Икона божией матери жировицкая, республика беларусь, гродненская область, слонимский район, деревня жировичи

Жировичи – деревня Слонимского района, Гродненской области Беларуси. Монастырь, Собор, Храм, Церковь, Достопримечательности, Путешествие и туризм, Исторические и архитектурные памятники

Жировичи – это деревня Слонимского района, Гродненской области Беларуси. Основной достопримечательностью деревни Жировичи является комплекс зданий мужского Свято-Успенского православного монастыря, который был основан здесь в 1470 году. В наше время на территории монастыря расположена также одна из крупнейших в Беларуси семинарий.

Монастырь в деревне Жировичи является одним из наиболее посещаемых и почитаемых монастырей всей Беларуси. В этом монастыре, в главном Свято-Успенском соборе хранится святая чудотворная Жировичская икона Матери Божьей. По преданию, эта икона чудесным образом проявилась на камне. Произошло это на том месте где сейчас и расположен монастырь.

Монастырский комплекс в деревне Жировичи очень древний и является очень важной историко-культурной ценностью и достопримечательностью Беларуси, поэтому он пользуется большой популярностью не только у православных христиан, но и среди представителей других христианских конфессий.

Обратите внимание

Монастырь в деревне Жировичи всегда наполнен паломниками, туристами и путешественниками. Сразу отметим, что для туристов в деревне Жировичи создана необходимая инфраструктура, здесь есть и магазины, и банкоматы, и парковки и многое другое. Внутри самого монастыря функционирует небольшая столовая (трапезная) где можно отведать монастырской еды.

Также в монастыре в деревне Жировичи действует несколько церковных и сувенирных торговых лавок.

Кратко опишем историю мужского монастыря в деревне Жировичи. Итак, он был основан в 1470 году на том же месте, где в том же году, согласно преданию, была явлена Жировичская икона Матери Божьей. До 1609 года монастырь был православным. Затем в 1613 году монастырь был передан униатскому ордену базилиан. Первоначально строения монастыря были деревянными.

Крупный пожар произошел в монастыре в 1655 году. После этого монастырь отстраивался уже во многом из камня. В 1839 году монастырь вновь стал православным. В 1921 году, когда деревня Жировичи оказалась в составе Польши, для монастыря начался период относительного упадка.

Продолжился этот период и во время Второй Мировой Войны и после установления здесь советской власти.

Однако, несмотря на это, монастырь непрерывно функционировал даже в течении всего 20-го века. Кроме того, в советское время в стенах монастыря нашли приют монахи и монахини из многих других белорусских монастырей, на то время, пока те были закрыты. В начале 1990-ых годов, монастырь вновь стал расширяться и развиваться.

На данный момент он является одним из самых активно функционирующих монастырей Беларуси. Все архитектурные памятники, входящие в состав монастыря в деревне Жировичи в недавнее время, также были отлично восстановлены, и сегодня находятся в прекрасном состоянии.

На протяжении всей своей истории и вплоть до нашего времени мужской Свято-Успенский Жировичский монастырь был и остается одним из основных религиозных и культурных центров Беларуси.

Важно

На территории монастыря в деревне Жировичи есть три храма. Во-первых, это центральный и главный храм монастыря – Свято-Успенский собор, который строился в 1613-1650 годах.

Этот храм имеет весьма внушительные размеры и запоминающийся внешний вид. Собор был значительно перестроен в 1839 году, поэтому его внешний облик не слишком хорошо отражает его возраст.

Поэтому, обратите отдельное внимание, насколько древний этот величественный храм.

Второй храм в деревне Жировичи, это Богоявленская церковь, построенная в 1796 году (на следующем фото слева и в центре). Третий храм, это Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1769 году (на следующем фото справа). Данная церковь очень уникальна.

Дело в том, что она выполнена так, что от входа и до самого алтаря поднимается широкая лестница. В этом храме принято медленно подниматься по этой лестнице, останавливаясь на каждой ступеньке для молитвы.

Все храмы и церкви монастыря в деревне Жировичи, конечно же, являются важными архитектурными памятниками своего времени, ценными объектами историко-культурного наследия и выдающимися достопримечательностями.

Комплекс зданий монастыря в деревне Жировичи включает в себя еще множество сооружений, которые были в основном построены в 17-18 веках. Среди этих зданий есть здание семинарии, жилые корпуса для монахов и семинаристов, хозяйственные постройки и многое другое.

Особого упоминания заслуживает небольшая часовня расположенная во внутреннем дворике монастыря в деревне Жировичи (на следующих фото слева). Подойдя к этой часовне можно напиться освященной воды.

И хотя в монастырском комплексе в деревне Жировичи эти здания имеют второстепенное значение, тем не менее они являются важными архитектурными памятниками и достопримечательностями.

Совет

За пределами основной территории монастыря в деревне Жировичи расположено еще несколько объектов, которые хотя и стоят отдельно тем не менее относятся к монастырю.

В первую очередь, это колокольня, построенная в 1828 году напротив главного собора монастыря (на следующем фото слева).

Колокольня в деревне Жировичи выполнена под стать храму и монастырю, она скорее напоминает не столько колокольню, сколько еще один отдельный храм. Колокольня выполненная с таким размахом это весьма уникальная достопримечательность Беларуси.

В деревне Жировичи есть два святых источника. Оба они, конечно, относятся к монастырю. Возле каждого из источников недавно возведены небольшие храмы.

Территория вокруг святых источников в деревне Жировичи хорошо благоустроена. Организованы места где можно удобно набрать святой воды, построены также купели.

Более того, рядом с источниками функционируют торговые лавки, где можно купить церковную утварь, сувениры или немного еды.

Есть в деревне Жировичи и еще одна небольшая достопримечательность – деревянная церковь Святого Георгия, построенная в 18-ом веке. Эта церковь расположена за пределами территории монастыря в деревне Жировичи, но относится к нему.

Так как в Беларуси сохранилось не так уж и много деревянных церквей 18-го века, то данная церковь, как одна из сохранившихся, является важным объектом историко-культурного наследия, архитектурным памятником и достопримечательностью деревни Жировичи и Беларуси в целом.

Церковь Святого Георгия в деревне Жировичи расположена на высоком холме. С этого холма открывается прекрасный вид на монастырь.

Эскизы Наполеона Орды, Жировичи:

Источник: https://vedaj.by/index.php/ru/goroda/grodno/slonim/zhirovichi

Успенский монастырь в Жировичах и Жировичская икона Божьей Матери

У меня была давняя мечта — посетить Свято-Успенский Жировичский монастырь. Я уже даже не помню, почему это странное название города: Жировичи в Беларуси так запало в мою память. Возможно, это были книги про старинные монастыри или рассказы о чудотворных иконах.

Но когда во время планирования моего путешествия по Белоруссии на карте я увидела это название, то точно знала, что мимо этого мужского монастыря я не проеду и что мне непременно нужно там побывать.

Ставропигия — отличительный знак святости и благочестия

Слышали ли вы когда-либо такое необычное слово: ставропигия? Оно не часто встречается в нашем привычном лексиконе. А вот побывав в мужском Свято-Успенском ставропигиальном Жировичском монастыре, я вновь вспомнила его.

Так вот, ставропигия — это особый статус, который за особые заслуги присваивался православным лаврам, соборам, братствам, монастырям и также духовным школам. Те религиозные объединения, у которых есть этот высокий статус могут не подчиняться местной епархиальной власти. Подчиняться они должны только самому патриарху или же синоду.

Дословно «ставропигия» переводится как водружение креста. Это в буквальном смысле означает, что в этих монастырях крест водружали непосредственно патриархи. Вот и монастырь в Жировичах подчиняется только Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

Жировичи — Пути обретения святой Иконы

По древнему преданию монастырь построен на том памятном месте, где в конце 15 века недалеко от имения Жировичи, принадлежавшему в то время Солтану Александру Юрьевичу, на камне появилась икона Божией Матери. Пастухи первыми заметили свечение, которое исходило от лесной дикой груши.

Подойдя ближе, в ветвях дерева, пастухи увидели икону Божией Матери, от которой и исходил этот мягкий, завораживающий свет. С благоговением взяв в руки икону, люди отнесли её и передали владельцу местности. Даже не выслушав то, что рассказали пастухи, Солтан принял икону и убрал её в скарбницу.

Всего через день в доме были гости, и гостеприимный хозяин захотел им показать недавно появившуюся у него таким неожиданным образом икону.

Но не нашёл её там, где совсем недавно оставил. Через некоторое время, там же в лесу пастухи снова увидели эту же светящуюся каменную икону. И опять же отнесли её землевладельцу. На этот, второй раз и он отнёсся к удивительной иконе с большим уважением. И там, где она была явлена людям, Александр Солтан в честь чтимой всеми Пресвятой Богородицы построил деревянную церковь.

Второе обретение Святыни

Через некоторое время рядом с новым храмом стали селиться люди. А икона стала проявлять свою чудотворную силу: многим помогла она избавиться от тяжелейших болезней, другим — в непростых жизненных ситуациях. К храму с исцеляющей иконой стали приходить и приезжать паломники со всего света.

В 1520 году сильный пожар превратил деревянный храм в пепел вместе с хранящейся в нём святыней. Долго люди потом искали чудотворный образ на пепелище, но безрезультатно. Ведь сама икона очень маленькая.

Удивительно, но Жировичская икона Божией Матери — самая маленькая из всех почитаемых икон Богородицы в христианском мире. Своими размерами около 5,6 х 4,4 см она похожа на нагрудную камею.

Обратите внимание

К всеобщему сожалению, икону посчитали утраченной при пожаре. Но спустя некоторое время, возвращаясь домой из школы, дети увидели около сгоревшей церкви неземной красоты Деву. Она сидела на камне и в руках держала икону, которую люди уже считали сгоревшей.

Побоявшись подойти поближе, дети побежали домой и рассказали всё взрослым. Вместе со священником вся деревня пришла к месту сгоревшего храма. Там на камне стояла зажжённая свеча, а рядом — икона, совсем не пострадавшая при пожаре. Сначала вновь обретённую святыню хранили в доме священника.

Позже, в 1555 году поставили новый храм, ещё более красивый, в честь этого Явления Божией Матери, и ценную икону поместили туда. Престолом в этом храме был именно тот камень, на котором сидела Пресвятая Дева Мария, когда её увидели дети. В начале 16 века при храме основали монастырь.

Сохранить и преумножить

За свою долгую, многовековую историю Жировичский монастырь был в составе Польши и в составе Речи Посполитой. Многочисленные войны, гонения и тяжёлые болезни оказали трагическое влияние на жизнь обитателей Жировичского монастыря — много людских жизней забрали они.

Но помощь и постоянное заступничество Богородицы никогда не оставляли монастырь, и в 1839 году он всё же вернулся к православию. В нелёгкие годы Первой мировой все почитаемые святыни перевезли В Россию, а Жировичскую икону — в Москву.

Читайте также:  Мученица нина кузнецова

С первых дней Второй мировой войны монастырь был оккупирован немцами. После войны обитель эта полностью восстановлена. Все святыни, и конечно же чудотворная икона вернулись на родную землю.

Сейчас это знаменитый центр белорусского православия и величественный архитектурный комплекс. Он состоит из пяти действующих храмов и прилегающих к ним построек. Есть там пруд, сад, огород и даже пасека.

Свято-Явленская церковь

Явленская церковь построена во 2 половине 17 века, сейчас это самое старое здание монастыря.

Необычно то, что в церкви до сих пор нет электричества. Камень, где детям явилась Богородица освящён и теперь является Святым престолом храма.

Под полом этого небольшого здания находится усыпальница архиепископа Михаила Голубовича.

Каждый год 20 мая сюда приезжает много людей, потому что именно в этот счастливый для верующих людей день празднуется Явление Жировичской иконы Божией Матери. В помещении Явленского храма совершается благодарственная служба этой почитаемой всеми иконе.

Свято-Крестовоздвиженский храм

Доминантой всего ансамбля является Крестовоздвиженская церковь. Ее полное название: церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В 1716 году прихожанка Элеонора Головщина пожертвовала 8 тысяч злотых на строительство храма Страстей Христовых в Жировичах, чтобы в нём проходили по ней панихиды.

Строительство церкви было полностью завершено в 1769 году. Это храм-кальвария, лобное место, символизирующий собой обряд паломничества в Иерусалим.

Половину внутреннего пространства этого уникального храма занимает лестница.

Важно

Это точная копия лестницы, ведущей Иисуса Христа на неправедный суд Понтия Пилата. По сложившемуся обычаю паломники совершали путь по 28 ступеням Святой Лестницы, передвигаясь на коленях, читая при этом молитвенные обращения к Богу.

Когда-то в каждую ступеньку был помещён небольшой ларчик с мощами некоторых святых. Но сейчас все они из ступеней вынуты и помещены в крест-мощевик. Находится он сейчас в Главном храме святой обители монастырском Успенском соборе, который был построен в 1613-1650 годах.

Свято-Успенский собор

Главный храм монастыря был основан в 1613 году. Деньги на строительство дал владелец Жировичей того времени Иван Мелешко, а внутренняя прекрасная отделка храма была выполнена на личные деньги Льва Сапеги — канцлера государства Великого Княжества Литовского.

Высота Успенского собора 40 метров, а его длина 55. Под строением раньше находились огромные подвалы, в которых была размещена братская усыпальница и похоронены некоторые знатные люди. В 19 веке усыпальницу замуровали, и всех умерших хоронить стали на всеобщем кладбище.

На стенах сохранились прекрасные росписи разных времён, а в самом центре — икона «Спас Вседержитель» в драгоценном окладе из серебра.

Николаевский храм с Чудотворной иконой

Каменная Свято-Николаевская зимняя церковь имеет общий с Успенским Собором вход. Небольшая по своим размерам, с удивительной красоты росписью по стенам, оригинально выполненным полом из мозаики она очень красива.

Внимание привлекают иконы «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай» и другие. На горнем месте алтаря выделяется своей красотой образ Троицы.

Именно здесь сейчас находится чудотворная Жировицкая икона Божьей Матери. Она располагается в золоченном киоте слева от алтаря.

Водосвятная часовня

В центре монастырских строений находится Водосвятная часовня.

Здесь можно вдоволь напиться освященной воды и, при желании, взять с собой. Но нужно учесть, что рядом с обителью есть еще 2 источника, которые очень популярны среди местного населения и паломников. Но об этом речь пойдет чуть ниже.

Территория

Территория Жировичского монастыря для прогулок совсем небольшая, но очень уютная. В центре расположен прекрасная зеленый уголок, где так замечательно можно отдохнуть и насладится удивительными видами монастырских строений и послушать колокольный перезвон.

Для паломников и гостей работает монастырская трапезная и хлебопекарня. Здесь можно замечательно перекусить и увезти монастырские вкусняшки с собой. Что я с удовольствием и сделала, и еще несколько дней вспоминала прекрасных поваров, трудящихся в обители.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/belarus-svyato-uspenskij-zhirovichskij-monastyr/

Жировицы – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Жировичи (Жировицы, Журовицы), деревня Слонимского района Гродненской области Белоруссии, в пределах Новогрудской епархии. Расположена у реки Щары, в 10 км от города Слонима и в 138 км от Гродно.

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В XV веке в деревне располагалось имение шляхтича Александра Солтана. По преданию в 1470 году рядом с имением в дремучем лесу был найден чудотворный образ Божией Матери, который вскоре сделался почитаемой и прославленной святыней. В 1587 году на месте явления иконы был построен Жировицкий Успенский мужской монастырь.

В XVII веке Жировичи были крупным торговым центром и имели собственный герб. В 1610-х годах являлись владением Льва Сапеги, а после – И. Мелешко. В 1642 году – местечко Слонимского повета Новогрудского воеводства. В 1644 году Жировичи получили статус города, а в 1652 году получили магдебургское право.

В 1656 году город был сожжен Богданом Хмельницким.

В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой вошли в состав Российской империи.

В 1921 году в соответствии с Рижским мирным договором Жировичи оказались в составе Польской Республики, центр гмины Новогрудского воеводства. С сентября 1939 года – в составе Белорусской ССР, с 1940 года центр сельсовета. С распадом СССР в 1991 году – в составе Белоруссии.

Религия

Владетель Жировичей во второй половине XV века, Александр Солтан, был православным.

После явления здесь в 1470 году Жировицкой иконы Божией Матери, на месте чуда была построена деревянная церковь, которая в 1520 году сгорела в пожаре.

В 1587 году на месте явления иконы был построен Жировицкий Успенский мужской монастырь. После введения унии она постепенно захватывает здесь позиции Православия, в 1613 году под неё подпадает и монастырь.

В 1656 году город и монастырь были сожжены в ходе восстания Хмельницкого, но базилиане вскоре восстановили обитель.

В XVII―XVIII веках в Жировичах были воздвигнуты Успенский собор, Богоявленская церковь, Крестовоздвиженская церковь, а в некотором отдалении – деревянная церковь святого Георгия.

В 1810-1828 годах в Жировичах находилась резиденция униатского Брестского епископа, в 1828-1839 годах – центр Литовской униатской епархии. В 1828 году бывшая здесь гимназия преобразована в униатскую семинарию.

С воссоединением униатов с Православием по итогам Полоцкого Собора в 1839 году, здешние епархия и семинария делаются православными. Они продолжали дейтвовать здесь до 1845 года, когда были переведены в Вильно, а в Жировицах оставлено духовное уездное училище.

Православные заведения действующие в Жировичах на 2010 год включали Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь, Минские духовные семинария и академия, а также регентское училище.

Святыни

  • Жировицкая икона Божией Матери

Монастыри

  • ставропигиальный Жировицкий Успенский монастырь (мужской)

Храмы

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/10615.html

Икона Пресвятой Богородицы Жировицкая » Благоздравница

Жировицкий образ Богоматери является одной из самых известных чудотворных белорусских святынь.

Икона вырезана на небольшом яшмовом камне и представляет собой рельефное изображение. На месте обретения образа ныне действует Жировичский монастырь.

Обретение образа

Явление чудотворного образа Богоматери датируется 15 веком. В 1470 году в местечке Жировичи (Гродненская область) пастухи в лесу увидели яркий свет и отправились искать его источник.

На грушевом дереве они увидели образ Богоматери в настолько ярком свечении, что даже не смогли его рассмотреть.

Когда сияние успокоилось, мужчины сняли икону с дерева и отнесли вельможе, владевшему этими землями.

Сцена обретения Жировицкой иконы Богоматери

Вельможа икону принял, но, не отличаясь сильной верой, не расценил находку как чудесное событие и просто спрятал образ в сундук. Принимая гостей на следующий день, он вскользь упомянул о находке и поспешил похвастаться странной иконой. Однако в своем сундуке образа он не обнаружил.

Совет

Спустя пару дней пастухи снова нашли уже известный им образ в лесу. Они и в другой раз принесли его вельможе. Тронутый странными событиями, вельможа решил, что не надлежит святыне находиться в его жилище, и дал обещание построить в честь иконы храм.

В построенной церкви Жировицкий образ пребывал до 1560 года. В этот год чудесная икона Богоматери сгорела вместе со всем деревянным храмом, и спасти ее местным прихожанам не удалось.

Долго скорбеть об утрате святыни верующим не пришлось. Крестьянские дети вскоре рядом с местом, где сгорел храм, увидели на камне сидящую Деву в странных ярких сияющих лучах.

Испугавшись, дети побежали рассказывать об увиденном взрослым. Весть дошла и до священника.

Он тут же отправился на указанное место, где на камне увидел зажженную свечу, рядом с которой находился целый и невредимый образ Богоматери из сгоревшего храма.

Жители Жирович взялись за постройку нового храма в честь иконы. На этот раз церковь возвели из камня. Через столетие храм вырос в монастырь, который в 1613 году подвергся нападению униатов. Удивительно, но даже поляки трепетно относились к образу, благодаря чему он смог сохраниться до самого 1839 года, когда монастырь снова вернули православным христианам.

Жировицкий образ Богоматери в наши дни

Сегодня образ находится в Жировичах в Успенском соборе мужского монастыря по адресу: Белоруссия, 231822, Гродненская область, Слонимский район, деревня Жировичи, улица Соборная, строение 57.

На территории монастыря открыты несколько целебных источников, откуда православные берут воду. Также святыми считаются части камня, на котором появился образ Богоматери. Этот камень больших размеров называют «стопами Богородицы».

Паломничество к чудодейственной иконе не прекращается уже на протяжении нескольких столетий. 20 мая празднуется явление образа. В этот праздник число паломников особенно велико. Ежегодно проходит торжественный крестный ход с образом, молебен с акафистом совершается под открытым небом.

Исцеления по молитвам к Богородице перед Жировицким Ее образом

Библиография, посвященная Жировицкой иконе, насчитывает сотни трудов, написанных с 18 века до наших дней. Издания включают в себя как работы искусствоведческого направления, так и богословские труды. Во многих из них подробно описаны случаи исцелений.

Частицы камня, привезенного из Жировицкого монастыря, чудесным образом помогли умиравшей при родах женщине не только остаться в живых, но и сохранить жизнь младенца. Молитвы родственников к Богородице перед Жировицкой иконой способствовали исцелению женщины, умиравшей от чахотки.

Зафиксированы случаи исцеления от головных болей, потери памяти. История о чудесной помощи Богоматери через Жировицкий образ включает случаи спасения многих умирающих. Так шестилетний мальчик выздоровел мгновенно уже в тот момент, когда над ним читали отходную молитву. В это время мать горячо молилась Богородице перед чудотворным образом.

Икона Пресвятой Богородицы Жировицкая
(Фото с сайта alchevskpravoslavniy.ru)

Не могущим предстать перед образом Богоматерь также помогала излечиться. Крестьянин, страдавший иммунным заболеванием, не мог передвигаться и уже почти потерял все силы. Мысленно обратившись к Богоматери, он пообещал помолиться перед иконой, если обретет здоровье и былые силы. Как только он дал свой обет, заболевание оставило его.

Обратите внимание

Молодая девушка умирала от неизлечимой болезни и уже будучи без сил увидела во сне Богоматерь, которая сказала ей молиться перед Жировицкой иконой. Девушка попросила родню отвезти ее к образу, но по пути больная скончалась. Погребение решили совершить в Жировицком монастыре. Во время чина погребения произошло невероятное событие: больная встала и отправилась молиться к образу.

Читайте также:  Данилов монастырь, россия, город москва

После она рассказала, что встала после того, как сама Богоматерь подошла к ней и наказала остаток дней провести в служении Богу. Впоследствии состоялось пострижение исцеленной в Пинском монастыре, где она стала настоятельницей, прослужив до своей кончины в старости.

Широко известен случай исцеления уже умиравшего иеромонаха Николая. Долгое время мучавший его аневризм зашел в ту стадию, когда надежд на выздоровление не оставалось.

Собравшаяся около старца братия уже принимала благословения и напутствия, но во время молитвы настоятеля к Богоматери перед образом странным образом больной стал поправляться буквально на глазах.

Через три часа наступило его полное выздоровление.

Чудеса исцеления из записей в монастырской книге

В монастырской книге Жировицкого монастыря продолжают фиксировать случаи чудесных исцелений по молитвам к Богоматери перед образом. Среди них истории об излечении широкого рода заболеваний тела и душевных расстройств.

Во время пребывания образа в одной из брестских деревень после молитвы перед иконой, исповеди и причастия прошли дефекты речи у молодой девушки, которые были вызваны аномальным врожденным строением ротовой полости.

Жировицкая икона БМ
(Изображение с сайта wikipedia.org)

Помазание елеем из лампады при образе Жировицкой Богоматери помогло пожилой женщине полностью избавиться от долго мучавшего ее ревматизма. Вода из монастырского источника способствовала выздоровлению девочки от серьезного заболевания глаз, когда врачи настаивали на операции.

В 2002 году глубокая вера матери и ее неустанные молитвы перед иконой помогли ей получить помощь Богоматери в спасении умирающего сына. У мальчика была обнаружена неоперабельная киста головного мозга, и болезнь он переносил крайне тяжело.

В первый приезд в монастырь ребенку стало легче. После пятого посещения обители томография показала, что киста исчезла.

Шестой приезд семьи в Житомирский монастырь был совершен уже с целью благодарить Богоматерь за помощь в исцелении тяжелой болезни, в сражении с которой даже современные медики оказались бессильны.

Пожилая женщина исцелилась от сложно протекавшего радикулита прямо во время службы в храме. Почувствовав в церкви странные щелчки в своей спине, женщина не обратила на них внимание, а домой она вернулась уже совершенно здоровой.

Молитвы ко Пресвятой Богородице перед Жировицким Ее образом неоднократно помогали верующим в борьбе с бесплодием, в избавлении от хронических болезней, вредных привычек, врожденных аномалий в развитии разных органов. 

Источник: http://blagozdravnica.ru/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-zhirovitskaya/

Икона Божией Матери «Жировицкая»

Икона Божией Матери «Жировицкая»

Жировицкая или Жировичская икона Божией Матери — икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. На месте явления иконы стоит Жировичский монастырь.

Жировицкая икона Божией МатериИкона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см. подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов.

Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась).

Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута.

Важно

Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён.

Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление), отражающему идею о богоматеринском заступничестве. Иконография Умиления сложилась в древнем коптском искусстве Египта.

Явление иконы Божьей Матери «ЖИРОВИЦКАЯ» произошло в 1470 г. в местечке Жировицы Гродненского уезда (ныне – Белоруссия).

В лесу, принадлежащем православному литовскому вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший в виде пламени сквозь ветви грушевого дерева. Пастухи подошли ближе и увидели на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии.

Пастухи отнесли её к своему господину. Однако вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но образ взял и запер его в ларец.

Обретение Жировицкой иконы

На следующий день у Александра Солтона собрались гости, и хозяин решил показать им находку, но иконы в ларце не оказалось. Через некоторое время пастухи опять нашли образ Богородицы на том же месте и опять принесли его своему господину.

На этот раз Александр отнёсся к иконе с большим благоговением, нежели прежде, и дал обет на месте явления иконы Богородицы соорудить храм. Скоро небольшой деревянный храм был сооружен, и в него перенесли икону Пресвятой Богородицы. Ок. 1560 г. храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла.

Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым.

Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, при чём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили.

Совет

Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. В нач. XVI в., при этом храме возник монастырь. В 1613 г. монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 г. С сер. XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма.

Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Салтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря.

Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат Кунцевич, будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери. Когда в июне 1660 г.

войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах. В XVIII в. слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 г.

в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником римского художника В. Ломберти; выполнена её живописная копия, и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны).

Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский (подстолий мстиславский), пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сентября 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери — придел во имя мучеников Сергия и Вакха. В 1726 г.

, постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу.

На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи ― бенедиктинцы, францисканцы, кармелиты, доминиканцы. Базилианин Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница».

В черте города Слонима по дороге, ведущей в Жировичи, были построены 6 триумфальных арок. Арки были построены на средства: 1) базилиан и жителей Слонимского повета; 2) митрополита Афанасия Шептицкого; 3) Людвига Потея ― воеводы виленского; 4) Радзивиллов ― Иеронима и Николая); 5)Михаила Вишневецкого ― канцлера и великого гетмана литовского; 6) магнатского рода Сапег.

Жировицкая икона на фронтоне монастыря, с изображением молящихся пастушков

Успенский храм декорировали семью большими овальными живописными композициями с изображением чудес Жировицкой иконы.

Обратите внимание

2 золотые короны (изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII), возложил на икону униатский Киевский митрополит Афанасий Шептицкий, в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака.

Расходы, связанные непосредственно с самой коронацией, взяла на себя вдова Кароля I Стнислава Радзивилла Анна Катажина, мать папского посла, доставившего короны для коронации. Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В 1744 г. к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 г.

перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский. В 1839 г монастырь был возвращён православным и стал первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Но слава Жировичской иконы не угасла. Свидетельством этого является многочисленная литература и песнопения, прославляющие чудеса Девы мари Жировичской.

Во время Первой мировой войны, в 1915 г., Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия — в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области. В январе 1922 г.

, стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Жировицкой иконы киот в 1922 г., в котором образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г.

с Жировицкой иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Белоруссии. Все собранные на пожертвания средства шли на ремонт Успенской церкви Жировицкого монастыря. Даже несмотря на все гонения со стороны польской, и, особенно, советской властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к чудотворной Жировицкой иконе не прекращались.

Находится Жировичская икона Богоматери в иконостасе с левой полночной стороны Царских врат главного храма монастыря ― собора Успения Богоматери. Первым известным письменным пересказом легенды о Жировицкой иконе является написанная в 1622 г.

Читайте также:  Троица ветхозаветная (икона андрея рублева), россия, город москва, государственная третьяковская галерея

жировичским монахом Феодосием на старобелорусском языке «Гистория або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном пренасвятейшое девы Марии Жировицком в Повете Слонимском, вовсем згодливая, коротко выписанная и с немалою працою и старанием собранная през много грешного отца Федосия». В 1622 г.

в Вильно издана и книга «История, или рассказы людей, достойных доверия о чудотворной иконе пречистой Девы Марии Жировичской». Книга переиздавалась в Вильно в 1625 г., 1628 г., в Супрасле в 1629 г., 1653 г., 1714 г. В 1639 г. издана «История о чудотворной иконе жировичской Девы Марии». В 1644 г.

Важно

два дня в Жировичах провел король Речи Посполитой Владислав IV с женой Цецилией Ренатой. В этом же году издана и новая книга о жировичской иконе ― А. Дубовича «Связь земных планет». В 1719 г. в Риме вышла книга ксендза Игнатия Володько «Пресвятая Дева Жировичская», в 1729 г. книга каноника Изидора Нарди «Исторические известия о копии иконы Девы Жировичской». Во второй пол. XVIII в. выходит еще несколько книг об иконе. В настоящее время библиография весьма обширна.

Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах и исцелениях. На месте явления иконы, как и рядом с ним, находятся источники, считающиеся чудотворными.

Жировицкая икона Божией Матери

Пред иконой Пресвятой Богородицы Жировицкая молятся при гонениях на Православие, при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкой»

О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси.

И ныне, коленопреклоненно предстоя пред пречистым Твоим образом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго ходатайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Милостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети.

И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во благости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здравы, долгоденствующи, право правящи слово истины Господни.

Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о душах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благочестия, чистоты и правды божественныя им ниспосли.

Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели-цеприятие, всем же притекающим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве.

Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кровом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междоусобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятежное житие поживут, и благ вечных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Жировицкая»
Тропарь, глас 5

Совет

Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставления испроси, помыслами благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и почитаем честную икону Твою, юже от лет древних во обители Жировицкой прославила еси.

Празднование

Празднование – 7 мая/20 мая. Русская икона.

Православные Церковные Праздники.

Владимирская икона Божьей Матери – 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
Боголюбская икона Божьей Матери – 1 июля.
Феодоровская икона Божией Матери – 27 марта, 29 августа.
Казанская икона Богоматери – 4 ноября, 21 июля.
Муромская чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» – 22 ноября.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – 18 мая.

Икона Божией Матери «Живоносный Источник» – пятница Светлой Седмицы.
Иверская икона Пресвятой Богородицы – вторник Светлой Седмицы, 25 февраля, 13 апреля, 6 мая, 26 октября
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» – 16 апреля, 13 января.
Икона Божией Матери «Геронтисса» – 17 апреля.
Икона Божией Матери «Избавительница» – 17 апреля, 17 октября.

Молитвы Пресвятой Богородице.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/svjatye/m/31-1-0-1372

Богоявленская церковь в деревне Жировичи

Богоявленская церковь в Жировичах (другие названия – Свято-Явленская церковь в Жировичах, Явленская церковь в Жировичах) является памятником архитектуры стиля барокко.

Храм возведен в 1672 году на месте деревянной церкви 16 века. Сегодня Богоявленская церковь является самым старым сохранившимся зданием Жировичского монастыря.

Построена она на месте второго обретения знаменитой Жировичской иконы Божией Матери.

Дело в том, что чудотворная Жировичская икона после пожара 1520 года пропала. Нашли её играющие крестьянские дети на склоне холма недалеко от сгоревшего храма, в котором икона находилась.

Говорят, что сначала они увидели девушку необычной красоты, сидевшую на камне, которую окружало свечение. Когда же ребятишки привели к месту священника, то девушки не было, зато на камне лежала пропавшая икона.

На этом месте церковь и возвели.

В 1796 году церковь была перестроена, приобретя элементы стиля позднего барокко: полуколонны, фигурный фронтон, барочный аттик и пр. В 1870-х годах храм претерпел очередное архитектурное изменение, в результате которого у церкви появился элемент псевдорусского стиля – луковичная глава.

В Великую Отечественную войну немецко-фашистские захватчики устроили в храме склад боеприпасов.

И в связи с этим рассказывают следующую легенду: однажды, когда охрана отдыхала у дверей запертого на замок храма-склада, на крыльце неизвестно откуда появилась женщина и на чистом немецком языке приказала захватчикам убираться.

Через мгновение женщина исчезла за дверью храма, на котором по-прежнему висел замок. Когда охранники открыли храм, то внутри никого не нашли. Но на иконе, изображавшей Богородицу, узнали незнакомку. Символично, но в тот же день гарнизон вынужден был покинуть Жировичский монастырь.

Богоявленская церковь в Жировичах относится к типу безбашенных однозальных храмов, прямоугольной в плане формы. Главный фасад представляет собой щит, выходящий за пределы основного объема. В верхней его части выложен образ Явления Божией Матери.

Внутренний объем церкви невелик, почти половину его пространства занимает алтарная часть, в которой находится камень явления Богородицы. Камень освящен в качестве Святого престола.

В 2000 году в церкви появился резной иконостас, однако электрического освещения по-прежнему нет.

В подалтарной крипте храма в 1881 году был похоронен минский архиепископ Михаил Голубович – друг и помощник митрополита Иосифа Семашко в деле воссоединения униатов.

Богоявленская церковь в Жировичах является частью знаменитого Жировичского монастыря, а потому не обделена вниманием паломников и верующих.

В Жировичи организуются такие паломнические туры как «Свято-Успенский Жировичский монастырь – оплот православия на Беларуси», «Свято-Успенский Жировичский монастырь.

Обратите внимание

Православные храмы Слонима», «Свято-Успенский Жировичский монастырь. Кракотский Свято-Зосимо-Савватиевский монастырь» и другие.

Дата обновления: 1 апреля 2011

Источник: https://www.HoliDay.by/by/skarb/231-bogojavlenskaja-cerkov-v-derevne-zhirovichi

Свято-Успенский Жировичский монастырь :: Беларусь, Слоним, монастырь XV в

Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь принадлежит Белорусскому экзархату Русской православной церкви. Главная достопримечательность – чудотворная икона Божией Матери.

Мифы и факты

Монастырь основан в конце XV века на месте, где, по преданию, за несколько лет до этого чудесным образом появился образ Божьей Матери, именуемый Жировицким.

С 1613 года здесь проживали монахи греко-католической церкви, которые возродили культ Богородицы и сделали монастырь главным центром Унии. Их усилиями был возведен большой монастырский комплекс с каменным храмом в барочном стиле.

В 1730 году в присутствии десятков тысяч католиков византийского и латинского обряда, а также других верующих, чудотворная икона Богородицы Жировичского монастыря была торжественно коронована золотой папской короной, а Матерь Божия Жировичская объявлена покровительницей и заступницей белорусского народа.

В 1810 – 1828 годах монастырь являлся резиденцией Брестской униатской епархии, а в 1828 – 1839 годах – Литовской униатской епархии.

В 1839 году епископ Иосиф Семашко, пользуясь поддержкой царской власти и покровительством самого императора Николая I, перевел часть монахов Жировичского монастыря в православие, а упорных отправил на исправление в специально предназначенные для этих целей монастыри, в том числе за пределами Беларуси.

Благодаря тому, что до сентября 1939 года Жировичи не входили в состав СССР, монастырь никогда не закрывался. В межвоенный период монастырская церковь Воздвижения Святого Креста находилась в пользовании римо-католиков.

В 1945 году здесь открылись пастырские курсы, которые затем были преобразованы в семинарию. С 1990-х годов началось возрождение монастыря, возобновила работу Минская духовная семинария, которой присвоен статус высшей духовной школы. В настоящее время монастырь привлекает к себе много экскурсий.

Что посмотреть

Монастырский комплекс состоит из трех церквей, семинарии, монашеских келий, трапезной и прочих хозяйственных зданий.

Центром комплекса является главный храм монастыря – Успенский собор, в окружении семинарии и монашеских келий, с которыми он соединен крытыми переходами. Юго-восточнее от него находится Богоявленская церковь, а восточнее возвышается Крестовоздвиженская церковь.

Самая священная достопримечательность монастыря – чудотворная икона Божией Матери Жировицкой размером всего 5,6 х 4,4 сантиметра, перед которой каждую пятницу проводятся богослужения.

Другая особенность – целебный источник, который течет из-под Успенского собора. Согласно преданию, он возник одновременно с появлением иконы.

Важно

В соседней деревне находится необычный храм-крепость Святого Михаила, еще одну церковь оборонного типа вы найдете в деревне Мурованка. В Беларуси также стоит посетить Софийский и Борисоглебский соборы, особая гордость белорусов – замки в Мире и Несвиже, охраняемые как памятники ЮНЕСКО.

Источник: https://allcastle.info/europe/belarus/008

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector