Икона божией матери казанская пензенская, россия, город пенза, храм святителя митрофана воронежского

Празднование иконе Божией Матери «Казанская-Пензенская»

4/17 августа Русская Православная Церковь установила празднование в честь иконы Божией Матери «Казанская-Пензенская». Этот список с чудотворного Казанского образа подарили Пензе во время основания города. Позже он и сам стал чудотворным и спас город от набега степных орд.

Появление иконы

Списки с одной из самых почитаемых икон Богородицы – Казанской – становились чудотворными и, как пишут составители житий, «покрывали Россию Небесным покровом», защищая страну от внешних врагов.

Легенда гласит, что Казанская икона появилась в Казани в XVI веке после взятия города русскими. Приснившись маленькой девочке, Богородица поведала, где закопана икона, и на том месте, куда указала девочка, образ и обрели.

Почти сразу о нем пошла слава как о чудотворном, сообщает Патриарх Гермоген: при перенесении с места явления в храм исцелились двое слепых.

После этого с иконы сделали список и отправили его в Москву царю Иоанну IV Грозному. Икона, как пишут поздние летописные источники, сыграла важную роль в преодолении невзгод Смутного времени.

Считается, что именно с ее помощью удалось отбить у поляков Москву.

Обратите внимание

Особенно почитали икону во времена правления царя Алексея Михайловича. Он повелел праздновать день иконы «во всех городах по вся годы». В это же время создавались и многочисленные списки, в честь Богородицы возводились храмы и монастыри.

Охранительница

Список, отправленный в Пензу, был написан в 1663 году. По задумке царя образ должен был защищать рубежи государства от кочевников. Это было символичное благословение русских поселенцев, живших в крепостях на границах страны.

Вдоль границы леса и степи Русь защищали насыпные валы, сторожевые крепости и засечные укрепления. Так появился и город Пенза.

Жители городов на засечной черте несли миссию дозорных, они должны были сообщать соседним городам об опасности при появлении врагов из степи.

А опасаться русским было кого. Территория между Русью и Крымским ханством, возникшим после распада Золотой Орды, представляла собой на тот момент огромное дикое поле. Татары совершали набеги, стараясь растянуть оборону русских и отвлекая внимание от направления основного удара.

Как писал француз Боплан, лично наблюдая набеги татар, их отряды «рассыпаются по деревням, окружают селения со всех четырех сторон и, чтобы не ускользнули жители, раскладывают по ночам большие огни; потом грабят, жгут, режут сопротивляющихся, уводят не только мужчин, женщин с грудными младенцами, но и быков, коров, лошадей, овец, коз».

Пленников в дальнейшем продавали в Османскую империю как рабов. Число людей, угнанных в рабство за XIV–XVII века, по некоторым оценкам, составило около трех миллионов.

С южных рубежей на Русь постоянно нападали ногайцы. Когда-то этот кочевой народ имел свою собственную Орду – Ногайскую, позже они приняли юрисдикцию Османской империи.

Как и другие кочевники, они творили большие беды.

Важно

Оборонительные сооружения, возводимые царями, тем же Алексеем Михайловичем, защищали от врага, но народ верил, что самая надежная защита может быть дарована только милостью Богоматери.

Как пишет протоиерей Яков Бурлуцкий, «для принятия от царя святой Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу.

По предварительном извещении жителей городов Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со святой Иконой толпы жителей из означенных городов устремились на сретение ее, и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла святую Икону в пензенскую соборную церковь».

Чудесное избавление

Считается, что первым чудом, явленным этим образом в Пензе, было спасение крепости во время так называемого Кубанского погрома в 1717 году. Тогда ногайские татары, скооперировавшись с черкесами, адыгами и другими народами (и даже, если верить историческим свидетельствам, с казаками-старообрядцами), уничтожили несколько городов и сел в окрестностях Пензы, но саму крепость взять не смогли.

Накануне нападения на город люди собрались в соборной церкви просить Богородицу о заступничестве. Они молились всю ночь, а под утро начался штурм. Тогда народ взял икону и вынес ее на площадь, к главным воротам. Вдруг, как гласит предание, лик Богоматери потемнел, словно уголь, а на ее глазах выступили слезы. Через некоторое время лик вновь посветлел, а ногайцы бежали прочь от города.

«Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (граждане заключили, что то были угодники Божии – Николай Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечом, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали», – пишет Яков Бурлуцкий.

Впоследствии чудотворный образ не раз выручал жителей города, у этой иконы молились во время злодейств армии Пугачева. Совершались при иконе и чудеса исцеления.

Как пишет церковный исследователь Евгений Поселянин, благодаря этому образ получил широкую известность не только в Пензе, но и по всей России.

К иконе приезжали молиться императоры, перед ней просили милости у Бога многие поколения горожан.

Совет

В советские богоборческие годы с иконы исчез богатый оклад, а саму ее переносили после закрытия собора, в котором она хранилась, в другие церкви. Вскоре в Пензе осталась единственная действующая церковь – Митрофановская. Хотели закрыть и ее. Новыми хозяевами стали военные.

При разборке иконостаса рабочие заметили, что утром икона возвращается на прежнее место. Увидев в этом знак свыше, руководство решило отказаться от помещения храма и вернуло его общине. Там икона находится и по сей день.

В 2004 году указом Патриарха Алексия по многим чудесам, у иконы совершенным, было установлено общецерковное почитание этого списка.

аступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

Обратите внимание

Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

ритецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

еличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия.

Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Источник: 

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/prazdnovanie-ikone-bozhiey-materi-kazanskaya-penzenskaya-

Пенза. Церковь Митрофана Воронежского

Статью добавил(а): Анастасия,  18 октября 2009

Самым старым из существующих ныне кладбищ Пензы является Митрофановское. Названо оно так по церкви, находящейся там с 1836 года. История возникновения этого храма такова. В июне 1834 года протоиерей Введенской церкви города, располагавшейся на Пешей улице (ныне ул.

Богданова), обратился с прошением на имя епископа Пензенского и Саранского Иоанна о “постройке против деревни Тимаковки (сейчас эта местность около ул.Водопьянова) каменной кладбищенской церкви во имя Святителя Митрофана Епископа Воронежского”.

Читайте также:  Икона божией матери иверская, греция, афон, иверский монастырь (ивирон)

В то время, на расположенном поблизости от Тимаковки кладбище, уже хоронили усопших на протяжении сорока лет, поэтому возникла необходимость постройки храма на этом погосте. Прошение было удовлетворено, и вскоре началось возведение церкви, которое шло довольно быстро. И уже 22 сентября 1836 года состоялось освящение новопрестольного храма во имя Святителя Митрофана Воронежского.

Обратите внимание

При жизни Митрофан являлся епископом Воронежской епархии и прославился не только своей святостью, но и усердным радением о благе России, являясь горячим сторонником преображений Петра I, в царствие которого он жил.

В 1883 году на средства купца Пособцева церковь была отремонтирована и в ней был назначен собственный притч. В мае 1890 года строительное отделение утвердило проект на распространение Митрофановской церкви, составленный епархиальным архитектором А.Е.

Эренбергом, который предусматривал расширение трапезной за счет двух боковых приделов и устройство двух пристроек к колокольне – для лестницы и кладовки. В результате вместимость храма увеличилась до 700 человек. Перестройку церкви осуществил за свой счет ее ктитор – купец Епифанов. Престолов в церкви три.

Главный – во имя Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. В правом приделе – в честь Нерукотворного Образа Господа Нашего Иисуса Христа, в левом – в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя и чудотворца Феодосия Черниговского.

В Митрофановской церкви в настоящее время находится пензенская святыня – чудотворная икона Казанской Божией Матери. На расположенном рядом кладбище похоронены известные горожане, память о которых бережно хранят пензенцы. 

С сайта: http://pravoslavie58region.ru

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  13 июня 2016

Храм (кладбищенский) во имя св. Митрофания, Воронежскаго чудотворца, каменный, построен в 1834 –35 г. Причт состоит из священника и псаломщика. В пользу причта вклад 6400 р. Дом для жительства причта церковный.

“Церкви, причты и приходы Пензенской епархии”, составил А. Попов. Пенза, типогр. губерн. правления. 1896

http://www.penzagen.ru/opisanie-prihodov/penza-gorod-hram-kladbischenskiy-vo-imya-sv-mitrofaniya-voronejskago-chudotvortsa-pervyiy-blagochinnicheskiy-okrug-penzenskiy-uezd/

Источник: http://sobory.ru/article/?object=04712

Храмы Пензы. Храм Святителя Митрофана Воронежского – Калейдоскоп путешествий

В июне 1834 г. настоятель Введенской церкви Пензы протоиерей Антоний Петрович Инсарский подал епископу Пензенскому и Саранскому Иоанну I прошение о постройке на кладбище у деревни Тимаковки каменной церкви.

Тогда же храм был заложен, а 22 октября 1836 г. освящён во имя святителя Митрофана Воронежского. В 1837 г. храмоздателя, протоиерея Антония, за его труды наградили орденом св. Анны 3-й степени. В сентябре 1838 г.

была окончена постройкой и колокольня.

Первоначально церковь была приписана к Введенской, и службы совершались в ней крайне редко. Ее даже предполагалось упразднить, но в 1883 г. купец Никифор Дмитриевич Пособцев отремонтировал храм. А в 1890-х гг.

, по проекту епархиального архитектора Алексея Егоровича Эренберга(1863–1938),на средства купца Епифанова, он был серьезно расширен.

Вновь устроенный правый придел посвятили Спасу Нерукотворному, левый — Иверской иконе Божией Матери и святителю Феодосию Черниговскому (освящён 13 августа 1900 г.).

В 1932–1933 г.в Митрофановском храме разместилась архиерейская кафедра Патриаршей Церкви, находившаяся здесь до 1945 г. В 1937–1945 гг.церковь оставалась единственным действующим храмом (хотя и она ненадолго закрывалась, в ноябре 1941 — январе 1942 гг.).

Важно

Здесь служили перед своим арестом епископ Феодор (Смирнов,1891–1937)и священники Василий Смирнов(1889–1937)и Гавриил Архангельский(1890–1937) —новомученики Пензенские, прославленные на Архиерейском Соборе в августе 2000 г. Священномученик Феодор в апреле—сентябре 1935 г.

, будучи еще архимандритом, служил настоятелем Митрофановской церкви.

Вероятно, именно в конце 30-х гг. в храм попала чудотворная Казанская икона Божией Матери. По преданию, ею благословил первопоселенцев Пензы царь Алексей Михайлович. В 1717 г. по молитвам перед нею город был спасен при Большом кубанском погроме.

Икона долгие годы хранилась в Спасском соборе, в 20-х гг. — в Петропавловской церкви, в 30-х гг., вероятно, в Успенском соборе, а оттуда попала в Митрофановский храм. 1 октября 1999 г.

Святейший Патриарх Алексий II отслужил перед Казанской иконой молебен, и подарил Митрофановскому храму дарохранительницу.

С 1984 г. настоятель церкви — митрофорный протоиерей Николай Тарасов, старейший клирик Пензенской епархии.

У левого придела храма погребен епископ Кирилл (Поспелов, ум. 1953). А на Митрофановском кладбище — художники К. А. Савицкий (1905) и И. С. Горюшкин —Сорокопудов (1954), краеведы В. Х. Хохряков (1916), В. М.

 Терехин (1916) и Б. Н. Гвоздев (1927), ботаник И. И. Спрыгин (1942), композитор А. С. Турищев (1962), дирижер Ф. П.

 Вазерский (1970) и многие пензенские священнослужители, в том числе отец священномученика Иоанна Алексеевича Артоболевского.

Источник: http://travelclubonline.ru/home/hramy-penzy-hram-svyatitelya-mitrofana-voronezhskogo/

Чудотворная Казанская икона Божией Матери

Главная святыня Спасского кафедрального собора Пензы

Образ Пресвятой Богородицы, был подарен Пензе царём Алексеем Михайловичем на основание города.

Эта Казанская икона Божией Матери прославилась в 1717 году чудесным спасением пограничного в то время города от опустошительного нашествия кочевников.

Икона находилась в Спасском Кафедральном соборе города с моменты его постройки до времени завершения богослужений после октябрьского переворота.

Ногайская орда совершала рейды вглубь России, разоряя все поселения на своем пути.

Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, так как не задолго до этого Пётр I переселил казаков на новые границы империи, которые расширились в результате его азовских походов.

Совет

После неудачного штурма, кочевники взяли Пензу в осаду. Хотя атака нападающих и была отбита, долгой блокады крепость выдержать не могла.

Накануне 4 (17) августа 1717 года, когда уже не оставалось надежды на спасение города, все жители собрались в Спасский Кафедральный собор на бдение, не прерывавшееся всю ночь.

Рано утром, с пением акафиста, на крепостную стену вознесли Казанскую икону Богородицы. Когда ногайцы опять пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов.

В стане неприятеля тот час произошло смятение, и он бежал.

В конце ХIХ века этой иконе Пресвятой Богородицы помимо общецерковного, было установлено местное празднование – 4 августа (17 августа по новому стилю).

После прекращения служб в соборе, чудотворный образ пребывает в Пензенском храме во имя Митрофана Воронежского.

С 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, празднование Пензенского образа Казанской иконы Божьей Матери включено в общецерковный календарь.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Казанская (Пензенская)

О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, Чистая Дево Марие, миру Благая помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.

Обратите внимание

Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия.

Источник: http://soborpenza.cerkov.ru/chudotvornaya-ikona-kazanskoj-bozhiej-materi/

Церковь Святителя Митрофана, Пензенская область, Россия: на карте, фото, сайт, описание, как добраться, чем заняться, отзывы туристов

Небольшая по размерам церковь, названная в честь Митрофана Воронежского, располагается на территории старого кладбища. Возводился храм, как кладбищенская церковь, по прошению протоиерея Антония Петровича Инсарского.

Будучи настоятелем Введенской церкви, он ходатайствовал перед епископом Саранским и Пензенским о сооружении небольшой каменной церквушки при сельском погосте. В 1834 году строительство было начато, а уже в 1836 году осенью храм был освящен во имя Святителя Митрофана Воронежского. Сооружение колокольни завершилось два года спустя.

Поначалу церковь не имела своего причта, службы проводились священнослужителями Введенской церкви, но происходило это очень редко. Были даже намерения о закрытии храма, так как здание постепенно ветшало. Однако, в 1883 году купец Никифор Пособцев отремонтировал церковь.

Спустя семь лет по проекту архитектора Эдинберга Алексея Григорьевича была проведена реконструкция здания, в результате которой достроили два предела церковного здания и новые помещения в колокольне. Построенный в правой части новый придел, был освящен в честь Спаса Нерукотворного, левый посвятили Иверской иконе Божией Матери и Святителю Феодосию.

Вся реконструкция храма была осуществлена на средства купца Епифанова. Митрофановская церковь оставалась открытой для верующих даже в самые суровые для русского православия годы. В период с 1937 года по 1945 год она была единственной в городе, где продолжались богослужения, и лишь на несколько месяцев двери храма все же закрывались.

Читайте также:  Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, россия, город санкт-петербург

Особенности

В Митрофановской церкви сегодня находится икона Казанской Божией Матери. После того, как Спасский кафедральный собор был взорван, святыня недолгое время пребывала в Петропавловской церкви, затем ее хранителем был Успенский собор, и уже оттуда она перешла в Митрофановскую церковь. В храме находится фамильная усыпальница Пособцевых и могила архиепископа Кирилла.

Кладбище при церкви было местом, где хоронили выдающихся людей Пензы. Сегодня это фактически мемориал славы города, где каждая могила – это веха в истории пензенской земли. Здесь похоронен основатель Пензенского ботанического сада И.И.Спрыгин, музыкант Ф.П.Вазерский, художник И.С.Горюшкин-Сорокопудов, академик К.А.

Савицкий и другие выдающиеся личности, о ком горожане вспоминают с благодарностью и почтением.

История

Митрофан Воронежский, чьим именем освящен храм, был назначен епископом в Воронеже в 1682 году и стал первым архиереем на учрежденной кафедре, где прослужил больше 20 лет.

В период его деятельности на территории епархии увеличилось количество церквей, была налажена строгая финансовая отчетность, положение православного духовенства значительно укрепилось.

Важно

Владыка Митрофан поддерживал преобразования, которые Петр I проводил в судостроительном деле, жертвовал большие средства на кораблестроение. Он был добрым покровителем и наставником для своей паствы.

Организовывал школы для обучения грамоте, заботился о сиротах и неимущих. На его похороны в 1703 году прибыл сам Петр I, он же лично нес гроб с телом епископа. В 1832 году Церковь причислила Митрофана, епископа Воронежского, к Лику Святых.

Как добраться

Приход Митрофановской Церкви находится в городе Пенза на улице Водопьянова. Подойти к храму можно также со стороны Березовского переулка и Улицы Овражной. Храм открыт ежедневно с 7 часов утра до 20 вечера.

Архитектура

Оснащение мест

Населенные пункты

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку (0)

Источник: https://strekoza.travel/place-cerkov-svyatitelya-mitrofana

Пензенскую-Казанскую икону Божией Матери вынесут на Соборную площадь (видео)

Для православных пензенцев 17 августа произойдет значимое событие — на Соборной площади рядом со строящимся Спасским храмом пройдет чествование Пензенской-Казанской иконы Божией Матери.

О том, какие торжества запланированы на 300-летие со дня избавления города на Суре от кочевников по молитвам перед иконой, а также историю самой иконы журналистам в ходе пресс-конференции 8 августа рассказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

«Эта икона была дарована царем Алексеем Михаиловичем на основание нашего города. Спустя 50 лет после основания Пензы, поскольку город тогда был пограничным в Российской империи, он неоднократно подвергался различным набегам. 1717 год для Пензы ознаменован тем, что город попал в круг большого «Кубанского погрома».

Все окрестности города и близлежащие крепости были разрушены и сожжены, за исключением Пензы. Накануне этого дня икона была вынесена к стенам города, жители всю ночь молились перед ней, и враг отступил. С этого времени установлено официальное празднование Пензенской-Казанской иконы Божией Матери», — сказал он.

По словам владыки, празднование начнется накануне, 16 августа.

«В 18.00 мы начнем служение всенощного бдения в Митрофановском храме, где хранится икона, потом, впервые почти за 80 лет, ее вынесем на Соборную площадь, рядом со строящимся храмом. Будет там торжественно отслужено всенощное бдение.

В течение всей ночи, как это было и прежде, 300 лет назад, будут непрестанно совершаться молебны с акафистом перед этой иконой.

А в 9 утра пройдет литургия в служении архиереев нашей митрополии и прибывших гостей», — сообщил митрополит Серафим.

После литургии участникам торжества будет предложена небольшая трапеза, а в 19.00 на ул. Московской перед Спасским собором начнется концерт (0+) — для пензенцев и гостей города выступит Патриарший хор Московского Свято-Данилова монастыря, будут звучать православные песнопения, народные песни.

«Мы ожидаем большой наплыв людей, все районные епархии примут участие в празднике, прибудут паломники, архиереи из соседних епархий, которые имеют то или иное отношение к Пензе», — отметил владыка.

В ходе пресс-конференции был задан вопрос о том, когда икона окончательно вернется в Спасский собор.

«Сейчас мы уже заказали новый киот под эту икону, он будет выполнен в одном ансамбле с иконостасом. Киот будет гораздо более парадным, нежели в Митрофановском храме.

Совет

И когда мы уже будем готовы к освящению собора, то и мощи святителя Иннокентия, которые раньше находились в соборе, и икона, которая до революции всегда там была, вновь будут перенесены в этот храм», — ответил митрополит Серафим.

Всех пензенцев и гостей города приглашают принять участие в чествовании иконы на Соборной площади.

Видео предоставлено телеканалом «Экспресс».

Источник: http://www.penza-press.ru/lenta-novostey/117585/v-penze-budut-chestvovat-ikonu-300-let-nazad-spasshuyu-gorod-ot-kochevnikov

Пензенский временник любителей старины – Чудотворные и особопочитаемые иконы Пензенской губернии. Ч. 2

Пензенские святыни

ЧУДОТВОРНЫЕ И ОСОБОПОЧИТАЕМЫЕ
ИКОНЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

2.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ПЕНЗЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ

Чудотворная Казанская икона Божией Матери. Автор фото: А.

Дворжанский     Казанская икона Божией Матери, находящаяся в Пензенском кафедральном соборе*, писана древним, греческим письмом на липовой деке*, размерами в вышину 21,5 вершок, в ширину 16 вершков, и украшена серебряною позлащенною ризою с венцом, осыпанным стразами*, а под ним на плате пятью звездами, в которых 42 мелких бриллианта. Живопись от времени изменилась. Из строенной города Пензы книги, хранящейся в пензенском уездном архиве, видно, что эта Св. Икона принесена в дар блаженной памяти царем Алексеем Михайловичем, пожаловавшим ее в 1666 году из своих царских чертогов в честь основания этого, в то время пограничного, города ц на благословение новопоселенных граждан.

     Старожилы пензенские сохраняли предание, что для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее на руках в Пензу. По предварительном извещении жителей гг.

Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св.

Иконой, толпы жителей из означенных городов устремились на сретение* ее и, по выражению предания, собралась на пути тьма народа, которая, предводимая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь.

     Усердие христиан, оказанное при встрече иконы, не могло не пробудить в местных жителях особенной веры и благоговения к ней, как к дару и благословению благочестивого царя, по свойственному христианам чувству особенного почитания к каждой иконе, полученной на благословение.

     И сия вера оправдалась чудотворениями, которые вскоре начали истекать от сей иконы всем прибегавшим пред оною с теплою молитвою к Царице Небесной.

     В соборной библиотеке хранится древняя рукопись, в которой обстоятельно изложено сказание о трех чудесах, бывших от сей Св. Иконы Богоматери.

     Первое.

До времен императора Петра Великого порубежный город Пенза претерпевал частые набеги и опустошения от кочевавших в степях астраханских и саратовских нагайцев, которых от главного кочевья их на Кубани местные жители назвали кубанцами.

В устах старожилов еще сохранилось название Кубанского погрома. Это было самое большое нашествие кубанцев на провинциальный в то время город Пензу и на окружные его города и пригороды с селами, совершенный ими в 1717 году.

Обратите внимание

     Кубанцы беспощадно предавали огню целые селения, а жителей или умерщвляли, или со скотом и другим имуществом уводили в плен. Опустошивши окрестные пригороды Рамзай и Мокшан, они в больших силах подступили и под город Пензу.

     Жители города, подкрепленные дворянами, явившимися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительства. Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на день уменьшались. Пензенская сила ослабевала.

     Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить.

Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчийшая меди и железа. Накануне рокового дня жители вобрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли ни умолкали всю ночь.

Наконец с появлением на небе утренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу.

     Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых.

Читайте также:  Храм владимира равноапостольного во владимире, россия, город владимир

     И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице…».

Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом.

Важно

Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.

     Побораемые невидимою силою, они устремились от города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки.

Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (прим. 1), и светоносными паче* солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавщих, от чего они объяты были страхом и бежали.

     Так крепким заступлением Царицы Небесной спасен был город, а вера в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери между жителями умножилась и распространилась.

     Второе. По прошествии нескольких лет после сего в Пешей слободе* города Пензы была слепая девица, солдатская дочь, много лет света Божия не видавшая. Однажды ей явилась в сонном видении Пресвятая Богородица и приказала наутро идти в соборную церковь, обещая прозрение.

     Слепая со священным восторгом и радостною надеждою исполнила повеление и в храме, во время молебного пения пред иконою Пресвятыя Богородицы, к удивлению всех предстоящих, вдруг освободилась от слепоты своей.

     Третье. Теща пензенского секретаря Гавриила Саввина Ермолаева, помещица Настасья Танеева, жившая Пензенского уезда в Шукшинском стану в селе Блохине, была больна так, что отнятие ног и лишение памяти были уже признаками близкой смерти.

     Слыша о многих чудесах от соборного образа Божией Матери, она чрез зятя своего секретаря Ермолаева просила соборного протоиерея о дозволении принести к ней чудотворный образ.

И когда образ зятем ее Ермолаевым в сопровождении священника с крестом и многими боголюбивыми христианами был внесен в дом ее при пении Богородичных стихов, страждущая, воззрев на лик грядущей к ней Небесной Целителъницы душ и телес, мгновенно почувствовала совершенное исцеление от болезни, встала с своего смертного одра и в продолжение всего молебного пения стояла на ногах, с пламенным усердием и слезами благодаря свою Исцелительницу. Бывшие в Блохине соборяне, секретарь с женою и другие очевидцы всюду тогда же разгласили о сем преестественном исцелении.

     Сим оканчивается сказание древней соборной рукописи о чудесах от святыя Иконы Божией Матери; но не оканчиваются самые чудеса.

Совет

     В домах боголюбивых христиан пензенских можно, встречать другие рукописи, в коих первая дополняется следующими чудесами:

     1. За несколько лет до Пугачева бунта один пензенский мещанин сделался болен смертельною горячкою; все отчаялись в жизни больного, который казался уже более мертвецом, нежели живым.

Но между тем страдалец беспрестанно возводил мысль свою к Небесной Предстательнице живота нашего*, Царице Богородице, прося ее помощи.

И в день Успения Владычицы, когда он мысленно преклонялся в молитве пред соборною иконою Божией Матери, вдруг почувствовал освобождение от своей болезни и в одно мгновение, к удивлению предстоявших, сделался здоров.

     2. После сего случая граждане города Пензы чувствовали непобедимую силу от соборной Казанской иконы Богородицы в двух общественных бедствиях города.

Живо памятный в здешнем крае злодей Пугачев вопреки своих бесчеловечных правил прошел чрез город Пензу, хотя не без вреда для жителей, но без смертоубийства.

Радость о сем жителей тогда же отнесла сие к чудесному заступ­лению Владычней Иконы Божией Матери соборной, к которой они, как во время Кубанского погрома, в сие скорбное время прибегли с общественною молитвою.

     Из лагеря за рекою Пензою Пугачев дал было повеления яицкому казаку Федору Чумакову, названному от него фельдмаршалом, казнить двух градских бургомистров, Бориса Елисарова и Петра Андреева Какушкина, но и сии чудным покровительством Божией Матери спасены были. А с 3-го на 4-е августа Пугачев, послышав воинские команды, его преследовавшие, подобно кубанцам, бежал поспешно от города Пензы на Петровск.

Обратите внимание

     3. Впрочем, этот побег еще не совсем умиротворил жителей Пензы. Крестьяне головинских вотчин, обласканные самозванцем и обольщенные свободою от рабства, взбунтовались и, предводимые слугами Пугача, вооружились на граждан пензенских за то, что они не приняли его с честию, подобающею Царю. Новое бедствие ознаменовалось новым покровительством Царицы Небесной.

Жители города стеклись паки* в соборную церковь с пламенною молитвою к крепкой Заступнице напаствуемых, и ее предстательством шеф Евфим Петрович Чемезов, вышедший против бунтовщиков с малыми силами, разбил совершенно огромные толпы их, н. таким образом, предстательством Царицы Небесной мир водворен как в Пензе, так и в окрестностях ее.

.

     Благодарными жителями Пензы 4-го августа, по двукратному в этот день избавлению города от нашествия кубанцев и злодейств Пугачева, в продолжение нескольких лет после сего совершаемо было празднество Божией Матери ради Казанской Ее иконы, которой пели на Всенощных бдениях: «Величаем Тя, Пресвятая Дево! и чтим образ твой святый, им же избавихомся от поганаго нашествия».

     Ныне жители Пензы в общественных бедствиях и частных скорбях, и радостях прежде всего обращают молитвенные взоры к Казанской соборной иконе Божией Матери.

Нет больного, который бы не искал в ней исцеления, нет скорбящего, который бы не ожидал от нее утешения; и если бы человеку дано было знать сокровенное, то пред нами открылось бы целое море благодатных чудес, обильно изливающихся и до днесь* на всех, с верою прибегающих к сей Святой Иконе.

     Одно из таких чудес пред взорами целой Пензы совершилось над бывшим пензенским губернатором, покойным тайным советником Филиппом Лаврентьевичем Вигель, который предстательством Царицы Небесной, пред чудной её иконою получил здоровье и жизнь, когда врачи объявили ему близость смерти и когда началась уже последняя, предсмертная икота.

     Дочь покойного Филиппа Лаврентьевича, восьмидесятилетняя благочестивая старица Елисавета Филипповна Вигель, в настоящее время так рассказывала автору о сем чудеси, которого она была очевидицею:

Это было во 2-й год управления отцом её Пензенскою губерниею; больной лежал недвижим; три доктора попеременно брали пульс его и единогласно объявили, что жизнь продолжится недолго.

Важно

Между тем жена больного, благочестивая Мавра Петровна Вигель, испросила благословение преосвященного Гаия с торжественным ходом при колокольном звоне принести из собора чудотворный образ Всемирной Заступницы. Образ был принесен.

Доктор стоял у возглавия больного и постоянно смотрел пульс его; больной икал, как обыкновенно бывает пред смертню. Началось молебствие с водосвящением. По освящении воды ветошка была намочена оною и приложена к голове больного. Он заснул.

Когда образ Царицы Небесной обратно отнесен был в собор и жена подошла к больному, доктор взял пульс его и с изумлением нашел в нем быструю, неожиданную перемену к лучшему; он тогда же поздравил Мавру Петровну с чудом, — и действительно, проснувшись, больной попросил чая, благодарил Царицу Небесную за облегчение болезни и скоро выздоровел.

     Две сребропозлащенпые кованые ризы, украшенные камнями, из коих одна вооружена усердием жителей Пензы, вскоре после умирения города от бунта Пугачевского, а другая — в недавнее время тайною советницею Маврою Петровною Вигель, за многие милости, излившиеся над домом ее от сей чудной иконы, достаточно свидетельствуют о всеобщей вере в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери, в пензенском соборе находящейся.

     ПРИМЕЧАНИЯ:

     1. Граждане заключили, что то были угодники Божии — Николай Чудотворец и Преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел.

     * В настоящее время Казанская икона Божией Матери находится в Митрофаниевской церкви, отреставрированная и без оклада.

     Дека — доска;

     Страз, страза — поддельный, хрустальный алмаз;

     Сретение — встреча;

     Паче — ярче;

     Пешая слобода — район к югу от Соборной (Советской) площади;

     Предстательница живота нашего — защитница жизни нашей;

     Паки — опять, снова;

     Днесь — ныне, сегодня.

Продолжение следует…
Начало в первом выпуске «Временника».

Публикацию подготовил А. ДВОРЖАНСКИЙ.

Источник: http://xn--b1agamkjiaw.xn--p1ai/index.php/wypuski/vypusk-2/17-chudotvornye-i-osobopochitaemye-ikony-penzenskoj-gubernii-ch-2

Ссылка на основную публикацию