Икона божией матери казанская вязниковская, россия, владимирская область, город вязники, крестовоздвиженский храм

Чудотворная Вязниковская Казанская икона Божией Матери

?Tash Kholschevnikova (natalba) wrote,
2016-05-13 19:36:00Tash Kholschevnikova
natalba
2016-05-13 19:36:00Categories:

  • религия
  • история
  • путешествия

В одну из наших многочисленных поездок мы добрались до Владимирской области.В этот раз в наших планах было посетить Вязники и Гороховец.Первая достопримечательность, встретившая нас в Вязниках, был Крестовоздвиженский храм,

отреставрированный, по-пасхальному яркий.


В церкви мы заходим не всегда, но эту надо было посетить обязательно, и не только потому,что была пасхальная неделя и шла праздничная служба, а еще потому, что там храниться

знаменитая чудотворная икона.


Мы попали к концу службы и, когда прихожане разошлись, смогли рассмотреть эту святыню.

В июле 2011г в древнюю столицу Руси, г. Владимир, по благословению архиепископа Владимирского

и Суздальского Евлогия, доставили для поклонения чудотворную Вязниковскую
Казанскую икону Божией Матери.

Согласно летописям, образ Казанской Божьей Матери явился в 1623 г. в Вязниковской слободе
Ярополчской вол. Владимирского у. (с 1778 г. Вязники)

В списке XVII в. указывается, что икона была написана старцем Иоакимом, которого авторыагиографических исследований отождествляют с прп. Иоакимом — местночтимым в Суздале и Шуеиноком Шартомского монастыря (ученик прп. Иринарха, затворника Борисоглебского († 13 янв. 1616).Подвижник был известен современникам не только тем, что он был искусный изограф,

но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений.

«Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование Вязниковской иконысостоялось в Казанской церкви слободы по указу царя Михаила Феодоровича и по благословениюпатриарха Филарета в октябре 1623 г. В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святыхчудотворных Ее икон», изданной в 1898 г., говорится:«В Вязниковском соборном храме Владимирской епархии хранится благодатная иконаКазанской Божией Матери. С этого времени икона эта признана чудотворною. Чудеса,происходящие от иконы, записывались. По указанию архим. Порфирия и освященного Соборабыли переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся.Так, 13 октября 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион,страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глазкрестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений

(отражены в вязниковской ред. сказания).

Уже с 1-й пол. XVII в. Вязниковская икона приобрела общерусскую известность.В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил Царь Михаил Феодорович.После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейсярядом теплой Никольской церкви, у царских врат.В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм,откуда он на зимний период возвращался в Никольскую церковь (ежегодный крестный ход,

приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875).

Вокруг г. Вязники крестный ход с Вязниковской иконой был учрежден в 1892 г. в память избавленияот эпидемии холеры в 1891 г.; проводился в последнее воскресенье перед храмовым праздником- 8 июля ст. стиля. В 10-ю субботу по Пасхе из вязниковского Казанского собора по окончаниипоздней литургии ежегодно совершался крестный ход в погост Никологорский,через деревни Лукново и Синяткино, установленный, по преданию, по случаю избавления

жителей погоста и окружавших его 30 деревень от моровой язвы в 1771 г.

Вязниковская икона оставалась в Казанском соборе вплоть до 1929 г., когда Владимирский губ. исполкомвынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей».1 марта 1929 г.

Обратите внимание

началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом,иконы продавались на дрова, некоторые предметы попали в краеведческий музей:

http://expertmus.livejournal.com/53948.

html

Вязниковская икона была сохранена одной из прихожанок храма:
http://expertmus.livejournal.com/77898.html
В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках
Крестовоздвиженском храме, где находится и в настоящее время.Наиболее раннее описание Вязниковской иконы относится к 1702 г. Икона находилась в створчатом киоте,была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом,короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом.К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы,приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 г. во время

проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пустынь).

По указу Владимирской духовной консистории от 27 ноября 1873 г. усердием вязниковского 1-й гильдиикупца Н.И. Никитина были заново выполнены украшения на Вязниковскую икону:серебряный, чеканной работы позолоченный оклад с венцами, усыпанными драгоценными камнями(в венец Богоматери был вмонтирован золотой крест царя Феодора Алексеевича).Икона была помещена «под зеркальное стекло», вставлена в серебряную позолоченную раму,на широких полях которой в 11 клеймах были представлены св. Иоанн Предтеча, 2 архангела,святители, преподобные. Над иконой располагалась жемчужная корона, поддерживаемая 2 ангелами,выше — изображение Три ипостасного Божества. Внизу в клейме помещены изображения исцелений,бывших от Вязниковской иконы. В библиотеке Казанского собора хранилась старинная рукопись,на основании которой протоиереем Казанского собора Василием Орловым составлено

«Сказание о чудесах бывших от Вязниковской-Казанской иконы Божией Матери», изданное в 1907 г.

При изъятии церковного имущества «в помощь голодающим Поволжья» в 1922 г. общине верующихи духовенству собора удалось сохранить драгоценный оклад. Вместо него было конфисковано:«серебряных монет на 2 пуда 7 фунтов, серебряного лома 28 фунтов 36 золотников, 30 золотых монет

на 30 золотников и разных золотых изделий весом 1 фунт 72 золотника».

Последнее описание Вязниковской иконы 1923 г. связано с заключением между верующими иорганами советской власти соглашения о передаче общине Казанского собора в пользованиевсего церковного имущества. Икона находилась по левую сторону от царских врат;указан ее размер (10×12 вершков).

В настоящее время Вязниковская икона (51,5×40,8 см) помещена в раме и киоте справаперед алтарем в Крестовоздвиженской церкви. Икона, датируемая 1-й четв. XVII в.,закрыта украшенной жемчугом шитой ризой и серебряным чеканным окладом 1875-1876 гг. работымосковских серебряников (мастер И. В. Захаров, пробирный мастер Н.

Свечин),

выполненным для другой иконы.

Кроме главной храмовой святыни в Казанском соборе находилась ее копия 1-й пол. XVIII в.

в виде складня с образами святых на створках; изображение было выполнено по зеленому полю(реставрирована, за исключением ликов, в 1904).

Образ украшала серебряная, позолоченная чеканная риза, одеяние Богоматери и Младенца -жемчуг и драгоценные камни.

Именно эта икона участвовала в крестных ходах по городу и окрестным селениям.

Источник: https://natalba.livejournal.com/33375.html

Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери

Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери

Вязниковской слободой владели вдова Ф.И. Мстиславского (XVI век — 1622) Ирина Михайловна и его сестра Ирина Ивановна, которые в 1622 году и вложили в Никольскую церковь Вязниковской слободы икону Казанской Божией Матери, написанную иноком Николо-Шартомского монастыря (около Шуи) Иоакимом.Об этом событии практически сразу узнал Великий Государь Михаил Федорович (1613–1645).

В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что 11 октября 1624 г., по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудесъ отъ Казанской иконы Божией Матери».

В присутствии членов комиссии совершилось 13 октября два чуда. В этой выписке не названа церковь, в которой находилась Чудотворная икона.Сохранились документы о поездке царя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу. «В декабре 1640 года ясельнечему И. Биркину и дьяку Г.

Важно

Пятово было велено «дать в Государев объезд в Вязники под образы да в казну в сани лошадь, в мастерские в двои сани две лошади, да под верхи государевы мастерские палаты подъячему лошадь, крестовым дьякам четырем человекам по лошади, комнатному истопнику лошадь, государеву мастерские палаты истопнику лошадь, государеву мастерские палаты часовнику, да палатным мастерам двум человекам, чеботнику, да шапошнику по лошади». Такое представительство мастеровых людей говорит само за себя. Скорее всего, должны были решаться вопросы, связанные с дальнейшим развитием в слободе кожевенного и льняного производства, отсюда и такой набор представителей Государевой мастерской палаты. Для хозяйственных нужд везли в Вязники и Государеву казну. Все это наводит на мысль, что поездка Государя Михаила Федоровича скорее была выездом вотчинника в свое хозяйство, чем поездкой Царя на богомолье. Эта поездка для слободы имела большое значение. Помимо определения повинных поставок к Царскому столу овощей и фруктов, среди которых преобладали яблоки, огурцы и вишни, поставок меда и рыбы, холста и других ремесленных изделий, вязниковцы использовали приезд Царя, чтобы решить вопросы дальнейшего развития.Еще одним следствием поездки Государя Михаила Федоровича в Вязниковскую слободу стало «пожалование священникам слободского деревянного Казанского собора права ежегодно в день празднования в честь Казанской иконы Богоматери, 8 июля, приезжать к Государю со святой водой, освященной от чудотворной Вязниковской казанской иконы Божией Матери. за эти приезды, длившиеся с 1641 по 1676 годы, во время правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, они получали в пожалование анбурское сукно. К экономической заинтересованности Государей в Вязниковской слободе добавилось их идейное единство, еще больше укрепившее связь Романовых с Вязниками»Казанский собор упоминается в писцовых книгах Семёна Извольского 1653 года, где говорится, что у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 двора поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 3 двора церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дворов крестьянских, 33 двора вдовьих, 34 двора нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмой – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмой у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1640 году Михаил Фёдорович приезжает в Вязники, чтобы лично принять участие в богослужении перед Вязниковской Казанской иконой.В 1642 году Государь и Великий князь Михаил Федорович и его Благоверная царица, Великая княгиня Евдокия Лукьяновна вложили сребро-позлащенные напрестольный крест и кадило.

В 1670-1674 годах строится каменная соборная церковь на деньги Великого Государя Алексея Михайловича, дворцовой казны, церковной казны и мирского подаяния. В писцовых книгах стольника Назария Засецкого да подъячего Тимофея Степанова написано: «в Вязниковской слободе начата Соборная церковь строением во 178 (1670) года июля во 25 день, а совершена во 182 (1674) году в августе месяце. На построение ея пошло великаго государя Алексея Михаиловича дворцовыя казны 934 руб. и 1400 пуд. железа, церковной казны 264 руб. 75 коп. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб.»

Читайте также:  Икона-талисман, молитва-талисман

Казанский собор (в центре)

В 1682 году царь Фёдор Алексеевич приложил небольшой золотой с алмазом наперсный крест, проезжая через город Вязники во Флорищеву пустынь (снял с себя). Позже крест был вделан в золотой венец чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

В 1690 году (а по другим источникам 1688 или 1691 году) было приложено Евангелие по указу Великих государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей. Но постройка оказалась не совсем удачной: через несколько лет «от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило».

В 1700 году была подана челобитная протопопа Льва царю Петру Алексеевичу: «били челом протопоп Лев с братиею: в прошлых де годах, от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило…» По этому поводу в 1700 году царь Пётр I прислал каменных дел подмастерье, для составления сметы на переделку каменных глав и связей. Около 1700 г.

главы на соборе были переделаны.От 1702 г. в делах патриаршего казенного приказа было подробное описание Вязниковской соборной церкви. «Соборная церковь каменная о 5 главах, главы и кресты обиты белым железом, с трех сторон церкви каменные паперти, все крыто тесом; около тое церкви в подзорах писано Отечество и лица разных святых.

В церкви царские двери, сень и столбцы резные сквозные золочены травы виноградныя, в сени писано Вечери.

По правую сторону царских дверей местные иконы: образ Всемилостивого Спаса, сидящего на престоле, венец и цата серебряные гладкие золочены с репьями, писано золотом и красками».

Вязниковская икона Божией Матери

С тех пор, как чудотворная икона была поставлена в главном иконостасе холодного Казанского собора ее только раз, в 1873 году, вынимали из иконостаса по случаю переделки на ней жемчужной ризы. 22 февраля 1876 г. было совершено перенесение из холодного Казанского собора чудотворной иконы Божией Матери Казанской в теплый новопостроенный Николаевский собор.

«Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Казанской осьмилистовый в киоте створном, оклад басемный, по углам 4 Евангелиста, венец, коруна и цата серебряные резные, в коруне 7 каменев разных, заклепы 14 зерен жемчужных, в коруне и в цате 15 каменьев разных в гнездах серебряных, убрус объярь золотная обнизано жемчугом с камышками разными – в гнездах серебряных, по концам накищено золотом и серебром с пелепельки сребряными золочеными, на том же образе возглавие подниз да 2 ожерелья у Предвечного Младенца, ожерелья низано жемчугом с подвески, возглави и в поднизе запона в серебре изумруды и яхонты в ряд, да в той же поднизе разные камешки, запонок большой и малой.У того же образа в привесе на серебряной цке образ Пресвятой Богородицы Казанской резной позолочен в ¼ аршина, на другой цке серебряной образ Пресвятой Богородицы Казанской резной в 3 вершка позолочен, крест золотой возглави камень алмаз, приклад велик. госуд. царя Федора Алексеевича.Образ Успения Пресвятой Богородицы, венец и цата серебряные резные золочены, в венце 3 камени сердолик да 2 бирюзы; над нею у Спасова образа венец серебряный золочен резной.На южных дверях образ архидиак. Стефана.Местные же образа: Софии Премудрости Божией, 2 венца и цата серебряные резные золочены, Вход Господень во Иерусалим – писан золотом и краски.На налое образ выносной Казанской Пресвятой Богородицы в киоте осмилистовый, оклад басемной, венец и корона и цата серебряные золочены.По левую сторону царских дверей: Пресвятой Богородицы Одигитрии, Живоначальной Троицы – оба писаны золотом и краски, Покрова Пресв. Богородицы – венец, коруна и цата серебряные золочены с репьями, ожерелье и зарукавья низаны жемчугом, в убрусе 3 камешка разных, риза шита золотом, у Спасителя и у дву святых венцы серебряные резные золочены, цаты с репьями гладкие.На северных дверях образ арх. Михаила.Местные ж образа: Николая Чудотворца и Знамения Пресв. Богородицы писаны золотом и краски, у Богородицы венец серебряной гладкой.Местные иконы в киотах столярных, 14 столбцов резных сквозных, травы виноградные, тунбы насыпные по бархатному золотом и серебром.В деисусах над местными образы дванадесятых 14 икон праздников и апостолов 15, праотцев 15 икон писаны золотом и краски.В деисусах 6 столбцов резных сквозных, травы виноградные золочены красным золотом, у праздников и во всех поясах столбцы витые со фламом золочено двойным, местами сребрено.Перед деисусы паникадило медное о 3 ярусах и 24 шандалах, яйцо строфикамилово в кисти разных шелков, другое паникадило малое спускное о 2 ярусах 10 шандалов; пред деисусы ж лампада медная спускная золочена небольшая, у Чудотворного образа Пресв. Богородицы Казанской лампада серебряная золочена – весу 9 фунт., другая лампада медная золочена, цепи и крышки у обеих лампад медные, пред местными иконами 18 лампад медных.Налойных образов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Казанской Бож. Матери и Макария Чудотворца – все они в серебряных окладах.Местные образы на правой стороне Вознесения Господня, на правой же и на левой сторонах 22 иконы Страстей Христовых – писаны краски, Усекновения Главы Предтечи.У столпов местные иконы: Воскресение Христово, Спас, Единородный Сын и Слово Божие, Спас с причтами Евангельскими, Рождество Христово, Иоанн Богослов, два образа Иоанна Богослова в апокалипсисе, 12 икон месячных святых, Распятие Господне и седмь таинств, Рождество Богородицы, Козма и Дамиан, Казанская Божия Матерь, образ царских ангелов.4 хоругви, 2 шиты золотом и серебром; амвон обит красным сукном.В алтаре на престоле антиминс печатный, 4 Евангелия печатных, 3 креста благословящих обложены серебром басемным золочены.Над престолом сень с короной, 4 столбца резных, сквозные, травы виноградные вызолочено красным золотом и двойником.За престолом крест выносной да два образа Казанской и Смоленской Божией Матери, писаны краски, перед ними паникадило медное.На горнем месте: Пресв. Богородицы Одигитрии в киоте и Казанской Божией Матери; за жертвенником крест резной деревянный да Смоленской Пресв. Богородицы; на жертвеннике сосуды серебряные. Кадило серебряное – 1 ф. 84 зол., чаша водосвятная, 3 кадила, кувшинец, купель – медные.В сундуке: потир немецкого дела вызолочен, дискос, 2 блюда, звезда, лжица – серебряные, серебряные образа, золотые и серебряные кресты, панагии и серьги и мн. др.На колокольне 8 колоколов да часы боевые.При церкви: протопоп, 4 священника, 2 дьякона, 1 дьячек, 2 пономаря и просвирня. До 1699 г. они получали из земской избы руги 75 руб. 30 алтын и 1 ½ деньги» (/Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1897 г./)В 1703 г. Вязниковская слободка сгорела вся без остатка. Пострадала ли от пожара соборная церковь, сведений о том не сохранилось. Но некоторые отметки в делах патриаршего казенного приказа дают право предполагать, что после 1703 г. церковь потребовала обновления. Так в 1708 г. выдан был в Казанскую церковь новый антиминс, в 1720 г. выдан – соборному попу указ, разрешающий сбор на церковное строение в течение 2 лет.

Из дел приказа видно, что в 1710 г. был выдан антиминс в придельную при Казанском соборе церковь Феодора Стратилата, что в 1727 г. эта придельная теплая церковь при соборе каменная оказалась ветхой и предположено было построить новую в тоже наименование. Когда и кем была эта церковь построена, была ли возобновлена, сведений о том не сохранилось и в XIX веке в соборе такого придела не было.

В 1744 г. кровля и главы на соборе были разобраны и построены вновь – главы выше, а кровля круче; в тоже время в алтаре вместо ветхого деревянного пола устроен каменный пол.В 1849 г. стены храма были расписаны священными изображениями.

В каменном храме был поставлен распространенный в то время новый тип ярусного иконостаса, обильно украшенный резьбой и скульптурой: «Иконостас в 3 става резной, из дерева, коринфского ордена, в стиле рококо, с массивными колоннами, которые поставлены по обе стороны каждой иконы во всех трёх ставах. Колонны витые с капителями и на тумбах.

Весь иконостас разукрашен роскошной изящной и разнообразной работы резьбой. Резьба изображает ветви, листья, гирлянды и цветы, резьба на золотом фоне, вся и с иконами вызолочена. Св. иконы древнего греческого письма. Царские врата резные из дерева, также с витыми колоннами. На них — резные изображения 12 апостолов со знаками на главах их сошествия Св. Духа.

Совет

Посреди их — Богоматерь, вверху — Дух Святый в виде голубя». К сожалению, данные скульптуры не были переданы в музей при закрытии.Широкое распространение в скульптуре получил образ Николая Чудотворца. Его изображали с моделью крепости в одной руке и с мечом — в другой.

В собрании музея находятся четыре скульптуры, представляющих «Николу Можайского», и каждую из них отличает индивидуальная характеристика образа.

Все четыре скульптуры по своему образу и иконографии представляют распространенный на Руси тип киотной статуи с обобщенной и схематичной трактовкой объёма, застылой позой и скованным жестом, сохраняющей в полной мере свой иконный характер.

Подобные резные образы создавались в ХIХ веке в подражание старым произведениям — детальная реалистическая проработка лика и складок одежд, использование цельного массива древесины (липы). Роспись скульптуры выполнена темперными красками по толстому слою левкаса.

В декоративной отделке фелони, палицы и крестов на омофоре использована техника цветных лаков по серебрению, что характерно для второй половины ХVII века.

В церковной описи не обнаружена скульптура Георгия-Победоносца, поступившая в 1929 году из Казанского собора со значительными осыпями красочного слоя и утратами многих деталей. Вероятно, она хранилась в подсобном помещении церкви как вышедшая из употребления. Но отреставрированная в Суздальском художественно-реставрационном училище она приобрела новую жизнь. В 2007 году на выставке «Биенале» в Москве отреставрированная скульптура Георгия Победоносца была признана лучшей в номинации «Спасённые шедевры ХVII века» (Г. Штарева, бывший главный хранитель Вязниковского историко-художественного музея).

В 1865 г. наперстный крест от святейшего Синода выдан прот. Казанского собора Василию Псальтову.

Указом Святейшего Синода от 16 декабря 1872 г. за № 2642, благочинный, протоиерей г.

Вязников Дмитрий Певницкий, определен на должность ректора Воронежской семинарии, а на его место перемещен, 4 января 1873 г., служивший при Владимирских богоугодных заведениях протоиерей Иоанн Павлушков, с возложением на него всех обязанностей, лежавших на протоиерее Певницком. См.

Читайте также:  Троица ветхозаветная (икона андрея рублева), россия, город москва, государственная третьяковская галерея

Проводы о. Протоиерея Д.Ф. Певницкого из Вязников в Воронеж, на должность Ректора семинарии в 1873 г.

Обратите внимание

Вязниковский 1-й гильдии купец Потомственный Почётный Гражданин Николай Львович Никитин 7 декабря 1877 года был избран церковным старостой Казанского собора, в этой должности он состоял несколько трёхлетий. Наиболее ценные предметы церковной утвари были вложены в собор Никитиным Николаем Львовичем.

Так, им был пожертвован серебряный вызолоченный ковчег (дарохранительница) в виде пятиглавого храма, в стеклянном с бронзовой рамой футляре, а также переделаны украшения на храмовом чудотворном образе Казанской Божией Матери.На две древние иконы в Казанском соборе купцы Михаил Понитков и Е.Ф.

Коряковцева соорудили серебряные ризы и поставили киоты. Наиболее состоятельные горожане жертвовали иконы: А.А. Богашёва — св. Великого Пантелеймона, Е.Ф. Коряковцева — преп. Сергия Радонежского, Матрёнинская — св. Великой Варвары, священник И. Орфанов – Воскресения Христова.

Особое внимание жертвователи уделяли церковной утвари и облачениям священно-служителей. Купцом Иосифом Михайловичем Сеньковым были вложены три ризы золотой кованой парчи с епитрахилями, набедренниками, поясами и поручами (15 предметов).

В 1846 году купцом Иосифом Иосифовичем Сеньковым были приложены сребро-позлащенные потир, звездица, два блюдца, лжица и ковшичек.

В 1874 году наследницы строителя Николаевского храма вложили печатное Евангелие 1868 года, сребро-позлащенные крест – «Распятие», потир, дарохранительницу в виде пятиглавого собора и три ризы серебряно-золотой парчи.

Четырехконечный крест напрестольного Распятия, был изготовлен из сосны и покрыт тонким слоем масляной краски с имитацией фактуры дерева: «Деревянный, большого размера Животворящий крест с изображением на нём Распятого Спасителя в человеческий рост, по золоченому фону. Венец-цата, опоясание на нём серебряно-вызолоченное. Венец обнизан разноцветными камешками. При нём предстоящие, с одной стороны – Богоматерь, с другой – Иоанн Богослов, так же во весь рост. Венцы на них серебряно-золоченые, обложены голубыми и другими разноцветными камнями».

Александр Павлович Шиповский

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/sh/61-1-0-2338

Свято-Благовещенский женский монастырь — Вязниковское чудо

Вязниковское чудо

Лето в Свято-Благовещенском монастыре

Вязниковскому Свято-Благовещенскому монастырю без малого четыре столетия.

В 1641 году царь Михаил Федорович приехал в Вязниковскую слободу на поклонение чудотворному образу Казанской Божией Матери, написанному «изрядным художником иконного письма» преподобным Иоакимом: «Сему затворнику являлась Пресвятая Богородица в видении и повелевала ему пречистыми Своими устами новоявленный Свой образ, иже явися во граде Казани, преписати». 

Древний чудотворный образ Казанской-Вязниковской иконы Божией матери.

После поклонения Вязниковской святыне царь Михаил Федорович подписал Указ о строительстве в Вязниках монастыря.

Так у «убогих домов» у подножия горы Венец в 1641 году начал строиться Свято-Благовещенский мужской монастырь – век от века все выше поднимаясь к небу куполами своих храмов. А когда в 1916 году мужской монастырь преобразовали в женскую обитель, то игуменьей назначили матушку Серафиму (Шипулину).

Свято-Благовещенский монастырь незадолго до закрытия

Важно

Вскоре наступили годы гонений на Церковь: Казанский собор, где хранился написанный  преподобным Иоакимом образ Казанской Божией Матери, разрушили, монастырь закрыли, а чудотворную икону поместили в Гохран. И лишь во время Великой Отечественной войны образ Божией Матери вернулся к людям.

Однако сам монастырь ещё долгие годы был закрыт. После разорения обители часть монахинь вернулись в Серапионову пустынь, впоследствии некоторые из них были арестованы и расстреляны. В 30-е годы  матушка Серафима была осуждена  и умерла в Сухобезводном лагере для духовенства.

Игумения Серафима реабилитирована в октябре 1991 года.

И только в 1999 году, в канун празднования 375-ой годовщины обретения Казанской Вязниковской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Евлогия (тогда архиепископа Владимирского и Суздальского) в древней обители возобновилась монашеская жизнь. Примечательно, что игуменьей возрожденного Свято-Благовещенского монастыря стала тоже матушка Серафима (Старых).

Свято-Благовещенский женский монастырь в наше время

В первые дни возрождения обители на территории монастыря был открыт второй в России Памятник  всем за Веру и Отечество пострадавшим. Каждый год, 30 октября, в день памяти жертв репрессий духовенство и жители города возлагают к памятнику цветы и совершают панихиду.

Памятник жертвам репрессий

Традицию православного просвещения, начатую в конце 19 века стараниями и заботами архимандрита Макария, продолжает воскресная школа.

При Свято-Благовещенском женском монастыре воспитывается уже второе поколение детей прихожан и подрастает третье! Матушка Серафима с сестрами с любовью занимаются с детьми, прививая им основы веры – изучают Закон Божий, учат молитвам, поют, лепят из глины, готовят рождественские спектакли, концерты, собирают подарки для детей-сирот.

Концерт воскресной школы на 10-летие обители.

Поздравление Матушки Серафимы с Днем Ангела.

По старинному обычаю на престольный праздник Благовещения в монастыре выпускают белых голубок. 

На празднике Благовещение в монастыре.

Благовествуй земле радость велию…

В монастыре находится чтимый образ иконы Божией Матери Шуйской-Смоленской, чудесно обретенный и принесенный в Благовещенский Собор.

Совет

  Икону обнаружили на заброшенном чердаке после того, как владелицей дома трижды был услышан голос Царицы Небесной: «Вынесите Меня на свет Божий!». Оказалось, что икона в годы гонений на Церковь была спрятана верующими хозяевами дома.

Затем владельцы дома поменялись, а образ так и оставался на чердаке до тех пор, пока Царица Небесная не известила о себе новым хозяевам. 

Икона Божией Матери «Смоленская-Шуйская».

Сегодня в обители находятся редкие святыни: частица Животворящего Креста Господня, на котором был распят Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частица Яслей Господних, в которых лежал Богомладенец в Вифлееме, частицы мощей святаго Антония Великого – основателя монашества, святителей Иоанна Златоустого и Григория Богослова, частицы мощей Блаженной Матроны Московской, частицы мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова, мироносицы Сусанны, Киево-Печерских отцов и Владимирских святых, а так же частицы облачения святаго Иоанна Русского и святителя Спиридона Тримифунтского. 

Ковчег с частицей Животворящего Креста Господня.

Икона «Споручница грешных»  с частицей ризы Пресвятой Богородицы.

Икона «Рождество Христово» с частицей яслей Господних.

При монастыре организовано и действует сестричество милосердия имени святого Иоанна Русского, где сестры милосердия из прихожан помогают больным в больнице приготовиться ко причащению Святых Христовых Таин, а также помогают старым одиноким больным людям в их нуждах.

Святой праведный Иоанн Русский.

Сестры-милосердия.

    Возрождается древняя святыня. Многое сделано в монастыре за прошедшие годы. Над Благовещенским Собором сияют восстановленные купола и кресты. Отреставрирован и уже действует нижний храм Трех Святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова. 

Свято-Благовещенский монастырь ночью.

Отреставрирована величественная колокольня и установлена на ней звонница из 9 колоколов. В рамках экскурсии туристы и паломники могут подняться на колокольню и даже сами ударить в колокол.

Благодетелям — первый глас Благовеста.

Колокольные звоны.

В монастырь приезжают туристы и паломники со всех уголков земного шара. 

Китайские паломники.

Много, что уже сделано милостью Божией, трудами сестер и попечительством благодетелей, но и предстоит всем миром совершить еще немало – восстановить центральный вход на монастырскую территорию, отреставрировав надвратный храм Всех Святых, выкупить из городского жилого фонда и отреставрировать старинный келейный корпус, построить новый деревянный корпус, оградить территорию монастыря каменной стеной… Сестры молятся Пресвятой Богородице и верят, что все это совершится, и Царица Небесная не оставит свою обитель без Покрова и помощи. 

Матушка Серафима с сестрами.

На Пасху.

Но главное делание в обители – молитвенное спасение душ, стяжание мира духовного, возрастание в единстве и любви. А где будет мир и любовь, там укрепится и помощь монастырю всем миром – во славу Божию!

Крестоношение.

Обратите внимание

Вся история монастыря связана с образом Казанской Божией Матери, но почитаемой иконы в обители не было.

Поэтому к десятилетию возрождения обители матушка Серафима заказала новую икону Казанской Божией Матери иконописцу Ирине Карповой.

Когда новописанную икону внесли в Благовещенский храм, то все присутствующие почувствовали благоговение и радость – словно Сама Царица Небесная вошла в Дом Божий!

Казанская икона Божией Матери.

В 2009 году, на празднование 10-летия возрождения обители, новая и старинная Казанская-Вязниковская иконы встретились. Старинную чудотворную икону приносили на праздник из Крестовоздвиженского храма.

Крестным ходом с пением тропаря Владыка Евлогий и Владыка Нил с сестрами и прихожанами обошли со старинной иконой Благовещенский Собор и отслужили водосвятный молебен, после которого икона вернулась в родной храм.

Владыка Нил (тогда архимандрит) и Матушка Серафима встречают древнюю икону.

Древняя икона «Казанской-Вязниковской» иконы Божией Матери в обители.

А через некоторое время к игуменье обратились насельницы обители. Они заметили, что стекло киота новонаписанной Казанской иконы немного запотело. Однако вскоре стекло приняло прежний свой вид – поэтому сестры не придали случившемуся большого значения. И только когда в канун 15-летия возрождения монастыря обновляли убранство храма, чудо было явлено!

Мироточивая Казанская икона Свято-Благовещенского монастыря с проявившимся образом.

Когда сестры вынули из киота новую икону Казанской Божией Матери, то удивились: краска на иконе на ощупь будто свежая, еще не подсохшая. Тут и обнаружила матушка Серафима капельку мира, стекающую с облачения правого плеча Богоматери. Для верующих это верный знак Божией Благодати.

А на обратной стороне стекла киота, где находилась мироточащая икона, отразился, как негатив на фотопленке, образ Богородицы с Младенцем! Чтобы икона одновременно и мироточила, и зеркально отобразилась на стекле – случай уникальный. Потому стекло, запечатлевшее Чудо, в храме и поныне.

 

Капелька мира на облачении Божией Матери.

Но прежде всего стремящиеся к правде сестры древней обители засняли на камеру мироточение иконы и явление отображенного Образа Богородицы на стекле, и выложили видео в интернет. Так что «Вязниковское чудо» можно посмотреть прямо сейчас – и на YuoTube.

Помолиться Божией Матери перед новой иконой обители потянулись в монастырь паломники. Перед этим Образом сейчас происходят настоящие чудеса исцелений!

Молитва у Казанской иконы.

Владыка Нил и Митрополит Евлогий в Свято-Благовещенском монастыре.

Вот что рассказывает прихожанка Свято-Благовещенского монастыря Любовь Полева: «Я относилась с недоверием к «молодой» иконе, но всегда стояла у этого образа на службе. У меня очень сильно болела нога, была незаживающая рана. На одной из воскресных служб очень разболелась нога.

Важно

И я искренне, с мольбой, попросила у Богородицы помощи. Когда я пришла домой, повязка с ноги упала, и я своими глазами со страхом увидела, как рана очистилась, побелела, и края раны соединились, оставив тонкий шрам.

Читайте также:  Икона божией матери казанская вышенская, россия, рязанская область, шацкий район, село эммануиловка, церковь преподобного сергия радонежского

Все это произошло в течение 10-15 минут… Я думаю, что это чудо Пресвятая Богородица явила мне за мое недоверие к новонаписанной иконе».

Вот рассказ другой прихожанки храма Фаины Кануновой: « Я…15 января упала около храма и получила сотрясение мозга, с чем и обратилась в больницу, а на ушиб тазобедренного сустава не обратила внимания. Но боль бедра мучила меня полгода. Благодарю Божию матерь «Казанскую» — приложившись к её образу, боль прошла. Теперь я могу вставать и лежать без боли. Спаси Бог за милосердие».

Третья прихожанка обители Галина исцелилась от сильно зудящей коросты по всему телу, приложившись по совету матушки Серафимы к только что вынутой из киота мироточащей Казанской иконе. 

Мироточивая Казанская икона Божией Матери с нерукотворным образом.

Ещё один случай реального исцеления, уже среди паломников. Жительница Нижнего Новгорода Людмила Васильевна со своей внучкой Настей и знакомой Татьяной, узнав о чудесах исцеления, приехали в монастырь помолиться у Казанской иконы.

Людмила Васильевна болела остеохондрозом – не могла поднять руку выше плеча, внучку после аварии мучали сильные боли, она постоянно колола себе обезболивающее, а Татьяна страдала низкой свертываемостью крови – любая царапина кровоточила по нескольку дней, тело было покрыто синяками.

Когда женщины подошли к образу, они почувствовали тепло, а потом холод, всем им стало не по себе. Внучка Людмилы Васильевны, когда молилась перед образом, почувствовала, как будто позвоночник сложился надвое, а Татьяна чуть не потеряла сознание.

На следующий день все три женщины чудесным образом исцелились от своих недугов – Людмила Васильевна смогла свободно двигать рукой, у её внучки прошли боли, а у Татьяны рассосались все синяки.

Совет

И таких случаев множество, все невозможно описать. Как невозможно словами передать ощущение радости, исходящее от иконы. Приезжайте в Вязники, и вы всё увидите сами!

Отец Николай с Матушкой Серафимой, сестрами и прихожанами.

Источник: http://sv-blag-33.ucoz.net/index/vjaznikovskoe_chudo/0-20

В вязниках началось восстановление казанского собора

Работы идут на народные средства. Сам Казанский собор построен в XVII веке для чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Храм был воздвигнут первыми царями династии Романовых в своей вотчине с XIV века в Вязниках.

Вязниковская чудотворная икона написана монахом Шартомского монастыря Иоакимом в 1622 году. Это самая древняя чудотворная Казанская икона в России. Могила святого Иоакима находится в Суздале у Казанского храма. Вязниковская икона ‑ список с первой иконы, явленной в Казани в 1579 году.

Та была, в свою очередь, списком с подлинной иконы апостола Луки ‑ Одигитрии-путеводительницы, которую Лука писал с живой Богоматери. С Казанской иконы в XVII веке было сделано несколько чудотворных списков, сыгравших огромную роль в истории России и ее спасении.

Так, с чудотворным списком с Казанской иконы в 1612 году подошли к Москве ополченцы Минина и Пожарского, и Москва была спасена от интервентов. С Казанской иконой были воины Петра I в битвах со шведами и войска Кутузова под Москвой в 1812 году. И везде русскими были одержаны победы. Книга чудес Вязниковской Казанской иконы велась с 1624 года и недавно была переиздана.

С пропажей подлинной Казанской иконы в 1904 году некоторые историки связывают негативные события, которые начались в России: революции, убийство членов династии Романовых, гонение на православие… В годы Великой Отечественной Казанская икона опять спасла Россию.

В начале войны патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи Русской земле. Молитвенником патриархата был избран митрополит гор Ливанских Илия.

Спустившись в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, владыка затворился, не пил, не ел, не спал, лишь только молился Божией Матери и просил открыть, чем можно помочь России. Ему было видение Божией Матери.

Она объявила ему, что Ленинград сдавать нельзя, нужно обнести крестным ходом вокруг города Казанскую икону Божией Матери, служить молебны в Москве и Сталинграде у иконы Божией Матери… Владыка связался с Русской православной церковью и Правительством СССР и передал им определение Божие. Сталин вызвал митрополитов, чтобы исполнить переданное митрополитом Илией.

Обратите внимание

Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли вокруг города крестным ходом. Блокада была прорвана. Перед Казанской иконой в Москве был отслужен молебен. Наступил перелом в войне. После Москвы икону перевезли в Сталинград, где перед ней служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск. Немцы так и не смогли перейти реку.

Был даже момент, когда защитники города остались на пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов — среди них была чудотворная икона. В октябре 1944 года Сталин пригласил митрополита Илию в СССР, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись. Митрополит Илия был награжден Сталинской премией за помощь России во время войны, Илия просил передать премиальные деньги на окончательный разгром фашистов. С того времени по велению Сталина в СССР вновь были открыты духовные семинарии и академии, Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, 22 тысячи храмов по всей стране, некоторые монастыри. Наступило постепенное возрождение веры в стране. Сейчас на Руси осталась лишь одна древняя Казанская чудотворная икона ‑ это Вязниковская Казанская икона Божией Матери 1622 года.

Нам необходимо продолжить масштабно, с поддержкой государства, начатое в Вязниках строительство храма для этой иконы. В 2022 году иконе исполнится 400 лет, и воссоздание Казанского собора ‑ одно из самых важных и судьбоносных дел для новой России. За воссоздание собора для самой древней иконы Богоматерь щедро вознаградит Русь своим покровительством.

Попечительский Совет по воссозданию Вязниковского Казанского собора.

Источник: https://vedom.ru/news/2014/07/22/14529-v-vyaznikah

Чудотворные иконы Божией Матери Владимирской и Суздальской епархии

Икона Богородицы Скоропослушница, которая почитается в Муромском Спасском монастыре, написана и освящена на Святой горе Афон в 1878 году. Многим муромчанам даровала Божия Матерь от этого образа облегчение в скорбях и нуждах.

После закрытия монастыря в 1918 году святыня была спасена верующими и перенесена в Благовещенский собор, где в 1954 году ее установили в иконостасе Иоанно-Богословского придела.

В год своего 900-летия (1996) муромский Спасский монастырь был передан Православной Церкви. Все монастырские святыни находились в музеях, и единственное, что вернули обители — чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», которую 1 сентября 1996 года крестным ходом перенесли из Благовещенского монастыря в Спасский.

Так началось восстановление древней обители. Сразу же перед чудотворным образом возобновились акафистные пения. И тотчас же в монастыре стали свидетельствовать о новых чудесах Божией Матери, явленных по молитвам у этого образа.

Муромчане знают о чудесном спасении их земляка, служившего во время боевых действий в Чечне, о недавнем исцелении женщины, которая страдала таким ревматизмом, что ее ввели в храм, поддерживая за руки… Сейчас в обитель приезжает множество паломников со всей России.

Смоленская икона Богородицы особо почитается в Смоленской Зосимовой мужской пустыни (станция Арсаки, Владимирская область).

Обитель была известна своими старцами, преподобным Германом и преподобным Алексием. Главной святыней обители была Смоленская икона Божией Матери.

Эта икона, родовой образ бояр Колычевых (из этого рода происходил святитель Филипп, митрополит Московский), была пожертвована в Зосимову пустынь иеромонахом Саввино-Сторожевского монастыря Ефремом, который получил древний намоленный образ в дар от баронессы Александры Ивановны Боде-Колычевой за год до ее кончины в 1897 году.

Вместе с образом были переданы часть пояса Богоматери, которую привез из Царьграда последний грузинский царь Георгий XIV, передавший затем святыню своей дочери, и частица святых мощей святого великомученика Георгия Победоносца.

Важно

После закрытия обители в 1923 году и изгнания монахов чудотворная икона была изъята и передана в Третьяковскую галерею. Сейчас в обители почитается Смоленская икона XVIII века, которая передана монастырю сибирским подворьем в 1995 году.

Чудотворная Самарская икона Божией Матери находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в поселке Ставрово Собинского района Владимирской области. В мощевике хранится великая святыня — частица ризы Пресвятой Богородицы.

Самарская икона очень похожа на Ахтырскую икону Божией Матери, но есть отличие — на Самарской иконе Божией Матери острый меч, исходя из креста, на котором распят Иисус Христос, входит в сердце Богоматери, по пророчеству святого Симеона Богоприимца: и Тебе Самой оружие пройдет душу… (Лк. 2, 35).

Поэтому Самарскую икону Божией Матери называют еще и «Симеоново проречение», и «Умягчение злых сердец», и «Страстная», и даже «Всех скорбящих Радость». Эту икону привез с Украины настоятель храма протоиерей Игорь Любченко. Образ ему подарила верующая женщина, дедушка и бабушка которой спасли этот чудотворный образ от уничтожения в годы советской власти.

Более полувека святыня пряталась в подвале, и после того, как Самарскую икону поместили в храме и каждое воскресенье пред ней совершали водосвятный молебен, Божия Матерь стала посылать Свои обильные милости.

В Ставровском храме эту икону Божией Матери называют «Дарующая материнство», и не одна супружеская пара может свидетельствовать об этом чуде.

Вязниковская икона Божией Матери — список Казанской иконы Пресвятой Богородицы — с 1622 года пребывала в Никольской церкви.

Икона была украшена драгоценными дарами, среди которых — золотой крест с алмазами, приношение царя Феодора Алексеевича, который молился пред этим образом в 1682 году.

В 1929 году казанский храм в Вязниках, в котором пребывала святыня, был закрыт, но одна верующая женщина сумела спасти и сохранить чудотворную икону Божией Матери.

В годы Отечественной войны, когда в Вязниках начал действовать Крестовоздвиженский храм, хранительница иконы передала в него спасенную святыню. В этом храме Вязниковская икона Божией Матери находится и сейчас.

Более 2000 изображений Пресвятой Богородицы

Купить или заказать вышивку иконы можно, связавшись с в ЧАТЕ в правом нижнем уголу сайта.

Срок вышивки 1,5 — 2 месяца. Точных копий не делаем. Каждый вышитый образ уникален. В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.

Совет

Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер вышивки 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. При желании заказчика, вышиьем и большего размера. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.

Copyright © 2007-2019 www.ikona2.info — Вышивка икон бисером и камнями.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источник: https://ikona2.info/ikony-bogorodicy-vladimirskaya-eparxiya-1.php

Ссылка на основную публикацию