Икона божией матери казанская высочиновская

Икона Божией Матери Казанская (Высочиновская)

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Вы­со­чи­нов­ской, на­хо­ди­лась в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви муж­ско­го мо­на­сты­ря близ го­ро­да Зми­е­ва Харь­ков­ской гу­бер­нии.

Свя­тая ико­на яви­лась в ХVIII ве­ке лес­но­му сто­ро­жу в сос­но­вом бо­ру на бе­ре­гу реч­ки Мжи. Сто­рож уви­дел сто­яв­шую на бо­лот­ной коч­ке ико­ну, от ко­то­рой ис­хо­ди­ли свет­лые лу­чи. Ко­гда он взял свя­тую ико­ну, чтобы по­ста­вить у се­бя в сто­рож­ке, из-под коч­ки за­стру­ил­ся ис­точ­ник чи­стой во­ды.

Од­на­жды, ко­гда в сто­рож­ке на­хо­ди­лись отец сто­ро­жа (дрях­лый, сле­пой ста­рик, пе­ре­дви­гав­ший­ся на ко­сты­лях) и его де­ся­ти­лет­ний внук, маль­чик уви­дел, что от ико­ны ис­хо­дит яр­кий свет. Ре­бе­нок ис­пу­гал­ся и ска­зал де­ду, ле­жав­ше­му на печ­ке, что в уг­лу что-то го­рит.

Обратите внимание

Ста­рик с тру­дом слез с печ­ки и по­до­шел к уг­лу, где сто­ял свя­той об­раз. Вдруг гла­за его про­зре­ли и он уви­дел свя­тую Ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы. По­чув­ство­вав се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым, ста­рик со сле­за­ми на­чал мо­лить­ся и бла­го­да­рить Ма­терь Бо­жию за чу­до ис­це­ле­ния.

На сле­ду­ю­щее утро все се­мей­ство сто­ро­жа на­пра­ви­лось в храм бли­жай­ше­го се­ла Ар­тю­хов­ки бла­го­да­рить Бо­га за со­вер­шив­ше­е­ся ис­це­ле­ние ста­ри­ка и для то­го, чтобы рас­ска­зать обо всем мест­но­му свя­щен­ни­ку. Свя­тая ико­на бы­ла по­став­ле­на в церк­ви, а се­мей­ство вер­ну­лось до­мой.

К об­ще­му удив­ле­нию на сле­ду­ю­щее утро свя­той об­раз ока­зал­ся на сво­ем ме­сте в сто­рож­ке. Три­жды свя­тая ико­на при­но­си­лась в цер­ковь и три­жды воз­вра­ща­лась об­рат­но на преж­нее ме­сто. То­гда бы­ло ре­ше­но оста­вить ико­ну там, где по­же­ла­ла Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца.

Мно­же­ство на­ро­ду сте­ка­лось в из­бу сто­ро­жа, про­ся у Ма­те­ри Бо­жи­ей по­мо­щи и уте­ше­ния.

По­сле Пол­тав­ской бит­вы им­пе­ра­тор Петр I на­гра­дил от­ли­чив­ше­го­ся в бою сот­ни­ка Ва­си­лия Вы­со­чи­но­ва зе­мель­ным на­де­лом. Так Ва­си­лий ока­зал­ся хо­зя­и­ном то­го ме­ста, где в сто­рож­ке сто­я­ла чу­до­твор­ная ико­на.

Узнав об ис­то­рии яв­ле­ния ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Вы­со­чи­нов по­про­сил пе­ре­не­сти цер­ковь се­ла Ар­тю­хов­ки на ме­сто яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за – в се­ле­ние, ко­то­рое ста­ло на­зы­вать­ся Вы­со­чи­нов­кой.

Чу­до­твор­ный об­раз по­ме­сти­ли у пра­во­го кли­ро­са в осо­бом ки­о­те и укра­си­ли ри­зой с по­зо­ло­той.

В 1795 го­ду вме­сто об­вет­шав­шей де­ре­вян­ной церк­ви бы­ла вы­стро­е­на ка­мен­ная, а в 1886 го­ду в се­ле был ос­но­ван муж­ской мо­на­стырь, на­зван­ный Вы­со­чи­нов­ским Ка­зан­ским, в соб­ствен­ность ко­то­ро­го пе­ре­шла Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ская цер­ковь, где и на­хо­ди­лась чу­до­твор­ная ико­на.

Важно

Раз­ме­ры об­ра­за, на­пи­сан­но­го на ли­по­вой дос­ке с углуб­ле­ни­ем по­се­ре­дине, – неболь­шие. В 1892 го­ду свя­тая ико­на бы­ла по­ме­ще­на в се­реб­ря­ную с по­зо­ло­той ри­зу с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми.

Ис­то­рия яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла за­пи­са­на в боль­шую кни­гу под на­зва­ни­ем «Ска­за­ние о яв­ле­нии и чу­де­сах Вы­со­чи­нов­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри», ко­то­рая про­чи­ты­ва­лась на­ро­ду в ка­че­стве про­по­ве­ди в церк­ви се­ла Вы­со­чи­нов­ки.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vysochinovskaja

Казанская-Высочиновская икона Божьей Матери

Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновская, находилась в Михаило-Архангельской церкви мужского монастыря близ города Змиева Харьковской губернии.

