Икона божией матери «успение» псково-печерская, россия, псковская область, успенский пещерный храм псково-печерского монастыря

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Успенский собор — первая монастырская церковь и древнейшее монастырское строение — устроен в пещерах и освящён в 1473 году.

Сначала Успенская церковь была лишь небольшой пещерой, устроенной в откосе песчаной горы, но позже её переделывали, углубляли проходы в горе. В 1523 году в ней появился новый пещерный придел.

В XVIII веке гора была облицована фасадом Успенской церкви, возведённом в стиле барокко. Он увенчан многоярусными куполами, расписан фресками, но это всего лишь стена — сама церковь находится в горе.

В церкви хранятся главные древние монастырские реликвии — икона «Успение Божией Матери», написанная псковским иконописцем Алексеем Малым и обретённая в 1521 году, икона «Умиление Божией Матери Псково-Печерской» и уникальная фреска XVI века «Шествие праведников».

Обратите внимание

Над Успенской церковью в 1759 году был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В общем фасаде очень трудно различить две отдельные церкви. Однако второй этаж — это и есть церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Весь собор венчают пять великолепных куполов, выполненных в стиле барокко.

На главной площади перед Успенским собором находится древний колодец — источник «живой воды». Над ним возведена часовня, на фасаде которой в специальных нишах — иконы.

Во время многочисленных осад колодец снабжал защитников крепости водой. Рядом с древним колодцем находится и более молодой артезианский колодец.

Скважину пробурили в 1910 году, а уже в 1911 году провели водопровод.

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы 1541 года.

Стены церкви имеют красный цвет, белую отделку, а сам фасад делится на две части поясом, изготовленным из керамических плит, покрытых глазурью. На них сохранились древние надписи. Этот пояс — самый ранний из известных в архитектуре Пскова.

К храму примыкает большая трапезная палата с алтарём, освящённая как храм в честь Сретения Господня. Напротив Успенского стоит небольшой храм Лазаря Четверодневного.

К северу от Успенского храма стоит 32-метровый величественный Михайловский собор (храм Архистратига Божия Михаила Архангела), выстроеннный в стиле поздний классицизм, с монументальными портиками и огромным золотым куполом. Он был построен в 1827 году по проекту известного архитектора Л.И.

Руска на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года. На металлических позолоченных досках выбиты имена командиров и число воинов корпуса П.Х.Витгенштейна, защищавшего дорогу на Псков от наступающих французов. Храм буквально встроен в крепостную стену, за которую выходят только четырехколонные портики.

Это единственное здание в монастыре, которое имеет выход за стены крепости.

В 1986 году на Святой горе, среди монастырского сада, была освящена деревянная церковь в честь псково-печерских святых, изящная и простая.

Важно

Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». Пещеры обладают особыми природными консервирующими свойствами, и издревле использовались как усыпальницы.

Они расположены в естественных карстовых пустотах, где сохраняется постоянная, близкая к нулю температура. Сейчас пещеры состоят из двух небольших помещений при входе и шести длинных подземных галерей. Здесь покоится прах более 10 тысяч иноков и воинов, погибших во время Ливонской войны, а также представители русских родов Пушкиных, Назимовых, Бутурлиных, родственники М.И.

Кутузова, поэта А.Н.Плещеева, композитора М.П.Мусоргского. Тления тел в гробах не наблюдается.

В монастыре три почитаемые святыни — это чудотворные иконы Богоматери — Успение, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник, Умиление и Одигитрия.

Икона Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии — в Михайловском соборе.

Для хранения даров и вкладов в монастырь в конце XVII века была построена каменная ризница, где теперь находится монастырская библиотека.

Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, на дне которого течёт ручей Каменец. Общая длинна стен составляет 726 метров, толщина — 2 метра.

Сегодня крепостные сооружения состоят из 9 башен.

Это башни Нижних и Верхних Решёток, Тарарыгина, Благовещенская, Изборская, Острожная, Тайловская, Петровская (главный въезд в монастырь) и Никольская проездная.

Совет

При посещении монастыря нужно помнить, что одежда должна соответствовать статусу места

Климат умеренно континентальный с переходом к морскому и довольно влажный. В год выпадает до 650 мм. Погода неустойчива. Зима довольно мягкая, а лето прохладное. Средняя температура января -7°, июля +17°.

События и праздники

Ежегодно 28 августа в Печорах проходит главный праздник монастыря — праздник Успения Пресвятой Богородицы. В это время монастырь приезжает огромное количество паломников со всей России и других православных земель.

Лучшие точки обзора и фото/видеосъёмки

Со смотровой площадки близ башни Нижних Решёток открывается замечательный вид на монастырский ансамбль.

В одной из летописей говорится, что в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца прекрасное пение, доносившееся из-под земли.

Однажды, когда крестьянин Иван Дементьев рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие.

Под корнями одного из деревьев открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры». Это был 1392 год.

Однако датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, выкопанная основателем обители преподобным Ионой в песчаном холме у ручья. В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери, которая хранится сейчас в Успенском соборе.

Во время Великой Отечественной войны был сильно разрушен. В 1960 году началась его реконструкция. Монастырь представляет собой крепость, окружённую стенами общей длиной около 810 метров с 9 башнями. Сейчас в монастыре находится 11 церквей, три из которых — пещерные.

На древнерусском языке «пещера» звучит как «печера» — отсюда название обители.

В начале XVI века Псково-Печерский монастырь был разрушен ливонскими рыцарями-католиками. В 1520-х годах, при игумене Дорофее, монастырь был перенесен к подножию горы, Успенская церковь расширена, устроен пещерный храм во имя преп. Антония и Феодосия. Была построена церковь Сорока Севастийских мучеников, начато сооружение монастырской звонницы.

В 1565 году, при игумене Корнилии, по указанию Иоанна Грозного монастырь был обнесён стенами с 9 сторожевыми башнями и тремя воротами. Внутри построена каменная Благовещенская церковь и, для стрелецкого гарнизона, который постоянно нёс службу в крепости, — надвратная Никольская церковь, соединённая с боевой башней. С тех пор монастырь стал называться Печорской крепостью.

Обратите внимание

Печерская крепость неоднократно подвергалась осадам, но выстояла. В 1581–1582 годах она выдержала осаду войск польского короля Стефана Батория. В 1611–1616 годах — польских войск Яна Ходкевича и шведских войск Густава II Адольфа.

В годы Северной войны 1700–1721 годов — осаду шведских войск в 1701 и 1703 годах. В крепости постоянно находился сильный гарнизон русской армии, который сражался бок о бок с местными жителями.

В награду за службу и верность русские цари щедро награждали монастырь.

В монастыре велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иоанном IV.

Псково-Печорский монастырь никогда не закрывался, — даже в годы советского режима.

Знаменитости

Монастырь был местом паломничества русских венценосных особ. Сюда с богатыми дарами приезжал Иван Грозный. Четырежды здесь бывал Петр I.

В память о посещавшей монастырь императрице Анне Иоанновне в монастыре по сию пору сохранилась её карета. Александр I в 1822 году беседовал здесь с прозорливцем Лазарем.

Николай II был здесь на богомолье в 1903 году. В 1911 году здесь молилась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Источник: http://strana.ru/places/280442/info

Псково-Печерский монастырь: открытая крепость

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти.

Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о.

Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека.

А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов).

Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно.

По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния.

Важно

От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб.

Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня.

Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись.

Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших.

Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Читайте также – Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Читайте также:  Мученица валерия (калерия) кесарийская

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей.

Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает.

С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I .

Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним.

В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Совет

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине.

По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон.

Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного.

В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением.

Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху.

На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену.

Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова.

Обратите внимание

За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков.

С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский.

Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия.

Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница.

Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь.

Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Читайте также – Мой монастырь

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века.

Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость.

Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Источник: https://www.pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Успенский собор Псково-Печерского монастыря

Успенский собор Псково-Печерского монастыря по праву считается древнейшим в монастырском комплексе. Благословение храма на служение было посвящено Успению Божьей матери. Знаменательное событие свершилось в 73 году 15-го столетия.

В самом начале своего существования потолочные своды собора были песчаными. Позже, чтобы исключить осыпание и разрушение, их укрепили с помощью кирпичной кладки. В 23 году 16-го столетия церковному зданию надстроили две главы и расширили внутренние помещения. Многим позже они были разобраны. И лишь к середине XVIII в. здесь была возведена Покровская церковь.

В XIX веке Успенский собор Псково-Печерского монастыря стал обладателем куполов для обеих церквей. Венчающие конструкции очень похожи на аналоги, которые можно увидеть в Киево-Печерской лавре.

Непосвященному человеку может показаться, что церкви воплощают единое целое. Однако это впечатление обманчиво.

Общим для храмов является лишь фасад, а здания представляют собой самостоятельные строения.

Количество представленных в храме реликвий поражает. Здесь и священные предметы, и экземпляры, имеющие огромную музейную ценность. Одним из таких является великолепный позолоченный иконостас. Он был подарен собору императрицей Елизаветой Петровной в середине 18-го столетия.

Среди святынь – икона «Успение Божьей матери», признанная чудотворной. Она находится на территории Успенского собора с 1521 года. Этот шедевр принадлежит кисти псковского иконописца Алексея Малого. Чудеса, творимые иконой «Успения Божией матери», известны в веках.

В течение столетий она хранила и защищала русскую землю от опасностей.

Недалеко от иконы можно увидеть раку с мощами преподобного Корнилия, святого мученика. Этот священнослужитель отдал обители 40 лет своей жизни. Здесь же и почил в мире. Над входным порталом Успенского собора Псково-Печерского монастыря располагается известная Большая икона Богоматери и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Важно

Отдельно следует обратить внимание на главный храмовый придел. Именно здесь находится так называемое «царское место», где возносил молитву Государь при посещении церкви. За иконостасом можно видеть уникальные фрески с изображенными на них святыми отцами.

Ежегодно в конце лета Успенский собор Псково-Печерского монастыря принимает тысячи паломников. В эти дни происходит крестный ход под знаменем иконы Успения, посвященный престольному празднику Успения Божьей Матери.

Однако прихожан становится так много, что стены собора не могут вместить всех желающих. И тогда чествования происходят на открытом воздухе.

В такие дни иконостасом служат фасады собора и Покровской церкви, иконы выносят на улицу, где поклониться им может каждый паломник.

Источник: http://inPskov.ru/xramy_cerkvi_sobory/uspenskij_sobor_pskovo-pecherskogo_monastyrya

Печоры: Богом созданные и хранимые – Православный журнал “Фома”

Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну.

У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо.

Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России».

Очередной русско-литовской войне не видно было конца. А незадолго до того государь Василий III присоединил к Московской Руси Псковскую землю, тоже постоянно воевавшую с литовцами и немецкой Ливонией.

Тем временем дьяк великого князя при псковском наместнике Мисюрь Мунехин обратил пристальное внимание на монашеское поселение к западу от Пскова. Монастырек, не успевший как следует зародиться, был уже разорен ливонцами. Граница владений Ливонского ордена проходила совсем близко. Немцы-католики не потерпели нового очага Православия у себя под носом.

Дьяк Мунехин с 1519 года помогал обители восстановиться, отстроиться, укрепиться деревянной оградой. Немного позже он первым из мирян лег в монастыре на вечный покой.

Но отчего такой интерес к этому «убогому месту, не знаемому никем, под немецким рубежом»? В Псковской земле были монастыри и познатнее. Однако именно Псково-Печерский очень скоро обогнал их и по значимости, и по величине, и по стратегической мощи.

Наверное, дьяк Мунехин обладал даром предвидения и смог разглядеть в пещерной обители будущую крепчайшую твердыню Русской державы.

И еще в этом был, наверное, какой-то лихой русский задор, жест в адрес ливонцев: деревянный монастырь против сильной каменной крепости Нейгаузен в 20 верстах.

Фото Сергея Ершова

На Руси нередко так бывало, что монашеская обитель становилась порубежной заставой, духовным и военным щитом на границе. А еще дьяк Мунехин четко обозначил преемство псковских монашеских пещер от родоначальника всех русских обителей — Киево-Печерского монастыря, тоже выросшего на пещерах.

Совет

В псковских Богом зданных, как их называли, пещерах некогда обосновались киевские монахи, бежавшие от татарских разорений. Под надзором московского дьяка здесь появилась подземная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия, основателей Киево-Печерской обители.

Московская держава зримо наследовала утраченную древнюю киевскую святость, оказавшуюся под литовцами.

Начало монастырю было положено почти за полвека до того. Из ливонского Дерпта (прежде русского Юрьева) бежал от католических притеснений священник Иван.

Чуть позже выяснилось: если б не бежал, то разделил бы участь семи десятков православных, утопленных ливонцами за веру в зимней реке.

Придя на Святую гору, в пещеры отшельников, он расширил одну из них и сотворил в ней церковь во имя Успения Богоматери.

Пещеры Псково-Печерской обители. Фото Анатолия Горяинова

О дерптских же мучениках в монастыре не забывали. В восстановленной Мисюрем обители выстроили храм во имя Сорока мучеников севастийских, которых когда-то тоже принуждали отречься от веры, загнав в ледяную воду. Вскоре, при знаменитом настоятеле Корнилии, эту церковь перенесли за стены монастыря, где селились посадские люди.

Она служила им напоминанием о хранении веры, была призывом к стойкости, отнюдь не лишним. Пройдет не так уж много лет, и жителей примонастырского посада, как и сам монастырь, начнут испытывать огнем бесконечных войн пришельцы с запада.

Их целью будет не только покорить, но и перекрестить в иную веру, вырвать с корнем Православие из русских душ.

Читайте также:  Собор воскресения христова на крови, россия, город санкт-петербург

В ожидании этих будущих тревог, в разгар Ливонской войны, игумен Корнилий построил вокруг монастыря каменные стены с десятью башнями. Крепость словно раскинула свои могучие крылья на склонах глубокого оврага. Рядом разрастался Печорский посад, особенно после того как из Москвы для постоянной службы прибыли три сотни стрельцов с семьями.

Торговая площадь г. Печоры. Фото начала XX века

Обратите внимание

Череда осад и жестоких штурмов, длившаяся более столетия, началась с похода польского короля Стефана Батория на Псков в 1581 году. Печорские стрельцы, развернувшие партизанские действия в тылу врага, сильно досаждали полякам. В конце концов монастырь, как и Псков, взяли в осаду.

Пушками разбили часть стены, пошли на приступ. Монахи заградили пролом, вынеся к нему чудотворную икону Успения Богоматери. Все попытки штурмующих вломиться в обитель были отражены — стрельцы и ополченцы стояли насмерть.

Безуспешная осада длилась еще два месяца, а монастырские святыни, две богородичные иконы, отправились на помощь к псковичам. Если бы полякам удалось взять Псков, это была бы катастрофа. Даровитый полководец Баторий повел бы свою армию вглубь России, ослабевшей от долгой Ливонской войны.

Печорская крепость внесла свою лепту в предотвращение такого сценария.

Ее хранили Богоматерь и Николай Чудотворец. Церковь Николы Вратаря при Никольской воротной башне называли еще Николой Ратным. Любое военное столкновение России с западными соседями переводило монастырь на осадное положение.

Кто только к нему не подступал — поляки, литовцы, шведы, наемники немцы, датчане и венгры. Для европейских гостей Печоры стали «заколдованным» местом, где они раз за разом терпели позорное поражение. Особенно упорствовали они в Смутное время, в 1610–1615 годах.

Тогда нападения случались почти каждый год, а иногда и по нескольку раз в год. Сперва пытали удачу поляки, затем шведы. В последний раз шведы обломали себе зубы под Печорами уже при Петре I.

Царь, начав воевать с ними, позаботился о дополнительном укреплении обители валами, земляными бастионами. Над главной входной башней воздвигся герб России — небывалая почесть для монастыря.

Ризница и звонница Псково-Печорского монастыря. Фото А. Санина

Все погибшие защитники крепости обретали место упокоения в монастырских пещерах. Со временем под Святой горой образовался целый «город» с несколькими «улицами». Там лежат более 10 тысяч человек — монахи, миряне, павшие герои. По надписям можно изучать генеалогию русских знатных родов.

Важно

Северная война отодвинула границу России от Печор. С этих пор боевая крепость стала исключительно духовным оплотом. Век спустя здесь молили Богоматерь о том, чтобы Наполеон не смог пробиться к Пскову.

Памятью об этих услышанных молитвах стали Михайловский собор в монастыре, возведенный на деньги солдат и офицеров, и бюст генерала П. Х. Витгенштейна в городе (городом Печоры стали при Екатерине II).

Император Александр I, обратившийся в 1812 году от масонских идей к христианству, дважды затем бывал в обители, беседовал со святым старцем Лазарем.

В XX веке покров Богоматери уберег монастырь, сердце Печор, от разорения большевиками. Город отобрала у России отделившаяся Эстония и 20 лет пыталась изгнать из него русский дух. Но эта цена за сохранение обители была невелика. Тем более что русский дух опять тут процвел с возвращением Печор в состав России после войны.

Старец Иоанн Крестьянкин

В годы фашистской оккупации монастырь, как встарь, молился об одолении врага.

Летом 1945 года несколько советских офицеров оставили в нем памятную запись: «…Мы очень тронуты вашей работой, работой церкви, направленной на обеспечение победы Русского оружия! Мы благодарим вас за эту работу, за проявленный вами патриотизм, за вашу любовь к русскому человеку…» Надо ли пояснять, что работа монахов — это молитва?

В годы хрущевских гонений на Церковь монастырю снова пришлось сражаться духовным оружием. Один из двух действующих в советской России, он выдерживал натиски богоборцев, пытавшихся его закрыть. Это время было началом расцвета псково-печерского старчества — древней православной традиции духовного наставничества. Олицетворением ее стал знаменитый старец Иоанн (Крестьянкин).

И в наше время едут в Печоры люди со всей страны и из-за ее пределов. Идут нескончаемым потоком в эту крепость христианского духа. Хотя она и перестала быть пограничной заставой, но с передовых позиций духовной брани никогда не уходила.

На заставке фрагмент фото Александра Ануфриева

Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Источник: https://foma.ru/pechoryi-bogom-sozdannyie-i-hranimyie.html

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в Псковской области: фото, информация | GoRu

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей; со дня своего возникновения в конце XV века он никогда не закрывался.  

Основал монастырь преподобный Иона; избрав это живописное место для молитвенного уединения, он выкопал в горе небольшую пещерную церковь, которая в 1473 году была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Особую роль в усилении и украшении монастыря сыграл в XVI веке государев дьяк Мисюрь Мунехин, бывший весьма образованным и благочестивым человеком.

Совет

Мисюрь Мунехин покровительствовал будущему игумену монастыря преподобномученику Корнилию, при котором обитель процветала: работали иконописные мастерские, велось летописание, была собрана прекрасная библиотека.

Игумен Корнилий начал духовное просвещение эстов, которое, однако, было остановлено военными успехами немцев.

При Корнилии вокруг монастыря была сооружена мощная каменная стена с девятью башнями и тремя воротами, а в монастыре построена каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь.

Печорская крепость была построена по указанию Ивана IV Грозного в годы Ливонской войны, когда уже существовала развитая осадная и крепостная артиллерия, что и определило мощь ее укреплений. Стены и башни крепости идут по верхнему склону глубокого оврага, на дне которого протекает ручей Каменец, и с двух сторон спускаются к нему, образуя замкнутое кольцо.

Общая длина стен — 726 метров, их толщина — 2 метра. У крепости почти двухвековая боевая история. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория в Ливонскую войну, польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII.

Военная история обители и ее героических защитников, стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.

Монастырь знаменит пещерами, с которых и начиналась обитель. Они стали подземным некрополем, усыпальницей. Расположены пещеры в слоях плотного материкового песка, в естественных карстовых пустотах, где сохраняется постоянная, близкая к нулю градусов, температура. Тела захороненных там на протяжении столетий не подвергаются тлению. Гробы в склепах просто ставятся друг на друга.

Сначала пещеры были небольшими, но по мере расширения монастырского некрополя углублялись самими монахами. Сейчас они состоят из двух небольших помещений при входе и шести длинных подземных галерей. В пещерах покоятся воины, погибшие во время Ливонской войны. Среди захороненных в пещерах — предки В. Н. Татищева, родственники М. И. Кутузова, поэта А. Н. Плещеева, композитора М. П.

Мусоргского.

Обратите внимание

В настоящее время в монастыре находится одиннадцать церквей, три из которых — пещерные. Сердце обители — Успенский собор, первая монастырская церковь, устроенная в пещерах и освященная в 1473 году.

Это уникальный храм, увидеть который едут паломники со всех концов России и туристы из других стран. Первоначально Успенская церковь была лишь небольшой пе­щерой, устроенной в откосе песчаной горы, но позже ее переделывали, углубляли проходы в песчаной горе.

Так в 1523 году в ней появился новый пещерный придел.

В XVIII веке гора была облицована фасадом, возведенном в стиле барокко. Увенчанный многоярусными куполами, расписанный фресками, храм представляет собой лишь стену, противо­положной стороной уходя в гору.

Здесь хранятся главные древние мо­настырские реликвии: икона «Успение Божией Матери», напи­санная псковским иконописцем Алексеем Малым и в 1521 году подаренная монастырю, икона «Умиление Божией Матери Псково-Печерской», а также уникальная фреска XVI века «Шествие праведников».

Для хранения даров и вкладов в монастырь в конце XVII века была построена каменная ризница, где ныне находится монастырская библиотека. На нижней площадке монастыря расположена больничная церковь святого Лазаря, церковь во имя Сретения Господня, Братский корпус и двухэтажная трапезная.

На верхней площадке привлекает внимание золотой купол храма Архистратига Божия Михаила Архангела, построенного в 1827 году на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года.

За куполами Успенской церкви на горе, среди монастырского сада расположилась деревянная церковь Всех Псково-Печорских святых.

В обители проживают и трудятся около 100 насельников. Ежегодно 28 августа в Печорах отмечают главный праздник монастыря — праздник Успения Пресвятой Богородицы. В эти дни сюда приезжает множество паломников и гостей со всей России и других православных земель, совершается божественная литургия и крестный ход с чудотворной иконой Успения Пресвятой Богородицы вокруг монастыря.

Источник: https://goru.travel/place/svyato-uspenskiy-pskovo-pecherskiy-monastyr

Слово на Успение Пресвятой Богородицы и 500-летие Псково-Печерского монастыря

По неизреченной милости Божией мы с вами сподобились дожить до славного праздника пятисотлетнего юбилея Псково-Печерской обители, который мы радостно отмечаем сегодня – в великий день Успения Пресвятой Богородицы.

Именно в этот день, ровно пятьсот лет назад, в 1473 году, был освящен на склоне горы пещерный храм во имя Успения Божиёй Матери.

Что же хотелось бы сказать вам в этот знаменательный день? На протяжении половины тысячелетия Псково-Печерская обитель была и остается духовной святыней, куда стекались и стекаются паломники со всех концов России, где каждая верующая душа находила и находит путь к покаянию и утешению.

Важно

В то же время и верующих, и неверующих обитель поражает своей яркой и самобытной красотой. Ее красочность, разнообразие и, вместе с тем, гармония радуют глаз и сердце каждого, кто любит истинную красоту. Но не каждому дано знать, что в основе этой гармонии лежит единство красоты видимой и невидимой, материальной и духовной.

Пристальный и вдумчивый взгляд позволяет усмотреть в этой красоте символическое значение.

Крепость с высокими толстыми стенами, с суровыми и молчаливыми стражами-башнями зорко охраняет сады с плодовыми деревьями и цветами, устремленные ввысь купола, весь монастырский мир с золотыми крестами и поющими колоколами.

Крепость символизирует монастырскую строгость, недоступность монастыря и каждого инока в отдельности и вообще каждой истинно верующей христианской души для греховного мира, осаждающего и монастырь, и иноков, и всех верующих со всех сторон.

А внутри нас встречают праздничные древние храмы, торжественные перезвоны колоколов, умилительное церковное пение.

Именно таким – преображенным, милостивым и гостеприимным – раскрывается монастырь для всех, кто приходит сюда с верой, любовью или хотя бы с каплей надежды,приходит с раскрытой душой, без предубеждения.

Можно сказать, что монастырь дает нам пример того, как и в собственной жизни каждый из нас должен строить духовную крепость, ограждающую нас от натиска греховной стихии, крепость, ворота которой в то же время должны быть всегда открыты для любви и милосердия.

Но стоя в размышлении у неприступных печерских башен, мы усматриваем в них не только символическое значение, но и значение историческое.

Совет

Без обращения к истории невозможен культурный и духовный рост как отдельного человека, так и общества в целом. А для понимания и знания истории исключительное значение имеют памятники старины, пришедшие к нам из глубины веков как свидетели былого.

Среди же памятников старины нет более ценных и более редких, чем те, где продолжает кипеть жизнь, где чувствуется жизнеутверждающая преемственность, памятники, которые являются не только свидетелями давно минувших дней, но и глашатаями вечного, неизменного, нетленного.

К таким памятникам и принадлежит Псково-Печерская обитель. Это – не кладбище, не остов, не театральная декорация, не руины, хотя бы и подкрашенные и восстановленные, которые нам так часто приходится видеть.

Обитель и поныне продолжает служить тому, для чего она была создана и во имя чего она существует уже пятьсот лет, в ней продолжает жить та древняя культурная и духовная традиция, которая не только олицетворяет прошлое нашей страны, но и является частицей вечного.

Даже те, кто, посещая монастырь, остаются равнодушными, не могут не признать, что обитель без иноков, без паломников и молитвы – все равно что концертный зал без оркестра и слушателей, куда приходили бы смотреть на глухие стены люди, забывшие о том, что есть музыка…

Среди многих и многих памятников старины Псково-Печерская обитель представляет, таким образом, радующее сердце исключение.

Читайте также:  Знаменский монастырь (гороховец), россия, владимирская область, гороховецкий район, город гороховец, знаменский участок

За недостатком времени мы не будем подробно останавливаться на прошлом обители и последовательно излагать факты ее истории. Отметим лишь следующее: истинное начало монастыря уходит в глубь веков.

Обратите внимание

Пещеры, словно специально предназначенные Божиим Промыслом для монашеской жизни, были известны людям, согласно преданию, по крайней мере еще в XIV веке. Во всяком случае в это время в в них уже жили подвижники-пустынножители, среди которых наиболее прославился преподобный Марк.

Во второй половине XV века в пустынное место при потоке Каменце приходит священник Иоанн Шестник с женою и детьми. Он копает в пещере церковь и освящает ее в день Успения 1473 года.

Незадолго до этого умерла жена священника Иоанна, успев на болезненном одре облечься во иноческий чин с именем Вассы. Впоследствии принимает постриг и ее муж с именем Ионы.

Благодаря трудам и молитвенному подвигу преподобного Ионы, возникает маленький монастырь. Особенно много труда в благоустройство монастыря было вложено в ХVI веке, когда его настоятелем стал преподобный Корнилий.

При нем были построены храмы Благовещения и святителя Николая. Монастырь был огражден могучими стенами со сторожевыми башнями.

Художник-иконописец, благоустроитель, летописец, миссионер, преподобный Корнилий был в то же время святым подвижником, своей трагической кончиной снискавшим славу мученика.

С тех пор из года в год монастырь постоянно крепнет и становится все краше.

Так, в начале XIX века была построена колокольня, расширен Успенский храм, выстроены келлии. Тогда же в ознаменование победы, одержанной на Псковской земле над наполеоновскими войсками, был построен новый храм в честь Михаила Архангела.

Нельзя не сказать о том, как много нового внесено в благоустройство монастыря и в XX веке, и особенно за последнее десятилетие, когда под руководством благоустроителя и украшателя обители архимандрита Алипия были обновлены храмы и другие монастырские строения, появились новые прекрасные иконы и раскрылись забытые древние фрески, написанные рукой самого преподобного Корнилия, приняли свой древний, грозный и завершенный вид внешние стены и башни, еще недавно стоявшие в полуразрушенном состоянии.

Однако, главное заключается не в том, когда и какие храмы и башни воздвигались в монастыре, а в том, какое духовное влияние оказывал он на окружающий край и далеко за его пределами.

Важно

Из века в век с бесконечной верой и любовью приходили люди земли Псковской, а также со всех концов России к монастырским святыням: к чудотворным иконам Успения Божией Матери, Умиления и Одигитрии.

Во все века эта духовная крепость Православия привлекала и продолжает привлекать массы людей, жаждавших и жаждущих духовного обновления, ищущих истину на этом островке преображенной земли.

Много бед претерпела на своем долгом пути святая обитель. Невозможно перечислить все испытания, выпавшие на долю монастыря: набеги, осады, нападения, пожары, мор и болезни.

В конце XVI века ему грозили разрушением войска Стефана Батория, в начале XVII века – шведского короля Густава-Адольфа. Вновь и вновь приходят поляки, шведы, литовцы, немцы, учиняя грабежи и убийства. В течение двух веков монастырь несет подвиг оборонной службы.

Но никакие штурмы, беды, нападения, испытания не сломили стойкости Корнилиевых стен и мужества их защитников, ибо Сама Пречистая Богородица руководила ходом событий.

Летопись и предание сохранили для нас память о бесчисленных совершенных Ею чудесах.

После каждого вторжения, после каждого несчастья с помощью Пресвятой Богородицы монастырь залечивал свои раны, становился сильнее и неприступнее, и молитва продолжала денно и нощно гореть в нем, как неугасимая лампада.

За каждой раной, за каждым разрушением, за каждой потерей следовало исцеление, созидание и утешение, и монастырь как стоял, так и стоит незыблемо и неколебимо.

Совет

Можно сказать, что если Матерь Божия постоянно ограждала обитель от врагов, пытавшихся его физически разрушить, то тем паче будет спасать Она и впредь дом Свой от тех, кто посягает на духовную жизнь монастыря, кто пытается нанести ему моральный ущерб.

Зададим себе вопрос: в чем причина исключительного долголетия святой Псково-Печерской обители, долголетия, дарованного ей Господом как особое благословение?

Многие бы приписали это долголетие причинам материального характера: экономическим, географическим, историческим.

Однако глубокое изучение истории приводит нас к выводу о том, что все это лишь внешнее, поверхностное, что все это – не сами причины, а лишь их внешнее выражение, лишь тень Промысла Господня, отраженная в нашей земной действительности.

Истинную причину этого долголетия следует искать в том, что у основания монастыря стояли великие подвижники и чудотворцы: преподобные отцы Марк и Иона, преподобная матерь Васса, святой преподобномученик Корнилий. Их молитвами и их подвигами заслужил монастырь славу и долголетие.

Не допустили преподобные, чтобы в их обители прекратилась служба, погасли лампады, умолкли колокола. Незримое присутствие святых покровителей монастыря явственно ощутимо для каждого, приходящего сюда с чистой верой.

Истинные ученики и продолжатели преподобных, иноки последующих поколений сумели свято сохранить наследие, завещанное им основателями монастыря и дивным светильником Псково-Печерским – преподобным Корнилием. Это наследие – жизнь, протекающая строго по заповедям Христовым и обетам монашеским.

Светло празднуя 500-летие монастыря, будем твердо помнить, что важнейшим залогом долголетия, твердости и неприступности иноческой обители, ее защиты от видимых и невидимых врагов служит не богатство, не крепость стен монастырских, а главным образом внутреннее благоустройство самой жизни иноков и молитвенное горение каждого из них в отдельности.

Если не иссякнет молитва, если не охладеет жажда подвигов, то будет всегда сиять Псково-Печерская обитель на Русской земле, как самая яркая звезда на небе.

Псково-Печерский монастырь останется, как и в прежние времена, водоемом живой воды религиозного воодушевления; он будет по-прежнему питать и увлажнять иссохшие пустыни мирской жизни, давать живительную и спасительную влагу душам, алчущим и жаждущим правды.

Из века в век и сегодня славится обитель старцами, молитвенниками, благоустроителями, созидателями, иконописцами, церковным хором.

Обратите внимание

Как и в прежние времена, монастырь неустанно молится за русский народ и другие народы, за землю Русскую и за весь мир.

Как некогда, так и ныне к молитвам иноческим присоединяют свои скромные, но горячие моления паломники и почитатели святой обители. С теми же чувствами веры и благоговения приходят они к печерским святыням. Эти чувства неизменны. У них нет истории, как нет ее у самих святынь.

Господь знает, как нужна обитель всем алчущим, жаждущим, страждущим, болящим, заблудшим. Он знает, в чем нуждается каждый входящий в ворота обители с мольбой или хотя бы с внутренним вопросом.

Ни одну молитву, ни один вопрос не оставлял и не оставляет здесь Господь без ответа. С каждым, кто вошел сюда, прошептав: “Пресвятая Богородице, помоги, умоляю Тебя как Матерь, услыши…” – совершаются здесь чудеса. Каждый чувствует приток жизненных сил и внутреннее обновление.

Приходят сюда современные блудницы, мытари, разбойники. Они многого не знают, многого не понимают. Но надо помнить, что Господь ел с мытарями и грешниками и простил гонителя. Двери святой обители открыты для всех и каждого, для всех труждающихся и обремененных.

В каждом входящем – даже если он еще не приобщился к Православной вере, даже если он не так одет или не так причесан, даже если он позволяет себе неуместные высказывания,- наше любящее христианское сердце должно усмотреть возможного будущего паломника, так как неизвестно, когда и кого Господь к Себе призовет.

Чтобы в этом увериться, представим себе мысленно, на что были похожи прическа и одеяние евангельской блудницы и каковы были высказывания гонителя Савла до его обращения.

Молящиеся! Вы же сами просите Господа принять вас вместе с мытарем, вместе с блудницей, вместе с пришедшими в последний час. Не будьте же прокурорами, судьями и жандармами для других. На вас лежит большая ответственность. По вашему поведению судят не только об обители, но и о христианах вообще. Господь строго взыщет с вас, если вы отгоните кого-нибудь от Него.

Важно

Размышляя о прошлом монастыря и наблюдая его сегодняшнюю жизнь, мы должны четко осознавать, что прошлое и настоящее объединяет нечто общее, внеисторическое, незыблемое, неколебимое, вечное, что монастырь несет в себе весть о нетленной истине, одинаково необходимой для людей всех времен. Стоя у звонницы, где Ангел напоминает о безвозвратно бегущем времени, мы ощущаем полное слияние истории, настоящего момента и вечности.

Мы не ощущаем течения времени, ибо благодать Божия одинаково проникает в верующее сердце как сейчас, так и пять столетий назад, словно солнечный луч, в продолжение тысячелетий одинаково светящийся в капле чистой росы. Это ощущение вечности помогает нам спокойно и с твердой верой смотреть в будущее.

Мы знаем, что никто, в том числе и Печерская обитель, не гарантирован от новых испытаний.

И если они наступят, они не застигнут нас врасплох, ибо ни на минуту не угасает молитва в сердцах иноков и бесчисленных почитателей обители, живущих за ее святыми пределами и считающих себя ее духовными чадами.

Мы верим, что, если на то будет воля Божия, по молитвам Пречистой Богородицы обитель простоит еще не одно пятисотлетие и будет стоять всегда на грешной земле до скончания века.

Мы верим, что, когда по воле Господа возникнет новая, преображенная земля, Господь оставит на ней святую обитель, ибо в ней уже столько преображенного, что останется Господу лишь чуть-чуть ее подправить Своей Божественной десницей, как художник поправляет последний мазок на картине.

Чтобы и впредь твердо и незыблемо стояла обитель, нужно, чтобы не иссяк дух монашества, не прекращался бы поток желающих посвятить свою жизнь иноческому служению.

А для этого надо в свою очередь утверждать и защищать саму идею монашества, защищать ее от нападок, ложных представлений и клеветы.

Совет

Каждый должен понимать не только роль монастырей в истории России, в ее культуре и просвещении, но и осознавать, что монашество – это самое высокое, самое чистое исповедание христианства в духе истины.

Каждый должен осознавать, что монашество основано не на ненависти к жизни, как пытаются это представить вольные или невольные клеветники, а на любви к жизни, любви всеобъемлющей, не терпящей греха, ибо грех – это страшное искажение жизни, отвратительная болезнь и загнивание.

Пусть из уст в уста передают верующие люди друг другу весть о существующем на Псковской земле острове благодати, незыблемо возвышающемся среди бурного моря мирского зла.

Пусть еще много и много лет стекаются сюда болящие, кающиеся, надеющиеся и до земли склоняются перед нашими святынями в безмолвной, горячей мольбе.

Пусть каждый верующий приходит в монастырь за обновлением, проверяет самого себя, пересматривает свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями православной нравственности и восполняет свои пробелы и потери.

Пусть звонят в Печерской обители колокола!

Пусть не меркнут над нашими храмами сияющие золотом кресты!

Пусть высятся они к небу и напоминают о нем!

Пусть неустанно здесь возносится молитва!

Пусть, как солнце среди туч, сияет обитель подвигом духовным!

Пусть эта обитель борется за спасение нашего мира от грозного приговора, за которым некогда последовал потоп. Сей Божий приговор гласил: не может Дух Мой жить среди этих людей, ибо они стали плотью.

Как некогда Иоанн Предтеча, да станут святые обители на людном, шумном и суетном пути многоговорливой плотской жизни и напомнят суетящимся людям об истинной и достойной человеческой, а не животной жизни, напомнят вечную заповедь: Духа не угашайте!

Радуйся, святая обитель, во все времена, ибо ты служишь для нас постоянным источником неувядаемой радости. Да оградит тебя Господь от всякой напасти, как ты ограждаешь нас от лжи и зла. Стойте, могучие башни, пока живет ветхая и грешная земля. Не допускайте, чтобы ложь вошла через ворота обители. Здесь есть место только для истины.

1973 год

Источник: https://www.ioann.org/duhovnoe-nasledie/propovedi/35—–/129-500

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector