Икона божией матери «успение» овиновская, россия, костромская область, город галич, успенский собор паисиево-галичского успенского монастыря

Свято-Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь – Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Мужской монастырь на горе Краснице вблизи города Галича возник во второй половине XIV века и первоначально именовался Никольским. Его основателем был галичский боярин Иоанн Овин, создавший небольшую ктиторскую обитель на территории своей вотчины.

Однажды, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда Иоанн Овин посетил монастырь, он встретил там двух прекрасных юношей – ангелов – которые передали ему икону Божией Матери.

Этот образ Царицы Небесной впоследствии прославился чудотворениями и получил именование Овиновского. В память о чудесном событии Иоанн Овин воздвиг в монастыре храм в честь Успения Божией Матери, а сама обитель стала называться Успенской.

Обратите внимание

Традиционной датой явления Овиновской иконы считается 1425 год, однако современные исследователи полагают, что это могло случиться и ранее – в 1383 году.

Особую известность монастырю принесли многолетние труды подвизавшегося здесь преподобного Паисия Галичского. Сведений о происхождении и жизни святого до его прихода в Галич (около 1385 года) не сохранили даже древние списки жития преподобного.

Поступив в монастырь, подвижник стал затем его игуменом, а затем был возведен в архимандриты. В 1460 году, пережив эпоху кровавых междоусобиц московских и галичских князей, святой Паисий преставился ко Господу и был погребен в Успенском храме обители.

Уже в конце XV века монастырь, где подвизался преподобный, стал именоваться Успенским Паисиевым.

Совет

В сороковые годы XVII века в Паисиевой обители началось каменное строительство. В 1642-1646 годах на месте деревянной Успенской церкви был возведен «холодный» (летний) Успенский собор, несколькими годами позже – «теплый» (зимний) Троицкий храм.

До сего времени не вполне выяснена судьба чудотворной Овиновской иконы.

Историки полагают, что образ, явленный Иоанну Овину, был утрачен в Смутное время или в пожарах XVII столетия, а взамен него в первой трети XVIII века была написана новая икона, поставленная в иконостасе Успенского собора – под сводами которого почивали и святые мощи преподобного Паисия.

В 1919 году Паисиев монастырь претерпел закрытие, хотя его храмы до начала тридцатых годов ХХ века продолжали действовать как приходские. Затем в Успенском соборе разместили инкубаторную станцию, а в Троицком храме – дровяной склад. В последние десятилетия ХХ века монастырские храмы были заброшены, постепенно обращаясь в руины.

26 февраля 1994 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Успенский Паисиево-Галичский монастырь был возрожден как женская обитель.

Важно

В 1995 году археологические раскопки, проводившиеся на территории обители по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, дали удивительный результат.

При исследовании покоившихся под спудом и не подвергавшихся в ХХ веке вскрытию святых мощей преподобного Паисия обнаружилось, что они сохранились не в теле и не в виде костных останков, а как отпечаток на грунте – с ясными очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные останки отсутствовали, за исключением небольшого фрагмента левого предплечья). Как указывалось в отчете археологической экспедиции, «естественнонаучного объяснения происхождению данного отпечатка найти практически невозможно, элемент чуда несомненен».

В июне 1997 года в возрожденном Успенском соборе Паисиева монастыря состоялось после многих десятилетий богослужение. В 2004 году из Введенского кафедрального собора города Галича в обитель был перенесен чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Пресвятой Богородицы, ныне пребывающий в Успенском соборе монастыря.

Святыни монастыря:
– святые мощи преподобного Паисия Галичского;
– чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Божией Матери.

Праздники:
День Святой Троицы; 23 мая / 5 июня – преподобного Паисия Галичского; 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы и Овиновской иконы Божией Матери.

Справочная информация:
Настоятельница – игумения Наталия (Василенок). Насельниц – 9.Адрес: 157100, Костромская обл., г. Галич, ул. Успенская, 11. Тел.: (49437) 2-23-35.

Обратите внимание

Проезд: от автовокзала г. Костромы или от автостанции г. Галича междугородным автобусом до остановки «Успенская слобода».

Источник: http://www.kostromamitropolia.ru/p/monasteries/svyato-uspenskij-paisievo-galichskij-zhenskij-monastyr.html

Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь

Мужской монастырь на горе Краснице вблизи города Галича возник во второй половине XIV века и первоначально именовался Никольским. Его основателем был галичский боярин Иоанн Овин, создавший небольшую ктиторскую обитель на территории своей вотчины.

Однажды, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, когда Иоанн Овин посетил монастырь, он встретил там двух прекрасных юношей – ангелов – которые передали ему икону Божией Матери.

Этот образ Царицы Небесной впоследствии прославился чудотворениями и получил именование Овиновского. В память о чудесном событии Иоанн Овин воздвиг в монастыре храм в честь Успения Божией Матери, а сама обитель стала называться Успенской.

Обратите внимание

Традиционной датой явления Овиновской иконы считается 1425 год, однако современные исследователи полагают, что это могло случиться и ранее – в 1383 году.

Особую известность монастырю принесли многолетние труды подвизавшегося здесь преподобного Паисия Галичского. Сведений о происхождении и жизни святого до его прихода в Галич (около 1385 года) не сохранили даже древние списки жития преподобного.

Поступив в монастырь, подвижник стал затем его игуменом, а затем был возведен в архимандриты. В 1460 году, пережив эпоху кровавых междоусобиц московских и галичских князей, святой Паисий преставился ко Господу и был погребен в Успенском храме обители.

Уже в конце XV века монастырь, где подвизался преподобный, стал именоваться Успенским Паисиевым.

Совет

В сороковые годы XVII века в Паисиевой обители началось каменное строительство. В 1642-1646 годах на месте деревянной Успенской церкви был возведен «холодный» (летний) Успенский собор, несколькими годами позже – «теплый» (зимний) Троицкий храм.

До сего времени не вполне выяснена судьба чудотворной Овиновской иконы.

Историки полагают, что образ, явленный Иоанну Овину, был утрачен в Смутное время или в пожарах XVII столетия, а взамен него в первой трети XVIII века была написана новая икона, поставленная в иконостасе Успенского собора – под сводами которого почивали и святые мощи преподобного Паисия.

В 1919 году Паисиев монастырь претерпел закрытие, хотя его храмы до начала тридцатых годов ХХ века продолжали действовать как приходские. Затем в Успенском соборе разместили инкубаторную станцию, а в Троицком храме – дровяной склад. В последние десятилетия ХХ века монастырские храмы были заброшены, постепенно обращаясь в руины.

26 февраля 1994 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Успенский Паисиево-Галичский монастырь был возрожден как женская обитель.

Важно

В 1995 году археологические раскопки, проводившиеся на территории обители по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, дали удивительный результат.

При исследовании покоившихся под спудом и не подвергавшихся в ХХ веке вскрытию святых мощей преподобного Паисия обнаружилось, что они сохранились не в теле и не в виде костных останков, а как отпечаток на грунте – с ясными очертаниями глазных впадин, высокого, покрытого морщинами лба, небольшого носа, окладистой раздвоенной бороды и жезла архимандрита (костные останки отсутствовали, за исключением небольшого фрагмента левого предплечья). Как указывалось в отчете археологической экспедиции, «естественнонаучного объяснения происхождению данного отпечатка найти практически невозможно, элемент чуда несомненен».

Читайте также:  Мученица василисса и анастасия, мученицы

В июне 1997 года в возрожденном Успенском соборе Паисиева монастыря состоялось после многих десятилетий богослужение. В 2004 году из Введенского кафедрального собора города Галича в обитель был перенесен чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Пресвятой Богородицы, ныне пребывающий в Успенском соборе монастыря.

Храмы монастыря:
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Церковь Троицы Живоначальной

Святыни монастыря: — святые мощи преподобного Паисия Галичского;

— чтимый список с чудотворной Овиновской иконы Божией Матери.

Праздники:
День Святой Троицы; 23 мая / 5 июня – преподобного Паисия Галичского; 15/28 августа – Успение Пресвятой Богородицы и Овиновской иконы Божией Матери.

Справочная информация:

Адрес: Костромская обл., г. Галич, ул. Успенская, 11.
Телефон.: (49437) 2-23-35.

Обратите внимание

Проезд: от автовокзала г. Костромы или от автостанции г. Галича междугородным автобусом до остановки «Успенская слобода».

Источник: http://lifekostroma.ru/municipalnye-obrazovaniya/galichskij-rajon/dostoprimechatelnosti-galichskogo-rajona/hramy-monastyri-i-cerkvi-galichskogo-rajona/uspenskij-paisievo-galichskij-zhenskij-monastyr-v

Галич: история и достопримечательности. Галичский краеведческий музей

Продолжу рассказ о нашем путешествии по Костромской и Вологодской областям по старому архангельскому пути из Москвы в Тотьму. Распрощавшись с Костромой и Судиславлем, мы отправились в Галич. Галич — невероятно красивый город в Костромской области, лежащий на берегу живописного Галичского озера.

К сожалению, за те несколько часов, что я провела там, у меня не получилось прочувствовать его дух. Быть может потому, что мы так и не поднялись на гору Балчуг (Шемякин холм), где находится древнее городище, или слишком мало погуляли по городу, предпочтя посещение Краеведческого музея.

Как бы то ни было, но в Галич я обязательно вернусь еще.

Верхние торговые ряды в Галиче

Историческая справка

Галич был основан в 1159 году Юрием Долгоруким, завоевавшим крепость на берегу Галичского озера.

В то время город называли Галичь Мерьский, чтобы отличить его от Галича, расположенного ныне в Ивано-Франковской области Украины.

В прошлом на этой территории жило финно-угорское племя меря, которое и определило вторую часть названия. Первое письменное упоминание о Галиче в Лаврентьевской летописи относится к 1238 году.

В те давние времена Галич был одним из важнейших форпостов на северо-востоке Руси. Отсюда шло освоение Севера и Вятской земли, позднее – завоевание Казанского ханства.

Этому способствовало удачное положение Галича: на берегу богатого рыбой Галичского озера, крутосклонная гора Балчуг (Шемякина гора), вздымающаяся на высоту до 80 метров.

Всего здесь, на горе Балчуг и у её подножья, было построено три крепости: Нижнее городище (XI-XII века), Верхнее городище (конец XIV века) и третья Галичская крепость, возведенная в XV-XVI веках после присоединения Галича к Москве (1450 год).

Галич в XVI веке. Картина С.А.Власова, 1920 год. Галичский краеведческий музей

В Смутное время Галич был взят поляками, а затем сожжен отрядом под предводительством Лисовского. Тем не менее, галичане приняли самое деятельное участие в формировании народного ополчения против интервентов.

Важно

Выступление галичан на борьбу с польскими интервентами в 1609 году. Картина И.И.Каликина, 1929 год, Галичский краеведческий музей

Оправившись от разорения, Галич снова разбогател. Выгодное географическое положение на торговых путях с Сибирью, Архангельском, Вяткой, Москвой, позднее – с Санкт-Петербургом, обеспечили городу процветание. Воды Галичского озера были богаты рыбой. Издревле существовала «Рыбная слобода» со своими особыми говором, традициями, праздниками.

В начале XX века через Галич прошла железная дорога, которая находится на главном ходу Транссибирской магистрали. В наши дни Галич имеет почетный статус исторического поселения. Численность населения составляет почти 17 тысяч человек.

Фотоотчет о посещении Галича

Когда подъезжаешь к Галичу, перед тобой раскрывается вся величественная панорама города.

Панорама Галича

Мы въехали в Галич со стороны Свято-Успенского Паисиево-Галичского женского монастыря, основанного в XIV веке.

По преданию, в 1425 году здесь произошло чудесное явление чудотворной Овиновской иконы Божией Матери «Успение».

Свое название она получила по имени боярина Иоанна Овина, пожелавшего построить здесь храм и восстановить обветшавшие монастырские здания. Василий Темный перевез икону в Москву, но икона чудесным образом вернулась в Галич.

Успенский собор Паисиево-Галичского женского монастыря в Успенской Слободе, 1642-1646 годы постройки

Памятный крест в честь перенесения Овиновской иконы Божией Матери, 2003 год

Внизу, как на ладони, раскинулся Галич.

Панорама Галича и Галичского озера

Над Галичем возвышается высокая гора Балчуг. Рядом с тем местом, где сейчас телевышка, находится древнее городище XII-XV веков.

