Икона божией матери владимирская ростовская, россия, город ростов великий, государственный музей-заповедник ростовский кремль

ВЛАДИМИРСКАЯ-РОСТОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ – Древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК

Владимирская-Ростовская икона Божией Матери

Празднование 21 мая, 15 августа

Явление

Согласно житию преподобного Алипия Печерского из Киево-Печерского Патерика, однажды один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить её семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился к двум знакомым монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем.

Иноки согласились и заказчик дал им серебра и вручил приготовленные для икон доски. Но иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Когда заказчик вернулся, монахи сказали что Алипий требует еще денег, получили их, и вновь утаили средства. Так повторялось несколько раз.

Наконец заказывавший явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону. Алипий уверял настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, но последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски.

Обратите внимание

Когда это было сделано, оказалось что на них – священные изображения, тогда как сам игумен в прошедший день видел доски пустыми. Чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия и обличило клеветников.

На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображен Спаситель, на другой – Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а на остальных – святые. Образа были поставлены в храме на Подоле, но вскоре церковь сгорела в пожаре. При этом все чудесно-написанные иконы были найдены в пепле нисколько не пострадавшими от огня.

Весть об этом событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха. Он лично убедился в целости икон и взял образ Богородицы с собой в Ростов. Там он велел её поставить в местный ряд иконостаса в Успенском соборе.

Пребывание в Ростове

Чтимая икона Божией Матери в Ростовском соборе неоднократно была прославлена чудесами. Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Её перенесли в новую дубовую церковь.

Последняя в 1160 году, во время большого пожара в Ростове, была уничтожена, но огонь и в этот раз не коснулся святого образа. После возведения нового Успенского собора в камне, икона была перенесена в него.

В 1408 году в Ростове опять произошел страшный пожар, от которого крыша соборной церкви растопилась, а своды и глава пали внутрь; пламя сильно повредило церковную утварь и все иконы, но чудотворная икона Богоматери не пострадала от огня и в этот раз.

По оценке обзорной статьи Вахриной и Щенниковой митрополит Иона (Сысоевич) “соединил” сказание Киево-Печерского Патерика о чудесно написанной иконе Богородицы с чтимым в Успенском соборе Ростова образом и лишь после этого – “вероятно, вскоре после 1686 г.

, когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии” – в Ростове началось почитание Владимирской-Ростовской иконы как связанной с преподобным Алипием [1].

В тот период в нише алтаря Успенского собора, за образом Владимирской иконы в иконостасе, появилось настенное изображение преподобного Алипия.

Вскоре за тем по заказу митрополита Иоасафа (Лазаревича) был сделан список для замены (обветшавшей?) древней чтимой иконы, которая была отмечена как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 года. Новый список был выставлен на месте древней святыни, слева от царских врат собора.

Согласно чеканным надписям с датами на окладах иконы и рамы, риза была изготовлена “тщанием” митрополита Иоасафа (Лазаревича) в 1695 году, оклад рамы – в 1696 году. В 1701 году митрополит Иоасаф приложил к окладу золотую пластину с чеканным изображением Богоматери с Младенцем и золотую монету (“златницу”) на помин души патриарха Адриана.

Важно

В XVIII-XIX веках почитание иконы распространилось за пределы Ростова по его окрестностям. В 1743 году священномученик Арсений (Мацеевич) установил 2 июля ежегодный крестный ход с ростовской святыней в Ярославль и по сёлам Ростовского уезда.

В 1795 году к раме иконы были прикреплены семь накладных изображений, выполненных чернью, с сюжетами и надписями об истории иконы, взятыми из Киево-Печерского Патерика; их появление, видимо, связано с указом Синода от 1762 года, дозволившим вносить киевских святых в общий Московский месяцеслов.

С иконы было сделано несколько списков. В 1855 году Городское общество Ростова заказало местному художнику-иконописцу А. Ф.

Крылову список с иконы с ростовскими святыми на полях для 128-й ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшего в Крымской войне. После возвращения дружины список был также поставлен в Успенском соборе Ростова.

Как главная Богородичная святыня Ростова, Владимирская-Ростовская икона в XIX веке изображалась на иконах с избранными ростовскими святыми и на гравюрах с видами Ростова.

Cписок XVII века оставался на прежнем месте в соборе до начала XX века. Крестные ходы со святыней продолжались до 1920-х годов по специальному разрешению местных властей и прекратились около 1929 года после передачи иконы в музей. В 1929 году чтимая икона-список поступила из Успенского собора в Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль”. В 1995 году икона была отреставрирована.

Описание

Чтимый соборный список XVII века по своей иконографии и размерам (103,5 x 76,6 см) соответствует древней Владимирской иконе из Успенского собора Московского Кремля.

По своим художественным особенностям икона является типичным произведением конца XVII века, характерным для мастеров Оружейной палаты.

На обороте масляными красками в светотеневой манере изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, появившееся, вероятно, в связи с началом ежегодных крестных ходов с иконой в XVIII веке.

Фон и поля иконы покрывал кованый “сребропозлащенный” оклад с драгоценными камнями, а одежды Богоматери и Младенца Христа – массивная риза с чеканным орнаментом.

Икона с окладом была вставлена в раму, также покрытую окладом, состоящим из отдельных пластин; слева и справа на пластинах рамы выделялись чеканные высокорельефные крупные фигуры архангелов Михаила и Гавриила с цветущими ветвями и развернутыми свитками в руках.

Ныне сохранились отдельные части оклада. Икона имела две праздничные лицевые подвесные пелены и две простые повседневные.

Литература

  • ПЛДР XII в., М., 1980, с. 592-597 (ст. “О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце”, Киево-Печерский Патерик).
  • Толстой М. В., “Древние святыни Ростова Великого”, ЧОИДР, 1847, кн. 2, с. 21.
  • Н. К. [Корсунский Н. Н.], Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору, Ярославль, 1873.
  • М. и В. Успенские, Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев, СПб., 1901, с. 16-18, ил. 3.
  • Титов А. А., Ростов в его церк.-археол. памятниках, М., 1911, с. 24-25.
  • Талицкий В. А., Ростовский Успенский собор, М., 1913, с. 38-40.
  • Ровинский, Обозрение иконописания, с. 122.
  • Кондаков Н. П., Иконография Богоматери: Связи рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения, СПб., 1911, с. 172.
  • Анисимов А. И., “Домонгольский период древнерус. живописи”, он же, О древнерус. искусстве, М., 1983, с. 326.
  • “Письма И. Э. Грабаря из экспедиций”, Грабарь И. Э., О древнерус. искусстве, М., 1966, с. 245.
  • Пуцко В. Г., “Ростовское серебряное дело XVII в.”, Mysej применене уметности, Београд, 1975/1976, Зб, 19/20, с. 121.
  • Пуцко В. Г., “Киевский художник XI в. Алимпий Печерский: По сказанию Поликарпа и данным археол. исслед.”, Wiener Slav. Jb., 1979, с. 84.
  • Сазонов С. В., “Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из ростовского Успенского собора”, СРМ, 1995, вып. 8, с. 63-75.
  • Вахрина В. И., “К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого”, ИХМ, 2002, вып. 6, с. 197-213.
  • Вахрина В. И., “Иконы Ростова Великого”, М., 2003, с. 136-140, 296-297.

Использованные материалы

  • Вахрина В. И., Щенникова Л. А., “Чудотворная В. и. «Ростовская»”, раздел ст. “ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ”, Православная энциклопедия, т. 9, с. 8-38, редакция от 25 мая 2009:
    • http://www.pravenc.ru/text/154962.html
  • Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО “Православный журнал «Отдых христианина»”, 2002:
    • https://www.sedmitza.ru/lib/text/440302/

[1]  Вахрина В. И., Щенникова Л. А., “Чудотворная В. и. «Ростовская»”, раздел ст. “ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ”, Православная энциклопедия, т. 9, с. 8-38, редакция от 25 мая 2009, http://www.pravenc.ru/text/154962.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13676680.html

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов Великий

Строго говоря, кремль вРостове — это вовсе не кремль, то есть не городское укрепление, а резиденция архиереев Ростово-Ярославской епархии, которую в давние времена называли архиерейским или митрополичьим двором.

Но потом из-за высоких стен, появившихся во второй половине XVII века, двор иерарха стали именовать крепостью, то есть кремлем.

Совет

Однако основательные стены служили в те времена уже не столько для защиты, сколько чтобы наглядно показать всем величие Ростовской епархии.

Самый красивый вид на Кремль открывается со стороны озера Неро. Если хотите сделать красивые фотографии — обойдите кремль со стороны озера.

Архитектурный ансамбль Ростовского кремля

«Кремль» состоит из трех частей: в центре ансамбля находится митрополичий двор, на территории которого есть пруд, построено несколько церквей и административных зданий; на север от него — Соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница; на юг — Митрополичий сад, примыкающий к берегу озера Неро. Вся территория обнесена крепкими стенами с 11 башнями.

Самое известное здание кремля и одновременно старейшее здание города — величественный пятиглавый Успенский собор, сооруженный в 1508-1512 годах. Остальные постройки появились на территории архиерейского двора позже — большинство из них относится ко второй половине XVII века.

В основном архитектурный ансамбль кремля появился в период правления митрополита Ионы: иерарх обустраивал свое имение и хотел, чтобы оно было подобно небесному граду Иерусалиму.

Во времена Ионы появляются и двухэтажный корпус Судного приказа (50-60-е годы XVII столетия), и надвратная церковь Воскресения, соединившая находившимися под ней Святыми воротами Соборную площадь с архиерейским двором, и домашний храм митрополита Ионы, и церковь Спаса Нерукотровного — сооруженные около 1670-х годов, и митрополичьи хоромы, где находилась резиденция церковного иерарха и хранилась его казна, а также государские хоромы («Красная палата») — также построенные во второй половине XVII века, и надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года.

Последней постройкой на митрополичьем дворе стала церковь Одигитрии 1692–1693 годов — она уже выделяется среди более ранних храмов, потому что ей уже придали черты новомодного «московского барокко».

У всего ансамбля кремля есть одна необычная черта: большинство зданий соединены переходами, проложенными на стенах. Кстати, вы их, наверно, уже видели, даже если никогда не были в Ростове — именно по этим переходам в 1970-х годах бегали герои фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Музеи Ростовского кремля

На территории Ростовского кремля открыты несколько экспозиций: художественных, краеведческих, исторических.

 Можно начать осмотр с Государских палат (еще их называют «Красная палата»), где на первом этаже расположен выставочный зал «Музейная гостиная», в которой гостей знакомят с собраниями музея-заповедника и рассказывают о Ростовской земле. Экспозиция интерактивная: вы можете выбрать нужную вам виртуальную экскурсию или посмотреть слайд-фильм.

Не важно, интересуетесь ли вы историей и архитектурой или приехали в этот город просто хорошо провести выходные, посетить Ростовский кремль стоит: можно не ходить в музеи или выбрать только одну-две интересующие вас экспозиции, можно просто погулять по территории бывшего архиерейского двора, сделать красивые фотографии, подняться на звонницу, пройтись летом по стенам и полюбоваться окрестностями.

Экспозиция «Древнейшее прошлое Ростовской земли» рассказывает о времени от эпохи палеолита до раннего железного века. Гости музея могут видеть черепа и кости мамонтов, шерстистого носорога, северного оленя и других животных, обитавших в этих местах, а также предметы быта первых людей: керамику, боевые топоры.

Продолжение краеведческой темы ждет вас на втором этаже Государских хором (Красной палаты), где работает выставка «Ростовская земля и Ростов в VII — XV веков».

Читайте также:  Собор спаса преображения в тамбове, россия, город тамбов

В четырех залах представлены примерно полторы тысячи предметов, рассказывающих о разных периодах истории Ростова.

Среди уникальных экспонатов печать киевского князя Ярослава Мудрого и подлинный западноевропейский меч X века.

Обратите внимание

В Самуиловом корпусе вы можете посмотреть экспозицию «Древнерусское искусство» — это богатая коллекция икон XIII — начала XX веков, лицевого шитья XVI — XVII веков, литья XII — XVI веков, резьбы по дереву и кости XV–XVI веков.

В Белой палате работает экспозиция «Музей церковных древностей» — это опыт реконструкции данного музея, существовавшего в Ростове с 1883-го по начало 1920-х годов. Посетители могут увидеть рукописные и старопечатные книги. оружие, предметы декоративно-прикладного искусства.

В Галерее работает выставка «Русское и западноевропейское барокко» — это представительная коллекция иконописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства XVII-XVIII веков. помимо икон вы можете увидеть шитье, ткани, серебряные изделия.

В кладовой бесстолпной палате размещена любопытная коллекция поддужных колокольчиков. Вы не только узнаете о разных видах таких колокольчиков, но и узнаете о технологии их изготовления.

Для групп по предварительному заказу открыт доступ в Кладовую палату, где хранятся археологические коллекции музея-заповедника.

Также на территории кремля находится Музей финифти.

Источник: https://turizm.sputnik.ru/items/gosudarstvenniy-muzey-zapovednik-rostovskiy-kreml

Ростовский кремль – Ростов Великий

Кремль в Ростове Великом – очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры.

Ростовский Кремль – это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский Кремль значительно интереснее кремлей в Пскове и в Великом Новгороде. Безусловно, это самая важная из достопримечательностей Ростова Великого.

Не удивляйтесь, если вам покажется, что Ростовский Кремль вы где-то уже видели: всё верно, именно здесь снимались “древнерусские” эпизоды знаменитого фильма Леонида Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”.

Адрес Ростовского Кремля, чтобы найти Кремль в Ростове, вам точно не понадобится: как только вы приедете в центр Ростова Великого, вы просто не сможете не заметить целые букеты, гроздья куполов, возвышающиеся над одно- и двухэтажной застройкой!

Кремль в Ростове Великом на самом деле – не совсем кремль. Это резиденция архиереев Ростовско-Ярославской епархии, Архиерейский дом, который начали строить в 1660-ые годы при митрополите Ионе Сысоевиче. Поэтому правильное название Ростовского кремля – Архиерейский (или митрополичий) двор.

Ростовский кремль состоит из трёх больших частей, внутри каждой из которых имеется просторный внутренний двор.

Центральная часть – собственно Архиерейский или Владычий двор с жилыми и хозяйственными постройками, обнесённый высокими стенами и окружённый храмами (на схеме ниже – Б).

С севера от центрального двора расположена соборная площадь с Успенским собором (на схеме – А). А с юга к Архиерейскому двору примыкает территория Митрополичьего сада (В).

Обозначения на схеме Ростовского Кремля:

  1. Церковь Иоанна Богослова. Главный вход, касса.
  2. Церковь Одигитрии. Выставка “Сияет злато и лазурь”.
  3. Церковь Воскресения. Переходы по стенам Кремля.
  4. Колокольницы.
  5. Проход на Соборную площадь.
  6. Судный приказ. Музей финифти.
  7. Пруд.
  8. Дом на Погребах. Гостиница, кафе “Погребок”.
  9. Водяная башня. Смотровая площадка.
  10. Самуилов корпус. Отдел древнерусского искусства. Картинная галерея.
  11. Церковь Спаса на Сенях.
  12. Белая палата. Музей церковных древностей.
  13. Красная палата. Музейная гостиная. Историческая экспозиция. Ресторан “Собрание”.
  14. Проход в Митрополичий сад.
  15. Церковь Григория Богослова.
  16. Пруд в Митрополичьем саду.
  17. Палатка Митрополичьего сада. Уютное кафе.
  18. Часобитная башня.
  19. Княжьи терема.
  20. Дровяная башня.

Ростовский Кремль – фото и прогулка

Начнём прогулку с Соборной площади. В эту часть Кремля вход бесплатный.

Успенский собор – самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Его венчают пять мощных глав. На этом месте издревле стояли храмы.

От одного из них, сооружённого в XII веке при Андрее Боголюбском, остался Леонтьевский придел, который также называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря.

В нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.

В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Важно

Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина (она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно – позднее поверх них положили новый слой. В настоящее время внутри собор производит, конечно, удручающее впечатление.

С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682-1687 гг.) – это уже не бесплатно. Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII – XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена.

Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется “Сысой”: в честь митрополита Ионы. Второй по весу (1000-пудовый) зовётся “Полиелейным”, так как созывает на полиелейные церковные праздники. Есть ещё “Лебедь”, “Баран”, “Козёл”.

Колокол, который использовался в дни Великого поста, называется “Голодарь”. Посетителям звонить в колокола строго запрещается.

Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин-мастерская “Чернолощёная керамика” – этот традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века.

Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками.

В этой мастерской можно увидеть процесс изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого.

Направляемся в следующую, центральную часть Кремля – Архиерейский двор. Проходим под богато украшенными парадными воротами церкви Воскресения Христова. Здесь придётся купить билет.

Совет

Церковь Воскресения Христова (1670 г.) была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проёмы для двух ассиметричных ворот – проездных и пешеходных. На фото ниже – та же Воскресенская церковь, но на этот раз вид со стороны Архиерейского двора. 

Итак, мы оказались в уютном дворе с прудом посередине. Обратите внимание на угловые башни, построенные в 1670-ых годах. Характерные луковичные (“курносые”) завершения круглых угловых башен делают силуэт Ростова Великого узнаваемым всегда.

Слева от Воскресенской церкви видим корпус у часозвони, основание бывшей Часовой башни, которую пришлось разобрать в XIX веке из-за опасности разрушения.

Следующее красное здание – хозяйственный корпус “Дом на погребах”. Раньше здесь действительно находились погреба. А теперь – гостиница, где может остановиться абсолютно любой человек.

Гостиница, правда, не очень высокого уровня, пока всё довольно “по-советски”, причём номера стоят не очень дёшево.

Но если у кого-то будет желание пожить в самом Ростовском Кремле – пожалуйста! Тем более, у постояльцев гостиницы есть редкая возможность побродить по Кремлю вечером после его закрытия, а утром можно просыпаться под колокольные звоны вместо будильника;)

Среди корпусов служебного, хозяйственного и жилого значения почти не выделяется и Белая палата, построенная около 1675 г. по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. К ней примыкает маленькая одноглавая Церковь Спаса Нерукотворного на Сенях (на фото справа), задуманная как домовая церковь митрополита.

Называется она так, поскольку стоит на двухэтажном подклете, где находились сени: кладовые и другие хозяйственные помещения. Церковь необычна своим завершением: каждый её фасад заканчивается треугольным фронтоном, и получается, что церковь крыта на восемь скатов.

Обратите внимание

Чтобы попасть в неё и посмотреть фрески, нужно купить билет на “Переходы по стенам Кремля”.

Внутри совсем небольшой и внешне неприметной церкви богатое убранство, причём две трети помещения храма занимает солея – возвышение перед алтарём – здесь во время службы могли помещаться десятки священников! Митрополит Иона очень любил торжественные и многолюдные богослужения.

Жёлтое трёхэтажное здание на Архиерейском дворе – Самуилов корпус – бывшие жилые покои ростовских митрополитов. Говорят, к этому дому со всех сторон тянулись висячие галереи, и отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое помещение, хозяйственное или жилое, в любую башню или церковь.

На противоположном берегу пруда стоит необычно окрашенная Церковь Одигитрии, возведённая в 1692-1693 гг., её пёстрый орнамент имитирует рельеф. Церковь отличается от остальных сооружений Кремля, она построена в стиле “нарышкинского барокко”.

Слева от церкви Одигитрии возвышается Церковь Иоанна Богослова с тёмно-зелёными куполами (1683 г.). Во внутренней росписи стен храма есть не только традиционные сцены из жизни Христа, но изображаются и сцены жития Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Например, очень интересна фреска “Иоанн и Прохор, растапливающие баню” в третьем ярусе западной стены))

Левее храма Иоанна Богослова находится Красная палата, которая состоит из нескольких корпусов. “Красная” – потому что красивая. Здесь останавливались приехавшие в Ростов цари и императоры.

Это здание – интереснейший пример жилых помещений XVII века. Невозможно не обратить внимание на крыльцо.

На первом этаже Красной палаты недавно был открыт отличный ресторан-музей “Собрание”.

Если честно, обычно мы избегаем ресторанов, находящихся в самом эпицентре достопримечательностей, часто они неоправданно дорогие, а качество еды оставляет желать лучшего (“ну а зачем напрягаться, посетители всё равно будут”).

Но в тот день начавшийся дождь и рецидивирующий голод “загнали” нас именно в этот ресторан. Здесь порции были большими, еда – вкусной, а хлеб, свежайшие булочки их собственного приготовления, просто таял во рту! И ценник, надо сказать, не московский. Рекомендуем.

Важно

Наконец, проходим в третью часть Ростовского Кремля – Митрополичий сад. Слева – церковь Григория Богослова. Справа – Дровяная (Садовая) башня. Стены, окружающие Митрополичий сад, отреставрированы совсем недавно.

Сад тоже постепенно приводится в порядок. В мае здесь обильно цветут яблони и другие плодовые деревья.

В саду можно отдохнуть, посидеть на травке или на лавочке, перекусить в кафе, расположенном на противоположной стороне от прохода в центральную часть Кремля.

Внешне Ростовский Кремль осмотрен!
Чтобы войти в древние храмы Кремля, увидеть их прекрасные фрески, пройтись по верхним переходам, нужно купить билет “Переходы по стенам Кремля” (вы сможете попасть внутрь храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях). Советуем обязательно это сделать, если время вам позволяет. Покупка этих билетов вас наверняка не разорит, а впечатления будут более полными.

Смотровую площадку в Водяной башне Архиерейского двора мы тоже посетили (за отдельную небольшую плату): не пожалели.

Ростовский Кремль на данный момент в значительной степени восстановлен и отреставрирован. На средства федерального бюджета: в местном бюджете денег, конечно, нет.

И теперь Кремль в Ростове составляет яркий контраст с обветшалыми окружающими его зданиями. Картина эта довольно печальная. Восстановительные работы в Кремле ведутся до сих пор.

Скорее всего, когда будет закончена реставрация последних сооружений, в реновации уже будут нуждаться первые – как это часто бывает в России.

Совет

В Ростовском Кремле работает целый ряд постоянных экспозиций и временных выставок, их посещение оплачивается отдельно, но цена билетов невысока.

Государственный музей-заповедник (гмз) “Ростовский Кремль” открыт ежедневно, кроме 1 января, часы работы с 10.00 до 17.00. Фрески и крепостные стены можно увидеть в период с 1 мая по 1 октября.

Читайте также:  Мученица иулиания амисийская (понтийская)

Ещё несколько фото Кремля в Ростове:

Совсем рядом:

  • Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Возможно, вам также будет интересно:

Источник: http://mementovitae.ru/rostovskii-kreml

Ростовский кремль

Большая редкость — сохранились имя и фамилия мастера, который, судя по всему, играл видную роль в процессе проектирования и строительства. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное.

Строительство началось в 1650 году с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям.

Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор, звонница Успенского собора, Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса на Сенях (или, как ее еще называют, Спаса Нерукотворного), церковь Григория Богослова, Красная палата, Дом на погребах, Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата и башни кремля.

В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 году ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один — те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев.

Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи.

Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля — пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор — он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это фактически визитная карточка музея-заповедника.

Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор — не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 году, еще при князе Владимире.

Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет.

Обратите внимание

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI века.

Будь то случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на Московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора.

Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони.

Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие — колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 году. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов.

Важно

Штат у митрополита был немаленький — вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины.

Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

Владимирская икона Богоматери

Одна из главных святынь Успенского собора хранится в Ростовском музее.

Коллекция ямских колокольчиков и бубенцов

Забавная и уникальная коллекция исключительно национальных русских атрибутов, которые уже давно ушли в прошлое, хранится в музее личных коллекций. Этот подарок сделал бывший директор музея-заповедника Вячеслав Ким — он собрал больше 2000 экспонатов, которые после своей смерти завещал выставить на всеобщее обозрение.

Запрестольный крест XVI века

Поступил в Ростовский музей церковных древностей в 1886 году. В 1995 году был похищен и два года назад «всплыл» в частной коллекции в Германии, был выкуплен российским благотворителем и возвращен в Ростовский музей.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие.

Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились.

Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем.

Памятник помогли сохранить меценаты — богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе.

Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики.

Совет

Почти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу.

После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов — один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/10128/rostovskii-kreml

Ростов. Кремль

Митрополичий двор, выстроенный в центре города, на берегу озера Неро, являвшийся в своё время резиденцией митрополитов  Ростовских. Окружён он стенами с башнями, которые и придают ему видимость укреплённого кремля.

Однако, эти стены не были рассчитаны на серьёзную оборону и играли в те годы, скорее всего, декоративную роль. Построен был митрополичий двор при митрополите Ионе Сысоевиче в 1670-1683 г.г.

Сейчас это музей-заповедник “Ростовский кремль” (увы, не принадлежит РПЦ).

К бывшему двору митрополита вплотную примыкает соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница.

Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора.

Попасть на соборную площадь можно как с городской территории через Святые ворота в её ограде, так и из музея-заповедника по переходу, который устроен в нижнем ярусе надвратной церкви Воскресения, построенной около 1670 года.

Церковь Иоанна Богослова, пожалуй, самое совершенное произведение мастеров, возводивших митрополичью резиденцию. Все лучшее из опыта, накопленного ими за годы строительства, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике.

Церковь как-бы вся устремлена вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия.

Она выглядит более нарядной и праздничной, чем все другие церкви кремля.

Обратите внимание

По сути своей, и бывший митрополичий двор (ныне музей-заповедник), и соборная площадь с великолепным, доминирующим над всем городом Успенским собором, стали единым, гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем.

Здесь, на центральной площади митрополичьего двора, у северной стены, находится храм во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Церковь эта была последним построенным здесь культовым строением (1692-1693 гг.).

– она прекрасно смотрится на фоне живописного кремлёвского пруда.

Ростовских кремлевских церквей пять: Спасская, построена в 1675 г.; Воскресенская, построена около 1670 г.; Иоанно-Богословская, построена в 1683 г.; Григорие –Богословская, построена около 1670 г. и Одигитриевская, построена в 1691 – 1701 гг. Первые четыре церкви сооружены ростовским митрополитом Ионою Сысоевичем, а последняя митрополитом Иоасафом.

Церкви каменные, прочные, престолов в каждой по одному. Одигитриевская и Григорие – Богословская теплые, а остальные холодные. Для жительства причта есть церковный дом. Церковного капитала в билетах 3950 руб. При церквах музей церковных древностей.

Существует высочайше утвержденная комиссия административно-хозяйственного управления ростовским кремлем. Музей получает пособие от города. По штату причта положено быть священнику и псаломщику. Казенного жалования причт получает 400 руб.

, причтового капитала 1350 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Ростовский кремль (Митрополичий двор, или Ростовский архиерейский дом) расположен в центре города Ростова Великого, на берегу озера Неро.

Ростовский кремль — уникальный памятник, дающий представление о позднем русском средневековом зодчестве, сохранившийся благодаря усилиям реставраторов и жителей города. Современное название «кремль» условно. Оно больше относится к внешнему виду, чем к назначению ансамбля.

Изначально на территории кремля располагался Ростовский Архиерейский дом, где обитал митрополит Ростовской епархии. Комплекс также носил название «Митрополичий двор».

Важно

Архиерейский дом был возведен в 1670–1683 годах по заказу митрополита Ионы Сысоевича, чья идея заключалась в том, чтобы создать архитектурный ансамбль с садом и прудом, напоминающими библейское описание рая, земной образ Горнего Иерусалима.

Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич был незаурядной фигурой, обладавшей большим влиянием. Будучи сподвижником патриарха Никона, после его опалы Иона Сысоевич некоторое время выполнял роль местоблюстителя патриаршего престола.

Однако патриархом он не стал, но первым подчинился и принял благословение вернувшегося из ссылки Никона. Епархия митрополита Ионы была одной из самых богатых в России, что позволило ему развернуть масштабное строительство не только в Ростове, но и в Ярославле, Угличе, Великом Устюге.

 Второй ключевой фигурой среди создателей кремля был ростовский каменщик Петр Иванович Досаев, который, по всей видимости, руководил строительными работами.

https://www.youtube.com/watch?v=KCKglIUU2Nw

В 1787 году обстоятельства изменились: митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, после чего Ростовский Митрополичий двор потерял свое значение и начал быстро ветшать.

Читайте также:  Ежедневная молитва святителя филарета, митрополита московского

Здания были отданы под различные ведомства и склады, в храмах не велось богослужение. Встал вопрос о продаже ансамбля под снос.

Однако благодаря влиянию и финансовым вложениям ростовского купечества Ростовский кремль был сохранен и в 1860–1880 годах отреставрирован. Работой по восстановлению комплекса руководили И.А. Шляпков и А.А. Титов.

В Белой палате Ростовского кремля был открыт музей церковных древностей. В мае 1913 года комплекс посетили Николай II с наследником цесаревичем и великими княжнами.

После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником России». Его церкви были освящены и готовы к богослужению, сохранив при этом музейный статус.

В штате музея кремля имелась должность священника. Однако в реальности службы регулярно совершались только в церкви Григория Богослова, которая считалась домовой церковью музея.

В остальных храмах Ростовского кремля богослужение проходило в исключительных случаях.

Совет

После революции 1917 года Ростовский музей церковных древностей изменил свой статус, став краеведческим музеем.

23 августа 1953 года смерч огромной разрушительной силы пронесся над Ростовом, сильно повредив архитектурный комплекс. На следующий день правительственная комиссия уже работала в кремле, оценивая масштабы разрушений.

Было принято решение не просто ликвидировать последствия разрушений, а произвести полную научную реставрацию Ростовского кремля под руководством архитектора В.С. Банинге. Благодаря серьезной научно-исследовательской работе комплекс был восстановлен.

В процессе реставрации кремлю были возвращены утраченные ранее элементы. В частности, была восстановлена Красная палата, стальные кровли башен заменили на лемеховые.

В наши дни комплекс Ростовского кремля находится в хорошем состоянии. Недавно на его территории вновь была проведена реставрация. Сейчас в бывшем Архиерейском доме работает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», предоставляющий возможность увидеть одну из самых интересных достопримечательностей России.

Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова, церковь Спаса на Сенях, церковь Одигитрии, церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад.

Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся cеверные Святые ворота в кремль, над которыми стоит церковь Воскресения.

Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Он был построен на месте древнего храма приблизительно в 1508–1512 годах.

Обратите внимание

При митрополите Ионе собор был перестроен и образовал единый архитектурный ансамбль вместе с Ростовским кремлем.

Звонница Успенского собора вытянута корпусом с севера на юг и расположена рядом с Успенским собором. Она была построена по заказу митрополиты Ионы. Именно с нее началась знаменитая традиция ростовских колокольных звонов. Благодаря тому, что звонница расположена рядом с озером Неро, звучание колоколов слышно на расстоянии нескольких километров.

Святые ворота ведут внутрь Ростовского кремля. Сейчас они используются как один из входов на территорию комплекса. Здесь можно купить билет на осмотр зданий ансамбля. Однако главный вход в музей расположен с западной стороны кремля. Там находится касса, где продаются билеты на осмотр росписей храмов и музейных экспозиций.

В центре внутреннего двора Ростовского кремля расположен пруд, символизирующий, по замыслу митрополита Ионы, воды священной реки Иордан.

Вокруг него, вдоль стен, располагаются (если двигаться взглядом против часовой стрелки): надвратная церковь Воскресения, расположенная над северными Святыми воротами и являющаяся входом в экспозицию «Переходы по стенам кремля» с осмотром интерьеров церквей; церковь Одигитрии; церковь Иоанна Богослова, расположенная над главным музейным входом; Красная палата; вход в Митрополичий сад; лестница, ведущая наверх, к церкви Спаса на Сенях и Белой палате; Самуилов корпус; вход в княжеские терема; Водяная башня со смотровой площадкой; Дом на погребах, где размещены гостиница и кафе.

Церковь Воскресения расположена над северными Святыми воротами в кремль. Она представляет собой пятиглавую надвратную церковь. В ее интерьере сохранились удивительные фрески XVII века. С нее начинается осмотр экспозиции «Переходы по стенам кремля».

Церковь Иоанна Богослова расположена над западными воротами в кремль, где располагается главный музейный вход в комплекс. Стены церкви покрыты фресками XVII века.

Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов, скрытая внутри комплекса за Самуиловым корпусом. Это главная церковь Ростовского кремля времен Митрополита Ионы. Западная стена в интерьере здания расписана фреской «Страшный суд» — шедевром средневековой живописи.

Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко позже остальных зданий Ростовского кремля — в 1692–1693 годах, при митрополите Иоасафе. Сейчас внутри церкви расположена музейная экспозиция.

Красная палата расположена в юго-западной части кремля. Она была возведена в 1670–1680 годах и выполняла функцию дворца для именитых гостей.

Важно

Белая палата расположена в глубине комплекса, рядом с церковью Спаса на Сенях. Она предназначалась для торжественных приемов и собраний духовенства.

Самуилов корпус расположен напротив северных ворот, с другой стороны пруда. Он был построен в XVIII веке при архиепископе Самуиле и выполнял функцию митрополичьих покоев. Сейчас внутри Самуилова корпуса помещена экспозиция «Древнерусское искусство», демонстрирующая иконы XIII-XVII вв., литье, резьбу по дереву и кости.

Водяная башня расположена недалеко от Самуилова корпуса, в левом крыле кремля (если смотреть на озеро Неро). Ее завершает дозорная вышка, на которой расположена смотровая площадка — лучшее место для осмотра комплекса.

Митрополичий сад примыкает к южной стене Ростовского комплекса. Он был разбит по приказу Митрополита Ионы и символизировал райский сад. По свидетельству 1971 года, в нем росли яблоки, груши и вишни. Современный сад реконструирован в 1990 году А.Г. Мельником. Он имеет крестовую планировку и составом своих насаждений соответствует Митрополичьему саду конца XVII века.

Ростовский кремль не раз становился декорацией на съемках произведений отечественного кинематографа. Именно здесь был снят знаменитый фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Также на фоне кремля снимали эпизоды фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В 2010 году в Ростове проходили съемки сериала «Раскол».

https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/kremlin/

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

Во время постройки Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, в связи с чем оборонительные сооружения кремля имеют некоторые архитектурные упрощения, которые пришлось бы устранять в случае военной опасности — широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях, линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками и другие. Тем не менее, кремль построен в традициях русского оборонного строительства более раннего периода и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.

Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре. После того как в 1787 г.

Совет

было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом.

Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.

По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 г. Кремль принял под свое покровительство наследник императорского престола, будущий царь Николай II. В 1910 г.

Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание. Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы. В 2010 г.

общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла, добивалась передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A.

Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви с выселением музейных фондов в новое здание и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения».

Этот проект, однако, вызвал как критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан. Проект был отвергнут. В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку «Символов России», победив в медиаконкурсе «Россия-10».

Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро, имеет одиннадцать башен. Архитектурные памятники кремля: Успенский собор (1508—1512). Звонница Успенского собора (1682—1687). Святые ворота. Надвратная церковь Воскресения (1670). Судный приказ (1650—1660).

Обратите внимание

Церковь Иоанна Богослова (1683). Церковь Одигитрии (1693). Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675). Церковь Григория Богослова (1680). Красная палата (1670—1680). «Дом на погребах» (XVII в.). Самуилов корпус. Белая (Столовая) палата. Башни кремля.

Успенский собор (1508—1512) стоит на месте своих белокаменных предшественников XII—XIII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м.

Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т. п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость до сих пор. В 1991 г.

собор и звонница была передана Русской Православной Церкви.

Звонница Успенского собора (1682—1687) сооружена к юго-востоку от Успенского собора, состоит из двух объёмов и увенчанная четырьмя главами.

По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, первоначально были отлиты колокол «Полиелейный» (1000 пудов) и колокол «Лебедь» (500 пудов), вскоре был отлит самый большой колокол «Сысой» весом 2000 пудов.

Колокола имели свою тональность и могли производить правильные музыкальные гармонические звоны. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Церковь Спаса на Сенях была построена в 1675 г. Она была домашним храмом митрополита Ионы Сысоевича. Эта церковь примечательна тем, что в её архитектуре использованы черты декора собора Успения Пресвятой Богородицы, но только в более простом и строгом исполнении.

Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (Кремле). Построена в 1692-1693 гг., чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко. Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора.

Важно

Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 г. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.

https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/rostov/rostovskiy-kreml

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03271

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector