Лазарева суббота, малый/средний

Лазарева Суббота в 2019 году

  • Три­одь Пост­ная. Суббота святого и праведного Лазаря

С Ла­за­ре­вой суб­бо­ты цер­ков­ные пес­но­пе­ния на­чи­на­ют ве­сти ве­ру­ю­щих по сто­пам Гос­по­да.

Вре­ме­ни Его зем­ной жиз­ни оста­лось ме­нее неде­ли. Час ве­ли­ко­го Ис­хо­да бли­зок. «Об­щее вос­кре­се­ние преж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, из мерт­вых воз­двигл еси Ла­за­ря, Хри­сте Бо­же…

», – слы­шим мы пе­ние празд­нич­но­го тро­па­ря.

«Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря – по­след­нее ве­ли­кое чу­до Хри­ста, по­след­ний от­блеск Сла­вы Его пе­ред но­чью стра­стей. Еван­ге­лист Иоанн изо­бра­жа­ет это со­бы­тие как оче­ви­дец, с по­ра­зи­тель­ной, по­чти ося­за­е­мой до­сто­вер­но­стью.

Ви­дишь бук­валь­но каж­дый штрих: ро­бость уче­ни­ков, их ко­ле­ба­ния и, на­ко­нец, ре­ши­мость ид­ти на­встре­чу опас­но­сти.

Обратите внимание

Иисус с гла­за­ми, пол­ны­ми слез, у гроб­ни­цы; сёст­ры, по­дав­лен­ные го­рем; сму­ще­ние Мар­фы, от­ва­лен­ный ка­мень и власт­ный при­зыв, услы­шан­ный в иных ми­рах: «Вый­ди, Ла­зарь!» Без­молв­ная фигу­ра в са­ване на по­ро­ге скле­па… Тот, Кто вско­ре Сам дол­жен бу­дет прой­ти через вра­та смер­ти, объ­яв­ля­ет Се­бя ее по­бе­ди­те­лем»[1].

Хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие рас­смат­ри­ва­ет это чу­до как зри­мый сим­вол вла­сти Хри­ста над жиз­нью и смер­тью, как уве­ре­ние уче­ни­ков в сво­ем Вос­кре­се­нии и бу­ду­щем вос­кре­ше­нии мерт­вых.

По­это­му дан­но­му со­бы­тию по­свя­ще­на суб­бо­та ше­стой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста (суб­бо­та Ла­за­ре­ва), пе­ред празд­ни­ком Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим (Верб­ным вос­кре­се­ньем).

Ра­ди точ­но­сти сле­ду­ет за­ме­тить, что здесь бо­го­слу­жеб­ное вре­мя не сов­па­да­ет с ис­то­ри­че­ским: вос­кре­ше­ние Ла­за­ря про­изо­шло за ме­сяц или два до Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим (см. Ин.11:54.)

Сам же «Ла­зарь Чет­ве­ро­днев­ный», или «друг Бо­жий», – это го­сте­при­им­ный жи­тель Вифа­нии (пред­ме­стья Иеру­са­ли­ма), брат Мар­фы и Ма­рии, в до­ме ко­то­ро­го оста­нав­ли­вал­ся Иисус Хри­стос (Лк.10:38-41; Ин.12:1-2).

Его вос­кре­ше­ние из мерт­вых на чет­вер­тый день (от­сю­да про­зва­ние), со­вер­шен­ное Хри­стом в фор­ме пуб­лич­но­го мес­си­ан­ско­го «зна­ме­ния», ста­ло для иудей­ских вла­стей, опа­сав­ших­ся ре­ли­ги­оз­ных вол­не­ний, по­след­ним ар­гу­мен­том в поль­зу немед­лен­ной над Ним рас­пра­вы (Ин.11:47-53).

Со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, по­сле вос­кре­ше­ния Ла­зарь про­жил еще 30 лет и умер в сане епи­ско­па Ки­ти­о­на (о. Кипр). В кон­це IX в. его мо­щи пе­ре­нес­ли в Кон­стан­ти­но­поль. Па­мять – 17/30 ок­тяб­ря и в суб­бо­ту Ла­за­ре­ву.

Юрий Ру­бан

Литература

Кас­си­ан (Без­об­ра­зов), еп. Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря и Вос­кре­се­ние Иису­са Хри­ста // Путь. Па­риж, 1929. № 16; Ра­ин А. П. Вос­кре­се­ние Ла­за­ря // Стран­ник. 1904. № 3.

При­ме­ча­ния

[1] Дру­гой воз­мож­ный пе­ре­вод: «иметь бла­го­дар­ность».

Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-lazareva-subbota

Лазарева суббота

Лазарева суббота – это церковный праздник в честь воскрешения Лазаря, впоследствии великого святого, который проповедовал о жизни и учении Христа. Он празднуется в 6-ю субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, то есть, в 2019 году — 20 апреля. После начинается Страстная неделя — самая строгая и последняя неделя поста.

В Библии описывается история этого божественного воскрешения. Лазарь был другом Христа и жил недалеко от Иерусалима, в селении под названием Вифания. Иисус навещал его часто, но однажды до него дошла весть о внезапной тяжелой болезни Лазаря. Иисус ответил, что эта болезнь не приведет друга к гибели, а напротив, станет вехой в грядущей славе Божьего Сына.

Иисус направился к дому друга, чтобы навестить его у ложа, но за 4 дня до прибытия Христа Лазарь скончался. Его похоронили сестры, по тогдашним традициям, в пещере, завалив ее камнем. Но когда прибыл Иисус, он приказал отодвинуть этот камень от входа в усыпальницу Лазаря, а затем сказал: «Лазарь! Иди вон». И покойный ожил и вышел из пещеры.

Важно

Об этом чудесном воскрешении тотчас узнали по всей Иудее, люди рассказывали о Сыне Божием, способном воскрешать мертвых, молва быстро расходилась.

Затем, немного позже, Иисус въехал в Иерусалим, как сказано в Писании, и его встречал народ с пальмовыми ветвями, говоря о нем как о новом царе.

Именно этот случай дошел до первосвященников, которые, испугавшись свержения власти, сговорились убить Христа.

Интересным нюансом является то, что вход Иисуса в Иерусалим празднуется церковью на следующий день после Лазаревой субботы, в воскресенье, а по историческим данным между этими событиями существовал промежуток в несколько недель.

Лазарь же после смерти Иисуса прожил 30 лет земной жизнью и проповедовал в память о нем христианское учение. Умер он на Кипре, откуда были впоследствии, уже в IX веке, вывезены его мощи и помещены в Константинополь. В 890 г. в городе Китион на Кипре построили храм имени Лазаря. Основание выстроили прямо на захоронении святого. По сей день к храму съезжаются паломники из многих стран.

Воскрешение Лазаря церковь называет чудом, которое знаменует всемогущество Господа, его добрую волю и справедливость. Лазарь вел праведную жизнь и сразу поверил в истинную сущность Иисуса Христа, и ему была дана «вторая» жизнь.

Празднование Лазаревой субботы

Лазарева суббота приходится на конец Великого поста, и праздновать в полной мере этот день нельзя. Церковь разрешает небольшие допущения к столу в виде рыбной икры и красного вина. В этот день принято готовить блины из гречневой крупы, кашу, печь рыбные пироги и варить брагу.

В Лазареву субботу обычно отламывают от дерева или покупают веточки вербы, они символизируют пальмовые ветви, которыми встречали Христа в Иерусалиме. Во время вечернего богослужения их освящают святой водой. Лазареву субботу также называют Вербной субботой, так как она приходится на канун Вербного воскресенья.

Верба — самое первое дерево, которое начинает цвести после зимних холодов и является символом воскрешения, пробуждения, как воскрес и пробудился Лазарь. В ночь на Вербное воскресенье в русских деревнях у молодежи принято было ходить по домам с веточками вербы и песнопениями. Считалось, что если легонько ударить человека веточкой вербы, это наделит его здоровьем на весь год.

Совет

У прочих славянских народов такой обычай также имел место. Сербы привязывали к веточкам маленькие колокольчики, а чехи и словаки обходят дома с вербой не в ночь на воскресенье, а в понедельник, на Пасху.

У болгар и гагаузов есть обряд лазарования. Маленькие девочки, лазарки, ходили по домам и пели ритуальные песни, а одна из них символизировала невесту и несла большую корзину для даров, куда люди складывали угощения.

В эту субботу традиции не рекомендуют устраивать пышные празднества, как, впрочем, в любой день поста.

Именно в праздник воскресения Лазаря священнослужители меняют свои черные одеяния на белые, показывая свое единение с воскресшим святым. Праздник веры в чудо, исцеление и воскрешение возрождает в душе каждого верующего ощущение надежды и стремление к вечной жизни. В этот день Иисус не только вернул к жизни святого Лазаря, но показал могущество Бога и дал надежду на спасение своему народу.

В своей жизни и в ходе проповедования Божьей воли Христос воскрешал умерших только три раза.

В первый раз он воскресил сына вдовы из города Наин, вторым чудом стало воскрешение двенадцатилетней дочери Иаира, ну а третьим — воскрешение Лазаря.

 Чудо воскрешения Христос творил для того, чтобы люди уверовали в могущество Бога, в бессмертие души и в возможность воскрешения во время пришествия Страшного суда.

Великий пост в 2019 году

В 2019 году Великий пост начинается 11 марта и длится до 27 апреля. Что он означает? Великий пост символизирует собой 40 дней искушения Иисуса в пустыне дьяволом. Он 40 дней ничего не ел и боролся с наваждениями нечистого.

Именно тогда он начал свой путь для спасения человечества от греха. 40 дней поста проходят в честь этого великого испытания, а последняя неделя — в честь последних деяний Христа, его страданий и смерти.

В числе его последних чудес, совершённых перед смертью, церковь отмечает и воскрешение Лазаря.

Обратите внимание

Великий пост — самый строгий пост православных верующих, ко встрече святого праздника Пасхи принято готовиться тщательно и осмысленно.

В Лазареву субботу церковь советует провести день в размышлениях о жизни и смерти, воздерживаясь от развлечений и мирских благ, очищая душу от неправедного, и лучше всего посвятить этот день чтению Святого Писания.

Хотя эта суббота и является праздничной, но она всё же остается частью Великого поста, поэтому празднование происходит обычно очень сдержанно, умеренно в пище и трезво.

Какого же числа в 2019 году Лазарева суббота? 20 апреля.

Источник: http://velikij-post.ru/dni/lazareva-subbota-kakogo-chisla.html

Лазарева Суббота в 2016 году – 23 апреля

  • О воскрешении Лазаря
  • Богослужения Лазаревой субботы

Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой — Великим постом.

Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — “седмица ваий”. Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: “понедельник ваий”, “вторник ваий” и т.д.

Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем “Входом Господним в Иерусалим”.

Богослужение этих дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава.

Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей — все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. Достигается это разными способами, а в седмицу ваий в течение 5 дней звучат песнопения, которые заставляют нас напряженно ждать событий конца седмицы.

Эта седмица должна привести нас к двум особенным праздникам — субботе Лазаревой и Неделе ваий. В субботу Лазареву празднуется воскрешение праведного Лазаря. Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца (Ин. 11, 1-45).

Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, словно нарочно медлил и не приходил в Вифанию, хотя дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, по-видимому, Господь часто посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе.

Все это переживается и является в богослужении. Упоминания об этом есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: “Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы…” — вчера и сегодня уже болеет Лазарь, и Христос об этом знает, потому что ему сообщили родственники.

Важно

Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: “Днесь издше Лазарь”, — сегодня умер Лазарь. И наконец: “Днесь Лазарь умерый погребается…” — вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, предшествующее этому великому чуду.

А мы вместе с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим ко дню воскрешения Лазаря.

Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница — это время подготовки, а Страстная — это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать.

В пяток ваий несколько раз поется такой текст: “Душеполезную совершивше четыредесятницу…”, т.е. уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, “… и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче”. В пятницу на седмице ваий св.

Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы.

В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совсем другое: в субботу и воскресенье совершается полная литургия, совершается Таинство Евхаристии.

Что касается еды, то в субботу и воскресенье всегда ослабление поста на елей, и таким образом суббота и воскресенье не входят в число дней св. Четыредесятницы. Итак, 6 седмиц и в каждой по 5 дней, всего получается 30 постных дней, а ведь мы говорим о св. Четыредесятнице.

Здесь надо сказать, что идея предпасхального поста существует с древнейших времен и является апостольским установлением, однако исчисление дней св. Четыредесятницы претерпело очень значительные изменения. Так, на Православном Востоке до IX века не было единства в определении периода св. Четыредесятницы.

Понятно, почему Четыредесятница носит такое название — ведь свв. Отцы постановили уподобить свой пост посту Господа, Который 40 дней пребывал в пустыне, но вот устроение этого поста оказалось довольно трудным.

Совет

Предпасхальный период мог состоять как из 7, так и из 8 седмиц: от начала Поста до дня Пасхи могло быть как семь, так и восемь недель. Наша сырная седмица (как мы знаем, заговенье на мясо происходит уже за неделю до поста) отмечена многими чертами великопостного богослужения и является полупостной седмицей.

Это и есть остаток того восьминедельного предпасхального поста, который существовал на Востоке. Продолжительность его варьировалась, потому что постоянно стремились привести число дней поста к 40 дням. Но осуществить это в полной мере так и не удалось: это удается лишь ценой некоторых натяжек и выглядит несколько надуманно.

Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является совершенно особенным, ни на что не похожим, днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров.

Поскольку эта литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, и это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С этого дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы.

Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в этом заключено указание на то, что никакое прославление святых сейчас уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, поэтому все богослужение в этот период осуществляется только по Триоди.

Исключение составляет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который обязательно празднуется, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся в этом году.

Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.

Читайте также:  Молитва для защиты от нечистой силы (против чародейства) - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Так, после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися.

Но что еще более удивительно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи. Суббота Лазарева — это день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении “прежде страстей” Христовых, и еще прежде Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря.

Обратите внимание

После пения канона возглашаются стихи “Свят Господь Бог наш” — это текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен “Преблагословенна еси, Богородице Дево…” взят из воскресной службы. За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл.

Служба является по сути воскресной, и Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения этого дня.

В эксапостиларии этого дня, читаемом на Слава, и ныне, звучат слова ап. Павла (1 Кор.

15, 55), которые мы скоро услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: “Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, и где твоя, аде, победа? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем”. Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.

Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — человеческой и Божественной.

Так, синаксарь предваряется такими стихами: “Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости”.

То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление “смертного существа”, воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.

В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обычным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник, хотя Типикон о нем умалчивает.

М.С. Красовицкая. Литургика. М., 2003.

Источник: https://www.pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

Лазарева суббота

В Библии это чудесное событие описывается в Евангелии от Иоанна. Христос искренне любил Лазаря и часто приходил в его дом. Но смерть не щадит даже самых лучших людей — Лазарь, будучи в расцвете сил, тяжело заболел и умер.

По прошествии четырех дней Иисус узнал о смерти человека, которого он считал своим другом и пришел к гробовой пещере, где лежал покойный.  «Отнимите камень» — промолвил Сын Божий.

После того, как его требование было выполнено, Иисус поднял глаза к небу и обратился к Отцу своему небесному. После он громко сказал: «Лазаре! Гряди вон!».

Важно

Какого было удивление окружающих, когда из пещеры вышел сам Лазарь, все еще обвитый  погребальными пеленами. Молва об этом чуде сразу же распространилась по всем окрестным землям. Именно воскрешение Лазаря Иисусом Христом стало причиной принятого окончательного и твердого решения фарисеев и первосвященников об убийстве Спасителя.

 Наряду с торжеством Жизни наступает сила тьмы, принесшая с собой последние дни жизни Христа. Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»…Воскресив своего друга Лазаря Иисус дал надежду каждому из нас на вечную что будет воскресение Его самого, а также воскресение всех мертвых.

 Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»…

Богослужение в Лазареву субботу особенное, с определенным порядком.

В нем есть необыкновенный трепет в сочетании с проникновенностью и торжественностью, а в песнопениях ключевыми являются строки, указывающие на неслучайность события, воскрешение Лазаря, на то, как оно важно для всех истинно верующих и для Человечества, в целом.

Проводят его с особым трепетом, проникновенно и торжественно, а главное песнопение содержит строки, указывающие на неслучайность воскрешения Лазаря и важное значение этого события для веры и верующих.

Сложно переоценить значение Лазаревой субботы, хоть праздник этот не так широко известен среди светских людей. Это истинный символ грядущего воскресения всех покойных, а также настоящее чудо, которое доказывает, что Жизнь всегда одерживает победу над смертью.

Это ли не что иное, как доказательство любви Господней? Если заглянуть в церковный календарь, то можно увидеть, что Лазарева суббота напрямую связана с Вербным Воскресеньем, которое, в свою очередь, ознаменовано Входом Господним в Иерусалим, и оно отмечается православным миром на следующий день.

Совет

Действительно, праздник, связанный с воскрешением Лазаря, православная Церковь вспоминает очень давно.

Такие отцы Церкви, как святой Амфилохий, Иоанн Златоуст и прочие оставили потомкам поучения, которые были произнесены именно в Лазареву субботу, напоминая о том, что воскрешенный Лазарь смог уничтожить для живущих множество соблазнов.

Традиции Лазаревой субботы

Практически с каждым праздником связаны свои традиции, которые идут из глубины веков, и Лазарева суббота не стала исключением. В этот день принято ломать вербу, и уже вечером начнется ее освящение в преддверии Вербного воскресения. Интересен и другой обычай.

Как только наступал вечер, люди хлестали друг друга веточками вербы, приговаривая при этом определенные слова « «Верба хлёст, бей до слез!» или «Бьем, чтобы ты был здоровым».

У обряда есть свои обоснования: считалось, что он способен помочь в обретении человеком здоровья и достатка в доме.

Крайне важно отметить, что Лазарева суббота не годится для пышных гуляний и шумного веселья, так как при всех послаблениях – это по-прежнему день Великого поста, где в почете воздержание со смирением.

Раньше в России на Лазареву субботу традиционно начинался так называемый вербный торг, который собирал много народу. До революции, произошедшей в 1917 году, торг разворачивался непосредственно в столице на Красной площади.

Там торговали иконами, вербными веточками, а также пасхальными яйцами и игрушками с цветами. Еще в 1870-х годах торг перенесли на Смоленский рынок в связи с началом строительства Исторического музея.

Кстати, хочется отметить несколько слов о веточках вербы, о которых было уже сказано много раз. Считается, что срывать их следует с тех деревьев, что растут в непосредственной близости от водоемов.

Обратите внимание

Кроме того, можно купить вербу у старушек, что торгуют ею возле церквей и храмов, поскольку они обычно всегда стремятся к выполнению праздничных традиций, и не станут срывать вербу в неположенных местах.

Христиане особо обрабатывают вербу, поскольку ей, и воде, в которой она стоит, приписывают целебные силы.

Обратите также внимание на то, как выглядит выбранная вами верба: если на ней красуется множество пушистых комочков, или желтые сережки, как их еще принято называть, то это отличный знак, предсказывающий обильный урожай в достатке. Еще одна историческая справка: ранее в этот день было принято сеять горох, и, тогда он обязательно хорошо рос. Еще одно доказательство победы Жизни!

В Лазареву субботуна протяжении веков молодые девушки собирались компаниями и пели звонкие песни, а людям было приятно слушать их стройные красивые голоса, поэтому в награду они от души давали какие-то продукты или деньги.

Кстати, девушек называли «лазарки», и компании обычно состояли из трех человек. После окончания мероприятия девушки делят поровну все гостинцы и расходятся по домам к своим семьям.

А еще на Лазареву субботу в свое время кипрские прихожане со священниками ставили театральные представления, которые символизировали чудесное воскресение, ставшее посланием всему Человечеству.

Богослужение в Лазареву субботу

В церковных канонах имеются особые правила, относящиеся к богослужению в Лазареву субботу. Накануне утром, в пятницу, поют пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевшее».

В саму же субботу служат Литургию Иоанна Златоуста, плюс, поют гимн «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», вместо Трисвятого.

Сама Церковь и ее представители, как и ранее, убеждены, напоминая народу, что воскрешение Лазаря, великое чудо, совершалось для всего Человечества, дабы показать и грешникам, и истинно верующим, что воскрешение из мертвых возможно, и это повод думать о душе и ее предназначении.

Как провести Лазареву субботу?

Хоть это и праздник, рекомендуется его проводить не совсем в традиционном для празднества понимании. Лучше посвятить Лазареву субботу размышлениям о своей смерти, в также подготовиться к ней духовно по святому Франциску Сальскому, вспоминая чудо воскрешения Христом праведника Лазаря, который прожил после в здравии более 30 лет, проповедуя христианство.

Прихожане идут в храм, прося Бога об исцелении себя или членов своей семьи. Считается, что в этот день все молитвы без исключения будут услышаны, и помощь верующим не заставит себя ждать, но именно тех, кто верит всем сердцем и молится искренне. Также немаловажно пребывать в хорошем расположении духа, следя за своими помыслами.

Конечно, ни о какой работе в праздничный день речи быть не может.

Лазарева суббота является одним из дней, приходящихся на Великий Пост. Однако, показателен тот факт, что постящиеся могут дать себе некоторые послабления в рамках организации питания.

Так как в Великий Пост запрещены все те блюда, в которых содержатся продукты животного происхождения, а также отмечено ограничение в приеме растительного масла и горячей пищи, то в Лазареву субботу, согласно церковному уставу, постящиеся могут себе позволить виноградное вино, икру и растительное масло.

Если же заглянуть вглубь традиций, то на Руси радушные хозяйки в этот день готовили такие блюда, как каша, гречневые блины, а также рыбный пирог, который предполагалось вкусить на следующий день, поскольку в Вербное воскресение к списку разрешенных продуктов добавлялась также рыба.

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2016/04/22/lazareva-subbota/

Лазарева суббота – Православный журнал “Фома”

Лазарева суббота, или Вербная суббота,— это суббота шестой недели Великого поста. Эта неделя еще называется Неделей Ваий («Ваия» — пальмовая ветвь (церк. устар.)), или Вербной неделей. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим.

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

События Лазаревой субботы

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер. 

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал.

Важно

Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит.

Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самых важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

Праведный Лазарь

Лазаря еще называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий». Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и стал епископом Китийским — служил на острове Кипр, в городе Китионе (сейчас Ларнака). 

Как раз в этом городе в 890 году обрели святые мощи епископа Лазаря. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Совет

  Чуть позже при императоре Льве Мудром в 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря.

В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После чуда воскрешения праведный Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом в городе Китион (сейчас Ларнака) на острове Кипр. После смерти мощи святого положили в мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (Ларнака) построили храм в честь праведного Лазаря. Его возвели на самой гробнице святого. Сейчас в паломничество к храму приезжают христиане со всего мира.

Читайте также:  Ипатьевский монастырь, россия, город кострома

Церковь праведного Лазаря построили примерно в 890 г. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 г., восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!».

Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри — два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Мраморный ковчерг с мощами Лазаря обнаружили 1972 году именно в этом храме, ученые подробно исследовали их и подтвердили их подлинность. Видимо, мощи святого в IX веке вывезли в Константинополь не полностью.

Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище. 

Песнопения Лазаревой субботы 

Тропарь, глас 1: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!

Стихира на вечерне в пятницу, глас 8: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, {дать} нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

Апостольское чтение Лазаревой субботы

Послание ап. Павла к Евреям 12:28 – 13:8 

Братья, приемля царство непоколебимое, будем держаться благодати (1), которой будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть также огонь поедающий.

Братолюбие между вами да пребывает. Гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Вспоминайте узников, как бы пребывая с ними в узах, и страждущих, как бы сами находящиеся в теле.

Брак да будет честен во всём, и ложе непорочно; ибо блудников и прелюбодеев осудит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть.

Обратите внимание

Ибо Он Сам сказал: «Я тебя не оставлю и не покину тебя», так что мы смело говорим:
Господь мне помощник, и не убоюсь: чтó сделает мне человек? (Пс 117:6)

Помните наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на исход их жизни, подражайте их вере. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки – Тот же.

Евангельское чтение Лазаревой субботы

Воскрешение Лазаря. Henry Ossawa Tanner, 1896

Евангелие от Иоанна 11:1-45

[В то время] был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, гдежили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен».

Услышав это, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий». Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился.
После этого Он говорит ученикам: «Пойдем снова в Иудею».

Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Иисус отвечал: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем».

Сказав это, говорит им потом: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». 

Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему». Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним».

Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их вгоре о брате их.

Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог».

Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» Она говорит Ему: «Да, Господи! Я верую, что Ты – Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий».

Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: «Учитель здесь и зовет тебя». Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

Важно

Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице — плакать там.

А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат».

Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Иди и посмотри». Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: «Смотри, как Он любил его». А некоторые из них сказали: «Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?».

Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: «Возьмите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже».

Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!».

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, чтó сотворил Иисус, уверовали в Него.

Пост в Лазареву субботу

В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, растительное масло и вино.

На Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник. Все это съедалось в Вербное воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делалось послебление — можно было есть рыбу.

Традиции Лазаревой субботы

Традиции отмечания Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим были тесно переплетены на Руси. Вечером этого дня, накануне Вербного воскресенья, как и в сам день праздника Входа Господня в Иерусалим люди, приносили и приносят сейчас в храм веточки вербы. Священник совершал чин освящения верб на вечерней службе — Всенощном бдении праздника Входа Господня в Иерусалим.

В славянских странах верба стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали его дорогу в Иерусалим ветвями пальм: за Христом в столицу Израиля последовало множество народа.

Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести.

Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота,  все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» И бросали Ему под ноги пальмовые ветви — царский символ.

Совет

На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Верба — одно из первых деревьев, которые расцветают весной.

Пушистые веточки символизировали пробуждение природы после долгой зимы, воскресение всего живого для цветения и плодоношения. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века.

Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.

В деревнях в Лазареву субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу — на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки, густо заросшие ивами и вербами.

Лазарева суббота у других народов

На родине праведного Лазаря, на Кипре, в древности существовала традиция: в Лазареву субботу процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей города.

Процессию возглавлял мальчик, украшенный красными маками и желтыми маргаритками. Мальчик представлял Лазаря. Дети при этом пели Лазореву песню.

В храмах во время церемонии изображалось Воскресение Лазаря, в действе принимали участие священнослужители и дети.

Обычай «лазарования»

У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обычай— лазарование (Lazari). «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни. 

Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.

Источник: https://foma.ru/lazareva-subbota.html

Лазарева суббота и Вербное воскресенье – 2016: история, обычаи, что можно есть

Завершается Великий пост – впереди самая важная и серьезная Страстная неделя, последняя перед праздником Пасхи.

Но и выходные перед Страстной неделей непростые – православные христиане в эти дни отметят два очень важных праздника – Лазареву субботу и Вербное (пальмовое) воскресенье.

Когда в 2016 году отмечается Лазарева суббота

Лазарева суббота приходится на субботу шестой седмицы Великого поста, в 2016 году это 23 апреля. Соответственно, на следующий день, 24 апреля, наступит Вербное воскресенье, а Пасха в этом году будет отмечаться 1 мая.

Что отмечают в Лазареву субботу

В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. Это событие стало прообразом Воскресения самого Христа и грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено христианами с древних времен, этот день событийно предваряет Вход Господень в Иерусалим (Вербное, или Пальмовое воскресенье).

Согласно Евангелию, святой Лазарь был братом Марфы и Марии, он жил с сестрами неподалеку от Иерусалима в селении Вифания. Христос был дружен с Лазарем и часто посещал его дом.

Однажды Христу сообщили, что Лазарь заболел. Христос огорчился, но сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, и да прославится через нее сын Божий».

Однако, когда Иисус добрался до Вифании, выяснилось, что Лазарь уже четыре дня как скончался, а его тело лежит в пещере, предназначенной для погребения.

Услышав о смерти Лазаря, Иисус прослезился и потребовал отвалить камень от пещеры, в которой похоронили праведника, воззвав к нему: «Лазарь! Выйди вон!» После этих слов Лазарь воскрес и действительно вышел из погребальной пещеры. Говорят, после своего чудесного воскресения Лазарь прожил еще 30 лет, был епископом на Кипре, где проповедовал учение Христа.

Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее, что и послужило причиной столь торжественной встречи, которую оказали Иисусу в Иерусалиме, куда он въехал на осле на следующий день, в воскресенье.

В день входа Господня в Иерусалим Христа встречали сотни горожан, которые махали ему пальмовыми ветвями и бросали их ему под ноги, приветствуя как царя. Поэтому западные христиане так и называют этот праздник – Пальмовое воскресенье.

В России пальмы, как известно, хотя и растут кое-где, но не слишком охотно – климат не тот.

Обратите внимание

Поэтому на Руси издревле роль пальмовых ветвей в этот день выполняли веточки вербы – первые пушистые посланницы весны и возрождения природы, а сам праздник в народе называется Вербное воскресенье.

Церковь считает воскрешение Лазаря одним из важнейших чудес, совершенных Иисусом Христом за время своей земной жизни. Согласно христианскому вероучению, это чудо является символом того, что Господу подвластны и жизнь, и смерть и что только вера обеспечит грядущее воскресение тех, кто при жизни веровал во Христа и исполнял его заповеди.

Лазарева суббота и Великий пост

Как ранее писало Федеральное агентство новостей, в Лазареву субботу в строгостях Великого поста допускаются некоторые послабления, которые также распространяются и на Вербное воскресенье.

В Лазареву субботу можно есть горячую постную пищу с растительным маслом, также разрешена рыба и вино. Впрочем, традиционным блюдом Лазаревой субботы считается не сама рыба, а рыбья икра, которую можно есть и просто так – свежепосоленной, и готовить из нее различные блюда на растительном масле (например, котлеты из щучьей икры).

В Вербное воскресенье также можно есть горячие постные блюда с растительным маслом и употреблять в пищу рыбу.

Не возбраняется выпить немного вина, но важно помнить – алкоголь в эти дни разрешен в очень умеренных количествах только как знак праздника.

Все остальные запреты, распространяемые на великопостные дни, сохраняются – веселье, походы на танцульки, бессмысленное сидение в Интернете, злословие и другие «скоромные» забавы церковь в Великий пост категорически не приветствует.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье – это последние дни, когда христианин может немного отдохнуть душой и телом и набраться сил перед главным испытанием – Страстной неделей, предваряющей Светлую пасху Христову.

Читайте также:  Благодарение за любовь божию и молитва об умножении любви к богу - благодарственные молитвы

Народные обычаи на Лазареву субботу

На Руси Лазареву субботу иногда называли вербной, как и следующее за ней воскресенье. В вербную субботу было принято заготавливать веточки вербы, которые потом освящали в храмах в Вербное воскресенье.

В деревнях на Лазареву субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу, рыбные пироги, а в ночь на воскресенье даже устраивали гулянки, в которых в основном участвовала молодежь.

Парни обходили дома с песнями, размахивая веточками вербы. Попавшихся на дороге девушек слегка хлестали ветками, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слез!», «Бьем, чтобы быть здоровыми» и другие присказки.

Эти обряды были в ходу не только в субботу, но и в Вербное воскресенье.

Источник: https://sakhalife.ru/lazareva-subbota-i-verbnoe-voskresene-2016-istoriya-obyichai-chto-mozhno-est/

31 марта православные отмечают Лазареву субботу

Лазарева суббота – крайне необычный праздник, это праздник, когда Церковь вспоминает, как плакал Иисус Христос. “Рыдаеше, Иисусе”, – говорится на церковнославянском в одном богослужебном тексте.

То есть Всесильный Богочеловек, над которым не властна смерть, плакал. Победивший смерть и для нас, людей, Он плакал.

Над этим стоит задуматься: что может заставить Бога плакать? Почему день, когда в храмах вспоминают слезы Христа, – праздник? И, в конце концов, кто такой этот Лазарь, чье имя дало название празднику Лазарева суббота?

Важно

История Лазаря из Вифании – селения киломерах в трех от Иерусалима, рассказана в Евангелии от Иоанна, причем рассказана она с такой психологической точностью, все детали произошедшего показаны так зримо и ярко, что понимаешь: сия достоверность результат того, что евангелист Иоанн был внутри событий, был свидетелем произошедшего чуда. Чуда воскрешения Лазаря.

Обычно уточняют: “четырехдневного Лазаря”, что означает – Лазаря, умершего четыре дня назад. Да, да, событие, положившее начало празднику под названием “Лазарева суббота” – это воскрешение Лазаря, умершего за четыре дня до того, и, как честно конкретизирует Евангелие, “уже смердящего”.

То есть речь идет о воскрешении мертвого – именно воскрешении, а не воскресении, в чем тут разница, поговорим позже.

У православных христиан начался Великий пост

Итак, кем был этот Лазарь, которому на четвертый день после его смерти Иисус Христос вернул жизнь, обычную жизнь в его же физическом, правда, уже здоровом, теле? Замечу в скобках, что согласно церковному преданию, Лазарь по воскрешению прожил еще 30 лет, а потом, как и все люди, умер – в сане епископа Китиона, ныне остров Кипр. Ну а на момент смерти Лазарь был, скорее всего, небедным и совершенно точно почитаемым иудеем из Вифании. Другом Иисуса Христа – известно, что Иисус неоднократно гостил в доме Лазаря, обедал там со Своими учениками. Были у Лазаря две сестры – Марфа и Мария, тоже хорошо знавших Христа.

А теперь обратимся к Евангелию от Иоанна и прочитаем его вместе со Святыми Отцами. Напомню только, что местоимение “Он” и все его производные, пишущиеся с заглавной буквы, употребляется по отношению к Сыну Божьему, Богочеловеку, Господу Иисусу Христу.

“[В то время] был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен.

Послали сестры сказать Ему: “Господи! Вот, кого Ты любишь, болен”. Услышав это, Иисус сказал: “Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий”. Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился”.

Патриарх призвал молодежь помнить о внутренней красоте

Тут стоит прервать чтение и задуматься: почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни его друга, друга, которого Он любил? Такой же вопрос задавали себе и все свидетели этой истории две тысячи лет назад. Ответ прост.

Промедление Богочеловека Святые Отцы объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего – чудо ни до, ни после человечеству неизвестное и неповторенное. “Христос предвидел, что больной непременно умрет.

И потому, желая отклонить сомнения от людей подозрительных, отсрочивает на некоторое время путь свой, ожидая, пока он испустит дыхание, и погребен будет”, – комментирует этот момент преподобный Андрей Критский. “Для того (медлит Иисус – М.Г.

), чтобы скончался Лазарь и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: уже смердит”,  – объясняет святитель Иоанн Златоуст.

Читаем дальше: “После этого Он говорит ученикам: “Пойдем снова в Иудею”. Ученики сказали Ему: “Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?” Иисус отвечал: “Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем”.

Сказав это, говорит им потом: “Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его”. Ученики Его сказали: “Господи! Если уснул, то выздоровеет”. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: “Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему”.

Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: “Пойдем и мы умрем с Ним”.

Патриарх: РПЦ готова воспитывать детей, чьи родители не могут это сделать

Мы словно видим учеников Иисуса, предостерегающих Сына Божьего: “Не ходи в Иудею! Тебя хотели там побить камнями, а Ты опять идешь туда? Ну, пожалуйста, хотя бы не иди туда днем – опасно!”.

Совет

Но Иисус отвечает им фразой, имеющей не только буквальный смысл, но и глубокий богословский: “Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем”. И вот уже один из Его учеников – Фома поражает нас готовностью безоговорочно, невзирая на опасности, следовать за Христом, куда бы Он ни пошел.

Кстати, это тот самый неверующий Фома, о котором мы будем говорить через неделю после Пасхи, поэтому запомним сегодня его решимость!

Возвращаемся к евангельскому тексту: “Иисус, придя, нашел, что он (Лазарь) уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в горе о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

Сказала тогда Марфа Иисусу: “Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог”. Иисус говорит ей: “Воскреснет брат твой”. Говорит Ему Марфа: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день”.

Иисус сказал ей: “Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?” Она говорит Ему: “Да, Господи! Я верую, что Ты – Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий”.

Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: “Учитель здесь и зовет тебя”. Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице – плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: “Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат”.

Мария Городова: Почему и обидчик, и обижающийся на него одинаково больны

Эти диалоги между сестрами умершего Лазаря и Иисусом Христом крайне важны. С одной стороны это своего рода проверка Господом, способны ли Марфа и Мария поверить в чудо воскрешения, а, значит, поверить в то, что стоящий перед ними Иисус – Сын Божий.

Сестры вроде бы и верят, они сами говорят: “Если бы Ты, Иисус, так любящий нашего брата, был тут, когда он только болел, или только умер, Ты бы не дал ему умереть, Ты бы его воскресил!” Но сейчас-то уже поздно, считают они, тление, смерть, разрушила нашего брата, смерть уже победила.

Обратите внимание

Да, как верующие иудейки, они знают, что когда-нибудь их брат воскреснет из мертвых, но сейчас в нем уже нет жизни, а только тление и смерть. И тут Иисус опять произносит слова не совсем понятные двум убитым горем женщинам, слова, имеющие глубочайший смысл: “Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?” И, стоит ли говорить, что эти слова обращены не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам?

А дальше происходит то, с чего мы начали наш разговор о празднике Лазарева суббота.

“Иисус, когда увидел ее (Марию) плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: “Где вы положили его?” Говорят Ему: “Господи! Иди и посмотри”. Прослезился Иисус.

Говорили тогда иудеи: “Смотри, как Он любил его”. А некоторые из них сказали: “Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?”

Почему плакал Иисус? Зная, что Лазарь будет воскрешен? Бог и плачет! Зная, что смерть Ему подвластна, плачет над умершим! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает Своему другу Лазарю! Этот момент Евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Бог Иисус Христос потом Сам принял Крестные Страдания и Смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви. Но ототрем слезы. Если мы будем точны, то увидим: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе, и даже не о плачущем, там сказано: “Прослезился Иисус”. И это тоже важно. Преподобный Андрей Критский учит: “Прослезился Иисус, и тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать об умерших. Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть”. А святитель Василий Великий уточняет: Христос “заключил необходимые страстные движения в некоторую меру и пределы, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слез, потому что это малодушно”.

Но вернемся к Евангелию от Иоанна. “Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: “Возьмите камень”. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: “Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже”.

Иисус говорит ей: “Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?” Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: “Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня”.

Мария Городова: Оскорбляя кого-то, мы оскверняем себя

Сказав это, Он воззвал громким голосом: “Лазарь, выходи!”

Важно

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: “Развяжите его, пусть идет”. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него”.

Вот этот властный призыв Христа: “Лазарь, выходи!”, звучащий сегодня в храмах, обращен не только к Лазарю.

Лазарь, четырехдневный обитатель мрачной страны мертвых, – образ души, погребенной под спудом грехов, как выразился один святой, души, “от наших грехов смердящей”.

Этот призыв, услышанный даже и в царстве мертвых, не должен стать для нас, еще живых, просто словами. “Лазарь, выходи!”, – летит сквозь тысячелетия к нам, и сегодня.

“Лазарь, выходи!”, и пуст склеп – темница наших смерти. И валяются бессильными тряпками погребальные пелены – узы нашего греха. “Развяжите его, пусть идет…” Вот эту сцену и изображают на иконе праздника Лазаревой субботы.

Но я обещала объяснить, в чем разница между воскрешением и воскресением из мертвых. Воскрешение Лазаря – это возвращение умершего, который “уже смердил”, к жизни земной. А Воскресение мертвых, именно об этом вспоминала Марфа, – это восстановление физических тел людей в новом состоянии.

Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет “вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока”.

Залогом этого грядущего воскресения мертвых является Воскресение Христа в Пасху. Своим крестным подвигом и смертью, а затем воскресением, Иисус Христос преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения нам, людям.

Иисус Христос победил смерть, и вот, как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, что Он сильнее смерти, Церковь и устанавливает праздник, называемый “Лазарева суббота”, устанавливает его перед Страстной неделей.

Совет

В день Лазаревой субботы даже отменяется пост, наши предки в этот день обязательно ставили на стол рыбную икру – продукт в прошлые века более доступный, чем сейчас. Догадались, почему? Сколько в этом глубины и смысла, ведь икринка – зародыш новой жизни, ее зачаток. Обратите внимание, как сложнейшее богословие проникало в бытовую жизнь верующих, освещало ее.

Завтра еще одни необыкновенный праздник – Вербное воскресенье. Службы, посвященные ему, начнутся уже сегодня вечером.

Источник: https://rg.ru/2018/03/31/31-marta-pravoslavnye-otmechaiut-lazarevu-subbotu.html

Ссылка на основную публикацию