Ксенофонт, греция, афон

Монастырь Ксенофонт на святой горе Афон в Греции – GRTravel

Монастырь Ксенофонт на святой горе Афон в Греции основан в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631 (канцелярия отвечает на звонки с 9:00 до 14:00);

Ксенофонтов монастырь стоит на пологой возвышенности у моря между Дохиаровым и Свято-Пантелеймоновым монастырями и отмечает праздник Святого Георгия (23 апреля).

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784). Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь.

Обратите внимание

В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы.

Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея Лесбийского, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Ксенофонтов монастырь стоит на пологой возвышенности у моря между Дохиаровым и Свято-Пантелеймоновым монастырями и отмечает праздник Святого Георгия (23 апреля). Согласно традиции, этот монастырь основан в Х веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название.

Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора. В 998 году Ксенофонт впервые упоминается в официальных документах. В 1285 году обитель была разорена пиратами и возобновлена в 1545 году влахийскими боярами Дукой и Радулом.

В 1784 году монастырь (первым из ставших в период турецкого владычества особножительными) получил статус общежительного.

Предания отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата.

Важно

В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приияв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора.

Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Важно

Последующая история Ксенофонтова монастыря не отличается особо от истории других монастырей.

Здесь также имели место разрушения в результате пиратских и иного рода набегов и последующие восстановления и реконструкции при поддержке главным образом византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц: все они оказывали монастырю всевозможные благодеяния и подносили разного рода дары.

Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея Лесбийского и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.

То же можно сказать и современной иконостасу Святой Трапезе.

Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и литийном притворе, однако здесь находятся дв большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.

Кроме того, в правом клиросе находится ря икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XV века.

Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь. Нартекс ег соединен с западной стороной келий и трапезной. Ег замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После ни были созданы фрески лнтийного притвора (1564). а по конец и наружного нартекса (1637).

Икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница)

Икона находится в Соборном храме, в киоте слева от иконостаса. Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт.

Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт.

Совет

После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону в монастыре Ксенофонт.

Икона Преображения Господня

Очень редкая в своем роде икона XIIIв, написана восковыми красками на стеарине.

Икона Святого Георгия

Икона XIв, находится в Соборном храме, с левой стороны от иконостаса. Задняя часть иконы обгорела.

Согласно преданию, иконоборцы бросили эту икону в костер, но, к счастью, один православный спас ее и бросил в море для того, чтобы потушить пламя. По промыслу Божьему икона приплыла в монастырь Ксенофонт.

На подбородке Святого видна рана, которую нанес ножом иконоборец, и из которой, соглано преданию, «потекла чистая кровь, как будто из живого тела».

Икона Святого Димитрия

Мозаичная икона Xв, находится в Соборном храме, справа от иконостаса. Предполагается, что икона ранее была частью одной из мазаик.

Среди монастырских святынь назовём: честные мощи Пророка и Крестителя Господня Иоанна, свв. апп. Андрея, Варнавы и Филиппа, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, свтт.

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свтт. Григория Паламы, Иоанна Милостивого и Фотия, патр. Константинопольского, сщмч. Харалампия, сщмчч. Евфимия, Акакия и Игнатия Богоносцев, мчч. Феодора Тирона и Трифона, вмц. Марины, мцц.

Агафии и Параскевы, свв. Модеста и Иакова Персиянина.

Между прочим, монастырь Ксенофонт уникален ещё и тем, что в нём два кафоликона; такого нет ни в какой другой обители Святой Горы. Первый соборный храм возвёл ещё преподобный Ксенофонт, строительство второго началось в 1817 году.

Обратите внимание

В правой части алтаря более раннего кафоликона есть небольшой придел Димитрия Солунского, считающийся старейшей постройкой монастыря. Сохранилась и часть древнего деревянного иконостаса и фрески XIV века.

Прекрасен мраморный иконостас главного собора, посвящённого св. великомученику Георгию. Иконостас Балаклийской церкви в Константинополе уступает здешнему в роскоши, красоте и особенно – в разнообразии цветов своих. Ксенофский иконостас – редкость своего рода на Афоне и ценится очень высоко…

Иеромонах Сергий (Веснин

  • 6/5 (23/4) Святой Георгий Победоносец — престольный праздник монастыря (переносится на Вторник Светлой Седмицы, если праздник приходится на Великую Неделю Поста),
  • Первое воскресенье октября — Икона Богородицы Одигитрии,
  • 16/11 (3/11) Перенесение мощей Великомученика Георгия,
  • 7/4 (25/3) Благовещение,
  • Вторник Светлой Седмицы — литания (крестный ход) с чудотворной иконой.

Во времена иконоборческих гонений слуги нечестивого царя, уничтожая иконы, нашли образ св. вмч. Георгия и бросили его в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но невредимым вышел из огня светлый лик. Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом — и икона, как живая, закровоточила! Кощунники в страхе бежали.

С наступлением темноты один благочестивый христианин отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию.

Святой Георгий направил свой образ на Афон, где волны бережно вынесли его на сушу близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч. Димитрия Солунского.

Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и храм в честь св. вмч. Георгия. Позднее, когда монастырь расширился, он принял имя святого Георгия Победоносца.

«… не ищи Бога в кигах и менеях, его там нет, ищи его внутри себя…Сердце твое, возлюбленный, создано Богом для того одного, чтоб оно любило Его единого и служило ему обителью…»

Преподобный Никодим Святогорец

Gарантия Rоскошного Tура!

Источник: http://grinfo.ru/monasty-r-ksenofont/

Ксенофонт

Главный вход в обитель был изначально включён в архитектурный план монастыря. Он представляет собой монументальное сооружение с фреской святого Георгия и проходом, ведущим в старый двор.

Читайте также:  Храм воскресения христова в сокольниках, россия, город москва

В центре двора находится источник, украшенный колокольней. За источником расположился колодец. Напротив – юго-восточное крыло, 3 этажное здание, так называемая Хорда Отцов. Недавно отреставрированное здание было построено в XI веке.

В северной его части находится старый главный храм обители.

Крытый проход ведёт мимо старого главного храма в новый двор монастыря. Фрески прохода, на стороне севернее от старого двора, изображают житие святого Герасима и его ручного льва. Корень Иессеев изображается в глубине справа. На стенах, противоположных входу, изображаются сцены Апокалипсиса.

Новый двор, также как и старый, располагается на нескольких уровнях, и выложен камнем. Форма двора напоминает разносторонний многоугольник.

Важно

В центре довольно просторной своеобразной площади возвышается новый главный храм монастыря.

Рядом с ним располагается купель, ее монументальное украшение было сооружено в 1908 году и является одним из новейших на всей Святой Горе. Особый интерес представляет украшенный изображениями купол.

Сторожевые башни монастыря, к сожалению, не сохранились до наших дней. Сохранилась лишь четырехугольная 5 этажная башня колокольни, напротив нового главного храма, на северо-западе, на верхнем этаже которой расположилась колокольня, постройка 1864 года. Остальные башни были разрушены ещё до 1744 года, и их утрата не была связана с расширением территории монастыря.

Оба главных храма монастыря посвящены святому Георгию. Старый главный храм является самым маленьким на всей Святой Горе Афон. Экзонартекс пристроен к восточной стороне трапезной.

Великолепные фрески 1637 года были созданы при финансовой поддержке воеводы Угровлахии Иоанна Матфея и его жены Елены, которые изображаются рядом с входом. На вратах входа изображается также святой Георгий, а на противоположной стене – сцены из Апокалипсиса.

Интересно, что многие характеризуют эти сцены, как пророческие, узнавая в этих изображениях современные события, как, например, следы ядерного взрыва в виде гриба.

Фрески нартекса, созданные в 1564 году, являются работой иконописца Феофана, тезки иконописца монастыря Ставроникита. Справа от нартекса находится встроенная часовня Святого Лазаря. Купол нартекса украшен изображением Христа Вседержителя, обращенного, что является уникальным случаем, на северо-запад, а не на восток.

На вратах западной стены существует памятная надпись, информирующая, что храм был расписан на средства правителя Константина Ворника и его брата Радула. Фрески 1544 года относятся к Критской школе и являются работой руки художника Антония, который создал также икону Богородицы с надписью: “Деисус раба твоего Антония”.

Резной деревянный иконостас – это великолепный пример искусства XVII века, богато украшенный растительным узором. В южный неф встроена часовня Святого Дмитрия – это самая старая постройка в монастыре, относящаяся к XIII веку. Здесь сохранились фрагменты фресок, датируемые также XIII-XIV веками. Иконостас XI столетия сохранил части изначального византийского иконостаса.

Совет

Новый главный храм был заложен при Филофее, в 1817 году, строительство было окончено 20 лет спустя при игумене Никифоре. Это самый большой главный храм греческого монастыря на Святой Горе Афон, вмещающий до 2000 человек.

В экзонартексе привычные фрески заменило стекло.  Основной храм и нартекс были расписаны относительно недавно отцом Лукой и другими братьями монастыря.

Здесь изображаются основатели Алексей и Никифор, митрополит Филофей и игумен Паисий.

Врата храма являются настоящим произведением искусства, украшенным перламутром; также стоит обратить внимание на скульптурное мраморное украшение входа.

Иконостас 1840 года был сооружён из серого мрамора. На восточных колоннах находится икона святого Георгия – справа и Богородицы Одигитрии. Икона святого Георгия – это та самая чудотворная икона, которая чудесным образом прибыла к берегу монастыря по морю.

Обратная сторона образа, по-видимому, пострадала в огне, от рук иконоборцев. По преданию, именно тогда верный христианин спас икону тем, что бросил ее в море.

На лице святого, под подбородком, существует рана, нанесенная ножом иконоборца, согласно преданию, из этой раны струилась кровь.

Икона Богородицы Одигитрии находилась в монастыре Ватопед и чудесным образом перенеслась в монастырь Ксенофонт, несмотря на то, что монахи попытались вернуть икону в ее монастырь, она снова вернулась в Ксенофонт (1730).

Обратите внимание

Своей особой гармонией архитектурных пропорций впечатляет конха двухэтажный часовни, где располагается храм Введения во храм Богородицы, на втором этаже, а также храм Святого Иоанна Богослова на первом этаже.

Оба храма расписаны фресками.

На территории монастыря существуют и другие часовни, среди которых: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы, Святого Стефана, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы.

Кладбищенский храм Святой Троицы, построенный в 1817 году, находится в юго-западной стороне монастыря. По своему архитектурному типу храм относится к крестово-купольным храмам. Внутреннее убранство храма довольно скромное, лишь с несколькими деталями украшения в стиле барокко. Храм был расписан относительно недавно.

Трапезная монастыря расположилась на втором этаже юго-западного крыла. По своей форме трапезная напоминает почти идеальный прямоугольник. В западной стороне, со стороны моря, существует конха, украшенная фресками 1475 года, представляющими собой наиболее ранние фрески трапезной на Святой Горе Афон.

В новой ризнице обители хранятся: часть честного креста, одеяния вышитые золотом, посуда, икона Преображения Господня XIII века. Стоит обратить внимание на икону Иоанна Предтечи, датируемую семнадцатым столетием, украшенную изображениями сцен Благовещения XVI века, а также на пергамент Славянского Евангелия, подарок воеводы Иоанна Александра 1574 года.

Особая гордость монастыря – это мозаичные иконы святого Дмитрия – справа и святого Георгия. Впечатляют размеры икон (1.20 х 0,55 м.). Изображение датируется X-XI столетием и является работой одного художника. Святые изображаются в полный рост, но не в военном облачении, а в одеяниях придворного военачальника, что является иконографической особенностью эпохи.

Библиотека монастыря считается очень богатой, так как содержит 10.000 печатных книг, 400 рукописных кодексов, среди которых 3 написаны на пергаменте, а также три свитка. Важной реликвией монастыря считается рукописное Евангелие, подаренное императором Алексеем I Комниным в 1083 году игумену Симеону.

Источник: https://athos.guide/monasteries/16

Ксенофонт – ТРЕБЫ ДЛЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН

Ксенофонт

Осн. в одиннадцатом веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца. Игумен: архим. Алексий. Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.

Ксенофонт

Ксенофонтов монастырь стоит на пологой возвышенности у моря между Дохиаровым и Свято-Пантелеймоновым монастырями и отмечает праздник Святого Георгия (23 апреля).

Согласно традиции, этот монастырь основан в Х веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского: он исцелил в Милопотаме брата Афанасия Феодора.

Легенды отождествляют этого преподобного святого с сенатором Ксенофонтом, который жил в начале VI века, и гласят, что он построил церквушку Святого Димитрия. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата.

Важно

В одном из актов прота (1083) сообщается, что в монастырь прибыл великий друнгарий (флотоводец) Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приияв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря, опираясь на собственные средства и помощь императора.

Известно также, что в это время и позднее Ксенофонтову монастырю был передан ряд подворий на территории Афона и за ее пределами. Таким образом, можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками и окончательного порабощения ими Византии: в Третьем Уставе Святой Горы он занимает восьмое место в иерархии монастырей.

Ксенофонт

Важно

Последующая история Ксенофонтова монастыря не отличается особо от истории других монастырей.

Здесь также имели место разрушения в результате пиратских и иного рода набегов и последующие восстановления и реконструкции при поддержке главным образом византийских императоров, а с XVI века правителей придунайских княжеств и других лиц: все они оказывали монастырю всевозможные благодеяния и подносили разного рода дары.

Ксенофонтов монастырь – первый из монастырей, который после установления идиоритмического образа жизни на всем Афоне возвратился к общежительному образу в соответствии с грамотой патриарха Гавриила IV (1784).

Важную роль в этой перемене сыграл кавсокаливский иеромонах и первый настоятель монастыря Паисий из Митилены, который также реконструировал и расширил монастырь.

В этих действиях значительную помощь оказали ему деятельный ризничий Константин и архимандрит Захарий, совершивший ради этого поездку по разным странам и собравший значительную денежную сумму. В начале XIX века (1817) в результате пожара сгорела значительная часть монастыря, а также многие старинные документы.

Читайте также:  Мученица мученица татиана

Однако вскоре монастырь был восстановлен и расширен, на сей раз за счет бывшего митрополита Самаковского Филофея, который покинул свою епископию и остаток жизни провел монахом Ксенофонтова монастыря. Его дело продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.

Талантон. Ксенофонт

Новый собор был построен в 1809-1819 годах на средства вышеупомянутого Филофея и находится в северной части монастырской территории. Это величественный и очень просторный (самый крупный из греческих соборов на Афоне) собор с мраморным иконостасом, который выделяется своей планировкой и полихромией использованных материалов.

То же можно сказать и о современной иконостасу Святой Трапезе. Фресок в соборе нет, если не считать нескольких более поздних в професис и в литийном притворе, однако здесь находятся две большие и очень ценные мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия.

Кроме того, в правом клиросе находится ряд икон Моления и двенадцати апостолов, которые, по всей вероятности, находились ранее в иконостасе какой-то часовни и датируются концом XVI века. Кроме нового собора, сохранился также старый, который находится в нескольких метрах от входа в монастырь.

Совет

Нартекс его соединен с западной стороной келий и трапезной. Его замечательные фрески созданы критским живописцем Антонием (1544). После них были созданы фрески лнтийного притвора (1564). а под конец и наружного нартекса (1637).

В правой части алтаря находится небольшая часовня Святого Димитрия, которая считается самой ранней постройкой монастыря. Резной деревянный иконостас храма датируется XVII веком и отличается богатством и изяществом своего декора из растительных мотивов И арочными рамками икон.

О раннем времени создания этого иконостаса свидетельствуют, кроме прочих элементов, также схематичность изображений и почти рельефно-плоскостная техника его исполнения.

Собор и фиал монастыря

Кроме двух соборов монастырь располагает также 19 часовнями как на своей территории, так и за ее пределами в различных экзартимах.

На территории монастыря находятся следующие 11 часовен, четыре из которых расписаны фресками, а прочие нет: Святой Евфимии, Святых Бессребреников, Успения Богородицы и Святого Иоанна Богослова, Святого Лазаря и Святого Димитрия в старом соборе, а также Святого Стефана, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святых Апостолов, Святого Нектария и Святой Троицы в разныx частях монастыря. Кроме того, монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее, являющаяся его представительством.

Как было сказано выше, к наружному нартексу старого собора примыкает монастырская трапезная с фресками опять-таки XVI века (1575), которые сохранились с рядом позднейших дорисовок.

Наконец, упомянем фиал водосвятия рядом с новым собором (1908), звонницу (1814) и две башни – Святых Апостолов и Святого Стефана.

Из старинных регалий монастыря особого внимания заслуживают две упомянутые выше мозаичные иконы в соборе, небольшая стеатитовая иконка очень редкая в своем роде (с изображением Преображения), часть Животворящего Древа, драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых, священные ризы, церковная утварь и некоторые другие предметы.

Обратите внимание

Очень хорошо организованная монастырская библиотека располагается в безопасном помещении на юго-западной стороне и содержит около 600 рукописей, 8 из которых пергаментные. Кроме того, здесь хранятся 2 литургических (пергаментных) свитка, турецкие печати и разного рода документы, а также более 7000 печатных книг.

Ксенофонт

Ксенофонтову монастырю принадлежит Благовещенский скит, который находится на расстоянии около 1 часа ходьбы восточнее, на зеленом склоне горы с великолепным видом на Сингитский залив.

Это греческий, идиоритмический скит, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит состоит из основанной в то же время церкви (kyriakon) и 22 калив, большинство из которых в настоящее время, к сожалению, пусты: в целом здесь проживает всего 7-8 монахов.

Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

Ксенофонтов монастырь занимает шестнадцатое место в иерархии 20 монастырей и является общежительным. В целом монастырь насчитывает около 60 монахов, проживающих на его территории и за ее пределами.

Предание.

Ксенофонт

Во времена иконоборческих гонений слуги нечестивого царя, уничтожая иконы, нашли  образ св. вмч. Георгия и бросили его в огонь. Краска на иконе закипела от жара, но невредимым вышел из огня светлый лик.

  Видя явленное чудо, иконоборцы ужаснулись, но не вразумились: один из них, обозленный, ударил святой образ кинжалом —  и икона, как  живая, закровоточила! Кощунники  в страхе бежали.

С наступлением темноты один  благочестивый христианин  отнес святой образ на берег моря и предал его волнам, положившись на волю Божию. Святой Георгий направил свой образ на Афон, где волны бережно вынесли его на сушу  близ нынешнего монастыря Ксенофонт, где тогда находилась маленькая обитель св. вмч.

Важно

Димитрия Солунского. Монахи встретили икону с благоговением и радостью, поставили ее у себя в храме, а затем устроили и  храм в честь св. вмч. Георгия. Позднее, когда монастырь расширился, он принял имя святого Георгия Победоносца.

Источник: http://treb-afon.com/monastyri-afona/ksenofont/

Греция Афон: фото святой горы и монастыря

Приобретая билеты по маршруту – Греция Афон, многие туристы только догадываются, что их ожидает в этом неоднозначном месте – полуострове, обладающем прекрасной природой и уникальной архитектурой.

Но уже то, что на территорию этого полуострова не пускают представительниц прекрасного пола, и запрет распространяется даже на самок животных, уже подогревает интерес к этой православной мекке. Хотя на Афон приезжают представители различных религий, это место, безусловно, является одним из главных святых мест православия.

Немного о полуострове

Согласно официальным источникам, Афон, который располагается в северной части Восточной Греции, если точнее – на территории Греческой Македонии, называется «Святой горой», причем это наименование относится как к самому полуострову, так и горе.

Не зря Афон именуют «государством в государстве», так как здесь используется режим самоуправления, а само сообщество в начала 14 века находится под юрисдикцией Константинопольского Патриарха. На полуострове царят собственные традиции и обычаи.

Так как на территории полуострова расположено два десятка православных монастырей, он по праву заслужил звание крупнейшего средоточия православного монашества. Отличительной чертой Афона является использование юлианского календаря, причем даже в официальной документации.

Мифы и легенды

Это место окутано тайнами и легендами, и самый главный вопрос, который задают люди: «Почему же женскому полу путь на святой Афон заказан»? Мало того, запрет подкреплен уголовной ответственностью – умышленное проникновение на земли полуострова грозят женщинам тюремным заключением.

Женщины могут увидеть исключительно Афон на карте Греции или же оценить его красоты, проплывая на катере, сохраняя приличное расстояние и не приближаясь к берегам.

Но это всего лишь одна из многих легенд, которые окружают Афон, причем их количество более внушительное, чем у древнего Олимпа.

Согласно одной из них, гора появилась с морского дна – ее поднял могущественный Посейдон, для того чтобы во время битвы восставших титанов с Богами задавить несокрушимого великана Афона.

Монахи и сегодня уверены в том, что облачная дымка, постоянно располагающаяся над горным пиком – это сама Дева Мария, не оставляющая Афон без своего неусыпного внимания. Однако зафиксировать это явление нет возможности, так как видеосъемка попадает под запрет.

Святыни полуострова

Святая гора Афон занимает одно из главнейших мест среди православных святынь, даже до возведения Киевской Лавры, Антоний Печерский обращался сюда, чтобы получить благословение.

Это место, куда стремятся паломники-православные христиане со всего мира, ведь нигде больше не найти такого же количества монастырей, собранных на одном полуострове.

Например, Лавр Святого Афанасия, основанный в 963 году.

Это главный монастырь Афона, который еще называют Великой Лаврой. Он расположен в юго-восточной части полуострова, очень близко к священной горе. И построен он на руинах города античности Акроафоса.

Совет

Основатель Лавры – святой Афанасий Афонский, являющийся выходцем с территории современной Турции – Капподокии, придал пещерному отшельничеству более организованный, систематизированный вид киновии.

Роспись Лаврского собора относится к 16 веку, ее автором является известный изограф Феофан Критский, фото его работ можно обнаружить на просторах интернета. Кроме этого, в стенах храма сохранились и более ранние росписи Эммануила Панселиноса, принято считать, что он является учителем Феофана.

Замок франков

Его по другому еще называют монастырем Зигу. Это единственный афонский монастырь, куда могут приходить представительницы слабого пола, однако, это уже не храмовая постройка, а руины, оставшиеся от крепости Средневековья.

Читайте также:  Какой рукой свечу передаешь?

Но все же это строение вызывает интерес, ведь оно обладает богатой историей. Замок некогда действительно выполнял функцию монастыря, да и находился всего в нескольких десятках метров от официальной границы священного государства.

Будучи старейшим византийским монастырем, посвященным пророку Илье, он являлся самой значимой монашеской обителью. Он начал свое существование в 40-х годах 9 века, но в 1206 году его заселил франский рыцарь и его ратные воины. Из замка они осуществляли разорительные нападения на священные земли, пока их не изгнал Папа Римский.

До наших времен частично сохранились стены, 11 башен, а также развалины собора, который был построен в 11 в. (см. фото). Когда-то монастырь Зизу считался обиталищем преподобного Афанасия Афонита, построившего Великую Лавру. До сих пор специалисты не прекращают археологических изысканий на территории храма.

Иверский монастырь (Иверон)

Основан грузинами в северо-восточной части полуострова в 980-х годах, по количеству святых мощей он находится на 1-м месте, а по значимости – на 3-м. Его основатели – преподобный Иоанн, Евфимий и Георгия из династии Багратионов получили благословение на строительство от преподобного Афанасия.

В Ивероне находится икона Пресвятой Богородицы Привратница. В библиотеке монастыря свыше 2000 рукописных документов, полтора десятков свитков и 20000 книг.

Констамонитов монастырь

Констамонит располагается в одном из самых живописных мест неподалеку от Сингитского залива, в окружении леса. На фото видно, что недалеко от монастыря располагается удивительная бухта. Возведение монастыря было посвящено первомученику Святому Стефану.

Его благодетелями являются князья Сербии – Георгий Бранкович и Анна Человеколюбивая, а военачальник Радич стал монахом данного монастыря, отказавшись от всего мирского.

Однако обитель монахов претерпела трудные времена, и только в 60-х годах 19 века монастырь был частично отреставрирован и отстроен.

Сегодня новый Констамонит, оформленный в афонском стиле, без фресок и с мраморным иконостасом имеет на своей территории и за ее пределами 9 часовен.

Ватопедский монастырь

Эта обитель является местом хранения Честного Пояса Пресвятой Богородицы и семи чудотворных икон. Монахи Ватопеда до сих пор плетут пояски, прикладывают их к чудотворному поясу, и они с Благодатью Божией Матери помогают бездетным парам и людям, страдающим от серьезных недугов.

Монастырь был построен в 70-80-х годах 10 века на средства, которые пожертвовали три богатых человека – Афанасий, Антоний и Николай. Впоследствии они стали монахами и учениками Афанасия Афонского.

Григориат

Среди монастырей Афона он занимает 17-место, но по масштабам и количеству монахов может потягаться с самой Великой Лаврой. Основателем Григориата стал аскет Григорий, строительство же Соборного храма произошло в 18 веке.

Монастырь содержит мощи многих святых – Анастасия Римская, священномученник Харалампий, мученица Иулитты и других. В 2008 году появилась информация, что в монастыре началось строительство храма, воздвигаемого в честь Серафима Саровского.

Монастырь Дионисиат

Его также называют Неа Петра, что в переводе означает «Новая скала». Монастырь расположен на юго-западе полуострова, практически у подножия священной горы.

Это одна из самых строгих обителей Афона, основанная Дионисием в 14 веке, его устав стал примером для других монастырей. Монастырь стал хранилищем для трехметрового царского хрисовула – хартии, имеющей императорскую золотую печать, и чудотворной иконы «Похвала Пресвятой Богородицы».

Монастырь Дохиар

Один из древнейших монастырей Афона, упоминания о котором относятся к 10 веку. Дохиар был основан преподобным Евфимием. Монастырь располагается на берегу и обладает величественным внешним видом. Он является первым, что видят паломники и путешественники, приближаясь к полуострову.

К значимым святыням Дохиара можно отнести икону Божией Матери «Скропослушница». Здесь же хранятся частицы мощей многих святых – Иоанна Крестителя, Марии Магдалины и др.

Зографов монастырь

Если посмотреть на фото, то монастырь, который с одной стороны скрыт зарослями, имеет все же довольно внушительные размеры. Зограф был основан в 10 веке тремя монахами – Моисеем, Аароном и Иоанном, его возведение было посвящено Святому Георгию.

В монастыре находится Животворящее Древа Креста Господня, а также частицы мощей преподобной Матроны Хиосской, преподомученника Стефана Нового, святого великомученника Георгия и др. Также Зограф славится богатой библиотекой, большинство изданий на болгарском языке.

Каракалов монастырь

Это одно из самых тихих мест на Святой Горе, кажется, что в этом красивейшем уголке время остановилось. Монастырь расположен на горном склоне – между Ивероном и Лаврой Святого Афанасия.

Каракал содержит множество реликвий – частицы мощей святых, редчайшие предметы ритуальной утвари, которые несомненно обладают исторической и художественной ценностью.

Монастырь Ксенофонт

Расположен в западной части полуострова, практически у самой воды, недалеко от Дохиара и монастыря святого Пантелеимона. По фото видно, какое это интересное сооружение, отличающееся от остальных монастырских зданий.

Конечно, это далеко не все монастыри этого удивительного святого места, но все они имеют глубокую историю, пережили не лучшие времена, но все же сохранились. Вообще Афон – это не место для туризма, а уголок, в котором люди хотят жить по божьим заповедям, полностью посвятив себя Богу, быть послушными и смиренными.

Источник: https://lediveka.ru/otdyx/puteshestviya/greciya-afon.html

Святая гора Афон

« Назад

Монастырь Ксенофонт, занимавший шестнадцатое место в Афонской иерархии, находится у подножия холма. По преданию на его месте в 520 году был возведен храм святым Ксенофонтом. Преподобный Ксенофонт жил в Х веке. О нем говорится  в житии основателя Лавры Афанасия Афонского, что в Милопотаме он исцелил брата Афанасия Феодора.

В исторических текстах обитель впервые упомянута в период императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов Прота 1083 года сообщается, что  великий друнгарий (флотоводец) Никифор Стефан принял  постриг под именем Симеон. Здесь он собственными средствами реконструировал и расширил обитель.

Позднее Ксенофонту были переданы подворья на территории Афона и за его пределами. Монастырь процветал до падения Константинополя. Он разрушался неоднократно от пиратских набегов, но восстанавливался при поддержке византийских императоров, правителей придунайских княжеств и др.

Обратите внимание

Ксенофонт, первый из монастырей Святой Горы, который, согласно грамоте 1784 года патриарха Гавриила IV, сменил идиоритмический образ жизни на общежительный.

Важную роль в такой перемене монастыря сыграл кавсокаливский иеромонах, а также первый настоятель обители Паисий из Митилена, которым  оказали  помощь  Константин  и архимандрит Захарий, посетивший многие страны и собравший существенную сумму.

В начале XIX века, а именно в 1817году пожар уничтожил значительную часть монастыря и многие старинные документы. Однако монастырь был восстановлен и расширен с помощью бывшего митрополита Самаковского Филофея, покинувшего свою епископию и прожившего здесь монахом до конца своей жизни.

Дела Филофея продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее. На пожертвования Филофея, в 1809-1819 годах был построен собор в северной части монастыря. Этот собор является самым большим из греческих соборах на Афоне, где находятся мозаичные иконы святых Димитрия и Георгия. Но кроме нового, сохранился также старый собор, который находится в нескольких метрах от входа в Ксенофонт.

Помимо двух соборов, здесь находятся также 11 часовен на ее территории и 8 за ее границами. Монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее и скит Пресвятой Богородицы, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием.

Скит Пресвятой Богородицы состоит из церкви (кириакон) и 22 калив, большинство из которых на сегодняшний день  пустует. Здесь проживают 8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов.

В библиотеке самого монастыря, расположенной на юго-западной стороне Ксенофонта, находятся приблизительно 600 рукописей, 8 из которых пергаментные, 2 литургических (пергаментных) свитка, турецкие печати и разного рода документы, а также свыше 7.000 печатных книг.

Ксенофонт хранит две чудотворные иконы – Матери Божией и святого Георгия. Здесь находятся также мощи святого великомученика Георгия, святого Аркадия (сына основателя), святого великомученика Феодора Тирона, Апостолов Варнавы и Филиппа, святого Стефана, святителя Иоанна Златоуста, святого Модеста и святой Марины.

Важно

Обитель насчитывает как на ее территории, так и за ее пределами около 60 монахов. Престольным праздником монастыря является 23 апреля (6 мая) – день великомученика Георгия Победоносца.

Источник: https://grekobook.ru/svyatoy-paisiy-svyatogorets-slova-1/article_post/svyataya-gora-afon

Ссылка на основную публикацию