Святая икона явилась в ХVIII веке лесному сторожу в сосновом бору на берегу речки Мжи. Сторож увидел стоявшую на болотной кочке икону, от которой исходили светлые лучи. Когда он взял святую икону, чтобы поставить у себя в сторожке, из-под кочки заструился источник чистой воды.

Однажды, когда в сторожке находились отец сторожа (дряхлый, слепой старик, передвигавшийся на костылях) и его десятилетний внук, мальчик увидел, что от иконы исходит яркий свет.

Мальчик испугался и сказал деду, лежавшему на печке, что в углу что-то горит. Старик с трудом слез с печки и подошел к углу, где стояла святая икона.

Вдруг глаза его прозрели и он увидел святую Казанскую икону Богородицы и почувствовал себя совершенно здоровым. Со слезами благодарил он Матерь Божию за дивное чудо.

Источник на месте обретения святой иконы Высочиновской

На следующее утро все семейство сторожа направилось в храм ближайшего села благодарить Бога за совершившееся исцеление старика и рассказать обо всем местному священнику. Святая икона была поставлена в церкви, а семейство вернулось домой.

К общему удивлению святая икона на следующее утро оказалась на своем месте в сторожке. Трижды святая икона приносилась в церковь и трижды возвращалась обратно на свое место. Тогда решили оставить икону там, где пожелала Пресвятая Богородица. Много людей приходило сюда, прося у Матери Божией помощи.

После Полтавской битвы император Петр I наградил отличившегося в бою сотника Василия Высочинова земельным наделом. Василий оказался хозяином того места, где в сторожке стояла чудотворная икона. Узнав о явлении святой иконы, Высочинов попросил перенести приходскую церковь села Артюховки на место явления святого образа.

В 1795 году выстроена каменная церковь, а в 1886 году в Высочиновке основан мужской монастырь, в котором и находилась чудотворная икона.

«Высочиновский Казанский мужской монастырь.Основан в 1886 г в селе Высочиновка Змиевского уезда в имении помещика Андрея Федоровича Ковалевского. Святыня монастыря — чудесно обретенная Казанская икона Божией Матери. Немного истории. В начале XVII в. на месте села стоял сосновый бор. Для его охраны из Чугуева были посланы сторожа.

Одна из сторожевых изб стояла на берегу болотистой реки Мжи. Здесь жили сторож с женой и деть­ми и его больной отец, который едва мог передвигаться. В один день охранник увидел на болотистой кочке икону Казанской Божией Матери, от которой ис­ходили светлые лучи. С благоговейной молитвой он пал перед ней на колени и взял в руки.

На том месте, где находилась икона, появился родник. Икона небольшая: шесть вершков в высоту и пять в ширину, древнего греческого письма на липовой доске, с выемкой посередине и возвышенными, наподобие рамки, краями. Вскоре от иконы, излучавшей необыкновенный свет, получил исцеление отец сторожа.

Совет

Дважды ее переносили в церковь соседнего села Артюховка, и дважды икона возвращалась обратно. С крестным ходом ее перенесли в Змиев, но икона вернулась назад.

В 1709 г. во время Полтавской битвы сотник Василий Высочин отбил шведскую пушку и доставил ее Петру I, за что был пожалован чином воеводы и награжден участком лесной и пахотной земли, тем самым, где жил сторож со своей семьей.

Воевода построил село, которое назвали Высочиновка, ивскоре сюда перенесли церковь во имя Архангела Михаила из села Артюховка 22 де­кабря 1795 г. был освящен новопостроенный каменный храм. В 1800 г.

в Высочиновскую церковь перенесли утварь и древний чудотворный образ Святителя Николая из закрытого Змиевского Спасо-Николаевского казачьего монастыря.

Помещик Ковалевский в 1879 г.

купил у своего соседа полковника Ильина 200 десятин земли и, будучи почитателем Святогорского монастыря и его настоятеля архимандрита Германа, сделал заисвещание в пользу этого монастыря, чтобы после его смерти монастырь поддерживал Высочиновскую церковь, ре­монтировал ее и содержал причт.

Узнав об этом желании помещика, епископ Амвросий предложил ему при жизни пожертвовать некоторую часть земли для открытия нового монастыря. По ходатайству епископа Амвросия 18 октября 1886 г. Св. Синод благословил открыть в селе Высочиновка. Казанский мужской общежительный монастырь со школой при нем.

Настоятель Святогорского монастыря архимандрит Герман, дал настоятеля нового монастыря своего казначея — иеромонаха Дорофея и отпустил с ним трех иеромовахов, трех иеродиаконов и5 послушников. 30 ноября 1887 г.

братия приняла в свое ведение Высочмновскую церковь, освятила новую теплую домовую церковь в доме основателя монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери и завела чин ежедневного иноческого богослужения по уставу Святогорского монастыря.

Обратите внимание

С 1886 г ежегодно 27 июня совершался крестный ход с Казанской-Высочиновской иконой Божией Матери в город Змиев и в слободу Новая Водолага Валковского уезда, обратно — 27 июля. По указу Св. Синода 1895 г.

икона с 19до 24 сентября находилась в Воскресенской церкви, следующие три дня — в Преображенской, еще три дня — в Николаевской, в каждом храме служили мо­лебны, а затем икону носили по домам прихожан.

2 октября с крестным ходом икона возвращалась в Высочиновский монастырь.

По благословению архиепископа Антония были установлены еще два крестных хода из монастыря с Казанской-Высочиновской иконой Божией Мате­ри: I) с 16 по 31 августа в Новую Водолагу через слободы Лиман и Андреевку, обратно — по Северо-Донецкой железной дороге; 2) с 20 по 26 октября в село Чемужовку Змиевского уезда.

В 1908 г в монастыре было 26 монахов с настоятелем и 40 послушников.»

Из книги М.Матвеенко

Источник: https://obitel.kh.ua/svyatyni/kazanskaya-vysochinovskaya-ikona-bozhej-materi/

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Просмотров: 1934     Комментариев: 0

Страшный пожар случился в Казани в 1579 году. Огонь истребил половину Казанского кремля и часть города. Еще много дней после этого в воздухе висел ядовитый запах гари, а там, где совсем недавно стояли дома, теперь возвышались закопченные печные трубы.

На это пепелище для пополнения Казанского гарнизона и прибыл молодой стрелец Онучин с женой и девятилетней дочерью Матроной. Стрелец походил по пожарищу, повздыхал и, засучив рукава рабочего кафтана, вбил обухом топора первый колышек, чтобы разметить, где поставить избу. К обеду воевода прислал на помощь стрельцов; подошли подводы с лесом — и работа закипела.

Ночевать остались тут же, на пепелище. Матрона, завернувшись в шерстяное одеяло, долго не могла заснуть, а когда, наконец, уснула, то увидела чудесный сон. Во сне девочке явилась Матерь Божия, повелевая сообщить Казанскому архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Утром Матрона рассказала об этом родителям. Отец в ответ лишь махнул рукой и, перекрестившись после завтрака, тут же взялся за работу. Мать тоже не придала словам дочери никакого значения.

На следующую ночь Пресвятая Богородица явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Отчаявшись получить помощь от городских властей, Онучины самостоятельно принялись за поиски иконы, и, лишь девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав.

Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня.

Совет

Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

Важно

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в Смутное время.

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая известный тропарь: «Заступнице усердная…» Он засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец — Никита.

Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрона вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение.

В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанского образа обширный собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная икона была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Святотатство

29 июня 1904 года несколько грабителей во главе с неким В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор и похитили икону вместе с драгоценным окладом. Святотатцев вскоре поймали, однако ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было.

Грабители уверяли, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Однако тысячи православных людей верили и продолжают верить в то, что икона сохранилась и когда-нибудь будет вновь обретена.

Почитаемые списки

Русской Церковью особо почитались два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 году, был передан дружинам северных городов под руководством князя Димитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

«Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году,— говорит в одной из своих проповедей архимандрит Кирилл (Павлов).— В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию.

Читайте также:  Храм великомученика димитрия солунского на благуше, россия, город москва

Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней — до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отечества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою, и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы.

И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям.

Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению преподобный Сергий Радонежский сказал владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения.

Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство.

Совет

Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней — сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее… 22 октября (4 ноября по н. с.)».

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь. В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем, 1812 году Михаил Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим Русской армией, перед отъездом в действующие войска молился перед петербургской святыней и через возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей русскому воинству под его предводительством победу над армиями Наполеона.

В годы Великой Отечественной войны Пресвятая Богородица через Казанскую икону явила еще одно чудо.

Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обнести чудотворный Казанский образ вокруг окруженных фашистами городов. По преданию, перепуганные военными неудачами безбожные правители не посмели перечить.

Доподлинно известно, что жители блокадного Ленинграда совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской — Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская… Существует также большое количество местночтимых икон. Так, одной из главных святынь Саратовской митрополии является находящийся в Свято-Троицком соборе Саратова список XVIII века.

Газета «Православная вера» № 20 (448), октябрь 2011 г.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/kazanskaya-ikona-bozhiejj-materi

Празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери (въ память избавленія Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 г.)

Явленная Казанская икона Божией Матери. Дореволюционная фотография из Казанского Богородицкого монастыря Кон. XIX – нач. ХХ в.

Праздникъ этотъ установленъ въ память избавленія Москвы заступленіемъ Владычицы отъ нашествія поляковъ въ 1612 г. Въ то время наше отечество находилось въ крайней опасности.

На престолѣ Россіи прекратился родъ царей Рюрикова дома; наступило междуцарствіе, а вмѣстѣ съ тѣмъ безначаліе, безпорядокъ и разстройство во всемъ государствѣ; вездѣ безнаказанно происходили грабежи и убійства. Поляки, овладѣвъ многими городами русскими, заняли и Москву, а шведы взяли Новгородъ.

Обратите внимание

Тѣ и другіе хотѣли дать Россіи своего царя, и уже половина Россіи признала своимъ царемъ польскаго королевича Владислава. Но истинные и вѣрные сыны отечества не могли допустить на царскій престолъ Руси чужеземца и иновѣрца.

«Станемъ за Святую Русь, за домъ Пресвятыя Богородицы, за чудотворцевъ Алексія, Фотія и Филиппа; продадимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество!» — возвалъ къ своимъ соотечественникамъ одинъ изъ истинныхъ сыновъ отечества, Новгородскій гражданинъ Мининъ.

По призыву Минина, а также инока Палицына и болярина Пожарскаго, русскій народъ дружно возсталъ на защиту и освобожденіе своей родной земли. Къ Москвѣ стали собираться русскія ополченія; пришло ополченіе и изъ Казани и принесло съ собою св. Казанскую икону. Съ вѣрою приняли ратники св. икону, отъ которой стали являться многія чудеса.

При помощи Богоматери, русскіе отбили у поляковъ Новодѣвичій монастырь и взяли многихъ плѣнныхъ. Но еще не приспѣло время окончательнаго избавленія земли Русской. Между начальниками отрядовъ начались вражда и раздоръ; буйство и своеволіе казаковъ и другихъ ратниковъ не имѣли границъ. Зимою 1611 г. св. икона была отпущена обратно въ Казань. Въ то время, когда св. икона на пути въ Казань прибыла въ Ярославль, сюда же прибыло ополченіе изъ Нижняго-Новгорода, собранное Мининомъ, подъ начальствомъ князя Пожарскаго.

Узнавъ о чудесахъ, бывшихъ отъ св. иконы подъ Москвою, ратники ввяли св. икону съ собою, постоянно прибѣгали къ ней съ теплыми молитвами о помощи, «и многія чудеса отъ того образа быша». Непреодолимыя для человѣческихъ силъ препятствія встрѣтило подъ Москвою прибывшее съ княземъ Пожарскимъ ополченіе.

Нужно было взять городъ, укрѣпленный и упорно защищаемый, отбить уже подошедшее къ Москвѣ свѣжее и многочисленное польское войско, усмирять своеволіе и буйство русскихъ же отрядовъ, стоявшихъ подъ Москвою раньше и, вмѣсто помощи и дружбы, выказавшихъ вражду и измѣну къ прибывшему ополченію.

Кромѣ того, не имѣлось средствъ къ продовольствію войска, не доставало и оружія. При такихъ трудностяхъ сталъ упадать въ войскѣ духъ мужества; а между тѣмъ наступила осень съ ея непогодами и еще болѣе увеличила бѣдствія осаждающихъ.

Рѣшившись, однако, сдѣдать попытку къ одолѣнію враговъ и возложивъ, при этомъ, всю надежду не на свои собственныя силы, а единственно на помощь Божію и заступленіе Богоматери, три дня благочестивые предки наши, предъ началомъ предстоящей борьбы, провели въ постѣ и усердной молитвѣ предъ Казанской иконой Божіей Матери.

Господь услышалъ молитвенный вопль болѣзнующихъ объ отечествѣ и Церкви. Среди осажденной столицы, между врагами, въ тяжкомъ плѣну и еще тягчайшемъ недугѣ отъ скорби и голода, томился одинъ изъ маститыхъ первосвятителей, прибывшій въ Москву изъ Греціи, архіепископъ Арсеній.

Важно

Близкій къ небу по своему сану, онъ еще ближе былъ къ нему по своимъ добродѣтелямъ; посему и удостоился быть посредникомъ между небомъ и землею. Среди полночной тишины, вдругъ келья его наполняется свѣтомъ необыкновеннымъ, и онъ зритъ предъ собою св. Сергія Радонежскаго.

«Арсеній, — рекъ преподобный болящему, — ваши и наши молитвы услышаны; предстательствомъ Богоматери судъ Божій объ отечествѣ преложенъ на милость; заутра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена». Какъ бы въ подтвержденіе пророчества, болящему старцу вдругъ возвращается здравіе и крѣпость силъ.

Радостная вѣсть о семъ, переходя изъ устъ въ уста, немедленно проникла за стѣны града — къ воинству православному и воспламенила его непреодолимымъ мужествомъ.

Дерзая о имени взбранной Воеводы, христолюбивое воинство не видало болѣе предъ собою никакихъ непреодолимыхъ преградъ; враги, несмотря на свое ожесточеніе, не въ силахъ были болѣе стоять на твердыняхъ, и Кремль былъ взятъ россіянами.

Благоговѣя предъ небесною помощію, благодарное воинство въ слѣдующій день воскресный совершило торжественное молебное вшествіе въ возвращенную столицу.

Чтобы память о столь чудесномъ явленіи покрова Пресвятыя Дѣвы надъ отечествомъ не ослабѣла отъ времени, и было положено творить ежегодно въ настоящій день торжественное воспоминаніе о спасеніи отъ враговъ Москвы заступленіемъ Божіей Матери, «ради Казанской иконы Ея». Сначала празднованіе 22 октября совершалось только въ Москвѣ, но въ 1649 г., по случаю рожденія на праздникъ «чудотворныя иконы Казанскія, во время всенощнаго пѣнія», Наслѣдника престола, царевича Димитрія, царемъ Алексіемъ Михаиловичемъ повелѣно было праздновать 22 октября Казанской иконѣ «во всѣхъ городахъ по вся годы». Святая икона, бывшая въ войскахъ князя Пожарскаго и поставленная имъ въ Московской церкви Введенія на Срѣтенкѣ (куда ежегодно совершался крестный ходъ изъ Кремля), въ 1636 г., по устроеніи иждивеніемъ того же князя въ Москвѣ (на Красной площади) Казанскаго собора, была поставлена въ этомъ соборѣ, куда съ того времени и донынѣ совершается 22 октября крестный ходъ изъ Кремля. (С. В. Булгаковъ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Кіевъ, 1913. С. 419-421.)

В память освобождения Москвы от иноземных (поляков) захватчиков в 1612 г. установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября по ст. ст.. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь.

29-го сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича было написано Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Великопермскому о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в 22-й день октября как нового всероссийского праздника: «Отъ Царя и Великого Князя Алексѣя Михайловича всея Русіи, на Вологду, богомольцу нашему Маркелу, архіепископу Вологодскому и Великопермскому. Въ прошедшомъ 121 [1612 году] Октября въ 22 день, милостію Божіей и молитвами и заступленіемъ Пречистой Владычицы нашей Богородицы, явленія чудотворной иконы Казанскія, на память Святаго Аверкія, Епискупа Ерапольского Чудотворца, Московское государство отъ Литовскихъ людей очистилось, и ради сего Божія милосердія уставили праздновать Пречистой Богородицѣ, явленію чудотворной иконы Казанскія, въ царствующемъ градѣ Москвѣ, при отцѣ нашемъ, блаженной памяти Великомъ Государѣ Царѣ и Великомъ Князѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ всея Русіи; а въ прошломъ 157 [1648] году, Октября въ 22 день, на праздникъ пречистыя Богородицы, явленія чудотворной иконы Казанскія, во время всенощнаго пѣнія, Богъ одаровалъ: родился нам сынъ, Государь Царевичь Князь Димитрій Алексѣевичъ; и мы указали нынѣ въ тотъ день, Октября въ 22 день, праздновать Пречистой Богородицѣ, явленію чудотворной иконы Казанскія, во всѣхъ городахъ, по вся годы. — И какъ къ тебѣ эта наша грамота придетъ, и ты бъ, богомолецъ нашъ, въ соборной церкви, со всѣмъ освященнымъ соборомъ, и на посадѣ, и во всей своей архіепископии въ городѣхъ и въ уѣздѣхъ, и въ монастыряхъ, и по всѣмъ церквамъ, вѣлелъ праздновать пречистой Богородицѣ, явленію чудотворной иконы Казанскія, Октября въ 22 день, на память Аверкія Епискупа Еропольского, по вся годы. Писанъ на Москвѣ, лѣта 7158 Сентября въ 29 день» («Окружная царская грамота Маркеллу, архіепископу Вологодскому и Велико-Пермскому, о празднованіи явленію чудотворной иконы Казанской Богородицы въ 22 день Октября» // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией АН. Т. 4: 1645-1700 гг., СПб. 1836, С. 61 (№ 40). В своде отечественных законов 22-й день октября признается табельным.

По самой России ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери:

Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери в Рыбной Слободе

Казанская Высочиновская икона Божией Матери

Казанская Вышенская икона Божией Матери

Казанская Вязниковская икона Божией Матери

Казанская Дуниловская икона Божией Матери

Казанская Жадовская икона Божией Матери

Казанская Калужская икона Божией Матери

Казанская Каплуновская икона Божией Матери

Казанская Каргопольская икона Божией Матери

Казанская Касимовская икона Божией Матери

Казанская Коробейниковская икона Божией Матери

Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери

Казанская Пензенская икона Божией Матери

Казанская Песчанская икона Божией Матери

Казанская Суздальская икона Божией Матери

Казанская Табынская икона Божией Матери

Казанская Тамбовская икона Божией Матери

Казанская Тобольская икона Божией Матери

Казанская Чимеевская икона Божией Матери

Казанская Ярославская икона Божией Матери

Источник: http://afanasiy.net/prazdnovanie-kazanskoi-ykon-bojiei-matery-v-pamiat-yzbavleniia-moskvy-y-rossiy-ot-poliakov-v-1612-g-1

Плачущие иконы

Истории известен не один чудесный случай мироточения православных икон, когда они источают слезы или даже кровь.

Читайте также:  Канон пресвятой богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати

О чем же вещают человечеству слезы святых образов? Среди плачущих икон известны в православном мире Плачущая, Тихвинская-Афонская, Пряжевская, Ильинская-Черниговская, Рядитенская, Казанская-Высочиновская, Казанская-Каргопольская, Умиление-Новгородская, Мирожская, Каплуновская, Знамение – Новгородская, Корсунская-Изборская.

Пресвятая Богородица Троеручица
История возникновения иконы Троеручицы связана с мучением св. Иоанна Дамаскина, которые он претерпел , как ревностный защитник иконопочитания. Благодаря чудесной помощи Богородицы его отрубленная правая рука, много писавшая в защиту святых икон, срослась со своим суставом.

Подлинник иконы, к которой св. Иоанн приложил серебрянную руку (или, по другим сказаниям, приписал ее), из Дамаска была перенесена им самим в лавру Саввы Освященного, где пребывала в течение пятисот лет, до середины 13века.

Совет

Затем она была перенесена в Сербию святым Саввой, а оттуда на Афон, где и находится в монастыре Хиландар.

Икона Божьей Матери Казанской-Высочиновской

Слезы являются свидетельством скорби святыни о грехах человеческих, также трактуют это чудесное явление как знак милости плачущей Владычицы о своих чадах.

Божья Матерь Закланная
Если же из иконы, при нанесение образу повреждения, истекает кровь, то это является предостережением людям, посмевшим оскорбить святыню.

Божья Матерь Ченстоховская
Свидетели утверждают, что подобное явление происходит с образами иконы Божией Матери Закланной, Долисской, Ченстоховской, Иверской, Кипрской, Пахромской, Нечаянной Радости.

Казанской Божьей Матери в Тульской области в Соборе Воскресения Христова
Исследования истории жизни названных икон говорят, что до XX века подобные знамения происходили крайне редко, а массовости приобрели данные явления в 20-х годах прошлого века. Повсеместно стали происходить знамения в виде истечения слез или крови у образов икон с 1991 года. Это происходило как в храмах и монастырях, так и в домах простых людей.

Икона Божьей Матери Державная(Никольский храм)
Из известных случаев можно назвать несколько, которые произошли сравнительно недавно. В 1991 году на Светлой Седмице в Николо-Перервинском монастыре Москвы икона Божьей Матери Державная источала благоуханное миро.

Летом 1991 года в храме Вологды появились слезы на очах Господа на образе Нерукотворного Спаса.

В том же 1991 году, 18 августа, в Грузии начала источать слезы старинная икона Богородицы.

Несколько лет подряд мироточат иконы в Оптиной пустыне, Спасо-Преображенской пустыни Рижского Троице-Сергиева монастыря, в восстановленных монастырях и др.

На рубеже веков XX и XXI появилось огромное множество икон со знамением. Например, в 1998-1999 годах в городе Иваново одновременно мироточили 1047 икон.

Федоровская икона
Неоднократно удивляли и иконы покровителей России, Царственных мучеников. Так, в 1994 году в Царском Селе мироточила покровительница дома Романовых – Федоровская икона. Подобных примеров существует сегодня множество.

Факт о массовых знамениях, связанных с российскими иконами не подлежит сомнению, так как свидетелей этому существует несколько сотен тысяч людей.

Чудесные иконы чаще всего воспринимаются как знамения, божественный знак, который сопровождает духовное возрождение страны, но иногда и как возможное предупреждение о надвигающихся бедствиях.

Источник – Пресс-служба RETROBAZAR.com

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3184308/post280907006/

Источник: http://epo.ucoz.com/publ/znanie_sila/neobjasnimo_no_fakt/plachushhie_ikony/17-1-0-502

Казанская икона Божией Матери

Дни празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября).

Это самая распространенная и почитаемая икона Русской православной церкви, количество ее списков многочисленно, она является заступницей восточных пределов страны.

История иконы Казанской Божией Матери берет свое начало в 1552 г., когда доблестное войско, возглавляемое русским царем Иоанном Грозным, завоевало Казань. Это знаменательное событие пришлось на день Покрова Богоматери.

Как дань памяти события, произошедшего в столь радостный день, Иоанн Грозный повелел заложить в Казани собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В Москве в честь победы над Казанским ханством был воздвигнут Покровский собор на Красной площади. Год спустя в Казань прибыл епископ Гурий для создания Казанской епархии.

Продвижению православной веры в завоеванном Казанском ханстве служило и чудотворение. По описанию Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена, в ту пору бывшего казанским священником, начался июль 1579 г. в Казани пожаром, сгорело множество домов, в том числе и дом стрельца Даниила Онучина.

Дочери Даниила Онучина, Матрене, три раза являлась Богородица, указывая местонахождение Ее иконы, зарытой на месте сгоревшего дома задолго до завоевания Казанского ханства тайными проповедниками православной веры. В указанном месте, на пепелище на метровой глубине, и нашла Матрена икону Богородицы.

Обратите внимание

Точных сведений об авторе и месте написания найденной иконы нет, однако известно, что эта икона является списком иконы, которую написал апостол Лука, которая хранится в Константинопольском храме Влахернской Божьей Матери.

По способу изображения икона принадлежит к типу «Путеводительница» – «Одигитрия». На иконе погрудно изображена Богоматерь, Богомладенец изображен на левой руке Богоматери, Ее голова наклонена вправо, к Младенцу. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте, левая опущена и прикрыта плащом.

Обретенная икона Богородицы получила название иконы Казанской Божией Матери.

У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели.

В честь обретения иконы был установлен первый праздник Казанской иконы Божией Матери – 8 июля (стар. ст.). Место Ее обретения было обозначено построением на нем храма в честь этой иконы.

В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.


После построения обители Матрена, дочь стрельца Даниила Онучина, приняла иноческий постриг, спустя годы она стала игуменьей Марфой, начальницей Богородицкого монастыря.

Один из таких списков попал в Москву. Его (по некоторым преданиям – саму первообретенную икону) взял с собой в поход князь Дмитрий Пожарский.

Когда его ополчение вошло в Москву, было решено обойти с Казанской иконой Божией Матери вокруг Кремля, молясь, чтобы он остался целым. И это возымело свое действие: 22 октября (стар. ст.) 1912 года поляки объявили, что сдаются.

С победным звоном колоколов 25 октября (по старому стилю) вошла в Московский Кремль Казанская икона Божией Матери. Она вошла первой, впереди доблестного войска.

В честь этого события и был установлен еще один день празднования иконы.

Стараниями князя Д. И. Пожарского в 1636 году в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор, куда и была помещена икона, которую князь украсил золотым венчиком в знак того, что она – чудотворная.

Один из списков с Казанской иконы Божией Матери был перенесен в 1721 г. царем российским Петром I из Москвы в Петербург, в Петербурге она хранилась в часовне, а затем в АлександроНевской лавре. Далее ее путь лежал в храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте, куда она была перенесена в 1737 г. В 1811 г. святую икону перенесли в воздвигнутый Казанский собор. В 1812 г.

началась Отечественная война, на Россию с захватническими намерениями двигалось войско Наполеона. Величайший русский полководец Кутузов молился чудотворной иконе перед отбытием к войскам. Молитва была услышана, и героическому русскому войску была дарована победа над французскими захватчиками. После смерти фельдмаршал Кутузов удостоился чести быть погребенным в Казанском соборе.

Еще одно чудо явила икона в 1941 году. Ливанскому митрополиту Илие явилась во время молитвы Богородица и объявила, что надлежит делать в столь критическое время. Вопервых, нужно довести до властей России, что они должны открыть по всей стране православные храмы, а из тюрем освободить священников.

Вовторых, нужно молиться двум Казанским иконам Божией Матери: той, что пребывает в Москве в Богоявленском соборе, и другой, пребывающей во Владимирском соборе Ленинграда.
По международным церковным каналам Илие удалось переслать запись о своем видении в Россию.

Владыке удалось получить разрешение на крестный ход митрополитам Сергию и Алексию, которое лично дал глава СССР Иосиф Сталин. Город выстоял блокаду и не был захвачен врагами, только в январе 1943 г. нашим войскам удалось прорвать блокаду.

Важно

Во время войны икона побывала на фронтах Отечественной войны и была послана в Сталинград, денно и нощно перед ней служились молитвы и панихиды. Разбив врага в Сталинградской битве, наши войска переломили ход войны в свою пользу. Освобождение Киева совпало с днем празднования Казанской иконы.

В 1993 году Казанский собор на Красной площади был отстроен заново на средства города, но сама Казанская икона Божией Матери сейчас пребывает в московском Кафедральном соборе на Елоховской улице. По пятницам в нем совершается литургия с акафистом, то есть прославлением Богородицы.

Где находится первообретенная Казанская икона – доподлинно не известно. Разные источники ассоциируют с ней и московскую, и санктпетербургскую святыни, а так же и ту икону, что находилась в Казанском Богородицком монастыре и была похищена оттуда в 1904 году и никогда больше не найдена.

8/21 июля совершается почитание и празднование большого количества списков с Казанской иконы Божией Матери, таких как Ярославская (1588 г.), Казанская (1612 г.), Наташинская, Черниговская (до 1622 г.), Вязниковская (1634 г.), Нижнеломовская (1643 г.), Тобольская (1661 г.), Пензенская (1666 г.), Каплуновская (1689 г.

), Тамбовская (1695 г.), Вознесенская (1701 г.), Карповская Курская (1725 г.), Шлиссельбургская (датирована XVIII в.), Высочиновская (XVIII в.), Вышенская (1812 г.), Высокопетровская ((1849 г.), Симоновская (датирована XIX в.), Христорождественская, Калужская, Введенская, Каргопольская, Павловская Звенигородская, Иркутская и др.

Казанской иконе Божией Матери молятся при болезни глаз и о прозрении слепых очей, о семейном благополучии, о благословении на брак и на благословение счастливого брака, о спасении и сохранении России и мира в стране, во время бедствий и об избавлении от нашествия иноземцев.

Молитва первая
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припа-
дающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих
к Тебе.

Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да
сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия,
ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречи-
стая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница.


Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек,
от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти.

Даруй нам дух сокрушения, сми-
рение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегреше-
ний, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо
со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Тропарь
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа
Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих.

Всех нас
заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех и в болезнех, обреме-
ненных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным
сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя,
избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Боже-
ственный покров рабом Твоим.

Молитва вторая
О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, высшая Ангел и Архан-
гел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем
утверждение, и во всяких нуждах избавление!
Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и
сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пре-
чистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.
О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на
люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Хри-
ста Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение,
скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим
веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.
Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на
руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умилен-
ное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни,
вся бо суть возможна ходатайству Твоему; яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки
веков. Аминь.__

Читайте также:  Знаменский монастырь (гороховец), россия, владимирская область, гороховецкий район, город гороховец, знаменский участок

(Анна Юрьевна Мудрова «105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни»)

(М. И. Степанова Н. Я. Кагис «Исцеление иконами»)

Источник: http://dream-garden.org/?p=3983

Казанская икона Божией Матери | Подворье Иерусалимского Патриархата в Москве

Казанская икона Божией Матери

Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г.

Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога».

Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только, когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав.

Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы).

Совет

Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…». Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.

В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того, как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр.

Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб.

на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Источник: http://podvorie.orthodoxy.ru/kazanskaya/

Казанская икона Божией Матери: история чудотворной иконы, храмы в ее честь

Православие пришло в Казань после завоевания ханства царем Иоанном Грозным. В те времена крещение стали принимать многие мусульмане и язычники. Но внезапно в городе произошел пожар, который практически стер его с лица земли. Спастись удалось немногим жителям. Среди них была Матрона, дочь купца Онучина.

Вскоре девочке приснился сон о том, что под пепелищем ее сгоревшего дома лежит чудотворный образ, укрытый здесь христианскими проповедниками во времена нахождения Казанского ханства во владении татар. Рассказам девочки об этом сне никто не поверил. Сон повторялся еще дважды.

В третий раз ей во сне явилась Богоматерь и предупредила, что, если взрослые не поверят Матроне, с городом случится новое несчастье. Тогда родители отвели девочку к митрополиту Казанскому Иову, чтобы она рассказала о своих необычных видениях.

Обратите внимание

Выслушав ее, он собрал все казанское духовенство, чтобы всем миром попытаться разыскать икону на месте сгоревшего дома Онучиных. Поиски долго не приносили результата. Отчаявшись, Матрона опустилась на колени в центре пепелища и стала разгребать землю руками. Она и нашла икону.

Матрона отдала образ митрополиту, а тот, в свою очередь, передал его всеми любимому и уважаемому в Казани священнику Ермолаю. Высоко подняв икону над головой, он понес ее на соборную площадь, где стал собираться народ со всех окрестностей, чтобы увидеть обретенную чудесным образом святыню.

Икона на стене Казанского собора. Фотография: В. Карасев / фотобанк «Лори»

Впоследствии Матрона Онучина постриглась в монахини и стала первой настоятельницей монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери.

Вскоре прихожане заметили, что с молившимися у иконы людьми стали происходить чудеса. Незрячие богомольцы прозревали, больные неизлечимыми заболеваниями исцелялись. Даже многие списки с Казанской иконы прославились подобными чудесами.

В их числе — Вознесенская-Казанская икона, которая находится в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля; Ярославская-Казанская икона, хранящаяся в женском Казанском монастыре Ярославля; Иркутская-Казанская икона в Богоявленском соборе Иркутска.

Чудотворный образ стали называть «Дарующей победы». У Казанской иконы Божией Матери, что в селении Каплуновка, молился Петр I. А во время Полтавской битвы по его распоряжению она стояла на поле боя.

В Казанском соборе возле чудотворного лика Богородицы молился М.И. Кутузов перед отправкой на фронт в качестве главнокомандующего.

Существуют свидетельства того, что с помощью иконы Казанской Божией Матери выиграны некоторые крупные сражения в Великой Отечественной войне.

День Казанской иконы Божией Матери отмечается с 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1649 года в честь освобождения Москвы от поляков ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, у которых во время сражения был при себе ее чудотворный образ.

Источник: https://www.culture.ru/themes/314/den-kazanskoi-ikony-bozhiei-materi

21 июля. Явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы

Церковный календарь. 21 июля (8 июля ст. стиль).

Сегодня мы торжественно празднуем: явление во граде Казани иконы Пресвятой Богородицы в 1579 году и почитаем целый ряд списков с этой иконы: Вышенский, Петербургский, Вязниковский, Московский, Каплуновский, Казанский списки; Казанская Тамбовская; Пензенская; Высочиновская; Нижнеломовская; Песчанская; Шлиссельбургская; Тобольская; Ярославская; Чимеевская; и Казанская Витебская. Также прославляются иконы Богородицы Якобштадтская и «Благовещение» Устюжская.

И мы творим память: вмч. Прокопия, пострадавшего в самом начале IV века. Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (XIII – начало XIV века). Прав. Прокопия Устьянского (XVII).Сщмчч. Александра Попова, Феодора Располова и Николая Брянцева, пресвитеров, убиенных в 1918 году.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня, конечно же, мы говорим о Казанской иконе Божией Матери.

О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани в XVI веке известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни святителя Ермогена, первого митрополита Казанского, а впоследствии патриарха Московского и всея Руси, в бытность его священником казанской церкви святителя Николая Чудотворца при Гостином дворе. В Повести о явлении иконы сообщается так: 23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у церкви святителя Николая Чудотворца, во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки: Спасо-Преображенский монастырь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал поношение христиан со стороны иноверцев. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца. Богородица повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей.

Важно

В один из дней икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала без сознания несколько часов. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам.

Тогда она поведала о чудной иконе людям, те удивлялись, но тоже не верили ей, мать же взяла лопату и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили.

Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине около метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки вишневого цвета (такой верхней одежды). Икона сияла, как только что написанная.

Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиепископу Казанскому и Свияжскому. Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления.

По благословению архиепископа будущий митрополит Ермоген (тогда еще священник) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь во имя святителя Николая Чудотворца, где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля.

По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года. Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита.

С обретенной иконы сразу же сделали список, составили описание ее явления и чудес и послали список в Москву царю Иоанну Васильевичу Грозному.

Царь Иоанн повелел поставить на месте явления образа церковь, кельи, ограду и устроить там девичий монастырь для 40 сестер, выделив средства из государевой казны. Построенную вскоре деревянную церковь девичьего монастыря освятили в честь Богородицы «Одигитрии».

Совет

Туда явленная икона крестным ходом была перенесена из Благовещенского собора. Насельницей девичьего монастыря стала отроковица Матрона, получившая в постриге имя Мавра.

В монастыре от иконы продолжали совершаться чудеса. Только в Повести описано 16 чудес. Царь Феодор Иоаннович повелел выстроить в девичьем монастыре вместо деревянного Одигитриевского храма каменный.

Явленная Казанская икона была украшена царским казначеем золотым окладом с драгоценными камнями и жемчугом. Она была небольшого размера, где-то 25 на 22 сантиметра.

Казанская икона отличалась от традиционных поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом.

К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная,– в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями.

Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону.

Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей в ночь на 29 июня 1904 года явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс.

Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном.

Обратите внимание

Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.

Братья и сестры, мы должны понимать, что потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-21-iyulya-2016g

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector