Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Никосийский Иоанно-Богословский собор

Кипрская Православная Церковь, автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Священный Синод является высшим органом церковной власти.

Епархии

См. также Епископат Кипрской Православной Церкви; Исторические епархии Кипрской Православной Церкви

Исторический очерк

На острове Кипр благовествовали слово Божие апостолы Павел, Марк и Варнава, последний из которых стал первым правящим архипастырем острова и особенно чтим здесь.

До 325 года Кипр находился в ведении Иерусалимской кафедры, затем – Антиохийской.

В первой половине IV века на острове начинается монашество, связанное с именами преподобного Илариона Великого, святителя Николая Мирликийского, равноапостольных Константина и Елены.

На III Вселенском (Ефесском) Соборе в 431 году Кипрская Церковь была провозглашена автокефальной. Антиохийский предстоятель впоследствии вновь претендовал на управление Кипром, но в 478 году на острове была найдена гробница апостола Варнавы.

Обратите внимание

Это поддтвердило апостольское основание Кипрской Церкви, благодаря чему позднее в том же году император Зинон подтвердил автокефалию и даровал архиепископу “три привилегии” – право подписываться киноварью, носить одежды цвета порфиры вместо черных под облачениями, использовать царский скипетр вместо епископского посоха.

Арабские вторжения в VII веке заставили архиепископа бежать с острова на Геллеспонт, где, под защитой императора Юстиниана II, он основал новый город – Новая Юстиниана. В 698 году арабы были изгнаны с острова и архиепископ возвратился на остров, но с тех пор сохранял за собой титул архиепископа Новой Юстинианы.

В эти века многие монахи покинувшие Сирию и Палестину из-за арабского захвата этих земель, а также защитники икон из Малой Азии во времена иконоборчества искали прибежища на Кипре. Их пребывание укрепило Православие на острове, способствовало основанию новых монастырей.

Также развитию монашества в эту пору помогали набеги арабов и стихийные бедствия, так как они воспринимались как проявления Божественного гнева и побуждали людей посвящать жизнь свою Церкви и завещать обителям свое имущество.

Противостояние арабов и византийцев на Кипре закончилось в 965 году победой последних, после чего император всячески старался поощрить монашество на острове.

В 1191 году Кипр был завоёван английским королём Ричардом Львиное Сердце, а в 1192 году – продан бывшему королю Иерусалима Ги де Лузиньяну, основавшему латинское Кипрское королевство под владычеством римо-католиков.

Латинские правители притесняли православную иерархию, снизив число православных архиереев на острове с 14 до четырёх. В 1220 году на Кипре была утверждена католическая иерархия, просуществовавшая там вплоть до 1571 года.

Римо-католические прелаты силились упразднить Православие, вынуждая православных пойти на компромиссы как в догматах так и обычаях.

Важно

Кипрская Православная Церковь подверглась угнетению и ограблению со стороны католиков, что вызвало протест и возмущение православного духовенства. Переход власти к венецианцам в 1489 году не принёс принципиальных изменений в положение Православной Церкви.

С занятием острова турками в 1571 году православные вновь обрели многие прежние льготы, но их положение оставалось небезопасным, их жизнь и собственность находились в распоряжении османских властей.

По бытовавшей в Османской империи практике, христиане Кипра считались отдельными народом – ромеями (“рум миллет”), а Православная Церковь – единственной легальной христианской Церковью. Турки поставили архиепископа Кипра в положение политического главы этого народа, ответственным за сбор налогов и благонадежность паствы.

По этой причине объявление греческой независимости в 1821 году привело к смерти архиепископа Киприана и многих видны клириков и мирян Кипрской Церкви.

В 1878 году, с занятием острова англичанами, Православная Церковь обрела больше свобод, включая право использовать колокола в храмах. При этом британские власти стали серьезно вмешиваться в церковную жизнь, что привело к церковному восстанию в октябре 1931 году, после которого англичане наложили дополнительные ограничения на выборы архиепископа.

Британская оккупация острова продолжалась до 1960 года, когда Кипр вновь обрел свою независимость и провозгласил себя республикой вместе с избранием архиепископа Макария III как духовным так и политическим главой страны. Это совмещение властей продолжалось до его кончины в 1977 году.

Воспользовавшийсь попыткой военного переворота в 1974 году, Турция вторглась на Кипр и оккупировала его северную часть, составляющую около трети острова. Почти все православное население этой части бежало на юг, и оставшиеся на севере православные храмы и имущества – 514 храмов, часовен и монастырей – по большей части подверглись повреждению и осквернению.

Предстоятели

  • Геласий ? – 325
  • Свт. Епифаний I (368-403)
  • Свт. Савин I (403 – ?)
  • Троил ? – 431
  • Ригин 431 – ?
  • Олимпий I ? – 449-451
  • Савин II ? – 457-458
  • Анфемий ? – 470
  • Олимпий II
  • Филоксен
  • Св. Дамиан
  • Прп. Софроний I (VI в.)
  • Григорий I
  • Аркадий I
  • Плутарх (? – 620-625)
  • Аркадий II (? – 630-641)
  • Сергий (? – 643)
  • Епифаний II (? – 681-685)
  • Иоанн I (? – 691)
  • свт. Георгий I (? – 750)
  • Константин (? – 783-787)
  • Епифаний III (? – 870)
  • Евстафий (ок. 890 )
  • Василий
  • Николай Музал (? – 1100)
  • Иоанн II Критянин (? – 1151-1174)
  • Варнава II (1175-)
  • Софроний II ( – 1191)
  • Исаия (- 1209)
  • Неофит II (1222-1251)
  • Георгий II (1251) [3]
  • Герман I Писимандр (1251 – 1260)
  • 1260 – 1572 – отпала в унию

  • Тимофей (1572 – 1575)
  • Лаврентий (ок. 1580)
  • Неофит III (1587 – 1592)
  • Афанасий I (1592 – июнь 1600)
  • Вениамин (1601 – 1605)
  • Христодул I (1606 – 1639 и 1640-1641)
  • Парфений (1639 – 1640)
  • Никифор (1641 – 1672/3)
  • Илларион Кигала (1674 – 1682)
  • Христодул II (1682 – 1690?)
  • Иаков I (1690?- 1694?)
  • Герман II (1694 – 1705)
  • Афанасий II (1705-1710)
  • Иаков II (1710 – 1718)
  • Сильвестр (1718 – 1733)
  • Филофей (1734 – 1759)
  • Паисий (1759 – 1767)
  • Хрисанф (1767 – май 1810)
  • Киприан (29 октября 1810 – 9 июля 1821)
  • Иоахим (1821 – 1824)
  • Дамаскин (1824 – 1827)
  • Панарет (1827 – 1840)
  • Иоанникий (1840 – 1849)
  • Кирилл I (1849 – 1854)
  • Макарий I (1854 – 1865)
  • Софроний III (1865 – 9 мая 1900)
  • Кирилл II (8 ареля 1909 – 1916)
  • Кирилл III (1916 – 1933) (в 1931 изгнан британцами)
    • Леонтий (1933 – 1947), местоблюститель
  • Леонтий (20 июня 1947 – 26 июля 1947)
  • Макарий II (24 декабря 1947 – 28 июня 1950)
  • Макарий III (Мускос) (20 октября 1950 – 3 августа 1977)
  • Хризостом I (Киккотис) (12 ноября 1977 – 12 ноября 2006)
  • Хризостом II (Энглистриотис) (с 12 ноября 2006)

Святые и святыни

Среди особо чтимых на Кипре: святых апостол Варнава – основатель Церкви на Кипре; Лазарь Четверодневный – епископ Китийский; Аристовул – один из 70 апостолов, брат апостола Варнавы; Тит – ученик апостола Павла, родился в городе Пафе и там же мученически скончался; Сергий Павел – римский проконсул на острове, обращенный апостолом Павлом; Спиридон – епископ Тримифунтский, участник I Вселенского Собора; Епифаний – епископ Кипрский, известный церковный писатель и защитник Православия.

Издавна славятся монастыри: Ставровунийский (IV в.), в котором хранится часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда святой равноапостольной Еленой; Киккский (XII в.); Махерский (XIII в.) в честь Пресвятой Богородицы; апостола Варнавы, построенный на месте погребения апостола (V в.).

Статистика

  • не позднее 1 января 2006 – 654 тыс. членов; 600 священнослужителей; 628 приходов [1]
  • 2012 – ок. 28 действующих монастырей [2]

Средства массовой информации

  • Απόστολος Βαρνάβας (“Апостол Варнава”), ежемесячно

Учебные заведения

  • Никосийская духовная семинария апостола Варнавы

Ставропигии

Использованные материалы

[1]  Членская страница на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/regions/middle-e…255

[2]  Подсчёт от 15 сентября 2012 года по официальной странице Кипрской Православной Церкви, http://www.churchofcyprus.org.cy/index.php?categoryID=18.

[3]  был избран, но не утвержден папой Римским Иннокентием IV

Читайте также:  Икона божией матери «успение» семигородная, россия, город вологда, вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Источник: https://drevo-info.ru/articles/16.html

Кипрская православная церковь

КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Одной из древнейших христианских Церквей является Кипрская Православная Церковь, основанная апостолом Павлом во время его первого миссионерского путешествия. Первым епископом Кипра был ученик апостола языков Иосия, прозванный… Варнавою, что значит – сын утешения, левит, родом Кипрянин; с тех пор первым епископом Кипра неизменно поставлялся только местный уроженец.

Немало драматических страниц мировой истории видели стены древних обителей острова, таких, как достославный Киккский монастырь. Одной из древнейших в христианском мире кафедр является Китийская, первым епископом которой, согласно Священному Преданию, был святой Лазарь Четверодневный.

Первым президентом Республики Кипр стал национальный герой, предстоятелем Кипрской Церкви Блаженнейший Архиепископ Макарий III

ИСТОРИЯ КИПРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Совет

Христианство было проповедано на Кипре апостолами Павлом и Варнавой (Деян. 13, 4—12), но отдельные христиане, согласно Книге Деяний Апостольских, были там и раньше, прибыв сюда из-за гонения на иерусалимских христиан со стороны иудеев (Деян. 8,1). Около 45 г.

святые апостолы Павел и Варнава прошли со словом благовестия весь остров Кипр от Саламина до Пафа. В числе прочих они обратили в христианство и римского проконсула на острове Сергия Павла (Деян. 13, 4 —12). Согласно преданию, святые Апостолы встретили на о.

Кипр воскрешенного Господом Лазаря Четверодневного, который пришел сюда, гонимый своими соотечественниками в Вифании, и рукоположили его во епископа.

Последний окормлял свою кипрскую паству восемнадцать лет (45—63), после чего вторично умер и погребен в Китии, где на его могиле в VI веке построен храм св. Лазаря.

Вторично ап. Варнава прибыл на Кипр в 50 году (Деян. 15, 39) вместе со своим племянником Марком. Его проповедь на острове продолжалась до 57 года, когда последовала мученическая кончина апостола от рук местных иудеев.

Во время своего пребывания на Кипре апостолы Варнава и Марк рукоположили во епископа Гераклидия. Согласно преданию, в числе его ближайших преемников были епископы Иасон, Аристион, Епафрас, Аристоклион, Филагрий и Авксивий.

В Первом Вселенском Соборе участво­вали три кипрских епископа: Кирилл Пафский, Геласий Саламинский и св. Спиридон Тримифунтский. В деяниях Сардикийского собора (343) имеются подписи двенадцати кипрских епископов. Епископы с о. Кипр активно участвовали в деяниях Второго, Третьего и последующих Вселенских Соборов.

Особенно деятельное участие проявила Кипрская Церковь в защите иконопочитания в эпоху иконоборческой ереси.

Обратите внимание

История Кипрской Церкви богата именами церковных писателей, из которых наиболее известен святитель Епифаний, епископ Саламинский – неустанный борец с ересями и сектами, оставивший после себя множество сочинений полемического характера.

Из других авторов византийского периода Кипрской Церкви следует упомянуть Филона Карпасийского, Кирилла Пафского, св. Неофита Затворника, епископов Трифилия Левкосийского, Леонтия Неапольского, Феодора Пафского, Феодора Тримифунтского, Архиепископа Аркадия I и св.

Иоанна Милостивого, который был родом с Кипра и стал впоследствии Патриархом Константинопольским.

Издавна Кипрская Церковь была близка к Церкви Антиохийской. Обе Церкви имели единого благовестника слова Божия — святого апостола Варнаву. Однако эти обстоятельства некоторые Антиохийские патриархи пытались ис­пользовать в качестве основания для присоединения Кипрской Церкви к своему престолу на правах епархии.

Между тем, Кипрская Церковь, опираясь на свое апостольское происхождение, с древних пор признавала себя автокефальной. Защищая самостоятельность своей Церкви, киприоты обратились к отцам Третьего Вселенского Собора с просьбой подтвердить автокефалию, что и было сделано 8 правилом Собора.

Решение III Вселенского Собора об автокефалии Кипрской Церкви подтвердил Собор, созванный императором Зеноном.

Император не только утвердил это решение Синода, но и предоставил архиепископу некоторые отличия, сохраняемые им до сегодняшнего дня: ношение пурпурной мантии и императорского скипетра вместо обычного архиерейского жезла, подписывание официальных документов красными чернилами.

Тогда же предстоятелю Кипрской Церкви было предоставлено право титуловаться “Блаженнейшим”. Впоследствии автокефалия Кипрской Церкви была еще раз подтверждена 39-м правилом V—VI Вселенского собора (691 г.). Несмотря на вышеуказанные соборные постановления попытки Антиохийского Патриархата упразднить церковную автокефалию Кипра не прекратились: в V веке это пытался сделать патриарх Петр Гнафей (сторонник монофизитской ереси), в 1598 г. – патриарх Иоаким.

Бедствия Кипрской Православной Церкви начались с VII века, когда на Кипр стали нападать арабы. Император Юстиниан II (685—695; 705—711), не будучи в состоянии защитить киприотов от арабского нашествия, повелел вывезти их на континент.

В 691 году большинство греческого народа и духовенство во главе с предстоятелем Церкви Архиепископом Иоанном переселились в провинцию Геллеспонт (старинное название района Дарданелл) в основанный императором город Юстинианополь (Новая Юстиниана). В 747 году киприоты вернулись на остров.

Память о пребывании в Геллеспонте сохранилась и в народе, и в церковной терминологии: Константинопольский Собор 691 года присвоил предстоятелю Кипрской Церкви официальный титул “Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра”. При императоре Никифоре Фоке II арабы (в 965 г.

) потерпели сокрушительное поражение, в результате чего на острове возникли условия для относительно спокойной жизни.

Важно

В византийский период в Кипрской Церкви наблюдается развитие монашеской жизни. Доныне сохранились такие монастыри этой эпохи, как Киккский (XI век), Махерасский (XIII век), Свято-Неофийский (XII век), Св. Ираклидия (IV век), Св. Варнавы (V век), Св. Георгия Победоносца (XIII век) и Ставровунийский (IV век) и другие.

Источник: http://MirZnanii.com/a/317628/kiprskaya-pravoslavnaya-tserkov

Кипрская Православная Церковь (глава 6 -я) | Авва

Константин Скурат

6. Известнейшие Архиепископы

Кипрская Православная Церковь знает целый ряд своих Предстоятелей, которые, несмотря на трудность положения киприотов как во времена правления турок на острове, так и в период хозяйничанья там английских колонизаторов, заботились о восстановлении и украшении иконами разрушенных храмов и монастырей, вносили существенный вклад в дело сохранения и утверждения духовного просвещения, чутко относились к национальным интересам православной паствы.

В XVII столетии известен своей деятельностью Архиепископ Никифор. В 1662 г. его заботами был заложен фундамент нового кафедрального собора св. Иоанна. Под его председательством в 1668 г. состоялся в Никозии собор, который осудил основные отступления кальвинистов от Православной Церкви.

Прекрасным пастыреначальником, заботящимся о своей пастве, показал себя Архиепископ Филофей (1759). Он учредил в Никозии греческую школу, в 1740 г. освятил храм во имя святого апостола Варнавы, в том же году ездил в Константинополь с ходатайством о своей угнетенной пастве.

На рубеже XVIII и XIX столетий деятельнейшим Предстоятелем Кипрской Церкви был Архиепископ Хрисанф (1810). Православные греки считают время его архипастырства золотым веком Кипрской Церкви в период турецкого господства. Архиепископ Хрисанф открыл немало монастырей, разрушенных или пришедших в крайнюю ветхость, построил храмы и обеспечил их иконами.

Своим добрым примером и словом он побуждал клириков делать то же.
Из Архиепископов Кипра прошлого столетия особенно известен Киприан, замученный (был повешен) вместе с другими архиереями и множеством клириков и мирян в 1821 г. за участие в греческом восстании.

Киприан основал в Никозии на территории Махерского монастыря греческую школу во имя Святой Троицы (позже гимназия), которая существует и в настоящее время.

Весьма ревностным деятелем на Кипре был и Архиепископ Макарий I (1865), усердно отстаивавший права и независимость своей Церкви, заботившийся о распространении образования среди кипрского народа, клира и о благоустройстве на острове школ. Более талантливых юношей он направлял в богословские школы Иерусалима, Халки и Афин.

Архиепископ Софроний (1900) также был виднейшим Архиепископом Кипрской Церкви. Он отличался прекрасным даром слова и деятельным насаждением просвещения. За помощь в несчастьях и за содействие всякому доброму делу снискал общую народную любовь. Софроний управлял Церковью свыше 25 лет и за это время привел народное образование в хорошее состояние, заботился о просвещении клира, внедрил церковную проповедь в повседневную приходскую практику, добился в Константинополе снижения налогов для островитян. Его уважали и турки, и англичане. Кончина Архиепископа вызвала общее сожаление1.

Совет

В первые годы текущего столетия деятельным тружеником в духовном подъеме жизни Кипрской Церкви и национального самосознания народа явился Архиепископ Кирилл II (1909—1916). Он защищал владения Церкви, основывал школы, создавал храмы, занимался христианской миссией. При нем в 1914 г.

Читайте также:  Евхаристия (причащение)

был принят Устав Кипрской Православной Церкви, одобренный Священным Синодом и в 1952 г., который действует поныне. Его преемник Архиепископ Кирилл III (1916—1933) отличался мягким характером и строгой подвижнической жизнью. Окончил Богословский факультет Афинского университета.

Став Предстоятелем, с целью подготовки образованнейших священнослужителей своей Церкви, учредил на факультете специальную стипендию для изучающих богословие клириков с острова. Архиепископ установил также особую премию, выдаваемую раз в четыре года за наиболее интересные труды по церковной или гражданской истории Кипра.

Поддерживал он и стремление киприотов к отстаиванию свободы.
Виднейшим Кипрским Архиепископом нашего времени был Блаженнейший Макариос III (1977).

Макариос III родился в 1913 году в деревне Ано Панайя на Кипре в семье благочестивых крестьян. С детских лет помогал семье пасти скот, работал в поле. Получив начальное образование в родной деревне, в возрасте 12 лет поступил послушником в один из местных монастырей, где обучался в монастырской школе, а затем во Всекипрской гимназии. В 1938 г.

принял сан диакона и был направлен на Богословский факультет Афинского университета, который закончил в 1943 году. Затем в течение двух лет изучал юридические науки в том же университете. В 1946 г. был посвящен в иереи и послан в США, где изучал в Бостонском университете социологию религии. В 1948 г. по возвращении на Кипр был посвящен в сан митрополита Китайского.

Будучи митрополитом и секретарем, а затем председателем Совета этнархии, развил широкую деятельность за свободу и независимость киприотов. Через два года православные киприоты избрали его главой своей Церкви. В 1950 г. состоялась интронизация Архиепископа Макариоса. 13 декабря 1959 г. он был избран президентом Кипра, в феврале 1968 г.

состоялось переизбрание его на этот пост, а в феврале 1973 г. Макариос был объявлен главой государства на следующий срок.

Президент Кипрской Республики Архиепископ Макариос был и лидером правительственной партии «Патриотический фронт» (создана в 1960 г.).

Архиепископ Макариос, человек редких духовных дарований, «выдающийся церковный и государственный деятель, мудрый кормчий Христовой Церкви и кипрского народа»2, все свои силы отдавал на благо Святой Православной Церкви, а также делу свободы и прогресса своего народа.

Возглавлявшееся им правительство проводило политику неприсоединения к политическим и военным блокам и выступало за развитие добрых отношений с нашей страной.

В интервью американской радиовещательной корпорации «Си-би-эс» Его Блаженство заявил, что усилия кипрского правительства направлены на обеспечение полной независимости Республики. «Кипр сделает все возможное, чтобы противодействовать любой попытке извне навязать ему решение (кипрской) проблемы»3.

Обратите внимание

Как Предстоятель Кипрской Православной Церкви Блаженнейший Макариос много сделал для улучшения жизни своей Церкви и возвышения ее престижа: поднял духовное просвещение, улучшил быт духовенства, проявил заботу о благотворительных учреждениях. Как национальный руководитель — этнарх — Архиепископ Макариос все свои силы посвятил делу освобождения родины.

Архиепископ Макариос был награжден Антиохийской Церковью Большим Крестом апостолов Петра и Павла, Московской Церковью — орденом святого Владимира I степени (лично вручен Патриархом Алексием I в 1964г. в Афинах), государственными орденами ряда стран.

За свои труды был избран почетным доктором Богословских факультетов Афинского и Бостонского университетов и юридических факультетов Салоник и Кералы (в Индии).

«Советские люди, — говорилось в соболезновании, направленном Спиросу Киприану, — хорошо знали и ценили президента Макариоса как человека, внесшего большой вклад в создание и становление кипрского государства, сохранение и упрочение его независимости, суверенитета, территориальной целостности, проведение миролюбивой внешней политики»4.

С 13 ноября (день интронизации) 1977 г. Кипрская Церковь возглавляется Блаженнейшим Хризостомом, Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра.

Архиепископ Хризостпом родился 28 сентября 1927 г. в селении Стато вблизи Пафоса. Образование получил в родном селе, Всекипрской гимназии (окончил в 1950 г.), на Богословском и Философском факультетах Афинского университета (в 1961 г.). В 1966 г. обучался в Великобритании. Монашеское послушание проходил в Киккской обители — послушником стал в двенадцать лет.

В 1951 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в 1961 — в сан иеромонаха и возведен в сан архимандрита. В 1961 — 1966 гг. преподавал в Киккской гимназии и Духовной Семинарии имени святого апостола Варнавы философию и историю религий. В 1968 г. хиротонисан в хорепископа Кипрской Архиепископии, а в 1973 г.

в митрополита Пафского — второго по положению иерарха Кипрской Церкви.

Во время посещения летом 1978 г. Русской Православной Церкви Архиепископу Хризостому был вручен диплом почетного члена Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) Духовной Академии.

Заботами Блаженнейшего Хризостома построено более 30 новых храмов. Ряд древних храмов и монастырей восстановлен (например, монастыри: св. мученицы Феклы, св. великомученика Пантелеймона, Архангельский и др.). Для пополнения монастырей Его Блаженство привез с Афона молодых иноков-священнослужителей.

Важно

Его трудами были открыты многие воскресные школы и начали действовать православные организации. Как-то: Христианские кипрские детские лагеря, Христианский союз молодежи и студентов, Христианский союз женщин, Христианский союз ученых, Корпус душепопечительства о заключенных, радиотелестанция «Логос», церковные книжные магазины и т.д.

Блаженнейший Хризостом является автором церковно-исторических и богословских монографий: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви».

Его Блаженство призывает кипрский народ к восстановлению единства Кипра, продолжая миссию своего предшественника — Архиепископа Макариоса.

Примечания:

Источник: http://svavva.ru/istoriya/kiprskaya-pravoslavnaya-cerkov-glava-6-ya.html

Церкви и монастыри Кипра

История острова неразрывно связана с христианством, которое принесли на Кипр в первом веке нашей эры апостолы Павел и Варнава. В 45 году н.э. они предприняли свое первое путешествие, во время которого прошли весь Кипр, проповедуя новую религию.

  Во время этого путешествия апостол Павел обратил Луция Сергия Павла, правителя Кипра, в христианство. Так Кипр стал первой провинцией Римской империи, где у власти стоял христианин. Согласно преданию, святые апостолы встретили на Кипре Лазаря Четверодневного и рукоположили его в сан епископа.

И сегодня в Ларнаке можно посетить храм, воздвигнутый в конце IX века на месте первой церкви, в которой служил сам св. Лазарь.

Сегодня православный Кипр предлагает интереснейшие маршруты, как для экскурсионных поездок, так и для паломнических.

Один из старейших монастырей Кипра – монастырь Ставровуни, основанный св. Еленой в 327 году. Святая Елена подарила монастырю частицу креста, на котором был распят Христос.

Сегодня Ставровунийский монастырь – монастырь с очень строгим уставом. Женщин туда не пускают вовсе, а мужчинам, по слухам, разрешен вход только на два часа.

Хотя, говорят, что еще лет 10-15 назад по воскресеньям в монастырь пускали и женщин.

С именем святой Елены связан еще один монастырь –  святого Николая. Сейчас он более известен, как монастырь Николая кошатника.

По преданию, по приказу святой Елены из Египта на остров привезли около тысячи кошек для борьбы с расплодившимися во множестве змеями.

А неподалеку от того места, где святая Елена сошла на берег, был основан мужской монастырь святого Николая, братия которого ухаживала за котами.

Совет

Туристам практически на 100% гарантирована поездка в Киккос, любимое место всех паломников и туристов. Насколько я знаю, практически все гиды и турбюро предлагают поездку в этот монастырь.

Читайте также:  Икона божией матери «успение» пюхтицкая, эстония, уезд ида-вирумаа, волость иллука, деревня куремяэ, пюхтицкий успенский монастырь, свято-успенский собор

Сегодня на маленьком православном Кипре 500 церквей и 9 монастырей. Многие церкви и монастыри Кипра – наследие древней Византии. Настоящими жемчужинами этого наследия считаются росписи храмов Троодоса, находящиеся под охраной UNESCO.

Если Вам не удастся побывать в горах Троодоса, то можно на автобусе или на сервис-такси добраться до Никосии, где рядом с Дворцом архиепископа расположился Кафедральный Собор св. Иоанна Богослова . Собор по кипрским меркам молод.

Он построен “всего лишь”  в 1662 году, его стены украшены богатейшими росписями на библейские сюжеты. В прекрасной сохранности находится великолепный резной иконостас. Роспись храма св. Иоанна Богослова  поражает воображение.

Впечатление  усиливается контрастом между скромным внешним видом Собора и великолепными фресками.

Не успела я написать, что никогда на сайте не будет фотографий расписных церквей Троодоса, находящихся под охраной UNESCO, как судьба распорядилась иначе, предоставив мне возможность, которой я не могла не воспользоваться.

Приехав в деревню Педулас, где находится церковь Архангела Михаила, мы обнаружили, что церковь открыта, а бдительный страж куда-то отлучился. Таблички с нарисованным фотоаппаратом, перечеркнутым жирной красной чертой, я, конечно, не заметила.

Так появились снимки росписей первого храма.

В монастыре Иоанна Лампадистиса, расположенном в деревне Калопанайотис, “сменилась власть”. Ушел на покой старенький дедушка-монах, бдительно следивший за соблюдением правил, а молодая братия, пришедшая ему на смену, далеко не так ретива. И  появились снимки из второй церкви, включенной в список мирового наследия. Если повезет, то… Впрочем, не буду загадывать наперед.

Обратите внимание

Но поскольку совесть меня, как воришку все-таки грызет, то в свое оправдание могу сказать, что снимала без вспышки, благо хорошая камера позволяет снимать в относительной темноте и уникальные росписи храмов не пострадали.

Пожалуйста, не снимайте в церквях со вспышкой, потому что даже от самой слабенькой вспышки краски древних фресок выгорают, как от самых ярких солнечных лучей.

Мне могут возразить, что, дескать, коптящие свечи наносят больший вред древним росписям, чем вспышки. Для меня несомненно одно, не надо умножать вред. Кстати, качественные восковые свечи, используемые на Кипре, практически не коптят. Сильную копоть дают парафиновые церкви.

В горах Троодоса сохранилось 10 церквей, в 1985 г. включенных UNESCO в список мирового наследия.

Более того, все кипрские объекты мирового наследия (древний Пафос, 10 церквей Троодоса и неолитическое поселение в Хирокитии)  получили статус усиленной защиты, который означает, что объекты имеют огромное значение для всего человечества в виду их исключительной культурной и исторической ценности. Никакие вооруженные конфликты не могут служить оправданием для использования этих объектов для военных целей или прикрытия военных объектов.

Расписные церкви Троодоса – прекрасно сохранившиеся образцы сельских церквей, внешним видом сильно напоминающие амбар.

Их внешний облик представляет собой разительный контраст с внутренним убранством. Потрясающие росписи храмов относятся к византийскому и пост-византийскому периодам.

Рассказывать о церквях можно долго, но лучше всего, если позволяют финансы, съездить на экскурсию с хорошим гидом, который подробно расскажет и покажет наиболее интересные моменты.

Как вариант, можно взять машину на прокат и отправиться в горы самостоятельно. Но тогда есть риск, что древние церкви так и не откроют Вам своих секретов. А фигуры, изображенные на фресках, так и останутся неопознанными.

Важно

Несмотря на то, что церкви расположены в одном регионе, осмотреть их за один день все равно не получится. Горы есть горы, и то, что на карте кажется расположенным в дух шагах друг от  друга, на практике может оказаться совсем не так.

Если у Вас появилось желание осмотреть какую-либо церковь в горах, а она закрыта, не надо отчаиваться. В таком случае просто

  • позвоните по телефону, написанному на бумажке, приколотой к входной двери,
  • если бумажку сдуло ветром, пойдите в ближайшую кафению* и попросите ключи от церкви, произнеся загадочные слова: “клизú апо тин эклисúя” (ключ от церкви).

Обычно такая схема срабатывает. Через пару минут появляется древний Хранитель Ключа, который откроет двери Храма. Если церковь стоит на отшибе, за пределами деревни, как например, Ставрос Агиасмати в Платанистассе или Панагия Подиту в Галате, то ключ вместе с Хранителем надо на своей машине отвезти к храму, а потом вернуть обоих на исходную позицию в кафению.

* – Кафения – это не просто кафе, которое посещают мужчины. Это нечто большее. Сюда не заскакивают на пять минут, выпить чашечку кофе и бежать дальше. Кафения – своего рода мужской клуб, куда приходят всерьез и надолго: пообщаться, обсудить мировые проблемы, да и просто посплетничать.

Может быть, Вас заинтересуют рассказы о других горных деревнях и расписных храмах Троодоса:

Источник: http://www.cyprus-about.com/virtual-trips/painted-churches.html

Главная – Русская Православная Церковь на Северном Кипре

Расписание богослужений на февраль 2019 на Северном Кипре Вы можете ознакомиться с подробным расписанием богослужений на февраль 2019 года русского православного прихода РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей) во имя святителя[…]

Читать далее

Рождество Христово 2019 на Северном Кипре Публикация в газете Kyrenia Post (issue 3/2018) Краткое содержание: Поздравление с Рождеством Христовым в 2019 году Когда празднуется Рождество Христово? Рождественский сочельник Что такое[…]

Читать далее

Расписание богослужений на январь 2019 на Северном Кипре Вы можете ознакомиться с подробным расписанием богослужений на январь 2019 года русского православного прихода РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей) во имя святителя[…]

Читать далее

Очень радостно, что появилась действующая русская православная церковь на Северном Кипре.

У православных, которые уже живут на Северном Кипре или планируют переехать сюда на постоянное место жительства, появилась чудесная возможность жить полноценной духовной христианской жизнью, посещая русскую православную церковь в Кирении: исповедоваться, причащаться св. Христовых Таин, креститься, венчаться.

Смотреть расписание богослуженийЧитать далее Схема проезда к храму

Храм Пресвятой Богородицы в деревне Арапкёй — постоянно действующая русская православная церковь на Северном Кипре.

Она расположена в небольшом удалении от Кирении (тур.

Гирне), что позволяет добраться до нее не только жителям Кирении и её окрестностей, но и тем православным, которые проживают в районе Фамагуста и Искеле (греч. Трикомо).

Подробнее о церкви Пресвятой Богородицы

По большим праздникам богослужения проводятся в церкви святого Георгия Победоносца в центре города Кирении (тур. Гирне). В этой церкви проходят богослужения на Рождество, Пасху, Вознесение, Троицу и другие наиболее значимые церковные праздники. Иформация о богослужениях в этой церкви дается отдельными обьявлениями в разделе «Новости».

Подробнее о церкви св. Георгия Победоносца

Перейдя по ссылке ниже Вы можете просмотреть расписание регулярных православных богослужений на Северном Кипре. А также, у Вас есть возможность подать записки «О здравии» и «О упокоении» онлайн, то есть прямо на сайте. Для этого необходимо нажать на кнопку под той службой, на которую Вы хотите подать записку на поминовение.

Смотреть расписание богослужений

Церковь святого Георгия Победоносца расположена в самом центре Кирении на Северном Кипре. По удивительному стечению обстоятельств за этой церковью долгое время присматривала пожилая супружеская пара киприотов, в которой жена греко-киприотка и христианка, а муж турок-киприот и мусульманин. К сожалению, недавно жена отошла ко Господу.

В этой церкви проходят богослужения на Рождество, Пасху, Вознесение, Троицу и другие наиболее значимые церковные праздники. Иформация о богослужениях в этой церкви дается отдельными обьявлениями в разделе «Новости».

Адрес: Северный Кипр, город Киренея (Гирне), пересечение улиц Meşeli Sokak и Namik Kemal Caddesi

Источник: https://pravkipr.ru/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector