Пюхтица по-эстонски означает «святое место»
Сегодня святая Церковь совершает память преподобного Сисоя, получившего от Церкви имя Великого. Он был монахом-отшельником, подвизался в Египетской пустыне в пещере.
За шестьдесят лет пустынного подвига преподобный Сисой достиг высокой духовной чистоты и воспринял дар чудотворения.
Чрезвычайно строгий к себе, преподобный Сисой был очень милостив и сострадателен к ближним и всех принимал с любовью.
«Но не только за эти качества святой получил от Церкви звание Великий, – сказал Его Высокопреосвященство, обратившись по запричастном стихе к сестрам обители, многочисленным паломникам и мирянам.
Своей непрестанной молитвой, многими духовными подвигами, а главное — немалыми трудами покаяния заслужил он это имя. И, тем не менее, как следует из жития преподобного, когда он лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит.
На что тот сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», – возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».
Современному же человеку, кажется, что достаточно придти один раз на Исповедь, и все грехи прощены. Монах-отшельник, живущий в пустыне, сомневается: сотворил ли он достойнее плоды покаяния? Мы живем в мире, который соблазняет и затягивает в свои греховные сети.
Как же нам уберечься от него, если нельзя укрыться за монастырскими стенами или в пустыне? Прежде всего не прилепляться к его соблазнам и предложениям. На первый взгляд это трудно сделать. Нам нужны машины, компьютеры, телевидение, радио, газеты и журналы и много чего, что может нести соблазн.
И чтобы все эти достижения науки и техники, все эти плоды цивилизации не навредили человеку, следует ответить на один единственный вопрос: для чего все это ему? Какова цель человека, который всем этим пользуется или собирается воспользоваться? Господь будет судить нас по делам. А ведь дела это и есть та цель, которую человек поставил перед собой.
Главная цель верующего человека – исправиться и стать действительно Христовым, достичь Царствия Небесного. А вот задачи для этого у всех разные. У монахов это постоянная молитва за себя и всех тех, кто находится рядом. Для мирянина – не прилепиться к уловкам дьявольским, молитва и покаяние.
Но покаяние – это не просто перечисление грехов на Исповеди, а борьба с ними, исправление. Мы приходим в храм Божий как во врачебницу, где каждый получает свое лекарство. Но только тот больной, кто исполняет все предписания врача, может исцелиться. Будем же и мы исправляться, следовать за Христом, чтобы достичь своей главной цели – жизни вечной в царских райских обителях».
Богородицкая гора, на вершине которой расположен Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь, издревле носила название Куремяэ (эст. – Журавлиная гора).
Еще в XII-XIII веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Новгородскую и Псковскую земли с древними эстонскими городами Юрьевом (Тарту) и Колыванью (Таллин). В те далекие времена возникли в этом районе первые русские поселения.
С XIII века с экспансией крестоносцев началась католизация края. И все же часть населения оставалась верной православию, искала в нем поддержку. С введением в Эстляндии лютеранства (в первой половине XVI века) для иноверных наступили трудные времена. Православные храмы, часовни разрушались.
Богослужение совершалось на непонятном эстам немецком языке. В ХV столетии здесь были мученики за православную веру.
В древнем Юрьеве в 1472 году пресвитер Никольской церкви Исидор с 72-мя прихожанами были схвачены на реке Омовже во время крещенского водосвятия, заключены в тюрьму и через два дня брошены под лед в той самой Иордани, на которую они выходили в праздник Богоявления. И вот, в этом краю, в утешение измученному в непосильной борьбе с тевтонскими рыцарями эстонскому народу, явилась Божия Матерь.
По свидетельству Сыренецкой летописи XVI века более четырех веков назад в Куремяэ было знамение. Ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Они устремились на гору – видение скрылось. Когда же стали удаляться, Она вновь предстала их взорам. Вернувшись домой, пастухи рассказали об этом жителям своей деревни.
На другой день на рассвете селяне отправились на гору и тоже увидели Пречистую Деву Марию, в сиянии чудного света стоящую… На третий день собрались у горы крестьяне со всех окрестных деревень. И вновь Пресвятая Дева почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где забил источник ключевой воды.
Потом Пречистая Дева стала подниматься все выше, выше и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Пресвятая Дева Мария, селяне обрели в расщелине дуба икону Успения Божией Матери.
Крестьяне-эстонцы, будучи лютеранами, передали икону православным, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.
Сейчас икона, облаченная в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, стоит у правого пилона центрального нефа Успенского собора. Источник, с берега которого пастух наблюдал знамение, считается святым. Он не замерзает в холодные зимы. Купания в нем помогли многим избавиться от тяжелых недугов.
До сих пор сохранился и старый дуб, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Он также почитается святым, и всяк сюда приходящий пытался отщепить от него хотя бы кусочек коры. Сегодня вокруг древнего великана возведена ограда.
А рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится старая часовня.
Летом 1888 года настоятельница Костромского Богоявленского монастыря игуменья Мария прислала в близ лежащий населенный пункт Йыхви пять сестер во главе с монахиней Варварой (Блохиной), ей предстояло заложить в Пюхтице основы монашеской общины и перевезти на Богородицкую гору из г.
Йыхви благотворительные учреждения, существовавшие при местном православном братстве: лечебницу, аптеку и приют для сирот. По прибытии сестры начали трудится в лечебнице для приходящих людей. В 1889 году монахинями были приняты пять девочек сирот, которые обучались рукоделию.
Установленные богослужения совершались в домовой церкви. Так возникла небольшая женская община, указом Святейшего Синода от 9 мая 1890 года при храме общины был открыт самостоятельный приход, с дальнейшей реорганизацией в монастырь в Пюхтицах.
«По мысли нашего Братства будущая женская обитель могла бы явиться хранительницею чудотворной иконы Успения Богоматери на самом месте ее чудесного явления и под сенью этой святыни совершать путь иноческого подвига», – отмечала в своем письме ктитор обители Елизавета Дмитриевна Шаховская епископу Рижскому Арсению.
В 1891 году, после всех трудностей, связанных с отчуждением земли для обители, община была переведена на Святую гору, где был открыт Пюхтицкий женский монастырь.
Монахиня Варвара (в миру Блохина Елизавета Дмитриевна) была назначена Святейшим Синодом первой игуменией, настоятельницей Пюхтицкого Успенского монастыря.
Подвижница, «она ушла в монастырь десятилетней девочкой, до Пюхтицы почти сорок лет отдала служению и познанию Церкви: проходила клиросное послушание, в совершенстве изучила церковный Устав, простое обиходное пение, была лучшей чтицей, прекрасной золотошвеей, давала уроки рукоделия в монастырских училищах, слушала медицинские лекции, состояла в должности помощницы уставщицы и, наконец, десять лет была помощницею ризничей» – так характеризует игумению запись в монастырской летописи. Матушка Варвара, кроме диплома сестры милосердия Красного Креста, имела практические навыки по уходу за больными и ранеными в устроенных во время войны при Костромском монастыре эвакуационных госпиталях.
В 1891 году на праздник Успения состоялось торжественное открытие общины.
А в 1892 году Указом Священного Синода было определено монашескую общину переименовать в Пюхтицкий Успенский женский монастырь с возведением монахини Варвары в сан Игумении.
С первых дней существования обители в Пюхтице был установлен строгий монастырский порядок, какой можно было встретить только в старинных монастырях.
В устроении обители сыграл большую роль протоиерей Иоанн Кронштадтский. Он заботился о монастыре, регулярно помогал деньгами, присылал новых насельниц. Во время его приездов, особенно в торжества Успения Богородицы, в Пюхтице собиралось до десяти и более тысяч богомольцев и паломников.
В 1892 году был предложен генеральный план застройки монастыря, в основу которого была положена простая и ясная идея: церковь, находящаяся в центре обители, как бы собирает вокруг себя деревянные дома с келиями и Святые ворота со звонницей.
В том же году возводятся первые бревенчатые домики для келий, детского приюта. Закладываются главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними.
На средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства приобретаются первые колокола.
16 августа 1892 г. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, освятил первый каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1895 году был возведен трапезный корпус с церковью во имя святых СимеонаБогоприимца и Анны Пророчицы.
Число насельниц быстро росло.
В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря.
Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству.
В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.
Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом.
15 августа 1893 года на праздник Успения Божией Матери поздно ночью прибыл архипастырь монастыря архиепископ Рижский и Митавский Арсений.
В торжественной проповеди владыка сказал: «Когда мы приближались к вашей обители, увидели освещенные храмы и услышали звон колоколов, то остановились, чтобы насладиться гармоничным гласом кампанов ваших, раздающихся на далекое пространство среди ночной тишины, и чудным видом иллюминированного и освещенного лунным светом монастыря. Невольно при этом пришло на мысль недавнее прошлое сей горы: давно ли было то время, когда на этом самом месте, именуемом от лет древних Святой горой, была дикая пустыня, по которой с шумом проносились одни только буйные ветры, пролетали хищные птицы и пробегали дикие звери. А теперь здесь высятся святые храмы Божии, и в церквах слышатся гимны Богу во псалмах и песнях духовных, и обитает в монастырских келиях целый сонм людей Божиих. Поистине теперь эта гора – гора Божия, место святое!»
В 1897 году игумения Варвара Указом Святейшего Синода была переведена в Казанскую епархию, а на ее место назначена монахиня Алексия (Анна Михайловна Пляшкевич).
Заветным желанием игумении Алексии стало строительство большого трехпрестольного собора, который был бы украшением обители и где нашла бы достойное место икона Успения Богоматери. На это требовались огромные средства. Сестры трудились не покладая рук, развивалось золотошвейное дело.
Но наступили трудные времена – русско-японская война 1904-1905 годов внесла коррективы в планы монастыря. В Пюхтицкой лечебнице принимали раненых воинов, за ними усердно ухаживали монастырские сестры милосердия.
Приходилось больше работать на полях, чтобы прокормить и насельниц, и обездоленных людей.
Проект пятиглавого храма, выдержанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук.
Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора.
Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав.
Ныне в величественном пятиглавом монастырском соборе пребывает главная святыня обители – явленная икона Успения Божией Матери, обретенная в XVI веке.
Главный престол соборного храма освящен во имя Преславного Успения Пречистой Богоматери, престол северного придела – в честь Святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Солунского Мироточивого, южного – в честь преподобных Иоанна Лествичника и Серафима Саровского.
Украшением Успенского собора является Пюхтицкая икона Божией Матери, история которой чудесным образом связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Почти полвека находилась под его окормлениемПюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри.
Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе.
Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь.
В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси.
С его стороны это был настоящий подвиг, и пюхтицкие монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние.
История Пюхтицкой иконы Божией Матери «У источника» связана с именем праведного Иоанна Кронштадтского. Святой праведный Иоанн Кронштадтский как родной отец опекал сестер обители. Он помогал обители материально и духовно окормлял сестёр.
Великий пастырь всегда был желанным гостем в монастыре, все надеялись на его молитвенную помощь и поддержку. Отец Иоанн многих верующих посылал в святую обитель, при этом говорил: «Идите в Пюхтицы, там три ступени до Царствия Небесного. Целуйте эту землю, она освящена пришествием Божией Матери».
А сёстрам Пюхтицкого монастыря в свою очередь говорил: «Помните, вы встречаете гостей Самой царицы Небесной!»
В 1894 году сестры Пюхтицкой обители преподнесли чудотворный образ в дар Дорогому Батюшке в день его Ангела. На лицевой стороне Пюхтицкой иконы, внизу, сохранилась старинная дарственная надпись: «Протоиерею отцу Иоанну Ильичу Сергиеву труд живописиц Успенского женского монастыря на святой горе Эстляндской губернии.
1894 г. 19 октября».
Именно с этой иконой связано явление Божией Матери протоиерею Иоанну Кронштадтскому, о котором он сделал запись в дневнике во время пребывания в Пюхтицкой обители: «На 15-е, в день Успения Богоматери, 1893 года я имел счастье в первый раз видеть во сне явственно лицом к лицу Царицу Небесную и слышать Ее сладчайший, блаженный, ободрительный глас: «Милейшее есте чадо Отца Небесного», – тогда как я, сознавая свое окаянство, взирал на пречистый лик Ее с трепетом и мыслию: не отринет ли меня от Себя с гневом Царица Небесная! О лик пресвятый и преблагий, о очи голубые и голубиные, добрые, смиренные, спокойные, величественные, небесные, божественные! Не забуду я вас, дивные очи! Минуту продолжалось это явление, потом Она ушла от меня неторопливо, перешагнула за небольшой овраг и скрылась! Я видел сзади шествие Небесной Посетительницы. Сначала я видел Ее как бы на иконе, ясно, а потом Она, отделившись от нее, сошла и подвиглась в путь. Аминь».
До самой кончины святого праведного отца Иоанна Кронштадтского чудотворная икона находилась при нем. Впоследствии эта икона принадлежала благочестивой чете.
Незадолго до своей смерти супруги передали этот образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге.
Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и открыла Свою волю о возвращении Ее образа в Пюхтицкую обитель.
В Пюхтицкий монастырь икона вернулась в 1946 году в день празднования образа Божией Матери Боголюбской (18.06/01.07).
Икону встречали у священного дуба сестры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Алексией II (Голубевой), которая как раз накануне получила от епархиального управления освобождение от игуменского послушания по состоянию здоровья.
В дни скорби для всех сестер монастыря Матерь Божия Своим зримым возвращением в обитель свидетельствовала: «Не бойся, малое стадо…» (Лк. 12, 32), – приняв игуменское попечение о Своей обители и ее насельницах.
Ныне светозарный образ Пречистой Девы Богородицы встречает всех входящих в Пюхтицкий собор.
Источник: https://hramzp.ua/newsitem/pyukhtica-po-yestonski-oznachaet-svyatoe
Тысячи паломников посетили Пюхтицкий монастырь в праздник Успения
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил настоятельницу Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумению Филарету и насельниц с юбилеем основания обители.
ТАЛЛИНН, 29 авг — Sputnik. Расположенный на северо-востоке Эстонии, в Ида-Вирумаа, монастырь отмечает 125-летие основания.
Прибывший в Пюхтицу на торжества архиепископ Верейский Евгений, викарий Святейшего Патриарха, зачитал поздравления 28 августа, в престольный праздник обители.
© Sputnik / Евгений Ашихмин
Крестный ход к святому источнику.
В поздравлении, в частности, отмечается, что Пюхтица стала одним из важнейших духовных центров Русской Православной Церкви, по праву войдя в число самых известных и посещаемых женских обителей.
В судьбе монастыря в разное время принимали участие многие выдающиеся церковные и общественные деятели, среди них и святой Иоанн Кронштадтский, и княжеский род Шаховских, и уроженец Эстонии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отстоявший монастырь от закрытия.
Традиции не прерываются
Патриарх Кирилл особо отметил и вклад схиигумении Варвары, бывшей настоятельницей Успенского монастыря более 40 лет, в устроение жизни обители и сохранение преемственности традиций.
© Sputnik / Евгений Ашихмин
Тысячи паломников участвовали в торжествах.
И в наше непростое время тысячи верующих устремляются в Пюхтицу за духовной поддержкой.
Так было и в минувшее воскресенье, 28 августа, когда на праздник Успения Божией Матери в село Куремяэ, где расположена обитель, прибыло множество паломников из стран Балтии, из России и других государств.
Праздничную литургию совершили митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, архиепископ Верейский Евгений, епископ Нарвский и Причудский Лазарь и собор духовенства Эстонской Православной Церкви и Пюхтицкого монастыря.
Были вручены церковные награды. За особый труд на благо Святой Церкви настоятельница Успенского монастыря игумения Филарета удостоена ордена третьей степени преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Награды также были вручены духовенству монастыря и благотворителям.
Духовная радость и поддержка
В престольный праздник монастыря — Успение Божией Матери — состоялся крестный ход к святому источнику с чудотворной иконой Успения Богоматери, обретенной, по легенде, в XVI веке в селе Куремяэ, у подножия Журавлиной горы, эстонскими пастухами. Именно здесь в 1891 году, на месте, как гласит легенда, явления Божией Матери и обретения крестьянами святого образа, был основан монастырь, никогда не прерывавший своего служения за 125-летнюю историю.
© Sputnik / Евгений Ашихмин
Предстоятель Эстонской Православной Церкви митрополит Корнилий во время крестного хода к святому источнику.
Побывавший на торжествах в Куремяэ нарвитянин Геннадий Филиппов сказал Sputnik, что каждый год старается приезжать в монастырь на престольный праздник, но такого большого стечения народа ранее не видел. “Посещение Пюхтицкой обители для нас, прихожан, огромная духовная радость и духовная поддержка”, — отметил он.
Источник: https://ee.sputniknews.ru/society/20160829/3109036/puhtinski-monastir-palomniki-prazdnik-uspenija.html
Моя Нарва
Пюхтицкий Успенский женский монастырь.
Для древних эстов вся природа была живым и одухотворённым единством. Они верили в природу. Жертвоприношения совершались у камней, источников, деревьев, в священных рощах…
Первые встречи эстов с христианством проходили мирно, христианские проповедники проповедовали свою религию словом.
Позже немецкие завоеватели на юге, датчане на севере Эстонии подавили язычество местного населения и приобщили его к христианству.
В 1054 году христианство разделилось на католицизм и православие. Покорённые эсты в 13 веке стали христианами-католиками. В 1581 году окончилась Ливонская война. Эстония оказалась во власти Швеции. Щведы обратили эстов в свою лютеранскую веру.
В 1721 году закончилась Северная война. Эстляндия вошла в состав России. В России государственная религия — христианство, и русские стремились распространить свою веру в Эстляндии.
1880-е — 1890-е годы в истории Эстонии значится как «эпоха русификации». Губернатором Эстляндии стал князь С.В.Шаховской. Его женой была дочь военного министра Елизавета Дмитриевна Милютина.
За десят лет его губернаторства в Эстляндской губернии к уже 13 существующим православным приходам прибавилось 19 новых, в то числе:
Пюхтицкий Успенский женский монастырь (1891),
Воскресенская церковь в Нарве (1894),
Собор св. Александра Невского в Таллинне (1900).
Автором замысла основания монастыря был сам губернатор, а всю подготовительную работу выполнила его жена. Она сумела собрать немалые деньги, которые положила в банк на счёт монастыря. На проценты от вклада он должен был существовать. В 1885 году был учреждён Пюхтицкий православный приход с причтом.
Причт — это служители и певчие в православной церкви. Монастырь окружён каменными стенами и башнями, за монастырскими стенами другой мир, другая жизнь. Главная башня — одновременно воротная и колокольня. На арочном потолке первого этажа — прекрасная роспись «Покров Богоматери» в окружении четырёх 6-крылых серафимов.
На стенах Святых врат — две росписи: «Обретение чудотворной иконы» и «Успение Божией Матери». Все росписи выполнены умелыми и талантливыми обитательницами монастыря. Территория монастыря очень ухоженная, там растёт множество цветов, которые цветут с ранней весны до поздней осени. Среди этой красоты высится 5-главый Успенский собор.
Построен он в честь Успения Божией Матери в 1910 году по проекту архитектора Алексадра Полещука.
Собор — это душа монастыря. Он трёхпрестольный, рассчитан на 1200 человек. Главная икона монастыря — Успение Божией Матери- облачена в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными каменьями, выставлена на второй колонне центрального нефа.
На территории монастыря построены деревянные дома, им более 100лет. В них живут в двухместных кельях монахини и послушницы.
С 1952 года монастырём управляла настоятельница игуменья Варвара ( в миру Валентина Алексеевна Трофимова). Благодаря её неустанным трудам и заботам монастырь достиг своего расцвета. К сожалению, настоятельница Варвара недавно покинула грешную землю и ушла в мир иной. Похоронена она на монастырском кладбище.
Каждое утро в 6 часов монастырский колокол созывает монашествующих на молитву. После службы и утренней трапезы — послушание, то есть вид занятий на день.
Трудиться всем приходится много, потому что монастырь себя содержит и обслуживает сам.
75 га земли, коровы, овцы, лошади, птичник, пасека, мукомольня, баня, прачечная, просфорная,творческие мастерские, хор, библиотека, цветник, кладбище, 5церквей — всё это огромное хозяйство требует каждодневного труда.
На холме в тихом уединённом месте высится деревянная церковь в честь Сергея Радонежского, под ней могилы Сергея Владимировича Шаховского и его жены Елизаветы Дмитриевны. Здесь нашли свой последний приют основатели Пюхтицкого монастыря.
За монастырской оградой находится Святой живоносный источник, из которого можно испить святой водицы или оздоровить душу и тело купанием.
Пюхтицкий монастырь — прекрасное место. Здесь хорошо и благодатно чувствует себя каждый, приехавший в этот святой уголок.
Интересно прочитать:
Источник: http://www.mynarva.domlad18.com/pyuxtickij-uspenskij-zhenskij-monastyr/
Праздник Успения: дороги ведут в Пюхтицу
ТАЛЛИНН, 29 авг — Sputnik, Евгений Ашихмин. Обитель, основанная 126 лет назад в эстонском селе Куремяэ, при большом стечении паломников из Эстонии и других стран торжественно отметила 28 августа, в день Успения Божией Матери, свой храмовый праздник.
В память о чудесном обретении иконы
Литургию возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений. Владыке Евгению сослужили епископ Нарвский и Причудский Лазарь, а также духовенство Эстонской Православной Церкви и Пюхтицкого монастыря.
Литургия в Успенском соборе монастыря в день престольного праздника
По традиции после литургии участники торжества прошли крестным ходом к святому источнику, где был отслужен молебен. Во главе шествия они несли главную святыню обители — чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы.
Крестный ход к святому источнику с чудотворной иконой Успения Божией Матери, обретенной, по преданию, в XVI веке в селе Куремяэ эстонскими пастухами
Построен был монастырь в память о явлении в XVI веке Пресвятой Богородицы эстонским пастухам. Как повествует предание, этому событию сопутствовало обретение пастухами иконы Успения Божией Матери. С тех пор святой образ пребывал в деревянной церкви, а с 1910 года домом для святыни стал построенный к тому времени главный храм монастыря — каменный Успенский собор.
Печаль растворяется радостью
28 августа православные воспоминают Успение — праведную кончину Божией Матери. Этот день окрашен не только печалью об окончании земного жизненного пути Богородицы, но и радостью перехода в жизнь вечную. «Она и поныне наша помощница и заступница», — убеждены верующие.
На праздник Успения Божией Матери прибыло множество верующих из Эстонии и других стран
Священник Преображенского храма в городе Кохтла-Ярве отец Марк сказал журналисту Sputnik Эстония, что православные всегда особо почитали Божию Матерь и праздник Успения, не случайно многие храмы и монастыри посвящены Успению Богоматери.
“Подвиг Божией Матери — это смирение и молитва”, — говорит отец Марк и подчеркивает, что добродетельная жизнь Пресвятой Богородицы должна быть примером.
Житель Нарвы Юрий Соколов приехал в Пюхтицу вместе с группой паломников из приграничного города. «Мне поручили нести на шествии к святому источнику икону-хоругвь. Волновался, чувствовал внутренний трепет. Молил Богородицу и в конце-концов все устроилось, прошел вместе со всеми крестным ходом », — рассказал Соколов.
Монашеская жизнь не прерывалась
Он отметил, что многие приезжают в Пюхтицу за благословением к матушке игумении Филарете и к батюшкам, чтобы вместе с ними помолиться. А еще нарвитянин напомнил слова святого праведного Иоанна Кронштадского, который в самом начале становления Пюхтицкого монастыря, более века назад, опекал эту обитель, помогая сестрам духовно и материально.
“Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного”, — говорил всероссийский пастырь об этой эстонской святыне. Не случайно «пюхтица» с эстонского означает «святое место».
Отец Иоанн также пророчески говорил, что этой обители суждено долголетие.
Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на Православную Церковь в минувшем веке, монастырь, в истории возникновения которого в свое время большую роль играли Эстляндский губернатор князь Сергей Шаховской и его супруга княгиня Елизавета Шаховская, в отличие от многих и многих других обителей, никогда не закрывался. Здесь всегда была монашеская жизнь.
Угостили трапезой
Паломники бывают здесь не только по случаю праздников. Кто-то приезжает на несколько дней, чтобы получить послушание — помочь сестрам монастыря в каких-нибудь трудах.
Другие наведываются в село Куремяэ, чтобы набрать воды из живительного святого источника или окунуться в него.
А кто-то в составе туристических групп приезжает познакомиться с уникальным архитектурным пюхтицким ансамблем, состоящим из нескольких храмов и других строений.
Но самый большой людской наплыв бывает в престольный праздник. Вот и на этот раз несколько тысяч гостей посетили святое место Эстонии в день Успения Богородицы.
По окончании крестного хода всем участникам торжества была предложена праздничная трапеза.
Источник: https://news.rambler.ru/other/37746017-prazdnik-uspeniya-dorogi-vedut-v-pyuhtitsu/
Портал русской общины Эстонии – В Пюхтицком монастыре прошли торжества, посвященные празднику Сретения иконы Божией Матери «У источника»
1 июля 2014 года в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре (пос.Куремяэ, Эстония) прошли торжества, посвященные празднику Сретения иконы Божией Матери «У источника».
Божественную литургию в этот день в Успенском соборе обители совершил Высокопреосвященнейший Корнилий, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Ему сослужили Преосвященнейший Лазарь, епископ Нарвский и Причудский, а также духовенство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.
После чтения Евангельского отрывка Предстоятель Эстонской Православной Церкви митрополит Корнилий в своей проповеди рассказал об истории чтимого образа «У источника», о значении этой святыни для Пюхтицкой обители.
Эта икона была подарена сестрами монастыря святому праведному Иоанну Кронштадтскому, много сделавшему для устроения первого в Эстонии православного монастыря. Икона пребывала с отцом Иоанном до самой его кончины (1908), позже вернулась в Пюхтицу.
День возвращения в обитель этого святого образа (1 июля 1946 года) стал праздником Сретения Пюхтицкой иконы “У источника”.
В конце богослужения состоялся Крестный ход к дубу, на котором была обретена икона Божией Матери «Успение».
В трапезном храме для богомольцев был устроен праздничный обед, во время которого сестры монастыря читали сказание об истории Пюхтицкой иконы, пели духовные канты и исполняли музыкальные произведения на фортепиано. Этот праздник очень почитаем православными Эстонии и всегда собирает большое количество паломников.
Икона Божией Матери Пюхтицкая «У источника» была написана в 1894 году в иконописной мастерской монастыря и подарена Святому Праведному Иоанну Кронштадтскому в день Ангела. На образе запечатлено явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе- там, где забил святой источник.
Много лет молился батюшка перед этой иконой и завещал ее благочестивой петербургской чете, которая впоследствии передала образ монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря.
Пресвятая Богородица явилась монахине во сне и открыла свою волю о возвращении ее образа в Пюхтицкую обитель. Случилось это на Пасху 1946 года, а в день празднования иконе Боголюбской (18 июня/1 июля) образ Божией Матери «У источника» вернулся в Пюхтицы. Его торжественно встретили у древнего дуба.
Приняла святыню в свои руки тогдашняя настоятельница игумения Алексия II.
По сообщению Информационно-издательского отдела Нарвской и Причудской епархии.
Источник: http://www.baltija.eu/news/read/38969
Все святии земли эстонской, молите бога о нас!
История Православия на земле Эстонской достаточно драматична. Современные эстонцы по вероисповеданию лютеране, но семена христианства были принесены на эту землю в начале XI столетия, после Крещения Руси.
Уже в XIII столетии началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял крестовый поход на земли эстов и ливов.
Немногочисленное православное население подверглось гонениям, которые продолжались вплоть до Реформации, когда в XYI столетии в Эстонии утвердилось лютеранское вероисповедание.Но Православие в Эстонии не исчезло.
В знаменитой битве с немецкими рыцарями на льду Чудского озера в апреле 1242 года Благоверный князь Александр Невский защищал не только русские земли и княжества, но и веру Православную. Поэтому чтим его в Соборе эстонских святых, как покровителя Православия Эстонии и всего Прибалтийского края.
В самой эстонской земле на протяжении веков прославились многие подвижники благочестия и мученики. Мученическую смерть принял во время гонений на Православие пресвитер Никольского храма в Юрьеве (Тарту), уроженец этого города, основанного русским князем Ярославом, священник Исидор Юрьевский.
Магистр Ливонского ордена сразу после Крещения, 8 (21) января 1472 года, повелел бросить священника в реку Омовжу, воды который отец Исидор освящал на Богоявление. Священника утопили вместе с 72 прихожанами, среди которых были и малые дети.Когда немецкий рыцарь попытался вытащить младенца из воды, как рассказывает житие, ребенок сам бросился в реку к матери.
От притеснений немцев – латинян бежал из Юрьева Преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский, покинув родину, он подвизался в Спасо- Елезаровском монастыре, став пламенным исповедником веры Православной.Знаменитый Псково-Печерский монастырь основали выходцы из Эстонской земли православные священнослужители, бежавшие от преследований ливонцев.
В конце 1460-х годов священником–миссионером Иоанном Шестником (преподобный Иона) со своей супругой (преподобная Васса Псково-Печерская) был построен пещерный Успенский храм, давший начало обители.Игумен монастыря, мученик преподобный Корнилий, проповедовал в землях эстонских и дошел с проповедью до Нарвы.
В начале XYIII века, господствовавшие в Прибалтийском крае немцы, мешали проповеди Православия, хотя эти территории после Северной войны по Ништадтскому миру отошли России. Тогда принял смерть в Ревельском каземате священномученик Митрополит Арсений (Мацеевич) – за протест против произвола светской власти по отношению к Православной церкви.
Святым Эстонской земли является и Праведный Иоанн Кронштадтский, чьими трудами, молитвами и финансовыми пожертвованиями был возведен Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь, а первыми монахинями монастыря стали крестницы праведного отца Иоанна.
В XX веке среди сонма мучеников и исповедников Русской Православной Церкви прославились клирики, выходцы из Эстонии, или связанные с этой землей служением Православной Церкви.Пока в Эстонии была советская власть до 1920 года, многие православные священники приняли мученическую смерть, казненные за проповедь Православия большевиками.
Первый эстонский Епископ Рижской епархии мученик Платон (Кульбуш) зверски замучен красногвардейцами.Его арестовали в алтаре храма в Юрьеве, вместе с ним были арестованы протоиерей Николай Бежаницкий, протоиерей Михаил Блейве, сослужившие Владыке, и еще 15 человек. Их допрашивали с 8 января, а расстреляли 14 января 1919 года.
Очевидец событий вспоминает: после того, как отступили красные отряды из Тарту, «в подвале Дворянского кредитного банка лежали убитые, была гора трупов, окровавленных, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых застыл ужас… Вынесли отца Николая Бежаницкого, пастора Хаана, отца Михаила Блейве.
У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была выпущена в затылок… Одним из последних вынесли Епископа Платона. Он был страшно изуродован, но персты были сложены для крестного знамения.На теле Епископа обнаружили одиннадцать ран от штыка и четыре – от пуль. Отпевали убитых в Тарту».
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ НА ЭСТОНСКОЙ ЗЕМЛЕ
ТАЛЛИН. Православный Спасо-Преображенский собор: свт. муч. Платон Ревельский (ХХ в.).
РАКВЕРЕ. Православный храм Рождества Богородицы: сщмч. Сергий Флоринский (ХХ в.).
С. КУРЕМЯЭ (ок. 20 км. к югу от Йыхви). Православный Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь: оригинал иконы Божией Матери «Пюхтицкая» («У источника»), икона «Успение Пресвятой Богородицы», икона свт. Николая.
ВАЛГА. Кладбище: могила муч. Иоанна Петтайа (ХХ в.).
-
(Открываем святого Исидора для себя по-новому) Большой почитатель Св.Иоанна Златоуста, происхождением из Египта. Широко-образованный…
-
Сретение в переводе на современный русский язык означает ” ВСТРЕЧА”. Сретать – значит встречать.. У католиков в дословном переводе,…
-
ТОРУНЬ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ПОЛЬШИ (Торунь будет от сна готическим вкусом утреннего кофе) В Польше есть много городов, которые мне очень…
Источник: https://filaretuos.livejournal.com/387276.html