Икона божией матери казанская каплуновская

Икона Божией Матери Казанская (Каплуновская)

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Госпоже Царице Богородице, похвальная дерзаем приносити пения. Ты же, яко имущая бездну милосердия и пучину щедрот, от всяких нас бед свободи теплым Твоим к Богу предстательством, да зовем Ти: Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Икос 1

Ангельстии лицы дивятся, зря в Тебе тайну от века сокровенную и в последняя лета всем явленную; мы же, аще и должни в молчании пребывати, дерзаем звати сице:Радуйся, во чреве приемшая прежде век от Отца Рожденнаго;Радуйся, родившая Сына Еммануила, еже есть сказаемо: с нами Бог.Радуйся, Царице, одесную Царя славы предстоящая;Радуйся, рясны златыми одеяна и преукрашена.Радуйся, обителище Бога Живаго;Радуйся, Доме, егоже Премудрость Себе созда.Радуйся, Кладезю воды Живы;Радуйся, Врата, имиже Господь пройде и не отверзошася.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 2

Видящи Елисавет Деву Пресвятую исполнь Духа Святаго, и сама темже Духом рече: Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего! и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Мы же, раби смиреннии, такожде не вемы, откуду явися нам сей образ цельбоносный, пред нимже главы приклоньше, умильно речем Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

Разум всяк недоумеет разумети, киими дарми послужити Ти, Всесвятая Дево? Мы убо потщимся, подражая волхвом богопросвещенным, принести пред пречистый образ Твой, вместо злата, смирны и ливана, упование, любы и веру нашу, ихже возлагающе, поем:Радуйся, Ковчеже, имже тварь от потопления греховнаго свободися;Радуйся, Земле невозделанная, Плод Животный принесшая.Радуйся, Облаче, от греховнаго зноя покрывающий;Радуйся, каплями благодати Божией души наша орошающая.Радуйся, Купино, огнем Божества неопальна пребывшая;Радуйся, от огня страстнаго нас свобождающая.Радуйся, Кадильнице златая, Духа Божия пребывалище;Радуйся, Трапезо, носящая Хлеб жизни.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 3

Силою свыше облеки нас, Всесильная, во бранех противу козней вражиих, да возможем неколеблемо стояти в правоверии и неумолчно Сыну Твоему взывати: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи мнози гради и веси, храмы и обители сокровища великия — Твои, Дево, иконы честнии.

Аще и разнолични образы тии, обаче Единем Духом чудеса изливают, ижхе воспевающе, глаголем радостно:Радуйся, всего мира нерушимая Стено;Радуйся, страны нашея Покрове и Ограждение.

Радуйся, Цареграду благословение небесное;Радуйся, Новуграду знамение милости Божией.Радуйся, Смоленску Путеводительнице к небеси;Радуйся, Казани сокровище пребогатое.Радуйся, Печерская Славо;Радуйся, Почаевская Похвало.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 4

Бурю внутрь имеют помышлений сумнительных суемудрении философи мира сего, егда зрят, како от святыя иконы Твоея, о, Дево, истекают токи благодати. Мы же, просвещени светом истинныя веры, пред образом поклонение Первообразным приносим, Единому Богу поя: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав во сне иерей Иоанн чудныя словеса старца, яко имать прияти икону Богородичу, от неяже излиются благодать и милость, потщася в посте и молении приуготоватися к сретению Царицы, рекуще Преблагословенней:Радуйся, во успении Твоем нас не оставляющая;Радуйся, на всяко время с верными благодатию Сына Твоего пребывающая.Радуйся, посещений благодатных грады и веси христианския сподобляющая;Радуйся, благодать и милость людем Твоим изливающая.Радуйся, помощи скорая подательнице;Радуйся, утешения Источниче преизобильный.Радуйся, к Богу шествующим наставнице;Радуйся, в мори житейском плывущим управительнице.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 5

Боготечную звезду разуме иерей Иоанн икону Твою Каплуновскую, о, Дево, егда узре сбытие предречения старча; темже прият на руце образ святый, и облобыза и со слезами, Богу поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видящи Пресвятая Дева икону Свою в доме поставлену, явися во сне пресвитеру, и рече, да не принуждает Царицу жити во храмине, но да пренесет во Дворец, иже есть Церковь Божия; восстав же от сна, благоговейный иерей призва люди веси тоя, и купно с ними возопи:Радуйся, Небесе Царице;Радуйся, всего мира Владычице.Радуйся, Всесильная Ходатаице за род наш;Радуйся, Всесвятая Заступнице всякаго человека.Радуйся, Милостивая вразумительнице заблуждших;Радуйся, многолюбезная исправительнице неразумных.Радуйся, утверждение право шествующих;Радуйся, укрепление во бранех духовных.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 6

Проповедание чудес, от иконы Каплуновския бывших, во вся концы вселенныя изыде, да вси вернии воспоют Подателю чудес Господеви: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во всем мире свет от иконы Твоея, о, Дево, созывая с высоким проповеданием на трапезу милосердия.

Темже вси, требующии благодатнаго утешения, приидоша послушати о чудесех, и своих недуг исцеление прияти, еже улучивше, пояху Богородице:Радуйся, хромым благошествие устрояющая;Радуйся, на стези истины наставляющая.

Радуйся, слепым прозрение дарующая;Радуйся, душевныя очеса к боговедению отверзающая.Радуйся, расслабленных укрепляющая;Радуйся, грехами отягощенных воздвизающая.Радуйся, прокаженных очищающая;Радуйся, греховныя струпы врачующая.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 7

Хотящим еретиком супостатом храм во славу Рождества Твоего сожещи, дивно тем воспретила еси, Богомати Всемощная, огнь вещественный угасила еси, обаче воспалила во всяцем сердце познание, яко велик и славен Бог Христианский, Емуже поем: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение силы Божией показа дивная икона Каплуновская, егда во брани явися укреплением воинству православному.

Взирающе на вражия полчища пораженныя, и видящи демонския полки сокрушаемы предстательством Божия Матере, поем той сладце:Радуйся, во бранех Поборнице;Радуйся, во дни мира утишение.

Радуйся, воинов православных благословение;Радуйся, на супостаты одоление.Радуйся, умерших в Бозе упокоение;Радуйся, живых к пакибытию приготовление.Радуйся, сирот воспитание;Радуйся, вдов защищение.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 8

Странное Ангелом и человеком имать украшение храм наш, икону Твою Каплуновскую, пред нейже всяк, моления приносяй, просимая получает, токмо еже вопити Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся тварь, всяк род и возраст, всяко звание и достоинство не возмогут изрещи всех щедрот, яже излияла еси, о, Пресвятая Дево, чрез чудотворныя иконы Твоя на вся люди.

Темже всяк чин святых на небеси, и всяк грешник на земли, единеми усты и единем сердцем воспевают Тя, Богомати, песненно:Радуйся, пророков уста и праотец чаяние;Радуйся, святителей радование и апостолов мудросте.Радуйся, Евангелистов благовестие и проповедников учительнице;Радуйся, мучеников крепосте и исповедников терпение.

Радуйся, постников Питательнице и преподобных Сладосте;Радуйся, столпников поддержание и девственников оградо.Радуйся, молчальников собеседнице и богословов умудрение;Радуйся, пресвитеров наставнице и учителей церковных поучение.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 9

Вся в мире сем скоротечно: кийждо человек из праха произыде и абие ко гробу тщится; несть надеяния на друзи или власти; нимало пользует слава или богатство.

Где и взыщем надежду, или кто в скорбех защитит? Воистинну, Владычица Богородица в скорбех Заступница! Воистинну, Господь Иисус Христос, Егоже Дева роди Неискусобрачная, упование подает нераскаянно всем, Истинному Богу покланяющимся, и вопиющих Тому: Аллилуиа.

Икос 9

Ветиями сладкогласными, о, друзи, воспоем хотя и малую часть от дивных благодеяний Богородичных, имиже вера утвердися и вся концы научишася пети Преблагословенней:Радуйся, яко Тобою прелесть низложися;Радуйся, яко Тобою сатана посрамися.

Радуйся, неверия токи уставившая;Радуйся, соблазнов огнь угасившая.Радуйся, острейшая стрело, язвящая враги;Радуйся, молние, попаляющая зловерие.Радуйся, яко Тобою соборища нечестивых исчезоша;Радуйся, яко Тобою вся мудрость лжеименная посрамися.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 10

Спасение Тя имамы верное, Дево, ибо ко Христу Богу молишися о спасении мира, и чрез иконы чудотворнии мнозем подаеши утешение, Сыну Твоему поющим: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и заступление нам грешным Ты еси, Богородице, яко безпрестани подаеши нам милости Твоя богатныя, и препобеждаеши всякое зло, коегождо научая пети Тебе:Радуйся, цвете неувядаемый рая Христова;Радуйся, древо, плод животный израстившее.Радуйся, взыскание погибшим.Радуйся, спасительнице утопающим;Радуйся, помощнице женам чада рождати;Радуйся, млекопитательнице чадом.Радуйся, Живоносный Источниче;Радуйся, Спорительнице хлебов.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 11

Песнопений наших, аще и тма тем, обаче не достоит всех вкупе к достойному воспеванию Твоея любви к нам, грешным, и благодеяний, и чудес, ихже сотвори Твоими молитвами Господь наш Иисус Христос, Емуже поем: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную свещу, сущим во мраце греховнем, зрим честный образ Твой, Марие Дево, чрез негоже всяк научается покланятися Трисиянному Божеству, Единоцарственней и Соприсносущней Троице, от Неяже Ты неизреченно Бога Слова породила еси.

Таковому чуду дивящеся, верно вопием Преблагословенней:Радуйся, яко сущую Богородицу Тя чтим;Радуйся, яко Приснодеву Тя почитаем.Радуйся, яко Честнейшую Херувим Тя хвалим.

Радуйся, яко Славнейшую без сравнения Серафим Тя величаем;Радуйся, яко Присноблаженную и Пренепорочную Тя нарицаем;Радуйся, яко благословенную в женах Тя воспеваем.Радуйся, Славо Небесных Сил;Радуйся, Похвало земнородных.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 12

Благодатию Твоею николиже оставила еси нас, о, Мати, Надеждо ненадежных, и по мнозех летех икону Твою паки мирови в храме нашем дивно явила еси. Темже и мы, зряще сие новое чудо, яко знамение присутствия в сем месте Сильнаго Бога, превозносим Его, вопиюще Господеви: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и воспевающе чудеса, бывшия от иконы Твоея Каплуновския, чтим Тебе, Дево, яко Пречистую и Всеблаженную, и на Тя по Бозе упование возлагаем, чающе, яко и в предняя не презриши молений наших сицевых:Радуйся, обрадованная иногда;Радуйся, присно в радости пребывающая.Радуйся, яко Тобою Радость Небесная на землю сниде;Радуйся, яко Рожденным Тобою всяка печаль в радость преложися.Радуйся, вертограде Божественныя радости;Радуйся, саде Горняго веселия.Радуйся, Источниче радования;Радуйся, чаше, черплющая радость.

Радуйся, упование наше и в скорбех всемощная Заступнице.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Дево Богородице, Милостивая и Премилосердная наша Ходатаице и первое наше по Бозе упование! Приими моление сие наше и подаждь нам исполнение всех, яже ко спасению, прошений, низпосли надежду верную и любы крепкую, и веру непостыдну, и сподоби с Тобою в Горнем Царствии воспевати Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

(Сей кондак глаголи трижды, и паки чти Икос 1, и Кондак 1)

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-kaplunovskaja

Татьяна Пономарева. Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери / Православие.Ru

К 300-летию Полтавской битвы

Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии.

Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего Каплуна – Каплуновкой.

В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона.

Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать».

По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе.

Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек.

Обратите внимание

Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.

Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий.

Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

Читайте также:  Собор николая чудотворца в николо-угрешском монастыре, россия, московская область, город дзержинский, площадь святителя николая

Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область Украины, входившая в Российское государство), то епархиальное начальство предписало чудотворную икону Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное место.

Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку, остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в это время находился в Харькове при чудотворной иконе. Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все их усилия были тщетны.

Три раза они пытались сжечь храм, но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла, спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери».

Король Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому королю.

«Где царь Петр?» – спросил его Карл XII. Пастух ответил: «По слухам, в Харькове». – «А где икона ваша?» – «По приказанию начальства, взята священником в Харьков».

Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех».

Важно

Все эти сведения помещены в описании явления и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744 году «в Харьковской академии» (в Харьковском коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим замечательным образом Пресвятой Богородицы.

Это знамение, явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в битве за честь Отечества.

Накануне Полтавского сражения икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно накануне Полтавского сражения молился перед этим чудотворным образом, испрашивая благословения и победы.

Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе, был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен был в Москву, где проживал некоторое время до своего возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и церкви.

Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке серебряную позолоченную ризу художественной работы и ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I, по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна Уманова были также священниками при этой церкви, а более дальний его потомок – Владимир Васильевич Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был писателем.

Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу Перекресту.

Полковник Ахтырского Слободского полка, видный деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских набегов; принимал он участие в Северной войне и, в частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года.

В этой битве, принесшей первую крупную победу русскому оружию в Северной войне, особо отличились казаки Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский авангард, преследовали бегущего противника на протяжении трех верст.

Полковник Иван Перекрест за эту победу получил 28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича «Жалованную грамоту с объявлением милости и учреждением формы».

Совет

Однако уже в 1704 году полковник был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего уряда, а его огромные имения были у него отобраны в государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином, он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714 году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе.

В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его бывших имениях, и он был вызван на расследование в Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего, причиной гонения были грубые нарушения полковника, не пренебрегавшего недостойными методами для приобретения себе богатств: осталось много челобитных на полковника за притеснения и обиды, им чинимые.

Много жалоб было и от его соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего, и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери. Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями одного из них для спасения.

Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная икона, старанием государя и многих почитателей иконы, особенно получивших от нее помощь, преображался и украшался.

Строительство каменного храма начиналось еще во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, распорядившейся об этом. Построение храма происходило под особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал от себя книгу для сбора подаяний.

Ахтырский протоиерей Максим Яновский определен был в попечители построения храма.

Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем свободно находились до 2000 человек.

Кроме главного престола, два придельные: южный – во имя митрополита Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя святителя Николая в верхней галерее, которая позже была уничтожена по ветхости.

Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая риза с драгоценными камнями – дар благодарности Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики, что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал немецкий танк.

В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к сожалению, после Великой Отечественной войны разобран.

Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не посрамлялась.

Обратите внимание

Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу Полтавского сражения особо чтили в день этой великой победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно торжественно отмечался крестными ходами, торжественными службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою за Отечество.

В этот день панихиды по воинам служились во многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих воинов. Особенно торжественно было чествование в 1909 году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ в Полтаву, на поле битвы почти десять дней.

Сюда же крестным ходом была принесена из села Жукова другая знаменитая икона, которую шведские воины обратили в шахматную доску.

Слившиеся с крестными ходами из Полтавы во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200 священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани.

Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены благодарственный молебен, а позже, на следующий день, торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее основания не видела более величественной картины.

Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины – библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы она собирала свидетельства об иконе и добивалась разрешения восстановить церковь.

29 декабря 1999 года бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры Гук – художница Валентина Василенко.

Священник Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия.

Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери, связано и с некоторыми другими историческими персонажами. В нем проживали родители Григория Чухрая, известного кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный восприемник отцовской профессии, провел в нем детские годы, живя с бабушкой и дедушкой.

Важно

Здесь родился Герой Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон – командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта.

«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29), – напоминает нам Евангелие.

По своему маловерию мы не сподобляемся тех ярких знамений и чудес, с которыми пребывали наши предки, уповавшие на Господа и Его Пречистую Матерь.

Но Господь Бог не оставляет и нас, а особым Промыслом высвечивает замечательные страницы нашей истории, воскрешает веру наших отцов и Своею Благодатию очищает наши сердца для сближения с истиной.

Источник: https://pravoslavie.ru/31123.html

Каплуновская икона Божьей Матери

»

«КАПЛУНОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ чудотворная икона Пресвятой Богородицы явилась в 1689 г. священнику с. Каплуновка Харьковской епархии Иоанну Уманову. Во сне украшенный сединами старец сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы.

“От нее ты получишь благодать и милость”, — прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне свящ. Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса.

Икону назвали Каплуновскою.

В 1709, когда имп. Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее перед полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи.

Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепой в доме свящ. Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь.

Обложили ее соломой и дровами, но, как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: “Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет”.

Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке.

Празднуется 8/21 июля и 11/24 сентября.»

«Каплуновская икона Божией Матери после чудесного явления во сне священнику Иоанну, 11 сентября 1689 года была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды, в третью неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный Каплуновский храм.

Изображение этой иконы похоже на образ Казанской иконы Божией Матери. Чудотворная икона Божией Матери Каплуновская была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование Божией Матери в честь Каплуновской иконы было установлено в 1766 году.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Каплуновская, явилась в 1689 году в селе Каплуновке Харьковской епархии. У иконы молился император Петр I перед Полтавской битвой (1709) и, по молитвам Божией Матери, одержал блестящую победу над шведами. Казанская (Каплуновская)

Читайте также:  Собор петра и павла в петергофе

В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери.

Совет

8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет.

У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию.

На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской.

Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.

Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:

— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!

Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы.

Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.

Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.

Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна.

Обратите внимание

Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма.

Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове.

Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе: — Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.

Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой.

Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.

На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».

В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.
Празднование этой иконе совершается еще 8 июля, в день Казанской иконы.
Празднуется 21 июля и 24 сентября. (8 июля и 11 сентября по старому стилю).»

Евгений Поселянин «Сказания о чудотворных иконах Богоматери». (1919г.)

«…В 1789 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в Каплуновке был возведен величественный храм, который поражал современников своим великолепием. В 1929 году богоборческая власть закрыла Каплуновскую церковь, а в послевоенные годы ее разобрали на кирпич, из которого построили колхозные коровники.

Такая же горькая судьба была уготована верховодами-безбожниками и двум харьковским храмам, освященным во имя Каплуновской Божией Матери. Первая церковь была построена на окраине Харькова в 1810 году стараниями генерала Сабурова и купца Добрынина.

Когда в 1896 году решили возвести новую, более вместительную церковь, Синод по прошению Московского историко — археологичес-
кого общества запретил сносить старую, основываясь на том, что она являет особую духовно-культурную ценность.

Новый храм, возведенный на улице Каплуновской (ныне ул. Краснознаменная) по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова, украсил наш город.

Важно

Но не дрогнула рука атеистов от власти, снося оба Каплуновские храма в 30-е годы прошлого века…

В советское время Каплуновская икона загадочно исчезла из фондов музея атеизма, располагавшегося на территории закрытой Киево-Печерской лавры. До нашего времени дошел лишь почитаемый список с чудотворной иконы Каплуновской Божией Матери. Ныне эта святыня пребывает в алтаре Троицкого храма Хрестовоздвиженского монастыря, что в Полтаве.

В предстоящие дни нас ожидает радостная и светлая встреча с чудотворной иконой, — рассказывает отец Сергий Денисов. — Из Полтавы в Каплуновку доставят святыню, прославившую наше село. Торжества начнутся в праздник Рождества Пресвятой Владычицы и продолжатся 24 сентября, в день обретения Каплуновской иконы.

Нынешний храм в Каплуновке, десять лет назад устроенный в небольшой сторожке, маленький, но уютный. А главное — в нем теплится лампада Божия и все дороги в селе ведут к храму. И в дни осенних храмовых праздников с особой силой молитвенно прозвучит здесь: Пресвятая Богородица, спаси нас».

Фрагмент статьи, опубликованной в спецвыпуске газеты «Время» за сентябрь 2011г.

Владимир ЗНАКОВСКИЙ.

Источник: https://obitel.kh.ua/svyatyni/kaplunovskaya-ikona-bozhej-materi/

Каплуновская икона Божией Матери. Полтавская стражница русского единства

iov75

Каплуновская икона Божией Матери, чья память отмечается Церковью 24 сентября (н.с.) – одна из самых загадочных святынь нашего народа. По преданию, именно пред этим образом молились под Полтавой о победе Пётр и войска. В 20-е годы прошлого века «Споспешница Полтавской Виктории» исчезла.

Доподлинно неизвестно, какой из нескольких образов, обретённых уже в постсоветское время, является именно тем – «победным», подлинник ли он, список ли с оригинала, чудесно явившегося в 1689 г. в слободе Каплуновка под Ахтыркой, или список (также чудотворный) из села Каплуновка, что под Полтавой.

Чудотворный образ Каплуновский (Троицкий храм Воздвиженского монастыря в Полтаве)Бесспорно одно: икона Казанской Божией матери, именуемая Каплуновской, особо чтима как в Полтаве, так и во граде Петра.

Впрочем, прославилась она задолго до Северной войны. Уже на рубеже XVII-XVIII вв.

было составлено «Сказание о чудесах Богородицы бивших от Образа Ея святаго… в пределах Ахтирского полку в селе именуемом Каплуновка…».

Накануне Полтавской битвы икону носили по лагерю, благословляя войска.

«Царь Пётр в эти труднейшие минуты своей жизни с особенным благоговением выслушивал молебен пред святою иконою и после молебна три раза лобызал её, прося у Богоматери заступления за своё находившееся в великой опасности царство», – читаем в «Описании явлений и чудес святыя чудотворныя иконы Каплуновския».

Заметим: речь шла о сохранении единственной на то время суверенной православной державы. По сути, пред иконой молились о сохранении Православия. «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь, – обратился царь к войскам.

– А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».Лютеранин Карл никак не менее русских сознавал сакральный смысл войны с Православной империей.

«И с церковных кафедр, и на полевых богослужениях священников… заставляли трубить на весь мир о том, что Господь поддерживает шведов и что они – его избранный народ и орудие, – пишет известный шведский исследователь Северной войны Петер Энглунд. – …Король и сам был убежден, что так оно и есть.

Подобно сынам Израилевым, шведские воины были посланы на землю для того, чтобы покарать еретиков (выделено здесь и везде мною. – В.Б.)… Один священник доказывал перед своим эскадроном, что шведы – израильтяне своего времени, потому что, если прочесть задом наперед название Ассур (враг Израиля Ассирия), то получится…

Русса! …Кара и месть были важными лейтмотивами в проповедях, и над коленопреклоненными батальонами гремела заповедь не проявлять никакого снисхождения, ибо Слово Божие предписывает возмездие. Воинов в армии соблазняли жечь и убивать во имя Всевышнего. Израильские фантастичные сцены массовых убийств из Ветхого завета использовались как оправдание собственных зверств».Но Господь по молитвам Богородицы и православных к её образу показал, на чьей он стороне.

Меж греками и варягами

В дни торжеств по случаю Полтавской виктории в декабре 1709 г. Каплуновская Божия Матерь была доставлена в Москву. Царь «одарил икону» серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями, венцом над головой Божией Матери в виде короны и поместил её в серебряный киот со створками.

Икона пользовалась таким почитанием в народе, что на приносимые ей пожертвования существовал харьковский Коллегиум (благодаря которому Харьков стал возвышаться среди остальных полковых городов Слобожанщины), удавалось помогать бедным Ахтырскому и Сумскому монастырям, а также духовным школам Белгородской епархии. В 1778 г.

на пожертвования иконе в Каплуновке возвели новый, «достойный святыни храм». О величии той церкви достаточно сказать, что только в верхнем её куполе было расположено 20 окон. В 1929 г. она была разрушена. Икона и её списки пропали.В начале 90-х два списка оказались у собирателя икон и церковного благотворителя Александра Собко (сейчас он протодиакон).

Часть исследователей утверждает, что чудотворный образ, сегодня расположенный у алтаря построенной о. Александром Троицкой церкви – оригинал или его ровесник, другие – что список рубежа XVIII – XIX вв., а судьба оригинала достоверно неизвестна. Полтавский историк и краевед Юрий Погода считает, что это первая копия Каплуновской иконы, и именно она была в войсках Петра I.В 2014 г.

, с началом войны в Донбассе эта икона замироточила, а с объявлением в Минске перемирия перестала. «Мы все Божьи дети. Богородица плачет обо всех, кто там воюет – и о русских, и об украинцах», – поясняет о. Александр.

Совет

И, действительно, кому как не Каплуновской Божией Матери, объединившей своим заступничеством Великороссию, Малороссию и Новороссию (первая столица Новороссийской губернии – Кременчуг сегодня пребывает в составе Полтавской области), скорбеть о нынешнем раздоре.

Пребывающая в Троицком храме полтавского Крестовоздвиженского монастыря Каплуновская икона – далеко не единственная из чудотворных в нём. Все они требуют особого режима вентиляции, особых температурных условий. Однако растущие не по годам, а по месяцам тарифы на коммунальные услуги в «стране, освободившейся от российской энергетической зависимости» ставят вопрос о самом выживании.

Плюс затраты на охрану святынь. Пожилой уже протодиакон сознаёт, что пора искать преемника на посту смотрителя: «Ищем, кто бы хотел спасти свою душу, взяв опеку над храмом. Это может быть и человек, который возглавил бы общину, это может быть и общественная организация, в которую община полным составом вошла бы.

Читайте также:  Исповедник иоанн русский

В конце концов, у нас есть и инвестиционно привлекательные объекты, которые могли бы давать доход для содержания храма». (Подтверждаю: объекты очень привлекательные. Подробности отец Александр может сам рассказать по телефону +380950785481).Что же касается Крестовоздвиженского монастыря, он сам по себе – свидетельство исторического единства малорусских и великорусских земель.

Троицкий храм и Воздвиженский собор монастыря«Избавление от нашествия иноверцев» нашло отражение здесь в оформлении Екатерининского зала в кельях архимандрита (устроенного к приезду Екатерины II в Полтаву в июне 1787 г. во время её знаменитого путешествия по Малороссии и Новороссии). Стены палаты вместо обоев были украшены картинами.

Среди библейских и исторических сюжетов выделялись огромные изображения Александра Невского, которому шведы вручают свои мечи, и Петра І на коне и в кольчуге, перед которым также складывают свои мечи побеждённые шведы.В последней четверти XVIII в. монастырь становится духовным, культурным и даже научным центром всего южнорусского края.

С 1775 по 1798 год в монастыре находилась кафедра архиепископов Славянских и Херсонских (!), затем – Екатеринославских. Первым из них стал уроженец греческого острова Корфу архиепископ Евгений Булгарис, Почётный Член Санкт-Петербургской Императорской Академии Наук и Лондонской Академии Древностей, личный библиотекарь императрицы.

В этом статусе он перевёл на греческий язык Виргилиевы «Георгики» и «Энеиду».При архиепископе полтавский монастырь становится сокровищницей книжного знания. Здесь хранился двухтомник «Поучительных слов святого Василия Великого», напечатанный в 1594 г.

типографией Константина Острожского, книги киевской печати с 1615 года, львовской – с 1631 года, московской – с 1657 года, другие редкостные издания, в том числе и античных авторов.После того как в 1779 г.

Обратите внимание

владыка попросился на покой, по его рекомендации на кафедру был назначен им же приглашённый из Венецианской республики богослов, философ, педагог, физик и математик Никифор Феотоки, выпускник Болонской академии, будущий настоятель московского Данилова монастыря.

Архиепископ же Евгений продолжал некоторое время жить и работать в монастыре, где писал труды по богословию, истории, философии, педагогике (в том числе «О наилучшем воспитании великих князей Александра и Константина Павловичей»). В 1801 г. просветитель переехал в санкт-петербургскую Александро-Невскую Лавру, где закончил свои дни и погребён.

При владыке Евгении в монастыре была учреждена школа, ставшая прообразом знаменитой полтавской Славянской семинарии. Среди выпускников заведения писатели Иван Котляревский и В.П. Гоголь-Яновский (отец М.В. Гоголя), переводчики греческих и римских авторов М.И. Гнедич и И.И.

Мартынов, греческий ученый-энциклопедист Афанасиос Псалидас, тайный советник, почётный лейб-медик Высочайшего двора, ректор и профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии С.Ф. Гаевский.Вообще, я как-то давно заметил, что чуть ли не каждый второй знаменитый малоросс оказывается уроженцем Полтавщины.

Возьмём только тех, кто внёс заметный вклад малороссов не только в российское, но и в мировое наследие: математик М.В. Остроградский, писатель и философ Н.В.

Гоголь, полководцы Иван Паскевич, Василий Завойко и Сидор Ковпак, выдающийся военный инженер и герой наполеоновских войн генерал-лейтенант Александр Засядько, языковед Александр Потебня, философ Григорий Сковорода, уже упомянутый Иван Котляревский, борец Иван Поддубный, актриса Вера Холодная, художница Катерина Белокур, ректор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии С.Ф.

Гаевский…Украсил Полтаву памятниками единственный Действительный член Императорской академии художеств, не имевший художественного образования, Владимир Позен. А в Санкт-Петербурге памятник Позену установило своими силами и средствами местное объединение малороссийских землячеств «Наследие».

Как рассказывает руководитель «Наследия» Александр Близнюк, предлагали поучаствовать и полтавским госадминистрации и горсовету: «Возьмите на содержание хотя бы могилу». Однако нынешние власть имущие на Украине вряд ли вообще уразумевают смысл словосочетания «культурное наследие».

Важно

Кстати, Близнюк склоняется к тому, что список Каплуновской иконы, находящийся в Сампсониевском храме Петербурга – наиболее близок к оригиналу. Храм был возведен в честь Полтавской виктории, случившейся в день Сампсония Странноприимца. Неудивительно, что Сампсониевский храм малороссийское землячество считает своим «домовым храмом».

«Наше внутренне ощущение надвигающейся огромной беды (которая и случилась в начале 2014-го) искало какую-то нерушимую опору, – поясняет Близнюк. – Точками такой опоры стали для нас ежегодные благодарственные молебны в честь Полтавской победы и Переяславской Рады, панихиды по Александру Безбородко, Н.В. Гоголю, Богдану Хмельницкому. Начали с «Полтавы». Идея молебна родилась в землячестве более 10-ти лет назад. Епископ Назарий (уроженец Черкасской области, наместник Александро-Невской лавры. – В.Б.) благословил нас на это. Потом уже – в продолжение нашего почина – город пышно отпраздновал 300-летие Полтавской победы, и ежегодный молебен стал общегородской традицией. Сейчас это праздник Выборгского района Санкт-Петербурга (где расположен Сампсониевский собор). На нём присутствует губернатор (по фамилии Полтавченко, кстати! – В.Б.) или его представители. По окончанию службы перекрывается Сампсониевский проспект для возложения цветов памятнику Петру I, под марш Преображенского полка проходит губернаторский полк почетного караула.Каплуновской иконе мы молимся о спасении нашего города, наших родных и близких на Украине, о спасении всего нашего Отечества. Икона дает нам физическое ощущение единства Петербурга и Полтавы, чудесным образом перемещает нас с берегов Невы на берега Ворсклы.Пыталось «Наследие» на 300-летие победы, одержанной царём Петром, привезти и икону, хранящуюся в Крестовоздвиженском монастыре Полтавы, «повенчать» её с городом, который она спасла от исчезновения (ведь без Полтавы берега Невы были бы шведскими). Однако интриги местной митрополии, уже заражённой бациллой «незалежности», не позволили нам это осуществить (местный митрополит участвовал в те дни в организованном Ющенко юбилее «шведско-украинского союза». – В.Б.). Тогда мы вместе с полтавскими братьями-подвижниками доставили в Санкт-Петербург и поместили на вечное хранение в Сампсониевский храм горсть земли с поля Полтавской баталии».

Жёлто-синий «реванш». В исполнении серости

И всё-таки не осталась православная Полтава в стороне от общерусского празднества.

Как сообщало издание «Полтавщина», в предъюбилейный 2008 год город посетил известный иконописец Константин Витальевич Назаров: «Визит в Полтаву, помимо всего, был связан с передачей копий Образа Пресвятой Богородицы «Полтавская Победная», в честь 300-летия победы русского оружия под Полтавой. Ее уже стали называть «Каплуновская победная».

Замысел создания такой иконы принадлежит замечательному подвижнику и патриоту из Москвы Владимиру Ильичу Максимову. В основе иконы лежит Образ Пресвятой Каплуновской Божией Матери — споспешницы Полтавской победы. Вокруг образа художники разместили эпизоды, связанные с Полтавской баталией, освященной небесными покровителями».

Сегодня, конечно, подобные мероприятия в Полтаве немыслимы.…Довелось мне побывать в прошлом году в знаменитом, но сегодня пустующем музее Полтавской битвы.

Экскурсоводы здесь теперь очень сочувственно относятся к Карлу, объясняют досадными случайностями его поражение, а заодно рассказывают, что Пётр I, оказывается, между баталиями успевал издавать указы о запрете (держитесь за стул!) украинской мовы! Бред сей, впрочем, натренированному уху на Украине столь привычен (мову-то литературно оформлять начнут лет через сто пятьдесят после Петра), что не помешал ощутить величие Сампсониевского храма, воздвигнутого на поле битвы в честь победы. Лишь обеспокоенность дальнейшей судьбой его больно уж русского экстерьера закралась.И опасения сбылись.«Одну из церквей Московского патриархата в Полтаве украсили двуглавым орлом и Петром Первым на коне, который уничтожает сине-желтый флаг, – очнулся спустя полтора столетия после возведения храма телеканал Коломойского. – Только подойдя вплотную, можно разглядеть, что флаг под копытами шведский. Пять метров влево или вправо – и кажется, что это флаг Украины. Поэтому рядовые полтавчане углядели в композиции другой смысл и обратились к СБУ с требованием проверить храм на антиукраинскую деятельность».«Рядовые полтавчане» — это один из галичанских советников Авакова собственной персоной. Сей советник усмотрел «признаки антиукраинской направленности картины на храме УПЦ (Московского Патриархата)»: «На храме изображен российский император Петр I на коне, который топчет шведский флаг, напоминающий современный флаг Украины… Картина на храме появились … по моему субъективному мнению с признаками провокации или вызова, ведь большинство прихожан и посетителей храма не могут различить тонкости и различия между шведским и украинским флагами».Наконец, 21 августа «полтавчане обнаружили положительные изменения во внешнем виде Сампсоновского храма на поле Полтавской битвы: …мозаика, на которой Петр I на коне топтал сине-желтый флаг, закрашена серым». В итоге: «В городе станет меньше пропаганды «русского мира». Существенно меньше».Поспешим разочаровать русофобствующих геростратиков – не станет. Пока Полтава пребывает под покровом Каплуновской Божией Матери, это русский город. А значит, Божий.P.S. 22 сентября, за два дня до праздника, поступила информация из села Каплуновка Харьковской области: «Пострадал искренний слуга Божией Матери, настоятель храма Каплуновской иконы. Его нашли в лесу порезанным, но живым; сейчас он – в реанимации (уму непостижимо, кому мог «перейти дорогу» этот добрейшей души человек!). Просим Ваших молитв о здравии иерея Сергия. Духовные чада».По сообщениям источников, отец Сергий не устраивает местные власти. «Слишком» привержен он ценностям, исповедуемым почитателями Каплуновской иконы.

Редакция нашего сайта присоединяется к молитвам об исцелении иерея Сергия.

Автор Виктор Бобер
http://www.fondsk.ru/news/2016/09/24/poltavskaja-strazhnica-russkogo-edinstva-42606.html

Источник: https://iov75.livejournal.com/4103940.html

Каплуновская икона Божией Матери — Нью-Йоркское благочиние

Каплуновская икона Божией Матери – одна из чудотворных святынь Слобожанского края, что на северо-востоке Украины.

Название иконы связано с селом в Харьковской области — Каплуновка. Это поселение было основано во второй половине XVII века казаком по прозвищу Каплун. По другой версии название пошло от  распространенных тогда в том регионе птиц – каплунов.

В 1688 году ахтырский казак построил в селе Рождество-Богородичную церковь. Священнику этой церкви отцу Иоанну однажды во сне было видение.

Явившийся престарелый мужчина сказал, что через три дня к нему придут три иконописца – 90, 80 и 60 лет, и ему нужно у старшего из них взять в связке восьмую по счету икону — Казанскую, а взяв икону он получит благодать. Это случилось в 1689 году накануне престольного праздника.

Видение сильно удивило священника, поэтому он решил три дня попоститься и служить Божественные литургии. На третий день случилось именно так, как отцу Иоанну было открыто во сне.

По дороге домой он встретил трех московских иконописцев и позвал их к себе домой, а потом у старшего из них обнаружил в стопке икон именно Казанский образ, который и оставил у себя дома.

Перед этим образом и днем и ночью горели свечи, а священник постоянно молился.

Через две недели отцу Иоанну снова было видение — на этот раз ему явилась Сама Богородица и сказала отнести икону в церковь. Проснувшись, священник перенес образ в храм и в присутствии прихожан отслужил молебен перед иконой.

К ней стало приходить много богомольцев, и слух дошел до Петра Великого. В 1705 году император в знак своего благоговейного отношения к святыне подарил храму серебряное позолоченное Евангелие.

Совет

Накануне Полтавской битвы эту икону носили среди воинов, которые прикладывались к ней с молитвами. Известно, что и сам царь Петр I неоднократно молился перед ней и просил благословения на победу.

Уже после победы над шведами император подарил иконе позолоченный оклад и драгоценный ковчег.

Много чудес Господь творил через Каплуновскую икону. Каждый год духовенство возило ее по храмам Харьковской, Полтавской и Сумской областей. Тысячи людей приходили с молитвами к ней.

Через 100 лет после явления иконы в Каплуновке был построен большой храм каменный храм, в котором могло одновременно молиться до 2 тысяч человек. Этот храм постоянно благоукрашался, причем, в том числе, и из императорской казны. К сожалению, в 1920-е года храм был закрыт советской властью и после войны разобран.

В 1920-е года чудотворный образ был перевезен в Харьков, а в годы Великой Отечественной войны – в Киев, а оттуда – заграницу, где след иконы и был утерян. Список чудотворной иконы хранится в Свято-Покровском мужском монастыре Харькова.

Праздник в честь этого образа совершается 21 июля и 24 сентября.

Каплуновская икона Божией Матери обновлено: Май 12, 2016 автором: maximus

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/chudotvornye-ikony/kaplunovskaya-ikona-bozhiej-materi/

Ссылка на основную публикацию