Максим исповедник
Максим исповедник – византийский богослов, христианский святой.
Родился в аристократической семье, получил хорошее образование. Был первым секретарём императорской канцелярии при императоре Ираклии I.
Однако вскоре отрёкся от мира и стал иноком Хрисопольского монастыря (на противоположном от Константинополя берегу Босфора).
По смирению Максим Исповедник не принимал священного сана и до конца жизни оставался только монахом.
Политические события (нашествие персов и другие) заставили его покинуть монастырь. После кратковременного пребывания на Кипре и Крите прибыл в Северную Африку, где познакомился с монахом Софронием (будущий патриарх святой Софроний Иерусалимский), ставшим его духовным отцом.
Вместе с ним Максим Исповедник вступил в борьбу с монофелитством, поддерживавшимся византийским правительством. В 645 году одержал победу в диспуте с монофелитским патриархом Константинопольским Пирром.
Около 646 года переехал в Рим, где в противостоянии монофелитской ереси нашёл всецелую поддержку западного епископата и папы Римского святого Мартина I.
Вместе с некоторыми православными греческими монахами, жившими в Риме, Максим Исповедник стал одним из главных вдохновителей догматических определений Латеранского собора 649 года, осудившего монофелитство.
Около 654 года вслед за папой Мартином I Максим Исповедник был арестован посланцами императора Константа II, подвергнут суду в Константинополе как государственный преступник (возмутитель гражданского и церковного мира) и в 655 году отправлен в ссылку во Фракию. В 662 году был подвергнут новому суду и жестоким пыткам в Константинополе: ему отсекли язык и правую руку. Искалеченного старца отправили в ссылку на Кавказ, где он вскоре умер.
Максим Исповедник известен как автор многочисленных сочинений.
Особой популярностью и на Востоке, и на Западе пользовались его нравственно-аскетические сочинения, прежде всего «Главы о любви», «Слово о подвижнической жизни», которые вошли в греческое, славянское и русское «Добротолюбие».
Экзегетические сочинения Максима Исповедника включают фундаментальный труд «Вопросоответы к Фалассию», послание «К Феопемпту схоластику», «Толкование на 59 псалом», «Толкование на молитву Господню» и другое.
Самое крупное догматико-полемическое сочинение Максима Исповедника – «Амбигвы». Сочинение «Мистагогия» («Тайноводство»), написанное под влиянием «Ареопагитик», представляет собой объяснение смысла священнодействий.
Максим Исповедник, как большинство святых отцов, не представил свои воззрения в виде строгой системы.
Тем не менее благодаря органической цельности мировоззрения он явил в своих трудах синтез всех важнейших идей предшествующих богословов.
В традициях православной апофатики он учил о непознаваемости Бога по Его сущности: великая тайна Святой Троицы мистически переживается теми, кто удостоился Божественного озарения.
Важнейшей заслугой Максима Исповедника является преодоление заблуждений Оригена в учении о Сотворении мира.
Отправным пунктом здесь для Максима Исповедника было учение о Слове (Логосе) – второй Ипостаси Святой Троицы, которым Бог является миру наиболее полно и которое проявляет Себя, прежде всего, как Творец и Промыслитель, посредством Своих энергий, или «логосов», создавший мироздание и управляющий им.
Эти «логосы», являющиеся основными законами и идеями тварного бытия, составляют духовную структуру, или «умопостигаемый мир», этого бытия; они концентрируются в Боге Слове (Логосе), который есть средоточие всего мироздания.
Тварное бытие представляет собой гармоничное единство духовного (умопостигаемого) мира и мира чувственного, или материального, которые оба управляются Логосом. По Божиему замыслу, объединяющим началом этих двух миров должен был стать человек, или «малый мир» («микрокосм»), созданный по образу Божиему (по образу Логоса).
Человеку предстояло, исполнив «великий совет Божий», привести всё мироздание к обожению. Однако, злоупотребив своей свободной волей, человек вместо Бога обратился к чувственным благам и тем самым отпал от Источника жизни, стал подвержен тлению и смерти (совершил грехопадение).
Таким образом, если в платонизме и у Оригена творение мира и человеческая история, явившиеся результатом движения-грехопадения, возникшего в «умопостигаемом мире» после его блаженно-стабильного состояния, рассматриваются как зло, то в христианском учении творение мира и движение предсуществуют (но не предопределены) в Логосе, являются благом и предшествуют грехопадению. Своими силами человек не мог избавиться от последствий грехопадения, лишь воплощение Бога Слова, проявившее неизмеримое Божие человеколюбие, позволило человеку, не потерявшему окончательно свободу воли, вновь вступить на путь обожения, спасения. С этой тайной Боговоплощения связаны основные идеи христологии и антропологии Максима Исповедника.
Господь воспринял в Себя всю полноту человеческого естества, кроме греха, тем самым исцелив человеческую природу.
Максим Исповедник доказывал, что исповедуя в Богочеловеке Иисусе Христе две природы, Божественную и человеческую, необходимо мыслить в Нём и две воли, два действия, что видно на примере Гефсиманского борения (Мф. 26:36-44; Мк. 14:32-41; Лк. 22:39-46).
Богочеловек показал людям «узкий» путь спасения, заключающийся в усиленном подвижничестве: трудах, скорбях и непрестанной молитве. Поскольку Бог стал человеком, каждый человек может усвоить спасение, следуя за Христом, соединяясь с Ним.
Непременным условием этого соединения являются церковные таинства.
Выражая святоотеческий духовный опыт, Максим Исповедник заключал, что спасение, начинаясь в этом мире, на земле, достигает своей полноты в Царстве будущего века; этого Царства удостаиваются те люди, которые с подлинно христианским достоинством прошли земное поприще трудов и смиренномудрием, покаянием, любовью сподобились духовного ведения.
Дни памяти Максима Исповедника по календарю Русской православной церкви – 21 января (3 февраля) и 13(26) августа, по календарю Римско-католической церкви – 13 августа.
Сочинения:
Творения. М., 1993-1994. Кн. 1-2;
Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М., 2004;
Избранные творения. М., 2004;
О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., 2006; Письма. СПб., 2007.
Литература
- Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 2003
- Ларше Ж.К. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. М., 2004
- Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Избранные творения преподобного Максима Исповедника. М., 2004
- Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/maksim_ispoviednik
Максим Исповедник – Творения
religion_orthodoxy religion_christianity religion_rel Максим Исповедник преподобный Творения
Собрание творений преп. Максима Исповедника из разных источников в Сети.
ru mergeFB2.exe, FictionBook Editor Release 2.6 27 September 2012 8DD5599D-48BD-460F-B012-A64D9575ADCD 2.1
Преподобный Максим Исповедник
ТВОРЕНИЯ
Иоанну, Архиепископу Кизическому
I. Из Слова о любви к бедным на слова: «Жалею, как сотрудника и не знаю, как избежать мне восстания, или как не отпасть мне от Бога, отягчившись оковами, влекущими меня к земле или удерживающими на ней».
II.
На его же из того же Слова: «Что это за премудрость относительно меня, и что за великое таинство?…Или предпочитает, чтобы мы, будучи частицей Божества и проистекши свыше, не презирали, надмеваясь и превозносясь своим достоинством, Создателя, в борьбе и брани с телом всегда к Нему взирали, а сопряженная [с нами] немощь служила бы воспитательной мерой для [нашего] достоинства?».
III. На его же из того же Слова: «доколе и само в себе вещество несет беспорядок, словно [находясь] в каком — то течении»
IV. На его же из Слова на святого Афанасия: «Ибо не имеет ничего более высокого, и даже совершенно [ничего] не будет иметь».
V.
Из того же Слова на: «а кому удалось с помощью разума и созерцания расторгнуть вещество и плотское сие (то ли облаком следует его назвать, то ли покрывалом), соединиться с Богом, и смешаться с беспримесным светом, насколько это доступно человеческой природе; тот блажен, [как удостоенный] отсюда восхождения и тамошнего обожения, кое дарует истинное любомудрствование и то, чтобы стать над вещественной двойственностью ради помышляемого в Троице единства».
VI (V,2). Каким образом плоть называется покрывалом и облаком.
VII (V,3). Как происходит наслаждение.
VIII (V,4). Каким образом и сколько существует движений души.
IX (V,5). Умозрение о прохождении Моисея через море.
X (V,6). Умозрение о восхождении Моисея на гору.
XI (V,7). Умозрение о сухом тесте опресноков.
XII (V,8). Умозрение о предводительстве Иисуса и переходе через Иордан, и о втором совершенном им обрезании ножами из камня.
XIII (V,9). Умозрение об Иерихоне и о семи обхождениях, и о ковчеге, и о трубах, и о проклятии.
XIV (V,10). Умозрение о Тире и о царе его, и о пленении его.
XV (V,11). Умозрение на слова: «небеса поведают славу Божию».
XVI (V,12). Умозрение на слова: «отец мой и мати моя остависта мя».
XVII (V,13). Умозрение о видении Илии в пещере Хорива.
XVIII (V,14). Умозрение о Елисее, его ученике.
XIX (V,15). Умозрение об Анне и Самуиле.
XX (V,16). Умозрение об отлучающем нечистый дом.
XXI (V,17). Умозрение о святом Илии и о сарептской вдове.
XXII (V,18). Умозрение о Преображении Господнем.
XXIII (V,19). Умозрение о естественном и писаном законе и об их взаимном соустремлении друг ко другу.
XXIV (V,20). Краткое изъяснение о пяти видах естественного созерцания.
XXV (V,21). Умозрение о Мелхиседеке.
XXVI (V,22). Истолкование применительно к Господу сказанного о Мелхиседеке.
XXVII (V,23). Иное умозрение о Мелхиседеке.
XXVIII (V,24). Умозрение о словах: «ни начала дней ни конца животу имеяй».
XXIX (V,25). Умозрение на: «пребывает священник выну».
XXX (V,26). Умозрение об Аврааме.
Иоанну, Архиепископу Кизическому, Максим о Господе радоваться
Похваляются, и должно быть справедливо, всеми по причине их любви к учению ревностнейшие любители прекрасного и тщательнейшие исследователи науки о нем, приступающие к лучшим учителям лучших [предметов], потому что непостыдно приемля посредством вопрошания знание о том, чего они не знали, и ученость они освобождают сами себя от незнания и неопытности, и от упрека в них. Вас же какое похвалит по достоинству слово? Или кто из человеков найдется способный, хотя бы мыслью объять величие вашей добродетели? Ибо вы, будучи опытными пастырями словесных овец, и зная как звуками духовной свирели возводить и приводить их к вышней ограде, так как вы прежде приобрели недоступное другим обладание тайным знанием божественного, ради которого по достоинству вам были вверены кормила Христовой Церкви, которую по образу корабля, с грузом веры и благолепия жизни по Богу, вы умело направляете к пристанищу божественной воли, нисколько не поврежденной морем житейских искушений, о [вещах] известных вам, коих и истолкователями поставил вас Бог, не только более мудрых (если только существует кто высший вас знанием), но и ничего [божественного] не достойных и совершенно неискусных в учении, по вере [надеясь] обрести нечто, как вы привыкли, и у ничего не значащих спрашивать о многозначительном не посчитали вы недостойным.
Поэтому и я, получив почтенное ваше послание, повелевающее мне о каждом из недоуменных для вас мест в Словах святого Григория Богослова, над которыми старательно трудились мы в то время когда были вместе, послать вам, запечатлев на письме, слово, справедливо подивился вашей добродетели и воспел высоту и светлость сообразной ей вашей христоподражательной нищеты (лучше же сказать, — Самого всячески славимого через вас и в вас Господа, и сотворившего вас, и явившего дарованную [Им] вам силу стать достойными Его, светло украшенную Его собственными свойствами [сообщаемыми вам] самым делом и истиною), [снизошедшей] до меня, малого и ничего не достойного, и неученого, и всячески обнаженного от всякой добродетели и ведения. Видя вас смирившими себя в этом, я понудил себя принять ваше приказание, ради вас не задумываясь вовсе о том, что могу многим показаться самонадеянным. Но и вы ожидающему принять любезную и вожделенную мзду за свое послушание даруйте протяженные, как это принято, молитвы, дабы Христос Бог — готовое заступление боящимся Его — пришел ко мне, как сподвижник моего слова; или скорее, как Слово, даровал бы всецелое слово, чтобы мне говорить благочестиво.
Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-rel/475172-maksim-ispovednik-tvoreniya.html
Максим исповедник
Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.
Максим Исповедник ( 582 – 662 ), игумен , преподобный . Знаменитый деятель и учитель церковный [1] , глубокий знаток Платона , Аристотеля и неоплатоников , прославился в истории церкви своей энергичной борьбой против монофелитской ереси .
Память 21 января , 13 августа .
Родился в Константинополе в 582 году и вырос в благочестивой знатной христианской семье. В юности он получил прекрасное разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой.
Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641).
Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольский монастырь (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари ), где принял иноческий постриг (По Брокгазу – удаление прп. Максима было вызвано императорским указом, благоприятным для новой ереси (έκθεσις)).
Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, “оставался простым монахом”.
В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония , преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию .
Святой Софроний Иерусалимский стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси . Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении , Сирии , Египте .
Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока.
Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием , Антиохийский – Афанасием , Александрийский – Киром .
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит , где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория .
В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет.
В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый “Экфесис” ( “Изложение веры”), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя.
Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. “Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему”, – свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий I Константинопольский , а в 641 году император Ираклий . Императорский престол занял жестокий и грубый Констант II (642-668), откровенный сторонник монофелитов . Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет.
Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр , покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них.
Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим , где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку . Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г.
вместо “Экфесиса” вышел новый указ, составленный, по поручению Константа II , константинопольским патриархом Павлом – “Типос” ( “Образец веры”), который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа.
Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649-654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви.
В октябре 649 года был собран Латеранский Собор , на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина , и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму.
В 656 году он был сослан во Фракию , а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: в 659 году каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду [2] .
Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать.
Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь ; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня.
Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений.
Учение
Монофелитская ересь была смягченным видоизменением ереси монофизитов , которые более или менее последовательно стремились к устранению из понятия о Христе Его человеческого начала, упраздняя таким образом самую сущность христианства как религии богочеловеческой. Осужденное на Халкидонском (IV вселенском) соборе (в 451 г.
), это направление не утратило своей силы на Востоке — в Сирии , Армении и особенно Египте . Религиозное разделение, более или менее связанное с национальной враждой, грозило государственному единству империи; отсюда постоянное, но безуспешное стремление императоров к примирению религиозных партий посредством компромиссов: генотикон имп. Зинона в конце V в.
, в следующем веке старания имп. Юстиниана привлечь монофизитов через осуждение ненавистных им ” трех глав “, наконец, в VII в. более глубокий компромисс монофелитский.
Это новое учение, соглашаясь с православием, что в Христе пребывают два естества — божеское и человеческое, — утверждало в Нем существование только одной воли (θέλημα) и одного действования (ένέργια, operatio).
Против этого Mаксим Исповедник — единственный в то время значительный философ во всем христианском мире — доказывал, что воля и действование присущи естеству или природе: следовательно, если в Христе пребывает самостоятельное по своим свойствам человеческое естество (не поглощенное божеским), то в Нем необходимо должна пребывать и самостоятельная человеческая воля или естественное хотение, с соответствующим ему действованием. Для личного или ипостасного единства достаточно нравственного согласия или гармонического сочетания двух волений, без слияния их в один физический (и метафизический) акт.
Это православное учение восторжествовало через 18 лет после смерти прп. Максима Исповедника, на VI Вселенском Соборе в Константинополе . В общем своем миросозерцании св. Максим примыкал к идеям так наз.
Дионисия Ареопагита , но с большим равновесием между мистическим и рациональным направлением умозрения. Комментариями прп. Максима на Ареопагита воспользовался впоследствии Иоанн Скот Эригена , так что прп.
Максим представляет собой посредствующее звено между греко-христианской теософией и средневековой философией Запада.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+1021) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360).
Творения
Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита и святителя Григория Богослова .
К экзегетике относится также объяснение богослужения, озаглавленное “Мистагогия” (“Введение о таинстве”). К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам.
В них содержится изложение православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о боговоплощении и об обожении человеческой природы.
“Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога.
Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам…
Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем” (письмо 22).
Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны “Главы о любви”.
Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова .
На русский язык переведены:
“Вопросы и ответы Фалассию” (частично – “Богословский вестник”, 1916-1917 гг.),
“Мистагогия” (“Введение о таинстве” – “Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения”. Вып. 1. СПб., 1855);
отрывки из “Глав о любви” и работы догматического и нравственного содержания – в III томе “Добротолюбия”;
историко-экзегетический трактат “О цели установления царской власти” (“Радость христианина” 1895, ноябрь).
Использованные материалы
http://www.jmp.ru/svyat/jan21.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life267.htm
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] “самый сильный, после Оригена, философский ум на христианском Востоке” по определению энциклопедии Брокгауза и Ефрона [2] “был сослан в страну лазов (близ Кавказа)” (БрокгаузДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент
Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2302683.html
Св максим исповедник молитва
Чудотворные слова: св максим исповедник молитва в полном описании из всех найденных нами источников.
Израиля от работы избавил еси Господи, Десницею Своею державною: яко oного спасе – и ныне нам помози!
ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ ИСПОВЕДНИЧЕ МАКСИМЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
Вышния премудрости Сокровище стяжав в сердцы, преподобне, — Тоя ради обогатил еси мiр учении!
Ангельское показа житие, на земли живыи, — и бысть храм Богу, Христопроповедниче, преподобне, – тем же и возложи ся Ему!
Едино мыслящи друг ко другу во едину Твою веру, Христе, – преподобнии проповедаху Тя в безъязычных устех яко трубы Боговещанныя!
Радуися, Чистая, — Богородице, яже прежде Сущаго — Слова Божия! — рождьши в последняя плотию: радуися, Стено всем нам: и Покрове чтущим Тя!
Несть Свята яко Господь, и несть Праведна яко Бог наш – Его же поет вся тварь: «Несть-бо Свята, разве Тебе, Господи!»
Крови каплют честныя твоея рукu и учения текут целомудренного языка твоего, известно вопиюща, по отсечении его, (быть) Христа во двою естеству!
Рука твоя писаньми не преста, вопия: и язык учении трубит веру твою, Богоглаголиве, треблаженне: Бог-бо бе обоя движa, слагая глаголати!
Тремu убо телесы: во единой же душu – единомудренно сопротивестеся отцы-чуднии зле отъемлющим Христовы страсти и сугубое действо!
Жены убо раждают, Мати – Дево Чистая, но! – не к тому девы пребывают якоже Ты: ни же едина от сих Бога породи – токмо Ты, Богородице, – Чистая!
Из «Горы Пресенныя» Тя, Слове, пророк: из единыя Богородицы Хотяща Ся воплотити Боговидно разсмотрь – и со страхом славословяше силу Твою!
Ты Моисеови подобяся, Богомудре, — скрижали разумно прият учением: вo мрак-бо вшел еси вuдении – обогатил ся Разума светом!
Ты, Аврааму поревновав, Богомудре, — другаго Исаака привел еси Господеви: свое жертвовав, отче, сердце во огни совестне!
Единаго Христа проповедавше отцы – единаго Сына во двою существу исповедасте: Хотяща по существу – и действующа обоя!
Безлетна Сына родила еси в лето нетленно – Чистая пребысть, рождьши, Иже нас ради Воплощеннаго во утробе твоей, Богородительнице, – присно Дево!
Утренююще, вопием Ти, Господи: «Спаси ны: Ты-бо еси Бог наш!»: разве-бо Тебе иного не знаем!
Не усече твое, отче, меч дерзновение: не угаси, преподобне, заточение веры твоея!
Проповедует убо Рим ревность твою, Богоносне: трубят же, преподобне, церкви словеса твоя!
Пред князи проповедавше Спаса – мученицы бысте произволением, Богомудрии!
«Источник Безсмертия!» — поем Тя, Богородице: Ты-бо присный Живот мирови родила еси!
Из чрева адова вопль мой услышал еси, Господи, — и избави из тли живот мой, яко Человеколюбец!
Удиви твое, треблаженне, исповедание, Иже в тебе Вещавыи Исус: со страждущими тебе нu князей кичения, нu меча, нu огня претящаго ти, убояся, преподобне, — верою был еси крепок!
Не поколеба твой столп Православия вселукавый враг, но! – победися и погибе!
Триплетeнною ти пращeю прещение Ариево мысленно стреляется – [всеоружием] таин Христовых!
Паче ума и слова, Дево, Питателя всех от сосцу доящи, матерских неразуме!
Иже в начатце землю Основавыи и Небеса словом Утверждеи – Благословен еси вoвеки, Господи, – Боже отцев наших!
Ты одежду естественнаго достоинства кровию своею украсил еси, Богомудре: молчащь язык, отче, и вещающь – явление подавая сею словес твоих!
Гроб ваших не устави языков! Земля же дальняя не скры словеса! Якоже пишет Давыд в песнех: Во всю – воистину! — землю прослусте ся!
Якоже злато, трие искусивше ся во огни искушений oнех – чистейшу веру вашу возрастите Христови, отцы честнии!
Иже тайны образ Девыя, иже в Синаи, Ты прообразил еси «Купиною Горящею и Не-опаляемою»! – «Благословен еси, Господи, — Боже отцев наших»!
Иже на горe Святeй Проявлeнаго – и в купине огнeм Девыя Моисeови тайну Явльшаго, Господа пойте: и превозносите Его вoвеки!
Заря Божественнаго учения в сердцы прием, Богомудре, — Просвещением разума обогати ся! – и премудрости Сокровище вложил еси в душу свою, отче!
Учения предложил, Богоблаженне, — ереси отгнал еси от среды: и, Христовем поревновав страстем, бысть жертва чистa и приятна Богови произволением!
В чистоте соблюдше житиe – и вeрою украсивше дeла, Небесней Славе сподобисте ся, честнии отцы – тем же воспеваете Христа вoвеки!
Радуися Двере! И — Одушевленыи Облаче! Радуися, Горо и Купинo и Свещниче! Радуися, Храме и Престоле и Раю! Радуися, рождьшая Содетеля всех – Благословенная!
Проявленое на горе законодавцу огнем и купиною, Рожество присно Девыя, в наше верных Спасение, песньми немолчными величаем!
ПРИПЕВ ВСЕГДА С ПОКЛОНОМ.
Ты безстрастием и вuдением, треблаженне, научил еси нас Жизни вечней – столп одушевлен Православия мiрови: исповедание свое оставил еси!
Ты Финеесу подобя ся, Богоносе, яко инeм копиeм мечeм Слова новонасаждeнную посекаеши веру – отревая хулящая Христа!
Воистину прослависте ся, Богоноснии отцы, ранами и биении – гонении и бедами: во узах же и темницах, и железох, и в заточениих пострадавше!
«Купину Горящу Огнем – и Не-опаляему», предзряще древле Моисей, Богомати Дево: Богоприятну прообразуя твою утробу – приемшую Нетленный Огнь!
Молитвы святым
Память: 21 января / 3 февраля, 13 августа / 26 августа (Перенесение мощей)
Преподобный Максим Исповедник – монах, богослов и философ. Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства – учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг еретической доктрины монофелитства.
В юности он получил разностороннее образование, быстро поднялся карьерной лестнице до первого секретаря императора. Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель, где принял иноческий постриг, и через некоторое время был избран игуменом монастыря.
По просьбе будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Северную Африку для противодействия ересям монофизитства и монофелитства, где стал ярким апологетом Православия.
При императоре-еретике Констансе II вместе римским папой Мартином подвергся тюремного заключению, истязаниям, после отрезания языка и правой руки с двумя учениками был сослан в грузинскую Колхиду, где и скончался.
Преподобный Максим Исповедник – небесный покровитель ученых, богословов, студентов и семинаристов, миссионеров и апологетов. У него просят помощи в учебе, понимания православного вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику молитвенно обращаются при гонениях за веру, для вразумления и обращения к Православию иноверующих, маловерующих, раскольников и сектантов.
Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Максиме премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6
Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, сосуд избран показа тя, всеблаженне, являюща Божественная концем, неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, Пресущную, Безначальную
Молитва преподобному Максиму Исповеднику
Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими.
Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва преподобному Максиму Исповеднику:
- Молитва преподобному Максиму Исповеднику. Преподобный Максим Исповедник – монах, богослов и философ, защитник христологической доктрины диофелитства – учения о двух волях во Христе. Преподобный Максим Исповедник – небесный покровитель ученых, богословов, студентов и семинаристов, миссионеров и апологетов. У него просят помощи в учебе, понимания православного вероучения. К преподобного Максиму Исповеднику молитвенно обращаются при гонениях за веру, для вразумления и обращения к Православию иноверующих, маловерующих, раскольников и сектантов
Акафист преподобному Максиму Исповеднику:
- Акафист преподобному Максиму Исповеднику
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Максиме Исповеднике:
- Преподобный Максим Исповедник – Православие.Ru
- Святой Максим Исповедник и Папа Мартин – протоиерей Иоанн Мейендорф
- Преподобный Максим Исповедник – Георгий Флоровский
- Преподобный Максим Исповедник – иеромонах Макарий Симонопетрский
Труды преподобного Максима Исповедника:
- Вопросоответы к Фалассию – преподобный Максим Исповедник
- “Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Первая сотница” – преподобный Максим Исповедник
- “Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Вторая сотница” – преподобный Максим Исповедник
- “Главы о любви. Сотница первая” – преподобный Максим Исповедник
- “Главы о любви. Сотница вторая” – преподобный Максим Исповедник
- “Главы о любви. Сотница третья” – преподобный Максим Исповедник
- “Главы о любви. Сотница четвертая” – преподобный Максим Исповедник
- “Диспут с Пирром” – преподобный Максим Исповедник
- “Амбигвы к Фоме” – преподобный Максим Исповедник
- “Мистагогия” – преподобный Максим Исповедник
- “Старец и ученик. Слово подвижническое, в вопросах и ответах” – преподобный Максим Исповедник
- “Амбигвы к Иоанну архиепископу Кизическому” – преподобный Максим Исповедник
Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”
Источник: https://xn—-7sbbfci5axihjbex1akd5ezi.xn--p1ai/sv-maksim-ispovednik-molitva/
Максим Исповедник
Определение 1
Максим Исповедник– ($580-662$ гг.) родом из Константинополя – монах, богослов. Является создателем учения о $2$х природных волях во Христе – теологической доктрины диофелитства.
Замечание 1
Максим Исповедник известен своим выступлением против монофелитов, которые учили об одной личностной воле Иисуса Христа, Богочеловека. Он причислен к лику святых в Православно и Римско- Католических церквях.
В $649$ году в Риме на Латеранском соборе участники и епископы выступили против монофелитов, осудили их в официальном акте, который был составлен Максимом Исповедником.
Творчество Максима Исповедника отличалось строго догматичностью с сочетанием глубокого мистицизма. Его главные сочинения : «Мистагогия», «О Душе», комментарии к «Псевдо-Дионисию».
Благодаря своему систематизаторскому и теоретическому таланту, Максим описал трактат о творении мира, вступая в полемику с Оригеном. На первое место он выдвигал проблематику зла, считая его следствием злоупотребления свободой. Большой вклад он внёс в развитие мистики и аскетики. В $7$ веке при помощи Максима Исповедника большую известность приобрели сочинения Псевдо-Дионисия.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
При правлении императора Ираклийя Максим Проповедник был его секретарём, что подтверждало его высокое положение и добродетельность.
Но такое положение было в тягость, в связи с чем он оставляет свой пост и постригается в монахи.
Имея обширный богословский опыт, он изучал и интерпретировал труды отцов церкви, Священное Писание и успешно продвигался по церковной лестнице, становясь влиятельным авторитетом среди церковнослужителей.
Замечание 2
Известно, что на десять лет он принял обет молчания, и после переселения в монастырь святого Георгия начал писать свои первые аскетические трактаты, в которых повествовал о борьбе над мирскими страстями, писал о молитве и милосердии. После он покидает монастырь и скитается по миру в поисках истины. Своими поступками и проповедью он нёс слово Божье и наставлял на путь веры и благодати, ведя борьбу за истинную веру против монофелитов.
В $632$ году он навсегда основывается в Карфагене. Там он знакомится с Сафронием, который был известен как знаток монашеской традиции и богословия и становится его духовным учеником. В монастыре он проводит титанические исследования, направленные на толкование трудов Дионисия Ареопагита и Григория Богослова.
В своих трудах он выстраивает богословскую систему. В ней он полагает, что человек создан Богом для совершения космической литургии и искать смысл всего сущего для Бога. Это его смысл и цель, ради чего он создан. Это осуществление союза с Богом, что ведёт к совершенству во Христе- Богочеловеке.
В своём многолетнем опыте изучения теологических трудов и построении своей богословской системы Максим Исповедник дальше всех продвинулся по пути осмысления человеческой свободы, которая объединялась с абсолютной свободой Бога, в лице Иисуса Христа, основывая, таким образом, учение об «обожении» человека. Всё это наиболее полно и подробно он изложил в доктрине о Боговоплощении. Его последователь Иоанн Дамаскин преподнёс эту доктрину более доступным языком и передал новому поколению как истинную и непреложную традицию.
После Латеранского собора Максима Исповедника осудили как политического изменника, обвиняя его в выступлениях против власти, а так же за то, что своим учением вносит раздор в церкви. Его приговорили к ссылке в Визию. В $662$ году он был вызван на суд в Константинополь, где подвергся суровой казни за свою веру, после чего его канонизировали в святого.
Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/maksim_ispovednik/
Максим Исповедник
Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой.
Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 – 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора – ныне Скутари), где принял иноческий постриг.
Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, “оставался простым монахом”.
В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
Преподобный Максим Исповедник
Фрагмент фрески XIV века преподобного Максима работы Мануила Панселина. Фреска из церкви Протат (Х в.), расположенной в столице Афона – Кареи.
Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.
) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения.
Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока.
Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский – Сергием. Антиохийский – Афанасием, Александрийский – Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет.
В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый “Экфесис” – “Изложение веры”, который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. “Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему”, – свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году – император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642 – 668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет.
Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них.
Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г.
вместо “Экфесиса” вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом – “Типос” – “Образец веры”, который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа.
Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 – 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви.
В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму.
Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года).
В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня.
Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие.
Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита. К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное “Мистагогия” (“Введение о таинстве”).
К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.
“Ничто в обожении не есть произведение природы, – писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, – ибо природа не может понять Бога.
Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам… Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем” (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды.
Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны “Главы о любви”. Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория БогословаЖитие.. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский.Икона. Святитель Григорий Богослов, архиепископ КонстантинопольскийМолитвыХрамы.
Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова.
Дни памяти: 3 февраля (21 января по старому стилю), 26 августа (13 августа по старому стилю) – Преставление (662), перенесение мощей
Тропарь Максиму Исповеднику, глас 8:
Православия наставниче, /
благочестия учителю и чистоты, /
вселенныя светильниче, /
монашествующих богодухновенное удобрение, /
Максиме премудре, /
ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. /
Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Источник: http://svt-aleksiy.ru/svyatye-otcy/maksim-ispovednik/