемчугом и изумрудами [11, с. 689].

История Уфимского края в XIX веке была наполнена многими всенародными бедствиями. И всегда чудотворная икона являлась в центре событий.

Так например 7 августа 1860 года, в наиболее тяжелый период засухи, отягченный большим количеством пожаров Уфимский епископ Порфирий (Соколовский), отслужив литургию при участии духовенства всего города, отправился крестным ходом с Богородско-Уфимской иконой окруженной хоругвями всех церквей г. Уфы  вокруг города. Несколько раз по пути процессия останавливалась и совершался на коленях молебен о ниспослании дождя [6, с. 454].

Обратите внимание

Наконец и сами жители города Уфы потребовали, чтобы было выделено время когда крестный ход с чудотворной иконой мог ходить по домам и храмам города Уфы. И с 1876 года был выделен один месяц с первого воскресенья после Пасхи [5, с. 65].

В начале XX века крестный ход расширился практически на всю северную часть территории губернии. Состоял из трех частей. Первая продолжалась с 22 мая по 15 июля (н.ст.) [15, с. 210]. За это время икона посещала Уфимский и Бирский уезды. График посещений был до­вольно плотным.

Иногда за один день икона должна была посетить до 7-10 населенных пунктов, как это было, например 6 июля (н.ст.) 1914 года, ко­гда чудотворная икона должна была посетить 10 селений за один день [16, с. 88-89].

Разумеется, что села не находились на одной дороге и чтобы ус­петь их посетить, а также окружающие деревни и хутора, приходилось до­вольно быстро передвигаться по проселкам.

Вторая часть посвящалась собственно городу Уфе и состояла из празднования явления чудотворной иконы, когда икона торжественно с крестным ходом переносилась из Кафедрального собора в село Богородское на место ее явления. А затем икона участвовала в  престольном празднике Успенского Уфимского монастыря, когда 28 августа святую икону с крестным ходом носили из собора в Успенский монастырь [18, с. 18].

Третья часть начиналась сразу после праздника Успения (28.08 н.ст.) и простиралась до Благовещения (7.04 н.ст.) уже следующего года.

Это была самая продолжитель­ная часть похода, который двигался по следующим основным направлени­ям: с.Охлебинино, с.Иглино, с.Богородское, Благовещенский завод, с.Николо-Березовка, г.Мензелинск, г.Елабуга, с.Бакалы, с.

Дюртюли, с.Месягутово, Симский завод, Миньярский завод, Аша-Балашовский завод [17, с. 655-661].

Важно

К началу революции уже ни одно торжество будь оно гражданского или духовного характера не мыслилось без участия Богородско-Уфимской иконы.

ЛИТЕРАТУРА:

1       Архив НА УНЦ РАН. Ф. 23. Оп. 1. Д. 4.

2       Архив Национального музея РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 11. (Летопись Троицкой церкви)

3       ЦГИА РБ. Ф. Р-4797. Оп. 1. Д. 2.

4       Свице Я.С. Первые храмы и монастыри города Уфы конца XVI-XVII веков // Сборник статей. Уфа, 2005. С. 83-94.

5       Архив НА УНЦ РАН. Ф. 39. Оп. 1.  Д. 58.

6       Архив НА УНЦ РАН. Ф. 23. Оп. 1. Д. 10.

7       Сергеев, В. П., прот. История Табынской иконы Божией Матери — Уфа: Колокол, 2004.

8       Еварестов Е.В., свящмуч. Сказание о святой чудотворной иконе Божия Матере. Изд.6. Уфа: 1898. С. 1 — 12 с. (остаток).

9       Еварестов Е.В., свящмуч., Сказание о чудотворной иконе Казанския Божия Матере. Изд.№3. (машинописная копия с сохранением пагинации). Уфа: 1895? 74 с.

10  Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного

/109/

исповедания Российской Империи. – СПб.: 1872. Т. II. 1722 г. № 364.

11  Уфимские епархиальные ведомости №21 — Уфа, 1881.

12  Населенные пункты Башкортостана. Ч. I. Уфимская губерния, 1877. — Уфа: Китап, 2002. — 432 с.

13  Златоверховников И. Г. Уфимская епархия.  Уфа: 1899.  — 336 с.

14  Уфимские епархиальные ведомости №18 — Уфа, 1879.

15  Уфимские епархиальные ведомости №11 — Уфа, 1914.

16  Уфимские епархиальные ведомости №9 — Уфа, 1914.

17  Уфимские епархиальные ведомости №16 — Уфа, 1915.

18  ЦГИА РБ. Ф. И1. Оп. 1. Д. 1225.

19  ГУ ГАОО. Ф. 6. Оп. 6, Д. 12954.  — (ЛНК МаГУ)

20  Мохов. В. В. прот. О Богородско-Уфимской иконе Божией Матери. Журнал Моск. Патриархии, 1994, №3, с. 142 —143,

/110/

[1]              Владимир Федорович Владиславлев – протоиерей Уфимского кафедрального собора.

Совет

Родился в 1819 году во Владимирской губернии в семье священника, но вскоре родители умерли оставив его сиротою, страдавшего многими болезнями: «И в день раз десять умирал…». Окончил Киевскую Духовную академию со степенью магистра в 1843 г.

Был назначен профессором Уфимской семинарии и в рукоположен во священники 1854г., а через год стал протоиереем. Скончался в 1877 году [, с. 556-560].

Просмотров (406)

Источник: http://xn—-8sbccjwk5ahbduftm7d2d.xn--p1ai/?page_id=1279

Чудотворные иконы Божией Матери Уфимской и Стерлитамакской епархии

Судьба древней явленной Табынской иконы Божией Матери неизвестна. Сейчас в Богородице-Табынском женском монастыре, основанном на месте явления иконы (в поселке Красноусольск Гафурийского района Башкирии), почитается чудотворный список древней святыни.

Читайте также:  Иоанно-предтеченский монастырь (москва), россия, город москва

Все годы советской власти не прекращалось паломничество к источнику, забившему на месте явления иконы. Цифры, которые приводятся в сохранившихся воспоминаниях, невероятны — с крестным ходом в 1930-е годы к источнику идут пять тысяч паломников, а в 1944-м — свыше десяти тысяч человек! В 1947 году на Святой ключ с трех сторон двинулись крестные ходы из Уфы, Оренбурга и Стерлитамака.

Из Оренбурга был принесен тогда только недавно обретенный список Табынской иконы Божией Матери. Уже пожилые участники этого торжества вспоминают, как архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иоанн (Братолюбов) вместе со множеством священников пели акафист.

Три монашеских хора из монастырей Уфы, Оренбурга и Енатского монастыря воспевали Богородицу. А когда особым распевом запели «Радуйся, Невесто неневестная», многие заплакали.

Но вскоре власти опомнились — после 1947 года не только крестные ходы, но и посещение источника были запрещены, паломников начали гонять и преследовать.

Православные пытались молиться на Малиновой горе, прикрепив список Табынской иконы Божией Матери к березе. Вскоре березу спилили, и тогда паломники устанавливали икону на пеньке.

Пенек сожгли, а чтобы никто не подходил к этому месту, его обнесли колючей проволокой.

В 1972 году часовню и пещеру, из которой истекал соленый источник, взорвали, но после взрыва вместо одного соленого ключа из горы забило множество потоков соленых и пресных вод, которые православные назвали «Слезами Богородицы».

Когда на Табынской горе построили санаторий, верующих прекратили допускать к источникам, и все «годы застоя» происходили регулярные бои и столкновения паломников с милицией (особенно в девятую пятницу по Пасхе, день празднования Табынской иконы Божией Матери).

Эти противостояния окончились в девяностых годах, когда преследования верующих прекратились, Святой ключ был углублен, обустроен, обложен бутовым камнем. Позднее здесь соорудили купальню.

Сейчас к Святому ключу, кроме паломников, приезжает множество туристов, молодоженов (редко кто с крестом)… Возник новый странный обычай — испить в день бракосочетания соленой воды из источника. У входа в пещеру, где находятся источники, пришлось установить надпись с просьбой не заходить в святое место в купальных костюмах.

Но Божия Матерь не оставила этого места — и сейчас есть свидетельства о множестве чудес, явленных Пресвятой Богородицей с верою принимающим святые воды источника и молящихся пред Ее чудотворной иконой.

В епархии возрождено почитание Казанской Богородско-Уфимской иконы Святой Богородицы, пропавшей в 1930-е годы.

В 1990 году был отреставрирован храм в честь явления чудотворной Богородской иконы Божией Матери в селе Богородском, восстановлена часовня на месте святого родника, возобновились крестные ходы на место явления святыни. Как и прежде, эти крестные ходы собирают тысячи людей.

Обратите внимание

Чудотворный список Богородско-Уфимской иконы Божией Матери находится в Благовещенском женском монастыре города Уфы.

В 1993 году с благословения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II Богородская икона Божией Матери вновь занесена в списки чтимых икон Православной Церкви, а день празднования этого чудотворного образа — 19 июля — выделен как общеепархиальный Уфимский праздник.

Богородице-Смоленская икона (на камне), именуемая Бугабашская, находится в кафедральном соборе во имя преподобного Сергия Радонежского города Уфы. Это единственная святыня, сохранившаяся в епархии после правления богоборческой власти. Сейчас икона украшена ризой, сделанной из пожертвований верующих в храмы города Уфы.

Икона была явлена во второй половине XIX века в башкирском селе Бугабаш (Бакалинский район) и после основания в этом селе в 1900 году Одигитриевского монастыря стала его главной святыней. На этой иконе, вырезанной на камне, Божией Матери предстоят святители Василий Великий и Николай Чудотворец.

После закрытия и разорения монастыря в 1920-х годах икона Божией Матери хранилась жительницей села Бугабаш Таисией Филипповой, а затем по просьбе Высокопреосвященного Никона, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского, была передана епархии.

Источник: https://ikona2.info/ikony-bogorodicy-ufimskaya-eparxiya.php

Казанская (Богородско-Уфимская) икона Божией Матери

День празднования: 19 июля (6 июля по старому стилю).

Казанская (Богородско-Уфимская) икона Божией Матери.

Икона является списком (копией) Казанской иконы Божией Матери. По преданию, явилась в 1621 году близ села Богородского (ныне Калининский район г. Уфы). На месте явления иконы забил целебный родник, над которым вскоре была построена надкладезная часовня, а рядом воздвигнут Богородский храм.

В 1933 году после закрытия Богородского храма чудотворный образ был реквизирован, а именование Богородско-Уфимской иконы изъято из общероссийского списка икон. В 1944 году была разрушена часовня над целебным родником, а в 1953 – и сам источник. Возрождение Богородского храма началось с 1990 года после возвращения его верующим.

В 1993 году разрушенные источник и надкладезная часовня были восстановлены и стали составной частью историко-архитектурного ансамбля уфимского Богородского храма. С этого же года Богородско-Уфимская икона по благословению Святейшего Патриарха Алексия II вновь включена в список чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви.

Святые мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин, Валентин пресвитер, Астерий и иные многие с ними в Риме пострадавшие.

День памяти: 6 / 19 Июля

Мученник Аввакум

В царствование императора Клавдия II (268-270) святой Марин с женой Марфой и сыновьями Авдифаксом и Аввакумом пришел из Персии в Рим, чтобы поклониться гробам святых апостолов Петра и Павла. В то время на Римскую Церковь обрушились жестокие гонения и казни.

Святой Марин с женой и сыновьями стали служить христианам, заключенным в темницах, и погребать тела казненных мучеников. В одной из тюрем они встретили узника по имени Кирин и с любовью служили ему, как претерпевшему многие истязания за веру во Христа. Гонение распространялось и захватывало все большее число христиан.

В то время 260 христиан, среди которых был трибун Власт, посланные по приговору суда копать землю у саларийской дороги, были расстреляны из луков. Марин и его семья, узнав об этом жестоком убийстве, вместе с пресвитером Иоанном стали по ночам уносить тела мучеников и хоронить их в катакомбах.

Вернувшись затем в темницу, где был заключен святой Кирин, они не нашли его, так как накануне его казнили, а тело бросили в Тибр. Исполняя свое святое служение, святые Марин, Марфа и их сыновья извлекли из реки тело святого мученика и предали его земле.

Святые труженики были приняты христианами, которые продолжали тайно совершать Богослужения во главе со святым епископом Каллистом, и скрывались у них от преследователей.

В довершение великих подвигов милосердия святая семья удостоилась послужить Господу принятием мученической кончины.

Язычники обезглавили мужественного исповедника Валентина пресвитера и обращенного им в христианство императорского сановника Астерия, а вместе с ним были арестованы и преданы мучениям и жившие у них святые подвижники из Персии.

Важно

По повелению императора, в 269 году святые Марин, Авдифакс и Аввакум были обезглавлены, а святая Марфа утоплена в реке.

Мощи святых мучеников находятся в Риме, в церкви святого Иоанна Кущника, а мощи святого Валентина – в храме святой мученицы Параскевы.

Святой мученик Коинт

День памяти: 6 / 19 июля

Святой мученик Коинт происходил из Фригии[84], римской провинции в Малой Азии, где с юности был наставлен в христианской вере и благочестии.

Придя в Неолиду, он творил много милостыни и молитвой исцелял одержимых нечистыми духами.

Правитель области Руф принуждал святого принести языческую жертву идолам, но впал в беснование и святой Коинт исцелил его Именем Христовым. Потрясенный и благодарный Руф отпустил святого Коинта, наградив его.

Святой подвижник направился в Пергам[85], но по дороге был схвачен язычниками из города Ким, которые стали мучить его за то, что он христианин. Но за святого исповедника заступился Сам Господь: произошло сильное землетрясение, разрушившее идольское капище.

Испуганные язычники прекратили истязания, но оставили святого в узах до прибытия нового начальника Клеарха.

Клеарх приказал перебить голени святому Коинту, но святой благодатью Божией исцелился и после своего исповеднического подвига прожил еще 10 лет в служении ближним, совершив много чудес. Преставился он в 283 году.

Мученики Исавр, Василий, Иннокентий и дружина

Источник: https://cyberpedia.su/7xc51b.html

Церкви и храмы старой Уфы. Богородско-Уфимский храм (Казанско-Богородская церковь) и Богородско-Уфимская икона Божьей Матери

Церковь находится в Инорсе на улице Ферина. В 1604 году здесь была новая слобода, которая в 1613 году превратилась в село Кадомцево, а в 20-х годах XVII века получило новое наименование – Богородское.

Руководил строительством храма священник Владимир Уводский, и построен он был в 1881 году (на месте сгоревшей деревянной церкви). Стиль русского барокко сделал его одним из самых красивых в городе.

Совет

Трёхъярусная колокольня, один большой и четыре малых купола, уникальная кованная ограда, внутри же – чудесные росписи, в которых участвовал художник М. В. Нестеров (надвратные ангелы).

В 1933 году при закрытии церковь разорили, иконостас изрубили, иконы увезли, библиотеку уничтожили, сбросили колокола. В здании разместили мастерские по пошиву обуви, в 30-е годы тут было захоронение репрессированных, в 1964 году поместили школу-интернат для детей со слабым умственным развитием, предварительно уничтожив колокольню, купола, росписи.

Читайте также:  Крик при крещении

С 1990 года здание церкви возвращено верующим, восстановлены традиции крестных ходов из церкви к месту явления Чудотворной иконы – к источнику, восстановлен Богородский некрополь, при церкви работают две воскресные школы, организован уникальный краеведческий музей. Казанско-Богородская церковь является сегодня действующей.

Богородско-Уфимская икона Божьей Матери.

“Сказание о иконе Божией Матери Богородско-Уфимской, явленной в селе Богородском, в Уфимской епархии близ града Уфы”.

Одной из особенностей явления Уфимско-Богородской иконы является то, что икона была явлена отчаявшемуся от несправедливого осуждения человеку, хотевшему совершить самоубийство.

Мы советуем людям (или их близким, желающим им помочь), одолеваемых мыслями о самоубийстве, и находящихся, как им кажется, в очень тяжелей ситуации, прибегнуть к помощи Пресвятой Богородицы. Мы приглашаем таковых на богослужение в Богородско-Уфимский храм г. Уфы   ул. Ферина – 15, тел.

(347) 238-88-44, 238-97-75, созданный в честь явления Богородско-Уфимской иконы Божией Матери. Если нет такой возможности – келейно (в домашних условиях) прочитать акафист Богородско-Уфимской иконы Божией Матери.

 Богоспасаемый град наш Уфа с давних пор имеет неоценимое сокровище – Чудотворную икону Божией Матери Богородскую, под покровом которой успешно процветает, мирно благоденствует и наслаждается полным счастьем многонациональный народ всего Уфимского края. Явление и обретение Её современно первым временам истории здешнего края и совершилось это чудо 19 июля 1621 года. Память народная, его предания и исторические документы с благоговением сохранили следующее сказание о Ее явлении.

После возведения крепости Уфы, так называемые дворцовые крестьяне, по воле правительства переселившиеся в Уфимские края, избрали место своего поселения в 18 верстах от Уфы, на берегу быстрой многоводной реки Уфимки.

Первые их жилища, всего в несколько дворов появились в 1604 году и названо то поселение по древнему обычаю, как не определившее еще названия – Новой Слободой. Вначале, обосновавшись как могли, по духу христианского благочестия стали они заботиться об основании Дома Божия среди своих жилищ.

Предание рассказывает, что первою церковью здесь была церковь деревянная во имя Пророка Илии, а Новая Слобода стала впоследствии называться селом Кадомцевым, по фамилии одной из первых семей, поселившихся здесь.

Вокруг старинного села простирались на десятки километров дремучие леса, озера и болота, а прямо от церкви, выстроенной на краю села, начинался погост.

Обратите внимание

Однажды один крестьянин, по имени Стефан, по ложному доносу был приговорен селянами к наказанию розгами. Не имея сил перенести позора, он решился на самоубийство. Чтобы исполнить свое намерение, пошел в лес, где решил повеситься.

Но когда он проходил мимо того места, где сейчас после варварского разрушения восстановлены часовня со Святым Богородским родником, то был остановлен женским голосом, который сказал ему: “Куда ты идешь? Воротись и скажи священнику и народу, чтобы взяли меня отсюда, ибо я спасу ваше село”.

Удивленный крестьянин, не видя говорящего, и приняв это за обман чувств, возвратился домой. На другой день утром он опять отправился исполнить свое намерение и опять на том же самом месте услышал тот же голос, который уже строже сказал ему: “Иди, Стефан, скажи священнику и народу, что если не возьмут меня сейчас, то село сгорит, и вы погибнете”.

И снова он подумал, что это обман чувств. Но когда в третий раз тот голос произнес очень строго те же самые слова, крестьянин взглянул вверх и увидел в сиянии Святую икону Божией Матери. Поспешно вернулся он в село и объявил о виденном и слышанном священнику и народу.

Священник и жители села вначале не поверили, но побуждаемые клятвами Стефана, из любопытства пошли за ним и действительно увидели над тем местом, где теперь святой Богородский родник, на воздухе, в сиянии никем не поддерживаемую Святую Икону.

С трепетом вернулись все в храм, взяли там иконы и с ними пошли к тому месту, где увидели на воздухе икону Божией Матери. После усердного молебствия икона была принята только на руки Стефана, так как никому другому она не давалась, показывая тем самым его невиновность, и вначале поставлена в храме Пророка Илии. Сразу же после явления начали совершаться многие чудеса от иконы, а село с того времени стало называться Богородским.

 Божественная помощь Богородской иконы Божией Матери неоднократно спасала село и город Уфу от эпидемий холеры и тифа, она исцеляла людей от различных болезней и душевных расстройств.

Видя Ее чудодейственную силу помощь и защиту, крестьяне построили в честь Богородской Божией Матери каменный красавец-храм, который после разрушения и осквернения атеистами в З0-е годы нынешнего столетия вновь засверкал своими куполами и начал возвращать свою былую красоту в сегодняшние дни.

Важно

В памяти народной сохранилось много чудодейственных случаев, связанных с прославлением Чудотворной Богородской иконы Божией Матери и Ее заступничеством.

В XVII веке случилось так, что многие селения вокруг села Богородского во время народных настроений были сожжены, а Богородское чудным образом уцелело.

Чудотворная же икона Богородской Божией Матери по обету, данному в то время жителями села, была торжественно перенесена в Уфимский кафедральный собор, сначала в Смоленский, затем в Воскресенский, где находилась до прихода к власти в 1917 году богоборческого большевистского руководства, а в селе остался Ее чудотворный список, но до того идентичный, что даже был спор среди местных жителей, где какая чудотворная икона в действительности находится. В воспоминание же явления чудотворной иконы ежегодно 8 июля совершался крестный ход из кафедрального собора города Уфы на место Ее явления, на Святой родник. На поклонение Царице Небесной, начиная с конца XVII века, в село Богородское стекались тысячи людей только Уфимской, но и соседних епархий. Во втором случае Святая икона спасла от погибели село Богородское и град Уфу во время Пугачевского бунта в 1774 году. Бунтовщики даже сумели занять село Богородское, но никакого вреда ни жителям, ни храму не учинили.

Таким образом, из многих примеров видно, когда крайность обстоятельств указывала уже на бездну погибели, Божественная помощь Матери Божией превращала слезы в радость.

Впоследствии Богородская икона Божией Матери, которая крестным ходом приносилась на место Ее явления из Уфимского Воскресенского собора, за многочисленные явленные Ею чудеса была богато украшена усердием дворянства и купечества.

Исторические документы доносят до нас следующее: “Икона написана на полотне и наклеена на липовой доске, по краям которой – рельефный валик, стиль иконы – древнегреческий, сходный с Чудотворной иконой Божией Матери в Казанском Богородском женском монастыре… На иконе была жемчужная риза, серебряный позолоченный оклад.

В ризе крупного жемчугу 2 золотника и 5 мелкой, 46 яхонтов в оправе… в короне 73 бриллианта, 2 алмаза, 150 страз, 1 жергон и 1 аметист… Вес в ризе, раме, самой иконе и окладе… 17 фунтов и 75 золотников”.

В 30-х годах и та и другая чудотворные иконы исчезли и пока не найдены, а имеются только копии. Но сейчас, по прошествии трех с лишним столетий, с момента явления иконы Божией Матери Уфимскому краю, в сердце своем верующие сохраняют искреннюю надежду на благодатную помощь и заступление Богоматери в наше смутное время.

Совет

Вновь открытый в 1990 году храм в честь явления чудотворной Богородской иконы Божией Матери и восстановленная часовня на месте Святого родника, и возобновившиеся кре­стные ходы на место Ее явления, как и прежде собирающие тысячи людей отовсюду, – это новое свидетельство народной любви к Заступнице рода христианского, скорой Помощнице в бедах и напастях.

В последнее время в жизни верующих православных христиан произошло и еще одно знаменательное событие.

По ходатайству Никона, Епископа Уфимского и Стерлитамакского и Приходского Совета Богородской церкви, с благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II резолюцией от 27 января 1993 года Святая Богородская икона вновь занесена в списки чтимых икон Православной церкви, и Указом № 275 от 05 августа этого же года отдельно выделен день празднования этого чудотворного образа 19 июля, как общеепархиальный Уфимский праздник.

Да послужит все это для нас добрым назиданием и усилит наше молитвенное предстояние пред Пречистым образом Богородской Божией матери. Чтобы услышала она молитвы кающихся, незримо простерла свой чудодейственный Покров на наш град Уфу и окружающие его города и веси и снова явила свою чудотворную икону на престол в восстановленном в честь Ее Святого имени храме.

Миссионерско-апологетический проект “К Истине” – 01.08.2007.

Источник: http://blog.ufa-lib.ru/cerkvi-i-hramy-staroj-ufy.-bogorodsko-ufimskij-hram-kazansko-bogorodskaya-cerkov-i-bogorodsko-ufimskaya-ikona-bozhej-materi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector