Художественный отдел Вологодского музея-заповедника
В просторных помещениях южной стены Вологодского кремля расположены две фундаментальные экспозиции художественного отдела: «Древнерусское искусство XIV – XVIII веков в собрании Вологодского музея-заповедника» и «Народное искусство Русского Севера».
Экспозиции ярко и образно представляют художественную культуру Вологодского края. Одна из них знакомит с памятниками иконописи, лицевого шитья, мелкой пластики, деревянной скульптуры. Произведения достаточно полно отражают особенности местной культуры, позволяют проследить влияние различных школ и направлений.
Гордостью музея являются такие памятники, как икона «Богоматерь Толгская» более известная под названием «Подкубенская», датируемая первой половиной ХIV века; икона «Троица Зырянская» конца ХIV века, написанная по преданию святителем Стефаном Пермским, уроженцем Великого Устюга; икона «Иоанн Предтеча в пустыне» конца ХV века, поступившая в музей из Семигородней пустыни; две иконы знаменитого московского изографа Дионисия – «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием» (около 1503 года) и «Успение Богоматери» (1500 года). Интересны памятники деревянной скульптуры второй половины ХVI века – «Георгий Победоносец» и «Параскева Пятница», покров с изображением преподобного Григория Пельшемского (ХV век), плащаница «Положение во гроб» 1662 года, созданная в мастерской Строгановых, многочисленные чеканные и гравированные напрестольные кресты, евангелия, потиры, дарохранительницы, отражающие искусство вологодских ювелиров ХVII – ХVIII веков. Поражают пышной декоративностью иконы мастеров ХVII века Ивана Маркова и Григория Агеева, привлекают своей фольклорностью провинциальные памятники ХVIII столетия.
Экспозиция «Народное искусство Русского Севера» знакомит с предметами крестьянского быта, с традиционными видами художественного ремесла: резьбой и росписью по дереву, ткачеством, вышивкой, набойкой, художественным металлом и гончарным делом.
Обыкновенные орудия труда, утварь, предметы костюма, талантливые мастера превращали в подлинные произведения искусства.
Посетители могут полюбоваться различными видами росписей: глубоковскими, пермогорскими, борецкими, ракульскими, пучужскими, гаютинскими, росписью «шекснинская золоченка», в изобилии представленными на прялках, сундуках, шкафах, «шкафах-поставцах», разнообразием свободно-кистевых росписей, которые украшали крестьянские интерьеры, превращая их в подобие «райского сада». Большую ценность представляла для наших предков одежда. Она отражала семейное и социальное положение человека, «говорила» о его состоятельности, способности к творчеству. Богатая орнаментальность браного и выборного ткачества, тонкая узорность вышивок вкупе с яркими красочными поясами, головными уборами и украшениями отличала одежду северян, передавая местные особенности, создавая удивительную гармонию и цельность костюма. Многие произведения народного искусства заключают в себе информацию об обычаях и верованиях наших предков, их эмоциональном восприятии мира, их нравственной культуре.
Сотрудники отдела планируют создать ещё одну экспозицию – «Северные ремёсла», в которой предполагается показать такие промыслы и ремесла, как северная чернь, шемогодская резьба, уфтюжские и устюжские графические росписи, домшинская береста, просечное железо, мороз по жести, устьянский рог и, возможно, ткачество фабрики «Красный ткач». Эта новая экспозиция будет прекрасным дополнением к Музею кружева и даст более ёмкое представление о том, что Вологодская земля – это кладезь народных талантов, поистине национальный заповедник народного художественного творчества. Богатые коллекции музея-заповедника позволяют формировать различные тематические комплексы по промыслам и вводить каждый раз новые экспонаты. Кроме того, музей тесно сотрудничает с промысловыми предприятиями области и имеет возможность организовывать совместные выставки или арендовать недостающие произведения у предприятий.
Одной из форм деятельности художественного отдела является подготовка и проведение круглых столов по завершению работы выставок современного искусства, семинаров и лекториев по народной культуре края, больших праздничных мероприятий, проходящих на выставках и в экспозициях отдела.
Сценарий строится таким образом, чтобы и экспонаты были «участниками» и вплетались в канву праздника. Одним из таких ярких праздников следует считать «Северный шелк», посвящённый культуре льна на русском севере и художественной обработке льняных тканей.
Интерес у посетителей вызывают и интерактивные экскурсии, тематические мастер-классы и конкурсы, в которых посетитель не сторонний наблюдатель, а активный участник.
Такие зрелищные мероприятия дают возможность представить «музейный продукт» по-новому, привлечь внимание аудитории и, что немаловажно, пополнить музейные коллекции, ведь комплектование фондов лучшими образцами современного народного и декоративно-прикладного искусства – одна из задач сотрудников отдела.
Для этой цели устраиваются также акции «Живой дух ремесла», торжественные церемонии передачи предметов музейного значения от владельцев и авторов проходят презентации различных видов художественных ремесел.
Художественный отдел уже несколько лет подряд проводит цикл мероприятий под рубрикой «Образы и символы». Одной из тем этого цикла является тема печатного пряника.
Вернуть былое величие этого старинного русского угощения, побудить художников и мастеров-резчиков создавать пряничные доски, вызвать желание у местного населения иметь свои семейные рецепты выпечки пряников – цели этого проекта.
Ежегодно в отделе разрабатываются новые мероприятия, посвящённые традициям русского пряника, а перед Новым годом устраиваются выставки-конкурсы, такие как «Пряник на ёлке», «Рождественский пряник», «Печатный пряник», «Пряник – сладкое лакомство» и т. д.
Победители конкурсов обязательно награждаются дипломами и получают различные бонусы. Сотрудники отдела также работают над сбором материалов по печатным пряничным доскам, хранящимся в музее-заповеднике, и приглашают к сотрудничеству коллективы всех районных музеев области, для того чтобы создать единый каталог.
Структурным подразделением художественного отдела является студия «Вологодские росписи». Она работает при музее уже более 30 лет и служит важной методической и учебной базой по развитию традиционных художественных промыслов края.
Студия объединяет тематические учебные группы: «Роспись по дереву», «Традиционная вышивка», «Ивоплетение и берестоплетение», «Цветной лоскут и традиционная тряпичная кукла», «Кружевоплетение», «Резьба по дереву. Деревянная игрушка».
Обучение в группах проводят профессиональные педагоги, народные мастера России и Вологодской области, защитившие свои авторские программы по народному искусству. Они являются не только опытными наставниками, но и очень активными музейными помощниками. Немаловажную роль в обучении играют музейные экспонаты, подлинные произведения народного искусства.
Часто в музейную студию приходят люди очень далекие от понимания традиций народного искусства, а через несколько лет из нее выходят грамотные специалисты, любящие и ценящие свою национальную культуру.
Выпускники студии «Вологодские росписи» участвуют в городских и областных художественных выставках, всесоюзных и международных фестивалях по народной культуре, являются преподавателями в различных клубах, студиях, школах, училищах и лицеях. Вологодский государственный музей-заповедник один из немногих музеев страны, который так активно и плодотворно работает по сохранению и восстановлению традиционной народной культуры Русского Севера.
Источник: http://cultinfo.ru/museums/regional-museums/the-vologda-museum-zapovednik/the-art-section-of-the-vologda-museum-reserve.php
Андрей Рублев. Автор Попов Г. В
На протяжении многих лет творчество Андрея Рублева предстает символом отечественной живописи, олицетворяя художественные вершины не только Древней Руси, но России вообще. Почитание его гения воплотилось в общерусской канонизации прославленного иконописца в 1988 году.
Память о Рублеве и как о художнике, и как об иноке никогда не угасала. Даже в XVII–XIX столетиях, в период увлечения новоевропейской культурой, его имя сохраняло популярность в старообрядческой среде.
На рубеже XIX–XX веков, отмеченном интересом к собственному художественному наследию, не было ни одного известного собирателя русских древностей, который не считал бы, что располагает подлинной иконой «Рублева письма».
Рублевская библиография насчитывает более полутысячи книг, статей, альбомов.
В осознании «подвига иконописания» великого художника ведущая роль, бесспорно, принадлежит реставраторам и историкам искусства, начиная с И. Э. Грабаря, первого ученого биографа великого мастера. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 годов явился отправной точкой для всех позднейших исследований.
Успехи в изучении наследия Андрея Рублева безусловны. И все же сведения о нем незначительны и отрывочны, а легенды так убедительно заманчивы, что зачастую в пылу желаний воссоздать его стройную биографию забывается главное — зыбкость множества позднейших сообщений и единичность бесспорных, прижизненно зафиксированных фактов.
Напомним, что сохранилось всего лишь два летописных известия о деятельности Андрея Рублева, восходящих к Троицкой летописи, созданной незадолго до смерти художника.
Первое из них относится к работе в московском Кремле, в Благовещенском соборе, под руководством Феофана Грека в 1405 году. Второе — к совместной работе в кафедральном Успенском соборе Владимира в 1408 году.
Остальные сведения о Рублеве, касающиеся позднейшего периода жизни художника, почерпнуты из житийных источников и воспоминаний, записанных преподобным Иосифом Волоцким около 1507 года.
Основатель и игумен Успенского монастыря на Волоке Иосиф был первым известным нам по документам почитателем и собирателем икон Андрея Рублева, а также его первым жизнеописателем.
Многое в жизни Андрея Рублева навсегда остается неизвестным. Но очевидны принципиальные факты: изначальное пребывание в московской культурно-художественной среде; «встреча» и последующее сотрудничество с Феофаном Греком. Нельзя исключать и возможность его поездки в Константинополь в качестве инока Симонова монастыря.
Духовные ориентиры Андрея Рублева были определены пребыванием в окружении современников Сергея Радонежского из числа его ближайших учеников, будь то в Симонове, Троицком или в Спасо-Андрониковом монастырях (не исключено и его прямое общение с преподобным, умершим в 1392 году), а так же связями с метрополией в период пребывания на кафедре Киприана и Фотия.
«Отвещение» Иосифа Волоцкого тончайшим образом — и вне зависимости от биографических частностей — определяет главные черты в творческом и аскетическом облике Андрея Рублева: постоянное и последовательное устремление к достижению «божественной благодати», вознесение к «невещественному и божественному свету», снискание «божественной любви».
Книга является переизданием работы Г. В. Попова о творчестве гениального древнерусского художника. Текст продублирован на английском языке, значительно увеличено количество иллюстраций.
* Издательство предоставляет скидки постоянным покупателям.
Источник: http://www.npilgrim.ru/book.php?lng=ru&book=73
Успение
Скачать файл
Реставрация: Реставрирована в 1927 г. в Вологодском областном краеведческом музее, реставратор А.И.Брягин.
Размер: 48,8 x 36,3 см
Автор: Нет данных
Материал: Дерево, левкас, темпера
Персоналии: Спаситель, Богородица, ( ВИ № 137 ) апостолы, святители
Уточняющая датировка: 15 в. Первая половина
Век: 15
Страна: Россия
Место хранения: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория: Праздники
Тип изображения: Сюжетная композиция
По одной местной легенде, Успенская Семигородняя пустынь на реке Двинице была основана в XV в. выходцами из Дионисиева Глушицкого монастыря. Они принесли с собой две иконы письма преподобного Дионисия Глушицкого, одной из них была икона “Успение”. Согласно другой легенде, в том же XV в.
все жители Семигородской волости вымерли от чумы, и до конца XVI в. Успенская церковь стояла “без пения”, т. е. была заброшенной. В 1593 г.
тяжко болевшей старице московского Новодевичьего монастыря Иулиании, происходившей из рода белозерских дворян Медведевых, было явление Богоматери, Которая повелела ей возобновить Семигороднюю пустынь и за это обещала даровать исцеление. Старица добралась до пустыни и в Успенской церкви нашла сохранившуюся икону “Успение”.
Она построила себе келью, а в 1602 г. восстановила обитель. Слава о чудотворной иконе “Успение” широко распространилась (“чудотворной” икона названа в грамоте царя Алексея Михайловича, датированной 18 марта 1648 г.).
После реставрации иконы, выполненной А.И. Брягиным в 1927, открылась звучная, красочная живопись, отличающаяся повышенной декоративностью цветовых сочетаний, основанных на контрасте теплых охр фона и палат, киновари риз, описей и ложа Богородицы с открытым и чистым голубцом.
Своеобразное узорочье мастер иконы вводит даже в форму пробелов, намечающих складки риз: они дополнительно обработаны белильными штрихами и точками, словно жемчугами. При этом иконописец мало следит за точностью и соответствием пропорций, не стремится к строгости и выверенности рисунка.
Подобная специфика художественной формы, отражающая народные эстетические нормы и представления, более свойственна мастерам, являвшимся выходцами из крестьян Русского Севера, чем основателям Русской Фиваиды, к которым относился преподобный Дионисий Глушицкий.
Особенности композиции и живописного решения иконы находят соответствие среди произведений, создававшихся в XV в. на Верхней Волге и в Пошехонье.
Успенская Семигородняя пустынь бывш. Кадниковского уезда
Источник: http://icons.pstgu.ru/icon/3113
Успенский собор
На древнейшей площади Великого Устюга, Соборном дворище, возвышается величественное здание Успенского собора. Этот храм издревле был на особом положении — цари «жаловали» деньги на его строительство и украшение.
В главном храме земли устюжской находились ее святыни: чудотворные иконы «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия», храмовая икона «Успение Богоматери».
Особо чтимым образом была выносная чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия».
История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.
На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI в. был построен одноименный каменный.
Возведенный по образцу главного храма Руси — Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере.
Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Огромное здание храма, основная часть которого выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию, выглядит подчеркнуто величественным.
Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине ХIХ века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце ХVII — ХVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов.
Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов.
Выдержанный в духе развитого барокко, великолепный иконостас поражает уникальной резьбой: гирляндами цветов, обвивающими каннелированные коринфские колонны с капителями, орнаментальными розетками, ажурными рамами икон верхнего яруса.
Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петром Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов и другие.
Святые образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чье творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление.
Современник известного иконописца академик Яков Фриз, составитель «Летописца города Устюга 1793 года», в главе «О художествах и науках внимания достойных в Устюге Великом» отмечал: «Город Устюг имеет право похвалиться иконописною работою и живописью… Сиеж самое искусство цветет ныне под надзиранием здешняго Успенскаго собора протоиерея Василия Аленева, которой в равном достоинстве состоит с наилучшими российскими живописцами».
С именем Василия Аленёва связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских — уникальную стенопись 70-х годов XVIII века, сохранившуюся до наших дней.
Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в последней четверти ХХ века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма.
Источник: https://vologda-oblast.ru/o_regione/kultura/muzei/velikoustyugskiy_gosudarstvennyy_istoriko_arkhitekturnyy_i_khudozhestvennyy_muzey_zapovednik/uspenskiy_sobor/
Вологодский кремль (Архиерейский двор): история, достопримечательности, музеи
Вологда — старинный город, первое упоминание о котором относится к 1147 году в «Сказаниях о чудесах Герасима Вологодского». Первое летописное упоминание о Вологде датируется 1264 годом.
Это часть Русского Севера, сохранившего древнерусские традиции, самобытные школы иконописи, декоративно-прикладное искусство, уникальную деревянную и каменную архитектуру.
Вологодский кремль (Архиерейский двор) — это один из красивейших ансамблей не только Вологодской земли, но и всей России.
Воскресенский собор и колокольня Софийского собора
Возвышение Вологды
Вологодский кремль был заложен в 1567 году по приказу царя Ивана Грозного, к юго-востоку от Городища — древнейшей части Вологды. В названиях существует некая путаница. То, что сейчас обычно называют Вологодским кремлем — это, на самом деле, Архиерейский двор, часть крепости Ивана Грозного.
Архиерейский двор (Вологодский кремль)
Сама же крепость, или Насон-город, занимала гораздо большую площадь, ограниченную нынешними улицами Мира, Октябрьской, Ленинградской и рекой Вологдой. Восточнее Кремля располагался Посад. Название «Насон-город» происходит от имени апостола Иассона (Насона): крепость была заложена 28 апреля, в день памяти апостолов Иассона (Насона) и Сосипатра.
Схематический ситуационный план Вологодской крепости // Н. Фалин. Вологодская крепость в XVII веке. – Вологда, 1924
По замыслу Ивана Грозного, Вологда должна была превратиться в новую столицу государства, центр опричнины. Своим возвышением Вологда была обязана удачному расположению на торговом пути между Москвой и Архангельском, который начал функционировать после установления дипломатических и торговых отношений между Англией и Россией в 1553-1554 годах.
♦ О том, как развивались торговые отношения между Россией и Англией в XVI-XVII веках, вы можете прочитать в статье «Старый Английский двор на Варварке в Москве».
В Вологде кончался сухопутный путь из Москвы, который шел через Троице-Сергиев монастырь, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль, и начинался водный путь в Архангельск по рекам Вологде, Сухоне и Северной Двине.
Это был перевалочный пункт, куда со всех концов стекались люди и товары. Вскоре здесь появилась «немецкая слобода», где селились иноземные «гости», главным образом, англичане и голландцы.
Вологда превратилась в один из богатейших русских городов.
♦ По теме: Дом Петра I в Вологде
Вологодский кремль поражал воображение. Его окружали каменные и деревянные стены, крепостные рвы. В середине XVII века Вологодский кремль насчитывал 11 каменных башен XVI века, надстроенных в XVII веке шатрами и 12 деревянных башен, отстроенных заново после разорения кремля поляками и литовцами в 1612 году.
♦ По теме: Александров — столица Ивана Грозного
Ко второй половине XVII века деревянные и каменные постройки Насон-города начали ветшать. В 1713 и 1714 годах царь Петр I издал указы, дозволяющие иностранцам вести торговлю только через Санкт-Петербург.
Торговля через Архангельск пришла в упадок, ушли в прошлое многолюдные архангельские ярмарки. Тем самым, Вологда потеряла свое важное положение и к началу XIX века превратилась в тихий провинциальный город.
В 1822-1823 годах была разобрана на кирпич последняя каменная башня — Владимирская, засыпаны почти все рвы и срыты крепостные валы. На их месте были устроены бульвары.
Остатки крепостного вала
Каскад из двух прудов, остатки рва с водой, который окружал город Ивана Грозного XVI века
Соборы Вологодского кремля
В центре Вологодского Кремля в 1568-1570 годах был поставлен величественный Софийский собор, строившийся по подобию Успенского собора в Московском Кремле. По первоначальному замыслу, он также должен был называться Успенским.
Согласно легенде, в 1571 году собор посетил Иван Грозный, где на него упал кусок штукатурки (по другой версии — кирпич). Разгневанный царь запретил освящать собор. Он был освящен лишь в 1587 году, уже после смерти Ивана IV. В 1686 году Софийский собор расписал ярославский мастер Дмитрий Плеханов.
Главная его достопримечательность — самая большая на Руси фреска «Страшный суд».
Софийский собор
Софийский собор
Фреска над южным входом в Софийский собор
Рядом с Софийским собором в конце XVI века была построена деревянная колокольня, замененная в 1654-1659 годах на каменную. В 1860-1870-х годах она была перестроена в псевдоготическом стиле, её высота составила 78,5 метров. Сейчас это самое высокое строение во всей Вологодской епархии. В теплое время года в ней открыта смотровая площадка.
Колокольня Софийского собора
Поскольку Софийский собор был холодным, летним, неподалеку от него в 1772-1776 на месте разобранной Юго-Восточной башни был поставлен теплый Воскресенский собор, яркий пример русского барокко. К сожалению, первоначальное внутреннее убранство Воскресенского собора не сохранилось. Сейчас в его стенах размещается Центральный выставочный зал Вологодской областной картинной галереи.
Воскресенский собор
Кремлевская площадь
Перед Вологодским кремлем расположена Кремлевская площадь. Здесь сохранилось немало достопримечательностей: Музей кружева, традиционные вологодские деревянные дома с резными палисадами, храм Александра Невского и др. В дни новогодних праздников на площади устанавливается большая елка, проводятся народные гуляния.
Храм Александра Невского (XVIII век) на Кремлевской площади
Деревянные дома с палисадами вдоль Кремлевской площади
Памятник К. Батюшкову и Муза со свирелью рядом с Кремлевской площадью
Музей кружева (бывший Госбанк) на Кремлевской площади, 1886 год
Сокровища Вологодского музея-заповедника
Рядом с Софийским собором в XVI веке был построен Архиерейский двор, который называют Вологодским кремлем. Первоначально его постройки были деревянными, а в XVII-XVIII веках перестроены в камне.
В наши дни почти всю территорию Архиерейского двора занимают помещения Вологодского областного музея-заповедника, где собраны богатейшие коллекции: иконы, церковная утварь, письменные источники, археологические материалы, предметы декоративно-прикладного искусства и др.
План архитектурного ансамбля Вологодского кремля (Архиерейские палаты)
На территории Архиерейского двора (Вологодского кремля): Воздвиженская церковь над Святыми воротами (1687-1692 года), Безымянный корпус, палаты Казенного приказа (Экономский корпус, XVII век). За ними возвышаются Софийский собор и колокольня Софийского собора
Экспозиция, посвященная природе и истории Вологодской области, размещается в корпусах Архиерейских палат.
Комплекс Архиерейских палат включает: Иосифовский корпус (палаты Иосифа Золотого, вторая половина XVIII века, елизаветинское барокко), Гаврииловский корпус (конец XVII века) и Симоновский корпус с церковью Рождества Христова (вторая половина XVII века).
Корпуса Архиерейских палат
Иосифовский корпус (палаты Иосифа Золотого), 1769 год
Симоновский корпус с церковью Рождества Христова, вторая половина XVII века
Лестница в Гаврииловском корпусе
Лестница в Гаврииловском корпусе
Одно из помещений Вологодского краеведческого музея
Экспозиция, посвященная средневековому периоду
Макет старинного здания
Бивни мамонта и черепа других древних животных, обитавших на территории нынешней Вологодской области
Отдел природы
Фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, найденной на неолитических стоянках в Вологодской области
Бронзовый гуннский котел V в., найденный в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии
Удила и фрагменты конской сбруи
Одна из экспозиций, посвященная XVII веку
Одна из экспозиций, посвященная XVII веку
Лев
Навершие хоругви. Просечное железо. Конец XVII века
Экспозиция, посвященная XVIII веку
Экспозиция, посвященная началу XIX века
Плуг, борона и другие предметы крестьянского быта
Изразцовая печь
Геодезические инструменты
Реконструкция типичной крестьянской избы Вологодской губернии
Зал, посвященный истории XX века
Изразцовая печь
В центре Вологодского кремля (Архиерейского двора) привлекает внимание кружевной деревянный домик. Это Архиерейский летний дом, который до середины XVIII века стоял на Соборной горке. Сейчас в нем размещается Администрация вологодского музея-заповедника.
Архиерейский летний дом
На территории Архиерейского двора
В Архивной Юго-Восточной башне Вологодского кремля (Архиерейского двора) размещаются временные экспозиции.
Например, в наш приезд в Вологду в новогодние каникулы 2018 года на первом этаже здания проводилась рождественская ярмарка, а на втором — выставки, посвященные Вологодскому маслу и 100-летию Октябрьской революции.
Интерьеры башни в значительной степени новые, с сохранением некоторых старых конструкций.
Вид в сторону Архивной Юго-Восточной башни и бывшего каретника
Архивная Юго-Восточная башня
Советский плакат, посвященный труду доярки
Дипломы и награды Вологодского масла
Архивная Юго-Восточная башня
Помещение Архивной Юго-Восточной башни
Слухи
Но главное сокровище Вологодского кремля, на мой взгляд, хранится в Музее древнерусского искусства, расположенного в зданиях бывшего Архиерейского дома (южная стена). Здесь можно увидеть редкие иконы XV-XVII веков, декоративно-прикладное искусство Вологодской губернии. На первом этаже размещаются временные выставки.
Архиерейский дом
Архиерейский дом, фрагмент
Икона «Богоматерь Неопалимая Купина», Марков Иван Григорьев, 1709 год, реставратор Н.Н.Федышин
Отдел иконописи
Деисусный чин: Богоматерь, Св. Иоанн Предтеча, Апостол Петр, Апостол Павел. Около 1515 года. Иконы из иконостаса Введенского собора Корнилиево-Комельского монастыря, Грязовецкий уезд. Дерево, паволока, левкас, дерево
Успение Богородицы. Дионисий, 1499-1500 года. Икона из Троицкого собора Спасо-Обнорского монастыря, Грязовецкий уезд
Преподобный Димитрий Прилуцкий, в Житии. Дионисий, около 1503 года. Икона из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды
Крест запрестольный (Киликиевский). Первая половина XVI века. Из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды. Дерево, кость, серебро, резьба, тиснение, золочение
Экспозиционный зал
Царские врата. Из Успенской церкви Александро-Куштского монастыря. Кадниковский уезд. 155х103. Дерево, резьба, левкас, позолота, роспись
Св. Параскева Пятница. Барельеф из епархиального древлехранилища. Вологда. Дерево, резьба, темпера
Экспозиционный зал на 3-м этаже
Георгий Победоносец. Горельеф из Музея иконописи и церковной старины. Вологда. Дерево, резьба, темпера, позолота
Богоматерь Одигитрия. Икона из Спасской церкви на Болоте, Вологда. Вторая половина XVI века
Чудо Св. Георгия о змие. Богоматерь Одигитрия (оборотная сторона). Конец XV века
Это только малая часть сокровищ Музея древнерусского искусства. Другая его часть посвящена декоративно-прикладному искусству. Богатство экспозиции здесь поражает не меньше.
Экспозиция, посвященная декоративно-прикладному искусству Вологодской губернии
Вологодский традиционный женский костюм
Доска пряничная, конец XIX века
Костюм охотника-зырянина, конец XIX — начало XX века
Экспозиция, посвященная декоративно-прикладному искусству Вологодской губернии
Свистульки
Интересны стены Архиерейского дома — они наклонные. Было ли так спроектировано первоначально, или они «поплыли» со временем, выяснить мне не удалось.
Галерея музея древнерусского искусства
Кувшины и прочие сосуды
Изделия из железа
Изделия из железа
И в заключение статьи — еще несколько фотографий с территории Вологодского кремля (Архиерейского двора).
Палаты Казенного приказа (Экономский корпус, XVII век)
На территории Вологодского кремля
Архиерейские палаты
Воздвиженская церковь над Святыми воротами, 1687-1692 года
Консисторский двор
Пятницкая Северо-Западная башня и Иосифовский корпус (палаты Иосифа Золотого)
Информация для посетителей и карта
- Адрес: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Россия, 160000, Вологда, ул. С. Орлова, д. 15
- Режим работы: с 10.00 до 17.00, выходные дни: понедельник, вторник. Касса работает до 17.00
- Тел/факс экскурсионно-просветительного отдела: (8172) 72-25-11
- Тел/факс приёмной: (8172) 72-22-83
- Сайт: www.vologdamuseum.ru
Фотографии сделаны в 2015, 2017 и 2018 годах.
© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Источник: https://anashina.com/vologodskij-kreml/
Цак – в москве проходит выставка «дымковские праздники. иконы церкви димитрия солунского в великом устюге»
Главная НОВОСТИ Архив
17 октября 2013 г.
В сентябре в Музее русской иконы в Москве состоялось открытие двух выставок, одна из которых «Дымковские праздники. Иконы церкви Димитрия Солунского в Великом Устюге», экспонируется на 2-м этаже. Выставка организована Музеем русской иконы совместно с Департаментом культуры Вологодской области и Великоустюжским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.
Музей русской иконы — первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы. Создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. Открыт в мае 2006 года в Москве. Музей некоммерческий и предназначен для широкой публики.
Собрание насчитывает более 4500 единиц хранения.
Оно включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства: от античных и позднеримских образцов, служивших основой византийской образности; раннехристианских и собственно византийских древностей VI–XIV вв.
, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев; греческих и поствизантийских памятников; произведений эфиопской культуры; – вплоть до русской иконописи, которая является основой коллекции и охватывает чрезвычайно обширный период – от XIV до начала XX века.
Единственным экспонатом выставки является комплекс 30-ти икон праздничного чина, который происходит из иконостаса каменной церкви Димитрия Солунского, возведенной в начале XVIII века в древней Дымковской слободе Великого Устюга – редкая возможность увидеть памятники вблизи.Все значительных размеров икон (62×49).
Как известно, в расположение икон в иконостасе их композиции ориентированы в православных храмах на определенные сложившиеся традиции. Так, на иконах праздничного чина (как правило, третий ряд иконостаса) изображались основные события евангельской истории (двунадесятых праздников).
Ансамбль этого иконостаса — уникальное явление русской художественной культуры, а по числу входящих в него образов и иконографическому составу сюжетов этот праздничный чин — один из самых подробных и обширных в древнерусском искусстве, рассказали представители музея.
Среди них – иконы с редко встречающимся сюжетом: Крещение народа Иоанном Крестителем, беседа Христа с самарянкой, Индикт Нового лета, «появление которых здесь можно связывать с влиянием на искусство Великого Устюга особенностей камерных иконостасов домовых церквей Строгановых», отмечает в своей статье «Дымковские “праздники” возвращаются» во 2-ом номере журнала «Русское искусство» заместитель директора по научной работе Ирина Шалина».
По словам работников музея, в 1984 году десять икон из этого собрания были похищены из иконостаса Димитровской церкви, филиала Великоустюжского музея-заповедника, переправлены за рубеж и до 2007 года находились в частной коллекции в Швейцарии.
На Западе, вероятно, сразу после кражи иконы подверглись так называемой “антикварной реставрации” – у икон был смыт оливково-голубоватый фон, восходящий к приемам мастеров Оружейной палаты, как и применение лаковых притенений. В доске сделали ковчег – углубление, в котором помещается живопись. По словам специалистов, это позволило придать иконе более древний вид, что автоматически повышала стоимость.
Затем памятники были обнаружены сотрудниками Музея русской иконы, выкуплены его основателем Михаилом Абрамовым и возвращены в Россию. В 2012 году все десять икон были безвозмездно переданы законному владельцу — Великоустюгскому музею-заповеднику.
Основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов, несмотря на то, что пришлось расстаться с экспонатами, доволен, ведь в его музее впервые проходит выставка из государственного собрания. Он также выразил готовность “эту правильную тенденцию” сотрудничества с государственными музеями “продолжать и дальше”.
Экспонирование в Москве тридцати икон ансамбля – редкая возможность увидеть памятники вблизи. Но это не единственная цель благотворительной выставки.
Передача Музеем русской иконы утраченных памятников государственному музею Великого Устюга – одно из проявлений его широкомасштабной деятельности по поиску и возвращению в Россию произведений древнерусского искусства, в разное время и разными путями оказавшихся за рубежом, в результате которой уже более 3000 памятников привезено из-за рубежа, в том числе около 400 отечественных икон XVI – начала XX столетий.
На церемонии открытия выставки состоялся акт передачи древних икон и двух створок иконостаса государственным музеем, а также действующим храмам и монастырям, в ней приняли участие и другие частные коллекционеры Москвы.
В рамках проводимого художественного проекта в этот же день на 4-м этаже в Музее русской иконы открылась выставка произведений одного из ведущих фотохудожников России, талантливого мастера и певца Русского Севера – Алексея Нитецкого «Запечатленная вечность. Архитектурные образы земли Вологодской».
Этот проект подводит итог почти 20-летней работы выдающего фотохудожника и тонкого ценителя архитектурных красот и пейзажей Русского Севера – Алексея Викторовича Нитецкого. Среди представленных 80 произведений – виды самых знаменитых монастырей и городов Вологодской земли, запечатленные в разное время.
С одной стороны они являются документально-исторической фиксацией памятников русской архитектуры, с другой, скорее относятся к живописным работам, позволяющим ценить композицию, любоваться богатством и переливами цветов и почти осязаемой световоздушной средой, наполняющей каждую фотографию.
В результате продолжительных поездок по российской провинции, вызванных необходимостью фотографирования памятников древнерусского искусства, исполнения заказов музеев, институтов, издательств, А.В. Нитецкий накопил огромный фотоархив снимков, уникальных по замыслу и исполнению, что наделяет мастера особым статусом хранителя образов русской земли.
Перед посетителями выставки предстанет настоящая фотографическая летопись Вологодского края 1990–2000-х годов. Красота эпических пейзажей, содержательно-символическая наполненность каждого снимка, представляющего собой запечатленную Вечность, мастерство исполнения не оставят равнодушным ни одного из зрителей.
Выставки открыты для посетителей на безвозмездной основе до 12 ноября 2013 года.
Автор-составитель: Махонина Надежда, научный сотрудник ЦАКа.
Источник: http://acmus.ru/news/v_moskve_prohodit_vistavka_dimkovskie_prazdniki_ikoni_cerkvi_dimitriya_solunskogo_v_velikom_ustyuge/index.php
Горне-Успенский монастырь в Вологде
Горне-Успенский (также Успенский Горний или Горний монастырь) — женский монастырь в Вологде, существовавший в 1590—1924 годах.
Расположен в исторической части города, называемой Верхний Посад, в районе, ограниченном улицами Завражская, Бурмагиных и Мохова. Отдельные здания сохранились и реставрированы, другие сохранились частично или полностью утрачены.
Является комплексом памятников архитектуры (категория охраны местная).
История
Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери.
Монастырь основан в 1590 году старицей Домникией, в годы царствования Фёдора Иоанновича и правления архиепископа Вологодского и Великопермского Ионы Домникия стала первой настоятельницей. Дата основания монастыря устанавливается на основании двух сохранившихся грамот (одна из них — челобитная 1613 года, поданная старицами монастыря архиепископу Сильвестру).
Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века.
В 1692—1699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобного Сергия Радонежского. В 1709—1714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия.
Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов.
В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного.
В 1824 году монастырь посетил император Александр I. В 1826—1828 годах на его средства был построен двухэтажный настоятельный корпус.
В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь.
В 1870—1890-х годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию.
В 1880 году перестраивается колокольня.
В 1888 году епископ Феодосий преобразовал приют при монастыре в епархиальное женское училище, которое в 1903 году переехало в новое здание за пределами монастыря.
В 1918 году монастырь был закрыт, но часть монахинь оставалась в нём до 1923—1924 годов, пока он не был окончательно отдан под нужды Красной Армии. Успенский собор оставался действующим до 1924 года. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. В советский период на территории монастыря располагались пересыльная тюрьма и воинская часть.
В 1995 году началось восстановление Успенского храма, и с 1996 года в нём стали проводиться службы. Игуменский дом и здание приюта используются под магазины и склады.
Храм в честь Успения Божией Матери
Успенский собор, вид со стороны колокольни и придела Сергия Радонежского, 2009 годАпсиды Успенского собора и придела Сергия Радонежского, 2009 год
Успенская церковь, давшая впоследствии название монастырю, а также Успенской трети Вологды, была впервые построена и освящена на этом месте значительно раньше основания монастыря. Первая деревянная церковь Успения была одним из древнейших строений Вологды. В 1303 году на праздник Успения новгородский епископ Феоктист освятил в Вологде церковь Пресвятой Богородицы. Вероятно, эта «церковь пречистая старая» сгорела «со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь» в 1499 году. Под «монастырём», возможно, имеются в виду несколько келий, существовавших при храме, которые, однако, официально монастырём не являлись. На её месте была построена также деревянная церковь Успения, которую в свою очередь сменил нынешний каменный Успенский храм, построенный уже как монастырский собор.
Каменный холодный Успенский собор с колокольней и тёплой зимней церковью (приделом) преподобного Сергия Радонежского был построен в 1692—1699 годах на месте двух прежних деревянных церквей на пожертвования царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича,. В 1691 году начали «ров копати и набутили», а с 1692 года началось строительство самого здания, которое было закончено в 1694 году. 23 мая 1695 года храм был освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом.
Кресты на куполах были позолочены. Известно, что собор именовали «Золотые кресты».
Находящаяся рядом с монастырём церковь Николая Чудотворца на Горе на данный момент также называется «Золотые кресты», но, как следует из архивных документов первой половины XVIII века, изначально он дополнительно назывался «у Золотых Крестов», то есть имелось в виду, что он находился недалеко от Успенского собора.
В 1761 году в Успенском монастыре произошёл пожар, своды и главы храма были сильно повреждены и утратили свой золотой узор. Вследствие этого название «Золотые кресты» перешло к церкви Николая, которая стала именоваться «Никола на Горе» — «Золотые кресты».
Внешне Успенский храм больше напоминает обычную приходскую церковь, нежели монастырский собор. Его архитектура основывается на традициях зодчества XVI века. Основная часть здания кубической формы.
Её венчают один световой и четыре декоративных барабана, украшенных аркатурой и несущих крупные луковичные главки.
Декор фасадов довольно скупой: плоские лопатки, простые карнизы, наличники окон из валиков.
В 1880 году придел, трапезная и колокольня были перестроены в псевдорусском стиле.
В середине июля 1924 года собор перешёл в ведение отдельной роты связи Энской дивизии. 26 июля в нём был устроен первый киносеанс для красноармейцев.
Успенская соборная церковь с приделом Сергия Радонежского является памятником архитектуры (категория охраны местная). На данный момент храм восстановлен и является действующим. Составляет единый приход с церковью Константина и Елены.
Иконы Успенского собора
К моменту закрытия Успенский собор имел резной золочёный пятиярусный иконостас.
Из Успенского собора происходят две выдающиеся иконы — Успение Богоматери и Вознесение — Сошествие во ад, обе XVI века, и обе, вероятно, имеют вологодское происхождение. После закрытия монастыря иконы находятся в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ).
Икона Успения Богоматери являлась храмовым образом Успенского собора, куда была перенесена из деревянной церкви Успения, созданной на месте сгоревшего в 1499 году храма.
В собрании ВГИАХМЗ находится также рама с клеймами жития Богоматери начала XVIII века, которую по стилю относят к мастерской Ивана Григорьева Маркова. Икона трижды поновлялась, дважды украшалась окладами (сначала — басменным, затем — серебряным чеканным), реставрирована в 1977 году Н. И. Федышиным.
Известно также об имевшихся в Успенском соборе «старинных» иконах Спасителя и преподобного Сергия Радонежского.
- Успение Богоматери. Первая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
- Успение Богоматери, фрагмент: Иисус. Первая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
- Вознесение — Сошествие во ад. Вторая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
- Вознесение — Сошествие во ад, фрагмент: ангелы. Вторая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
Придел Сергия Радонежского
Тёплая придельная церковь Сергия Радонежского расположена с северной стороны Успенского собора. Её строительство началось в 1692 году и закончилось в 1697—1698 годах. Достроен придел Сергия был подмастерьем Василием Карповым, имевшим прозвище «Варган», с сыном Дмитрием. Работал он также «с товарыщи», крестьянами Спасо-Прилуцкого монастыря из села Коровничье.
Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского одноэтажная, одноглавая, трёхпрестольная.
Имеет обширную трапезную, на правой стороне которой находился придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа иконописца, устроенный 4 апреля 1866 года и освящённый в 1712 году.
На левой стороне трапезной имелся придел во имя святого Николая Мирликийского, упоминаемый в монастырской описи 1634 года и освящённый в 1714 году.
Колокольня Успенского собора
Колокольня монастыря, построенная в конце XVII века одновременно с Успенским собором, была шатровая по форме и связана с храмом.
В 1880 году из-за «открывшихся повреждений» колокольня была перестроена и находится с западной стороны, над входом в собор. Колокольня двухъярусная, вверху постепенно сужающаяся в виде шатра. Высота колокольни с крестом около 36 м (17 саженей). На колокольне 10 колоколов: самый большой весит около 4 тонн. На втором ярусе колокольни было устроено помещение для ризницы.
Алексеевская церковь
Алексеевская надвратная церковь, 2008 год
Алексеевская надвратная церковь (или церковь преподобного Алексия, человека Божия) сооружена в 1709—1714 годах, освящена в 1720 году. Для завершения её строительства игуменье с монахинями пришлось «на Москве и в городах собирать по верующим… кто что подаст».[источник не указан 2398 дней]
Надвратная церковь была каменная, холодная, одноэтажная, одноглавая, однопрестольная. Имела под собой Святые врата с двумя пролётами: большим и малым. Первоначально предполагалось освятить в церкви два престола: первый — во имя святителя Николая Чудотворца, второй — во имя Алексия, человека Божия.
Нижний этаж не имел украшений на фасаде, был включён в ограду монастыря и служил подклетом храма. Верхний этаж занимал непосредственно сам храм с четырьмя окнами, придававшими зданию жилой вид. Фасад второго этажа был богато украшен полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами, характерными для начала XVIII века.
Купол церкви был выполнен в классическом стиле.
В храме находился древний образ Спаса Нерукотворного с изображением многих святых. Двухъярусный иконостас, который был создан в одно время с церковью, украшала золотая резьба по голубому фону.
Алексеевская надвратная церковь является памятником архитектуры (категория охраны местная). В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии.
Игуменский дом
Современный вид игуменского дома
Двухэтажный игуменский дом построен в 1826—1828 годах. Средства на строительство были выделены императором Александром I после посещения монастыря в октябре 1824 года. Дом игуменьи является памятником архитектуры (категория охраны не установлена).
Приют и училище
Современный вид здания женского училища
Впервые мысль о создании училища была высказана преподобным Христофором 7 ноября 1862 года. Сиротский приют появился в 1869 году, когда игуменья Севастиана по совету и с благословения преосвященного Палладия приняла на полное попечение 10 девочек, в основном сирот духовенства.
Изначально приют размещался в игуменском доме, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября 1870 года в день преподобного Сергия Радонежского, храмовый праздник тёплой монастырской церкви. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году.
К началу 1880-х было решено соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трёхэтажный корпус из-за возросшего количества воспитанниц, число которых доходило до сорока пяти в год. Строительство велось на средства преосвященного Феодосия (до 10 тысяч рублей), и ещё 9,5 тысяч рублей он потратил позже на его обустройство.
Полный курс обучения в приюте был шестилетним: три класса, по два года каждый. Преподавались чтение, письмо, «Закон Божий», объяснение богослужения, священная и отечественная история, русский язык, география, арифметика, пение и рукоделие. Всего с 1873 по 1888 год было 7 выпусков в количестве 106 воспитанниц.
В 1888 году епископом Феодосием приют был преобразован в епархиальное женское училище. На его устройство Феодосий пожертвовал около 20 тысяч рублей и выделил капитал в 10 тысяч рублей, с которых шли проценты на содержание приюта.
Выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах.
В 1902—1903 годах училище переехало в новое здание на Златоустинской набережной (сейчас набережная VI армии, 113), а на его месте был устроен детский приют.
Дом воспитанниц приюта является памятником архитектуры (категория охраны не установлена).
Богадельный корпус
Богадельный (или больничный) корпус находился к северо-востоку от приюта.
Он был построен на средства архиерейского дома при епископе Симоне, управлявшем с 1664 по 1684 год, для призрения в нём двенадцати престарелых и больных стариц. Богадельный корпус стал первым каменным зданием монастыря.
В 1870 году к нему был надстроен второй деревянный этаж с деревянной крышей. С 1871 года в нём проводились общие трапезы и чтение псалтыри.
Ограда
До конца 1790-х годов монастырь был обнесён деревянной оградой. В 1890-е была выстроена новая, каменная, с четырьмя башенками по углам, которая в диаметре значительно превосходила старую деревянную.
По высоте она была около 3 метров (4—5 аршин), по длине около 780 метров (365 саженей). В ограде было двое ворот. С восточной стороны находились большие въездные Святые ворота из двух пилонов, украшенных круглыми окнами.
С южной стороны находились малые пешеходные.
Прочие здания
Полуразрушенный деревянный дом, принадлежавший монастырю. Находился за оградой
В монастыре находились ещё несколько строений:
- деревянный двухэтажный дом с деревянной крышей для проживания сестёр. Находился рядом с богадельным корпусом. Был построен в 1869 году;
- деревянный одноэтажный дом с деревянной крышей для проживания больных сестёр. Находился к югу от игуменского дома. Был построен в 1875 году Н. Н. Ратаевой;
- пятнадцать деревянных келий, в которых жили в основном рясофорные и белицы;
- два амбара;
- два погреба;
- баня с прачечной;
- деревянный каретник с конюшнями.
Кроме того, монастырю принадлежали несколько зданий за оградой:
- деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте с прилежащими землями. Был приобретён в 1875 году на монастырские средства;
- деревянный одноэтажный дом. Был пожертвован в 1881 году Софьей Александровной Засецкой, вдовой титулярного советника.
Монастырские угодья
Монастырю принадлежали двенадцать сенокосных дач в Вологодском и Грязовецком уездах:
- Крестовка;
- Новокупка;
- Большая Четверть;
- Малая Четверть;
- Березовка;
- Забережица;
- Попадейка;
- Лыкуша;
- Черепаниха;
- Чищенье;
- Бесовское;
- Галино Чищенье.
Также монастырю принадлежали 600 квадратных саженей земли в Грязовце, пожертвованных в 1877 году вдовой капитана Е. П. Ивановой, и земля при Николаевской Озерской церкви.
Николаевская Озерская церковь
В 1860 году по указу Святейшего Синода от 30 апреля с целью увеличения содержания монастыря к нему была приписана бесприходная Николаевская Озерская церковь, принадлежавшая ранее одноимённому монастырю. Церкви принадлежали 73 десятины и 2041 квадратная сажень земли, а также 4450 рублей, пожертвованных бывшим священником Александром Соколовым.
Настоятельницы монастыря
В списке приведены те промежутки времени, для которых имеются источники, что им управляла та или иная игуменья. При этом в пропущенные промежутки монастырём, возможно, управляли те же самые настоятельницы.
- С 1590 — Домникия;
- До 1613 года — две старицы: Евлампия и Говдела;
- На 1613 год — Анисья;
- 1613—1623 — вновь Домникия;
- 1623—1624 — Марьемьяна;
- 1639—1644 — Анна Левашева;
- 1649—1658 — Вера;
- 1660—1673 — Наталья;
- 1677—1685 — Екатерина;
- 1686—1688 — Анисия Зуева;
- На 1689 год — Агрипина Бердяева — переведена из Псковского Ильинского монастыря;
- 1690—1709 — Екатерина Лунинских, возможно, вместо Евгении до 1714 года;
- 1710—1713 — Евгения;
- В 1714 году — Афанасия;
- 1721—1722 — Досифея;
- 1738—1741 — Аркадия Скворцова;
- 1742—1746 — Евдокия;
- 1746—1770 — Аркадия;
- 1770—1784 — Араксана;
- 1784—1786 — Ирода;
- 1787—1795 — Анастасия;
- 1795—1805 — Дорофея;
- 1805—1814 — Феоктиста;
- 1814—1818 — Евстолия;
- 1818—1822 — Митрополия;
- 5 июля 1822 — 1839 † — Серафима — мещанская дочь, девица, определена в Горний монастырь послушницей 2 ноября 1809 года, в нём же была пострижена в монахини в 1816 году. Назначена казначеем 11 декабря 1818 года;
- 21 января 1840—1844 † — Мефодия;
- 13 августа 1844 — 1847 † — Евфрасия;
- 25 сентября 1847 — 17 декабря 1848 — Раиса — перемещена в настоятельницы Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря;
- 2 февраля 1848 — 2 февраля 1850 † — Соломия;
- 27 мая 1850 — 22 ноября 1856 † — Раиса — повторно, перемещена из настоятельниц Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря;
- 22 ноября 1856 — 7 июня 1857 — Амфилохия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи;
- 7 июня 1857 — 1 ноября 1866 — Смарагда;
- 31 октября 1866 — 21 января 1871 † — Севастиана;
- 21 января 1871 — 4 июня 1871 — Виталия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи;
- 4 июня 1871 — 27 декабря 1893 † — Арсения (Варвара Александровна Ярышкина, в девичестве — Болтина);
- 20 февраля 1894—1904 — Сергия.
Источник: https://tropki.ru/rossiya/vologodskaya-oblast/vologda/gorne-uspenskiy-monastyr