Панорама Галича и горы Балчуг

Одна из улиц Галича

Старые деревянные дома в Галиче

Рядом с дорогой высятся земляные валы и остатки рвов, которые окружали третью галичскую крепость XV-XVI веков.

Земляные валы и рвы Галича XV — XVI веков (третья крепость)

Совет

А мы продолжаем свой путь дальше, в самый центр, на площадь Революции. Здесь расположены рынок, Верхние и Нижние торговые ряды, стела «Ладья» и памятник Ленину (ну куда же без него!).

Улица Свободы

Нижние торговые ряды, 1828-1830 годы

Верхние торговые ряды, 1820-1823 годы и стела «Ладья»

Стела «Ладья»

Площадь Революции

Дом жилой Каликиных, начало ХХ века

Усадьба Каликиных, 1-я четверть XIX века, конец XIX века

Дальше мы отправились в Галичский краеведческий музей (Галич, ул. Луначарского, 11).

Жилой дом городского главы И.М.Нешпанова, 1914 год. Ныне — Галичский краеведческий музей

Один из залов Галичского краеведческого музея с макетом Нижнего и Верхнего городища на Шемякином холме (ныне гора Балчуг)

Экспозиция, посвященная рыболовству

Один из залов Галичского краеведческого музея

Один из залов Галичского краеведческого музея

Стулья Шутова

Один из залов Галичского краеведческого музея

Один из залов Галичского краеведческого музея

Складень медный трехстворчатый с навершением

Церковная утварь

Традиционная одежда галичанок

После музея мы еще немного поездили по городу и пообедали в кафе «Арарат» — другие места нам не понравились.

Дом начала XX века

Старинный деревянный дом

Жилой дом последней четверти XIX века, ныне Военкомат

Вокзал железнодорожной станции Галич

Усадьба Каликина, начало XX века

Дом жилой купца Н.Ф. Сотникова, конец XIX века. Ныне здесь размещаются закусочная «Русский чай» и ресторан «Галич»

Конечно, хотелось побыть в Галиче подольше. Но нас снова ждала дорога.

Дома в Галиче

Дорога вывела нас на берег Галичского озера, а дальше потянулись дома Рыбной слободы, где во времена первой и второй галичских крепостей существовал городской посад.

Галичское озеро

Гора Балчуг

Церковь Василия Великого в Рыбной слободе, не ранее 1768 года

В городе расположен Галичский автокрановый завод (ГАКЗ), основанный в 1945 году. Здесь, в том числе, выпускают известные многим автомобильные краны «Галичанин».

Трактор ДТ-54

Читайте также:  Икона божией матери «успение» семигородная, россия, город вологда, вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Вскоре мы выехали из города. Вдали виднелась высокая гряда холмов.

Холмы близ Галича

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище Игнатово, 1807 год

Обратите внимание

Впереди нас ждала Чухлома. Продолжение: «По Костромской и Вологодской областям. Часть 5: Чухлома».

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/galich/

Молитва овиновской иконы божией матери

Новая статья: молитва овиновской иконы божией матери на сайте святая-молитва.рф – во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Образ «Успение Пресвятой Богородицы» прославился в 1425 году в Костромской губернии. Некий боярин Иоанн Овинов, проживающий недалеко от города Галича, решил заново построить совсем обветшавшую церковь в Николаевском монастыре, стоявшем на берегу Галичского озера. В один из воскресных дней он пошёл посмотреть на место будущего строительства.

По приближении к монастырским воротам боярин увидел двух юношей, которые несли на руках икону Божией Матери. Они отдали Овинову икону и сказали, чтобы он воздвиг здесь храм в честь Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Вскоре обретенная икона была поставлена в построенный храм, названный в честь иконы Успения Божией Матери, сама же Никольская обитель была переименована в Успенский монастырь. В народе икону, явившуюся Иоанну Овинову, стали называть Овиновской.

В 1433 году, когда великий московский князь Василий Тёмный вёл войну против своего родного дяди Георгия Галичского, город Галич был взят московским войсками, а чудотворную икону князь увёз с собой в Москву, где она была поставлена в соборном храме. Но, несмотря на установленную рядом с иконой стражу, она в первую же ночь исчезла из московской церкви и чудесным образом объявилась в Галичском Успенском монастыре. Это событие ещё более прославило чудотворную икону.

Несмотря на то, что большинство источников пишут об Овиновской иконе Успения Божией Матери, встречаются свидетельства, что на явленном образе была изображена Божия Матерь с Младенцем на руках по типу «Умиление». Существует также версия, что икона была двойной: на одной стороне – «Успение», на другой – «Умиление». Так или иначе, но до наших дней дошёл Овиновский образ Божией Матери «Умиление».

В 1918 году Галичский Успенский Паисиев монастырь был полностью разграблен, монастырская братия расстреляна, а чудотворный образ исчез. Вновь обрели его только во время Великой Отечественно войны. Дети обнаружили чудотворную икону в лесу.

К сожалению, в 60-е годы ХХ столетия Введенский храм города Галича, где находилась икона, был обворован. Исчезла и Овиновская икона, но через несколько месяцев её (единственную из всех украденных икон) обнаружили рядом с храмом в сугробе.

Пострадавший образ отреставрировали местные иконописцы.

В 2003 году, накануне восстановления Успенской Паисиевой обители, древний чудотворный образ был перенесён на своё историческое место в Успенский храм обители.

День празднования: 28 августа (15 августа по старому стилю).

“Успение” (Овиновская) икона Божией Матери.

“Успение” (Овиновская) икона Божией Матери.

“Успение” (Овиновская) икона Божией Матери.

Овиновская икона божией матери

Об Овиновской иконе часто пишут как об иконе Успения Пресвятой Богородицы, но известная ныне икона Божией Матери именуемая Овиновской совершенно иного содержания. Возможно, изначальная чудесно явленная икона была образом Успения и ныне утрачена.

Около 1425 года, в правление великого князя Димитрия Донского, некий боярин Иван Овин [1], живший недалеко от Никольского монастыря, что на берегу Галичского озера близ Галича-Костромского, задумал построить в нем новую церковь вместо обветшавшей старой.

При начале постройки неожиданно два юноши принесли ему икону Божией Матери и передали, что родители его супруги послали их с иконой и заповедали соорудить церковь во имя Пресвятой Богоматери и святителя Николая Мирликийского.

Важно

Боярин пал ниц перед иконой и внёс ее в обитель, тут же передав о случившемся игумену. Вскоре затем Овин воздвиг церковь которую освятили в честь Успения Пресвятой Богородиы. Он поставил обретённую икону в храме, после чего она получила название Овиновской.

Тогда же Никольская обитель была переименована в Успенский монастырь.

В 1433 году великий Московский князь Василий Васильевич Темный вел войну против своего родного дяди Георгия Дмитриевича Галичского и взял город Галич. Святая икона Успения Богоматери была им перенесена в Москву и поставлена в соборной церкви. Великий князь Василий приказал даже хранить образ под стражей.

Несмотря на это образ Богородицы в ту же ночь чудесно была опять перенесена в Галичский Успенский монастырь. Это прославило икону и сделало ее предметом особенного благоговения для верующих. Сам Василий Васильевич впоследствии ведя военные действия под Галичем не причинил вреда монастырю, памятуя о чуде.

Игумен Успенской обители преподобный Паисий, согласно завещания князя Георгия, около 1449 года ездил в Москву с копией Овиновской иконы Богоматери для того, чтобы просить великого князя о покровительстве своей обители.

Паисий был торжественно встречен великим князем, святым митрополитом Ионой и народом, вышедшими крестным ходом, и без особых затруднений получил нужную для монастыря грамоту. За привоз списка Овиновской иконы Успения Богоматери Паисию было оказано даже особое уважение: он был припровожден из Москвы до самой обители двумя архимандритами.

Впоследствии его возвели в сан архимандрита Успенской обители, а после его кончины монастырь стал именоваться также Паисиевской обителью. Икона пребывала в нем вплоть до XX века.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «УСПЕНИЕ» (ОВИНОВСКАЯ))

икона Богоматери «УСПЕНИЕ» (ОВИНОВСКАЯ)

Икона Божьей Матери «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» прославился в 1425 году в Костромской губернии. Некий боярин Иоанн Овинов, проживающий недалеко от города Галича, решил заново построить совсем обветшавшую церковь в Николаевском монастыре, стоявшем на берегу Галичского озера. В один из воскресных дней он пошёл посмотреть на место будущего строительства.

По приближении к монастырским воротам боярин увидел двух юношей, которые несли на руках икону Божией Матери. Они отдали Овинову икону и сказали, чтобы он воздвиг здесь храм в честь Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Вскоре обретенная икона Богоматери была поставлена в построенный храм, названный в честь иконы Успения Божией Матери, сама же Никольская обитель была переименована в Успенский монастырь. В народе икону, явившуюся Иоанну Овинову, стали называть Овиновской.

Совет

В 1433 году, когда великий московский князь Василий Тёмный вёл войну против своего родного дяди Георгия Галичского, город Галич был взят московским войсками, а чудотворную икону князь увёз с собой в Москву, где она была поставлена в соборном храме. Но, несмотря на установленную рядом с иконой стражу, она в первую же ночь исчезла из московской церкви и чудесным образом объявился в Галичском Успенском монастыре. Это событие ещё более прославила Овиновскую чудотворную икону.

Читайте также:  Иисусова молитва

Несмотря на то, что большинство источников пишут об Овиновской иконе Успения Божией Матери, встречаются свидетельства, что на явленном образе была изображена Божия Матерь с Младенцем на руках по типу «УМИЛЕНИЕ». Существует также версия, что икона была двойной: на одной стороне – «Успение», на другой – «Умиление». Так или иначе, но до наших дней дошёл Овиновский образ Умиления Божией Матери.

В 1918 году Галичский Успенский Паисиев монастырь был полностью разграблен, монастырская братия расстреляна, а чудотворная икона Овиновская исчезла. Вновь обрели его только во время Великой Отечественно войны. Дети обнаружили Овиновскую чудотворную икону в лесу.

К сожалению, в 60-е годы ХХ столетия Введенский храм города Галича, где находилась икона, был обворован. Исчезла и Овиновская икона, но через несколько месяцев время её (единственную из всех украденных икон) обнаружили рядом с храмом в сугробе.

Пострадавший образ отреставрировали местные иконописцы.

В 2003 году накануне восстановления Успенской Паисиевой обители, древний чудотворный образ был перенесён на своё историческое место в Успенский храм обители.

Источник: https://xn—-7sbbfc9auhszmg5nc.xn--p1ai/molitva-ovinovskoj-ikony-bozhiej-materi/

Дмитриевский сельский совет

Галичский Паисиев монастырь

Здесь расположен историко-архитектурный памятник, имеющий большое прошлое — это бывший галичский Паисиев монастырь.

Он был основан в первой половине XV века, еще при галичских князьях, на земле боярина Овина и назывался по имени стоявшей здесь церкви Никольским. На месте Никольской церкви была найдена чудотворная икона Успения Богоматери, которая хранилась в монастыре.

По ее имени монастырь и стал называться Успенским. Основатель монастыря монах Паисий был энергичным строителем и проповедником, много сделал для освоения новых земель.

Сохранилось описание Паисиева монастыря 1628 г.

: «Успение Пречистой Богородицы, Паисиев монастырь, что у Галичского посада, а на монастыре храм Успения, да другой храм теплый во имя Николая, да под монастырем на монастырской земле сельцо Успенское, а в ней коровий монастырский двор, да дворы попов, да служебников, да монастырской пашни тридцать чети, да к монастырю рыбные ловли в озере в Галичском и в реках Илеме у озера в устье и на Светице на Сухой».

В Успенской слободе был хозяйственный двор монастыря. Богатые вотчинники и помещики делали вклады в монастырь деньгами и землей. В 1678 г. у монастыря было шестьсот девяносто крепостных, а в 1766 г.

— две тысячи четыреста двенадцать душ, в том числе в Саранском уезде Пензенской провинции, и в Солигаличском уезде, и в Поломской, и в Потрусовской волостях.

Кроме того, монастырь имел соляные варницы в Солигаличе.

Из описи монастыря 1701 г. видно, что здесь была построена одна из первых каменных церквей: «В Паисиевом монастыре соборная церковь Успения каменна о пяти главах, а церковь строения боярина и дворецкого князя Алексея Михайловича Львова.

К церкви прикладена колокольня, а на ней глава и крест опаяны немецким железом, а на колокольне пять колоколов, в большом весу пятьдесят четыре пуда, да часы с перечастьем (с боем. — Д.Б.

), да в том же монастыре другая церковь каменная теплая с трапезой о трех главах, да на Святых вратах церковь во имя святителя Петра древянна, шатром, а над вратами двадцать четыре иконы, вокруг монастыря ограда».

Близкий к царю Михаилу Федоровичу боярин и его дворецкий князь Львов, имевший большие вотчины под Галичем, строил церкви в Паисиевом монастыре на свои средства.

Обратите внимание

Цари тоже делали богатые вклады в монастырь и давали ему жалованные грамоты. «Не велено судом и расправой и пятном (налогом на продажу лошадей. — Д.Б.) ведать в Галиче и велено рыбной ловлей Паисиева монастыря владеть в Галичском озере и в падучих реках». Но устроители земли русской бывали разные. В 1662 г.

игумен Боголеп приехал с монахами в свою Поломскую вотчину в деревню Раменье и велел чернецам зорить имение соседа, чтобы так разрешить спор его с монастырем о земле. Монахи ограбили усадьбу и избили двенадцать человек дворовых Волженского.

«А старец Боголеп хвалился на меня всякими лихими делами и битьем и грабежом и поджогом и смертным убийством», — писал в своей жалобе царю незадачливый помещик.

История сохранила любопытный случай, относящийся к жизни Паисиева монастыря. В 1488 г. чернец монастыря собирал милостыню у сеней великокняжеского дворца в Кремле в Москве и объявил, что вскоре Москва сгорит.

За это великий князь сослал монаха в Угрешский монастырь под Москвой, а в августе этого же года действительно Москва сгорела, при этом погибло более пяти тысяч человек и тридцать церквей.

Народная молва прозвала этого монаха ведуном.

В Паисиев монастырь ссылали из Москвы опальных и пленных.

Церковь села Михайловское

Село Михайловское. Каменная приземистая Михайловская церковь здесь построена в 1789 г. Село принадлежало князю Федору Алексеевичу Голицыну, брат которого Борис Алексеевич был воспитателем Петра I.

Владелец села Михайловского Ф.А.Голицын в 1716 г. писал в Патриарший приказ: «В вотчине моей в селе Михайловском церковь Михаила обветшала и без указу разобрать и подрубить ветхие бревна и переменить не смею».

Для ремонта и строительства новой церкви требовалось разрешение самого патриарха. Даже негодные бревна от церкви запрещено было использовать на какие-либо хозяйственные цели.

Их должны были вывезти в поле, там «благословить» и сжечь.

Ф.А.Голицын имел только дочерей Прасковью и Марию, которых он выдал замуж за князей П.Н.Щербатова и П.А.Толстого, и Михайловское с деревнями как приданое перешло к ним. В роду Щербатовых и Толстых Михайловское находилось до 1860 г.

Важно

В составе вотчины Голицыных была и деревня Шокша, стоявшая на берегу озера. Жители этой подгородной деревни занимались обработкой кож и торговлей. В 1621 г. житель деревни М.

Ермолин писал в челобитной царю, что у него посадские люди Галича Бородатов и Обезкин за масло и яйца не уплатили пятьдесят три рубля денег и просил царя «дать указ об уплате». В деревне Шокше в 1888 г. родился поэт-правдист А.Н.Соловьев-Нелюдим. Сельцо Фоминское и деревня Шалабино упомянуты были в 1499 г.

, когда владелец Фоминского Игнат Клочков продал Абросиму Шалабе «часть сельца Фоминского, двор в усадьбе с избой за пять рублей».

В восьми километрах западнее Галича — слободка Овиново, названная по фамилии боярина Овина, новгородского посадника, на земле которого был поставлен Паисиев монастырь.

Село Попково. Это один из старейших погостов, на котором стояла деревянная церковь во имя Преображения Спаса. На ее месте в 1784 г. построили каменную Преображенскую церковь. На кладбище села был похоронен местный помещик И.М.Сытин, отличившийся в войне 1812 г.

Россия, Костромская область, Галичский район, Успенская слобода и Дмитриевское, Паисиев монастырь на карте

Источник: http://kostromka.ru/belorukov/derevni/galich/71.php

Ссылка на основную публикацию